Интересные факты о рисовании для детей

Как развивать детскую креативность при помощи рисования

Как часто проходят творческие занятия в детских садах и изостудиях?

— Дети, возьмите, пожалуйста, зеленую краску. Сейчас будем траву рисовать. Что значит — «как»? Легко и просто. Возьмите и проведите линию, слева направо. Нужно отделить примерно треть листа… Ага, вот так, отлично. А теперь аккуратно закрашиваем. Молодцы! Можно переходить к рисованию дерева и неба.

— Какого цвета у нас небо? Синенькое! Берем синее краску и рисуем небо!

Что получится на выходе? Безусловно, результат будет. И будет он похожим у всех: одинаково аккуратные рисунки. С одинаковыми деревьями, растущими в правой части листа, с одинаково зеленой травой, у каждого малыша — с семью ветками и с белой птичкой на третьей ветке слева. Есть результат, есть что показать родителям. Но важен ли такой результат? Имеет ли такая работа какое-то отношение к творчеству?

Существуют разные мнения на этот счет. В своей работе я стараюсь избегать такого подхода, и вот почему: такая деятельность — это просто пошаговое выполнение действий.

Пошаговое выполнение действий — это прекрасно, так можно развивать логику, освоить планирование. Но ведь можно вместо этого вязать, можно готовить вместе с детьми, можно собирать конструктор, шить. Все эти занятия требуют выполнения ряда действий по инструкции и способствуют развитию, но не творческому.

Если мы предлагаем ребенку готовые образы, то мы освобождаем его от необходимости думать и фантазировать. Мы предлагаем ему клише, обделяя его этим и ограничивая. Как это происходит, объяснила педагог Марина Озерова в своей книге «О детском рисовании». Приведу цитату: «У ребенка быстро складываются стойкие стереотипы образов (домик — квадрат с треугольником наверху, елочка — три треугольника, поставленные друг на друга). Если взрослые демонстрируют шаблоны, то обычно дети их усваивают и не пытаются больше изменить. Это легко проверить, вспомнив примеры из собственного детства. Важно давать ребенку самостоятельно создать образ».

Как и почему рисуют дети

Все малыши, независимо от того, посещают ли они какие-то творческие группы, занимаются ли с ними родители рисованием, ощущают потребность в этом деле.

Оно дает возможность рассказать о том, что известно ребенку о рисуемом объекте. Это важный момент. Ребенок до определенного возраста рисует не то, что видит здесь и сейчас; он выражает совокупность своих знаний о предмете, то, что он увидел и осмыслил. До 7 лет речь ребенка развита недостаточно, чтобы он мог вербально выражать свои чувства. Рисуя, ребенок может демонстрировать свое отношения к каким-то событиям, избавляться от негативных эмоций.

В свободном рисовании есть возможность играть и фантазировать. Приведу цитату еще одного педагога. Вайолет Оклендер писала: «Обычно процесс фантазирования, то, как ребенок размышляет и действует в своем фантастическом мире, отражает его мышление и поведение в реальной жизни. Мы можем заглянуть во внутренний мир ребенка через его фантазии. Мы можем выяснить, что таится в нем или чего он избегает».

Оклендер также ссылалась на исследования, подтверждающие, что у детей с развитым воображением более высокий коэффициент интеллекта. Они легче преодолевают трудности, и если их воображение развивать, им проще учиться.

Когда начинать учить рисовать

До 4?5 лет от обучения рисованию больше вреда, чем пользы. Ведь рисующий ребенок просто выражает свои эмоции и впечатления, а не задается целью изобразить что-то максимально близко к оригиналу. Вмешиваясь в этот процесс, мы лишь мешаем этому порыву и отвлекаем малыша от важной работы — знакомства с собой и миром. Да и следующие 5?6 лет не стоит торопиться: лет до 10 для ребенка гораздо лучше не целенаправленно учиться рисовать, а творить вместе с мамой. Нужно присматриваться и подсказывать, пока ребенок рисует, и помогать только тогда, когда он об этом просит.

Ребенок оставляет на бумаге свой след, учится владеть рукой. И все, что может сделать взрослый, — это обеспечить среду, то есть материалы, новые впечатления, наблюдение за тем, что происходит вокруг. Здорово смотреть вместе с ребенком по сторонам, учиться вместе с ним видеть, замечать красоту. Дети иногда говорят и подмечают совершенно удивительные и неожиданные вещи. Например, мой сын Илюша как-то зимним утром, наблюдая за рассветом, сказал: «Мама, посмотри, как красиво, там туман покрасили». А одна моя знакомая маленькая девочка считала, что облака — это солнечный дым.

Какие материалы использовать

Очень важно разнообразие материалов. Это могут быть карандаши, восковые мелки, краски, уголь. Рисовать можно кистью, пальцами, губкой, а можно клеить коллажи. Марина Озерова не рекомендует до 6?7 лет использовать фломастеры, так как для рисования ими не нужно прилагать никаких усилий. Другое дело — карандаш: при работе с ним нужно как минимум регулировать нажим.

Лучше, чтобы формат бумаги варьировался: большой, маленький, вытянутый, квадратный, можно развернуть рулон обоев и рисовать на нем.

Занятие закончилось. За детьми стали приходить родители. Юля очень ждала бабушку: ведь у девочки получилась очень красивая, нежная, голубая роза. Она сидела рядом со мной и, пока я убирала, мечтала о том, как покажет свой красивый рисунок маме.

— Ой, что это за мазня такая? — сказала бабушка, рассматривая розу. — Юль, ну где ты видела синюю розу? Тоже мне, выдумала…

Юля как-то поникла сразу, тихо пошла одеваться, а розу оставила мне и не стала забирать.

Долго Юля потом не рисовала больше голубых роз. И часто я слышала от нее: «Не смогу нарисовать, не умею». Я часто думаю о Юле и о том, как же людям нужна поддержка. Поддержка и принятие. Они очень нужны взрослым. Дети же в них нуждаются, как в воздухе. Уверенность в том, что за спиной стоит взрослый, любящий человек, дает силы и смелость искать, пробовать, экспериментировать и сомневаться, справляться с ошибками и неудачами, идти вперед. Дает веру в себя и в то, что даже если не получилось сейчас, обязательно получится потом.

Это не значит, что нужно восхищаться любой закорючкой, которую оставил ребенок на бумаге. Очень важно включиться в обсуждение, живо в нем поучаствовать. Спросите художника: «А что здесь нарисовано?», найдите, то что вам нравится в рисунке, и скажите об этом. Но будьте искренни: дети прекрасно чувствуют фальшь. Будьте заинтересованными и чуткими.

