Как называются северная и южная точки страны калевала

Карело-финский эпос «Калевала»

Ученые предполагают, что карело-финский эпос сложился в I тыс. н. э. в среде восточно-финских племен (емь, корела) в период разложения родового строя, внедрения земледельческой культуры и железной техники. Карело-финские руны были литературно обработаны только в 30-х годах XIX столетия, когда Э. Лёнротом 1 была составлена эпопея «Калевала». Карело-финские руны — это небольшие песни, из которых и была составлена эпопея «Калевала». Первая композиция (из 32 рун) опубликована в 1835 году, вторая (из 50 рун) в 1849.

Российская Карелия — древняя Олония, в самом имени которой для нас заложено множество волнующих исторических воспоминаний Петровской эпохи, — была, да и сейчас осталась, страною исключительных поэтических народных дарований. Именно среди восточных карелов зародились и выношены были творческой связью из поколения в поколение чудные древние руны о стране богатыря Калевы, о приключениях его сыновей, о мудром старом песнопевце Вяйнямёйнене, о молодом чудодее-кузнеце Иль-маринене, о веселом бабьем угоднике и неисправимом драчуне и забияке Лёмминкяйнене, о злой старухе Лоухи, хозяйке северной страны Похъёлы и матери красивых дочек, за которых сватались герои «Калевалы», и о многом другом, поражающем воображение слушателя.

Вдохновенно-прекрасные и в то же время удивительно точные картины северной природы; тонкий рисунок человеческих характеров — от маленькой девочки-рабыни, «наймычки из деревни», до легкомысленной красавицы из богатого дома — Кюлликки, от насмешливого запечного мальчишки, вставляющего свое острое словцо в свадебные причитания взрослых, до «верховного бога» Укко, созданного фантазией народной по образу и подобию деревенского деда; поистине потрясающие сцены разыгравшихся стихий — мрака, мороза, ветра, сцены открытия железа, начала сваривания железной руды в железо и сталь, выковывания первых предметов труда, наконец, полная глубокого смысла центральная эпопея создания мельницы-самомолки, чудесного Сампо, приносящего народу благоденствие, — обо всем этом пели руны из века в век, преимущественно в российской Карелии, где их услышал и записал Элиас Лёнрот.

Перед нами разворачивается необычайный мир, полный первобытной прелести.

Северная его точка — мрачная страна Похъёла, где еще свежи черты древнего матриархата, материнского права: там царствует злая старуха Лоухи, хозяйка Похъёлы. Неподалеку от нее, под землей или под водой, лежит странное царство мертвых — царство Тубни, Тубнела, в черных реках которой люди находят свою кончину. Это — первобытное представление о «том свете», об аде.

Южная точка этих северных пространств — светлая страна Калевы, Калевала, где живут герои эпоса: старый, верный Вяйнямёйнен, «вековечный песнопевец», кузнец Ильмаринен, весельчак Лемминкяйнен. Где-то, по бесконечным озерам-морям, лежат острова Саари, и на одном из них еще сохранился древнейший обычай родового строя — групповая любовь. Тут же, в чащобах могучих скал и лесов, среди водопадов и рек, живет род Унтамо, уничтоживший в братоубийственной войне род своего брата Калерво (чудесные руны о сыне Калерво, юноше Куллерво, проданном в рабство, и о его мести).

Сыны «Калевалы» сватали красивых, но злых дочерей Лоухи, хозяйки Похъёлы. И вот Лоухи объявила, что отдаст свою дочь тому, кто выкует для нее волшебную мель-ницу-самомолку Сампо, иначе «пеструю крышку». Лоухи делала свой заказ совершенно точно и приложила к нему рецепт его изготовления:

    Ты сумеешь сделать Сампо,
    Крышку пеструю сковать мне,
    Взяв конец пера лебедки,
    Молока коров нетельных,
    От овечки летней шерсти,
    Ячменя зерно прибавив?

