Как называются учителя в индии

Кто такие баба, садху и гуру?

В Индии, точнее в индуизме, существует очень много наименований для разных баба и гуру -религиозных и духовных деятелей, а в именах индийских учителей очень часто можно встретить целую гирлянду слов, из которой иногда не понятно как зовут человека.

Имена индийских святых и йогинов

Рассмотрим на примере официального полного имени известного современного йогина Пилот бабы, его полное имя звучит: Шри Махайог Сомнатх Гири Махарадж Пайлот Баба Джи.
Все использованные слова санскритские, поэтому смысл легко можно установить из перевода.

  • Шри значит святой или уважаемый, этитет шри добавляется к именам святых, а также к именам святынь и паломнических мест, например, Шри Кедарнатх.
  • Маха — значит «большой, великий», йог, в Индии чаще используется йогин, значит человек, который практикует какую-нибудь йогу, итого Великий Йогин.
  • Сомнатх — это одно из мест паломничества, шиваиских храм в одноименном городе в штате Гуджарат, что значит в таком контексте я не знаю. Сомнатх — это владыка (натх) сомы (священного напитка). Есть также в Индии йогическая традиция натхов, основал который Горакшанатх, соответственно окончание натх добавляется к имени каждого представителя этой сампрадайи.
  • Гири в дословном переводе «гора» в имени означает принадлежность к монашескому ордену Джуна Акхара.
  • Махарадж от маха (великий) и раджа, что значит царь, означает Великий государь, но в именах используется в качестве пышного эпитета для гуру.
    Я встречала в литературе упоминания о том, что Марараджем называют персонального гуру для того, что бы не произносить вслух его имя, это слово используется и в обращениях.
  • Пайлот — слово английское, пилот по-русски, используется для идентификации конкретного человека, поскольку носитель имени раньше был летчиком, собственно это единственное, что указывает именно на этого человека.
  • Баба — просто отец, но также баба зовут уважаемых людей в силу их статуса или возраста. Баба в Индии является нормальным обезличенным обращением к пожимлому или просто уважаемому человеку.
  • Джи — уважительное окончание, которое в Индии можно добавлять в любым именам людей и обращениям, например, обращение к незнакомой старушке может выгдялеть как МатаДжи, то есть «уважаемая мать»

Индийские (индуистские) монахи

В Индии нет прямого эквивалента русскому слову монах, точнее слов, обозначающих человека, посвятившего себя служению Богу и практике йоги сразу несколько.

«Живущий в монастыре (матха) монах называется матхаваси, а странствующий или отшельник —садху.» Причем Садху- это общее название как для любого святого человека, так и для странствующего монаха.

«Санньясин или свами, — это формально посвященный отрекшийся от мира монах.» Санньясин — «тот, кто принял санньясу», то есть отречение.
Свами — это санньясин, который может давать учение другим людям.

«Муни — это экстатический мистик, особенно живущий в уединении или давший обет молчания.» Это мудрец, который «дал обет полного молчания или говорит крайне редко и ищет неподвижности ума. Термин Муни происходит от слова мауна, «тишина». В гимнах Ригведы муни — мистические
шаманы, связанные с Богом Рудрой.»

«Брахмачари — это неженатый ученик, который часто принимает простые обеты», в некотором роде Брахмачари можо перевести как послушник.

«Риши обозначает почтенного мудреца или пророка» , обычно ведических времен.

Священники в индуизме

В Индии нет слова священник в нашем понимании, брамин или брахман — это варна, а не род занятий, т.е. не всякий брахман — священнослужитель.

Царский жрец например называется пурохита.

Обычный храмовый священнослужитель называется пуджари, тот есть тот, кто может выполнять пуджу — священные ритуалы в храме.

«Ачарья как и пандита, — это уважаемый учитель и советчик.»

«Слово шастри обозначает специалиста по писаниям.»

«Шишья — это официальный ученик», просто ученик называется чела.

Другие индийские названия и эпитеты

«Садхака — это убежденный искатель Самости, который часто является монахом.» Садхака — это тот, кто выпоняет садхану, то есть практикует некую духовную дисциплину или самоотречение.

«Сиддха есть совершенное существо или тот, кто приобрел магические силы», которые называются сиддхи.

«Махатма — это великая душа или знаменитый гуру», например, Махатма Ганди

«Термин Гуру обычно обозначает духовного учителя, но этим словом может быть назван и учитель любого предмета.» Сад гуру — истинный учитель, Джагад гуру — вселенский учитель или учитель мира, это уже духовное звание .

Другие слова, которые можно встретить именах: бхагаван, дэва, сатья. Бхагаван переводится как Господь, Дэва значит Бог, Сатья означает Истина.

Уведомления

Мы добавили смайлики в комментарии 🙂

Вести диалоги в комментариях стало проще!

«Все новости» — в мобильном 74.RU

Все новости

Пропавший в Челябинске парень с аутизмом найден. Погиб

«Чтобы мы из злых становились добрыми»: по Челябинску в День единства пронесли чудотворную икону

«Онлайн отсматривают перекрёстки и днём, и ночью»: поиски парня с аутизмом продолжаются в Челябинске

«Влетел в парковку, где стояли ларьки»: на Северо-Западе Челябинска микроавтобус попал в ДТП

«Пришёл со стороны посёлка, переплыл речку»: в центре города в Челябинской области видели медведя

Глаза сломаешь: 12 заданий по русскому, которые без ошибок не решить

Челябинка в составе сборной России взяла золото в смешанной эстафете на Кубке мира

«Бочком прижать»: автомобилисты спасли пони, бегущего по дороге в Магнитогорске

«Руки висят»: в Челябинске у «Мегаполиса» иномарка легла на крышу

«Канело — великий чемпион»: Сергей Ковалёв прокомментировал свой бой с Саулем Альваресом

«Мэры-карманники и губеры-бестии»: челябинец, переехавший в Прагу, снял клип про родной город

Сауль Альварес выиграл бой у Сергея Ковалёва, отправив его в нокаут

На Южном Урале произошел взрыв газа в многоквартирном доме

8 вопросов к сладостям: правда, что халва спасёт от шизофрении и все ли веганские вкусняшки полезны?

У «Трактора» новый тренер: что известно о Владимире Юрзинове

Главный тренер «Трактора» Петерис Скудра отправлен в отставку

«Автомобилист» второй раз за сезон вырвал победу у челябинского «Трактора»

Полиция назвала имя подозреваемого, порезавшего колёса десятков машин под Челябинском

«Выгорела дотла, один каркас остался»: на трассе М-5 в Челябинской области вспыхнула фура

С Кировки убрали «тефтелевы кучи»

«Коня зовут почти как тебя»: 5 историй о людях с очень странными именами

Новый хлам: топ-6 машин, которые устарели уже на конвейере, а их владельцев называют «дедушками»

«Его видят то на трассе, то на ЧТЗ»: челябинцы вышли на поиски Лёвушки, страдающего аутизмом

«Все проблемы решал он сам»: в Челябинской области пропал 20-летний солдат-контрактник

«От Москвы отстали на 20%»: Челябинскую область включили в первую десятку по инновациям

В выходные в Челябинске перекроют дороги из-за крестного хода

«Шёл конкретно убивать, целился в сердце»: под Челябинском расстреляли хозяина кафе

Контракт с частными скорыми в Копейске официально расторгли после жалоб жителей города

Детсады в Челябинской области проверят после трагедии в Нарьян-Маре, где в сончас убили ребёнка

Строители взялись отремонтировать трибуны у памятника Ленину в Челябинске за полтора месяца

В центре Челябинска остановили ремонт подземных переходов. Когда наконец закончат работы

На М-5 в Челябинской области минивэн влетел под КАМАЗ. Один водитель погиб, ранены женщина и ребёнок

Текслер определился с уполномоченным по правам человека в Челябинской области

«Увидимся на том свете»: школьник, покончивший с собой в Челябинске, перед смертью писал друзьям

В челябинском аэропорту назначили нового руководителя

Челябинский бизнес попал в рейтинг 50 самых быстрорастущих компаний России

На Южном Урале 60-летнюю бывшего главврача детской поликлиники приговорили к четырём годам колонии

Афиша 74.RU: ведём бабушку на Хеллоуин, снимаем клипы, как Джиган, и всю ночь занимаемся искусством

«Приглашаем всех»: челябинская мэрия начала искать замену главному архитектору города

Учитель из Индии показал детям родину

Представитель знатного индийского рода трудится в челябинской школе простым учителем английского языка. Оказывается, такое вполне возможно!

