Как называется стих пушкина унылая пора

Унылая пора, очей очарованье…

Стихотворение в октавах «Осень» А. С. Пушкина написано осенью в 1833 году во время второго приезда поэта в с. Болдино, по возращению с Урала.

Как в прозе, так и в стихах А. С. Пушкин неоднократно писал, что осень – его любимая пора года, время его вдохновения, творческого подъема и литературных трудов.

Поэт неспроста был рад осени и считал ее временем своего расцвета: вторая осень А. С. Пушкина в имении Болдино протяженностью в полтора месяца оказалась не менее плодотворной и богатой на произведения, чем первая, эпохальная, Болдинская осень 1830 года.

Наиболее известен отрывок «Унылая пора! Очей очарованье!», являющийся VII октавой стихотворения «Осень», принадлежит к пейзажной лирике А. С. Пушкина. Строки отрывка являют собой законченную картину, реалистически точно передавшую пробуждение поэзии в душе вдохновленного любимой порой поэта.

Стихотворный размер отрывка – шестистопный ямб; строфа стихотворения – октава.

В багрец и в золото одетые леса,

Произведение «Осень», и в частности отрывок, не было опубликовано при жизни автора, впервые его издал В. А. Жуковский в посмертном собрании произведений А. С. Пушкина в 1841 году.

Предлагаем Вашему вниманию и текст стихотворения полностью:

I

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

II

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

III

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги.

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,

Ведь это наконец и жителю берлоги,

Медведю, надоест. Нельзя же целый век

Кататься нам в санях с Армидами младыми

Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

IV

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

Лишь как бы напоить, да освежить себя —

Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,

И, проводив ее блинами и вином,

Поминки ей творим мороженым и льдом.

V

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

VI

Как это объяснить? Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

VII

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

VIII

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русской холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн — таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

IX

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

Махая гривою, он всадника несет,

И звонко под его блистающим копытом

Звенит промерзлый дол и трескается лед.

Но гаснет краткий день, и в камельке забытом

Огонь опять горит — то яркий свет лиет,

То тлеет медленно — а я пред ним читаю

Иль думы долгие в душе моей питаю.

X

И забываю мир — и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем —

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

XI

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

Александр Пушкин — Унылая пора, очей очарованье: Стих

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

  • Следующий стих > Александр Пушкин — Любовь одна, веселье жизни хладной
  • Предыдущий стих > Игорь Северянин — Кавказская рондель
  • Читать похожие стихи:

    Отзывы к стихотворению: 51

    Сколько б мне лет ни было,с детства эти стихи читаю,когда иду в лес,всё соответствует и гармонирует настроению осеннего леса и стиха.Люблю стихи.

    Очень красивый стих и выразительный

    Прекрасное описание природы. Так кратко описано, а столько ощущений можно пережить, читая эти строки.

    Очень эмоциональное, выразительное стихотворение. Оно позволяет мысленно представить сказочные лесные богатства, увидеть тихую красоту осенней природы. Это стихотворение, знакомое с детства, всегда вызывает у меня лёгкую грусть.

    Учил в школе почти все стихи А. Пушкина. А этот стих показался для меня, самый таинственный и открытый для меня! В этот стих А.Пушкин вложил всю свою душу. Он нам передал в этих строках, всю красоту осенней природы, и красивые лесные места. Душу разрывает, когда читаешь этот стих.

    я с вами полностью согласен

    Прекрасное стихотворение! Читаешь и наслаждаешься…

    легко прочитать, но трудно выучить

    ты не прав, выучил за 1 идень

    Да сложно выучить

    Пффф… Легко выучить.

    Это как минеатюра .Очень круто

    Особенно, когда про миниатюру пишешь.

    пушкин вложил в это стихотворение всю свою душу читаешь и наслаждаешься за это я и люблю пушкина

    Пушкин великий поэт

    Пушкина очень легко учить

    «Пушкин- солнце русской поэзии».

    3 самых популярных человека в России- Пушкин, Путин и Чайковский

    щас попробую выучить за 30минут)

    это изииии на самом деле я взрослый человек просто привычки с 9 класса

    О русской природе лучше, чем А.С.Пушкин, считаю, написать никто не может.

    В книжке есть этот стих а это не нужно ну немного

    Равнодушным к этому стихотворению быть нельзя. Коротко, ясно, выразительно, красочно. Люблю с детства, поэтому, когда читаю, одолевает настальгия. Я считаю, что никто, корме А.С. Пушкина, не умеет так передавать в стихах свою любовь к природе.

