Как называется наука о причинах движущих силах и общих закономерностях исторического развития

Как называется наука о причинах движущих силах и общих закономерностях исторического развития

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг .

Смотреть что такое «Эволюционное учение» в других словарях:

Эволюционное учение — * эвалюцыйнае вучэнне * evolution theory … Генетика. Энциклопедический словарь

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ — (в биологии) комплекс знаний об историческом развитии живой природы. Согласно эволюционному учению, все ныне существующие виды организмов произошли от ранее существовавших путем длительного их изменения. См. Трансформизм, Ламаркизм, Дарвинизм … Большой Энциклопедический словарь

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ — теория эволюции, наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов. Э. у. служит теоретич. основой биологии и обобщает результаты, полученные частными биол. науками. Первый этап развития Э. у. связан с … Биологический энциклопедический словарь

Эволюционное учение — (см. Эволюция) теорию эволюции, науку о закономерностях и причинах эволюционного процесса, часто называют эволюционным учением. Существуют десятки вариантов различных эволюционных концепций. Основное различие их в том, какую изменчивость берут… … Начала современного естествознания

эволюционное учение — эволюционное учение, система взглядов и представлений об историческом развитии (эволюции) живой природы. Э. у. занимает центральное методологическое положение в биологической, медицинской и сельскохозяйственной науках, являясь их… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

– это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ по времени. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемДмитрий Пестов

Похожие презентации

Презентация на тему: » – это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ по времени.» — Транскрипт:

1 – это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ по времени.

2 Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк (1 августа декабря 1829) французский учёный — естествоиспытатель, создатель первой целостной эволюционной теории эволюции живого мира ( Ламаркизм ). Также важным трудом Ламарка стала книга « Философия зоологии » (1809 год ).

3 Чарльз Роберт Дарвин (12 февраля апреля 1882) английский натуралист и путешественник. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге « Происхождение видов » ( полное название : « Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь »), основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость.

4 Альфред Рассел Уоллес (8 января ноября 1913) британский натуралист, путешественник, географ, биолог и антрополог. В начале 1855 Уоллес написал статью под названием « О законе, регулирующем возникновение новых видов », а позже пришел к мысли о « выживании наиболее приспособленных ». В 1870 была опубликована его книга « Вклад в теорию естественного отбора », которая наряду с « Происхождением видов » Дарвина сыграла значительную роль в распространении представлений о естественном отборе и эволюции

5 Требования Наличие ситуации Проблема Информация Концепция Опыт Решение

6 Какие биологические проблемы затрагивает кейс ? Составим перечень : 1) Как доказать достоверность эволюции ? 2) Объяснить многообразие видов 3) Увидеть причинно — следственные связи в решении проблем

7 Подберите ключевые слова, фразы, схемы, которые могут быть опорными в образовательном кейсе документов

8 Действующие лица в предложенной ситуации Фермеры Ч. Дарвин Т. Гексли Однажды к Ч. Дарвину пришла делегация окрестных фермеров за разъяснением, почему у них падают урожаи клевера. Прежде чем дать ответ, великий учёный сам провел массу опытов и только после длительных наблюдений дал совет фермерам. Его друг и ученик Томас Гексли после этого случая придумал интересную задачу, суть которой сводилась к следующему : « Кому Британия благодарна за то, что стала великой морской державой ?». Вопросы и задания 1) Предположите, какой совет дал Ч. Дарвин фермерам. 2) Предложите свой вариант решения задачи Т. Гексли.

9 Домашнее задание Предложите проблемную ситуацию из курса биологии ? Помните об интриге, наличие узнаваемых персоналий и возможности использовать учебную информацию для решения проблемы.

Основные положения теории Ч.Дарвина

Комбинированный урок. Раскрывается механизм действия естественного отбора

Просмотр содержимого документа
«Основные положения теории Ч.Дарвина»

Тема : Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира

Автор: Кравцова Людмила Викторовна

Место работы: МБОУ КШ г. Ставрополя

Цель: обосновать убеждённость в том, что эволюционное учение является одним из наиболее фундаментальных теоретических обобщений современной биологии.

1.Рассмотреть в общей форме теорию эволюции Ч.Дарвина как целостное учение.

2.Сформировать представление об основных положениях эволюционного учения Ч Дарвина.

3.Создать условия для развития мыслительных способностей школьников в процессе решения ими проблемных вопросов и выполнения заданий об эволюции органического мира в ходе самостоятельной работы.

Оборудование: тесты, портрет Ч.Дарвина, компьютерная презентация

Ведущие понятия: движущие силы эволюции, результаты эволюции

Проверка и актуализация приобретенных знаний

1.Наука о причинах, движущих силах и общих закономерностях исторического развития живой природы…… /эволюционное учение/.

2. Основоположник эволюционного учения . /Ч. Дарвин/.

3.Наука, занимающаяся описанием и систематизацией организмов , называется.. /систематикой/.

4.Первая эволюционная теория была предложена ../ Ж.Б.Ламарком/.

5.Закон «Упражнения и неупражнения органов был предложен»../ Ж.Б.Ламарком/.

2. Определите, о каком учёном составлен синквейн:

Описывал, систематизировал, организовывал.

Создал лучшую искусственную систему.

2.Боролся, отстаивал, доказывал.

3.Создал первое эволюционное учение.

2.Путешествовал, наблюдал. Анализировал.

3.Выяснил причины эволюции живого.

Решают тесты, затем организуется взаимопроверка

Изучение новой темы

На доске: «Потомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев»

Я предлагаю Вам пройти вместе с Дарвином путь, который привел его к научному открытию о движущих силах эволюции и созданию эволюционного учения.

Постановка проблемного вопроса

Приведите примеры возможных наблюдений Дарвина о размножении животных и растений.

Информация к размышлению

В учебнике зоологии приводятся данные о размножении комнатной мухи. Комнатная муха очень плодовита. От весны до осени одна муха может дать 7-8 поколений: 1 самка – 200 яиц—200 мух—от весны до осени 7 поколений (2х10 в 12 степени мух). Хватит ли к осени места на всей суше земного шара для всего потомства от одной пары мух (на 1 см 2 может уместится не более одной пары) , если условно допустить, что мухи размножаются беспрепятственно, давая в течение года 10 поколений по 100 яиц в каждом? Можно ли в действительности встретить столько мух? Почему?

Русский ботаник Клемент Аркадьевич Тимирязев сделал некоторые расчёты: «Каждый год одно растении одуванчика производит порядка 100 семян. Если бы все 100 семян выросли бы в растения и снова дали бы по 100 семян и так продолжалось бы из года в год, то в десятом поколении одуванчиков, чтобы расселить всех особей потребовалась бы площадь в 15 раз превышающая поверхность земной суши».

