Как называются головные уборы у турок

Турецкий костюм в Османской империи

В середине XV в., когда турецкий султан Мехмед II завоевал Константинополь, Византийская империя окончательно пала. Турки-османы не воспринимали культуры покоренных народов, так как религия не допускала никакого изменения внешности. Однако у более развитых арабов и персов турки переняли внешнюю роскошь, а огромные богатства, награбленные в войнах, способствовали тому, что турецкий двор стал необычайно великолепным и пышным.
Турецкая одежда изготовлялась из самых разнообразных тканей: льняных, бумажных, шерстяных, суконных, а также из тафты, атласа, муслина, батиста и даже меха и сафьяна. Костюмы были белого, черного, зеленого, иногда красного цветов (одежды такого цвета носил сам пророк Мухаммед). Турецкие султаны одевались только в белые одежды; военные — в белые и зеленые. У великого визиря парадный костюм был из белого шелка, у муфтия — из белого сукна, духовные лица носили зеленое сукно.

Мужской костюм

Мужчины всех сословий носили штаны, рубашку, камзол, куртку или кафтан, верхний кафтан, кушак.
Штаны («дзагшин») шили из тонкого шелка или полотна. Мужчины надевали их на голое тело и стягивали вокруг пояса шнурком с вышитыми концами. Вначале штаны были широкие и длинные, они складками спускались на ступню. Затем появился еще один их фасон: они укоротились до колен. Такие широкие укороченные штаны носили воины-янычары. Под эти штаны надевали чулки.
Поверх штанов турки носили длинную рубашку («каис») с длинными широкими рукавами, доходившую до середины икр или до лодыжек. Рубашки шили из тонкой полосатой полушелковой ткани, из муслина, шелка и полотна.
Длинные кафтаны с широкими и очень длинными рукавами шили из одноцветной или полосатой ткани — полубумажной или полушелковой, застегивали их на пуговицы или запахивали. Полы кафтана можно было заворачивать и прикреплять к поясу. Янычары собирали их сзади в широкие складки. У военных были кафтаны с короткими, до локтя, рукавами или вообще без рукавов.
В конце XVI в. кафтан сменился камзолом («субун») и курткой («суджери»). Распашной камзол шился из синего или красного сукна, украшался вышивкой, а по бортам пуговицами, и доходил длиной до бедер. Более длинная куртка надевалась поверх камзола.
Кафтан и камзол (но не куртку) турки подпоясывали кушаком, который сворачивали из шали или из большого куска узорчатого шелка и обшивали его концы кистями и бахромой. Военные вместо кушака носили ремень или окованный металлом кожаный пояс.
Верхней одеждой у турок было «фередже». Его надевали поверх остального платья. Это была длинная широкая одежда с длинными широкими, иногда разрезными рукавами. На каждый день его шили из толстой шерстяной ткани синего или зеленого цвета. А на выход — из шелка, дорогого сукна, подбивали и оторачивали дорогим мехом. У него также мог быть отложной воротник, а впереди — шнуры и пуговицы. Цвет и отделка фередже зависели от звания и должности носившего. В XVI в. появились фередже с узкими декоративными рукавами.
В холодную погоду турки носили также плащи из верблюжьего сукна.

Женский костюм

Костюм турецких женщин был похож на мужской. Так же, как и мужчины, они носили штаны, которые шились из кисеи, шелка, полотна желтого цвета или в полоску. Полотняная рубашка походила на мужскую, но короче. Сверху надевали: шелковый узорчатый полукафтан с широкими рукавами, из-под которых выглядывали рукава рубашки, и еще один шелковый кафтан. Оба кафтана имели глубокий вырез ворота. Верхний был длинным, с разрезами на боках до самых колен, завязывался шелковым кушаком или поясом, украшенным серебром и золотом.
Выходя на улицу, турчанки надевали черный шелковый плащ с большим четырехугольным отложным воротником зеленого цвета. Женщины средних сословий носили полосатые шерстяные плащи и очень длинные покрывала.
Считалось, что по повелению самого пророка Мухаммеда женщины, кроме старух, не должны никому, кроме ближайших родных, показывать свое лицо и ноги. Ноги турчанки закрывали штанами, а голову и лицо — покрывалом («марама»), состоявшим из двух больших полос кисеи. Одна полоса завязывалась под подбородком, а другой закрывалось лицо до самых глаз. Женщины также носили шапочки с прикрепленной к ним черной вуалью, закрывавшей все лицо до подбородка.

Обувь

Мужчины носили башмаки с загнутыми носками и широкие полусапоги. Их шили из толстого красного сафьяна. Дома мужчины носили легкие туфли из желтого сафьяна.
Женская обувь была похожа на мужскую. Дома турчанки также носили мягкие туфли из желтого сафьяна или деревянные подошвы с завязками. Выходя на улицу, надевали красные сафьяновые башмаки или полусапожки на высоких каблуках с металлической отделкой.

Прически и головные уборы

Самой примечательной частью турецкого костюма был головной убор — «тюрбан».
Тюрбан состоял из двух частей — колпака различной величины и формы и длинного куска тонкого мягкого шелка или муслина. Колпак, как предписано у мусульман, был красным, а сам тюрбан — белым. Только эмир носил зеленый тюрбан (цвет знамени Магомета).
Тюрбан украшали драгоценными камнями, жемчугом, перьями. Количество перьев было строго определено. В XVI в. султан носил на своем тюрбане три пера, усыпанные бриллиантами; у великого визиря было два пера, а у других сановников — по одному.
Во время правления Мехмеда II стал модным тюрбан, обвернутый белым муслином. В 1583 г. был издан указ, по которому устанавливались его различные виды в зависимости от сословной принадлежности и звания.
Еще с XIV в., со времен Османа I, мусульмане брили голову так, чтобы на макушке оставалась небольшая прядь. Поэтому под тюрбан надевали небольшую шапочку — «фес». Когда дома тюрбан снимали, фес оставляли на голове: ходить с непокрытой головой было не принято.
Кроме тюрбанов было много других головных уборов, различавшихся по форме, отделке, цвету.
Янычары носили разнообразные перьевые папахи, а также высокие головные уборы с султаном из перьев или высокие шапки, верхняя часть которых падала на спину в виде рукава. Последние имели символическое значение: память о том, как однажды святой дервиш благословил начальника янычар, учредившего это войско, возложив ему на голову свой рукав.

