Интересные факты из биографии репина

Илья Репин — интересные факты

Проза о счастье и жизни

Через всю жизнь пронес художник любовь к Елизавете Званцевой
Из цикла «Страницы истории Нижегородской губернии»
Замечательный живописец Репин в конце своей, насыщенной днями и событиями жизни написал ярчайшие воспоминания. Много страниц посвящено Волге и Нижнему Новгороду. Здесь он начинал набрасывать этюды колоритных бурлаков, некоторые типажи которых украсили потом вереницу тянущих бечеву тружеников. Как к «Бурлакам на Волге» ни относись, без этой картины уже не представить русского изобразительного искусства. Этюд с портретом любимого художником попа-расстриги, бурлака Канина, он передал позже в Нижегородский музей. Об этой поездке вниз по Волге летом 1870 года Илья Ефимович рассказывает особенно проникновенно-подробно. Тогда, уже миновав Нижний, во время упоительного купания в Волге Репин обронил в воду дорогие серебряные часы и подумал, что Волга-матушка должна вознаградить его за такой царский подарок. Это путешествие духовно вознесло молодого художника, одарило предчувствием неслыханного творческого подъема.

Елизавета Николаевна Званцева

Живописцу, а не поэту принадлежат лучшие строки о Нижнем Новгороде, которые знают наизусть не только учителя и экскурсоводы: «Этот царственно поставленный над всем востоком России город совсем закружил наши головы. Как упоительны его необозримые дали! Мы захлебывались от восхищения ими, и перед нашими глазами вставала живая история старой Руси » .

Старый Нижний Новгород. Вид на стрелку

К «сильным людям хорошей породы», ценившим художественность, принадлежала Елизавета Званцева.

Когда Репин спешил из Нижнего в Петербург с набросками бурлаков, Елизавете Николаевне было всего лишь пять лет. Через восемнадцать лет Илья Ефимович признается в письме к Званцевой, что относится к ней как к дочери.

44-летний мэтр, известный далеко за пределами России, обретает в лице талантливой нижегородки преданную поклонницу и ученицу. Но – с крутым характером.

Двадцать лет разницы

Над «отцовскими» чувствами Репина возобладает сильное любовное влечение , порождающее внутренний нравственный конфликт.

Ведь он женат и вроде бы счастлив в семейной жизни: воспитывает шестерых детей! А кроме прочего: его ученице немногим за двадцать и он даже подписывается в одном из писем: «Старик».

Письма художника Репина

Письма Ильи Ефимовича, находящиеся теперь в отделе рукописей Третьяковской галереи, свидетельствуют о том, что он любит по-настоящему и живет в постоянном напряжении, на изломе чувств.

Летом 1890 года Репин посетил родовое имение Званцевых Тарталеи на юге Нижегородской губернии. О нем он отзывался, как о «чудном и упоительном сне».

Художник отправлялся в очередное путешествие на пароходе вниз по Волге, потом – в Одессу.

Вниз по Волге

С дороги в Тарталеи приходили письма Репина. В сельской церкви осталась икона, написанная им во время гостевания у Званцевой и подаренная приходу.

В дороге Репин переживал, что сделал образ кое-как, на скорую руку. Большевики не оставили и следа не только от иконы, но и от храма.

В своем имении Елизавета Николаевна организовала нечто вроде «дома творчества».

Бурлаки на Волге

Летом по выходным там пела примадонна первой частной оперы Вера Петрова-Званцева, приобщая местных крестьян к высокому искусству , гостили художник Петров-Водкин с женой-француженкой, генерал Скалон, дядя Рахманинова.

Любя Елизавету Званцеву, Илья Репин все время сомневается в серьезности ее увлечения живописью.

Sic transit gloria mundi

Она оказалась предана искусству до самой смерти, но профессиональным художником так и не стала. Зато в начале 20 века организовала школу живописи, где преподавали такие корифеи, как Бакст, Петров-Водкин, Коровин.

