Как называется кинолента

Фантастическая кинолента «К звёздам» выигрывает уик-энд в международном прокате

Фильм Джеймса Грэя стартовал на 45% лучше «Человека на Луне» и на 23% лучше «Прибытия». Все эти связанные с космосом проекты выходили на экраны планеты осенью, а мировая премьера их проходила на Венецианском кинофестивале.

Эксперты считают первые сборы в международном кинопрокате относительно неплохими. Положительным фактором называется хорошая выручка в премиальных форматах ($2,6 млн в 296 кинозалах IMAX). Кроме того, ожидается, что в будние дни посещаемость будет довольно высокой. С другой стороны все признают, что фильм получился слишком дорогим. Ориентиром на данный момент являются мировые сборы в районе 150-миллионной отметки. Такой финальный результат принесёт в итоге около 30 миллионов долларов убытков.

Наибольший вклад в общую копилку внесли обеспечившие по $2,8 млн Великобритания и Южная Корея. В обоих случаях кинолента с Брэдом Питтом в главной роли стала второй. Победы были одержаны во Франции ($2,7 млн), в Испании ($2,2 млн), Норвегии, Индонезии ($700 тыс.) и Сингапуре. Выделяется на общем фоне стартовый результат в испанском кинопрокате. Там «К звёздам» дебютировал лучше «Гравитации» и более чем вдвое превзошёл первые сборы «Прибытия» и «Человека на Луне».

Также премьеры состоялись в Японии ($2,2 млн), Мексике ($1,3 млн), Австралии ($1,3 млн), Германии ($900 тыс.) и Объединённых Арабских Эмиратах ($700 тыс.). На следующей неделе фантастический фильм выйдет в России, Италии и Бразилии. Дата китайской премьеры пока что не определена. Скорее всего, это будет ноябрь или декабрь.

$21,2 млн добыл в третий уик-энд на экранах сиквел «Оно-2». По сравнению с прошлой неделей полученная хоррором выручка уменьшилась на 54%. Международные сборы уже преодолели 200-миллионный рубеж ($205,9 млн), общемировые приближаются к 400-миллионному ($385,1 млн). Начавшая прокат позже других крупных рынков Франция дала $2,3 млн во второй уик-энд (всего $7,4 млн). Третья кряду победа с $2,2 млн была одержана в Германии (всего $15,5 млн). Также вторая часть дилогии оприходовала $1,7 млн в Великобритании (всего $19,8 млн), $1,4 млн в Мексике (всего $19,6 млн), $1,3 млн в Бразилии (всего $10,1 млн), $1,2 млн в России (всего $16,1 млн) и $900 тыс. в Испании (всего $8,2 млн).

$10 млн на 32 территориях собрала возглавившая американский чарт драма «Аббатство Даунтон» (всего $30 млн). Продолжение популярного телесериала дебютировало в Германии ($1,3 млн) и Испании ($931 тыс.). Великобритания выделила $3,6 млн при 42-процентном падении сборов во второй уик-энд (1-е место, всего $15,6 млн). Австралия тоже во второй уик-энд внесла $1,3 млн при несколько меньшем 33-процентном уроне (всего $4,8 млн). Кроме того, за две недели $1,5 млн получено в Нидерландах, $1,5 млн в Швеции, $1,4 млн в Финляндии, $1 млн в Норвегии и $1 млн в Новой Зеландии. По местным меркам всё это весьма солидные результаты.

Вместе с экранизацией романа Стивена Кинга покорила 200-миллионный рубеж и драма «Однажды в… Голливуде». Фильм Квентина Тарантино добавил к своим капиталам $9,9 млн с общей кассой $206,4 млн в международном прокате и $344,6 млн во всём мире. Превосходные $5,4 млн с учётом превью стали лучшим результатом в карьере режиссёра на итальянских экранах.

Период полного затишья перед октябрьскими праздниками наступил в Китае. Собрав за первые три дня с учётом превью 68,3 млн юаней или $9,66 млн, чарт возглавила семейная драма о собаке поводыре «Маленький Кью». $6,7 млн тоже с учётом превью заработала историческая драма «Мао Цзэдун 1949». В борьбе за третью позицию фэнтези экшен «Нефритовая династия» ($5,65 млн во второй уик-энд и $51,6 млн за десять дней) опередил драму «Последнее желание» ($5,57 млн во второй уик-энд и $31,35 млн за одиннадцать дней). Девятый уик-энд китайского проката принёс $3,08 млн мультфильму «Нэчжа». Общая касса сенсационного хита достигла 4931,8 млн юаней или $716,87 млн.

Резко упала после праздников посещаемость и в Южной Корее. Лидерство сохранил там криминальный триллер «Плохие парни. Фильм». Спин-офф местного телесериала заработал $4,89 млн при падении сборов на 67% во второй уик-энд и $29,03 млн за двенадцать дней. Комедия о потерявшем память премьер-министре «Ударьте меня кто-нибудь ещё разок» снова стала лучшей на японских экранах.

Согласно данным ComScore, $9,27 млн на 34 территориях добыл боевик «Рэмбо. Последняя кровь». Права на пятую часть франшизы проданы многочисленным локальным дистрибьюторам, так что полные результаты будут доступны не раньше вторника или среды.

