Черная акула как называется

Удар «Черной акулы»: история легендарного вертолета Ка-50

«Черная акула» — особенный вертолет. При его создании ОКБ имени Камова отринуло уже устоявшиеся нормы для ударных вертолетов, отбросила догмы и создала винтокрылую машину нового типа, опередившую время.

Один в поле воин

Экипаж Ка-50 состоит всего из одного человека. Можно долго спорить о необходимости второго члена экипажа — летчика-штурмана-оператора вооружения, доказывать, что его наличие — жизненная необходимость, но ведь на самолетах-штурмовиках один человек вполне справляется с поставленной боевой задачей.

Нельзя не согласиться с плюсами, которые дает такая компоновка. Экипаж из одного человека позволяет сделать кабину меньшего размера. Соответственно, меньше и легче становится и сам вертолет. При прочих равных условиях у него увеличивается энерговооруженность, по нему труднее попасть. Подготовка пилота стоит гораздо больше, чем вертолет, а жизнь летчика вообще бесценна. Меньше экипаж — меньше риск. Согласитесь, это тоже весомый аргумент в пользу одного пилота.

Современная авионика максимально упрощает полет, а новые ракеты могут летать по принципу «выпустил и забыл». Главный помощник пилота «Черной акулы» — объединенный цифровой прицельно-пилотажно-навигационный комплекс «Рубикон» — позволяет одному человеку выполнять пилотирование, навигацию и боевое применение. Как показало боевое применение Ка-50 в Чечне, такой подход вполне оправдан. Кстати, этот комплекс в случае выхода из строя пилота в состоянии вернуть вертолет на свой аэродром.

Отстрел лопастей

Ка-50 стал первым в мире вертолетом, оснащенным катапультной системой спасения. На всех других винтокрылах машинах летчику, чтобы покинуть вертолет, необходимо выполнить целый ряд действий: привести его в оптимальное положение, сбросить дверь или блистер, отстегнуть привязные ремни и только потом — покинуть машину.

Вроде не так уж и сложно, но добавьте сюда перегрузку и вращение, если у вертолета произошел отказ путевого управления, предельно малую высоту, на которой происходил полет, шок, который испытывает любой человек в аварийной ситуации. Да еще и прыгать надо определенным образом, чтобы не натолкнуться на элементы корпуса вертолета. Легко ли покинуть с парашютом вертолет в таких жестких условиях?

Катапультная система «Черной акулы», разработанная мировым лидером в этой области — Люберецким НПП «Звезда», делает все это за пилота, почти гарантированно спасая его жизнь даже на нулевой высоте. Кстати, часто задают вопрос: «Как же катапультировать человека — сверху же винты?!»

Ответ прост — лопасти винтов отстреливаются, потом отлетает фонарь кабины и за ним вылетает специальная ракета, которая на длинном фале вытягивает пилота на необходимую для открытия парашюта высоту. Конструкция проста и гениальна, и да — она не имеет аналогов в мире. Аналогичная система стоит и на следующем камовском ударном вертолете Ка-52.

«Черная акула» против «Бородавочника»

«Черная акула» обладает мощным и разнообразным арсеналом вооружения, в который входят управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы. Основная 30-милиметровая пушка 2А42, установленная около центра масс по правому борту вертолета, была не поворотной и могла отклоняться только вниз по вертикали, впрочем, это компенсировалось высокой маневренностью машины. В итоге точность стрельбы из пушки Ка-50 в четыре раза выше точности аналогичной стрельбы американского вертолета AH-64 Apache Longbow.

Ракетное вооружение представлено неуправляемыми ракетами разных калибров и управляемыми ракетами классов «воздух — земля» и «воздух — воздух». «Черная акула» вполне может сбить вражеский самолет. Компьютерное моделирование боя Ка-50 с американским штурмовиком A-10 Thunderbolt (по прозвищу «бородавочник») показало, что с большой долей вероятности американец будет уничтожен.

Этому способствует невероятная маневренность Ка-50, возможность плоского разворота (когда вертолет, не меняя направление полета, быстро поворачивается боком) и ракеты Р-73 и Игла-В. Еще вертолет может стрелять высокоточной авиационной ракетой класса «воздух — поверхность» Х-25МЛ. Как видите, зубы у нашей «акулы» очень острые.

