Как называются дети которые быстро развиваются

Как называются дети которые быстро развиваются

«Мы в свое время такими не были», — любят повторять люди старшего поколения. И они правы — каждое поколение отличается от предыдущего. Ученые уверены: сегодня дети взрослеют быстрее своих родителей.

Люди растут

Первые фиксированные наблюдения, касающиеся скорости развития человека в младшем возрасте, были сделаны в середине ХХ столетия. Тогда немецким ученым Э.Кохом было замечено, что за последние сто лет люди изменились в физиологическом строении в сторону укрупнения. Так, среди признаков акселерации были впервые выделены следующие:
Увеличение массы и длины тела.
В настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад. Московские мальчики возраста 13 лет за последние 80 лет стали выше на 1 см, а девочки – на 14,8 см. В разных странах, видимо, в силу климатических условий, эти показатели разнятся. Так, в Голландии за последние 150 лет мужское население выросло на 14 см, а в странах Южной Европы всего на 2-3 см. Кстати, наблюдения за ростом и весом людей проводились отнюдь не в стенах университетских лабораторий, а были впервые замечены случайным образом – по записям военных комиссий, годами взвешивающих и измеряющих рост новобранцев.
Половое взросление.
Не все социальные процессы можно объяснить культурной пропагандой и насаждением извращенных ценностей. Подростки сегодня, как доказала наука, действительно взрослеют раньше. Половое развитие мальчиков и девочек в развитых странах заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, а за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.
Акселерация делает людей более активными во всех отношениях. Так, имеются сведения и об удлинении детородного периода: за последние 60 лет он увеличился на восемь лет. У женщин в Центральной Европе за последние 100 лет менопауза сдвинулась с 45 до 48 лет, в нашей стране это время приходится в среднем на 50 лет, а в начале века приходилось на 43,7 года.
Психическое развитие.
Акселерация при сохранении традиционно сложившихся условий воспитания и норм поведения подростков в отдельных случаях становится источником возникновения смысловых барьеров, конфликтов и девиантных форм поведения. Иными словами, психика не поспевает за физиологией, что вызывает внутриличностные конфликты и сложности в социальной адаптации. Однако такая картина не является правилом.

Напротив, культурная среда в развитых странах развивается подчас быстрее физиологических процессов, о которых мы упомянули ранее. Поэтому быстро взрослеющие индивиды вписываются в социальный контекст гораздо быстрее своих сверстников, живших на полстолетия раньше.

С этим связан ряд неожиданных следствий. Например, в странах Европы и Северной Америки возраст вступления в брак сдвинулся на 5-7 лет, что объясняется более ранним возрастом начала половой жизни у подростков и большей свободой действия в связи с этим. Правила брачного поведения больше не диктуются безальтернативной религиозной истиной – и люди не боятся следовать гедонистическим позывам.

Причины

Теорий на этот счет немало, и сложно выделить среди них ведущую. Скорее, акселерацию следует объяснять синергетической совокупностью ряда факторов.

Отечественные и зарубежные ученые-медики и антропологи склонны выделять три главные причины ускоренного развития человека в последние полтора столетия: изменение состава атмосферы вкупе с влиянием электромагнитного поля, изменение рациона питания и урбанизация.

Сторонник первой обозначенной теории, Т. Трейбер утверждает, что радиоактивное загрязнение среды обитания человека, на первых порах ведет к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда. Загрязнение окружающей среды и атмосферы ведет к снижению уровня содержания в воздухе кислорода, что ведет к расширению объемов легких и неизбежно приводит к увеличению массы тела.

Адепты теории урбанизации связывают акселерацию с феноменом разнокачественного скрещивания. Исторически в города переселялись более развитые и способные к адаптации индивиды, часто различающиеся по национальному и расовому признаку.

Городская среда в большей степени, чем сельская, подразумевает борьбу за выживание, чем стимулирует селекцию наиболее активных и развитых членов человеческого общежития.

Нутрицевтическая теория, связывающая акселерацию с изменением в питании людей ХХ века, сводится к тому, что люди в развитых странах получили доступ к разнообразной пище, богатой углеводами и витаминами, что также ведет к увеличению массы тела.

Однако эта теория выглядит весьма спорно на фоне появления в это же время генномодифицированных продуктов и массового производства химикатов, употребляемых людьми в пищу регулярно.

Как бы то ни было, какая бы теория в конечном итоге ни оказалась верна, процессы акселерации представляются закономерными в отношении развития человеческого вида.

Эволюция неизбежна, она не знает финала – она может лишь ускорять или замедлять свой темп. Ошибочно было бы полагать, что то ускорение, которые мы наблюдаем сейчас, — первый случай в истории нашего вида. Скорее первый, зафиксированный наукой, которой еще 200 лет назад не были доступны методы и техники, которыми она располагает сегодня.

Ускорение времени

По терминологии ведущего британского историка Эрика Хобсбаума, модерн, берущий свое начало в Новом Времени, принадлежит к эпохам «быстрой» (или «короткой») истории, когда возрастает скорость во всех проявлениях человеческой жизнедеятельности: в труде и его интенсивности, в перемещении в пространстве, в усвоении информации, наконец, в чередовании циклов – экономических, социально-политических, войны и мира, и прочего.

Хобсбаум проводит последовательный анализ исторического развития человеческого общества и делает заключение, ставшее в гуманитарной науке крылатым: каждая последующая эпоха короче предыдущей.

По мнению ученого, время постоянно ускоряется – человечество успевает произвести, написать, разрушить и построить заново больше за меньший промежуток времени.

В пользу теории ускоренного времени говорит и постоянное насыщение информационного поля человека. По данным исследовательского института Массачусетса, в 1986 году на каждого жителя Земли приходилось лишь 0,16 Мбайта переданной через коммуникационные устройства информации, а в 2007 году — уже 27 Мбайт. Т.е. за 25 лет человечество стало общаться почти в 170 раз более информационно насыщенно.

Трудно себе представить, чтобы такие изменения не повлияли на психическое развитие новых поколений. Маршалл Маклюэн, занимавшийся теорией коммуникации, отмечал, что в связи с небывалыми объемами информации, которые в условиях современного мира обрабатывает человеческий мозг, скорость мышления людей в развитых странах за последнее столетие удвоилась и продолжает расти.

В бытовом плане этот процесс очевидно наблюдается на детях, рожденных в цифровую эпоху: умение пользоваться сложной компьютерной техникой развивается у них параллельно с развитием речевых навыков, а иногда и опережая последние. Чем это грозит нам в будущем – можно лишь гадать, но изменения в психосоциальном устройстве общества неизбежны.

Статьи

Дети индиго — люди будущего?

Юлия Люц (кандидат психологических наук), Вадим Карелин

Дети индиго — люди будущего?

«Дети индиго» — модная нынче тема. О них создают передачи, пишут книги и статьи, спорят почти на каждом интернет-форуме. И все ради того, чтобы понять, правда это или нет.

Определение «дети индиго» появилось в Америке, его автор — ясновидящая Нэнси Энн Тэпп, написавшая книгу о том, как цвет ауры влияет на судьбу человека. Обладая способностью видеть человеческую ауру, она заметила, что с 1980-х годов рождается все больше младенцев с ранее не встречавшимся цветом ауры — индиго (насыщенным синим). «Дети индиго» не везде принятое определение, например, во Франции таких детей называют «тефлоновыми», а в Китае — «детьми света».

Сейчас по широте охвата это явление не признает границ. Пишут, что дети индиго есть не только в Америке, но и во Франции, в России, на Украине и во многих других местах — хотя их ауру видят очень немногие.

Вот какую характеристику дают этим детям Ли Кэррол и Джен Тоубер в своей книге «Дети индиго».