Головные покрывала защищали турок от насекомых.
Борода считалась лучшим украшением мужчины, и потому за ней тщательно ухаживали. Существовали строгие предписания, определявшие ее форму.
В XVI в. женский головной убор был похож на мужской тюрбан, но уже к концу столетия появились небольшие шапочки из бархата, шелка, парчи. Выглядели они очень нарядно: их украшали лентами, бантами, а богатые женщины — драгоценными камнями, золотом, жемчугом, перьями. Женщины также носили на голове шали.
Дома турчанки ходили с распущенным волосами, перехватывая их лентой, а выходя на улицу, заплетали их в косы и надевали сверху головной убор. В косы вплетались различные украшения.

Украшения и косметика

Турецкие женщины с удовольствием пользовались косметикой. Они белились и румянились, натирались различными благовониями и маслами, красили в красный цвет ногти и пальцы, чернили брови и ресницы краской, которую делали из сажи. Некоторые турчанки украшали лоб мушками. Иногда, по древнеарабскому обычаю, наносили себе на руки и грудь татуировку.
Драгоценные украшения турчанок также были разнообразными. Они носили серьги, кольца, ожерелья, ножные и ручные браслеты, подвески, аграфы с драгоценными камнями, плоские шапочки, вычеканенные из золота и серебра, веера из расшитого узорами шелка или из перьев.
Богатые турки также любили украшения, но со времен Сулеймана II мужчины носят только серебряные перстни, оправленный в серебро кинжал и четки из 99 бусин (по числу имен Аллаха). У тех, кто имел право носить оружие, костюм дополнялся саблей. За пояс турки клали носовые платки.

Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян

Чалма, феска, куфия, тюбетейка…

Твоя шапка расскажет о тебе многое

В наше время некоторые предметы одежды у многих людей стойко ассоциируются с представителями определённых религий. Особенно это касается головных уборов. Причиной тому является культурное и историческое многообразие народов, исповедующих ту или иную веру. Мусульмане не являются исключением в этом плане. Рассмотрим кое-какие варианты из того, что обычно бывает на голове у мужчин в исламских странах.

Чалма

Взять хотя бы чалму (тюрбан) – кусок ткани, обмотанный вокруг головы или головного убора и имеющий длину от 2,5 до 8 метров. Чалма получила распространение среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии, Средней Азии. В России этот головной убор можно увидеть на представителях мусульманского духовенства. Востоковеды утверждают, что в мире существовало не менее тысячи способов повязывания чалмы. В современных арабских странах форма, цвет, манеры ношения чалмы весьма разнообразны. У неё различное число складок, узел впереди или сзади, конец свешивается сбоку или на спину и т. д.

Все эти нюансы так или иначе свидетельствуют о профессии, возрасте и месте проживания владельца чалмы. В мусульманском мире чалме уделяется особое значение. Объясняется это тем, что её носил сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), рекомендуя своим сподвижникам делать то же самое. В одном из хадисов говорится, что он, читая проповеди в мечети, надевал чёрную чалму, и её конец спускался на плечи.

Хадисы расходятся насчёт сведений о точной длине и цвете этой чалмы. В некоторых хадисах упоминается, что длина чалмы Пророка (мир ему и благословение) составляла 7 локтей, то есть примерно 2,5–3 метра. Рассказывают, что свою любимую чалму Пророк (мир ему и благословение) подарил ближайшему сподвижнику – зятю и двоюродному брату Али (да будет доволен им Аллах). Кстати, волнистые линии на наших, дагестанских тюбетейках также имеют непосредственное отношение к чалме. Эта линия, являясь неким подобием ткани, которая обвязывается вокруг головы, уподобляет тюбетейку чалме.

Куфия

Следующим головным убором, распространённым среди мусульман, является куфия. В русскоязычных странах куфия получила название «арафатка» в честь лидера палестинцев Ясира Арафата, неотъемлемой частью имиджа которого была куфия. Арафат укладывал её на голове таким образом, чтобы находящаяся на плече часть ткани по форме напоминала очертания исторической Палестины. Куфия представляет собой мужской головной платок, обычно придерживаемый чёрным обручем. В зависимости от региона происхождения человека, носящего куфию, могут различаться орнамент, расцветка, а также способ завязывания головного убора. Например, в Саудовской Аравии эта манера совсем простая – однотонный или с красным орнаментом головной платок, наброшенный на голову – иногда даже без поддерживающего обруча.

В Омане куфию повязывают гораздо более сложным образом и совсем иначе, чем саудовцы, на манер чалмы. Оманцы не используют поддерживающий куфию обруч, что повсеместно принято в Иордании и Палестине. А что касается различных расцветок куфии, то она почти всегда состоит из белой хлопковой ткани, а некоторые имеют пестрый орнамент в красном или чёрном цвете. Куфия с красным орнаментом является самой популярной в странах Персидского залива. А чёрно-белая – в Палестине и Ливане. Красно-белые куфии носят всюду в этих областях, но наиболее тесно они связаны с Иорданией.

Тюбетейка

Переходим к тюбетейке – головному убору, наиболее распространённому среди мусульман России и среднеазиатской части бывшего СССР. Тюбетейку определяют как круглую или квадратную, островерхую или плоскую, лёгкую шапку, надеваемую прямо на голову. Её другое название – «такия».

В Средней Азии существует большое многообразие фасонов тюбетеек: есть там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские. Их форма, особенности узора, цвет, предназначение отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.

