Интересные факты о законе ньютона

Интересные факты, удивительные факты, неизвестные факты в Музее фактов

Интересные факты о Ньютоне

Связано ли открытие Ньютоном теории гравитации с падением яблока?

1545 +

Популярная легенда объясняет открытие Ньютоном теории гравитации случаем, когда ему на голову упало яблоко. Однако если удар по голове действительно можно считать лишь карикатурным мифом, сам факт наблюдения падения яблока описывается как минимум двумя разными авторами. В биографии Ньютона от Уильяма Стьюкли рассказывается об их беседе в яблоневом саду в 1726 году за чашкой чая — тогда знаменитый учёный вспомнил о своих мыслях о гравитации, возникших в похожей обстановке. Ассистент Ньютона Джон Кондуит в своей книге уточняет, что инцидент с падающим яблоком имел место в 1666 году, когда учёный отдыхал в поместье своей матери. Стоит заметить, что книга «Математические начала натуральной философии», в которой и доказывается закон всемирного тяготения, вышла не сразу после этого, а двадцать лет спустя.

Кто был изображён на первом логотипе компании Apple?

3335 +

На самом первом логотипе Apple был изображён сэр Исаак Ньютон и яблоня, с которой вот-вот ему на голову упадёт яблоко. Этой эмблемы не было на корпусе компьютера Apple I, только в инструкции к нему. Общая композиция логотипа была сильно перегружена деталями, поэтому через год его сменил привычный нам надкушенный фрукт.

Для чего края монет делают ребристыми?

10394 +

Долгое время ценность монет была эквивалентна содержащемуся в них количеству металла. В связи с этим существовала проблема — мошенники срезали небольшие кусочки металла с краёв, чтобы делать из них новые монеты. Решение проблемы предложил Исаак Ньютон, который был по совместительству сотрудником Британского Королевского монетного двора. Его идея была очень простой — прорезать в краях монеты маленькие линии, из-за которых стёсанные края были бы сразу заметны. Эта часть на монетах оформляется таким образом по сей день и носит название гурт.

Зачем Ньютон запускал себе в глаз инородный предмет?

14894 +

Исаак Ньютон интересовался многими аспектами физики и других наук и не боялся проводить некоторые эксперименты на себе. Свою догадку о том, что мы видим окружающий мир из-за давления света на сетчатку глаза, он проверял так: вырезал из слоновой кости тонкий изогнутый зонд, впускал его себе в глаз и надавливал на заднюю сторону глазного яблока. Возникающие цветные вспышки и круги подтвердили его гипотезу.

Источник: www.nkj.ru

Почему в радуге выделяют 7 цветов?

9371 +

Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, по традиции в нём выделяют 7 цветов. Считают, что первым выбрал это число Исаак Ньютон. Причём первоначально он различал только пять цветов — красный, жёлтый, зелёный, голубой и фиолетовый, о чём и написал в своей «Оптике». Но впоследствии, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил ещё два цвета.


Использование любых материалов данного сайта допускается по лицензии Creative Commons BY-NC-SA (разрешено использовать на некоммерческой основе с указанием ссылки на Музей фактов).

© Андрей Ситников, 2009—2020

Спасибо! Ваше опровержение отправлено администратору сайта.

100 фактов про Ньютона

Ньютон – это великий человек-светило, который издавна известен мировой науке. Интересные факты из жизни Ньютона говорят о том, что знаменитый физик и математик смог сформировать теорию движения, исчисления и гравитации, и это все не считая решения других вопросов, которые ему пришлось изучить за годы жизни. Факты из жизни Ньютона заинтересуют каждого человека, потому что о великих людях хочется знать все.

1.Исаак Ньютон является талантливым английским физиком, математиком и астроном.

2.Ньютон считается гением в сфере механики.

3.Исааку Ньютону пришлось стать президентом королевского общества Лондона.

4.Будущего ученого родили недоношенным ребенком.

5.Папа Ньютона умер раньше времени, когда родился его сын, но спустя несколько месяцев после этого он был рожден.

6.В трехлетнем возрасте у знаменитого математика появился отчим, потому что его мать вышла замуж снова.

7.Становясь взрослым, Исаак Ньютон все чаще себя посвящал работе.

8.Несколько собственных научных открытий Ньютон долгое время скрывал.

9.В 12-летнем возрасте Ньютона зачислили в Гренхемскую школу.

10.В 1665 году был закрыт Кембриджский университет, в котором получал знания Ньютон, а поэтому ему пришлось возвратиться домой.

11.В 1669 году Ньютона назначили профессором математики в Кембридже.

12.Ньютон сосредотачивал собственное внимание только на исследованиях.

13.Ньютону удалось проанализировать Библию.

14.Исаак Ньютон считался членом парламентария.

15.Ньютон был мстительным и ревнивым, когда дело доходило до конкуренции.

16.Исаака Ньютона похоронили в 84 года.

17.Ньютон за годы жизни посвящался в рыцари королевой Анной.

18.Папа Исаака был зажиточным фермером.

19.После того как мать Исаака вышла замуж второй раз, окончательно забросила воспитание собственного сына-будущего гения.

20.Незаурядные способности мальчика были обнаружены в процессе обучения в Гренхеме.

21.У матери Ньютона было желание сделать из сына фермера.

22.С 1696 года Исаак Ньютон был смотрителем Лондонского монетного двора.

23.Ньютону не удалось оставить после себя наследников.

24.Жены у Исаака Ньютона также не было.

25.последние годы жизни великого ученого проходили в Кенсингтоне.

26.Похоронили математика и физика в Вестминстерском аббатстве.

27.Ньютон считается основоположником механики.

28.Движение Луны вокруг Земли было объяснено именно этим ученым.

29.Корпускулярная теория света принадлежит Исааку Ньютону.

30.Исааком Ньютоном солнечный свет был разложен на кольца и обратно.

31.Этот великий ученый создал зеркальный телескоп.

32.Радугу на 7 цветов удалось разложить именно Исааку.

33.Одно из предсказаний о втором пришествии Христа принадлежит уму этого ученого.

34.Теория гравитации была открыта Ньютоном.

35.Многие аспекты физики интересовали Исаака Ньютона.

36.В детские годы Исаак Ньютон много болел.

37.Долгое время Исаака не желали крестить.

38.Рождение Ньютона в Рождественскую ночь – это судьбоносный знак.

39.Исааку Ньютону постоянно казалось, что его родственники дворяне и шотландской крови, но, по словам историков, они были бедными крестьянами.

40.Главным покровителем Ньютона в детстве был его родной дядя, потому что мать после рождения еще 3 детишек не уделяла ему должного внимания.

41.Физики Галилей, Кеплер и Декарт вдохновляли Ньютона на научные открытия.

42.Зимой 1677 года в доме Ньютона был страшный пожар, и именно тогда рукописи великого человека сгорели.

43.В 1679 году мама Ньютона сильно заболела, а поэтому Исааку пришлось за ней ухаживать, бросив все свои дела.

44.Исаак Ньютон был невысоким.

45.Волосы этого человека были волнистыми.

46.Теория чисел Ньютона совсем не интересовала.

47.Заслугой Ньютона считается создание динамики, что связывает поведение тела с характеристиками внешнего воздействия.