1. Они ощущают свое превосходство над всеми и часто ведут себя соответствующим образом.
2. Они чувствуют, что «заслужили быть здесь», и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение.
3. Они не сомневаются в своей значимости и нередко сообщают родителям, «кто они».
4. Для них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки и признают только свободу выбора.
5. Им физически и морально трудно совершать некоторые бессмысленные, с их точки зрения, действия, например стоять в очереди.
6. Они теряются, когда вместо проявления творческих способностей от них требуют строгого соблюдения традиции.
7. Они часто видят более рациональный способ решения той или иной задачи, однако окружающие воспринимают это как «нарушение правил» и нежелание таких детей приспосабливаться к существующей системе.
8. Они необщительны, если не находятся в кругу себе подобных. Если рядом нет никого похожего на них, они замыкаются в себе, чувствуют, что их никто не понимает. Поэтому им очень нелегко устанавливать социальные связи в период обучения.
9. Они никак не отзываются на обвинения в нарушении дисциплины, остаются глухи к угрозам вроде: «Вот подожди, придет отец, узнает, что ты натворил, тогда увидишь!»
10. Они не стесняются говорить о том, в чем испытывают нужду.
11. Их уважение может заслужить лишь тот, кто действительно многое знает и ведет себя достойно.
12. Эти дети философы, их суждения о смысле жизни, о предназначении человека, о Вселенной и о Боге отличаются глубиной и оригинальностью.
13. У многих «индиго» с самого рождения хорошо развиты целительские и экстрасенсорные способности.

Перечисленные особенности почему-то наводят на мысль, что одним словом пытаются назвать не только новые качества, которые появляются у современных детей и которые не всегда можно объяснить, но и целый комплекс проблем общества, которые теперь проявляются все ярче.

Человек или терминатор?

Еще больше настораживает и беспокоит, когда говорят, что наряду с присущими ему качествами философа, гуманиста, призванного спасти наш мир, ребенок индиго способен убить и убивает, если что-то происходит не так, как он хочет. Приведем отрывок из интервью Нэнси Энн Тэпп для книги «Дети индиго»:

«Энн: В современных условиях детям индиго живется трудновато. в некоторых случаях существующая система воспитания настолько заблокировала их, что иногда эти дети могут убить. Теперь я всегда верю в парадоксы. В жизни должно иметь место как положительное, так и отрицательное — для того чтобы у нас была возможность выбора. Без свободы выбора не может быть прогресса.

. Все дети, убивавшие своих школьных товарищей или родителей, которых я. наблюдала, — были из числа «индиго».

Джен: Это очень важное наблюдение. Насколько я могу понять из ваших слов, они чувствуют, что у них особая миссия, и, когда на их пути возникают препятствия, когда их блокируют, им ничего не остается, как убрать то, что, по их мнению, им мешает?

Энн: Для них это форма выживания. Когда мы с вами были детьми, нам в голову тоже приходили разные ужасные мысли. Но мы хотели от этого убежать. Нам было страшно. А они ничего не боятся. Они верят в себя».

Значит, «новый человек» с врожденным повышенным чувством справедливости, сострадания, милосердия убивает потому, что кто-то мешает ему идти к своей цели?! Нет, это не новый человек, а терминатор какой-то! И не стоит говорить о новой ступени эволюции — а значит, улучшения, обновления — самой природы человека. Это «новое поколение» лишь с новой силой выявляет старые проблемы и язвы нашего общества. И на них надо реагировать, создавать реабилитационные программы, учить взрослых воспитывать и понимать таких детей, а не верить, что эти проблемы никак от нас не зависят и что они признак самого/ нового поколения.

Новое поколение смотрит ввысь.

Если же говорить об эволюции человечества, то, по идее, новый человек должен быть лучше предыдущего, лучше нас. «Лучше» не в интеллекте, не в умении решать задачи, потому что тогда будущее за компьютерами, и не в физической силе, крепких мускулах и выносливости, потому что тогда Кинг-Конг совершеннее нас.

Польский фантаст Станислав Лем утверждал, что человек будущего в любых обстоятельствах и при любых изменениях должен, прежде всего, оставаться Человеком. А Человек — это тот, кто поступает этично. Значит, новый человек должен быть человечнее: добрее, справедливее, честнее, способнее к любви и пониманию Бога (во всех смыслах). Единственное, что отличает человека от животного и от самой умной машины, — это чувство Бога и чувство юмора. А значит, и этический закон должен быть для нового человека руководящим. Так станет ли он убивать?

Новые белые вороны?

Есть еще одна проблема, которую, как лакмусовая бумажка, выявил феномен детей индиго. Это разобщенность, отсутствие понимания, сложности в общении, из-за которых многие молодые люди чувствуют себя одинокими, непонятыми. Их мечты, способности и стремления оказываются ненужными, не вписываются в существующую систему. И тогда у них появляется желание разрушить эту систему, противостоять ей, а где-то в глубине души — страстное стремление найти близких по духу, тех, кто их поймет. Такие разрушители систем были во все времена. В 60-х годах, например, их называли «хиппи», и они тоже мечтали, чтобы в мире было больше любви и понимания.

Может быть, в нас тоже живет тоска по своей стае белых ворон, и поэтому мы, читая о присущих детям индиго особенностях, находим их у себя? Мы тоже не любим очереди и давление авторитетов, задумываемся о смысле жизни и о Боге. Труднее с даром целительства, но ведь не пробовали же. А самое главное — если рядом нет людей, способных нас понять, мы тоже замыкаемся в себе и страдаем. И отношения в школе, в институте, на работе из-за этого часто не складываются. Может, мы все — дети индиго? Может, сегодня термин «индиго» заменил устаревшую «белую ворону»?

Вот что пишут те, кто узнает в себе черты детей индиго, кто ищет понимания хотя бы в Интернете (тоже яркий признак времени) и на многочисленных форумах иногда находит.
«Я не знаю, ребенок индиго я или нет, потому что мне 17 лет, и я не знаю, рождались ли дети индиго в 1987 году. Я очень и очень одинока на этой планете и постоянно чувствую себя пришельцем из другого мира, я не понимаю той злобы, зависти и тяги к пороку, которая присутствует у всех моих знакомых. Меня часто бросает в дрожь от этого холода. Я хочу изменить мир, повернуть к свету. хотя я чувствую себя гостем на этой планете, я уверена, что должна сделать ее духовнее. »

«Скажу честно, я не знаю, кто я. но по всем признакам очень похож на человека индиго, за исключением активности. Философско-аналитический склад ума, очень проницателен, развивался быстрее своих сверстников и ВСЮ СОЗНАТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ считал, что школа создает лишь моральных уродов, а современное образование в университетах лишь пустая трата времени и нервов. Если верить немного в астрологию, то оттуда я знаю многое. Я мог бы научить многих моих учителей большему, чем они могли мне преподнести. Одиночество? А кто в этом мире не одинок? Я знаю то, что мне много дано. Но я знаю, что не умею этим пользоваться. Мне 22 года, я рад был бы познакомиться с детьми индиго, если такие есть. Мне кажется, мы друг от друга сможем многому научиться. Меня интересует общение с людьми, это можно назвать моей миссией, ведь все мы живем ради ОПЫТА. »

Что думают специалисты?

