Интересные факты нового времени

Изобретения Нового времени

Новым временем называют период с конца 17 века по 1918 год. За два века истории человечество совершило колоссальный скачок в развитии техники и технологии. Поменялось прежде всего мировоззрение человека. Люди взглянули на мироустройство под иным углом зрения: в период Средневековья планета Земля считалось неподвижным центром, вокруг которого вращаются все планеты и звезды. Представьте, что произошло в сознании средневекового человека после открытия Коперником того, что Земля не является центром Вселенной, а сама движется с огромной скоростью вокруг Солнца. Впрочем, особого резонанса в то время эта мысль в головах обывателя не произвела.

В новое время распространилось книгопечатание. Первый книгопечатный станок построил Иоганн Гуттенберг еще в 1440 году. Однако в период средневековья печатные книги не имели широкого распространения. Уровень образованности за два века возрос во многом благодаря распространению печатных книг, которые значительно сокращали время передачи информации – а значит и новых прогрессивных идей – от одного ума другому. Печатная книга в увеличении скорости передачи информации и научного опыта сыграла приблизительно такую же роль, какую в настоящее время начинает играть Интернет.

За два века появляется очень много изобретений. Важную роль сыграло развитие горного дела и металлургии. Добыча и обработка металлов достигли совершенства. Изобретатели уже в качестве материала воплощения их творческой мысли видели металл.

Наука не стояла на месте. Новое время – рассвет физики и химии, которые доминировали надо всеми другими отраслями человеческого знания. Известны были законы механики Ньютона, было открыто электричество, что проложило путь к развитию электродинамики. Выдающиеся достижения обозначились и в оптике. Наконец, были изобретены паровой двигатель и двигатель внутреннего сгорания, что способствовало развитию транспорта, а следовательно и экономическому развитию государств. В конце периода Нового времени были изобретены радио, телеграф, телефон, были открыты рентгеновские лучи, люди смогли перемещаться на самодвижущихся повозках и подниматься в воздух.

С изобретением двигателей внутреннего сгорания огромную роль стала играть добыча нефти и других полезных ископаемых.

Начало 20 века ознаменовало себя как расцвет электроники. Электричество было гениальным открытием человечества и новым этапом, который должен был прийти на смену господствующей механики в новейшее время.

Таблица изобретений Нового времени

История Нового времени.

Подборка интересных фактов из истории Нового времени.

Просмотр содержимого документа
«История Нового времени.»

Знаешь ли ты, что…

Ученица 4-а класса

1. С 1510 года существуют такие маленькие часы, которые помещались в карман брюк. Изобрёл их житель германского города Нюрнберг Петер Хенляйн. А часы его стали называть «нюрнбергскими яйцами».

2. Объявление человека «вне закона» означало то, что тот больше не находился под защитой правосудия и мог быть безнаказанно ограблен или убит.

3. Церковь запрещала вскрывать трупы людей до 16 века. Поэтому врачи знали внутреннее строение тела только из старых, написанных тысячу лет назад, учебников.

Учебники К. Галена ок. 200 год н.э.

4. Около 1700 года каждый третий житель Берлина (столица Германии) был гугенотом, т.е. французом, бежавшим от своего короля Людовика 14.

Франсуа Дюбуа, «Избиение святого Варфоломея» (расправа над гугенотами во Франции).

5. Ученые и князья считали картофель, который привезли из Южной Америки в Европу, редким растением и приказывали сажать его в садах для украшения. А в России ели только верхние плоды после опадания цветка.

6. В Новое время существовало более 35 различных немецких государств. И только к концу 19 века после междоусобной войны им удалось объединиться.

Политическая карта Германии. 1806 г.

7. В 1830 – 1870-х годах почти

3 000 000 немцев отправились в Америку в поисках лучшей жизни, т.к. в Германии для них не было работы.

8. В период с 1788 по 1868 год Англия послала 160 000 своих заключённых в Австралию, которая тогда была английской колонией (от латинского слова colonia, которое означает-«поселение»)

Открыта Джеймсом Куком (мореплаватель)

Либерия на карте Африки.

9. Несколько американских противников рабства купили в 1822 году страну в Африке, чтобы там могли поселиться освобождённые рабы. Либерия в 1847 году стала республикой.

5 фактов из учебников истории, которых на самом деле не было

В истории человечества есть огромное количество исторических мифов, сомнительных фактов и недостоверных данных, а некоторые из них продолжают жить даже в школьных учебниках. Эти мифы закрепляются в общественном сознании и воспринимаются в качестве правды. Егор Сенников рассказывает о событиях, описанных в летописях и исторических книгах, которых на самом деле не было.

Египетские пирамиды и рабы

Представление о том, что пирамиды в Египте были построены рабами, работавшими на жестокого и безжалостного фараона, восходит еще к античному историку Геродоту. В своей «Истории» он так писал о строительстве пирамиды Хеопса:

«Хеопс вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях), а другим было приказано тащить их дальше до так называемых Ливийских гор. Сто тысяч людей выполняли эту работу непрерывно, сменяясь через каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы».

Рассказ Геродота — это единственный письменный источник, в котором описывалась технология строительства египетских пирамид. Учитывая, насколько авторитетным источником была «История» Геродота на протяжении столетий, несложно понять, почему его представление оказалось таким влиятельным. До сих пор снимается немало фильмов и пишется книг, в которых рассказывается о страдающих рабах, изнывающих под диктатурой фараона, строящего пирамиды для собственного удовольствия. На представление о пирамидах повлияло и христианство — рассказ об исходе евреев из Египта, измученных жестокостями фараона, лишь укреплял веру в безжалостность древнеегипетских правителей.

Проблема, однако, заключается в том, что Геродот, хоть и побывал в Египте, но не знал египетского языка и был вынужден опираться только на те сведения, которые ему сообщали местные греческие поселенцы. К тому же Геродот жил спустя две тысячи лет после строительства Великих Пирамид. Так что в любом случае, его представления о строительстве пирамид в значительной степени условны.

Но труд Геродота сильно пережил автора, и рассказы, следующие представлению историка, до сих пор можно встретить в современных учебниках по истории. Например, в учебнике по истории Древнего мира (издание 2020 года) Алексея Вигасина, доктора исторических наук и сотрудника МГУ, цитируется Геродот и говорится о том, что «народ изнемогал от непосильного труда и тех лишений, на которые его обрекали фараоны».

Тем не менее, историки и археологи в ходе исследований установили, что это неправда. Благодаря усилиям таких египтологов как Захи Хавасс и Марк Ленер удалось получить много сведений о том, как были построены пирамиды — этому помогли новые археологические находки.

В начале 1990-х были раскопаны несколько поселений, в которых жили строители пирамид; также были найдены захоронения строителей. Дотошное изучение их жизненного уклада и особенностей захоронения подтвердило давние догадки египтологов — строители не были рабами, а нанимались на работу добровольно. При этом их труд высоко уважался в обществе — это стало понятно благодаря тому, как были погребены останки строителей. Жизнь строителей, конечно, не была легкой. Однако к их нуждам и тяготам относились с пониманием: останки рабочих свидетельствовали о том, что им оказывалась серьезная медицинская помощь, благодаря чему они переживали травмы и болезни.