    Стихи Александра Сергеевича Пушкина не могут не затронуть душу. Они совершенны, читаешь, и кажется, слова сами идут и слагаются в строчки и рисуют картины так естественно, просто — как будто из твоей души льются. И лучше не скажешь..
    Поэтому и запоминаются легко, и остаются а памяти на всю жизнь.
    Есть много талантливых, даже гениальных поэтов. Но Пушкин — это наше всё — русское, родное, дорогое и милое сердцу.

    Я это стихотворение в 1 классе учил.

    Я сейчас учу в 4 классе

    И не могу выучить

    Я тоже в 4 классе

    Мне не нравится Пушкин

    Пушкин лучше все

    Боже! Какие же мы счастливые! У нас были такие поэты! У нас есть такие стихи!

    ну я думал что это сказка

    Учиться за 10 минут.

    Очень люблю стихи Пушкина. Всегда читаю и знаю.

    Какие чувства вы испытывали когда читали отрывок осень унылая пора

    спасибо за стих просто у сына в учебнике нету а тут есть спасибо.

    Мне нравится этот стих он прикольный А. С. Пушкин вложил всю свою душу

    Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

    Все анализы стихотворений, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

    Осень (Отрывок — Пушкин)

    < Колокольчики звенят… Осень : Отрывок
    автор Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)
    Не дай мне Бог сойти с ума >
    См. Стихотворения 1833 . Дата создания: 1833 [1] , опубл.: 1841 [2] . Источник: Собрание сочинений А. С. Пушкина в 10 томах (1959–1962) [3]

    Осень

    Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
    Последние листы с нагих своих ветвей;
    Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
    Журча ещё бежит за мельницу ручей,
    Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
    В отъезжие поля с охотою своей,
    И страждут озими от бешеной забавы,
    И будит лай собак уснувшие дубравы.

    Теперь моя пора: я не люблю весны;
    Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
    Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
    Суровою зимой я более доволен,
    Люблю её снега; в присутствии луны
    Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,
    Когда под соболем, согрета и свежа,
    Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!

    Как весело, обув железом острым ноги,
    Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
    А зимних праздников блестящие тревоги.
    Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
    Ведь это наконец и жителю берлоги,
    Медведю, надоест. Нельзя же целый век
    Кататься нам в санях с Армидами младыми
    Иль киснуть у печей за стёклами двойными.

    Ох, лето красное! любил бы я тебя,
    Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
    Ты, все душевные способности губя,
    Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
    Лишь как бы напоить, да освежить себя —
    Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
    И, проводив её блинами и вином,
    Поминки ей творим мороженым и льдом.

    Дни поздней осени бранят обыкновенно,
    Но мне она мила, читатель дорогой,
    Красою тихою, блистающей смиренно.
    Так нелюбимое дитя в семье родной
    К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
    Из годовых времён я рад лишь ей одной,
    В ней много доброго; любовник не тщеславный,
    Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

    Как это объяснить? Мне нравится она,
    Как, вероятно, вам чахоточная дева
    Порою нравится. На смерть осуждена,
    Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
    Улыбка на устах увянувших видна;
    Могильной пропасти она не слышит зева;
    Играет на лице ещё багровый цвет.
    Она жива ещё сегодня, завтра нет.

    Унылая пора! очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкий солнца луч, и первые морозы,
    И отдалённые седой зимы угрозы.

    И с каждой осенью я расцветаю вновь;
    Здоровью моему полезен русской холод;
    К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
    Чредой слетает сон, чредой находит голод;
    Легко и радостно играет в сердце кровь,
    Желания кипят — я снова счастлив, молод,
    Я снова жизни полн — таков мой организм
    (Извольте мне простить ненужный прозаизм).

    Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
    Махая гривою, он всадника несёт,
    И звонко под его блистающим копытом
    Звенит промёрзлый дол и трескается лёд.
    Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
    Огонь опять горит — то яркий свет лиёт,
    То тлеет медленно — а я пред ним читаю
    Иль думы долгие в душе моей питаю.

    И забываю мир — и в сладкой тишине
    Я сладко усыплён моим воображеньем,
    И пробуждается поэзия во мне:
    Душа стесняется лирическим волненьем,
    Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
    Излиться наконец свободным проявленьем —
    И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
    Знакомцы давние, плоды мечты моей.

