Как называется совокупность всех генов полученных организмом от родителей

Задача 17097 Совокупность наследственных признаков

УСЛОВИЕ:

Совокупность наследственных признаков организма, полученных от родителей, называют

1) фенотипом
2) генотипом
3) генофондом
4) аллелями

РЕШЕНИЕ:

Совокупность наследуемых признаков называется фенотипом.

ОТВЕТ:

Добавил slava191 , просмотры: O 3105 ? 22.08.2020. биология 10-11 класс

Решения пользователей

РЕШЕНИЕ ОТ vk513369757

Написать комментарий

Возводим в квадрат ?

33м:11мм=3300 см:1,1 см = 3000

27,5 м :13,2 м= 2750 см :1,32 см ? 2080

Больше всего подходит е)

Вопрос 18. Отметьте правильные ответы:

б. Пара (4: 7) пропорциональна (12:21) да

д. В три раза (4, 7: 13) пропорциональна (12; 21; 26) нет
так как

(4; 7; 13) пропорциональна (12; 21; 39)

В три раза (2001: 2002; 2003) пропорциональна (1, 2, 3) нет
так как

(2001; 4002; 6003) пропорциональна (1, 2, 3)

Тест по теме «Наследственность и изменчивость организмов»

Наследственность и изменчивость организмов

молекула ДНК, несущая наследственную информацию о структуре организма

участок молекулы ДНК, кодирующий строение белковых молекул и нуклеиновых кислот

участок ДНК, содержащий информацию о строении нескольких белковых молекул

участок ДНК, в котором содержится информация о структуре одного белка

совокупность всех генов организма

совокупность признаков, полученных от родителей

совокупность генов, свойств и признаков данного организма

особенность строения организма

3.Половые хромосомы – это

1. одинаковые хромосомы у самца и самки

хромосомы, по которым различаются особи мужского и женского пола

4.Моногибридное скрещивание – это

получение гибридов первого поколения

получение особей, образующих разные гаметы

скрещивание родителей, отличающихся по одному признаку

скрещивание родителей, дающих в потомстве гибриды

5.Анализирующее скрещивание применяется

1. для определения генотипа особи с внешним проявлением доминантного признака

2. для определения генотипа гомозиготной особи

3. при неполном доминировании

4. при неизвестном генотипе обоих родителей

6.Признак, который проявляется у гибридов первого поколения и подавляет проявление противоположного признака, называется

7.При неполном доминировании число возможных фенотипов во втором поколении равно

8.Закон единообразия гибридов первого поколения состоит в том, что гибриды первого поколения

1. имеют признаки своих родителей

2. имеют одинаковый генотип, но различаются по фенотипу

3. сходны по фенотипу, но отличаются по генотипу

4. имеют одинаковый генотип и фенотип

9.Закое независимого наследования выполняется, если

1. гены разных признаков находятся в одних и тех же хромосомах

2. гены разных признаков находятся в разных хромосомах

3. аллели рецессивны

4. аллели доминантны

10.Основы хромосомной теории наследственности созданы

11.Сцепленными называются гены, которые

1. проявляют свое действие только в гомозиготном состоянии

2. проявляют свое действие только в гетерозиготном состоянии

3. расположены в гомологичных хромосомах

4. расположены в одной хромосоме

12.Гены, ответственные за формирование дальтонизма, расположены

1. в Х- хромосоме

4. Х и Y — хромосомах

13.Если у матери первая группа крови, а у отца – четвертая, то какие группы крови возможны у детей этой пары?

1. первая и четвертая

2. вторая и третья

3. первая и вторая

14.Для модификационной изменчивости характерно:

1. массовый характер

3. приспособительная направленность

4. все эти свойства

15.Какой из видов наследственности не наследуется?

16.У одуванчиков, выросших из половинок одного корня, но в разных условиях( на равнине и в горах)

1. генотип и фенотип одинаковые

2. генотип и фенотип различные

3. генотипы одинаковые, а фенотипы различные

4. генотипы различные, а фенотипы одинаковые

17.К разновидностям хромосомной мутации не относится

1. потеря участка хромосомы

2. переворот участка хромосомы

3. удвоение участка хромосомы

4. полиплоидия – кратное увеличение числа хромосом

18.Генные мутации это –

1. перенос участка одной хромосомы на другую

2. удвоение участка хромосом

3. изменение структуры гена

4. изменение числа хромосом

В1. Установите соответствие между основными генетическими понятиями и их характеристикой ( запишите последовательность букв)

1. свойство организма передавать свои признаки А. генетика

следующему поколению Б. наследственность

2. сумма всех генов данного организма В. изменчивость

3. наука о наследственности и изменчивости Г. ген

4. свойство организма приобретать новые признаки Д. генотип

Как называется совокупность всех генов полученных организмом от родителей

Совокупность всех генов организма — это геном(совокупность всех хромосомных и нехромосомных генов)

Генотип-это совокупность всех хромосомных и не хромосомных генов включая перечесление всех аллелей

Геном — гаплоидный хромосомный набор; совокупность генов, локализованных в одиночном наборе хромосом данного организма.

Белая окраска шерсти в первом гибридном поколении морских свинок не проявляется, поэтому данный признак называют

Доминантный или подавляющий признак проявляется в первом поколении. Промежуточный признак отличается от родительских. А рецессивный признак не может проявится в первом поколении.

Но если скрещиваемые особи гетерозиготы, то расщепление по фенотипу (по второму закону Менделя) будет 3:1, а следовательно, и рецессивный признак проявится. Здесь же не указано , что родители гомозиготы!

Зато говорится «в пер­вом гибридном по­ко­ле­нии». Такая формулировка очень часто встречается при использовании «правила единообразия гибридов первого поколения».

Совокупность мор­фо­ло­ги­че­ских и фи­зио­ло­ги­че­ских признаков ор­га­низ­ма называют

Генотип – со­во­куп­ность конкретных генов особи, ге­но­фонд – со­во­куп­ность всех генов осо­бей данного вида, ге­не­ти­че­ских код – еди­ная система за­пи­си наследственной информации.

А фе­но­тип – со­во­куп­ность внешних при­зна­ков организма.

Совокупность всех генов га­п­ло­ид­но­го набора хро­мо­сом — это

Гено?м — совокупность генетического материала гаплоидного набора хромосом данного вида.

Генотип – со­во­куп­ность конкретных генов особи, ге­но­фонд – генов всех осо­бей данного вида, фе­но­тип – внеш­них признаков организма.

разве тут не надо уточнить набор хр-м вида или организма? если вида, то геном, а если организма то генотип. или я не понимаю чего-то?

ге­но­фонд – совокупность генов всех осо­бей данного вида

Ген — участок ДНК, несущий информацию об одном белке организма. Почему здесь ген стал совокупностью генов, да ещё и набора хромосом?

Про ген в вопросе и пояснении ничего не упоминается. И да, ген — уча­сток ДНК, не­су­щий ин­фор­ма­цию об одном белке (признаке) ор­га­низ­ма.

Чистая линия рас­те­ний — это потомство

Т. к. чи­стая линия – это го­мо­зи­гот­ное состояние организма, которое имеют самоопыляющиеся организмы.

Какое число признаков определяется одним аллелем

Аллель – это одна из форм гена.

Аллельные гены- это два признака или один?