Историк Марк Ленер предполагает, что устройство древнеегипетского общества в чем-то напоминало феодализм, и что каждый член общества должен был платить «бак» — нечто вроде налога. Этот налог можно было отдать не только деньгами, но и трудом, что служило мотивацией наняться на строительство пирамиды для многих египтян. Однако нельзя сказать, что это было формой рабства — «бак» был обязанностью даже для высокопоставленных вельмож.

В любом случае, современная историческая наука убеждена, что строители пирамид не были рабами. Что остается загадкой, так это способ строительства таких грандиозных сооружений — по этому поводу единства мнений историки пока что не достигли.

Генерал Раевский и сыновья

Один из известных эпизодов Отечественной войны 1812 года произошел вскоре после вторжения армии Наполеона на территорию Российской империи. У деревни Салтановка, под Могилевом пехотный корпус генерала Николая Раевского сражался с превосходящими силами противника под руководством маршала Даву.

Французское наступление развивалось очень стремительно; из-за вторжения появилась угроза того, что российские западные армии могут быть отрезаны друг от друга. Главнокомандующий 2-й Западной армии Петр Багратион приказал Раевскому начать контрнаступление с целью взятия Могилева. Он не очень верил в реальность такого исхода сражения (тем более, что не было доподлинно известно, какими силами располагают французы), но надеялся на то, что Раевский сможет на время задержать наступление. Это позволило бы русским войскам перегруппироваться и избежать потери коммуникации между русскими армиями.

Сражение под Салтановкой началось 23 июля 1812 года и длилось 10 часов: 7-й пехотный корпус Раевского отчаянно сражался с пятью дивизиями маршала Даву. Точные оценки сражающихся разнятся, но чаще всего называют такие цифры: 15-20 тысяч человек с российской стороны, 28-35 тысяч человек с французской. В результате сражения Раевскому не удалось прорваться в Могилев, но, с другой стороны, французы остановили свое наступление на неделю, ожидая новых атак со стороны Раевского. Этот выигрыш времени позволил русской армии построить мост через Днепр и отправиться в Смоленск.

Бой практически сразу получил статус легендарного. Уже через пару недель в петербургской газете «Северная почта» была написана статья, в которой, в частности, сообщалось, что движимый патриотизмом и любовью к Отечеству генерал Раевский повел в бой своих сыновей, принося их в жертву ради Родины:

«Сколь ни известно общее врожденное во всех истинных сынах России пламенное усердие к Государю и отечеству, мы не можем однако умолчать перед публикою следующего происшествия, подтверждающего сие разительным образом. Пред одним бывшим в сию войну сражением, когда Генерал-Лейтенант Раевский готовился атаковать неприятеля, то будучи уверен, сколько личный пример Начальника одушевляет подчиненных ему воинов, вышел он пред колонну, не только сам, но поставил подле себя и двух юных сыновей своих, и закричал: „Вперед, ребята, за Царя и за отечество! Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь“. Чувство геройской любви к отечеству в сем почтенном воине должно быть весьма сильно, когда оно и самый глас нежной любви родительской заставило умолкнуть».

Образ сразу же стал весьма популярен и быстро распространился в обществе. Поэты стали упоминать Раевского в стихах или даже посвящать ему целые сочинения. Жуковский упоминает о случае с двумя сыновьями в своем стихотворении «Певец во стане русских воинов»:

«Раевский, слава наших дней,

Хвала! перед рядами

Он первый грудь против мечей

С отважными сынами».

Историк и писатель Сергей Глинка посвятил подвигу Раевского стихотворение «Генералу Раевскому», в котором, в частности, писал:

«Себя и юных двух сынов,

Приносишь всё Царю и Богу…»

Гораздо позднее, к столетней годовщине Отечественной войны, художник Николай Самокиш изобразил этот эпизод на своей картине «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой» — на ней, вслед за Раевским, бегут его сыновья.

Однако на самом деле подобного не происходило. Свидетели произошедшего не подтверждали этого, как и сам генерал, который так рассказывал об этом случае своему адъютанту, поэту Константину Батюшкову:

«Из меня сделали римлянина, милый Батюшков, — сказал он мне. — Из Милорадовича — великого человека, из Витгенштейна — спасителя отечества, из Кутузова — Фабия. Я не римлянин, но зато и эти господа — не великие птицы Про меня сказали, что я под Дашковкой принёс на жертву детей моих.

— Помню, — отвечал я, — в Петербурге вас до небес превозносили.

— За то, чего я не сделал, а за истинные мои заслуги хвалили Милорадовича и Остермана. Вот слава, вот плоды трудов!

— Но, помилуйте, ваше высокопревосходительство, не вы ли, взяв за руку детей ваших и знамя, пошли на мост, повторяя: вперёд, ребята; я и дети мои откроем вам путь к славе, или что-то тому подобное.

— Я никогда так не говорю витиевато, ты сам знаешь. Правда, я был впереди. Солдаты пятились, я ободрял их. Со мною были адъютанты, ординарцы. По левую сторону всех перебило и переранило, на мне остановилась картечь. Но детей моих не было в эту минуту. Младший сын сбирал в лесу ягоды (он был тогда сущий ребёнок, и пуля ему прострелила панталоны); вот и всё тут, весь анекдот сочинён в Петербурге».

Во многом, причины появления такой легенды были связаны с тем, что сыновья Раевского были при нем в армии, а старший сын принимал участие в сражении. Однако Раевский не вел сыновей в бой, и не говорил о готовности пожертвовать ими. О чем, например, говорится в учебнике «История России XIX век» за 8 класс (Данилов А. А., Косулина Л. Г. // Поурочные разработки. — 2011)

Мария Антуанетта и пирожные

Одно из самых известных и популярных исторических заблуждений, разоблачение которого стало не менее известно, чем само исходное выражение. Однако это ошибочное представление до сих пор остается довольно расхожим, несмотря на все опровержения (Новая история стран Европы и Америки. XVI–XIX века. В 3 ч. Под ред. Родригеса А.М., Пономарева М.В.).

Легенда гласит, что французская королева Мария Антуанетта, узнав о том, что крестьяне голодают и у них нет хлеба, заявила: «Если у них нет хлеба, то пусть едят пирожные!» («Qu’ils mangent de la brioche»). Обычно эту фразу отождествляют с Французской революцией; она призвана проиллюстрировать оторванность французского правящего класса от нужд простого народа и, как следствие, народный гнев по отношению к королевской семье и к аристократии в целом.

Однако история этой фразы не такая простая и не такая очевидная. Впервые она была упомянута в шестой книге «Исповеди» Жан-Жака Руссо в 1765 году. Руссо рассказывал о некой принцессе, имени которой он, однако, не называл:

Читайте так же:  Как называется 33 годовщина свадьбы

«Как сделать, чтобы иметь хлеб? Покупать сам я никогда бы не решился. Чтобы важный господин, при шпаге, пошел к булочнику купить кусок хлеба — как это можно! Наконец я вспомнил, какой выход придумала одна принцесса; когда ей доложили, что у крестьян нет хлеба, она ответила: „Пускай едят бриоши“, и я стал покупать бриоши».

