Как называется система наблюдений за состоянием окружающей среды

Направления работы Минприроды России

Государственный экологический мониторинг Минприроды России

Глава X. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ) (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

Статья 63. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.

2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются: регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:

  • государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
  • государственного мониторинга атмосферного воздуха;
  • государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
  • государственного мониторинга земель;
  • государственного мониторинга объектов животного мира;
  • государственного лесопатологического мониторинга;
  • государственного мониторинга воспроизводства лесов; (абзац введен Федеральным законом от 12.03.2020 N 27-ФЗ)
  • государственного мониторинга состояния недр;
  • государственного мониторинга водных объектов;
  • государственного мониторинга водных биологических ресурсов;
  • государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
  • государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;
  • государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;
  • государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
  • государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

    4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:

    поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;

    поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;

    оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

    определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;

    выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

    направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;

    направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;

    выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов; оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;

    создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;

    хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

    Статья 63.2. Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

    1. Государственный фонд данных является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя:

    информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

    результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;

    данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

    2. Создание и эксплуатация государственного фонда данных осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), обязаны направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных.

    4. Порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных, перечень видов включаемой в него информации, порядок и условия ее представления, а также порядок обмена такой информацией устанавливается Правительством Российской Федерации.

    5. Информация, включаемая в государственный фонд данных, подлежит использованию органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

    6. Информация, включенная в государственный фонд данных, предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    7. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе стихийного бедствия, а также о состоянии окружающей среды в границах зон чрезвычайных ситуаций, подлежит незамедлительному представлению в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    8. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая о возможном вредном воздействии на человека состояния окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, подлежит незамедлительному направлению в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

    9. Обмен информацией в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также между единой системой государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предоставление такой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам осуществляются на безвозмездной основе.

    10. На основе информации, содержащейся в государственном фонде данных, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти подготавливает ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды, порядок подготовки и распространения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Понятие и принципы мониторинга окружающей среды

    Мониторингом окружающей среды называются регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояние и процессы, происходящие в них под влиянием антропогенной деятельности. Экологический мониторинг (понятие введено Стокгольмской конференцией в 1972 г.) – это наблюдение, оценка, анализ состояния изменения окружающей природной среды. Это комплексная система сбора информации, контроля, оценки, прогнозирования состояния окружающей среды на локальном, национальном, региональном и глобальном уровнях.

    Просмотр содержимого документа
    «Понятие и принципы мониторинга окружающей среды»

    Понятие и принципы мониторинга окружающей среды. Регламенты экологической безопасности.

    1. Система экологического мониторинга. Его задачи.

    2. Экологическая экспертиза.

    3. Регламенты экологической безопасности

    1. Мониторингом окружающей среды называются регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояние и процессы, происходящие в них под влиянием антропогенной деятельности. Экологический мониторинг (понятие введено Стокгольмской конференцией в 1972 г.) – это наблюдение, оценка, анализ состояния изменения окружающей природной среды. Это комплексная система сбора информации, контроля, оценки, прогнозирования состояния окружающей среды на локальном, национальном, региональном и глобальном уровнях.

    Основные задачи экологического мониторинга:

    ¦ наблюдение за источником антропогенного воздействия;

    ¦ наблюдение за фактором антропогенного воздействия;

    ¦ наблюдение за состоянием природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

    В систему мониторинга должны входить следующие основные процедуры:

    ¦ выделение (определение) объекта наблюдения;

    ¦ обследование выделенного объекта наблюдения;

    ¦ составление информационной модели для объекта наблюдения; планирование наблюдений;

    ¦ оценка состояния объекта наблюдения и идентификация его информационной модели;

    ¦ прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения; представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.

    Система мониторинга включает несколько групп наблюдений.

    Первая группа наблюдений определяет источники и факторы воздействия на окружающую природную среду. Наблюдение за естественными явлениями (вулканизмом, спонтанным выходом нефти, газа, лесными пожарами и т.д.) и антропогенными выбросами.

    Вторая группа наблюдений связана с состоянием окружающей среды, т.е. с наблюдениями за природными объектами, ресурсами, ландшафтами, народонаселением, урбанизацией, круговоротом веществ, физическим и химическим состоянием окружающей природной среды, источниками и путями антропогенного загрязнения биосферы.

    Третья группа наблюдений связана с реакцией поведения крупных систем (погоды, климата, биосферы в целом).

    Средствами мониторинга являются физические, химические, биологические, авиационные и космические методы исследований.

    При биоэкологическом (синоним – локальный) мониторинге предполагается контроль за содержанием токсичных для человека химических веществ в атмосфере, природных водах, растительности, почве, подверженных воздействию конкретных источников загрязнения (промышленные предприятия, стройки, рудники, мелиоративные системы, предприятия энергетики и т.д.). При этом выявляют источник загрязнения и степень загрязнения природных сред. Состояние окружающей среды оценивают с точки зрения здоровья человека, что служит самым важным, емким и комплексным показателем. Проводят локальный мониторинг гидрометеорологические, водохозяйственные и санитарно-эпидемиологические службы.