После революции возлюбленная Репина работала директором приюта для беспризорников в Москве. Замуж она так и не вышла, видимо, продолжая любить Репина.

Илья Ефимович Репин

Сбылось предсказание художника в одном из писем к ней, где он писал, что неумолимым призраком стоит между ними разница лет.

Елизавета Званцева скончалась в 1921 году от инфаркта. Илья Репин пережил ее в разлуке на 9 лет, оставив потомкам несколько портретов своей возлюбленной.

Факт биографии

В течение 1889 года Репин пишет пять портретов Званцевой. Единственный сохранившийся большой портрет по завещанию художника был передан в дар музею в Хельсинки. После революции Елизавета Николаевна некоторое время жила в Нижнем Новгороде, затем переехала в Москву. Семьи у неё не было и, всё нерастраченное чувство материнства она перенесла на беспризорных детей, работая в московском детском доме.

ВИДЕО: Илья Репин. Ист. Хроники

20 интересных фактов о Репине

Живописец Илья Ефимович Репин был одним из самых талантливых художников своей эпохи. Из-под его кисти выходили настоящие шедевры, стоимость которых в наши дни достигает заоблачных высот. Творчество Репина значительно изменялось с течением лет, и он плавно перешёл от бытовой темы к религиозной тематике.

Интересные факты о Репине

  1. Родился он в Харьковской губернии, на территории современной Украины.
  2. В детстве Илья Репин увлёкся живописью благодаря случайности — его двоюродный брат однажды принёс домой акварельные краски, которые поразили будущего художника.
  3. В возрасте 11 лет он начал учиться на топографа. Во время учёбы он много чертил и рисовал, что тоже внесло свой вклад в становление Репина, как художника.
  4. На крестинах дочери Репина в числе прочих гостей присутствовал Модест Мусоргский, знаменитый композитор и его друг (см. 10 интересных фактов о Мусоргском).
  5. Картины ему заказывал даже лично император Александр III.
  6. В 16 лет он начал работать в иконописной артели. Ему пришлось покинуть дом, так как артель кочевала из города в город.
  7. Отложив некоторую сумму денег, И. Репин оставил работу и перебрался в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Однако, его работы не впечатлили комиссию, и ему было отказано. Но Репин не потерял надежды, а начал учиться в художественной школе. Со второй попытки в Академию художеств он всё-таки поступил.
  8. Одной из самых известных его картин является “Бурлаки на Волге”. Идея для этого полотна родилась в его голове ещё в молодости, когда он увидел бурлаков за работой.
  9. За годы учёбы в Академии художеств Илья Репин получил серебряную медаль и две золотых, малую и большую.
  10. Одним из близких друзей художника был знаменитый писатель Корней Чуковский (см. 17 интересных фактов о Корнее Чуковском).
  11. Последние тридцать лет жизни И. Е. Репин прожил в Финляндии.
  12. Первой его работой на заказ стала картина “Славянские композиторы”, групповой портрет, за который он получил 1500 рублей. Эта сумма, очень крупная по меркам тех лет, позволила ему выбраться из нужды.
  • При жизни Репин являлся членом Императорской Академии художеств.
  • Художник продолжал писать картины до самой смерти в 1930 году.
  • Вторая жена Репина была ярой вегетарианкой, и живописец тоже проникся её идеями. Гостей в его доме тоже кормили только вегетарианской пищей, что послужило причиной забавного случая. Однажды художник пригласил Ивана Бунина, чтобы написать его портрет, но тот по приезду обнаружил, что в доме, несмотря на зиму, отворены настежь все окна, а сам Репин ходит в шубе и валенках. После того, как художник пообещал Бунину скорый завтрак из овощей и трав, тот под надуманным предлогом сбежал, и позднее прислал Репину телеграмму с извинениями.
  • Илья Репин предпочитал спать на свежем воздухе, причём не только летом, но и в холода.
  • У него дома не было прислуги, которая подавала бы на стол или принимала у гостей верхнюю одежду.
  • В Финляндии Репин оказался, когда в 1918 году после революции и пересмотра границ земля, где стояла его усадьба, отошла к Финляндии (см. 15 интересных фактов о Гражданской войне в России).
  • После того, как у Репина стала отниматься правая рука, он научился писать картины левой.
  • Однажды он, впечатлившись стихами Маяковского, предложил ему написать его портрет. В ответ поэт, поблагодарив, нарисовал карикатурный портрет самого Репина, который, кстати, понравился живописцу.
  • Пять фактов об Илье Репине к 175-летию художника