Однако весьма сомнительно, что Мария Антуанетта могла произнести эти слова. В те годы, когда Руссо писал свою автобиографию, Марии было всего девять лет и она жила в Австрии. К тому же «Исповедь» — не самый точный и достоверный источник. В ней немало субъективных неточностей и ошибок, таким образом, ей нельзя полностью доверять. Многие биографы Марии Антуанетты также подвергали сомнению идею, что подобные слова произнесла именно она. Например, они отмечали, что, вероятнее всего, эта фраза была сказана Марией Терезией Испанской, первой женой французского короля Людовика XIV, которая жила за 100 лет до Марии Антуанетты.

Кроме того, подозрения историков усиливал тот факт, что за время правления Людовика XVI, мужа Марии Антуанетты, было отмечено всего два случая голода. Первый случился незадолго до коронации, в 1775 году, и привел к нескольким бунтам и восстаниям. Но поведение королевы тогда было совсем не похоже на то, что приписывается ей в этой фразе — она активно занималась благотворительностью, помогала голодающим, а в письмах родственникам писала, что «в это сложное время ей нужно как никогда много работать для того, чтобы поданные были счастливы». Второй раз проблемы с хлебом во Франции были отмечены в 1788 году, за год до революции, но тогда кризис разрешился относительно быстро.

Наконец, в некоторых исторических работах утверждается, что фразе был придан такой смысл из-за незнания особенностей хлебной торговли во Франции XVIII века — по закону, булочники должны были продавать дорогой хлеб по низким ценам в случае кризиса или нехватки хлеба. Таким образом, фраза не обозначала оторванность от нужд народа, а наоборот — указывала, что королева приказала продавать дорогой хлеб дешевле.

Скорее всего, фразу приписали Марии Антуанетте из-за ее сильной непопулярности. В народе бытовали мнение, что королева расточительна, тратит государственные деньги на собственные развлечения и что именно она, на самом деле, управляет страной (у нее даже было прозвище — мадам Дефицит). Роль также сыграло ее иностранное происхождение. Все вместе это привело к тому, что антимонархически настроенные публицисты стали писать, что именно она произнесла подобные слова.

Неправильная атрибуция крылатых фраз — довольно распространенное явление. Например, существует известная фраза, служащая неким символом либерализма: «Я не согласен ни с одним словом, которое Вы говорите, но готов умереть за Ваше право это говорить». Традиционно ее приписывают Вольтеру. Однако французский просветитель такого никогда не писал. Эта фраза появилась в книге английской писательницы Эвелин Холл «Друзья Вольтера» в 1906 году и уже оттуда получила широкое распространение. На самом деле, Эвелин использовала фразу Вольтера из письма аббату Ле Роше, которая в оригинале звучала так: «Я не люблю то, что вы пишете, но готов отдать жизнь за то, чтобы вы продолжили писать» и относилась она к стилю и слогу автора.

Мартин Лютер и 95 тезисов

В начале XVI века в Европе началась Реформация — движение, направленное на обновление и реформирование Римской католической церкви. Обычно история Реформация и протестантизма отсчитывается от того момента, когда Мартин Лютер написал свои 95 тезисов, в которых критиковал идею индульгенции и саму идею прощения грехов Папой Римским.

31 октября 1517 года, как считают многие и как до сих пор пишут в учебниках истории (Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история //История нового времени. — 1800. — Т. 7. — С. 2008-2012), Мартин Лютер прибил свой документ к дверям Замковой церкви в Виттенберге — городе, в университете которого трудился Мартин Лютер и в котором находилась резиденция Саксонского курфюрста. Это событие стало символом Реформации, а та самая дверь и сейчас отмечена в Замковой церкви Виттенберга как «Дверь Тезисов».

Такая точка зрения на произошедшее была самой распространенной вплоть до середины XX века. В 1961 году историк церкви Эрвин Изерло, изучив документы, пришел к выводу, что подобного никогда не происходило.

Сам Мартин Лютер в своих сочинениях и письмах сообщал, что он отправил свои 95 тезисов письмом к архиепископу Магдебургскому и Майнцскому Альбрехту Бранденбургскому, и только после того как он не получил от него ответа, решился обнародовать свои мысли и опубликовать их. Речь, однако, опять же не шла о прибивании их к дверям собора. К тому же, Лютер долгое время надеялся заручиться поддержкой Альбрехта и сделать его своим союзником, так что такой радикальный шаг был бы не слишком логичен, исходя из ожиданий самого реформатора.

Упоминания о прибитых к дверям Тезисах восходят к соратнику и сподвижнику Мартина Лютера и его коллеге по работе в Университете Виттенберга Филиппу Меланхтону. Впервые он упомянул об этом событии уже после смерти Мартина Лютера, который скончался в 1546 году. Однако к заявлению Меланхтона сложно относиться с доверием, так как он не мог быть свидетелем этого события. Он прибыл в Виттенберг только в 1518 году, почти год спустя после официальной даты прибивания Тезисов.

Во времена Лютера вполне допускалось размещение разнообразных объявлений на дверях церкви. Однако открытое вывешивание Тезисов, без разрешения или одобрения со стороны епископов было бы расценено как явное объявление войны Лютером своему церковному руководству, что в тот момент никак не было целью Лютера. Изначально он лишь хотел обсудить и найти решение важных проблем внутри самой Церкви. В пользу того, что Лютер не прибивал свои Тезисы говорит также тот факт, что ни одной оригинальной печатной копии 95 тезисов так и не было найдено.

Несомненно, что 31 октября 1517 года Мартин Лютер отправил письмо, к которому приложил 95 тезисов. Остальное, вероятнее всего, является историческим мифом. На сегодняшний день большинство биографов Лютера убеждены, что Лютер не прибивал свои тезисы к дверям Замковой церкви в этот день — хотя именно такой образ Мартина Лютера закрепился в общественном сознании.

Пояса верности и Крестовые походы

Широко распространено представление о том, что во времена Крестовых походов средневековые рыцари надевали на своих жен пояса верности — для того, чтобы в их отсутствие дама не могла соблазниться каким-то другим рыцарем. Муж забирал ключ, отправляясь в поход, так что в случае его гибели, жена навсегда должна была остаться верной своему супругу.

Несмотря на то, что пояса верности — довольно известное культурное явление, далеко не все знают, что нет ни одного исторического подтверждения подобного использования этих устройств в Средние века. Более того, сама возможность использования подобного пояса вызывает серьезные сомнения — скорее всего, он привел бы к заражению крови и смерти его носительницы.