    Геосистемный (синонимы – геоэкологический, региональный, природохозяйственный) мониторинг должен давать оценку антропогенного влияния на природную среду в ходе обычной хозяйственной деятельности человека, которая обязательно предполагает тот или иной вид взаимодействия с природой (градостроительство, сельское хозяйство, промышленность, энергетика, лесное хозяйство, рыболовство, коммунально-бытовая деятельность и т.д.). Этот вид мониторинга предполагает оценку взаимодействия человека и природы во всех направлениях и дает характеристику привноса и выноса из природной среды вещества и энергии. Региональный мониторинг проводят агрослужба, гидроклиматическая, сейсмологическая и другие службы.

    Биосферный (синонимы – фоновый, глобальный) мониторинг предполагает контроль за общепланетарными изменениями в биосфере, которые связаны с деятельностью человека.

    Импактный мониторинг проводится в особо опасных зонах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ.

    Базовый мониторинг — это наблюдение за состоянием природных систем, на которые практически не накладываются антропогенные воздействия. Для осуществления базового мониторинга используют удаленные от промышленных регионов территории, в том числе биосферные заповедники.

    Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:

    ¦ регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды; хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

    ¦ анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

    ¦ обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

    Читайте так же:  Как называется цифра буква знак препинания

    При разработке проекта экологического мониторинга необходима следующая информация:

    ¦ источник поступления загрязняющих веществ в окружающую среду;

    ¦ выбросы загрязняющих веществ в атмосферу промышленными, энергетическими, транспортными и другими объектами; сбросы сточных вод в водные объекты; поверхностные смывы загрязняющих и биогенных веществ в поверхностные воды суши и моря; внесение на земную поверхность и/или в почвенный слой загрязняющих и биогенных веществ вместе с удобрениями и ядохимикатами при сельскохозяйственной деятельности; места захоронения и складирования промышленных и коммунальных отходов; техногенные аварии, приводящие к выбросу в атмосферу опасных веществ и/или разливу жидких загрязняющих и опасных веществ и т.д.;

    ¦ переносы загрязняющих веществ – процессы атмосферного переноса; процессы переноса и миграции в водной среде;

    ¦ процессы ландшафтно-геохимического перераспределения загрязняющих веществ – миграция загрязняющих веществ по почвенному профилю до уровня грунтовых вод; миграция загрязняющих веществ по ландшафтно-геохимическому сопряжению с учетом геохимических барьеров и биохимических круговоротов. Наблюдения за этими процессами целесообразно проводить периодически на специально выделенной системе пунктов: контрольные водосборы – катены – площадки – створы;

    ¦ данные о состоянии антропогенных источников эмиссии – мощность источника эмиссии и месторасположение его, гидродинамические условия поступления эмиссии в окружающую среду.

    2. Экологическая экспертиза является особым видом экологического исследования, направленного на получение оценки воздействия на окружающую среду, природные ресурсы и здоровье людей комплекса промышленно-хозяйственных и других объектов. Это организованная деятельность экологов-экспертов, включающая анализ конкретных проблем природопользования с широким применением методологии системного подхода, постановку точного диагноза и выработку экологически обоснованного заключения.

    В настоящее время для оценки воздействия на окружающую среду антропогенных факторов используется шесть специальных методов: групповой экспертизы, «контрольного списка», картографического наложения, блок-схемы, матричный метод и моделирование. Последние два метода широко используются при экологической экспертизе в зарубежных странах.

    Так, при матричном методе в матрицу включают следующую информацию: по компонентам среды (климатические параметры – температура, влажность, ветер; земельные ресурсы; водные объекты и т.д.), по видам хозяйственной деятельности (шахты, обогатительные фабрики) с указанием индикаторов техногенного воздействия. Например, в США при проведении экспертизы различных проектов хозяйственных сооружений используются матрицы, в которые вводятся более 80 компонентов окружающей среды с учетом типов воздействий (шум, вибрация, отвалы, лесоразработки и др.).

    Экологическую экспертизу подразделяют на три основные группы:

    1) ретроспективную – изучение последствий реализованных ранее проектов, подведения итогов незапланированных промышленных экспериментов по воздействию на окружающую среду;

    2) оперативную – расследование экологических проблем, связанных с аварийными ситуациями и необходимостью получения конкретных данных по экологической обстановке в различных пунктах и регионах;

    3) перспективную – рассмотрение широкого круга проблем природопользования локального, регионального и глобального уровней.

    Различные типы экспертиз имеют свои основные особенности, например, экспертиза технологии предусматривает малоотходность процесса в сравнении с выработанными нормативами, а техники — определение степени ее ресурсоемкости и экосовместимости.

    Экологическая экспертиза стоит очень дорого, но эти затраты значительно меньше, чем те, которые могут понадобиться для ликвидации последствий осуществления ошибочных решений, не говоря о возможном ущербе, нанесенном здоровью людей ли устойчивости природных систем.

    3. Нормирование качества окружающей природной среды представляет собой прежде всего деятельность по установлению предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. При этом учитывается наиболее распространенный и к тому же опасный вид отрицательного воздействия загрязнения природной среды. Под такими воздействиями понимают физическое, химическое, биологическое изменение последней, вызванное антропогенной деятельностью и содержащее угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, состоянию растительного и животного мира экологических систем природы.