Кинозвезда

Одноименный художественный фильм «Черная акула» — первая отечественная кинолента, где было показано перспективное вооружение, в том числе и с целью его рекламы. Такой приём очень часто используется Голливудом.

В фильме снимался абсолютно реальный, не нарисованный компьютером вертолет. Стрелял он по-настоящему, боевыми снарядами. Знаменитый маневр «боевая воронка», выполненный в конце фильма, тоже абсолютно настоящий, без спецэффектов. В этом кино было много реального, настоящего. Настоящий генеральный конструктор Сергей Михеев играет генерального конструктора Ка-50. Роль летчика исполняет и при этом пилотирует вертолет лётчик-испытатель Дмитрий Автухов.

Военных играют реальные военные. Майор Гусаров в жизни Герой Советского Союза генерал-майор Валерий Востротин, а английская журналистка Кери Скофилд реальная английская журналистка Кэтрин Нельсон.

Единственное, что в фильме не соответствует действительности, это Афганистан. Здесь Ка-50 никогда не был. Но повоевать ему пришлось. Новейший российский вертолёт успешно участвовал в боевых действиях в Чечне.

Эффектное начало, грустный конец и светлое будущее

Начало карьеры легендарной «Черной акулы» было быстрым и невероятно ярким. Но, сверкнув звездой первой величины на небосклоне, машина тихо ушла на покой, уступив место вертолетам Ка-52 «Аллигатор» и Ка-52К «Катран».

Но без «Черной акулы» российское вертолетостроение не совершило бы такого мощного прорыва в области ударных машин. «Акула» стала тем самым трамплином, который позволил не только догнать, но и перегнать конкурентов.

Почти все реализованные на ней задумки нашли свое место на новых машинах. А те, которые еще не прижились, как, например, экипаж из одного человека, в ближайшее время вполне могут быть реализованы. Ведь компьютеры за это время тоже сделали большой шаг вперед.

Почему Ка-50 назвали «Черная акула»

Вертолет Ка-50 был разработан в ОКБ «Камов». Все началось в 1976 году с постановления Совета министров СССР, по которому конструкторским бюро им. Миля и Камова поручили разработать новейший ударный вертолет в противовес американской машине Apache, которую как раз только начали испытывать в США. Главным конструктором «Черной акулы» стал Сергей Михеев. На вооружение вертолет приняли в 1995 году.

Особенность Ка-50 в соосной схеме, то есть, несущие винты расположены один над другим и поэтому их вращение выполнялось в противоположные стороны. Благодаря подобной конструкции, вертолет не требовал рулевого винта в хвостовой части: мощность двигателя не уходила на задний привод и машина становилась менее уязвимой. Эта же схема давала возможность значительно уменьшить волновое сопротивление и сократить длину лопастей. В итоге, «Черная акула» стала более маневренной и быстрой. А еще этот вертолет мог выполнять «боевую воронку» и «мертвую петлю».

Но соосная система имела и недостатки. И один из главных — это уязвимость лопастей. Во-первых, была большая вероятность того, что пули из стрелкового оружия могли пробить лопасти, а во-вторых, лопасти расположены близко друг к другу и при атаке может произойти эффект соприкосновения — «схлестывания» винтов. Это приводит к катастрофе, по данной причине погибли два опытных вертолетчика.

Ка-50 — одноместный вертолет, летчик выполнял и функции оператора, отвечающего за выбор целей и наведение ракет на них. С одной стороны, это удобно — сокращался общий вес и стоимость обучения экипажа, с другой — при ранении или гибели вертолет с большой вероятностью потерпит крушение, даже небольшая высота не спасет. Правда, разработчики предусмотрели автоматизированную систему: в режиме «автопилота» боевая машина может вернуться на базу самостоятельно.

Тем не менее, серийное производство «Черной акулы» приостановили с января 2009-го, сосредоточившись на обновленной двухместной модификации вертолета Ка-52.

Высота Ка-50 — 4,93 метра, длина фюзеляжа — 14,2, диаметр несущих винтов — 14,5, размах крыльев — 7,4 метра. Максимальная скорость — 310 километров в час. Стоит ракетное управляемое и неуправляемое вооружение, бомбовое вооружение.