В 1859 году в Австралию привезли всего 24 кролика. Через 6 лет их стало уже 30000 особей, а еще через несколько лет они стали бичом сельского хозяйства.

Осётр имеет продолжительность жизни порядка 50 лет. Каждый год самка вымётывает около 30 тыс. икринок. Если ни одна икринка не пропадёт, то потомства только одной самки достаточно, чтобы заселить все реки планет.

Какое наблюдение можно сделать?

Учитель подводит учащихся к выводу о высокой интенсивности размножения особей. К тому, что каждый вид имеет потенциальную возможность в относительно короткий срок заселить все доступные ему места земного шара. Тем более, что примеры внезапных вспышек размножения, резкого увеличения численности, нашествий отдельных видов (насекомых, например), которые могли наблюдать учащи6ся в течение своей жизни, показывают реальность такой возможности.

Относительно этого известный вам ученый В.И.Вернадский сделал некоторые подсчёты: для полного захвата планеты различными организмами понадобился бы срок

Бактерии — 1,5 дня

Инфузории — 31-67 дней

Сельди — 7-12 лет

Дикие свиньи – 5-6 лет

Домашние свиньи – 8 лет

Индийский слон – 1000 лет

Наблюдение 1. В природе любой вид растений или животных стремится к размножению в геометрической прогрессии. (отмечено Дарвиным)

Но что мы наблюдаем в действительности?

Наблюдение 2. Однако безудержного роста численности не происходит. Число взрослых особей каждого вида остается относительно постоянным

Работа с учебником. Дарвин сделал еще одно наблюдение, однако, использовав при этом дополнительную литературу. Мы с вами воспользуемся нашим первоисточником- учебником п. 37- 3 абзац прочтите и ответьте на вопросы:

Какие свойства обнаруживаются у организмов?

Как они способствуют эволюционному развитию вида?

Наблюдение 3 Организмам присуща наследственность и изменчивость

Таким образом, мы с вами сделали 3 наблюдения

Наблюдение 1. В природе любой вид растений или животных стремится к размножению в геометрической прогрессии

Наблюдение 2. Число взрослых особей каждого вида остается относительно постоянным.

Наблюдение 3 Организмам присуща наследственность и изменчивость

? Предположение (естественный отбор)

1. А теперь внимание вопрос: Почему же ни одуванчики, ни мухи, ни кролики, ни какие-либо другие организмы не заполняют собой весь земной шар. Почему всем хватает места на Земле?

2. Почему большая часть особей гибнет на различных этапах развития?

3. Почему не все потомки доживают до взрослого состояния?

4.Что может быть причиной их гибели? Что не хватает всем живым организмам для существования?

(После обсуждения учитель делает запись на доске)

Какой вывод из этих предположений делает Дарвин?(Многим особям не удается выжить и оставить потомство. В природе происходит борьба за существование)

Что является следствием борьбы за существование? (отбор)

Мы с вами исследовали 3 основных взаимосвязанных фактора: изменчивость и наследственность, борьба за существование и естественный отбор, которые объясняют эволюционные процессы. Дарвин открыл эти факторы, назвав их — движущими силами эволюции.(запись в тетрадь).

Размышляют , высказывают предположения

В результате работы с учебником дают определение наследственности и изменчивости.

Запись схемы о движущих силах эволюции

Давайте вернёмся к нашему вопросу: «Потомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев». Почему не наблюдаем этого явления. (Возникает борьба за существование)

«Жизнь – есть борьба» сказал Еврипид

Давайте рассмотрим основные виды борьбы: (Просмотр видеоклипов о видах борьбы за существование), заполняем таблицу виды борьбы за существование

Вид борьбы за существование

«Природа не терпит в своем царстве никого, кто не сумел бы отстоять себя» Ральф Эмерсон

Просмотр фрагментов и заполнение таблицы

Результатом борьбы за существование является естественный отбор.

Естественный отбор- это процесс преимущественного выживания и оставления потомства наиболее приспособленными особями вида.

Составьте синквейн к слову естественный отбор.

Наследуемые признаки, повышающие вероятность выживания и размножения данного организма, передаваясь от родителей к потомкам, будут встречаться в следующих поколениях все чаще. В результате в течение некоторого периода времени таких особей с новыми признаками становится все больше, и они оказываются настолько непохожими на организмы первоначального вида, что представляют собой особей нового вида. Дарвин утверждал, что естественный отбор – общий путь образования новых видов.

Таким образом к результатам естественного отбора можно отнести:

Приспособленность организмов к условиям окружающей среды

Постепенное усложнение и повышение уровня организации живых существ

Информация для размышления.

На самом деле взаимоотношения между организмами очень разнообразные. Собственно борьба – «право сильного», «закон джунглей», «сильный побеждает, слабый проигрывает» – это только один из многих вариантов взаимодействия. На самом деле принцип естественного отбора — это не борьба за место под солнцем, способность организма эффективно распространять собственные гены. Вообще говоря, физическая сила, способность задушить конкурентов – это только один из вариантов добиться успеха в распространении собственных генов. Можно с конкурентом договориться, можно сделать своим партнером, можно поделиться, например, зеленые самки мои, а синие твои. А можно заняться конкуренцией на других фронтах, например, пытаться получше гнездо свить или покрасивее перышки растопырить, чтобы самке понравиться или отрастить себе хвост подлиннее, как у павлина. Существует масса менее зверских способов конкуренции. А самое интересное, что во многих случаях тот же самый естественный отбор начинает благоприятствовать не конкурентному, а кооперативному поведению и даже альтруизму, взаимопомощи, вплоть до самопожертвования. На самом деле еще Дарвин понимал такую возможность, что естественный отбор может объяснить появление доброты, взаимопомощи, альтруизма, самопожертвования. И он довольно правильно на том уровне знаний подводил теоретическую базу под это. Но своих современников он тогда не убедил.

