Атака шпагой как называется

Терминология

Источники:
«Спортивное фехтование. Учебник для вузов физической культуры»
под редакцией Д.А. Тышлера, Москва, Издательство «Физкультура, образование и наука», 1997 г.
«Искусство сценического фехтования»
Д. Тышлер, А. Мовшович, Москва, СпортАкадемПресс, 2004 г.

В первой части приводятся термины, используемые при изучении как спортивного, так и сценического фехтования. Термины, используемые исключительно в сценическом (театральном) фехтовании, изложены во второй части этой страницы. Кроме того, на странице «спортивное фехтование» Вы можете ознакомиться с наиболее важными правилами ведения фехтовального поединка.

Общая терминология фехтования

атака — инициативное наступательное действие с целью нанесения укола (удара), выполняемое выпрямлением вооруженной руки с непрерывной угрозой поражаемой поверхности противника.

атака основная — начинающая боевую схватку.

атака на подготовку — выполненная на противника, приближающегося с целью перехода в атаку.

атака ответная — выполненная на противника, отступающего после неудавшейся атаки.

атака повторная — выполненная на противника, защитившегося без попытки ответа, отступлением или уклонением.

атаки обоюдные — начинаемые и завершаемые обоими фехтовальщиками одновременно.

атака простая (ответ, контратака, ремиз, нападение с прямой рукой) — выполняемая с однотемповым движением оружия.

атака с действиями на оружие — состоящая из батмана (захвата, завязывания) и укола (удара).

атака (ответ) с финтами — выполняемая с угрожающими движениями оружием и уколом (ударом).

атака комбинированная — состоящая из действия на оружие, финтов и укола (удара).

атака с задержкой — выполняемая с кратковременной остановкой оружия по ходу выполнения финта или укола (удара).

батман — удар оружием по клинку противника с целью его поколебать или вывести за пределы поражаемой поверхности.

батман (захват, отбив) прямой — выполняемый перемещением клинка в горизонтальной плоскости.

батман (захват, отбив) полукруговой — выполняемый перемещением клинка в вертикальной плоскости.

батман (захват, отбив) круговой — выполняемый вертикальным и горизонтальным перемещениями клинка с возвратом в первоначальную позицию.

батман (отбив) проходящий — выполняемый скользящим движением вдоль клинка с последующим обведением острия.

батман (отбив) ударный — выполняемый встречным движением клинка к оружию противника.

боевая стойка — положение фехтовальщика, отражающее его готовность к ведению поединка.

боевая схватка — отдельный эпизод поединка, состоящий из непрерывно следующих действий.

бой — спортивный поединок на холодном оружии, обусловленный правилами соревнований.

бой ближний — фрагмент поединка, в котором участники имеют возможность поразить противника, действуя только оружием.

бой наступательный — с преимущественным применением атак, завоеванием поля боя.

бой оборонительный — с преимущественным применением средств противодействия атакам (защит и ответов, контратак, нападения с прямой рукой), отступления и уклонения.

бой маневренный — с постоянными глубокими перемещениями по фехтовальной дорожке.

бой позиционный — с незначительными перемещениями по фехтовальной дорожке.

бой скоротечный — с борьбой за атаковую инициативу и незначительной подготовкой боевых действий.

бой выжидательный — с продолжительной подготовкой боевых действий.

владеть соединением — быть защищенным от нападений прямо.

вызов — действие, побуждающее противника на применение определенного действия.

выпад — движение фехтовальщика вперед из боевой стойки толчком сзади стоящей ноги и последующей опорой на выставляемую вперед стоящую ногу.

гарда — металлический щиток выпуклой формы на эфесе оружия для защиты кисти от уколов (ударов).

границы поля боя — линии, ограничивающие фехтовальную дорожку (боковые и задние).

двойной перевод — атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в другой сектор, с целью обойти прямую (полукруговую) защиту противника.

действие — движение фехтовальщика, применяемое для решения тактических задач в отдельной схватке.

действие однотемповое (двухтемповое, трехтемповое, многотемповое) — продолжительностью выполнения одного (двух, трех, серий) движения (действия) оружием.

действие подготавливающее — без задачи нанесения или отражения укола (удара).

действие обусловленное — основанное на быстроте простых двигательных реакций, с предопределенным сектором завершения нападения, направлением действия на оружие и финтов, их количеством, направлением защитного движения оружием.

действие с выбором — основанное на проявлениях дизъюнктивных сложных реакций, состоящее из двух или нескольких вариантов защиты (нападений).

действие с переключением — основанное на проявлениях дифференцировочных реакций, выполняемое непрерывно в ходе схватки после другого начавшегося действия.

действие преднамеренное — выполнение которого спортсмен заранее предполагал.

действие экспромтное — выполняемое при неожиданно возникающем поводе.

действие преднамеренно-экспромтное — с преднамеренной начальной фазой и экспромтным завершением.

действие первого намерения — без передачи противнику тактической и временной правоты в ходе схватки.

действие последующих намерений — с передачей противнику тактической правоты или преимущества во времени и последующим их завоеванием в ходе непрерывной схватки.

действие с выигрышем темпа — с опережением продолжительностью выполнения одного простого действия оружием, фиксируемым визуально руководителем боя на рапире и сабле, электрофиксатором — на шпаге.

действительный укол (удар) — отчетливо нанесенный в поражаемую поверхность.

дистанция — расстояние между фехтовальщиками в поединке.

дистанция ближняя — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом), действуя только вооруженной рукой.

дистанция средняя — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом) с выпадом.

дистанция дальняя — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом), сделав предварительно шаг вперед и выпад («стрелу»).

дистанция сверхдальняя — расстояние между фехтовальщиками, превышающее длину атаки со скачком и выпадом («стрелой»).

доктрина фехтовальщика — понятие, отражающее подход спортсмена к решению конкретных задач схватки, боя, соревнования.

завязывание — разновидность захвата с перемещением клинка противника в различных плоскостях.

закрытие назад (вперед) — возвращение в боевую стойку после выпада, шага (скачка) и выпада.

захват — силовое воздействие оружием на клинок противника в соединении с ним.

защита — отражение оружием оружия противника, совершающего атаку или контратаку.

защита конкретная — применяемая с целью отражения нападения противника в определенный сектор.

защита обобщающая — выполняемая для отбива оружия нападающего противника при разнонаправленных перемещениях клинка.

игра оружием — перемещение клинка как при отсутствии, так и при наличии контакта с оружием противника.

исходное положение перед боем — положение фехтовальщика с вытянутым вперед оружием и маской в невооруженной руке.

комбинация приемов (действий) двухступенчатая (трехступенчатая) — состоящая из двух (трех) непрерывно выполняемых в одной схватке действий или приемов нападения и маневрирования.

контратака — нападение на противника с целью опередить начатую им атаку или избежать укола оппозицией, уклонением.

контрзащита — отражение оружием ответа противника.

контрответ — нападение, выполняемое непосредственно после отражения оружием ответа противника.

контртемп — нападение с целью опередить атаку противника на подготовку.

лезвие — рубящий край сабельного клинка.