    Рецепт этот повторяется в поэме не один раз и явно носит не случайный характер. Разобрав его, видим, что Лоухи упоминает о четырех основных видах тогдашнего хозяйства. Перо лебедки означает охоту; молоко коровы и шерсть овцы — два вида животноводства; зерно ячменя — земледелие. И кузнец должен эти символы лесного и сельского хозяйства положить на наковальню, сковать из них чудесную машину, то есть соединить с понятием железа, с понятием механизма. Если все описания природы в «Калевале» — описания леса, болот и утесов — предстают перед читателем связанными с хозяйством, с ручным трудом человека, то здесь, в образе Сампо, ручной труд и хозяйство предстают уже связанными с металлом, с наковальней и горнилом кузницы, с первой машиной. Лоухи стремится получить Сампо не для забавы; оно нужно ей для поднятия благоденствия в Похъёле, для облегчения труда, для накопления богатства. И как бы для того, чтоб показать читателю (слушателю) нелегкий труд изготовления такой волшебной машины, руна подробно рассказывает о ходе работы кузнеца Ильмаринена над нею. Приготовив все, что нужно, кузнец со своими рабами (которые в параллельных стихах называются одновременно и поденщиками, работающими за поденную плату) становится у горнила:

      И мехи рабы качают,
      Сильно угли раздувают;
      Так три дня проводят летних
      И без отдыха три ночи;
      Наросли на пятках камни,
      Наросли комки на пальцах.

      Нагнувшись к огню, Ильмаринен стал смотреть, что получилось. И тут из пламени вышел лук для стрел. Он был чудесен на вид, «с золотым сияньем лунным», но «имел дурное свойство»:

        Каждый день просил он жертвы,
        А по праздникам и вдвое.

        Кузнец Ильмаринен не обрадовался делу своих рук. Он сломал его, бросил назад в пламя и велел рабам снова поддувать. Опять они трудятся изо всех сил. И вот второй раз нагибается кузнец к горнилу. Теперь оттуда вышла лодка, прекрасная с виду: с золотым бортом, с медными уключинами. Но прекрасная лодка имела крупный порок:

          Был челнок прекрасен с виду,
          Но имел дурное свойство:
          Сам собою шел в сраженье,
          Без нужды на битву рвался.

          Кузнец Ильмаринен не обрадовался делу своих рук, он изломал челнок в щепки и бросил их в пламя.

          Опять поддувают и стараются рабы. Опять, в третий раз, смотрит кузнец — из пламени выходит корова. Все как будто хорошо, корова красива с виду:

          Но у ней дурное свойство:
          Спит средь леса постоянно,
          Молоко пускает в землю.

        Снова изломал кузнец свое детище. В четвертый раз из огня выходит уже плуг, но он не совершенен: он забирается на чужие земли, бороздит чужой выгон. Кузнец сломал и его.

        В этих образах лука, лодки, коровы и плуга с «дурными свойствами» народный гений показывает еще не полное подчинение вещи своему творцу, еще тяготение орудий к старому, привычному, примитивному образу действий, к старым, прежним формам хозяйства — к войне как грабежу, к произвольным завоеваниям, к посягательствам на чужое добро, к некультурному животноводству (ленивая корова, пускающая молоко в землю). А Лоухи хочет именно Сампо, хочет машину, которая поднимет ее хозяйство.

        И наконец, в пятый раз, Ильмаринен выковывает мельницу-самомолку, чудесное Сампо, которое сразу делает три больших дела:

          И с рассвета мелет меру,
          Мелет меру на потребу,
          А другую — для продажи,
          Третью меру — на пирушки.

          «Калевала». Похищение Сампо у Лоухи, хозяйки Похъёлы. Худ. А. Порет

          Сампо, по представлениям народа-крестьянина, — орудие мирного труда, оно дает пищу и создает запас.

          Но Сампо приносит с собою вместе с зажиточностью и культуру. На вопрос Вяйнямёйнена, что делается в Похъё-ле, Ильмаринен, обманутый и высмеянный людьми Севера, горько отвечает:

            Сладко в Похъёле живется,
            Если в Похъёле есть Сампо!
            Там и пашни и посевы,
            Там и разные растенья,
            Неизменные там блага.

