Как называется сообщение о смерти

Виртуальные кладбища. Что происходит с аккаунтами после смерти их хозяев?

Современные пользователи социальных сетей привыкли практически ежедневно выставлять напоказ широкой аудитории свою жизнь. Все самые яркие события — день рождения, путешествие, свадьба, рождение детей — становятся для миллионов людей поводом обновить свои странички «ВКонтакте» или на Facebook. Соцсети сегодня хранят истории огромнейшего количества жизней. И, к сожалению, они же знают истории не меньшего количества смертей. АиФ.ru выяснил, что случается со страницей пользователя социальной сети после того, как он умирает.

«ВКонтакте»: страницу можно «законсервировать» на память

Самая популярная в России социальная сеть «ВКонтакте» предлагает два варианта действий, как быть со страницей человека после его смерти.

— Родственники или друзья покойного вправе выбрать, как им поступить со страницей своего умершего близкого — из неё можно сделать виртуальный памятник или навсегда удалить, — рассказывает пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин. — В первом случае мы «консервируем страницу», оставляя на ней весь контент, который был опубликован при жизни хозяина, и меняем настройки приватности страницы. Это значит, что теперь на эту страницу невозможно будет отправить приглашение в друзья, прокомментировать фото и посты на стене, а также нельзя будет оставить какую-либо публичную надпись. Страница покойного продолжает существовать с теми постами и снимками, которые добавил на неё он сам. Доступы к странице (логин и пароль) мы никогда не передаём ни родственникам, ни друзьям покойного. Второй вариант — удаление страницы навсегда.

Осуществить оба действия сотрудники ВКонтакте могут только на основании свидетельства о смерти.

Facebook: назначить наследника аккаунта можно уже сейчас

В справочном центре Facebook целый раздел носит название «Что произойдёт с моим аккаунтом, если меня не станет?». Всемирно известная социальная сеть предлагает своим пользователям определиться уже сейчас, при жизни, что нужно будет сделать с их аккаунтом после смерти: установить для него памятный статус или удалить его без возможности восстановления.

Аккаунт в памятном статусе будет отмечен словом «Вспоминаем», которое будет отображаться в профиле человека рядом с его именем. Все публикации сохранятся. В зависимости от настроек конфиденциальности, друзья смогут делиться в хронике своими воспоминаниями о умершем. Аккаунты в памятном статусе не отображаются в разделе «Вы можете их знать» или напоминаниях о днях рождения.

Также можно назначить доверенное лицо — человека, который будет выполнять функции хранителя аккаунта. Например, после смерти хозяина страницы его наследник сможет опубликовать прощальные слова от лица покойного и сообщить информацию о церемонии прощания. Хранитель будет иметь возможность отвечать на новые запросы на добавление в друзья, менять фото профиля и фото обложки. Но у него никогда не появится доступа в аккаунт умершего, а значит, управлять контентом на его странице, удалять друзей или читать сообщения доверенное лицо не будет никогда.

«Одноклассники»: свидетельство о смерти не имеет силы

Несколько иначе обстоят дела с профилями умерших пользователей социальной сети «Одноклассники». Удивляет, что свидетельство о смерти не имеет никакой силы для OK.ru. Обратиться с просьбой об удалении страницы или передаче доступа к ней близкие или друзья покойного могут только имея на руках распоряжение суда о правах наследования страницы. В этом случае совершить какие-либо действия над профилем умершего человека его наследник сможет через шесть месяцев после его смерти, вступив в наследство согласно российскому законодательству. Если же наследодатель перед своей смертью не добавил в завещание пункт о передаче доступов к профилю на OK.ru своему наследнику, а наследник желает получить логин и пароль, то ему следует в судебном порядке доказывать свои права на страницу покойного родственника или друга в «Одноклассниках». К сожалению, сотрудники социальной сети не распространяют данных о том, были ли в их практике подобные случаи. Ссылаются на конфиденциальность информации.

«Пользователи социальной сети не всегда указывают свои реальные данные. У нас нет инструментов для того, чтобы проверить достоверность внесённых данных, и именно поэтому свидетельство о смерти не является достаточным основанием для удаления/восстановления страницы, а также осуществления на ней любых других изменений (например, изменения настроек приватности, доступа к возможности комментировать фото и другим публикациям). К тому же, даже наличие такого свидетельства у одного из родственников покойного пользователя не является основанием для удаления профиля — по нашим правилам, только пользователь может распоряжаться тем профилем на сайте, который принадлежит именно ему», — комментирует специалист службы поддержки пользователей OK.ru Наталья.

«Я не буду удалять страничку своего брата. Он всегда будет рядом с нами»

Правила правилами, но как поступать со страницами близких людей, которых не стало, решать только их родственникам или друзьям.

«Моего братика Артёма не стало в декабре 2020 года. Ему было 22. Что случилось, наша семья до сих пор так и не смогла выяснить, — рассказывает жительница Краснодара Олеся Огиенко. — Неизвестность всегда порождает сомнения и неверие. В глубине души я до сих пор ощущаю, что он рядом. Мы храним все его вещи, все слова, привычки, манеры, жесты, голос. он до сих пор звучит внутри. Страничка «ВКонтакте» — тоже часть его жизни. Причём в наш век — очень важная. Я не смогла удалить страницу моего брата. Я часто захожу на неё и в сотый раз перечитываю. Захожу как «гость», как раньше. Его паролем воспользовалась один раз, чтобы поставить статус о дальнейшей жизни аккаунта. Свою страницу «ВКонтакте» создал мой брат. И я считаю, что не имею права её удалять».

Страница Артёма Огиенко — настоящий виртуальный памятник молодому парню, который прожил слишком короткую жизнь. Уже два года в день годовщины его смерти и в день рождения друзья оставляют на стене записи. В основном о том, что Артём навсегда останется в их сердцах. А рядом с аватаром можно прочитать статус, который Олеся поставила через несколько дней после смерти брата: «Я не буду удалять страничку своего братика. Он всегда будет рядом с нами».

«Я удалил страницу мамы, так легче переживать её уход»

Есть люди, которые думают иначе. Для них существование страницы с фотографией и постами покойного — напоминание, которое мучает.

«Моя мама была не самым активным пользователем «ВКонтакте», — рассказывает Даниил. — Раз в неделю заходила, репостила на стену рецепты, схемы для вязания. Она недолго болела, умерла зимой прошлого года. Я переживаю не так, как большинство людей — мне тяжело смотреть на мамины вещи, фотографии, видеть её страницу у себя в друзьях. Я убрал с глаз долой всё, что напоминает мне о ней. Подобрать пароль к её странице было несложно — она использовала цифры моей даты рождения. Не читая присланных сообщений, я удалил страницу. Мне так легче переживать свою невосполнимую утрату».

Как пережить утрату, каждый решает для себя

Смерть близкого человека — тяжёлое испытание для каждого. О том, как легче пережить его с точки зрения наличия или отсутствия страниц покойного в социальных сетях, рассказал психолог Сергей Федченко:

«Универсальных рецептов в вопросе переживания психодрамы по смерти близкого человека или родственника, увы, нет. Здесь следует прислушиваться к себе и решать, как поступать — делать из аккаунта виртуальный памятник или удалять его навсегда. На мой взгляд, социальные сети должны какой-то меткой помечать страницы умерших пользователей и оставлять возможность комментирования стены, чтобы близкие люди в годовщину смерти могли написать о том, что помнят о покойном. Это важно и найдёт отклик у молодёжи, которая и является основным контингентом соцсетей».

