Как называется часть колеса

Колесо автомобиля

Колесо, являясь элементом ходовой части, связывает автомобиль с дорогой. С помощью колес осуществляется движение, передаются вертикальные нагрузки от автомобиля, воспринимаются удары и колебания от дороги. Кроме того, ведущие колеса создают при контакте с дорогой тяговое усилие, управляемые колеса обеспечивают маневрирование. Таким образом, от колеса, в конечном счете, зависит управляемость и устойчивость автомобиля.

Автомобильное колесо состоит из двух составных частей – колесного диска и шины.

Колесный диск

Колесный диск служит основой для установки шины и передачи на нее вращения от оси. Конструктивно объединяет собственно диск и обод. Различают два типа колесных дисков – стальные и легкосплавные. В стальном диске обод и диск соединены между собой сваркой. Легкосплавный диск представляет единое целое.

Колесный диск закрепляется на оси колеса с помощью ступицы. Крепление может быть болтовое (легковые автомобили) или шпилечное (грузовые автомобили). Для соединения в диске выполнение несколько (4-6 у легковых автомобилей) крепежных отверстий. Объем внутренней части диска определяет конструкцию применяемого тормозного механизма.

Обод служит для соединения шины с диском. Обод имеет сложную поперечную форму, которая обеспечивает установку шины соответствующего размера. Обод легковых автомобилей имеет утопленный центр, слева и справа от которого последовательно располагаются кольцевой выступ (hump, хамп), полка и борт (закраина).

Кольцевой выступ фиксирует шину на ободе. На полке располагается борт шины. Посадка шины осуществляется в основном на внешнюю полку, но есть конструкции колес с внутренней полкой (шина охватывает обод). Полка может иметь три размера: стандартный, плоский и расширенный (используется в системе Run Flat). Полка плавно переходит в борт, который в профиле имеет различную форму. Наиболее распространены J-образные борта.

Колесный диск характеризуется следующими основными параметрами:

  • ширина обода (расстояние между полками);
  • диаметр диска (измеряется по уровню полок);
  • вылет (выступ) колеса (расстояние от воображаемого центра диска до плоскости контакта со ступицей).

Автомобильная шина

Автомобильная шина выполняет самые ответственные функции, обеспечивая сцепление автомобиля с дорогой и во многом, определяя управляемость и устойчивость автомобиля. Помимо этого шина выдерживает вес автомобиля.

На легковые автомобили устанавливают в основном бескамерные шины, т.е. шины которые имеет только покрышку. Герметичность бескамерной шины достигается за счет конструкции покрышки. Бескамерная шина (покрышка) состоит из нескольких связанных элементов: каркаса, брекера, протектора, боковины и борта.

Каркас является силовой частью шины. Он воспринимает внутреннее давление воздуха, а также передает давление от внешних сил. Каркас состоит из нескольких (от 1 до 10) слоев прорезиненного корда. Нити корда изготавливаются из синтетического волокна, стекловолокна или стали (металлокорд). Корд натянут от одного края шины до другого, т.е. радиально. Такое расположение корда снижает напряжение в нитях и обеспечивает низкое сопротивление качению. Абсолютное большинство современных автомобилей комплектуется радиальными шинами.

Брекер представляет собой слои корда, расположенные между каркасом и протектором. Он предотвращает отслоение протектора, амортизирует ударные нагрузки и повышает прочность каркаса.

Наружная часть покрышки называется протектор. Он обеспечивает сцепление шины с дорогой и защищает ее от повреждения. Протектор состоит из массивного слоя резины и снаружи имеет рельефный рисунок. Рисунок протектора определяет способность шины к работе в определенных условиях.

Протектор плавно переходит в боковины. Место соединения протектора с боковиной носит название плечо протектора. Плечо увеличивает боковую жесткость шины, определяет способность воспринимать боковые нагрузки. Боковина имеет небольшую толщину. На боковину нанесена маркировка шины, включающая:

в том числе:
ширина в мм;
отношение высоты к ширине в %;
конструкция шины;
диаметр в дюймах;
индекс нагрузки;

индекс скорости

195
65
R (Radial)
15
91
T

Строение колеса и шины автомобиля

Колеса обеспечивают движение путём преобразования вращения в поступательное движение машины. Они воспринимают и сглаживают удары от неровностей на поверхности дороги. От них зависят управляемость, устойчивость и плавность хода.

Колесо состоит из:

  • диска с ободом — бывают штампованные, литые, кованые и составные (для грузовых машин);
  • шины.
  • Строение автомобильной шины

    Бывает камерной или бескамерной. В камерной находится резиновая камера, которая заполняется воздухом. А шина без камеры называется покрышкой. Покрышка состоит из каркаса (корда) и протектора, а также боковин и бортов.

    Каркас является главной частью покрышки, её силовой основой. Выполняется из нескольких слоев специальной ткани – корда. Он воспринимает давление сжатого воздуха изнутри и нагрузки от дороги снаружи. Материалом корда могут служить: хлопок, металлическая проволока, нейлон, стекловолокно и прочие материалы.

    Оптимальным решением является брекер с нитями корда, свитыми из тонких стальных проволочек. По сравнению с текстильным, данный корд имеет во много раз меньше растяжение. Но есть минусы: он менее терпим к нагрузкам на низкочастотном покрытии. Если при проколе шины, в брекер попадает вода, особенно с химическими реагентами, то быстро разрушается от коррозии. Альтернатива — применение синтетики, которая обладает достоинствами текстильных нитей, но лишена недостатков стальных прутьев.

    Диагональная и радиальная конструкция

    В диагональных шинах нити корда располагаются перекрестно, угол наклона составляет 35 — 38°. То есть они соединяют боковины покрышки по диагонали. Такие покрышки встречаются только для грузовых автомобилей и спецтехники.

    В радиальных шинах нити корда расположены под прямым углом по отношению к бортам. Основными достоинствами являются: хорошее сцепление с дорогой, малое сопротивление качению и большой срок службы. Радиальные шины более современные, чем диагональные. Они используются на современных автомобилях. С ними машина устойчивее на дороге, экономичнее и динамичнее.

    Чтобы протектор хорошо держал дорогу, он должен приноравливаться к её неровностям — быть достаточно гибким. Чему корд каркаса почти не препятствует. Но деформация боковины шины не желательна — она ухудшает управление автомобиля. Для решения этой задачи используют дополнительное силовое кольцо из несколько слоёв корда. Его называют брекер, он не допускает сильных деформаций в боковом направлении. Чтобы брекер обладал необходимой жесткостью, нити в нём уложены не радиально, а диагонально.

    Части колеса автомобиля

    Автомобильные колёса предназначены для преобразования вращательного движения (передаваемого от двигателя к колесу) в поступательное движение автомобиля. При вращении колеса, за счёт силы сцепления колеса с поверхностью, происходит поступательное движение.

    При торможении, также участвует сила сцепления колеса с дорогой, которая при остановленном вращении колеса, останавливает автомобиль. Очевидно, что колёса должны иметь высокую прочность, что бы выдерживать нагрузки ускорения, торможения и веса автомобиля. В то же время наружная поверхность колеса должна быть достаточно эластичной, чтобы обеспечивать хорошее сцепление с дорогой.

    Современные автомобильные колёса представляют собой цельнометаллические диски с ободом. В обод диска помещается шина. В центре диска имеются отверстия для крепления колеса на оси вращения.

    Так как колёса устанавливаются на оси вращения поверх тормозных механизмов, то для охлаждения тормозов в дисках колёс делаются вентиляционные отверстия.

    Автомобильное колесо не должно иметь осевых и торцевых биений. Колесо должно свободно вращаться вокруг центральной оси. Для балансировки свободного вращения колеса на обод устанавливаются балансировочные грузики.

    От качества колёс зависит безопасность дорожного движения, устойчивость автомобиля на дороге, расход топлива автомобилем , его скоростные характеристики. Колесо крепится на оси, в зависимости от конструкции, при помощи болтов или гаек.

    Коническая проточка обеспечивает надёжность крепления колеса и его центровку на оси. При креплении колеса при помощи болтов задействуются отверстия для направляющих штырей. Количество отверстий для крепления колеса колеблется от 3 до 6 (для легковых автомобилей), и до 10 для грузовых автомобилей.

    Колёсные диски

    Колёсные диски изготавливают из стали или алюминиевых сплавов. По технологии изготовления диски делятся на штампованные, литые и кованные.

  • Штампованные диски изготавливаются из стали путём прессования в пресс-формах. Во избежание коррозии дисков их покрывают влагоупорной краской. Преимущество штампованных дисков заключается в их невысокой стоимости и возможности ремонта при повреждениях. К отрицательным качествам можно отнести достаточно большой вес диска.
  • Литые диски изготавливаются из алюминиевых сплавов путём отливки в формы. Отлитые заготовки обрабатываются с высокой точностью на станках с ЧПУ. К преимуществам литых дисков относятся их сравнительно небольшой вес и привлекательный внешний вид. К недостаткам можно отнести высокую стоимость (из-за сложного технологического процесса и стоимости алюминиевого сплава), непригодность для ремонта (так как диски при сильных ударах трескаются или скалываются).
  • Кованые диски, практически не отличаются от литых дисков, но при их изготовлении отливка производится под очень высоким давлением. За счёт этого кованые диски имеют повышенную прочность и долговечность. Стоимость кованых дисков выше стоимости литых дисков.
    В независимости от метода производства дисков, все диски имеют строго типизированные форму и размеры. При подборе дисков следует учитывать такой параметр как вылет ЕТ. Вылет это расстояние между плоскостью, проходящей через середину посадочной ширины обода и привалочной плоскостью. Привалочная плоскость — плоскость диска, прилегающая к ступице, находится с внутренней стороны диска.
  • Вылет выбирается в зависимости от конструкции автомобиля. Положительный и нулевой вылеты, обычно, используются в легковых автомобилях, а отрицательный вылет в полноприводных и грузовых автомобилях.
    Для правильного подбора колёсных дисков для конкретного автомобиля следует руководствоваться следующими размерностями:

    • PCD (Pitch Circle Diameter) — диаметр расположения крепёжных отверстий.
      Диаметр измеряется в миллиметрах. Если диаметр PCD неизвестен, то его можно измерить самостоятельно.
      Для этого, линейкой или штангенциркулем, следует измерить расстояние К между центрами
      крепёжных болтов (гаек) и полученную величину умножить на коэффициент Р (Р зависит от числа
      крепёжных отверстий).При подборе дисков, PCD обозначается, например, так: 4х98, где 4 — число крепёжных отверстий,
      98 — диаметр расположения крепёжных отверстий. Следует заметить, что диск с PCD 4х100,
      нельзя замерить диском с PCD 4х98, хотя разница составляет всего 2 миллиметра.
    • Диаметр диска D — диаметр кольцевой части обода, на которую опирается шина.
      Диаметр измеряется в дюймах (1 дюйм = 25,4 мм.);
    • Ширина обода B — расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин колеса.
      Определяет ширину профиля устанавливаемой шины. Измеряется в дюймах;
    • Диаметр центрального отверстия (DIA) — измеряется со стороны привалочной плоскости.
      Измеряется в миллиметрах. Он должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на
      ступице автомобиля. Особенно это важно для стальных дисков. Многие производители
      легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют
      переходные кольца.
    • Хампы — кольцевые выступы диска, предназначенные для надёжной фиксации
      бескамерных шин.

      Параметр MAX LOAD — максимальная нагрузка на диск. Измеряется MAX LOAD в фунтах или в
      килограммах. Чтобы перевести фунты в килограммы, нужно разделить их на коэффициент 2,2.

      Для подбора колёсных дисков следует пользоваться маркировкой нанесённой на диск. Например,
      такая маркировка 7.5J x 16 Н2 5/112 ET 35 d 66.6 означает:

      7.5J — ширина обода в дюймах;

      Х — знак, указывающий на то, что обод колеса неразъёмный;

      16 — посадочный диаметр обода колеса в дюймах, который обязан
      соответствовать посадочному диаметру шины;

      Н2 — параметр указывающий на то, что диск имеет хампы;

      5/112 — PCD, 5 — число крепёжных отверстий, 112 — диаметр в миллиметрах, на котором
      расположены центры крепежных отверстий;

      ЕТ 35 — вылет диска в миллиметрах. Если вылет отрицательный, то перед числом ставится знак — (минус),
      например ЕТ -20. Если вылет нулевой, то пишется ЕТ 0;

      d 66.6 — диаметр ступицы или диаметр центрального отверстия в миллиметрах.
      Обычно данный размер лежит в пределах от 50 до 70 мм.

      Кроме того на диске также ДОЛЖНО быть указано:

      — Товарный знак или наименование производителя;

      — Дата изготовления (обычно год и неделя). Например, 0511 означает, что диск выпущен
      в 5-ю неделю 2011 года;

      — Клеймо контролирующего органа (буквенно-цифровой индекс или изображение — птичка,
      цветочек и т.д. На литых дисках помимо клейма ОТК ставят еще и клеймо рентгенконтроля,
      которое свидетельствует о том, что диск не имеет внутренних дефектов — литьевых раковин;

      — Клеймо национального ГОССТАНДАРТА;

      — Предельная весовая нагрузка на диск (MAX LOAD) в килограммах или фунтах.

      На диске может быть указано:

      — предельное давление в шинах, на которое диск рассчитан.
      Например, MAX PSI 50 COLD означает, что давление в шине не должно превышать
      50 футов на квадратный дюйм (3,5 кгс/кв.см)и измерять давление следует в
      холодной шине (Cold). MAX PSI указывают только американцы;

      — способ производства, если диск кованый (FORGED).

      Автомобильные шины

      Автомобильные шины изготавливаются из резиновых смесей и наполнителей.
      Для придания прочности шине, шина изготавливается из нескольких слоёв —
      резиновой прослойки каркаса, металлического корда и протектора.

      По технологии изготовления корда шины делятся на диагональные и радиальные.

      Радиальные шины имеют преимущество по сравнению с диагональными, так как обеспечивают
      лучшую управляемость и боковую устойчивость автомобиля. Так же, радиальные шины более
      износостойки. Пробег диагональных шин составляет 20 — 40 тысяч километров, а пробег
      радиальных — 60 — 80 и более тысяч километров. На радиальных шинах ставится обозначение
      R или надпись Radial.

      Современные шины имеют дополнительные слои (бандаж), улучшающие их прочность и
      ездовые качества.

      Автомобильные шины заполняются воздухом. Существуют камерные и бескамерные шины.
      Бескамерные шины имеют преимущество, так как сохраняют длительное время давление
      воздуха в шине при проколе. Камерами снабжаются в основном диагональные шины.

      Для автомобильных шин устанавливается оптимальное давление воздуха в шинах.

      Так, если давление в шине выше оптимального, то она имеет худшее сцепление с дорогой,
      покрышка быстрее изнашивается, а езда становится более жёсткой.

      Если давление в шине ниже оптимального, то сцепление с дорогой улучшается, но резко
      увеличивается расход топлива автомобилем. Автомобиль хуже управляется в поворотах.
      Тормозной путь автомобиля увеличивается.

      У каждой модели автомобиля свое оптимальное давление в шинах. Оптимальное давление в
      шинах индивидуально для каждой модели автомобиля. Рекомендуемое давление в шинах
      пишется на стикере, который крепится на внутреннюю сторону двери автомобиля со стороны
      водителя или на дверцу бардачка. Следует периодически проверять давление в шинах на
      соответствие рекомендованному.

      Протектор автомобильной шины представляет собой внешнее покрытие шины из
      профилированной резины, непосредственно находящиеся в контакте с поверхностью дороги.
      Протектор обеспечивает надлежащее сцепление с дорогой, передавая прилагаемые усилия к
      шине на ее поверхность, защищает каркас от повреждений, обеспечивает эксплуатационный
      ресурс шины.

      На наружной стороне протектора наносится рисунок в виде углублений.
      Форма рисунка выбирается конструкторами с учётом обеспечения оптимальных
      эксплуатационных характеристик для тех или иных условий эксплуатации шин.
      По рисунку протектора шины классифицируются как: универсальные, дорожные, повышенной
      проходимости, дождевые и тому подобное.

      Величина h — глубина рисунка протектора. В процессе эксплуатации шины, протектор
      изнашивается, и глубина рисунка уменьшается. Для безопасной эксплуатации шин,
      глубина рисунка протектора (или остаточная глубина протектора) не должна быть
      меньше 1,6 миллиметра.

      От материала и рисунка протектора зависит сезонное применение шин: летние,
      зимние (шипованные и нешипованные) и всесезонные.

      На некоторых видах шин рисунок имеет такую форму, при которой направление вращения колеса
      при движении должно строго соответствовать рекомендуемому. То есть, нельзя установить
      колесо, предназначенное для левой стороны автомобиля, на правую сторону.
      Такие шины называются несимметричными. Для определения направления вращения колеса на
      шине делается маркировка в виде стрелки направленной в сторону вращения.

      Основные элементы конструкции колесного движетеля

      Колесный движителе состоит из ведущих и ведомых колес, с помощью которых осуществляется движение ТС и управление им. Ведущими называются колеса, к которым через трансмиссию подводится вращающий момент от СУ. Ведущие колеса преобразуют этот момент в тяговое усилие, а вращательное движение колеса — в поступательное движение ТС. К ведомым колесам вращающий момент не подводится. Их назначение (так же как и ведущих колес) состоит в передаче нагрузки от веса ТС на дорогу, создании на поверхности дороги внешних реактивных продольных сил, вызывающих уменьшение скорости движения или остановку ТС, уменьшении передаваемых машине динамических нагрузок, возникающих при движении по неровной дороге, и создании на поверхности дороги внешних реактивных боковых сил, заставляющих ТС двигаться по криволинейной траектории.

      Конструкция трансмиссий колесных машин позволяет при движении в хороших дорожных условиях отключать часть колес от силовой установки и ведущие колеса использовать в качестве ведомых.

      Рис. Дисковое колесо с глубоким неразборным ободом:
      1 — монтажный ручей; 2 — обод; 3 — диск колеса

      Колеса состоят из наружной (упругой) и внутренней (жесткой) частей. К наружной части относится эластичная шина, а внутренней — обод, соединительная часть с деталями крепления, ступица и подшипники. Соединительной частью могут служить дисковое колесо — диск, присоединенный к ободу с помощью неразъемного соединения, а также бездисковое, или спицевое, колесо — спицы, представляющие собой часть ступицы.

      Ступицей называется центральная часть колеса, устанавли-ваемая на подшипниках на концах балок мостов или цапфах. Подшипники способны воспринимать как радиальные, так и осевые нагрузки для того, чтобы через ступицу на направляющее устройство подвески и несущую систему передавались действующие на колесо поперечные усилия, а плоскость качения колеса сохраняла неизменное положение. Для этого ступицу устанавливают на двух роликовых конических подшипниках качения, обеспечивающих вращение ступицы с минимальными потерями на трение и возможность регулировки осевого зазора гайкой, удерживающей ступицу на оси.

      Рис. Конструкция (а) и крепление (б) бездискового колеса с разъемным ободом:
      1 — секторы обода; 2 — спицевая ступица; 3 прижим; 4 — шпилька; 5 — гайка

      Внутренний (больший по размеру) подшипник, обычно расположенный в плоскости диска колеса, воспринимает основную часть радиальной нагрузки. Меньший наружный подшипник, являющийся поддерживающим, обеспечивает правильное положение ступицы на оси. Внутреннее пространство ступицы заполняется консистентной смазкой и защищается от попадания грязи с внутренней стороны уплотнительным элементом, а с наружной — колпаком или фланцем полуоси (на ведущих колесах). Ступицы бывают фланцевые и спицевые.

      Рис. Дисковое колесо с плоским разборным ободом:
      1 — цельный съемный борт; 2 — разрезное замочное кольцо; 3 — основание обода; 4 — диск

      Ободом называется часть колеса, на которой монтируется шина. По конструкции ободья бывают глубокие неразборные и плоские разборные, которые, в свою очередь, подразделяются на ободья со съемным разрезным бортом, с цельным съемным бортом и разрезным замочным кольцом, а также разъемные (в поперечной плоскости) и с отъемным бортом.

      Глубокие неразборные ободья имеют в средней части кольцевое углубление, называемое монтажным ручьем, облегчающее монтаж и демонтаж шины. Размеры ручья зависят от параметров шины. Обод может быть симметричным и несимме-тричным. Неразборные ободья применяется для шин с относительно эластичными бортами. У плоских разборных ободов один из бортов при монтаже шины может отделяться от обода, а затем снова закрепляться на нем.

      Дисковое колесо с плоским разборным ободом имеет цельный съемный борт 1 и разрезное кольцо 2. Профиль основания обода 3 выполнен с конической посадочной полкой. Одна закраина составляет с ним единое целое, а роль другой выполняет борт, удерживаемый кольцом 2. Шину свободно надевают на плоский обод, а затем устанавливают детали 1 и 2, причем замочное кольцо 2 закладывается в канавку основания обода 3. От выпадания кольцо 2 удерживает давление сжатого воздуха в шине. Конические посадочные полки основания обода и борта 1 обеспечивают плотную посадку шины на обод и исключают возможность их относительного проворачивания. В конструкции колеса с разрезным съемным бортом функции замочного кольца выполняет сам разрезной борт.

      В колесах с отъемными бортами при монтаже шины один борт 1 обода отводится от диска 2, а затем притягивается с помощью большого числа болтов 3, расположенных по окружности диска. В конструкции данного обода предусмотрена металлическая кольцевая вставка (распорное кольцо 4), которая при затягивании болтов обода зажимает борта шины, предотвращая ее проворачивания на ободе. Такая конструкция облегчает монтаж и демонтаж шин, так как для этого необходимо лишь отвернуть и завернуть гайки болтов 3. Ее применяют на машинах высокой проходимости с системой регулирования давления воздуха в шинах.

      Рис. Колесо с отъемным бортом: 1 — отъемный борт; 2 — диск; 3 — болт; 4 — распорное кольцо

      В конструкциях бездисковых колес используют разъемные (составные) ободья, состоящие из отдельных секторов, образующих при установке сплошной обод с бортами. С внутренней стороны ободья имеют коническую поверхность для центрирования и закрепления на ступице. Соединение обода со ступицей обеспечивается с помощью прижимов 3.

      В дисковых колесах крепление дисков к ступице колеса осуществляется с помощью гаек и шпилек. Гайки имеют сферические опорные поверхности для центрирования. Чтобы избежать самоотвертывания при движении ТС, гайки для левых колес имеют левую резьбу, а для правых — правую.

      Из каких частей состоит автомобильное колесо, конструкция

      Конструктивно колесо это ходовая часть транспортного средства, с помощью колес осуществляется передвижение и выполняется передача вертикальных нагрузок. Помимо того, они смягчают механические воздействия и колебания в момент соприкосновения с дорожным полотном, обеспечивая маневренность и тяговое усилие. От них зависит аэродинамика и управляемость автотранспорта.

      Итак, что такое колесо, разобрались. теперь о его составляющих. Колесо включает в себя две конструктивные части: покрышку и диск.

      Автомобильный диск

      Автодиск – это основной конструктивный элемент для монтажа автомобильной покрышки, передающий на нее вращения от оси. В конструктивном плане диск соединяется с ободом.

      Эти колесные изделия могут быть стальными или легкосплавными. В стальных моделях обод приварен к металлической конструкции с помощью сварки. Во втором случае диски имеют целостную структуру.

      Автомобильный диск монтируется на ось при помощи ступицы. В качестве элементов крепежа используются болты для легковых авто и шпильки для грузового транспорта. Крепежные отверстия выполняются для соединения колеса со ступицей.

      Обычно используется около 4-6 отверстий. Внутренний объем может различаться в зависимости от тормозной системы.

      Обод выполняет функцию соединяющего элемента между покрышкой и диском. Как правило, эта деталь представлена в поперечной форме для монтажа колес соответствующих размеров. На легковых авто эта деталь представлена с углубленным центром, а по краям от нее установлены выступы и полки (борта).

      С помощью кольцевого выступа покрышка устанавливается на обод. Закраины автошины расположены на полке. Колесо монтируется на внешнюю часть полки. Однако существует конструкции, где колесо охватывает внутреннюю полку.

      То есть покрышка захватывает обод. Принято выделять расширенные и стандартные полки. Эти классификации применяются в стандартах Run Flat.

      Параметры автомобильного диска:

      • Дистанция между закраинами или ширина обода;
      • Диаметр, определяется по фиксации полок;
      • Колесный выступ, или вылет, представляет собой дистанцию от центровки диска до поверхности соприкосновения со ступицей.
      • Конструкция автомобильной покрышки

        Шина для легкового автомобиля выполняет такую функцию, как сцепление с дорожным покрытием. Это во многом влияет на управляемость и аэродинамику транспортного средства. Кроме того, она способна удерживать общую массу авто.

        Как правило, для легкового транспорта используют покрышки без камер. Герметичность в них стабилизируется за счет конструктивных особенностей. В состав бескамерных шин входят:

        Каркас представляет собой силовой элемент автомобильной шины. В его структуру входят до 10 слоев кордовых нитей на прорезиненной основе. Кордовые нити создаются на основе искусственных волокон, стекловолокна или металла.

        Нить натягивают от одного края покрышки к другому, то есть радиально. В результате это позволяет уменьшать нагрузку на кордовые слои и обеспечивать стабилизацию качения. Практически любые виды легковых автомобилей комплектуются радиальными шинами.

        Брекер – это кордовый слой, располагающийся между каркасом покрышки и ее протектором. Он не дает протектору отслаиваться, позволяет смягчать механические нагрузки и усиливать прочность конструкции шины.

        Протектор представляет собой внешнюю часть автошины. Этот элемент улучшает сцепление с дорожным покрытием и предохраняет шину от ударов и механических воздействий. Его создают из прорезиненного слоя с рельефным узором на внешней стороне.

        Рисунок протектора указывает на способность эксплуатации покрышки в тех или иных условиях.

        Протектор на колесе плавно соединяется с боковинами. Зона, где соприкасаются эти два составных элемента, называется плечом протектора. За счет плеча увеличивается жесткость шины и устойчивость к боковым нагрузкам.

        Не рекомендуется ездить на автомобиле с изношенными покрышками. Если точнее – то на таких, у которых высота протекторного рисунка составляет 1,6 мм. Этот показатель имеет отношение к легковым автомобилям.

        Автошина устанавливается на закрепленный к оси диск или колесную ступицу. Отметим тот факт, что крутящий момент колеса поступает на металлический диск. Легковые автомобили имеют 4 колесных отверстия для крепления болтов. Более габаритные авто комплектуются 5 болтами.

        Шины должны иметь одинаковый уровень давления. В противном случае автомобиль теряет дисбаланс и устойчивость на трассе. Стабильный показатель давления воздуха в покрышке – 2 атмосферы.

        Для измерения рекомендует применять манометр: в начале, снимается колпак с ниппеля и вставляется насадка прибора. После сильного нажатия манометр снимается и на приборе указывается давление в шине. Если показатель, менее 2 атмосфер, тогда колесо следует подкачать.

        Корд представляет собой несущую конструкцию автошины. Его внешний вид напоминает металлическую ткань, сплетенную из проволоки. Главная функция корда заключается в уменьшении давления на внутреннюю поверхность шины. Это происходит методом сжатия воздуха и давления с внешней стороны покрышки.

        Корды могут иметь радиальное и диагональное расположение. Радиальные нити расположены прямолинейно по отношению к бортам. Таким образом, они позволяют стабилизировать качение и улучшать сцепление с дорожным покрытием.

        Диагональные корды соединяются межу собой и боковины соответственно также перекрещиваются друг с другом. Стоит отметить тот факт, что диагональные нити более подвержены к износу.

        Поэтому на колесе в результате повреждений может появиться вздутость в форме «шишки». Это может привести к тому, что колесо лопнет в момент передвижения на автомобиле.

        Также вулканизаторщики не рекомендуют использовать колеса, у которых корд имеет расслоения, трещины и разрывы. Категорически запрещается использовать на одной оси шины с радиальными и диагональными рисунками протектора.

        Теперь каждый автолюбитель будет знать конструкцию и составные части колеса. Запомните! От качества резины и рисунка протектора зависит безопасность в момент передвижения!

        Специальные термины и обозначения для ходовой части автомобиля

        Современные автомобили имеют всё более сложные и качественные шасси, которые должны соответствовать как требованиям по комфортабельности и спортивности, так и, в особой степени, требованиям безопасности движения.

        Для того, чтобы требования к ходовой части выполнялись в течение всей «жизни автомобиля», а также после возможных аварий, сегодня существуют отличные возможности по проверке геометрии ходовой части и корректировке неправильных настроек.

        Ходовая часть является связующим звеном между автомобилем и дорожным полотном. Как силы, действующие на опорную поверхность колеса и силы тяги, так и возникающие при прохождении поворотов силы бокового увода передаются ходовой частью на дорогу через колёса автомобиля.

        Ходовая часть подвергается воздействию множества сил и моментов. Увеличивающаяся мощность автомобилей, а также возросшие требования к их комфортабельности и безопасности ведут к постоянному росту требований к ходовой части.

        По мере усложнения конструктивного исполнения кинематики ходовой части с течением времени трудоёмкость регулировки постоянно увеличивалась, а допуски при регулировке постоянно уменьшались.

        Для проверки и, при необходимости, регулировки кинематики ходовой части необходимо проверить или отрегулировать ходовую часть на специальных измерительных стендах. При этом необходимо учитывать, что регулировать ходовую часть следует только после проведённого ремонта, или возникновения проблем в этой ходовой части.

        К ходовой части автомобиля относятся:

      • подвеска колёс,
      • колёса,
      • пружины,
      • амортизаторы,
      • передняя/задняя подвески,
      • рулевое управление,
      • тормоза, включая элементы управления,
      • подрамник.

        Точка опоры колеса — это расположенная в средней плоскости колеса точка пересечения перпендикуляра, проходящего через ось вращения колеса, с плоскостью дорожного полотна.

        Средняя плоскость колеса проходит перпендикулярно оси вращения колеса по центру шины колеса.

        Колёсная база — это расстояние между центрами колёс передней и задней оси.

        Ширина колеи — это расстояние между серединами шин колёс каждой оси.

        В случае независимой подвески колёс с поперечными или диагональными рычагами при сжатии и отбое упругих элементов подвески ширина колеи меняется.

        Геометрическая ось движения представляет собой биссектрису суммарного угла схождения колёс задней оси.

        Задняя ось является осью, определяющей курсовое направление автомобиля. Поэтому все измерения для колёс передней оси, а также некоторых вспомогательных систем водителя выполняются относительно геометрической оси движения. В оптимальном состоянии геометрическая ось движения лежит в продольной средней плоскости автомобиля.

        Продольная средняя плоскость автомобиля представляет собой рассекающую автомобиль неподвижную плоскость, перпендикулярную дорожному полотну и проходящую через середину колеи передних и задних колёс (плоскость X-Z).

        Угол тяги представляет собой угол между продольной средней плоскостью автомобиля (2) и геометрической осью движения (1). Он образуется из геометрической оси движения, бокового смещения и перекоса задней подвески. Если биссектриса угла направлена влево вперёд, то угол тяги называется положительным. Если она направлена вправо вперёд, то угол называется отрицательным.

        Положение прямолинейного движения. Это положение колёс является вспомогательным положением, при котором индивидуальные углы схождения колёс относительно продольной средней плоскости у обоих передних колёс одинаковые. В этом положении осуществляется измерение углов установки колёс задней оси.

        Оптимальный угол тяги. Индивидуальный угол схождения колёс задней оси представляет собой угол между продольной средней плоскостью автомобиля и секущей средней плоскости отдельного колеса.

        Угол тяги положительный (положительное схождение), когда передняя часть колеса обращена в сторону продольной средней плоскости автомобиля. Угол тяги отрицательный (отрицательное схождение), когда передняя часть колеса обращена в сторону от продольной средней плоскости автомобиля.

        Суммарное схождение получают путём сложения индивидуальных углов схождения левого и правого колёс одной оси, причём необходимо учитывать знаки значений индивидуальных углов схождения.

        Индивидуальный угол схождения колёс передней оси представляет собой угол между геометрической осью движения и секущей средней плоскости отдельного колеса.

        Отрицательное схождение. Он положительный (положительное схождение), когда передняя часть колеса обращена в сторону геометрической оси движения. Он отрицательный (отрицательное схождение), когда передняя часть колеса обращена в сторону от геометрической оси движения.

        Развал — это угол между средней плоскостью колеса и вертикалью к точке пересечения средней плоскости колеса с опорной поверхностью. Различают положительный и отрицательный развал:

      • положительный (+) — когда верхняя часть колеса наклонена от средней плоскости колеса наружу;
      • отрицательный (–) — когда верхняя часть колеса наклонена от средней плоскости колеса внутрь.

        Поперечный наклон оси поворота — это наклон оси поворота (b) относительно перпендикуляра (a) (в плоскости, параллельной продольной средней плоскости автомобиля) к дорожному полотну. Благодаря поперечному наклону оси поворота при повороте управляемых колёс кузов автомобиля приподнимается, вследствие чего возникают силы, стремящиеся вернуть колесо в прямолинейное положение.

        Различают положительное (+), отрицательное (–) и нулевое плечо обкатки. Плечо обкатки определяется развалом, поперечным наклоном оси поворота и вылетом колёсного диска.

        Плечо обкатки — это расстояние между точкой опоры колеса и точкой пересечения продолжения оси поворота колеса (называемой также осью поворота) с опорной поверхностью колеса.

        Плечо обкатки — динамическая стабилизация автомобиля. При отрицательном плече обкатки колесо с большим коэффициентом сцепления сильнее отклоняется внутрь — колесо самостоятельно стремится повернуться в сторону, противоположную развороту, — водитель должен просто удерживать рулевое колесо. При нулевом плече обкатки предупреждается передача посторонних сил на рулевое управление при подтормаживании тормозов с одной стороны автомобиля и при повреждении шины.

        Продольный наклон оси поворота (кастер). Продольный наклон оси поворота — это наклон оси поворота в направлении продольной оси автомобиля относительно вертикали к плоскости дорожного полотна.

        Различают положительный и отрицательный угол продольного наклона оси поворота:

      • положительный — «точка опоры колеса следует за точкой пересечения оси поворота колеса с опорной поверхностью» — колёса стремятся к положению прямолинейного движения => динамическая стабилизация;
      • отрицательный — «точка опоры колеса опережает точку пересечения оси поворота колеса с опорной поверхностью» — колёса волочатся.

        Обратное схождение в повороте представляет собой разницу углов поворота колеса, движущегося по внешнему радиусу поворота (меньший угол) и колеса, движущегося по внутреннему радиусу поворота (больший угол).

        Обратное схождение в повороте задаётся рулевой трапецией. Таким образом оно даёт представление о принципе работы рулевой трапеции при соответствующем повороте управляемых колёс — влево или вправо.

        Передняя подвеска, рычаги рулевых тяг и рулевой механизм с рулевыми тягами в совокупности образуют рулевую трапецию. С помощью рулевой трапеции обеспечиваются разные углы поворота управляемых колёс, необходимые для движения в поворотах. Поворотный кулак и рычаги рулевой тяги расположены относительно друг друга не под углом 90°. Из этого вытекают неравные расстояния перемещения концов обоих рычагов рулевой тяги при повороте управляемых колёс. Это приводит к повороту управляемых колёс на разные углы.

        Максимальный угол поворота — это угол средней плоскости колеса, движущегося по внутреннему радиусу поворота (B), и колеса, движущегося по внешнему радиусу поворота (A) относительно продольной средней плоскости автомобиля при повороте рулевого колеса влево-вправо до упора.

        Максимальные углы поворота в обе стороны должны быть одинаковыми. Это обеспечивает одинаковые диаметры разворота.

        Угол бокового увода колеса — это угол, образуемый плоскостью колеса к направлению движения (направлению движения колеса). Угол бокового увода возникает в том случае, когда на катящийся автомобиль действуют посторонние боковые силы, такие, как сила ветра и центробежная сила. При этом колёса меняют направление своего движения и движутся под определённым углом к прежнему направлению движения.

        Если угол бокового увода передних и задних колёс одинаков, автомобиль обладает нейтральной поворачиваемостью. Если угол бокового увода передних колёс больше, возникает недостаточная поворачиваемость. Если угол бокового увода больше у задних колёс, возникает избыточная поворачиваемость.

        Угол бокового увода зависит от нагрузки на колесо, посторонней силы, конструкции шины, профиля шины, давления воздуха в шине и силы трения сцепления.

        Угол смещения колеса представляет собой угол между линией, соединяющей точки опоры колёс, и линией, проходящей под углом 90° к геометрической оси движения. Различают положительный и отрицательный угол смещения колеса:

      • положительный — правое колесо смещено вперёд;
      • отрицательный — правое колесо смещено назад.

        Разница колёсной базы — это угол между соединительными линиями точек опоры передних и задних колёс. Различают положительный и отрицательный угол:

      • положительный — колёсная база с правой стороны автомобиля больше колёсной базы с левой стороны;
      • отрицательный — колёсная база с правой стороны автомобиля меньше колёсной базы с левой стороны.

        Боковое смещение — это угол между линией, соединяющей точки опоры переднего левого (правого) и заднего левого (правого) колёс и геометрической осью движения. Боковое смещение позволяет сделать вывод о возможных повреждениях кузова.

        Разница ширины колеи представляет собой угол между линией, соединяющей точки опоры левого переднего и левого заднего колёс и линией, соединяющей точки опоры правого переднего и правого заднего колёс. Разница ширины колеи определяется как положительная, когда ширина колеи задних колёс больше ширины колеи передних колёс.

        Смещение оси считается положительным, когда задняя ось, соотнесённая с геометрической осью движения, смещена относительно передней оси вправо. Смещение оси позволяет сделать вывод о возможных повреждениях кузова.

        Вылет колёсного диска — это расстояние от середины обода до внутренней плоскости прилегания колёсного диска к ступице («x»).

        Вылет колёсного диска влияет на ширину колеи и плечо обкатки. Различают три варианта вылета колёсного диска:

      • нулевой — когда внутренняя плоскость прилегания расположена точно посередине колеса;
      • положительный — когда внутренняя плоскость прилегания смещена к внешней стороне колеса относительно середины колеса — уменьшение ширины колеи;
      • отрицательный — когда внутренняя плоскость прилегания смещена к внутренней стороне колеса относительно середины колеса — увеличение ширины колеи.

        Расчётное положение

        При разработке автомобиля вначале определяется расчётное положение. Это положение описывается системой осей координат X-Y-Z.

        При этом оси Z и X проходят через центр передней подвески, ось Y в большинстве случаев проходит точно через центры передних колёс. Расчётное положение соответствует положению автомобиля при номинальной установочной высоте расположения кузова.

        Все номинальные значения, указанные производителем автомобиля, относятся к расчётному положению.

        Таким образом, при определении и сравнении данных в процессе проверки углов установки колёс всегда учитывается расчётное положение — это касается и описываемых далее терминов и обозначений для ходовой части.

        Установочная высота

        Установочная высота, или высота уровня оказывает решающее влияние на результаты проверки углов
        установки колёс. На неё влияет загрузка, степень заправки топливного бака или других ёмкостей с жидкостью,
        а также перепад температур, вследствие чего могут изменяться такие параметры ходовой части, как развал,
        схождение и угол продольного наклона оси поворота управляемых колёс.

        Полная информация в .pdf доступна здесь.

        Колесо рулетки

        Колесо рулетки — самый яркий атрибут казино. С этим согласятся многие и будут правы. Нет в казино других настольных игр, требующих столь специфичного оборудования. Когда-то рулетка была «королевой казино». Утратив со временем это звание, рулетка все же оставила за собой особое элегантное очарование от игры. Немало этому способствует вращение колеса рулетки. Мало кто сходу может сказать, как сделана разметка на игровом столе рулетки, но многие могут сразу сказать о колесе рулетки: «пронумерованные красно-черные сектора, вращающийся по чаше белый шарик, венчающий центр колеса шпиль».

        История возникновения колеса рулетки — загадка для прошлых и будущих поколений. Но нас интересует время настоящее. Сейчас колесо рулетки — это высокоточный сбалансированный механизм, который состоит из статичного корпуса и вращающегося в нем на оси сепаратора с размеченными номерами. Обслуживание колеса рулетки в игровых заведениях требует пристального внимания: с помощью специальных приспособлений проверяется и регулируется баланс колеса; смазывается подшипник; сам же механизм колеса легко заменяется на другой в случае надобности.

        Колесо рулетки изготавливается из различных материалов, это и ценные породы дерева и металл, а так же полимеры и искусственный камень. Вес колеса внушительный — около 40-50 кг. Несмотря на это вращение колеса рулетки происходит почти без трения и очень легко благодаря тщательной балансировке на оси (шпиндель) и шариковому подшипнику. После того как крупье лишь слегка его толкает, колесо плавно ускоряется и так же плавно останавливается после вращения.

        Существует два типа колеса рулетки: колесо американской рулетки и колесо европейской рулетки. Последнее используется и для французской рулетки.

        Специальное оборудование для игры в рулетку с двумя зеро — колесо американской рулетки. Чаша колеса изготовлена из дерева.

        Визуально чашеобразное колесо рулетки состоит из нескольких частей (перечисляю от внешней к внутренней):

        верхнее кольцо или борт колеса, который является неделимой частью корпуса рулетки;
        трек или боллтрек, по которому начинает движение специальный рулеточный шарик;
        поле сбега шарика с ромбическими отбойниками (боллстопами);
        сепаратор — подвижный относительно корпуса рулетки диск с маркированными секторами, в один из которых шарик и должен попасть;
        турель, или шпиль, или башенка, венчающий центр колеса рулетки.

        Но на самом деле колесо современной рулетки изготавливается из более чем трёхсот отдельных частей, которые подгоняются с ювелирной точностью.

        Корпус рулетки

        Корпус или котёл — это основная и неподвижная часть колеса рулетки, которая изготавливается в виде чаши из ценных пород дерева. Преимущественные цвета котла рулетки — коричневые. В России корпус колеса рулетки принято называть либо барабаном, либо колесом, либо котлом, либо чашей.

        Поверхность котла, как внешний видимый борт колеса, так из невидимая нижняя часть, встроенная в стол рулетки, тщательно обрабатывается, шлифуется и покрывается лаком. Все это нужно для того, чтобы дерево не коробилось под воздействием окружающей среды — влажности, температуры. Примечателен сюжет четвертой части книги Джека Лондона о Смоке Беллью, который играя в казино «Олений рог», стал наблюдать за игровыми столами и обратил внимание на то, что колесо рулетки рядом с камином рассохлось от огня и покоробилось, а владелец казино этого не заметил. Воспользовавшись характерной особенностью этого колеса, а точнее его дефектом, Смок долгое время выигрывал в рулетку.

        Современные технологии позволяют изготавливать котлы для рулетки из полимеров (например из бакелита), все же любое уважающее себя казино, предпочитает классику — дерево. Также производители оборудования для казино предлагают колёса рулетки, в которых котёл может быть литой из алюминия.

        Стандартный размер корпуса рулетки — 32? = 82см, но встречаются и иные размеры, которые выпускают производители игрового оборудования для казино. Так для мини-рулетки самый подходящий размер 21? = 53см.

        Трек и поле сбега на колесе рулетки

        Трек колеса или боллтрек или беговая дорожка расположена выше линии красно-черных секторов. Как правило, производители рулеток покрывают трек колеса износоустойчивым материалом, обладающим к тому же пониженным коэффициентом трения. Например, деревом, или пластиком, есть даже боллтреки из камня (искусственного камня кориана). Внутренняя часть колеса снабжена горизонтальными и вертикальными отбойниками или боллстопами в виде планок (они могут быть как деревянные, так и металлические, так и пластиковые). По мере того как колесо снижает скорость шарик с боллтрека попадает на поле сбега, где, ударяясь об отбойники, меняет траекторию движения и попадает на подвижный диск — сепаратор, произвольно занимая одну из пронумерованных ячеек.

        Сепаратор рулетки

        Сепаратор (англ.Separator Ring) рулетки размечен на ячейки, с номерами от 1 до 36 и секторами с зеро в зависимости от вида рулетки. Изготавливается из металла.

        Номера от 1 до 36 нанесены в чередующиеся красно-черные сектора , а сектора с зеро — зеленые. Все номера разделены перегородками, которые и создают ячейки на колесе. Глубина ячеек зависит от фирмы, производящей различные модели рулетки.

        Ячейки рулетки в России называют по-разному — либо отделениями, либо карманами, либо гнездами, либо лунками, либо слотами.

        Выпускаются два вида сепараторов для рулетки: классический (англ. Classic type) — на фото слева, где ячейки такие же как сектора с номерами; звездный, где ячейки сепаратора сводятся к центру в угол (англ. Star-shaped type) — на фото справа.

        Традиционно ячейки сепаратора закрашены в цвет номера (чередуются красный, черный и зеленый соответственно номеру). Но есть варианты рулеток, где сепаратор окрашен монотонно (черный, зеленый, золотистый, серебряный).

        Пронумерованные секторы на сепараторе рулетки в американской и европейских версиях различаются не только количеством ячеек и номеров. Расположение номеров на колесе рулетки также отлично в этих рулетках.

        Сепаратор американской рулетки размечен номерами следующим образом:
        Номера от 1 до 36
        Красные и черные сектора чередуются
        Красные сектора напротив черных
        Два нечетных номера чередуются с двумя четными
        Сумма двух последовательных чисел одного цвета всегда составляет 37
        Два зеленых сектора зеро (0 и 00) напротив друг друга

        Вне игры сепаратор колеса рулетки закрывается крышкой или куполом, которые предохраняют его от пыли. На фотографии крышка-купол из акрила для колеса рулетки.

        Сепаратор французской рулетки и сепаратор европейской рулетки имеют другую разметку номеров:
        Номера от 1 до 36
        Красные и черные сектора чередуются
        Номера располагаются в строго определенном порядке, для того, чтобы уравновесить шансы на выпадение
        Один зеленый сектор зеро
        По расположению номеров на колесе выделяют сектора для устных ставок

        Более подробно о расположении номеров на колесе французской рулетки читайте в статье Колесо французской рулетки.

        Турель или Turret

        Турель колеса рулетки расположен в центральной части и закрывает шарнирный узел между колесом и основанием. Изготавливается, как правило из латуни или бронзы с покрытием хромом, или никелем, или лаком. Турель может иметь крестовину из четырех спиц, которые выступают над барабаном, а в вершине углубление для резервного шарика. В России турель иногда называют пешкой, башенкой (англ. Turret), балериной или бобышкой.

        Как правило турель имеет чисто декоративную функцию. Но есть модели колеса, где вращение турели в ту или иную сторону увеличивает или уменьшает глубину ячеек.

        Вне игры турель колеса рулетки закрывается специальной крышкой или куполом.

        Рулеточный шарик

        Рулеточный шарик из слоновой кости.
        Рулеточный шарик — предмет особый и незаменимый на колесе рулетки. Именно с его помощью определяется выигрыш в этой азартной игре. Производители игрового оборудования выпускают шарики разного размера от 15 до 22 мм. Самые распространенные — 18мм и 22мм.

        Цвет рулеточного шарика либо бело-желтый, либо грязно-белый. Это специфика материалов, из которых он изготавливается (слоновая кость, тефлон, пластик). Все эти материалы износоустойчивые, и, что самое главное, неметаллические. Последняя характеристика шарика дает гарантию ведения честной игры в казино, ведь такой шарик не поддается намагничиванию.

        За игровым столом в рулетку всегда находится два шарика. Один — в руках крупье, другой — в специальном углублении в вершине башенки колеса.

        Читайте так же:  Оценка валюты в рублях как называется