Пар­ные гены го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом на­зы­ва­ют

Сцеп­лен­ные гены – гены одной хро­мо­со­мы. Не­ал­лель­ные гены от­ве­ча­ют за раз­ные при­зна­ки.

диплоидный — данный термин используется для описания клеток, ядер или организмов, в которых каждая хромосома, за исключением Y половой хромосомы, представлена дважды. Для сравнения: Гаплоидный, Триплоидный.

Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и контролирующие проявление одного и того же признака, называют

Доминантный и рецессивный – это формы одного гена. Сцепленные гены находятся в одной хромосоме.

Как на­звал Г. Мен­дель признаки, не про­яв­ля­ю­щи­е­ся у гибридов пер­во­го поколения

Гетерозиготными и го­мо­зи­гот­ны­ми называются ор­га­низ­мы в за­ви­си­мо­сти от со­ста­ва аллелей в генотипе. До­ми­нант­ные признаки про­яв­ля­ют­ся в пер­вом поколении.

Фенотипическое проявление одного аллеля у гетерозиготной особи — это

Один аллель проявляется, подавляя другой, т. е. доминирует.

Г. Мендель ввел понятие »наследственный фактор», которое в современной генетике соответствует понятию

Ген – это участок молекулы ДНК, несущий информацию об одном белке.

Организм, в генотипе которого содержатся разные аллели одного гена, называют

Совокупность генов, ко­то­рую организм по­лу­ча­ет от родителей, называют

Со­во­куп­ность генов, ко­то­рую ор­га­низм по­лу­ча­ет от ро­ди­те­лей, на­зы­ва­ют — генотипом (4).

Генофонд – со­во­куп­ность генов всех осо­бей вида. На­след­ствен­ность — свой­ство организмов по­вто­рять в ряду по­ко­ле­ний сходные признаки. Фе­но­тип – со­во­куп­ность внешних при­зна­ков особи.

наследственность-Совокупность природных свойств организма, полученных от родителей, предшественников.

генотип-совокупность генов данного организма, которая, в отличие от понятия генофонд, характеризует особь, а не вид. Сходное понятие геном обозначает совокупность генов, содержащихся в гаплоидном (одинарном) наборе хромосом данного организма. Вместе с факторами внешней среды геном определяет фенотип организма.

Гибридные особи по своей генетической природе разнородны и образуют гаметы разного сорта, поэтому их называют

Рецессивный и доминантный – характеристики проявления гена в фенотипе. Гомозиготный организм содержит одинаковые аллели гена.

Генофонд популяции — это совокупность всех составляющих ее

Генофонд — это совокупность генов всех особей популяции или вида.

Почему не особей?

совокупность особей — это популяция, или вид. в зависимости от продолжения определения

Особи, образующие один сорт гамет и не дающие расщепления признаков в потомстве

Особи, образующие один сорт гамет состоят из идентичных генов, и относятся к гомозиготным.

Парные гены, определяющие окраску лепестков растений ночной красавицы, расположенные в гомологичных хромосомах, называют

Рецессивные и доминантные – характеристика гена по проявлению в фенотипе. Сцепленные гены находятся в одной хромосоме.

Аллельные гены рас­по­ла­га­ют­ся в

Аллельные гены рас­по­ло­же­ны в оди­на­ко­вых локусах (иден­тич­ных участ­ках) го­мо­ло­гич­ных хромосом.

Ответ, указнный вами, и ответ, еаходящийся под цифрой 1, различаются. Нельзя сказать в идентичных участках, исправьте либо в пункте 1 слово «идентичных», либо в пояснении слово «одинаковых»

Идентичный — полностью совпадающий с чем-либо или точно соответствующий чему-либо;

Синонимы — одинаковый; частичн.: такой же, тождественный, эквивалентный, аналогичный

Толковый словарь Ушакова.

Правильный ответ указан под номером 2, а не под номером 1

Вы не правы. Верный ответ 1 — аллельные гены находятся в гомологичных хромосомах, а во 2 ответе указаны негомологичные.

Преобладающий признак, который проявляется у гибридного потомства, называют

Рецессивный – это признак не проявляющийся в фенотипе гетерозиготной особи, в фенотипе проявляется доминантный ген.

Совокупность всех внеш­них и внут­рен­них признаков ор ганизма составляет

Генотип – со­во­куп­ность конкретных генов особи, ге­но­фонд – со­во­куп­ность всех генов осо­бей данного вида, код – три нук­лео­ти­да ДНК, ко­ди­ру­ю­щие одну аминокислоту.

А фенотип — совокупность внешних и внутренних признаков организма, приобретённых в результате онтогенеза (индивидуальное развитие). Все клинически определяемые признаки индивида: рост, вес тела, цвет глаз, форма волос, группа крови и др.

Здесь сказано, что правильный ответ 3, то есть фенотип и далее в пояснении указано, что фенотип — это совокупность внешних признаков организма. Если обратить внимание на вопрос, то там надо указать совокупность ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ПРИЗНАКОВ. Дак какой все-таки правильный ответ?

Фенотип (от греч. phaino тип) — совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития.

Я согласна с гостем. Тогда замените либо фенотип либо генотип другим каким-нибудь термином, чтобы при решении не возникало вопросов. Спасибо.

И вопрос и пояснение корректны, никаких уточнений или дополнений не требуют.

Гентип — все гены организма

Фенотип — совокупность всех признаков

(3) Генотип — совокупность генов данного организма.

(1) Геном — совокупность генов, характерных для гаплоидного набора хромосом данного вида организмов.

(2) Группа сцепления — совокупность генов, локализованных в одной хромосоме.

(4) Гены, детерминирующие пол, локализованы в специальной паре хромосом — половых хромосомах (X или Y).

А чем тогда является кариотип?

Кариотип — набор хромосом ядра

Если геном человека содержит 23 хромосомы, то сколько хромосом в его яйцеклетке?

Геном — это гаплоидный набор хромосом, поэтому в яйцеклетке 23 хромосомы.

В геноме человека 23 ПАРЫ хромосом

ни в коем случае. 23 пары в генотипе, в кариотипе. А в геноме — 23 штуки! гаплоидный набор

При полном доминировании расщепление родительских признаков происходит, если родители

Если обе доминантные гомозиготы (АА х АА), или обе рецессивные гомозиготы (аа х аа), то расщепления не происходит.

Если же одна доминантная гомозигота (АА), другая — гетерозигота (Аа), то по фенотипу расщепления тоже происходить не будет (генотип потомства АА и Аа — фенотипически единообразны)

Если же оба гетерозиготны Аа х Аа, то происходит расщепление (правило расщепления Менделя): 1АА:2Аа:1аа по генотипу и 3:1 по фенотипу.

Какой генотип будет иметь дигетерозиготный организм?

Правильно написанная дигетерозигота: АаВв

Первый ответ: гетерозигота по первому признаку, доминантная гомозигота по второму

Третий: доминантная гомозигота по первому признаку, гетерозигота по второму

Четвертый: вторая пара — неверная запись

Генотип гемофилика обозначают

X g Y — генотип гемофилика (мужчина)

X G X G — здоровая женщина; X G X g — здоровая женщина, но носитель

X g Y g — неверная запись, т. к. Y — признака не несет, т. е. возле него символа не должно быть

Какой из приведённых генотипов даст 8 типов гамет?