линии фехтовальные — условное понятие о сторонах пространства, лежащих внутрь и кнаружи (вверх и вниз) от клинка фехтовальщика.

ложные нападения и защиты — выполняемые с меньшей длиной, чем это необходимо при нанесении укола (удара) противнику, с большей глубиной — при отражении его нападений.

маневрирование — глубокое перемещение по полю боя.

маскировка — действие, отвлекающее противника от определенных намерений или предстоящих действий, скрывающее состояние.

намерение — тактическая задача боевого действия.

нападение — попытка нанести укол (удар) вне зависимости от тактической правоты или разницы во времени между действиями фехтовальщиков.

нападения встречные — выполненные с целью противодействия атакующему (наносящему ответ) противнику, при взаимных попытках нанесения укола (удара).

нападение с прямой рукой (укол из положения «оружие в линии») — нападение на атакующего с целью использовать тактическую правоту при взаимных уколах, избегая столкновения с оружием противника.

недействительный укол (удар) — нанесенный в непоражаемую поверхность фехтовальщика.

непоражаемая поверхность — части тела фехтовальщика, нападения в которые не засчитываются.

обух — утолщенный край сабельного клинка.

оппозиция — силовое воздействие оружием на оружие противника с целью закрыть один из секторов поражаемой поверхности в ходе нападения и избежать укола (удара).

оружие фехтовальное — рапиры, шпаги, сабли, состоящие из клинка, гарды, рукоятки.

острие клинка — конец оружия, предназначенный для нанесения укола, имеющий наконечник.

отбив — отражение клинка противника, приближающегося к поражаемой поверхности.

отбив отведением — выполняемый из соединения силовым противопоставлением своего клинка оружию противника.

отбив подстановкой — выполняемый выдвижением сильной части клинка в определенный сектор.

отбив уступающий — выполняемый противопоставлением сильной части своего клинка оружию противника путем его перемещения из верхнего соединения в нижнее или из нижнего в верхнее.

ответ — нападение, выполняемое непосредственно после защиты.

перевод — нападение, выполняемое с обведением клинка, гарды или вооруженной руки противника.

перенос — нападение, выполняемое с обведением острия клинка противника.

перемена соединения — перемещение оружия из одной линии в другую.

позиция — положение оружия по отношению к собственной поражаемой поверхности фехтовальщика.

показ укола (удара) — угрожающее движение оружием в направлении поражаемой поверхности противника, имитирующее начальную фазу нападения.

поле боя — площадка, предназначенная для ведения поединка фехтовальщиков.

поражаемая поверхность — части тела фехтовальщика, нападения в которые засчитываются в соревнованиях.

правый (левый) бок — часть туловища фехтовальщика, поражаемая в боях на саблях.

прием — специализированное положение и движение фехтовальщика, отличающееся характерной двигательной структурой, взятое вне тактической ситуации.

приемы маневрирования — шаги, скрестные шаги, скачки, бег, закрытия после выпада.

приемы нападения — выпад, «стрела», шаг (скачок) и выпад.

прямая рука — положение, в котором вооруженная рука спортсмена выпрямлена, а острие клинка угрожает поражаемой поверхности.

разведка — действие, применяемое с целью получения информации о противнике.

рапира — спортивное колющее оружие весом 500 г с клинком длиной до 90 см прямоугольного сечения и круглой гардой диаметром не более 12 см. Рапира (фото).

ремиз — нападение после столкновения с защитой противника с целью опережения ответа.

сабля — спортивное рубяще-колющее оружие весом до 500 г с клинком не более 88 см трапецевидного сечения и овальной гардой, имеющей дужку. Сабля (фото).

салют — приветствие движением оружия.

сектор — часть поражаемой поверхности фехтовальщика, ограниченная вертикальной и горизонтальной линиями, пересекающимися в центре гарды. сектор может быть верхним или нижним, внутренним или наружным.

скачок — перемещение фехтовальщика без скрещивания ног с использованием безопорной фазы.

скрестный шаг — перемещение фехтовальщика со скрещиванием ног.

соединение — соприкосновение клинков.

средства фехтования — действия, используемые фехтовальщиками в бою, а также технические приемы и боевые действия, применяемые в процессе тренировки.

столкновение — резкое соприкосновение фехтовальщиков какими-либо частями тела по вине одного или обоих спортсменов.

стрела (бросок или «флеш») — прием нападения, выполняемый бегом или прыжком из боевой стойки и приземлением на выставляемую сзади стоящую ногу.

строевая стойка — положение фехтовальщика с оружием и маской в невооруженной руке.

схватка одноактная (двух, трехактная, многоактная) — состоящая из одного действия (двух, трех, многих действий) спортсмена, а также противодействия противника.

тактика — характер ведения боя и сумма способов обыгрывания, применяемых фехтовальщиком в единоборстве.

тактическая правота — преимущество, определяемое правилами соревнований для атак и ответов при взаимных уколах (ударах) в фехтовании на рапирах и саблях.

техника — совокупность наиболее целесообразных приемов фехтовального боя, а также структура и другие параметры их выполнения.

удар — прикосновение лезвия (или первой трети обуха со стороны острия) клинка с определенной силой к поражаемой поверхности противника.

удвоенный перевод — атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в тот же сектор с целью обойти круговую защиту противника.

уклонение — перемещение поражаемой поверхности с целью затруднить противнику нанесение укола (удара) и избежать его получения.

укол — прикосновение острия клинка к поражаемой поверхности противника с определенной силой, фиксируемое аппаратом-электрофиксатором.

укол (удар), показ укола (удара) прямо — нападение (или угроза) без необходимости обходить оружие или части тела противника.

укол с углом — нападение, при котором предплечье вооруженной руки фехтовальщика и оружие образуют угол.

фехтование — вид спорта, представляющий собой единоборство на холодном спортивном оружии.

фехтовальный темп — продолжительность выполнения одного простого действия.

финт — угрожающее движение оружием, вызывающее у противника реагирование защитой.

части клинка — условное деление клинка на слабую (ближнюю к острию оружия), среднюю и сильную (ближнюю к гарде) части.

чувство боя — специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности двигательных восприятий.

чувство времени — специализированное свойство фехтовальщика в оценке микроинтервалов времени.

чувство дистанции — специализированное свойство фехтовальщика6 основанное на точности оценки расстояния до противника.

чувство оружия — специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности тактильных восприятий.

шаг — перемещение фехтовальщика по полю боя, исключающее безопорную фазу и скрещивание ног.

шаг (скачок) и выпад — прием нападения, состоящий из непрерывно выполняемых шага (скачка) и выпада.

шпага — спортивное колющее оружие весом до 770 г с клинком длиной до 90 см трехугольного сечения и круглой гардой диаметром не более 13,5 см. Шпага (фото).

электрофиксатор — аппарат для судейства боев, фиксирующий уколы и удары в фехтовании на рапирах, шпагах, саблях, преимущество во времени нанесения укола в фехтовании на шпагах.

Термины, относящиеся к сценическому (театральному) фехтованию

алебарда – рубящее и колющее оружие, сочетающее копье и топор (секиру) на конце древка.

