Храм католика как называется

Плата за веру. С немецких протестантов и католиков взимают церковный налог

Да, католики и протестанты Германии вполне официально платят церкви налоги. Часть этих денег вычисляют прямо из зарплаты. Удивлены? Мы, узнав, были удивлены не меньше вашего. Давайте разберёмся, почему люди платят и на что идут эти деньги.

При устройстве на работу каждому новому сотруднику дают заполнить анкету для отдела кадров, где в числе прочих есть вопрос о религиозной принадлежности: атеист, католик, протестант. Oт ответа зависит, будет ли удерживаться у работника так называемый церковный налог или нет.

СКОЛЬКО ПЛАТИТЬ?

В настоящее время ставка церковного налога составляет девять процентов от подоходного налога. В Баварии и Баден-Вюртемберге — восемь процентов. В совокупности выходит около 9,8 млрд евро в год. Из них 5,2 млрд евро получает католическая церковь и 4,6 млрд евро — протестантская. Главное, что дают налоги церкви — независимость от государства.

В некоторых регионах Германии церковный налог взимается с недвижимого имущества, например, в районах Рейнланд-Пфальц, в епархиях Лимбург и Шпейер. Он собирается муниципалитетами вместе с имущественным налогом.

Но не каждый член церкви платит этот налог. Малоимущие не платят ничего (например, матери-одиночки с одним ребенком, зарабатывающие менее 2 тыс. евро, или пенсионеры с пенсией 800 евро). Налог платят хорошо зарабатывающие. Hапример, супруги с двумя детьми, зарабатывающие в месяц 5 тыс. евро, платят 37,37 евро в качестве церковного налога, объясняет в своем видео сайт katholisch.de.

Отказывающиеся платить церковный налог исключаются из церкви. Это значит, что они не могут венчаться, крестить детей и их не будут отпевать.

КТО ЭТО ПРИДУМАЛ?

Katholisch.de отвечает и на этот вопрос. Спонсируемый католической церковью сайт вообще отвечает на многие щекотливые вопросы. В конце концов, чем больше честных ответов — тем выше доверие. И — готовность прихожан платить.

?Церковный налог возник «в результатe войны с Наполеоном в 1803 году, когда земли слева от Рейна отошли Франции, имущество церкви на прилегающей территории Германии было экспроприировано. Всё состояние церкви, все земли и здания с инвентарем отошли фюрстам, потерявшим свои земли, в качестве компенсации за потерю. Церковь обеднела и больше не могла выполнять свои социальные обязанности: обучать бедных детей, ухаживать за больными в больницах, за одинокими пожилыми в домах престарелых. Откуда взять на это деньги? Ответ — налог!»

НА ЧТО ТРАТЯТ ДЕНЬГИ?

Церковь Германии — это не только здания и службы. Это огромная, разветвленная система социальных учреждений. Все они содержатся на церковные налоги и пожертвования.

Почти половина налогов уходит на организацию церковных служб, на детские сады, на организацию групп пенсионеров, на работу с трудными подростками, на работу с молодежью, на церковные школы, на оплату учителей религии в школах, на университеты. Работа с заключенными, консультационные центры (например, людям, потерявшим контроль над своими финансами, семейные консультации и пр.). Службы психологической поддержки по телефону, терапевты, поддержка обездоленных по всему миру. Дома престарелых и больницы, центры помощи беженцам. Административные расходы на содержание аппарата составляют самую маленькую часть. На 70-80% церковных денег финансируются детские сады, религиозное образование, консультирование и душепопечение.

Такое современное в немецком языке и уходящее — да что там, уже ушедшее! — из русского слово «душепопечение» означает психологическую помощь, наставничество. Когда к священнику можно прийти, если дома — беда. Или, наоборот, радость — венчание, крещение.

Когда мы крестили младшего сына, священник пришел к нам домой. Поговорить о том, почему мы хотим его крестить именно в протестантскую веру, не против ли я, атеистка («Мне очень важно, чтобы это было Ваше осознанное решение,» — сказал он мне). Чтобы больше узнать о нашей семье. Мы проговорили два часа — как будто со старым, добрым, мудрым другом. Всё для того, чтобы таинство крещения было индивидуальным, было лично для нас.

— У вас, наверное, за столько лет службы, есть заготовки речей, которые вы произносите на крещении? -— спросил мой муж.

— Что вы! Я каждую речь пишу заново. Каждый человек не похож на другого. Каждый — со своей историей. Даже — если он пока такой маленький.

Мои сыновья трёх и шести лет ходят в протестантский садик. Просто потому, что он близко к дому. Берут туда всех — и атеистов, и католиков, и мусульман. Садик находится под эгидой протестантской церкви, она принимает самое деятельное участие в его работе: например, решает в рамках своих полномочий кадровые и финансовые вопросы. Брать ли на полную ставку музыкального работника, покупать ли новые велосипеды для прогулок — всё это решается при участии пастора.

Известное региональное баварское СМИ Bayerischer Rundfunk посчиталo в качестве примера, на что тратятся каждые 100 евро налогов.

  • Церковные общины и приходы: им уходит 45,68 евро. Это самая большая доля церковных налоговых отчислений. Из этих денег финансируются церковные службы, работа с молодежью, с женщинами, с пожилыми людьми и с семьями. Отсюда же — оплата церковных музыкантов, секретарей, пономаря, дворника, ремонт церкви или офиса священника.
  • Детские сады и учебные заведения: 28,12 евро

Этот вклад субсидирует церковные детские сады и школы. Часть денег также поступает в образовательные церковные учреждения, на содержание художественных и епархиальных музеев.