    1. Любовь к живописи пришла к Илье Ефимовичу внезапно. Акварельные краски в дом Репиных впервые принес двоюродный брат будущего художника — Трофим Чаплыгин. Как вспоминал впоследствии сам живописец, его жизнь изменилась в тот момент, когда он увидел оживление арбуза: черно-белая картинка, размещенная в детской азбуке, с помощью красок вдруг обрела яркость и сочность. С этого дня идея преображения мира не оставляла мальчика: «Чтобы меня утешить, Трофим оставил мне свои краски, и с этих пор я так впился в красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками за эти дни».

    2. Репин создал множество произведений искусства, но вот к картине «Приплыли» он не имеет никакого отношения. Да и собственно картины с таким названием нет. Запутала всех крылатая фраза: «Картина Репина «Приплыли», переигравшая факты истории. Картину, которую имеют в виду, в 1870-х годах написал Лев Соловьев, и называется она «Монахи (Не туда заехали)». На полотне изображены монахи, которые случайно приплыли к месту купания обнаженных женщин. На одной из выставок полотно висело рядом с творениями Репина, ему посетители и приписали авторство, присвоив народное название.

    3. Репин практически всегда, особенно в начале творческой деятельности, нуждался в деньгах. Даже для того, чтобы учиться в Академии художеств, ему приходилось жить в режиме жесткой экономии. Вольнослушателю необходимо было платить 25 рублей за право посещать лекции, но этой суммы художник не имел. Деньги за Репина внес покровитель — руководитель почтового департамента Федор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью. Интересно, что, даже получив известность, Репин никогда не был жадным до больших гонораров.

    4. Есть одно полотно Репина, которому откровенно не везет. Даже существует мистическая история о том, что из-за этого творения у художника отказала рука. Несчастливая картина называется «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». В январе 1913 года на нее было совершено настоящее вооруженное нападение. Иконописец Абрам Балашов изрезал полотно с ужасными криками: «Довольно крови, слишком много крови!». Тогда картина сильно пострадала, но самому художнику вместе с учеником удалось восстановить поврежденные места. Настрадавшееся полотно, претерпевшее в ходе реставрации необратимые изменения, настигло несчастье и в наше время. В 2020 году вандал нанес повреждения шедевру столбиком ограждения в Третьяковской галерее.

    Читайте так же:  Как называются самые большие реки в германии

    5. Одной из самых сложных работ для Репина стал портрет писателя Тургенева. Художники, в том числе и сам Илья Ефимович позднее, отмечали, насколько тяжело писать Ивана Сергеевича. Но Репин все же попытался, и современники, видя какие титанические усилия он к этому прилагает, прозвали эту его работу «Хождением по мукам».

    Репин Илья Ефимович — интересные факты из жизни

    Выдающийся художник прожил долгую плодотворную жизнь, получив славу мистического живописца и чудака. Его картины занимают почетные места в золотых фондах известных музеев и художественных галерей. Все, что выходило из-под кисти талантливого мастера и по сей день поражает своим реализмом, вызывая сильные эмоции у зрителя. Заслужив известность и почет еще при жизни, Репин оставил после себя богатое творческое наследие. Его кисти принадлежит целый ряд портретов выдающихся современников и знаменитых исторических личностей.