Приводим данные по ещё нескольким фильмам одной строкой

$4,8 млн на 59 территориях за уик-энд «Angry Birds 2 в кино», всего $78,1 млн

$3,9 млн за уик-энд «Король Лев», всего $1091,9 млн в международном прокате и $1621,5 млн во всём мире

$3,9 млн на 36 территориях за уик-энд «Дора и затерянный город», всего $40,4 млн

$3 млн на 19 территориях за уик-энд «Стриптизёрши», всего $9,4 млн

$3 млн в России «Тайна печати дракона», всего $5,7 млн

$2,9 млн на 29 территориях за уик-энд «Yesterday», всего $69 млн

$2,8 млн за уик-энд «Форсаж: Хоббс и Шоу», всего $579,5 млн в международном прокате и $750,1 млн во всём мире

$2,52 млн на 43 территориях за уик-энд «Падение ангела», всего $58 млн

$2,4 млн на 42 территориях за уик-энд «Хорошие мальчики», всего $21,4 млн

$1,4 млн на 14 территориях за уик-энд «Капкан», всего $47,6 млн

Новости

«Они никогда не станут старше». Новая кинолента Питера Джексона

«Они никогда не станут старше». Так называется новая лента Питера Джексона. Мастер фэнтези на сей раз создал документальный эпос на основе подлинных кадров времён Первой мировой войны.

Для Питера Джексона эта история — личная, его дед был ветераном Первой мировой. В фильме показаны события, снятые на Западном фронте. В распоряжении режиссера были только архивные пленки ВВС и Имперского военного музея в Лондоне. Черно-белые кадры получили цвет, была увеличена кадровая частота, свойственная немому кино резкость движений сменилась привычной нам плавностью.

«Мы в начале живем в черно-белой атмосфере и мы живем в прошлом времени, а когда эта черно-белая атмосфера заканчивается, мы начинаем жить в современном времени, во времени войны, она просто тут где-то рядом», — объясняет режиссер, сценарист Марина Разбежкина.

Именно такой войну видели солдаты, уверен режиссер, их рассказы звучат за кадром. Это, прежде всего, эмоциональные детали и подробности сражений. Например, воспоминания о пережитых газовых атаках, первых в истории, зависшем желто-зеленом облаке. Цвет военной формы Джексон восстанавливал по музейным экспонатам.

«На самом деле, прошлое было такого же цвета, что и настоящее, просто абберация сознания уже, привыкли, что бумага пожелтела, а она была белой, вы заметили: какие у них у всех плохие зубы? Дантисты были не на высоте в то время», — поясняет режиссёр-мультипликатор Михаил Алдашин.

Антисанитария на фронте: грязь и мухи, крики птиц, круживших над ранеными, грохот орудий — все записи сделаны в наши дни. Режиссер пригласил специалистов, читающих по губам: так появилась возможность озвучить то, что говорят солдаты. На фронте много шутили, юмор помогал выжить.

«У нас нет этой памяти, и это очень странно, что она вдруг становится нашей памятью, хотя это вроде бы английская война, чужая война, мы не видим, что происходит в чужих окопах, но я думаю, что происходит приблизительно тоже самое. Тут наше воображение может работать», — добавляет Марина Разбежкина.

В начале века кинематограф еще искал свои выразительные возможности. Поэтому многие кадры хроники похожи на групповые фотографии. Крупные планы позволяют вглядеться в лица.

Название фильма — цитата из «Оды Памяти» Лоренса Биньона. Питер Джексон на полтора часа возвращает к жизни тех, кто никогда не станет старше.

Самые первые фильмы в мире

За полвека на человека приходится около 18 тысяч просмотренных кинолент. А это примерно 27 тысяч часов. И о том, сколько информации остается в мозгу зрителей, стоит только догадываться. Зачастую многую информацию мы получаем через киноленты — исторические моменты, биографии, чувства главных героев, отношение общества к проблеме.

С помощью визуальных и акустических форм подачи главной идеи фильма человек лучше усваивает такую информацию.

Игровое кино, естественно, несет в себе меньшую смысловую нагрузки, в первую очередь заставляя прочувствовать простые эмоции — радость, гнев, страх. А вот историческое и документальное кино помогает узнавать новые данные о разных странах, событиях и явлениях.

Сегодня мало кто задумывается, а как же появилось кино и какой самый первый фильм в мире увидели зрители? Итак, с чего же все начиналось.

Самый первый фильм

Официально кинематограф появился в 1895 году. Но вот самые первые фильмы начали снимать еще за несколько лет до этой даты. В 1888 году француз Луи ле Принц, который проживал в Англии, снял первую кинокартину в мире.

Она получила название «Сцены в саду Раундхэй» или «Roundhay Garden Scene». Картина получилась благодаря новой для той эпохи технологии – это запись на бумажную пленку, которая была покрыта фотоэмульсией.

Хоть сама технология появилась на четыре года раньше фильма, в 1884 году, но именно Луи ле Принц, стал первым ее использовать. Фильм «Сцены в саду Раундхэй» длился всего 1,66 секунды. За это время автор успел запечатлеть прогулку нескольких людей в саду. В кадр попали сын режиссера, его теща с мужем, а так же друг семьи Харриет Хартли.

Француз Луи ле Принц снял еще и фильм «Движение транспорта по английскому мосту Лидс». Но мир так его и не увидел, поскольку в 1890 году режиссер пропал на поезде, следующем из Джидона в Париж, и не был найден.

Официальный первый фильм в мире

Самый первый фильм, который получил широкое распространение, был снят в 1895 году — «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» («L’Arrivee d’un train en gare de la Ciotat»). Начало эпохи кинематографа положила именно эта картина. Это документальная короткометражная лента, который сняли и публично показали братья Люмьер.