Читайте так же:  Село в горах как называется

Работают в тетради по составлению синквейна

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ — ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ, учение о преемственном, рассматриваемом во времени историческом развитии живых форм (животных и растений). Согласно Э. у. все ныне существующие живые формы произошли путем изменения (превращения, трансформации) ранее… … Большая медицинская энциклопедия

Эволюционное учение — (также эволюционизм и эволюционистика) система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в… … Википедия

эволюционное учение — (биол.), комплекс знаний об истории развитии живой природы. Согласно эволюционному учению, все ныне существующие виды организмов произошли от ранее существовавших путём длительного их изменения. См. Трансформизм, Ламаркизм, Дарвинизм. * * *… … Энциклопедический словарь

Эволюционное учение — (биол.) комплекс знаний об историческом развитии (эволюции) живой природы. Э. у. занимается анализом становления адаптации (приспособлений), эволюции индивидуального развития организмов (Онтогенеза), факторов, направляющих эволюцию, и… … Большая советская энциклопедия

Эволюционное учение — I Эволюционное учение направление исследований в биологии, связанное с изучением эволюции живой природы. Эволюция (лат. evolutio развертывание, развитие) необратимый процесс изменения живых организмов во времени на протяжении десятков, сотен,… … Медицинская энциклопедия

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ — система взглядов и представлений об историч. развитии (эволюции) живой природы. Э. у. занимает центральное методологич. положение в биол., мед. и с. х. науках, являясь их общетеоретич. основой, и обобщает результаты, полученные частными науками,… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Эволюционное учение – это раздел биологии изучающий общие закономерности и движущие силы исторического развития органического мира.

В вопросе о происхождении жизни существуют два взгляда:

u идеализм (от греческого idea – идея) – учение, утверждающие, что первичным является дух, сознание, а все физические тела и природа – вторичны.

u материализм (materialis — вещественный) – мир материален и существует независимо от сознания.

Идеалистические взгляды в биологии называются – креационизмом (от латинского creator – творец). Материализм утверждает, что все организмы произошли естественным путём, а их приспособления к среде – результат длительной биологической эволюции.

Эволюция– развитие с течением времени сложных организмов из предшествующих более простых.

Биологической эволюцией (от лат evolution – разворачиваю) – называется, процесс исторического развития живой природы от появления жизни на Земле до наших дней.

Впервые термин «эволюция» был использован швейцарским натуралистом Шарлем Боннэ в 1762г.

Биологическая эволюция – необратимый ненаправленный процесс, т.е., хотя общая линия развития живого на Земле заключается в усложнении организации, приспособленность живых организмов к условиям среды может достигаться разными путями, в том числе приобретением частных адаптаций и упрощением их строения.

Результат эволюции:

u Многообразие видов;

u Возникновение приспособлений (адаптаций);

u Усложнение организации живых существ (прогрессивный характер эволюции);

u Изменение сообществ организмов (биоценозов);

u Возникновение биосферы;

u Появление предпосылок развития человека.

Изучение общих закономерностей и движущих сил исторического развития живой природы составляет предмет эволюционного учения.

Основные этапы эволюционного учения

(история эволюционных идей).

Додарвиновский период.

Древний Китай.

Конфуций – жизнь возникла из одного источника, путем постепенного развёртывания и ветвления.

Античная эпоха.

Диоген – все существа результат дифференциации одного и того же существа и подобны ему.

Эмпедокл – воздух, земля, огонь, вода, четыре корня всего сущего. Жизнь возникла в результате сил притяжения и отталкивания этими четырьмя элементами.

Демокрит – живые существа возникли на земле из ила путём самозарождения.

Анаксагор – организмы возникли из зародышей, носившихся в воздухе.

Фалес (640-546 н.э.) – всё живое произошло из воды.

Анаксимандр – животные и человек возникли из тины на формировавшейся Земле.

Аристотель (384-322 н.э.) – сформировал теорию непрерывного и постепенного развитие живого из неживой материи.

Средневековье (400-1400 н.э.). Теории основаны на более ранних концепциях, или признание креационизма.

Возрождение. Феодализм и ранний капитализм(господство христианской церкви).

Подъём науки и искусства, время Великих открытий: Васко да Гама открыл морской путь вокруг Африки в Индию, Христофор Колумб открыл Америку и т.д. В результате торговли и мореплавания растут знания о многообразии органического мира.

Джон Рей (1627-1705) – создал концепцию вида. Применил понятия систематических единиц родов и видов.

Карл Линней (1707-1778) – создал «Систему природы» (1735) – в которой классифицировал все природные тела по иерархическому принципу (низшие уровни входили в состав высших). Выделял 3 царства: минералы, растения и животные. Классификация приобрела следующий вид: царство, класс, отряд, род, вид, разновидность.

Современная классификация выглядит следующим образом: надцарство – царство – подцарство – тип (отдел у растений) – класс – отряд (порядок у растений) – семейство – род – вид.

Линней ввел биноминальную (бинарную) систему номенклатуры – двойное название организма на латинском языке, где первое слово означало род, а второе вид.

Felis tigris – тигр;

Felis domestica – домашняя кошка.

Человека Линней поместил в царство животных, класс млекопитающих и отряд приматов.

Недостатки теории К.Линнея:

u Искусственность классификации: она базировалась на произвольно взятых признаках, а не на родстве организмов. Пример: по строению клюва он поместил в один отряд страуса и курицу.

u Линней исповедовал метафизический подход: считая каждый вид результатом акта творения Бога, полагал неизменность видов.

Рассвет капитализма (18 –19вв.).

Бюффон (1707-1788) – высказал мнение, что разные типы животных имеют разное происхождение и возникли в разное время. Признавал влияние внешней среды и наследования приобретённых признаков. Стоял на позициях трансформизма – представления об изменяемости организмов под влиянием естественных причин, приводящий к превращению одних форм растений и животных в другие.

В дальнейшем взгляды об изменяемости видов развивали многие учёные:Вальтер (1694-1778), П. Гольбах (1723-1729), Н. Руссо (1712-1778)

Д. Дидро (1713-1784) – мелкие изменения всех существ и детальностей времени существования на Земле могут вполне объяснить возникновение разнообразных организмов мира.

Идеи материализма природы содержится в трудах ученых.

М.В. Ломоносов (1711-1765) – природа изменяется под действием естественных факторов, горообразовательных процессов, воды и др.

А.Н. Радищев (1749-1802) – описал наличие в природе круговорота веществ, связывающих воедино растения, животных и неживую природу.

К. Вольф (1734-1794) – показал постепенное развитие зародыша в яйце (теория эпигенеза), опровергнув преформизм – зародыш находится в яйце в уже сформировавшимся виде.

А. Каверзнев (1778) – книга « О перерождение животных».

Жорж Кювье (1769-1838) – основал науку – сравнительную анатомию систематических единицу; основал палеонтологию. Считал, что ископаемые остатки результаты «катастроф», после которых возникли новые виды.

Э. Жофруа Сент-Илэр (18 век) – те же факты, которые Кювье использовал для подтверждения креационизма, он рассматривал, как доказательства трансформизма; единство организмов животных – показатель общности происхождения; наличие отличающихся от ископаемых современных форм, как доказательство изменяемости организмов под влиянием внешних и внутренних естественных причин.

Жан-Батист Ламарк (1744-1829) – первое эволюционное учение. Наследование приобретённых признаков (воздействие внешней среды на организм и передача фенотипических изменений потомкам).Концепция упражнения и неупражнения органов.