Молодой преподаватель Манприт Сингх, окончив у себя на родине престижный вуз, с удовольствием принял участие в программе международного обмена педагогами. На три зимних месяца местом работы для Манприта стала школа №75, расположенная в Ленинском районе, где он преподавал иностранный учащимся 9–11 классов.

Манприт Симгх — участник международной образовательной программы,инициатор путешествия

Договор сотрудничества завершился, и индиец решил сделать широкий дружеский жест и организовал для нескольких школьников и коллег незабываемое путешествие. Тогда, летом 2020 года, челябинцы объехали обширную территорию: от столицы страны – города Дели – до северных штатов Индии. В программу входило знакомство с крупнейшими мировыми достопримечательностями, местной культурой и отличная разговорная практика по английскому языку – несмотря на низкую грамотность населения, на «инглише» свободно говорит каждый индус. К слову, оплачивали гости только дорогу – все остальные расходы взяла на себя принимающая сторона.

У ворот дома семьи Сингх

Но на этом интернациональная дружба не закончилась, и в ноябре этого года состоялась вторая поездка. Впечатлениями о ней делится ученица 10 класса Анастасия Ермачкова.

«Было просто невероятно! До этого я уже ездила в Турцию и Грецию, но Индия уверенно затмевает всех, – не скупится на эпитеты Анастасия. – Особенно мне понравилось, что у нас был настоящий туристический тур – мы путешествовали и жили в самых разных местах, а не в одном городе и в одном отеле. Там совершенно другие люди, совершенно другое отношение к тебе – всегда очень дружелюбное и доброжелательное.

И конечно же, прикосновение к иной культуре. Меня больше всего поразил Акшардам. Это не просто храм, а целый огромный комплекс. В нем буквально нет гладкого места – каждый сантиметр покрыт искуснейшей и красивейшей резьбой по камню. И тут же повсюду разбиты сады – все разные и тоже необыкновенно красивые. Обязательно хочу побывать в Индии еще!»

«К тому же по английскому у меня были проблемы с разговорной речью, – добавляет девушка. – После индийского путешествия мой языковой уровень заметно улучшился». Это подтверждают и учителя 75-й школы. По их словам, вернувшиеся из поездки ученики даже начали по инерции переходить на иностранный во время разговора.

Встретиться с корреспондентом Сheldiplom.ru и подробнее рассказать о своем уникальном индийском опыте любезно согласились директор школы №75 Елена Пагнаева, заместитель директора по научно-методической работе и инновациям Максим Гаубец, а также учитель английского языка и куратор программ международного сотрудничества Любовь Шульгина.

«Первое, что приходит на память – это знаменитый индийский Новый год – Дивали. В Индии его отмечают с 3 на 4 ноября, когда европейский мир празднует Хеллоуин. Тематика двух этих праздников в чем-то схожа: и там, и там фигурируют силы Добра и Зла. Именно победе Добра над Злом и посвящен Дивали.

На празднике Дивали

Нам посчастливилось побывать на многолюдном городском празднестве, куда пришло порядка 700 человек. Надо сказать, встреча Нового года в Индии имеет весьма мало общего с нашим 31 декабря. Для индусов Новый год – это прежде всего преклонение перед традицией, чтение молитв и, что примечательно, полный отказ от спиртного. Надо сказать, в этой стране вообще пьют очень мало. Магазинов, торгующих алкоголем, за время наших путешествий мы насчитали всего несколько. За наркотики по закону полагается расстрел буквально на месте. Даже человек, просто идущий с сигаретой по улице, – огромная редкость.

Если в России главный символ новогоднего праздника – ёлка, то в Индии это фейерверки, свечи, всевозможные огни… Особенно фейерверки. У индусов есть даже примета – чем больше залпов дашь во время Дивали, тем меньше падет зла на твой дом и тем лучше будет жизнь в новом году.

В Индии вообще очень много разных религий – в основном это ответвления индуизма. И как ни удивительно, их представители очень мирно уживаются друг с другом, веротерпимость просто поразительная! Мы спокойно заходили в храмы различных конфессий – во время новогоднего празднества они открыты для всех желающих. В течение трех суток без перерыва (!) в них читают молитвы, которые транслируются через репродуктор. Священнослужители сменяют друг друга, как на посту.

Из многочисленных достопримечательностей, что мы успели осмотреть, не мог не запомниться храмовый комплекс Акшардам. Бесполезно пытаться передать словами его невероятную красоту, но снимать и фотографировать внутри него строго запрещено.

Просто поразил Сваминараян – это мемориальный комплекс, посвященный религиозному учению Сахаджананды Свами, у которого 300 миллионов последователей. Комплекс достаточно новый, но выстроен в старых архитектурных традициях. Там есть красивейшая искусственная река. Проплывая по ней на огромной ладье, посетитель может изучить всю историю Индии, представленную на картинах по обоим ее берегам. В специальных залах там можно посмотреть на настоящих роботов, изображающих сцены из жизни святого.

Голден темпл – это центральный храм сикхов – индийской народности, исповедующей собственную отдельную религию сикхизм. Примечателен Голден темпл прежде всего тем, что полностью обшит чистым золотом и принимает молящихся беспрерывно: 24 часа в сутки.

Вриндаван – его еще называют городом Кришны. Это место паломничества кришнаитов со всего мира. Там мы встретили очень много наших соотечественников – все босяком и в специальных одеждах.

И конечно же, знаменитый Тадж-Махал. Он не может не восхищать, как и любое архитектурное совершенство. Чего стоит только разноцветный мрамор с вкраплениями разнообразных драгоценных камней.

Помимо экскурсий по легендарным местам мы все это время получали отличную языковую практику за счет ежедневного живого общения. На английском свободно говорит вся страна, и учебники там выпускаются на этом языке. Даже малограмотному продавцу на кассе супермаркета наш вопрос, говорит ли он на английском, показался глупым. И это не столько последствия многолетней колонизации индусов Британской империей, сколько свидетельство того, насколько Индия интегрирована в мир. К слову, дипломы индийских вузов котируются и в Канаде, и в Австралии, и еще много где. Немного мы подучились и языку коренного населения, но говорить о полноценном изучении индийского, конечно же, смешно.

Гостили мы в основном у людей зажиточных. Хотя они и имеют хороший достаток и владеют большущими коттеджами, образ жизни при этом ведут весьма аскетичный. Никаких излишеств в одежде, еде и предметах роскоши они себе не позволяют.

Но мы проехали крупную территорию – около 2000 километров – и за это время успели вдосталь насмотреться и на совсем другую жизнь. Главным образом, на знаменитую индийскую нищету, прямо как в фильме «Миллионер из трущоб». Но, несмотря на тяжелые условия жизни, люди там изумительно дружелюбные и гостеприимные – любой хозяин сочтет своим долгом пригласить тебя, незнакомого туриста, на обед и даже на ночлег. Чувствуется многолетняя любовь и благодарность по отношению к нашей стране и к русским – еще со времен правления Индиры Ганди, когда СССР поставлял дружественному государству оружие, продукты и медикаменты, а промышленные сооружения и электростанции в Индии проектировали советские инженеры.