А почему все таки вертолет Ка-50 называется «Черная акула»? Благодаря кино. В 1993 году сняли художественный фильм «Черная акула», сюжет которого основывался на борьбе советских и американских силовиков с подпольными наркобаронами. Ка-50 снимался в этом фильме и с того времени за ним и закрепилось название «Черная акула».

Читайте так же:  Как устроен вагон сапсана

Прощание с «Черной акулой»

Вертолет Ка-50 «Черная акула».
Фото автора

Накануне Нового года в жизни российской армейской авиации произошло два важных события. Сначала главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин заявил, что государственная комиссия, рассмотревшая результаты испытаний новейших отечественных боевых вертолетов, решила принять на вооружение Военно-воздушных сил две винтокрылые машины – Ми-28Н «Ночной охотник», как его называют в войсках, и Ка-52 «Аллигатор» – улучшенную версию знаменитой «вертушки» Ка-50 «Черная аула». А вскоре генеральный директор Дальневосточного авиационного завода «Прогресс», что находится в городе Арсеньев (Приморский край) и где собирают и «Акулу», и «Аллигатор», объявил о прекращении серийного производства Ка-50.

Вертолет, о котором лет двадцать назад был снят даже приключенческий художественный фильм, видимо, прекращает свое существование и останется только в нескольких экземплярах. По сведениям «НВО», в 334-м центре боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке сейчас находится восемь таких машин и еще пять – недостроенных – на самом заводе в Арсеньеве. Но теперь их сборка вряд ли будет завершена.

Судьба «Черной акулы», которая некогда вызывала фурор на международных авиасалонах, проявила себя в боях в Афганистане и Чечне, оказалась предрешенной. Почему? Ответ на этот вопрос прост и в то же время сложен. Попробуем разобраться.

Начнем с того, что разработка ударного вертолета В-80, который потом назовут Ка-50 «Черная акула», началась еще в конце семидесятых годов прошлого века. Этот винтокрыл и должен был, по замыслу его создателей, превосходить по всем параметрам «засветившийся» во Вьетнаме и широко разрекламированный во многих голливудских фильмах знаменитый американский «Апач» АН-64D – лучший зарубежный штурмовой вертолет того времени.

Отечественные специалисты воплотили в своем детище все самые передовые конструкторские идеи тех лет – по оснащению «вертушки» самым мощным вооружением и высокоточной системой наведения. А, кроме того, обеспечили машину высокой скороподъемностью, маневренностью и способностью успешно действовать в условиях высокогорья при максимальных наружных температурах воздуха и умением вести бой с превосходящими силами противника. В том числе и воздушного.

В этом «Акуле» помогали уникальные качества, которыми не обладал ни один другой боевой вертолет мира – соосное расположение винтов, что позволяло машине буквально «висеть» и вращаться, ведя огонь по сторонам, на одном месте в воздухе, повышенная боевая живучесть. Все важнейшие агрегаты винтокрыла были дублированы и защищены легкой броней, которая выдерживала попадание пули калибра до 12,7 мм. «Акула» имела взрывобезопасные топливные баки и катапультное кресло пилота, что позволяло ему при необходимости покинуть подбитую машину. Кроме того, в ее арсенале помимо неуправляемых ракет и скорострельных пулеметов, какие были и есть у знаменитого «крокодила» Ми-24, появились сверхзвуковые ракеты – противотанковые и авиационные (последние – это Р-73, а потом и «Иглы» с тепловой головкой самонаведения).

В 1984 году «Черная акула» выиграла закрытый конкурс, объявленный ЦК КПСС и Советом министров СССР. Она превосходила своего предшественника Ми-24 по всем тактико-техническим характеристикам. По мощи оружия, способности летать днем и ночью в любую погоду, решать самые разнообразные боевые задачи – от разведки противника до нанесения сокрушительных ударов по его бронетехнике и живой силе. Кроме того, Ка-50 мог, как истребитель, сражаться с другими вертолетами.

У «Акулы» было и другое достоинство – управлял машиной, вел бой на ней один пилот, который выполнял обязанности летчика, штурмана и оператора огневых средств. В случае гибели «вертушки» потери были бы по крайней мере в два раза меньше, чем при смертельном поражении любой другой винтокрылой машины. А человек был и остается самой большой ценностью любого боевого комплекса.