Оплати «красивый» уход из жизни

В век IT-технологий сложно судить о том, оставлять профили усопших в социальных сетях или удалять их. Единого мнения на этот счёт быть не может. Каждый из миллионов пользователей решает сам, как ему поступать. А пока нашлись коммерсанты, желающие заработать на посмертной модерации страниц в социальных сетях.

Одно из российских PR-агентств предлагает новую услугу, позволяющую заказать ведение профиля после смерти его хозяина. Клиент может заключить договор на публикацию одного – двух постов в первые несколько дней после своей смерти. Стоимость работы копирайтеров агентства в этом случае составит 3 тысячи рублей. А может заплатить за ряд публикаций, которые будут появляться «на стене» в течение 40 дней. В этом случае стоимость увеличивается до 35–40 тысяч рублей.

— Спрос на эту услугу небольшой, — рассказывает генеральный директор PR-агентства Ксения Ратушная. — У нас было всего несколько клиентов. Один из них уже, к сожалению, умер. На момент заключения договора с нами он был неизлечимо болен раком. По его просьбе мы сделали две публикации в соцсетях. Родственники и друзья отреагировали на них как на слова живого человека. Есть ещё несколько клиентов. Они сейчас живы. Эти люди заказали размещение небольших шуточных текстов о том, что с недавних пор находятся по ту сторону и каково им пребывать в новом статусе. Когда придёт время, мы опубликуем на их страницах эти афористичные выражения.

Сама Ксения считает, что, при внешней провокационности услуги, она имеет свою значимость и несёт пользу. Всем желающим она позволяет уйти из жизни, что называется, по законам драматургии.

«В обычной жизни спланировать свои действия после смерти практически невозможно, а вот социальные сети позволяют сделать это «красиво»», — добавляет Ксения Ратушная.

Социальные сети прочно вошли в жизнь современного человека. Да что там в жизнь — они хранят следы своих пользователей и после их смерти. Ещё 50 лет назад с человеком прощались на погосте. Теперь это можно сделать «ВКонтакте», в «Одноклассниках» и на Facebook. Хорошо это или плохо, нормально или аморально — эти понятия в данном случае некорректны. Здесь свои правила диктует IT-эпоха. А каждый делает свой выбор.

Свидетельство о смерти

Свидетельство о смерти выдается отделениями ЗАГС по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего или по месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти (п. 1 ст. 65 закона «Об актах гражданского состояния»), за исключением случаев, когда смерть наступила в транспортном средстве (поезде, самолете и т.п.), во время экспедиции или в отдаленной местности (п. 2 и 3 ст. 65).

В свидетельство о смерти вносятся следующие данные: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, дата и место смерти умершего; дата составления и номер записи акта о смерти; место государственной регистрации смерти (наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация смерти); дата выдачи свидетельства о смерти.

Свидетельство представляет собой страницу формата А4 с водяными знаками. Все записи выполняются машинописным способом. В нем обязательно присутствует круглая печать ЗАГС, а также подпись должностного лица и руководителя отделения. Согласно проекту приказа Минюста России , с 1 апреля 2020 года вводятся новые бланки свидетельства о смерти, содержащие так называемую пятую графу «национальность». В записи акта о смерти национальность укажут только в том случае, если в документах покойного была отметка о национальности.

Свидетельство о смерти выдают в день обращения в органы регистрации актов гражданского состояния. Вместе со свидетельством заявитель вправе получить справку о смерти по форме № 33 для получения социального пособия на погребение для получения социального пособия на погребение, которое в 2020 году составляет 5002 руб. 16 коп.

Как получить свидетельство о смерти

В соответствии со ст. 66, подать заявлении о регистрации смерти в органы записи актов гражданского состояния вправе:

  • супруг (супруга), другие члены семьи умершего, а также любое другое лицо, присутствовавшее в момент смерти или располагающее информацией о факте наступления смерти;
  • медицинская организация или учреждение социальной защиты населения в случае, если смерть наступила во время пребывания в данных организации или учреждении;
  • учреждение, исполняющее наказание, в случае, если смерть осужденного наступила в период отбывания им наказания в местах лишения свободы;
  • орган внутренних дел в случае, если смерть осужденного наступила вследствие приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни);
  • орган дознания или следствия в случае, если проводится расследование в связи со смертью лица или по факту смерти, когда личность умершего не установлена;
  • командир воинской части в случае, если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы.
  • Для того чтобы получить свидетельство о смерти гражданина, не позднее чем через три дня с момента наступления смерти или обнаружения тела необходимо подать заявление в органы ЗАГС. Регистрация смерти осуществляется на основе следующих документов:

    • заявление о смерти;
    • документ, удостоверяющий личность заявителя;
    • документ, удостоверяющий личность умершего;
    • документы, доказывающие родственные связи заявителя с умершим гражданином (в случае смерти родственника);
    • документ установленной формы о смерти (медицинское свидетельство о смерти), выданный медицинской организацией (моргом, диспансером, поликлиникой) членам семьи покойного или близким родственникам или законному представителю умершего; возможна выдача медицинского свидетельства частнопрактикующим врачом, в случае, установленном законом «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике», и другими уполномоченными лицами; или
    • решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу (днем смерти считается дата решения суда в законную силу или установленный судом день смерти); или
    • документ, выданный компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий (запрос может сделать отделение ЗАГС самостоятельно).
    • В случае если лицо действует по доверенности от близких родственников умершего, доверенность должна быть нотариально заверена. Нотариальное заверение понадобится и в том случае, если готовое свидетельство о смерти нужно будет представить за границей.

      Данные, предоставленные заявителем, заносятся сотрудником ЗАГС в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния (о смерти). К ним относятся:

    • фамилия, имя, отчество, дата и место рождении, последнее место жительства, пол, гражданство, национальность (если национальности указана в документе, удостоверяющем личность покойного), дата и место смерти умершего;
    • причина смерти, установленная на основании документа, который подтверждает факт смерти;
    • реквизиты документа, подтверждающего факт смерти;
    • фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя либо наименование и юридический адрес органа, организации или учреждения, заявивших о смерти;
    • серия и номер выданного свидетельства о смерти;
    • фамилия, имя, отчество, место жительства лица, которому выдано свидетельство о смерти.

    Согласно закону «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 года № 143-ФЗ, книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) хранятся в органах записи актов гражданского состояния в течение ста лет со дня составления записей актов гражданского состояния, а в дальнейшем передаются на государственное хранение (п. 1 и 2 ст. 77).

    За выдачу свидетельства о смерти государственная пошлина не взимается.

    Порядок получения копию (дубликат) свидетельства о смерти

    Для того чтобы получить копию (дубликат) свидетельства о смерти, необходимо обратиться в отдел ЗАГС, которым был выдан оригинал документа. На месте необходимо написать заявление по установленному образцу. В нем указываются паспортные данные заявителя, родственные связи с умершим и причины, по которым понадобился новый документ. При себе нужно иметь паспорт или документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий родственные связи с умершим (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака), и при наличии копию оригинала свидетельства о смерти.

    Следует иметь в виду, что до подачи документов необходимо оплатить государственную пошлину в размере 200 рублей, предусмотренную за оформление копии свидетельства о смерти (ст. 333.26 НК РФ) . Только после предоставления квитанции сотрудник ЗАГС вправе принять заявление на выдачу дубликата. Сроки рассмотрения не должны превышать 30 рабочих дней.

    Если у заявителя нет возможности лично обратиться в отделение, запрос можно отправить в письменной форме заказным письмом. В конверт обязательно нужно вложить квитанцию об оплате госпошлины за выдачу повторного свидетельства о смерти (копии).