Ламарк ввёл в употребление термин «биология» (от латинского bios – жизнь, Logos – наука) и «биосфера» (от греческого sfera – шар).

Основные положения эволюционного учения Ламарка.

u Группы организмов можно расположить по степени сложности их организации (принцип градации).

u Виды изменяются во времени, но относительно постоянны.

u Движущая сила эволюции (или причина усложнения организмов) – это внутреннее стремление к прогрессу, заложенное у организмов от природы (Творцом).

u Среда оказывает непосредственно (на растения и низших животных) и косвенное (на высших животных через нервную систему) влияние на организм, результатом чего является разнообразие видов в пределах ступени. При изменение среды меняются привычки животных, они начинают больше упражнять или не упражнять какие-то органы и эти органы развиваются или наоборот, утрачиваются.

o Пример: у крота из-за жизни под землёй обратное развитие глаза (уменьшились); утки, гуси, лягушки, морские черепахи раздвигали пальцы при плавание, и между ними образовались перепонки. У змей из-за привычки ползать исчезли конечности, а тело стало длинным и гибким и др.

u Благоприятные признаки передаются по наследству, т.е. происходит наследование модификационной изменчивости.

u в основе мировоззрения Ламарка лежал деизм – религиозно-философское учение, считавшие первопричиной Мира – Творца;

u все происходящие изменения с животными являются направленными, т.е. происходят в направлении «нужном» животным. В этом состоит главное отличие учение Ламарка, от современного (сначала закрепляются различные изменения и потом, в процессе естественного отбора, закрепляются самые нужных в данных условиях);

u изменениям подвергается каждая особь.

Учение Ч. Дарвина.

Чарльз Дарвин (1809-1882) – сформировал теорию эволюции в результате естественного отбора.

Предпосылки возникновения Дарвинизма.

I. Кругосветное путешествие Дарвина на корабле «Бигль» в качестве натуралиста, позволившее собрать обширные коллекции ценные наблюдения.

II. Достижения селекции свидетельствовали о том, что человек может изменять породы и сорта, приспосабливать их, к своим потребностям, путем искусственного отбора, бессознательного – выбирают лучшую особь; или

методического – с целью улучшить свойство или признак.

III. Интенсивное развитие естественных наук.

u Сравнительная анатомия: установление общего плана строения крупных групп животных (Ж. Кювье, 1817)

u Эмбриология: обнаружение явления рекапитуляции – жаберные щели в глотке эмбрионов кур.

u Общая биология: создание клеточных теорий (Т. Шванн, 1839).

u Сравнительный анатом и эмбриолог Ж. Сент-Илер и Г. Оуэн разработали учения о гомологичных и аналогичных органах.

u Русский эмбриолог К.М. Бэр открыл закон зародышевого сходства.

u Геология: получены факты о постепенном изменении поверхности Земли (Ч. Лайель 1797-1875). Книгу Ч. Лайеля использует Дарвин при создании своей теории эволюции.

u Химия: продемонстрировано единство материальной основы живой и неживой природы ( Ф. Велер в 1828г.синтезировал мочевину – продукт биогенного происхождения).

IV. Немецкий философ И. Кант и французский астроном П. Лаплас разработали гипотезу о постепенном образовании Солнечной системы – Солнца, Земли и всех планет – из газообразной туманности под действием естественных причин: сил вращения, притяжения и отталкивания.

V. Социально-экономические предпосылки:

u утверждение английской политической экономики ( А. Смит, Д. Рикардо) о том, что конкуренция есть «естественный закон» общественных отношений.

u трактат о перенаселении (1792) Т. Мальтуса, английского священника, о необходимости снижения численности населения, которое опережает производство продуктов питания.

Дата добавления: 2020-06-15 ; просмотров: 3456 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Общая характеристика биологии в додарвиновский период

Эволюция как учение о длительном процессе исторического развития живой природы. Объяснение многообразия видов и приспособленности живых существ к условиям жизни. Развитие описательной ботаники и зоологии. Первая теория об эволюции органического мира.

Рубрика Биология и естествознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 02.10.2009
Размер файла 22,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

«Общая характеристика биологии в додарвиновский период»

Читайте так же:  Как устроен вагон сапсана

Органический мир на Земле отличается огромным разнообразием видов. Насчитывают до 1,5 млн. видов животных и до 500 тыс. видов растений. Вместе с тем все живые существа связаны обменом веществ и энергии с окружающей средой, способны к раздражимости, росту и размножению, состоят из одних и тех же химических элементов, при половом размножении начинают развитие из одной клетки.

Как же при таком единстве органического мира объяснить многообразие видов и приспособленность живых существ к условиям жизни? Ответ на этот вопрос дает эволюционное учение, раскрывающее происхождение и развитие органического мира. Эволюционным учением называют учение о длительном процессе исторического развития живой природы (эволюция — развитие, лат.).

Первую теорию эволюции органического мира предложил в начале XIX в. французский ученый Ж.Б. Ламарк. Дальнейшая разработка эволюционного учения в середине XIX в. принадлежала английскому ученому Чарльзу Дарвину. В связи с этим в истории биологии различают до дарвиновский и после дарвиновский период.

1. Развитие описательной ботаники и зоологии

Средние века и эпоха Возрождения. В средние века развитие науки происходило крайне медленно; опытное изучение природы преследовалось. Но сведения о растениях и животных, по анатомии человека и медицине все же накапливались.

В XII—XIII вв. возникли первые университеты, которые и стали центрами развития естественнонаучных знаний. В XV— XVI вв. появилась настоятельная потребность в естественнонаучных знаниях, в изучении природных богатств, потому что возникавшая капиталистическая промышленность нуждалась в сырье, а население растущих городов — в продуктах питания. С открытием новых стран и островов в Европу стали привозить неизвестные до того времени продовольственные, лекарственные, декоративные, пряные и другие растения, а также богатые коллекции животных. Во многих городах были созданы ботанические сады, оранжереи, музеи. В результате накопился огромный материал по описанию растений и животных. Изобретение микроскопа в начале XVII в. привело к открытию микроорганизмов, клеточного строения организмов, спермато-10 зондов и яйцеклеток. Успешно развивались и точные науки.

Метафизические представления о природе. Наиболее характерным для эпохи Возрождения, а также для XVII—XVIII вв. было так называемое метафизическое мировоззрение.

Сущность метафизического мировоззрения заключается в представлении об абсолютной неизменности всей природы. Неизменны планеты и пути их движения. Вечно существует без изменений Земля с ее материками, реками, горами, климатом, видами растений и животных. Все явления природы считались как бы застывшими; их изучали без связей между собой, изолированно друг от друга. Для метафизического мировоззрения характерно также утверждение, что в природе существует изначальная целесообразность.

