Грузовик дальнобойщика как называется

Профессия водителя грузового авто в Германии

Что нужно, чтобы стать немецким дальнобойщиком. Сколько зарабатывают водители грузовиков в Германии.

По-немецки дальнобойщиков тоже иногда называют Fernfahrer, но куда чаще употребляется LKW-Fahrer — водитель LKW. Данное сокращение в Германии используется для обозначение грузовых машин — Lastkraftwagen.

Что должен уметь немецкий дальнобойщик

На сегодняшний день профессия водителя грузовика во многих случаях будет требовать, помимо обычного умения без происшествий приехать из пункта А в пункт Б, также определённых навыков из области логистики.

В примерный круг обязанностей немецкого шофёра входят:

  • Транспортировка груза и его доставка в установленные сроки
  • Загрузка и разгрузка
  • Сохранность груза
  • Соблюдение европейских норм вождения грузовиков
  • Умение обращаться с навигацией
  • Общение с отправителями и получателями груза
  • Ответственность за чистоту и исправность машины
  • Требования к профессии дальнобойщика

    Хороший водитель должен обладать следующими качествами:

    • Готовность и интерес к долгим поездкам
    • Отменная реакция
    • Способность ориентироваться на дороге
    • Большой опыт вождения
    • Образования — “водитель грузовика” не существует. Поэтому, для того чтобы работать дальнобойщиком в Германии, формально нужно иметь одну из следующих категорий в немецком водительском удостоверении:

    • С1 — Грузовик весом от 3,5 до 7,5 тонн и прицеп общей массой до 750 килограмм.
    • С1Е — Грузовик весом от 3,5 до 7,5 тонн и прицеп общей массой более 750 килограмм, максимально 12 тонн.
    • С — Грузовик весом более 7,5 тонн и прицеп общей массой до 750 килограмм.
    • СЕ — Грузовик весом более 7,5 тонн и прицеп общей массой более 750 килограмм.
    • Чтобы получить требуемую водительскую категорию, нужно обратиться в немецкую автошколу. При этом необходимо иметь при себе:

    • Немецкие права с категорией В
    • Свидетельство о прохождении курсов первой помощи
    • Тест зрения
    • Врачебное заключение о состоянии здоровья
    • Условия работы дальнобойщиков

      В Германии строго регулируется количество часов и время суток, отведённые под вождение грузовиков. Каждый грузовой автомобиль оснащается автоматическим самописцем, который отмечает всё необходимое для контроля. Кроме того, многие LKW оснащаются передатчиком, позволяющим отслеживать их местоположение в реальном времени.

      Я не знаю абсолютно всех правил по контролю за временем. Полагаю, что об этом станет известно в любом случае до устройства на работу либо в ходе изучения теории при получении прав, либо при заключении контракта. Но чтобы дать общее представление, поделюсь тем, что нашёл в интернете.

      В течение суток водителю можно находится за рулём не более 9-ти часов, включая время на обеденный перерыв. Два раза в неделю допускается переработка на 1 час.

      Без перерыва можно ехать не более 4,5 часов. Суммарное время перерыва в вождении за день должно составлять минимум 45 минут.

      В неделю можно водить не более 56-ти часов, но при этом в сумме за две недели не должно быть более, чем 90 часов вождения. То есть, если в первую неделю отводить весь лимит, то на следующую остаётся только 36 часов. Неделя начинается в 00:00 понедельника и заканчивается в 24:00 воскресенья.

      Время отдыха также строго регулируется. В день должно быть минимум 11 часов отдыха от вождения. Можно отдыхать в машине, но только если она не едет и оснащена спальным местом. Отдых за неделю также имеет свои минимальные лимиты, но не буду перегружать статью этой информацией — правила их расчёта довольно сложные.

      По воскресеньям и в государственные праздники в Германии движение всех грузовиков весом более 7,5 тонн запрещено в период с 00:00 до 22:00. Именно поэтому воскресенье — самый лучший день для езды по немецким автобанам, потому что правая полоса не занята вереницей грузовых машин.

      Зарплата немецких дальнобойщиков

      Водителям грузовиков в Германии обычно платят от 7€ и до 12€ в час. В месяц это составляет от 1600€ до 2400€. На юге традиционно зарплата немного выше, чем на севере. На востоке заработок ниже всего.

      Минусы работы водителем грузовика

      Тот, кто хочет быть дальнобойщиком, должен смириться со следующими недостатками профессии:

    • Проблемы со спиной
    • Нервотрёпка на трассе
    • Долгие периоды разлуки с семьёй
    • Работа наедине с самим собой
    • Резюме

      Профессия дальнобойщика не относится к самым востребованным специальностям в Германии. Тут нет недостатка водителей, да и платят по сравнению с другими вакансиями на уровне ниже среднего. Иностранцу не из ЕС довольно сложно устроиться на работу дальнобойщиком, так как нужно предварительно получить немецкие права, а для этого нужно уже находиться в Германии.

      Однако, эту статью я написал после того, как зацепился глазом за новость “Немецкие водители LKW жалуются на острую конкуренцию дальнобойщиков из Восточной Европы”. Значит, народ каким-то образом всё-таки преодолевает многочисленные преграды, чтобы сесть за баранку немецкого грузовика и отправиться мотать километры по автобанам.

      11 слов сленга дальнобойщиков, которые никто не понимает

      Топ-11 слов жаргона водителей-дальнобойщиков.

      Так уж повелось, что в каждой профессии есть свой сленг, состоящий из жаргонных слов, большинство из которых посторонним людям непонятны. Например, у врачей «жаба» – это стенокардия, «сникерс» – прямоугольная цистерна для воды на современных пожарных автомобилях, слово «кастомер» скорее поймут только менеджеры. Естественно, есть свой жаргон и у автомобилистов. Но наибольший интерес представляет сленг водителей-дальнобойщиков, чьи жаргонные слова вошли в обиход и обычных водителей.

      Мы собрали для вас некоторые профессиональные термины, применяемые водителями большегрузов, чтобы вы могли в полной мере хотя бы немного оценить уникальную культуру, сложившуюся в среде дальнобойщиков.

      1. «Зубочистки», «буратинотранс» и «воровайка»

      Очевидно, что у того, кто придумывал эти термины для дальнобойщиков, было отличное чувство юмора. Как вы уже поняли по фотографии, эти три слова означают перевозку бревен на лесовозе. Только вот смысл этих слов совершенно разный. «Зубочистки» – это бревна, которые перевозит лесовоз. Это значение было заимствовано из американского сленга дальнобойщиков (Toothpicks).

      «Буратинотранс» – так называют лесовозы в Ленинградской области. «Воровайка» – это грузовые машины-лесовозы, которые занимаются перевозкой незаконно вырубленного леса. Чаще всего так называют лесовозы в Сибири, где часто встречаются незаконные делянки по вырубке леса.

      2. «Плечевая»

      Очень редко рядом с водителем-дальнобойщиком находится кто-то другой. Сегодня все чаще водители грузовиков ездят в одиночку. Так компании-перевозчики экономят на затратах на перевозку. Но иногда рядом с водителями можно встретить девушку, которую водители-дальнобойщики называют «плечевая».

      Как вы могли уже догадаться, это девушки-проститутки, работающие на трассах, зарабатывающие на слабости дальнобойщиков. У американских дальнобойщиков таких девушек легкого поведения называют «чехлом на сиденье». Но иногда так называют и простых пассажиров-автостопщиков. Кстати, некоторые дальнобойщики в радиоэфире на своем канале часто называют всех красивых девушек простым словом «мышка».

      3. «Доеры»

      Гаер, гаец, гаишник, дпсник и т. д. – все эти жаргонные словечки знакомы большинству обычных автолюбителей. Но у дальнобойщиков для сотрудников ГИБДД есть свое обозначение. Например, «доеры» или «даеры» на языке водителей грузовиков означают сотрудников ДПС, которые часто выходят на охоту, останавливая все фуры подряд, в надежде по-быстрому насобирать побольше протоколов. Некоторые нечистые на руку гаишники не прочь за счет дальнобойщиков наполнить свои карманы и банковскими купюрами. Сами понимаете, почему именно такими словами водители грузовиков называют сотрудников полиции. В Белоруссии сотрудников дорожной полиции называют «даильник» (от абр. «ДАИ»).