Читайте так же:  Как называется воровство идеи

С тех пор Огюст Луи Мари Николя и Луи Жан считаются родоначальниками кино. В русскоязычных источниках этот 49-секундный фильм известен под названием «Прибытие почтового поезда» или «Прибытие поезда».

Этот фильм имеет довольно незамысловатый сюжет. На экране демонстрируется остановка поезда на железнодорожной платформе вокзала Ла-Сиота, а так же идущие вдоль вагонов пассажиры. Но, несмотря на это, картина стала широко известна.

По некоторым данным, показ фильма шокировал публику того времени, поскольку она была психологически не подготовлена воспринять «ожившее» изображение поезда. Люди отскакивали от экрана, боясь быть сбитыми поездом.

Фильм братьев Люмьер стал каноническим произведением кино. Это случилось как раз благодаря тому, что впервые в истории авторы на плоском экране выразительно передали движение в перспективе – поезд появлялся вдалеке, проходил справа налево наискось на первый план через весь экран и дальше уходил за левый край экрана. Это создавало впечатление пространства. А кроме этого, в короткометражке в одном кадре показали людей крупным, средним и общим планами.

В фильме демонстрируется первый так называемый «бродячий сюжет» немого кино. После выхода «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» операторы всего мира начали создавать аналогичные ленты на других вокзалах мира.

К примеру, в 1898 году Жорж Мельес выпустил две версии сюжета: «Прибытие поезда на вокзал Венсанна» и «Прибытие поезда на вокзал Жуанвиля».

Впервые на широком экране фильм братьев Люмьер показали 6 января 1896 года. Несмотря на общепринятое мнение, которое есть даже в учебниках истории кино, «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» не крутили на знаменитом платном киносеансе в Париже на бульваре Капуцинов (в «Гранд-кафе»).

Кстати, в России фильм братьев Люмьер нашел отклик. Его фрагмент даже был взят в советскую картину «Человек с бульвара Капуцинов» в главной роли с Андреем Мироновым. Впрочем, там история раннего кинематографа была отражена иронично.

Самый первый звуковой фильм в мире

В картины «Певец Джаза» в главной роли снялся Эл Джолсон. Он исполнил шесть музыкальных номеров. Съемки обошлись в кругленькую сумму – 422 тысяч долларов. В то время даже компания Уорнер тратила на свои творения меньше.

Впрочем, в лентах и до «Певца Джаза» присутствовали звуковые диалоги. Но все кино были короткометражными. Только в 1921 году в нью-йоркском кинозале показали полнометражный фильм «Улица грез» Гриффита, где был один песенный эпизод и несколько шумов толпы.

Самый первый мультипликационный фильм в мире

Эксперты никак не придут к единому мнению, какой же мультфильм считать первым. За это право могут побороться как минимум три картины: «Комические фазы весёлых рожиц», «Отель с призраками» и «Фантасмагория». А первооткрывателем рисованных фильмов можно назвать Джеймса Стюарта Блэктона или Эмиля Коля.

Впрочем, считается, что все же «Фантасмагория» стала первым из мультфильмов. Некоторые специалисты уверены, что до 1900 года «оживающий волшебный рисунок» для камеры Эдисона создал Джеймс Стюарт Блэктон. Он сочетал искусство графики и технику кино, таким образом, явив динамичную сферу мультипликации.

В 1906 году Блэктон использовал прием в фильме «Комические фазы весёлых рожиц» («Humorous Phases of Funny Faces»), а в 1907 году в «Отеле с призраками». Последний стал пользоваться у зрителей большим успехом. Там технология «оживания» неодушевленных предметов была особенно эффектной.

Впрочем, все эти мультики Блэктона не были полноценными в нашем понимании. Они только демонстрировали возможности, которые позже были применены в «Фантасмагории». Именно эту мультипликационную картину, которая собрала в себе все технологии и приемы того времени, большинство экспертом называют первой в мире.

Мультфильм «Фантасмагория» нарисовал французский художник-карикатурист Эмиля Коля. Публике картину показали 17 августа 1908 года. Мультик создали при помощи темных линий на белой бумаге, затем их отпечатали на негативе, тем самым создав эффект рисования мелом. Для создания 1,5 минутной ленты было нарисовано более 700 рисунков.

После того как Вы узнали историю кинематографа, редакция «Узнай Все» предлагает вам почитать о самом дорогом кино в мире.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Архивисты: кинолента хранится 100 лет, а сколько выдержит цифра?

Светлана Лицкевич, Sputnik.

В маленьком Дзержинске 13-тиэтажная высотка архива смотрится инородно. По всей видимости, авторы проекта 30 лет назад предполагали, что провинциальный городок дорастет-таки до своей доминанты. Но — не случилось. И вокруг высотки-хранилища стоят примирительно-провинциальные яблони, щедро усыпанные осенними дарами.

В Белорусском государственном архиве кинофотофонодокументов (БГАКФФД) хранится то, что принято называть аудиовизуальным достоянием страны — ее фото-, кино- и аудиоархивы.

«За город наш архив переехал, потому что до 60-х все кино у нас было на нитропленке — очень опасной по составу, которая могла самовоспламеняться — пожары в кинотеатрах совсем не были редкостью. Правда, к моменту нашего окончательного переезда от «взрывоопасной» пленки уже всецело отказались, но здание после 10 лет долгостроя было, наконец, завершено, и мы переехали», — рассказывает заместитель директора архива Елена Гриневич.