Но эта уникальная особенность – пилот, выполняющий массу обязанностей, сыграла с «Акулой» роковую роль. Командование армейской авиации не принимало данной концепции. На боевых вертолетах, что на отечественных, что на зарубежных, утверждали генералы, функции летчика и штурмана-оператора были разъединены. И аргументы конструкторов, что в истребителе летчик решает задачи один за всех, не принимались. Заказчики были непримиримы – одно дело истребитель, которого часто выводят на цель с земли, говорили они, а другое – вертолет, который доложен сам искать себе «добычу». И хотя в начале девяностых годов прошлого века «Черная акула» была запущена в серийное производство на дальневосточном заводе «Прогресс», а в 1995-м принята на вооружение Российской армии, ее противники сделали все, чтобы она не появилась в войсках. Им помог и известный обвал с выделением финансовых средств на производство боевой техники. Ка-50 осталась только для международных авиасалонов, где она, как знают специалисты, поражала военных экспертов своей высочайшей маневренностью и обилием высокоточного вооружения, что могла нести на своих пилонах, и- для новых бесконечных испытаний.

Правда, по настоянию специалистов, «Черная акула» все же приняла участие в антитеррористической операции в Чечне. Проявила себя там достаточно хорошо – обнаружила и уничтожила несколько баз боевиков. Но пробыла она на войне недолго. Большие авиационные начальники решили не рисковать – вдруг террористы сумеют сбить легендарную машину, в этом случае политический и психологический резонанс от такой потери будет несоизмерим с боевой эффективностью применения этого вертолета. И «невезучая вертушка» вернулась на свою базу – в Торжок, в 334-й центре боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации.


Разведывательно-ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор».

РЕИНКАРНАЦИЯ В «АЛЛИГАТОРА»

Борьба с «ветряными мельницами» – с психологической неспособностью отдельных представителей из руководства ВВС и фронтовой авиации принять концепцию «одного летчика на вертолете» утомила создателей «Черной акулы». Они, что называется, пошли на попятную и сделали машину по той же соосной схеме, что и Ка-50, но уже с двумя пилотами, провели своеобразную реинкарнацию «Акулы».

Она стала теперь называться Ка-52 «Аллигатор». Новая машина умеет все тоже самое, что и ее предшественница, но, кроме того, приобрела возможность быть командирской – осуществлять координацию действий ударной вертолетной группировки, искать и распределять между ними обнаруженные и вновь выявленные цели, стала «разведывательным ударным всепогодным вертолетным комплексом, предназначенным для решения широкого круга боевых задач днем и ночью в любое время года».

Штурман-испытатель 929-го Государственного летно-испытательного центра, что расположен в городе Ахтубинске Астраханской области, полковник Владимир Томилин сказал «НВО», что Ка-52 особенно ценна при проведении операций в горах. «Аллигатор» обладает повышенным потолком полета и редкостными маневренными качествами. Кроме того, может успешно дополнить несколько звеньев Ми-28Н, создав боевой комплекс, способный решать любые задачи. И только он может «висеть» на одном месте около 12 часов подряд, «освещая» местность на многие километры вокруг.

По сведениям, которыми располагает «НВО», если Ми-28Н пойдут во фронтовую авиацию, как говорится, напрямую, то камовские машины будут предназначены в основном только для тех подразделений, которые должны выполнять специальные задачи. Не исключено, что и в связке с милевскими.

Поставка первых Ка-52 «Аллигатор» запланирована на 2009 год. Всего до 2012 года, как стало нам известно, планируется закупить 12 таких машин из ста боевых вертолетов, что запланированы на поставку в войска Гособоронзаказом. Конечно, они, как и двенадцать апостолов, погоды в Российской армии не сделают. Но не исключено – действительно помогут сохраниться уникальному КБ имени Камова, сберечь и развить те высокие технологии, что еще есть на дальневосточном авиазаводе «Прогресс». С боевой техникой такое бывает – перестанешь ее делать, а потом не сумеешь возродить никогда.

Читайте так же:  Как называется конский жир

Примеры известны. Германия и Япония, которым было запрещено после Второй мировой войны заниматься авиацией, только-только научились делать современные многофункциональные истребители, да и то в связке с другими технологически высокоразвитыми странами. Хотя их автомобили одни из самых лучших в мире. Да и боевые вертолеты сегодня умеют делать только отдельные страны. Их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Благодаря «Черной акуле», с которой мы прощаемся и которая будет теперь, видимо, присутствовать только в музее да на авиасалонах, Россия пока в их числе.