Здорово, когда дети рассказывают о своих рисунках, которые оживают и превращаются в настоящие истории. И вот на бумаге уже не закорючка, а храбрый червяк — первооткрыватель, который решил отправиться на Северный полюс. Это важно для интеллектуального развития самого ребенка: описывая свою работу, он учится формулировать мысли, развивает фантазию. А когда он видит заинтересованный взгляд взрослого, то понимает, что важен и интересен ему.

Такого рода занятия рисованием с детьми способствуют развитию креативности, умению смотреть на вещи с других ракурсов, учат думать и анализировать, фантазировать, создавая свой мир, встречаться со своими эмоциями и выражать их.

5 техник рисования, которые очень понравятся вашим детям

Почему рисование так важно для ребенка

Мое первое образование было художественным, а второе педагогическим, поэтому я отлично знаю, что на раннем этапе развития ребенка очень важно творчество. Дошкольник мыслит образами, и, создавая их, он развивает свое креативное мышление и интеллектуальные способности.

Рисование, то есть создание художественных образов, — это занятие, которое требует концентрации, умения подмечать детали и анализировать. Эти навыки очень пригодятся ребенку в школе, а затем и во взрослой жизни.

Кроме того, благодаря рисункам мы, взрослые, можем понять внутренний мир малыша: как он относится к разным вещам, что занимает его мысли, чего он боится. Неслучайно так много психологических тестов для детей связаны именно с рисованием.

Какие техники рисования заинтересуют ребенка

Малышам обычно нравится рисование, особенно когда получается что-то яркое, интересное, красивое. Чтобы не отбить у своих детей охоту к рисованию, я часто использую нетрадиционные техники, которые нахожу на просторах интернета. Они помогают ребенку преодолеть чувство страха перед белым листом и создать результат, который ему понравится. Расскажу отдельно о пяти методах, которые особенно популярны в моей семье.

«Маятник»

В этом случае я просто наливаю в обычный стакан с небольшой дырочкой гуашь, смешанную с водой. На видео он подвешен на игрушечный подъемный экран, но вы можете придумать другую конструкцию. Важно, чтобы стакан был в подвешенном состоянии, тогда ребенок может регулировать его наклон своими движениями. Нужно перемещать стакан над большим листом бумаги так, чтобы окрашенная вода капала в разные места листа. В зависимости от амплитуды движений будет меняться длина и форма мазков.

Рисование меловой стружкой

С этой техникой я познакомилась на сайте одной калифорнийской художественной школы. Приготовьте емкость с водой и цветные мелки и нож или ложку. Делайте меловую стружку прямо над водой. Затем поместите на поверхность лист бумаги — и на нем возникнет настоящий импрессионистский шедевр!

Никогда нельзя предсказать, каким получится рисунок, этим техника и хороша. А еще тем, что она медитативная, требует терпения и концентрации. Используйте полученный рисунок для детского творчества.

Рисование в технике эбру

Эбру — это турецкая техника, которую еще называют мраморной живописью, или рисованием на воде. Применять ее с детьми я бы рекомендовала только под внимательным присмотром взрослых. Для эбру нужны кисти для каждого цвета, емкость с высокими бортиками, вода и особенные краски на маслянистой основе, которые могут быть опасны для детей. Капните в воду краски, можно сразу несколько цветов, и рисуйте узоры, легко водя кистью. Чем больше красок, тем ярче узор и причудливее линии. А затем аккуратно поместите бумагу на поверхность воды, и ваш рисунок отпечатается на листе.

Эта техника хороша тем, что впечатляющие результаты могут получиться с первого раза, безо всякой подготовки. Это очень воодушевляет юных художников. Кроме того, эбру — это своего рода медитация, очень расслабляющее занятие. Начните с самых простых узоров: рисуйте разноцветные круги, завивайте их в спирали кистью. В дальнейшем можно переносить получившиеся узоры не только на бумагу, но даже на ткань.

Рисование на молоке

Вам понадобится молоко (чем жирнее, тем лучше), пищевые красители и шарик из ваты или ватные палочки, смоченные в средстве для мытья посуды. Добавьте в молоко пищевые красители, а затем проведите по поверхности шариком из ваты или ватной палочкой, на которую нанесен гель для мытья посуды. Дети приходят в восторг, когда краски, соприкасаясь с ватой, начинают танцевать, двигаясь в разные стороны. Эта техника интересна еще и тем, что дает возможность объяснить детям кое-какие химические процессы. Почему краски так себя ведут? Потому что средство для мытья посуды расщепляет жир в молоке и отделяет от него красители.

Получившийся рисунок можно перенести на бумагу, аккуратно положив лист на молоко.

Магнитное рисование

Здесь нужны обычная детская гуашь, металлический шарик, магнит, пластиковая или бумажная тарелка. Наложите краску нескольких цветов плотным слоем на тарелку, поместите в центр шарик и водите по дну тарелки магнитом с другой стороны. Когда вы двигаете магнит, перемещается и шарик, оставляя причудливые узоры.

Эти занятия позволят вам во всех смыслах раскрасить жизнь ребенка новыми цветами. Пробуйте, экспериментируйте с материалами и техниками, радуйтесь процессу и хвалите ребенка за то, что у него получается.

Рисуем руками, пальчиками и ладошками

Дорогие родители, Вы слышали о таком методе развлечения и развития вашего малыша, как рисование руками? Встречали, но не пробовали? Переживаете, что данный способ не безопасен для кожи ребенка?

Не переживайте, мы уже давно позаботились об этом и с Let-us-dream.ru и подобрали для вас безопасные варианты и интересные факты.

Интересные факты о рисовании руками

  • Во-первых, рисование с помощью рук было изобретено еще в далеком 1931 году с помощью обычного американского педагога Рут Фэйзон Шоу.
  • Во-вторых, такое занятие будет способствовать развитию детских творческих способностей.
  • В-третьих, произведения, сделанные своими руками, сегодня относятся к современным шедеврам
  • Вот Вам варианты, как можно в домашних условиях сделать безопасную краску для рисования с вашими любимыми детьми.

    Рецепты красок

    • ? стакана кукурузного крахмала
    • 3 ст. ложки сахара
    • ? ч. ложки соли

    Б ерем и смешиваем все составляющие, кроме красителей. После варим до 15 минут, пока не превратится все в густую массу, не забывая помешивать. Даем остыть, выливаем в баночки или формочки, и добавляем по несколько капель красителей. Все можно рисовать руками.

  • 3 стакана воды
  • стакан кукурузного крахмала
  • пищевые красители
  • В кипяток добавляем воду разведенную с крахмалом. Ставим на огонь и варим в течение 1 минуты, не забывая помешивать, пока вода не станет прозрачной. После остужаем, разливаем по формочкам и добавляем пищевого красителя и рисуем руками.