Медики, психологи, педагоги словосочетание «дети индиго» стараются не использовать. Но особенности современных детей отмечают: и у нас в стране, и за рубежом появляется все больше невнимательных, неусидчивых, чрезвычайно активных, раздражительных и при этом — очень смышленых, с довольно высоким уровнем интеллекта, способных находить нестандартные, оригинальные решения детей. Эти удивительные «гении» с трудом обучаются чтению и письму, с трудом находят общий язык с одноклассниками и учителями, но знают, что они самые-самые, хотя во многих ситуациях плохо контролируют свое поведение. А родители часто не могут ничего сделать. «. Не знаю, такой ли мой ребенок, но очень уж похож. Хотелось бы узнать. как с ним себя вести, а то в последнее время хочется удрать от него на край света или опустить руки и ждать. только вот не знаю чего» (из письма на сайт «Дети индиго»).

Читайте так же:  Как называется длинный человек

Многие педагоги отмечают, что современные дети становятся менее управляемыми, не считаются с мнением взрослых, ведут себя так, как считают нужным. Они могут встать во время урока со своего места, чтобы подойти к однокласснику или вообще выйти из класса. Могут, не стесняясь, сказать учительнице, что она их «неправильно учит». На замечания они не реагируют или отвечают агрессией и бранью. И если раньше таких детей называли хулиганами и было их один-два на целый класс, то сейчас становится все больше.

Вы улыбнетесь, но нечто подобное описывал еще Платон в «Государстве»: «Отец привыкает уподобляться ребенку и страшиться своих сыновей, а сын — значить больше отца; там не станут почитать. родителей (все под предлогом свободы!). При таком порядке вещей учитель боится школьников и заискивает перед ними, а школьники ни во что не ставят своих учителей и наставников. Вообще молодые начинают подражать взрослым и состязаться с ними в рассуждениях и в делах, а старшие, приспособляясь к молодым и подражая им, то и дело острят и балагурят, чтобы не казаться неприятными и властными. Душа граждан делается крайне чувствительной, даже по мелочам: все принудительное вызывает у них возмущение как нечто недопустимое. А кончат они. тем, что перестанут считаться даже с законами — писаными или неписаными, — чтобы уже вообще ни у кого и ни в чем не было над ними власти».

Неужели в IV веке до нашей эры афинский философ предвидел появление детей индиго? Да, предвидел, но не это. Он описывал проблемы, которые возникнут в обществе. И они возникли. Причина этих проблем, с одной стороны, в устройстве самого общества, системы образования, в отношении воспитателей к детям. А с другой стороны — ухудшение экологии на планете не может не влиять на рождающихся сегодня детей. Одно повышение уровня шума в городах приводит к тому, что нервная система младенцев начинает функционировать по-другому. А ведь таких факторов не один и не два. Поэтому все чаще медики ставят диагноз «минимальные мозговые дисфункции», когда разные отделы мозга созревают медленно или дисгармонично.

Обследуя школьников, психологи и неврологи все чаще диагностируют СНВГ (ADHD по американской классификации) — синдром нарушения внимания при гиперактивности. Это не заболевание в строгом смысле слова. Такой диагноз ставят детям с нормальным (часто высоким) уровнем интеллекта, которые быстро устают, легко отвлекаются, чрезвычайно подвижны и импульсивны, испытывают проблемы зрительного и слухового восприятия (отсюда и проблемы произношения, чтения, правописания). Главная причина этих проблем — непосильные информационные нагрузки в сочетании с более медленным созреванием головного мозга из-за неблагоприятной экологической обстановки и патологий развития плода во время беременности.

Но дети с СНВГ нормально обучаются и развиваются, если им оказывать дополнительную психологическую помощь и соблюдать определенные условия. Так, им нужно чаще отдыхать, чередовать разнообразные виды деятельности; в обучении лучше использовать интерактивные методики, опыты, эксперименты, творческие задания и т. п. Как правило, такие дети не справляются с заданиями, жестко ограниченными по времени, не выносят длинных однообразных уроков (им надо давать возможность отвлекаться), не могут долго концентрировать внимание на многочисленных мелких подробностях. По объективным причинам быть внимательнее больше 15 минут дети с СНВГ не способны. Это значит, что следующие 15 минут им бесполезно давать какую-то информацию: их внимание выключено. Они могут вставать, ходить по классу — им нужно двигаться. Все это время они словно спят с открытыми глазами. И даже если в этот момент что-то делают, то потом не могут вспомнить — не помнят, какие давали обещания, что им задали на дом, что объясняли на уроке. Из-за этого они не находят понимания у взрослых и одноклассников и классу к третьему замыкаются в себе и уже не пытаются общаться с другими.

Их мозг развивается асимметрично, и, пока нормально не сформируются все его отделы (при необходимой помощи это происходит к 14–15 годам), их нельзя перегружать. Им надо помогать организовывать работу и учебу, учить владеть собой, давать четкие короткие инструкции. Но главное — их нужно любить, понимая, что со всеми проблемами можно справиться. В этом убеждают хорошие результаты работы Ярославского центра «Доверие», Ижевского, Московского и Казанского центров помощи таким детям.

Что делать?

Пожалуй, гораздо серьезнее вопрос: а не стараемся ли мы отнести к термину «дети индиго» все то, с чем не можем справиться? Действительно, дети, которые сейчас приходят в школы и детские сады, сильно отличаются от приходивших 5–10 лет назад. Но в какой обстановке они воспитываются, как мало времени им уделяют родители, с каким непомерным объемом разнообразной информации, звуков, шумов, цветов эти дети сталкиваются каждый день при постоянно работающем телевизоре! Как мало у них возможности приласкаться, побыть в тишине, посмотреть, как появляются почки на дереве! Как много новых вирусов и болезней атаковали их матерей и их самих до и после появления их на свет! Вряд ли современные дети могли быть другими. Но, к счастью, они разительно меняются, если их правильно воспитывать, соблюдать режим питания, ограничить время, проводимое у телевизора. Выводы, которые делают авторы книги «Дети индиго», сначала вызывают улыбку, а потом протест: «Но ведь так надо относиться ко всем детям. Это всем детям необходимо!» Легче и проще сказать: «Мой ребенок «индиго», и с этим ничего не поделаешь», чем менять что-то, стараться понять его проблемы и решать их.

Ведь если бы с детьми занимались не няни, а родители, если бы дети слушали не телевизор, а маму, рассказывающую сказку или читающую книжку, то и проблем с обучением и общением у них было бы гораздо меньше. Мама намного раньше, не в первом классе, заметила бы, что ее ребенок не может сосредоточиться, что с трудом воспринимает рисунки или буквы. И к психологам бы раньше обратилась. К сожалению, сейчас детей воспитывает кто угодно, только не мама и папа.

В воспитании сложно не избаловать и не задавить. Нужно прислушиваться к мнению ребенка, но не потакать ему во всем; нужно определять четкие границы того, что можно, а что нельзя. У него должны быть авторитеты, но свой авторитет взрослые должны заслуживать, чтобы было за что их уважать. И не стоит забывать, что до сих пор лучшим педагогическим средством остается пример, а не угол и не ремень.

А был ли мальчик?

Но может быть, среди детей с аурой особого цвета есть настоящие новые люди — с сильным этическим стержнем, врожденным гуманизмом и чутким отношением к окружающим, умением понимать и помогать. Согласно самой древней из существующих концепций антропогенеза — индийской, новое человечество или, вернее, его следующее поколение действительно сейчас зарождается на Земле, но не так быстро и не в таких масштабах, как описывает миф о детях индиго. Процесс глобальной смены поколений исторически закономерен, необходим в эволюционном движении человечества. Только вот длится он значительно дольше — сотни и тысячи лет.