Первое упоминание подобного пояса было обнаружено в труде о военных технологиях «Bellifortis», написанном в начале XV века Конрадом Кайзером. В начале своего трактата он изображает устройство, похожее на пояс верности, однако он сопровождает это изображение таким стихом:

«Замки для четвероногих существ, штаны для флорентийских женщин

Шутка объединяет эту серию

Я советую ее благородным и благовоспитанным юношам».

Это, а также тот факт, что в трактате Кайзера изображались и выдуманные военные устройства, заставляют усомниться в том, что автор был серьезен.

Уже в XVI веке появилось большое количество картин и гравюр, изображавших использование пояса верности. Однако большинство этих картин были аллегорическими — чаще всего, они изображали сцену, в которой пожилой муж, покидал жену, заперев на ключ пояс верности, но рядом изображался молодой любовник, обладающий точно таким же ключом. Само выражение «пояс верности» встречалось также и в богословской литературе, где, опять же, использовалось в качестве поэтической метафоры чистоты и верности.

В 1899 году в Австрии одним коллекционером было обнаружено захоронение — в могиле лежали останки женщины, на которую был надет пояс верности. Однако историки, исследовавшие впоследствии эту историю, обнаружили, что в церковных книгах нет записей о погребении этой женщины в XVI веке. Сама же коллекция позже бесследно пропала.

Самое же интересное заключается в том, что еще с середины XIX века пояса верности выставлялись в качестве экспонатов в европейских музея Средневековья. Самая большая коллекция находится в парижском Музее Средневековья в особняке Клюни. Но в конце 1990-х годов эксперты музея провели экспертизу собственных экспонатов и пришли к выводу, что все они являются подделками и были изготовлены не в средневековые времена, а в XIX веке.

10 фактов из истории, которые перевернут ваше представление о времени

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Существует так называемая теория синхронистичности. Она говорит о том, что все события, которые происходили когда-либо в истории человечества, так или иначе взаимосвязаны.

AdMe.ru решил это проверить и подготовил для вас 11 фактов о времени, которые просто не укладываются в голове.

№ 1. Клеопатра жила ближе по времени к полету в космос, чем к строительству пирамид

Клеопатра жила давно, так? Но даже для нее пирамиды были невероятно древними. Самая крупная — пирамида Хеопса — построена примерно в 2540 году до н. э. Между ее постройкой и рождением Клеопатры прошел 2 471 год. А между Клеопатрой и полетом на Луну всего 2 038 лет.

Кстати, об этих самых пирамидах. Для римлян пирамиды были такими же древними, как эти самые римляне для нас.

№ 2. В 1913 году Гитлер, Троцкий, Сталин и Фрейд жили в одном городе

Гитлер, Сталин, Фрейд и Троцкий вполне могли сидеть в одном кафе, пить чай и мило беседовать. Мало кто знает, но в 1913 году эти известные люди жили в одном городе (в Вене) совсем неподалеку друг от друга.

Гитлер с Троцким регулярно посещали Cafe Central. В нескольких метрах от него было любимое кафе Фрейда (Cafe Landtmann). Сталин и Гитлер жили всего в часе ходьбы друг от друга, а ровно в центре, в зимней резиденции австрийских Габсбургов, жил престарелый император Франц-Иосиф.

№ 3. Гарвардский университет был основан раньше, чем Исаак Ньютон опубликовал законы движения и гравитации

Легендарный Гарвардский университет основан в 1636 году. Это почти на 50 лет раньше, чем Исаак Ньютон в 1687 году опубликовал свой труд «Математические начала натуральной философии» (Philosophiae Naturalis Principia Mathematica), в котором изложил свои законы движения и закон всемирного тяготения.

№ 4. А Оксфордскому университету больше лет, чем империи ацтеков

Обучение в Оксфорде началось еще в 1096 году, а год основания ацтекского города-государства Теночтитлан — 1325-й. Это означает, что Оксфорду на 200 лет больше.

№ 5. Между первым полетом братьев Райт и полетом в космос прошло всего 58 лет

17 декабря 1903 года на побережье Атлантического океана в Северной Каролине самолет под названием «Флайер» совершил свой первый полет, который длился 12 секунд. А всего через 58 лет после этого события, в 1961 году, советский космонавт Юрий Гагарин полетел в космос. Полет длился 108 минут.

№ 6. Первый факс появился на 10 лет раньше, чем первый телефон

На самом же деле первые устройства факсимильного аппарата появились еще раньше, но первый работающий факс был на линии Париж — Лион в 1865 году. Тогда он назывался «пантелеграф». Пантелеграф умел передавать изображение текста, чертежей или рисунков на расстояние почти 500 км.

И только через 10 лет, в 1875 году, Томас Уотсон и Александр Белл показали работу первого мембранного телефона.

№ 7. Метрополитен в Лондоне начали строить в феврале 1860-го, когда в России было крепостное право. А в 11 штатах США — рабовладение

В то время как во многих странах процветало рабовладение, в Англии начали строительство первого метро. Тогда Лондонский метрополитен был длиною 6 км и насчитывал всего 7 станций.

Интересно еще и то, что из-за паровозного дыма под землей было практически невозможно дышать, но, несмотря на это, такой вид транспорта был самым популярным. Второе в мире подземное метро появилось только через 36 лет в Будапеште.

№ 8. Существует рекорд по самому длительному путешествию во времени

Российский космонавт Сергей Крикалев — обладатель интересного рекорда — самого продолжительного путешествия во времени. Рассчитано, что благодаря полетам в космос Крикалев на 1/48 секунды моложе, чем если бы он оставался все это время на Земле.

№ 9. Если вырыть яму через центр Земли и бросить туда предмет, то он будет лететь 42 минуты

Сколько времени будет лететь человек (или какой-то предмет), упавший в колодец, прорытый через центр Земли? Долгие годы такую задачку задают студентам в разных университетах мира в целях тренировки.

В 1966 году ученый по фамилии Купер рассчитал и опубликовал в журнале American Journal of Physics, что если бы мы вырыли такой туннель и бросили туда что-то, то предмет появился бы с другой стороны через 42 минуты. Конечно, он упомянул, что при этом придется столкнуться с чудовищным давлением и высокой температурой.

№ 10. Стивен Хокинг доказал, что переместиться во времени невозможно

Более того, он заявил, что получил экспериментальное подтверждение своему заявлению. 28 июня 2009 года Хокинг организовал вечеринку для путешественников во времени. Однако объявление об этом сделал только на следующий день. На встречу в указанное время никто так и не явился.

№ 11. Мировые часы иногда показывают 23:59:60

Чтобы всемирное время точнее соответствовало солнечному, в некоторые годы к 30 июня (или 31 декабря) Международная служба вращения Земли добавляет дополнительную секунду (секунда координации). В такие дни после 23:59:59 идет сначала 23:59:60, а уже потом 00:00:00 следующего дня.

Читайте так же:  Как называется лягушка самец

История нового времени

В истории имеются свои условные периоды. Сегодня мы рассмотрим историю нового времени, а точнее ее начало. Средневековье заканчивается в 16 веке и тогда же начинается Раннее Новое время.