  • 2 стакана белой муки
  • 2 стакана холодной воды
  • Б ерем любую миску, выливаем воду и добавляем указанный объем муки. В данном процессе приготовления можете попросить детей помочь Вам все перемешивать. После разливаете по баночкам и добавляете пищевые красители.

    Ну, если не хотите тратить время на приготовление красок самостоятельно, тогда для Вас есть еще одно решение! Можно купить пальчиковые краски самых разных цветов.

    Примеры рисунков пальчиком

    Смиритесь с тем, что все вещи и малыш будут перепачканы красками.

    Позитива Вы получите намного больше. Предлагаю несколько примеров рисунков пальчиками. Ну а дольше вам помогут только ваша фантазия.

    Что дает рисование детям

    Польза рисования для детей младшего школьного возраста

    Поделиться

    Похожие статьи

    Роль рисования в развитии ребенка

    Картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.

    Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:

    1. Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
    2. Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
    3. Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
    4. Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
    5. Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки — а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
    6. Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
    7. Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
    8. Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.
    9. Как рисуют мальчики и девочки

      У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.

      Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.

      Важность уроков рисования в школе

      Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога изобразительного искусства – всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.

      Что же дает рисование школьникам, если на ИЗО их не учат, как раньше? Прежние принципы проведения урока, когда классу предлагалось единое задание, без возможности проявить собственное «Я», сегодня морально устарели. Психологические отличия полов, разный уровень одаренности в коллективе требуют свободной формы занятий. Учитель не обучает детей непосредственно техникам живописи, а лишь пробуждает в ученике интерес к изобразительному искусству, учит понимать и ценить красоту, подталкивает к самовыражению через рисунок.

      Даже если ребенок не стремится стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему во взрослой жизни:

      • без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком;
      • развитым воображением обладают изобретатели, исследователи – люди, толкающие вперед науку и технику.
      • Задача взрослых – всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.

        И Интересные факты о рисовании для детей

        Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.

        Р Роль рисования в развитии ребенка

        1. Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
        2. У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
        3. В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
        4. Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания — приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.

        К Как рисуют мальчики и девочки

        Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.

        Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.

        В Важность уроков рисования в школе

      • точность зрения и наблюдательность – необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников;
      • Думаете как правильнее подойти к вопросу рисования своего ребенка? В нашем «Солнечном круге» есть своя студия ИЗО, где будущие художники и развивают свои таланты. Пишите в личные сообщения группы, получайте подробности и приходите к нам за качественным и эстетичным развитием! Ваш «Солнечный круг»

        О детском рисовании (М. Озерова)

        От автора

        Во втором классе я, как и все дети, обожала рисовать, но мне не повезло со школьной учительницей. Однажды по заданию я рисовала ворону и получила за свои старания «тройку». Учительница сказала: «Лапы птицы выглядят ненатурально». Что такое «ненатурально», я в свои восемь лет не знала, но с этого раза стала задумываться о том, как неправильно взрослые воспринимают детские картинки. Когда я выросла и стала заниматься с детьми, я часто вспоминала «ненатуральные лапы» и старалась дать свободу неумелым детским мазкам.

        Спустя много лет, с педагогическим образованием и опытом работы, я пришла к мысли, что вместе с ребенком нужно учить рисовать и родителей. Именно их нужно освобождать от «правильных» школьных шаблонов. Из творческих семинаров для родителей родилась эта книга – как руководство для тех, кто считает, что неспособен к рисованию, но очень хочет помочь ребенку раскрыться в творчестве.

        Почему дети начинают рисовать

        Самые маленькие дети, не умея толком держать в руке карандаш или кисть, пытаются черкать по бумаге. Зачем они это делают? Ведь годовалый ребенок не способен изобразить что-то осмысленное, и рисунков с домиками его родители не увидят еще несколько лет. Многие исследователи детского творчества задавались этим вопросом и выдвигали различные версии происхождения детского рисования.

        Сторонники «моторной» теории считают, что рисование для маленьких детей – это выражение постоянного стремления к движению. Рисуя, ребенок избавляется от излишков энергии. «Интеллектуалистическая» теория полагает, что рисунок – отражение знаний о предмете, а не его изображение. В теории «комплексных переживаний» рисование – средство для выражения чувств. Ребенок изображает свое эмоциональное состояние, а не предметы. «Подражательная» теория подразумевает, что дети рисуют без природных потребностей, из желания повторять действия взрослых.

        Каждое из перечисленных обоснований имеет смысл. Но если ограничиться только «моторной» теорией, то неясно, почему для сброса энергии ребенку не хватает бега или прыжков. Если считать рисование подражанием, трудно объяснить, зачем малыши рисуют на стенах.

        Скорее всего, первые попытки рисования – действия комплексные. Ребенок делает все сразу: развивает моторные навыки, имитирует взрослых и пробует способы самовыражения. Он осознает себя отдельной личностью (обычно это случается в период прохождения так называемого «кризиса первого года жизни») и чувствует потребность оставить видимый след в мире. Рисование дает ему возможность видеть результаты собственных действий.

        Что такое рисование

        Рисование – не просто популярный вид детского творчества, хотя оно ценно и в таком качестве. Это способ самовыражения без слов, рассказ о переживаниях, которые еще сложно осознать, непосредственная передача своего состояния с помощью художественных средств. На протяжении всего дошкольного детства – с рождения и до шести-семи лет – речь развита не настолько хорошо, чтобы ребенок мог сформулировать и внятно выразить то, что он чувствует. Рисование дает детям шанс изобразить свое состояние, отношение к чему-либо, вновь пережить приятное событие или избавиться от негативных эмоций.

        Влияние рисования на развитие ребенка

        Интеллект

        В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Сильнейшим стимулом развития в это время является творчество, но, к большому сожалению, родители часто считают игры и творческие занятия неважными, заменяя их бессмысленной зубрежкой и развитием механической памяти.

        Сейчас довольно популярны различные методики, опирающиеся на преждевременное формирование логического мышления. Этот подход к обучению противоречит естественному процессу развития психики. От того, как мышление развивалось в период оперирования образами, зависит его готовность к следующему, логическому, этапу. Уникальное свойство человеческого мышления – креативность – развивается в детстве, в творческой деятельности. Рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов – отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики раннего интеллектуального развития.

        Фантазия и воображение

        Рисование развивает воображение – способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление.

        Фантазия нужна будущему взрослому – она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить. То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, – они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках. Родителей не должно раздражать такое «фантазерство»! Эту способность нужно поддерживать, не становясь скучным занудой, указывающим ребенку на несоответствия между выдуманным образом и неумелым рисунком. Наоборот, лучше включиться в игру и попытаться «увидеть» превращения образа.