    И мысли в голове волнуются в отваге,
    И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
    Минута — и стихи свободно потекут.
    Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
    Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
    Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
    Громада двинулась и рассекает волны.

    Плывёт. Куда ж нам плыть? .
    .
    .

    Урок литературного чтения в 4-м классе. А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье!»

  • Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски автор рисует картины осени.
  • Познакомиться с новыми литературными приёмами, позволяющие автору передать всю полноту чувств.
  • План урока

    (На слайдах меняются картины осени, и (учитель в записи читает) звучит стихотворение А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!” на фоне музыки Чайковского “Времена года”. См. Приложение 1, Приложение 2).

    – Согласитесь красивое стихотворение. Всего 8 строк, а сколько чувств.
    Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!”.

    – На уроке мы должны:

    1) Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует картины осени.
    2) Познакомиться с новым литературным приёмом, позволяющим автору передать всю полноту чувств.

    – Какие знания мы должны получить на сегодняшнем уроке? (Научиться анализировать стихотворение. Познакомиться с новым литературным приёмом.)

    Откроем учебник на с. 70-й, прочитаем стихотворение и более пристально рассмотрим созданные автором лирические образы.

    – Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам только настроение? (Преобладает настроение)
    – Как называется произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души? (Это лирическое произведение)

    – Давайте ещё раз выясним, какова основная задача лирического произведения? (Основная задача лирического произведения – передать чувства).
    – Какие чувства передаёт автор? (Чувства восхищения, чувства грусти, т. к. осень уходит).
    – Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит. (Ученик читает всё стихотворение.)
    – То есть нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства он выразил, одним словом ЛЮБЛЮ.

    А дальше следует перечисление с повторяющимся союзом И, ветра шум, и свежее дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы. Соответственно, нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения. Всё предложение (однородные члены даются через запятую) должно быть прочитано на одном дыхании.

    – Прочитайте по себя одно предложение, состоящее из шести строк с интонацией перечисления. (читают про себя)

    – А теперь прочитаем вслух.

    – Ребята, сейчас каждый ещё раз прочитает стихотворение про себя и читая обратите внимание, что автор больше всего любит в осени?

    – Итак, что же поэт любит? (Пышное природы увяданье.)

    – Что вы понимаете под этими словами? (Ответы детей.)

    – Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это слово со словом пышное , автор получает совершенно другой образ.
    – Что значит пышное? (Красивое, яркое, торжественное.)
    – Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание. Найдите и прочитайте эти строки.

    (Ученик читает 4–8 строки)

    В багрец и в золото одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкий солнца луч, и первые морозы,
    И отдалённые седой зимы угрозы.

    – Можно ли назвать данное увядание пышным? (Да, можно.)
    – В багрец и в золото одетые леса.
    – Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало употребляем? (Багрец.)

    (На слайде появляется слово БАГРЕЦ).

    – Вам предложена словарная статья из толкового словаря русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова.

    Багрец –
    1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.
    2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.

    – Слово багрец имеет два значения. Какое значение А.С.Пушкин берёт для своего стихотворения? (Первое значение – красная краска тёмного оттенка, багровая.)
    – А еще, какое устаревшее слово встретили в стихотворении? (Очи.)
    – Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово, используемое в поэтической речи.
    – А что придают устаревшие слова данному произведению? (Они придают таинственность, сказочность, торжественность – очей очарованье.)
    – Давайте прочитаем первую строчку стихотворения.

    Унылая пора! Очей очарованье!

    – Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “ Очей очарованье !” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.
    – Прочитайте только первую строчку выразительно, выбирая правильную интонацию.

    (Читает 2–3 ученика.)

    – Давайте рассмотрим картины русских художников, которые также как и Пушкин восхищаются осенью. Посмотрите, на 71-й странице вам даны репродукции картин таких художников, как Василий Поленов и Исаак Левитан.

    – Почему А. С. Пушкин называет осень унылой порой? (Потому что это пора увяданья природы, листья опадают, деревья стоят голые, краски тускнеют, появляется больше серого.)

    – А почему же это все-таки и пора очей очарованье? (Потому что это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным ковром.)

    – И нам, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на эти с каждым днём меняющиеся картины.

    – Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях у нас за окном – вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не увидим такого буйства красок.

    – Прощальная краса . Вот ещё одно словосочетание.

    – Что интересного вы заметили? (Слова не сочетаются.)

    Эти словосочетания содержат в себе противоречие, но это не просто игра слов, это литературный приём под названием ОКСЮМОРОН, т. е. сочетание несочетаемого.