  • Социальные организации и их услуги: 5,84 евро
  • Попавшие в беду, обездоленные или нуждающиеся люди находят помощь в Каритас (Caritas, католическая церковь) или Диакони (Diakonie протестантская церковь). Поэтому часть церковного налога уходит на оплату и содержание консультационных центров для семей и женщин, детей и подростков, бездомных, инвалидов или склонным к правонарушениям гражданам.

  • 3,70 евро уходят на более глобальные задачи:
  • Католические деньги поступают в фонд, доступный для всех баварских епископств. Из этого фонда финансируются, например, католические университеты и колледжи, а также —миссионерские проекты и помощь в целях развития за рубежом. Протестанты тоже не знают границ: из этих денег финансируются транснациональные проекты, а также — сотрудничество региональных церквей в Германии.

  • На административные нужды, а также на собственные СМИ и аудит уходит 9,97 евро.
  • Расходы по возмещению налогов и сбору церковных налогов: 6,69 евро. Эту сумму церковь платит государству за то, что оно собирает для неё налоги. Государство удерживает 3%.
  • НО ЕСТЬ ЕЩЕ СБОРЫ

    Церковный налог — не единственный сбор. В конце каждой службы в церкви по рядам пускается кошелек — прихожане кидают туда монеты или даже опускают банкноты в 5 -10 евро. У выхода из церкви на двери видит ящичек — туда тоже нужно опустить денежку. Ну и в конце концов существуют еще так называемые «церковные деньги».

    Я — некрещёный атеист, так сложилось. Но мой муж воспитан в протестантской вере — и ему важно оставаться в церкви. Поэтому раз в год мы получаем по почте письмо с бланком перевода: пришло время платить «церковные деньги»!

    — Ты же уже платишь церковный налог! — как-то удивилась я. — А это что? Второй?

    И полезла в интернет выяснять, почему платят еще и «церковные деньги».

    И выяснила, что эти деньги получает напрямую местная церковь — как дополнительное финансирование церковной общины. Да, церковные деньги — тоже налог, который обязаны платить все. И те, с чьей зарплаты уже отчисляется церковный налог, и малоимущие, которые его не платят. Так достигается, как это называют сами немцы, «горизонтальная справедливость взносов».

    Этот церковный сбор платит каждый совершеннолетний член церкви, имеющий минимальный доход. Это не обязательно должны быть доходы от капитала, зарплаты или аренды (т.е. виды дохода, с которых взимается церковный налог). Но к данным доходам относится также пособия по семейным обстоятельствам (алименты), пособия по безработице, социальная помощь или стипендия.

    Годовой церковный сбор — минимум 5 евро и не более 120 евро. Он дифференцируется в зависимости от доходов. Основой для самоопределения членов является таблица. В ней каждый может сам посмотреть, сколько он должен платить.

    А ВОТ ЧТО ДУМАЮТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ

    ?Уве Ц.:

    — С моей зарплаты каждый месяц отчисляют 134 евро церковного налога. Правда, из-за того, что жена — атеистка, нам в конце года всё пересчитывают и часть возвращают. Плюс перечисляю 70 евро церковных денег. Ну и когда на службу в церковь хожу, кидаю в кошелек пять евро и в ящичек на двери три кладу. С кошельками в определенный момент службы человек десять церковников ходят — как не положишь? Система прозрачна. В конце службы священник объявляет, что «в прошлый раз мы собрали 985 евро». А также объясняет, на что пойдут эти деньги. Много собирают адресно — на конкретный проект. Охотно ли я плачу? Кто ж платит охотно. Но я смотрю на это так: наша церковь много всего проводит, работает с нуждающимися, c мигрантами, с детьми, с молодежью, праздники устраивают. В детский садик протестантский мои дети ходят. Эти деньги в конце-концов доходят и до них. Хотя бы вот в виде новых велосипедов, которые купил наш садик.

    Дженни Б.:

    — Мы — католики. Я плачу, конечно, этот налог. Я смотрю на это так: я покупаю социальный мир. Чтобы, условно говоря, отчаявшиеся бедняки не пошли со злости меня грабить — я плачу эти деньги, чтобы у всех был кусок хлеба и теплая крыша над головой.

    Маргарете А.:

    — Это — наше социальное мировосприятие, если хотите — часть нашей немецкой культуры. Надо помочь тому, кому плохо. Если тебе хорошо — поделись с тем, кому хуже. Так что, конечно, мы платим. Тем более всё прозрачно — сразу видно, на что и сколько тратится.

    Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике «Мнения», может не совпадать с позицией редакции.

    Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

    Храм католика как называется

    Виктор Хруль, руководитель Информационного центра Конференции католических епископов России

    «Ксёндз в костёле» или «священник в храме»?

    СМИ как фактор маргинализации Католической Церкви в России

    Несмотря на то, что в целом отношение средств массовой информации к католикам в России достаточно объективное и доброжелательное, есть некоторые обстоятельства, которые вносят принципиальные искажения в представления аудитории о социальном составе и формах деятельности Католической Церкви в России.