С индийскими школьниками

Школьное образование полностью платное, в переводе на российские деньги – 50-60 тысяч рублей в год. Все функции, которые у нас выполняет государство, там возложены на родителей. При этом школы в Индии оснащены из рук вон плохо, классы переполнены – техническая модернизация их практически не затронула. Естественно, подавляющая часть населения не может дать своим детям образование, потому что живет за чертой бедности. Большинство детей трудятся в поле, торгуют фруктами, роются на свалках, ищут какие-то разовые заработки – например, нарвать за деньги травы для туристов, чтобы те смогли покормить из своих рук священную корову. Для человека из народа получить даже начальное образование – огромная удача и успех. Мы сами общались с мальчиком-погонщиком верблюдов, который очень гордился своими тремя классами образования.

Читайте так же:  Интересные факты о фитнесе

Трудно было не заметить, что индийские дети учатся не в пример нашим. Отчасти их рвение к учебе объясняется ее дороговизной, но основная причина – в другом. Каждый индиец – неотъемлемая часть своей семьи, рода, клана, поэтому он не может вести себя плохо – иначе тень падет не только на него, но и на всю родню. Если ребенка выгоняют из школы, то он не имеет права продолжать обучение – ни в этой же школе, ни в какой-либо другой, даже за деньги.

В индийских школах по сей день разрешены физические наказания. К примеру, нерадивого ученика могут заставить сто раз подряд нагнуться, при этом просовывая руки под коленками и доставая свои уши. Но к ним прибегают не так уж и часто, потому что дети индусов сами по себе очень спокойные и дисциплинированные – правила поведения закладываются в них с самого раннего детства. Входя в класс, все кланяются учителю и дотрагиваются до его ступней – в Индии это норма и не считается чем-то унизительным.

Работая у нас, Манприт искренне поражался: как могут наши российские ребята безалаберно относиться к учебе и срывать уроки, обучаясь в такой современной и оборудованной школе? В одном из классов он даже выступил с разгневанной речью по этому поводу.

Но это относилось, безусловно, не ко всем его ученикам. Напротив, вокруг Манприта постепенно сформировалась своего рода инициативная группа учащихся, которые проводили с ним каждый день, с утра и до вечера. Оставались после уроков на дополнительные занятия по английскому языку, а в свободное время готовили ему еду, устраивали экскурсии по городу, водили кататься на коньках в «Молнию». И старались по возможности не оставлять его одного – все-таки у людей с не очень белым цветом кожи на российских улицах часто возникают проблемы».

Представители челябинской школы №75 подчеркнули, что сотрудничество с иностранцами – одно из главных направлений школьной политики, и они намерены его продолжать и делать еще продуктивнее. Причем речь не только об Индии. Уже скоро в школу №75 для двухмесячной стажировки прибудет колумбиец. А следом за ним учить челябинских ребят английскому приедет житель Македонии.

Как называются учителя в индии

Кто такие Гуру и учителя из Индии.
Визит в Екатеринбург Шанкарананды-гири, Гуру направления Крийя-Йога из Ришикеша .

1.Визит Шанкарананды-гири 21-23 марта (полнолуние и равноденствие) для меня явился неожиданным 1 . Позвонила организатор и попросила собрать-известить людей, тех, которые приняли вместе со мной в ноябре 2007 инициацию 1 ступени в его Белом Храме в Ришикеше и тех, кто готов учиться Крийя-Йоге. Храм-Ашрам еще не достроен, но очень хорош.
2. В первый день была конференция (около 2 часов, стоимость 650 р.) а затем 2 дня посвящение-инициация. Желающих оказалось более 80 и заранее подобранные помещения оказались тесноватыми. Но все прошло настолько хорошо 2 , что Шанкарананда-гири сказал, что возможно, именнов Екатеринбурге, община будет самой главной-ведущей в России.
3. Что касается выступления и техник в Екатеринбурге. Были профессиональные переводчицы, которые сами занимаются Йогой. Все три дня я сидел очень близко от Гуру, слышно и видно было очень хорошо. Для меня была такая ясность понимания всего, просто блаженство по сравнению с Ришикешом.
Любая моя попытка делать «Асаны» (в Крийя-Йоге это больше, чем асаны) приводила к тому, что мой неугомонный Натарадж 3 просыпался и толкал мое тело на танец, а места для танца совсем не было.
4. Толчки энергетические в теле наблюдались 4 и в моменты, когда вся группа концентрированно делала энергетический выдох, когда сам гуру делал выдох, а также в некоторые моменты, когда он пел мантры на санскрите 5 и мы повторяли их. Также как в Белом Храме Крийя-Йоги, в Ришекеше, у меня здесь в Екатеринбурге на третий день, во время группового освоения практик 1 ступени, включилась медитация, состояние которой сохранялось и с открытыми глазами. Тело застыло как камень, а информация через глаза и мысли перекатывалась как в очень замедленной прокрутке видеосъемки. Мне нужно было видеть телесную часть практик, поэтому я открывал глаза.
Таким образом, я впервые вплотную прикоснулся к одному из Духовных направлений Индии. Шанкарананда действительно Мастер. Методики Крийя-Йоги работают.

1). При инициации в Индии в Ришикеше руководителю нашей тур-группы Ю. Бутору не дали возможности переводить на русский язык как вступительную речь, так и наставления по технике 1 ступени.
Гуру этого, как бы, не заметил. Три человека из группы не знали английского вообще, включая меня. Мы ждали инициации в Ришикеше более недели, и мы втроем остались очень недовольны такой «духовной» встречей. И нарисовали на это событие большое «Фи» в нашей Картине Мира. ОбычноБожественная Мать-Отец так со мной не поступает (см. наш сайт, Путешествие в Египет, да и в Индии за 34 дня больше таких случаев не было).
2). Кроме того, что организатор семинара в Екатеринбурге шипела на меня, выискивая любой повод (молчи, не высовывайся, к гуру не подходи!). А как она была любезна по телефону, когда надо было собирать людей на семинар и было неизвестно, сколько их придет..
3). Натарадж (Царь Танца), это Шива, который выполняет–танцует асаны (108 позиций) под воздействием поднимающейся Кундалини-Шакти.
4). Это можно объяснить трояко: Первое — шла серьезная работа с энергией. Второе-санскрит, это наш священный праязык Великой Тартарии, древней России, детей Тарха и Тары (т.е. Шивы и Шакти). Третье – высокая чувствительность к энергополям человека, у которого открытое Кундалини-Шакти.
5). Теперь не только Ум, но и мое Тело знает, что Санскрит – это наш древний родной язык.