      4. «Машинка» или «машинка работает»

      У водителей-дальнобойщиков уже давно пользуется популярностью способ общения друг с другом с помощью рации на специальном радиоканале, где водители не только делятся впечатлениями о дорогах России, но и предупреждают о дпсных засадах, о треногих камерах фотовидеофиксации, о залегшем в кустах гаишнике с ручным радаром замера скорости. Обычно на радиоканале об этом предупреждают так: «машинка работает. » или просто «машинка».

      5. «Вертолет», «дятел», «перевертыш» и «догнать»

      Вы когда-нибудь проезжали мимо места ДТП? Обычно вы просто смотрите на аварию и едете дальше своей дорогой. Но многие дальнобойщики, увидев аварию, сообщают другим водителям фур о случившемся. В первую очередь это необходимо в случае образования большого затора, который чаще всего случается как раз из-за нас, простых автолюбителей, глазеющих на происшествие (обычно рядом с аварией все начинают притормаживать, чтобы лучше рассмотреть последствия аварии). Предупредив других водителей о ДТП, многие дальнобойщики в случае пробки предпочтут заранее выбрать маршрут объезда, чтобы сэкономить топливо.

      Естественно, как и в других случаях, для аварий у водителей грузовиков есть свой сленг. Так, например, «вертолет» означает, что автомобиль перевернулся. Такой автомобиль еще называют «перевертыш».

      Дальнобойщики очень не любят, когда водители легковых автомобилей нарушают Правила дорожного движения. Особенно тех, кто своими действиями создает на дороге опасную ситуацию. Таких водителей дальнобойщики прозвали «дятлами». Если вы слышите от дальнобойщика слово «догнать», знайте, что речь идет об автомобиле, который ударил впереди идущую или стоящую машину.

      Есть еще несколько смешных слов, которые также относятся к ДТП: «бутерброд» и «гамбургер» – это столкновение нескольких машин. А «поцеловаться» на жаргоне дальнобойщиков означает несильное лобовое столкновение машин.

      6. «Тянуть контрабас» и «арбузтранс»

      В каждой профессии есть множество как технических слов, так и сленговых, с элементами юмора. Знаете, что у врачей означает «валежник»? Палату с лежачими больными. Есть что-то в этом роде и у дальнобойщиков. Например, выражение дальнобойщиков «тянуть контрабас» подразумевает перевозку контрабандного груза. Но больше юмора в слове «арбузтранс» – так водители-дальнобойщики называют перегруженные КамАЗы, перевозящие овощи. Чаще всего так называют перегруженные фуры 05 региона. Также КамАЗы этого региона часто именуют «пол-литра». К грузовикам 15 региона приклеилось прозвище «полторашка» (груженые КамАЗы с номерами Дагестана и Северной Осетии).

      7. «Козел», «колхоз», «кондер», «Машка», «кукурузер» и другие

      Особенный интерес в жаргоне дальнобойщиков представляют слова, обозначающие другие автомобили. Тут, по всей видимости, творчество тех, кто придумывал эти слова, граничит с невероятно большим чувством юмора и гениальностью. Например, «колхоз» – это 469-е УАЗики. «Козлом» называют внедорожник ГАЗ-69. А как вы думаете, какое прозвище у дальнобойщиков получили одни из самых популярных в России грузовиков?

      Так, например, КамАЗ чаще всего называют «кондером», а МАЗ получил прозвище «Мазурик» или «Мурзик». Кстати, низкорамные МАЗы также называют «мазеныш» или «зубреныш». Низкорамные КамАЗы называют «камазеныш» или «смерть бычка». Иногда КамАЗы также называют «потомок Чингиз Хана». Как видите, названия не обидные, чего не скажешь о грузовиках MAN, которые получили кличку «Машка». Фуры Scania получили прозвище «скамейка».

      Есть прозвища и для обычных автомобилей. Например, «кукурузером» называют внедорожники Toyota Land Cruiser, а «коротыш» – это трехдверный внедорожник Mitsubisi Pajero. А как думаете, что означает «маргарин»? Такое прозвище получили автомобили Москвич.

      8. «Прокатиться на спонсоре», «пролететь со свистом» и «повело»

      Вы замечали, как иногда большегрузные автомобили пристраиваются за другими фурами? Порой таким образом водитель фуры, пристраиваясь в хвосте другой грузовой машины, прячется от камер фотовидеофиксации. Но чаще водители встают за другой фурой, идущей с подходящей скоростью, чтобы не обращать внимание на камеры контроля скорости. Это на жаргоне дальнобойщиков называется «прокатиться на спонсоре».

      «Пролететь со свистом» – то есть проехать большой участок дороги без остановок на высокой скорости. Слово «повело» означает опасную ситуацию у автомобиля с прицепом. Это начальная стадия «ножниц», когда ситуацию еще можно исправить и еще можно выровнять прицеп. «Ножницы» – фигура, которую образуют тягач и прицеп при движении, когда прицеп выносит на встречную полосу.

      9. «Чайник», «чекист» и «подснежник»

      Каких-то только странных и смешных слов не встречается у водителей-дальнобойщиков. Многие слова водителей фур уже давно вошли в обиход обычных автолюбителей. Например, всем давно известно значение слова «чайник» – неопытный водитель, которого также называют «дятел». Этим термином уже давно пользуются и водители легковых автомобилей. А вот «чекист» – это сугубо профессиональный жаргон дальнобойщиков, означающий продавца поддельных чеков с АЗС, с платных стоянок, гостиниц, кафе и т. д. По этим «левым» документам дальнобойщики после рейса получают в бухгалтерии деньги за понесенные в дороге непредвиденные расходы.

      А как вы думаете, что такое «подснежник»? Нет, это не весенний редкий цветок. Так называют водителей или автомобиль, который выезжает на дорогу только в теплое время года. То есть водитель не использует автомобиль в зимнее время.

      10. «Передничек», «слюнявчик» и «цементовоз»

      «Передничек», «слюнявчик» – так водители-дальнобойщики называют яркие жилетки сотрудников ГИБДД. А знаете, что такое «цементовоз» на Украине? Нет, это не грузовик, перевозящий сухой цемент. Это транспортное средство, перевозящее сотрудников полиции. Так же называют в некоторых регионах Украины автомобили ГАИ.

      11. «Несвежий светофор» и «посадить»

      Интересно, кто же в каждой профессии придумывают жаргонные слова, которые очень часто смешно звучат, особенно когда узнаешь их истинное значение? Но кто бы ни были эти люди, они заслуживают уважения, поскольку не каждый из нас сможет придумать крылатые слова, которыми потом будут пользоваться тысячи людей.

      Вот пример. Надо отдать должное тому, кто с таким юмором придумал одним словом назвать неприятную ситуацию на дороге, когда несколько больших автопоездов двигаются на большой скорости и, приближаясь к перекрестку, могут не успеть пройти на зеленый сигнал светофора. В этом случае на жаргоне дальнобойщиков говорят, что «светофор несвежий». Обычно водители сообщают об этом таким словосочетанием, чтобы избежать проезда перекрестка на красный свет или резкого торможения.

      «Да что же это такое! Посади его!» – можно услышать в разговоре на радиоканале дальнобойщиков. Какой смысл кроется в этой фразе? Чаще всего слово «посади» означает принудительно заставить другое транспортное средство сбросить скорость.

      Профессия – дальнобойщик: российские водители ответили на самые популярные вопросы о своей работе 15:22, 28 апреля 2020 Версия для печати

      Сколько получают дальнобойщики? Где они спят, чем питаются, как коротают время в дороге и почему некоторые из них так сильно не любят водителей легковых авто?

      У многих из нас представление о дальнобойщиках сформировал одноименный сериал. А кто-то знает о профессии изнутри благодаря рассказам автостопщиков, которых часто подбирают дальнобойщики. Как живется дальнобойщикам в России и почему они бастовали из-за Платона? Попробовали разобраться.