Сейчас в собрании архива кинофотофонодокументов хранится более 41 тысячи кинодокументов, 257 тысяч единиц хранения фото, около 19 тысяч фонодокументов и чуть менее 5 тысяч единиц видео.

«Наши фонды практически все оцифрованы, за исключением некоторой части кинофильмов», — рассказывает директор архива Виктор Баландин.

Особая закалка архивистов

В хранилищах — особый температурно-влажностный режим: лучше всего старые пластинки и пленки чувствуют себя при температуре 10-15°С.

«До 1987 года наш архив находился в церкви Марии Магдалины», — рассказывает Елена Мироновна.

И, как это ни странно, для фондов там была практически идеальная среда — температурно-влажностный режим не менялся круглый год.

«В этом здании на создание таких условий тратится немало сил — летом включаем системы охлаждения, зимой контролируем, чтоб не перегрелись от центрального отопления», — пояснила Гриневич.

«А мы все очень закаленные, привыкли», — смеются сотрудники архива. Чего про корреспондентов Sputnik не скажешь — походив по хранилищам, даже в теплом кабинете мы долго потом не можем отогреться.

Сейчас в архиве работают 77 человек. И если в первые годы основная команда приезжала сюда из Минска, то теперь практически все сотрудники — жители Дзержинска. Впрочем, учитывая специфику жизни в маленьком городке, работа в архиве считается неплохим трудоустройством. Заместитель директора Елена Гриневич буквально на днях отпраздновала 30-летие работы в архиве. Пришла сюда сразу после института — да так и осталась.

«Я и замуж вышла в Дзержинск, чтобы на работу рядышком», — шутит она. А серьезно признается, что не представляет себя в другой профессии.

Впрочем, все, кто здесь работает, — старожилы и настоящие фанатики, молодежь идет сюда не слишком охотно. Зарплаты не очень большие, даже по меркам Дзержинска.

С историей — в перчатках

В хранилище фото-, фоно- и видеодокументов — живые голоса разных эпох. От Шаляпина до Ильи Кургана. В коробках из бескислотного картона хранятся и толстые граммофонные пластинки, и виниловые диски 80-х. Завотделом обеспечения сохранности документов Лилия Копать одевает простые белые перчатки и берет со стеллажа коробку.

«Без них нельзя, хотя хотелось бы перчатки потоньше — тяжело в них перелистывать страницы, раскрывать конверты, но руками лучше не дотрагиваться», — поясняет Копать.

Открываем наугад первую коробку «Дарагому сябру Янку Брылю ад Мiхася Забейды-Суніцкага, Прага, 1967 год», — надпись на бумажной сердцевине пластинки. Самая старая пластинка из этого хранилища датируется 1906 годом.

«Тяни-толкай» и возвращение к пленке

В кабинете у Александра Тюхая, который заведует лабораторией обеспечения сохранности фоно- и видеодокументов, стоит странный аппарат — «тяни-толкай» из старого кинопроектора и бетакамовской камеры, соединенных «объектив в объектив».

«Конструкция собственной разработки. Когда то на МАЗе мы старый агрегат приобрели — я его сам модернизировал, кое-что приварили, выточили — и машина работает больше 20 лет. На ней я перегоняю старые кинопленки в современные форматы», — поясняет Александр Степанович.

В его лаборатории настоящая лавка древностей: штук пять видеомагнитофонов всех калибров, бобинные и кассетные магнитофоны, проигрыватели и граммофоны. Каждый из них он перебрал, наверное, по 100 раз, но обслуживать старую технику, признается, становится все труднее — запчастей и расходников уже и на «Поле чудес» не найти. Так что сотрудники архива будут рады любой старой технике, но только в рабочем состоянии — неработающей своей хватает.

Сейчас Александр Степанович оцифровывает первую снятую на видео дискотеку.

«Она проходила как раз у нас, в Дзержинске, в 1980 году, тогда ее впервые снимало телевидение», — поясняет он.

Хотя Тюхая и называют «мастером всех форматов», сам он уверен, что все-таки лучше всего — старая добрая кинопленка.

«Она доказала свою надежность — на ней фильмы хранятся уже по сто лет. А что будет с цифрой через столько лет — неизвестно. Все носители пока не обладают такой долгосрочной надежностью. Между прочим, все значимые режиссеры — и в России, и на западе — снова начали снимать на пленку. Нет, конечно, их фильмы в результате тиражируются всеми необходимыми форматами — и 3D, и 4K, но оригинал фильма, с которого потом можно тиражировать копии, эталон картины, все-таки делается на пленке», — объясняет он.

Немецкая агитация в кожаных альбомах

У архива богатейшая коллекция фотодокументов: позитивы, негативы, контратипы. Их оригиналы находятся в хранилищах и на руки, в читальный зал, выдаются крайне редко, по особым случаям. «В использовании в основном позитивные копии», — поясняет Елена Гриневич.

Большинство оригинальных фотографий хранится в старых альбомах. Как, например, эти, немецкие. В 1945 году их вывезли из Германии, а потом передали из МИДа в музей Великой Отечественной войны.

«В 1951 году они поступили к нам. До 1989 года на них лежал гриф «секретно» — к ним не было доступа. И лишь в начале 90-х стали снимать грифы и исследовать, переводить, делать аннотации на русском языке», — объясняет их происхождение Елена Мироновна.