            И когда все три богатыря Калевы, завершая эпос, отправляются отобрать у Лоухи назад Сампо и похищенная ими мельница разбивается на тысячи осколков, падает в море, которое выбрасывает часть этих осколков на берег Калевалы, — Вяйнямёйнен доволен и этими осколками. Он говорит о них:

              Вот отсюда выйдет семя,
              Неизменных благ начало,
              Выйдут пашни и посевы
              И различные растенья!
              Блеск луны отсюда выйдет,
              Благодетельный свет солнца
              В Суоми на больших полянах,
              В Суоми, сладостной для сердца.

              Вопросы и задания

              Прочитайте статью М. Шагинян и текст «Калевалы». Подумайте над их содержанием:

              1. Где и когда, по предположениям ученых, сложился Карело-финский эпос? Кто его литературно обработал и записал?
              2. Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы » ?
              3. О чем рассказывают древние руны?
              4. Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?
              5. Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?
              6. Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически обозначает?
              7. Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо?
              8. Что случилось с Сампо впоследствии?
              9. Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках, о героях «Калевалы». Сравните с героями былин. Что в них общего и что различного?

              1 Элиас Лён рот (1802—1884) — по профессии врач, собиратель народных песен (рун). Опубликовал разрозненные песни в единый, состоящий из 50 рун, героический эпос «Калевала».

              Летняя экскурсия «Калевала родина эпоса»

              Именно в этих местах был записан материал для всемирно известного карело-финского эпоса «Калевала». До сих пор в Калевале и окрестностях сохранилось множество памятных мест, связанных с именем создателя эпоса Э. Лённротом. В Калевале и сегодня продолжает жить та уникальная культура, на основе которой был создан знаменитый карело-финский эпос. Летняя экскурсия «Калевала родина эпоса» в подробностях покажет и расскажет о том, как создавался эпос.

              • Если Вы интересуетесь историей, культурой и традициями, то эта наша летняя экскурсия Вам просто необходима для познания уникальной истории северных карел. Во время экскурсии Вы сможете увидеть интересную и по-домашнему тёплую экспозицию уникального «Музея рунопевцев», памятники истории и архитектуры разных эпох: знаменитую «Сосну Лённрота», памятный знак рунопевцам, амбар Ямайнена, знаменитый 300-летний дом с круглыми углами, и пр. Вы также сможете посетить три местные церкви: православную, лютеранскую и протестантскую.

              • Дополнительно можно заказать выступления фольклорных коллективов: Калевальского хора Вейко Пяллинена, Калевальского национального театра.

                Интересный рассказ об экскурсии в публикации: Синдром Калевала. Калевала

                И не забудьте про сувениры из Калевалы. Вы сможете приобрести на память о наших местах ремесленные изделия, картины, миниатюры.

                Стоимость экскурсии:
                Для группы в составе от 3-х человек 650 ?/чел.
                Детям до 16 лет: 500 ?/чел.
                Индивидуальная экскурсия на легковом авто до 3-х чел. 850 ?/чел

                «Калевала» (окончание)

                Но Сампо приносит с собою вместе с зажиточностью и культуру. На вопрос Вяйнямёйнена, что делается в Похъёле, Ильмаринен, обманутый и высмеянный людьми Севера, горько отвечает:

                Сладко в Похъёле живется,
                Если в Похъёле есть Сампо!
                Там и пашни и посевы,
                Там и разные растенья,
                Неизменные там блага.

                И когда все три богатыря Калевы, завершая эпос, отправляются отобрать у Лоухи назад Сампо и похищенная ими мельница разбивается на тысячи осколков, падает в море, которое выбрасывает часть этих осколков на берег Калевалы, — Вяйнямёйнен доволен и этими осколками. Он говорит о них:

                Вот отсюда выйдет семя,
                Неизменных благ начало,
                Выйдут пашни и посевы
                И различные растенья!
                Блеск луны отсюда выйдет,
                Благодетельный свет солнца
                В Суоми на больших полянах,
                В Суоми, сладостной для сердца.

