Как называется одежда кавказца

Как называется одежда кавказца

ЧЕРКЕСКА-традиционный мужской костюм адыгов.

Совершенство,изысканность и строгость линий ,суровая

красота веками создававшегося костюма ,неяркие приг-

лушенные тона прекрасно гармонирует с остальными

элементами одежды мужчины .

Верхняя часть черкески плотно облегает фигуру ,

нижняя часть свободная,не стесняющая движения .Все

детали мужского национального костюма адыгов помогают

придать мужской фигуре ещё большую стройность ,

воинственный вид и. элегантность.

Изысканность и строгая красота черкески покорила все

народы Кавказа и они с гордостью носят её.

Традиционная обувь адыгского мужчины также стала предметом

заимствования другими народами .

Обувь мужская состояла из софьяновых сапог — мест , поверх

которых надевались летом софьяновые ,зимой войлочные гетры

со штрипками — лъай, а на них круглые софьяновые туфли-

Обувь из красного софьяна носили князья ,из коричневого-

дворяне,из чёрного -свободные крестьяне, тфокотли. Рабочая

обувь для крепостных крестьян шилась из сыромятной кожи-

lашъоцуакъ- и была иного покроя и структуры.

Б урка — мужская верхняя одежда .

У адыгов она играла

исключительную роль :защищала от дождя , ветра , палящих лучей

солнца , служа постелью на биваке в степи , на пастбище . Без неё

немыслимо представить кавказца-мужчину . Бурка была приспособлена

к наездничеству и походным условиям .Она была легкой ,прочной и

одновременно удобной для всадника .Ее можно было свернуть и

привязать к седлу . Бурка у чабанов называлась «ГОБЭНЕЧ»

Бурка делалась из овчины , шерстью наружу , и из войлока . Она

завязывалась шнурками или застегивалась на пуговицы . Во время

странствий адыг никогда не расставался с буркой . В случае

необходимости подпоясывался поясом , отделанным серебром.

Бурка служила верхней одеждой. В море и на речке она было лодкой, в лесу и степи была одеялом и подушкой, в мороз спасала от холода, в дождь не промокала. Бурка была всегда верной спутницей адыга — как в мировой жизни, так и на войне.

Белые бурки носила знать, известные люди. Бурка считалась ценным подарком. Ее берегли, ею дорожили.

Вес воинского снаряжения средневекового европейского рыцаря достигал порой ста и более килограммов. Эти доспехи часто спасали жизнь рыцарю, но они же нередко были причиной его гибели. Ибо рыцарь в тяжёлых доспехах был лишен способности маневрировать, а упавший рыцарь практически становился беспомощным.

А каковы были адыгские кольчуги, бывшие предметом восхищения своих современников? Кольчуги адыгов были удивительно легки, не более 2,5 кг. Лучшие их образцы могли умещаться на мужской ладони. В добавок к этому, они были надёжны, прочны и очень красивы.

Далеко не каждый кинжал и шашка могли их разрубить. Даже ружейные пули могли пробить их изредка, лишь с очень близкого расстояния.

Адыгам было известно 5 видов кольчуг:

У адыгов есть очень популярная пословица: «Если не у кого спросить совета, посади свою шапку и спроси ее». Шапка считалась сакральной вещью.

Головной убор мужчины на Кавказе символизирует мудрость гор, рыцарства, возвышенность духа, мужества, силу, мощь, защиту, оберег. Обнажить голову без крайней необходимости считалось плохой приметой.

Шапка защищала в холод от мороза, в жару от зноя, в бою она принимала часть удара на себя и тем самым нередко спасала жизнь человеку.

Социальное положение мужчины можно было безошибочно определить и по головному убору:

1 Пщы паIу — княжеская шапка с высоким сужающимся кверху каракулевым

2 Оркъ паIу- шапка с каракулевым околышем, расширяющимся кверху.

3 ФэкъолI паIу -шапка с узким каракулевым околышем и выпуклым полусферическим

4ПэIопырац — Крестьянская папаха .

Черкешенки славились красотой,изяществом,ими восхищался и запад, и Восток.

Женский национальный костюм стоял из корсета,нательной рубашки,платья,кафтанчика и сай

Адыгский корсет-шъохътан -был изготовлен из сафьяна на шелковой или бумажной подкладке,без бретелек.