48.Родился Исаак Ньютон в небольшой деревне с названием Вулсторп.

49.Спустя 20-40 лет после создания открытий Ньютона, они были опубликованы.

50.С 1725 года здоровье Исаака заметно ухудшилось.

51.Скончался Ньютон ночью.

52.После смерти Исаака Ньютона в 1727 году был продан его зуб. Стоимость такого товара составляла 4650 долларов.

53.Ньютон считался священником в церкви Англии.

54.По мнению Ньютона, 2060 год должен был быть Концом Света и пришествием Христа.

55.Двери для кошек были изобретены именно этим физиком и математиком.

56.Ньютон – это тот человек, которого никогда не забудет человечество.

57.С раннего детства Ньютон любил читать.

58.Ньютону на голову упало яблоко.

59.С детских лет Исаак Ньютон был одиноким ребенком.

60.За славой Ньютон никогда не пытался гнаться.

61.В 1668 году Исааку Ньютону удалось стать магистром Тринити-колледжа, в котором он обучался.

62.В том же колледже ему приходилось работать преподавателем.

63.Рефлектор впервые сконструировал именно этот ученый.

64.Исаак Ньютон практически не общался с людьми.

65.Многие описывают Ньютона как личность, что равнодушна к музыке, спорту, путешествиям и искусству.

66.Ньютон был самолюбивым человеком.

67.Исааку пришлось занять первое место по учебе в школе.

68.Ньютон – довольно осторожная личность.

69.Приходилось ньютону втягиваться в конфликты и споры, даже невзирая на собственную осторожность.

70.Ньютон является основателем интегральных исчислений в математике.

71.Автором бинома считается также Исаак Ньютон.

72.Ньютон старался никогда не пропускать заседания в парламентарии.

73.Третий закон движения был сформулирован Исааком Ньютоном.

74.Ньютону удалось рассчитать орбиты, по которым продвигались спутники Сатурна и Юпитера.

75.Ньютон также вычислил фигуру земного шара.

76.Ученому также удалось доказать то, как зависят отливы и приливы от совместного действия Луны.

77.Даже несмотря на заболевание Исаак Ньютон научную деятельность не бросал.

78.Ньютон был застенчивым и скромным.

79.Денежными средствами Ньютон никогда не вел счета.

80.С 1725 года Исаак не стал посещать службу.

81.В день похорон Ньютона объявили национальный траур.

82.Похоронен Ньютон поблизости с остальными известными личностями.

83.Мать Исаака была не слишком ученой женщиной.

84.Ньютон в детские годы был пугливым ребенком.

85.Ньютон был одинок всю свою жизнь.

86.Лишь к 24 годам Ньютону пришлось полюбить и зауважать себя.

87.Последние свои годы мужчина проводил со своей внучатой племянницей с именем Китти.

88.Ньютону удалось оставить огромный след в мировой науке.

89.В последние годы жизни Ньютон занимался богословием.

90.В 12 лет Ньютон был отправлен в пансион Кларка.

91.В веселых и шумных развлечениях одногодок Ньютон практически не участвовал.

92.В 1665 году Ньютону пришлось соревноваться с Уведалем за степень феллова в университете.

93.Будучи скромной личностью, Исаак не пытался публиковать каждый свой труд.

94.Исаак Ньютон – великий человек, заслуги которого оценены человечеством по достоинству.

95.С 2-летнего возраста Исаак Ньютон называл себя сиротой.

96.Ньютон хотел умереть.

97.Никто не сумел заменить Ньютона ни маму, ни папу.

98.Ньютон был самым лучшим учеником в школе.

99.Ни разу в жизни Исаак Ньютон не расставался с Библией.

100.Ньютон пытался сопротивляться собственной судьбе.

Ньютон. Интересные факты из биографии.1.

Болезнь Ньютона

Постоянное огромное нервное и умственное напряжение привело к тому, что в 1692 Ньютон заболел умственным расстройством. Непосредственным толчком к этому явился пожар, в котором погибли все подготавливавшиеся им рукописи. Лишь к 1694 он, по свидетельству Христиана Гюйгенса , «.начинает уже понимать свою книгу «Начала»».

Постоянное гнетущее ощущение материальной необеспеченности было, несомненно, одной из причин болезни Ньютона. Поэтому для него имело важное значение должность смотрителя Монетного двора с сохранением профессуры в Кембридже. Ревностно приступив к работе и быстро добившись заметных успехов, он был в 1699 назначен директором. Совмещать это с преподаванием было невозможно, и Ньютон перебрался в Лондон.

В конце 1703 г. Исаака Ньютона избрали президентом Королевского общества. К тому времени Ньютон достиг вершины славы. В 1705 г. его возводят в рыцарское достоинство, но, располагая большой квартирой, имея шесть слуг и богатый выезд, он остается по-прежнему одиноким. Пора активного творчества позади, и Ньютон ограничивается подготовкой издания «Оптики», переиздания «Начал» и толкованием «Священного Писани»я (ему принадлежит толкование Апокалипсиса, сочинение о пророке Данииле).

Исаак Ньютон был похоронен в Вестминстерском аббатстве. Надпись на его могиле заканчивается словам: «Пусть смертные радуются, что в их среде жило такое украшение человеческого рода». (В. И. Григорьев)

Еще об Исааке Ньютоне:

Исаак Ньютон родился в день Рождественского праздника 1642 года в деревушке Вульсторп в Линкольншире. Отец его умер еще до рождения сына. Мать Ньютона, урожденная Айскоф, вскоре после смерти мужа преждевременно родила, и новорожденный Исаак был поразительно мал и хил. Думали, что младенец не выживет. Ньютон, однако, дожил до глубокой старости и всегда, за исключением кратковременных расстройств и одной серьезной болезни, отличался хорошим здоровьем .

По имущественному положению семья Ньютонов принадлежала к числу фермеров средней руки. Первые три года жизни маленький Исаак провел исключительно на попечении матери. Но, выйдя вторично замуж за священника Смита, мать поручила ребенка бабушке, своей матери. Когда Исаак подрос, его устроили в начальную школу. По достижении двенадцатилетнего возраста мальчик начал посещать общественную школу в Грантэме. Его поместили на квартиру к аптекарю Кларку, где Исаак прожил с перерывами около шести лет. Жизнь у аптекаря впервые возбудила в нем охоту к занятиям химией, что касается школьной науки, она не давалась Ньютону. По всей вероятности, главная вина в этом случае должна быть отнесена на счет неспособности учителей. С детства будущий ученый любил сооружать разные механические приспособления — и навсегда остался, прежде всего, механиком.

Живя у Кларка, Исаак Ньютон сумел подготовиться к университетским занятиям. 5 июня 1660 года, когда Ньютону еще не исполнилось восемнадцати лет, он был принят в коллегию Троицы. Кембриджский университет был в то время одним из лучших в Европе. Здесь одинаково процветали науки филологические и математические. Ньютон обратил главное внимание на математику.

О первых трех годах пребывания Ньютона в Кембридже известно немногое. Судя по книгам университета, в 1661 году он был «субсайзером». Так назывались бедные студенты, не имевшие средств платить за учение и еще недостаточно подготовленные к слушанию настоящего университетского курса. Они посещали некоторые лекции и вместе с тем должны были прислуживать более богатым. Только в 1664 году Исаак Ньютон стал настоящим студентом, в 1665 году он получил степень бакалавра изящных искусств (словесных наук).

Его первые научные опыты связаны с исследованиями света. В результате многолетней работы Исаак Ньютон установил, что белый солнечный луч представляет собой смесь многих цветов. Ученый доказал, что при помощи призмы белый цвет можно разложить на составляющие его цвета. Изучая преломление света в тонких пленках, Ньютон наблюдал дифракционную картину, получившую название «колец Ньютона». В полной мере значимость данного открытия была осознана лишь во второй половине XIX века, когда на его основе возник спектральный анализ — новый метод, позволявший изучать химический состав даже удаленных от Земли звезд.

В 1666 году в Кембридже началась какая-то эпидемия , которую по тогдашнему обычаю сочли чумой, и Ньютон удалился в свой Вульсторп. Здесь в деревенской тиши, не имея под рукой ни книг, ни приборов, жив почти отшельнической жизнью, двадцатичетырехлетний Ньютон предался глубоким философским размышлениям. Плодом их было гениальней шее из его открытий — учение о всемирном тяготении.

Был летний день. Исаак Ньютон любил размышлять, сидя в саду, на открытом воздухе. Предание сообщает, что размышления Ньютона были пре рваны падением налившегося яблока. Знаменитая яблоня долго хранилась в назидание потомству, позднее засохла, была срублена и превращена в исторический памятник в виде скамьи.

Читайте так же:  Владимир маяковский биография интересные факты

Ньютон давно размышлял о законах падения тел, и весьма возможно что падение яблока опять навело его на размышления. Сам Ньютон писал много лет спустя, что математическую формулу, выражающую закон все мирного тяготения, он вывел из изучения знаменитых законов Кеплера .

Ньютон никогда не мог бы развить и доказать своей гениальной идеи если бы не обладал могущественным математическим методом, которого не знал ни Гук, ни кто-либо иной из предшественников Ньютона — это анализ бесконечно малых величин, известный теперь под именем дифференциального и интегрального исчислений. Задолго до Ньютона многие философы и математики занимались вопросом о бесконечно малых, но ограничились лишь самыми элементарными выводами.

В 1669 году Исаак Ньютон уже был профессором математики этого университета, унаследовав кафедру, которой руководил знаменитый математик того времени Исаак Барроу. Именно там Ньютон совершил свое первое крупное открытие. Почти одновременно с немецким математиком Лейбницем он создал важнейшие разделы математики — дифференциальное и интегральное исчисления. Но открытия Ньютона касались не только математики.

Исаак создал свой метод, опираясь на прежние открытия, сделанные им в области анализа, но в самом главном вопросе он обратился к помощи геометрии и механики. Когда именно Ньютон открыл свой новый метод, в точности неизвестно. По тесной связи этого способа с теорией тяготения следует думать. что он был выработан Ньютоном между 1666 и 1669 годами и, во всяком случае, раньше первых открытий, сделанных в этой области Лейбницем.

Возвратившись в Кембридж, Исаак Ньютон занялся научной и преподавательской деятельностью. С 1669 по 1671 год он читал лекции, в которых излагал свои главные открытия относительно анализа световых лучей, но ни одна из его научных работ еще не была опубликована. Ньютон все еще продолжал работать над усовершенствованием оптических зеркал. Отражательный телескоп Грегори с отверстием в середине, объективного зеркала не удовлетворял Ньютона. «Невыгоды этого телескопа, — говорит он, — показались мне весьма значительными, и я счел необходимым изменить конструкцию, поставив окуляр сбоку трубы».

Тем не менее в области техники телескопного дела оставалось еще много работы. И. Ньютон сначала пытался шлифовать увеличительные стекла, но после открытий, сделанных им относительно разложения световых лучей, он оставил мысль об усовершенствовании преломляющих телескопов и взялся за шлифовку вогнутых зеркал.

Сделанный Исааком Ньютоном телескоп может с полным правом считаться первым отражательным телескопом. Затем ученый сделал вручную еще один телескоп больших размеров и лучшего качества.

Об этих телескопах узнало, наконец, Лондонское королевское общество, которое обратилось к Ньютону через посредство своего секретаря Ольденбурга с просьбою сообщить подробности изобретения. В 1670 году Ньютон передал свой телескоп Ольденбургу — событие весьма важное в его жизни, так как этот инструмент впервые сделал имя Ньютона известным всему тогдашнему ученому миру. В конце 1670 года Ньютон был избран в члены Лондонского королевского общества.

В 1678 году умер секретарь Лондонского королевского общества Ольденбург, относившийся к Ньютону чрезвычайно дружески и с величайшим уважением. Место его занял Гук, хотя и завидовавший Ньютону, но невольно признававший его гений.

Надо заметить, что Гук сыграл свою роль в выдающихся открытиях Ньютона. Ньютон полагал, что падающее тело вследствие соединения его движения с движением Земли опишет винтообразную линию. Гук показал, что винтообразная линия получается лишь в том случае, если принять во внимание сопротивление воздуха и что в пустоте движение должно быть эллиптическим — речь идет об истинном движении, то есть таком, которое мы могли бы наблюдать, если бы сами не участвовали в движении земного шара.

Проверив выводы Гука, Ньютон убедился, что тело, брошенное с достаточной скоростью, находясь в то же время под влиянием силы земного тяготения, действительно может описать эллиптический путь. Размышляя над этим предметом, Ньютон открыл знаменитую теорему, по которой тело, находящееся под влиянием притягивающей силы, подобной силе земного тяготения, всегда описывает какое-либо коническое сечение, то есть одну из кривых, получаемых при пересечении конуса плоскостью (эллипс, гипербола, парабола и в частных случаях круг и прямая линия).

Сверх того, Исаак Ньютон нашел, что центр притяжения, то есть точка, в которой сосредоточено действие всех притягивающих сил, действующих на движущуюся точку, находится в фокусе описываемой кривой. Так, центр Солнца находится (приблизительно) в общем фокусе эллипсов, описываемых планетами.

Достигнув таких результатов, Ньютон сразу увидел, что он вывел теоретически, то есть исходя из начал рациональной механики, один из законов Кеплера, гласящий, что центры планет описывают эллипсы и что в фокусе их орбит находится центр Солнца. Но Ньютон не удовольствовался этим основным совпадением теории с наблюдением. Он хотел убедиться, возможно ли при помощи теории действительно вычислить элементы; планетных орбит, то есть предсказать все подробности планетных движений?

Желая убедиться, действительно ли сила земного тяготения, заставляющая тела падать на Землю, тождественна силе, удерживающей Луну в ее орбите, Исаак Ньютон стал вычислять, но, не имея под рукой книг, воспользовался лишь самыми грубыми данными. Вычисление показало, что при таких числовых данных сила земной тяжести больше силы, удерживающей Луну в ее орбите, на одну шестую и как будто существует некоторая причина, противодействующая движению Луны.

Как только Ньютон узнал об измерении меридиана, произведенном французским ученым Пикаром, он тотчас произвел новые вычисления и к величайшей радости своей убедился, что его давнишние взгляды совершенно подтвердились. Сила, заставляющая тела падать на Землю, оказалась совершенно равной той, которая управляет движением Луны.

Этот вывод был для Исаака Ньютона высочайшим торжеством. Теперь вполне оправдались его слова: «Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении». Все его глубокие гипотезы, многолетние вычисления оказались верными. Теперь он вполне и окончательно убедился в возможности создать целую систему мироздания, основанную на одном простом и великом начале. Все сложнейшие движения Луны, планет и даже скитающихся по небу комет стали для него вполне ясными. Явилась возможность научного предсказания движений всех тел Солнечной системы, а быть может, и самого Солнца, и даже звезд и звездных систем.

В конце 1683 года Исаак Ньютон, наконец, сообщил Королевскому обществу основные начала своей системы, изложив их в виде ряда теорем о движении планет. Свои основные выводы Ньютон представил в фундаментальном труде под названием «Математические начала натуральной философии». До конца апреля 1686 года первые две части его книги были готовы и посланы в Лондон.

В области механики Ньютон не только развил положения Галилея и других ученых, но и дал новые принципы, не говоря уже о множестве замечательных отдельных теорем. По словам самого Ньютона, еще Галилей установил начала, названные Ньютоном «двумя первыми законами движения». Ньютон формулирует эти законы так:

I. Всякое тело пребывает в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока на него не подействует какая-либо сила и не заставит его изменить это состояние.

II. Изменение движения пропорционально движущей силе и направлено по прямой, по которой действует данная сила.

Сверх этих двух законов Исаак Ньютон сформулировал еще третий закон движения, выразив его так:

III. Действие всегда равно и прямо противоположно противодействию, то есть действия двух тел друг на друга всегда равны и направлены в противоположные стороны.

Установив общие законы движения Ньютон вывел из них множество следствий и теорем, позволивших ему довести теоретическую механику до высокой степени совершенства. С помощью этих теоретических начал он подробно выводит свой закон тяготения из законов Кеплера и затем решает обратную задачу, то есть показывает, каково должно быть движение планет, если признать закон тяготения за доказанный

Открытие Исаака Ньютона привело к созданию новой картины мира, согласно которой все планеты, находящиеся друг от друга на колоссальных расстояниях, оказываются связанными в одну систему. Этим законом Ньютон заложил начало новой отрасли астрономии — небесной механики, которая сегодня изучает движение планет и позволяет рассчитывать их положение в пространстве.

Ньютон смог рассчитать орбиты, по которым движутся спутники Юпитера и Сатурна, а пользуясь этими данными, определить, с какой силой Земля притягивает Луну. В свою очередь все эти данные будут использованы при будущих околоземных космических полетах.

Дальнейшие исследования Ньютона позволили ему определить массу и плотность планет и самого Солнца. Ньютон показал, что плотность Солнца вчетверо менее плотности Земли, а средняя плотность Земли приблизительно равна плотности гранита и вообще самых тяжелых каменных пород. Относительно планет И.Ньютон установил, что наиболее близкие к Солнцу планеты отличаются наибольшею плотностью.

Далее Исаак Ньютон приступил к вычислению фигуры земного шара. Он показал, что Земля имеет сфероидальную форму, а именно представляет как бы шар, расширенный у экватора и сплюснутый у полюсов.

Ученый доказал зависимость приливов и отливов от совместного действия Луны и Солнца на воды морей и океанов

Что касается собственно так называемой «небесной механики», Ньютон продвинул и создал эту науку, так как до него существовал лишь ряд эмпирических данных. Весьма любопытна данная Ньютоном теория движения комет, которую он считал недостаточно разработанной и напечатал лишь по настоянию Галлея. Благодаря расчетам Ньютона, Галлей смог предсказать появление огромной кометы, которая действительно появилась на небосводе в 1759 году. Она была названа кометой Галлея.

В 1842 году известный немецкий астроном Бессель на основе закона Ньютона предсказал существование невидимого спутника у звезды Сириус. Открытие этого спутника через 10 лет явилось доказательством того, что закон всемирного тяготения не только действует в Солнечной системе, но и является одним из общих законов вселенной.

В 1688 году Исаак Ньютон был избран в парламент, хотя и незначительным большинством голосов, и заседал в так называемом Конвенте впредь до его роспуска.

В 1689 году Ньютона постигло семейное горе — умерла от тифа его мать. Извещенный о ее болезни, он испросил в парламенте отпуск и поспешил к ней. Целые ночи проводил великий ученый у постели матери, сам давал ей лекарства и приготовлял горчичники и мушки, ухаживая за больной как самая лучшая сиделка. Но болезнь оказалась роковою. Смерть матери глубоко огорчила Ньютона и, быть может, немало способствовала сильной нервной раздражительности, проявившейся у него несколько позднее болезни.

Но и после своей болезни Исаак Ньютон продолжал научную работу, хотя и не с прежней интенсивностью. Он окончательно разработал теорию движения Луны и подготовил повторные издания своего бессмертного труда, в которых сделал много новых, весьма важных дополнений. После болезни он создал свою теорию астрономической рефракции, то есть преломления лучей светил в слоях земной атмосферы. Наконец, после болезни Исаак Ньютон решил несколько весьма трудных задач, предложенных другими математиками.

Ньютону было уже за пятьдесят лет. Несмотря на свою огромную славу и блестящий успех его книги (издание принадлежало не ему, а Кородевскому обществу), Ньютон жил в весьма стесненных обстоятельствах, а иногда просто нуждался: случалось, что он не мог уплатить пустячного членского взноса. Жалованье его было незначительно, и Ньютон тратил все, что имел, частью на химические опыты, частью на помощь своим родственникам, он помогал даже своей старинной любви — бывшей мисс Сторей.

В 1695 году материальные обстоятельства Ньютона изменились. Близкий друг и поклонник Ньютона Чарльз Монтегю, молодой аристократ, лет на двадцать моложе Ньютона, был назначен канцлером казначейства. Заняв этот пост, Монтегю занялся вопросом об улучшении денежного обращения в Англии, где в то время, после ряда войн и революций, было множество фальшивой и неполновесной монеты, что приносило огромный ущерб торговле. Монтегю вздумал перечеканить всю монету.

Чтобы придать наибольший вес своим доказательствам, Монтегю обратился к тогдашним знаменитостям, в том числе и к Ньютону. И ученый не обманул ожиданий своего друга. Он взялся за новое дело с чрезвычайным усердием и вполне добросовестно, причем своими познаниями в химии и математической сообразительностью оказал огромные услуги стране. Благодаря этому трудное и запутанное дело перечеканки было удачно выполнено в течение двух лет, что сразу восстановило торговый кредит.

Вскоре после того Исаак Ньютон из управляющего монетным двором был сделан главным директором монетного дела и стал получать 15 тысяч рублей в год и эту должность он занимал до самой смерти. При чрезвычайно умеренном образе жизни Ньютона из жалованья у него образовался целый капитал.

В 1701 году Исаак Ньютон был избран членом парламента, а в 1703 году стал президентом английского Королевского общества. В 1705 году английский король возвел Ньютона в рыцарское достоинство.

Ньютона отличали скромность и застенчивость. Он долго не решался опубликовать свои открытия, и даже собирался уничтожить некоторые из глав своих бессмертных «Начал». «Я только потому стою высоко, — сказал Ньютон, — что стал на плечи гигантов».

Доктор Пембертон, познакомившийся с Ньютоном, когда последний был уже стар, не мог надивиться скромности этого гения. По его словам, Исаак Ньютон был чрезвычайно приветлив, не имел ни малейшей напускной эксцентричности и был чужд выходкам, свойственным иным «гениям». Он отлично приспосабливался ко всякому обществу и нигде не обнаруживал ни малейшего признака чванства. Зато и в других Ньютон не любил высокомерно-авторитетного тона и особенно не терпел насмешек над чужими убеждениями.

Ньютон никогда не вел счета деньгам. Щедрость его была безгранична. Он говаривал: «Люди, не помогавшие никому при жизни, никогда никому не помогли». В последние годы жизни Ньютон стал богат и раздавал деньги, но и раньше, когда даже сам нуждался в необходимом, он всегда поддерживал близких и дальних родственников. Впоследствии Исаак Ньютон пожертвовал крупную сумму приходу, в котором родился, и часто давал стипендии молодым людям. Так, в 1724 году он назначил стипендию в двести рублей Маклорену, впоследствии знаменитому математику, отправив его за свой счет в Эдинбург в помощники к Джемсу Грегори.

Читайте так же:  Как называется безбилетный пассажир

С 1725 года Ньютон перестал ходить на службу.

Исаак Ньютон скончался 31 марта 1727 года, в Лондоне, в Англии во время эпидемии чумы . В день его похорон был объявлен национальный траур. Похоронен в Вестминстерском аббатстве, рядом с другими выдающимися людьми Англии. (Самин Д. К. 100 великих ученых. — М.: Вече, 2000)

Законы Ньютона и их применение. 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9

Материал излагается, опираясь на учебник А.В.Перышкина и Е.М.Гутника «Физика 9 класс», тематическое и поурочное планирование к учебнику, а также используя занимательные материалы к урокам в 9 классе под редакцией А.И.Сёмке.

Объем учебного материала данного урока соответствует времени одного урока и познавательным возможностям учащихся. Во время урока применялись различные методы обучения: учащиеся слушают учителя, приводят свои примеры, участвуют в обсуждении демонстрационного эксперимента, сами проводят фронтальный эксперимент, участвуют в диалоге по обобщению изученного материала, тем самым продолжая работу по развитию у учащихся коммуникативных способностей.

На уроке использовалась связь физики с литературой, и домашнее задание было направлено на поддержание этой связи и привитие интереса к предмету.

Также на уроке сообщалась информация для общего развития: например, ученики узнали, об учении Аристотеля, некоторые факты из биографии Ньютона.

Были соблюдены основные принципы обучения: последовательность, доступность, наглядность, активность, научность.

Вид учебного занятия: урок-повторение пройденного материала.

Цель занятия: обобщить и закрепить знания, полученные при изучении законов Ньютона, научить видеть проявление изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся сведениями из истории жизни великих учёных.

Задачи урока:

  • содействие развитию у школьников умений использовать полученные методы познания мира – наблюдения, гипотеза, эксперимент, теория;
  • развитие у учащихся коммуникативных способностей – вести беседу, вступать в – дискуссию, работать парами;
  • продолжить работу по формированию умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения;
  • создавать условия для развития у школьников умения формулировать проблему, предлагать пути ее решения.

Оборудование: две легкоподвижные тележки и длинный шарф; динамометры лабораторные; набор оборудования L-микра по механике; внутренний стакан калориметра, спичечный коробок и линейка; шар и лист бумаги.

Эпиграф к уроку: Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше! (Исаак Ньютон)

– Механика – очень важный раздел физики. В настоящее время вы познакомились с двумя ее подразделами: кинематикой и динамикой. Законы, изученные в механике, позволяют объяснять как движение тел, окружающих нас на Земле, так и движение тел во Вселенной. Сегодня мне бы хотелось вместе с вами повторить, что вам известно по этим разделам и применить ваши знания для объяснения некоторых опытных фактов и задач. Поэтому тема нашего урока-повторения «Законы Ньютона их практическое применение».
Так как на предыдущих уроках у вас уже появились основные записи в тетрадях, сегодня мы будем записывать только решение некоторых задач на тех листах, что приготовлены у вас на партах.
Люди очень давно задумались над систематизацией знаний и вывода законов движения тел. Все началось до нашей эры и большая заслуга в этом принадлежит Аристотелю. Я знаю, что к этому уроку вы подготовили дополнительный материал об этом ученом. Я передаю вам слово
Давайте обратим внимание на основной принцип динамики Аристотеля: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого».

– Ребята, а как считаете вы? (Ответы учащихся)
– Проверим ваши гипотезы: заставим двигаться шар по поверхности стола. Каким будет его движение? Изменяется ли его скорость? Какие действия привели к этому? А если эти действия совсем убрать?

Вывод: не всегда другое тело может быть причиной движения.

– Давайте вспомним, какой закон Ньютона утверждает это (1 закон Ньютона, его формулировка).
– Я знаю, что ребята подготовили интересные факты из жизни Исаака Ньютона. Предлагаю послушать их сообщения и что-то взять себе на заметку.
– Вернемся к нашему выводу и подумаем: если сила не является причиной движения, то, что она тогда вызывает? (ответы учащихся).

Вывод: сила является причиной ускорения, она определяет величину и направление ускорения.

– Теперь вспомним, как зависит ускорение от силы? (Ответы учащихся: ускорение пропорционально действующей силе).
– Предлагаю вам проверить данную зависимость с использованием следующей установки: имеется наклонная плоскость, каретка и электронный секундомер. Каретку будем пускать из состояния покоя, измеряя путь и время, и каждый раз вычислять ускорение (напомните мне формулу из кинематики как найти ускорение, зная путь и время, при условии, что тело движется без начальной скорости – ). Величину силы на данном этапе в этой задачи мы точно определить не сможем, мы ее будем только изменять (предложите как?). Все выводы и значения мы запишем в тетрадь, заполнив вот эту таблицу:

№ опыта

a, м/с 2

Вывод: мы еще раз с вами подтвердили на опыте, что с изменением силы изменяется ускорение.

– Но только ли от силы зависит ускорение? (Ответы учащихся).
– Что характеризует масса? Давайте обратимся к опыту. Для изменения скорости движения любому телу требуется действие силы в течение какого-то промежутка времени. Если этот промежуток слишком мал, то тело не успевает изменить скорость движения. Я предлагаю это пронаблюдать на следующих опытах: спичечный коробок, стакан, линейка – если резко выбить коробок из-под стакана, то стакан останется на месте; лист бумаги с шаром – резко выдергиваем лист и шар остается в покое; стакан, картонка, груз – резко выдергиваем картон и груз падает в стакан.

Вывод: свойство тел, заключающееся в том, что для изменения скорости тела требуется время, называется инертностью.

– Это такое свойство у тел «откликаться» определенным ускорением на действие, подобно тому, как вы отзываетесь на свое имя, но этот отклик зависит от самого тела (кто-то реагирует быстрее, кто-то медленнее).
– Исходя из наших рассуждений, можно сделать вывод, что ускорение зависит не только от силы, но еще и от массы.
– Давайте вспомним, какой закон Ньютона утверждает это (2 закон Ньютона, его формулировка).
– В ходе нашей сегодняшней беседы у меня возник вопрос, при какой силе движение будет с постоянным ускорением? Должна ли она изменяться или остается постоянной? (Ответы учащихся).

Вывод: движение будет равноускоренным, если сила остается постоянной, а если изменяется значение силы или ее направление, то движение будет переменным.

– Ребята, под силой, сообщающей телу ускорение понимают равнодействующую всех сил, действующих на тело, т.к. оно одновременно может взаимодействовать с несколькими телами. Таким образом, равнодействующая сила – это геометрическая сумма всех сил.
– Я предлагаю дома прокомментировать с точки зрения физики строки басни Крылова «Лебедь, рак и щука» «…а воз и ныне там…», когда лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду. Возможно ли такое, если да, то когда?

– А сейчас, чтобы проверить, как вы запомнили и уяснили второй закон Ньютона, я предлагаю решить графическую задачу.

– На рисунке представлен график зависимости проекции скорости от времени. Объясните, в какие промежутки времени сумма всех сил, действующих на тело: а) равна нулю; б) не равна нулю. Как была направлена сила по отношению к скорости движения в промежутках времени от 0 до 2с и от 5с до 8с? Рассчитать силу, действующую на каждом участке, при условии, что масса тела 5 кг. (Решение задачи на доске).

Вывод: на примере этой задачи мы еще раз убедились, что направление силы и скорости движения совпадает не всегда, но ускорение всегда направлено в сторону действия силы. Это еще раз подтверждает, что сила определяет не скорость, а ее изменение.

– Ребята, давайте прервемся на рекламную паузу, немного отдохнем, покатаемся на чудо-роликах, а заодно вспомним еще один закон Ньютона. Предлагаю встать на легкоподвижные тележки двух молодых людей и взяться за шарф. Один будет катать другого. Ладно, ты (1 ученик) катаешь (2 ученик), а сам-то ты куда поехал? Почему? Какой закон это объясняет? (3 закон Ньютона, его формулировка).
– Предлагаю его проверить самим экспериментально, работая, в парах друг с другом. Соединяем динамометры, и один тянет другого. Обратите внимание на возникшие силы? Какие они? Какими особенностями обладают? (Вспоминаем с учащимися 5 особенностей, которые должны быть прописаны в 3 законе Ньютона: силы появляются только парами, одной природы, приложены к разным телам, равны по модулю, направлены в противоположные стороны вдоль одной прямой).
– Ребята, (имя ученика) отталкивается от Земли с силой 30 Ньютонов, а как вы считаете, Земля (имя ученика) отталкивает? А с какой силой?
– Может кто-нибудь из вас вспомнит мне народную формулировку 3 закона Ньютона? Это пословица, очень известная – как аукнется, так и откликнется.

– Все свои законы Ньютон впервые изложил в труде «Математические начала натуральной философии». Послушаем, что это за научный труд ученого.

– Мы славно потрудились сегодня. Подведем итог. Закрепление материала пройдет в форме популярной игры «Детектор лжи». А выигрышным призом будут те отметки, которые вы получите за эту работу. Я читаю утверждения, если вы считаете, что это правда, то клеточку с его номером оставляете пустой, если ложью – то зачеркиваете. Как и в любой игре, в нашей есть свои правила: а) я читаю утверждения только один раз; б) любое исправление приравнивается к ошибке; в) за 9 правильных ответов – «5», 7-8 – «4», 5-6 – «3».

Детектор лжи:

  1. Если действий со стороны других тел на данное тело нет или они скомпенсированы, то тело может покоиться, двигаться с постоянной скоростью или двигаться с постоянным ускорением. (–)
  2. Фформулировка 1 закона Ньютона: существуют системы отсчета, называемые инерциальными, относительно которых свободные тела движутся равномерно и прямолинейно. (+)
  3. Тело, на которое не оказывают воздействие другие тела, называется свободным. (+)
  4. Иинертность – это физическое явление, заключающееся в том, что тело стремиться сохранять свою скорость. (–)
  5. Масса – это скалярная величина, характеризующая инертность тела. (+)
  6. Инерция – это свойство тел сохранять свою скорость. (–)
  7. Второй закон Ньютона: произведение массы на ускорение равно сумме действующих на тело сил. (+)
  8. 3 закон Ньютона: силы, с которыми тела действуют друг на друга, не одной природы, равны по модулю и направлены по одной прямой в противоположные стороны. (–)
  9. Направление силы совпадает с направлением скорости (–)

– На обратной стороне я попрошу вас дать оценку сегодняшнему уроку – выбрать тот рисунок, который соответствует вашему настроению.
– А я в свою очередь дам оценку вашей работы на уроке. Мне было очень приятно работать с вами. Я хотела бы отдельно оценить следующих ребят:…, предлагаю за работу на уроке поставить «5», «4».
– Предлагаю посмотреть, что нам ответил детектор лжи.

Законы Ньютона упрощенная версия

Когда задаешь человеку вопрос про законы Ньютона, в 90% случаев можно получить примерно такой ответ: “Че то слышал на физике, вроде их несколько”. Поэтому в данной статье попробуем разобраться в их количестве и надобности.

Суть первого закона Ньютона в том, что если на тело не действуют никакие силы, либо сумма всех сил равна нулю, то тело покоится или движется с постоянной скоростью. Состояние покоя можно рассматривать как движение с постоянной скоростью, причем эта скорость равна нулю. Нулевую скорость можно легко понять, если посмотреть на спидометр автомобиля, который стоит на месте, стрелка спидометра будет показывать 0 км/ч. Таким образом, можно записать формулу Fравнодействующая = 0.

Например, человек сидит на стуле, в этом случае на человека действует две силы: сила тяжести (тянет вниз) и сила реакции опоры (в стуле возникает сила, не позволяющая ему развалиться под человеком, которая направлена вверх), в итоге человек может сидеть на стуле, не проваливаясь через него.

Другим примером является спускающийся на парашюте парашютист. В этом случае вниз действует сила тяжести, а вверх сила натяжения строп парашюта, которая возникает из-за того, что на купол парашюта действует сила сопротивления воздуха. Поэтому он спускается вниз с постоянной скоростью.

Суть второго закона Ньютона в том, что если сумма всех сил, действующих на тело (равнодействующая всех сил), не равна нулю, то тело будет двигаться с ускорением. Причем, величина ускорения будет обратно зависеть от массы данного тела (чем больше масса, тем меньше ускорение при действии одинаковой силы). Это следует понимать так: если вы пнете правой ногой сначала футбольный мяч, а потом – шар для боулинга, то мяч получит большее ускорение и улетит дальше, хотя мяч для боулинга тоже покатится, но медленно. В этом случае формула будет записана в виде: Fравнодействующая = ma (m – масса, a – ускорение).

Например, человек сидел на стуле, наслаждаясь действием первого закона Ньютона, но внезапно ножка стула подкосилась (сломалась). Человек во время полета до уровня пола будет ощущать всю прелесть следующего по счету (второго) закона Ньютона, так как теперь стала действовать только сила тяжести, которая не равна нулю. (Fравнодействующая = Fт = ma).

В качестве второго примера мы не будем представлять полет парашютиста без парашюта.

А вот третий закон обычно самый любимый: сила действия равна силе противодействия. И, хотя он самый любимый, обычно никто не понимает как такое может быть, что Земля притягивает Луну с такой же силой, как и Луна притягивает Землю (обычно Земля тянет сильнее). Но тогда ответьте на вопрос, почему, если Земля тянет сильнее, то Луна не падает на нашу родную планету, а постоянно находится на одном расстоянии? Особо продвинутые могут заявить, что Луна отдаляется от Земли со скоростью 4 см в год, но это связано с энергией вращения нашей планеты. Хотя какая разница в этом отдалении, если расстояние между Луной и Землей составляет 384 400 км. Гарантирую, в ближайшую тысячу лет она никуда не денется =).

В качестве примера можно провести эксперимент: подойти к стене и ударить в нее кулаком. По третьему закону Ньютона кулак почувствует боль из-за силы противодействия стены на кулак, которая будет абсолютно такой же как и сила удара.

Законы Ньютона – это важнейшие законы классической механики, которые позволяют записать уравнения движения тела под действием сил. Без них невозможно было бы сконструировать подъемный кран или построить ракету. Во всем, что движется на нашей планете они применимы.

Читайте так же:  Как называется вытяжка из растения

Интересные факты о Ньютоне

Ньютон относится к числу величайших учёных-физиков в истории человечества. Его работы на двести лет определили развитие современного естествознания. Они стали его эталоном и долгое время были непревзойдёнными по степени обобщения.

Создание теории относительности не перечеркнуло ньютоновскую концепцию, как часто ошибочно думают, а лишь сделало её своим частным случаем. Но что мы знаем о самом исследователе?

Ньютон и яблоко

Говорить о Ньютоне и не затронуть вездесущую, кочующую из источника в источник легенду о падении яблока на голову просто нельзя. Очевидно, что никаким объяснением создания теории тяготения это быть не может. Хотя бы потому, что все вообще люди когда-нибудь получали удар по голове чем-то падающим, а закон тяготения создан лишь одним из них.

Заметим, что некоторое реальное содержание в легенде всё же есть. Ньютон наблюдал падение яблока со стороны, о чём сам рассказывал своим биографам как о движущем мотиве в его размышлениях по поводу гравитации. Но именно как мотиве: закон всемирного тяготения в законченном виде появился спустя два десятилетия.

Интересный факт о Исааке Ньютоне: на первом логотипе корпорации Apple была изображена сцена с падающим яблоком. Ньютон находится возле яблони, с которой вот-вот сорвётся зрелый плод. Однако для логотипа в этом изображении чересчур много мелких деталей и потому не прошло и года, как появилась всем привычная версия.

Жизнь Исаака Ньютона

Интересный факт из биографии Исаака Ньютона: он родился очень болезненным ребенком, был на волос от смерти. Но преодолев недуг, Исаак больше никогда в жизни не болел.

Его отец был богатым фермером, однако до рождения сына не дожил. Имя Исаак получил в честь своего отца.

Исаак интересовался устройством мира с малого возраста. В младших классах он был чемпионом по прыжкам в длину, а помогал ему в этом — ветер! Он понял, что по ветру прыгать получается дальше и пользовался этим. Позже им была написана научная работа и просчитано влияние силы ветра на длину прыжка в футах.

С малого возраста он занимался изобретательством. Построенный им игрушечный ветряк завораживал не только детей, но и взрослых. Позже, в подростковом возрасте, он собрал водяные часы. Их точность была невероятна и уже через месяц эти часы использовались как эталон измерения времени в семье.

В 1665 году в Англии бушевала чума и Ньютон был вынужден бросить учебу и вернуться в свое родное село. Мать пыталась увлечь Исаака фермерством, но безуспешно. Ньютон остался верен науке.

Детей у Исаака Ньютона не было. Более того, он никогда не был женат, все свою жизнь посвящая науке.

Интересные факты о работах Ньютона

Исаак Ньютон был не только физиком-теоретиком, но и работником британского монетного двора. Ему удалось решить проблему, которая ставила в тупик других монетчиков. Ценность металлических денег определялась сообразно содержанию в них основного металла. Находились ловкие «умельцы», срезавшие небольшие кусочки по краям официальных монет и делавшие из них новые.

Учёный предложил сделать в крайних частях монеты небольшие линии, которые исключают возможность стёсывать или спиливать края незаметно. Так появился гурт, который по сей день используется в денежном деле.

Считается, что именно Ньютон был человеком, который определил 7 основных цветов радуги. Хотя изначально их было всего пять (красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый), он стремился сопоставить цифры с нотами и добавил еще 2 цвета. Так мы получили 7 цветов радуги, о которых он писал в своей книге «Оптика».

Исаак Ньютон не боялся ставить эксперименты на самом себе. Доказывая, что мы видим окружающим мир благодаря давлению света на сетчатку глаза, он тонким зондом прошел сквозь зрачок и надавил на глазное дно. При этом он чуть не потерял зрение, однако яркие вспышки и цветные круги перед глазами доказали его правоту.

Ньютон занимался исследованиями не только в физике. Кроме создания классической механики, которая сама по себе уже делает его имя бессмертным, Исаак Ньютон сформировал теорию цвета, создал интегральное и дифференциальное исчисление в математике.

Еще одним интересным фактом о Исааке Ньютоне была его работа в правительстве. Как известно, он заседал в парламенте и был крайне немногословен. Точнее он говорил всего раз за годы своей службы. Когда он попросил дать ему слово, присутствующие затихли в ожидании. А он попросил закрыть окно, потому что сквозняк мешает ему думать.

Склонности исследователя обозначились у него уже в детстве, когда будущий великий физик и математик усердно работал над простейшими техническими приспособлениями. Он стал первым человеком, которого посвятили в рыцари за научную работу, а не за государственную или военную службу.

Будучи физиком он много внимания уделял религии. Он плотно занимался поиском бога и писал свой «Великий труд», который по его мнению должен был изменить судьбы людей. Но пожар в его доме унес с собой все религиозные труды Исаака.

Гранты мэра Москвы в сфере культуры и искусства получили 100 детей

Синоптики сообщили об аномально теплой погоде в Москве 5 октября

Василий Лановой рассказал о своем самочувствии

Каким смартфонам грозит отключение от Интернета и как этого избежать

Мария Бутина назвала свое заключение в тюрьме США пыткой

Убитый брат главы центра «Э» по Ингушетии работал в столице врачом

Подозреваемый рассказал, зачем убил ребенка в детском саду

31 октября 17:33

Алла Пугачева: Теперь если выступлю, то только в 80

Почему нельзя отвечать «да» при звонке с неизвестного номера

Водители Новой Москвы сняли бегущего по проезжей части оленя

Врач-диетолог перечислила продукты, ухудшающие настроение

5 интересных фактов из биографии Исаака Ньютона

4 января 1643 года родился Исаак Ньютон — английский физик, математик и астроном, один из создателей классической физики.

Исаак Ньютон. Портрет кисти Готфрида Кнеллера

Ньютон – автор фундаментального труда »Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Он разработал дифференциальное и интегральное исчисление, теорию цвета и многие другие математические и физические теории.

Исаак Ньютон родился в деревне Вулсторп (графство Линкольншир), в семье зажиточного фермера. Факт рождения под Рождество Ньютон считал особым знаком судьбы. В детстве Ньютон, по отзывам современников, был молчалив, замкнут, любил читать и мастерить технические игрушки: солнечные и водяные часы, мельницу.

В возрасте 18 лет Ньютон приехал в Кембридж. Согласно уставу, ему устроили экзамен на знание латинского языка, после чего сообщили, что он принят в Тринити-колледж Кембриджского университета. С этим учебным заведением связаны более 30 лет жизни Ньютона. Здесь с 1663 года он слушает лекции Исаака Барроу, крупного математика, будущего друга и учителя. Здесь же он сделал первое значительное математическое открытие: »Биноминальное разложение для произвольного рационального показателя».

Научной опорой и вдохновителями Ньютона были физики: Галилей, Декарт и Кеплер. Ньютон завершил их труды, объединив в универсальную систему мира. В студенческой записной книжке Ньютона есть программная фраза: «В философии не может быть государя, кроме истины… Мы должны поставить памятники из золота Кеплеру, Галилею, Декарту и на каждом написать: »Платон — друг, Аристотель — друг, но главный друг — истина».

Проведя ряд остроумных оптических экспериментов, он доказал, что белый цвет есть смесь цветов спектра. Но самым значительным его открытием в эти годы стал закон всемирного тяготения. Общеизвестна легенда о том, что закон тяготения Ньютон открыл, наблюдая падение яблока с ветки дерева. Впервые »яблоко Ньютона» мельком упомянул биограф Ньютона Уильям Стьюкли (книга »Воспоминания о жизни Ньютона», 1752 год): »После обеда установилась тёплая погода, мы вышли в сад и пили чай в тени яблонь. Он (Ньютон) сказал мне, что мысль о гравитации пришла ему в голову, когда он точно так же сидел под деревом. Он находился в созерцательном настроении, когда неожиданно с ветки упало яблоко. »Почему яблоки всегда падают перпендикулярно земле?» — подумал он».

Популярной легенда стала благодаря Вольтеру. Открытия Ньютона были опубликованы на 20-40 лет позже, чем были сделаны. Он не гнался за славой, он писал: »Я не вижу ничего желательного в славе, даже если бы я был способен заслужить её. Это, возможно, увеличило бы число моих знакомых, но это как раз то, чего я больше всего стараюсь избегать». Свой первый научный труд (октябрь 1666 года), излагавший основы анализа, он не стал публиковать, его нашли лишь спустя 300 лет.

Конец 1670-х годов был печален для Ньютона. В мае 1677 года неожиданно умер 47-летний Барроу. Зимой этого же года в доме Ньютона возник сильный пожар, и часть рукописного архива сгорела. В 1679 году тяжело заболела мать Анна. Ньютон, оставив все дела, приехал к ней, принимал активное участие в уходе за больной, но состояние матери быстро ухудшалось, и она умерла. Мать и Барроу были в числе немногих людей, скрашивавших его одиночество.

В 1687 году был опубликован его труд »Математические начала». Уровень этого труда был несопоставим с работами его предшественников. В нём отсутствует аристотелева или декартова метафизика, с её туманными рассуждениями и неясно сформулированными критериями. Метод Ньютона — создание модели явления. Такой подход, начало которому было положено Галилеем, означал конец старой физики. Качественное описание природы уступило место количественному. На этой основе были сформулированы три закона механики.

В 1704 году вышла в свет монография »Оптика», определившая развитие этой науки до начала XIX века. В 1705 году королева Анна возвела Ньютона в рыцарское достоинство. Впервые в английской истории звание рыцаря было присвоено за научные заслуги. В эти же годы вышел сборник его математических работ »Универсальная арифметика». Приведенные в ней численные методы ознаменовали рождение новой дисциплины — численного анализа. С работами Ньютона связана новая эпоха в физике и математике. Он завершил начатое Галилеем – создание теоретической физики.

Параллельно с изысканиями, закладывавшими фундамент нынешней научной (физической и математической) традиции, Ньютон, как и многие его коллеги, много времени уделял алхимии, а также богословию. Книги по алхимии составляли десятую часть его библиотеки. Однако, никаких трудов по химии или алхимии он не публиковал.

В 1725 году здоровье Ньютона начало заметно ухудшаться, и он переселился в Кенсингтон неподалёку от Лондона, где и скончался ночью, во сне, 31 марта 1727 года. По указу короля он был похоронен в Вестминстерском аббатстве. Надпись на могиле Ньютона гласит: »Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, который с почти божественной силой разума первый объяснил с помощью своего математического метода движения и форму планет, пути комет и приливы океанов. Он был тем, кто исследовал различия световых лучей и проистекающие из них различные свойства цветов, о которых прежде никто и не подозревал. Прилежный, хитроумный и верный истолкователь природы, древности и Святого Писания, он утверждал своей философией величие всемогущего творца, а нравом насаждал требуемую евангелием простоту. Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого».

«Вечерняя Москва» предлагает читателям пять интересных фактов из жизни гениального учёного.

1. Исаак Ньютон, как известно, был членом палаты лордов, и заседания палаты посещал самым регулярным образом. Однако на протяжении многих лет он не проронил ни слова на заседаниях. Все замерли, когда, наконец, великий ученый вдруг попросил слова. Все ожидали услышать грандиозную речь, но Ньютон в гробовой тишине провозгласил: »Господа, я прошу закрыть окно, иначе я могу простудиться!»

2. В последние годы своей жизни Исаак Ньютон серьёзно взялся за богословие и под большим секретом писал собственную книгу, о которой высказывался, как о самом великом и важном своем труде. Он считал, что этот труд сможет решительным образом изменить жизнь людей. Кто знает, какой бы была эта книга, но по вине любимой собаки Ньютона, которая опрокинула лампу, случился пожар. В результате кроме самого дома и всего имущества сгорела и рукопись.

3. Во времена Ньютона ценность монет была эквивалентна содержащемуся в них количеству металла. В связи с этим существовала проблема — мошенники срезали небольшие кусочки металла с краёв, чтобы делать из них новые монеты. Решение проблемы предложил Исаак Ньютон. Его идея была очень простой — прорезать на краях монеты маленькие линии, из-за которых стёсанные края были бы сразу заметны. Эта часть на монетах оформляется таким образом и по сей день и носит название гурт.

4. Исаак Ньютон интересовался многими аспектами не только физики, но и других наук, и не боялся проводить некоторые эксперименты на себе. Свою догадку о том, что мы видим окружающий мир из-за давления света на сетчатку глаза, он проверял так: вырезал из слоновой кости тонкий изогнутый зонд, запустил его себе в глаз и надавил им на заднюю сторону глазного яблока. Возникшие цветные вспышки и круги подтвердили его гипотезу.

5. Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, по традиции в нём выделяют семь цветов. Считается, что первым выбрал число семь Исаак Ньютон. Причём первоначально, он различал только пять цветов — красный, жёлтый, зелёный, голубой и фиолетовый, о чём и написал в своей »Оптике». Но впоследствии, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, он добавил ещё два цвета.