Под выражением «изначальная целесообразность» понималось соответствие организма или органа той цели, которая была якобы поставлена для него творцом с самого начала, т. е. при сотворении мира. Представления о неизменности всей природы и изначальной целесообразности поддерживались правящими кругами и церковью.

Карл Линней и его труды. В XVII—XVIII вв. ботаника и зоология продолжали развиваться в описательном направлении. Возникла настоятельная необходимость привести накопленные конкретные знания в систему. Первые попытки вылились в перечисление видов по алфавиту, что не могло дать никакой системы. Начались поиски таких признаков у растений и животных, по которым можно было бы их группировать и распределять по степени сложности строения.

В то время значение отдельных органов цветка, сущность полового процесса размножения, развитие организма не были изучены, поэтому главные признаки избирались случайно. Группировки получались искусственными: стоило выбрать вместо одного признака другой, как вся система изменялась. Для видов растений и животных не было единых, употребляемых всеми учеными названий. Наименования видов представляли собой громоздкое перечисление признаков. Например, шиповник обыкновенный называли розой лесной, обыкновенной, с цветками душистыми, розовыми. Лучшая искусственная система, завоевавшая всеобщее признание, принадлежит знаменитому шведскому ученому XVIII в. Карлу Линнею (1707—1778).

Видом Линней называл совокупность сходных по строению особей, дающих плодовитое потомство.

Полностью разделяя метафизические представления о природе, Линней считал каждый вид результатом отдельного творческого акта, неизменным и постоянным, не связанным с другими видами родством. В живой природе он усматривал изначальную целесообразность, свидетельствующую о «премудрости творца». К концу жизни Линней пришел к выводу, что одни виды могут возникать из других путем скрещивания и под действием изменений окружающей среды.

Исследования Линнея в области систематики растений и животных составляют важную эпоху в развитии биологии. Приняв за единицу классификации вид, Линней объединил сходные виды в роды, сходные роды — в отряды, а отряды — в классы. При этом Линней использовал предложенный его предшественниками принцип двойных латинских названий. Например, чина луговая — Lathyrus pratensis, чина лесная — Lathyrus silvestris, собака домашняя — Canis familiaris, собака-волк — Canis lupus. Название рода является общим для всех видов, которые он объединяет: чина — Lathyrus, собака — Canis. Видовые названия могут повторяться в разных родах; принцип двойных названий экономный, так как требует особых названий только для родов и поэтому сохраняется в систематике по настоящее время.

Всю природу Линней разделил на три царства: минералов, растений и животных. Царство растений он распределил в 24 класса на основании 1—2 признаков, например по числу, длине или характеру срастания тычинок. В результате многие далекие друг от друга в систематическом отношении растения оказались в одном классе, а родственные — в разных. Например, морковь и смородина отнесены к классу пятитычинковых, поскольку у них по 5 тычинок. На самом деле эти растения принадлежат к разным семействам: морковь — к семейству зонтичных, смородина — к семейству камнеломковых. Манжетку (сем. розоцветных) и повилику (сем. повиликовых) он отнес к классу четырехтычинковых, так как у них по 4 тычинки.

Царство животных Линней разделил по строению кровеносной системы таким образом:

1. Четвероногие Первая ступень

2. Птицы Сердце с двумя желудочками

Кровь красная и горячая

3. Гады Вторая ступень

4. Рыбы Сердце с одним желудочком

Кровь красная и холодная

5. Насекомые Третья ступень

6. Черви Холодная белая жидкость вместо крови

Линней правильно выделил классы млекопитающих, птиц и рыб. Но он объединил в одном классе «Гады» пресмыкающихся и земноводных, тогда как они относятся к разным классам. В класс «Черви» попали почти все типы беспозвоночных. Классификация животных по одному признаку привела к ошибкам. Линней объединил в один отряд ленивца, муравьеда и слона по признаку отсутствия резцов, не зная, что бивни и есть разросшиеся верхние резцы. На самом деле слон относится к отряду хоботных, а ленивец и муравьед к отряду неполнозубых. По сходству в строении клюва курица и страус попали в один отряд, тогда как по совокупности признаков они принадлежат к разным подклассам птиц (килегрудых и бескилевых).

Линней, верно, поместил в один отряд человека и обезьяну на основании сходства в их строении, хотя даже мысли о сходстве человека с животными тогда считались преступными.

Линней понимал искусственность предложенной им системы и стремился к созданию естественной, т. е. такой, которая отражала бы действительно существующие в природе систематические группы растений и животных. При помощи естественной системы он, как и большинство, ученых той эпохи, надеялся раскрыть план природы, по которому ее создал творец. Эти ложные по своему существу представления, тем не менее, заставляли ученых искать естественную систему.

Значение трудов Линнея в том, что он предложил простую систему растений и животных, применил ясный и удобный принцип двойных названий, описал около 1200 родов и более 8000 видов растений. Он провел реформу в ботаническом языке, установив до 1000 терминов, многие из которых предложил впервые.

Линней и его последователи провели огромную работу по изучению и систематизации разрозненного фактического материала, накопленного их предшественниками. Так была заложена научная основа для дальнейшего изучения природы.

Ранние эволюционные воззрения. К концу XVIII в. во многом изменились общественно-политические взгляды, особенно во Франции. Рост революционных идей, французская революция, развитие капиталистических форм производства, научные открытия — все это подрывало старые, метафизические представления о неизменности природы и общества. В произведениях многих ученых появились высказывания о происхождении современных видов растений и животных от далеких предков. Во Франции такие идеи принадлежали Жоржу Бюффону, в Англии — Эразму Дарвину (деду Чарльза Дарвина). В начале XIX в. замечательный французский ученый Жан Батист Ламарк предложил первую эволюционную теорию.

2. Первая теория эволюции органического мира

В отличие от большинства натуралистов XVIII в., занимавшихся описанием и классификацией видов растений и животных, Ламарк (1744—1829) создал эволюционную теорию, которую изложил в труде «Философия зоологии» (1809).

Изменяемость видов. Ламарк отрицал метафизические идеи о постоянстве и неизменности видов. Он утверждал, что виды изменяются, но крайне медленно и потому незаметно. Это положение снимало самый веский аргумент, выдвигавшийся сторонниками постоянства видов в защиту их взглядов: отсутствие видимых изменений видов за последние 5—6 тыс. лет.