Первый альбом, который наугад извлекаем с полки, посвящен РОА — армии генерала Власова. С немецкой педантичностью пропагандисты третьего рейха документировали едва ли не каждый день генерала-предателя и его армии. А на постановочных кадрах из альбома «Быт» нарядные барышни в вышиванках играют в настольные игры. На обороте надпись на немецком: «Украинские женщины в Берлине», — агитка предназначалась для населения оккупированных территорий, чтобы не боялись уезжать в Германию на работу.

Читайте так же:  Как называется символ мира

«Прачечная» для кинопленки

Самые старые кинопленки из собрания архива — «Парад войск в присутствии царя Николая II в городе Бобруйске» и «Кавалерийская школа в Поставах» датируются 1916 годом. Конечно, такой почтенный возраст пленки дает о себе знать — нередко она нуждается в лечении. В лаборатории обеспечения сохранности кинодокументов пленки «отстирывают» перхлорэтиленом, в специальных машинах, снимают загрязнения ультразвуком. Здесь же заклеивают разрывы и трещины.

Но самое страшное для пленки — не порывы и трещины. Самое опасное — если на ней заведется жизнь. Дело в том, что эмульсионный слой, на котором и закреплено изображение, делается на основе желатина. И вот им-то очень любит полакомиться плесень.

«Иногда коробку открываешь — а там белый налет на всей бобине. Это плесень, которая может быть смертельна для кинопленки. Мы обрабатываем ее параформальдегидом», — поясняет заведующая лабораторией Галина Буркович.

Она показывает эксперимент — в двух чашках Петри хранятся кусочки пленки. Один был обработан параформальдегидом, а другой — нет. В чашке, где пленка без обработки, эмульсионного слоя практически нет. Информация полностью уничтожена.

«Вот чтобы искусство не было съедено плесенью, мы и занимаемся химчисткой», — поясняет Буркович.

Загадка исчезнувшего «Всемирного архива»

Собрание архива кинофотофонодокументов постоянно пополняется. В основном за счет собраний частных коллекционеров. Здесь немало известных в прошлом собраний, как например, коллекция Коляды, Тагрина, Коктыша, Аркашева, Козюли, Барсукова, Дитлова и др.

В БГАКФФД хранится часть коллекции «Всемирное фото». Доподлинная судьба этого собрания так и не выяснена. В нескольких белорусских архивах есть довоенные фотографии с печатями лондонских, парижских и нью-йоркских фотоагентств. Это часть гигантского архива «Всемирное фото». В основной своей массе он считается утраченным. Но каким образом его фрагменты попали в Беларусь — этот вопрос еще ждет своего скурпулезного исследователя. В свое время в БГАКФФД был передан 21 ящик неразобранных и неподсчитанных позитивов. Позже выяснилось, что в них 140 тысяч фотографий.

«Фото были сделаны корреспондентами информационных агентств, газет и журналов в разных странах мира на всех пяти континентах с начала XX века до Второй мировой войны», — пояснила Гриневич.

И хотя основная загадка так и осталась без ответа, — где основная часть грандиозного архива, да и существует ли она до сих пор, — у белорусов есть возможность увидеть довоенную жизнь Европы, в том числе многих ее знаменитых личностей — от Чарли Чаплина и Эйнштейна до русских эмигрантов первой волны, Шаляпина и Анны Павловой.

Впрочем, нередко свои архивы предают сюда фотографы, коллекционеры, собиратели. Но чаще — их наследники.

«Нередко мы годами упрашиваем известных собирателей или фотографов передать нам свои архивы. Впрочем, по программе «Архивы Беларуси» мы имеем возможности их выкупить. Но они отказываются. А потом, спустя годы, наследники готовы отдать их нам даже даром — только бы дома не мешали. Я не говорю, что так сплошь и рядом. Я о том, что ценности у поколений меняются», — объяснила Елена Гриневич.

Но когда коллекция хранится дома — это только семейная ценность, а когда она переселяется в архив, она атрибутируется, вводится в научный оборот и живет, — в этом сотрудники архива абсолютно единодушны.

Красные киноленты

В учебниках истории нынешний период развития Китая будет характеризоваться как время консервативно-националистической реакции и жесткой внутренней политики, а также как эпоха построения супердержавы, играющей более важную роль на мировой арене.

Пришедший к власти в 2012 году Си Цзиньпин в качестве ответа на стоящие перед правящей Коммунистической партией (КПК) вызовы инициировал ряд масштабных кампаний, призванных укрепить режим. Решаться эта задача должна как административно-полицейскими мерами (запреты, ограничения, применение новейших технических средств контроля), так и экономическими и пропагандистскими. «Важнейшее из искусств» – кино – оказалось востребовано государством в первую очередь. Силы китайской киноиндустрии сосредоточили на трех направлениях: конструировании истории, борьбе с коррупцией и создании морально-нравственных ориентиров для общества.

Единый киноучебник истории

В 2009 году в честь 60 летнего юбилея КНР на экраны вышел масштабный блокбастер «Основание республики». Два года спустя в честь 90 летия КПК те же самые режиссеры выпустили, можно сказать, «приквел» – картину «Основание партии». В том же 2011 м депутат китайского парламента и звезда боевиков Джеки Чан снял своеобразный «спин-офф» этой серии – «1911 год» (в русском прокате – «Гибель последней империи»). Наконец, в 2020 году в честь 90 летия Народно-освободительной армии Китая (НОАК) вышел фильм «Основание армии».