    Дубликат свидетельства о смерти имеет такую же законную силу, как и оригинал свидетельства о смерти.

    Помимо дубликата свидетельства о рождении, в органах ЗАГС можно запросить архивную справку, которая выдается по форме № 34. Стоимость услуги – 100 рублей.

    Как внести изменения в свидетельство о смерти

    Если сведения в свидетельстве о смерти являются неполными либо ошибочными, необходимо обратиться в отдел ЗАГС, которым был выдан документ. В качестве заявителя может выступать родственник умершего и лицо, не состоявшее с покойным в родственных отношениях, а также государственные учреждения.

    Читайте так же:  Как называется умерщвление

    Заявление о внесении изменений в свидетельство о смерти должно содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства заявителя, а также реквизиты записи акта гражданского состояния, в которую заявитель просит внести исправление или изменение. Вместе с заявлением о внесении изменений в ЗАГС необходимо представить оригинальное свидетельство о смерти, которое подлежит обмену, а также документы, являющиеся основанием для внесения исправлений в запись акта гражданского состояния.

    Время рассмотрения заявления – до 30 дней. При наличии уважительных причин этот срок может быть увеличен руководителем органа ЗАГС, но не более чем на два месяца. Решение об отказе вносить исправления или изменения в свидетельство о смерти можно обжаловать в суде. О причине отказа руководитель отдела должен уведомить в письменной форме. Все документы, представленные при подаче заявления, должны быть возвращены заявителю.

    За внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния с выдачей свидетельства взимается госпошлина 400 рублей (ст. 333.26 НК РФ) .

    История свидетельства о смерти

    На протяжении многих лет вплоть до революции основным генеалогическим документом служили метрические книги, закрепленные постановлением Петра I в 1722 году. Один из разделов метрик (наряду с «О родившихся» и «О бракосочетавшихся») был посвящен регистрации покойных – «О умерших». Запись производилась после оформления акта и на этом основании выдавались соответствующие выписи из метрических книг.

    В метрике содержались сведения о дне смерти и погребения, имени, отчестве, фамилии, чине, звании, возрасте, причине смерти, а также о том, кто и как совершал отпевание, и при наличии номер медицинского свидетельства (удостоверения). Сведения о погребенных на общих кладбищах заносились в ежегодную ведомость, в которых указывали количество умерших и причину смерти.

    Со вступлением в силу декрета СНК РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» функции регистрации актов гражданского состояния перешли новой ведомственной структуре государственного управления – отделам

    Постановлением Совета Министров СССР от 2 июня 1969 года № 410 были утверждены формы бланков и книг регистрации актов гражданского состояния. Бланки свидетельства о смерти изготавливались по единому для союзных республик образцу, на русском языке и соответствующем языке республики. В свидетельство о смерти вносились данные о возрасте, причине и месте смерти умершего.

    В России порядок регистрации факта смерти регулируется ст. 64-68 закона РФ от 15.11.1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изменениями, внесенными федеральным законом от 25 ноября 2020 года N 317-ФЗ) и постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 года № 1274 , которым были утверждены формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

    Смерть как смс-сообщение для живых – 6 честных историй об уходе

    Марина и сияние из дверей реанимации

    Священник Георгий Белькинд

    Три года назад после Рождества хоронили Мариночку. Вообще 2020-й был для нас каким-то смертным годом. Сразу после Пасхи умер мой очень близкий друг, осенью умерла мама, в декабре — мамина сестра родная, а потом вот — Маринина смерть.

    Я чувствовал себя каким-то тупым учеником, которому учитель пытается что-то втолковать, а до него никак не доходит, и приходится повторять, повторять…

    Мы поехали навестить Марину 4 января. Марина — моя ученица, она страдала диабетом 1-го типа, у нее остался муж Сергей и маленькая дочка с ДЦП.

    Сережка с ней созванивался и говорил, что она в хорошем состоянии. Я взял подарки, и мы встретились на Киевском, у башни под часами. Было ровно пятнадцать минут двенадцатого.

    В реанимацию пускают по одному, а с детьми вообще заходить нельзя, поэтому решили, что я пойду первый, а он побудет с Маняшей, потом поменяемся. Объяснил, что в реанимационное отделение двери закрыты, надо позвонить в звонок.

    Подхожу к отделению, и вдруг двери распахиваются навстречу, и за ними такое светлое сияние. Выходит улыбчивая девушка-уборщица со своей тележкой: «Вы к кому?» — «К Марине Богдановой». — «А она умерла утром». — «Да нет, вы ошиблись, с ней созванивались». — «Ну, может быть, я перепутала…» Через полминуты появляется медсестра: «Как вы сюда попали? Вы к кому?» Объясняю про открытую дверь, и что я к Марине Богдановой. — «А вы ей кто?»

    Вот тут все начало обрушиваться… Медсестра позвала врача, они ничего мне не сказали, только спросили: «Где муж?» Мы вместе спустились в холл. Я позвал Сережу, взял Маняшу и отошел в сторону. Они ему что-то говорили и ушли.

    Дальше все помню, как в бреду — Сережа звонил Марининой сестре, чтобы отдать ей Маняшу, потом было много людей, потом мы остались вдвоем и как помешанные ходили по больнице — то по очереди в морг, то возвращались к врачам… К вечеру немного в себя пришли. Сидели в холле больницы и молчали. Маринина жизнь совершилась.

    Вечером приехал родственник на машине, чтобы Сережка за руль не садился. Они меня отвезли на Киевский и уехали. Помню, стою около той же башни, а стрелки показывают так же четверть нового часа. Прошло восемь часов… Господь словно взял с этого места, показал смерть — как сообщение о жизни — и поставил обратно.

    Три года прошло, и я немного начинаю понимать это сияние в открытых дверях реанимации. Марина была очень сильная. Для нее пребывание на границе между жизнью и смертью было чуть ли не бытовым делом, ведь для диабетика это вопрос вовремя вколотой дозы инсулина. И в таком состоянии, которое длится годами, беспрерывно, всегда, — получить образование и профессию, выйти замуж и родить ребенка…

    После похорон поехали на поминки. Я таких радостных не то что поминок, собраний таких веселых в жизни не видывал. Собрались человек 40 и так о ней говорили, ну, как на дне рождения!

    В какой-то момент Сережка встал говорить поминальное слово. Если бы кто с улицы в ту минуту зашел и спросил, что происходит, и ему бы сказали, что это муж, который только что с кладбища вернулся с похорон жены, — человек бы решил, что в психушку попал.

    А Сережа говорил: «Так, как сейчас я чувствую ее присутствие, я редко когда чувствовал». И это была всеобщая правда.

    Мариночку отпевали семь священников, кстати. Как человеку надо прожить, чтобы его семь священников отпевали?

    У Мариночки в гробу лежали букеты кустовых роз. Когда прощались, я один бутончик отломил. Через год Сережке отдал эту розочку — от жены привет — и сказал ему: «Тебе надо жениться, это от нее слово». Он мне ответил тогда: «Я страшусь об этом даже думать». Недавно я ему опять про женитьбу говорил: «Маняше тяжело тебя нести».

    Сергей и Маняша

    Да, он ответственный отец, заботится о дочке, лечит и реабилитирует ее, но ведь на самом деле Маняша его держит и несет по жизни. Манечка — огромной мощи человек. Если Сережа женится, то в этой новой семье жизнь для Маняши будет большим благом и облегчением. И Марина будет присутствовать в этой новой жизни всегда.