                Вопросы и задания

                Прочитайте статью М. Шагинян и текст «Калевалы». Подумайте над их содержанием:

                1. Где и когда, по предположениям ученых, сложился Карелофинский эпос? Кто его литературно обработал и записал?

                2. Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?

                3. О чем рассказывают древние руны?

                4. Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?

                5. Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?

                6. Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически обозначает?

                7. Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо?

                8. Что случилось с Сампо впоследствии?

                9. Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках, о героях «Калевалы». Сравните с героями былин. Что в них общего и что различного?

                Эпос Калевала

                Именно на этой земле выдающийся финский фольклорист Элиас Леннрот в XIX веке записал многие из рун, вошедших во всемирно-известный карело-финский эпос Калевала». Калевала. Эпос Калевала — единственный эпос, который, наряду с былинами, имеет народные корни и объединяет Россию и Финляндию.

                Эпос Калевала. Создание

                Еще в 18 веке в Финляндии обратили внимание на удивительно содержательные и красивые народные песни, которые пели не только в финских деревнях, но которые были особенно популярны среди приходивших из Восточной Карелии коробейников, торговавших вразнос по всей Финляндии. Их стали записывать и публиковать. Одним из таких собирателей и публикаторов был отец известного и у нас финского писателя Закари Топелиуса,

                Он работал окружным врачом в городке Каяни. Появлялись и другие собиратели и публикаторы народных песен, сказок, преданий. В начале 19 века интерес к неизвестной до этого родной поэзии, к фольклору («народная мудрость») стал возрастать во всей Европе, что было заслугой так называемого течения романтизма, искавшего общественные идеалы в народной жизни прошлых эпох.

                С накоплением нового материала интерес к нему все больше возрастал, и среди ученых-филологов возникла идея возможности создания на его основе эпического произведения подобного гомеровской «Илиаде» и «Одиссее». Первым такую мысль высказал К. Готлунд, позже ее подхватил и воплотил в жизнь Элиас Леннрот (1802–1884 гг.).

                Карело-финский эпос Калевала. С миру по нитке

                Еще будучи студентом университета в городе Турку, он совершил первую поездку в села и деревни восточной Финляндии, где в основном среди карельского населения записал много заговоров, заклинаний и эпических песен. Дальнейшие его экспедиции по Финляндии, российской Карелии и другим местностям принесли богатый результат — им были записаны прекрасные песни о деяниях таких героев, как Вяйнемяйнен, Лемминкяйнен, Илмаринен, Йоукахайнен.

                Когда такого материала набралось достаточно много (собранием песен занимались и другие, в частности, к этой работе привлекались и студенты), Элиас Леннрот приступил к созданию обобщающего все собранное произведения. Работа шла поэтапно и в 1833 году им была написана и подготовлена к печати поэма из 16 песен-глав, которая так и не была опубликована, потому что во время своей пятой экспедиции в Карелию, в частности, в село Ухта (ныне Калевала), Э. Леннроту удалось записать почти столько же нового материала, сколько в его распоряжении было до этого.

                Во время этой поездки в апреле 1834 года Э. Леннрот встретился в деревне Латваярви со знаменитейшим в эти годы карельским рунопевцем Архиппой Перттунен, от которого он записал целых >4000 поэтических строк. И хотя в этом материале почти не было сюжетов и тем, которые не были бы известны до этого, песни, исполненные этим, как его называли, королем карельских рунопевцев, были удивительно стройны и последовательны по сюжетам и композиции. Ряд сюжетов, как, например, руна о Сампо, отличались самобытностью трактовки отдельных эпизодов.

                Карело-финский эпос Калевала. Издание

                В результате этой столь удачной экспедиции Э. Леннрот приостановил издание готовой поэмы, получившей впоследствии название «Перво-Калевала», и уже в начале 1835 года сдал в производство эпическую поэму «Калевала», в которой было 32 песни-главы и в общей сложности около 12000 стихотворных строк.

                Успех этой книги стимулировал новую волну интереса к народной поэзии и вообще к жизни карельского народа в лесной глуши, где, как думали финские ученые, писатели, интеллигенция еще сохранялись элементы быта и общественных отношений, которые казались романтикам идеальными. Так началась волна так называемого корелианизма, и карельские деревни и села стали местом паломничества писателей, художников, композиторов и, конечно же ученых-этнографов и фольклористов.

                Это привело к накоплению новых рун и других произведений фольклора. Деревни и села Аконлахти (Баб-губа), Войница, Ухта, Чена, Латваярви стали известными в кругах Финляндской культурной общественности. Все это пробудило Э. Леннрота продолжить работу над уже опубликованной поэмой. К этому его побуждали, в частности, записи рун и беседы с такими выдающимися исполнителями древних эпических песен как Онтреи Малинен, Ваассила Киелевяйнен, Юрки Кеттунен, Соава Трохкимайнен и, конечно же, Архиппа Перттунен.

                Это их творческое исполнение руны и советы убедили Э. Леннрота в том, что долго мучивший его вопрос, в какой последовательности размещать в поэме события, о которых рассказывают отдельные руны, должен быть решен им самим. И тогда поэт воскликнул в стиле записанных им песен: «Сам я стану рунопевцем, заклинателем хорошим!» И вот через четырнадцать лет после выхода в свет первого варианта поэмы в 1849 году появился новый вариант, так называемая «полная» «Калевала», в которой было уже 50 песен-глав и 22795 поэтических строк.

                Именно этой книге суждено было войти в золотой фонд литературы наряду с десятками других всемирноизвестных и почитаемых произведений человеческого духа. Именно карельские рунопевцы, коих были сотни, позволили выявить и извлечь из-под спуда тот материал, из которого с детства знакомый с портновским ремеслом Элиас Леннрот скроил и умело сшил великолепное произведение, 150-летие которого мы отмечали в 1999 году.

                Карело – финский народный эпос «Калевала». Карело – финские руны были собраны и литературно обработаны в 30 – х годах 19 века Элиасом Лённротом (1802. — презентация

                Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАфанасий Рявкин

                Похожие презентации

                Презентация на тему: » Карело – финский народный эпос «Калевала». Карело – финские руны были собраны и литературно обработаны в 30 – х годах 19 века Элиасом Лённротом (1802.» — Транскрипт:

                1 Карело – финский народный эпос «Калевала»

                2 Карело – финские руны были собраны и литературно обработаны в 30 – х годах 19 века Элиасом Лённротом (1802 – 1884)

                4 Яков Карлович Грот – впечатление от первой встречи с Лённротом в 1840 г: «…Я увидел в нём человека средних лет с огненными глазами, с добродушной улыбкой, с лицом, почти багровым от загара..; одет он был грубо. но его обращение и речь так …просты, что я тотчас полюбил его от всего сердца. Он сам, кажется, и не подозревает в себе никакого достоинства и всякого считает выше себя…»

                6 Руна – небольшая песня. Первое издание «Калевалы» (32 руны). Второе издание «Калевалы» (50 рун). Калевала – древняя страна богатыря Калевы. Сюжет эпоса строится вокруг борьбы Калевалы и Похъёлы.

                7 Герои страны Калевалы. Северная точка страны. Мрачная страна Похъёла, где царствует злая старуха Лоухи.

                10 Герои страны Калевалы. Северная точка страны. Страшное царство мёртвых – царство ТУОНИ, ТУОНЕЛА, в чёрных реках которых люди находят свою кончину.

                11 Герои страны Калевалы. Южная точка страны. Калевала – светлая страна. Вяйнямёйнен

                12 Герои страны Калевалы. Вяйнямёйнен « мудрый старец…обитатель первичного мирового океана: на его колене, торчащем из воды, птица снесла яйцо, из которого Вяйнямёйнен заклинаниями сотворил мир. Для окончания строительства первой лодки ему не хватило трёх магических слов (иногда инструмента). Он выведывает их в загробном мире Туонеле. Проникая живым в Туонелу, Вяйнямёйнен обманывает стражей загробного мира дочерей Туони и ускользает с того света, приняв облик змеи. »

                13 Герои страны Калевалы. Южная точка страны. Ильмаринен.