АаВвСс — восемь типов гамет (АВС, АВс, АвС, Авс, аВС, аВс, авс, авС), это высчитывается простыми формулами: при

моногибридном скрещивании число типов гамет равно 2, при дигибридном 4(2 2 ), а при полигибридном — 2 n ; где n — число расщепляющихся пар аллелей. Но это правило работает только если нужно найти гаметы гетерозиготы (тригерозиготы и т. д).

ААВВСс — два типа гамет: АВС, АВс

ааВвСс — 4 типа гамет: аВС, аВс, авС, авс

ааВвСС — 2 типа гамет: аВС, авС

Скрещивание особей, отличающихся друг от друга по двум парам аллелей, называют

Скрещивание, при котором родительские формы отличаются по двум парам альтернативных признаков (по двум парам аллелей), называется дигибридным.

Моногибридным называется скрещивание, при котором родительские формы отличаются друг от друга по одной паре контрастных, альтернативных признаков.

Если гены находятся в разных хромосомах (при ди — или полигибридном скрещивании) и наследуются независимо от других пар признаков, то мы имеем дело с несцепленным скрещиванием.

Читайте так же:  Злая рыба как называется

Неродственное скрещивание (аутбридинг) делится на внутрипородное, или внутрисортовое, межпородное, или межсортовое, и отдаленную гибридизацию.

Экология СПРАВОЧНИК

Информация

генотип

Генотип — комплекс всех генов организма, содержащий его полную наследственную информацию. В состав генотипа входит совокупность генов, полученных растением от его родителей, а в случае мутаций — также и новые мутантные гены, которых не было у родителей.[ . ]

ГЕНОТИП — вся совокупность генов особи, определяющая ее наследственные признаки.[ . ]

Генотип совокупность генов организма — единиц наследственной информации.[ . ]

Генотип — совокупность генов организма.[ . ]

Генотип — генетическая конституция индивидуального организма или совокупность генов данного организма.[ . ]

Генотип — совокупность всех генов организма, его наследственная основа.[ . ]

Копирование генотипа выдающихся животных — очень сложная проблема. Известно, что пересадка эмбрионов осуществляется с помощью различных методов: хирургического и нехирур-гического. Нехирургический метод трансплантации зародышей состоит из следующих этапов: вызывания суперовуляции яйцеклеток у коров-доноров с помощью фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), введения яйцеклеток реципиентам. Коров-доноров отбирают не ранее чем через 60 дней после отела. Им имплантируют под кожу уха препарат синхромат. Через 9 дней препарат удаляют и внутримышечно вводят 3 мл простагландина. На вторые сутки у таких животных наблюдают течку и охоту. На 10-й день после появления охоты начинают обработку донора на суперовуляцию путем инъекции ФСГ и простагландина (по определенной схеме). Первое искусственное осеменение доноров при .наличии эструса проводят на 5-й день, второе на 6-й день. Вымывание эмбрионов осуществляют на 7-й день после осеменения донора. Для этого используют трехгодовой металлический катетер с телескопическим пластмассовым зондом и канюлей. Закрытая система вымывания исключает контакт со средой. Оценка качества эмбрионов проводится путем сравнения их с точной бластографией.[ . ]

Размножению генотипов коров-рекордисток будет способствовать трансплантация зигот от лучших коров-доноров рядовым коровам-реципиентам. Этот метод открывает возможности создавать отдельные семейства и стада потомков высокопродуктивных коров.[ . ]

Ций определенного генотипа в ответ на фактор внешней среды всегда характерен диапазон, измеряемый количеством фенотипов, продуцируемых этим генотипом. Разнообразие фенотипов, возникающих в результате взаимодействия определенного генотипа с разными факторами среды (разными средовыми условиями), генетики называют нормой реакции этого генотипа.[ . ]

Разнообразие генотипов в выборке, состоящей из 50 экземпляров (1—50) клевера Trifolium repens, собранных с участка бессменного пастбища площадью 1 га. На диаграмме слева приведен перечень изучавшихся признаков (о всех этих признаках известно, что они находятся под генетическим контролем). На диаграмме справа первый (центральный) круг соответствует всем 50 растениям; затем (по мере смещения к периферии концентрической фигуры) выборка последовательно подразделяется по каждому из перечисленных генетических признаков. Так, исходная выборка распадается на две примерно равные части

Генофонд совокупность генотипов всех особей популяции, вида.[ . ]

Отбор — процесс выживания растений, генотипы которых обеспечивают им наибольшую приспособленность к условиям среды в течение индивидуальной жизпи и которые вследствие этого оставляют наибольшее число потомков. Различают отбор естественный — отбор растений, наиболее приспособленных к конкретным условиям жизпи, постоянно происходящий в природе без вмешательства человека, и искусственный — отбор растений с хозяйственно ценными признаками, производимый человеком при создании сортов культурных растений.[ . ]

Таким образом, совокупность всех генов организма определяет его генотип; совокупность всех признаков организма, начиная с внешних и кончая особенностями строения и функционирования клеток и органов, составляет фенотип. Следовательно, генотип определяет поведение вида, тогда как фенотип — характеризует только конкретную особь. Фенотип формируется под влиянием генотипа и условий внешней среды.[ . ]

Человечество, насчитывающее примерно 150 тыс. лет, возможно, произошло от генотипов одного мужчины и одной женщины, родина этих предков человека — Восточная Африка. Ко времени рождения Иисуса Христа население Земли составляло 100 млн человек (табл. 1.4).[ . ]

Оценку и отбор по фенотипу называют массовым отбором, а оценку и отбор по генотипу — индивидуальным. Строгих разграничений между этими формами отбора не должно быть. Генотип проявляет себя как единая, целостная система, регулирующая все процессы развития. По В. Иогансену, генотип означает норму реакции данного организма на факторы среды в течение онтогенеза. Он обусловливает не только развитие разносторонних особенностей самого животного, но и сохранение их в той или иной степени в потомстве.[ . ]

Свирежев Ю.М., Тимофеев-Ресовский Н.В. О противоположных давлениях отбора на генотип и на признак у мутации, сцепленной с полом//Проблемы кибернетики.[ . ]

Генетическая структура является отражением количественных отношений между разными генотипами в популяции.[ . ]

Дизруптивный естественный отбор (от англ. disrupt — разрывать) — это такой отбор, когда ни одна из групп генотипов в популяции не имеет преимуществ из-за одновременного изменения условий среды. В этом случае у одних организмов отбор идет по одному признаку, у других — по другому, в результате чего популяция как бы разрывается на группы особей, каждая из которых затем эволюционирует самостоятельно. Этот отбор действует против средних промежуточных форм организмов и бывает как индивидуальным, так и групповым. Наиболее част дизруптивный отбор в мире растений.[ . ]

Фенотип — совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся на основе взаимодействия генотипа с условиями внешней среды.[ . ]

Следовательно, q = 0,0001 = 0,01, а частота нормального алле-ля будет равна 0,99. Таким образом, частоты нормальных генотипов (нормально пигментированных индивидуумов) будут равны: р2 = 0,992 = 0,98 для генотипа АА, тогда как для генотипа Аа 2ря = 2 х 0,99 х 0,01 = 0,02.[ . ]