Корсет призван был способствовать формированию идеальной фигуры:тонкая талия, узкие плечи,неравитый бюст,широкие бедра.Женская одежда акцентировала внимание на достоинства фигуры девушки.

Сай-состоит из семи клиньев линия шва между ними была оторочена тесьмой из парчевой нити.Сходящейся в на золотистые линии в области талии на однотонном черном или бордовом фоне создавали ощущение предельной утонченности фигуры.

Представить себе кавказца без его традиционного костюма очень трудно. Некоторые элементы этнического наряда народов Закавказья известны всем: черкески, бурки и др. И хотя все горные народы берегут память, уважение и почитание к национальному костюму, увидеть его сейчас можно лишь в дальних селениях или же кавказские танцы являются возможностью насладиться подобным изысканным нарядом

Какие же основные элементы традиционного кавказского одеяния были особенно любыми не только горными жителями Кавказа? Прежде всего, это черкески, бурки, папахи и платки. Вся одежда этой местности характеризуется несколькими общими чертами – универсальностью, удобством, она не сковывает движения, является и одеждой и защитным приспособлением. Нужно помнить, что это одежда воинов и пастухов, и исходя из этого, становится понятно, зачем на ней те или иные элементы. Сейчас же вся обыденная национальная одежда стала лишь выходным, торжественным нарядом.

Черкеска – роскошный приталенный кафтан с одним бортом и газырями, специальными деревянными или костяными гнездами для пороха, патронов и деревянных щепок на распил.

Ежедневный наряд был темных, маскирующих тонов. Длина – ниже колен, чтобы согревать коленные суставы всадника, но может варьировать. Одежда это приталенная, но не стесняющая движения благодаря складкам и сборам, подпоясывается узким ремнем с пряжкой-кресалом. Рукава – идеальные для боя, широкие и короткие. Если не одеяние шьется для старца, то рукава будут узкие и длинные, чтобы прогревались руки уважаемого старика. Праздничная черкеска светлых тонов, сильнее приталенная и длиннее.

Папаха – головной убор, сшитый из ткани, меха или войлока. Традиционный национальный наряд невозможен без этого олицетворения мужественности, чести и порядочности. Разновидностей этого убора очень много, плоские и цилиндрические, с ровным и скошенным верхом, с полосой и без, папахи отличались от народности и от назначения. Раньше, до конца 18 в., мужские и женские головные наряды не отличались, теперь же мужской вариант и считается истинной папахой.

Считалось, что каждый кавказский мужчина должен иметь у себя не менее 10 папах, на разные случаи. Хранились такие шапки только в чистых тканевых мешочках и очень трепетно оберегались, передаваясь по наследству. Без папахи раньше выйти из дому было дурным тоном и неуважением к другим, тем более явится на торжество или траурное мероприятие. Цвет папахи мог быть любой, но каждодневный убор был темным, а свадебная, праздничная папаха – белая или светлая. Снимался этот исключительно теплый и удобный головной убор лишь чтобы попросить о прекращении войны из-за кровной мести. Также парень забрасывал папаху в окно любимой девушке, словно спрашивая, примет ли она его ухаживания. Воины и пастухи использовали эту пышную и теплую шапку как подушку во время дальних походов.

Бурка – очень теплый, водонепроницаемый безрукавный плащ из овечьего или козьего войлока. Узкий в плечах и очень широкий книзу. Цвет обычно темный, но выходные одеяния были привычно белыми. У горловины и переднего разреза идет нашивка кожей, для нарядности, долговечности и практичности, плюс кожаные завязки.

Для всадников, воинов, изготавливались длинные, сшивные модели с широкими плечами и длинным ворсом. Они позволяли прикрыть не только наездника, но и лошадь. Также полами бурки прикрывали глаза лошади, если ее нужно было направить в реку или заставить прыгнуть через обрыв. Для пеших горцев – короткие, бесшовные и гладкие.

При весе в пару килограмм, настоящая войлочная бурка стоит на полу, настолько прочный и качественный материал используется. Изготавливается она только вручную, методом валяния шерсти женскими ручками, варки и пропитки, стирки, сушки и пришивания подкладки. Процесс очень тяжелый и трудоемкий, занимает от трех дней при одновременной работе трех женщин.