Виды акул для аквариума

Карликовая акула

Вид объединяет в себе три разновидности, которые чаще всего заводят аквариумисты:

  • коричневополосая;
  • коралловая индийская;
  • Особой популярностью пользуется коричневополосая разновидность. В молодости её тело имеет бело-серый цвет и черные поперечные полосы, но по мере взросления окраска меняется и становится полностью коричневой или рыжеватой. Для аквариумного содержания разводят особей, чей размер не превышает 25-40 см.

    Кошачьи акулы достаточно капризны: любят теплую чистую воду с содержанием йода. Вид способен к размножению в условиях аквариума.

    Рифовая белоперая акула

    Свое название рыба получила за белые окаймления хвостового и спинных плавников. Общая окраска темно-серая с заметной пятнистостью по бокам. Рыба ведет ночную жизнь, предпочитая день проводить в укрытиях. В аквариуме она может долго лежать на дне без движения. Размер белоперой акулы может доходить до 1,5 м. Но искусственно выращенный вид в среднем достигает 40-50 см.

    Вымпельная акула

    Акулий сом очень прожорлив. Ест специализированный корм, кальмаров, рыбу, говяжье сердце. Очень важно наличие белка в рационе и контроль над количеством съеденного, так как пангасиус склонен к перееданию. По этой же причине с ним не селят мелких рыб, которых он может расценить как корм. Рекомендованное количество кормежек – 1-2 в день.

    Посмотрите на акул в аквариуме:

    Аквариумные акулы не должны быть стеснены в движении. Это приводит к кислородному голоданию, замедлению роста и в конечном итоге — гибели.

    Размер аквариума подбирается исходя из длины его обитателей. Считается, что диаметр резервуара должен быть не менее 1,5-2 метров с высотой стенок 0,7-0,9 м. В таких условиях у акул есть шанс дожить до среднего возраста. В неподходящих условиях даже такой живучий вид не протянет больше года.

    В одну емкость нельзя селить разновидовых особей, так как у них значительные отличия в условиях содержания и режиме питания.

    Вертолет Ка-50 «Черная акула»: история создания, летные характеристики

    Тридцать лет назад, 17 июня 1982 года, состоялся первый полет опытного вертолета В-80, получившего впоследствии название Ка-50 («Черная акула»).

    Ка?50 «Чёрная акула» (Hokum A по классификации НАТО) — российский боевой одноместный ударный вертолёт, предназначенный для поражения бронированной и небронированной техники, малоскоростных низколетящих воздушных целей, а также живой силы на поле боя. Вертолет способен действовать в высокогорье при высоких температурах наружного воздуха; способен двигаться в любом направлении.

    Выполняет мертвую петлю и другие фигуры высшего пилотажа, в том числе фирменную боевую «воронку». При выполнении «воронки» может перемещаться с большой скоростью по кругу и одновременно вести непрерывный огонь по точечной цели. Способен с большой скоростью перемещаться боком и назад, при этом перемена направления движения происходит за несколько секунд.

    Вертолёт разработан в ОКБ им. Н.И. Камова (ныне ОАО «Камов») под руководством главного конструктора Сергея Михеева. Проектирование вертолета, получившего обозначение В?80 (или «изделие 800»), началось в январе 1977 года. Первый полет опытного вертолета состоялся 17 июня 1982 года.

    В октябре 1984 года вышел приказ министра авиационной промышленности СССР о подготовке серийного производства В?80 на авиационном заводе «Прогресс» в городе Арсеньеве на Дальнем Востоке.

    Головная серийная машина впервые поднялась в воздух 22 мая 1991 года. Вертолет получил новое название Ка?50. Имя «Черная акула» закрепилось за боевой машиной после выхода на киноэкраны в 1993 году российского боевика с таким названием, в котором новому вертолету была отведена главная роль.

    Указом Президента России в августе 1995 года боевой вертолет Ка?50 был принят на вооружение авиации сухопутных войск России.

    Опыт боевого применения Ка?50 получил в ходе военных действий в Чечне, где с декабря 2000 года по январь 2001 года действовала боевая экспериментальная группа, в состав которой входили две «Черные акулы».

    За все время испытаний и эксплуатации этой машины произошло две катастрофы Ка?50. 3 апреля 1985 года на опытной машине Ка?50 разбился летчик-испытатель Герой Советского Союза Евгений Ларюшин. А 17 июня 1998 года в Торжке (Тверская область) в результате крушения «Черной акулы» погиб начальник Центра боевой подготовки армейской авиации Герой России генерал?майор Борис Воробьев. Обе катастрофы Ка?50 произошли из-за того, что вертолеты резко маневрировали, в результате чего произошел перехлест несущих винтов.

    Ка?50 имеет соосную схему расположения несущих винтов, хвостовой рулевой винт исключен. За счет такой схемы конструкторам удалось уменьшить диаметр винтов и общие размеры вертолета. Ка?50 имеет фюзеляж и хвостовое оперение самолетного типа, убирающееся в полете трехстоечное шасси с передней стойкой и сравнительно большое крыло. Важнейшей особенностью Ка?50, отличающей его от всех построенных и разрабатываемых боевых вертолетов, является использование на нем экипажа из одного летчика, что потребовало высокой степени автоматизации управления вертолетом и его вооружением.

    Кабина пилота имеет защиту из комбинированной (сталь/углепластик) брони, способной выдерживать попадание в борт нескольких снарядов калибра 23 миллиметра. Остекление кабины обеспечивает защиту от попадания пуль. Броней, общая масса которой составляет 350 килограммов, защищены также основные агрегаты вертолета.

    На вертолете установлено катапультное кресло К?37 с тянущей ракетной системой, обеспечивающее катапультирование летчика во всем диапазоне высот и скоростей полета, включая нулевые. Для обеспечения безопасности катапультирования лопасти несущих винтов предварительно отстреливаются.

    За кабиной летчика смонтированы агрегаты топливной, гидравлической и других систем, здесь же находится отсек главного редуктора. К задней части фюзеляжа крепится горизонтальное и вертикальное хвостовое оперение. Под консолями крыла вертолета находятся по два пилона для подвески вооружения.

    Для ведение разведки наземных целей на вертолет устанавливаются стабилизированные телевизионный и инфракрасный сенсоры, позволяющие определить цель на дистанции 20 километров в дневное и 13 километров в ночное время.

    Силовая установка вертолета состоит из двух газотурбинных двигателей ТВ3?117ВМА, установленных по бокам в верхней части фюзеляжа. Двигатели снабжены экранно?выхлопными устройствами для снижения инфракрасной заметности вертолета, а также пылезащитными устройствами, снижающими износ лопаток турбокомпрессора. Силовая установка имеет систему автоматического регулирования, которая в случае выхода из строя одного из двигателей автоматически переводит другой двигатель на повышенный режим работы.

    Двигатели силовой установки приводят во вращение два расположенных соосно несущих винта диаметром 14,5 метра. Их лопасти, изготовленные из композиционных материалов, имеют прямоугольную форму.

    Ка?50 «Черная акула» обладает повышенной боевой живучестью: жизненно важные системы и агрегаты дублированы и защищены. Элементы несущей системы и трансмиссии имеют дополнительный запас прочности, используются протектированные взрывобезопасные топливные баки, установлена система пожаротушения.

    Ка?50 способен переносить и применять широкую номенклатуру различного вооружения (в том числе и зарубежные образцы) общей массой до 2800 килограмм (2000 килограмм на пилонах).

    Вертолёт оснащён несъёмной одноствольной автоматической пушкой 2А42 калибра 30 миллиметров. Питание пушки ленточное, селективное. Пилот имеет возможность выбора бронебойных или осколочно?фугасных снарядов, а также темпа стрельбы (550 или 350 выстрелов в минуту). Максимальный боекомплект пушки, в двух патронных ящиках, составляет 460 снарядов. Очереди идут с автоматической отсечкой по 20 или 10 снарядов.

    Подвесное вооружение размещается на вертолете на четырех пилонах, которые могут отклоняться вниз на угол до 10 градусов. Здесь могут быть установлены противотанковые ракеты с автоматической лазерно?лучевой системой наведения (могут применяться и по воздушным целям), а также неуправляемое ракетное и пушечное вооружение.

    Читайте так же:  Молчаливый человек как называется

    Для защиты вертолета от управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения на концах крыла размещены контейнеры с тепловыми ловушками. На вертолете также установлен бортовой комплекс радиоэлектронного противодействия.

    Вертолет Ка?50 имеет несколько модификаций:

    Ка?50Ш — ночная модификация Ка?50, для круглосуточного выполнения боевых задач. От стандартной модификации отличается перекомпонованной носовой частью, в которой наряду с дневным расположен и ночной тепловизионный канал прицельно?пилотажно?навигационного комплекса «Рубикон?Н».

    Ка?50Н — ночная модификация Ка?50. От стандартной отличается смонтированной в подфюзеляжной носовой части тепловизионной прицельной системой «Самшит?50Т».

    Ка?50?2 «Эрдоган» ? двухместная модификация Ка?50 по стандартам НАТО (тандемное расположение экипажа).

    Ка?52 «Аллигатор» ? модифицированный двухместный ночной вариант Ка?50.

    Экипаж ? 1 человек.

    Максимальная взлетная масса — 10800 кг

    Нормальная взлетная масса ? 9800 кг

    Максимальная масса расходуемой боевой нагрузки ?1811 кг

    Нормальная масса расходуемой боевой нагрузки ? 610 кг

    Масса пустого вертолета — 7692 кг

    Максимальная скорость полета ? 300 км/ч

    Крейсерская скорость полета ? 270 км/ч

    Статический потолок ? 4000 м

    Динамический потолок ? 5500 м

    Дальность полета с нормальной взлетной массой — 460 м

    Перегоночная дальность — 1160 км

    Длина с вращающимися винтами ? 16 м

    Диаметр несущего винта ? 14,5 м

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    Аквариумные акулы

    Азиатские кошачьи акулы

      Коралловая акула имеет очень разнообразную расцветку из бурых и желтых пятен на светлом фоне, за что ее называют пятнистой. Средняя длина тела 30-40 см. Небольшой размер и малоподвижный образ жизни позволяют содержать коралловую акулу в резервуаре объемом от 1 тысячи литров.

      Рогатые акулы

      Её содержат в панорамном или большом цилиндрическом аквариумах с объемом воды от 1,5 до 3 кубических метров. Питается рыбой, кальмарами, ракообразными. Белоперую акулу не селят с рыбами большего размера.

      Рифовая черноперая или мальгашская акула

      Бородатый воббегонг

      Достаточно редкий представитель акул, которого можно встретить в аквариумах — бородатый воббегонг. Его голова очень широкая и вся покрыта бахромой из кожи. Отсюда и название, которое в переводе означает «косматая борода». Брюхо окрашено в белый цвет, остальная часть тела имеет пестрый, мозаичный окрас, который позволяет хорошо маскироваться в естественных условиях.

      Ковровые воббегонги хорошо уживаются в неволе. В искусственных условиях могут вырасти до 1,6-1,8 метров. Питаются всем, что могут заглотить.

      Если рыбку что-то напугает, она начинает метаться в приступе паники у передней и боковых стенок резервуара. Поэтому обязательно наличие покровного стекла. Пангасиус может притвориться мертвым и пробыть в этом состоянии до 20 минут, а затем ожить.

      Читайте также:

      Содержание акул в аквариуме

      Температура воды не должна опускаться ниже 24-25°С.

      Как и другие виды рыб, акулы требуют соблюдения режима кормления, разнообразия рациона и самое главное достаточного пространства для полноценной жизни.

      Относительно небольшие размеры некоторых видов акул позволяют держать их в домашних аквариумах. Приняв решение завести аквариумных акул, к вопросам выбора следует подойти очень ответственно, оценить свои силы и возможности. Эти рыбы относятся к долгожителям и часто перерастают размеры своего жилища.

      Большинство рыб, которых объединили одним словом «акулы» не имеют никакого отношения к хищникам океанов и морей. Большая часть видов поступает из Таиланда, где их успешно разводят на фермах и в реках.