багор – длиннодревковое оружие, с копьем и крюком на конце, позволяющим цеплять противника.

боевая стойка – положение фехтовальщика, отражающее его готовность к ведению поединка:

  • левосторонняя, выполняемая с выставленной впереди туловища дагой (кинжалом, щитом) и шпагой в сильнейшей руке у фехтовальщика – правши
  • правосторонняя, выполняемая с выставленной впереди туловища шпагой и дагой (кинжалом, щитом) в другой руке у фехтовальщика – правши
Читайте так же:  Как называется украшение на шею из цветов

булава (разновидность палицы)- оружие ударного воздействия на доспехи противника, состоящее из утолщенного стержня с каменной или металлической головкой.

бутафорское оружие – имитация боевого оружия, предназначенного для зрелищных представлений.

дага – вид кинжала, предназначенного для свободной от шпаги руки.

двуручный меч – имеющий длинную рукоять, рассчитанный на хват двумя руками.

доспех – металлическая одежда воина.

древковое оружие – состоящее из длинной палки, шеста и наконечника.

заточка – короткий металлический стержень (кусок арматуры, отвертка и др.) с острым концом.

защитное вооружение – средства для предохранения различных частей тела воина от ударов и уколов, а также щит и другие персонально используемые воином приспособления.

кастет – приспособление, имеющее острые выступы, сжимаемое в ладони для усиления удара кулаком.

кинжал – обоюдоострое холодное оружие с коротким клинком, прямым или изогнутым.

кольчуга – защитная одежда на туловище воина, состоящая из малоразмерных переплетенных колец.

копье – колющее или метательное оружие с длинным древком (от 1,5 до 3 м).

кортик – колющее оружие с коротким узким клинком, предназначенное морским офицерам для абордажного боя.

крестовина – металлическая деталь, укрепленная перед рукояткой в плоскости клинка и перпендикулярно ему.

ложе – деревянная часть винтовки (карабина), на которой крепится ствол и механизмы оружия. Состоит из цевья, шейки и приклада.

меч – обоюдоострое холодное оружие с прямым клинком, различного веса и размеров, менявшихся в процессе исторического развития.

нож – холодное оружие с коротким клинком, имеющим рукоятку без крестовины для защиты кисти.

ножны – футляр для вкладывания клинкового оружия.

обезоруживание – приемы выбивания или отбора оружия у фехтовальщика, выполняемое применением завязываний или захватов невооруженной рукой.

обух – утолщенный край сабельного клинка.

палаш – холодное рубяще-колющее оружие с длинным и прямым клинком.

палица – дубина из прочных сортов дерева с каменными или металлическими шипами.

панцирь – металлическая защитная одежда на груди воина.

портупея – приспособление из ремней, закрепляемых через плечо, для ношения оружия.

приклад – расширенный конец винтовки (карабина, автомата), противоположный дульной части.

секач – большой нож с широким тяжелым клинком.

секира – топор, у которого верхняя заточенная часть является продолжением древка.

стилет – разновидность кинжала с узким колющим клинком

сценическое (театральное) фехтование – искусство ведения условного боя на холодном оружии, подчиненного сценическим законам и построенного в соответствии с исторической эпохой. Является также учебной дисциплиной, предназначенной для совершенствования двигательной культуры и физического воспитания актеров.

темляк – кожаный ремень в форме петли, прикрепляемый на конце рукоятки сабли (шпаги, палаша) и надеваемый на запястье при взятии оружия перед боем.

топор – рубящее или ударное оружие, имеющее деревянную рукоятку и закрепленное на конце широкое металлическое лезвие или другой тяжелый предмет.

трезубец – холодное оружие, имеющее три клинка на длинном древке.

удар – прикосновение лезвия клинка (или первой трети обуха со стороны острия) с определенной силой к поражаемому сектору противника):

  • лезвием, выполняемый заточенной частью клинка
  • обухом, выполняемый утолщенной частью клинка
  • плашмя, выполняемый боковой частью клинка
  • диагональный, выполняемый движением клинка вдоль поражаемого сектора с круговым возвратом в позицию
  • плоский, выполняемый прямолинейно, без дополнительных перемещений лезвия клинка
  • режущий, выполняемый с дополнительным движением лезвия клинка в сторону или назад
  • цевье – средняя часть ложи винтовки (карабина).

    шашка – оружие для боя верхом на лошади, с заточенным со стороны лезвия и части обуха клинком, имеющим небольшую кривизну.

    шейка приклада – суженная его часть, предназначенная для держания винтовки (карабина, автомата) сильнейшей рукой.

    шестопер – разновидность булавы с головкой из шести пластин — «перьев».

    шлем – защитный металлический головной убор воина.

    штык – колющий или колюще – рубящий клинок, укрепляемый на дульной части ствола винтовки (карабина, ружья, автомата).

    штык-нож – разновидность штыка, с клинком, заточенным с одной из сторон.

    штык – кинжал – разновидность штыка, с обоюдоострым клинком.

    щит – защитное приспособление, располагаемое в свободной от холодного оружия руке.

    эспадрон – большой пехотный двуручный меч, применявшийся в Европе в XV – XVI веках, а также название спортивной сабли в XIX и первой половине XX века.

    эфес – детали холодного оружия, объединяющие рукоятку и приспособления для защиты кисти бойца.

    ятаган – рубяще-колющий клинок без гарды с кривым лезвием, заточенным с вогнутой стороны. Известен с XVI века как холодное оружие турецких янычар.

    О клубе

    Клуб «Ан Гард» был основан в 1997 году при кафедре теории и методики Фехтования и современного пятиборья Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (РГУФК).

    Уколы шпагой

    Дистанции

    Перемена соединений

    Соединения дагами

    Позиции

    Передвижения

    Все виды передвижений типичны для этого вида боя, но очень важно тренировать перемещения вправо и влево, уделяя особенное внимание на перемены стойки.

    Шпаги сохраняют преимущественно шестую позицию, иногда вторую и пятую. Указанные позиции относятся к левосторонней стойке. В правосторонней стойке шпага имеет все позиции, свой­ственные школе сценического боя. Даги принимают следующие по­зиции: вторую, третью, пятую и даже шестую.

    Они находятся в полной аналогии со шпажными защитами, как если бы шпага была в левой руке. Положение позиций является ко­нечным положением защит.

    Вдагах, если их клинки соприкасаются, может быть только два соединения: третье и реже второе.

    Техника совершенно аналогична технике школы сценического боя и применима к шпаге как необходимый, промежуточный прием между фразами. Перемена соединений дагой может быть только в исключитель­ных случаях. В этом случае ею надо действовать с энергией захвата.

    В стойке правой ногой вперед сохраняются три шпажных расстоя­ния между противниками.

    Средней дистанцией в левой стойке является такое расстояние между партнерами, при котором у них едва соприкасаются острия оружия, причем против даги находится острие шпаги противника. Во всех передвижениях это расстояние должно сохраняться; исклю­чение будет только при переменах стойки — тогда даги окажутся на длинной дистанции, а шпаги — на средней.