Схожесть названий и художественных приемов, использованных в фильмах, позволяет рассматривать их в качестве единого цикла. Ознакомившись с ним, можно получить более-менее системное представление о событиях, которые правящий режим рассматривает как ключевые для истории современного Китая. Речь идет о Синьхайской революции 1911 года, во время которой была свергнута последняя императорская династия, и Гражданской войне против партии Гоминьдан, в ходе которой коммунисты пришли к власти и основали КНР.

Здесь, правда, следует сделать важную оговорку: зрителю предлагается не просто рассказ о переломных моментах китайской истории ХХ века, а трактовка этих событий, соответствующая официальному дискурсу Пекина.

Если принять эту оговорку, то перечисленные фильмы можно даже рекомендовать для просмотра студентам истфака. Они и вправду очень удобны. В них всегда четко обозначается время и место действия. Появление на экране нового героя сопровождается короткой справкой, в которой сообщаются его имя и фамилия, статус (на момент текущих событий) и возраст. Учитывая, что в «Основании армии» ключевым персонажам – Мао Цзэдуну, Чжоу Эньлаю, Дэн Сяопину – около 30 лет, а будущему маршалу Линь Бяо и вовсе менее 20, это вполне уместно и имеет особое значение для основной аудитории этих фильмов – молодежи.

В общем, это не какая-нибудь безыдейная рефлексия типа фильмов о «культурной революции», снятых китайскими режиссерами в 1990 х. Это самые настоящие киноучебники истории, предназначенные не для получения эстетического удовольствия и даже не для того, чтобы воздействовать «мягкой силой» на иностранцев, – без как минимум бакалаврской степени по истории КНР в десятках имен и топонимов все равно не разобраться. Задача этих фильмов – показать китайской молодежи, что правящая КПК – это партия героев, сражавшихся за власть в стране более 20 лет и заплатившая за победу гибелью многих симпатичных ребят. Мао, Чжоу, Дэн и другие – это такие брутальные хипстеры 1920–1930 х годов. Молодые, харизматичные, сексуальные. Режим, установленный столь привлекательными персонажами и при таких героических обстоятельствах, заслуживает «лайков». А может быть, даже «репостов».

«Бить тигров и мух» языком киноискусства

«Правильному» конструированию истории посвящена и добрая половина китайских сериалов. Листая телеканалы, их легко узнать по клише: в кадре всегда много военных, оружия и крови, японцы всегда плохие, гоминьдановцы хотя и китайцы, но тоже плохие, отец нации Сунь Ятсен хороший, хотя и гоминьдановец, а Мао Цзэдун – герой и отец современного Китая. Большой редкостью являются исторические сериалы, в которых события разворачиваются уже после основания КНР. И совсем мало сериалов, в которых действующими лицами были бы современные военные и политики.

Тем интереснее сериал «Именем народа», вышедший на экраны в 2020 м. По словам специалиста по современному китайскому искусству Ольги Мерёкиной, «55 серийный фильм называют китайским «Карточным домиком». Пожалуй, впервые в КНР на экране запечатлена жизнь китайских чиновников, да еще и так, что становятся видны все присущие ей пороки. Это, конечно, неспроста – главная цель сериала заключается в том, чтобы показать обществу, насколько серьезна проблема коррупции и насколько важную задачу решают партийные и государственные органы, взявшиеся в период правления Си Цзиньпина за ее искоренение.

В центре сюжета находится работа Департамента по борьбе с коррупцией Народной прокуратуры вымышленной провинции Ханьдун, центром которой является опять же вымышленный город Цзинчжоу (его название содержит в себе иероглиф, означающий столицу). Несмотря на эти условности, и у сюжетных линий фильма, и у его героев легко найти прототипы в реальной жизни. Например, у скромного чиновника обнаруживают огромную виллу, где целая стена спальни выложена пачками 100 юаневых (самых крупных по номиналу) купюр. Это явная отсылка к истории Вэй Пэнъюаня, сотрудника среднего звена из госуправления по энергетике, в доме которого было обнаружено 200 млн юаней наличными.

В другом эпизоде показано, как по указанию мэра Цзинчжоу окошки приемных во всех госучреждениях делают так, чтобы посетителям при общении со служащими приходилось унизительно наклоняться. В Китае действительно такие окошки традиционно расположены очень неудобно. Однако после выхода сериала они оказались в центре оживленной интернет-дискуссии, появилось новое выражение-мем – «окошко Дин Ичжэня» (по имени киношного мэра), а спустя некоторое время руководством страны была запущена кампания по борьбе с подобными приемами госучреждений, принижающими человеческое достоинство.

Нужно сказать, что с 2004 по 2020 год по неофициальному указанию госуправления телерадиовещания КНР телеканалам не разрешалось ставить в прайм-тайм фильмы и сериалы, касающиеся проблем коррупции. «Чего народ лишний раз тревожить?» – именно так наверняка рассуждали инициаторы указания, предпочитая заполнять эфирное время сообщениями об очередных успехах экономики КНР. Однако времена изменились, и сейчас Пекину понадобились именно такие фильмы: показывающие, что есть чиновники плохие, коррумпированные, а есть хорошие, которые с мздоимством борются. С какими из них ассоциируется Си Цзиньпин, объяснять не нужно. На чьей стороне симпатии общества – тоже.

Пекинские «реальные пацаны» за моральное здоровье нации

С антикоррупционной кампанией связан сюжет и другого знакового фильма – «Старые кореша» (2020 год, в русском переводе также известен как «Мистер Шесть»). В главной роли в нем снялся Фэн Сяоган, имеющий репутацию «самого успешного китайского режиссера». Эта лента собрала $127 млн и, что называется, заслужила любовь зрителей. При этом фильм буквально нашпигован «приметами времени», главная из которых – неодобрительное отношение государства к золотой молодежи, появившейся в результате успешных экономических реформ.

Читайте так же:  Как называется старая форма

Главные герои, собственно «старые кореша», – типичные представители поколения, оставшегося на обочине китайского экономического чуда. В 1980 е, на заре политики реформ и открытости, они были хозяевами подворотен родного пекинского района. Но 30 лет спустя один – автомеханик в сервисе для дешевых машин, второй – мелкий бандит, крышующий лавки с ширпотребом, а третий (его и играет Фэн) просто «крутится по жизни», занимаясь то тем, то этим. При этом он верен «пацанским» идеалам юности, разруливает «по понятиям» бытовые конфликты между соседями и пользуется авторитетом у себя на районе, то есть в «хутуне».

Обстоятельства сталкивают его с представителями совсем другой публики – т. н. «фуэрдай», мажорами, детьми высокопоставленных (и, как мы сразу же догадываемся, коррумпированных) чиновников. Они ездят на дорогих спортивных машинах, нюхают кокаин, красят волосы, одеваются по последней корейской моде и в грош не ставят простых смертных. Симпатии режиссера, а вместе с ним и зрителей однозначно не на стороне золотой молодежи: в финале Фэн и его товарищи, как в былые времена, собирают банду и ставят на место распоясавшихся молокососов.

Есть в фильме и другой посыл. В руках Фэн Сяогана случайно оказывается компромат на родню главного мажора (его, кстати, играет родившийся в Канаде Крис Ву). В итоге соответствующий сигнал направляется в партийную комиссию по проверке дисциплины. Коррупционеров наказывают. Справедливость торжествует. Мораль же такова: стареющие гопники, всю жизнь занимающиеся мелким криминалом, оказываются более лояльными государству гражданами (по сути – опорой режима), чем нечистая на руку глобализованная элита. Тем более гопники эти, хоть и университетов не оканчивали, и по заграницам не ездили, живут по конфуцианским понятиям и о Коммунистической партии высказываются одобрительно.

То, что кино должно выполнять важные социальные функции, а не быть «вещью в себе», кажется логичным. Особенно с точки зрения чиновников. Особенно учитывая, что именно они дают деньги на кино. Большинство китайских фильмов, как и в России, получают значительную финансовую поддержку из бюджета, а «кто платит, тот и заказывает музыку».

Каждой эпохе – свое кино. Яркое образное китайское кино, появившееся на стыке 80–90 х годов, есть итог десятилетия духовных поисков и относительной свободы самовыражения. Сейчас ему на смену пришло кино нового типа. Переиначивая политические лозунги Си Цзиньпина, я бы назвал его «кинематограф с китайской спецификой для новой эпохи». Это высокобюджетные и идеологически «правильные» фильмы, в которых массово используются кадровые ресурсы всего «китайского мира», то есть не только КНР, но и Гонконга, Тайваня и даже китайцев, проживающих за рубежом. Проблема, однако, в том, что без свободы самовыражения подобное кино превращается в пропагандистскую жвачку, не имеющую почти никакой художественной ценности.

Как называется кинолента

Маньяк в фильме разъезжает на Dodge Charger начала 70-х, с кенгурятником сурового вида на носу.

На этот раз неизвестный маньяк-педофил на грязном Dodge похищает и растлевает маленьких девочек где-то в Аризоне, но однажды дело доходит до дочери женщины, которая водит местный школьный автобус. После чего начинается беспощадная, по отсутствию здравого смысла и совести у режиссера, погоня.

В последней сцене в карьере (!) дочь каким-то образом сама вылезает из люка триклятого «Доджа» и цепляется за автобус, а мамаша сталкивает маньяка… конечно же в пропасть. Полет. Падение. Счастье. Радость, Воссоединение семьи!

Но тут разбившийся маньяк каким-то чудом возвращается, и пытается протаранить наших героев. Мамаша в последний момент сдает назад и маньяк, лицо которого мы так и не увидим, снова улетает в карьер. На этот раз приземлившись на склад с взрывчаткой. Серьезно!

Кристина

Рейтинг IMDb: 6,6

В двух словах: Стивен Кинг берется за автомобили

Решив как-то замять провал в прокате фильма «Нечто», снятого по рассказу Джона Кэмпбелла-младшего, режиссер Джон Карпентер взялся за новый фильм ужасов по сценарию самого Стивена Кинга.

К тому же, в США после трудных 70-х наступал новый автомобильный бум, поэтому ужастик про машину выглядел как нельзя многообещающе. В остальном «Кристина» — классическое американское кино 80-х, с тихой жизнью маленького городка среднего запада, где начинает происходить всякая чертовщина.

17-летний ботаник и лузер Арни покупает свою первую машину — гору старого хлама, которая после восстановления превращается в вспыльчивое и мстительное дьявольское отродье.

Еще в бытность своей молодости, на конвейере в Детройте, она «случайно» закрывшимся капотом отрезает рабочему пальцы, а теперь начинает наводить страх и ужас, убивая врагов своего хозяина, а потом решает покончить и с ним самим.