5. Теперь о других, менее положительных.
5.1 Мне, также как в Ришикеше, не удалось поговорить с Шанкарананды-гири о наболевших вопросах. На конференции я спросил: «Что дает успешное освоение Крийя-Йоги? Что дальше?» (то есть как жить в России после достижения Самадхи и открытия Кундалини-Шакти). Шанкарананды-гири уклонился от ответа, заявив, что в хорошем вопросе уже заключается ответ.
Организатор предупредила меня перед его визитом в Екатеринбург, что не надо приглашать на встречу людей, которые задают неудобные вопросы. По ее словам, Шанкарананды-гири этого не любит?!
Из этого следует вывод, что Шанкарананда-гири сильно центрирован на своей Крийя-Йоге. Он спокойно заявляет, что, возможно, понадобится лет 10 работы, чтобы выяснить, кто из учеников созрел для инициации второго уровня Крийя-Йоги. Созревание-Готовность определяет только он сам лично.
К сожалению, Старый Свет-мироустройство разваливается прямо на глазах. Счет уже не на годы и десятилетия, а на месяцы (это уже и ёжику ясно: климат–сырьё-продовольствие; цены к осени могут подскочить в 1,3-2,0 раза).
5.2 Все мои предыдущие Учителя (Мирзакерим Норбеков, Ирина Сутоцкая, Том де Винтер, Роберт Джерард, Лев Тетерников, Джасмухин, Алана-поющее сердце, Фрэнк Кардела, Роберт Свобода, Марина Таргакова, Татьяна Сизикова), всегда делали упор на то, как «Здесь и Сейчас» применитьполученные знания в Социуме, сами активно поднимали социально-политические вопросы. Они все живут в нашем Реальном Мире. Если у искателя есть проблема то они и отвечают на все вопросы. Они не боятся неудобных вопросов, на то они и Учителя.
Таким образом, Гуру из Индии, Шанкарананда-гири сильно изолирован от проблем Реального Мира. Возможно, это относится и к другим Гуру из Индии и типично для них.
5.3 Далее Шанкарананда-гири автоматически (по умолчанию) предполагает, что из присутствующих (свыше 90 человек) учеников 1 уровня в ближайшие годы никто ничего не добьется в плане пробуждения энергии. Почему так? Потому, что нет ни одного слова о «Технике безопасности», для случая подъема Психической Энергии и начала Трансформации. Я заметил – увидел человек 12, находящихся в хорошем состоянии гармонии-готовности.
Сейчас наблюдаются случаи (я только знаю 2) Спонтанного Пробуждения и перехода в измененные состояния сознания, когда искатели всего лишь читали книги по эзотерике и съездили один раз в Аркаим. Их ведут к экстрасенсам, а потом родные по совету священника отправляют их в психушку и не один раз. Второй раз вместо психушки одна из двух 3 янв. 2007 г. выбрала петлю. И экстрасенсы, и психологи психушки, и священники абсолютно безграмотны в вопросе пробуждения Кундалини-Шакти. Мои советы они игнорировали. Они, видите ли, от официально организованной «секты»? Либо имеют «Исламское происхождение» (это о Золотой Книге Знания), а нам, православным, это не положено (а психушка и петля — положены).
Так что Крийя-Йога от Шанкарананды-Гири – это хорошо, но, если добавить к этому свой Осознанный Ум и Знание от других Учителей, то будет совсем прекрасно для Вашего Развития.

Приложения (из индийской классики духовности):

1. Кто такие Гуру и Учителя. Из книги Йогонанда «Жизнь по ту сторону преображения».
Правильные отношения между гуру и его адептами — это единственно верный путь души, сделавшей шаг по до­роге к Богу.
Но сначала следует сравнить различные духовные ис­точники и их Учителей, дабы прекратить все дальней­шие поиски, когда истинный гуру и истинное учение бу­дут найдены, ибо не следует жаждущему искать другие источники откровения, если он нашел лучший. Лучше ежедневно пить нектар одного источника, чем разбра­сывать свои силы на многие. (Кстати, последнее — это причина того, что, однажды найдя истинного Учителя, мы в Индии остаемся ему верны и в смерти, и вечно­сти, вплоть до последнего искупления.) Вначале мы мо­жем иметь многих Учителей, но отыскав своего — только одного гуру.
Учителями ученики зовут тех, кто обучает их чему-либо. Но гуру зовется только духовный искатель, к кото­рому приходят приверженцы, стекаются адепты. Иисус сам говорил: «Никто не приходит к Отцу, как только че­рез Меня» (Иоан. 14:6). Это означает, что человеческие души — это запутавшиеся и заблудшие дети Божий, ко­торые бродят вдали от Него в дебрях боли. Они пого­няемы бичом страданий и потому не в силах узреть даже слабый отблеск духовности благословенного утраченного дома. Они тоскуют по Богу и молятся о выходе из лаби­ринта загадок жизни. И если их молитва искренна и дос­таточно сильна, она трогает сердце Бога, который дарует Свою помощь заблудшим душам, посылая на землю «су­перчеловека». Человек, предназначенный Богом, — это и есть помощь и ответ человечеству на все его молитвы. Он не просто обыкновенный Учитель. Он — гуру, посред­ник, тело, речь, дух и духовность которого Бог использу­ет для того, чтобы вернуть потерянные души в царство бессмертия.
Поскольку в начале пути нам не совсем ясно наше желание познать истину, мы сталкиваемся только с ма­лозначительными Учителями. Но гуру — это живое вопло­щение священных текстов, Богом данная сила спасения, отвечающая потребностям ищущего и освобождающая его от рабства материи.
Найти правильный путь среди множества религиоз­ных тропинок и троп очень важно! Большая часть людей, странствующих от Церкви к Церкви в поиске интеллектуального вдохновения, никогда не найдет Бога, ибо ин­теллектуальное вдохновение бывает необходимо только до тех пор, пока не начинаешь принимать и узнавать душой Бога. В любом другом «случае интеллектуальное вдохнове­ние вредно для человеческого самопретворения.
Следовать живым, дышащим и говорящим на одном с вами языке людям, живущим истиной, намного легче! Если святой достиг своей цели — благодаря ли краткому пути йога или долгой дороге духовной молитвы, — он знал истинное самопретворение. И каждый, кто последует за ним, обязательно достигнет цели.
Обычно гуру и его последователь в одно мгновение уз­нают друг друга, но иногда узнавание превращается в бо­лее длительный процесс воспоминаний о прежней тесной дружбе или об инкарнации, долго остававшейся сокры­той под горами пепла незнания.