        Развитие речи

        Еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой – драмой, персонажи которой разыгрывают представление.

        Родителям стоит внимательно слушать рассказы ребенка и задавать наводящие вопросы, интересоваться героями, сюжетом, деталями. Проговаривание во время рисования («сейчас я возьму белый, потом розовый, добавлю водички») помогает ребенку осознавать свои действия и лучше их координировать. В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.

        Развитие восприятия

        Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует его развитие, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект, очень полезное для развития мышления.

        Особенности детского рисования

        Рисование связано с важнейшими психическими функциями ребенка – восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Оно развивает эти функции и соотносит их между собой, помогая ребенку упорядочить представления о мире. В рисовании используется опыт, приобретенный в любой другой деятельности.

        Содержание рисунков отражает ценности семьи, социальный и культурный опыт детей. Оно говорит о степени умственной активности ребенка, особенностях его развития, о его внутренней позиции и представлениях о себе.

        Детский рисунок изменяется с возрастом, проходя несколько стадий. И только на последней из них – правдоподобной – ребенок действительно изображает предметы и явления. До этого в рисунке он транслирует собственное представление об этих вещах и отношение к ним. Детские картинки непосредственны и эмоциональны, их автор рисует свои переживания. Поэтому портреты любимых людей или изображения предметов, сделанные детьми под сильным впечатлением (после посещения зоопарка, например), бывают такими удачными.

        Несмотря на свою самобытность, детские рисунки подчиняются «внутренним канонам». Часто встречаются общие для разных детей графические образы или шаблоны. Многие узнают то, что пытались изобразить сверстники, без внятных внешних признаков предмета.

        Девочки и мальчики рисуют по-разному: девочки изображают собственно предметы, мальчики – отношения и связи между ними, динамику. Девочки более эмоциональны, внимательны к деталям, чаще украшают объекты; мальчики предпочитают находить принципиальные решения, строить композицию, изменять общую форму. Девочки лучше используют цветовую гамму, мальчики – перспективу.

        От чего зависит развитие детского рисунка

        На развитие рисунка оказывают влияние три главных компонента рисования: зрительное восприятие, зрительно-моторная координация и графическая активность. Важнейший фактор – зрительное восприятие. Детский рисунок отражает особенности его развития, от него зависит представление и передача зрительного образа.

        Младенчество

        С рождения ребенок реагирует на свет и может очень недолго последить за движущимся объектом, источником света. Новорожденные способны фокусировать взор в диапазоне от 17 до 25 сантиметров и расплывчато видят объекты за пределами этого расстояния. Считается, что лицо матери идеально попадает в фокус, когда ребенок лежит на своем месте – у ее груди. Уже в возрасте двух недель младенец способен узнавать мать и предпочитать ее лицо всем остальным.

        Примерно к четвертой-пятой неделе, когда развивается способность видеть предмет целиком, в совокупности свойств, происходит переход от ощущения к восприятию. Ребенок может сосредоточенно останавливать взгляд на неподвижных предметах, а к двум месяцам – на одной точке. К трем-четырем месяцам способность концентрироваться взглядом на объекте не уступает умению взрослых и ребенок долго следит за передвигающимися предметами.

        В пять месяцев дети различают основные цвета, рассматривают предмет вблизи обоими глазами. Второе полугодие жизни посвящено освоению дальнего пространства. Ползание и ходьба позволяют ребенку сопоставлять преодолеваемые расстояния с тем, что он видит, за счет чего формируется трехмерное восприятие. Но глазомер у малышей развит не очень хорошо, поэтому они совершают множество ошибок в оценках длины, высоты, ширины (этим объясняется и то, что первые рисунки почти не учитывают границ листа – ребенок их как бы не замечает).

        В младенчестве зрение и моторика (двигательная активность) находятся в постоянном взаимодействии. Развитие моторики тесно связано с развитием зрительного восприятия и координацией движений. Например, в четыре месяца ребенок может дотянуться до интересного предмета, контролируя движения руки взглядом. А примерно к годовалому возрасту малыш способен взять предмет после того, как отводит от него взгляд. Это называют «хватанием вслепую». Также он может совершать действие по представлению – восприятие позволяет ему ориентироваться на качества предмета, который он раньше видел и запомнил.

        При этом восприятие маленького ребенка ситуативно – он не узнает хорошо известные объекты в незнакомой ситуации. Если знакомый человек надевает необычную одежду, ребенок не воспринимает его образ. Поэтому дети так удивляют взрослых, заплакав при виде папы в шляпе или темных очках.

        Раннее детство (от года до трех лет)

        В течение всего периода раннего детства восприятие неразрывно связано с предметными действиями. Объект воспринимается не по отдельному зрительному впечатлению, а благодаря всестороннему изучению доступными средствами: осязанием, манипуляциями, пробой на вкус и так далее. Ребенок может определить величину или форму предмета, если использует его для каких-то действий. В других случаях восприятие может быть ошибочным или неточным.

        Для малыша трудно изобразить предмет, который он только видел (например, на картинке в книге). Кроме того, он не воспринимает перспективу и масштаб, и удаленные предметы представляются ему действительно маленькими. С другой стороны, хорошо знакомый предмет, находящийся на расстоянии, не кажется ему меньше. Так двигательно-осязательные впечатления преобладают в этом возрасте над зрительными, а сознание иллюзорности зрительного восприятия отсутствует.

        Ребенок не разделяет действительность и ее изображение, с чем связаны забавляющие взрослых попытки «сорвать» ягодку, нарисованную в книге. Рисунок не считается заместителем реального объекта, а выступает как совершенно автономный предмет.

        В начале этого периода, то есть ближе к году, дети воспринимают незнакомые предметы или явления, опираясь на одно (иногда несущественное) качество. Например, мальчик едет в автобусе и впервые видит у сидящего впереди пассажира меховой воротник. Показав на воротник, он говорит: «Мяу!» – пушистый мех напомнил ему домашнюю кошку.

        Ребенок еще не умеет последовательно рассматривать новый предмет и выделять различные свойства, и его внимание сосредоточено на одном, наиболее заметном для него признаке. По этому признаку он узнает предмет. Обычно такое узнавание опирается на форму, цвет или фактуру. К концу раннего детства обследование предмета становится более детальным, а ребенок пытается выделить несколько признаков, не ограничиваясь тем, что первым бросился ему в глаза.