    Следовательно, объектами экологического нормирования являются:

    ¦ отдельные природные компоненты или экосистемы в целом;

    ¦ виды техногенного воздействия и их сочетания;

    ¦ порядок подготовки решений в сфере природопользования.

    Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

    Нормативы качества окружающей среды – нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

    К нормативам качества окружающей среды относятся нормативы, установленные в соответствии:

    ¦ с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

    ¦ физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

    ¦ биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов и иные нормативы качества окружающей среды.

    Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов и нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, нормативы допустимых физических воздействий, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

    Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

    За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

    Таким образом, в настоящее время действуют следующие нормативы.

    Предельно допустимая концентрация (ПДК) – это максимальная концентрация вещества в окружающей среде, при которой не наблюдается прямого или косвенного вредного воздействия этого вещества на организм человека.

    В основе разработки ПДК для воздуха лежит определение «порогового» содержания в нем того или иного загрязняющего вещества, при котором не будет оказываться ни прямого, ни косвенного воздействия на человека и окружающую среду.

    Под вредным воздействием понимается нанесение организму временного раздражающего воздействия (появляется головная боль, кашель и др.), К прямому воздействию на организм человека также относится влияние тех загрязняющих веществ, которые накапливаются в организме человека и при превышении определенной дозы могут вызвать его патологические изменения. Под косвенным воздействием подразумеваются такие изменения в окружающей среде, которые, не оказывая прямого воздействия на организм человека, ухудшают обычные условия обитания.

    Система нормативов ПДК для вод включает три группы показателей, установленных для хозяйственно-питьевого, культурно-бытового, рыбохозяйственного водопользования.

    В почве также нормируется содержание вредных веществ

    Нормативы ПДК для растительности представлены концентрациями загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в зоне лесных насаждений.

    Предельно допустимые выбросы (ПДВ) – норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

    Аналогичным образом разрабатываются нормативы по предельно допустимым сбросам (ПДС) в водные объекты.

    Нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) шума, вибрации полей или иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду.

    Особое значение имеет предельно допустимый уровень шума. Предельно допустимый уровень шума – это уровень фактора, который при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа, не должен вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений, измеряется в децибелах (дБ). Соблюдение ПДУ шума не исключает нарушения здоровья у сверхчувствительных лиц. Допустимый уровень шума – это уровень, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов, чувствительных к шуму. Максимальный уровень звука – уровень звука, соответствующий максимальному показателю измерительного, прямопоказывающего прибора (шумомера) при визуальном отсчете, или значение уровня звука, превышаемое в течение 1% времени измерения при регистрации автоматическим устройством.

    Нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания. Они устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии.

    Экологические требования к продукции. Они устанавливаются для предупреждения вреда окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека. Данные требования должны обеспечить соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции.

    Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду. Они устанавливаются с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущение разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей среде.

    Нормативы санитарных и защитных зон. Они устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других воздействий.

    Норматив утилизации отходов от использования товаров – установленное как выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории РФ.

    ? Вопросы для самоконтроля

    1. Какая процедура называется экологическим мониторингом, и какие задачи она решает?

    2. Соотнесите ступени экологического мониторинга, объекты мониторинга и характеризуемые показатели.

    3. Какие подсистемы включает в себя единая система государственного экологического мониторинга.

    4. Перечислите основные виды экологической экспертизы.

    5. Что такое качество окружающей природной среды? Какой смысл вкладывается в понятие «нормирование качества охраны природной среды»?

    6. Перечислите объекты экологического нормирования.

    7. Что означают аббревиатуры «ПДК», «ПДС», «ПДВ», «ПДУ»?

    Экологический мониторинг

    В конце 20 века научно-техническая деятельность человечества стала ощутимым фактором воздействия на окружающую среду. В целях оптимизации отношений человека с природой и экологической ориентации хозяйственной деятельности появилась многоцелевая информационная система долгосрочных наблюдений – мониторинг.

    Термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году.

    Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) (от лат. monitor — тот, кто напоминает, предупреждает) — многоцелевая информационная система долгосрочных наблюдений, а также оценки и прогноза состояния природной среды. Основная цель экологического мониторинга — предупреждения критических ситуаций, вредных или опасных для здоровья людей, благополучия других живых существ, их сообществ, природных и созданных человеком объектов.

    Сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, а является источником информации необходимой для принятия экологически значимых решений.

    Система экологического мониторинга накапливает, систематизирует и анализирует информацию: о состоянии окружающей среды; о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т. e. об источниках и факторах воздействия); о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом; о существующих резервах биосферы.

    Основные процедуры системы мониторинга

    3выделение (определение) и обследование объекта наблюдения;

    3оценка состояния объекта наблюдений;

    3прогнозирование изменений состояния объекта наблюдения;

    3представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.

    Пункты экологического мониторинга располагаются в крупных населенных пунктах, промышленных и с/х районах.

    Читайте так же:  Как называются панели инструментов

    1. В зависимости от территории, охватываемой наблюдениями, мониторинг подразделяется на три уровня: глобальный, региональный и локальный.