Каким же будет новый человек, согласно этим учениям? И как мы сможем узнать его?
Прежде всего, он будет человеком, как минимум, избавится от свойственных нам недостатков и пороков. Он перестанет отделяться от природы, а наконец осознает себя ее частью и прекратит уничтожать и загрязнять ее. Новый человек станет по-настоящему свободным, но свободу будет понимать не как вседозволенность, а как ответственность за свою жизнь и жизнь других людей. Потому что постигнет законы Природы и осознает себя творцом своей судьбы. Он будет специалистом, профессионалом, но не в одной узкой области, а во всем — он будет многогранной личностью. Новый человек будет стремиться к объединению с другими людьми, будет верить в Бога, не предпочитая одну-единственную религию. Его религиозность будет основываться на присущем каждому человеку мистицизме, потребности в Высшем Присутствии, отличающем человека от животного.

Будет ли новый человек обладать сверхъестественными способностями — например, такими, какие приписывают детям индиго? Наверное, да, ведь эволюция не стоит на месте. Но, прежде всего, он будет обладать естественным достоинством человека.

И может быть, не нужно ждать, когда придет новый человек? Ведь в нас уже есть многое от такого человека: доброта, чуткость и умение любить, отвращение к бессмысленной работе, отрицание лицемерия, любовь к справедливости, желание найти единомышленников. Каждый из нас может приблизить будущее. Для этого достаточно жить, опираясь на лучшее в себе. Ведь отличительными признаками нового человека будут не цвет ауры, неусидчивость и непризнание авторитетов, а свойства души и сердца. А пробуждать их никогда не поздно, ибо, как говорил Франческо Петрарка: «Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами».

Современные дети развиваются намного быстрее, чем их родители

Дети стали другими. По мнению исследователей, современные подростки стали более развитыми, при этом используемые в настоящее время педагогические технологии не отвечают новым требованиям.

«Ученые, проводившие исследования в 2010 году, говорят о наличии качественных психологических, психофизиологических и личностных изменений у подростков. Когда ученые говорят о подобных изменениях? Они не поднимают вопрос, когда речь идет о 10-20 процентных переменах, тема поднимается, когда действительно происходят значительные изменения. Если данная тематика была поднята, значит, на самом деле педагогические технологии должны быть модифицированы», — говорит Любовь Духанина, член общественной палаты.

Исследователи также заявили, что количество одаренных детей в России растет. Педагоги считают, что только 3-5 процентов детей можно отнести к одаренным, в то время как около 50 процентов родителей искренне верят в то, что их ребенок одаренный. Авторы исследования отметили, что количество детей с положительными отклонениями от нормы составляет 30-40 процентов.

В настоящее время дети развиваются намного быстрее, чем их родители 30-40 лет назад. Современные дети очень легко усваивают тонны информации, это и объясняет феномен ускоренного развития. Это явление сегодня является нормой, которая не должна рассматриваться как одаренность. В ходе исследования ученые попросили респондентов выбрать черты характера, которые они считали препятствием для развития личности. Респонденты выбрали следующие: скромность, самопожертвование, чувство коллективизма, вежливость, послушание, чувство долга. Все эти «негативные» черты считались лучшими человеческими качествами в советское время.

Стоит отметить, что китайская команда выигрывала международную математическую олимпиаду девять раз, с 2000 по 2010 года. Русские выиграли олимпиаду лишь однажды – в 2007. Проблема отсутствия системы поддержки талантливых детей появилась в России только тогда, когда школьники начали проигрывать одну международную олимпиаду за другой.

В России живет много одаренных детей, и детские психологи знают об этом. Тем не менее, потенциал нужно развивать. Когда маленькие дети ходят в школу, в течение первых трех лет обучения они утрачивают свой талант, если его не развивают. Те дети, талантам которых все-таки удается «выжить» в школьной атмосфере, иногда замечаются и поддерживаются кем-то. Тот, кто сумел сохранить свою уникальность в школе, должен быть талантливым и со стандартной точки зрения. Его талант можно заметить. Такие выдающиеся ученые, как Менделеев, Эйнштейн и многие другие очень плохо учились в школе. Если ребенок плохо учится в школе, его или ее априори не будут считать одаренным, и никто не будет обращать на таких детей внимание. Получается, что наша педагогическая система ориентирована на разрушение, а не на поиск вундеркиндов.

Те вундеркинды, которым все-таки удается что-то в жизни, это, как правило, дети, которым повезло с хорошими родителями и учителями.

Дети-билингвы: за и против

Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами , более двух — полилингвами, более шести — полиглотами.

По возрасту, в котором происходит усвоение второго языка, различают:

  • рецептивный (воспринимающий или «врожденный» билингвизм), связанный со взаимопроникновением культур;
  • репродуктивный (воспроизводящий) — историческая форма билингвизма, связанная с колониальными экспансиями, завоеваниями и присоединениями территорий.
  • продуктивный (производящий, «приобретенный») — языковое образование.
  • Билингвальными или двуязычными чаще всего становятся дети, которые с рождения осваивают два языка. Именно с рождения, потому что доказано, что даже в очень раннем возрасте ребенок способен различать звуки разных языков. О билингвизме говорят, если ни один из языков не выделяется в качестве основного. То есть ребенок одинаково хорошо владеет обоими языками и легко переключается с одного языка на другой.

    В случае если ребенок начал осваивать иностранный язык после трех лет, то этот язык называют вторым языком, а таких детей second-language learners и это явление «поздним билингвизмом». И в более позднем возрасте у ребенка есть все шансы стать билингвом и даже потерять родной язык, если, например, семья переехала за границу и считает язык этой страны приоритетным для ребенка.

    Никто не будет спорить, что билингвизм или мультилингвизм в современном мире – это скорее преимущество, чем недостаток. По подсчетам социологов, 75% населения Земли говорят более, чем на одном языке. Несмотря на то, что уроженцы западных стран в основном моноязычные, представители большинства других культур в мире являются естественно мультилингвальными.

    Явление билингвизма в педагогике и психологии обросло многими мифами:

    Миф первый. Попытки обучать малышей заговорить сразу на двух языках только путают их, и билингвы начинают говорить позже, чем их сверстники из обычных семей. И действительно, чаще всего билингвы произносят первые слова синхронно со своими сверстниками из обычных семей, а связная речь формируется у них несколько позже. Это связано с тем, что им нужно накопить необходимый словарный запас сразу на двух языках. На самом деле, развитие связной речи у билингвов укладывается в возрастные нормы. А если у конкретного ребенка это не происходит, то это является его индивидуальными особенностями и в таком случае нужно консультироваться раздельно у речевых терапевтов или логопедов на обоих языках. Часто такая задержка развития речи провоцирует родителей на окончание эксперимента по воспитанию своего ребенка двуязычным. Но специалисты считают, что если у ребенка уже была диагностирована та или иная форма задержки речи, освоение сразу двух языков никак не может замедлить ее развитие. Исследователь Barbara Zurer Pearson, автор книги Raising a Bilingual Child утверждает, что буквально с первых дней жизни младенцы способны отличать друг от друга непохожие на друг друга языки, такие например, как арабский и французский. А уже к шести месяцам дети чувствуют разницу между близкими языками – например, датским и английским. И если дети до шести месяцев младенцы спонтанно произносят множество различных звуков, которые встречаются в разных языках мира. То после полугода они предпочитают произносить звуки родного языка.

    В ходе исследования детям надевали энцефалографический шлем, измеряющий реакцию мозга на контрастные звуки из различных языков. В возрасте около шести месяцев дети из семей, говорящих только на английском языке, были способны слышать различия в контрастных звуках как английского, так и испанского языков, однако к десяти-двенадцати месяцам их мозг реагировал лишь на контрастные звуки английского языка.