        В течение всего этого времени развивается умение устанавливать связи между понятием о предмете и самим предметом, а также между несколькими объектами. После года ребенок может отыскать глазами предмет, о котором ему говорят. Разглядывая сюжетную картинку, он сначала перечисляет отдельные предметы, но уже к трем годам хорошо улавливает, что на ней происходит (например, не «дед и репка», а «дед тянет репку»). Появляется «зрительная ориентировка» – малыш может выбрать предмет на глаз, а не путем многочисленных проб (какое колечко следующим надеть на пирамидку). Развивается предвидение динамических взаимоотношений предметов: ребенок может заранее понять, удастся ли протащить вещь через отверстие, мысленно соотносит форму, размер и расстояние.

        Также для него становится доступной задача зрительного выбора по образцу – когда взрослый показывает предмет и нужно найти что-то с похожими свойствами.

        Словом, в этом возрасте ребенок все время знакомится со свойствами вещей в деятельности, и это помогает ему накапливать запас представлений-образов, что очень важно для умственного развития. Восприятие – наиболее активная форма познания в раннем детстве.

        Дошкольное детство (от трех до семи лет)

        В этот период моторика уступает место зрительному восприятию, которое становится ведущим и идет в паре с речью. Большое достижение дошкольного детства – способность к абстракции. Ребенок переходит от ситуативного восприятия к обобщенному. Если раньше знакомый предмет был «знаком» только в привычных условиях, то теперь он узнается даже тогда, когда антураж изменяется. Также дети различают форму предмета и конкретное содержание – например, могут увидеть в очертаниях окна или двери прямоугольник. Глазомер развит еще недостаточно, и ребенку трудно оценить «на глаз» расстояние или узнать величину удаленных предметов.

        Кроме контура предмета, ребенок начинает воспринимать его структуру, положение в пространстве, соотношение частей. Но при этом все еще может «видеть» объект по одному несущественному признаку. Определить и перечислить ключевые признаки нового, незнакомого предмета малышу еще не под силу. Обычно он называет его на основании прошлого опыта и относит к похожим объектам – категоризирует.

        К концу дошкольного детства восприятие становится «внутренним», то есть уже не требует сопровождения предметными действиями. Ребенок может мысленно сравнить предметы по цвету, форме и величине. Также он сопровождает восприятие словами – рассказывает о предмете. Связь с речью помогает сделать восприятие более осмысленным. Теперь ребенок способен сформулировать цель наблюдения, спланировать процесс, передать то, что видит. Развивается рассматривание, восприятие становится целенаправленным и управляемым, произвольным.

        Младший школьник (от семи до десяти лет)

        У младших школьников восприятие перестает быть главенствующей психической функцией – теперь эту роль играет мышление. Но восприятие по-прежнему очень эмоционально: ребенок лучше «видит» и запоминает образ в сопровождении сильного переживания.

        В начале периода восприятие еще ситуативно и целостно. Например, для первоклассников словом «треугольник» может быть обозначен тот, который расположен вершиной вверх, равнобедренный или равносторонний. Если они видят изображение остроугольного треугольника вершиной вниз, то часто затрудняются определить фигуру. Дети путают похожие по написанию буквы и цифры. Все это следствие того, что они замечают лишь общий вид фигуры или знака, не анализируют элементы, структуру и пространственные отношения. Трудности абстрагирования проявляются в том, как дети опредмечивают незнакомую форму – ищут бытовой аналог и слово для геометрической фигуры (конус – шапка, цилиндр – стакан).

        В конце периода усовершенствуется операция наблюдения. Развивается так называемое «пространственное видение» – дети учатся оценивать на глаз расстояние и величину, осознают иллюзию уменьшения далеких объектов и правильно представляют их реальные размеры. Появляется ощущение перспективы.

        Постепенно восприятие становится синтезирующим – между элементами воспринимаемого предмета устанавливаются связи. Ребенок учится анализировать объект, выделять существенные признаки и сравнивать их, формулировать свои наблюдения. Это помогает сосредоточивать внимание, стимулирует произвольность и избирательность восприятия. Теперь имеет значение не только внешняя привлекательность объекта, но и его содержание, интересность.

        В этом возрасте дети воспринимают не только сюжет иллюстрации, но и особенности композиции. Понимают идею картины, могут рассказать, что происходит, выделить основные и дополнительные детали изображения.

        Подростковый возраст (от десяти до шестнадцати лет)

        Восприятие становится все более абстрактным, теперь оно связано с понятийным мышлением: то, что воспринято, упорядочивается с помощью понятий. Появляется восприятие, основанное на логическом мышлении, которое относит новые предметы к созданным ранее категориям. Понятие отражает образ предмета, его отношения с окружающим миром. Подросток осознает то, как он воспринимает, и управляет восприятием, которое в этом возрасте является полностью произвольным.

        Что такое зрительное восприятие

        Зрительное восприятие – это многоступенчатый процесс. Сначала изображение проецируется на сетчатку глаза, затем зрительная информация преобразуется в нейронных слоях зрительной системы, оттуда поступает в корковые отделы мозга. Благодаря «обратной» (генераторной) функции рецепторных клеток зрительный образ может появляться и тогда, когда предмет отсутствует в поле зрения. Так возникает воспоминание. Стоит отметить, что зрительное восприятие некритично – мозг перерабатывает всю информацию, которая попадает на сетчатку глаза. То есть мы не можем не видеть того, что находится в поле зрения, но осознаем из этого немногое.

        Человек получает визуальную информацию разных типов. Это пространственные (объемные) зрительные образы, плоские образы, знаки и символы, а также сновидения и иллюзии.

        Все образы создают основу для наших знаний о мире, они необходимы для непрерывно происходящих в мозгу актов анализа, синтеза, сопоставления, обобщения. Обрабатывая отдельные образы, мозг формирует абстрактные понятия – так развивается мышление обычного ребенка без зрительных патологий. Увидев некоторое количество одинаковых предметов, например стульев, он обобщает информацию и начинает называть соответствующим словом все, что подходит под его представление о стуле.

        В рисовании, если рассматривать его как деятельность, можно выделить три основных этапа. Сначала идет восприятие объекта – ребенок рассматривает предмет. Воспринимающая часть – сетчатка глаз, рецепторы сетчатки посылают импульсы в центральную нервную систему. Затем информация обрабатывается: в зрительной области коры головного мозга формируется образ. Далее ребенок приступает к изображению, выполняет моторные действия. В основе процесса лежит восприятие, от которого зависят все остальные этапы.

        В отличие от взрослых, которые усваивают 80 процентов информации с помощью зрительного канала восприятия, для ребенка важны также осязательный и двигательный. Чтобы получить представление о предмете, малышу необходима разнообразная информация, чувственное познание. Если зрительные впечатления подкрепляются двигательным и осязательным опытом, зрительный образ формируется полнее и изображается более детально. Это хорошо заметно на занятиях рисованием: когда ребенок может потрогать предмет, поиграть с ним, он изображает его более подробно, модифицирует, обогащает деталями. Если только видит – образ будет беден и менее продуман.