    · Глобальный мониторинг — слежение за общемировыми процессами (в том числе антропогенного влияния), происходящими на всей планете. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО). Существуют 22 сети действующих станций системы глобального мониторинга. Основными целями программы глобального мониторинга являются: организация системы предупреждения об угрозе здоровью человека; оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат; оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах; оценка проблем возникающих при сельскохозяйственной деятельности и землепользовании; оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды; оценка загрязнения морских экосистем; создание системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.

    · Региональный мониторинг — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то одного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. На уровне регионального мониторинга ведутся наблюдения за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов — бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем.

    · Локальный мониторинг — это слежение за естественными природными явлениями и антропогенными воздействиями на небольших территориях.

    В системе локального мониторинга наиболее важным является контроль следующих показателей (таб. 4).

    Объекты наблюдения и показатели

    Химический и радионуклидный составы газовой и аэрозольной фаз воздушной сферы; твердые и жидкие осадки (снег и дождь) и их химический и радионуклидный составы, тепловое загрязнение атмосферы.

    Химический и радионуклидный составы среды поверхностных вод (реки, озера, водохранилища и т.д.), грунтовых вод, взвесей и донных отложений в природных водостоках и водоемах; тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.

    Химический и радионуклидный составы.

    Химическое и радиоактивное загрязнение сельскохозяйственных угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, наземных сообществ домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона, рыб.

    Химический и радиационный фоны воздушной среды населенных пунктов, химический и радионуклидный составы продуктов питания, питьевой воды и т.д.

    Численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость и др.), социально-экономические факторы.

    2. В зависимости от объекта наблюдения различают мониторинг базовый (фоновый) и импактный.

    · Базовый мониторинг — слежение за общебиосферными природными явлениями без наложения на них антропогенных влияний. Например, базовый мониторинг проводится на особо охраняемых природных территориях, практически не испытывающих локальных воздействий деятельности человека.

    · Импактный мониторинг — это мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах.

    Кроме того, различают мониторинг: биоэкологический (санитарно-гигиенический), геоэкологический (природно-хозяйственный), биосферный (глобальный), космический, геофизический, климатический, биологический, здоровья населения, социальный и др.

    Методы экологического мониторинга

    В экологическом мониторинге используют различные методы исследования. Среди них можно выделить дистанционные (аэрокосмические) и наземные методы. К дистанционным методам, например, относится — зондирование с искусственных спутников, космических кораблей. К наземным методам относятся биологические (биоиндикационные) и физико-химические методы.

    Одной из основных составляющих мониторинга окружающей природной среды является биологический мониторинг, под которым понимают систему длительных наблюдений, оценки и прогноза любых изменений в биоте (наличие и исчезновение каких-либо видов, изменение их состояния и численности, появление случайных интродуцентов, изменение ареала и др.), вызванных факторами антропогенного происхождения.

    Структура биологического мониторинга довольно сложна. Он состоит из отдельных подпрограмм исходя из принципа, основанного на уровнях организации биологических систем. Так генетический мониторинг соответствует субклеточному уровню организации, экологический мониторинг – популяционному и биоценотическому уровням.

    Биологический мониторинг подразумевает – разработку систем раннего оповещения, диагностику и прогнозирование. Главными этапами деятельности при разработке систем раннего оповещения являются отбор подходящих организмов и создание автоматизированных систем, способных с достаточно большой точностью выделять сигналы «отклика». Диагностика подразумевает обнаружение, идентификацию и определение концентрации загрязняющих веществ в биотической составляющей на основе широкого использования организмов – индикаторов (от лат. indicare – указывать). Прогноз состояния биотической составляющей окружающей среды может осуществляться на основе биотестирования и экотоксикологии. Метод использования организмов — индикаторов получил название — биоиндикация.

    Биоиндикация в отличие от простого физического или химического измерения антропогенных факторов (дают количественные и качественные характеристики, позволяющие лишь косвенно судить о биологическом действии) дает возможность обнаружить и определить биологически значимые антропогенные нагрузки. Наиболее удобны для биоиндикации — рыбы, водные беспозвоночные, микроорганизмы, водоросли. Основные требования к биоиндикаторам — многочисленность и постоянная связь с антропогенным фактором.

    Преимущества живых индикаторов:

    · суммируют все без исключения биологически важные данные об окружающей среде и отражают ее состояние в целом;

    · делают необязательными применение дорогостоящих и трудоемких физических и химических методов измерения биологических параметров (не всегда могут зарегистрировать кратковременные и залповые выбросы токсикантов);

    · отражают скорость происходящих в природе изменений;

    · указывают пути и места скопления различного рода загрязнений в экологических системах и возможные пути попадания этих агентов в пищу;

    · позволяют судить о степени вредности тех или иных веществ для природы и человека;

    · дают возможность контролировать действие многих синтезируемых человеком соединений;

    · помогают нормировать допустимую нагрузку на экосистемы.

    Для биоиндикации пригодны в основном два метода: пассивный и активный мониторинг. В первом случае у свободно живущих организмов исследуются видимые и невидимые повреждения и отклонения от нормы, являющиеся признаками массового стрессового воздействия. При активном мониторинге пытаются обнаружить те же самые воздействия на тест-организмах находящихся в стандартизированных условиях на исследуемой территории.