Следует сказать, что 16 и 17 века имеют особое значение для истории вообще и истории науки в частности. Это время рождения современной науки, у колыбели которой стояли такие великие ученью, как Галилео Галилей и Исаак Ньютон (см. интересные факты о Ньютоне).

Создание научно-технического фундамента нового времени

В первые три века нового времени были достигнуты важные результаты в разных отраслях точных и естественных наук – в физике, механике, астрономии, геологии, гидротехнике, минералогии и географии. Часть из них была использована в сфере производства и мореплавания.

Были изобретены и сконструированы многие инструменты и приборы: телескоп, микроскоп, зрительные («подзорные») трубы, термометр, барометр и гидрометр. Значительно усовершенствовались часы – появился их вариант для личного пользования.

Были сделаны первые шаги к созданию парового двигателя. Физическая сила человека пока еще была главным видом энергии. Но все более широко использовалась сила животных, воды и ветра. В возрастающих объемах применялись древесина, древесный и каменный уголь, торф.

Водяные и ветряные двигатели (мельницы) использовались во многих отраслях производства, а их конструкции постоянно совершенствовались.

Больших успехов достигла черная металлургия. Мастера научились придавать стали специальные качества – твердость, упругость и т.п. Появились отдельные механизмы для дробления руды, ковки стали, ее прокатки, волочения проволоки и т.п.

В текстильной промышленности появились ножные самопрялки, значительно ускорившие прядение и повысившие качество пряжи. Производительность ткацких станков возросла в 3-4 раза.

На океанские просторы выходили все более крупные и совершенные суда. Размеры, скорость и грузоподъемность их возрастали от 500 кг до 2 тысяч тонн. Почти все они имели пушки. Все более точные географические карты, компасы и др. навигационные приборы помогали с уверенностью намечать маршруты все более дальних плаваний. История нового времени делала мир «ближе и теснее».

Прогресс в сельском хозяйстве был медленнее. Здесь старое занимало еще достаточно прочные позиции. Но и тут наблюдались признаки нового. Совершенствовалась техника обработки земли.

Во все больших количествах начали применять удобрения (навоз, ил, торф). Расширялся ассортимент посевных культур, а также росла продуктивность животноводства.

Новая форма государства

Начальный период новой истории (XVI — XVIII вв.) был своеобразным, «особенным» временем всемирной истории. Отличие заключалось в его переходном характере.

Одновременно существовали два уклада жизни – старый (феодальный) и новый (капиталистический). Старый с каждым днем все более слабел, новый – набирал все больше сил. Подробнее об этом мы писали в статье про развитие капитализма.

Эта меняющаяся обстановка все более явственно проявлялась в социально-экономической структуре общества и не могла не проявиться в политической сфере. Формируется новый тип государства – абсолютизм (лат. absolutos — безусловный).

Что же было «безусловным» в новой форме государственности? Безусловной, неограниченной («самодержавной» – в российском варианте) стала власть монарха – короля, царя или императора.

Абсолютизм, пришедший на смену сословно-представительной монархии, был попыткой феодальных сил (дворянства) сохранить свое господство в меняющейся исторической обстановке.

То есть абсолютизм возникает для защиты старого строя жизни – господствующего положения дворянства, и это с самого начала противопоставляло его буржуазии.

Но абсолютизм был одновременно попыткой старого приспособиться к условиям нового времени, и это вынуждало его считаться с интересами быстро набиравшей силу буржуазии.

Буржуазия некоторое время тоже приспосабливалась к абсолютизму, однако этот период в истории был не продолжительным.

История нового времени и церковь

Абсолютизм – это всевластие монарха, означающее его контроль над всеми сторонами жизни общества. Поэтому абсолютизм опирался на бюрократический (чиновничий) аппарат, который и проводил «волю» монарха в жизнь.

Но нельзя забывать о том, что господство дворянства опиралось и на мощную поддержку церкви. В эпоху средневековья церковь приобрела огромное влияние. Непокорный ей феодал (и даже король!) мог быть отлучен от церкви.

Но жизнь человека того времени не могла быть вне церкви – такое просто не умещалось в его сознании. И католическая церковь пользовалась огромным влиянием не только как сила духовная, но и как сила политическая.

Это позволило ей стать и крупнейшим феодальным собственником земли и прочих богатств. История нового времени поставила Ватикан (резиденция римских пап) в сложное положение: католицизм оказался между двух огней и впал в кризисное состояние, признаки которого проявились уже в 14-15 вв.

Церковь подверглась атаке со стороны абсолютизма. С образованием сильных, единых и централизованных государств церковь становится менее нужной дворянам, да и абсолютный монарх не мог терпеть рядом с собой равную ему силу.

Церкви почтительно (и непочтительно) начинают внушать мысль о том, что она должна ограничиться своими прямыми обязанностями – молиться за грешный мир и призывать народ к смирению.

За этим стояло стремление абсолютизма лишить церковь материальной основы, завладев частью ее огромных земельных и прочих богатств. Дворянству это очень понравилось.

С другой стороны, на церковь начинает наступление буржуазия. Католицизм с его величественными, богато украшенными храмами и пышными обрядами был для буржуазии слишком «дорог».

К тому же значительная часть духовенства не являла собой примера праведной жизни. Не вызывали восторга у буржуазии и многочисленные монастыри. Но главное заключалось в том, что католицизм являлся опорой феодального строя, каждодневно благословляя власть и богатство дворян, а, заодно, и свое собственное, далеко не бедное существование.

Именно поэтому история нового времени начинается с того, что буржуазия все громче начинает требовать реформы церкви.

Возникает движение, названное Реформацией. Это было учение о создании «дешевой» (не стоящей обществу столь дорого) церкви. Это внешняя сторона.

Внутренний смысл Реформации – борьба за ликвидацию всего феодального, и атака на него начинается с разрушения его главной опоры – католицизма.

Буржуазия, конечно, не отказывалась от веры в Бога. Но верить в него она хотела по-своему, по-капиталистически – просто и скромно, то есть экономно. Буржуазия находилась в состоянии «первоначального накопления».

Так началась новая история человечества. О дальнейших научно-технических достижениях, удивительных изобретениях и гениальных открытиях смотрите в других статьях нашего сайта.

Галилео Галилей: 14 интересных фактов

К 450-летию со дня рождения ученого

1. Инквизиция судила Галилея за книгу о Солнце и Земле

Доменико Тинторетто. Галилео Галилей. 1605-1607

Поводом к инквизиционному процессу 1633 года послужила только что вышедшая книга Галилея «Диалог о двух величайших системах мира Птолемеевой и Коперниковой», где он доказывал истинность гелиоцентризма и спорил с перипатетической (т.е., аристотелевской физикой), а также с Птолемеевой системой, согласно которой в центре мира находится неподвижная Земля. Такого представления о строении мира придерживалась тогда католическая церковь.
Главной претензией инквизиции к Галилею была его уверенность в объективной истинности гелиоцентрической системы мира. Причем католическая церковь долгое время ничего не имела против коперниканства при условии, что его будут трактовать просто как гипотезу или математическое предположение, которая позволяет просто лучше описывать окружающий мир («спасать явления»), не претендуя при этом на объективную истинность и достоверность. Только в 1616 году, более чем через 70 лет после своего выхода в свет книга Коперника «De revolutionibus» («Об обращениях») была занесена в «Индекс запрещенных книг».