    Однако с билингвальными детьми дело обстояло совершенно наоборот. В возрасте шести-десяти месяцев они не различали контрастные звуки ни в одном из языков. Однако в возрасте десяти-двенадцати месяцев, когда монолингвальные дети утрачивали способность улавливать различия в контрастных звуках испанского языка, билингвальные дети были способны слышать их в обоих. Помимо этого, чем сильнее «реакция на несоответствие» проявлялась у ребенка в возрасте десяти-двенадцати месяцев, тем больше слов из каждого языка он был способен выучить к пятнадцати месяцам.

    Миф второй. Билингвальные дети часто путают языки. Да, действительно, это неизбежно, но в основном безвредно для детской психики. Эксперты сходятся во мнении, что эти трудности временные. Ведь и взрослые часто смешивают два языка. Это называется code switching – переключение кода, когда в одно предложение включаются слова из обоих языков; и code mixing, когда смешиваются грамматические структуры обоих языков. Так образовался, например, язык Spanglish – смесь английского и испанского языка, на котором говорят Латиносы – американцы мексиканского происхождения в США. Иногда люди сознательно смешивают языки, если слово или фраза из другого языка кажется им наиболее точной или они не знают эквивалента в другом языке. Как только у ребенка нарастает лексический запас, эти замены становятся все более редкими.

    Миф третий. Сейчас неподходящее время для изучения второго языка: еще слишком рано или уже слишком поздно.

    «Изучение второго языка легче для детей до подросткового возраста, еще легче для детей до 10 лет и еще легче для детей до 5 лет», говорит Barbara Zurer Pearson. Оптимальное время для этого – до трех лет, как раз тогда, когда ребенок осваивает первый язык. Вторая «золотая пора» для изучения второго языка – от 4 до 7 лет, потому что в этом возрасте дети все еще способны воспринимать языки параллельно и говорить на двух языках как носители языка, не переводя в голове, а переключаясь с одного языка на другой. Третье лучшее время для освоения второго языка на уровне родного – от 8 лет до подросткового возраста. После наступления подросткового возраста дети осваивают второй язык как взрослые, через аналогию с родным и перевод с родного языка. В этом случае задействуются другие отделы мозга.

    Миф четвертый. Мозг ребенка устроен так, что он способен впитывать другой язык без особых усилий. На самом деле, простое пребывание в языковой среде, круглосуточный просмотр телепередач и т. д. не принесут никаких ощутимых результатов. Освоение языка для детей – это каждодневный труд и для детей и их родителей. И, конечно, обучение письму и чтению билингвальных детей на обоих языках требуют еще большего усердия и времени. Психологи утверждают, что ребенок должен не менее 30% времени бодрствования активно использовать второй язык, чтобы стать билингвальным. Меньше приложенных усилий приведет к тому, что ребенок будет понимать второй язык, но не будет использовать его как носитель.

    Миф пятый. Пусть сначала ребенок освоит хорошо родной язык, а второй язык уже позже. Наоборот, наилучших результатов в освоении двух языков добиваются те дети, которые осваивали два языка одновременно. Как говорится, самый сложный язык для изучения – это второй.

    Миф шестой. Билингвы становятся лучшими переводчиками. На самом деле, стать переводчиком билингву бывает непросто. Языки у него развивались параллельно, а не на базе один другого, у них нет привычки переводить с иностранного, и найти подходящий эквивалент на другом языке им бывает сложно.

    Шесть причин вырастить ваших детей билингвами:

    Причина первая. У билингвальных детей лучше память, билингвизм улучшает возможности мозга хранить информацию. Постоянное переключение между двумя языками является своеобразной умственной гимнастикой для ребенка, что позволяет развивать мыслительные способности и одновременно сделать их более гибкими. Воспитание ребенка в атмосфере билингвизма буквально способно изменить систему функционирования мозга. Дети-билингвы обладают более развитым металингвистическим восприятием. Они способны чаще узнавать неправильные грамматические конструкции, понимать грамматические правила. Для каждого предмета у них, как минимум, два слова. Это развивает фантазию и творческие способности. У них лучше развито дивергентное мышление (способность придумать множество способов использовать какой-нибудь предмет). Взрослые билингвы обладают умственной гибкостью, их мозг более устойчив к старческим заболеваниям.

    Причина вторая. Билингвы успешнее в математике, у них раньше развивается логическое и абстрактное мышление. Билингвальные дети легче осваивают чтение и письменную речь.

    Причина третья. Билингвальные дети преуспевают в коммуникациях, они лучше понимают право других людей отличаться от них, они имеют, как правило, натуральную гибкость и адаптивность.

    Причина четвертая. Билингвальные дети постоянно тренируют свой мозг, они гораздо лучше способны к выполнению нескольких задач одновременно.

    Причина пятая. Если в будущем билингвальные дети решат освоить еще языки, это им будет сделать гораздо легче. Им легче воспринимать разницу в звуках, ударении, порядке слов, интонации и грамматических структурах.

    Причина шестая. Билингвальные дети будут иметь больше преимуществ на рынке труда

    Ответ на вопрос, какую систему выбрать для воспитания ребенка-билингва зависит от ситуации в семье. Одна ситуация, когда семья живет в стране, родной для одного из родителей и в таком случае, язык другого родителя станет для ребенка языком меньшинства. Другая ситуация, когда оба родителя переехали жить в другую страну, в таком случае есть домашний язык и язык окружения. Третья ситуация, когда родители разных национальностей переехали жить в третью страну. Четвертая, когда не переезжая никуда, родители хотят вырастить билингвального ребенка путем погружения в языковую среду (хороший пример — дети русской аристократии во времена франкомании 18-19 веков).

    В первом случае чаще всего родители выбирают систему Принцип OPOL (one parent- one language). Недостатком этого метода является неполное развитие языка меньшинства. Например, ситуация когда мама русская, а папа британец. Естественно, что живя в Великобритании, ребенок получает английского языка гораздо больше, чем русского, который он получает только от мамы. Принцип «один родитель — один язык», нужно стараться соблюдать во всех ситуациях в присутствии ребенка, так, если мама начала говорить с ребенком на русском языке, она не должна при ребенке говорить на другом языке.

    Что делать, если в семье двое и больше детей? В этом случае дети сами выбирают язык, на котором они общаются между собой. Но старшим детям родители должны объяснить, что они показывают пример младшим. В этом случае старший будет чувствовать свою ответственность и помогать воспитывать младших в языковых правилах своей семьи.

    Второй язык дома — Minority Language at Home или Foreign Home pattern. Один язык дома, другой на людях. Причем необязательно, чтобы второй язык был родным для кого-то из родителей. При таком методе оба родителя участвуют в интерактивном языковом воспитании ребенка в одинаковом объеме. Этот метод требует большой выдержки от родителей, так как их обычно волнует, что их ребенок будет отставать в школе, если они будут разговаривать дома с ним только на родном языке. Но попав в школу языкового большинства, обычно в возрасте около 5 лет, дети обычно очень быстро догоняют своих сверстников в языке (обычно, этот процесс занимает не более 6 месяцев). Некоторые родители за один год до поступления ребенка в школу переходят на систему OPOL, чтобы поступление в школу было менее болезненным. А потом опять переключаются на систему Второй язык дома. Домашним языком родной язык становится при переезде родителей в другую страну. Ребенок будет очень быстро впитывать язык окружающей среды, и тут важно сохранить язык родителей.

    Третий вариант «Время и место» больше подходит для тех родителей, которые одинаково хорошо владеют двумя языками или оба являются экспатами. Когда один язык используется одну неделю (день), а следующую неделю (день) вся семья использует другой язык. Или один язык для рабочей недели, а другой – для выходных и каникул. Этот принцип можно применять и в пределах дома: в одной комнате говорить по-русски (там лежат русские игрушки и книжки), в других местах общаться на другом языке.

    Многие родители признают пользу билингвизма, по опасаются, что так как они сами не являются носителями языка, они передадут детям ошибки произношения и грамматики. Но в любом случае, это гораздо полезнее, чем совсем не развивать язык. В этом случае с первых месяцев очень важно разговаривать с ребенком , применяя “infant directed speech” (IDS) – каждый день, обращаясь к ребенку, разговаривать, использую простые фразы, вовлекая простые предметы. Очень важно читать сказки и небольшие истории для детей. Не рассчитывайте, что если вы просто включите телевизор на иностранном языке, это поможет ребенку в освоении языка. Помните, что полноценное освоение устной речи на втором языке знанием у ребенка не менее 4 лет, а письменной речи и чтения – еще больше. С 3-5 лет можно начинать заниматься с детьми переводами: просить пересказать содержание мультфильма или сказки, пересказать о чем он разговаривает с детьми в школе и т. д. Чтобы вырастить ребенка, полноценно владеющего русским языком, недостаточно просто общаться по русски, нужно вместе читать и обсуждать прочитанное, разучивать стихи, развивать письменную речь.

    Общаясь с детьми, родители должны ориентироваться прежде всего на коммуникацию с ними, а не на контроль за их речью. В речи ребенка важнее то, что он скажет, а не как или на каком языке он это скажет. Разумеется, правильность речи очень важна, но родители должны исправлять ошибки как можно незаметнее для ребенка, чтобы не создать психологических блоков и не отвернуть ребенка от общения на этом языке.

    Теперь о проблемах, с которыми могут столкнуться родители, воспитывающие двуязычного ребенка (английский и русский языки). Ведь родители в смешанных семьях и родители-иммигранты часто задумываются над вопросом, стоит ли учить ребенка русскому языку, если его жизнь определенно будет проходить в англоязычном обществе.

    Способности людей различаются в значительной мере, это относится в том числе и к языковым способностям. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Часто откровенно говорят только о тех сторонах двуязычия, которые положительно влияют на личность, однако овладение вторым языком в детском возрасте является психолингвистической проблемой, с которой далеко не все дети могут успешно справиться. Высший уровень культуры речи (стилистический уровень языка и этика речевого поведения) для некоторых двуязычных может оказаться не достигнутым (в худшем случае в обоих языках). В ряде случаем может развиться полуязычие — неспособность ребенка, воспитывающегося в двуязычной среде, ясно выразить свои мысли ни на одном из языков. Полуязычие выражается в недоразвитой способности формировать сложные понятия и недоразвитом абстрактном мышлении, в неуверенности анализа и использования грамматических связей, в недостаточности координации артикуляционных органов. По некоторым данным, каждому десятому двуязычному ребенку угрожает полуязычие. Очень важно распознать вовремя речевые проблемы и попытаться помочь ребенку с ними справиться.

    Специалисты отмечают, что у таких детей нередко встречается общее недоразвитие речи: нарушение грамматического строя, связной речи, словарного запаса. Лингвисты отмечают закономерность, чем лучше изучающий иностранный язык понимает звуковое устройство языка (phonology of a language), тем лучше он осваивает грамматику.В русском языке у билингвальных детей, выросших в англоязычной культуре, конечно, проявляются некоторые особенности – произношение, интонация, неправильное согласование и окончания слов, незнакомому человеку они могут сказать «привет», «ты». Впрочем русскоязычному ребенку в английской школе также непривычно сказать “hello” учителю.

    С освоением лексики у таких детей тоже есть проблемы, особенно в раннем возрасте. Так если обычный трехлетний ребенок будет владеть 1000 слов, то у билингва это будут по 500 слов в каждом языке, пропорция меняется в зависимости от того сколько времени он проводит в каждой языковой среде.

    Англоязычный папа может не приветствовать систему OPOL, потому что его фактически исключают из общения. Получается ситуация «третий лишний». Ведь на первых этапах русский язык, из-за того что общение с мамой у ребенка занимает гораздо больше времени, часто опережает английский. И получается что в разговорах ребенка и мамы папа просто не участвует. То же самое можно сказать о внешнем окружении семьи. Стоит так же вопрос, на каком языке разговаривать с ребенком за пределами дома? С одной стороны, если не разговаривать с ребенком по-русски на улице, он будет стесняться и считать его неполноценным. В тоже время, родителям нужно принимать во внимание то, что к иностранцам, разговаривающим на своем языке, часто относятся настороженно. Ребенок осваивает каждый язык лишь в том объеме, какой является необходимым для общения на этом языке. При этом может существовать значительная разница в уровне владения языками. И в семьях, использующих систему «один родитель — один язык» дети часто понимают оба языка, но говорят лишь на одном.

    После 5-6 лет, когда дети идут в школу и английский язык превалирует, дети часто перестают наращивать словарный запас второго языка. У детей появляются новые темы для общения, а для выражения своих мыслей им явно не хватает лексикона. И они автоматически перестают общаться на русском языке. Он превращается в пассивный язык – дети его понимают, но не говорят на нем. Либо даже во взрослом или подростковом возрасте общаются детскими лексическими категориями. Когда дети едут в Россию на летние каникулы, они очень быстро восстанавливают русский язык, а к концу учебного года опять уже без удовольствия смотрят русские передачи и фильмы, потому что уже не все понимают. Кроме этого, фонетически и грамматически английский язык намного легче русского, и детям проще идти по пути наименьшего сопротивления. Родителям буквально приходится бороться за сохранение русского языка. И дети во многих семьях, несмотря на то, что мама обращается к ним по русски, отвечают ей по английски. Язык долго и трудно усваивается, но легко и быстро теряется, если прекращается общение на нем, ведь основная функция языка – коммуникативная.

    В этом возрасте для ребенка главный язык тот, на котором он общается с детьми. Поэтому важно создать ребенку такую среду, в которой он имеет возможность разговаривать с русскоязычными детьми. Многие родители это осознают. Поэтому так востребованы за рубежом русские школы.

    В подростковом возрасте ребенок часто сам делает выбор, какой язык ему ближе и это часто зависит от ситуации в семье. После окончания школы языковые предпочтения определяются прежде всего выбором профессии и сферы деятельности.

    Все это говорит о том, что в воспитании двуязычного ребенка должна быть система, родители должны прийти к согласию по этому вопросу, тратить значительное время и прилагать значительные усилия, процесс освоения обоих языков должен быть управляемым направляемым, четко должен соблюдаться языковой баланс (не меньше 30% активного времени на один язык). Станет ли ребенок билингвом, полностью зависит от позиции и системы ценности родителей. Их труд, терпение, последовательность и понимание приведет к успешному освоению обоих языков их детьми. Будьте настойчивы; сделайте обучение интересным; используйте больше органов чувств; ищите живого общения; не исправляйте ребенка – пусть он сначала научится бегло говорить; позволяйте ребенку спрашивать и отвечать, используйте обучение в игре (дети любят тайны, прятки, клады, превращения, смешное – используйте все это в обучении языку).

    Здесь может помочь политика кнута и пряника:

  • пусть ребенок смотрит любимый фильм (пряник), но на языке, которому вы хотите уделить больше внимания (кнут).
  • тактика «скажи это на моем языке»
  • пусть будет кто-то любимый или значимый, с кем ребенок будет говорить только на языке, который нужно развивать – няня, старший родственник и т.д. Может быть это будет игрушка, привезенная из России или домашнее животное.
  • проводите отпуск в стране второго языка, пусть в его воспитании участвуют бабушки и дедушки – носители этого языка.
  • Помните как у известного сатирика: «любовь это не просто так, любовью нужно заниматься»!? Эту шутку на полном серьезе можно применить к языку: языковое развитие не пойдет само собой — языком надо заниматься.

    Второй аспект этой темы – две культуры, в которых растут билингвальные дети. Начиная с 6-7 лет ребенок начинает осознавать свою национальную принадлежность, и здесь возможны три основных варианта:

  • ребенок из смешанной семьи или семьи иммигрантов будет идентифицировать себя с только с той культурой, в которой он сейчас существует, отвергая родную культуру или культуру второго родителя. Это наиболее частый вариант, потому что дети предпочитают не выделяться, быть частью группы. Этот вариант часто включает психологические механизмы блокирования второго языка на подсознательном уровне.
  • ребенок самоизолируется от языкового большинства. Это часто бывает в подростковом возрасте. Кризис 16 лет — кризис идентичности — заставляет по-новому взглянуть на свою самобытность, подчеркнуть индивидуальность.
  • ребенок гармонично сочетает в себе две культуры, обе культуры обогащают его личность, он осознает себя как русского англичанина.
Читайте так же:  Как устроен цб

Родной язык – это связующая нить между поколениями. Как ребенку, так и взрослому для позитивного самопознания личности необходимы языковая и культурная преемственность, которая сопровождалась бы высокой оценкой своего языка и своей культуры.

У евреев есть замечательная поговорка: «Ты не еврей, если твой дед еврей. Ты еврей, если твой внук еврей». Для еврейского народа, который в любой стране был национальным меньшинством, было очень важно сохранить национальную самоидентичность. Поэтому можно считать, что воспитание ребенка в культуре удалось, если повзрослев, он способен передать эту культуру своим детям. Первый язык или домашний язык очень важен для когнитивного развития ребенка. Чтобы расти уверенными в себе, ребенок должен продолжать использовать и развивать свой родной язык, а также жить в родной культуре, чтобы ребенок не потерял чувства сопричастности и ментальные корни. Это относится к русскоязычным семьям, живущим за пределами России. Каждая же смешанная семья решает для себя самостоятельно, в какой культуре воспитывать ребенка. Важно, чтобы ребенок имел возможность впитать обе культуры. И русская составляющая не осталась без внимания, что очень легко происходит в англоязычном окружении.

Нужно показать ребенку, что русской культурой нужно гордиться, а владение двумя языками имеет много преимуществ. Языковое развитие должно идти бок о бок со знакомство с русской культурой.

Есть еще одна опасность в том, что русскоязычные родители не учат своих детей от смешанных браков русскому языку. Ребенок очень быстро начинает говорить по английски лучше, чем русскоязычная мама. И уже в начальной школе и лексический запас и грамматические структуры ребенка намного опережают язык мамы, которая тоже осваивает английский язык, но с неизмеримо меньше скоростью. Но ведь общение ребенка и мамы не ограничивается бытовыми темами, а полноценное общение, передача опыта, обмен эмоциями и информацией не возможно, когда язык лимитирован. В итоге авторитет мамы падает, страдают семейные связи и отношения.

Читайте так же:  Ветер в горах как называется

Язык очень тесно связан с образом жизни и культурой. Если культура второго языка представлена не во всем своем разнообразии, нет реалий, к которым бы относились соответствующие названия, то нет и повода для их изучения.

Только целенаправленно окружая ребенка русской культурой, через занятия в группах и школах русского языка, театрах, кружках, можно вырастить настоящего билингва. Человека с большим словарным запасом, умеющего грамотно писать и читать на русском языке.

Делитесь своими советами и историями о воспитании детей-билингвов в Великобритании в комментариях.

Как называются по-заумному такие люди?

Всех с Новым Годом!
Как называются по-заумному (термин) такие люди, которые в обычном общении с переизбытком применяют следующие (примерно приведено) фразы, дабы показать превосходство своего якобы умственного развития над вашим, а попросту унизить?

«С точки зрения банальной эрудиции весь цинизм ваших помыслов в данной концепции равен парадоксальным иллюзиям»

8 ответов 8

Что-то не могу себе представить людей, употребляющих заумные слова в обычном разговоре. Видимо, самое близкое их название всё-таки, как сказал @behemothus, снобы. Снобизм — претензия на высокую интеллектуальность, изысканный вкус или авторитетность в какой-то области и при этом надменное отношение к тем, кто якобы лишён этих достоинств.

Есть ещё слово резонёр (книжн.) — человек, любящий вести пространные рассуждения, преимущественно нравоучительного характера.

Но такую фразу, как у Вас, произносят просто люди с юмором, которые хотят поставить на место «умника», несущего заумь. Это известный мем, гуляющий с советских времён.

Автором, вытянувшим эту фразу из анналов произведений Эммануила Канта, а в частности «Критики чистого разума», скорее всего был какой-то студент, готовившийся к экзамену по философии и случайно (ключевое слово «случайно») заостривший внимание на словосочетании «банальная эрудиция». А дальше, полный дикого восторга он переписал этот фрагмент мыслей Канта и всю ночь учил, чтобы выдать утром ее на-гора.

А потом понеслось. Кто-то где-то недослушал или недопонял. И вольная трактовка пошла гулять по умам российской интеллигенции с народными дополнениями и обновлениями.

Сама методика построения фразы выглядит следующим образом: в начале предложения произносится словосочетание «с точки зрения банальной эрудиции», за которым строится сложносочинённое предложение, максимально напичканное академическими терминами. Желательно, чтобы предложение было посвящено какой-то одной теме и включало в себя идею, аргументацию идеи и вывод. Кроме того, конечная фраза должна быть фонетически безупречна — произноситься легко и не резать слух.

С точки зрения банальной эрудиции, любой индивидуум, критически мотивирующий абстракцию, не может игнорировать критерии утопического субъективизма.

Вариация на тему банальной эрудиции: «С точки зрения диалектико-материалистического детерминизма, не каждая индивидуальность в двухфакторной концепции может сигнификативно воспринимать коммуникативное отражение, в общем, если смотреть сверху, то снизу кажется, что сбоку ничего нет».

Смысл в том, что человек, это произносящий, хочет сказать какую-то банальщину, известную всем, но тем не менее с очень умным видом, надеясь, что такие простачки, как все вокруг него, ничего из этой фразы не поймут, рты откроют от удивления и сразу зауважают.

5 важнейших принципов развития мозга ребенка

В своей новой колонке эксперт «О!», психолог Анна Скавитина, объясняет, что такое на самом деле раннее развитие и почему оно не всегда полезно.

Мне как родителю не нужны советы о том, как растить детей, мне нужны факты о развитии ребенка. Я и сама могу придумать, как воспользоваться результатами современных научных исследований, чтобы помочь своим детям вырасти сообразительными и научить их получать от жизни удовольствие. К сожалению, найти истину в мире, забитом непроверенной информацией обо всем на свете, родителям не так уж просто. Поэтому в наш высокопросвещенный век так же много разнообразных мифов про развитие и воспитание детей, как и пару веков назад.

Один из самых распространенных — миф про раннее развитие. Известная книга президента японской компании Sony Ибука Масара «После трех уже поздно» вышла в 1971 году, в 1991 была переведена на русский язык и стала невероятно популярной среди российских родителей.

Заметьте, Ибука Масара был инженером, разрабатывал магнитный датчик для подводных лодок — и вдруг написал новаторскую книгу по воспитанию детей, основанную на своих собственных гениальных идеях, не имеющих под собой никакой опоры на серьезные научные исследования. Дело в том, что сын Ибука Масара отставал в развитии, а отец, пытаясь справиться с проблемами мальчика, начал интересоваться педагогикой и психологией. На основании своего родительского опыта он и написал манифест о развитии детей, согласно которому мозг ребенка имеет неограниченные возможности, их непременно нужно начать использовать как можно раньше, потому что со временем они, конечно же, утрачиваются. Никакой методики автор не предложил, в отличие от своих последователей, которые придумали с десяток способов развития детей с рождения и даже с внутриутробного периода. Действительно, что время терять, пусть учится еще в животе матери.