    Никогда Марина не говорила, что боится умереть. Все, о чем мы разговаривали, всегда было жизненное, веселое, сиюминутное, посюстороннее, здешнее, оптимистичное, пустячное, жизнеутверждающее. Ее осознание смертности было очень глубокой тайной — ни разу ни одного разговора. Но вот это ее постоянное переживание границы жизни и смерти дало ей огромный духовный опыт.

    Марина с дочерью

    Я думаю, она не знала о своем часе смертном. Господь для верных Своих, для любящих Его, дает смертный час тогда, когда их душа наиболее готова войти в Вечность. Смертный час не становится бессмысленным обрывом существования. Это встреча с Вечностью, которую мы хотим и о которой просим. Если так понимать, то Марина перешла в Вечность, когда была совершенно готова.

    Молодой водитель, легкость и ошибка

    Священник особым образом соприкасается с переживанием тайны смерти, поскольку самим служением вводится внутрь чужой жизни в самом ее финале. Смерть, конечно, является сообщением — сообщением о жизни человека, его последним словом, последним откровением. Но как постоянно отпевающий приходской священник могу сказать, что очень часто, к великому сожалению, слишком часто сообщения пустые — как эсэмэска без текста. И это настоящая религиозная катастрофа.

    Но бывает и по-другому. Вот один памятный случай был у нас в Веневе. Лет семь-восемь назад попросили на кладбище отпеть молодого мужчину — лет 30, водитель, погиб в автокатастрофе.

    Закрытый гроб привезли из каширского морга. Отпевание было очень легким: часто ведь чувствуешь состояние души человека, который перешел смертный порог. Я его не знал совершенно, какой жизнью он жил, по-настоящему был верующим или номинально… Но при этом меня не покидала твердая уверенность, что душа его в какой-то светлой легкости.

    Когда отпевание закончилось, родственники говорят: «Батюшка, сейчас придется гроб открыть, жена не успела попрощаться». Открыли. Не знаю, что за люди работали в том морге, но такой грим наложили…

    В общем, в гробу лежал шестидесятилетний старик. Когда все увидели умершего, пробежала волна цепенящего ужаса. Вдова стала оседать, ее держали четверо.

    И, понимаете, если бы я вдруг попробовал им начать говорить про его душу, как-то утешать – это было бы глупо, конечно. К сожалению, для них, для овдовевшей женщины, для всех родственников теперь смерть всегда будет выглядеть так, как они случайно и ошибочно ее увидели. А подлинное сообщение осталось не передано.

    После этого со вдовой мы не говорили. Большей частью люди потом не приходят. Для них обряд завершен, и на этом все закончилось.

    Знаете, периодически на исповедях и в разговорах после исповеди жены (мужья-то уходят обычно раньше) спрашивают: «Батюшка, что делать? Муж снится». А кому он должен сниться, как не жене своей? К кому душе его обратиться? Но все таким суеверием покрыто, таким страхом, таким каким-то нежеланием принять это смертное сообщение. Редко-редко когда человек близкого своего усопшего готов спросить: «Как тебе? Что ты там?»

    Отец и дерзкая просьба о жизни

    Когда я только начал служить, практически сразу заболел папа, у него началась сухая гангрена ног, пошел некроз, и через несколько месяцев он скончался. Он умер в марте, а в феврале мы с семьей приехали попрощаться. У нас с ним был единственный разговор о вере, я спросил его: «Может быть, тебе креститься? Я уже священник, могу тебя крестить». Он сказал: «Как-то не знаю, я в жизни не встретил Бога. Что сейчас будет означать крещение?»

    Больше мы не касались этой темы. Но все месяцы папиной болезни я даже не то что просил, а прямо стучал в Небеса и как-то дерзко Богу говорил: «Я теперь Твой священник, услышь меня, дай отцу жизнь». Когда прошло года два после папиной смерти, я ясно осознал, что просил мучения своему отцу. Если бы Бог меня послушался и болезнь не прогрессировала так стремительно, то это мука была бы.

    Конечно, по-человечески хочется, чтобы родной был всегда рядом. Очень редко люди соглашаются смерть близкого принять как некое сообщение и начать его читать, начать его распознавать, начать его принимать.

    А большей частью переживают пустоту, утрату, причем это продолжается и после периода острого горевания. Но как же так? Душа же жива, она же не исчезает.

    Пациент – обругал мать матом и умер

    Перескажу одну историю со слов отца Андрея, с которым мы вместе служим в Веневе. Как-то к нему пришла пожилая женщина: «Сын в больнице, причастите». Обычное дело, батюшка собрался и пошел, оказалось, что сын — взрослый мужик, пьяница, видно, что откачивали… Крещен, но до веры ему явно особо дела нет, сказала мать, что священник нужен, видимо, решил не перечить.

    Отец Андрей начал читать молитвы. На окне стояло радио, достаточно громко включенное. Священник попросил выключить, потому что мешает. «Выключи», — обратилась мать к сыну, а он в ответ таким матом попер… Отец Андрей мне рассказывал: «Такой мат в адрес матери пошел! А я уже приготовил Святые Дары, беру лжицу, чтобы его причащать. И думаю, как же, ведь человек сию минуту перед причастием совершил смертный грех. Что делать? Опять его исповедовать? Или вообще его не причащать?

    Растерялся и механически, что называется на автомате, поворачиваюсь к нему причащать, сам даже не понимая, как. А у него в этот момент язык посинел, вываливается, он захрипел и завалился. Умер». Нельзя на мать говорить плохие слова — Бог подал такое сообщение. В таком смысле смерть — это, конечно, сообщение последнее, окончательное и неотменяемое.

    Но современным людям сложно понять все это.

    Нынешняя жизнь построена на изоляции смерти, ее вытеснении, на том, чтобы человека вообще сделать неспособным переживать смерть, а это неправильно, это плохо, это сильно обедняет жизнь. Что, собственно, такое литургия? Мы должны пережить смерть Христову, стать перед крестом Его, перед гробом Его, за которым — воскресение.

    Люба и последнее соборование

    В первые годы служения меня позвали пособоровать женщину лет 60 в деревню недалеко от Венева. Сказали, что она наша прихожанка, но я ее как прихожанку не застал: она уже долго болела. Познакомились.

    После соборования Люба говорит: «Батюшка, благословите». — «На что?» — «Хочу вашего благословения». — «На что?» — «Не принимать обезболивающие». — «Почему?» Она очень твердо сказала, тихо, спокойно так, знаете, что называется со властью, когда человек говорит, и ты не посмеешь ничего возразить: «Я хочу за Христа пострадать, пока будут силы терпеть».

    Я несколько еще раз потом ездил соборовать ее. Потом дочь ее в Москву перевезла, потому что совсем худо стало, боль была нестерпимой, ей уже стали вкалывать обезболивающие. Мы с ней очень сдружились. В очередной раз пришел соборовать, и оказалось, это было последним ее соборованием.

    Она очень любила соборные молитвы, она как бы восставала на глазах, сидела, бодрилась. Я помню, на пятом Евангелии, на пятом помазании вдруг спросил ее: «Люба, если Бог тебя исцелит, ты что будешь делать?» Она радостно отвечает: «Буду Его славить!» И так нам весело было. Через короткое время она умерла. Такие воспоминания — то, что укрепляет сердце, то, чего мы ищем в святых, которые дают нам уверение в вечной жизни, присутствие ее.

    Поэт и друг — о смерти мы говорили весело

    В том 2020 году первым из близких ушедших людей был Евгений Владимирович Туренко — известный поэт, создатель нижнетагильской поэтической школы. Родом из Венева, он жил на Урале, потом вернулся, стал восстанавливать Покровский храм.