2. Галилея обвиняли в уменьшении авторитета Библии

Джузеппе Бертини. Галилей показывает телескоп венецианскому дожу. 1858

В вину Галилею инквизиция ставила превышение полномочий разума и умаление авторитета Священного Писания. Галилей был рационалист, верящий в могущество разума в деле познания природы: разум по Галилею познает истину «с той достоверностью, какую имеет сама природа». Католическая церковь же считала, что любая научная теория носит лишь гипотетический характер и не может достигнуть совершенного познания тайн мироздания. Галилей был уверен в обратном: «… человеческий разум познает некоторые истины столь совершенно и с такой же абсолютной достоверностью, какую имеет сама природа: таковы чистые математические науки, геометрия и арифметика; хотя Божественный разум знает в них бесконечно больше истин… но в тех немногих, которые постиг человеческий разум, я думаю, его познание по объективной достоверности равно Божественному, ибо оно приходит к пониманию их необходимости, а высшей степени достоверности не существует».
По Галилею в случае конфликта в деле познания природы с любым другим авторитетом, в том числе даже со Священным Писанием, разум не должен уступать: «Мне кажется, что при обсуждении естественных проблем мы должны отправляться не от авторитета текстов Священного Писания, а от чувственных опытов и необходимых доказательств… Я полагаю, что всё касающееся действий природы, что доступно нашим глазам или может быть уяснено путём логических доказательств, не должно возбуждать сомнений, ни тем более подвергаться осуждению на основании текстов Священного Писания, может быть, даже превратно понятых. Бог не менее открывается нам в явлениях природы, нежели в речениях Священного Писания… Было бы опасно приписывать Священному Писанию какое-либо суждение, хотя бы один раз оспоренное опытом».

3. Галилей считал себя добрым католиком

Джованни Лоренцо Бертини. Папа Римский Урбан VIII. Ок. 1625

Сам Галилей считал себя верным сыном католической церкви и не намеревался вступать с ней в конфликт. Первоначально папа Урбан VIII долго покровительствовал Галилею и его научным изысканиям. Они были в хороших отношениях, еще когда папа был кардиналом Матфео Барберини. Но ко времени инквизиционного процесса над великим физиком Урбан VIII потерпел ряд серьезных неудач, его обвиняли в политическом союзе с протестантским королем Швеции Густавом-Адольфом против католической Испании и Австрии. Также авторитет католической церкви был серьезно подорван шедшей тогда Реформацией. На этом фоне, когда Урбану VIII доложили о «Диалоге» Галилея, раздосадованный папа поверил даже тому, что один из участников диалога, аристотелик Симпличио, чьи аргументы в пух и прах разбиваются в ходе беседы – это карикатура на него самого. Гнев папы соединился с расчетом: инквизиционный процесс должен был продемонстрировать несломленный дух католической церкви и контрреформации.

4. Галилея не пытали, но ему грозили пыткой

Жозеф-Николя Робер-Флери. Галилей перед судом инквизиции. 1847

Галилею угрожали пыткой во время процесса 1633 года в случае, если он не отречется от своего «еретического» мнения, что Земля движется вокруг Солнца. Некоторые историки все же думают, что к Галилею могла быть применена пытка в «умеренных масштабах», но большинство склоняется к тому, что ее не было. Ему пригрозили пыткой на словах (territio verbalis), без устрашения посредством реальной демонстрации пыточных орудий (territio realis). Однако Галилей решительно отрекся от учения Коперника, и пытать его было уже незачем. Заключительная формула приговора оставляла Галилея «под сильным подозрением в ереси» и приказывала ему очиститься отречением. Его «Диалог о двух величайших системах мира» католической церковью был внесен в «Индекс запрещенных книг», а сам Галилей был также присужден к заключению на тюремный срок, который установит Папа.
Вообще в истории с Галилеем католическая церковь в определенном смысле вела себя достаточно умеренно. Во время процесса в Риме Галилей жил у флорентийского посла на вилле Медичи. Условия жизни там были далеко не тюремные. После своего отречения Галилей сразу вернулся (папа не стал держать Галилея в тюрьме) на виллу тосканского герцога в Риме, а потом через переехал к своему другу, архиепископу Сиены, своего друга Асканио Пикколомини и поселился в его дворце.

5. Инквизиция сожгла не Галилея, а Джордано Бруно

В связи с этим уточним, как и в случае с Коперником, что инквизиция сожгла на костре не Галилея, а Джордано Бруно.
Этого итальянского монаха-доминиканца, философа и поэта, сожгли в 1600 году в Риме не просто за убеждение в истинности коперниканской системы мира. Бруно был сознательным и упорным еретиком (что, может быть, и не оправдывает, но зато хоть как-то объясняет действия инквизиции). Вот текст доноса, который на Бруно в инквизицию отправил его ученик, молодой венецианский аристократ Джованни Мочениго: «Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своем доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием “новая философия”. Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они – ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом».
Шесть лет Джордано Бруно был в заключении в Риме, отказываясь признать свои убеждения ошибкой. Когда Бруно вынесли приговор подвергнуть его «самому милосердному наказанию и без пролития крови» (сожжение живым), в ответ философ и еретик заявил судьям: «Сжечь – не значит опровергнуть!».

6. Галилей не произносил знаменитой фразы «А все-таки она вертится!»

То, что Галилей якобы сказал знаменитую фразу «А все-таки она вертится!» (Eppur si muove!) сразу после своего отречения – всего лишь красивая легенда, созданная итальянским поэтом, публицистом и литературным критиком Джузеппе Баретти в середине 18 века. Она не подтвержденная никакими документальными данными.
На самом деле Галилей закончил свое отречение в римской церкви Sancta Maria sopra Minerva («Святая Мария торжествует над Афиной Минервой») 22 июня 1633 года следующими словами: «Я же сочинил и напечатал книгу, в которой трактую об этом осужденном учении и привожу в его пользу сильные доводы, не приводя их заключительного опровержения, вследствие сего я признан сим святым судилищем весьма подозреваемым в ереси, будто придерживаюсь и верю, что Солнце есть центр мира и неподвижно, Земля же не есть центр и движется. А посему желая изгнать из мыслей ваших высокопреосвященств, равно как из ума всякого преданного христианина это сильное подозрение, законно против меня возбужденное, – от чистого сердца и с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю, объявляю ненавистными вышеназванные заблуждения и ереси, и вообще все и всякие противные вышеназванной святой церкви заблуждения, ереси и сектантские учения».