    Мониторинг состояния природных ресурсов в России

    Экологические мониторинги окружающей среды могут разрабатываться на уровне промышленного объекта, города, района, области, края, республики.

    В Российской Федерации функционирует несколько ведомственных систем мониторинга:

    * служба наблюдения за загрязнением окружающей среды Росгидромета;

    * служба мониторинга лесного фонда Рослесхоза;

    * служба мониторинга водных ресурсов Роскомвода;

    * служба агрохимических наблюдений и мониторинга загрязнения сельскохозяйственных земель Роскомзема;

    * служба санитарно-гигиенического контроля среды обитания человека и его здоровья Госкомсанэпиднадзора России;

    · контрольно-инспекционная служба Госкомэкологии России и др.

    Организации, осуществляющие мониторинг

    на различные объекты окружающей среды

    Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

    Загрязнение атмосферного воздуха.

    Загрязнение поверхностных вод суши.

    Загрязнение морских вод.

    Комплексный мониторинг загрязнения среды и влияние на растительность.

    Загрязнение атмосферных выпадений.

    Глобальный фоновый атмосферный мониторинг.

    Комплексный фоновый мониторинг.

    Аварийный токсикологический мониторинг.

    Министерство охраны природных ресурсов Российской Федерации

    Естественный и нарушенный режим подземных вод.

    Экзогенные геологические процессы.

    Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации

    Загрязнения сельскохозяйственных продуктов, продуктов перерабатывающих предприятий.

    Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации

    Питьевые источники водоснабжения населенных пунктов.

    Воздух рабочей зоны.

    Источники электромагнитного излучения.

    Заболеваемостью населения от факторов загрязнения окружающей среды.

    Остаточное количество, галогеносодержащих соединений в пищевых продуктах.

    Федеральная служба лесного хозяйства Российской Федерации

    Мониторинг лесных ресурсов

    Федеральное агенство по рыболовству Российской Федерации

    Мониторинг рыбных ресурсов.

    Мониторинг атмосферного воздуха. Атмосферный воздух в России как природный ресурс не учитывается. Для оценки уровня загрязнения атмосферы в 506 городах России создана сеть постов общегосударственной службы наблюдений и контроля за загрязнением атмосферы. На постах определяется содержание в атмосфере вредных различных веществ, поступающих от антропогенных источников выбросов. Наблюдения проводятся сотрудниками местных организаций Госкомгидромета, Госкомэкологии, Госсанэпиднадзора, санитарно-промышленных лабораторий различных предприятий. В некоторых городах наблюдения проводятся одновременно всеми ведомствами. Контроль качества атмосферного воздуха в населенных пунктах организуется в соответствии с ГОСТом 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов», для чего устанавливают три категории постов наблюдений за загрязнением атмосферы: стационарные посты (предназначены для регулярного отбора проб воздуха и непрерывного контроля за содержанием загрязнителей), маршрутные посты (для регулярного наблюдения с помощью специально оборудованных автомашин), передвижные посты (производятся вблизи магистралей для выяснения особенностей загрязнения воздуха создаваемого автомобилями), подфакельные посты (проводятся на автомашине или на стационарных постах для изучения особенностей загрязнения воздуха выбросами отдельных промышленных предприятий).

    Водный мониторинг проводится в рамках государственного водного кадастра. Учет водных ресурсов (кроме подземных) и наблюдение за их режимом ведется на сети гидрометеорологических обсерваторий, станций и постов Росгидромета. Роскомвод обеспечивает на предприятиях, в организациях и учреждениях контроль правильности учета количества вод, забранных из водоисточников, и сброса в них использованных вод. Государственный учет подземных вод (в том числе и эксплуатационных запасов) осуществляют организации Министерства охраны природных ресурсов Российской Федерации. Контролю подлежат отбираемые питьевые и технические воды.

    Мониторинг земельных ресурсов осуществляется как землепользователями, так и государственными землеустроительными органами. Инвентаризация земель проводится 1 раз в 5 лет. Сведения государственной регистрации землепользования, учет количества и качества земель, бонитировки почв (сравнительная оценка почв по их важнейшим агрономическим свойствам) и экономической оценки земель фиксируются в государственном земельном кадастре.

    Мониторинг минерально-сырьевых ресурсов ведется на различных стадиях их освоения. Геологическое изучение недр, учет состояния движение запасов полезных ископаемых входят в компетенцию органов Министерства охраны природных ресурсов РФ. Надзорную деятельность в области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов осуществляет Госгортехнадзор России (специализированный контрольный орган, который осуществляет наряду с надзором за состоянием безопасности работ в промышленности надзор за соблюдением порядка пользования недрами при разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья). Министерству РФ по охране природных ресурсов в части охраны недр подконтрольно около 3650 предприятий по добыче и переработки минерального сырья, в составе которых более 171 тысяч объектов (шахты, рудники, карьеры и разрезы).