В России наиболее известной стала методика врача-физиолога Гленна Домана. Он работал с детьми, имеющими мозговые нарушения. Доман предложил целый комплекс различных упражнений для младенцев, обучающий их компенсировать проблемы функционирования мозга: ползать, удерживать голову, овладевать чтением и счетом с помощью различных карточек, которые нужно показывать в определенной последовательности.

Действительно, для детей с нарушениями ЦНС методика Домана работала, по крайней мере, отзывы родителей были хорошие. Но потом Доман начинает рекомендовать разработанные им упражнения для здоровых детей. И родители, желающие вырастить из своего ребенка гения, находят методику очень многообещающей. На сегодняшний день, увы, кроме позитивных отзывов родителей, нет никаких научных доказательств действенности методики Гленна Домана для развития здоровых детей. Мало того, Американская академия педиатрии несколько раз (в 1968, 1999, 2002 годах) выносила предупреждения об отсутствии эффективности методик Домана для детей с повреждениями мозга. Также обсуждается этичность рекламной кампании метода: в ней родителям особых детей обещают необоснованно хорошие результаты, в то же время стоимость прохождения курса в институте самого Домана очень высока. Но мало что может остановить родителей, если они хотят удовлетворить свои амбиции, тем более что заниматься по Доману можно и дома.

Идея Домана для здоровых детей состоит в том, что младенец — «tabula rasa», «чистый лист», на котором можно писать все что угодно. В результате таких экспериментов стали появляться дети, которые умеют «читать», «считать», «играть» в шахматы и на музыкальных инструментах до того, как научились хотя бы говорить. С рождения им показывают карточки с буквами, словами на английском, дают в руки скрипку и водят на различные развивающие занятия. Это обычно тешит самолюбие родителей, вызывает зависть и восхищение у окружающих, дает шанс детям стать звездой с раннего возраста. Самим малышам в процессе рассказывают, какие они умные, тем самым надеясь укрепить их уверенность в себе.

Методика несложная, но отнимает много времени и у родителей, и у детей, так что на все остальное его практически не остается. Доман против игрушек: незачем тратить на них драгоценное время жизни. Интересно, что при этом здоровые дети, не испытывающие информационного дефицита, умеющие поворачивать голову, переворачиваться, отползать, мало интересуются рассматриванием карточек, им это не нужно.

Итог: методика Домана, как и другие методики раннего развития, делает из ребенка объект обучения, пассивного потребителя, не дает ему проявить инициативу. Последователи метода рекомендуют учитывать выбор ребенка, показывая ему только заинтересовавшие его карточки и темы, но на практике это мало кто делает. Ребенок превращается в «библиотеку бесполезных знаний», которые хранятся как на жестком диске компьютера, но мышление при этом не развивается, так что воспользоваться этим диском по назначению непросто. Дети читают и считают в кавычках потому, что это не полноценное чтение и счет, а точнее, вообще не чтение и не счет. Это то, что они выучили наизусть, как стихотворение. Так же и с остальными навыками. Мало того, дети, которых так не загружали с младенчества, со временем не только догонят, но и, возможно, перегонят ранних гениев, осваивая навыки мышления, а не наполняя библиотеку всем подряд.

На сегодняшний день проведены многочисленные научные исследования, показывающие, что идеи, заложенные в 60-х годах в методы раннего развития, как минимум неэффективны, как максимум просто вредны. Тренируя детей в областях знаний, которые для них находятся в зоне не ближайшего, а далекого развития, мы закрепляем низкоуровневое мышление, например, запоминание вместо чтения и счета, и мешаем своевременному развитию высокоуровневого мышления — пониманию текста, умению самостоятельно делать выводы. Дети выключают мотивацию исследования мира, они привыкают, что их кто-то учит, им не надо учиться самим. Это напоминает строительство дома, в котором нет нормального фундамента. То есть дом стоит, но при любых катаклизмах его устойчивость будет нарушена. Все развитие, как и строительство дома, должно происходить последовательно.

Но что же делать? Просто оставить детей в покое? Пусть растут как трава, на кружки и в развивающие центры не водить? Что реально развивает ребенка? Ведь всем родителям хочется, чтобы их дети имели высокую академическую успеваемость, могли как-то контролировать свои эмоциональные всплески, лучше еще, чтобы они поменьше болели и умели дружить. Что может предложить наука? К сожалению, на сегодняшний день готовых рецептов для каждой конкретной ситуации не существует, просто потому что двух одинаковых детей и двух одинаковых родителей не бывает. Но есть пять основных принципов развития мозга ребенка и повышения его интеллекта.

Безопасность

Наш мозг настроен на выявление опасности. Если около нас происходит что-то страшное, то мы должны «бежать» или «притвориться мертвым», но точно не можем усваивать новые знания. Если рядом кричит взрослый или родители ссорятся, то ребенок воспринимает это с рождения (!) как опасность и точно не будет в этот момент ничего усваивать, а значит, и развиваться.

Забота

Безопасность обеспечивается заботой о ребенке и формированием крепких и теплых отношений в семье, которые называют привязанностью. Если потребности ребенка удовлетворяются, то у мозга есть ресурсы для развития.

Своевременность

Есть тесты на определение уровня интеллекта даже для малышей. Хорошая новость: IQ, коэффициент интеллекта, может расти в течение жизни, а не до трех лет. Плохая: IQ может и снижаться. Чтобы IQ не снижался, интеллект и полученные навыки должны использоваться. Если вы учили иностранный язык несколько лет, но не говорите и не читаете на нем, то со временем он буквально сотрется. Мозг проведет чистку и уберет ненужные нейронные связи. Совсем страшное: нейронные связи начинают исчезать всего через две недели неиспользования навыка. Но выучить что-то во второй раз, то есть восстановить нейронные связи, легче, чем в первый.

Разговоры

Дети, с которыми с рождения много говорят, развиваются намного быстрее, чем те, кто растет в более молчаливой атмосфере. Есть даже «золотой стандарт» говорения — 2100 слов в час. Это много, но не очень, просто обычная беседа. Важно, что говорить надо с паузами, а не 24/7, чтобы не перегрузить ребенка, это может быть так же вредно, как и молчание. Как показывают исследования, к трем годам разница в IQ между молчаливой группой и разговорчивой составила полтора раза. Коэффициент интеллекта у разговорчивых детей продолжал расти и в более старшем возрасте, что обеспечило им высокие академические оценки в дальнейшем.

Неструктурированная игра

Дети, которым давали играть каждый день, по сравнению с контрольной группой, которую только учили, обладали более развитыми языковыми навыками, лучше решали проблемы и выдерживали стресс, имели лучшую память и развитые навыки общения. Но любая ли спонтанная игра приносит пользу? Нет, лучший результат дает сюжетно-ролевая игра. Известный во всем мире российский психолог Лев Выготский (1896?1934 гг.) предсказал, что способность детей до пяти лет использовать воображение в сюжетно-ролевых играх является лучшим показателем будущей успешной учебы. Причина проста: ребенок в игре учится регулировать свое социальное поведение. Вывод Выготского подкреплен современными научными исследованиями. На основании идей Льва Семеновича в разных странах создаются программы раннего обучения детей, которые включают в себя не иностранный язык и математику, а ролевую игру с активацией воображения. Дети, участвующие в этих программах, в разных тестах показывают результаты на 30?100 процентов выше детей из контрольных групп, которые заняты только академической активностью или не заняты ничем вообще.