Читайте так же:  Как называется файл резервной копии iphone

Этот традиционный наряд пастухов позволял защититься от любых погодных неприятностей. Ее можно было использовать как палатку, как одеяло и временное, защитное сооружение, она спасала от нападающего с кинжалом и позволяла под широкими полами спрятать свое оружие. Поэтому, как и большинство одежды кавказцев, бурка является не просто красивым нарядом, но и жизненной необходимостью. Сейчас же это становится лишь декоративным или празднично выходным одеянием. Теперь ее изготавливают и для маленьких детей, и для декора бутылок с напитками.

Бешме?т — нарядный кафтан, особенностью которого являлся стоячий воротник. Его надевали как основу под рубаху и халат, так и носили отдельно, дома. Шили из из разнообразных материалов, постепенно стали делать и утепленные модели, типа ватника, и укороченные.

Платок для кавказских женщин является такой же важной частью наряда, как и для любого другого народа. Но его носили и носят постоянно, даже сверху на косынку. Это способ прикрыть женскую красоту и фактор престижа. Важность и силу платка сложно переоценить. Брошенный на пол, между двумя бранящимися мужчинами способен прекратить спор и даже драку.

Исследователи выделяют больше 40 основных видов платков у народов Закавказья. Разноцветный и одноцветный, с бахромой и без, с вышивкой и без декора, маленький и шаль – разновидностей платка больше сотни. Они отличаются материалом, мотивами на нем и назначением. Особенно важный и роскошный свадебный платок. Он украшал красавцу невесту, мог закрывать лицо, защищал молодых от сглаза и порчи, скрывал от злых духов молодую семью. Такой защитный и магический платок был белого или красного цвета. Это всегда желанный и дорогой подарок для самого шикарного праздника и повода.

Украшение и пошив платка должны быть ручной работой, чтобы он нес ту энергетику, которую приписывают этому неизменному атрибуту кавказкой женщины и девушки.

Традиционное кавказское одеяние всегда было и будет частью культуры этих горных народов, но сейчас увидеть истинно национальный наряд можно лишь во время кавказских танцев или на гуляниях.

Кавказская национальная одежда – многообразие стилей, красок, узоров и названий

Население Кавказа настолько разнообразно, что даже энциклопедии, говоря о количестве народностей, проживающих в этом горном районе, дают лишь приблизительную оценку: больше сотни. Сосуществуя много веков рядом, эти народы удивительным образом смогли сохранить свой язык и многие элементы уникальной культуры.

Естественно, проживание в схожих условиях не могло не наложить свой отпечаток: живя в горах, тяжело разнообразить свое хозяйство. Но, несмотря на суровые условия, горцы создавали прекрасную одежду – из местных и привозных тканей, из овчин и меха, валяли шерсть и вязали из нее. Они украшали ее вышивками и аппликациями, металлическими украшениями, поделочными камнями, тесьмой и т.д. Нередко создавая настоящие произведения искусства

Бурка – самый известный наряд кавказских народов

Национальная одежда кавказских народов имеет много общих черт. Одной из таких является использование бурки в качестве верхней мужской одежды многими народностями. Ее издревле носили чеченцы, дагестанцы, кабардинцы, грузины, имеретинцы и т.д. Изготавливалась бурка из войлока – валяной овечьей шерсти. Бурка являет собой огромную накидку, укрывающую взрослого мужчину с головы до пят. Ее размеры объясняются тем, что бурку могли использовать и для заслона от ветра, нацепив на пару палок, в ней могли спать в горах, используя ее одновременно и для подкладки, и в качестве одеяла – фактически прообраз спального мешка.

Бурка почти всегда использовалась только всадниками, из-за своих размеров пешему человеку носить ее было неудобно. Любопытный факт: при встречном ветре бурку разворачивали задом наперед, чтобы ветер ее не развивал и не мешал езде. Большинство бурок изготавливалось черного цвета из утилитарных соображений – такая одежда меньше отталкивала солнечных лучей, соответственно лучше согревала. В холодных горах это вопрос жизни и здоровья.