    Мистика буквально преследовала живописца: в его биографии известно множество необъяснимых фактов и совпадений. А самые мрачные и загадочные и из них — это скоропостижная смерть большинства его известных натурщиков. По странному стечению обстоятельств они умирали вскоре после того, как были дописаны их портреты.

    Путь художника

    Илья Ефимович Репин появился на свет в небольшом городке Чугуеве под Харьковом. Его отец был солдатом в отставке. Мать будущего художника происходила из образованной обеспеченной семьи. Это была неординарная женщина, которая не только привила любовь к литературе своим детям, но и создала школу для крестьян. Ее могли посещать и дети, и взрослые, которых она сама обучала правописанию и азам арифметики. Основной источник дохода в семье Репиных тоже был на матери: она шила шубы на заказ.

    Еще будучи ребенком Репин ощутил непреодолимую тягу к рисованию. Это случилось, когда племянник матери пришел к ним в гости с кисточками и акварелью. Маленький Илья не мог оторваться от них, испытывая настоящий трепет. Поощряя открывшиеся способности сына, родители отправили его учиться в Топографическую школу, когда ему исполнилось 11 лет. После ее закрытия юный Репин продолжил оттачивать свой талант в мастерской по росписи икон, где вскоре начинает зарабатывать наравне со взрослыми мастерами.

    Желание развиваться дальше приводит его 1863 году в Петербург. Илья Репин ставит себе амбициозную задачу поступить на обучение в Академию художеств. Однако там его работы отклонили из-за низкой техники. Юноша продолжает упорно стремиться к своей мечте и поступает в вечернюю художественную школу. Вскоре там за ним закрепилась слава подающего большие надежды одаренного живописца. А спустя год он становится студентом Академии. Примечательно, что его учебу оплачивает крупный меценат того времени — Федор Прянишников. Вскоре произошло знакомство студента с выдающимся художником Иваном Крамским, который становится его учителем. За годы своего обучения Репин получил 2 золотых медали.

    История создания самых известных картин

    В 1868 году прогуливаясь по берегу Невы художник повстречал бурлаков, тянущих баржу. Зрелище произвело на него сильнейшее впечатление. Репин отправляется в странствия по Волге, где делает много эскизов и набросков. Спустя 2 года он создает знаменитую картину «Бурлаки на Волге». Полотно получает восхищенные отклики критиков и искусствоведов, которые восторгаются реалистичностью персонажей и точностью передачи эмоций на их лицах. После успеха полотна на выставке в Вене, слава о Репине выходит за пределы Петербурга.

    «Бурлаки на Волге»

    1873 год ознаменовался для художника поездками в ряд европейских стран, где он знакомится с передовыми на тот момент художниками, в том числе и Эдуардом Мане. Последний пытался заинтересовать Репина импрессионизмом, но тот остался верен своей реалистичной манере письма. Вернувшись в Москву, Репин погружается в работу над новым полотном – «Царевна Софья». Чтобы наиболее точно изобразить ее внешность, он проводит много времени за изучением исторических архивов. В результате получился еще один шедевр.

    Еще один общеизвестный шедевр Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» был написан им в период с 1879 по 1893 годы. Импульсом к созданию картины послужил случай: художник гостил на даче мецената Мамонтова и услышал, как кто-то из гостей читает вслух легендарное письмо запорожцев. Заинтересовавшись сюжетом, Репин тут же делает набросок будущей композиции.

    «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

    В 1880 году была создана картина, которая считается вершиной расцвета мастерства художника — «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Озарение написать этот сюжет настигло Репина во время посещении корриды. Когда полотно впервые выставили на всеобщее обозрение, оно вызвало бурную реакцию зрителей: истерический смех, рыдания. Именно после этого полотна за Репиным закрепляется слава мистического художника. В 1913 году картина подверглась нападению — страдающий психическим расстройством иконописец Балашов изрезал ее ножом. Репину удалось отреставрировать свое творение.