    Длинной дистанцией называется положение, при котором острия оружия не соприкасаются, и для того, чтобы поразить противника уколом или ударом, необходимо сделать движение вперед.

    Короткой дистанцией называется расстояние, при котором нане­сение удара или укола шпагой не требует выпада.

    Методические указания. Трудностью в обучении является разно­образие передвижений и изменения в положении стойки. Для под­готовки актеров к сцене боя на шпаге с дагой надо сначала изучить технику приемов на колюще-рубящем оружии, а затем, взяв дагу в левую руку, тренировать такие навыки, как перемены стойки, пе­редвижения со сменой соединения шпагами.

    Необходимо, чтобы у фехтующих появилась свобода владения обоими видами оружия как вместе, так и поочередно. До начала тре­нинга надо освоить технику приемов нападения и защит тем и дру­гим оружием.

    Уколы шпагой полностью соответствуют уколам школы сцени­ческого боя. Выполняются они, как правило, с выпадом правой но­гой, однако иногда возможен и выпад левой.

    Упражнение № 186. Прямой укол

    Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: боевая стой­ка левой ногой вперед (в этом и в следующих упражнениях).

    Техника исполнения. По команде «Для укола в грудь (плечо) — замах!» надо, от­тянув правую руку назад за правое плечо, подняв кисть выше корпуса и повернув ладонь влево, направить ос­трие в указанную часть тела (рис. 108). По команде «Вы­пад левой— коли!» надо, выпрямляя руку вперед до отказа, сделать выпад левой ногой. По команде «Закройсь!» вернуть­ся в стойку левой ногой вперед.

    Методические указания. Необходимо тренировать этот же прием с выпадом правой ногой — команда «С выпадом правой — коли!». По команде «Назад — закройсь!» следует вернуться в стойку, ос­тавляя правую ногу сзади. Эти указания надо выполнять и в следу­ющем упражнении.

    Упражнение № 187. Укол переводом вниз

    Этот прием применяется, если клинок даги противника закры­вает его грудь.

    Техника исполнения. По команде «Для укола вниз — замах!» надо направить острие, находящееся в положении замаха, в бедро против­ника. Затем по команде «С выпадом левой (правой) — коли!» следует, делая выпад указанной ногой, вытянуть руку со шпагой вперед вниз, кисть при этом должна быть повернута ладонью вниз. По команде вернуться в боевую стойку.

    Упражнение № 188. Укол с переводом

    Этот укол выполняется только в верхних соединениях из шесто­го в четвертое или из четвертого в шестое. Чаще он выполняется из правой стойки, однако возможно выполнение и из основной (левой).

    Техника исполнения. По команде «С переводом, показать укол!» перевести клинок своей шпаги под оружием противника и, вытяги­вая руку вперед, направить оружие в грудь или левое плечо. По ко­манде «Выпад левой (правой) — коли!» нанести укол.

    Методические указания. Если противник находится в положении боевой стойки, на средней дистанции и с вытянутыми вперед рука­ми, уколы выполняются с выпадом правой ногой. В этом виде боя при переходе в боевую стойку принято возвращаться с выпада левой ногой — в левую стойку, а с выпада правой ногой — в правую, если фехтмейстер не подает иной команды.

    Дата добавления: 2020-11-18 ; Просмотров: 333 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Вздвоенной Атакой Называется Повторная Атака При Ко&Shy;Торой Нет Приставления Левой Ноги К Правой Но Есть Нор&Shy;Мальный Уход В Боевую Стойку Назад Правой Ногой

    Вздвоенной атакой называется повторная атака, при ко­торой нет приставления левой ноги к правой, но есть нор­мальный уход в боевую стойку, назад правой ногой. Употреб­ляется вздвоенная атака тогда, когда противник, взяв защиту от первой атаки, не уходит назад, но, оставаясь на месте, не дает ответной атаки или медлит с ее исполнением.

    Для того, чтобы в бою можно было произвести вздвоен­ную атаку, нужно соответствующее построение фехтовально­го материала. Материалом для вздвоенных атак служат те же самые уколы и удары, что и при повторных атаках, и прин­ципиально техника их не изменяется; только исполнение за­махов и кругов в ударах здесь должно точно совпадать с мо­ментом постановки правой ноги в положение нормальной боевой стойки для того, чтобы в момент повторного выпада можно было бы произвести разгибание руки для нанесения самого удара. Подтягивание правой ноги назад при уколе должно быть по амплитуде несколько больше, чем при уда­ре, так как надо поставить острие шпаги вновь перед телом противника. Если же в атаке был произведен удар, а вздво­енную атаку желают исполнять уколом, то правую ногу сле­дует почти подтянуть к левой, а туловище надо поднять, толь­ко тогда укол выйдет хорошо.

    Основным принципом исполнения вздвоенных атак яв­ляется быстрый уход в боевую стойку правой ногой. В этом приеме активное движение вверх на свое место левой руки является главным техническим моментом, позволяющим произвести уход достаточно быстро.

    ВЗДВОЕННАЯ АТАКА УКОЛОМ С КРУГОМ В ГРУДЬ

    После первой атаки уколом, отбитой противником вто­рой или третьей защитой, следует, возвращаясь правой но-

    19 Техника боевого фехтования

    гой в положение боевой стойки, повернув руку ладонью вниз и действием кистевого сустава, сохраняя локоть направлен­ным на противника, опустить острие вниз, как бы в положе­ние первой защиты; в это время правая нога должна быть под­тянута в стойку. Затем, продолжая движение острием верх-—назад, доводят клинок до горизонтального положения. Потом, слегка опуская локоть, продолжают движение остри­ем по кругу, причем острие сначала поднимается до вертика­ли, затем начинает опускаться вниз, по направлению к парт­неру; когда острие окажется направленным в грудь, рука вытягивается в этом направлении, а правая нога исполняет выпад.

    Движение острием должно идти слитным кругом, начи­ная с того момента, когда противник отбил атаку, до момен­та, когда острие встанет на линию атаки. В действии правой ногой имеется пауза, (в момент возвращения ноги в стойку), совпадающая с первым движением руки, т. е. с поворачива­нием и приходом в положение первой защиты; затем, пока рука исполняет круг, ноги ожидают в положении боевой стой­ки; и только тогда, когда рука абсолютно вытянется на укол, ноги исполняют второй выпад.

    Этот прием исполняется в том случае, когда противник, принимая атаку, не дает ответной атаки, не отходит назад, но остается на нормальной дистанции. При таком положении нет потребности в исполнении повторной атаки, т. е. при­ближения к противнику, и в то же время не нужно удлинять расстояние для того, чтобы вернуть свой клинок в линию про­тив противника. Как правило, вздваивание удара исполня­ется после ложной атаки, когда до противника осталось нор­мальное расстояние и можно достать его наклоном туловища вперед, стоя на выпаде, исполняя рукой второе движение на­падения.