2. Гуру – канал знания. Из книги Свами Рама-«Жизнь среди Гималайских йогов».
Словом «гуру» настолько злоупотребляют, что порой мне становится обидно. Это самое благородное, самое прекрасное слово. После того как вас родила мать и воспитали родители, приходит гуру и помогает вам осуществить цель вашей жизни. Даже если я очень плохой человек, а кто-то называет меня гуру, я должен стать лучше ради человека, ожидающего этого от меня. Гуру и учитель — это не одно и то же. Слово гуру состоит из двух слогов: гу и ру. «Гу» означает «темнота», а «ру» означает «свст». Гуру — это тот, кто рассеивает мрак невежества. На Западе слово гуру часто употребляется неправильно. В Индии это слово произносят с почтением; оно всегда ассоциируется со святостью и высшей мудростью. Это слово священно. Его редко употребляют отдельно, чаще добавляя к нему суффикс -дева, означающий «лучезарное существо»— Достигшего просветления учителя или гуру называют гурудева.
Существует огромная разница между обычным и дyxoвным учителем. Для гуру все его ученики, независимо от возраста (пусть им даже восемьдесят лет), все равно что дети. Он дает им пищу и кров, а затем обучает их, не ожидая ничего взамен. Я спрашивал у своего учителя:
«Почему гуру все это делает?»
«У него нет иных желаний, — отвечал он, — кроме как учить тех, кто к этому готов. Чем ему еще заниматься, кроме этого?
Когда ученик приходит к гуру, он приносит с собой охапку сухих сучьев. Склоняясь перед гуру с почтением и любовью, он произносит: «Я вручаю это тебе». Это означает, что он готов посвятить себя всего, в мыслях, на словах и на деле, единственной цели — обретению высшей мудрости. Гуру сжигает сучья и говорит: «Отныне я буду вести и оберегать тебя». Затем он дает ученику посвящения различных уровней и рассказывает ему о тех дисциплинах, которые он должен будет практиковать. Взаимоотношения между гуру и его учеником настолько чисты, что я даже не знаю с какими еще взаимоотно­шениями их можно сравнить. Все, что есть у гуру, даже его тело, ум и душа, принадлежит ученику. Но если у него есть какие-то странные привычки, они принадлежат только ему».
Гуру сообщает ученику некое слово и говорит: «Это слово будет твоим вечным другом. Запомни его. Оно будет помогать тебе». Это называется посвящением мантрой. Затем он объясняет, как пользоваться мантрой. Гуру устраняет препятствия. Ученик, имея много желаний и проблем, не знает, как правильно принимать решения. Поэтому гуру учит его тому, как их принимать и как сохранять спокойствие и безмятежность. Он говорит: «Иногда у тебя возникают возвышенные мысли, но ты не претворяешь их в жизнь. Продолжай, сделай свой ум однонаправленным. Ты могуществен, и с тобой мое благословение».
Вы всячески стараетесь что-нибудь сделать для него, но не можете, потому что он ни в чем не нуждается. Его сострадательность естественным образом привлекает вас к нему, и в конце концов вы начинаете задавать себе вопрос: «Почему он столько делает для меня? Чего он от меня хочет?» Он же не хочет ничего, ибо то, что он делает, — его долг и цель его жизни. Наставляя вас, гуру не делает вам одолжения, он выполняет свою работу. Для него невозможно жить, не выполняя своего долга.
Таких людей называют гуру. Они указывают путь человечеству. Подобно солнцу, дарующему жизнь, сияя в небесной выси, гуру дарует свою духовную любовь, оставаясь незатронутым при этом. Гуру — это не просто физическое существо. Те, кто думает о гуру, как о теле или человеке, не понимают этого благочестивого слова. Если гуру приходит к мысли, что силы, которыми он обладает, являются его собственными, тогда он перестает быть наставником . Гуру — это традиция, поток знания. Этот поток проходит по многим каналам. Христос также говорил об этом, когда исцелял людей, и его назвали Господом. «Благодарите Отца Небесного, — сказал он, — Я лишь орудие в его руках».
Никому из людей не под силу когда-либо сделаться гуру. Но когда человек позволяет себе стать каналом для получения и передачи силы, это происходит. Для этого человек должен научиться бескорыстию. Обычно к любви бывает примешан эгоизм. Мне кто-то нужен, и я говорю: «Я люблю тебя». Вам нужен кто-то, и вы говорите, что любите меня. Именно это мы имеем в виду, когда говорим о любви в этом мире. Но когда вы станете выполнять свои действия бескорыстно, спонтанным образом, именно тогда это и будет настоящей любовью. Вы не ждете никакой награды. Истинные гуру не могут жить без бескорыстия, так как бескорыстная любовь составляет саму основу их просветленного существа. Они излучают жизнь и свет, обитая в никому не известных уголках этого мира. Мир не знает их, и они не хотят признания.
Никогда не верьте тому, кто приходит к вам с заявлением: «Поклоняйтесь мне». Даже Христос и Будда не просили об этом. Никогда не забывайте о том, что гуру— это не цель. Гурyподобен лодке для речной переправы. Очень важно иметь хорошую лодку и крайне опасно иметь лодку, которая течет. Но после переправы на другой берег вам больше не нужно оставаться в лодке и, конечно же, не нужно ей поклоняться.
Многие фанатики считают, что должны поклоняться гуру. Гуру должен получить вашу любовь и уважение, а это не поклонение. Если бы ко мне вместе явились мой гуру и Господь, я бы сначала подошел к гуру и сказал: «Огромное тебе спасибо. Ты познакомил меня с Господом». Но я не подошел бы к Господу и не сказал бы ему: «Огромное тебе спасибо, Господь. Ты дал мне моего гуру».

Для чего нужен духовный наставник

Вопрос 1: Во всех духовных традициях есть духовные наставники. Их называют по-разному: духовный учитель, гуру, мастер, учитель. К Вам, как к Духовному Учителю, приходит много разных людей. Естественно, все они приходят с разными целями. Как Вы, со своей точки зрения, можете объяснить: есть ли какая-то главная цель, почему они приходят именно к духовному учителю, для чего человеку нужен духовный наставник и для чего верующему человеку нужен духовный наставник?

Читайте так же:  Как называется хвойное листопадное растение

Шри Пракаш Джи: Самое первое, что я хочу сказать… Тогда вы сможете лучше понять, для чего он нужен… Когда человек учится в школе, институте, там есть разные предметы: математика, химия, разные языки (английский, русский, французский языки), физика, физиология – разные предметы. Когда дети начинают учиться в школе или студенты поступают в институт, то для знания предмета им нужен преподаватель, преподаватель выступает для них в роли учителя. Чтобы у человека были хорошие знания по химии, нужен преподаватель химии. Если человек хочет хорошо выучить физику, то ему нужен такой преподаватель, учитель, у которого будут эти знания, – тогда он выучит физику. И так – для всех предметов. Так же, когда человеку нужно духовное совершенствование, духовные знания, тогда точно нужен духовный учитель. Духовное совершенствование всем нужно независимо от религии. Я вам раньше тоже говорил (и время от времени я это на своих сатсангах, лекциях говорю), что во всех религиях духовность есть; что если духовность во всех религиях одинакова, то ритуальная часть у каждой своя. Поэтому людям, независимо от национальности, страны рождения, религиозной принадлежности, – всем нужен духовный учитель для духовного совершенствования.

На каждом этапе жизни человека роль духовного учителя разная. Например, с момента рождения ребёнка до определённого возраста родители играют роль духовных учителей, потому что они с детства воспитывают в ребёнке хорошие, духовные, качества: как нужно жить, как вести себя в определённой ситуации, даже сначала как нужно ходить, есть и так далее. Потом, когда дети взрослеют, их начинают учить духовности.

Что есть духовность? Хорошие качества… Духовность – это очень широкое понятие. Сначала человека дома учат: родители учат, бабушка, дедушка и другие взрослые, которые живут с ним. Но потом в жизни человека приходит один этап… Люди, которые учат ребёнка, тоже могут быть где-то несовершенны или им может не хватать каких-то духовных знаний (может быть, и хватает – разные ситуации бывают). Тогда у человека внутри начинается поиск: «То, что я не получил там или не могу получить, где я могу это получить?»

В жизни бывают разные ситуации: нужен какой-то совет, наставление. Бывают ситуации, при которых человек хочет себя успокоить, что-то понять. Может быть, ситуация простая, но человек не может успокоиться. Есть какая-то ситуация, которую человек сам не может разрешить, даже дома, в семье не может получить решение, тогда этот поиск начинается ещё больше. Тогда встаёт вопрос о наставниках. Поэтому во всех религиях есть наставники, мастера. У нас, в Индии, с древних времён учителя называют «гуру». Смысл слова «гуру» вы тоже все понимаете, наверное. Тот, кто ведёт от незнания к Знанию, из темноты к Свету. Незнание – это темнота. Если эту комнату затемнить (выключить свет), вы перестанете видеть окружающее: где здесь фрукты, где что находится? Это незнание. Когда есть свет, знание, вы можете видеть. Можно через такой пример сравнить свет и темноту – знание и незнание.

Когда у человека внутри начинается поиск ответов на вопросы, на которые никто рядом не может ответить, тогда нужен духовный учитель. Когда человек сам не имеет ответ на свой вопрос, не получил его в семье, он идёт к наставнику, своему духовному мастеру, учителю, задаёт вопрос, получает ответ, успокаивается или получает решение, как нужно поступить. Во всех традициях с древних времён это есть. В Индии это было очень сильно развито и сейчас есть. У всех семей, у каждого человека есть свой духовный наставник, учитель, с которым у человека постоянная связь. Вопросы, связанные с духовностью, которые имеются у человека, он задаёт Учителю и совершенствуется. Поэтому я думаю, что для духовного совершенствования так же, как для изучения различных предметов, нужен духовный учитель – человек, у которого больше знаний о духовности, больше опыта, знаний о разных ситуациях. Человек идёт к такому Учителю и просит какой-то совет, наставление и потом живёт спокойно.

Вопрос 2: В чём принципиальная разница между духовным учителем и обычным мирским учителем, я имею в виду, в его влиянии на ученика? Ведь роль духовного учителя не сводится лишь к тому, чтобы что-то посоветовать, в чём-то помочь. Это что-то большее… В чём она заключена?