        Запоминание зрительного образа

        Зрительная память – одна из форм образной, ее особенность в том, что запоминаемый образ в той или иной степени изменяется. Эта память плохо поддается управлению, она непроизвольна. При запоминании могут происходить трансформации образа: увеличение или уменьшение деталей, смена формы, цвета или пространственного положения.

        Лучше всего врезаются в память яркие, неожиданные образы, вызывающие сильный эмоциональный отклик (положительный или отрицательный). Также прочно запоминается образ, постоянно попадающий в поле зрения, – он усваивается непроизвольно и почти без изменений. Например, некоторые взрослые люди спустя много лет способны описать до мельчайших подробностей картинки или изображения, которые постоянно видели в детстве (рисунок на детском столике и тому подобное).

        На способности формировать зрительные образы основано несколько мнемотехник. Например, чтобы запомнить какой-либо факт, для него нужно придумать яркое символическое воплощение. Когда человек в воображении соединяет несколько таких зрительных образов, мозг фиксирует взаимосвязь. В дальнейшем, стоит только припомнить одно из звеньев этой ассоциации, мозг воспроизведет все ранее соединенные «картинки».

        В детском и подростковом возрасте образная память является ведущей, у взрослых людей она слабее словесно-логической.

        Формирование зрительного образа

        В построении зрительного образа важную роль играет сенсорный опыт. В период дошкольного детства мышление ребенка опирается на работу его восприятия. От того, насколько задействованы различные его каналы, зависит полнота и яркость запечатленного образа. Для детского восприятия решающую роль играет кинестетический (двигательный) канал. Зрительный образ в некоторой степени зависит от движения рассматриваемого объекта или от того, можно ли этим объектом манипулировать. Чем больше динамических картин окружающего мира видит ребенок, тем богаче зрительные образы (при условии участия других способов восприятия в исследовании объекта). Поэтому в детском возрасте наблюдение за природными объектами, пристальное разглядывание, эмоциональные впечатления важнее усвоения уже переработанной визуальной информации.

        Сейчас довольно популярны методики обучения ребенка по дидактическим карточкам (например, Гленна Домана), на которых изображены предметы и их соотношения. Их недостаток – в отсутствии взаимодействия с окружающим миром, пустой сенсорный «фон». В игре и работе с карточками багаж чувственных образов, развивающих мышление, не наполняется. Поэтому при выборе между «первоисточником» или «обработанной информацией» всегда лучше отдавать предпочтение оригиналу. То есть ребенку полезнее поиграть с одним-единственным домашним котенком, чем заучивать по карточкам сотни названий животных и определять их по изображениям.

        Способность творить образы развивается прежде всего в игре и творчестве. Также влияет на нее качество воспроизведенных образов, которые получает ребенок, – мультфильмов, книжных иллюстраций, игр и игрушек.

        Гленн Доман – американский врач-нейрофизиолог, основатель Института человеческого потенциала. Широко известен разработками адаптирующих методик для детей с поражениями центральной нервной системы и головного мозга. Позднее эти методики стали использоваться для обучения и раннего интеллектуального развития здоровых детей. Суть концепции в том, что ребенку ежедневно, с увеличивающейся интенсивностью, показывают карточки с изображениями предметов (растений, животных, планет и пр.), точками или словами. Карточки разделены на тематические серии. Доман и его последователи считают, что таким образом ребенок к шести годам получит энциклопедические знания. Обучение предлагается начинать не позже трех – шести месяцев (в тот период, когда познание окружающего мира для ребенка происходит через эмоциональную сферу, а не знаковые системы.

        Компьютер и телевизор

        Дошкольники обычно используют компьютер для игры или обучения. Отмечу, что гораздо полезнее научить ребенка играть в обычные – сюжетные, настольные, подвижные – игры, поскольку именно в такой деятельности происходит развитие. Во втором случае, когда родители хотят поскорее приобщить ребенка к современным технологиям и новым способам обучения, они ограничивают его возможности получать необходимую информацию с помощью органов чувств. Ребенок познает в движении, опирается на осязательный и двигательный образ предмета, в том числе – и при зрительном восприятии. Поэтому обучение малышей за компьютером не создает благоприятных условий для развития интеллекта. Для ребенка-дошкольника основой развития является обобщение чувственного опыта.

        Телевизор прочно занимает лидирующую позицию в списке предметов, считающихся необходимыми для ребенка (как вариант – заменяется демонстрацией мультиков или фильмов на компьютере). Бытует мнение, что просмотр мультфильмов развивает фантазию. К сожалению, это дает обратный эффект. Если принять во внимание, что в одну секунду на экране мелькает 24 кадра, то за десятиминутный мультфильм получится огромное число – более четырнадцати тысяч. А многие современные анимационные серии длятся намного дольше десяти минут.

        Каждое изображение, попадающее на сетчатку глаза, переправляется для обработки в мозг, в корковые зрительные центры. И за короткий промежуток времени мозг получает невероятное количество рисованных образов, не успевая критически обрабатывать поступающую информацию. Так эти образы приобретают характер прочно усвоенных шаблонов. Даже если родители стремятся «уравновесить» восприятие ребенка, давая ему рассматривать книги или картины, показать десятки тысяч рисованных образов в день невозможно.

        В 1997 году в Петербурге был проведен интересный эксперимент. Ученикам начальной школы было предложено сделать два рисунка: на первом их просили изобразить любой сказочный персонаж, на втором – персонаж, ставший героем популярного мультфильма. В первом случае рисунки детей были разнообразны и представляли множество авторских индивидуальных образов, нарисованных в собственной манере и без стеснения. Во втором – все без исключения дети пытались скопировать мультипликационное изображение. Рисунки выглядели как многократно повторенная копия. Часто дети отказывались от рисования, ссылаясь на неумение, и даже расстраивались, плакали и боялись, что «не получится похоже».

        ?Рисованный образ усваивается памятью целиком и не дает возможности творчески осмыслить или переработать информацию. Взрослые, подумав, подтверждают, что мультипликационный образ вытесняет все другие, даже если до или после просмотра мультфильма они видели разные интерпретации. Если провести маленький эксперимент среди знакомых, смотревших в детстве советский мультик о Винни-Пухе, то на просьбу нарисовать медвежонка Винни с большой вероятностью можно получить один результат – копию мультипликационного персонажа.

        Женщина, получившая это задание, «сняла» копию с мультфильма. До раскрашивания она многократно обводила и правила рисунок карандашом. На вопрос, с какой целью, ответила: «Чтобы было похоже». Но Винни-Пух – фантазийный образ, а не портрет реального персонажа. Он не может быть «похож» или «не похож». Автор рисунка сверяла свое представление исключительно с мультипликационной версией.

        Способность генерировать собственные идеи при этом ухудшается. Дети, много смотрящие телевизор, обычно не умеют вести сюжетно-ролевую игру, у них недостаточно развита фантазия. При рисовании они просят дать им определенное задание – что именно изображать и как. Придумать картинку им сложно. Для этих детей характерно использование шаблонов, срисовывание чужих изображений, попытки копировать мультипликационную стилистику.

        Просмотр телевизора – ненормальный, нефизиологичный для нашего зрения процесс. При обыкновенном рассматривании глаза совершают множество движений, многократно «обводя» объект. Обработка впечатлений тоже происходит иначе: в наблюдении за реальным объектом глаза действуют одновременно с другими органами чувств, и образ получается многогранным. При восприятии образов с экрана ребенок не может установить взаимосвязи между отдельными картинками, что стимулирует отрывочное мышление, приучает к пассивному восприятию, приводит к разобщению различных функций (в просмотре мультфильмов участвуют зрение и слух).

        Нужно помнить, что в детском возрасте зрительное восприятие очень зависимо от работы кинестетического и осязательного каналов, а при просмотре телевизора они бездействуют. К тому же лет до семи ребенок активно усваивает сенсорные эталоны, а телевизионные образы часто очень далеки от реализма. Поэтому для полноценного развития психических функций в дошкольном, а особенно в раннем детстве больше времени нужно уделять не телевизору, а творческой деятельности – рисованию, лепке, марионеточным спектаклям, играм с пальчиковыми и рисованными куклами, теневым представлениям. Работа с трехмерными материалами стимулирует кинестетический канал восприятия.

        Книжные иллюстрации

        Хотя рассматривание книжных иллюстраций влияет на образное мышление несравнимо меньше телевизионных или компьютерных изображений, важно помнить, что любой рисунок для ребенка – это эстетический эталон. Любимые книги вызывают у ребенка эмоции, с которыми книжные образы легко усваиваются как шаблоны.

        Маленьким детям важна не информация, а отношение взрослого, невербальное общение. Поэтому сказки им лучше не читать, а рассказывать или хотя бы рассказывать почаще – чтобы видеть их эмоции и развивать воображение. При рассказывании один и тот же персонаж может принимать в фантазии ребенка любые очертания, а на картинке, сопровождающей текст, он остается без изменений.

        Основная задача иллюстрации – помогать ребенку воспринимать текст, а не создавать образы, противоречащие содержанию или упрощающие его. Часто авторская трактовка иллюстратора не соответствует стилю или контексту произведения. Иногда пониманию препятствуют приемы художественной выразительности – сложные ракурсы, деформация предмета, схематизм.

        Конечно, для ребенка важно видеть художественное, детально продуманное изображение. С другой стороны, оно мешает творить собственные образы, вызываемые текстом. Поэтому при выборе книг для чтения лучше идти на компромисс: чередовать иллюстрированные произведения и книги без картинок. И помнить – чем младше ребенок, тем реалистичнее должна быть иллюстрация.

        Осторожно следует относиться к изображениям в страшных сказках или иллюстрациям напряженных моментов в тексте. Если ребенок слушает сказку или читает текст, он всякий раз заново строит образ неприятного персонажа и «уничтожает» его, побеждая испуг. Он владеет этими образами и может их преобразовывать по своему усмотрению. Если же персонаж изображен в книге, образ становится статичным – он не исчезает и не трансформируется, и страх ребенка остается непобежденным. Запечатленный в сознании жуткий образ может развиваться вплоть до навязчивых иллюзий или фобий. Нередки случаи, когда дети пытаются физически уничтожить страшную картинку – например, вырывают страницу книги или закрашивают изображение. Поэтому любые пугающие моменты лучше не показывать, а проговаривать.

        В настоящее время довольно много книг для детей иллюстрируется при помощи примитивной компьютерной графики, без должного мастерства и художественного вкуса. Они наполнены шаблонными, бесхарактерными, халтурно проработанными образами.

        Все чаще вместо иллюстраций используется набор отдельных картинок, предлагаемых базой изображений, и эти картинки в пределах одной страницы могут не сочетаться по стилю или цветовой гамме.

        При выборе книг для маленького ребенка нужно учитывать, что любое изображение воспринимается им как образец. Подобные «рисунки» разрушают в детях чувство прекрасного.

        С точки зрения взрослых, маленькие дети обычно слишком вольно обращаются с книгой. Практически все так или иначе пробуют там рисовать или «дополнять» имеющиеся иллюстрации. Родителям можно посоветовать дать ребенку пару книг, которые не жалко привести в нечитаемый вид. Если таких нет, то сделать простые книжечки самостоятельно – вклеить картинки на скрепленные листы бумаги. Важно понимать, что у ребенка нет желания ничего испортить: он просто подражает пишущим взрослым и пытается проиллюстрировать книжку как художник.

        Действиями малышей движет вопрос «что внутри?» Узнать это – их первоочередная задача, и поэтому они стараются разобрать любые предметы, в том числе книги. Критиковать ребенка за такое поведение не нужно, лучше распределить книжное богатство так, чтобы в руках ребенка оказывались только те книги, с которыми он может поступать как угодно (например, самоделки).

        Родители обычно опасаются, что ребенок привыкнет относиться так ко всем книгам. Напрасно: ребенок старше двух-трех лет перестает мять книги или рисовать в них и начинает копировать читающих взрослых. Если ребенок старшего возраста портит книги сознательно, здесь уже можно говорить о каких-то проблемах поведения. Как правило, сознательным нарушением правил дети привлекают внимание или вымещают плохие переживания.

        Картинки-комиксы

        Образы в комиксах обычно схематичны и гротескны. И действие иллюстрируется специфически – показываются отдельные кадры, связь между которыми читателю нужно устанавливать самостоятельно. Для маленького ребенка это нехорошо, поскольку он привыкает получать обрывочную информацию и очень легко усваивает стилизованные изображения. В результате дети часто отказываются от создания своих образов и постоянно воспроизводят засевшие в памяти образцы.

        Игрушки

        Дети отождествляют себя с вымышленными персонажами и сказочными героями, но намного сильнее отождествление происходит в игре, поэтому любимая игрушка становится другом и «зеркалом» маленького ребенка. Дети прочно запоминают образ того, с чем играют, и даже проецируют качества игрушки на собственное поведение. При выборе игрушек стоит обращать внимание на несколько важных моментов.