    Вздваивание исполняется только уколом. Повторение уколом — наиболее рациональное движение, так как там, где удар не достает, укол достает великолепно; при одинаковой длине выпада укол на 10—15 см длиннее удара. Техника ис­полнения вздваивания укола следующая: после первой ата­ки ударом или уколом оставляют правую ногу на выпаде и, если противник не отошел назад и остался на месте, не отве­чая, повторяют укол резким отклонением туловища назад, с одновременные сгибанием локтевого и плечевого суставов вооруженной руки. Сочетание этих движений назад позво­ляет поставить клинок перед телом противника, в то же вре­мя кистевой сустав исполняет тот или иной прием, которым будет нанесен вздвоенный укол. Исполнение этого укола происходит за счет разгибания суставов боевой руки и по­вторного наклонения туловища вперед.

    Самые полезные термины фехтования: что нужно знать об этом виде спорта прежде всего?

    Точное объяснение терминов и понятий, определение значения и содержания позволит фехтовальщику осмыслить суть занятия.

    Это также поможет усвоить важные правила техники, теории, концепции преподавания и будет развивать логическое мышление при выполнении боевой задачи.

    Ряд ведущих понятий и терминов в фехтовании

    Объяснением и изложением тезисов и значений занимались известные иностранные и русские преподаватели фехтования.

    Важно! Без знания терминов и определения понятий в этом искусстве невозможно полноценно использовать тематическую литературу и проводить практические занятия.

    Стойка

    Боевая стойка — исходное положение мастера клинка, указывающее на готовность к наступлению и обороне.

    Фото 1. Показано правильное положение тела в стойке: A, Б — с оружием в верхней позиции, В — с клинком в нижней позиции.

    Выполняется по команде «К бою готовьсь!»:

  • Правосторонняя — осуществляется с выставленной вперёд шпагой и дагой (щитом и др.) во второй руке правши.
  • Левосторонняя — делается с выставленной вперёд дагой (щитом и др.) и со шпагой в сильнейшей руке правши.
  • Выпад

    Движение вперёд из исходной стойки толчком ноги, стоящей сзади и дальнейшей опорой на ногу, выставленную вперёд.

    Батман

    Удар клинком по клинку соперника с целью вывести его в сторону:

    • Прямой — перемещение оружия по горизонтали.
    • Полукруговой — перемещает клинок по вертикали.
    • Круговой — выполняется движением оружия по вертикали и горизонтали и возвратом в исходную стойку.
    • Проходящий — проводят скольжение вдоль клинка с дальнейшим его обведением.
    • Ударный — встречное движение оружия к клинку соперника.
    • Касание клинком

      Прикосновение эспадроном, нанесённое сопернику фехтовальщиком по правилам, разделяется на:

    • Укол — это чёткое касание острия орудия с определённой силой к телу противника, отмечается электрофиксатором или судьёй.
    • Удар — толчок лезвием клинка по телу соперника. Бывает: удар по голове (ку де тет) по маске сверху, левой щеке (ку дё фигур а гош) по маске слева, левому боку (ку де коте а гош), правой щеке (ку де фигюр а друа) по маске справа, правому боку (ку де коте а друа), по руке (ку о бра).
    • Балл в фехтовании

      При уколе или ударе саблистом электрофиксатор сообщает включением зелёной лампочки. Произведённая по правилам атака засчитывается, и спортсмен зарабатывает балл (очко).

      Если касание отмечено вне разрешённой зоны, включается белая лампочка. Загорание обеих лампочки вместе означает два удара, первый из которых недействительный, тогда второй не засчитывается.

      У шпажистов нет белых лампочек и разрешаются любые удары, поэтому при одновременном загорании лампочек с двух сторон, каждый спортсмен получает балл.

      Мулине

      Мулине (происходит от фр. мулин — мельница) — вид фехтования путём вращения эспадрона с большой интенсивностью.

      Таким образом происходит увеличения мощи углового удара.

      Пируэт

      Разворот с движением для вывода соперника из равновесия и раскрытия его обороны.

      Стремительный обманный выпад, вызывающий у противника реагирование защитой.

      Атака

      Наступательное движение для укола, выполняется выпрямлением руки с эспадроном и непрерывной угрозой поразить тело противника. Виды:

        Основная: знаменует начало боя.

      Тренировочный бой

      Направлен на совершенствование тактических способностей и двигательных навыков, развитие психических и физических качеств, необходимых для успешного действия в фехтовальных боях.

      На тренировках акцентируется внимание на отработке техники приёмов и тактики их применения. Занятия направлены на развитие стратегического мышления, быстрого оценивания обстановки.

      Как называется укол в фехтовании

      Касание, укол, удар — называют «Туше»: с французского «трогать, касаться».

      Полезное видео

      Ознакомьтесь с видео, в котором объясняются основы фехтования и рассказываются различные факты об этом виде спорта.

      Современные термины имеют исторические корни разных школ

      Многосторонняя и сложная история фехтования наложила отпечаток на понятия и названия. Советская фехтовальная школа пыталась составить русскоязычную терминологию с учётом анализа тактики и техники боя. Но некоторые названия оказались неудачными, устаревшими. Постепенно появлялись новые.

      В фехтовальном судействе международным языком является французский, поэтому особое место занимают термины французского происхождения.

      Атака шпагой как называется

      В этом и последующих уроках для экономии лучше заменить саблю палкой. Удары должны выполняться не по мишени, которая должна использоваться только для «мулине», а в индивидуальных уроках с учителем. В дальнейшем эти удары можно будет отрабатывать на чучеле или столбе.

      Каждый удар должен наноситься на полном выпаде, и, вне зависимости от того, прошел ли удар, или был парирован, ученик должен для своей собственной безопасности постоянно возвращаться в свою стойку.
      Попытка нанести два удара на одном выпаде — это плохое фехтование, т.к. оно опасно «рипостом» или ответным ударом, который хороший фехтовальщик обязательно вернет после парирования первого удара.

      Удары могут выполняться как правильным, так и ложным, или, как его называет Лоннерган, «другим» лезвием. Позднеее я приведу специальные серии уроков для атаки вооруженной руки, в которых заднее лезвие находит свое основное применение.

      Существует шесть базовых ударов, которые основываются на шести мулине. Они направлены в определенные части тела, а именно:

      Начало в средней стойке.
      Удар 1 . Нанесите удар 1 из мулине диагонально вниз в левый бок головы противника, или его щеке.
      В позицию
      Удар 2 . Нанесите удар 2 диагонально вниз в правый бок головы, или его щеку.
      В позицию
      Удар 3 . Нанесите удар 3 диагонально вверх по внутренней части правого колена.
      В позицию
      Удар 4 . Нанесите удар 4 диагонально вверх по внешней стороне правого колена.
      В позицию
      Удар 5 . Нанесите удар 5 горизонтально в левый бок на уровне пояса.
      В позицию.
      Удар 6 . Нанесите удар 6 горизонтально в правый бок немного ниже ребер.
      В позицию.
      Существуют еще два удара, которые не так универсальны, как приведенные выше:
      Удар 7 . Нанесите вертикальный удар сверху по центру головы.
      В позицию.
      Удар 8 . Нанесите вертикальный восходящий удар (кисть — ногтями кверху) в промежность. Это — Итальянский удар, который используется как замена для атаки ноги. Это жестокий удар и он никогда не должен применяться в учебных занятиях.