    ОКСЮМОРОН – художественный приём; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе. (Например, горячий снег; скупой рыцарь; пышное увядание; унылая пора, очей очарованье; прощальная краса, убогая роскошь – Некрасов; сердцу изведать сладчайшую боль – А. Блок).

    – Вместе хором проговорим это слово: ОКСЮМОРОН.

    Физкультминутка

    (Исполняется под музыку.)

    – А сейчас представьте одинокий падающий лист. Давайте встанем, и покажем сначала левой рукой, как он падает (взмах рукой), а потом правой рукой (взмах рукой).
    – Повернёмся к схеме универсальных символов и последим глазами за движением листа.
    – Пройдите на свои места и поменяйтесь местами.

    – Читаем стихотворение ещё раз про себя и представляем картину, которую создаёт автор.

    (Чтение учащимися про себя)

    – Давайте представим образный ряд, выраженный именами существительными. Назовите их. (Леса, ветра шум, небеса, солнца луч, морозы, зимы угрозы).
    – Итак, леса, ветра шум, небеса, солнца луч, морозы, зимы угрозы.

    – Сейчас один ученик будет читать стихотворение, а все остальные внимательно слушают и следят за чтением не по учебнику, а по той образной схеме, которую мы попытались создать к данному стихотворению.

    (Ученик читает, а на экране мелькают слайды).

    Физкультминутка

    (Ещё один способ запомнить стихотворение, прочитать его при помощи мимики и жестов).

    – А сейчас мы с вами попробуем прочитать это стихотворение при помощи мимики и жестов.

    Унылая пора! Очей очарованье! (правая рука к груди)
    Приятна мне твоя прощальная краса – (машем рукой – имитируем “прощай”)
    Люблю я пышное природы увяданье, (развести руки в стороны, рука вниз)
    В багрец и в золото одетые леса, (руки вверх)
    В их сенях ветра шум (покачивание) и свежее дыханье,(вдох)
    И мглой волнистою покрыты небеса, (мимика, глаза, брови свели)
    И редкий солнца луч, (улыбка, брови натянуть) и первые морозы,
    И отдаленные седой зимы угрозы (рука вверх, кулачок с поднятым указательным пальцем).

    Ну а сейчас, после такого прочтения стихотворения, наверное, есть желающие прочитать это стихотворение наизусть, используя предложенную схему (схема не мелькает, а находится на экране вся).

    Домашнее задание:

    1. Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина на с.70;
    2. Вырезать осенний лист и на нём:

    1-й вариант – написать известное стихотворение А. С. Пушкина, т. е. подобрать ещё одно стихотворение;
    2-й вариант – написать самому стихотворение об осени.

    Итог урока

    – Итогом урока сегодня послужит тест. Возьмите лист, на котором вы будете фиксировать ответы теста. Вы ставите номер вопроса и букву ответа.

    1. Какие произведения называются лирическими?

    а) выражающие различные мысли и чувства;
    б) предназначенные для постановки на сцене;
    в) имеющие в своей основе вымысел.

    2. Какова основная мысль данного лирического произведения?

    а) радость наступления осени;
    б) грусть осеннего увядания;
    в) тоска наступающей зимы.

    3. Назовите основной прием, используемый автором в построении стихотворения.

    а) наличие сложных предложений;
    б) наличие большого количества глаголов;
    в) наличие однородных членов предложения и повторяющегося союза И.

    4. Что такое оксюморон?

    а) прием, заключающийся в замене одного слова или понятия другим;
    б) художественный приём; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном произведении;
    в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

    – Назовите устаревшие слова, используемые автором в стихотворении.

    – Передайте ваши ответы, они будут оценены, но чтобы вы уже могли сами себя оценить, мы проверим тест сейчас (проверка на слайдах).

    Рефлексия

    – Оцените свою работу на уроке:

    • поднимите лист зелёного цвета, если вы оцениваете свою работу на уроке высоко;
    • поднимите лист жёлтого цвета, если вы работали на уроке хорошо;
    • и лист красного цвета, если вы считаете, что работали, не достаточно и могли бы лучше.
    • Урок внеклассного чтения «Унылая пора! Очей очарованье!». 4-й класс

      Класс: 4

      Цели:

      • формировать у детей навыки чтения на примере художественного произведения А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»
      • совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения;
      • развивать творческие способности, воображение, образную речь, память;
      • Задачи:

        • помочь детям понять и почувствовать величие, значимость, красоту русской музыки, живописи, поэзии;
        • пробудить желание больше читать о музыке, искусстве.