    Мониторинг биологических ресурсов. Учет охотничьих и промысловых животных возложен на Государственную службу учета охотничьих ресурсов России, которая на основании имеющихся сведений составляет прогнозы рационального использования животных ресурсов. Мониторинг рыбных ресурсов ведется во всех рыбопромысловых бассейнах и в местах, наиболее подверженных антропогенному воздействию. Осуществляют его сотрудники рыбохозяйственных институтов, ихтиологических служб органов рыбоохраны, находящихся в подчинении Федерального агентства по рыболовству РФ.

    Работы по изучению и картографированию запасов дикорастущих растений ведут преимущественно научно-исследовательские институты и кафедры соответствующих вузов. В частности для промышленного сырья лекарственных растений определяются районы их размещения запасы в пределах ареалов. Кроме того, ведутся работы по оценке флористического разнообразия отдельных регионов, регулированию пастбищных нагрузок на природные группировки, контролю за изъятием промысловых растений.

    Мониторинг лесных ресурсов включает в себя учет лесного фонда, охрану лесов от пожаров, санитарно-лесопатологический контроль и контроль зарубкой и восстановлением лесов, а также специализированный мониторинг производственно-территориальных комплексов, зон экологического неблагополучия. Функционально-технологическая структура национального уровня системы мониторинга лесов включает: лесоустроительные предприятия, службу лесопатологического мониторинга, специализированные предприятия и станции по защите леса, научно-исследовательские институты, отрасли и вузы, и некоторые другие.

    В государственной системе управления природоохранной деятельностью важная роль отводится формированию Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177) как источнику объективной комплексной информации о состоянии окружающей природной среды на территории России. Эта система включает в себя: мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду; мониторинг загрязнения абиотического и биотического компонентов природной среды; обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

    Таким образом, мониторинг окружающей среды может характеризоваться как одна из мер охраны окружающей природной среды, функция государственного управления и правовой институт. Налаженная широкомасштабная и эффективная сеть контроля состояния окружающей среды, особенно в крупных городах и вокруг экологически опасных объектов, является важным элементом обеспечения экологической безопасности и залогом устойчивого развития общества.

    МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    Общая характеристика контроля состояния природной среды

    Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие оценить их состояние и происходящие в них процессы под влиянием техногенной деятельности.

    Читайте так же:  Как называются девушки с черными волосами

    Экологический мониторинг — это система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием техногенной деятельности.

    Термин «мониторинг» образован от лат. monitor — наблюдающий, предостерегающий (так называли впередсмотрящего матроса на парусном судне). Идея глобального мониторинга окружающей человека природной среды и сам термин «мониторинг» появились в 1971 г. в связи с подготовкой к проведению Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972). Первые предложения по разработке такой системы были выдвинуты Научным комитетом по проблемам окружающей среды. Профессор Р. Мэнн в 1973 г. в постановочном аспекте изложил концепцию мониторинга, которая была обсуждена в феврале 1979 г. на первом Межправительственном совещании по мониторингу (Найроби). Мониторингом Р. Мэнн предложил назвать систему повторных наблюдений одного и более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определенными целями в соответствии с заранее подготовленной программой.

    В конце XX — начале XXI в. в Беларуси мониторинг природной среды и источников техногенных воздействий осуществляется службами Госкомгидромета, Санэпиднадзора, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства сельского хозяйства, Национальной академией наук и другими ведомствами.

    Цель экологического мониторинга — информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью (рис. 2.1).

    Рис. 2.1. Общая схема проведения мониторинга

    В состав мониторинга входят:

    • ? наблюдения за изменением качества окружающей среды, факторами, воздействующими на окружающую среду;
    • ? оценка физического состояния природной среды;
    • ? прогноз изменения качества среды.
    • Наблюдения осуществляются по физическим, химическим и биологическим, иногда по специфическим показателям.

      В систему экологических наблюдений входит определение показателей опасного загрязнения среды веществами техногенного происхождения, например соединениями тяжелых металлов, газовыми загрязнителями и т.д.

      Основным источником информации при проведении оценки служат данные, полученные в процессе наблюдений за окружающей средой. Потребность в наблюдениях (новой, дополнительной или контрольной информации) возникает на всех этапах оценки (рис. 2.2).

      Рис. 2.2. Последовательность и состав мониторинговых наблюдений

      за состоянием окружающей среды

      Например, прогноз и оценка ожидаемого состояния атмосферы является составной частью мониторинга и основывается па изучении процессов распространения загрязняющих веществ, их превращений и влияния па различные организмы. Прогноз позволяет наметить и осуществить не только меры по уменьшению вредных воздействий, по и профилактические мероприятия.

      Измерительным комплексом единого экологического мониторинга используются данные от стационарных (постоянные посты наблюдений) и мобильных (автомобили-лаборатории, аэрокосмические средства и др.) систем.

      Выделяют глобальный, национальный, региональный и локальный уровни мониторинга.

      Глобальный (биосферный) мониторинг осуществляется на основе международного сотрудничества, позволяет оценить современное состояние всей природной системы Земли. Наблюдения ведут базовые станции в различных регионах планеты (30-40 сухопутных и более 10 океанических). Нередко они располагаются в биосферных заповедниках (например, в Березинском биосферном заповеднике).

      Национальный мониторинг осуществляется в пределах государства специально созданными органами (В Беларуси — Национальная система мониторинга окружающей среды — НСМОС).