      В определенных условиях эти удары могут быть направлены в части тела, отличные от указанных: удары 1 и 2 можно направить в ногу, удар 3, если он противопоставлен высокой секунде, может быть нанесен в левую щеку либо над, либо под клинком противника. В любом случае его траектория параллельна клинку оппонента.

      Оппозиция
      Это действие по защите при выполнении атаки, особенно на верхних линиях, таким образом, чтобы защитить себя от контратаки противника.

      Острие
      Если острие подано с внутренней стороны оружия, кисть должна принять позицию кварты. В этом случае щиток гарды будет в состоянии защитить от удара в темп или контрудара по руке. Точно также, если острие подано снаружи, кисть должна быть в терции.

      Навершие
      Навершие, несомненно, использовалось для нападения бойцами прошлых поколений. Лоннерган, являющийся одним из типичных мастеров эпохи английских гладиаторов, прямо рекомендует это:
      Если случай требует быстро наказать дерзкого соперника, метните навершие своего оружия ему в лицо и поставьте ему подножку.
      Это — не элегантное движение, и оно, за редким исключением, не должно применяться в учебном бою, но может быть полезным для солдат на службе, когда не надо следить за исполнением фехтовального этикета. В таких случаях можно поступать так:
      Если ваш противник стремительно сблизился с вами, бросьте острие своего меча назад за левое плечо, ваша вооруженная кисть будет у щеки, а затем толкните навершие вперед в лицо неприятелю.

      «Мулине»
      Это очень старое упражнение, цель которого развитие силы и подвижности запястья — точки, из которой все удары должны в основном выполняться. Оно рекомендовано, в более или менее завершенной форме, большинством видных мастеров со времен Джиакомо ди Грасси (1570).

      Мулине состоит из шести ударов:
      Первый — диагональный удар сверху вниз справа налево.
      Второй — диагональный удар сверху вниз слева направо.
      Третий — диагональный удар снизу вверх справа налево.
      Четвертый — диагональный удар снизу вверх слева направо.
      Пятый — горизонтальный удар справа налево.
      Шестой — горизонтальный удар слева направо.

      В помощь начинающему предназначена мишень — либо овал, либо круг, примерно 35 см в диаметре, которая укрепляется на стене на высоте плеч. На ней изображают две диагональные линии и одну горизонтальную, проходящие через центр мишени.

      Эти линии показывают траекторию, по которой выполняются шесть ударов. Наиболее предпочтительный шаблон, по моему мнению, дан Роворфом.

      Фехтовальщик должен стоять в стойке (средней) в нескольких футах от мишени.

      Движение 1. Полностью вытянуть руку с палашом, кисть должна быть в кварте, а кончик палаша немного приподнят. Эфес должен быть на уровне подбородка, лезвие направлено наклонно вниз-влево.
      Движение 2 . Опустите кончик палаша диагонально вниз справа налево, следя за тем, чтобы лезвие вело во время движения клинка вдоль линии мишени. Затем позвольте запястью провернуться так, чтобы большой палец смотрел вниз, а тыльная сторона ладони и плоскость клинка были слева, опишите клинком полную окружность, таким образом ведя его снова в позицию, описанную в первом движении.

      Этот мулине, как и все остальные, выполняют сначала медленно, чтобы отработать точность движения. Затем скорость надо увеличить, а окружность описывать непрерывно 10-12 раз.

      Движение 1 . Вытянуть руку с палашом. Кисть должна быть в терции, лезвие направлено диагонально вниз слева направо.
      Движение 2. Опустите острие по диагонали вниз слева направо, а после того, как клинок пройдет свой путь через цель, позвольте запястью провернуться, пока его внутренняя часть не будет на самом верху, а острие палаша — позади справа. Завершите круг, и, таким образом, верните оружие в положение 1.

      Движение 1 . Вытянуть руку с палашом. Эфес — как и до этого, на высоте подбородка, клинок соответствует позиции септимы, острие опущен на 25 см, лезвие направлено по диагонали вверх справа налево.
      Движение 2. Перенесите лезвие диагонально вверх справа налево, пока оно не пройдет по линии цели, затем поверните тыльную часть кисти вверх и завершите круг, опустив острие позади справа и вернув оружие в позицию 1.

      Движение 1. — Вытяните руку, эфес снова на высоте подбородка; клинок принимает позицию высокой секунды; острие опущено на 25 см, лезвие направлено диагонально вверх слева направо.
      Движение 2. — Перенесите клинок диагонально вверх слева направо, пока он не пройдет по линии мишени. Затем позвольте кисти провернуться, пока пальцы не окажутся на самом верху. Продолжайте круг, пока оружие снова не окажется в позиции 1.

      Движение 1. — Вытяните руку. Острие палаша должно быть направлено на 25 см вправо, лезвием вправо.
      Движение 2. — Проведите клинок горизонтально вдоль линии мишени справа налево, а когда она будет пройдена, поверните тыльную сторону кисти вверх и завершите круг, проведя острие клинка над головой в положении, максимально близком к горизонтальному, и вернувшись к позиции 1.

      Движение 1. — Вытянуть руку: тыльная сторона кисти вверх, лезвие направлено вправо, острие на 25 см влево.
      Движение 2 . — Проведите лезвие горизонтально слева направо, а когда оно пройдет через мишень, разверните кисть пальцами вверх и завершите круг над головой. Вернитесь в позицию 1.

      Эти мулине должны исполняться только лишь запястьем, а не локтем или плечом. При правильном выполнении, они существенно увеличивают силу и подвижность запястья и способствуют в приобретении навыка ведения лезвия.
      Когда эти мулине будут освоены, можно переходить комбинации из первых четырех (т.е. диагональных) ударов. Эту последовательность иногда называют «восьмеркой». Она может быть полезна при защите в темноте, когда движения противника трудно заметить..

      Удары по голове . Выполняются изо всех исходных положений, но наиболее часто из 3-й позиции. Наносятся они в вертикальной плоскости движением лезвия сверху вниз и вперед, а также с переносом клинка через оружие противника внутрь или кнаружи.

      Из нижних позиций удар по голове совершается круговым движением внутрь или кнаружи. Рубка завершается движением лезвия вперед-вниз, выпрямлением вооруженной руки и сжиманием пальцами рукоятки оружия.

      Удары по правому боку. Выполняются из 3-й позиции полукруговым переводящим движением оружия внутрь-вперед и руки вверх-вперед на противника, находящегося в 5-й позиции. Возможно нанесение удара снизу вверх под вооруженную руку противника в 3-й позиции.

      Удар с переносом в обход оружия, находящегося в 4-й позиции, возможен по плечу. Он выполняется энергичным движением оружия назад-внутрь-вперед на фоне непрерывного выпрямления руки вперед-вверх.

      Отступать от типового положения гарды в финальной части удара по правому боку имеет смысл лишь в ситуациях с высоким положением туловища по отношению к противнику.