Читайте так же:  Интересные факты о хоббите битва пяти воинств

На Северном Кавказе с тюбетейками дело обстоит проще. В большинстве своём их многообразие составляют головные уборы со свисающей с верхушки кисточкой, характерные для мусульман Чечни, и тюбетейки конусообразной формы с волнистой или прямой полосой сбоку, получившие распространение в Дагестане. Или это могут быть тюбетейки со всякого рода вышивкой и привычной надписью «made in…», которые в качестве подарка своим близким привозят с собой из хаджа паломники.

На Востоке тюбетейка выполняет функцию не только головного убора. Её также используют как основу для завязывания чалмы.

Феска

Некоторые мусульмане Турции и Северной Африки надевают феску. Форма фески – усечённый конус, в середину верхушки которого вставлена кисточка. Своё имя она получила от города Фес – одного из больших городов Марокко, который прежде имел монополию на изготовление этого головного убора. В Турции повсеместно используется традиционный известный нам тип фески – красного цвета с чёрной кисточкой. А в Тунисе, Ливии и Марокко она в два или три раза длиннее и имеет синюю шёлковую кисть.

Феска, как и тюбетейка, идеально подходит для повязывания чалмы. В 1826 году османский султан Махмуд II провозгласил феску официальным головным убором военных и чиновников, после чего она стремительно распространилась по территории Империи. Однако уже через 100 лет, в 1925, президент новой Турции Кемаль Ататюрк запретил красную шапку, и сегодня немногие турки носят классическую феску.

Оставшиеся головные уборы – те, которые можно встретить повсеместно, не только в мусульманских странах. А именно: кепки, бейсболки, шляпы, шапки. Многие мусульмане надевают их как в мечети, так и в общественных местах. Ношение вышеперечисленного никаким образом не противоречит религиозным правилам. Напротив, прикрытие головы является сунной Пророка (мир ему и благословение).

Важным моментом также является этика ношения головного убора. Это значит, что человеку, надевшему тюбетейку, ещё более непозволительно совершать поступки, порицаемые нашей религией.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

История: Феска турецкая (она же византийская) и тюрбан. Почему в Турции было запрещено и то, и другое

В этом обзоре поговорим о феске и тюрбане, и о том почему турки от них отказались.

С современной турецкой открытки из серии «Османские султаны»: Фрагмент портрета султана Махмуда II – 30 османского падишаха (годы правления: 1808-1839). Холст, масло (tuval, yagl? boya), написан в 1808-39-х гг. Портрет хранится в Дворцовом музее Топкапи в Стамбуле.

На данном портрете султан изображен в феске. Именно Махмуд II ввел в Османской Турции феску и вывел из употребления тюрбан.

С современной турецкой открытки из серии «Османские султаны»: Детский портрет будущего султана Махмуда II, тогда шахзаде (принца).

Здесь будущий ниспровергатель тюрбана и поклонник фески, как и все представители правящей династии до него, изображен в тюрбане.

Феска была введена в качестве официального головного убора для жителей Османской империи указом султана Махмуда II (годы жизни: 1785-1839; годы правления: 1808-1839).

Махмуд II взошел на престол после того, как провалился мятеж янычаров, которые на несколько месяцев посадили на престол брата Махмуда II от другой наложницы — Мустафу IV (отцом Махмуда и Мустафы был скончавшийся в 1789 г. султан Абдул-Хамид I), при этом янычары убили Селима III — предыдущего султана и кузена Махмуда II. Сторонники Махмуда II из албанской гвардии смогли подавить бунт янычаров, убив Мустафу (возможно, по приказу самого Махмуда, которого самого до того чуть не убили по приказу Мустафы — Махмуд выжил, спрятавшись в топке печи). Такие вот брутальные обстоятельства прихода Махмуда II к власти. При том, что матерью Махмуда II была наложница родом, как предполагается, из Франции, но сам при этом Махмуд II не говорил ни на одном иностранном языке. Махмуд II однако был практичным сторонником вестернизации Турции и был полон решимости продолжить политику реформ, подобных реформам оказавшего на Махмуда большое влияние Селима III. Такая политика виделась Махмуду способом сделать страну более современной, а значит сильной. Среди прочего Махмуд II смог расформировать корпус янычар (букв. yeniceri — «новые войска», набирались из рабов-христиан, принявших ислам), ставших к тому времени тормозом в развитии Турции.

Но вернемся к одежде и головным уборам. Британский исследователь лорд Кинросс (годы жизни: 1904-1976) в своей известной книге по османской истории «Расцвет и упадок Османской империи» (книга вышла после смерти автора в 1977 г., спустя 20 лет вышло русское издание) так описывает политику Махмуда II в реформировании османских одежд и головным уборов, в частности для армии.

«Махмуд II не поощрял ношение длинных бород и внес сущее коррективы в (османский) костюм. Для своей новой армии он ввел европейского покроя мундиры, бриджи и ботинки. Двадцатью годами подобный разрыв с традициями портняжного искусства привел к мятежу янычар, который сместил Селима III. Теперь же это было принято, хотя и не всегда с охотой. Привыкший к своим туфлям, широким шароварам и рубахе, которые на самом затрудняли движение, турецкий солдат видел в этих плотно облегающих фигуру униформах следы чего-то «неверного» и считал форму неприличной.

Турецкому солдату в особенности было трудно принять изменение головного убора потому что с этим могли быть связаны последствия религиозного характера. Высказывания пророка по поводу тюрбана сделали этот головной убор особым символом мусульманской веры», пишет лорд Кинросс в своей книге.

Здесь мы на некоторое время прервем цитирование, т.к. необходимо сказать несколько слов о статусе тюрбана, или говоря другими словами чалмы, и вообще о головном уборе в исламе. О связи ислама и головного убора упоминает в цитировавшемся выше отрывке и лорд Кинросс, говоря о «последствиях религиозного характера» для турецких солдат при принятии фески, которая (отметим) казалась им иноверческим головным убором.

Итак, головной убор мусульман по мусульманскому вероучению. «Абу Дауд Сулейман ибн аль-Аш’ас ас-Сиджистани (годы жизни: 817-888) в своем сборнике хадисов, т.е. преданий о словах и действиях пророка Мухаммеда — «Сунан Абу Дауд» приводит хадис 4078:

«Кутайба бин Саид Ассакафий сообщил, а также Мухаммад бин Рабиа и Абуль Хасан Аль Аскъалани все они передали от Аби Джафара бин Мухаммада бин Али бин Руканы и от его отца который однажды состязался с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует и между делом Ракана сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует сказал: «Разница между нами и многобожниками это чалма, повязанная поверх тюбетейки». Этот хадис передали и аль-Бухари в «Тарихе», ат-Тирмизи 1784 и аль-Хаким 3/452. Ряд исламских исследователей считают информацию этого хадиса недостаточно надежной. В иснаде (араб. подтверждение) — т.е. перечислении людей, передававших друг другу из поколения в поколение слова о высказываниях и действиях пророка Мухаммеда) этого хадиса есть сразу два неизвестных передатчика — это Абуль-Хасан аль-Аскъалани и Ибн Рукана, о чем сказал ат-Тирмизи, который назвал этот хадис слабым.

Передается также следующий хадис: «Два рака’ата (молитвы) в чалме лучше семидесяти рака’атов, совершенных без чалмы» (приводит ад-Дайлями в «Муснад аль-фирдаус» под № 3233; ас-Суюты в «Джами’ аль-кабир» № 14441). Однако и этот хадис считается слабым из-за недостаточно проверенных передатчиков.

Таким образом среди исламских религиоведов преобладает мнение, что не является обязательным носить тюрбаны или шапочки, которые мы будем именовать здесь тюбетейки, или молится в них. Однако исламские законоучителя считают, что лучше не избегать ношения тюрбана или тюбетейки во время молитвы. При этом среди исламских религиоведов нет единого мнения, равноценны ли «по святости» тюрбан и шапочка-тюбетейка. Некоторые из религиозных деятелей считают, что равноценны, другие же думают тюрбан имеет более высокий сакральный статус.

Немного отвлечемся и скажем о рекомендуемом исламскими религиоведами цвете головных уборов. Некоторые из исламских религиоведов считают, ссылаясь на записанные слова сподвижника пророка Мухаммеда Анаса ибн Малика, что любимым цветом у пророка Мухаммеда был зеленый, в то время как другие законоучители, говорят, что это был белый. Что касается цвета одежды, то пророк поощрял, согласно многочисленным хадисам, носить белый цвет: «Из всей своей одежды выбирайте белую, действительно белая одежда является одной из лучшей для вас, также окутывайте ею покойных» (передает хадис Абу Дауд и др.). Таким образом, в соответствии с сунной, предпочтительно носить одежду белого, а также хороши зеленый и черный цвета. При этом в Коране говорится, то зеленый цвет будет цветом одежды людей в раю: «На них одеяния зеленые из сундуса и парчи, (и украшены они ожерельями из серебра). » (Сура 76 «Человек», стих 20 (21) и «Опираясь на зеленые подушки и прекрасные ковры. » (Сура 55 «Милосердный», стих 76).

Османский султан Мехмед Завоеватель (годы жизни: 1432-1481, в 1453 г. этот султан завоевал для турок византийскую столицу Константинополь, превратив ее в Стамбул и покорил Византию.

Илл. с портрета XV века, приписываемый турецким художникам Синан бею (Sinan Bey) по прозвищу Nakkas (каллиграф) и его ученику Сиблизаде Ахмеду (Siblizade Ahmed). Этот портрет ныне хранится в музее бывшего султанского дворца Топкапи в Стамбуле, где фигурирует как «Мехмед II с ароматной розой». Во время своего правления Мехмед II Фатих (Завоеватель) пригласил к своему двору итальянских художников, в частности в 1479 году Стамбул посетил Джентиле Беллини (Gentile Bellini). Этого венецианского художника послал в Стамбул совет дожей Венеции, узнав о просьбе султана, высказанной в ходе мирных переговоров. Считается, что в Стамбуле в ученичество Беллини султан отдал уже упомянутых выше Синан бея и Сиблизаде Ахмеда. Они освоили технику европейского портрета.

Султан Мехмед здесь изображен в тюрбане. Тюрбан состоял из двух частей — колпака различной величины и формы и длинного куска ткани.

Шапочка «фесс» (феска) в виде ее разновидности как небольшого усеченного конуса у ранних османов также была известна и одевалась по тюрбан, но основным головным убором считался тюрбан.

Возвращаясь к головным уборам, то известно, что пророк Мухаммед носил в повседневной жизни и тюрбан с шапочкой и, шапочку-тюбетейку отдельно. Вообще арабы стали носить тюрбан или чалму (что одно и тоже), как и шапочки еще в доисламский период. Но тем не менее, позднее в глазах мусульман тюрбан или чалма, то же самое, стали ассоциироваться с принадлежностью к исламу. Вспомним, «Разница между нами и многобожниками это чалма, повязанная поверх тюбетейки».

Поэтому не случайно, что для турецких солдат, поголовно пребывавших в исламской вере, феска не обрадовала, хотя и старые времена, как пишет например, британский автор Рафаэла Люис в свое книге «Османская империя. Быт, религия, культура» (1971 года, есть позднейший русский перевод), «тюрбан в Османской империи отличал людей с положением».

Она указывает: «Вскоре после захвата Константинополя султан Мехмет Завоеватель установил правила, согласно которым высокопоставленные представители гражданской и военной службы должны были выделяться своей одеждой. Форма и цвет облачений регламентировались и сохранялись с небольшими изменениями до 1826 года. Так, высоко поставленные сановники носили чалмы разного цвета, обернутые вокруг фетровых шапок с высокой тульей, богословы обертывали расшитую золотом тюбетейку длинным полотном сияющего белизной муслина — получался более плоский тюрбан. Колорит городской жизни создавали, в частности, и яркие, пестрые наряды, белоснежные тюрбаны, мрачные черные платья представителей духовенства и студентов медресе. Выделялись богато расшитые кафтаны и головные уборы разных ага (букв. со старотюркского «старший», титул и военное звание), морских офицеров. ». Но, повторим, у турецких солдат, например янычар, и в дореформенные времена головные уборы отличались от классических тюрбанов, а янычары, к тому же, например и до времен Махмуда II брили себе бороды.

Читайте так же:  Как называется вода от пельменей

Вернемся к книге лорд Кинросса, цитируем: «Заменив тюрбан, Махмуд сначала ввел субару — подбитую ватином шапку с полуцилиндрическим верхом, которую уже до того носили новые войска Селима III. Но в 1828 году она была замена на более практичную феску, североафриканский фетровый берет красного цвета, который на самом деле был европейского происхождения (Также, как пишут некоторые исследователи, рассматривая разные варианты, Махмуд II хотел ввести в качестве нового официального головного убора принятую в тогдашней Европе треуголку, но советники отговорили его от этого шага, связав треуголку с символикой христианской троицы. Что касается войск Селима III, то они назывались «войска новой системы» — Nizam-? Cedid Ordusu, и их форма была похожа на смешанную европейско-восточную, так они не отказались от шаровар. Прим. Portalostranah.ru).

Феска до ее принятия в качестве стандартного военной головного убора должна была быть проверена и одобрена улемами. Одобрение было дано после некоторых колебаний, является или нет феска истинно исламской, после чего пришлось принять решительные меры, чтобы заставить носить ее.

Однако предложение Махмуда пришить к феске кожаные поля, тем самым защитив глаза солдат от солнца, было встречено улемой решительным отказом на том основании, что поля будут мешать им касаться лбом земли во время молитвы, как это должны делать все истинные мусульмане.

Как солдаты, гражданские лица стали носить феску вслед за указом 1829 года, определявшим и уточнявшим детали костюма, который полагалось носить чиновникам различных категорий. Средневековые одежды и тюрбан остались «униформой» церковников из рядов улемы. Признаком принадлежности к цивильному обществу стали брюки европейского покроя, заменившие широкие, ниспадающие шаровары турецкого образца, в то время как консервативный наряд турок — крайней мере в городах — был дополнен сюртуком и черными кожаными ботинками.

Махмуду II, решительно действовавшему в самых разных областях, после подавления янычар оставалось всего тринадцать лет жизни, чтобы заложить основы давно обещанных радикальных реформ и запустить в действие их механизм — и все равно ограничиться лишь отдельными преобразованиями. Это были трудные годы, поставившие Махмуда, человека непоколебимой воли, лицом новых проблем, которые требовали полной отдачи сил». Можно сказать, что введенная Мехмедом II феска была символом вестернизации и практицизма.

И далее несколько подробнее о том, что введение фески было не единственной реформой Махмуда:

Лорд Кинросс пишет: «То, чего султан стремился достичь, заключалось в попытке навязать Османской империи, так сказать, за одну ночь, новый порядок кто старого, перевести своих подданных из одного, глубоко укоренившегося за века образа жизни в другой, еще неизведанный незнакомый никому.

В вопросах вестернизации турецкого образа жизни сам султан выступал в роли первопроходца. Он больше следовал не османскому, но европейскому протоколу. Он устраивал приемы, на которых находился в гуще своих гостей, беседуя с ними и даже проявляя почтительное отношение к их дамам. Не будучи больше отстоящей к недосягаемой фигурой, султан появлялся перед своим народом, участвуя в публичных церемониях и лично адресуясь к нему. Теперь министры должны были сидеть, а не стоять в присутствии султана. Их кабинеты были обставлены мебелью в европейском стиле, в них больше не стояли одни только низкие диваны и а находились конторки и столы вместе с прямыми стульями и, нередко попирая запреты ислама, на стенах их кабинетов портреты султана.

Порывая с традициями янычар и связи между религиями и военными кругами, Махмуд основал Школу военных наук, образцом для которой стала военная академия Сен-Сир, созданная Наполеоном. Хотя многие из преподавателей Школы военных наук были французами или немцами, она отражала новые армейские традиции, пустившие в турецком обществе свои собственные корни, и имела свою собственную прогрессивную систему обучения — интеллектуальную, социальную и политическую, вносившую позитивный вклад в воспитание будущих поколений турок.

В это же время в целях подготовки музыкантов (барабанщиков и трубачей) для военных оркестров Махмуд учредил императорскую музыкальную школу, в которой работал Доницетти-паша, брат великого итальянского композитора.

Две школы, морских и армейских инженеров, созданные в конце восемнадцатого столетия, были обновлены. В 1827 году, несмотря на серьезные возражения султан предпринял твердый шаг, отправив в Париж на учебу небольшие группы студентов.

Важным стало открытие государственной школы по подготовке врачей, а затем и хирургов да новой армии. Для гражданского населения врачи по-прежнему готовились на базе религиозных учреждений, в медресе мечети Сулеймания, по программам, отчасти опиравшимся на классическую греческую медицину и отчасти — на труды Галена и Авиценны.

Медицинское училище Махмуда было первой в Турции школой, которая предлагала эквивалент начального и среднего светского образования. В 1838 году после реорганизации она была переведена в (стамбульский район) Галатасарай, расположенный в Пера, в то время место размещения старинной дворцовой школы пажей. На ее открытии султан лично обратился к студентам. Объясняя, что арабский язык как язык медицины устарел, он сказал им: «Вы будете изучать научную медицину на французском языке. моя цель не в том, чтобы, обучая вас на французском, научить вас владеть французским языком, она в том, чтобы научить вас научной медицине и постепенно изложить ее на нашем собственном языке». Действительно, уже через поколение турецкий язык сменил французский в качестве основного языка учебных программ, после того как турецкие ученые перевели иностранные учебные пособия по медицине и другие работы на родной язык. Такими были конец традиционной и начало современной медицины в Турции.

Медицинское училище в Галатасарае бросило вызов средневековой исламской традиции, введя в курс обучения занятия по вскрытию трупов и анатомированию. До этого времени по настоянию улемов изучение анатомии разрешалось только на восковых муляжах. Теперь же студенты начали изучать анатомию на человеческих трупах — обычно это были трупы рабов-нубийцев, которые можно было приобрести за небольшую плату. С течением времени училище расширило сферу своих научных, культурных и интеллектуальных исследований.

Французский язык — чего раньше для турецких студентов-мусульман вообще не было — стал при Махмуде II широко использовался для изучения европейской истории и литературы, причем французская литература стала замещать традиционно изучавшуюся персидскую литературу.

В не меньшей мере, чем военным, султан Махмуд был озабочен развитием светского образования. Имелась острая потребность в компетентных гражданских служащих, чтобы управлять его новыми государственными структурами. В этом отношении новое направление в образовании, напрямую обусловленное конкретным влиянием Запада, было отражено в 1838 году в замечательно прогрессивном и нетрадиционном доклад Совета полезных дел: «Религиозное знание (так это трактуют) служит спасению грядущем мире, но наука служит совершенствованию человека в этом мире. », — писал лорд Кинросс о временах султана, когда в Османской империи был запрещен тюрбан и была принята феска.

Османское медицинское училище в 1840 г. Ученики и учителя здесь щеголяют в фесках. Они также демонстрируют на фото появившиеся у них благодаря Махмуду II (о чем упоминалось выше) возможности по изучению анатомии.

С фотографии того периода.

И в 1870 г., спустя более 30 лет после кончины султана Махмуда II, османский двор был одет в фески. Здесь фотография 1870 г., изображающая чернокожего евнуха султанского гарема в феске.

С фотографии Паскаля Сабаха (Pascal Sebah, годы жизни: 1823–1886), из христианской армяно-сирийской семьи, открывшего первое в Стамбуле фотоателье.

В цитировавшихся нами выше фрагментах книге Кинросса упоминается (и конечно же наши читатели обратили на это внимание), что феска — это головной убор европейского происхождения. Как считается, феска первоначально происходит из Византии (чью территорию впоследствии и заняла Османская империя), и она также была известна в прошлом как rumi topi (т.е. «римская шапка», здесь в значении византийская (Византия называла себя римской империей).

У ранних османов подобная шапочка, в форме усеченного конуса, одевалась под тюрбан. Прошли века, и капудан-паша (адмирал) османского военно-морского флота Коджа Хюсрев Мехмед-паша (Mehmed Husrev Pasha, годы жизни: 1769 ?1855) наблюдал во время своего плаваний по Средиземноморью в первой четверти XIX века, что разновидности такой шапочки, называемой феска, носили тунисцы и алжирцы (Тунис и Алжир — тогда полунезависимые провинции Османской империи), позднее упомянутый деятель распространил ношение североафриканской фески в Стамбуле, где она была утверждена упомянутым указом султана Махмуда II в 1826 г.

Вообще же под феской понимается войлочный головной убор, который бывает двух типов: либо в форме усеченного конуса из красного фетра или в виде короткого цилиндра из ткани килим, и (как правило) с кисточкой, прикрепленной к верхней части. Первоначально феска была распространена красного, белого, черного цветов, первоначально ее носили также с чалмой (тюрбаном) вокруг. Позднее обычным цветом фески у турок стал красный цвет, такой цвет достигался при помощи натурального растительного красителя.

Название фески — тур. fes происходит от названия марокканского города Фес, где были мастера по ее изготовлению. Город Фес получил известность (и даже когда-то задолго до Махмуда II имел некоторое время монополию среди североафриканских мастеров) благодаря тому, что владел технологией окрашивания при помощи естественных красителей производимых здесь шапочек в характерный темно-красный цвет. После принятия же во времена Махмуда II в качестве официального головного убора фески, для удовлетворения растущего спроса опытные ее изготовители-ремесленники были вызваны в Стамбул из Северной Африки, где и поселись в стамбульском районе Эйюп, в Стамбуле была тогда открыта и фабрика по производству фесок — feshane, где работали тунисские мастера.

Позднее фески стали производиться и поставляться в Османскую империю из Австро-Венгрии, Германии и Франции, что стало возможным после изобретения (что произошло в Европе во второй четверти XIX века) синтетических анилиновых красителей. Однако в 1908 г., когда Австро-Венгрия присоединила к себе Боснию, турки организовали бойкот австрийских товаров, в том числе и фесок. Так, ежедневная российская газета «Русское слово» писала осенью 1908 г. в этой связи: «Бойкот австрийских товаров распространяется. Многие турки надели белые фески, фабрикуемые в Бурсе, в Малой Азии, только для того, чтобы не носить фесок, привозимых из Австрии. Убытки австрийских купцов достигли огромных размеров во всей империи, особенно в виду Рамазана, когда турки обыкновенно закупают огромное количество товаров у австрийских продавцов».

После принятия османами во времена Махмуда II Стамбуле феска, способствовавшая большему равенству в одежде в том числе и среди иноверцев-подданных Османской империи (которые также должны были носить феску, в отличие от тюрбана), была распространена на все османские земли, включая почти полностью независимый Египет, позднее став частью османской военной формы за исключением кавалерии и артиллерии. Албанские солдаты носили белые фески (феска просуществовала как часть османской военной формы до 1910 г., до введения в империи военной формы защитного цвета и пробковым шлемом в качестве головного убора).

В то же время надо отметить, что феска не являлась, как говорят, практичным головным убором для армии — она не слишком защищала от солнца и была хорошей мишенью для врага. Тем не менее, феска в разных видах и цветах в XIX и до середины XX века была принята в качестве части военной формы ряда мусульманских туземных войск западных держав: североафриканские полки Франции: зуавы, тиральеры и спаги; ливийские, эритрейские, сомалийские полки Италии, а также штурмовые подразделения собственно итальянской армии — ардити; колониальные войска аскари Германской империи и боснийско-хорватская дивизия Третьего рейха; туземные войска в Бельгийском Конго; туземные войска Португальской Африки; боснийские пехотные полки в бывшей Австро-Венгерской империи; Вест-индийский полк (до расформирования) и Барбадосский полк (и до настоящего времени, с чалмой у основания фески) британский армии, а также два полка, набранные из мусульманских районов в период Британской Индии и малайские полки периода британского правления в Малайе (феска как часть военной формы вооруженных сил страны сохранилась и после достижения Малайзией независимости); феска присутствовала как часть формы мавританских частей Испании (феска сохраняется ныне как часть парадной формы частей в испанских территориях в Марокко: в Сеуте и Мелилье). А также в армиях ряда государств: в Египте (до 1950 г,), в Греции (с 1837 г. и до Второй мировой войны; в настоящее время феска сохраняется как часть формы греческой парадной президентской гвардии эвзонов. В Греции феска называется фареон. Ее неправомерно называть турецкой, т.к., напомним, что изначально феска имела византийское происхождение. Тем более, что цвета фареона — красный и черный имеют теперь греческую легенду (шапочка из красного войлока, кисть — всегда из черного шелка эти цвета (красный и черный) — символы слез Христа на Распятии, напоминают о жертвах греческого народа в борьбе за независимость от Османской империи); в Пакистане фески были частью формы улан в 1960-е гг.; в Сенегале: феска является частью формы церемониальной президентской т.н. «красной гвардии» Сенегала.

Читайте так же:  41 симфония моцарта как называется

Под влиянием османов феска после 1840 г. стала популярна как символ мусульманской идентичности среди мусульман Индии, Шри-Ланки, Индонезии и Малайзии (под названием печи (peci) в Индонезии (в Индонезии она стала фактически национальным головным убором) и сонгкок (songkok) в Малайзии.

Военная униформа

интернет — энциклопедия

Униформа турецкой армии 1909-1918 годов

В 1908 году в Османской империи тайная организация младотурков свергла султана Абдула-Хамида II и захватила власть, после чего они поддержали нового султана Мехмеда V.
Со свержением султана Абдул-Хамида II закончилось абсолютистское правление в Турции, была утверждена конституция, а также установлено либеральное правительство.
С 29 сентября 1911 года по 18 октября 1912 года была война между Королевством Италия и Османской империей. Эта война показала слабость Османской империи и послужила поводом для объединения многих государств, намеревавшихся включить в свой состав территории, находящиеся под османским игом.
С 25 сентября (8 октября) 1912 года до 17 (30) мая 1913 года продолжалась Первая Балканская война между Балканским союзом (Болгарское царство, Королевство Греция, Королевство Сербия, Королевство Черногория) и Османской империей. 3 декабря Мехмед V и правительственный министр Мухтар-паша запросили перемирия…
С первых дней мировой войны Турция в лице своего военного министра Энвер-паши не только заняла нейтральную позицию, заявив о своем нейтралитете, но через русского посла в Константинополе Гирса предлагала даже союз с Россией. Тем не менее, 12 ноября Турция провозгласила священную войну и объявила войну Англии, Франции и России.
Антанта немедленно ответила на выступление Турции переходом русскими войсками турецкой границы на Кавказе, бомбардированием дарданелльских фортов, занятием английскими войсками в Персидском заливе Басры на Шат-эль-Арабе и несколько позднее (17 декабря) объявлением английского протектора над Египтом в ответ на турецкую демонстрацию на Синайском полуострове.
Более серьезные операции против Турции начались с 1915 года.

Благодаря военной реформе в Османской империи в вооруженные силы хлынул поток денег, и большая их часть была потрачена в Германии. Основное вооружение и снаряжение турецкой армии было закуплено там.

Знаки различия генералов и офицеров турецкой армии

В пехотных частях Османской империи обычно не носили отличий для полков или родов войск. Офицеры носили знаки различия на погонах, которые имели подложку из красного сукна и витой шнур из золотых нитей.
Звание обозначалось соответствующим количеством звездочек (например, у капитана их было две). Звания генералов, офицеров и унтер-офицеров обозначались на погонах на немецкий манер. На погонах унтер-офицеров, кроме этого, был кант красного (пехота) или синего (пулеметчики) цвета.
Унтер-офицеры носили шевроны на рукаве выше локтя.

7 церковных головных уборов

Скуфья?

Небольшая мягкая остроконечная складная шапочка. Складки скуфьи образуют крестное знамение вокруг головы. Повседневный головной убор православного духовенства, монахов, некоторых послушников и мирян. Монашеская скуфья – черная. Женатый священник может получить право ношения фиолетовой скуфьи как награду. На скуфье патриарха и архиепископов нашит небольшой четырехконечный крест.

Камилaвка

(гр. – из верблюжьей шерсти)

Расширенный кверху твердый прямой цилиндр черного, фиолетового или темно-синего цвета. В Русской Церкви вошла в употребление после реформ Никона во второй половине XVII века. Священники из белого духовенства и протодиаконы могут получить право ношения камилавки как богослужебную награду. Белое духовенство надевает камилавку только во время богослужения.

Ми?тра

(греч. – головная повязка)

Головной убор, напоминающий по форме царскую корону. Является частью богослужебного облачения епископа, архимандрита или священника, награжденного правом ношения митры. Наверху митры – икона Троицы или крылатого серафима, у архиерейской – крест. По окружности митры расположено несколько иконописных образов. Епископская митра символизирует одновременно и царский, и терновый венец Христа.

Клобу?к

Клобук – это монашеская камилавка черного цвета с длинным, разделенным натрое шлейфом-наметкой. Монахи в священном сане носят клобук как во время богослужения, так и в повседневной жизни. Архиепископы носят черный клобук с нашитым на него крестом, митрополиты – белый клобук с крестом.

Апо?стольник

Головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, спину и грудь. Предмет одежды православной монахини. Поверх апостольника носят скуфью, камилавку или клобук.

Ку?коль русского патриарха

Клобук русского патриарха по традиции также называется куколем. Куколь патриарха – твердая круглая шапка белого цвета с изображениями крылатых серафимов – «сионами» – на лбу и двух концах шлейфа, с небольшим крестом на маковке. Это повседневный головной убор.

Ку?коль схимника

Мягкий остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи. Белыми нитками на куколе вышиты изображения креста, крылатых серафимов и текст Трисвятого. Головной убор монаха великой схимы. Надевается поверх мантии.

Значение слова &laquoфеска»

ФЕ?СКА, -и, род. мн.сок, дат.скам. ж. и ФЕС, -а, м. Мужская шапочка из фетра или шерсти в форме усеченного конуса, обычно с кисточкой (в странах Северной Африки и Передней Азии). На Аркадии Павлыче были широкие шелковые шаровары, черная бархатная куртка, красивый фес с синей кистью. Тургенев, Бурмистр. Внутри каждой лавки сидел бесстрастный персиянин в черной феске. Гладков, Вольница.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Фе?ска (тур. fes) — головной убор в восточных странах, странах северной Африки и др.; представляет собой шерстяной колпак красного цвета с голубой или чёрной, шелковой, серебром или золотом перевитой кистью. Имеет первоначально византийское происхождение. Название феска или фес происходит от города Феса в Марокко, где изготовлялись эти головные уборы. С 1826 г. феска или фес была введена вместо тюрбана как форменный головной убор для османских чиновников и солдат.

Население Западной Армении, в частности, его городская часть, как, например, в Ване, Васпуракане, носили войлочный красный фес с чёрной кисточкой; в Себастии у стариков он был синий или фиолетовый. Но во всех случаях вокруг него обматывали головной платок, концы которого, завязанные сзади узлом, свободно свисали. В Киликии носили фес, обмотанный несколькими повязками. У молодых кисточка феса была длинной и доходила до плеч. Иногда вместо неё к верхушке прикрепляли серебряное украшение.

Мода на европейскую одежду, начавшая распространяться в правление Махмуда II (1808—1839), не затронула феску, поскольку та идеально соответствовала ритуалу мусульманских молитвенных поклонов, в отличие от шляп с полями и т. п.

В Турции феска отменена при введении европейского костюма при Ататюрке в 1920-е годы (эта отмена получила название «шляпная революция» или «революция шляп», так как фески были заменены европейскими шляпами). В Италии мода на фески получила распространение после Крымской войны среди берсальеров, а под влиянием Итало-турецкой войны также и среди чёрнорубашечников. В эпоху фашизма в 1920—1940-х годах фески чёрного цвета стали одним из символов этого движения. В Египте сохранилась до 1950-х годов.

В сленговом обороте слово феска может использоваться как обозначение любого головного убора. Также феской называется вязаная шерстяная шапочка — часть водолазного снаряжения.

Национальная одежда турков

Сегодня Турция занимает первые позиции среди всех мест отдыха. Поэтому многих туристов интересуют особенности национальной одежды.

Одежда на каждый день у турков отличается скромной расцветкой. Никаких украшений, как стразы, кружево, оборки, в одежде практически нет. Турецкую одежду нельзя назвать обтягивающей и открытой. Обувь на высоком каблуке не является популярной среди женского населения; женщины носят подобную обувь в очень редких условиях.

Многие жители Турции носят одежду в европейском стиле, хотя всё-таки большинство предпочитают национальную турецкую одежду.

Больше всего национальную одежду турецких жителей можно увидеть в деревнях. Основные элементы турецкой одежды – это мешковатые штаны, называемые шельвар; рубаха, называемая гёмлек; юбка сложного состава, называемая ючетек; жилетка, называемая йелек; пояс, называемый кушаком; головной убор, называемый колав.

Некоторые элементы одежды, такие как шаровары и рубаха, носят и мужчины, и женщины. Как правило, шаровары изготавливаются из тёмной материи, при пошиве их зауживают книзу. Только такая форма шаровар комфортна при работе в поле, когда необходимо сидеть в позе «по-турецки». Национальная турецкая рубаха похожа на тунику, но в ней нет плечевых швов.

Женщины надевают поверх рубахи длинное платье, называемое энта-ри. Оно предназначено для того, чтобы прикрыть всё тело до пальцев ног. Порой на платье женщины надевают жилет или распашной жилет, называемый инчик. Этот элемент одежды является также элементом свадебного наряда у каждой девушки. В качестве головного убора девушки и женщины используют платок или косынку. Женщины в возрасте обязательно должны носить два платка. Один из них прикрывает волосы, другой – рот и подбородок. Летом женщины могут ходить босиком, а зимой они надевают сапоги или кустарные полуботинки. В городах женщины носят туфли фабричного производства.

национальная одежда турков

Мужчины всегда заправляют рубаху в штаны, поверх рубахи надевают жилет. Зимой они носят тёплую куртку, которую называют чепкен. Сверху жилета надевается длинный пояс длиной 3-4 метра. В поясе мужчины хранят деньги и табак. Обувают мужчины кожаные туфли с немного загнутыми носками, называемыми йемени. Мужчины могут не закрывать голову, лицо и шею. Но они всегда носят традиционный головной убор.

Сегодня всё ещё можно встретить турецких жителей, предпочитающих национальную одежду европейской.