Шри Пракаш Джи: Понятие «духовный учитель» шире, потому что связь духовного учителя – напрямую с душой. Учитель физики учит своему предмету, преподаватель английского языка учит английскому языку. С ними тоже может быть какая-то связь, но у духовного учителя – связь напрямую с душой. С ним душа успокаивается, человек совершенствуется. Поэтому там (c духовным учителем) связь больше. Это тот, перед кем человек открывает себя, и сам человек тоже очень хорошо понимает учителя, там есть духовная связь, связь любви друг к другу. Эти связи очень крепкие, и б?ольшая роль – точно у духовного учителя.

В Индию за просветлением: жизнь в ашраме

Идея поехать в ашрам посетила меня задолго до выхода бестселлера «Есть, молиться, любить» Элизабет Гилберт. В ашраме (слово переводится с санскрита как «место без боли»: «шрам» – боль, «а» – отрицание), мне казалось, наступает ясность в голове, отчего жизнь начинает играть новыми красками. Опыт мгновенно прославившейся писательницы укрепил меня в этой мысли. Осталось решить, куда ехать – в Индии ашрамов, как в Советском Союзе колхозов. Я сразу решила, что ехать по следам Гилберт в ашрам Gurudev Siddha Peeth будет по меньшей мере банально. Тем более что после фильма с Джулией Робертс там наверняка не протолкнуться из-за армии почитателей талантов обеих. Ашрам – это не просто место сбора людей по интересам; туда едут к учителю, к гуру. Он (реже – она) – лицо ашрама, его философия и концепция. Друзья-йоги посоветовали ехать к Амме. Кто она и почему именно к ней, я, к своему стыду, понятия не имела. Мне лишь сказали, что это настоящий ашрам, а не туристический аттракцион, вроде­ meditation resorts, которые предприимчивые индийцы открыли, чтобы европейцы поделились с ними своими деньгами. Там вам и трехразовое питание, и спа, и номер с джакузи. Это не то что для ашрама, а для Индии в целом непозволительная роскошь.

За счастьем я на неделю лечу в город Тируванантапурам, в 110 километрах от которого среди пальм есть ашрам «Амритапури». Туда из Дубая я летела не в компании наркоманов с дредами, которые обычно заполняют самолеты в Гоа, а с индийцами-гастарбайтерами. Их партиями вывозят на стройку века в Арабские Эмираты. В очереди на паспортный контроль я простояла часа три, хотя прибыл лишь один самолет – из иностранцев в нем была только я и пожилая пара из Испании (они предпочли путешествовать по Индии самолетами, а не поездами и автобусами за девять рупий, где лошади сидят рядом с людьми). Зато в ашрам я доехала с ветерком – на поскрипывающем джипе 1970 года выпуска. Это ашрамное такси, которое я заказала еще из Москвы. Кто бы мог подумать – у ашрама собственный автопарк?! «Несколько лет назад Амма купила машины, чтобы ни от кого не зависеть. Тут я научился водить машину, и теперь это моя сева», – объясняет водитель Рами, молодой парень, который последние шесть лет живет в ашраме. Амма приютила его после того, как в страшном цунами 2004 года погибли его родители, а дом смыло. «У нас еще есть типография, шоколадная фабрика, клиника, прачечная, школа и даже собственный пляж – все, чтобы жить автономно». По индийским меркам Рами, наверное, ас, но я чуть концы не отдала, когда в оживленном потоке по разбитой дороге он мчался по встречной полосе.

«Aum Amritashwaryai Namah», – поприветствовал меня в ашраме необыкновенно длинный блондин в очках и белом платье в пол. Его зовут Гаутам, но на самом деле это просто Брайан из Калифорнии. «Всем своим ученикам Амма дает духовные имена. Мое означает “просвещенный”, – объяснил он. В ашраме он живет уже десять лет и занимается связями с общественностью. Бесплатно и добровольно. Во всех поездках по Индии и по миру он сопровождает Амму. Застать ее в ашраме можно два-три месяца в году – все остальное время она путешествует с благотворительной и просветительской миссией. Сейчас она на месте, и к ней, кажется, съехался весь свет. Поэтому первое, что мне бросилось в глаза и, признаться, смутило, – жуткое столпотворение народа в ашраме, хуже, чем в час пик в метро. Совсем не так я представляла себе место, где медитируют и размышляют о смы­сле бытия. Гаутам – мужчина в самом расцвете сил, ему 35 лет, и я не удержалась и в лоб спросила, на что он живет, ведь в ашраме нет товарно-денежных отношений, зарплат, бонусов и прочих радостей цивилизации. «Здесь другой ритм жизни, да и расходов почти нет. У меня есть два платья, еда бесплатная, жилье тоже. Никакие налоги платить не надо. А что еще нужно? – без тени иронии отвечает Гаутам. – Но все-таки пару месяцев в году я бываю дома, в Калифорнии, и подрабатываю учителем. Заменяющим – когда кто-то заболел или прогулял. Заработанных там денег хватает на мелкие расходы. В придачу почти всем, кто здесь живет, помогают родители и родственники». Комнату метров в десять он делит еще с двумя постояльцами – оба из Индии. Меня поселили на стольких же метрах, но одну (150 рупий в сутки, то есть около ста рублей). Хотя здесь приветствуется совместное проживание с кем-то (естественно, одного с тобой пола) – в целях экономии места. Особенно, когда Амма в ашраме и приезжают тысячи человек. В моей комнате на восьмом этаже – торжество минимализма. Железный шкаф, стол, стул и матрас, брошенный на деревянный каркас, на окнах решетка. Горячей воды нет. Зато туалет не на улице. «Хватит капризничать! – сказала я себе. – Ты ехала в ашрам, а не в пансионат “Подмосковные липки”».

На улицу, к людям, я спустилась на лифте. Одна. И зря – на первом этаже индианка, которая тут, видимо, комендант общежития, сделала мне замечание: нехорошо на лифте в одиночку кататься, нужно дождаться, пока туда не набьются под завязку. Электричество нужно экономить!

Teрритория ашрама, которая­ занимает не меньше пяти гектаров, находится на полоске суши между Индийским океаном и Аравийским морем. Со стороны океана – только рыбацкая деревушка и заросли кокосовых пальм. А на другом берегу – огромный комплекс Amrita University, который Амма построила на пожертвования. Других источников финансирования всех ее благотворительных и социальных проектов нет.

Тут везде люди – ходят, болтают, едят, молятся. Дресс-код строгий, почти пуританский – никаких голых частей тела. В почете белый цвет – Амма всегда ходит в белом. У мужчин костюмы a la Стивен Сигал – легкие брюки и распашонки на пуговицах. Или балахоны, как у Гаутама.

За последние годы ашрам так разросся, что стал похож на поселок городского типа с общежитиями, кухнями, столовыми, складом продуктов, огромным залом для собраний и, конечно, храмом, с которого тридцать лет назад все начиналось. Он стоит на месте дома родителей Аммы. При рождении ей дали имя Судхамани («сокровище»), сейчас она известна всем, как Мата Амританандамайи, что переводится с санскрита как «Мать абсолютного блаженства» (или, сокращенно, Амма – то есть «мама» на языке малаялам, на котором говорят Амма и жители штата Керала, где находится ашрам). С детства она вела себя необычно – обнимала людей, пела им песни, и боль с невзгодами как рукой снимало. К ней стали стекаться страждущие со всей Индии, хотя по индийским нормам приличия Амма творила недопустимое – прилюдно обнимала незнакомых мужчин и даже целовала их. К своим 57 годам Амма прижала к груди около двадцати восьми миллионов человек по всему миру. «Почему вы обнимаете людей?» – «Как это объяснить? Это то же самое, что спросить, почему река течет». Но это не просто объятия доброй женщины – мне сказали, что таким образом она передает свою чистую энергию детям (так она называет своих последователей), а с ней приходят очищение и внутреннее исцеление.