      1. Выбор профессии

      В дальнобойщики идут либо романтики, либо прагматики. Первым нравится быть в дороге, а вторые хотят заработать. Чаще всего дальнобойщиками становятся люди из регионов, которые хотят заработать и «попутешествовать».

      2. Освоение профессии «дальнобойщик»

      Чтобы стать дальнобойщиком, нужно получить права категории С (грузовой автомобиль) и СЕ (грузовой автомобиль с прицепом). Потом устроиться в фирму, занимающуюся перевозками. Либо создать свою фирму и заняться частным извозом. Стоимость магистрального тягача варьируется от 2 до 10 миллионов рублей, а прицеп обойдется еще в полтора миллиона.

      Водителя, работающего на себя, в среде коллег то ли уважительно, то ли иронично зовут «барином». Но на самом деле работать без начальника даже в чем-то хуже: обычно такие дальнобойщики меньше отдыхают и берут любую работу, чтобы быстрее «отбить» стоимость машины. А искать клиентов самостоятельно тоже непросто.

      Кстати, в профессии почти нет женщин. Это связано не только с образом жизни, но и с тем, что в случае аварии порой приходится самостоятельно менять колеса или чинить огромную машину. Не всем женщинам это под силу.

      3. Зарплаты дальнобойщиков

      В месяц можно заработать от 40 до 70 тысяч рублей, но все зависит от компании. Хуже всего, по рассказам водителей, приходится водителям «Магнита». У них самая низкая зарплата, а продукты надо доставить ровно в срок.

      Работая на себя и не сидя на месте можно получать от 70-80 тысяч в месяц. Но через каждые 50 тысяч километров нужно проходить техобслуживание, которое стоит от 50 до 100 тысяч рублей. А еще бензин.

      Случаются и форс-мажоры, когда, например, рвется колесо. Водитель, работающий как индивидуальный предприниматель, берет все эти расходы на себя.

      4. Принудительный отдых

      По закону в кабине у водителя должен быть установлен тахограф. Это прибор для регистрации скорости, режима труда и отдыха. В зависимости от времени, проведенного за рулем, дальнобойщик должен отдыхать определенное количество времени. Это по закону. Но в реальности на территории РФ очень многие этими правилами пренебрегают, чтобы быстрее добраться до пункта назначения.

      5. Сон и еда

      Спят водители чаще всего прямо в машине. В современных фурах за водительским местом размещена полноценная кровать с матрасом — «спальник». Иногда фура оборудована даже двумя такими спальниками, если дальнобойщики едут вдвоем в фуре. Ночуют водители чаще всего на специальных стоянках, а не на обочинах. Там в грузовик может въехать другой водитель, либо дальнобойщик станет жертвой грабителей. Нести ответственность за потерянный или испорченный груз водитель будет самостоятельно.

      Иногда фирма оплачивает ночевку в придорожной гостинице. Но тут водители готовы идти на хитрость: можно поспать в кабине и предоставить фальшивую квитанцию о ночевке в гостинице, а деньги забрать себе. Фальшивые квитанции и чеки продают специальные люди, работающие возле трасс.

      Безопасно переночевать можно и на участках, где дальнобойщики останавливаются «кучкой». Там может стоять 10-20 грузовиков за раз. Правда, есть риск, что пока водитель будет спать, у него сольют солярку. Доказать что-либо будет невозможно.

      Что касается еды, то большинство питается в придорожных кафешках. Информация о хороших передается между коллегами. Некоторые берут еду с собой (консервы, чай, макароны), особенно если в машине есть плитка и мини-холодильник.

      6. Спят ли водители с проститутками?

      Это зависит от самого дальнобойщика. Кстати, девушек легкого поведения дальнобойщики называют «плечевыми» или «плечовками». Плечо — это несколько десятков километров трассы — расстояние от заправки до заправки.

      7. Общение с коллегами

      Все фуры настроены на специальный 15-й канал связи. Там водители предупреждают друг друга о дорожных заторах, сотрудниках ДПС и авариях. Здесь же можно уточнить дорогу, узнать где купить солярку и другую полезную информацию. Болтают на других частотах. Кстати, пассажир фуры вряд ли поймет, о чем говорят дальнобойщики — слишком уж специфический звук у рации.

      8. За что дальнобойщики не любят легковушки?

      У любой фуры есть так называемая слепая зона — часть дороги, недоступная для обзора водителя. Дальнобоев очень раздражает, что водители «маленьких» машин этого не понимают и создают риск аварии.

      9. «Платон»

      «Платон» — российская система взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн. Не секрет, что грузовые автомобили наносят ущерб федеральным дорогам, разрушая их. Дополнительный налог должен помочь поддержать транспортную инфраструктуру. Внедрение «Платона» вызвало у перевозчиков недовольство и положило начало массовым протестам. Забастовки недовольных водителей и требования отменить налог привели лишь к снижению тарифа.

      Про мечты ИТ, и дальнобойщиков в частности

      Забавно читать статьи о мечтах о будущем. Как появятся автопилоты, и роботы займут место водителя. И, как обычно, самое веселое — это коментарии. Но последняя статья «Мечта дальнобойщика. Электрический тягач. » просто добила: сначала хотел поучаствовать в обсуждениях, но потом решил, что проще написать статью.

      Но пойдем по порядку.

      Я почти дальнобойщик. Сейчас поясню почему «почти». В северной америке моя профессия называется Turn-pike driver. Это такая следующая ступень роста профессионального водителя. Когда после коротких курсов тебе дают еще одни дополнительные права на вождение 43+ метрового «паровоза» с общей массой до 64 тонн. Выглядит это вот так:

      Позади почти 3 миллиона километров. Один водитель в среднем проезжает 250 000 км в год, иначе просто невыгодно для компании. Разные тягачи: от стареньких ушатанных International Eagle до топового Piterbuild 587. Вот этот красавец за четверть миллиона долларов в момент приезда с завода.

      А теперь перейдем к главному: почему мне становится смешно, когда читаю обсуждения, что вот-вот появятся роботы водители, и сразу прям всей индустрии придет конец.

      Начнем с простого — с технической реализации. С чего начинается автоматизация любой машины? Надеюсь, многие понимают, что установка автоматической гидромеханической коробки передач невозможна на тяжелых грузовиках, поскольку масса грузовика слишком велика для такой конструкции. Развитие пошло по другому пути — роботизированные коробки. Если кто не в теме: это когда на обычную механическую коробку ставится модуль, который при помощи электричества или (зачастую именно в грузовиках) пневматики переключает передачи.

      И вот тут начинается зоопарк. Реализация, как вы понимаете, не может быть очень сложной: с механической стороны там все просто, со стороны электроники тоже нет особых трудностей. Трудности начинаются с логикой. Например, у Мерседеса это просто линейное перебирание скоростей, прям с первой и до минимум 13-й. Можете сами представить себе этот унылый ужас.

      Единственная на данный момент коробка, которая более или менее проявляет какие-то зачатки интеллекта — это I-SHIFT производства VOLVO. Она умеет определять, зацеплен ли трейлер, учитывает динамику набора оборотов и может стартануть с 5-й скорости, если, например, грузовик не оснащен трейлером; а может и перепрыгивать через пару скоростей, если трейлер легкий. Но, как показал опыт использования, она тоже умеет зависать и совсем не имеет «защиты от дурака»: был один кадр, не отличающийся умом и сообразительностью, который на ходу просто дергал коробку по разным режимам, и она просто уходила в блокировку, требуя вмешательства официального сервиса.

      Подвисания случаются из-за забавных ситуаций конфликта внутренней логики: например, когда поворачиваешь на перекрестке, датчик наклона говорит ей, что нельзя разгоняться больше, а она в этот момент как раз переключалась на передачу выше, и вот посреди перекрестка ты завис на нейтралке примерно секунд на несколько. Очень неприятное чувство.

      Роботизированые коробки производятся уже порядка лет 10, и прогресс не очень сдвинулся. Вы считаете, что люди, неспособные сделать нормальную роботизированную коробку, будут способны создать машину без водителя? У меня очень большие сомнения по этому поводу.