      Региональный мониторинг осуществляется на станциях системы, куда поступает информация в пределах крупных районов, интенсивно осваиваемых народным хозяйством и, следовательно, подверженных техногенному воздействию.

      К локальному мониторингу относятся наблюдения за воздушной средой различных зон города, промышленных предприятий. Такой мониторинг осуществляется с помощью стационарных, передвижных или подфакельных постов. Данная система существует в большинстве крупных городов Беларуси и на крупных промышленных предприятиях.

      Система наземного мониторинга окружающей среды обычно подразделяется на блоки, имеющие свои задачи и базу обеспечения (табл. 2.1).

      Биологический, или биоэкологический (санитарно-гигиенический), блок мониторинга осуществляет постоянное наблюдение за состоянием среды и се влиянием на здоровье человека. Значение этого блока мониторинга трудно переоценить. Нередко люди и не представляют, какой опасности они подвергают свое здоровье, проживая в той или иной местности. Сравнение показателей некоторых болезней на различных территориях даст возможность установить, в какой степени благоприятны или неблагоприятны условия для жизни и деятельности людей.

      Геосистемный (геоэкологический, технический) блок мониторинга включает наблюдения за изменением природных геосистем и превращением их в природно-технические. Практика показывает, что прогнозы по созданию оптимальных природно-технических си-

      Общая схема наземного мониторинга окружающей среды

      Службы и опорные базы

      Приземный слой воздуха; поверхностные и грунтовые воды; промышленные и бытовые стоки и выбросы; радиоактивные излучения

      Содержание токсических веществ; физические и биологические раздражители (шумы, аллергены и др.); степень радиоизлучения

      Гидрометеорологическая, водохозяйственная, санитарно-

      эпид ем нол огичес кая

      Исчезают и е в и д ы ж и в от 11 ы х

      и растений; природные экосисте-мы; агросистемы; лес11ые экосистемы

      Функциональная структура природных экосистем и ее нарушения; популяционное состояние растений и животны; урожайность сельскохозяйственных культур; продуктивность насаждений

      Атмосфера (тропосфера) и озоновый экран; гидросфера; растительный и почвенный покров, животное население

      Радиационный баланс, тепловой перегрев, газовый состав и запыление; загрязнение больших рек и водоемов; водные бассейны, круговороты на обширных водосборах и континентах; глобальные характеристики состояния почв, растительного покрова и животных; глобальные балансы СО2 и О2; крупномасштабные круговороты веществ

      Международные биосферные станции

      2.1. Общая характеристика контроля состояния природной среды

      стсм, в пределах которых может жить и работать человек без ущерба для своего здоровья, удается получить в результате тщательного изучения механизмов превращения природных геосистем в природно-технические.

      Биосферный (глобальный) блок мониторинга охватывает наблюдения за параметрами геосферы в глобальном масштабе. Это наиболее сложная система наблюдений, которая позволяет прогнозировать изменения качества окружающей человека среды в глобальном масштабе. В качестве примера можно привести прогнозы потеплений климата из-за возникновения «парникового эффекта» и его последствий для природы планеты. Еще один пример — концепция «ядерной зимы» как результата атомной войны — яркое подтверждение необходимости тщательного изучения и учета всех прогнозов по изменению природы Земли при проведении, в частности, международной политики.

      Приоритетные направления мониторинга окружающей среды. В исследованиях факторов и источников воздействия на окружающую среду определен ряд приоритетов (табл. 2.2).

      Как называется система наблюдений за состоянием окружающей среды

      В осуществлении различных разделов мониторинга окружающей среды участвует несколько ведомствам: Госкомэкология, Росгидромет, РАН, Роскомнедра, Госгортехнадзор, Госсанэпиднадзор, Роскомвод, Российское космическое агентство. В Российской Федерации в середине 1990?х годов продолжаются работы по созданию Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). В рамках работ по развитию ЕГСЭМ предполагается разработка Межгосударственной системы экологического мониторинга государств СНГ, а также интеграция в международные эколого-информационные системы. Для обеспечения необходимого и достаточного контроля за источниками антропогенного загрязнения вод, воздуха и почв на базе сети специализированных инспекций аналитического контроля (СИАК) создана система экологического аналитического контроля, которая охватывает все 89 субъектов Федерации практически на всех уровнях (областном, городском, межрайонном и т.д.).

      Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону . Б.Б. Прохоров . 2005 .