        Ход урока

        1. Организационный момент. ( звучит музыка «Осень»)

        2. Введение в тему.

        — Ребята, постарайтесь отгадать, о чем пойдет речь в моей загадке.

        Листьям — время опадать,
        Птицам — время улетать,
        Грибникам — блуждать в тумане,
        Ветру — в трубах завывать.
        Солнцу — стынуть,
        Тучам — злиться,
        Нам с тобой идти учиться.

        — Как вы догадались, что речь в загадке шла об осени? (доказать, используя строки)

        3. Тема

        — Сегодня мы с вами через музыку, пейзажную живопись и поэзию постараемся почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров музыки, поэзии, живописи.

        — Понаблюдаем, как одно и то же явление изображают композиторы, художники и поэты.

        — Какими «инструментами» пользуются для этого художники, поэты, композиторы ? (краски, слова, звуки)

        — Ваша задача: в течение всего урока вам необходимо записывать в тетрадь для чтения фразы об осени, которые больше понравились.

        — Какие месяцы относятся к осени?(Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)

        — Сложите первые буквы этих месяцев, что получится? (СОН)

        — Какая бывает осень? (ранняя и поздняя)

        — О какой осени говорится? Докажите.

        Осень улицей спешит,
        Красит всё, не ленится,
        Под колесами шуршит
        Желтая метелица.

        (на доске иллюстрации осени под номерами)

        — Какие иллюстрации подходят к этому четверостишию?(называют номера и доказывают)

        — К каким месяцам подходит ранняя осень в нашем Хабаровском крае?

        — У нас хороши все времена года. Каждое примечательно по-своему. Особенно прекрасна у нас осень. Дальневосточники совершенно справедливо именно ей отдают свое предпочтение.

        — Каких Дальневосточных поэтов, писателей вы знаете?

        — Сегодня мы услышим одно из стихотворений Леонида Яхнина. (читает ученица)

        (ребята записывают понравившиеся строки)

        — О каких осенних признаках говорится?

        — Почему понравилось это стихотворение?

        — А каких Николаевских поэтов знаете ? (Александр Рачков, Лилия Меркумьянцева, Александр Перегудов, Татьяна Головачева и др.)

        — Один из них Владислав Леонтьев. Это уже пожилой человек, который жил у нас в Николаевске-на-Амуре и постоянно печатался в городских газетах. Сейчас он проживает в г. Хабаровске, где продолжает свою творческую деятельность.

        — Посмотрите видеозарисовку нашей осенней тайги, и вы услышите стихи В. Леонтьева. (записываем в тетрадь выражения)

        — Зачитайте понравившиеся строки В. Леонтьева, которые вы записали.

        — Но кроме Дальневосточных и Николаевских поэтов, есть всем известные.

        — Каких поэтов вы знаете?

        — Обратите внимание на стихотворение А.С. Пушкина «»Унылая пора! Очей очарованье!»

        Унылая пора! Очей очарованье!
        Приятна мне твоя прощальная краса —
        Люблю я пышное природы увяданье,
        В багрец и в золото одетые леса,
        В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
        И мглой волнистою покрыты небеса,
        И редкий солнца луч, и первые морозы,
        И отдаленные седой зимы угрозы.

        — Прочитайте название. Как понимаете? (работа над орфограммами)

        — Прочитайте про себя. Определите для себя слова, значение которых необходимо посмотреть в толковом словаре. (сени, багрец)

        — Какие встретились устаревшие слова, олицетворения, метафоры?

        (работа по тексту: расставляем паузы, логическое ударение, темп)

        — Подготовьтесь прочитать правильно, с чувством. (чтение)

        — Кому удалось передать настроение стихотворения?

        — Запишите понравившиеся строки. Зачитайте.

        — Какие пословицы, приметы осени знаете. Объясните смысл.(используем тетради по окружающему миру.)

        — Осень воспевают не только писатели, но и композиторы.

        — Каких известных композиторов знаете?

        — Один из них П.И. Чайковский. Хочу предложить вашему вниманию произведение П.И. Чайковского «Времена года»

        — Закройте глаза. Слушая произведение, затем расскажете какую осеннюю картину представляли.(слушание)

        — Что вы представили?

        — Что способствовало спокойствию? (музыка)

        — Ранняя или поздняя осень нам представилась? Почему?