      Но предположим, что электрическому тягачу не нужна коробка передач, и эту задачу можно вычеркнуть.

      Производитель как бы обещает создать сеть газовых заправок… Видимо, они так были заняты созданием рендеров, что упустили тот факт, что Shell уже сделала это несколько лет назад.

      У этих колонок довольно футуристическая система заправки.

      Я, честно говоря, не понимаю, откуда возьмется тишина у этого тягача и только шорох шин… Это будет какая-то бесшумная турбина? В большинстве населенных пунктов не разрешается использовать торможение двигателем, ибо это слишком громко, а вокруг люди живут.

      Почему я считаю, что этот тягач не «полетит»? Давайте внимательно посмотрим на рендер.

      Представьте, что где-то там внутри есть газовая турбина с генератором. Представили? А теперь представляйте, что вам понадобилось сделать сервисное обслуживание или ремонт. Не получается? Странно, а ведь должно.

      Заявленый комфорт тоже вызывает приступы смеха. Давайте заглянем в салон той же Волво.

      Что там было заявлено? Холодильник? Микроволновка? Так это нынче есть в любом тягаче и не является чем-то сверхфантастическим.

      Двигаемся дальше. Я понимаю, что это перевод — «Автономные грузовики размажут наше общество по асфальту» — но заявить такое мог только человек, который понятия никакого не имеет об этой индустрии. Большинству клиентов начхать на проблемы доставки. В некоторых местах даже водитель с опытом имеет проблемы с доставкой, ибо окружающее пространство настолько плотно застроено и заполнено припарковаными машинами, что любой робот там просто повиснет. Иногда нужно просто идти и искать хозяина брошенной машины, чтобы он ее куда-то передвинул. Правда, опытные водители знают, что это проблема получателя груза и с радостью нагружают этой проблемой его.

      Говорить о расстановке датчиков по всей машине и трейлеру… ну конечно, можно помечтать, но опыт говорит о том, что, например, когда Caterpillar начал добавлять в свои двигатели электронику, то покупателям таких двигателей стало очень грустно, и сейчас очень редко можно увидить желтый двигатель под капотом грузовика, хотя раньше они были синонимом неубиваемости. У той же Volvo с электроникой лучше, но есть другая забавная проблема: коннекторы, которыми эта электроника соединяется, окисляются, и так уже больше 15 лет. И, судя по всему, никто не собирается их заменять на что-то другое. А когда некоторые сенсоры на двигателе начинают терятся из-за окислившихся конекторов, которые еще нужно найти (а это не очень просто), то с машиной начинают происходить чудные вещи.

      Но тут можно возразить, что вот, мол, Mercedes провел караван автоматизированых грузовиков. Ну так отлично, кто-то вывел эти грузовики на дорогу, и там они в автоматическом режиме следовали за головным. А в конце — судя по всему, на сьезде — по грузовикам снова рассадили водителей, и они доехали до места назначения. Наверное звучит круто, пока не подумаешь о том, что нужно создавать целую инфраструктуру, когда несколько трейлеров провожают из точки А и потом встречают в точке Б, и потом обычные водители развозят грузы по клиентам. Вам это еще ничего не напоминает? Подсказка:

      При этом железная дорога выйдет дешевле, и у нее уже есть развитая инфраструктура доставок.

      Все то же самое касается и легковых машин. Да, нам показывают автономные машины, но их буквально единицы на весь глобус и рассуждать о том, что они безопаснее, конечно, можно, но данных недостаточно.

      Но на самом деле я, конечно, тоже мечтаю о том, что когда-то начнут внедрять хотя бы зачатки всех этих технологий. Как, например, тот же Mercedes: за городом может сам ехать в своей полосе, а водитель в это время может покодить что-нибудь.

      Фура с планшетом: как дальнобойщики повышают квалификацию

      Если говорить о грузовиках компьютерным языком, то хард — это сами машины, а вот софт — их электронные системы, предназначенные и для водителей, и для руководителей. Вслед за Европой такие системы приходят и в Россию: Scania начала проводить обучение на «фуре с планшетом», а я стал одним из учеников.

      Со сканиевским планшетом для ­обучения дальнобойщиков я познакомился еще в начале 2020 года, во время зимних покатушек в Норвегии. Вот что я писал тогда: «Сам планшет обычный — марки Sony, на Андроиде, и в него закачана специальная программа. Во время заездов грузовик онлайн передает на планшет данные о поездке и действиях водителя (расход топлива, скорость, количество торможений и т.д.), а инструктор сравнивает их с эталонными и указывает на ошибки. Более того, все данные, включая карту и профиль маршрута, можно отправить обучаемому по электронке — чтобы тот мог ­проанализировать все позже, в спокойной обстановке».

      Инструктор видит на планшете изображения приборов и подробные данные заезда

      Тогда, во время заезда на роскошной 560-сильной «скамейке» (так называют Сканию дальнобойщики) с тралом, на который был погружен экскаватор, я показал неплохие результаты: сканиевцы даже шутили, что оставят меня инструктором в Норвегии.

      Но одно дело — пустынные северные шоссе, и совсем другое — наши подмосковные, с их пробками, ремонтом дорог и прочими прелестями жизни!

      В общем, когда Scania пригласила меня в свой центр в Голицыно, чтобы я прошел там курс переподготовки на «фуре с планшетом», я сильно занервничал. ­Все-таки я никогда не работал дальнобойщиком, а условия будут максимально приближены к боевым.

      В кабине автопоезда меня ждали специалист по информационным услугам Андрей Акимушкин и старый знакомый, водитель-инструктор Дмитрий Калач. Это с ним мы прошлой осенью носились по непролазной сургутской грязи на самосвале «Черный коготь»!

      «Обойди тягач. Что видишь необычного?» — спрашивает с подвохом Дима. ­Та-ак, индекс R480 (то есть, дальнобойная кабина R, 480 сил), дорогая комплектация, включая спойлеры и руль, обтянутый черной кожей. А, вот: колеса покрашены в черный цвет и снабжены датчиками давления. Оказалось, есть и другие особенности — задняя подвеска на четырех пневмобаллонах (у нас до сих пор продавались «двухбаллонные» Скании) и плоские сверху задние крылья. Европейское исполнение! Которое сейчас проходит российскую сертификацию.

      В кабине над головой пассажира даже есть молоточек «разбей стекло при аварии»

      Предвижу вопрос читателей: «А где же Scania нового поколения, которая уже продается в Европе?» У нас — пока нету. Но ожидается в нынешнем году.

      Калач командует: «Действуем так. Сначала ты ведешь автопоезд, как считаешь нужным, а я сижу рядом с планшетом, но ничего не говорю. Потом мы анализируем твои действия и разбираем ошибки. И повторяем заезд, только уже с моими советами и подсказками. Буду по рукам бить, в общем! А в конце посмотрим, насколько удастся улучшить результаты».

      Маршрут таков: Минское шоссе, затем Малая бетонка, с нее на Киевское шоссе, разворачиваемся — и обратно. Всего около 60 километров. Мы пристегнулись, я перевел рычажок «робота» Opticruise в Драйв — и поехал. Аккуратненько, внимательно, не давая мотору высоких оборотов. Старался притормаживать ретардером (благо он здесь был), поскольку во время европейских тест-драйвов мне в голову накрепко вбили: минимум торможений педалью!

      При этом у «скамейки» обнаружилась засада, о которой я даже не подозревал. В один прекрасный момент Дима, молчавший всю дорогу, подал голос: «Ты ногу с кнопки-то сними!» Оказалось, аккурат под носком левой ноги, которую я было комфортно вытянул, расположена кнопка включения моторного тормоза — и я невольно нажал ее. Любопытно, что на эту же проблему пожаловался и другой «грузовой» журналист, тоже прошедший обучение.

      Вторая засада ждала нас уже на дороге: маршрут проходил мимо Алабино, где в это время шла репетиция парада. Пробки, военные регулировщики, гаишники, которые под шумок вышли на охоту. И самолеты, с ревом несущиеся над головой. Сфотографировать бы! Но руки с руля снимать нельзя — иначе показател и ухудшу.