      Смотреть что такое «Мониторинг окружающей среды» в других словарях:

      мониторинг окружающей среды — мониторинг окружающей среды: По ГОСТ Р 22.1.02; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      Мониторинг окружающей среды — система наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения под воздействием природных и… … Словарь черезвычайных ситуаций

      мониторинг окружающей среды — Система регулярных и длительных наблюдений за состоянием окружающей среды с целью оценки настоящего и прогноза возможных изменений в будущем … Словарь по географии

      МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ — См. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

      мониторинг окружающей среды — aplinkos stebesena statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibreztis Ekologiniu aplinkos stebejimu visuma. atitikmenys: angl. environmental monitoring vok. Umgebungsuberwachung, f; Umweltkontrolle, f; Umweltmonitoring, n rus. контроль… … Penkiakalbis aiskinamasis metrologijos terminu zodynas

      мониторинг окружающей среды — aplinkos stebesena statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. environmental monitoring vok. Umgebungsuberwachung, f; Umweltkontrolle, f; Umweltmonitoring, n rus. контроль окружающей среды, m; мониторинг окружающей среды, m pranc. controle de… … Fizikos terminu zodynas

      мониторинг окружающей среды — aplinkos monitoringas statusas T sritis chemija apibreztis Ekologiniu aplinkos stebejimu visuma. atitikmenys: angl. environment monitoring; environmental monitoring rus. мониторинг окружающей среды … Chemijos terminu aiskinamasis zodynas

      мониторинг окружающей среды — aplinkos stebesena statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibreztis Sistemiskas aplinkos ir jos sudedamuju daliu bukles ir kitimo stebejimas, antropogeninio poveikio vertinimas ir prognoze. atitikmenys: angl. environmental monitoring vok.… … Ekologijos terminu aiskinamasis zodynas

      Мониторинг окружающей среды — наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью. По сути мониторинг является элементом системы государственного контроля и надзора в области использования и охраны природных ресурсов. Мониторинг… … Административное право. Словарь-справочник

      Мониторинг окружающей среды — [environment monitoring] система наблюдения и изучения качества природной среды, позволяющая оценить ее состояние и направление развития и своевременно принять необходимые меры, направленные на улучшение качества среды, мониторинг включает анализ … Энциклопедический словарь по металлургии

      Экологический мониторинг

      Экологическим мониторингом называется комплекс мер всестороннего наблюдения за состоянием внешней среды и земельных ресурсов. Данный подход помогает выявить как изменения, происходящие в ходе естественных процессов, так и изменения, происходящие под непосредственном человеческом воздействии. Основываясь на результатах проведённого мониторинга выносится объективная оценка и рассчитывается динамика изменений, происходящих под влиянием природного и человеческого факторов в условиях естественной жизнедеятельности экологической системы.

      Сущность данного процесса состоит в обнаружении негативных и критических экологических составляющих, позволяющих сформулировать быструю и точную оценку состояния окружающей среды. Проведение экологического мониторинга подразумевает организацию наблюдения за всеми составляющими окружающей среды: почвенными и водными ресурсами, воздушной средой, ресурсами биологического происхождения и минерально-сырьевыми.

      Цели и основополагающие задачи систем мониторинга

      • Определение источников влияния антропогенного характера и организация наблюдения за ними;
      • Осуществление широкомасштабных наблюдений за факторами антропогенного воздействия;
      • Организация наблюдения за состоянием окружающей среды, подвергающейся воздействию факторов антропогенного влияния;
      • Формирование информационных данных о текущем состоянии внешней среды и степени ее загрязненности;
      • Принятие решений, исключающих загрязнение природных ресурсов и их очистку от уже имеющихся вредных элементов;
      • Составление прогноза тенденций изменения состояния природной среды;
      • Производство экономических, правовых и социально экологических обоснований для природопользователей, регионов со сложной и бедственной экологической ситуацией.
      • Экологический мониторинг обязан ориентироваться на следующие показатели:

        1. Соблюдение определённых требований национального и международного значения к антропогенному воздействию;
        2. Проведение диагностики антропогенного воздействия и предупреждение его возможных последствий.

        Процесс организации экологического мониторинга основывается на принципах систематичности, унифицированности и комплексности.
        Базируясь на указанных аспектах, процедура выстраивания экологического мониторинга обязана содержать в себе следующие фундаментальные составляющие:

      • Определение объекта наблюдения;
      • Формирование сети наблюдательных пунктов;
      • Накопление информации с её последующей обработкой;
      • Анализ собранной информации и оценка экологической обстановки;
      • Определение ряда действий по улучшению экологической обстановки.
      • Проведение экологического мониторинга имеет существенное значение для предупреждения, минимизации либо абсолютного устранения негативного экологического влияния на внешнюю среду. Помимо этого использование данной процедуры является необходимым условием к прохождению Государственных строительных экспертиз и приобретения доступа к строительству.

      Базовые этапы проведения экологического мониторинга

    • Подробное изучение интересующей местности;
    • Определение мест отбора проб (почвы, воздуха, водных ресурсов);
    • Осуществление взятия проб на местности;
    • Контроль отобранных проб по необходимым показателям (проводимость, температура и т. д.);
    • Осуществление аналитических лабораторных исследований с целью выявления степени концентрации вредных веществ;
    • Сравнительный анализ полученных показателей со значениями их предельно допустимой концентрации;
    • Выявление на основе приобретённых результатов местности, в которой превышен уровень предельно допустимой концентрации вредных веществ;
    • При необходимости подбор способов рекультивации загрязнённых областей;
    • Выполнение на местности работ по рекультивации.
    • В результате проведения мониторинга составляется подробная карта исследованной местности, на основе которой в дальнейшем разрабатывается необходимая градостроительная, прединвестиционная, предпроектная и проектная документация.

      Оставьте заявку на расчет стоимости, консультацию или услугу и наши специалисты свяжутся с Вами в удобное для Вас время