Занятия систематикой привели Ламарка к выводу об отсутствии резких границ между видами. Незаметными переходами виды связаны между собой. Часто бывает трудно разграничить некоторые виды дневных и ночных бабочек, мух, жуков-усачей или виды осок, молочаев, вересков и т. д. В результате живая природа представлялась Ламарку как ряды непрерывно изменяющихся особей, которые человек лишь в воображении объединяет в виды. Так, смело отвергнув идею постоянства видов, Ламарк стал ошибочно отрицать сам факт наличия их в природе; в его представлении отрицание неизменности видов слилось с отрицанием их реальности.

Однако впоследствии он пришел к правильному пониманию вида: виды действительно существуют в природе, но не вечно, а в течение определенных промежутков времени, т. е. они относительно постоянны.

Располагая организмы в системе по возрастающей сложности строения, Ламарк впервые в науке пришел к важному эволюционному выводу: органический мир развивался от простейших форм жизни к высшим по естественным законам. Он первым употребил термины «родство», «родственные связи» для обозначения единства происхождения органического мира.

Движущие силы эволюционного процесса. Признав изменяемость видов, Ламарк выдвинул вопрос: каковы же движущие силы, т. е. факторы, эволюционного процесса?

Проделанная Ламарком работа по систематике растений и животных привела его к мысли, что организмы следует располагать в системе как ступени лестницы, изображающей исторический путь развития живой природы от низкоорганизованных форм жизни к высокоорганизованным. В своей системе Ламарк разделил животный мир на позвоночных и беспозвоночных и сгруппировал их в 14 классов. Эти классы он разместил на шести ступенях: на низшей — инфузории и полипы, на высшей — птицы и млекопитающие. Каждая следующая, более высокая ступень характеризуется усложнением в строении основных систем органов — нервной и кровеносной. Ступенчатый ряд усложнения организации существует « в растительном мире.

Постепенное повышение организации живых существ в процессе эволюции Ламарк назвал градацией (восхождение — лат.). Принцип градации, выдвинутый Ламарком, правильно отображает путь исторического развития живой природы от простого к сложному, от низшего к высшему. В этом большая заслуга ученого.

Но Ламарк не смог материалистически объяснить причины градации. По его представлениям, все живые существа обладают врожденным внутренним стремлением к совершенствованию своей организации, к прогрессу как высшей цели, изначально заложенной в них. В понимании Ламарка историческое развитие от простого к сложному, т. е. градация, является результатом внутреннего стремления организмов к прогрессу: градация — непреложный закон природы, установленный творцом.

Таким образом, движущая сила эволюционного процесса, по мнению Ламарка, — внутреннее стремление организмов к прогрессу. Другая движущая сила эволюционного процесса — влияние внешней среды на организмы, благодаря которому в природе наблюдается множество отклонений, нарушающих правильность градации. Так образуются различные виды в пределах одной ступени организации, приспособленные к конкретным условиям жизни в окружающей внешней среде.

Читайте так же:  Интересные факты о фитнесе

Внешняя среда (тепло, свет, влага и пр.) оказывает прямое воздействие на растения и низших животных. Ламарк привел такие примеры. Если весна была очень сухой, то луговые травы плохо растут; весна с чередованием теплых и дождливых дней вызывает буйный рост тех же трав. Попадая из естественных условий в сады, растения сильно изменяются: одни теряют шипы и колючки, у других изменяется форма стебля.

Примеры Ламарка можно дополнить. Растение стрелолист имеет три вида листьев: подводные длинные и тонкие без черешка; плавающие на поверхности воды пластинчато-овальные; надводные с черешком, напоминающие наконечник стрелы. На рисунке изображено растение круглолистный колокольчик: один экземпляр произрастал на лугу, другой — в тенистом лесу. Сравните их и отметьте различие.

Приспособления у высших животных возникают, по мнению Ламарка, косвенным путем, с участием нервной системы. Изменилась внешняя среда — и у животных стали появляться новые потребности. Если новые условия действуют длительно, то животные приобретают соответствующие привычки. При этом одни органы упражняются больше, другие меньше или совсем бездействуют. Орган, усиленно действующий, развивается сильнее, становится крепче, а орган, мало применяемый в течение го времени, постепенно атрофируется. Изменения, приобретенные организмом в продолжение жизни при последовательном повторении во многих поколениях, передаются по наследству.

Все организмы, полагал Ламарк, под воздействием внешней среды приобретают только полезные в данных условиях признаки. Любое изменение во внешней среде обязательно вызывает у организмов только адекватные изменения, т. е. такие, которые соответствуют изменившимся условиям и поэтому полезны для живых существ. При длительном воздействии новых условий среды адекватные им изменения организмов передаются по наследству последующим поколениям.

Способность организмов целесообразно отвечать на воздействия внешней среды Ламарк считал врожденным свойством.

Вот примеры Ламарка: плавательная перепонка между пальцами у водоплавающих птиц образовалась благодаря растягиванию кожи. Отсутствие ног у змей он объясняет привычкой вытягивать тело при ползании по земле, не употребляя конечностей; длинные передние ноги и шею у жирафы — постоянными усилиями дотянуться до листьев на деревьях.

Ламарк правильно отмечал воздействие условий внешней среды как причину изменений растений и животных. Но его объяснение многообразия видов и их приспособленности к конкретным условиям неверно: обязательное появление только полезных изменений и наследование приобретенных признаков не подтвердилось дальнейшими исследованиями ученых.

Оценка теории Ламарка. Честь создания первой целостной теории происхождения видов на основании естественных законов принадлежит Ламарку. Он противопоставил революционные идеи изменяемости и исторического развития живой природы реакционной идее постоянства и неизменности.

Ламарк правильно представлял общую картину исторического развития органического мира.

Однако для решения вопроса о движущих силах эволюционного процесса науке недоставало материалов; их не могло дать и сельское хозяйство Франции, стоявшее на низком уровне развития. И вопрос о движущих силах эволюции был решен Ламарком неправильно. Внутреннее стремление к прогрессу, якобы заложенное у организмов самой природой, неизбежно приводит к признанию каких-то высших, сверхъестественных сил, творца. Утверждение о врожденной способности организмов изменяться лишь адекватно изменениям среды и приобретать только полезные признаки связано с представлением об изначальной целесообразности. Таким образом, доказательства эволюционной теории, выдвинутые Ламарком, оказались несостоятельными и она не была принята.

Итак, наука XVIII — начала XIX в. не могла объяснить, каковы движущие силы развития органического мира. Перед нею встали вопросы: 1) как объяснить многообразие видов? 2) Как объяснить приспособленность организмов к условиям окружающей среды? 3) Почему в процессе эволюции происходит повышение организации живых существ?

3. Первые русские эволюционисты

Русские ученые XVIII в. В России уже в XVIII в. некоторые ученые и философы развивали эволюционные представления о природе.