    «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

    Портреты и мистика

    Однако самые загадочные роковые события связаны именно с портретами, которые писал Илья Репин. Невозможно объяснить тот факт, что практически все натурщики скоропостижно уходили из жизни. Поэт Федор Тютчев, хирург Николай Пирогов, композитор Модест Мусоргский, драматург Алексей Писемский — всех их не стало вскоре после того, как Репин написал с них портреты. Именно из-за этого необъяснимого обстоятельства живописец долго отказывался писать с натуры премьер-министра Столыпина. Однако тот настоял и был застрелен спустя несколько дней, после завершения картины. Еще больше поражает воображение тот факт, что абсолютно все чиновники, позировавшие для картины «Торжественное заседание Государственного совета» погибли во время революции 1905 года.

    Загадочный Репин — 10 интересных фактов

    О Льве Толстом кто-то сказал однажды: «Толстой — это целый мир». С тем же правом мы можем сказать и о Репине — картины Репина это целые миры, пережившие их создателя и живущие своей самостоятельной жизнью, в сердцах и умах миллионов. Но что мы знаем о самом художнике?

    Сайт moiarussia.ru собрал 10 самых интересных фактов из жизни художника, раскрывающих внутренний мир Ильи Ефимовича, его образ жизни с самых разных сторон.

    1. Картина Репина «Приплыли»

    Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее.

    2. «Слишком много крови»

    В январе 1913 года на одну их картин Репина – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» – было совершено настоящее вооруженное нападение. Иконописец Абрам Балашов бросился на нее с сапожным ножом с криками «Довольно крови, слишком много крови!» и нанес полотну три ранения. Картина сильно пострадала. Восстановить полотно Репину помог его ученик – известный художник и реставратор Игорь Грабарь, который заполнил потерянные места акварелью, покрыв их потом лаком.

    3. Деньгам знал счет

    Несмотря на то что он был вполне обеспеченным человеком, художник не позволял себе никаких значительных трат. Так, узнав, что по утрам билеты в петербургских трамваях стоят пятачок, а не гривенник, старался приезжать в столицу спозаранок. Когда его дочь Вера нуждалась в услугах массажиста, Репин предложил: «Ты возьми на один сеанс массажистку, заметь ее приемы и делай сама себе массаж!» При этом художник был завален заказами, и все знаменитости хотели, чтобы их портрет писал «сам Репин».

    4. Бегство Ивана Бунина

    В жестокую стужу Илья Ефимович заставлял всю семью спать вместе с ним на морозе — в том числе и малолетних детей. Для них сшили длинные мешки, и они каждый вечер отправлялись спать в комнату с открытыми окнами. «В холодной, — вспоминала его дочь, — спали и папа, и мама, и наутро у папы замерзали усы, а снежок сыпался в окно прямо нам на лица».

    Жена Репина Вера Алексеевна, ярая пропагандистка вегетарианской еды, кормила всю семью и гостей каким-то отваром из трав. Зная это, приезжающие к Илье Ефимовичу тайно привозили с собой мясо, а потом съедали припасы в своей комнате, прислушиваясь, не идет ли кто-нибудь. Однажды Репин пригласил Ивана Бунина — чтобы написать портрет знаменитого писателя. Но, в отличие от художника, Бунин был гурманом, любителем отличной еды и дорогих напитков.

    Впоследствии он описал этот случай так: «Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь — быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме — окна настежь.

    Репин встречает меня в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз, и говорит:

    «Вот тут я буду вас писать по утрам, а потом будем завтракать как господь бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! Вы увидите, как это очищает и тело и душу, и даже ваш проклятый табак скоро бросите».

    Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал — страшно срочные дела в Петербурге. И сейчас же пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче…»

    Читайте так же:  Раннее детство интересные факты

    5. Как Маяковский Репина рисовал

    В 1915 году стихи Маяковского произвели большое впечатление на живописца Илью Репина .

    — Я напишу ваш портрет! — сказал великий художник, для любого это была большая честь.

    — А я — ваш! — ответил Маяковский и быстро тут же, в мастерской, сделал с Репина несколько карикатур, которые вызвали большое одобрение художника. Один из рисунков особенно привлек внимание художника.