      Когда я финишировал, то первым делом вывел на дисплей борткомпьютера оценку по стопроцентной шкале, которую проставила мне встроенная система Scania Driver Support (она учитывает ряд факторов: разгон-торможение, переключение передач и т.д.). Ого, у меня 93%!

      По словам специалистов, 93 процента, которые электроника проставила мне в обоих заездах, — очень хороший показатель

      Это ведь хорошо? Оказалось, даже очень, поскольку в среднем по России водители набирают лишь 60—65 процентов. «У нас, если сравнить с Европой, уровень обезьяны, которая скоро станет человеком, — грустно комментируют сканиевцы. — Разруха в головах! У основной массы наших дальнобойщиков бзик: чем быстрее едешь, тем больше рейсов сделаешь. При этом экономичность и ресурс колодок мало кого волнуют. Между тем равномерное вождение дает выигрыш и во времени, и в расходе топлива».

      Но, разумеется, было что улучшать и мне. Во-первых, Калач отругал меня за частое пользование ретардером: «Если так ездить, то резину на ведущей оси придется менять не через 300 тысяч километров, а через 200. Будем использовать при торможении двигатель, работая коробкой передач».

      А я-то считал, что «робот» умнее водителя и в его действия вмешиваться не следует! Также мне было рекомендовано улучшить «предвидение ситуации», за которое электроника проставила 79%. Еще Калач сказал, что будем по максимуму использовать попутный ветер — а там, глядишь, и расход топлива снизится (в первом заезде я получил около 25 л/100 км). Наконец, мне было рекомендовано вести машину в режиме не просто Драйв, а Драйв экономичный: в коробке есть такой режим.

      В общем, пообедали мы — и второй раз по тому же маршруту. Уже под чутким руководством Калача, который постоянно заставлял меня корректировать работу «робота»: «Одну вниз. Еще одну вниз. Теперь одну ступень ретардера. Идем на разгон — одну вверх. Можно еще одну: чем ниже обороты, тем меньше расход».

      И если в первом заезде я вел автопоезд исходя из утверждения «электроника сама знает, что делать», то теперь постоянно манипулировал подрулевым рычажком, на который выведено управление коробкой и ретардером.

      Кроме того, Дима выбил у меня из головы одно заблуждение. В первом заезде я все время опасался притормозить поток — и вызвать раздражение у водителей легковушек сзади. А этого не надо бояться! Увидел, что светофор загорелся красным — не подъезжай к нему, а издалека тормози передачами и подкатывайся не торопясь. Пока подъедешь, тут и зеленый загорится — в итоге тягач будет идти с минимальным переключением передач и сэкономит топливо. Ну а те, кто сзади, — все равно успеют.

      Параллельно я учился нажимать на педаль акселератора так плавно, чтобы коробка при разгоне не подоткнула ступень пониже (а вот это как раз плохо влияет на экономичность).

      Но пробки на маршруте стали еще сильнее: колонны автобусов с солдатами возвращались с парада. В итоге приходилось двигаться в час по чайной ложке, то и дело нажимая на тормозную педаль, чтобы не подмять легковушки, которые лезли со всех сторон.

      И в пылу этой борьбы я — эх! — опять случайно наступил на кнопку моторного тормоза. А поскольку электроника расценила это как попытку одновременно разогнаться и замедлиться, то на финише оценка за торможение упала с 99% (в первом рейсе) до 89%.

      Зато предусмотрительность под чутким руководством Калача выросла с 79% до 91%. И накатом (то есть на включенной передаче, но отпустив педаль газа) я двигался почти 14 км против восьми в первом заезде.

      Но общая оценка за вождение осталась прежней — 93%. При этом коробка переключалась намного чаще: 231 раз вместо 157! Так в чем же выигрыш?

      В расходе топлива, который сократился на 0,9 л/100 км. Вроде бы немного, но курочка по зернышку клюет: если фура за год проходит сотню тысяч километров, получится экономия 900 литров солярки — или, если перевести на деньги, порядка 34—35 тысяч рублей. А если парк состоит из десятка-другого автопоездов — сумма станет куда серьезнее.

      В Европе подобное обучение закреплено законодательно. Хочешь не хочешь — раз в несколько лет повышай уровень мастерства. А у нас все зависит от инициативы владельца транспортной компании. Согласится ли он платить за тренинг на «фуре с планшетом» от девяти до 19 тысяч рублей (в зависимости от числа обучаемых)? Да и дальнейшая мотивация персонала — дело непростое.

      Но сканиевцы уверены: «прокоученные» (от английского to coach, «тренировать», «натаскивать») дальнобойщики водят безопаснее, экономичнее, и их машины реже приезжают на сервис.

      А положительные примеры в нашей стране уже есть: скажем, в одном из карьеров, где работают Скании, водители поголовно ездят с оценкой по борткомпьютеру 98—100%. Если ниже 98% — значит, с водителем проблемы. Вот если бы такое было по всей России! Фантастика, конечно. Но помечтать-то можно?

      «Это призвание и ответственность»: дальнобойщик ответил на самые популярные вопросы о своей работе 16:44, 12 февраля 2020 Версия для печати

      О чем мечтают дальнобойщики? Сколько они зарабатывают? Где спят, чем питаются, что делают, если встречаются с бандитами и как относятся к одноименному сериалу? Опытный водитель отвечает на эти и другие вопросы и раскрывает изнанку своей профессии.

      Ведущий радиопередачи «Изнанка» Алексей Нарышкин побеседовал с профессиональным водителем большегруза и узнал практически всё о его сложной и интересной работе.

      Сегодня в нашей студии Николай, дальнобойщик с многолетним стажем. Поехали. Какое оружие с собой возит дальнобойщик? Давайте я вам помогу и варианты предложу. Монтировка, бита…

      ? Достаточно. Монтировка, она такая удлиненная, не то, что такая коротенькая, как на легковых машинах, вы же представляете, чтобы открутить большое грузовое колесо размером 22,5, внутренний диаметр колеса, она где-то метра полтора длинной.

      Это оружие, если мы говорим о монтировке как об оружии, приходилось ли вам использовать?

      ? Нет, слава богу. Так, помахать для вида приходилось, подействовало.

      В чем главная опасность профессии дальнобойщика? Если это не криминалитет, то, условно говоря, где-то поломка на глухой трассе и все?

      ? Это стараешься перед рейсом предусмотреть. Ты же знаешь всю машину, регулярно проводишь техническое обслуживание, здесь уже не экономишь, если ты знаешь, что по регламенту надо, например, менять ремень охлаждения на двигателе, то лучше поменять. Если ты его не поменяешь, то ты будешь его менять в дороге в морозе. И, конечно, опасность во внимании. Нужно учитывать дорожную обстановку, потому что дорога непредсказуемая.

      В чем и заключается профессионализм водителя – не просто крутить баранку, а думать, что там за поворотом.

      Удобно ли спать в машине? И как вообще дальнобойщики спят?

      ? Машины сейчас очень современные и комфортабельные, у всех стоят отопители. На некоторых – даже жидкостные и воздушные, какую тебе надо температуру задаешь и спишь спокойно. Спят водитель в спальнике. Есть машины с одним спальником, есть с двумя – все в зависимости от модификации кабины. Но ночью ты на наших дорогах иногда не поспишь – все равно какая-то тряска есть.

      А как обычно это выглядит? Вот вы едете в одиночестве по трассе, у вас нет напарника. Вот как вы для себя определяете, что пора уже на боковую?

      ? Выезжаешь желательно пораньше, часиков в шесть-пять утра, чтобы адаптироваться к сибирскому времени, разница между Иркутском и Москвой – пять часов. И ты потихоньку начинаешь в пять, потом в четыре вставать. И это время начинает компенсироваться, потому что в Башкирии уже минут два часа, Омск – три. И так пошло. Красноярск – четыре, Иркутск – пять. И в Иркутск ты приезжаешь, ты уже адаптировался ко времени, все это легко проходит.

      Дальнобойщики спят ночью?

      ? Да. Нормальные водители спят, потому что это – жизнь, это – работа, она постоянно, каждый день. Если ты будешь не спать, ездить ночами, то ты быстро измотаешься.

      Сколько надо во время такой рабочей поездки поспать, чтобы прийти в чувство?

      Вопрос, который меня давно мучает. Проститутки на трассах, насколько их услуги востребованы среди ваших коллег?

      ? Вы же понимаете, все, как говорится, люди разные. Они на дорогах редко стоят, они, в основном, сейчас работают на стоянках. Когда едешь, чувствуешь, что ты устал, ты всегда заезжаешь на платную стоянку. Деньги небольшие берут, от 100 до 200 рублей за ночь.

      Мы про стоянку, не про проституток?

      ? Да. Про стоянку. И ты пользуешься всем, прекрасное кафе, баня, душ, все, что хочешь. И все это с горячей водой. И при этих стоянках работают проститутки, предлагают свои услуги отдыха, как они это называют.

      Вы сами к этому нормально относитесь, к тому, что ваш коллега едет…

      ? Это – его дело. Вы же понимаете, на дороге, если ты идешь с грузом, пока ты будешь отдыхать с этой барышней легкого поведения, подойдут у тебя и сзади фуру откроют.

      ? Было. Вот и подумаешь – или отдыхай, или смотри за пломбой.

      Удается ли вам, вашим коллегам семьи заводить, насколько эти семьи прочны? В моем представлении дальнобойщик – это как капитан дальнего плавания, ты раз в два месяца появляешься дома, привозишь сынишке какие-нибудь игрушки из зарубежья, если это – поездка в какую-то другую страну. Поиграл чуть-чуть, поцеловал жену в макушку и поехал дальше.

      ? Нет. Для этого и существует напарник. Существует много схем для работы. Например, три водителя на двух машинах. Двое работают, один сидит дома отдыхает. Делает свои дела, семейные, потому что их накапливается очень много.

      То есть, это работа посменная обязательно?

      ? Нет. Можешь переехать. Вы поймите, это – каждодневный, тяжёлый, напряженный труд. Вот вы, наверное, замечали, как работают машинисты в метро? Вот они проехали сколько-то станций, они ходят, чтобы не дай бог не проехать станцию, чтобы была какая-то разрядка. То же самое и у водителя-дальнобойщика.

      Как женам… Тут, конечно, вашу супругу надо позвать, конечно. Как женам удается мужей долго ждать из рейса?

      ? Легко, просто. Она все понимает, она знает, что я люблю эту профессию, люблю свою жену. Не знаю, как у других, но у меня семейных проблем нет.

      Я это к чему говорю, просто такой образ дальнобойщика, капитана дальнего плавания, может быть, он в каких-то анекдотах часто муссируется, что вернулся капитан дальнего плавания, заходит, а там жена с любовником.

      ? Там немного не так. «Сидит летчик, капитан дальнего плавания и дальнобойщик. Спрашивают летчика: «Как тебя жена встречает?». «Ну, пролетаю над домом, крылом махнул, она мне платочком». «А ты, моряк?». «Захожу в порт, три длинных гудка – меня встречают». «А дальнобойщик как?». «А я захожу домой с монтажкой, еще ни один не ушел».

      Предлагали ли вам возить контрабанду?

      ? Нет. Я отказывался.

      ? Обычная контрабанда с завышением веса. Если, например, по документам у тебя 20 тонн, загрузи 25. И то контрабанда. За границу ты не поедешь, иначе там тебе сразу наручники оденут. В лихие 90-е у меня был рейс на Монголию, мы везли шоколад «Марс», 20 тонн, фабрика больше не отпускает. Очень такие коррумпированные в Татарстане перед Казанью, там весовой контроль, весы. И вот инспектор на весах говорит: «О, дорогой, у тебя 25 тонн». «Как, ты о чем говоришь? Вот документы, 20 тонн. Вес машины – 18 тонн. 38 тонн». «Нет, давай на штрафстоянку». Хорошо, давай… Если я встал на штрафстоянку, я-то ему уже мешаю, что я здесь стою. Я по клиентам, по хозяину, начинаю кнопки набирать. Утром приходит начальник, говорит: «Какого хрена вы его держите?». То есть, доят денежки немножко.

      Есть ли у дальнобойщиков «крыша» или это все осталось в 90-х?

      ? Сейчас уже все поделено, каждый участок дороги кем-то контролируется.

      А кем? Транспортные компании или…

      ? Человек выкупил участок дороги или в аренду взял, ту же самую стоянку… Чтобы проблем не было, чтобы у тебя ничего не украли – аккумулятор, запасное колеса, всегда заезжаешь на платную стоянку и стоишь. Туда никто не сунется. А когда ты стоишь на обочине, кто-то может постучать в дверь, что надо поделиться деньгами… начинаешь разбираться.

      О какой машине мечтает дальнобойщик?

      ? О мощной и комфортабельной. Их всего семь, ведущих производителей. На шести я ездил. Они все одинаковые. Единственный недостаток – это эргономика. Например, возьмем MAN, сидишь, оформляешь документы. Тебе надо свет, а он тебе прям в лицо бьет… Если там на Скании или Мерседесе он падает на документы.

      Или сидишь при управлении, ручка от двери трет тебе коленку. Раскинулся, едешь… Сиденье на пневмоподвеске, на пневмобаллонах, очень комфортабельное, не устаешь. И там трет, тут трет, кнопку бы по-другому поставил. А так они все одинаковые.

      Слушайте, а такие большие американские машины с вытянутыми мордами, «капотные», это просто какие-то понты? Практического какого-то смысла нет в них?

      ? Вы понимаете, где-то есть плюс, а где-то минус. Конечно, мое мнение. Европа намного выше таких машин. Но они хороши просторной кабиной… Сзади ты везешь с собой квартиру, будем так говорить. Там все есть внутри.

      Расскажите, пожалуйста, что внутри вообще есть. Вот вы же говорите сейчас про кабину? Вот хорошая…

      ? Хороший спальник, холодильник большой. Печь-СВЧ, телевизор. В европейской машине только холодильник. К сожалению, размеры не позволяют. Американская машина не может работать на европейском рынке, там другие размеры.

      Возвращаясь к теме со сном. Спят дальнобойщики обязательно в машине?

      ? Если я гоню самосвал, в самосвале спать негде. То есть, я иду в гостиницу, мне это все оплачивается, я приложу к отчету. И все это мой руководитель принимает к отчету. Он сам прекрасно понимает, в самосвале короткая кабина, он должен работать 24 часа в сутки, там не поспишь.

      Коль скоро вы говорите про кабину как про квартиру. Как дальнобойщики ходят в туалет?

      ? Останавливаются и вперед.

      ? Нет. Сейчас, конечно, тяжело… Знаете, едешь по Сибири, и тебе прихватило. Ну, что делать? Стелешь газетку между прицепом и тягачом… Чтобы потом свое добро вытащить, иначе заднее колесо растащит все по кузову. И потом эту газетку… Снега по мама не балуйся, куда ты пойдешь?

      Какая жуть… Что звучит в машине у дальнобойщика? Кроме рева мотора.

      ? Обычно это на вкус человека. Вот сейчас я воду вожу, приезжает мой бригадир. А у него там на всю ивановскую рок. «Сань, ты… уши заболят». Но ему нравится. Каждому свое. И, конечно, все время слушаешь новости. Что в стране творится, что произошло.

      То есть, по музыкальным вкусам дальнобойщики разные?

      ? На вкус и цвет товарища нет. Все, что хочешь. Особенно у молодых ребят.

      Кстати, «молодой дальнобойщик» — это с какого возраста?

      ? С 24, с 24 лет. Конечно, сейчас уже другая молодежь пошла, она уже сейчас, если мы по старинке сами в мотор ныряли, сейчас они уже нет. А сейчас и не полезешь, сейчас кругом электроника.

      Как вы относитесь к сериалу «Дальнобойщики»?

      ? Хорошо. Интересно, весело. Много, конечно, небылиц, но это – кино. Я понимаю, что зрителю это интересно. Но очень много небылиц.

      Нет. Веселый фильм, режиссер молодец, артисты хорошие, талантливые.

      Какой груз возить престижно, а какой «зашкварно», как принято сейчас говорить?

      ? Вы знаете, без разницы, что возить. У тебя есть ставка, за нее платят деньги. И вперед. Единственное, конечно, тяжеловато возить мебель. Тут уже смотришь, прокладываешь лишний картон, чтобы борта не терлись… Ведь разный бывает срок работы, у кого-то может быть тент старенький, чтобы не замочить груз… Конечное, самое простое, если тебе там загрузили шкуры крупного рогатого скота, которые здорово идут в Испании, Италии, Португалии, там то же самое. Дрова, доски. Мы же из России везем в основном только сырье.

      В Австрию мотоцикл «Днепр» вез, валы с Ивантеевки в Италию. И в Медведково пианино. А в основном – торф, шкуры, металл, макулатура, сырье.

      Все это довольно просто возить? Загрузили и вперед?

      ? Доски только крепишь ремнями, чтобы они не разъехались.

      Это – ответственность дальнобойщика? Просто вы сказали про картонки…

      ? Ты еще смотришь, чтобы перегруза не было, чтобы по осям на весах ты проходил. Потому что въезжаешь в страну, ты проходишь обязательно весовой контроль.

      Самый опасный груз? Возят бензин. Мне кажется, всегда такая жуть, особенно, если в аварию попадаешь.

      ? Вы знаете, я не работал на наливных материалах, бензин не возил. Как они там справляются – не знаю. Ассоциация автомобильных перевозчиков в Москве проводит учебные курсы, водитель ходит, занимается месяц, по-моему, ему дают документы, что он прошел обучение.

      Где самые хорошие дороги?

      ? Конечно, на Западе. Отличные дороги. Но я хочу сказать, что сейчас наши дороги подтянулись. По нашим дорогам хорошо ездить, начиная с октября и до весны. Потому что ремонты закончились, дороги хорошие. А по весне… И то, нельзя сейчас обижать дорожников. В Сибири – отличные дороги.

      Где вы были, когда вводили систему «ПЛАТОН»? Ваше отношение к ней?

      ? Вы же сами понимаете, когда платишь из фрахта деньги, всегда это минус для перевозчика.

      Просто вы только что похвалили дороги. А «ПЛАТОН» как раз для того, чтобы заниматься строительством. И получается, что вы как будто косвенно поддержали эту систему.

      ? Нет, ни в коем случае. Вы же понимаете. С тебя берут деньги. Какому человеку это понравится?

      Другой вопрос, как расходуются деньги.

      ? Тоже верно. Где отчет? Нам не показывают, куда они идут.

      Что едят дальнобойщики в пути? Разброс хотя бы. Может, по собственному вашему опыту. Может быть, лет 15 назад вы Дошираком…

      ? Нет, не Доширак. Работаю на Европу, у меня под кузовом был большой ящик, я всегда брал с собой картошку, макароны, консервы, газ. И сам все варил. В кабине холодильник, из дома берешь несколько банок консервов, супа, все это в холодильнике стоит.

      По России и Белоруссии очень хорошая кухня, даже в Польше заходишь и ешь, у них очень хорошая кухня. В Венгрии…

      В смысле – на остановках, в ресторанах?

      А сами готовите… Я просто технологически не понимаю. На ходу? Параллельно…

      ? В Европе очень строго, да и у нас здесь в России, четыре часа ты отработал, час ты должен отдохнуть. У тебя же тахограф пишет все. И еще четыре часа.

      ? Все, стоп. «Режим труда и отдыха». Иначе на тебя штраф существует, контроль на дорогах. Они проверяют.

      В Европе никаких производственных подвигов не получится? Перевыполним сталинскую пятилетку, вот это все…

      ? Вы же понимаете, там работа только ночью. Вот возьми ту же Польшу, с 5 до 23 в пятницу они закрывают дороги для грузовиков. Для чего? Чтобы все люди выехали на свои дачи. После 23-24 часов, надо смотреть ограничения, ты едешь до шести утра субботы. С субботы на воскресенье ты стоишь, отдыхаешь. Можешь только тронуться в понедельник, в 24 часа, доехать до места разгрузки.

      Сможете ли назвать самые любимые районы или регионы России? Где то место, куда вы приезжаете, смотрите по сторонам и прям вау?

      ? Нет. Тайга красива по-своему. В любое время года. Весной она такая, летом – такая…

      Какой маршрут у вас самый нелюбимый? Может, потому что дорога, может, потому что именно картинка отвратительная? Села, может, брошенные, покосившиеся дома…

      ? Это по России везде встречается. Да нет таких вроде бы, ты едешь с большим удовольствием, смотришь, как говорится, на Россию. Тяжелые дороги – когда ты переходишь с Уфы в Челябинск, вот здесь. Конечно, дорожники работают, латают эти дырки, убирают. Но там бывают выбоины, как мы их называем. И тяжелая еще дорога от Екатеринбурга до Тюмени. И от Тюмени до Омска. Вот здесь она узкая, приходится проходить зеркало в зеркало.

      Дорожники работают, нельзя говорить, что вообще ничего не делается. Если ты едешь, например, с Омска в Новосибирск, то там прямая хорошая дорога.

      Можно ли ездить по России и не давать взятки гаишникам?

      ? Не нарушай. Их же сейчас нет на посту. Раньше были самые коварные в Омске, такие нехорошие люди стояли, ой. Сейчас едешь, просто в ладоши хлопаешь.

      То есть, вы коррупцию на дорогах практически не замечаете?

      А если готовы прицепиться к чему-то, то к чему? Если вы или коллеги попадаете?

      ? В основном – за документы только. Оформление документов. А потом наши доблестные инспектора, надо четкую грамотную речь. Опять же, форма одежды. Если ты – культурный образованный человек, они же тоже знают, с кем они общаются. А если ты вышел в тренировочных и тапочках, то уже…

      А на них действует внешний вид?

      ? Конечно. «А, какой-то лошок едет. Можно и потрясти немного».

      Если костюм, очки, чемодан…

      ? Обычные джинсы, удобная обувь.

      Что чувствуете за рулем фуры? Есть ли ощущение, что вы на своей громадной машине король дорог?

      ? Прежде всего, очень большая ответственность. По нашим правилам больше 40 тонн ты не можешь возить. Единственное что, если «сундук» ты везёшь. «Сундук» — это контейнер, тм разрешается 44 тонны. Очень большая ответственность, чтобы доставить груз без аварий, в срок. Я бы сравнил с командиром воздушного судна, е-мое.

      Самый необычный груз, который вы везли?

      ? Необычный? Ух… Дорогой груз везли из Швеции в Томск. Как раз там прокладывали только мобильную связь, ехали с охраной, дорогостоящий был груз, несколько миллионов.

      То есть, какие-то ретрансляторы…

      ? Как? Я же должен знать, что я везу.

      Несколько вопросов, которые нашел в поиске гугла. Знаете, когда пишешь «дальнобойщик» и тебе система предлагает свои варианты. При этом я абсолютно не понимаю смысл этих вопросов, тем не менее, люди эти вопросы задают. Почему дальнобойщик стучит по колесам?

      ? Сразу определяешь… Ну, как стучит.

      Я вообще не понимаю, о чем речь.

      ? Не стучит, пинает. Если у тебя двухскатная резина на прицепе, маленькие колеса. Я залезал и ногой пинал, проверить, не спустило ли.

      Почему дальнобойщики вешают бутылки?

      ? Это в Сибири у них мода была, они на шпильки задних колес, на полуприцепе надевали пластмассовые бутылки. Для чего – сам понять на могу.

      Как дальнобойщики наказывают хамов на дорогах? Вы спокойно себе едете, у вас впереди 1000 километров. И появляется какая-нибудь легковушка, которая начинает перед вами лавировать…

      ? Я же говорю, у тебя за спиной 40 тонн. Притормозил, езжай спокойно дальше, отпускаешь – пусть вытворяет, что хочет.