М. В. Ломоносов (1711—1765) считал основой мира материю с ее свойствами движения и развития. Вопреки господствовавшим тогда метафизическим воззрениям он понимал живую и неживую природу как единое развивающееся целое. Для доказательства связей между явлениями природы и изменений в ней Ломоносов указывал на органическое происхождение торфа, каменного угля и нефти, на окаменелости и отпечатки ранее обитавших на Земле растений и животных.

А. Н. Радищев (1749—1802) также опровергал метафизические представления о природе, рассматривая ее всю — живую и неживую — как единое целое общего происхождения, развивающееся без вмешательства каких-либо сверхъестественных сил. Самые сложные явления, включая человеческое сознание, речь, мышление, способность к общественной жизни, он считал результатом постепенного развития природы от простого к сложному. Радищев называл человека «единоутробным сродственником всему на земле живущему», подчеркивал изменяемость организмов в зависимости от воздействий внешней среды. Радищев ссылался на факты акклиматизации растений и животных как доказательства их изменяемости.

Афанасий Каверзнев (конец XVIII — начало XIX в.) в произведении «О перерождении животных» утверждал, что виды действительно существуют в природе, но они изменчивы. Факторами изменчивости видов являются изменения окружающей среды: пищи, климата, температуры, влажности, рельефа и др. Он поставил вопрос о происхождении видов один из другого и о их родстве. Свои рассуждения Каверзнев подтверждал примерами из практики человека по выведению пород животных. Русские эволюционисты XIX в. По сравнению с XVIII в. число сторонников эволюционных воззрений в XIX в. значительно возросло. В поддержку эволюционной идеи выступили некоторые философы и писатели, особенно революционные демократы.

К. Ф. Рулье (1814—1858), зоолог, резко критиковал метафизические идеи о неизменяемости и постоянстве видов, а также господствовавшее тогда в зоологии описательное направление. За 10—15 лет до выхода в свет сочинения Дарвина «Происхождение видов» он убедительно писал об историческом развитии природы, высказывая идеи, сходные с воззрениями Ламарка. Все в живой и неживой природе находится во взаимных отношениях. Любой организм, испытывая действие окружающих условий, изменяется и в свою очередь вызывает изменение внешней среды. С изменением среды или происходит приспособление к ней организмов, или они погибают. В отличие от Ламарка Рулье отмечал факты вытеснения одних видов другими и вымирания их в результате борьбы за область питания. Таким образом, он связывал происхождение видов с борьбой за существование. Высоко оценивая эволюционное учение Ламарка, Рулье не признавал положения о внутреннем стремлении организмов к прогрессу (стр. 15).

Для доказательства эволюции Рулье главным образом использовал исследования ископаемых остатков животных, сравнительные данные о строении современных животных, их зародышевом развитии и данные сельского хозяйства.

А. И. Герцен (1812—1870) в работах «Дилетантизм в науке» и «Письма об изучении природы» писал о необходимости изучать происхождение организмов, их родственные связи и рассматривать строение животных в единстве с физиологическими особенностями. Психическую деятельность следует также изучать в развитии — от низших типов и классов до высших, включая человека. Главные задачи натуралиста — вскрыть причины единства органического мира при всем его многообразии, объяснить его происхождение.

1. Азимов А. Краткая история биологии. М.,1997.

2. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.,2000.

3. Либберт Э. Общая биология. М.,1978 Льоцци М. История физики. М.,2001.

4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.,1999.

5. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М.,1993.

ЭВОЛЮЦИО?ННОЕ УЧЕ?НИЕ

В книжной версии

Том 35. Москва, 2020, стр. 208-209

Скопировать библиографическую ссылку:

ЭВОЛЮЦИО?ННОЕ УЧЕ?НИЕ (эво­лю­цио­ни­сти­ка, тео­рия эво­лю­ции), нау­ка о при­чи­нах, дви­жу­щих си­лах, ме­ха­низ­мах и об­щих за­ко­но­мер­но­стях эво­лю­ции жи­вых ор­га­низ­мов. Э. у. яв­ля­ет­ся тео­ре­тич. ос­но­вой био­ло­гии и обоб­ща­ет ре­зуль­та­ты, по­лу­чен­ные ча­ст­ны­ми био­ло­гич. нау­ка­ми. Пер­вый этап раз­ви­тия Э. у. свя­зан с дея­тель­но­стью ан­тич­ных фи­ло­со­фов ( Ге­рак­лит , Эм­пе­докл , Де­мок­рит , Лук­ре­ций и др.), ко­то­рые вы­ска­зы­ва­ли идеи об из­ме­няе­мо­сти ок­ру­жаю­ще­го ми­ра, в т. ч. об ис­то­рич. пре­об­ра­зо­вани­ях ор­га­низ­мов. Для это­го пе­рио­да был ха­рак­те­рен умо­зрит. под­ход к изу­че­нию при­ро­ды. Даль­ней­шее раз­ви­тие Э. у. в рам­ках это­го под­хо­да про­дол­жа­ли фило­со­фы и ес­те­ст­во­ис­пы­та­те­ли 17 – нач. 19 вв., сто­рон­ни­ки транс­фор­миз­ма (Р. Гук , Э. Дар­вин , Д. Дид­ро , Ж. де Бюф­фон , Э. Жоф­фруа Сент-Илер , И. В. Гё­те , К. Ф. Ру­лье ). Транс­фор­ми­сты не соз­да­ли це­ло­ст­ной сис­те­мы взгля­дов, ар­гу­мен­ти­рую­щих идею эво­лю­ции. Од­на­ко на этом эта­пе яс­нее стал круг осн. про­блем Э. у.: сущ­ность и при­чи­ны эво­лю­ции ор­га­низ­мов, при­чи­ны це­ле­сооб­раз­но­го уст­рой­ст­ва и мно­го­об­ра­зия форм ор­га­низ­мов, сходств и раз­ли­чий ме­ж­ду раз­ны­ми ви­да­ми, а так­же при­чи­ны про­грес­сив­ной эво­лю­ции и од­но­вре­мен­но­го су­ще­ст­во­ва­ния групп, дос­тиг­ших раз­ной вы­со­ты ор­га­ни­за­ции, при­чи­ны вы­ми­ра­ния отд. ви­дов и так­со­нов. Осо­зна­ние этих про­блем и рост на­уч. зна­ний под­го­то­ви­ли но­вый этап – фор­ми­ро­ва­ние тео­рий эво­лю­ции. Соз­да­те­лем пер­во­го це­ло­ст­но­го Э. у. был Ж. Б. Ла­марк . Его кон­цеп­ция (1809) но­си­ла ещё умо­зрит. ха­рак­тер (ос­но­вы­ва­лась на ря­де по­сту­ла­тов), а объ­яс­не­ние про­грес­сив­ной и при­спо­со­бит. эво­лю­ции из­на­чаль­ны­ми свой­ст­ва­ми ор­га­низ­мов бы­ло те­лео­ло­гич­но и ме­та­фи­зич­но (см. Ла­мар­кизм ). На­уч. ос­но­вы Э. у. за­ло­жил Ч. Дар­вин (1859), от­крыв­ший дви­жу­щие си­лы эво­лю­ции ор­га­низ­мов – борь­бу за су­ще­ст­во­ва­ние и ес­те­ст­вен­ный от­бор и пред­ло­жив­ший на­уч. ма­те­риа­ли­стич. ре­ше­ние осн. про­блем Э. у. Од­но­вре­мен­но с рас­про­стра­не­ни­ем дар­ви­низ­ма сто­рон­ни­ки идеа­ли­стич. и те­лео­ло­гич. кон­цеп­ций во 2-й пол. 19 в. вос­кре­си­ли (час­то в ви­до­из­ме­нён­ном ви­де) отд. по­ло­же­ния ла­мар­киз­ма (см. Не­ола­мар­кизм ). Од­на­ко дар­ви­низм, по­лу­чая со вре­ме­нем но­вые под­твер­жде­ния и до­ка­за­тель­ст­ва, при­об­рёл прак­ти­че­ски все­об­щее при­зна­ние. В по­сле­дар­ви­нов­ский пе­ри­од, осн. со­дер­жа­ни­ем ко­то­ро­го стал ана­лиз ме­ха­низ­мов и за­ко­но­мер­но­стей эво­лю­ции, в раз­ра­бот­ку Э. у. вне­сли вклад мн. учё­ные: В. О. Ко­ва­лев­ский , А. Вейс­ман , Т. Х. Мор­ган , А. Н. Се­вер­цов , И. И. Шмаль­гау­зен , Н. И. Ва­ви­лов , Ф. Г. Добр­жан­ский , С. С. Чет­ве­ри­ков , С. Райт , Н. П. Ду­би­нин , Р. Э. Фи­шер , Дж. Б. С. Холдейн , Н. В. Ти­мо­фе­ев-Ре­сов­ский , Э. Майр , Дж. Хакс­ли , Дж. Г. Симп­сон и мн. др. Ком­плекс пред­став­ле­ний об эво­люц. про­цес­се, сло­жив­ших­ся в 1930–50-х гг., на­зы­ва­ет­ся син­те­тич. тео­ри­ей эво­лю­ции. С по­зи­ций совр. Э. у. важ­ней­ши­ми фак­то­ра­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся му­та­ции и ес­те­ст­вен­ный от­бор. Со­во­куп­ность этих фак­то­ров не­об­хо­ди­ма и дос­та­точ­на для осу­ще­ст­в­ле­ния эво­люц. про­цес­са. От­бор оп­ре­де­ля­ет раз­ви­тие при­спо­соб­ле­ний ор­га­низ­мов к ус­ло­ви­ям внеш­ней сре­ды, не­по­сред­ст­вен­но воз­дей­ст­вуя на фе­но­ти­пы ор­га­низ­мов. В ре­зуль­та­те от­би­ра­ют­ся не отд. при­зна­ки и ал­ле­ли, а це­лые ге­но­ти­пы, ко­то­рые об­ла­да­ют оп­ре­де­лён­ной нор­мой ре­ак­ции на внеш­ние воз­дей­ст­вия, обес­пе­чи­ваю­щие воз­мож­ность воз­ник­но­ве­ния в он­тоге­не­зе раз­ных ва­ри­ан­тов (мо­ди­фи­ка­ций) фе­но­ти­пи­че­ских при­зна­ков в от­вет на раз­ные ус­ло­вия раз­ви­тия. Эле­мен­тар­ны­ми еди­ни­ца­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся по­пу­ля­ции, из­ме­не­ния ге­но­фон­дов ко­то­рых под воз­дей­ст­ви­ем от­бо­ра, ге­не­тич. дрей­фа и ря­да др. фак­то­ров пред­став­ля­ют со­бой сущ­ность мик­ро­эво­лю­ции , при­во­дя­щей к воз­ник­но­ве­нию но­вых ви­дов ор­га­низ­мов. От­бор дей­ст­ву­ет на всех ста­ди­ях он­то­ге­не­за осо­бей дан­но­го ви­да; фи­ло­ге­нез пред­став­ля­ет со­бой ге­не­тич. ряд он­то­ге­не­зов. Эво­люц. фор­ми­ро­ва­ние но­вых ти­пов ор­га­ни­за­ции, ха­рак­те­ри­зую­щих но­вые над­ви­до­вые груп­пы (мак­ро­так­со­ны), на­зы­вае­мое мак­ро­эво­лю­ци­ей , про­ис­хо­дит на ос­но­ве ин­те­гра­ции мик­ро­эво­лю­ци­он­ных из­ме­не­ний в оп­ре­де­лён­ных на­прав­ле­ни­ях. На уров­не мак­ро­эво­лю­ции про­яв­ля­ют­ся об­щие за­ко­но­мер­но­сти и на­прав­лен­ность фи­ло­ге­не­за. На­прав­ле­ния эво­люц. пре­об­ра­зо­ва­ний кон­крет­ных групп ор­га­низ­мов оп­ре­де­ля­ют­ся, по­ми­мо ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра, так­же сис­те­ма­ми эво­люц. ог­ра­ни­че­ний и за­пре­тов, на­кла­ды­вае­мых осо­бен­но­стя­ми ор­га­ни­за­ции дан­но­го мак­ро­так­сона. На совр. эта­пе Э. у. (как нау­ка об эво­лю­ции) вклю­ча­ет так­же раз­де­лы, свя­зан­ные с ис­то­ри­ей раз­ви­тия эво­люц. взгля­дов, но­вые эво­люц. ги­по­те­зы и кон­цеп­ции (в т. ч. и не при­знаю­щие ес­те­ст­вен­ный от­бор в ка­че­ст­ве гл. эво­люц. фак­то­ра). Оно на­хо­дит­ся на по­ро­ге оче­ред­но­го эта­па раз­ви­тия, осн. за­да­ча ко­то­ро­го – по­зна­ние ме­ха­низ­мов эво­люц. про­цес­сов, что по­зво­лит пред­ска­зы­вать кон­крет­ные воз­мож­но­сти эво­люц. пре­об­ра­зо­ва­ний ор­га­низ­мов и на этой ос­но­ве управ­лять эво­люц. про­цес­сом (см. Про­гресс , Эво­лю­ция ).