Особенную художественную ценность фильму придает отсутствие сцены с падением в пропасть — только гений Стивена Кинга смог вырвать картину из этого порочного круга. В финале «Кристину» давят прессом. Но, кажется, она еще шевелится…

Зона 51 (1997)

Рейтинг IMDb: 3.80

В двух словах: инопланетяне играют в Carmageddon

«Зона 51» в финале нашего рейтинга выглядит попыткой собрать все лучшее из фильмов-ужасов и триллеров с автомобилями, но прошлые работы режиссера Криса Томсона — сериал «Летающие доктора» и фильм «Купальный костюм» — уже вызывают некоторую тревогу.

По сюжету, в зоне, где неоднократно замечают НЛО, грузовики под предводительством фуры-рефрижератора начинают крушить все подряд. В действие включается даже радиоуправляемый самосвал из магазина игрушек, который сбивает с ног и убивает почтальона, измазавшись кровью-кетчупом.

В общем, по степени плохого вкуса этот фильм обгоняет даже седьмую часть «Полицейской академии». В конце концов, группе героев удается подорвать взбесившиеся грузовики на бензоколонке, но один «монстр-трак» все-таки выживает, пытается раздавить беглецов, промахивается, взлетает и падает в пруд.

Кажется, на пропасть создателям этой ленты просто не хватило бюджета. Ведь после пруда грузовик можно продать на запчасти — хотя бы за пару тысяч долларов.

Кинолента на жестком диске

Зона тестирования dcinex

«Все случилось после выхода фильма “Аватар” — в один момент все владельцы кинотеатров захотели модернизировать залы и поставить новейшее цифровое оборудование. В день после выхода “Аватара” наши телефоны звонили не умолкая», — Камелия Важё, руководитель службы маркетинга компании dcinex, с радостной улыбкой рассказывает о поворотном событии в судьбе ее компании.

Еще несколько лет назад расположенная в бельгийском Льеже компания dcinex специализировалась на производстве серверов для кинотеатров, показывавших кино в цифровом формате. «Однако в какой-то момент мы поняли, что этого недостаточно на растущем рынке. И поэтому решили развивать не только услуги для кинотеатров (VPF, прямые продажи, поддержка и техническое обслуживание), но и услуги, связанные с цифровым контентом», — говорит г-жа Важё.

Нынешнее положение dcinex свидетельствует, что выбранный путь был верным. Сегодня годовой оборот компании составляет 85 млн евро, по всей Европе в ее офисах работает около 200 человек. Компания предоставляет два основных типа услуг. Первый — услуги, связанные с цифровым контентом, а именно наложение дубляжа и субтитров на готовый фильм. Именно в офисах dcinex дублировались для рынков многих европейских стран такие блокбастеры, как «Гарри Поттер» и «Хоббит». Работа с новинками, еще не вышедшими официально на экран, сопряжена исключительно со множеством ограничений, о которых не посвященные в работу кинокомпании даже не догадываются.

«Во-первых, мы обрабатываем сразу несколько вариантов копии, отличающихся форматом записи. Самое простое — это 3D-версия и 2D-версия, но часто бывает, что у фильма пять-семь версий под разные кинотеатры. Во-вторых, обработка картин на стадии пост-продакшн требует максимальных мер безопасности. У нас за всю историю компании не было ни одного происшествия».

Второе важное направление работы dcinex — модернизация кинотеатров. Замена пленочного оборудования на цифровое — весьма перспективный бизнес, поскольку все больше киноконтента выходит в цифровой версии и владельцы кинотеатров могут привлечь качественной картинкой куда больше зрителей. «Дело еще и в том, что цифровые копии более экономичны. Пленка 35 миллиметров может повреждаться, царапаться. К тому же огромные тяжелые бобины надо привозить в кинотеатр, а затем увозить оттуда. А цифровая копия и более надежна, и гораздо компактнее — речь идет об обычном жестком диске», — говорит г-жа Важё.

Однако, несмотря на явные выгоды замены залов с пленочными проекторами на цифровые, процедура отпугивает многих владельцев кинотеатров своей дороговизной. На установку сервера и цифрового проектора требуются значительные инвестиции. Чтобы сделать процедуру более доступной, dcinex использует бизнес-модель, которая называется VPF, Virtual Print Fee. Суть схемы в том, что кинотеатр оплачивает только 20% стоимости установки новой цифровой системы, а остальные 80% в рассрочку оплачивают киностудии, которые выпускают цифровые фильмы на экраны в кинозалах, оборудованных компанией dcinex. Ведь до недавних пор расходы на транспортировку и утилизацию кинопленок несли киностудии. По подсчетам dcinex, на каждой копии, отправляемой в кинотеатры в цифровом, а не в аналоговом виде, киностудии экономят 800 евро. Кроме того, цифровое оборудование помогает серьезно сократить риски от производства пиратских копий — каждая цифровая копия поставляется в кинотеатр в зашифрованном виде и может быть воспроизведена только на определенном кинопроекторе и сервере. Именно благодаря сокращению издержек на производство копий, а также снижению рисков пиратства студии заинтересованы в переоборудовании кинотеатров и с помощью программы VPF активно модернизируют европейские кинозалы. «Ну а через восемь лет контракты VPF истекут и кинотеатры станут собственниками цифрового оборудования», — говорит г-жа Важё.

Благодаря программе модернизации кинозалов dcinex уже установила в Европе более 3000 цифровых кинозалов и развивает новое направление — консультирование компаний, желающих построить многозальные кинотеатры. Все более активна dcinex и в России: хотя компания открыла свое российское представительство лишь осенью 2012 года, dcinex уже приняла участие в проекте перевода на цифровой формат второго экрана кинотеатра «35 мм» в Москве.