Черкеска

По повсеместности использования среди мужского населения бурку могла опередить лишь кавказская национальная одежда, название которой произошло от одной народности, проживающей в этом регионе. Речь идет о черкеске, которую впервые увидели русские купцы именно на черкесах. Хотя эту одежду носили очень многие народности. Далеко не полный список:

Черкеска – одежда, внешне напоминающая кафтан или даже халат. Конечно же, самым узнаваемым элементом этого платья являлись специальные карманчики для пороха с газырями, напоминающими кубинские сигары. Удобство этого наряда оценили русские казаки, сделавшие ее частью своего наряда даже в регионах, далеких от Кавказа.

Кроме бурки и черкески, мужчины, проживавшие на Кавказе, носили следующую одежду:

Естественно, у каждой народности были свои отличия в оформлении одежды. Например, хевсуры украшали плечи своей одежды крестами. Некоторые народности имели уникальные предметы одежды. У имеретинцев, например, были папанаки – кусочек суконной ткани, покрывавшей голову. Чтобы не слетать с головы, крохотные папанаки имели шерстяные завязки, которые завязывались под подбородком. Плюс представители разных сословий в пределах одной национальности могли иметь разную одежду.

Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть об оружии. Кинжал для кавказца, пожалуй, совершенно необходимая деталь наряда. С нарядными ножнами он фактически становился изюминкой наряда, первым, что бросалось в глаза.

Одежда для сильных и красивых женщин

Изучая фото кавказских девушек в национальной одежде, несложно заметить сходство мужского и женского костюма кавказских народностей. На тело одевалась длинная нижняя рубаха. Под нее, кстати, поддевались шаровары. Поверх рубахи одевался короткий кафтанчик, похожий на мужской бешмет, который застегивался спереди на застежки. Сверху надевалось длинное платье с плотно облегающим лифом. Обязательным было использование длинного пояса, у некоторых народностей доходящего до пола. Концы этого пояса богато расшивались.

В холодное время женщины носили теплое платье, например у грузинок была чоха – аналог черкески. Но подобным могли похвастаться далеко не все. У некоторых народностей теплые платья носили только пожилые женщины, молодым подобное «излишество» не полагалось.

Яркие кавказские девушки в национальной одежде нередко привлекали к себе внимание своим головным убором. У некоторых народностей, например кабардинцев, по головному убору можно было определить социальный статус хозяйки.

Большинство кавказских женских головных уборов представляет собой некую шапочку (чухту), к которой крепится головной платок или вуаль. Один конец этого платка или вуали закрывал волосы женщины, а второй прикрывал шею владелицы. Некоторые народности поверх такого головного убора накидывали еще один платок или большую накидку, в которую закутывались полностью, оставляя лишь лицо.

В горных районах это практикуется до сих пор – днем на женщинах легкие платки, вечером еще и теплые, шерстяные. Потому что вечер в горах, даже в середине лета, довольно прохладен, а с ледников и от горных речек тянет настоящим холодом.

Ну и, конечно же, украшения. Несмотря на суровость края и тяжелые условия проживания, женская одежда, особенно праздничная, отделывалась бисером, монетами и жемчугом, украшалась золотой тесьмой, расшивалась золотом или шелком. До сих пор в сундуках с приданым, у многих женщин Дагестана хранятся настоящие национальные костюмы из дорогих тканей со сложными вышивками, с монистами и поясами из серебряных царских монет.

Вам повезло, если в вашей семье сохранились такие вещи, но если даже нет, не стесняйтесь приобретать национальную одежду и украшения у современных кавказских мастеров. Они создаются по тем же технологиям, что и сто-двести лет назад и когда-нибудь превратятся в реликвии вашей семьи, которые с удовольствием будет примерять молодое поколение.

Изучая историю костюма кавказских народностей, нельзя не поразиться единению простоты и изысканности, нарядности и практичности. Наверное, благодаря этому, многие элементы национальной одежды кавказских народов прошли сквозь время и до сих пор радуют глаз. Именно поэтому даже молодежь не спешит отказываться от них и кавказские девушки в национальной одежде по-прежнему не такая уж редкость в горах на местных праздниках и свадьбах.