    В 2020 году на Пасху первый раз в Светлую Среду я служил первую литургию в этом храме после восстановления, в Светлый Четверток я его причащал дома — рак, он не мог уже пойти в храм. На Фомино воскресенье он преставился. В прошлом году вышла его посмертная книга, написана им в последние месяцы. Называется «Здравствуй, я». Там очень дерзновенные есть речи, например «Письма к апостолам».

    ПИСЬМО СВЯТОМУ АПОСТОЛУ ПАВЛУ

    Проповедь смутную протоиерей говорит,
    Как многословие, властно — немым прихожанам,
    И интонирует, и артистический вид
    Изображает, и это не кажется странным…
    Проповеди — проведи — помоги — приведи…
    Я не ходок, и, сей грех на себя принимая,
    К Богу стремлюсь — ото всей прописной болтовни,
    Честно иду и молюсь, а дороги не знаю…
    Мне ли судить, и сомнительно мне рассуждать?
    Кто я — слепой и почти что юродивый — вот кто…
    Буквы писать и без памяти милости ждать,
    Взглядом дырявить пустые морозные окна?
    К строфам, и кровным и слёзным, прислушайся, Павел!
    С Божьею волей воскликни лукавому: — Сгинь!
    Многих же, многих уверил уже и исправил,
    Церкви Апостольской не остави. Аминь!

    Мы с ним говорили о смерти, о возможном уходе очень много и весело. У него в одном стихотворении замечательная строчка такая есть:

    Читайте так же:  Как называется подставки под стакан

    Если ты будешь со мною на «ты»,
    Я тебе буду я.

    Говорю ему: “Женька, давай, когда ты умрешь, мы тебе эту строку выбьем на памятнике, а я тебе венок принесу и на ленточке напишу «Я был с ним на “ты”, и он был мне я!»” С ним всегда было весело про смерть разговаривать.

    Когда я причащал его в Светлый Четверток (как оказалось, за три дня до смерти) и что-то пошутил по поводу того, что он вчера в храм должен был приползти, эх, как он в ответ задорно огрызался… Но это уже было как-то оттуда сказано. Душа усиливается, совершая смертную работу по утверждению жизни. Помните пастернаковское:

    Смерть можно будет побороть
    Усильем воскресенья.

    Это тайна ненаблюдаемая, но иногда Господь приоткрывает завесу…

    У героини самой первой истории, Марины, осталась дочь с ДЦП. Ей нужна помощь в реабилитации.

    Смерть в Исламе

    Представление о смерти

    Смерть — прекращение жизнедеятельности организма, гибель его. Смерть человека связана с прекращением прежде всего дыхания и кровообращения. Различают два основных этапа смерти: клиническую смерть и следующую за ней биологическую, или истинную, — необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях[1].

    Клиническая смерть — короткий период, в продолжение которого отсутствуют видимые признаки жизни, но сохраняются обменные процессы в тканях.

    Биологическая смерть — полное прекращение всех обменных процессов в организме, необратимое изменение тканей и органов[2].

    Описание смерти в Библии

    «…И скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою; это — смерть вторая [не имеющая конца и предела]» (Откр. 21:8).

    Всевышний, обращаясь к первочеловеку, прародителю всего человечества — Адаму, но проецируя назидательный смысл на все поколения, говорит в Библии: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).

    Библейские слова Христа: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28).

    «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).

    Интересна притча о богаче, самозабвенно ласкающем свой слух: «…Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. [Я работал как вол, горбатился годами в поте лица днем и ночью. Я сделал это, я добился всего, о чем мечтал, это все мое. Я заслужил все самое лучшее. Этого мне хватит, чтобы беззаботно и комфортно прожить жизнь.] Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лук. 12:19, 20, 21).

    В контексте общности и преемственности монотеистических религий приведу слова раннехристианских теологов IV–V веков:

    «Велик страх в час смерти, когда душа с ужасом и скорбью разлучается с телом. Ангелы поспешат исторгнуть ее, а душа, видя свои дела, боится выйти из тела. Принуждаемая же выйти из тела, глядя на дела свои, говорит со страхом: «Дайте мне хоть один час сроку…» Дела же ее, собравшись вместе, отвечают душе: «Ты нас сделала, с тобой мы и пойдем к Богу»; «Смерть боится приближаться к боящемуся Бога и только тогда приходит к нему, когда ей повелено разлучить его душу с телом» (Ефрем Сирин).

    «Всегда ожидай, но не бойся смерти, то и другое — истинные черты мудрости»; «Будь готов к тому, что Господь каждый день может потребовать твою душу. Не делай так, чтобы сегодня покаяться, а завтра забыть об этом, сегодня плакать, а завтра плясать [до упаду. — Ш.А.], сегодня поститься, а завтра упиваться вином»; «Не случайно учителем мудрости вошла в нашу жизнь смерть, воспитывая ум, укрощая страсти души, утишая волны и водворяя тишину» (Иоанн Златоуст)[4].

    Описание смерти в Коране и Сунне

    Сон – смерть в миниатюре

    «И Он [Всевышний Творец] Тот, Кто [частично] умерщвляет вас ночью [предоставляя душе некоторую свободу от тела] и знает о том, что вы совершаете [всеми частями своего тела] днем. Затем [после сна] Он воскрешает вас [возвращает в обычное состояние], чтобы вы прожили отведенный вам [Свыше жизненный] срок [пополнив его очередным днем]. Затем к Нему [после биологической смерти, пребывания в загробном мире и глобального Воскрешения вместе со всеми представителями рода человеческого] ваше возвращение, после чего Он объявит вам [в Судный День] о том, что [плохое либо хорошее; греховное либо праведное] вы делали [временно пребывая на земле]» (Св. Коран, 6:60).

    «Аллах (Бог, Господь) забирает души [из тел; производится это ангелом смерти и его помощниками по приказу Творца] в момент смерти и [частично умерщвляет, забирая души] спящих, они еще не умерли [не настал срок их смерти, потому они просыпаются, пробуждаются]. Забирает [безвозвратно] ту, срок смерти кого наступил, а другую отпускает [в мирскую жизнь] для прохождения своего жизненного пути, назначенного Свыше. Воистину, в этом [в этих процессах и состояниях] есть знамения для людей размышляющих (думающих)» (Св. Коран, 39:42)[5].

    Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) молил Господа перед сном словами: «С именем Твоим [о Господи] ложусь спать и с Твоей помощью встану. Если Ты заберешь мою душу [во сне с завершением жизненного срока], то помилуй ее, а если отпустишь ее [для продолжения жизненного пути], то оберегай ее [от всего дурного, греховного и скверного] подобно тому, как Ты оберегаешь рабов Своих благонравных [людей, приближенных к Тебе душой своей, делами и поступками]»[6].

    Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Проявляйте скромность пред Аллахом (Богом, Господом) (будьте очень скромны пред Ним)! Кто по-настоящему скромен пред Богом, тот пусть вспоминает об увядании и смерти [то есть не забывает о том, что все стареет, дряхлеет и выходит из моды; не забывает, что жизнь земная временна и в ней следует многое успеть, соревнуясь с другими в благом[7], сторонясь явно запретного и готовя себя через все это к вечному]. Кто стремится [не только к земному благополучию[8], но и] к вечному, тот оставляет красоту этой жизни [гонку за новым и модным; роскошь]. Кто сделает все это [то есть такой созидательный, конструктивный и скромный подход станет для него чем-то естественным, на самом деле комфортным, без пафоса, без желания выделиться из толпы, а лишь из скромности пред Богом и сосредоточенности на главном], тот по-настоящему проявит скромность пред Богом [Господом миров]»[9].

    «[Однажды] ко мне пришел Джабраил (ангел Гавриил) и сказал: «Мухаммад, живи сколько пожелаешь, но [рано или поздно] ты умрешь [как и любой другой человек, а потому пусть заботят тебя не только земные перспективы, но и вечные]. Люби [уважай и почитай], кого пожелаешь, но [помни, что] ты [рано или поздно] расстанешься с ним [будь готов к той боли, которую можешь при этом испытать]. Делай [на этой земле] что пожелаешь, но [учти] тебе сполна за все совершенное воздастся [возможно, еще здесь, в земной обители, и непременно — в Судный День, в вечности]. Знай [прими к сведению и учти], что знатность (благородство) верующего (му’мина)[10] — в выстаивании ночной молитвы[11] [когда все спят и о его молитве ведомо лишь ему да Богу], а величие его (верующего) — в независимости от людей»[12].

    Час смерти

    «Он [Всевышний Творец, Властелин Судного Дня] — абсолютно Могуч и превыше всего и вся [по всем критериям, качествам и характеристикам]. Он ниспосылает вам ангелов-хранителей до того срока, пока не придет к кому-либо из вас смертный час. А когда он наступит, умертвят его [очередного покидающего этот бренный мир человека] посланники Наши [ангелы, которые помогают ангелу смерти], не допуская [ни малейших] упущений [все пройдет так, как того заслуживает Божьей милостью и справедливостью данный индивидуум]» (Св. Коран, 6:61).

    «Если бы Аллах (Бог, Господь) [сразу] наказывал людей за их прегрешения, то ничего живого на земле не осталось бы! Однако же откладывает Он все на определенный срок. Когда тот срок наступает [уже нет возможности что-либо исправить; начались глобальные катаклизмы в экономике, политике или природе; ну а самый очевидный срок — смерть], то никто не в силах перенести его ни вперед, ни назад [ни ускорить, ни отсрочить]» (Св. Коран, 16:61).

    Ангел смерти

    «Скажи [о Мухаммад]: «Вас умерщвляет [по приказу Создателя] ангел смерти, который закреплен за вами [уполномочен Свыше], а в последующем [после выжидательного пребывания в загробном мире и глобального Воскрешения] вы к Господу вашему будете возвращены» (Св. Коран, 32:11).

    Как ангела смерти и его помощников хватает на всех? Ангелы нематериальны, а потому не ограничены физическими законами.

    Кстати, ангелы лишь исполняют приказ Господа миров, не более того. Именно поэтому в отдельных аятах процесс умерщвления связывается с самим Творцом, без упоминания исполнительного звена — ангелов: «Аллах (Бог, Господь) забирает души в момент смерти» (см. Св. Коран, 39:42); «Скажи: «Аллах (Бог, Господь) дает вам жизнь, после [по истечении ее срока, который у каждого свой] умерщвляет вас; затем [после пребывания в загробном мире; с Концом Света и с началом глобального Воскрешения] соберет вас в День Суда, в наступлении которого нет сомнений. Однако же большая часть людей не знают этого [или: «не осознают должным образом»]» (Св. Коран, 45:26).

    В момент смерти ангел Азраил вырывает душу из тела. Верю безоговорочно. Но рождается вопрос: а что если это, ну допустим, автокатастрофа и количество жертв переваливает за 10–20 человек, причем все погибают в один момент. Как вы можете это объяснить? Руслан.

    Каждую секунду в мире умирает огромное количество людей, и это не препятствует ангелу смерти забирать у них души. Мы, люди, ограничены пространством и временем в этом мире, ангелы же нематериальны и не имеют никаких ограничений. Законы физики на них не распространяются. Понять это мы сможем, только выйдя за границы этой земной жизни через дверь под названием «смерть».

    Вкус смерти

    «Каждая душа [независимо от наличия или отсутствия в ней веры в Бога; любой человек] почувствует вкус [настоящей биологической] смерти. И несомненно, получите вы сполна свои [заслуженные в мирской обители] награды, вознаграждения именно в Судный День. [То есть воздастся сполна вам за благую созидательную деятельность, активность не столько в этой жизни или сразу после смерти, сколько вслед за Концом Света и всеобщим Воскрешением живших когда-либо на этой планете]» (см. Св. Коран, 3:185).

    Зачастую мы думаем так, будто бы собираемся жить очень долго и еще многое успеем, в том числе и в обязательности пред Богом, но жизнь ведь может прерваться в любую минуту. Коран призывает человека думать рационально и не переносить на завтра то, что можно сделать сегодня. Завтра может и не настать. Когда придет момент смерти, человек обратно уже не вернется. Бесценная возможность выбирать и принимать решения покинет его.

    Место смерти

    «И не знает душа о том, что будет делать завтра [человек планирует, но обстоятельства могут быть совсем непредвиденными]; и не знает душа, на какой земле умрет [покинет свою телесную оболочку]» (см. Св. Коран, 31:34).

    Передается, что во времена пророка Сулеймана (Соломона) ангел смерти навестил его, приняв облик человека. Он пристально смотрел на одного из его приближенных; тот, смутившись, спросил у Сулеймана: «Кто это?» Пророк сказал, что это ангел смерти. Человек решил, что час его настал и попросил перенести его на ветрах подальше от смерти, в Индию. Сулейман, имевший волею Творца возможность повелевать ветрами, исполнил просьбу. После ангел смерти сказал Сулейману: «Я с удивлением смотрел на того человека: мне было приказано забрать его душу в Индии, а он сидел здесь, рядом с тобой»[13].

    На Земле нет ничего вечного

    «Никто из людей до тебя [Мухаммад] не был вечным. И когда ты умрешь [являясь человеком по своей природе], думаешь, они [твои недруги] так и не умрут [будут вечно жить на земле, не понеся ответ за свои злодеяния]?! [А потому не стоит беспокоиться, каждый получит заслуженное им не от тебя, а от Бога. Смерть приземляет, отрезвляет.] Всякая душа почувствует вкус смерти [никому не избежать этого непростого переходного состояния от мирского к вечному]. Испытывать же вас [людей, пока живете] Мы [говорит Господь миров] будем как злом [болезнями, нищетой, унижениями], так и добром [крепким здоровьем, изобилием благ, возможностью влиять и властвовать], внося смуту [в души] и очаровывая (искушая) вас. [Как зло, так и добро могут разрушить кажущуюся непоколебимость духовных принципов; в обоих этих явлениях есть то, что может повернуть вас спиною к Богу: в период благополучия и достатка появится соблазн измениться и потерять праведную стезю; в периоды же нищеты и бедствий либо возымев «безграничную» власть и влияние одолеет искушение нарушить границы дозволенного, посягнуть на жизнь или имущество другого. Всегда есть соблазн стать тунеядцем и бездельником под «благовидным» предлогом (отшельничество, «нежелание грешить» и т. п.). Важно не то, что происходит (предпосылки радости, ликования либо предрасположенность обстоятельств к злобе и ненависти), а то, как человек к этому относится: (1) как трансформирует и интерпретирует в душе и сознании, (2) какие выводы для себя делает, (3) какие действия предпринимает (как реагирует), (4) благодарит ли Творца, насторожен пред Ним или недоволен и самоуверен. (5) Увязывает ли намерение и свое состояние с вечным, которое может обернуться невыносимой жарой и ужасом Ада либо неповторимыми ароматами, свежестью и сладостью Рая]. И к Нам вы [все до единого] будете возвращены [а потому не завтра, а уже сегодня научитесь трансформировать плохое в хорошее, благовидно рассуждая и благонравно поступая, прося при этом милости и благословения у Господа миров; и пусть не погубят вас временные блага, дары, ведь и они могут поднять в душе мятеж, восстание, смуту, итогом чего окажется приход к властвованию над душою и телом самоуверенного безбожия и безразличия]». (Св. Коран, 21:34, 35).