      Часто ли вы или ваши коллеги дерутся между собой?

      ? Да, бывает. После отдыха, например. И у нас самые драчуны, пускай не обижаются на меня, Брянск. Эти ребята любят подраться. Кто-то чего-то ляпнул, они бух – в репу.

      Видимо, в Брянской области какая-то школа отдельная на этот счет.

      ? Это у них, как говорится, не заржавеет.

      Почему дальнобойщики перестали бороться с «ПЛАТОНОМ»?

      Но ведь 3-4 года назад казалось, что дальнобойщики – такая сила грозная, я помню, как и в Москву приезжали, и МКАД перекрывали.

      ? Вы понимаете, в основном, этим занимается руководитель. Дело водителя – сел и поехал. Если тебя руководитель просит поучаствовать, естественно, ты помогаешь. А так, я помню, горячие 90-е годы, на трассе М-1, Смоленская область, зарплату не платят. И вот врачи выходят на трассу. Вот я еду, смотрю, они подходят, с плакатами. И что толку? Там есть объезд, милиция всех в объезд пускает…

      К руководству страны как относитесь?

      ? У нас нет оппозиции. Кто?

      Жириновского считаете оппозицией?

      ? Жириновский, как говорится, интересный человек, он тоже не просто так сидит, веселит нас. У него, конечно, интересные идеи, интересные ответы. И в основном он говорит правду.

      ? Да вот Зюганов не знаю, коммунизмом наелись.

      А что с ним не так для вас?

      ? Ну какой он президент? Президент вот действительно Владимир Владимирович, он и на самолет, и в подводную лодку, и за руль КАМАЗа.

      Явлинский в думу прошел… Кстати, а Навальный?

      ? Да нет тоже. Я же говорю, вот с моей точки зрения нет оппозиции. Кто может противостоять Владимиру Владимировичу?

      А дальнобойщики на каких-то ваших встречах, на остановках, если застолье, если выпивают, но еще не дерутся. Какие разговоры и о чем?

      ? Разные темы. В основном о работе. На работе и о работе. «Я загрузился там, меня перегрузили, этот козел стоит на весах..».

      Семейные какие-то вопросы?

      ? Нет, никому не интересны твои проблемы.

      Как правило, у дальнобойщика машина своя или арендованная? Работает на себя или на дядю?

      ? У кого как, у кого свой грузовик, у кого наемный, кто взял в аренду.

      Как дальнобойщики ищут заказы?

      Диспетчер – это какая-то частная структура?

      ? Да, логистика. Потому что они, понимаете, выступают как вроде гаранта какого-то, какой-то прокладки. Вы же понимаете, я же приехал за грузом, а они мне должны деньги. Как я с них буду вышибать? То есть, я работаю с логистом, он мне оплачивает.

      Вы ему тоже платите процент?

      ? Да. Он свой процент берет.

      Что сложнее всего в рейсе?

      ? Попасть в гололед.

      ? Попадал, конечно же.

      Ощущения ваши? Что все, машину повело и кранты?

      ? И повело, и кранты. Здесь уже твое мастерство спасает, твое обучение. У меня были прекрасные учителя, мастера спорта международного класса по автоспорту. И я к ним всегда прислушивался.

      Как дальнобойщик отдыхает между рейсами? Вот вы вернулись домой, супруга вас ждет. И какой у вас досуг? Сидите дома, пялитесь в телевизор, идете в театр, ведете жену в ресторан…

      ? Ресторан – это обязательно. Театр – не мое, я лучше схожу куда-нибудь на технические виды спорта, футбол, автогонки. А в театре я сплю. Ну, не мое это. В основном стараешься, опять же таки, день провел – хорошие отношения с начальниками ремзоны, начальником колонны, чтобы день-два дали отдохнуть.

      Ремзона – это кто такие? Которые машину обслуживают?

      ? Да, которые ремонтники. Которые делают ТО, замену масла. Единственное, выбираешься, чтобы проверить и проконтролировать.

      Как быстро можно набраться сил?

      ? Если тебе, вот я работал на Польшу, очень хорошие рейсы, здесь рядом. Подъезжая к Бресту уже знаешь каждую свою минуту. Чтобы не спать – начинаешь бегать вокруг грузовика, делать зарядку.

      Сколько можно без сна проехать?

      ? Лучше этого не делать. Но в последний раз я за два дня доехал до Челябинска, это – 1800 км, это тяжело, уже в глазах черти побежали. Я же сказал, есть режим труда и отдыха. На Западе взять любое без пробок, будет 600-650 км. У нас скорость ниже, если в пробку встаешь, то километров 400-450, если ехать, соблюдая режим.

      Как не спать ночь, что с собой делать, чтобы проехать ночь?

      ? Я беру орехи. Любые. Чтобы жевать, жвачка – нехорошо. Открываешь окна, радио на полную громкость, слушаешь «Эхо Москвы» и поешь. Если невмоготу.

      Страшный сон дальнобойщика о чем? Что едете и колеса все отваливаются…

      ? Нет, тоже бывает, что ты вроде как педаль в пол на тормоз, а перед тобой машина. Или вскрывают пломбу тебе.

      Думают ли дальнобойщики о карьерном росте и к чему стремятся?

      ? Стремление заработать побольше для семьи. Задумал, например, машину поменять. Или дом в деревне, вот, провел газ. Теперь надо покупать батареи, трубы…

      Хорошо ли зарабатывает дальнобойщик?

      ? Чем больше – тем лучше. По России ставка от 4 до 6 рублей с километра.

      Вам на жизнь сколько нужно в месяц минимум?

      ? Хотя бы от 80 до 100 за рейс.

      Ничего себе. А сколько в месяц может быть рейсов?

      ? Смотря куда. Вот ребята ездят, и они пошли по России. Так как работаю на Сибирь, вот он выехал с Иркутска во Владивосток, грузится куда-нибудь в нашу европейскую часть. С этого приехал в Москву. Потом в Питер, потом в Ростов, потом Москва… За месяц, может, попадет в Сибирь.

      Дальнобойщик, который нормально работает, не меньше 80 получает?

      ? Да. Но вот у меня друг есть, ему уже три месяца не платят. Он отработал, сделал рейсы, а ему оттягивают. Прокручивает фирма деньги, а ему не платит.

      Кто точно не может стать дальнобойщиком? Какой набор характеристик должен быть у человека, с которым просто в профессию?

      ? Дальнобойщик – особая каста водителей, высокопрофессиональная, хотя недалеких людей тоже много. Это – призвание, ответственность. Душа, е-мое.

      Дальнобойщиков почему так называют?

      ? А даже не задумывался. Дальние рейсы, дальний бой, ты же идешь в бой.

      Все, спасибо большое, супер.

      ? Давайте я вам историю интересную расскажу. Работаем в ассоциации международных автомобильных перевозчиков. В свое время ее возглавлял очень хороший человек, бывший министр автомобильного транспорта РСФСР. Он мне: «Николай, из Интернационального союза перевозчиков пришла бумага, едет швейцарец с гуманитарным грузом, а у него два контейнера. Прицеп в Монголию, школьные принадлежности – парты, компьютеры… И игрушки во Владивосток».

      Сказано – сделано, выполняем. Я сажусь в самолет, еду в Женеву, встречаюсь со швейцарцем этим. До сих пор с ним созваниваюсь, говорит по-русски. И поехали. А у него автомобиль английский, старенький. И радиатор потек. И как раз ранняя весна, еще холодно. Находим мастерскую, снимают ребята радиатор, все делают. Он довольный, как так, в России, такие золотые руки, ребята помогли. Он не понимал: «Николай, как так? Я им от чистой совести достаю коньяк». И брат у него владелец шоколадной фабрики, угощает всех…

      И вот они выпивают бутылку коньяка, по-русски сказали: «Ерунда твой коньяк, неси водку». Он говорит: «Кааак? 1800-какой-то год, как – ерунда?»

      Читайте так же:  Как называется сообщение о смерти