        — Какая бы иллюстрация подошла? (на доске) Опишите, докажите.

        4. Заключение

        -Стихотворения каких поэтов слушали на уроке?

        — Какое понравилось больше? (автора)

        — Зачитайте те выражения, которые вы записывали на протяжении всего урока.

        — Я хочу, чтобы вы дома (по желанию)

        • нарисовали иллюстрации, которые вы представили, слушая П. И. Чайковского;
        • сочинили четверостишие об осени;
        • подобрали музыкальное произведение на осеннюю тему.
        • 5. Рефлексия.

          — Сегодня на уроке мы говорили об осени. Доказали, что это одно из замечательных времен года у поэтов, художников и композиторов.

          — Понравился ли вам урок?

          — Какое настроение у вас?

          — Есть ли желание поделиться своими знаниями со своими сверстниками?

          «Унылая пора! Очей очарованье!» Конспект НОД в области «Познание» с детьми подготовительной группы

          Анна Петрова
          «Унылая пора! Очей очарованье!» Конспект НОД в области «Познание» с детьми подготовительной группы

          Тема «Унылая пора! Очей очарованье

          1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

          1. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов осени и составлять об этом рассказ.

          2. Развивать логическое мышление через нахождение логических связей между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, приспособлением растений и животных к зиме.

          3. Воспитывать познавательный интерес, умение любоваться красками осени.

          Мольберт, репродукции картин, магнитофон, аудиозаписи – музыка П. И. Чайковского «Времена года», «Октябрь»; модели признаков осени.

          Беседа «Для чего дереву листья?», чтение произведений художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А. Твардовский «Лес осенью», разучивание стихов об осени, загадывание загадок, пение песен; показ презентации для детей «Осень в стихах и картинах».

          Ход занятия:

          Воспитатель: Воспитатель выразительно читает стихотворение А. С. Пушкина «Осень»:

          Унылая пора! Очей очарованье!

          В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

          И редкий солнца луч, и первые морозы,

          И отдаленные седой зимы угрозы.

          Воспитатель обращает внимание на красоту поэтического выражения, затем спрашивает, о каком времени года идёт речь в стихотворении.

          Воспитатель. Правильно, здесь говорится об осени. А какое сейчас время года? Как вы догадались? (Выслушивает ответы детей). Ребята, давайте вернёмся в прошлое и вспомним, как начиналась осень.

          (Открывается демонстрационная картина «Ранняя осень»). Идёт обсуждение картины по следующим вопросам:

          — Каким был лес вначале осени?

          — Что подсказывает вам, что осень наступила?

          — Какими дарами щедра ранняя осень?

          — Вспомните дары леса, сада, огорода?

          (Ответы детей с использованием моделей.)

          — Как одевались люди в начале осени? Почему? (Модели)

          Воспитатель. Ребята, а как называется следующий период осени?

          (Открывается демонстрационная картина «Золотая осень).

          — Как называют пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в жёлтые, красные, оранжевые тона? (Ответы детей)

          — Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время года любят и взрослые, и дети. Поэты пишут стихи, художники – картины, композиторы сочиняют музыку.

          Воспитатель читает стихотворение об осени Е. Трутневой «ОСЕНЬ»

          Стало вдруг светлее вдвое,

          Двор как в солнечных лучах —

          Это платье золотое

          У берёзки на плечах.

          У калины и рябины

          Вьются стаями дрозды.

          Под окошком георгины

          Красотой своей горды.

          Воспитатель предлагает детям вспомнить и прочитать самим стихи об осени.

          (3 – 4 ребёнка читают стихи про осень).

          Воспитатель: вспомните, дети, когда мы с вами гуляли, вдруг подул ветер и на нас полил жёлтый, золотой дождь, мы все засмеялись, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? (Листопад.)

          – Ребята, а какие виды деревьев особенно красивы осенью? (Клён, берёза, лиственница и т. д.) А почему листья осенью на деревьях желтеют и опадают? (Модели: осеннее солнце, долгота дня, «Для чего дереву листья?»)

          — Деревья сбрасывают листья, потому что зимой им не хватает питания, света и тепла, так деревья приспосабливаются к зиме.

          Воспитатель читает стихотворение И. Бунина «Листопад»

          Лес, точно терем расписной,

          Лиловый, золотой, багряный,

          Веселой, пестрою стеной

          Стоит над светлою поляной.