Читайте так же:  Месячные у мальчиков как называются

Мода с акцентом: как Кавказ покорил мировые подиумы

Национальная одежда кавказских народов будоражит воображение дизайнеров со всего мира. Размашистый крой, контрастные оттенки, брутальный мех и этническая самобытность не оставили равнодушными Жана Поля Готье, Ральфа Лорена, Карла Лагерфельда. Одежду «с кавказским акцентом» любят модницы со всего света. Мы собрали самые популярные элементы национальной одежды Кавказа, которые нашли свое место в мировой моде.

Кубанка

Фото: Николай Хижняк/ТАСС

Как выглядит. Кубанка, как и папаха, шьется из меха, однако она не такая высокая и верх этого головного убора сделан из ткани или кожи. Кубанки шили из каракуля, шкур медведя и волка. Считалось, что такой мех может смягчить удар шашки.

Где появилась. Изначально кубанки появились в Карачаево-Черкесии в XV веке и напоминали традиционные папахи, но не столь высокие. Затем кубанка полюбилась казакам, именно они и дали ей это название. Казаки несколько изменили дизайн, сделав кубанку чуть менее высокой и объемной. Так шапка лучше держалась на голове во время быстрой езды на лошади.

Кто носил. Только мужчины. В Карачаево-Черкесии кубанка считалась праздничным головным убором, а казаки использовали ее как элемент повседневной военной формы. Во время вооруженных противостояний казаки даже вшивали в кубанки металлический каркас.

Как интерпретировали. В 2020 году Джорджио Армани включил кубанки в осенне-зимнюю женскую коллекцию на Парижской неделе моды. Его головные уборы были выполнены из бархата, шерсти и каракуля. Дизайнер обыграл их так, что выглядели они как классические модели, но с элементами французского шика.

Мужской костюм: все для удобства джигита

Традиционные мужские костюмы мало отличались у разных народностей Дагестана, да и вообще Северного Кавказа. Это были, как правило, рубаха, штаны, бешмет, черкеска, башлык и папаха.

— Бешмет — это одежда типа кафтанчика, прикрывающая бедра, с длинным рукавом и воротником-стойкой. Его надевали под черкеску. Позднее у нательных рубах появился такой же воротник-стойка, как у бешмета, и надевать под черкеску стали кавказские рубахи, — рассказывает Разитта Гаджиханова.

Черкеска, пожалуй, самый известный элемент одежды горцев. Она завершала образ воина.

— Даже после революции, когда некоторые горцы эмигрировали во Францию, жившие на чужбине дагестанцы имели черкеску. Это была отличительная особенность эмигрантов. Популярна черкеска была и в царской армии. Носили их и те, кто служил на Кавказе, в том числе Лермонтов и Толстой, — поясняет этнограф.

Шили черкеску из более плотной ткани, чем остальную одежду. Кроили ее свободной, чтобы было удобно садиться на коня.

Некоторые народы Дагестана, например кумыки, имели собственный фасон черкески — с дополнительной вытачкой. Этот прием позволял подчеркнуть статность фигуры и ширину плеч мужчины.

— Длина черкески могла быть разной. Молодые носили короче, взрослые — длиннее, — говорит Гаджиханова. — В какой-то период была мода на очень длинные, их надевали зажиточные люди.

На груди располагалась газырница — приспособление для хранения пороха.

Традиционный мужской костюм

— «Хазыр» в переводе с турецкого «готовый». Это были полые трубочки из дерева или из кости. Накрывались они чаще всего серебряным наконечником. Одной порции пороха хватало на один заряд, — говорит этнограф.

Газыри пришивались на черкеску с двух сторон, количество их могло быть разным, но не меньше семи штук с каждой стороны. На военной черкеске трубочки для пороха нашивали повыше: хороший воин на скаку мог вытащить газырь зубами и перезарядить пистолет.

Еще один характерный элемент мужского военного костюма — это башлык, капюшон. В холодную и ветреную погоду его надевали поверх папахи, закрывая шею. А молодые ребята с помощью шнурка прикрепляли башлык к нарядной одежде в качестве украшения. В танце этот летящий капюшон придавал особенную динамику движению.

Папах же у горцев было несколько — на разные случаи жизни.

— Каракулевую носили по праздникам. А в будни попроще. Высота головного убора говорила о состоятельности хозяина: чем выше, тем богаче, — объясняет Разитта Гаджиханова.