      Черная акула

      Этот вид только внешне похож на хищных собратьев, но никакого отношения к хищникам он не имеет. В искусственной среде они вырастают до 40-50 см. Цвет тела насыщенно черный, но есть и двухцветные разновидности с черным телом и красным хвостом. Именно они среди черных акул отличаются наибольшей агрессивностью и сложным характером. Встречаются и альбиносы с практически прозрачным телом. Черная акула может терять интенсивность цвета при плохом питании. Недокармливать рыбку — это значит подвергать опасности других более мелких обитателей.

      Один из наиболее полюбившихся у аквариумистов видов — карликовая акула. Она имеет небольшой размер тела до 25 см и интересную особенность — светиться. Этот вид наделен органом свечения — фотофором. Грудные и брюшные плавники и само брюшко начинают люминесцировать в состоянии возбуждения. Это живородящая рыба, способная принести до 10 акулят, размером 5-6 см.

      Теплолюбивые донные рыбы способны достичь метровой длины, но в среднем вырастают до 60-70 см. Они предпочитают вести ночной образ жизни, а днем прятаться в укрытиях. Средняя длина особей оставляет 1 метр. Рыб заселяют в аквариумы объемом не менее 1,5 тысячи литров.

    • эполетовая.
    • Из семейства разнозубых в аквариумах содержат представителей рода рогатых или как их еще называют бычьих акул. Их отличительной особенностью является крупная голова и наросты над глазами, а перед каждым спинным плавником расположен шип. Добычу они хватают передними очень мелкими и острыми зубами, затем дробят ее крупными задними. Длина особей может достигать 1,15 м.

      Для нее подойдут миролюбивые виды, способные дать ей отпор:

      Черные кончики плавников послужили причиной того, что этот вид назвали черноперыми акулами. Особенно выделяется черный наконечник переднего спинного плавника. Тело имеет двойной окрас: брюхо белое, спина желто-коричневая или желто-серая. Эти рыбы очень подвижны. Им необходимо много свободного пространства в аквариуме и большой объем (не менее 3000 литров). Декорации не должны иметь острые, выступающие углы. Черноперая акула может вести себя очень нервно и совершать резкие броски. Для ее содержания подходят аквариумы в форме сферы или цилиндра, в которых рыба может плавать, не испытывая трудностей при разворотах.

      Это один из самых медлительных пловцов в своем семействе. Он ведет одиночный образ жизни, проводя много времени в укрытиях. Даже живя в аквариуме, он предпочитает находиться в пещерке. Не активен воббегонг и в поиске добычи — он нападает из засады.

      Внешнее сходство с акулой делает пангасиуса из семейства акульих сомов очень популярным у аквариумистов. Его еще называют «пресноводная», «вымпельная», «переливающаяся» акула. В естественной среде пангасиус достигает 1,5 метров, в условиях аквариума не вырастает больше 50-60 см. Средняя длина, которой они достигают 30-35 см. Это быстрорастущая, пугливая и подвижная рыба. За 3-4 месяца в теплой и часто сменяемой воде они вырастают до своих предельных размеров и могут даже перерасти аквариум.

      Акулий сом хорошо себя чувствует в аквариуме, укомплектованном корягами, валунами, устройством, обеспечивающим однонаправленный поток воды. Серебряные акулы нуждаются в чистой воде. Большое скопление органики плохо отражается на их самочувствии.

      Рекомендуется заселять группой из 5 и более особей. При меньшем количестве очень быстро выстраивается иерархия и над самой слабой рыбкой могут издеваться.

      Вымпельный пангасиус не размножается в аквариумах.

      Крупным рыбам тяжело развернуться в аквариуме, имеющем острые углы, поэтому для них лучше выбрать резервуар с закругленными стенками или кольцевой аквариум.

      При выборе резервуара следует понимать, что рыба не может двигаться только вперед и назад, поэтому ширина аквариума должна быть не менее 75, а то и 100% от потенциальной длины тела питомца.

      Многие виды хищных рыб предпочитают умиротворенно лежать на дне. Но они способны запоминать время кормления. И когда оно приближается, они становятся очень беспокойными, нарезают круги у места кормежки, высовываются из воды.

      Эти рыбы отличаются отменной хваткой. Взяв в рот корм, они его уже не отпустят ни при каких обстоятельствах. Не советуют кормить акул из кормушки, установленной в каком-то одном месте аквариума. Наиболее сильные особи просто не подпустят к ней более слабых.

      Вот такой большой может быть акула в аквариуме: