Как называется игра на басу

Уроки guitar.ru

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Сергей Антонов
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 27 октября 1999 г.

П ервоначально мы с вами познакомимся с тем, как устроена бас-гитара. Рассматривать будем классический вариант — четыре струны, хотя сейчас существуют и пяти-, и шестиструнные бас-гитары. Но нас интересует не это, а то, как она работает.

Для начала познакомимся с басовым ключом. Он называется — ключ Фа. Эта гигантская запятая своим началом показывает местоположение ноты фа. Две точки с двух сторон четвертой линейки нотного стана еще раз подчеркивают этот факт. От нее и отсчитываем все остальные ноты.

Итак, четыре басовые струны: G (соль) — первая струна, D (ре) — вторая, A (ля) — третья и E (ми) — четвертая. Считаем от тонкой струны к толстой. Одним словом, это те же четыре толстые гитарные струны (третья, четвертая, пятая, и шестая), только на октаву ниже.

Не хочу показаться занудой, но некоторые вещи мне придётся рассказывать очень подробно, в расчёте на новичков (да простят меня «продвинутые»!) И ещё. Не все из нас перешли на бас-гитару после гитары; я подозреваю, что есть и прирождённые «басисты» (сокращение от «бас-гитаристы» — прим. автора). Поэтому я не всегда буду ссылаться на шестиструнную гитару, а кое-что обьясню, как будто в первый раз.

Для того, что бы научиться находить ноты на грифе бас-гитары, обратитесь к уроку №1 нашего мастер-класса. Все то же самое, но без двух тонких струн. Существуют ли какие-нибудь специальные упражнения для бас-гитары? Конечно! Эти упражнения вы найдете в большом количестве у конкретных исполнителей любимых вами стилей. Чаще всего — на видеошколах. А я, в свою очередь, не претендуя на оригинальность, предлагаю старый, проверенный способ — это, извините за выражение, гаммы. И хотя многие их не любят, но они (гаммы), несмотря ни на что, работают. Ниже я к ним вернусь.

Стоит сказать несколько слов о функциональном назначении баса. Я бы сформулировал так: гармонический фундамент. Или, если хотите, основа аккорда. Возьмем в качестве примера трезвучия (здесь и далее см. урок №2). Предположим, что ваша песня начинается, как это часто бывает, с аккорда Am. Естественно, сначала находим тонику, т.е. ноту ля на любой струне. Это и будет первая и главная ступень данного аккорда. А следующая, популярная у басистов ступень — пятая. Ее лучше найти в той же игровой зоне, где у вас расположилась тоника. Теперь можно начинать играть. Я не шучу. Пригласите с вами помузицировать гитариста-аккомпаниатора, играющего так называемым «боем» (мне больше нравится — «чёсом»), и пусть он поиграет аккорды. Только лучше это делать с метрономом или с драм-машиной. И если ваша песня имеет размер 4/4 (то есть, не вдаваясь в подробности, если она легко просчитывается на /1-2-3-4/1-2-3-4/ и т. д.), то вам следует играть на первую и третью долю такта. Выражаясь более профессионально — половинными длительностями. На каждый первый удар метронома — первая ступень аккорда, на каждый третий — пятая ступень. Меняется аккорд, следовательно, меняется и вся ваша басовая фигура. Теперь вы играете тонику нового аккорда и, соответственно ей, пятую ступень этого же аккорда. Ритмическая часть (пока) остается без изменений.

Цифрами, взятыми в кружочек, обозначаются струны, римскими цифрами — номер лада, а название ноты и какой ступенью она является относительно аккорда, посчитайте сами. С аппликатурой (пальцовкой левой руки) вам также придется разбираться самостоятельно. Главное, чтобы ноты соответствовали по звучанию своей длительности.

Поиграв такую музыку некоторое время, вы заметите закономерность в соотношении расположений первой и пятой ступеней на грифе. Это следует запомнить. Но и это еще не все.

До сих пор мы вели разговор о левой руке, пришла пора поговорить и о правой. Речь идет о звукоизвлечении. На бас-гитаре, так же как и на гитаре, играют и пальцами, и медиатором. Все зависит от стиля музыки, от конкретной композиции, от вашего желания получить звук определенной окраски (охотно допускаю еще целый ряд причин). Но практика показывает, что большинство бас-гитаристов прогрессивных стилей используют пальцевую технику игры. Будем равняться на них. На примере этого упражнения попробуйте поиграть шагающим движением указательного и среднего пальцев правой руки, при этом, после извлечения звука, палец должен опереться на следующую по ходу движения струну. А в случае с четвертой, последней струной, палец должен как будто опереться на предполагаемую струну. Назовем этот прием — опорным.

Следующий этап — добавление третьей ступени. В начале звучания каждого аккорда желательно брать первую ступень (тонику) данного аккорда, а вот вспомогательным звуком вместо пятой ступени или дополнительно может быть третья ступень этого же аккорда. Необходимо учитывать, что в зависимости от наклонения аккорда третья ступень будет различной. В мажорных аккордах между первой и третьей ступенями — интервал 2 тона (большая терция), а в минорных — полтора тона (малая терция). Подробности можно посмотреть в уроке №2.