Верхней одеждой горцам служила знаменитая бурка. Она была обязательна в военных походах и как атрибут чабанов.

Обувь изначально была вязаной и кожаной. Последняя делалась из цельного куска кожи. Позднее появились сапоги без каблука — ичиги, а затем и с каблуком, на подошве, особенно во время Кавказской войны.

Существовала и особая культура ношения одежды. Ту же папаху, к примеру, было неприлично надеть набок. Так могли поступить только молодые мужчины. А когда мужчина выходил за ворота дома, он обязательно подпоясывался.

— Я смотрела на День Конституции на наших мужчин, так вот у них отсутствует культура ношения костюма, как у наших предков (по настоянию экс-главы республики Рамазана Абдулатипова чиновники надевали в День конституции Дагестана национальные наряды. — Ред.). Извините, если пояс живот поддерживает, он не на своем месте… Даже полный мужчина должен был подтягивать фигуру.

Читайте так же:  Как называется египетская одежда

А вот женских традиционных нарядов в Дагестане было так много, что, по признанию самих этнографов, вряд ли кто сможет назвать точное их число — только головных уборов, чохто, существуют десятки. Общим для всех было правило: молодые девушки носили одежду ярких цветов, женщины постарше — приглушенных и темных. А вот различия существовали даже в пределах одного села. В Кубачи, к примеру, по узору на носочках можно было определить, к какому роду принадлежит девушка.

Фото: Евгений Костин

Для «Это Кавказ» Разитта Гаджиханова рассказала о трех женских костюмах: андийки, лезгинки и кумычки.

Костюм андийки: рога, монеты и узкие штаны

Андийцы — этнос, проживающий в горном Ботлихском районе Дагестана, который иногда причисляют к аварцам — создатели одного из самых удивительных женских нарядов. Головной убор у горянок здесь необычной формы — рогообразный.

— Он встречается также в Ботлихе, но немного отличается шириной. А больше нигде такого нет. — поясняет Разитта Гаджиханова. — Этот элемент остался еще с языческих времен — бык считался священным животным, а корова — символом плодородия.

Головной убор в виде полумесяца набивали шерстью или ватой и носили «рогами» вниз. Высота его могла доходить до 20 сантиметров. Шили это чохто из нескольких деталей: та, что в центре, была из парчи или шелка яркого цвета, по бокам — красная бязь или ситец. Такая конструкция на голове делала осанку женщины особенно статной, а походку плавной.

— Поверх головного убора накидывали покрывало, а не платок — они появились позднее. Так женщины одевались во многих аварских районах. Праздничные покрывала были белыми, а повседневные — темных цветов, — показывает этнограф.

Основной одеждой у всех горянок независимо от места проживания были нательная рубаха, туникообразное платье-рубаха свободного покроя и штаны.

— Штанишки были обязательным элементом любого костюма. У андиек — неширокие, узкие и даже на резиночке, или заправлялись в обувь, — объясняет специалист по народным костюмам.

Манжеты рукавов верхнего платья и подол украшали вышивкой из золотых и серебряных нитей, в основном использовали растительные мотивы. На нарядную одежду пришивали монетки, кольца, цепи. Считалось, что серебро служит оберегом.

Что за «патроны» нашиты на груди казаков?

На черкеске – традиционной одежде кубанских и терских казаков – нашиты странные предметы, напоминающие не то патроны, не то сигары. Что это такое?

Газыри – так называются эти «патроны». Они представляют собой герметично закрывающиеся цилиндрические пенальчики, которые крепятся в специальных нагрудных кармашках на черкеске – парадной одежде кубанских/терских казаков и некоторых народов Кавказа.

Газырь состоит из цилиндрической трубки и колпачка. Трубка изготавливается из дерева, кости, тростника или металла.

Колпачок металлический. Его делают из цветных или драгоценных металлов: латуни, меди, мельхиора, серебра. Также колпачок часто имеет цепочку, которая одним из концов крепится за ткань чуть повыше газырей.