Читайте так же:  Циферблат компаса как называется

7. Галилей изобрел телескоп

Галилей первым применил телескоп (зрительную трубу) для наблюдений за небом. Совершенные им в 1609–1610 году открытия составили настоящую веху в астрономии. При помощи телескопа Галилей первый обнаруживает, что Млечный путь представляет собой гигантское скопление звезд и что у Юпитера есть спутники. Это были четыре самых крупных спутника Юпитера – Европа, Ганимед, Ио и Каллисто, прозванные в честь их открывателя галилеевыми (сегодня астрономы насчитывают у самой большой планеты Солнечной системы 67 спутников).
Галилей увидел в телескоп неровную, холмистую поверхность Луны, горы и кратеры на ее поверхности. Также он наблюдает солнечные пятна, фазы Венеры и видит Сатурн трехликим (то, что он сначала тоже принял за спутники Сатурна, оказались краями его знаменитых колец).

8. Галилей доказал неправоту Аристотеля во взглядах на Землю и Луну и изменил представления человека о Земле и космосе

В истории науки было очень немного событий, аналогичных этой серии открытий по вызванному ей общественному резонансу и воздействию на мышление людей. До Галилея господствующие позиции в европейской науке и культуре занимал аристотелизм. Согласно аристотелевской физике существовало радикальное различие между миром надлунным и подлунным. Если «под Луной», в земном мире все тленно и подвержено изменениям и гибели, то в надлунном мире, на небе согласно Аристотелю царствуют идеальные закономерности, и все небесные тела вечны и совершенны, являются идеально гладкими. Открытия же Галилея, в частности, созерцание неровной, холмистой поверхности Луны было одним из решающих шагов к пониманию того, что весь космос или мир в целом устроен одинаково, что везде в нем действуют одни и те же закономерности.

9. Галилей утверждал, что Луна похожа на Землю

Кстати, интересно отметить существенную разницу между впечатлением, которое производило созерцание Луны на современников Галилея и которое оно производит на нас сегодня. Нашего современника, взглянувшего в телескоп на Луну, поражает, насколько Луна не похожа на Землю: он, прежде всего, обращает внимание на несколько унылую, серую и безводную поверхность. Во времена же Галилея, напротив, люди удивлялись тому, насколько Луна, оказывается, похожа на Землю. Для нас идея физического родства Земли и Луны стала уже тривиальной. Для Галилея же хребты и кратеры на Луне были наглядным опровержением аристотелевского противопоставления небесных тел и Земли.

10. Галилей изменил наши представления о пространстве и движении тел

Главной идеей научного творчества Галилея было представление о мире как упорядоченной системе тел, которые движутся одно относительно другого в однородном пространстве, лишенном привилегированных направлений или точек. Например, что считать верхом или низом, по Галилею зависит от выбранной системы отсчета. В аристотелевской же физике мир представлял собой ограниченное, пространство, где верх или низ четко различались. Все тела либо покоились в своих «естественных местах», либо двигались по направлению к ним. Однородность пространства, относительность движения – таковы были принципы новой научной картины мира, заложенные Галилеем. Кроме того, у Аристотеля покой был важнее и лучше движения: у него тело, на которое не действовали силы, всегда находится в покое. Галилей же ввел принцип инерции (если на тело не действуют силы, оно покоится либо равномерно движется), который уравнял покой и движение. Теперь движение с постоянной скоростью не требует причины. Это был величайший переворот в учении о движении, положивший начало новой науке. Вопрос о конечности или бесконечности мира Галилей считал неразрешимым.

11. Галилей впервые соединил физику с математикой

Важнейшей новацией Галилея в науке было его стремление математизировать физику, описывать окружающий мир не на языке качеств, как в аристотелевской физике, а на языке математики. Галилей писал: «Никогда я не стану от внешних тел требовать чего-нибудь иного, чем величина, фигура, количество и более или менее быстрые движения для того, чтобы объяснить возникновение ощущений вкуса, запаха и звука. Я думаю, что если бы мы устранили уши, языки, носы, то остались бы только фигуры, числа, движения, но не запахи, вкусы и звуки, которые, по моему мнению вне живого существа являются не чем иным, как только пустым мнением». И когда знаменитый физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1979 года Стивен Вайнберг говорит, что суть современной физики – количественное понимание явлений, важно знать, что основу этого заложил Галилео Галилей в своих экспериментах по измерению движения падающих с вершины башни камней, качения шаров по наклонной плоскости и т.д.

12. Физика Галилея основана на идеях, которые нельзя проверить

Галилей считается основателем экспериментального естествознания, когда наука от чисто логического, умозрительного теоретизирования обращается к непосредственному наблюдению природы и экспериментированию с ней. Между тем читателя сочинений Галилея поражает, насколько часто он прибегает к мысленным экспериментам. Они обладают способностью доказывать свою истинность еще до своего реального осуществления. Галилей словно еще до всякого опыта убежден в их истинности.
Это говорит о том, что классическая физика, основания которой заложил Галилей, не является беспредпосылочным и потому единственно верным наблюдением природы «как она есть». Она сама покоится на определенных фундаментальных умозрительных допущениях. Ведь основания физики Галилея строятся из принципиально ненаблюдаемых элементов: бесконечное инерциальное движение, движение материальной точки в пустоте, движение Земли и т.д. Как раз аристотелевская физика была ближе к непосредственной очевидности: различие верха и низа в пространстве, движение Солнца вокруг Земли, покой тела, если на него не действуют внешние силы и т.д.

13. Процесс Галилея доказал, что предметы веры и науки смешивать нельзя

Дело Галилея нанесло большой урон авторитету католической церкви. Ее ошибка состояла в том, что практически на уровень догмата было возведено представление из научных теорий, созданных, кстати, язычниками.

Ведь физика Аристотеля, как и система Птолемея – это наследие античности. Но учение о движении Земли не может быть богословским вопросом. Догматы должны касаться области веры, куда нет доступа науке. Например, в «Символе веры» нет ни одного определения, которое можно было бы подтвердить или опровергнуть научно.

14. Церковь признала свои ошибки в деле Галилея

В 1758 году Папа Бенедикт XIV велел вычеркнуть работы, защищавшие гелиоцентризм, из «Индекса запрещённых книг». Эта работа проводилась неспешно и завершилась только в 1835 году.
Голоса о необходимости реабилитировать Галилея звучали на Втором Ватиканском соборе (1962-1965). Позже реабилитацией Галилея занялся Папа Римский Иоанн Павел II. В 1989 году кардинал Пупар заявил по поводу осуждения Галилея: «Осудив Галилея, Священная канцелярия действовала искренне, опасаясь, что признание революции Коперника сулит угрозу католической традиции. Но, то была ошибка, и необходимо ее честно признать. Сегодня мы знаем, что Галилей был прав, отстаивая теорию Коперника, хотя дискуссия по поводу приведенных им аргументов продолжается и в наши дни».