Я умышленно не проставил номера ладов и струн в надежде, что вы сами найдете местоположение нот на грифе. Во всех тактах этого примера, кроме последнего такта, я использовал первую и третью ступени относительно каждого аккорда. В следующем примере попробуем скомбинировать все аккордовые ступени (1, 3, 5). А заодно и разнообразим длительности.

Мне самому не очень нравится то, как звучит этот пример, но это всего-навсего образец, который поможет вам продвинуться дальше. Модифицируя мелодико-ритмические рисунки, вы сможете создать нечто более интересное. Конечно, игра на бас-гитаре не исчерпывается движением только по аккордовым звукам, но об этом в следующих уроках. Здесь же я позволю себе привести пару несложных стилистических примеров в midi-файлах, которые играть необязательно, достаточно прослушать:

В примере Bossa-Nova бас играет только первую и пятую ступени, а в примере Raggey — все три ступени аккорда. Кстати сказать, самый простой и доступный способ разобраться в особенностях того или иного стиля — это использование так называемых автоаранжировщиков. Компьютерная программы Band-in-a-Box или Jammer — яркий тому пример.

И в заключении о гаммах. Для развития техники игры на музыкальных инструментах люди ничего лучшего пока не придумали. Поэтому наберитесь терпения — и вперед.

Гаммы бывают разные. Начиная с натурального мажора или минора, минуя гармонический и мелодический мажор или минор, затем идут лады народной музыки (миксолидийский, дорийский, фригийский и т. д.), существуют также и искуственно созданные лады и хроматический звукоряд. Как видите, их очень много. Мы с вами ограничимся пока первым и последним.

Квадратиком обозначен тонический звук, то есть первая ступень, относительно которой и строится аппликатурная модель мажорной гаммы. Изменилась тоника — передвинули руку на нужную ноту и играем эту же модель. Когда мы играем гамму, расположенную на четырех ладах, пальцы левой руки располагаются каждый на своем ладу, а в фигуре «три ноты на одной струне через лад», рекомендую Вам играть первым, вторым и четвертым пальцами соответственно. Здесь следует сказать, что прижимать пальцы левой руки к струнам на ладах надо «молоточком», т.е. палец не лежит на струне своей плоскостью, а как бы «втыкается» в нее.

Этот звукоряд хорошо использовать как музыкальную зарядку, проигрывая его вверх и вниз на разных участках грифа, поскольку ширина ладов везде разная. Таким образом вырабатывается координация движений.

Этой информации для первого раза, я думаю, будет достаточно. А об остальном поговорим в следующих уроках.

При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!

27.10.99 Автор: Имя админа
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter

Ты ещё скажи это Джону Патитуччи.И прошу предоставь нам ссылочку на видео что бы мы точно попадали!!

ТЫ не слушай а посмотри, зайди в ютуб.Да у басиста меньше задачь. В современной музыке он почти ни чего не выполняет (рэп). Но вот в роке и роке-н-роле приходится потеть. Легче тем что всего 4-5 струн )))))

Как называется игра на басу

Примочки для
игры на гитаре

Аксессуары для гитары:
каподастр, медиатор,
камертон для гитары
подставка под ногу
пюпитр

Бас гитара акустического типа, разновидность акустических гитар. Она предназначена для игры басовых партий или басовых линий. То есть для игры в басовом диапазоне.

Человека, который играет на бас гитаре, называют бас гитарист или басист. Бас гитара применяется во многих музыкальных движениях, но большее распространение она получила в Рок-музыке.

Игра на бас гитаре

Игра на бас гитаре представляет аккомпанемент, реже соло.

Теперь немного про историю гитары. Основным предшественников бас гитары, был контрабас. Это самый крупный из акустических инструментов (семейства скрипок).

Но контрабас имел массы недостатков, например большие размеры, трудность транспортировки. Игра на нем была недостаточно удобной из-за отсутствия ладовых порожков и вертикального положения инструмента, а звук не очень сильным.

Кстати, некоторые гитаристы при игре на бас гитаре, держат ее аналогично контрабасу, пропуская ремень через одно плечо. В основном это те люди, которые перешли с контрабаса на бас гитару.

В 20-е года ХХ века стала развиваться джазовая музыка (подробнее о джаз гитаре), и это потребовало нового бас инструмента, лишенного недостатков контрабаса. Как раз в этот период времени и начали экспериментировать и изобретать бас гитару.

Акустическая бас гитара появилась только в 60-е годы.

Особенностями бас гитары являются: больших размеров корпус, увеличенная мензура, использование более толстых струн.

Количество струн бывает разное, но больше всего распространены четырехструнные бас гитары.

Все эти конструктивные особенности необходимы для достижения более низких частот при игре на бас гитаре.

Бас гитара и техника игры на бас гитаре

Техника игры на бас гитаре не сильно отличается от игры на других акустических гитарах.

При игре на бас гитаре используют следующее приемы игры: щипок пальцем, игра медиатором, слэп.

Игру на бас гитаре боем используют, но очень редко. В отличие от 12 струнной гитары, на ней играют в основном боем.

Каким способом играть, зависит от стиля исполняемой музыки. Наиболее распространена игра пальцами. При этом используют прием «апояндо», то есть щипок струны с опорой на следующею.

Это необходимо, так как струны у бас гитары более толстые и усилий при игре на бас гитаре нужно применять больше.

Для игры на бас гитаре подходят такие же приемы, как и для игры на шестиструнной гитаре, так, что можно ознакомиться с самоучителем игры на гитаре, выложенным на сайте.

При игре пальцами звук получается мягкий и более глубокий. При игре медиатором, звук получается более резкий с преобладанием средних частот. К тому же, при игре медиатором звук получается равномерным по громкости.

Следующий прием игра на бас гитаре специфичен. Это слэп, такой способ игры, когда звук извлекается по средствам удара струны ладовый порожек. Звук очень резкий и непродолжительный по звучанию с преобладанием средних и высоких частот.

Настройка гитары зависит от стиля музыки, так как требуется разный диапазон звучания, поэтому бас гитаристы настраивают бас гитары на различные строи гитары.

Подробнее о настройке бас гитары написано в разделе «настройка гитары».

Техника игры на бас гитаре постановка рук и основные приемы

КАК ИГРАТЬ НА БАС ГИТАРЕ?

Прежде чем перейти к вопросу о способах игры на бас гитаре, давайте разберемся, как правильно держать инструмент. Можно выделить три основных положения: на уровне груди, на уровне талии, около колен.

Высокую постановку баса (между талией и грудью) используют в основном джазовые музыканты, слэп басисты, и обладатели шестиструнных бас гитар. Это расположение обеспечивает руке хороший рычаг, что облегчает игру и позволяет усилить удар при слэпе (верхняя позиция большого пальца).

При средней постановке (в районе талии) использовать слэп становится труднее, но зато играть медиатором заметно удобнее. Такой способ широко используют современные рок музыканты.

Низкое расположение (на уровне колен) со стороны смотрится очень стильно, да и играть слэпом удобно (низкая позиция большого пальца), но вот об использовании тэппинга можно забыть.

Итак, надеюсь, вы выбрали наиболее удобное расположение гитары. Теперь поговорим о постановке рук и о различных техниках извлечения звуков.

ПРАВАЯ РУКА

В распоряжении бас гитариста находится множество различных способов извлечения звуков. Вы можете играть пальцами или медиатором, использовать слэп или тэппинг. Вопрос о том, какой способ извлечения звука лучше не совсем корректен. Все они различны и имеют уникальный звук. Выбор того или иного способа должен определятся стилем песни, которую вы играете. Некоторые считают, что скорость зависит способа извлечения (пальцы, медиатор, слэп тэппинг). Это не так. Любым из вышеперечисленных способов можно играть с высокой скоростью.

Для игры пальцами (имеется ввиду извлечение звука подушечками пальцев) характерен мягкий теплый звук. Этот стиль широко распространен в роке, блюзе и джазе. Убедитесь, что ваши ногти коротко острижены, в противном случае вы непременно будете задевать струны. В результате будет создаваться щелчок, борьба с которым может стать серьезной проблемой.

Игра медиатором позволяет получить свежий яркий звук. Многие металлические басисты играют медиатором.

Слэп используется в основном в фанке, хотя в последнее время его можно встретить и в музыке других жанров. Для слэпа характерен четкий резкий ритм. Если вам важно акцентировать ритмический рисунок песни, нет способа лучше, чем слэп.

Тэппинг относительно новый стиль. Настоящими мастерами этой техники являются Stu Hamm и Jeff Berlin, если вы хотите освоить ее, достаньте их видеошколы. Чтобы играть тэппингом, просто необходима хорошая бас гитара с низким расположением струн и качественный усилитель.

ИГРА ПАЛЬЦАМИ

Существует три основных способа постановки руки при игре пальцами. Можно играть без упора, то есть ваша рука парит над струнами, касаясь их только кончиками пальцев. Это достаточно сложно, но никакой другой способ не даст вам столько свободы.

Можно опираться ребром ладони на деку, струны или бридж. Этот способ затрудняет использования глушения струн ребром ладони (пиццикато).

И можно опираться большим пальцем на звукосниматель или бридж. Используется также техника игры с передвижной опорой — это когда вы в зависимости от струны, которую надо щипнуть, опираетесь большим пальцем то на звукосниматель, то на более толстую струну. Это приводит к потере скорости, ведь Вам надо постоянно менять положение большого пальца. Однако этот способ имеет свои преимущества. Он позволяет играть более чисто, поскольку струна, на которую Вы опираетесь, оказывается заглушенной и не может шуметь.

Играть можно всеми пальцами, но я не рекомендую вам пользоваться большим. Это приведет к потере скорости, а, кроме того, звук, получаемый при игре большим пальцем, заметно отличается от звука других пальцев. Использование большого пальца может быть оправдано только при игре медленных произведений.

Большинство людей играют указательным и средним пальцами (обозначаются цифрами 1 и 2 соответственно), некоторые играю тремя (безымянный — 3) или даже четырьмя (мизинец — 4). Игра тремя и четырьмя пальцами позволяет развивать высокую скорость, при этом вы будете меньше уставать. Увеличению скорости игры также способствует акцентирование щипков. Например, допустим, вы играете тремя пальцами (1-2-3 1-2-3 1-2. ). Если Вы будете выделять, к примеру, каждый первый удар, то сможете развить более высокую скорость, чем при ровной игре.

Следует строго следить за чередованием пальцев. Например, если вы играете двумя пальцами, то очевидно (1-2-1-2-1-2. ) При игре тремя — есть варианты (1-2-3-1-2-3-1-2-3. ) или (1-2-3-2-1-2-3-2-1. ). По началу строгое чередование может показаться неудобным и неоправданным. Но это не так. По мере практики, это войдет в привычку. Вы никогда не добьетесь такой же скорости и чистоты звука, играя рэйком (извлекая несколько звуков подряд, используя один палец. Поставьте палец на первую струну и потяните его вверх. Он сорвется с первой струны, движется дальше, загребает вторую, дальше — третью . Это и есть рэйк).

ИГРА МЕДИАТОРОМ

Медиаторы бывают разные. Они отличаются по размеру, толщине, жесткости и, конечно, цвету. Найдите себе удобный медиатор, который не выскальзывает из рук. Более тонкие и жесткие медиаторы звучат более ярко, с металлическим оттенком. Мягкие медиаторы ближе по звучанию к пальцам.

Игра медиатором придает песне особую окраску. Им легко играть четвертные, восьмые, шестнадцатые ноты. Кроме того, вы можете одновременно играть несколько струн.

При игре медиатором обычно упираются запястьем в деку.

Слэп заключается в резком ударе большим пальцем по струне. Струна должна удариться о гриф, создавая оригинальное звучание. В зависимости от расположения бас гитары при игре слэпом выделяют верхнюю и нижнюю позицию большого пальца.

ТЭППИНГ

Эта техника основана на использовании обеих рук для игры нот на грифе. Для извлечения ноты надо ударить пальцем по струне над соответствующим ладом. Этот стиль доведен до совершенства такими басистами, как Jeff Berlin и Stu Hamm. Используя эту технику, вы можете играть партии для фортепьяно на бас гитаре. Левой рукой играется бас, а правой — мелодия или ритм. Тэппинг также используется для игры быстрых соло партий.

ЛЕВАЯ РУКА

При игре на ладовом инструменте, для извлечения ноты Вы просто зажимаете струну между двух ладовых порожков. Сила, с которой вы фиксируете струну, должна быть достаточной, чтобы она не звенела, но не более того. Если слишком сильно прижать струну, получится более высокая нота. Используйте не кончики пальцев, а подушечки. Свободными пальцами глушите струны, которые не должны звучать. Если не делать этого, струны могут шуметь, в результате чего взятая вами нота будет казаться нечеткой и грязной. Глушение имеет очень большое значение при игре слэпом. Если у вас достаточно большая кисть или узкомензурная бас гитара, Вы можете использовать большой палец для глушения верхних струн.

При игре на безладовой бас гитаре зажимайте струны точно в том месте, где находятся лады на ладовом инструменте. Если Вы только осваиваете этот инструмент, Вам необходим хроматический тюнер. Играйте ноты и посматривайте на него, не взяли ли вы более высокую или низкую ноту. Со временем ваш слух улучшится, и вы сможете сами точно определять ноты. Надо всегда стремиться к точности, и если в гранже и некоторых других музыкальных стилях можно позволить себе небольшое разгильдяйство, то в джазе точность исполнения нот имеет огромное значение.

ДВИЖЕНИЕ ЛЕВОЙ РУКИ

Существует несколько принципов, придерживаясь которых, Вы можете почувствовать более свободно и легко при смене позиции левой руки. Идея очень проста. Делайте как можно меньше движений и оставайтесь в занятой позиции как можно дольше. Для смены позиций используйте слайды. Также имеет смысл сменить позицию во время звучания открытых струн.

ПРИЕМЫ ДЛЯ ЛЕВОЙ РУКИ

Slide (глиссандо) — Достаточно распространенный прием. Он выполняется скольжением пальца, прижимающим струну, вверх или вниз вдоль грифа.

Hammer-on (восходящее легато) — Прием извлечения звука левой рукой, который состоит в резком прижатие (ударом) пальцем левой струны на несколько ладов выше ноты, извлеченной правой рукой.

Pull-off (нисходящее легато) — Прием извлечения звука левой рукой резким снятием пальца со струны. Прием выполняется следующим образом. Сначала зажимается два лада на струне, потом правой рукой извлекается звук и через некоторое время следует резкое снятие пальца со струны (другой палец в это время продолжает прижимать струну). При снятии он должен двигаться немного поперек грифа, слегка подталкивая струну.

Вend — Прием повышения тона за счет движения прижатой струны поперек грифа.

Harmonic (флажолет) — Это прием извлечения звука со своеобразной тембровой окраской. Натуральные флажолеты можно получить над 5, 7, 12, 17, 19 ладовыми порожками. В этих местах струна делится пополам, на треть, на четверть. Для того чтобы получить флажолет, надо коснуться пальцем левой руки струны над каким-нибудь из упомянутых ладовых порожков. (Струна не должна прогибаться. Достаточно очень легкого касания.) Потом извлечь правой рукой звук и почти одновременно приподнять палец. Искусственными флажолетами называются флажолеты, полученные над другими ладами. Например, чтобы получить флажолет над 13 ладом, надо левой рукой зажать первый лад. (Теперь середина свободной струны находится над 13 ладом.) Указательным пальцем правой руки коснуться струны над 13-ым порожком и извлечь звук средним или безымянным пальцем, почти одновременно с этим снять указательный палец. При игре медиатором надо так его взять, чтобы свободным оказался лишь небольшой кончик. Извлекаете звук кончиком медиатора над 13 ладом и задеваете струну пальцем, держащим медиатор.

Безладовый бас

У каждого басиста есть своя любимая. Она идеально ложится к нему руки, издает именно те звуки, которые он хочет услышать, никогда не расстраивается по мелочам. И речь здесь идет не только и не столько о женщине, сколько об инструменте – бас-гитаре. Предшественником знакомой каждому из нас бас-гитары был контрабас – акустический инструмент из семейства скрипок, являющийся самым крупным. Именно из-за его громоздкого размера на смену контрабасу пришла бас-гитара, обладающая некоторыми его достоинствами, но намного более компактная по размеру. В свою очередь, и у бас-гитар стали появляться свои собственные разновидности, например, безладовый бас.

История

История создания этого необычного инструмента не совсем однозначна: существует несколько версий того, кто, где и при каких обстоятельствах создал первый безладовый бас.
Первая история такова: в погоне за разнообразием и новым оригинальным звуком, да и просто от скуки один умелец решил «поиздеваться» над своим Fender Jazz Bass 1962 года. Что же он придумал интересного и нового? Он просто-напросто убрал с гитары сразу все лады, замазав эпоксидной смолой оставшиеся на их месте небольшие углубления. Таким образом, он сумел извлечь из инструмента новое звучание, ставшее с тех самых пор его «фирменным». Звали этого выдумщика-умельца Жако Пасториус (В последствии, кстати, про него был снят документальный фильм 2020 года). Есть и альтернативная история появления на свет безладовой бас-гитары, которая является также и более известной, распространенной. Как и первая, она заключается в трансформации нового инструмента из уже существовавшего ранее, стандартного. Создателем в этой версии выступает Билл Уайман из легендарных The Rolling Stones. Купив у одного своего знакомого барабанщика бас, он с удивлением обнаружил, что тот просто невероятно плохо звучит, издает неприятное дребезжание из-за большого срока эксплуатации. Тогда Билл решил, что поменяет старые изношенные лады на новые. Но вытащить лады он вытащил, а новые решил не вставлять, до того понравился ему получившийся без них звук. Произошло все это приблизительно в 1961 году. Таким образом, сейчас безладовый бас можно услышать в большинстве композиций The Rolling Stones того времени. Первая коммерческая партия безладовых бас-гитар была выпущена компанией Ampeg и называлась AUB-I (или иначе Aubi). Инструмент и по сей день активно используется музыкантами-любителями и профессионалами.

Особенности

Безладовая бас-гитара внешне (по форме) ничем не отличается от обычных гитар. Единственное отличие заключается в грифе, он напоминает стандартный гриф контрабаса, лады отсутствуют. Однако, могут быть линии-ориентиры, отмечающие лады, или же отметки сбоку грифа. Как правило, у безладового баса четыре струны, но бывают и пяти-, шести- и даже семиструнные.
Изготавливается инструмент из металла, дерева, пластмассы. Способен брать до трех октав, что позволяет исполнять произведения практически любых стилевых направлений, импровизировать с жанрами и техникой. Чаще всего безладовый бас используется в джазе и его разновидностях, но играют на нем и музыканты других направлений, к примеру, металлист Стив ДиДжорджио. Поразительно, но найти партии безладовой бас-гитары можно даже в экстемальном металле, например, в группах Death, Opeth, Cynic и многих других, которые используют ее как для записей, так и на концертах. Звук бас-гитары без ладов немного напоминает звук, издаваемый контрабасом, такое легкое вибрирующее «мммуа». Из-за этого мурлыкающего звука некоторые называют безладовую бас-гитару более нежным и женственным инструментом, чем обычную. Конечно же, как и к строптивой женщине, к такой гитаре необходим совершенно особенный подход: просто так чистый и красивый звук не извлечь, нужны сотни часов и дней тренировок, терпение и упорство, которыми может похвастаться далеко не каждый. Жако Пасториус считал, что каждую ноту надо не слышать, а чувствовать, и с этим нельзя не согласиться.

Приемы

Рассмотрим специальные приемы игры на безладовой бас-гитаре:
Слайд, или глиссандо – заключается в скольжении пальца, прижимающего струну, вдоль по грифу, вверх или вниз.
Hammer on, или восходящее легато – при выполнении этого приема звук извлекается левой рукой. Правой рукой извлекается нота, а на несколько ладов выше резко прижимается струна ударом левой руки.
Pull off, или нисходящее легато – звук также, как и при восходящем легато, извлекается левой рукой с помощью резкого снятия пальца со струны.
Bend – струна прижимается поперек грифа, засчет ее движения повышается тон.
Harmonic, или флажолет – прием для получения необычной тембровой окраски. Прием выполняется с помощью очень легкого касания струны над 5, 7, 12, 17, 19 ладовыми порожками. Можно выполнить его и с помощью медиатора.

Сделай сам

Не хватает денег на дорогую японскую красотку? Почему бы не попробовать сделать подобную самому? Рассмотрим изготовление безладовой бас-гитары в домашних условиях на примере пятиструнного Kramer Baretta.
Нам потребуются:
– собственно, инструмент
– лимонное масло
– липкая лента
– паяльник
– отвертка
– наждак
– полотно ножовки
– вставки (эпоксидка, дерево или твердый пластик)
– столярный клей
– скребок
– долото
– мелкая шкурка
– маленький молоточек
– тряпка

1.Снимаем струны, выпрямляем гриф, 1 день пропитываем накладку лимонным маслом. Подготавливаем все неободимое.
2.Заклеиваем накладку липкой лентой, это защитит накладку грифа от воздействия инструментов, предотвратит ненужные сколы и царапины.
3.Нагреваем лады паяльником, подцепляем стамеской, вытягиваем (осторожно, не отрывайте накладки вместе с ладом). Будьте готовы, что это может занять длительное время, до двух часов.
4.Снимаем липкую ленту с лада.
5.Шкурим накладку наждачной бумагой до гладкости, вытаскиваем мусор из пазов.
6.Пластик (или дерево) толщиной около 0,8 мм закругляем, намазываем клеем, осторожно вбиваем молоточком.
7.Шкурим гриф до идеальной гладкости, стираем пыль тряпочкой, пропитываем накладку лимонным маслом еще раз.
8.Устанавливаем струны, регулируем анкер, отстраиваем высоту струн: они должны быть ниже, чем на обычном басу. Можно также углубить пазы в верхнем порожке.
9.Все готово, у нас в руках новорожденная безладовая бас-гитара! Можно начинать играть.

Личности

Одни музыканты всю жизнь играют в подвале или гараже, оттачивая технику, а другим музыкальный талант дан от рождения. Кто же был таким виртуозом среди тех, кто играл на безладовой бас-гитаре? Во-первых, конечно, уже упомянутый выше Жако Пасториус. Его стоит послушать просто в обязательном порядке тем, кто интересуется историей бас-гитар или учится на них играть. Во-вторых, бывший басист группы Cream, Джек Брюс. Начинал свою карьеру он с игры на контрабасе, и этот опыт ему пригодился. Однако, порой, сила, с которой он дергает струны, немного превышает необходимую. Третий виртуоз безладовой бас-гитары – Пино Палладино. Он тоже начинал не собственно с нее, а с классической гитары. На него обращали внимание такие звезды восьмидесятых, как Гэрри Ньюман, Пол Янг. С последним он записал великолепный кавер на «Wherever I Lay My Hat» М.Гэйя, в котором партии обычной и безладовой бас-гитар удивительно гармонично сочетаются и дополняют друг друга, что делает кавер-версию песни не хуже, а может и лучше оригинальной.
Четвертый герой, о котором нельзя не упомянуть, – Гордон Самнер. Возможно, это имя вам ничего не скажет, ведь куда более известен всем и каждому его псевдоним – Стинг. Да-да, он тоже владеет техникой игры на безладовом басу, причем более чем превосходно. Начинал он, как и многие, наверное, с не особенно примечательных работ, играл в группе The Police, используя безладовый бас (а именно, Ibanez Musician 1979 года) в основном для выступлений, а вне концертов играл на обычном. Что интересно, впервые Стинг сыграл на безладовом басу без какой-либо подготовки, прямо на концерте. Он шутил, что, если что-то на сцене во время выступления идет не так, и ты чувствуешь, что лажешь, главное – делать это с серьезным и умным лицом, тогда никто в зале ничего не заметит. Что ж, доля истины в его словах есть.
Еще один гений безладового баса – Лес Клейпул, выдающийся басист. Владеет техниками теппинга, слэпа, тремоло, любит heavy metal. Если бы однажды прошел одно прослушивание, то сейчас, может быть, играл бы с Metallica, но, к сожалению, не сложилось. Что отнюдь не умаляет его достоинств и таланта.

Плюсы и минусы

Как и у любого музыкального инструмента, у безладовых бас-гитар есть свои достоинства и недостатки, и дело каждого, на что стоит обращать внимание в большей степени. Начнем с плюсов:

+ Безладовые бас-гитары не привязаны к конкретному музыкальному и темперированному строю, в отличие от ладовых инструментов;
+ Множество приемов, которые можно осуществить именно на безладовом инструменте;
+ Характерный нежный, «мяукающий» звук;
+ Используя определенную технику, можно получить лучший сустейн, сделать звук ярче;
+ Безладовые басы порой дешевле, чем ладовые, особенно если заказывать мастеровой инструмент.

Есть и минусы:

– Играть на безладовом басу сложнее, и игра на нем потребует больших временных затрат на тренировки;
– Акустические безладовые гитары звучат намного тише своих ладовых коллег;
– На такой гитаре, как правило, быстрей стирается, изнашивается накладка грифа;
– Покупая безладовый бас, лучше сразу приобрести к нему хроматический тюнер, а это – дополнительные денежные затраты.

Способы игры на гитаре

Сколько уже говорено-переговорено о том, как можно играть на гитаре! Всевозможные самоучители (от профессионально-нудных до примитивно-дилетантских), многочисленные интернет-статьи (и толковых, и бестолковых), онлайн-уроки – все уже пересмотрено и перечитано по нескольку раз.

Вы спрашиваете: «Зачем же мне тратить свое время на изучение этой статьи, если кругом информации хоть отбавляй?» А затем, что довольно сложно найти описание всех способов игры на гитаре в одном месте. Прочитав же этот текст, вы убедитесь – есть еще места в Интернете, где сжато и точно подается информация и о гитаре и способах игры на ней.

Что такое «способ звукоизвлечения», в чем его отличие от «приема игры»?

На первый взгляд эти два понятия идентичны. На самом же деле отличие между ними существенное. Натянутая гитарная струна – это источник звука и то, как мы заставим ее колебаться и собственно звучать, называется «способ звукоизвлечения». Способ извлечения звука является базой техники игры. А вот «прием игры» – это в некотором роде украшение или дополнение к извлечению звука.

Приведем конкретный пример. Бряцните по всем струнам правой рукой – этот способ извлечения звука называется удар (чередование ударов – бой). А теперь ударьте большим пальцем правой руки по струнам в районе подставки (удар должен быть выполнен в виде резкого поворота или замаха кисти в сторону большого пальца) – этот прием игры называется тамбурин. Два приема похожи друг на друга, однако первый является способом извлечения звука, он используется довольно часто; а вот второй – это в некотором роде вид «удара», и поэтому является приемом игры на гитаре.

Более подробно о приемах читайте тут, а в этой статье мы остановимся на описании способов звукоизвлечения.

Все способы гитарного звукоизвлечения

Удар, бой и расгеадо

Удар и бой чаще всего используются как аккомпанемент пению. Овладеть ими совсем просто. Самое главное – это соблюдать ритм и направления движений руки.

Одной из разновидностей удара является расгеадо – колоритный испанский прием, представляющий собой поочередный удар по струнам каждым из пальцев (кроме большого) левой руки. Перед тем как выполнить расгеадо на гитаре, следует попрактиковаться без инструмента. Сожмите руку в кулак. Начиная с мизинца, пружинисто выпускаете зажатые пальцы. Движения должны быть четкими и упругими. Попробовали? Перенесите кулак к струнам и проделайте то же самое.

Тирандо и апояндо

Следующий прием – тирандо или игра щипком. Суть приема – поочередное дергание струн. Этим способом звукоизвлечения играют стандартные переборы. Если вы решили овладеть тирандо, то особое внимание обращайте на руку – при игре она не должна быть зажата в кисти.

Прием апояндо (или игра с опорой на соседнюю струну) очень характерен для музыки Фламенко. Этот способ игры выполнять проще, нежели тирандо – при щипке струны палец повисает не в воздухе, а опирается на соседнюю струну. Звук в этом случае более яркий и насыщенный.

Имейте в виду, что тирандо позволяет играть в быстром темпе, а вот игра с опорой существенно тормозит гитариста в темпе исполнения.

В следующем ролике представлены все вышерассмотренные способы звукоизвлечения: расгеадо, тирандо и апояндо. Причем апояндо играет преимущественно большой палец – это и есть «фишка» фламенко, одноголосная мелодия или мелодия в басу всегда играется на опоре большим пальцем. При ускорении темпа исполнитель переходит на щипок.

Слэп – коронный «прием» бас-гитаристов

Слэп можно еще назвать преувеличенным щипком, то есть исполнитель дергает за струны таким образом, что они, ударяясь о порожки гитары, издают характерный щелкающий звук. Как способ звукоизвлечения на классической или акустической гитаре используется редко, здесь он более популярен в виде «эффекта неожиданности», имитирует выстрел или хлест кнута.

Прием слэп знают все бас-гитарсты: кроме подцепки струн указательным и средним пальцем они еще ударяют большим пальцем по толстым верхним струнам басухи.

Отличный пример техники исполнения слэпа можно увидеть в следующем видео.

Тэппинг или фортепианная техника

Самый юный способ звукоизвлечения (ему не больше 50 лет) носит название теппинг. Папой теппинга можно смело называть флажолет – он усовершенствовался с появлением сверхчувствительных гитар.

Теппинг может быть одно- и двухголосным. В первом случае рука (правая или левая) ударяет по струнам на грифе гитары. А вот двухголосный теппинг похож на игру пианистов – каждая рука играет свою независимую партию на грифе гитары путем ударов и стягиваний струн. Из-за некоторой схожести с игрой на фортепиано, этот способ звукоизвлечения и получил второе название – фортепианная техника.

Отличный пример применения теппинга можно посмотреть не в безызвестном фильме «Август Раш». Руки в ролики – это не руки Фрейди Хаймора, играющего роль мальчика-гения. На самом деле – это руки Каки Кинг, известной гитаристки.

Каждый выбирает для себя ту технику исполнения, которая ему более близка. Те, кто предпочитает петь песни под гитару – осваивают технику боя, реже перебор. Те, кто желает играть пьесы – изучают тирандо. Более сложные техники слеп и теппинг – нужны тем, кто собирается связывать свою жизнь с музыкой если не с профессиональной стороны, то с серьезно-любительской.

Приемы игры, в отличие от способов звукоизвлечения, не требуют особых усилий в освоении, так что обязательно изучите технику их выполнения в этой статье.

Техника игры на бас гитаре

Известно, что бас гитара пришла на смену контрабасу. Предполагалось, что техника игры останется схожей. Но бас гитара, самый молодой из струнных инструментов, стала стремительно развиваться и продолжает свое развитие. Растет мастерство исполнителей, рождаются все новые стили, жанры и направления музыки, требующие другого подхода к построению композиций, и изменения роли инструмента в группе.

Если Вы решили играть на бас гитаре, и находитесь в самом начале пути, то несколько советов и практических упражнений должны помочь в освоении инструмента.

Расположение нот на грифе бас гитары. Скучно, но необходимо выучить. Вы должны легко находить любую ноту минимум в трех местах грифа, это одна из основ импровизации. Большая часть теории по акустической гитаре нам подходит. На бас гитаре все даже проще: бас имеет симметричный квартовый строй, ноты открытых струн отстоят друг от друга на четыре ступени. Поэтому, все закономерности расположения нот более наглядны и очевидны.

Положение и постановка рук, при игре сидя, тоже мало отличаются от гитарных.

При игре стоя, бас может быть подвешен высоко, на уровне груди. Так принято в джазе, фанке, блюзе, диско. Удобней играть слепом, приемом большой палец вверх. А также при сольной игре выше 12 го лада.

Бас расположен на уровне пояса — встречается наиболее часто, удобно для медиаторной игры.

Низко подвешенный бас. Подходит для слепа, приемом большой палец вниз. В большей степени имиджевый способ, яркий пример –Фли из RHCP.

Техника правой руки.

При игре пальцами применяются:

  • Способ без опоры. Предплечье лежит на деке, пальцы согнуты в суставах, перпендикулярны струнам. Этот способ наиболее трудный ,но дает большую свободу. Позволяет изменять тембр, играя на разном расстоянии от бриджа. Позволяет использовать большой палец (существуют особые техники большого пальца).
  • Способ с опорой большим пальцем на верхнюю струну.
  • Способ с опорой на звукосниматель. Самый простой. По началу возможны неудобства быстро нырнуть через одну или две струны.

Пальцы VS медиатор.

Вечная война кланов. Бесполезный спор, кто истинный басист, во многом основанный на мифах.

Миф первый: Медиатором играть проще. На самом деле, требуется немало времени, чтобы освоить безупречный штрих (направление удара), и получить настоящий медиаторный звук. Нужно добиться одинаковой силы атаки при разном направлении удара и на разных струнах.

Требуются упорные тренировки, чтобы развить так впечатляющую Вас огромную скорость. Техники используются для решения абсолютно разных задач. Хотя я знаю исключения. Медиатор подразумевает использование некоторых гитарных приемов в игре. Ими не помешает владеть.

Миф второй: Басисты, играющие пальцами, пришли с контрабаса, а использующие медиатор, гитаристы-неудачники.

Бывает. Но, во-первых, Вы много назовете современных басистов, особенно в рок музыке, которые держали в руках контрабас? Во-вторых, много тех, кто изначально и сознательно выбрали бас, минуя гитару. Она им просто не нравится. А есть еще медиаторные басисты, в свободное время играющие на акустике. Пальцевыми техниками, типа фингерстайл.

Миф третий: Необходимо одинаково хорошо владеть обеими техниками. Да, это статусно, и в теории верно, но на практике, почти никто не применяет обе техники одинаково часто, используя что-то одно. Более того, есть басисты, например Alex Webster, Steve Harris, Lemmy или наш Виталий Дубинин, которые признаются, что играть по другому просто не умеют.

Техника левой руки и позиции.

Поставьте пальцы на четвертую струну. Каждому ладу соответствует свой палец (аппликатура). Вы можете сыграть последовательно четыре ноты подряд четырьмя пальцами, на четырех ладах, на каждой струне. Это называется позиция. Чтобы сыграть другие 16 нот (или 20,или 24) необходимо сместить кисть вдоль грифа. Это смена позиции.

Игра в позициях — один из основных принципов игры на бас гитаре. Бас так устроен, чтобы было удобно исполнять много вариантов партий, в любом стиле, с минимальным количеством перемещений вдоль грифа. Выбор позиции зависит от тональности исполняемого произведения.

Виталий Мякотин © 2020 г.

Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:

Бас-гитара — концерты в Москве 2020-2020

Бас-гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары, предназначенная для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже — сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространенных басовых инструментов, особенно в популярной музыке. Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель на бас-гитаре — бас-гитарист или басист.

Афиша концертов бас-гитары

Основная область применения бас-гитары — современная популярная и джазовая музыка, в классической музыке бас-гитара используется реже обычной шестиструнной гитары. Роль бас-гитары в ансамбле также отличается от роли обычной гитары — бас-гитара чаще используется для аккомпанемента и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего инструмента.

Звучит бас-гитара на октаву ниже обычной гитары, и настраивается по квартам (то есть каждая следующая открытая струна звучит на кварту ниже предыдущей), таким образом стандартная настройка бас-гитары совпадает с настройкой четырех басовых струн обычной гитары, только на октаву ниже. Диапазон обычной четырёхструнной бас-гитары составляет почти три октавы — от Ми контроктавы до Соль первой октавы.

Низкочастотные звуки из диапазона бас-гитары плохо звучат вместе, что обуславливает мелодический характер басовых партий. Гармонические гитарные приемы, такие как игра аккордами, интервалами, арпеджио и т. п. редко применяются при игре на бас-гитаре.

В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности, обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:

Большие размеры;
Увеличенная мензура (864 мм против 650 мм у классической гитары);
Более толстые струны;
Уменьшеное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).

Исторически бас-гитара впервые появилась как электрогитара и только затем был создан акустический вариант, в отличие от обычной гитары, где все было наоборот — сначала возникновение акустической гитары, а затем преобразование её в электрогитару.

Читайте так же:  Как называются отверстия для шнурков