    Во-первых, удивляет и озадачивает систематическое употребление в лентах информационных агентств слов «ксёндз», «костёл» и других заимствований из иностранных языков. Ведь гораздо проще писать по-русски ? «священник», «храм» ? эти слова более понятны российской аудитории. Именно они используются в католической прессе на русском языке, в «Катехизисе Католической Церкви», в «Католической энциклопедии».

    Я с трудом могу себе представить, чтобы англоязычная пресса, освящая деятельность Русской Православной Церкви, в информационных (не литературно-публицистических, где, конечно, допустима более богатая палитра словоупотребления) материалах систематически использовала слова «sviashchennik» и «tserkov’» вместо нормальных английских «priest» и «church». Образцом аккуратного словоупотребления английских журналистов служит, например, новость о строительстве православного храма в Манчестере: priest Fr. Nikolai Popov – об основателе общины, Archbishop Anatoly of Kerch – о предстоятеле, наконец, the Church of the Intercession of the Holy Virgin – о новопостроенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы (см. здесь).

    «Филологические странности» в российской прессе можно было бы счесть внутренним делом СМИ ? право журналистов употреблять именно такие слова, какие они считают нужными, тем более, если это совпадает с внутренними убеждениями авторов. Действительно, среди пишущих и снимающих есть те, кто всерьез озабочен «агрессией Ватикана на Восток». Не вызывает никаких вопросов стилистика их публикаций: в прошлом веке в известном романе известных соавторов «ксендзы» охмурили Козлевича, а теперь в материалах СМИ они вовсю охмуряют Ивановых, Петровых, Сидоровых и коварно заманивают их в «костёлы»… Здесь все логично и все на месте.

    Но зачем же этот лексикон приписывать официальным лицам Католической Церкви? 5 сентября на сайте «Интерфакс-религии» в тексте под названием «Глава российских католиков отмечает положительную динамику в отношениях с Русской православной церковью» в прямой речи митрополит Кондрусевич якобы сказал следующие слова: «Освящение костёла в карельской столице ? событие значимое не только для Петрозаводска, но и для всей страны». Суть дела передана верно, но слово «костёл» митрополит не употреблял.

    Мне кажется, что подобные казусы не добавляют престижа ни известному агентству, ни другим СМИ, которые не слишком требовательны в выборе слов и выражений.

    Во-вторых, и это еще более существенное замечание, в ряде материалов Католическая Церковь представлена как Церковь иностранцев ? поляков, немцев, итальянцев, французов, словаков, литовцев, украинцев, белорусов и др. 3 сентября на том же сайте «Интерфакс-религии» в тексте «Глава российских католиков освятит костёл в Петрозаводске» (опять ? «костёл») было сказано, что это событие запланировано «в рамках проходящих в Карелии Дней культуры Польши».

    Комментируя это сообщение, митрополит Кондрусевич выразил удивление в связи с тем, что в прессе до сих пор российские католические храмы до сих пор называют «костёлами», а католичество изображается как «польская вера». «Родной язык подавляющего большинства российских католиков ? русский, они называют место богослужений «церковь» или «храм», а не «костёл», не «кирха», не «кьеза», ? подчеркнул митрополит. ? Вероятно, кому-то до сих пор хочется изображать российских католиков как маргинальную группу иностранцев, поэтому они и связывают освящение католического храма в Петрозаводске с Днями культуры Польши, о проведении которых ни я, ни настоятель, ни многие прихожане даже и не слышали».

    Читайте так же:  Интересные факты алтай

    Петрозаводский казус ? это не просто фактическая ошибка репортёра. Это ? «оговорка», «след» определенной ментальности, достаточно глубоко укоренённой в сознании ряда журналистов: «католики ? значит, поляки».

    Всякое увязывание Вселенской Церкви, где, как подчеркивал апостол Павел, нет эллина и нет иудея, с этническими общностями искажает облик Церкви и ее предназначение на земле. Журналисты, которые серьёзно занимаются освещением религиозной жизни, это, как правило, понимают.

    Я далек от мысли, что репортеры информационных агентств намеренно стремятся изображать российских католиков как маргинальную группу иностранцев. Дело, мне кажется, не в умысле, а в других вещах ? более прозаических, тривиальных, рутинных. Чтобы понять, как живут католики, каковы структуры Католической Церкви в России, чем отличается «ксёндз» от «священника» и «костёл» от «храма» ? надо этим хотя бы поинтересоваться. Если, конечно, есть время и желание. А времени, как правило, нет, ибо шеф требует заметку через полчаса, а в агентство диктовать надо немедленно… И всё-таки интерес к деталям и аккуратность в словоупотреблении по-прежнему остаются существенными признаками журналистов, которые относятся к своему делу профессионально.

    Когда же детали игнорируются, кажутся мелочами, доверие к прессе падает. До сих пор в ряде СМИ митрополит Кондрусевич называется «главой российских католиков», хотя с января он ? лишь глава католической митрополии, а главой Конференции католических епископов стал другой иерарх ? епископ Иосиф Верт. Понятно стремление журналистов к кратким и ёмким титулам, однако слова «митрополия» и «конференция» вряд ли могут вызвать бОльшие затруднения в понимании читателей, чем, например, часто употребляемые «сангха» или «ставропигиальный». Мне кажется, что данном случае лучше изъясняться длиннее, но точнее, особенно в информационных жанрах.