Газыри не имеют практической функции. Вопреки популярному мнению, в нём не хранят пули и тем более папиросы 🙂 Это сугубо декоративный элемент одежды. Впрочем, так было не всегда…

В давние времена, когда огнестрельное оружие заряжалось с дула, а современный патрон с металлической гильзой ещё не придумали, в газырях хранили порох или патроны с бумажной оболочкой. Газыри выполняли роль нагрудного патронташа.

Герметичные пенальчики сохраняли порох/патроны в сухости. При этом газыри были расположены очень удачно. Воину нужен был минимум движений, чтобы зарядить ружьё.

Это ноу-хау принадлежит европейским армиям. В позднем средневековье в Европе появились мушкетёры. Именно они первыми додумались хранить порох в ёмкостях, расположенных на груди.

На Кавказе это ноу-хау не только прижилось, но и значительно модернизировалось. Кавказские горцы придумали нашивать на груди специальные кармашки для пеналов с пороховым зарядом. Через сотни лет черкеску с газырями переняли у кавказцев русские казаки, которые жили с ними по соседству.

В начале 19-го века, когда Российская империя начала активную экспансию на Кавказ, черкеска с колоритными газырями стала необыкновенно популярной среди русского офицерства. Правда, к тому времени практическая ценность газырей сошла на нет. Уже были придуманы ружья, заряжающиеся с казённой части, и патроны с металлическими гильзами. Но это нисколько не помешало черкеске завоевать любовь у представителей воинского сословия. Её носили как младший состав русского офицерства и представители казачества, так и члены царской фамилии. Эту колоритную одежду любил последний русский самодержец Николай II.

Не потеряла популярность черкеска и в начале 20-го века. В ней щеголяли видные вожди Белого движения, такие как барон Врангель и Яков Слащёв.

В советской России черкеска постепенно исчезала из повседневного обихода. Однако долгое время её можно было увидеть на бойцах казачьих соединений РККА. Они надевали её в торжественных случаях. Лишь в глухих селениях Кавказа черкеска ещё долго продолжала оставаться повседневной одеждой.

Кавказская одежда

Последняя бука буква «а»

Ответ на вопрос «Кавказская одежда «, 8 букв:
черкеска

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова черкеска

Что обычно носил сверху прежде казачок

Суконный кавказский кафтан

Кафтан с гнездами для патронов

Длинный узкий кафтан у кавказских горцев, казаков

Одна из жительниц Кавказа

Узкий длинный кафтан, затянутый в талии, у кавказских горцев и казаков

Определение слова черкеска в словарях

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Верхняя, надеваемая на бешмет, узкая и длинная мужская одежда с газырями на груди, затянутая в талии (у черкесов и других кавказских горцев, а также у кубанских и терских казаков).

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
мужская одежда у народов Кавказа — однобортный суконный кафтан без воротника, в талию со сборками, обычно немного ниже колен; на груди нашиты газыри — кожаные гнезда для патронов. Была заимствована терскими и кубанскими казаками.

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
русское название верхней мужской одежды, распространённой в прошлом у многих народов Кавказа (грузины, черкесы, абхазы, цахуры и др.); была заимствована терскими и кубанскими казаками. Ч. ? распашной однобортный кафтан без ворота, из домотканого или фабричного.

Примеры употребления слова черкеска в литературе.

Второй мужчина и вовсе будто бы только что сошел с экрана кинофильма о давно забытых временах: надраенные хромовые сапоги, галифе и рубаха наподобие черкески, но без газырей, подпоясанная широченным ремнем с тяжелыми серебряными накладками.

Войдя в большую комнату с огромным столом и большими окнами с зелеными жалузи, Хаджи-Мурат приложил свои небольшие, загорелые руки к тому месту груди, где перекрещивалась белая черкеска, и неторопливо, внятно и почтительно, на кумыцком наречии, на котором он хорошо говорил, опустив глаза, сказал: — Отдаюсь под высокое покровительство великого царя и ваше.

Отвели Жилина с Костылиным в сарай, принесли им туда соломы кукурузной, воды в кувшине, хлеба, две черкески старые и сапоги истрепанные, солдатские.

На Оленине была красная канаусовая рубаха, белая черкеска, стянутая ремнем с кинжалом, и высокая шапка.

Во главе стола сидел старичок с необыкновенно розовым, глянцевитым, как бы муляжным личиком, в черной черкеске.

Источник: библиотека Максима Мошкова