      Удары по левому боку. Наносятся в туловище по внутренней части поражаемой поверхности противника или под его 4-ю и 1-ю защиту. Выполняются движением вооруженной рукой вперед с четким прикосновением лезвия к верхней части туловища.

      Встречается нанесение ударов сверху вниз и внутрь с проходящим , движением оружия и последующим круговым движением в 3-ю позицию или с фиксацией финального положения удара.

      А — сверху; Б — кнаружи; В — внутрь; Г — снизу

      Удары по руке. Наносятся лезвием по кисти, предплечью, плечу во всех плоскостях — сверху, кнаружи, внутрь, снизу. По технике удары по руке аналогичны ударам по голове, правому и левому боку, но могут быть выполнены и с углом. Удары по руке встречаются из всех позиций и соединений, прямо, с переводом, переносом.

      Наибольшее применение находят удары по руке кнаружи и сверху-внутрь.

      Нападения слабой частью обуха по руке снизу совершаются подниманием лезвия из нижней позиции или опусканием лезвия из верхней позиции.

      Управление, то есть, захват либо персоны, либо оружия противника, как и проходящий шаг, считается устаревшим в современных фехтовальных залах, хотя в старые времена оно составляло постоянную часть системы обучения. И оно, по-видимому, должно было оставаться значимым и полезным, пока гражданский меч был необходимым атрибутом костюма джентльмена, и обращение к нему, несомненно, сохранило многие жизни в «случайных встречах» и внезапных ссорах, которые были тогда обычным явлением в повседневной жизни.

      Хотя это движение может показаться грубой шуткой в фехтовальном зале современности, существует еще один вид обстоятельств, при котором, я думаю, оно допустимо. Это возможно в случае, когда оппонент стремительно приблизился настолько, что оказался нос к носу с вами, и пытается протиснуться, чтобы ударить вас рукой, отведенной назад, либо заколоть (что более опасно), либо порезать внизу ноги. Такое грубое поведение само по себе очень похоже на грубую шутку, и если оно продолжается, требует особого ответного действия.

      Лоннерган, например, предписывает, в качестве лекарства для джентльменов подобного рода, бросок навершием в лицо. Но я считаю, что замешательство оппонента можно вызвать более мягким образом, в частности способом, рекомендованным de Liancour (1686), приводящим противника в состояние полной беспомощности.

      Это действие выполняется так: сделайте полную вольту (вместо «управления» можно выполнить из этой «вольты» удар 1 поперек лица или шеи, ведя клинок вдоль как будто рубите лезвием), или повернитесь кругом на пальцах правой ноги, пронося левую позади, одновременно переложив оружие в левую руку, которая должна взять его за клинок у гарды. Затем пронесите правую ногу снова за левую, становясь на одну линию с противником, с его левой стороны, лицом в ту же сторону, куда смотрит и он. Одновременно с этим, поместите свою правую руку поперек его тела и схватите либо за щиток его оружия, либо за правое запястье, а своей левой рукой приставьте острие своего клинка к его шее.

      Синхронность (атака в темп)
      Является, по определению Роворта, точным и рискованным броском в ударе или уколе в любое раскрытие, которое может возникнуть, когда ваш противник изменяет свою позицию. Например, если он переходит из внутренней к наружной стойке, или снаружи внутрь небрежным образом, его запястье, а часто и вооруженная рука выше локтя, раскрываются. Такая же возможность имеет место, если в свои финты он вовлекает руку, вместо того, чтобы делать их легко, от запястья.

      Рассчитанный во времени (синхронный) удар нельзя путать со встречным ударом, заключающимся в атаке противника во время выполнения им своей атаки, не предпринимая каких-нибудь попыток защититься или ускользнуть.

      Ускльзание — по Альфиери, 1640.
      Линия А показывает альтернативный удар по внутренней стороне лица, линия В — удар по руке наружу.

      Это очень древнее движение. Я нашел упоминание о нем у Алфиери (1640), и его рекомендовали применять Годфри, Лоннерган, Роворт и Анжело.

      По словам Роворта, ускользание заключается в:
      «отдергивании части тела (руки или ноги), в которую противник направляет свой удар, для того, чтобы его оружие, лишенное ожидаемого сопротивления, могло увести его руку из защитной позиции, таким образом, предоставляя раскрытие для удара.»

      Мастер -Удар 4 в ногу ученика

      Ученик — Прыгает в первую позицию, убирая свои бедра сильно назад, и наносит синхронный удар в лицо или руку, либо колет в грудь

      Это действие используется с целью сорвать синхронный удар. Выполняется ложная атака с полувыпадом, чтобы спровоцировать противника на синхронный удар. Затем, после парирования этого удара, движение продолжается в форме рипоста в наиболее подходящую часть тела:

      Мастер — Выполняет полувыпад и симулирует удар 4. Защита терцией, удар 1 над руками.

      Раны и уколы: как работают профессиональные фехтовальщики

      Чемпионат мира по фехтованию, прошедший в июле в столичном «Олимпийском», преподнес нам сюрприз. И дело не в масштабах мероприятия, хотя и они поражают воображение: на состязания заявились 912 спортсменов из 108 стран. И даже не в триумфе российской сборной, который был вполне заслужен и ожидаем, поэтому никак не тянет на сюрприз.

      Приехав на чемпионат по приглашению компании Tissot, официального хронометриста соревнований, мы неожиданно для себя увидели фантастическое шоу, которое по зрелищности и накалу страстей заткнет за пояс любой рок-концерт. Эпитет «фантастический» как нельзя лучше описывает электрифицированную экипировку участников, в которой они похожи на инопланетных захватчиков, и нечеловеческую скорость их движений. Это же слово приходит на ум, когда дорожки под ногами спортсменов (так и хочется назвать их «сценой») вспыхивают яркими цветами синхронно с фонарями на масках, иллюстрируя укол. И конечно же, фантастические децибелы выдают зрители, поддерживая хозяев турнира — российскую сборную.

      Зрителей на трибунах много, и аплодисменты то и дело раздаются невпопад: разобраться в правилах спортивного фехтования поначалу бывает непросто. Чтобы понять, чем отличаются поединки на рапирах, шпагах и саблях, стоит совершить небольшой экскурс в историю.

      Колоть, а не рубить

      Придворный дресс-код того времени предполагал ношение оружия в повседневной жизни вместе с гражданской одеждой. Военная шпага, несмотря на узкий клинок, была для этого слишком тяжела. Ее облегченная версия получила название espadas roperas — «меч для одежды». Во французский язык термин перекочевал в слегка искаженном виде — la rapier, или рапира.

      Несмотря на формальное наличие лезвий, рапира была слишком легка для рубящих ударов. И все же она оказалась неплохим оружием самообороны. Вместо щита фехтовальщик с рапирой использовал кинжал или дагу (специальный кинжал для левой руки с развитой гардой). Так принцип «колоть, а не рубить» перешел в дуэли, хотя латные доспехи в них не использовались.