    Несмотря на свой карикатурный характер и то, что в своем рисунке Маяковский слишком резко подчеркнул и усилил признаки старческой немощи, которые в то время наметились в облике Репина, этот рисунок вызвал жаркое одобрение художника.

    — Какое сходство! И какой — не сердитесь на меня — реализм! — заключил Репин.

    6. Что Вы наделали, Маяковский?

    Несмотря творческую дружбу с Владимиром Маяковским, Репин так и не написал портрет поэта, хотя желал этого с первой встречи. Когда в назначенный час Маяковский явился к нему, Репин разочарованно вскрикнул: «Что вы наделали. О!» Оказалось, что Маяковский, идя на сеанс, нарочно зашел в парикмахерскую и обрил себе голову, чтобы и следа не осталось от тех «вдохновенных» волос, которые Репин считал наиболее характерной особенностью его творческого облика и хотел запечатлеть. «Я хотел изобразить вас народным трибуном, а вы…»

    И вместо большого холста Репин взял маленький и стал неохотно писать безволосую голову, приговаривая: «Какая жалость! И что это вас угораздило!» Маяковский утешал его: «Ничего, Илья Ефимович, вырастут!»

    7. Репин в роли дворника

    5 февраля 1910 года в «Новом театре», в Петербурге, состоялся спектакль литераторов, играли комедию госпожи Нордман-Северовой (вторая жена И. Е. Репина) «Ласточка права», в которой в качестве актера выступил и сам знаменитый художник. Репин играл роль дворника — одного из людей народа, которого главная героиня пьесы — эмансипированная девушка, увлеченная идеями равенства и конституционализма, приглашает в гости на чашку чая в попытке преодолеть консерватизм своего жениха.

    Вот что об этом писала газета «Русское слово»: на «спектакле литераторов» в Петербурге привлек к себе всеобщее внимание знаменитый передвижник И.Е.Репин своим гримом и своей игрой в роли дворника. Шла пьеса Северовой «Ласточка права». Публика устроила И.Е.Репину овацию.

    8. Репин+Айвазовский=Пушкин

    «Прощание Пушкина с морем» (1887) — эта картина была создана Репиным в сотрудничестве с И. К. Айвазовским. Считается, что Айвазовский знал свою слабость в портрете, и сам пригласил Репина написать Пушкина в совместной картине. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: «Дивное море написал Айвазовский. И я удостоился намалевать там фигурку». Картина была написана в год 50-летия со дня гибели Пушкина, она хранится во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге.

    9. Репин и мистика

    Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

    А позже художник придумал оригинальный способ — придумал подвесную палитру и более не держал ее в руках. Изготовленное по его просьбе и проекту изобретение крепилось на поясе при помощи ремней, тем самым освобождая руки для работы. Знаменитая подвесная палитра Ильи Ефимовича до сих пор сохранилась в музее-усадьбе «Пенаты».

    10. Богатство в простоте

    Несмотря на богатство и известность, Репин, при жизни ставший классиком русского искусства, всегда тянулся к простоте.

    Круглый год художник спал на балконе, из-за необычной формы носившем название «Аэроплан». Летом живописец просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти.

    Регулярно Илья Ефимович устраивал праздники, на которые приглашал местных жителей. Самый шумный из них состоялся в «Пенатах» 19 февраля 1911 года. В торжественной обстановке художник отметил 50-летие отмены крепостного права. По средам двери дома художника открывались для всех желающих.

    Для своих гостей Репин устраивал вегетарианские обеды. На них неоднократно бывали Горький и Шаляпин, а также живший по соседству Корней Чуковский.

    Описывая в мемуарах свою жизнь в 1916 году, Владимир Маяковский отметил, что денег у него тогда не было совсем и выжил он исключительно благодаря «репинским средам».