Напротив, если в популяции представлены три аллеля (А1, А2 и Аз), частоты которых есть р, q и г, частоты возможных генотипов (А А , А Ац, Аз Аз, А1А2, А1Ав и АзАа) тоже можно описать следующей формулой: (р- +г)2 = р2- 2+га+2ря+2рг4 г.[ . ]

Здесь р (х, г) — частота аллеля А в популяции (точнее, плотность частоты) в точке ареала х в момент Г; а, /3, у — приспособленности генотипов АА, Аа и ?юг соответственно. Эти величины характеризуют давление естественного отбора на генотипы, в дальнейшем мы будем считать их постоянными. И наконец, Б — показатель подвижности особей, одинаковый для всех генотипов. Поскольку разным величинам Б можно поставить в соответствие изменение масштаба по х, то, не нарушая общности, положим Б = 1.[ . ]

Характер и глубина воздействия загрязнителя воздуха на растительность зависят от количества загрязнителя и от определяемой генотипом и условиями среды устойчивости растений. В связи с этим установление количественных взаимоотношений между загрязнителем и его влиянием, составляющих основу для риск-прогнозов и для выработки мер контроля загрязнения воздуха, может быть осуществлено лишь при выполнении ряда условий. Прежде всего следует охарактеризовать химическими и физическими методами содержание загрязнителя в воздухе, т. е. его концентрацию и время экспозиции. Особенно важное значение имеет автоматическое определение содержания самого активного компонента. Так, например, наиболее важными компонентами из группы фторидов являются водорастворимые газообразные соединения фтора, в том числе фтористоводородная кислота (HF), четырехфтористый кремний (SiF4) и кремнефтористоводородная кислота (H2SiF6) (Buck, Stratmann, 1965; Guderian et al., 1969; Weinstein, Mandl, 1971).[ . ]

Пр.и изучении полиморфных систем белков молока (Меркурьева, Окри-пниченко) выявлено заметное породное различие в концентрации генов и генотипов по четырем изученным локусам. При исследовании аллелей в локусах белков молока установлено, что у четырех пород крупного рогатого скота (черно-пестрая, холмогорская, голландская и айрширокая) обнаружены одинаковые аллели (Л и В) по локусу.р—Ьй (бета-лактоглобулину), по 3- и К — Сп (бета- и каппа казеину), а по локусу а51—Сп (аль-фа-эс-один-казеину) аллели В и С найдены у черно-пестрого, холмогорского и голландского скота. У айрширов в этом локусе обнаружен мономорфизм, отсутствовали аллели А, С, Д что является породной особенностью популяции. Установлены большие породные различия в частоте аллелей. Так, по р—у .коров черно-пестрой породы высокая частота оказалась по аллелю А, а у эйрширского, холмогорского и голландского скота —.по аллелю В.[ . ]

Как видно, гибриды ?! являются гетерозиготными растениями по двум парам генов, т. е. растениями ИгУу. Если иметь в виду лишь форму семян, то гибриды Г с генотипом Иг будут продуцировать гаметы И и г поровну. Если же иметь в виду одновременно форму и окраску семян, то каждая гамета, продуцируемая гибридом ?! с генотипом КгУу, будет нести не только один генный аллель для формы семян, но и один генный аллель для окраски семян.[ . ]

Совокупность всех генов во всех их аллельных формах в гаметах организмов, составляющих популяцию, представляет собой пул генов, тогда как совокупность всех генотипов популяций называют их генофондом. В случае индивидуального диплоидного организма частота какого-либо аллеля может составлять 100%, 50% или 0%, но в популяции организмов частота этого аллеля является функцией количества (%) индивидуумов в популяции, которые имеют этот ген. Поэтому в популяции организмов частота аллеля может составлять от 0 до 100%. Стойким является тот генетический пул, в котором частоты генов, независимо от их функций, являются постоянными во всех следующих одно за другим поколениях организмов.[ . ]

Фенотип — весь комплекс внешних и внутренних признаков и свойств организма, проявляющийся в течение его онтогенеза. Фенотип является результатом реализации генотипа в определенных условиях внешней среды. Наследственность — обусловленное генотипом свойство растений сохранять и передавать потомству свои признаки и особенности своего развития. Наследственность обеспечивает материальную преемственность между поколениями организмов.[ . ]

Мутации — редкие события. На 10000-1000000 генов определенного типа в среднем возникает одна новая мутация. Однако эти события происходят постоянно и накапливаются, поэтому в генотипах организмов всегда содержится значительное количество генных мутаций.[ . ]

Проведенные исследования показали, что наследственная основа признаков любого вида закодирована в молекулах ДНК, т. е. в генах организма, совокупность которых называется его генотипом. Генотип практически всех организмов, включая человека, представлен не одним, а двумя наборами генов. Рост тела сопровождается делением клеток, в ходе которого каждая новая клетка получает точную копию обоих наборов генов. Однако последующему поколению передается лишь по одному набору от каждого из родителей, и поэтому у детей возникают новые комбинации генов, отличные от родительских. Таким образом, все потомки, а следовательно, и особи вида (за исключением однояйцевых близнецов) отличаются своими генотипами.[ . ]

Морфометрия — основной метод выявления внутривидовой структуры рыб. Морфологические критерии менее удобны для генетического анализа, однако хорошо отражают наследственную норму генотипа или же его крупных функциональных блоков [Яковлев и др., 1981]. Дистанция между популяциями, определяемая по морфологическим признакам, в генетическом аспекте, по-видимому, соответствует дистанции по регуляторам морфогенеза, а не дистанции по структурным генам. Известно, что у карповых рыб интенсивная дифференциация видов по морфологическим и экологическим признакам не сопровождалась сколько-нибудь значительной дивергенцией по белковым локусам.[ . ]

Все поколения особей одного вида сохраняют наиболее общие признаки, характерные для данного вида. Такое устойчивое воспроизводство характерных признаков вида каждой особью обеспечивается генотипом вида, представляющим собой закодированную в молекулах ДНК наследственную программу, полный текст которой называется геномог ;. Геном представляет полный текст всех свойств организма. Совокупность структур молекул ДНК определяет генотип вида.[ . ]

Размер плода. Важным фактором, влияющим на размер плода, является соотношение листьев и плодов. Поскольку листья являются источником углеводов, необходимых для питания плодов, размер плодов у любого генотипа связан с величиной пло- 5Q щади листовой поверхности на плод (рис. 112).[ . ]

Плюсовые по смолопродуктивности деревья сосны служат основой для создания лесосеменных плантаций (ЛСП). В свою очередь, ЛСП необходимы для получения семян с высокими наследственными свойствами, так как генотип привоя, как правило, не изменяется, а селектируемый признак является наследуемым.[ . ]

Способность к цветению заложена в природе каждого растительного вида независимо от характера его фотопериодической реакции. Она, безусловно, связана с наличием наследственной программы цветения, имеющейся в генотипе растения. Проявление способности к цветению, ее реализация в природных условиях встречается с условиями либо благоприятными и способствующими, либо неблагоприятными и задерживающими этот процесс, При этом, как было отмечено Д. А. Сабннииым [1963], К. Уод-дингтоном [1964] и другими исследователями, развитию растений свойственна многовариантность. Она осуществляется разными путями в зависимости от внешних условий и внутреннего состояния организма.[ . ]

Важно подчеркнуть, что рассматриваемый закон применим лишь для бесконечно больших популяций, причем его применимость демонстрируется многими примерами. Например, в случае альбинизма в популяции присутствуют генотип аа (альбиносы) наряду с нормальными генотипами АА, и Аа. Известно также, что частоты альбиносов во многих популяциях человека составляют 1 альбинос на 10 000. В соответствии с законом Д. Харди-В.[ . ]

Для регуляции пола у рыб применяют различные методы. Одним из перспективных способов получения однополого потомства является гормональное воздействие. У рыб дифференци-ровка половой железы находится под контролем генотипа и осуществляется через эндокринную систему. У самок вырабатываются женские гормоны — эстрогены, у самцов — андрогены.[ . ]

ФЕНОТЙП [гр. phaino являю + typos отпечаток, форма, образец] — совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Складывается в результате взаимодействия наследственных свойств организма — генотипа и условий среды обитания.[ . ]

Схема расселения слизней Dendroceras по небольшому участку многолетнего пастбища. Контуры дают представление о плотности популяции слизней и разграничивают зоны очень высокой (ОВ), высокой (В), низкой (Н) и очень низкой (ОН) плотности. Указаны также генотипы особей клевера, оказавшихся в узлах накрывающей участок «решетки» проб. Выделены следующие генотипы
Читайте так же:  Как называется свадьба 24 года

Если мир культуры определяется как совокупность того, что изготовлено человеком в отличие от мира природы — того, что произошло в силу естественной необходимости, то “пробирочные” дети с “улучшенным” по желанию “заказчиков” (родителей или правителей) генотипом должны считаться, с точки зрения канонов современной цивилизации, в большей степени людьми, чем те, кого произвели на свет естественным, “некультурным” путем. Еще в 1971 г. американский биолог Б. Гласс писал, что современная биология может гарантировать качество всех новорожденных, так что ни один из родителей не имеет права обременять общество рождением урода или умственно отсталого ребенка.[ . ]

Возрастной кросс. Сейчас считается общепринятым, что разные возрастные категории животных (разные когорты и генерации) несколько отличаются по своим генетическим особенностям (С.С. Шварц, 1960; Н.В. Тимофеев-Ресовский, 1964). Сезонная и многолетняя динамика соотношения различных генотипов в популяции, связанная с изменением ее возрастной структуры, выявлена по многим генетически детерминированным признакам. Отсюда следует, что спаривания особей, принадлежащих к разным возрастным группам («возрастной кросс»), способны существенно разнообразить общий генофонд популяции.[ . ]

Геноакклиматизация — это принципиально иной путь приспособления организма к среде. В этом случае речь идет о гораздо более глубоких сдвигах в морфологии и физиологии, а самое главное о передаче их по наследству, о переходе фенотипических изменений, происходящих в условиях новых биоценозов, в генотип и закреплении их в качестве новых наследственных характеристик популяций, географических рас и видов. В этом случае необходимо время нескольких поколений и процесс контролируется уже естественным отбором, а не протекает под давлением непосредственно физиологических механизмов.[ . ]

Известно, что рост мужчин в общем является большим, чем у женщин. Однако иногда женщины выше мужчин, а у высокорослых родителей рождаются дети меньшего роста. Эти различия связаны с тем, что данный наследственный признак детерминируется многими генами, экспрессия которых может меняться. Следовательно, в случае разных генотипов индивидуальные организмы одного и того же вида также могут различаться между собой по отдельным признакам. Поэтому изменчивость, детерминируемую наследственными факторами, называют генотипической или наследственной изменчивостью. Ее возникновение связано с изменениями (мутациями) генов и хромосом, а также рекомбинациями генов. По этой причине данную изменчивость называют еще мутационной, или рекомбинационной (комбинативной) изменчивостью (в зависимости от мутаций или рекомбинаций генов). Сочетания мутантных генов с немутантными или другими мутантными генами, а также рекомбинации генов и хромосомные мутации создают генотипическое разнообразие организмов (см. § 47).[ . ]

Дальнейшее усовершенствование продуктивных качеств украинских пород осуществлялось за счет других породных групп, несущих в себе обогащенную генетическую информацию. Для повышения их холод о- и зимоустойчивое ти в качестве улучшителя этих признаков были взяты производители ропшинской породной группы III поколения селекции, в генотипе которых было 25 % наследственных задатков зеркальных галицийских карпов и 75 % наследственных задатков амурских сазанов. Последние являются представителями другого подвида, отличительной чертой которого является повышенная холодо- и зимоустойчивость 12, 3].[ . ]

При разведении сельскохозяйственных животных (а также растений) индивидуальный отбор является основной и наиболее эффективной формой искусственного отбора. Соответствие же условий внешней среды требованиям наследственной природы организмов способствует более полной оценке их наследственности, более точному выявлению отбираемых генотипов и общему повышению эффективности отбора. В частности, в 1900 г, в Дании у X. Хансона было стадо молочного скота со средним содержанием жира в молоке 3,3%. Внимательно изучая отчеты контрольных союзов, он установил, что среди датского скота встречаются производители, дочери которых отличаются очень высокой жирномолочностью. Приобретая таких (оцененных по потомству) быков, X. Хансон за 14 лет (к 1915 г.) повысил жирномолочность своего стада до 4,2 %.[ . ]

Отношение 1:2:1 является генотипическим и было обнаружено Г. Менделем также при анализе остальных шести признаков (цвет семян, положение цветков и т. д.). Следовательно, разница между видимым (фенотипическим) и фактическим (генотипическим) отношениями обусловлена доминантным характером аллеля К и рецессивным характером аллеля г, вследствие чего генотипы КК и Кг дают одинаковый фенотип.[ . ]

Согласно гипотезе доминирования, мощность гибридов обусловлена содержанием в них большого числа доминантных генов. Высокая гетерозиготпость является только сопутствующей, а не существенной частью гибридной мощности. Теория допускает, что если было бы возможным получить каждый гетерозиготный ген в гомозиготном доминантном состоянии, мощность такого генотипа была бы такой же или большей, чем у гетерозиготного тина.[ . ]

Пусть теперь в начальный момент на ареале уже существует область, в которой концентрация аллеля А отлична от нуля (и даже, для простоты, близка к единице). Вдоль границы этой области в следующий момент времени возникает переходная полоса промежуточных концентраций, а за ее пределами — концентрация аллеля А близка к нулю. Из-за положительного давления отбора на генотипы АА я Аа и миграции область с р — 1 будет расширяться, переходная полоса будет двигаться в сторону территорий с р = 0 со скоростью и0 = 2 Д. Эту картину мы и называем ’’генной” волной. Любопытно, что скорость распространения этой волны зависит только от приспособленности гетерозиготы Аа. Таким образом, если даже приспособленность гомозиготы АА велика по сравнению с Аа, но не слишком (й < 3« или а < 3(3 — 2), то при слабо выраженном селективном преимуществе гетерозиготы (по сравнению с аа) ’’генная” волна будет распространяться с малой скоростью.[ . ]

Сочетание видов растений на земном шаре сложилось исторически в процессе естественного и искусственного отборов, на основе наследственной изменчивости, гомологических рядов этой изменчивости, на основе мутаций и гибридизации, а также рекомбинаций. В естественной обстановке виды развиваются и успешно размножаются там, где они хорошо приспособлены к среде, в которой обитают. Организация растения, его цикл развития сложились под совокупным воздействием генотипа и среды. На горьком опыте человечество убедилось в огромном влиянии леса на биосферу и ухудшении климата после уничтожения лесов.[ . ]

Отбор в пользу гетерозигот часто называют сверхдоминированием, поскольку гетерозиготы превосходят по выживанию гомозигот. Обычно он завершается созданием устойчивого полиморфного равновесия в популяции. Примером такого отбора является отбор при серповидноклетЬчной анемии, которая, как отмечено в гл. Индивидуумы с генотипом НЬ‘НЬ по причине невозможности приспособления к среде из-за аномального гемоглобина в большинстве случаев умирают еще до достижения половой зрелости.[ . ]

Методы отбора. Успех селекции зависит от правильности оценки рыб при отборе ее для воспроизводства. Потомство отобранной рыбы должно повторить показатели родителей или превзойти их. Таким образом, отбор является движущей силой улучшения наследственных качеств животных. Эффективность отбора определяется величиной изменчивости, наследуемости и интенсивности отбора. При малой изменчивости селекционер может просто не найти в стаде особей, отвечающих его требованиям. Излишне большая изменчивость также нежелательна, так как, проявляясь в каждом последующем поколении, она приводит к большой величине регрессии, т. е. к возврату к средним показателям популяции у потомства животных, отобранных по тому или иному признаку. Чем выше наследуемость, тем достовернее прогноз о генотипе племенной рыбы при отборе.[ . ]

Тестирование для учащихся 9 класса на тему: «Наследственность и изменчивость – свойства организма»

Тестирование для учащихся 9 класса на тему: «Наследственность и изменчивость – свойства организма» в двух вариантах.

Просмотр содержимого документа
«Тестирование для учащихся 9 класса на тему: «Наследственность и изменчивость – свойства организма»»

1. Наука, изучающая наследственность и изменчивость:

а) гистология, б) генетика, в) эмбриология, г) селекция.

2. Способность организмов передавать свои признаки от родителей к потомкам

называется: а) наследственность, б) изменчивость, в) селекция, г) генетика.

3. Аллельные гены расположены в: а) одинаковых участках гомологичных хромосом,

б) разных участках гомологичных хромосом, в) разных участках негомологичных хромосом,

г) одинаковых участках негомологичных хромосом.

4. Генотип – это: а) участок ДНК, в котором содержится информация о структуре одного белка,

б) совокупность признаков, полученных от родителей, в) совокупность всех генов организма,

г) молекула ДНК, несущая наследственную информацию о структуре организма.

5. Признак, который проявляется в присутствии другой аллели:

а) доминантный, б) рецессивный, в) гомозигота, г) мутантный.

6. Гаметы содержат набор хромосом: а) диплоидный, б) полиплоидный, в) гаплоидный,

7. Хромосомный набор клеток эпителия у мужчины содержит:

а) одну Х – хромосому, одну У – хромосому; б) 44 аутосомы, одну Х (или У хромосому);

в) 44 аутосомы, Х-хромосому, У – хромосому; г) 22 аутосомы, одну У – хромосому.

8. Клетка, которая содержит разные аллели одного и того же гена: а) гетерозигота, б) гамета,

в) гомозигота, г) зигота.

А — доминантная аллель

Б — рецессивная гомозигота

Г — рецессивная аллель

10. Какие типы гамет образуют следующие особи с генотипами: Bb, bb, Cc, CC.

Наследственность и изменчивость – свойства организма

Задания с одиночным выбором ответа:

1. Единица наследственной информации – это: а) генотип, б) фенотип, в) ген, г) белок.

2. Разнообразие живых организмов, которое выражается в различиях между особями в пределах вида: а) генетика, б) изменчивость, в) селекция, г) наследственность.

3. Ген – это: а) особенность строения организма; б) участок ДНК, в котором содержится информация о структуре одного белка, в) участок ДНК, содержащий информацию о строении нескольких белковых молекул; г) участок молекулы ДНК, кодирующий строение белковых молекул и нуклеиновых кислот.

4. Фенотип – это: а) участок ДНК, в котором содержится информация о структуре одного белка,

г) совокупность генов, свойств и признаков данного организма.

5. Признак, который НЕ проявляется в гибридном поколении называют:

а) доминантный, б) рецессивный, в) гетерозигота, г) гомозигота.

6. Соматические клетки содержат набор хромосом: а) диплоидный, б) полиплоидный, в) гаплоидный,

7. Хромосомный набор яйцеклетки содержит: а) одну Х-хромосому, одну У-хромосому;

б) 22 аутосомы, одну Х-хромосому; в) 44 аутосомы, две Х-хромосомы;

г) 22 аутосомы, одну У-хромосому.

8. Клетка, которая содержит одинаковые аллели одного и того же гена: а) гомозигота, б) гамета,

в) зигота, г) гетерозигота.

Б — доминантная гомозигота

В — рецессивная гомозигота

10. Какие типы гамет образуют следующие особи с генотипами: BB, kk, Aa, Cc.

Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание. Законы Менделя
классный час на тему

Для каждого человека ценностью номер один является его здоровье. В третье тысячелетие мы вступили с новейшими компьютерными технологиями, но все также неизлечимы СПИД, рак, сахарный диабет, увеличивается количество наследственных заболеваний. Статистика приводит печальные факты – сейчас в роддомах практически исчезли абсолютно здоровые малыши, на каждую тысячу родившихся – 800-900 имеют какие-либо врожденные дефекты.

Скачать:

Вложение Размер
urok_vinokurova_genetika.doc 278 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Основные понятия генетики.

Моногибридное скрещивание. Законы Менделя»

— формировать у студентов знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, правиле чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

— формировать умений составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику

— формировать навык решения генетических задач.

— воспитывать всесторонне развитой компетентной личности через использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем

— содействовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы

— развивать общеучебные умения и навыки – работы с текстом, анализа и синтеза информации;

— развивать познавательный интерес у студентов к изучению проблем генетики;

— формировать монологическую речь естественнонаучного характера.

Предметные умения УУД

– общеучебные: поиск и выделение неоходимой информации;

– рефлексия способов действия, контроль, оценка

– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

– установление причинно – следственных связей;

— синтез как составление целого из частей

— умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— владение монологической и диалогической формами речи

4 Личностные УУД

— создание личностно значимого продукта познавательной деятельности;

— умения решать практические познавательные задачи

— повышение уровня развития аналитических умений (сравнивать, обобщать, делать выводы)

В результате изучения данной темы студенты

-определение генетических понятий

-цитологические основы закона чистоты гамет

-определение и доказательства 1и-2 законов Менделя

-биологическое значение закономерностей наследственности.

-составить хромосомную и генную запись 1 и 2 законов Менделя;

— составлять схемы скрещиваний и решать генетические задач

— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Технические средства обучения: , ноутбук, проектор , экран

Раздаточный материал: учебные карты к уроку

Методические приемы: практический метод; мультимедийная презентация; демонстрация; иллюстрация; наглядный, беседа, тестирование.

Тип урока по основной образовательной цели: урок изучения нового материала и первичное закреплениес использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point .Основные опорные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиа проектора.

Технология: деятельностный подход

Основные понятия: генетика, наследственность, изменчивость, признак,, альтернативные признаки, ген , аллель, аллельные гены, локус, доминантный признак, рецессивный признак, гомозигота, гетерозигота, генотип, фенотип, моногибридное скрещивание, гибридологический метод, гибрид, I закон Менделя, II закон Менделя.

Для каждого человека ценностью номер один является его здоровье. В третье тысячелетие мы вступили с новейшими компьютерными технологиями, но все также неизлечимы СПИД, рак, сахарный диабет, увеличивается количество наследственных заболеваний. Статистика приводит печальные факты – сейчас в роддомах практически исчезли абсолютно здоровые малыши, на каждую тысячу родившихся – 800-900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Каким же будет поколение через 20-30 лет? Никого не надо убеждать – полноценного ребенка могут родить только абсолютно здоровые молодые люди. Это закон. Посейте незрелое семя в землю и посмотрите, какие всходы вы получите: нежизнеспособны и больные. Итак, чтобы появился на свет здоровый ребенок, необходима здоровая наследственность его родителей.

Сегодня мы начинаем разговор о самой интересной и важной наук .Вот какое определение мы находим в Современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой (Слайд 1 )

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой

Научная дисциплина, изучающая законы наследственности и изменчивости организмов.

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова

Отрасль биологии, изучающая условия зарождения организмов, их изменчивости и передачи наследственных свойств.

Наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.

О какой науке идет речь? Какое из определений на ваш взгляд наиболее точно ее характеризует ? Запишите определение в тетрадь.

Итак, тема сегодняшнего урока … .(Слайд 2)

Студенты формулируют тему: «Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание. Законы Менделя» и записывают ее в рабочую карту

Начиная любую работу нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока. У каждого из вас есть лист «Цель»(что я хочу узнать). Отметьте плюсом (+) в первой колонку, что вы хотели бы достичь сегодня на уроке .(Слайд 3 )

Что я хочу узнать на уроке

Узнать основные понятия генетики

Узнать некоторые законы генетики

Научиться решать генетические задачи

Познакомиться с историей, основными методами и задачами генетики

Научиться работать с учебником

Отдохнуть на уроке

Научиться выражать свои мысли и взаимодействовать в группе

Получить хорошую оценку

Назовите цели, которые вы поставили перед собой (2-3 студента зачитывают свои варианты)

  • Постановка проблемного вопроса
  • Генетика представляет большой интерес для педагогов и психологов, занимающихся воспитанием и обучением детей. Знание соотносительной роли генотипа и среды в развитии психических функций на ранних этапах онтогенеза позволяет разрабатывать эффективные программы вмешательства в развитие. Знание структуры дефекта при различных наследственных болезнях позволяет специалистам в области коррекционной и специальной психологии проводить адекватную коррекцию и компенсацию отклонений в развитии у детей и оказывать помощь в ранней диагностике

    Какое практическое значение имеет генетика ?( Студенты отвечают о значении генетики для сельского хозяйства, медицины, ..) А какое значение имеют генетические знания для каждого из вас?

    Для того, чтобы научиться правильно разобраться в основах генетики и уметь решать задачи необходимо вспомнить, что вызнаете из курса 9 класса.

    Наследственность и изменчивость – два свойства живых организмов , неразрывно связанные друг с другом.

    – А что такое наследственность, по вашему мнению?

    НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – это способность живых организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению.

    – А что же такое изменчивость?

    ИЗМЕНЧИВОСТЬ – способность живых организмов существовать в различных формах, т.е. приобретать в процессе индивидуального развития признаки, отличные от качества других особей того же вида . Запишите определения в рабочий лист.

    1. Изучение нового материала
    2. Самостоятельная работа с учебником в парах и индивидуально.

      Давайте вспомним основные понятия генетики. Обратимся к учебнику Захарова, страницы253-255.

      Прочитайте материал учебника, изучите информацию учебно- тематической карты 1(Приложение 1) и запишите определения выделенных понятий .

      Студенты работают в парах и индивидуально.

      Учебная карта по теме: «Основные понятия генетики»

      Прочитайте по учебнику Захарова с. 253-255 .

      Дайте определение следующим понятиям.

      Генетика -это наука о закономерностях __________________________

      Изменчивость — это ______________________________________

      В какие из приведенных ниже примеров речь идет о наследственности, а в каких- об изменчивости?

      а) чистокровная собака породы пойнтеров принесла 4-х щенят;

      б) появление белой вороны в стае черных;

      в) в семье голубоглазых родителей родился голубоглазый сын;

      г) под действием ультрафиолетовых лучей в клетках кожи человека образуется пигмент меланин.

      Признак -особенность строения любого организма.

      Признаки

      Задание2 . Определите какие признаки являются: а) качественными, б) количественными.

    3. красные цветки; 2) белые цветки; 3)длина стебля 60 см;
      1. морщинистые семена; 5)ширина листовой пластины 2,7 см; 6)усатый тип листа;
      2. жирность молока 30%; 8) короткий стебель, 9) морщинистые семена

      Альтернативные признаки — взаимоисключающие признаки, развитие которых определяется разными аллеями одного гена.

      Например: цветки красные и белые.

      Задание3. Укажите, какой из признаков является «лишним».

      1.а) желтые семена, б) зеленые семена, в) морщинистые семена.

      2.а) гладкие семена, б) круглые семена, в) морщинистые семена.

      3.а) травянистый стебель, б) длинный стебель, в) короткий стебель.

      4.а) зеленые бобы, б) простые бобы, в) членистые бобы.

      5.а) карие глаза, б) маленькие глаза,в) большие глаза

      Аллельные гены – __________________________________________

      Неаллельные гены — это гены, определяющие развитие разных признаков. Они расположены в различных участках гомологичных хромосом или в разных хромосомах.

    4. Перечисляем несколько генов кролика: а)черная окраска меха, б)висячее ухо, в)мохнатый мех, г)глухота, д) белая окраска меха. Определите какие из них являются аллельными генами?
    5. Как называется совокупность генов, полученных от родителей?
    6. 2. Как называется совокупность внешних и внутренних признаков, полученных от родителей?

      а) геном, б) кариотип, в) генотип, г) фенотип;

      3. Какие суждения верны?

      а) фенотип зависит от генотипа, б) фенотип зависит от генотипа и условий среды, в) генотип зависит от фенотипа и условий среды

      Задание 6 .(Слайд 5)

      Объясните схему: ген белок признак

      генотип фенотип

      факторы окружающей среды

      Самостоятельная индивидуальная работа у доски(1 человек) и в тетради. Пока группа работает с рабочей картой по заданию, 1 человек выполняет у доски доски задание:

      Вам предложен список терминов: изменчивость, фенотип, гетерозигота, доминантные гены, гибридологический метод, чистые линии, альтернативные признаки, моногибридное скрещивании, генетика, наследственность, генотип, рецессивные гены, аллельные гены, гомозигота. Подумайте, как можно данный список сгруппировать? Объясните, что будет критерием этой группировки.

      (слова можно разделить на две группы: понятия, которые мы знаем и понятия, которые мы не знаем).

      Задание для группы . Вам нужно заполнить пропущенные слова, для этого вы внимательно читаете определение и вставляете правильный термин.

      1.Свойство организмов передавать из поколения в поколения одни и те же признаки и свойства — … .

      2.Гены расположены в … .

      3.Парные гены расположены в одинаковых локусах гомологичных хромосом называются …. ….. .

      4.Хромосомы одинаковые по форме, размерам, отвечающие за одни и те же признаки называют ….. .

      5.Совокупность всех признаков организма называют …. .

      1. Гены, определяющие развитие разных признаков, расположенные в различных участках гомологичных хромосом или в разных хромосомах.

      2 Способность живых организмов передавать свои признаки из поколения в поколение называются ….. .

      3.Совокупность всех генов одного организма называется . а совокупность внешних и внутренних признаков — … .

      4. Способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства называется ….. .

      5. Особенность строения любого организма называются ….. .

      Ответы 1 вариант : 1.наследственность,2.хромосома, 3. аллельные гены

      2 вариант: 1.неаллельные, 2. наследственность, 3.генотип, фенотип, 4.изменчивость, 5. признак.

      -Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

      VII. Рефлексия: Что мы сейчас повторили? ( Основные понятия генетики). С какой целью? ( знание данных понятий необходимы для дальнейшего изучения генетики).

      VIII. Постановка проблемной ситуации

      Посмотрите, как много понятий генетики мы уже знаем, но этот список далеко не полный мы на уроке дополним его.

      Мы с вами знаем, что живые организмы обладают важным свойством – это наследственность, благодаря которому появившийся на свет зайчонок будет такой, как его родители, а растение кактус таким же, как то, от которого мы его пересадили. Мы с вами так же наследуем признаки от своих отцов и матерей, а наши дети унаследуют их от нас. А какие признаки мы можем унаследовать? (цвет волос, глаз и т.д.) Совершенно верно и самое главное, что большинство внешних признаков передаются из поколения в поколение. А теперь послушайте пример из жизни.

      В молодой семье родился ребенок. Муж и жена имеют карие глаза, а ребенок родился голубоглазый.

      • Что вас удивило? (почему ребенок голубоглазый)
      • Какой вопрос у вас возникает? (возможно ли это?)
      • Кто считает, что такое возможно, поднимите руки. Кто считает, что это невозможно, поднимите руки. Теперь поднимите руки те, кто сомневается.

      Итак, у нас появилось три мнения на данный вопрос и нам необходимо выяснить, какое из них правильное. Как мы можем это выяснить? (студенты предлагают разные варианты)

      Когда вы в математике пытаетесь доказать или опровергнуть какую-то теорему чем вы пользуетесь? (мы пользуемся правилом и решаем задачи). Генетика, как и математика, является точной наукой. Значит, мы можем предположить, что в генетике тоже есть законы и правила, которые можно проверить через задачи. А знаем ли мы законы генетики и умеем ли мы решать генетические задачи? (нет)Значит, какие задачи стоят перед нами, чему мы должны научиться, что узнать?

      Рассмотрим два генетических закона, знание которых помогут нам определить кто из нас прав в комментарии ситуации с молодой семьей. Многие ученые путем скрещивания родителей с различными вариантами одного и того же признака пытались выявить механизмы наследования, однако честь открытия основных генетических законов принадлежит чешскому ботанику Грегору Менделю.

      Доклад о Грегоре Менделе и его работах.

      Основной метод, который Г.Мендель положил в основу своих экспериментов – гибридологический . Давайте подумаем, что может быть заложено в основу данного метода, почему он так называется . (Его суть заключается в скрещивании организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам и получение гибридов)

      Гибридологический метод имеет две особенности. Первая заключается в том, что для получения гибридов должны быть использованы только чистые линии , т.е. живые организмы, в которых не наблюдается расщепление по данному признаку. Как будет называться такой генотип? ( гомозиготный) Как мы сможем его записать? ( АА, аа ). Вторая особенность гибридологического метода в том, что Г.Мендель наблюдал за наследование м альтернативных признаков

      Работа по таблице (слайд 12 )

      Для иллюстрации первого закона Г.Менделя используем таблицу. Что показано на таблице? (Растения гороха, которые различаются по одному признаку) Какой это признак? (Цвет семян :желтые и зеленые)

      Г. Мендель выбрал растения гороха, которые различаются только по одному признаку, т.е. какую особенность гибридологического метода он применил? (Скрещивание альтернативных признаков). Скрестил растение, имеющее желтую окраску семени с растением, имеющим зеленую окраску, причем эти растения гомозиготны. Значит, какую особенность гибридологического метода использовал Г.Мендель? (использование чистых линий) В результате все получившиеся растения оказались с желтыми семенами. Следовательно, у гибридов первого поколения проявился признак только одного родителя, который подавил действие другого признака. А как мы называем эти признак? (доминантный). А какой признак не проявился вообще? (зеленая окраска – рецессивный признак)Раз все гибриды получились одинаковые Г. Мендель назвал, это правилом единообразия гибридов первого поколения , т.е. все гибриды имеют одинаковую окраску. И это правило впоследствии получило название 1 закона Менделя или закона доминирования. Сформулировать его можно следующим образом: при скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям, отличающихся друг от друга по одной паре признаков, все первое поколении гибридов окажется одинаковым. Вид скрещивания, при котором особи отличаются только по одной паре признаков, называется моногибридным, где приставка моно обозначает один.

      Оформим закон в виде задачи. Для этого используют условные обозначения:

      Р – родители, Г – гаметы, F1 – потомство,

      А – желтые, а – зеленые, х – скрещивание. ,

      – мужской пол, — женский пол,

      Изначально Г. Мендель взял чистые линии. Как мы обозначаем генотип этих особей? (АА, аа) Сколько признаков взято? (один). Какой? (цвет (желтый и зеленый)) . Какой из этих признаков будет доминантным, а какой рецессивным? (желтый – доминантный, зеленый – рецессивный). Значит, какой буквой мы обозначаем желтый цвет, а какой зеленый? (А – желтый, а – зеленый) Обозначаем:

      Письменная фронтальная работа:

      Задание: запишите первый закон Г. Менделя в рабочий лист

      Далее Г. Мендель взял гибридные растения, полученные в первом скрещивании, вырастил эти растения, которые путем самоопыления дали второе поколение. Всего получилось 8023 растения, причем 6022 – желтые, а 2001 – зеленые. Подсчитайте, какую часть составляют желтые растения. (третью часть). Т.е. расщепление произошло 3 к 1 (три части желтых и одна часть зеленых). Основываясь на полученных результатах, Г. Мендель сформулировал второй закон. Может кто-то сможет сформулировать этот закон, опираясь на таблицу. (В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается расщепление 3:1, проявляются особи с рецессивными признаками, которые составляют ? часть).

      Письменная работа в парах:

      Задание: оформите данный закон письменно и затем в буквенном выражении. Оформление на доске ( 1 человек ).

      Работа Вместе со студентами разрабатывалась схема ООД

      Учебная карта по моногибридному скрещиванию составляется с учетом таких характеристик как фенотип и генотип родителей и потомков. Студентам предложено задание по вариантам:

      Записать схему скрещивания по вариантам

      1 вариант АА х АА ; 2 вариант АА х Аа; 3 вариант Аа х Аа; 4 вариант Аа х аа;

      5 вариант АА х аа; 6 вариант аа х аа.

      Результаты скрещиваний записать в соответствующую строку таблицы.