      В Италии фехтованию на шпагах обучали с помощью тренировочного оружия с граненым клинком без лезвий и тупым наконечником вместо острия. На итальянском языке такое оружие получило название fioretto, на английском стало называться foil, а на русском так и осталось рапирой. Удары разрешалось наносить только в торс: во?первых, ученики носили кожаные защитные жилеты, а во-вторых, колющие удары в руку или ногу считались неэффективными — после них противник все еще мог продолжать бой.

      Сабля — универсальное оружие, которое может одинаково хорошо рубить и колоть. Сабли были особенно любимы кавалеристами за их режущие свойства, обусловленные характерным изгибом клинка. Три основные дисциплины современного фехтования (сабля, шпага и рапира) по сути вполне соответствуют своим историческим корням. Но, взглянув на оружие, этого не скажешь. Внешне спортивная шпага, рапира и сабля настолько похожи друг на друга, что отличить один снаряд от другого сможет только опытный болельщик.

      Все клинки абсолютно прямые. Разумеется, ни один из них не имеет лезвия, и каждый увенчан тупым наконечником. Все они хорошо гнутся, так как в случае поломки могли бы мгновенно превратиться в острое боевое оружие. Да, шпага слегка тяжелее и несколько жестче за счет трехгранного клинка (у рапиры клинок четырехгранный, у сабли — трапециевидный). Есть и другие особенности, но все же главное отличие — в правилах проведения поединков. Если спортсмен считает, что судья ошибочно присудил укол сопернику, он может потребовать видеоповтор для пересмотра решения.

      Фонарь рассудит

      Двухжильная проводка от наконечника проходит по желобу вдоль клинка и соединяется с разъемом, спрятанным за гардой. К разъему подключается провод, который проходит через рукав защитной куртки и соединяется с аппаратом. До недавнего времени соединение всегда было проводным: перемещаясь вдоль дорожки, спортсмен вытягивал провод из инерционной катушки, как из рулетки. Сегодня на смену катушке приходит радиопередатчик. «Фехтовать с беспроводной системой очень удобно, — говорит Софья Великая, — катушка оказывает слабое, но все же заметное сопротивление движению. В редких случаях провод не успевает смотаться правильно и запутывается».

      Аппарат ведет хронометраж (длительность поединков ограничивается по времени), фиксирует уколы, демонстрирует счет. Когда у спортсмена на шпаге срабатывает наконечник, на его стороне загорается фонарь соответствующего цвета (одному участнику присваивается зеленый цвет, другому — красный). Если следом противник нанесет ответный укол, фонарь на его стороне уже не загорится: очко присуждается тому, кто уколол первым. Исключение составляют случаи, когда участники наносят друг другу уколы в пределах четверти секунды. Такие уколы считаются нанесенными одновременно: загораются два фонаря, и оба спортсмена получают очко.

      В фехтовании на шпагах засчитываются уколы в любую часть тела, кроме затылка. Поэтому у спортивных шпаг самая крупная гарда (13,5 см в диаметре), ведь рука тоже может стать мишенью соперника. Интересная особенность современной шпаги (а также рапиры) — пистолетная рукоять, которая за счет естественного положения запястья позволяет совершать более точные и экономные движения. Шпага с пистолетной рукоятью — это квинтэссенция колющего оружия: нанести ею рубящий удар практически невозможно.

      Соревнования шпажистов автоматизированы в наибольшей степени, поэтому наблюдать за ними очень просто: чей фонарь загорелся, тот и получает балл. Тем не менее рефери может не засчитать укол, если он нанесен с нарушением правил. Именно судья, а не аппарат, начинает и останавливает поединок, ориентируясь на часы. Уколы, нанесенные после команды Halte! («Стоп!»), не засчитываются.

      Д’Артаньян, ты не прав!

      Рапира легче и мягче шпаги, ее наконечник срабатывает при усилии 4,9 Н (500 гс). Ей не нужна большая гарда: рапиристы не целятся в руки, ведь засчитываются только попадания в корпус. Помните фехтование на fioretto? Оно дошло до нас практически в неизменном виде, разве что кожаный жилет сменился на электрический, в ткань которого по всей площади вплетена токопроводящая проволока.

      В проводе, который тянется за рапиристом, не две жилы, а три. При срабатывании наконечника на рапире аппарат проверяет, касается ли оружие электрожилета. Если нет, то на аппарате загорается белый фонарь и укол не засчитывается. Фехтование на саблях — самая динамичная дисциплина. Саблисты могут наносить как рубящие, так и колющие удары выше пояса, включая руки и голову. Вместо электрожилета они надевают электрокуртку, к которой с помощью провода подсоединяется маска с токопроводящим воротом. «Кнопки» на наконечнике сабли нет. Результативным ударом считается любой контакт сабли с электрокурткой или маской. Как и в рапирах, в саблях действует принцип правоты атаки и приоритет определяет рефери.

      «В фехтовании на саблях удар может прийти в любой момент и с любой стороны, — рассказывает Софья. — Если рапирист может позволить себе планомерно следовать заготовленной тактической схеме в течение всего поединка, то саблист должен постоянно перестраивать свою тактику и мгновенно принимать решения». А для зрителя сабля — это самые высокие скорости, нестандартные движения, невероятные акробатические прыжки и самые эффектные стоп-кадры.

      Один за всех и все за одного

      Командное фехтование — это редкий вид спорта, в котором интрига сохраняется до самого конца соревнования, и каждый спортсмен имеет теоретическую возможность переломить ход встречи и выиграть турнир вплоть до последнего поединка. Это становится возможным благодаря особым правилам подсчета ударов.

      Команда состоит из трех спортсменов (допустимо наличие одного запасного). Они участвуют в девяти боях, и сетка расчерчена так, чтобы ни один участник не встретился дважды с тем же соперником. В каждом раунде максимальный счет увеличивается на пять ударов: в первом поединке фехтуют до пяти, в следующем до десяти Время поединка ограничено тремя минутами.

      К примеру, если третий раунд начинается со счета 3:12 в пользу команды справа, правый боец может довести его до 3:15, если будет выигрывать «всухую». Но и боец слева может довести счет в этом раунде до 15:12 в пользу своей команды. Этой возможностью Софья Великая воспользовалась на прошедшем чемпионате мира, переломив ход встречи с Украиной: при счете 21:25 в пользу Украины в шестом раунде наша спортсменка выиграла бой против Алины Комащук с результатом 9:2. Раунд завершился с общим счетом 30:27 в пользу команды России, а первенство — золотой медалью в копилку нашей сборной.

      Как ни парадоксально, именно в командных соревнованиях ярче проявляется характер бойца. Здесь нет гарантированных титулов и побед по очкам за несколько этапов до конца первенства, как в «Формуле-1». Проявив железную волю, годами отточенное мастерство и стойкую концентрацию, спортсмен может исправить даже грубые ошибки товарищей и привести команду к победе. И, посетив чемпионат мира в Москве, я могу уверенно сказать: фехтовальщики действительно до последнего верят в победу.

      Если я назвал недостаточно причин для того, чтобы ходить смотреть на фехтование, то вот вам еще одна: судьи здесь говорят по?французски. Это очень красиво.