    «Все, кто на ней [на планете Земля], смертны» (Св. Коран, 55:26).

    Как выходит душа у грешника и праведника

    «О, если б ты видел, каково состояние [этих «смелых»] грешников [тиранов, притеснявших себя или других; безбожников], когда они [агонизируют] в пучине болевых ощущений, что овладевают ими в период смерти [в процессе отделения души от тела]! Ангелы с распростертыми руками[14] [восклицают:] «Выводите свои души!» [Душа же не желает отделяться от тела, покидать его, и тогда ангелы «засучив рукава» начинают насильно выволакивать ее из телесной материи.] Сегодня вам воздастся унизительным наказанием за все то лживое, что вы говорили в адрес Творца, за то, что были надменны, высокомерны пред Его знамениями. [Основная часть наказания начинается с этого момента, и если человек так и умер без веры и добрых дел, мучения уже больше никогда не закончатся]» (см. Св. Коран, 6:93).

    «И как же [будут защищаться или оправдываться безбожники; каковым будет их состояние] когда ангелы станут умерщвлять их, сопровождая этот процесс ударами по лицу и спине [металлическими дубинами, что будет происходить уже в нематериальном измерении]?! Это [подобный плачевный итог] за неустанное следование тому, что вызывало гнев Творца [используя мирское право выбора, они совершали порочные поступки и явно греховные деяния]; за пренебрежение Его довольством. Даже если и было в их жизни что-то хорошее, оно превратилось в ничто [мгла грехов затмила все светлые моменты их жизни, а отсутствие веры поставило на таком итоге жирную точку]» (Св. Коран, 47:27, 28 а также 8:50).

    Читайте так же:  Как называется профессия по изготовлению бочек

    Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Душа верующего выходит испариной, потом. Душа же безбожника извлекается подобно душе осла. Если за верующим были серьезные ошибки [ведь он человек, а не ангел], то процесс смерти для него ожесточается, и это искупляет его прегрешения. А если у безбожника на счету благие дела и поступки [которые остались еще не компенсированы тем или иным мирским благом], то будет воздано ему за них легкостью смерти»[15].

    Смерть в период бедствий и катастроф

    Пророк Мухаммад говорил: «Если Аллах (Бог, Господь) пожелает кого-то наказать, то постигает это бедствие всех [окружающих, без разбора, кто — праведник, а кто — грешник]. Воскрешены же [к Судному Дню] они будут в соответствии с [намерениями[16] и] делами своими»[17].

    Желание смерти

    Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Пусть не желает кто-либо из вас себе смерти! И пусть не молит Аллаха (Бога, Господа) о смерти до ее прихода [определенного Свыше]! Ведь, воистину, если вы умираете, то дела и поступки ваши на этом завершаются, а жизнь [несмотря на ее легкость или сложность] несет верующему лишь благо (приумножает его) [даже самая страшная беда или, например, умопомрачительное изобилие при правильном, верном отношении к ним обернутся для носителя основ веры благом и неописуемой благодатью в вечности, да и в этой жизни]»[18].

    Также он (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Пусть никто не желает себе смерти по причине беды (трагедии), постигшей его. Но если другого выхода он не видит, тогда пусть молит словами: «О Господи, дай мне жизнь [жизненные силы, энергию, желание жить], пока в ней есть благо для меня, или же умертви меня [пусть жизнь подойдет уже к своему концу], если это является лучшим [в моем случае, при моих обстоятельствах]»[19]; «Пусть никто не желает себе смерти! Если человек благороден, то у него еще есть возможность приумножить свои хорошие поступки, а если грешен, то может исправиться»[20].

    Выход из мирской обители

    У каждого свой срок, с приходом которого человек берет с собой под мышку грехи и праведные дела, а все нажитое материальное оставляет в этом мире: «Воскликнет сын человеческий [на смертном одре]: «Мое богатство, мое имущество!» Но из по-настоящему принадлежащего ему есть лишь (1) то, что он съел и [тем самым] уничтожил, (2) надевал и износил (использовал до предела) [когда оставалось лишь только выбросить], а также (3) то, что дал [передал в качестве милостыни, участвуя в благом, полезном для других либо помогая нуждающемуся] и стал владельцем [валюты вечности — самой стабильной и приумножаемой валюты]. Все, что помимо этого, — ушло, он оставил это людям»[21].

    «Вы [люди, покидая этот мир вследствие того, что называется смертью] оставили все то мирское, чем Мы [говорит Господь миров] позволили вам пользоваться, дав временные права на него, — позади себя» (см. Св. Коран, 6:94).

    Смысл смерти в Исламе

    В Коране сказано:

    «Величественен по Своей благодати [выше всего и вся] тот, в Чьей руке [под Чьим управлением] вся, абсолютно вся власть! И ничем не ограничена Его сила, мощь. Он [Господь миров] сотворил смерть и жизнь для того, чтобы провести вас через испытание — кто из вас лучший делами, поступками. Он — Всемогущ и Всепрощающ» (Св. Коран, 67:1, 2).

    Жизнь и смерть сотворены, но до конца понять их суть и природу человеку не дано. Да, он систематизирует новые открытия и наблюдения, делает выводы, строит теории и гипотезы, которые через какое-то время могут быть опровергнуты другими. Изучаются физические закономерности, но «докопаться» до сути, метафизической сути, человеческому разуму крайне сложно. В этом человечеству помогали посланники Творца и тексты Священных Писаний.

    Человеку Богом даны многочисленные уровни работы над собой, этапы совершенствования духа, духовного развития, раскрывающиеся через познание себя, сути жизни и совершение, последовательное, пусть незначительное, но постоянное совершение благих дел и поступков, не теряя при этом основ веры и осознания того, что совершается то или иное не во благо кого-то, пользующегося этим, или чего-то (уважение, почет, слава и т. п.) а лишь — в свое личное благо с именем того, Кто дал такую возможность.

    Столкнуться лицом к лицу со смертью — непростое испытание на прочность духа и изначальную осмысленность временности и ценности жизни.

    «О люди! Если вы испытываете сомнения относительно [возможности] воскресения [после смерти, Конца Света и с началом Судного Дня], то [вспомните, что] Мы сотворили вас [ваших прародителей] из земли, потом [всех остальных] — из [капли] семени, которое превратили в сгусток крови, а затем в кусочек плоти, частично сформированный, частично бесформенный, чтобы разъяснить вам [эту тайну; приоткрыть глаза на путь к Богу, ведь зачатие, формирование и рождение человека — сверхсложный процесс]. И по Нашей воле то, что угодно Нам, остается во чревах на определенный срок [а у кого-то может быть и выкидыш, и мертворожденный, и недоношенный «сгусток»-человечек]. Затем [после полного формирования] выводим [каждого из материнского чрева сформировавшимся] младенцем, чтобы вы [росли и] достигали зрелости [физической, духовной и интеллектуальной]. Кто-то из вас умирает [в детстве, юности, зрелости], а кто-то доживает до глубокой старости, когда он уже мало что знает [мало что понимает, помнит; становится невосприимчивым ко многим вещам и окружающим процессам, быстро утомляется; возвращается в состояние немощного и беззащитного ребенка. Хотя если человек духовно и интеллектуально работает над собою, дает телу необходимые физические нагрузки, то остается в здравом уме, с благословения Всевышнего, до самой смерти][22].