          Березы желтою резьбой

          Блестят в лазури голубой,

          Как вышки, елочки темнеют,

          А между кленами синеют

          То там, то здесь в листве сквозной

          Просветы в небо, что оконца.

          Лес пахнет дубом и сосной,

          За лето высох он от солнца,

          И Осень тихою вдовой

          Вступает в пестрый терем свой.

          ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:(свободное построение – «Игра с листочками» — ритмопластика.)

          Воспитатель: Ребята, давайте изобразим листопад. Пусть каждый из вас на минутку станет ярким осенним листком, который, медленно, красиво и плавно кружась, падает на землю.

          (Звучит пьеса П. И. Чайковского «Октябрь».- дети кружатся под музыку.)

          Воспитатель: А как сейчас выглядят наши леса, сады, поля, огороды? Воспитатель открывает демонстрационную картину «Поздняя осень». Идёт обсуждение. (Деревья сбросили листья, огороды и сады опустели, стало очень холодно. Иногда даже идёт снег. Многие звери уже устроились на зимнюю спячку, а перелётные птицы все улетели.) Как называется этот период осени? (Поздняя осень.)

          Воспитатель: Что вы можете рассказать о жизни наших зверей осенью? (Ответы детей с использованием моделей: шерсть животных становится гуще, меняется её окраска, какие звери заготавливают корм на зиму, кто из зверей устроился на зимнюю спячку.)

          Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорили о трёх периодах осени. Они очень разные, но чем-то и похожи. А что вам больше всего нравится осенью и что не нравится? (проводится игра «Хорошо – плохо».) А теперь я приглашаю вас посетить наш парк, который находится около нашего детского сада.

          Фотоотчёт «Осенняя викторина» Фотоотчёт «Осенняя викторина»Унылая пора! Очей очарованье! Александр Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.

          Золотая осень-выставка поделок В нашем детском саду и в группе регулярно проходят выставки, вот некоторые работы. А. С. Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна.

          Литературное чтение. 4 класс

          Конспект урока

          Литературное чтение, 4класс

          Урок 10А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование. »

          Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

          Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» и его анализ.

          Глоссарий по теме

          Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

          Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

          Эпи?тет (от др.-греч. ???????? — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»)

          Багрец — Красная краска темного оттенка, багровая (Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 20120)

          Очи — ОКО, -а, мн. очи, очей (устар. и высок.) и (стар.) очеса, очес, ср. (устар. и высок.). То же, что глаз (С. И. Ожегов. Толковый словарь)

          Стихотворение; литературный прием; олицетворение; лирический герой; эпитет; метафора.

          Основная и дополнительная литература по теме урока:

          1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 223 с.: ил. С.66 — 71
          2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
          3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2020.
          4. Основное содержание урока

            На фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь» сменяются картины осени.

            Продолжает звучать музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь». Под музыку диктор читает стихотворение. На экране демонстрируется текст.

            И отдалённые седой зимы угрозы.

            Наверняка вам понравилось это стихотворение. Оно очень красивое. Согласны? Всего восемь строк, а сколько чувств.

            — Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам только настроение?

            В стихотворении преобладает настроение.

            — Как называется произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души?

            Произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души – это лирическое произведение.

            — Давайте ещё раз выясним, какова основная задача лирического произведения?

            Основная задача лирического произведения – передать чувства.

            — Какие чувства передаёт автор?

            Автор передаёт чувство восхищения, чувство грусти, так как осень уходит.

            Давайте зачитаем строки, где автор выражает свои чувства, то есть что он любит.

            Унылая пора! очей очарованье!

            И отдалённые седой зимы угрозы

            Нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства Александр Сергеевич выразил одним словом «Люблю». А дальше следует перечисление с повторяющимся союзом И — ветра шум, и свежее дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы. Соответственно, нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения. Всё предложение должно быть прочитано на одном дыхании.

            Прочитайте про себя одно предложение, состоящее из шести строк с интонацией перечисления.

            — А теперь прочитайте вслух. Обратите внимание, что автор больше всего любит в осени?

            — Итак, что же поэт любит?

            Пышное природы увяданье.

            — Что вы понимаете под этими словами?

            Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это слово со словом пышное, автор получает совершенно другой образ.

            — Что значит пышное? Красивое, яркое, торжественное.

            Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание.

            Найдите и прочитайте эти строки.

            В багрец и в золото одетые леса

            Здесь, возможно, вам незнакомо слово багрец. Что же оно означает?