Биография Галилея

Галилей родился 15 февраля 1564 г. в Пизе (город недалеко от Флоренции) в семье родовитого, но обедневшего дворянина Винченцо Галиля, теоретика музыки и лютниста. Род Галилея был из Флоренции, принадлежал к ее богатейшим буржуазным семействам, которые управляли городом. Один из прапрадедов Галилея был даже «знаменосцем правосудия» (gofaloniere di giustizia), главой Флорентийской республики, а также известным врачом и ученым.
В Пизе Галилео Галилей окончил университет, здесь протекали его первые научные исследования, и здесь же он в возрасте 25 лет занял кафедру математики.
Когда Галилей жил в Падуе (1592–1610), он заключил невенчанный брак с венецианкой Мариной Гамба и стал отцом сына и двух дочерей. Позже, в 1619 году, Галилей официально узаконил сына. Обе дочери закончили жизнь в монастыре, куда они ушли, поскольку из-за своей незаконнорожденности не могли рассчитывать на удачный брак и хорошее приданое.
В 1610 году он переезжает во Флоренцию к тосканскому герцогу Козимо Медичи II, который кладет ему хорошее жалованье как своему советнику при дворе. Это помогает Галилею выплатить огромные долги, накопившиеся у него из-за выдачи замуж двух его родных сестер.

Последние девять лет жизни Галилей провел под надзором инквизиции, которая ограничивала его в научных контактах и передвижениях.

Он поселился в Арчетри рядом с монастырем, в котором находились его дочери, и ему было запрещено посещать другие города. Тем не менее, Галилей все равно занимался научными исследованиями. Когда он умер 8 января 1642 года на руках своих учеников Вивиани и Торричелли, папа Урбан VIII запретил торжественные похороны, а кардинал Франческо Барберини (племянник папы) отправил папскому нунцию во Флоренцию следующее послание: «Его святейшество в согласии с указанными мною высокопреосвященствами решил, что Вы, с Вашим обычным искусством, сумеете донести до сведения герцога, что нехорошо строить мавзолей для трупа того, кто был наказан трибуналом святой инквизиции и умер, отбывая это наказание, ибо это могло бы смутить добрых людей и нанести ущерб их уверенности в благочестии его высочества. Но, если все же не удастся отвратить великого герцога от такого замысла, Вам надо будет предупредить, что в эпитафии или надписи, которая будет на памятнике, не должно быть таких выражений, которые могли бы затронуть репутацию этого трибунала. И такое же предупреждение надо будет Вам сделать тому, кто будет читать надгробную речь…»
Много лет спустя, в 1737 году Галилея все-таки похоронили в гробнице Санта Кроче рядом с Микеланджело, как это и намеревались сделать сначала.

На заставке H. J. Detouche. Galileo Galilei displaying his telescope to Leonardo Donato

Факты и мифы о Средневековье

Поделиться:

Средние века были абсолютно уникальной для европейской истории эпохой, условно продолжавшейся примерно с конца V до начала XVI веков. Одной из причин привлекательности этой темы служат противоречивые, зачастую мрачные по современным меркам явления, которые обычно ассоциируются с этим историческим периодом. Инквизиция, ведовские процессы, монархические ритуалы — все это продолжает интересовать не только создателей и потребителей массовой культуры, но и ученых, которые специализируются на том или ином аспекте Средневековья. Какие существуют устойчивые мифы о «Темных веках»? Каковы в те времена были представления о прекрасном, и как развивалась средневековая демонология?

Вашему вниманию представляется подборка самых интересных материалов о Средневековье, опубликованных на ПостНауке. Enjoy 🙂

Эстетика пропорций

«Гармония, понимаемая как diversarum vocum apta coadunatio, упорядоченное соединение различных голосов (Ubaldo di Saint Amand, Musica Enchiriadis 9, PL 132), становится технической величиной, прочувствованной и выверенной. Теперь метафизическое начало становится началом художественным. Весьма сомнительным выглядит утверждение некоторых исследователей, будто между метафизической теорией красоты и теорией искусства не было никаких точек соприкосновения.»

Отрывок из книги «Искусство и красота в средневековой эстетике» медиевиста Умберто Эко об основах средневекового представления о прекрасном.

5 мифов о Западном Средневековье

«Большая часть того, что мы знаем о средневековом нормативном, декларативном отношении к женщине, происходит из клерикальных текстов, чьи авторы не имели — по крайней мере, не должны были иметь — особых контактов с женщинами и транслировали отнюдь не преобладающие в обществе настроения, а позицию новозаветной литературы, патристики и др.»

Эксперты ПостНауки развенчивают мифы о жизни Европы в «Темные века».

Средневековые ведовские процессы

«Концепция Фомы Аквинского стала преобладающей в Позднее Средневековье, и именно из нее родилось представление о том, что колдовство – это реальное преступление. Теория Августина была на время забыта. Если обратиться к документам папского законодательства, можно отметить, что уже с начала XIV века во всех папских буллах проводится мысль о том, что колдовство — это не заблуждение, это не иллюзия, это не лживые представления, то есть это не ересь, а совершенно отдельное преступление против веры, которое, безусловно, должно преследоваться церковным судом, но по своим законам.»

Историк Ольга Тогоева об иллюзиях демонов, договоре с дьяволом и материальности колдовства.

«Ритуалы — это и есть власть»

«У нас перед глазами обычно сразу возникает карта «средневековой Европы», где разными цветами раскрашены различные империи и королевства. Однако, во-первых, тогда толком не существовало границ, пределы тех или иных владений были понятием растяжимым. Во-вторых, там, где на карте цвет один и тот же, интенсивность власти могла быть в действительности совершенно различной. Если король присутствует где-либо лично, он обычно может добиться существенно большего, чем когда его физически нет в данном конкретном месте.»

Интервью с историком Михаилом Бойцовым об обряде средневековой коронации, практике помазания и статусе королевской власти в Европе.

5 книг о западном Cредневековье

«Составленный А.Я. Гуревичем и его коллегами еще в 1990-е годы, «Словарь», хотя и является продолжением идеи поделить средневековую культуру на отдельно описываемые категории, посвящен не узко культуре, высокой или народной, а средневековой истории в целом: среди статей есть и категории, имманентные средневекому дискурсу («грехи и добродетели» или «чудо»), и исследовательские категории («микрокосм и макрокосм», «героический эпос»), и целые направления культурной или интеллектуальной деятельности («картография», «медицина», «схоластика»), и разнообразные феномены, практики, события («турниры», «крестовые походы», «индульгенции»). Каждая статья, разумеется, снабжена краткой библиографией.»

Что читать о культуре и истории западного Средневековья рекомендует кандидат исторических наук Галина Зеленина.

Суд инквизиции

«Термином «инквизиция» обозначается прежде всего совершенно особая процедура уголовного судопроизводства, которая возникла в Западной Европе в XIII веке. Конечно, она появилась не на пустом месте, но была заимствована из римского права, поскольку в Риме – и в республике, и в империи – применялась процедура следствия, так как в переводе с латыни «inquisitio» означало буквально «допрос». Единственное отличие от западного Средневековья заключалось, пожалуй, в том, что в Риме к пытке прибегали лишь в случае допроса рабов, в Европе же она стала применяться к представителям любых сословий.»

6 фактов о появлении и функционировании самого знаменитого суда в истории Европы.