    Те журналисты, которым что-то в жизни католиков России непонятно, как правило, обращаются за разъяснениями и уточнениями к самим католикам. Те же, кому кажется понятным всё, рискуют стать невольными участниками маргинализации Католической Церкви в России, формируя не только у аудитории, но и у принимающих решения госслужащих различного уровня образ Церкви «инородной». В таком медиа-контексте чиновнику гораздо, даже при всем желании, гораздо труднее понять, что граждане России католического вероисповедания имеют такое же право на исповедание своей веры, как и все россияне. И тогда самим католикам становится труднее обрести возведенный прадедами и конфискованный властями храм, получить участок под строительство нового, зарегистрировать приход. Становится труднее жить, потому что ? чужие, инославные, хоть и русские.

    Спасибо тем журналистам, кто это понимает и в этом не участвует.

    Католические храмы России

    В ысокие окна и живописные витражи, стройные копьевидные башни и остроконечные шпили. В неоготическом стиле, который заимствовал черты западноевропейской средневековой архитектуры, в России на границе XIX–XX веков строили католические храмы. В нашей подборке — история красивых и величественных зданий.

    Москва: собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

    Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии начали возводить в 1900 году. Фома Богданович-Дворжецкий спроектировал здание в неоготическом стиле — с крестообразной планировкой, барельефами, стрельчатыми окнами и витражами. Исследователи полагают, что московский архитектор мог вдохновляться фасадом Вестминстерского собора и куполом кафедрального собора в Милане. Третий католический храм Москвы строили и украшали 17 лет.

    Сегодня собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — самый большой католический собор в России. Его называют «частичкой Европы» на Малой Грузинской улице. Здесь находится самый большой в стране духовой орган — его подарил кафедральный собор из швейцарского города Базеля. Это первый российский храм, в котором возобновили многовековую европейскую традицию церковных концертов. Кроме органных выступлений, здесь проходят концерты инструментальной, джазовой и фольклорной музыки. Богослужения идут на русском, польском, корейском, вьетнамском, латинском языках; тут служат тридентские мессы и литургии по армянскому обряду.

    Самара: храм Пресвятого Сердца Иисуса

    В 1901 году в петербургском журнале «Зодчий» опубликовали проект Католического храма Пресвятого Сердца Иисуса, который также создал Фома Богданович-Дворжецкий. Здание в неоготическом стиле из красного кирпича возвели в 1906 году. Его декорировали копьевидными башенками пинаклями — витражом с Девой Марией над входом и золотистой лепниной внутри. Внутри установили «великолепный орган, выписанный из Австрии и обошедшийся в около 5000 рублей», как писала газета «Голос Самары» в 1906 году.

    В 1930-е храм закрыли. Там размещался детский театр, краеведческий музей, театральный техникум и строительный клуб. В 1991 году здание вернули католическому приходу. Его отреставрировали и установили кресты на шпили.

    Сегодня храм Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре входит в перечень культурного наследия ЮНЕСКО. Здесь проходят концерты органной и классической музыки, работает библиотека, библейский кружок и редакция католической газеты. В алтаре собора находится фреска «Христос Святого Иоанна Креста», копия картины Сальвадора Дали, и главная святыня храма — мощи Мартина де Порреса, перуанского священнослужителя XVII века. Он был первым канонизированным темнокожим американцем.

    Владивосток: церковь Пресвятой Богородицы

    Изначально возводить церковь Пресвятой Богородицы планировали по проекту владивостокского архитектора Александра Гвоздзиевского. Но его замысел оказался дорогостоящим, поэтому комитет по строительству объявил конкурс.

    В 1909 году газета «Дальний Восток» опубликовала заметку о победителе — архитекторе Владимире Плансоне. Эскизы интерьера подготовил варшавский художник Йозеф Шпетковский. Церковь строили в традициях восточно-европейской готики: с остроконечными шпилями, вертикальными выступами, резными фронтонами, витражами и сводчатыми потолками. В 1921 году храм освятили, хотя замысел Плансона был еще воплощен не до конца. Колокольню здесь установили лишь в 2010 году.

    В 1996 году в храме сыграли первый в истории Дальнего Востока органный концерт. С тех пор органные и вокально-хоровые выступления здесь проходят регулярно. В 2020 году в Филиппинах специально для храма построили духовой орган — его внешняя отделка напоминает фасад церкви Пресвятой Богородицы.

    Курск: храм Успения Пресвятой Богородицы

    Римско-католический храм Успения Пресвятой Богородицы построен в 1896 году в традиционном для католических храмов рубежа XIX–XX веков неоготическом стиле: стрельчатые витражные окна, угловые башни-шпили и позолоченные кресты на здании и главных воротах. В эти годы в Курске жил и работал русский художник-авангардист Казимир Малевич. Он обвенчался здесь с первой женой Казимирой Зглейц: церемония прошла в римско-католическом храме. Об этом гласит памятная табличка на здании. Здесь же Малевич крестил дочь.

    В 1938 году храм закрыли, имущество реквизировали, настоятеля и активистов прихода расстреляли, а в здании организовали антирелигиозный музей. Позже здесь располагался Дом культуры, и только в 1997 году его вернули местной католической диаспоре.