Своим примером она передает высшую истину о смирении, доброте и бескорыстном служении людям. О себе она говорит так: «Я – слуга слуг. Это жизнь для других. Счастье детей является богатством и здоровьем Матери». Амма никого не просит жить в ашраме – для тех трех тысяч человек, которые постоянно «дежурят» здесь, это исключительно собственный выбор. «Живите в городах, работайте, рожайте детей – главное, не забывайте делать добрые дела и помогать бедным», – вот единственное, о чем просит Амма.

Читайте так же:  Как называется граната на машине

Как любого нормального человека, меня мучил вопрос: «А может, это секта?» Почему все эти люди вдруг стали ходить в белом, с блаженными лицами, жить на деньги родителей и трудиться на благо человечества? Может, у себя дома они были неудачниками­, которые сбежали сюда от трудностей? Такие претензии у меня были к американцам, европейцам, русским, которые живут здесь или просто приезжают погостить. Уж очень искусственными мне казались их нарочито счастливые лица – вместо умиления они вызывали раздражение. Чего не могу сказать об индийцах, которые едут в ашрам с семьями, детьми и остаются на выходные или на всю жизнь. Они органичны в этом мире, у них это в крови. Ведь для индусов (людей, которые исповедуют индуизм) наличие гуру и поход в ашрам – обычное дело, которое лежит в основе их веры, эта традиция существует тысячелетиями. В Индии даже неприлично не иметь гуру. Но, поговорив с Аммой и увидев плоды ее благотворительной работы, я поняла, что сектанты такого делать не будут. В ашраме не промывают мозг, не принуждают, не проповедуют аскетизм – все очень мирно и по обоюдному согласию.

Первое общение с Аммой тронуло меня не то что до слез, а почти до истерики. По пятницам в ашраме проходит сатсанг, когда собираются тысячи людей и задают Амме вопросы, в основном о Боге, о смысле сущего, о любви ко всему живому, а после она поет, вскидывая руки к небу. После трехчасового коллоквиума к ней начинают подходить люди из зала – обниматься. Мне повезло. Сквозь толпу я иду к ней, она смотрит на меня, улыбается. и я начинаю плакать. Ни с того ни с сего. Я сажусь перед ней на колени, она по-матерински прижимает меня к груди, гладит по голове – я, не понимая, что со мной, говорю: «Добрый вечер!» на русском, и она начинает на ухо приговаривать: «Моя деточка, моя дорогая дочка. Мама-мама». По-русски. Я лежу у нее на груди и рыдаю, как младенец. Это длилось минуту от силы, но, казалось, перед моими зареванными глазами пронеслась вся жизнь. Амма потрепала меня за щеку, дала леденец и сверток, в котором был пепел. Потом мне сказали, что это пепел священного для индусов дерева, которое сгорает дотла и остается лишь пыль. Я села в уголок и обливалась слезами еще с полчаса.

Амма, как мать большого семейства, заботится о том, чтобы все были накормлены – часто она кормит прихожан с рук (в прямом смысле слова). Особенно по вторникам – это Meditation Day, или бхаджан. Все собираются в главном храме, Амма разговаривает и поет о Боге, после чего раздает еду: рис с карри и лепешки.

Еда в ашраме исключительно вегетарианская, ее, как в пионерлагере, готовят в больших чанах. Кухни здесь две. Индийская – бесплатная, там дают досу (лепешку с начинкой из картошки или овощей). Европейская – за деньги, но смешные. Там есть и пицца, и паста, и соевые бургеры, и пироги. Стоит все 15 или 30 рупий (то есть 10 или 20 рублей). Естественно, никакого алкоголя и сигарет. Едят все из железных мисок, которые каждый за собой моет и вытирает полотенцем. Вилок нет – только ложки. Но вообще в Индии принято есть руками. То ли от эмоционального потрясения, то ли от вида армейских котлов, но аппетит у меня совсем пропал. На ужине, пока я медитировала над салатом из овощей, тушеными бобами и макаронами с чем-то, ко мне подошла девушка лет семнадцати. Елена приехала из Швейцарии, в ашраме она уже полтора месяца, через неделю – домой, доучиваться в колледже. В первый раз ее привезли сюда родители в четыре года. Они – музыканты, «очень духовные люди». «Я обожаю досу. В Швейцарии страшно скучаю по этим лепешкам», – она помогла мне определиться с выбором. Еду здесь, как я поняла по пустым тарелкам окружающих, оставлять не принято – пришлось через силу затолкать ее в себя.

ЗА 57 ЛЕТ АММА ПРИЖАЛА К ГРУДИ ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК.

В ашраме жизнь начинается в пять утра с арчаны. Это часовая медитация в храме (только для женщин), которая сопровождается пением ста восьми имен Божественной матери. Просидеть час в позе лотоса я так и не смогла – ерзала, ворочалась, ноги затекали. Каждое утро с рассветом я, признаться­, ходила туда, как на хороший живой концерт. Пели потрясающе, моя душа им подпевала.

Кроме духовных практик, вроде утренних «концертов», йоги, прогулок к океану (купаться там нельзя – очень большие волны) и чтения «Анны Карениной», я свое время заняла общественно полезным трудом. Здесь приветствуется добровольная работа – сева, но можно бездельничать и медитировать днями напролет. Но народ не сидит сложа руки. Особенно иностранцы – они готовы драить полы в храме, стирать постельное белье в промышленном количестве, сортировать мусор. В храме есть Seva Desk, где вам с радостью дадут выбор из сотен вариантов. Мне на работу помогла устроиться француженка Вани (в миру Дэйзи), ей 29 лет, из которых последние шесть она провела с Аммой. Здесь она главная по тарелочкам.

Я предложила свою помощь, и оставшиеся шесть дней с семи до десяти утра в компании еще девяти добровольцев строгала по 30 кг помидоров, 50 тыкв, 25 кг лука, 45 кг огурцов, тазиками выжимала сок из лимонов, резала нерафинированный тростниковый сахар, из которого пекут вкуснейшие печенья. Они и составили основу моего недельного рациона. Учитывая, что дома на кухне я готовлю только чай, за первые три часа непрерывной резки я стерла пальцы в кровь. Моими помощницами (точнее, я – их) были в основном французские дамы – божьи одуванчики лет пятидесяти. Они искренне мне обрадовались: «Parlez-vous fran?cais?» «Solo Ingles y Espa?nol», – честно призналась я. Они искренне расстроились, что кто-то может не говорить на их прекрасном языке, и больше ко мне почти не обращались. Я придумала себе еще одну персональную сева – подниматься на восьмой этаж пешком. Пусть на лифте катаются старики и дети. Еще два раза я напросилась вести класс йоги. На занятие пришла женщина лет пятидесяти – Винея из Чили. Она ветеран в ашраме – живет тут двадцать лет. Рассказала, что пришла тут в чувство после болезненного развода и решила не уезжать. В ашраме она работает в мастерской, делает кукол из ткани – Амму, богов Ганешу, Кришну, Шиву. Еще пришли три пухленькие немки и под моим руководством в первый раз встали в позу «собака мордой вниз».