        У антропософских кукол нейтральные, но при этом добродушные выражения лиц, им можно «назначить» любой характер и любую эмоцию. Мастер Мария Тимофеева.

        1. Главное достоинство игрушки в том, что она позволяет ребенку манипулировать ею, а не манипулирует им самим. Детальная, подробная, хорошо продуманная взрослыми игрушка часто слишком привязана к определенной игровой ситуации и не оставляет ребенку свободы и возможности управлять игрой. Кукла-парикмахер с расческой в руке предназначена для небольшого числа игровых сценариев. А один и тот же кубик часто служит детям и домиком, и машинкой, и пирожным для куклы. То есть чем меньше определена игрушка сама по себе, тем больше определений она получает в игре. В этом смысле хороши антропософские игрушки – они создают ясные образы человека или животного, но не «застывают» в отдельном сюжете.

        2. Желательно, чтобы образ, который символизирует игрушка, был спокойным и позитивным. Игрушки, застывшие в определенной эмоции (даже восторженной), навязывают свой сюжет. Страшные образы необходимы детям в сказках и фантазиях, но в виде игрушечных монстров и оскаливших пасти зверей оказывают скорее разрушительное воздействие. Если ребенок использует чудовищ в фантазиях, обычно он их уничтожает и побеждает свои страхи. Когда страшные игрушечные персонажи участвуют в ежедневных играх, он свыкается с ними, перенимает их «настроение». Довольно часты случаи детских фобий, обусловленных тем, что в детской спальне стояла какая-нибудь большая мягкая игрушка в виде хищного зверя. Дошкольное детство – возраст коллекционирования эталонов восприятия, развития эстетического вкуса, и постоянное эмоциональное общение со страшным не приносит здесь пользу. Ребенку лучше самому творить игру и «наделять» страшными качествами и вредным характером любую игрушку, которая потом сможет «избавиться» от злых чар и снова стать доброй зверушкой.

        Антропософские игрушечные животные максимально обобщены: не медвежонок Винни-Пух, а медведь вообще. Мастер Мария Тимофеева.

        3. Для самых маленьких детей (период младенчества и раннего детства) желательно покупать игрушки из натуральных материалов. Также стоит следить, чтобы образ был цельным и узнаваемым. Игрушки-трансформеры, животные непонятного происхождения, гибридные существа на этом этапе только мешают ребенку приобщиться к реальности, которая для него и так нова и интересна. Чем младше ребенок, тем больше свободы ему необходимо в игре с предметом. Малышам полезно играть с природными материалами – шишками, палочками, песком. Примерно с года до трех лет ребенку важно максимально испробовать возможности материалов, которые попадают ему в руки. И чем шире выбор действий, тем лучше развивается его мышление.

        Кроме игрушек, в поле зрения ребенка ежедневно попадает множество бытовых предметов. Иногда взрослые стремятся построить для малыша особый мир, заполняя его комнату кукольными, игрушечными, нереальными образами. Детская мебель, обои, текстиль, посуда пестрят изображениями мультипликационных персонажей. Покупая детские вещи, нужно помнить, что в эстетической изоляции дети не могут познавать окружающий мир и полноценно развиваться. К сожалению, современная индустрия не всегда отвечает требованиям хорошего вкуса, и идущие за ней взрослые мешают естественному развитию зрительного восприятия и формированию нормальных сенсорных эталонов.

        Развитие зрительного восприятия и памяти

        Рисунок взрослого отображает только визуальные свойства предмета, рисующий ребенок использует весь свой сенсорный опыт. Выразительность графического образа, который будет им создан, зависит в первую очередь от возможности изучить предмет в движении и при помощи осязания. Также важны эмоциональное отношение к предмету и индивидуальные особенности рисования. Для создания «качественного», выразительного графического образа необходимо, чтобы ребенок владел различными способами изображения и мог самостоятельно выбрать подходящий, умел дополнять и изменять образ, не останавливаясь на шаблоне. Исходя из этого можно понять, как развивать навыки рисования. Для развития зрительного восприятия полезны разнообразные упражнения с предметами и их изображениями на карточках, причем в раннем и дошкольном детстве предпочтительнее выбирать предметы.

        Игры на формирование у детей целостного образа предмета

        Ребенок учится определять пространственное расположение деталей и соотносить их с другими частями целого. Можно использовать разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками, лото, головоломки на построение образных изображений из геометрических фигур. Полезно рассматривать оптические иллюзии. Классические примеры – ваза Рубина, картины Эшера, лестница Шредера, иллюзии восприятия размера или движения. К этой же серии можно отнести стереокартины и игры на распознавание образов. Все это веселые и увлекательные занятия, отлично тренирующие зрительное восприятие.

        Упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия

        – Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов (соотнести изображение предмета и его тень).

        – Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов и геометрических фигур.

        – Узнавание перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений.

        – Поиск заданной фигуры в ряду других.

        – Поиск отличий в изображениях.

        – Поиск недостающих или лишних деталей в рисунках.

        – Игра «Найди пару». Перед ребенком ставят несколько игрушек, предлагают найти среди них две одинаковые (по форме, цвету, размеру).

        Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти

        – Угадывание предметов на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям.

        – Различение правильно и зеркально изображенных фигур.

        – Выделение в предметах сходных деталей и группировка их на этой основе.

        – Игра «Что было?» Перед ребенком размещают картинки или предметы для запоминания, после чего взрослый что-то незаметно убирает, а ребенок, повернувшись, угадывает отсутствующий предмет.

        – Игра «Что изменилось?» (то же самое, только с запоминанием расположения объектов).

        Упражнения на формирование зрительного образа

        – Игра «Волшебный мешочек». Взрослый держит перед ребенком непрозрачный мешочек с мелкими предметами. Ребенок должен ощупать предмет, назвать его и охарактеризовать (шершавый, гладкий, деревянный, округлый и тому подобное). Эту же игру можно проводить с предметами, лежащими в миске с песком.

        – «Что бывает?» Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие ему известны предметы, обладающие определенным качеством (что бывает круглое, плоское, мягкое, желтое и так далее).

        – «Назови пять». Нужно назвать пять предметов, которые больше заданного (стола, комода, слона), или пять предметов, похожих по форме на заданный.

        – «Что на что похоже?» В эту игру можно играть где угодно. Скажем, поток мчащихся под мостом машин напоминает реку. Один и тот же предмет полезно представлять в разных образах. Взрослый может помогать ребенку находить новые ассоциации, чтобы пошатнуть устоявшиеся стереотипы вроде «дом похож на кубик».

        Читайте так же:  Животные чёрноморского побережья кавказа интересные факты