    Сегодня в убранстве римско-католического храма восстановлены многие элементы старинного декора. Внутри его украшают расписные своды, алтарные фигуры Пресвятой Девы Марии, Святых Апостолов Петра и Павла, мозаика, резные скамьи и орган. В храме каждый месяц проходят благотворительные концерты, на которых выступают российские и зарубежные музыканты.

    Красноярск: храм Преображения Господня

    В 1911 году в Красноярске по проекту местного архитектора Владимира Соколовского построили храм Преображения Господня. Фасад неоготического здания оформлен в виде ступенчатого фронтона-щипца, над дверью расположена традиционная для католических храмов розетка, а по бокам фасада — две башни. Стены и своды выложены из красного кирпича, а цоколь — из гранита.

    В 1936 году здание передали под объекты культуры. Архитектурный облик храма за годы советской власти сильно пострадал. После реставрации в 1980-х годах один из залов стали использовать для камерных концертов и музыкальных лекториев, там же разместился и орган Красноярской филармонии. С 1993 года католическая община и органный зал работают совместно. Здесь и сегодня дают классические, джазовые и хоровые концерты.

    Филармония или костел? Вятские католики борются за возвращение храма

    Уже 17 лет глава католической общины Кировской области отец Григорий Зволиньский ведет борьбу за возвращение верующим католического храма в центре Кирова. Храм Пресвятого Сердца Иисуса был построен в 1903 году в Вятке на средства ссыльных поляков в честь императора Александра III. В пасхальные дни отец Григорий Зволиньский объявил о начале 30-дневного поста на хлебе и воде и неустанной молитве за возвращение храма.

    После революции католический приход в Кирове закрыли, католиков обвинили в шпионаже, активистов расстреляли. Их могилы до сих пор неизвестны. Александровский костел передали Ветеринарному институту, потом в здании размещалось студенческое общежитие, а в 80-е годы XX века здесь работало спецподразделение КГБ, глушившее Радио Свобода и другие «вражеские голоса». Вместо крестов купола храма украшали антенны радиостанции, передающей “белый шум”.

    С 1993 года в костеле располагается «Зал органной и камерной музыки», а католикам разрешено служить здесь мессу за 1000 рублей в час по церковным праздникам. На все прошения передать религиозное имущество законному владельцу кировские власти отвечают отказом. Сейчас страсти по Сердцу Иисуса накалились в очередной раз.

    Жизнь как в детективном сериале

    В пасхальные дни глава католической общины Кировской области
    отец Григорий Зволиньский неожиданно объявил о начале 30-дневного поста на хлебе и воде и неустанной молитве за возвращение храма Пресвятого Сердца Иисуса. 5 апреля 2020 года о. Григорий получил пятый официальный отказ вернуть костел католикам от министерства государственного имущества по Кировской области.

    «По результатам рассмотрения Вашего заявления о передаче в безвозмездное пользование религиозной организации ряда помещений, являющихся государственным имуществом, сообщаем следующее. В соответствии с пунктом 2 статьи 609, пунктом 3 статьи 689 Гражданского Кодекса РФ договоры безвозмездного пользования помещениями, находящимися в объекте культурного наследия, подлежат регистрации. При этом государственная регистрация в отношении помещений: лист А, подвал №1, первый этаж №1-4, антр -№1-2 общей площадью 212 квадратных метров в здании по адресу: г.Киров, Дерендяева, д.46, являющимися объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов РФ регионального значения «Александровский костел», невозможна без постановки указанных помещений на кадастровый учет как самостоятельных помещений».

    Если перевести этот витиеватый документ с бюрократического языка на русский, то можно понять: в Александровском костеле после реконструкции появились дополнительный вход, отдел касс и кладовка. Но так как в историческом здании этих помещений не было, следовательно, католики на них никакого права не имеют. Однако вернуть храм Пресвятого Сердца Иисуса без кладовки решительно невозможно.

    ?– В ответ на такое издевательство местной власти я начинаю вместе с прихожанами 30-дневный пост на хлебе и воде и чтение Розария – молитвы Деве Марии за возвращение костела! Пятый отказ власти – это как пять ран на теле Христа! – говорит католический священник в маленьком зале молельного дома на улице Деповской.

    Мы встречаемся после службы, на которую пришли два католика и один корреспондент. Улица Деповская находится в одном из самых неблагополучных и криминальных районов Кирова. Католический приход окружен “цыганскими баронами”, притонами и трущобами. Неоднократно Григория Зволиньского пытались ограбить и даже убить. С некоторых пор католический приход окружает высокий забор, защищают система видеонаблюдения и три собаки. Но больше всего о. Григорий надеется на помощь Божью. Служба в маленьком зале проходит почти ежедневно, но вместо алтаря – тесное пространство за столом с белой скатертью, а вместо настоящего органа – цифровой клавесин. Среди прихожан в основном потомки польских ссыльных, немецких военнопленных и других бывших узников Вятлага, а также иностранцы – студенты Вятского политехнического университета из развивающихся стран.

    – В Россию я приехал по собственному желанию – рассказывает польский священник. – Епископ Кондрусевич мне сказал: ”Поедешь в Киров, это недалеко от Москвы…” Потом я узнал, что Киров в тысяче километров от Москвы! Когда я приехал в 2002 году, меня встретили старушки-католички, которые всего на свете боялись. Они говорили мне со слезами на глазах: “Отец Григорий! Вы приехали! Мы ждали священника 50 лет! Но вы будьте, пожалуйста, осторожны, за вами будет следить КГБ!”