                14 Герои страны Калевалы. Ильмаринен. «Один из трёх героев, бог воздуха и погоды. Вместе со своим братом Вяйнямёйненом создал огонь на небе, при этом искра упала на землю и послужила на пользу людям. В преданиях он называется кузнецом и воспевается как первый, выковавший из железа орудия. Он же по требованию старухи Лоухи, хозяйки Похъёлы, выковал мельницу сампо, являвшуюся источником счастья и благополучия. »

                15 Герои страны Калевалы. Южная точка страны. Лемминкяйнен.

                16 Герои страны Калевалы. Лемминкяйнен. «. один из главных героев Калевалы. В детстве мать трижды искупала его летней ночью и девять раз — осенней, чтобы сын обрел мудрость и дар певца. Ему открылись лесные тайны, он стал искусным охотником…»

                17 Сюжет эпоса. Сватовство героев к красивым, но злым дочерям старухи Лоухи. Лоухи говорит, что отдаст свою дочь тому, кто выкует для неё чудо – мельницу Сампо.

                18 Сюжет эпоса. Ильмаринен берётся за дело. Пять попыток кузнеца выковать Сампо: 1) Лук для стрел. 2) Лодка. 3) Корова. 4) Плуг. -Удачной оказывается пятая попытка. -Богатыри отбирают чудо – мельницу, разбивают её на несколько осколков.

                Тема. Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент)

                Тема. Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент)

                Цели: дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.

                Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа, выявляющая понимание прочитанного.

                I. Организационный момент.

                II. Сообщение темы и целей урока.

                III. Изучение новой темы.

                1. Слово учителя.

                Сегодня мы познакомимся с карело-финским эпосом «Калевала», который занимает особое место среди мировых эпосов – столь своеобразно содержание поэмы. В ней повествуется не столько о военных походах и ратных подвигах, сколько об изначальных мифологических событиях: о происхождении вселенной и космоса, солнца и звезд, земной тверди и вод, всего сущего на земле. В мифах «Калевалы» все происходит впервые: строится первая лодка, рождается первый музыкальный инструмент и сама музыка. Эпос насыщен историями о рождении вещей, в нем много волшебства, фантазии и чудесных превращений.

                2. Работа в тетради.

                Народный эпос – поэтическая разновидность повествовательных произведений в прозе и стихах; как устное творчество эпос неотделим от исполнительского искусства певца, мастерство которого основано на следовании национальным традициям. Народный эпос отражает жизнь, быт, верования, культуру, самосознание людей.

                3. Беседа по вопросам.

                – «Калевала» – мифологический народный эпос. А что такое мифы и зачем люди создавали их? (Мифы – рассказы, порожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни. В мифах изложены самые древние представления о мире, его устройстве, происхождении людей, богов, героев. )

                – С какими мифами вы знакомы? (С мифами Древней Греции. ) Вспомните наиболее ярких героев мифов. (Сильный и мужественный Геракл, искуснейший певец Арион, смелый и хитроумный Одиссей. )

                4. Работа со статьей учебника (с. 36-41).

                Чтение вслух статьи об эпосе «Калевала» несколькими учащимися.

                5. Аналитическая беседа.

                Беседа строится по вопросам 1-9, представленным на с. 41 учебника.

                – Где и когда, по предположениям ученых, сложился Карело-финский эпос? Кто его литературно обработал и записал?

                – Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?

                – О чем рассказывают древние руны?

                – Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?

                – Что случилось с Сампо впоследствии?

                – Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках, о героях «Калевалы». Сравните с героями былин. Что в них общего и что различного?

                IV. Подведение итогов урока.

                Эпос «Калевала» является бесценным источником информации о жизни и верованиях древних северных народов. Интересно, что образы «Калевалы» заняли почетное место даже на современном гербе республики Карелии: восьмиконечная звезда, венчающая герб, и есть символ Сампо – путеводная звезда народа, источник жизни и процветания, «счастья вечного начало».

                Домашнее задание: подобрать по 2-3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл.

                Индивидуальное задание: пересказ-диалог (2 учащихся) статьи Аникина «Мудрость народов» (с. 44-45 в учебнике).

                Урок литературы в 7 классе «КАЛЕВАЛА» – КАРЕЛО-ФИНСКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЭПОС

                Идёт приём заявок

                Подать заявку

                Для учеников 1-11 классов и дошкольников

                Урок литературы в 7 классе

                «КАЛЕВАЛА» – КАРЕЛО-ФИНСКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЭПОС

                Цели: дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.

                Планируемые результаты обучения:

                Предметные: познакомятся с произведением карело-финского эпоса, с его главными героями и художественными особенностями.

                Метапредметные: познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

                регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения; самостоятельно организовывать собственную деятельность;

                коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

                Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

                Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа, выявляющая понимание прочитанного.

                Тип урока: урок-путешествие

                Оборудование: презентация, видеофрагменты мультфильма, иллюстрации, выставка книг

                -Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

                Сообщение темы и целей урока. Слайд.

                II. Изучение нового материала .

                – Сегодня мы познакомимся с карело-финским эпосом «Калевала», который занимает особое место среди мировых эпосов – столь своеобразно содержание поэмы. В ней повествуется не столько о военных походах и ратных подвигах, сколько об изначальных мифологических событиях: о происхождении Вселенной и космоса, Солнца и звезд, земной тверди и вод, всего сущего на земле. В мифах «Калевалы» все происходит впервые: строится первая лодка, рождается первый музыкальный инструмент и сама музыка. Эпос насыщен историями о рождении вещей, в нем много волшебства, фантазии и чудесных превращений.

                2. Работа в тетради.

                Словарная работа. Слайд.

                Народный эпос – поэтическая разновидность повествовательных произведений в прозе и стихах; как устное творчество эпос неотделим от исполнительского искусства певца, мастерство которого основано на следовании национальным традициям. Народный эпос отражает жизнь, быт, верования, культуру, самосознание людей.

                3. Беседа по вопросам. Слайд.

                – «Калевала» – мифологический народный эпос. А что такое мифы и зачем люди создавали их? (Мифы – рассказы, порожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни. В мифах изложены самые древние представления о мире, его устройстве, происхождении людей, богов, героев.)

                – С какими мифами вы знакомы? (С мифами Древней Греции.)

                – Вспомните наиболее ярких героев мифов. (Сильный и мужественный Геракл, искуснейший певец Арион, смелый и хитроумный Одиссей.)

                4. Работа со статьей учебника (с. 38–45).

                Чтение статьи об эпосе «Калевала» несколькими учащимися.

                Рассматривание иллюстраций к статье.

                Беседа строится по вопросам 1–8, представленным в учебнике (с. 45).

                – Где и когда, по предположениям ученых, сложился карело-финский эпос? Кто его литературно обработал и записал?

                – Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?

                – Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически обозначает?

                – Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо?

                III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

                – Эпос «Калевала» является бесценным источником информации о жизни и верованиях древних северных народов. Интересно, что образы «Калевалы» заняли почетное место даже на современном гербе республики Карелии: восьмиконечная звезда, венчающая герб, и есть символ Сампо – путеводная звезда народа, источник жизни и процветания, «счастья вечного начало».

                Вся культура современных карелов пронизана отзвуками «Калевалы». Ежегодно в рамках международного культурного марафона «Калевальская мозаика» проводятся народные гулянья и праздники, включающие в себя театральные постановки по мотивам «Калевалы», выступления фольклорных коллективов, танцевальные фестивали, выставки карельских художников, продолжающих традиции этнической культуры финно-угорских народов региона.

                Выставление отметок за урок.

                4. Домашнее задание: подготовить иллюстрацию одного из эпизодов карело-финского эпоса «Калевала»; прочитать «Песнь о Роланде».

                5.В заключение хотелось бы услышать мнение об уроке каждого

                участника : прошу высказываться одним предложением. Слайд.

                Начало фразы можно выбрать из рефлексивного экрана на доске:

                Читайте так же:  Биография гоголя интересные факты презентация