            1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.

            2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.

            Слово багрец имеет два значения. Какое значение А. С. Пушкин берёт для своего стихотворения?

            Первое значение – красная краска тёмного оттенка, багровая.

            Изменится ли картина осени, если слова «багрец», «золото» заменить на «тёмно-красный» и «жёлтый»?

            Золото — это признак богатства и украшение, Автор сравнивает с ним, чтобы показать богатство природы

            Багрец и золото — эти слова придают картине возвышенность, торжественность, величавость. Пушкин восхищён этой увядающей красотой осени, он наслаждается последними, исчезающими бликами прекрасного.

            Значит, и читать эту строчку следует, выделяя эти слова, придавая им величие.

            Ещё нам встретилось слово очи.

            Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово, используемое в поэтической речи.

            — А что придают устаревшие слова данному произведению?

            Они придают таинственность, сказочность, торжественность – очей очарованье

            Унылая пора! Очей очарованье!

            Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “Очей очарованье!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.

            Прочитайте только первую строчку выразительно, выбирая правильную интонацию.

            Пушкин называет осень унылой порой?

            Потому что это пора увяданья природы, листья опадают, деревья стоят голые, краски тускнеют, появляется больше серого.

            — А почему же это все-таки и пора очей очарованье?

            Потому что это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным ковром.

            Приятна мне твоя прощальная краса. Почему краса прощальная? Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях? Вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не увидим такой игры красок.

            Пушкин использует разнообразные средства художественной выразительности, которые делают текст стихотворения очень ярким и красочным.

            Прежде всего это эпитеты, например Унылая, Прощальное, Пышное.

            Можно легко отыскать в тексте и метафоры, то есть некое сравнение одного предмета с другим, например, слова Багрец и Золото, с которыми поэт сравнивает цвета осеннего леса.

            Далее находим в тексте Олицетворение, то есть придание неживой природе черт живого существа. Пушкин говорит об угрозах, которые оказывается способна делать Зима, о Дыхании Ветра, а Леса оказываются Одетыми.

            Давайте рассмотрим картины русских художников, которые так же, как и Пушкин, восхищаются осенью.

            В. Поленов на картине «Золотая осень» изобразил пору золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе ещё кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета.

            Осень на ней ещё только-только просыпается, она ещё не дохнула на деревья, и многие из них ещё в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии природы.

            Глядя на картину знаменитого художника И. Левитана «Вечерний звон», нельзя оторвать глаз. Он чётко и ярко передал всю красоту осени и великолепного заката. На картине изображена холодная река, от которой бросает в дрожь. В небеса он возвёл теплыми красками золотые купола, при этом согревая душу. Деревья ещё не успели пожелтеть, но под ногами чувствуется холодная земля. Чудное небо, словно зовет улететь с птицами куда то в даль, а рыбак приглашает прокатиться на своей маленькой, дряхлой лодке и посмотреть закат. Природа, словно дышит свежим воздухом. Всматриваясь в картину, безумно хочется улететь за тот поворот реки. Возможно, именно там исполняются все мечты.

            Нам тоже, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на эти с каждым днём меняющиеся картины.

            – Вы замечаете, как быстро желтеют листья на деревьях у нас за окном? Вот она прощальная краса. Ещё немного времени и мы уже не увидим такого буйства красок.

            Таким образом, мы выяснили, что главная тема повествования — красота природы и восхищение ею. Человек, по мнению Пушкина, должен чувствовать единение с окружающим миром, уметь ценить и различать его многообразие. Поэт неравнодушен к временам года, он анализирует их и сравнивает, находя для себя самый любимый период.

            Поэт пытается донести до читателя главную идею стихотворения, своё видение этого волшебного и своеобразного времени. Пушкин открывает перед читателем свою душу и признаётся в том, что с каждой осенью он расцветает вновь и призывает нас разглядеть в ней не только “унылую пору”, а еще время, когда можно поймать вдохновение, лишь взглянув на то, как стоят «в багрец и в золото одетые леса».

            Главная мысль автора – заразить читателя красотой увядания, когда природа на прощание ликует и кружится в карнавале ярких красок, но всё же в глубине тенистых садов уже слышится дыхание холода, предвестника зимы. Уметь разглядеть эту ни на что не похожую красоту

            Разбор типового тренировочного задания

            Установите соответствие между словом и его значением.

            Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные)

            Читайте так же:  Рамка на иконе как называется