    – И сейчас следят. У меня есть “ангел-хранитель”, который обо мне собирает информацию. Телефон прослушивают, компьютер просматривают. На “беседы” вызывают, предлагают сотрудничество. Сейчас, когда мы говорим, может быть, тоже записывают. Но я к этому привык, стараюсь не обращать внимания. Живу в России словно в детективном сериале.

    – Какие у вас были первые впечатления от России?

    – Впечатления ужасные, – признается о. Григорий. – Когда я приехал первый раз в Киров, мороз был –38 градусов, очень много снега и меня сразу ограбили. И я сразу научился не доверять людям. Но потом понял, что в России, как везде, есть плохие люди, но есть и хорошие. Например, когда я организовал “Дом одинокой матери”, местный предприниматель, выделил мне значительную сумму денег. А когда я поблагодарил его, он сказал: “Это я должен благодарить вас, что я могу помочь!”

    Дом одинокой матери

    Уже почти 10 лет в Кирове существует католический центр “Вифлеем на Вятке” или “Дом одинокой матери”. За это время прибежище в центре нашли около 80 молодых женщин. Как правило, это были “маленькие мамы”: школьницы старших классов или студентки, которые остались совершенно одни в “интересном положении”. Их бросил молодой человек, отказалась семья, не было денег, жилья, профессии. Многие скрывали свою беременность до последнего, а потом рожали тайно и подбрасывали ребенка. Специально для таких о. Григорий открыл при центре “окно жизни” – устройство, в котором одинокая мама могла оставить младенца безопасно для его жизни. “Окно” просуществовало четыре дня, а потом было закрыто по требованию прокуратуры. Представители вятской епархии РПЦ тоже высказалась против католической инициативы.

    Читайте так же:  Как называется телефон bq

    – Как у вас складываются отношения с РПЦ?

    – По-разному за эти годы. Владыка Вятский и Слободской Хрисанф относился ко мне очень хорошо, почти как к собственному внуку. Один раз он сделал мне чудесный пасхальный подарок: договорился с властями, чтобы католикам разрешили служить на Пасху в Александровском костеле. Православный владыка просил неверующего губернатора, чтобы католикам позволили служить! Это было настоящее чудо! А вот митрополит Марк, который сейчас возглавляет Вятскую епархию, так и не нашел времени для встречи.

    – Вы можете сказать, что отношения с властями за последние годы ухудшились?

    – К сожалению, да. Но политических заявлений я делать не буду. Я священник, а не политик, мое оружие – молитва. Я призвал людей молиться за возвращение храма. Разместил информацию в социальных сетях. Многие откликнулись: в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Нижнем Новгороде. В Европе: Польше, Норвегии, Финляндии. Даже один католик из Саудовской Аравии написал мне. Сейчас за храм молится около 50 человек в разных странах.

    – Отец Григорий, а если власти все-таки вернут Александровский костел католикам, разрешите ли вы проводить там концерты органной музыки?

    – По закону государство должно освободить помещение, – непреклонно отвечает священник, – костел создан не для концертов, а для богослужений, для прославления Бога.

    – Но ведь в Польше в католических храмах концерты разрешены?

    – Да, концерты разрешены. И мы не против Баха и Моцарта, но как мы сейчас платим Вятской филармонии деньги за мессу, так и они будут нам платить за свои концерты, а мы им будем время выделять. Мы не против совмещать, только давайте поменяемся местами!

    – Отец Григорий, многие задаются вопросом, а зачем вам в принципе вся эта борьба за костел? Молиться католикам сейчас разрешают, пусть и за деньги. Но 1000 рублей в час за мессу – это по-божески. Стоит ли голодать?

    – А давайте зададим вопрос: воровать – это хорошо или плохо? Большинство скажет: плохо! Но почему, если кто-то украдет кошелек – он вор и преступник, должен сидеть в тюрьме, а если целый костел украли, никто не виноват? Если государство украло церковь, то пусть вернет, а мы будем за это молиться!

    – А если молитва не поможет?

    – Буду обращаться в суд. Вятские юристы обещали помочь.

    Вятский юрист и правозащитник Ян Чеботарев не может скрыть своего возмущения, комментируя последний ответ от кировского министерства имущественных отношений.

    – Правительство отказывает религиозной организации вернуть имущество на том основании, что в костеле проходила реконструкция. И после реконструкции появились помещения, не имеющие прямого религиозного назначения: какие-то кладовочки, гардеробчик, подземный переходик, отдел касс. На мой взгляд, это чистое лукавство. В соответствии со ст. 5 Федерального закона “О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения” предусмотрено, что если в культурном комплексе существуют как объекты религиозного назначения, так и вспомогательные объекты, то религиозная организация в праве рассчитывать на получение всего этого культурного комплекса. То есть, если в храме есть какая-то кладовочка, которая не используется для моления, все равно храм должен быть возвращен верующим. Я знаю массу примеров, когда объекты РПЦ, изъятые у нее во время революции, возвращались, несмотря на все перестройки.

    – Скажите, пожалуйста, имеет ли значение, какая именно религиозная организация требует возвращения имущества: католики или православные?

    – Любая религиозная организация, вне зависимости от конфессиональной принадлежности: католики, православные, старообрядцы, огнепоклонники, иудеи, язычники, адвентисты седьмого дня вправе требовать возвращения любого религиозного имущества, захваченного у них и находящегося в собственности государства. Причем кто первый потребует, тому и передадут.

    – Как вы думаете, какие перспективы этого дела в суде?

    – Размышлять о перспективах дела в российском суде – вещь неблагодарная. Однако как юрист я думаю, что перспективы неплохие. По российским законам Римско-Католическая церковь имеет все права на возвращение Александровского костела в городе Кирове. Конечно, в этом деле неплохо бы достигнуть компромиссного решения, но по опыту знаю, что компромиссы достигаются именно тогда, когда дело доходит до суда.

    На птичьих правах

    После начала поста о. Григория Зволиньского на сайте Change.org появилась петиция с требованием передать костел вятским католикам.

    «. около 100 потомков ссыльных поляков, на чьи деньги построен Александровский собор в 1903 году, не могут свободно посещать этот храм, только по согласованию с филармонией. Католики в католическом храме находятся на птичьих правах. А это тоже наши граждане. В то время когда Исаковский собор передан РПЦ. Почему интересы одной конфессии наше государство защищает, а другой конфессии нет?» – спрашивает автор петиции Юлия Линник.

    Священник Вятской епархии, глава миссионерского отдела о. Андрей Лебедев отвечает на этот вопрос так:

    – Не только Римско-Католическая церковь, но и РПЦ тоже испытывает трудности с передачей имущества, захваченного во время большевистского переворота 1917 года, – считает о. Андрей. – Комплекс зданий Преображенского девичьего монастыря, где я служу, передается уже 20 лет. За некоторые свои объекты РПЦ пришлось судиться, другие так и не удалось вернуть. Даже само историческое имя «Вятка» до сих пор не возвращено губернскому центру, который в 1934 году переименовали в Киров. Но я считаю, что объявить на весь мир пост за костел, который многие называют голодовкой, – это такое демонстративное действие, которое не приведет ни к каким благим результатам. Конечно, это действие вызовет шум, информационную волну, но пока стороны конфликта не сядут за стол переговоров, вопрос не сдвинется с места.

    Заинтересованной стороной в конфликте является Вятская филармония. Именно заботой об органном зале Вятской филармонии власти объясняют невозможность вернуть костел католикам. Солист органного зала Илья Ризаев считает, что другого концертного зала в городе не будет:

    – Вы знаете, мне кажется, что в условиях современного экономического кризиса передача костела католикам – это вопрос неактуальный. Александровский костел посещают около 20 тысяч зрителей в год, приезжают музыканты из Европы, Америки, Азии. Орган работы немецкого мастера Герда Майера, звучащий в старинном здании с его особой акустикой создают совершенно уникальный эффект, удивительное звучание. Стоит ли жертвовать музыкой ради религии? Откуда возьмутся средства для строительства нового концертного зала, чтобы перенести туда орган? Может быть, лучше выделить другое достойное помещение для такой уважаемой конфессии, как Римско-Католическая церковь?

    В 2012 году правительство Никиты Белых предлагало вятскому католическому приходу несколько земельных участков в Кировской области. Однако все варианты пришлось отвергнуть: в одном месте стоял гараж и мешал строительству, в другом проходила теплотрасса, в третьем по соседству была православная часовня и Вятская епархия отказалась одобрить возведение инославного храма. А с тех пор, как Никита Белых арестован, никто уже ничего католикам не предлагает, предпочитая их просто не замечать.

    «Чем отличается Католическая Церковь от Православной?»

    11 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает свой первый пастырский визит в страны Латинской Америки, который продлится до 22 февраля и охватит Кубу, Бразилию и Парагвай. 12 февраля в международном аэропорту имени Хосе Марти кубинской столицы глава РПЦ встретится с папой римским Франциском, который сделает остановку на пути в Мексику.Готовившаяся 20 лет встреча предстоятелей Русской православной и Римско-Католической церквей пройдет впервые. Как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, предстоящая историческая встреча вызвана необходимостью совместных действий в вопросах помощи христианским общинам стран Ближнего Востока.»Хотя многие проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными, защита ближневосточных христиан от геноцида — тот вызов, который требует срочных совместных усилий», — сказал Легойда. По его словам, «исход христиан из стран Ближнего Востока и Северной Африки — катастрофа для всего мира».

    Какие же проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными?

    Чем вообще отличается Католическая Церковь от Православной»? На этот вопрос католики и православные отвечают несколько по-разному. Как именно?

    Католики о православии и католицизме

    Суть католического ответа на вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:

    Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

    Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

    Католики об отличиях католической и православной церквей

    1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

    2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

    3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

    4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

    5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

    6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

    7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

    8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

    9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

    10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

    11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

    Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

    Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .

    Читайте так же:  Колчаков александр васильевич интересные факты

    Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь.

    Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия

    Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
    И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).

    Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:

    «Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном. Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе».

    Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:

    Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.

    Основные расхождения в догматике

    Триадологические:

    • Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).

    • Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

    • Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

    • Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.

    В Православном Символе Веры, который мы читаем каждое утро, о Святом Духе говорится следующее: «И в духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего…». Эти слова, как впрочем, и все остальные слова Символа Веры находят себе точное подтверждение в Священном Писании. Так в Евангелии от Иоанна (15, 26) Господь Иисус Христос говорит, что Дух Святой исходит именно от Отца. Спаситель говорит: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”. Мы верим в единого Бога в Троице Святой поклоняемого – Отца и Сына и Святого Духа. Бог один по существу, но троичен в лицах, которые еще называют Ипостасями. Все три Ипостаси равночестны, равнопокланяемы и равнославимы. Отличаются они только своими свойствами – Отец нерожден, Сын – рожден, Дух Святой исходит от Отца. Отец является единственным началом (????) или единственным источником (????) для Слова и Святого Духа.

    Мариологические:

    • Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

    • В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

    • Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.

    Прочие:

    • Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.

    • Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

    • Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».

    • Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.

    • Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.

    При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

    В православии существуют две точки зрения на католиков.

    • Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).

    • Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

    Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

    Некоторые различия между византийским и латинским обрядом

    Существуют обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера — существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении (см. Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см. Западный обряд в православии). Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики:

    В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

    Отцы Церкви во многих своих трудах говорят именно о погружательном Крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас и просветились души крещаемых через предание им Боговедения»

    Так крестил в Петербурге в 90-е годы о. Владимир Цветков — до позднего вечера, после Литургии и молебна, не присев, ничего не вкушая, пока не причастит последнего крещаемого, готового к Причастию, а сам сияет и говорит уже почти шепотом: «Шестерых покрестил», как будто «Шестерых я сегодня родил во Христе и сам заново родился». Сколько раз это можно было наблюдать: в пустом огромном храме Нерукотворного Спаса на Конюшенной, за ширмой, на закате дня, батюшка, никого не замечая, пребывая где-то, откуда его не достать, ходит вокруг купели и водит за собой вереницу таких же отрешенных, облаченных в «ризы правды» наших новых братьев и сестер, которых не узнать. А батюшка уже совсем нездешним голосом славит Господа так, что все оставляют свои послушания и сбегаются на этот голос, доносящийся из другого мира, которому теперь сопричастны новокрещенные, новорожденные, запечатленные «печатью дара Духа Святаго.(о. Кирилл Сахаров).

    Миропомазание в латинском обряде совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»), в восточном обряде — сразу же после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследние (за исключением приёма немиропомазанных при переходе из других конфессий).

    Окропительное крещение пришло к нам из католичества.

    В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы, отсутствующие в византийском.

    В православных и грекокатолических храмах алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарём именуется сам престол, расположенный, как правило в открытом пресвитерии (но может сохраняться алтарная преграда, ставшая прообразом православных иконостасов). В католических храмах отступления от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных.

    В латинском обряде долгое время вплоть до II Ватиканского собора было широко распространенно причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). После II Ватиканского собора вновь распространилось причастие мирян под двумя видами.

    В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

    В западном обряде Литургия совершается на пресном хлебе (Гостия), в восточной традиции на квасном хлебе (Просфора).

    Крестное знамение у православных и грекокатоликов совершается справа налево, и слева направо у католиков латинского обряда.

    У западных и восточных священнослужителей различаются богослужебные облачения.

    В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

    Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника. Рождественский пост (в западном обряде — Адвент) имеет разную продолжительность.

    В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство. При этом в настоящее время и в грекокатолических, и в православных храмах в разных странах распространены не только традиционные стасидии вдоль стен, но и ряды скамеек «западного» типа параллельно солее.

    Вместе с отличиями, между богослужениями византийского и латинского обряда существует соответствие, внешне скрытое за различными названиями, принятыми в Церквях:

    В католичестве принято говорить о пресуществлении (лат. transsubstantiatio) хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы, в православии чаще говорится о преложении (греч. ????????), хотя термин «пресуществление» (греч. ???????????) также употребляется, а с XVII века соборно кодифицирован.

    В православии и католичестве расходятся взгляды на вопрос о расторжимости церковного брака: католики считают брак принципиально нерасторжимым (при этом заключённый брак может быть признан недействительным в результате открывшихся обстоятельств, служащих каноническим препятствием законному браку), согласно православной точки зрения, супружеская измена разрушает брак по факту, что даёт возможность невиновной стороне вступить в новый брак.

    Восточные и западные христиане используют различные Пасхалии, поэтому даты Пасхи совпадают только в 30 % случаев (при этом некоторые восточнокатолические церкви используют «восточную» Пасхалию, а Финляндская Православная Церковь — «западную»).

    В католичестве и православии существуют праздники, отсутствующие в другой конфессии: праздники Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др. в католичестве; праздники Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. в православии. Следует иметь в виду, что, например, ряд праздников, считающихся значимыми в Русской Православной Церкви, отсутствуют в других поместных православных церквях (в частности, Покрова Пресвятой Богородицы), причём некоторые из них имеют католическое происхождение и переняты уже после раскола (Поклонение честным веригам Апостола Петра, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца).

    Православные не совершают коленопреклонения в воскресение, а католики совершают.

    Католический пост менее строг, чем православный, при этом его нормы официально послаблялись с течением времени. Минимальный евхаристический пост в католицизме составляет один час (до II Ватиканского Собора обязательным был пост с полуночи), в православии — не менее 6 часов в дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.)и перед Литургией Преждеосвященных Даров («однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» — согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года), а перед утренними Литургиями — с полуночи.

    В отличие от православия, в католичестве принят термин «благословение воды», тогда как в восточных Церквях — «освящение воды».

    Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

    В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины[20]), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.