Особенное оживление в ашраме бывает по средам, четвергам, субботам и воскресеньям, когда Амма проводит даршаны. В индуизме это означает «лицезреть Бога». Даршан можно получить от великого мастера – в храме ему поклоняются, слушают напутствия, но прикасаться к нему запрещено. У Аммы более женский, материнский подход к даршанам (как, впрочем, и ко всему, что она делает) – она обнимает всех желающих, каждому даст совет и благословение. «Не общение словами, а непосредственное взаимодействие энергиями любви – такой у меня подход к людям», – объяснила мне Амма. Даршаны в «Амритапури» начинаются ближе к полудню и длятся­ до последнего «клиента» – обычно часов до 11–12 ночи. Я стала свидетелем «встреч», на которых собиралось тысячи по четыре человек в день. Все это время Амма не встает с места, не ест и не пьет. Рассказали, что однажды в свой день рождения (27 сентября) она провела даршан на двадцать тысяч человек – уложилась в двадцать два часа (!). Чтобы не создавать давку, Амма придумала выдавать талончики-токены, по ним понятно, когда подойдет твоя очередь – через три часа или десять. На даршанах Аммы можно сидеть часами, как на медитации, и просто наблюдать, как идет нескончаемый поток благостных лиц и люди падают перед великой женщиной на колени.

За неделю послушного исполнения всех ашрамных ритуалов я поняла, что еще не готова к просветлению, не хочу есть из общего котла, спать на матрасе и часами петь мантру «Ом». Меня больше занимают страсти, которые кипели в домах Карениных и Вронских.

Йога: как найти «своего» учителя?

Источник: Леди.mail.ru

На пути йоги очень важен знающий проводник, и этим проводником должен стать ваш преподаватель.

Вечные ценности

Мы уже говорили о том, что в древности йогическое знание передавалось устно, от учителя к ученику. Понятно, что фигура учителя в индийской традиции имела особое значение. «Изучение йоги не похоже на занятия в учебном заведении, где аттестат или диплом получают в определенный, заранее назначенный срок, — пишет Б.К.С. Айенгар в первой части своей знаменитой книги «Прояснение йоги» («Йога Дипика»). — На долгом пути йоги встречаются препятствия, трудности и огорчения, преодолеть которые помогает гуру. Слог «гу» значит тьма, а слог «ру» — свет. Только тот может называться гуру, кто удаляет тьму и несет просветление. Понятие «гуру» глубоко и многозначно.

Это не просто учитель или руководитель, это духовный наставник, который учит жизненному пути». Если вспомнить, что книга писалась в начале 60-х годов ХХ века, во вполне продвинутые времена рок-н-ролла, можно понять, насколько глубоко укоренилось в сознании индийцев древнее, первоначальное представление о том, каким же должен быть учитель.

Конечно, мы живем совсем в другом мире, но главные вещи остались неизменными: потому-то они и называются вечными ценностями. И отношения между учителем и учеником — как раз из числа. «Эти отношения совершенно особенные, их не сравнить с отношениями между друзьями, родителями и ребенком, мужем и женой, — продолжает Б.К.С.Айенгар. — Гуру не знает эгоизма; не думая о славе или выгоде, он преданно ведет своего ученика к цели, следит за его успехами, верит в него, и напряженно трудится, дабы ученик усвоил учение. Гуру побуждает ученика задавать вопросы, думать, анализировать и познавать истину».

Возможно, эти слова кому-то покажутся слегка патетическими. Но их наверняка поймут те, кому посчастливилось хоть раз в жизни встретить настоящего учителя: математики, литературы, языка или живописи; или же просто мудрого человека, советам которого можно доверять на все сто процентов. Ну а если такая встреча пока не состоялась, значит, самое интересное впереди.

Практические советы

Во-первых, надо узнать, сколько времени ваш потенциальный преподаватель практикует йогу — в идеале, это как минимум пять лет. Во-вторых, выяснить, какие у него есть сертификаты, проходил ли он обучение у опытных наставников. И третье: надо понять, какая школа за ним стоит. Елена Ульмасбаева, президент федерации «Йога-Практика», советует выбирать традиционные направления, которые пришли к нам из Индии, родины йоги.

«Очень важно, чтобы ваши цели и цели преподавателя совпадали, — говорит она. — Поэтому сразу спросите себя, чего именно вы хотите от занятий йогой. В самой Индии есть множество школ, преследующих самые разные цели, но в странах Запада основной акцент все-таки делается на физическое и психическое здоровье. Если йога для вас — способ обретения телесного совершенства и эмоционального равновесия, лучше всего подойдет метод Айенгара».

А вот к модным неоиндуисткими течениями, к тем школам и учителям, которые активно внедряют в ум ученика мистические идеи, не имеющие ничего общего с классической йогой, относитесь с осторожностью. Подлинный учитель не будет «вещать», сходу загромождая ваше сознание философией или метафизикой: идея йоги — освободить, «опустошить» ум. Тогда мыслям будет там просторно, и среди них обязательно появятся какие-нибудь прекрасные.

В том, чтобы на начальном этапе уделять внимание только очевидному — построению асан, технике дыхания — есть глубокий смысл: как некогда говорил Кришнамачарья, внешнее положение тела легко поправить, если что-то пошло не так, а вот ум может завести куда угодно.

Вопрос доверия

Принципиально важно, чтобы учитель внушал уважение и доверие — в йоге это не просто дань традиции, в этом есть некий функциональный смысл. Дело в том, что во время практики ваше тело должно слушать учителя, а разум — полностью доверять ему. Если персона преподавателя вызывает какие-нибудь негативные чувства или даже просто ассоциации и воспоминания, значительная часть энергии во время занятий будет уходить на преодоление внутреннего сопротивления. Поэтому постарайтесь найти человека, к которому вы действительно испытываете доверие и симпатию.

Что же касается манеры преподавания, то тут все зависит от личных предпочтений. Одним больше нравятся требовательные учителя, которые дают достаточно большую нагрузку, другим — те, у кого подход более мягкий. И хотя универсальных законов не существует, кое-какие советы все-таки можно дать. Например, очевидно, что женщине, если у нее есть специфически женские проблемы, лучше заниматься у женщины-преподавателя. Большой плюс, если у вас и у вашего учителя схожи темперамент и структура тела: в этом случае преподаватель сразу видит все ваши проблемы, и, выстраивая вашу индивидуальную практику, особенно хорошо понимает, что и как нужно делать именно вам.

Часто, закончив ознакомительный класс, ученики так и продолжают заниматься у своего первого учителя. И все же, мы советуем походить к разным преподавателям — так сказать, для расширения кругозора: каждый дает материал чуть-чуть по-другому, а значит, вы сможете больше узнать о технике выполнения асан и заметить детали, на которые раньше, возможно, вообще не обращали внимания.

Вот так, опытным путем, вы обязательно придете к «своему» учителю. Тем более что это движение навстречу — двустороннее: не только ученик ищет настоящего учителя, но и учитель нуждается в подлинном ученике. Ученике, о котором Б.К.С. Айенгар пишет так: «У искателя высшего типа устойчивый ум, он мужественен, независим, благороден, милосерден, снисходителен, правдив, храбр и почтителен, тверд в занятиях йогой. Таких людей гуру обучает Хатха Йоге».

Так что, когда вы рано ли поздно встретите «своего» учителя, задумайтесь: а кто же кого нашел? Вы — вашего гуру? Или все-таки он — вас?

Мира и добра! Мне, 57 лет, живу в Тбилиси, врач-кардиолог по образованию, неработающий инвалид после ишемического инсульта правой гемисферы с левосторонним гемипарезом, левая рука вообще не работает, с ногой получше, хожу с палочкой по квартире до 1 км, получается 3200 шагов, сал в позу большое дерево-10, максимум 15 минут. На улице теряюсь, хожу только с женой,ибо теряюсь. Как высможете помочь,ибо посещения каких-либо залов затруднительно ипо материальным причинам. Чем вы можете помочь, ищу Учителя, Мераб, с уважением

Мне 57 лет, врач-кардиолог по образованию. В 2008, в марте перенес ишемический инсульт правой гемисыеры с левосторонним гемипарезом, левая рука не работает, суставы свободны, хожу с палочкой по квартире 1км, выходит 3200 моих шагов. Ищу учителя по Йоге, исходя из моих данных.