    Ты ведь видишь землю мертвой [без растительности на ней; угасшей, тихой, неподвижной], а когда Мы низводим на нее воду, она начинает трепетать [биться, содрогаться от пробуждающейся в ней жизни], приподнимается [набухает от воды и оживающих семян, растений] и зарастает ликующими парами [радостными; великолепными, красивыми растениями, травами].

    [Почему так?] Да потому, что Аллах (Бог, Господь) [существование Его и присутствие] — это истина [нет сомнения в Нем, Создателе всего и вся; Он как дает жизнь, так и забирает ее, а затем — воскресит к Дню Суда, что и раскроет основной смысл мирского существования людей]. Он оживляет мертвых, и Он ничем не ограничен.

    Нет сомнения в том, что Час (Конец Света) настанет и Он [Господь, прежде умертвив лишь повелением Своим все формы жизни, вплоть до ангела смерти] воскресит всех, кто в могилах [оживит весь род человеческий, начиная Адамом и заканчивая последним родившимся человеком. Для чего? Чтобы вошли тела и души в вечность…]» (Св. Коран, 22:5–7).

    «Когда ты постигнешь все тайны жизни, то будешь стремиться (готовиться своими благими делами и поступками. — Ш. А.) к смерти, ибо она не что иное, как еще одна тайна жизни» (Д. Х. Джебран).

    «Бояться надо не смерти, а пустой жизни» (Б. Брехт).

    «Осознание того, что смерть реальна, приводит к переосмыслению своих приоритетов и, как это ни парадоксально, позволяет лучше прожить оставшийся отрезок жизни — не растрачивать понапрасну время, придавать смысл своим действиям, нести за них ответственность… Именно сознание смерти делает возможными великие свершения»[23] (Psychologies).

    Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

    [1] См.: Большой энциклопедический словарь. СПб.: Норинт, 2004. С. 1113.

    [2] См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2004. С. 1216.

    [4] Архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (347–407 гг.).

    [5] «…Еще в 1915 году был описан научный эксперимент американского врача МакДугалла, попытавшегося определить вес «того неизвестного, что называется душой». Цель опыта состояла в том, чтобы «поймать» колебание веса человека в «мгновение, когда жизнь его оставляет». Измерения МакДугалла показали, что »душа весит пять с половиной золотников», то есть 22,4 г. Однако современные исследователи, воспользовавшись более точными измерительными приборами, получили иные цифры. Так, доктор естественных наук Эугенюс Кугис из Института полупроводников Академии наук Литвы установил, что в момент смерти человек теряет от 3 до 7 г, что, по мнению исследователя, и является весом души. Нечто подобное фиксируется и в период сна. В эксперименте швейцарских ученых 23 добровольца ложились на сверхчувствительные кровати-весы и засыпали. В момент, когда человек переходил грань между явью и сном, он терял в весе от 4 до 6 г. ». См.: Люльчак Е. Где живет душа // РБК, 24 марта 2008 г. № 51 (367). С. 14.

    [6] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1989, хадис № 6320; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 14. С. 151, хадис № 6320.

    [7] «И соревнуйтесь же [пред Всевышним] в совершении благих дел! [Соревнуйтесь в качестве и количестве благих деяний и поступков. Изменяйте, украшайте сию мирскую обитель. Уясните для себя, что вы более не вернетесь на землю, так не упустите же этот единственный шанс под названием «жизнь». В своем созидании не бойтесь выглядеть в глазах других нестандартными, забавными, слишком яркими личностями. Важно быть, а не казаться.] Где бы вы ни находились, Аллах (Бог, Господь) соберет вас всех до единого [независимо от того, на суше вы умерли или на море, в первом веке или в двадцать первом; вне зависимости от чего-либо Господь все расставит на свои места]. Нет границ Его мощи [Ему подвластно все, что Он пожелает]» (см. Св. Коран, 2:148).

    [8] «Им [близким к Богу (авлия’)] — радостная весть в мирской жизни и в вечности [они будут счастливы в обоих мирах, но в мирской обители это потребует от них титанических усилий и работы над собою]. Неизменны слова [обещания] Всевышнего. Это [радостная весть в мирской жизни и в вечности] — великий триумф [ведь приобретенное ими — результат стойкой и непоколебимой веры, работы на протяжении десятилетий, искренности благородных дел и поступков]» (Св. Коран, 10:64).

    [9] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 65, хадис № 973, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 702, хадис № 2463.

    [10] В Исламе есть разница между понятиями «верующий» (му’мин) и «покорный Богу» (муслим). Первый — это тот, кто не только обязателен пред Богом в вопросах, например, религиозной практики, но вдобавок к этому в его сердце (именно в сердце) вера, а потому внутреннее состояние и внешнее проявление, дела, поступки, освещены ею — он благороден, сострадателен, добр, щедр, последователен. Второй же — это тот, кто покорен Богу, например, сторонясь явно запретного и делая в меру своих сил обязательное, но вера не вошла в его сердце (хотя может присутствовать в речевом обороте и используемых им религиозных терминах), а потому там (в сердце, сознании и подсознании) темно, эмоции, дела и поступки не всегда светлы, позитивны и добры. В Коране об этом говорится так: «Сказали бедуины: «Мы уверовали [то есть уверовали сердцем]». Ответь [им, о Мухаммад]: «Вы не уверовали, а лишь стали покорны (стали мусульманами, покорными Богу в отдельных ритуальных действиях, поступках или словах). Когда же вера войдет в ваши сердца, [тогда вы по праву сможете назвать себя верующими]» (см. Св. Коран, 49:14).

    [11] Тахаджуд (араб.) — дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 149. Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий [Основной арабский словарь]. [Б. м.]: Ларус, [б. г.]. С. 1253.

    [12] Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Также от Джабира; св. х. аль-Байхакы и от имама ‘Али; св. х. Абу На‘има. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 12, хадис № 89, «сахих».

    [13] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 11. С. 196.

    [14] Не забывайте, что ангелы имеют строение абсолютно отличное от человеческого.

    [15] Хадис от Ибн Мас‘уда. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 450; аль-Муттакы А. Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 15. С. 563, хадис № 42187; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира [Напоминание о состояниях мертвых и делах вечности]. Каир: аль-Мактаба аль-кайима, [б. г.]. С. 19.

    [16] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 16. С. 75; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 16. С. 305, хадис № 7314, «сахих».

    [17] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2222, хадис № 7108; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1153, хадис № 84–(2879); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 30, хадис № 400, «сахих».

    [18] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1077, хадис № 13–(2682); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 9. Ч. 17. С. 7, хадис № 13–(2682).

    [19] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1816, хадис № 5671; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 156, хадис № 5671; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1076, хадис № 10–(2680); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 8, хадис № 10–(2680).

    [20] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 587, хадис № 9948, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1816, хадис 5673; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 157, хадис № 5673. Также см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 14. С. 180, хадисы № 6349–6351.

    [21] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1187, хадис № 4–(2959); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 94, хадис № 4–(2959); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 8. С. 35, хадис № 3244 и с. 121, хадис № 3328, оба «сахих».

    [22] Советую прочитать книгу М. Макдональда «Научи свой мозг работать».

    [23] Ратнер Е. Перестанем бояться смерти // Psychologies, апрель 2008, № 26. С. 75.