    Атмосфера на этих встречах была удивительно демократичная. Репин запросто мог сесть за один стол с самыми простыми людьми. Слуги же и вовсе обедали с ним постоянно, что было удивительно для России того времени. Илья Ефимович считал, что хорошее отношение и вегетарианская пища способны сделать людей добрее, и всегда старался помочь ближнему.

    К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища.

    Место для собственной могилы Репин также выбирал сам. Илья Ефимович долго колебался между несколькими вариантами и в конце концов остановился на маленьком холмике под соснами. Достаточно часто он приходил туда, чтобы работать. По просьбе художника знакомый фотограф несколько раз запечатлел его на фоне будущей могилы.

    Сердце Ильи Ефимовича остановилось 29 сентября 1930 года. Неделю спустя его похоронили в маленьком склепе, возведенном на том самом холмике. По воле гениального живописца в его память был установлен самый простой деревянный крест. Впрочем, настоящий памятник себе Илья Ефимович создал еще при жизни, написав множество гениальных картин.

    Рекомендуем также:

    Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

    5 мистических фактов о картинах Ильи Репина

    5 августа 1844 года родился знаменитый российский художник-передвижник Илья Репин . Он создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником. «Комсомолка» сделала подборку из пяти необъяснимых фактов, связанных с полотнами живописца.

    1 факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

    2 факт. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым . Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

    Рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван»

    3 факт. Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский , Писемский , Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

    Чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года

    4 факт. Необъяснимо, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина , натурщика застрелили в Киеве .

    5 факт. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве . Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

    Написав картину «Мужик с дурным глазом», Репин подхватил лихорадку

    Илья Репин: мистический гений

    Художник Илья Репин — один из немногих мастеров XIX века, в творчестве которых нашел свое выражение героизм русского революционного движения.

    Читайте так же:  Как называется подставки под стакан

    Биография Ильи Репина

    Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте.
    А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

    В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение.

    Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской.

    Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы.

    1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена.
    Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

    Творчество Репина

    Репин — один из немногих русских художников XIX века, в творчестве которых нашел свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени.

    Способность заметить робкие ростки нового явления, вернее, даже почувствовать их, определить неясные, мутные, волнующие, мрачные, на первый взгляд, скрытые изменения в общем течении событий — все это особенно ясно сказалось в линии творчества Репина, посвященной кровавому русскому революционному движению.

    Первым произведением на эту тему стал упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа.

    В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически.

    О Репине заговорили после появления в 1873 году его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.

    Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.

    Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени.

    1880-е годы — пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства.

    Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья.

    Репин — выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий — простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников — своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.

    Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи — П. М. Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей.

    Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры — «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади — «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.

    Стрекоза, 1884. (wikipedia.org)

    В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Историческое предание о том, как запорожцы — вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.

    В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился в 1903 году.

    В 1918 году усадьба «Пенаты» оказалась на территории Финляндии, Репин таким образом был отрезан от России. Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал была «Гопак. Танец запорожских казаков», посвященная памяти любимого им композитора М. П. Мусоргского.

    Интересные факты из жизни художника

    Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником.

    Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

    Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

    Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

    Стоит отметить, что картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

    Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

    Примерным семьянином Илья Репин не был никогда. Он не просто увлекался противоположным полом, а служил ему.

    Главным стимулом к созданию одной из самых знаменитых картин художника «Иван Грозный и его сын Иван» стало посещение им одного из боёв корриды во время пребывания в Испании. Пребывая под большим впечатлением, Репин в своём дневнике написал по этому поводу: «Кровь, убийства и живая смерть очень влекут к себе. Вернувшись домой, я в первую очередь примусь за кровавую сцену».

    Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.

    Однажды живописец познакомился с молодым врачом, который сообщил ему большой пользе сна на открытом воздухе. Начиная с того времени, вся семья спала на улице, а сам Илья Репин отдавал предпочтения сну на открытом воздухе даже в лютые морозы, правда под навесом из стекла.

    Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали принадлежности художника. Однако это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила.