Как устроена наша планета материки

Прочитайте фрагмент параграфа «Как устроена наша планета». Выпишите в три колонки: материки; части света ; земные оболочки

Ответ или решение 1

Как известно, наша планета по нескольким критериям делится на разные части. На основе физико-географического деления выделяются материки, на основе культурно-исторических различий — части света, а на основе преобладающих веществ планета делится на несколько слоев.

Материки

Материками называют большие и нераздельные территории суши, которые со всех сторон окружены океанами. В международной классификации традиционно обозначают шесть материков. Если перечислить их в порядке от самого большого к самому маленькому, то мы получим следующий список:

  • Евразия.
  • Африка.
  • Северная Америка.
  • Южная Америка.
  • Антарктика.
  • Австралия.
  • Некоторые из этих материков имели естественную связь между собой. Например, Евразия и Африка, Северная и Южная Америки, а Австралия и Антарктида изолированы от всех остальных.

    Кроме Антарктики, все остальные материки являются постоянно обитаемыми. Также на всех материках, не считая Австралию, есть несколько стран.

    Части света

    Части света — это термин, который принимается, чтобы доказать культурную и историческую связь разных регионов и их отличие от остальных. Сегодня среди частей света обозначают следующие:

    Однако не во всех странах принимается подобное деление. Например, в Греции частью света считается только такой участок, на котором есть цивилизация, а в Антарктике цивилизации нет. Поэтому этот континент греками частью света не считается.

    Слои Земли

    На планете, в зависимости от разницы в химическом составе или нахождении в твердом, жидком или газообразном виде выделяются три слоя:

  • атмосфера (состоит из газов);
  • гидросфера (моря и океаны);
  • земная кора, т.е. твердая часть планеты.
  • Каждую из перечисленных частей можно разделить на дополнительные слои, которые отличаются друг от друга плотностью и химическим составом. Так, например, атмосферу можно разделить на стратосферу, мезосферу, тропосферу. Твердая часть делится на кору, мантию, нижнюю мантию и т.д. Иногда выделяется также географическая оболочка Земли, как совокупность частей этих трех слоев, где есть жизнь.

    Материки планеты Земля

    materiki-i-ih-raspredelenie«> Материки и их распределение

    Всем известно, что наша Земля – одна из планет Солнечной системы. Снимки, сделанные из космоса, подтверждают, что ее форма шарообразная, приплюснутая с полюсов. Поверхность нашей планеты – это чередование больших участков суши – материков с голубыми водными просторами – океанами.

    Площадь поверхности земного шара составляет примерно $510$ млн $км^2$. Она состоит из материков и океанов. Большую часть поверхности Земли занимают океаны. Они сообщаются между собой и образуют единый Мировой океан. На сушу – материки и острова – приходится около $ 149$ млн $км^2$, или $29$% всей поверхности Земли.

    Материк – огромный участок суши, который со всех или почти со всех сторон окружен морями или океанами.

    Острова – сравнительно небольшие участки суши, со всех сторон окруженные водой.

    Мировой океан – это непрерывное водное пространство на поверхности Земли.

    Сегодня на нашей планете шесть материков (континентов). Если учитывать размеры материков, то их можно расположить в порядке уменьшения площади:

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Евразия ($54$ млн $км^2$),
  • Африка ($30,3$ млн $км^2$),
  • Северная Америка ($24,2$ млн $км^2$),
  • Южная Америка ($17,8$ млн $км^2$),
  • Антарктида ($14$ млн $км^2$),
  • Австралия (около $9$ млн $км^2$).
  • Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что материки расположены как бы в два ряда. Северный ряд образуют Евразия и Северная Америка. Южный – Африка, Южная Америка, Австралия и Антарктида.

    Происхождение материков

    Но так выглядела наша планета не всегда. Происхождение материков и океанов ученые объясняют по-разному.

    Теория фиксизма объясняет появление материков вертикальными движениями (опусканием и поднятием) земной коры, преобразованием слоев горных пород, которые происходят на протяжении всей истории развития нашей планеты.

    Долгое время эта гипотеза была господствующей. Но в начале $ХХ$ века немецкий ученый Альфред Вегенер выдвинул совершенно иную теорию. Он назвал ее мобилизмом.

    Согласно этой теории земная кора разделена на несколько литосферных блоков – плит. Под воздействием движений мантии, расположенной под земной корой, литосферные плиты перемещаются в горизонтальном направлении, сталкиваются друг с другом, формируя «облик планеты».

    Так, сторонники теории мобилизма утверждают, что в палеозое существовал единый суперокеан и единый массив суши – суперконтинент Пангея.

    Вероятный вид Пангеи

    Затем Пангея раскололась на два суперконтинента – северный – Лавразию и южный – Гондвану. Примерно $250 $ млн лет назад Гондвана распалась на отдельные части, которые позже приобрели очертания современных южных континентов – Африки, Южной Америки, Австралии и Антарктиды. На месте Лавразии образовалось два материка – Северная Америка и Евразия. Несколько позже Индийская платформа откололась от Африканской литосферной плиты и присоединилась к Евразийской плите. В месте столкновения двух плит образовалось смятие горных пород в гигантские складки, которые в рельефе проявились как самые высокие горы нашей планеты – Гималаи.

    Распад Пангеи

    Одновременно с формированием современных материков происходило и формирование лож современных океанов. Этот процесс продолжается и сейчас.

    Так, Южная Америка и Африка расходятся со скоростью примерно $9-11$ см за $100 $ лет. Мадагаскар «убегает» от Африки со скоростью $11-12$ см за $100$ лет. А Евразия поворачивается против часовой стрелки, и, примерно, через $150$ млн лет Чукотка будет находиться в районе северного полюса.

    Но это все из области гипотез. Так как до сих пор не существует единого взгляда на происхождение материков и океанов. Возможно, истина находится между фиксизмом и мобилизмом.

    Из истории открытия материков

    Не всегда человечество знало обо всех материках. Так античные ученые знали Европу, Азию и Либию (Африку). В конце $XV$ века, после плаванья Х.Колумба, был открыт «Новый свет» – Южная и Северная Америки.

    Благодаря исследованиям Виллема Янсзона, Абеля Тасмана и Джеймса Кука на протяжении $XVII–ХVIII$ веков была открыта Австралия. А в начале $ХIX$ века русская экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева открыла Антарктиду.

    В настоящее время сушу нашей планеты делят на шесть континентов:

  • Евразию,
  • Северную Америку,
  • Африку,
  • Южную Америк,
  • Антарктиду
  • и Австралию.
  • Но выделяют еще части света (исторически сложившееся деление земель). Так Евразия состоит из двух частей света – Европы и Азии, Северная и Южная Америки составляют единую часть света – Америку, остальные материки одновременно являются и частями света.

    Планета чудес (история материков Земли)

    Что случилось с нашей планетой? Кто это взял и сдвинул с привычного места материки, да так, что переполошились все обитатели Земли?
    Приглашаем тебя принять участие в знаменитой географической игре – игре, позволившей ученым сделать большие открытия.

    Кто не завидовал героям Жюля Верна, открывающим таинственные острова, или великим путешественникам, которые шли по неизведанной ещё тогда нашей планете! Сейчас, кажется, всё на Земле уже открыто, и чудесные приключения ждут нас только на других планетах.
    А между тем никогда ещё науки о Земле не переживали таких бурных драматических событий, как сейчас. Чудеса, о которых ты прочтешь на этих страницах, горячо обсуждались геологами, геофизиками, географами. Одни ученые горячо защищали новые гипотезы, другие – не соглашались с ними.

    ЧУДО ПЕРВОЕ
    Другая география

    Нет ли у тебя старой, потрёпанной географической карты мира? Такой, чтобы выбросить не жалко? Хорошо. Значит, можно заняться интересной игрой. Вырежем все материки по контуру. Теперь на голубой бумаге – это у нас будет Мировой океан – расположим их по-другому.
    Возьмём, например, Африку и сдвинем её на юг, к самому Южному полюсу. Что получится? Материк, расположенный у полюса, вместо джунглей будет покрыт льдами. Льды на нашей карте покроют и Австралию и Южную Америку, если мы их тоже придвинем к Южному полюсу.
    Ну и что ж, скажешь ты, это же только игра. Но вот что странно: геологи давно установили, что триста миллионов лет назад Африку, Южную Америку, Австралию и Индию действительно покрывали мощные льды, такие, как теперь в Антарктиде! А ещё раньше, когда льдов не было, животные и растения во всех этих местах водились одни и те же: ящеры и похожие на огромных тритонов земноводные.
    Выходит, наша с тобой карта совсем не игра, а действующая модель древней Земли? Вот именно! В 1913 году такое предположение сделал отважный полярник, немецкий геофизик Альфред Вегенер. Его небольшая книга «Происхождение материков и океанов» произвела, как говорили, впечатление «разорвавшейся в геологии бомбы».
    Теперь вслед за Вегенером сделай на своей карте еще несколько открытий. Приложи Африку к Южной Америке. Они соединятся почти без зазоров! Если еще немного поупражняться и особенно если двигать вырезанные материки не на плоской карте, а на глобусе, тебе, может быть, удастся также ладно пригнать друг к другу и соединить в один все четыре южных материка: Антарктиду, Австралию, Южную Америку и Африку. Между Африкой и Австралией клином войдет Индия. Этот большой материк, существовавший когда-то в южном полушарии, геологи назвали Гондваной. Он раскололся 200 миллионов лет назад, и осколки его поплыли в разные стороны. Особенно далекое плавание совершила Индия. Отколовшись от Гондваны, она переплыла весь Индийский океан и, перейдя в северное полушарие, стала частью Азии.

    ЧУДО ВТОРОЕ
    Твёрдое течёт

    Но после нескольких лет славы гипотеза Вегенера стала вызывать разочарование. Первыми Вегенера опровергли океанологи. – Смотрите, – говорили они, мы можем проследить русла рек, уходящих с материков в глубины океанов. Выходит, дно океана – это затопленные материки. А если бы материки были движущимися осколками древнего большого континента и океаны между ними возникли лишь недавно, все выглядело бы иначе. Тогда дно океана должно по строению сильно отличаться от материков.
    Потом Вегенера сурово осудили геофизики.
    – У Вегенера материки плавают, как шлак на расплавленной жидкой массе земных недр, – говорили они. – Мы проверили и точно знаем: Земля в целом тверда и упруга, как стальной шар. Она проводит колебания от землетрясений не как жидкое, а как твёрдое тело. Тогда как же двигаются материки? Твёрдое по твёрдому? Этого не может быть!

    Меняется лик нашей планеты. Нынешние материки – осколки древних континентов Лавразии и Гондваны, которые тоже когда-то составляли единую сушу.

    Это были сильные возражения. Теорию плывущих материков сдали в музей истории геологии.
    Шло время.
    Во второй половине 20 века океанологи вооружились новой техникой. Они вышли в океан исследовать строение земной коры на больших глубинах. Они хотели найти там могучие толщи ила, принесённого с материков за сотни миллионов лет геологической истории.
    Результат был ошеломляющим. Вместо километров – метры, а то и сантиметры мягких осадков. Кое-где драги беспомощно царапали голое скальное дно. Значит, у океанов не было сотен миллионов лет геологической истории! Они молодые! Мало того, земная кора под океаном резко отличалась от коры материков. Она была проще по строению, в десять раз тоньше, и, главное, она везде оказалась «свеженькой», гораздо моложе коры материков. А русла рек и хребты протянулись с материка в океан лишь на очень небольшой глубине – 100–200 метров.
    Геофизики спохватились. Они стали проверять свои прежние расчеты. И не зря.
    Оказалось, Землю нельзя сравнивать со стальным шаром: уж очень она сложно устроена. Некоторые слои в её недрах, как выяснилось, вовсе не твёрдые. Они либо жидкие (например, внешняя часть тяжелого земного ядра), либо вязкие, пластичные. Пластичной, пожалуй, можно считать всю Землю в целом, если. не торопиться!
    Это чудо ты тоже можешь увидеть своими глазами. Возьми кусок вара. Он тверд и хрупок. Стукнуть молотком – разобьется. А можно не спешить. Положить пласт вара на край стола, чтобы он свисал над полом. Через несколько дней пластина плавно изогнётся и растянется: вар течёт. Но если ты надавишь, «поторопишь» вар, – пластина сломается, как хрупкое стекло.
    И твёрдое и жидкое сразу! Примерно так ведут себя и недра Земли, сжатые огромным давлением, разогретые. При быстрых воздействиях (удары землетрясений, упругие волны от взрывов) Земля ведёт себя как твёрдое тело: возникают трещины, разломы.

    Чёрные линии на картах – границы гигантских плит, медленно и неуклонно разносящих материки. Теперь учёные могут предвидеть географию будущего: последняя карта рассказывает о планете завтрашнего дня. Посмотри – Атлантический океан стал еще шире, а Африка раскололась.

    При медленном движении вещество Земли течёт, перемешивается. Сантиметры, миллиметры в год. А куда спешить? У планеты в запасе миллиарды лет!
    Если же «фильм» по истории Земли прокрутить ускоренно – а это и делают в своем воображении геологи, – вся планета как бы зашевелится. Закипят, заволнуются недра, каменные течения, круговороты обозначатся во всей толще Земли, материки, подхваченные течениями, начнут ломаться, двигаться, сталкиваться. Так, водовороты в весенний паводок влекут, сталкивают, разламывают льдины.

    ЧУДО ТРЕТЬЕ
    Расширение без расширения

    Как видишь, учёные узнали много нового, поразительного о нашей Земле. Чтобы объяснить новые факты, геологи и геофизики предлагали смелые, необыкновенно интересные гипотезы!
    Вероятно, говорили многие учёные, не материки плывут в океанах, как считал Вегенер, а под ними движутся толстые, стокилометровой толщины плиты. Эти плиты несут на себе и тонкую молодую кору океанов и более толстую старую кору материков.

    В районе Атлантического хребта выходят на поверхность два «эскалатора» «африканский» и «американский». Многослойными лентами движутся они в противоположные стороны, разнося континенты. «Эскалаторы» заворачивают вновь в глубины Земли, столкнувшись со встречной лентой ещё одного «эскалатора».
    На месте столкновения глыбятся, вырастают горы (на рисунке – южноамериканские Анды).
    Вот как, по мнению ученых, устроены «эскалаторы» нашей планеты – те гигантские плиты, что несут на себе и материки и океаны.

    Откуда и куда движутся плиты? И как они вообще могут двигаться, если, казалось бы, двигаться некуда? Ведь они покрывают всю Землю без зазоров, плотно уложенной мозаикой!
    Это и есть чудо нашей планеты. Чтобы ты разобрался в нем, приглашаю тебя на эскалатор метро.
    Бесконечная лента тянется из-под пола. Представь себе, что тут же начинается и движется в противоположную сторону второй эскалатор. Представь к тому же, что каждый эскалатор не поднимается лестницей вверх, а так и идет по полу, горизонтально.
    Станем на эскалаторы одновременно, ты – на один, я – на другой, и покатимся в разные стороны. Вот так, по новой гипотезе, растекается в противоположные стороны дно океана, расползаются гигантские плиты по обе стороны от срединных океанических хребтов, обнаруженных во всех океанах.
    Пока «эскалаторы» не унесли нас слишком далеко друг от друга, представь себе, что ты и я – это материки на расползающихся плитах Атлантического океана. Ты Африка, я Америка. Мы вошли на «эскалаторы», взявшись за руки, мы только что были вместе, единым материком Гондваной. Теперь, через миллионы лет, мы разные материки, мы разошлись далеко в стороны. У тебя складывается своя жизнь, со слонами и бегемотами, у меня своя, с тапирами и ленивцами.
    Учёные уже исследовали «эскалаторные ленты» – дно океана – в обе стороны от срединных хребтов. Измерения говорят, что да, в середине, там, где «лента» только что появилась из земных недр, дно океана очень молодое. Чем ближе к берегам, тем оно старше. У самых же берегов возраст каменных пород дна равен возрасту океана – расширившейся за миллионы лет трещины.
    Предполагают, что такая трещина, щель, образуется рано или поздно там, где расходятся две плиты. Возникла трещина – родился океан.
    Видимо, в каждом океане – своя пара расходящихся плит и каждый океан, стало быть, расширяется. Может быть, тогда и вся Земля расширяется? Да, некоторые учёные так и думают. Но даже если расширение планеты в целом и есть, оно не может быть большим. Куда же тогда девать излишки все время нарождающейся в щели между «эскалаторами» земной поверхности?
    Нам с тобой не придётся долго теряться в догадках. «Эскалатор» не бесконечен. Его лента выходит из-под пола и туда же, под пол, уходит. Лента заворачивает вниз! Остается только найти на Земле эти места, подходя к которым плиты изгибаются и уходят снова в недра Земли. Гигантскими поясами окружают они океаны – то в виде горных цепей, то ожерельями вулканических островов. Пересекают материки: Европу и Азию. Это Альпы, Кавказ, Тянь-Шань, Памир, Тибет. Здесь, в этих поясах, плиты подъезжают одна под другую, приподнимают одна другую, сминаются по краям.
    А материки? Их не может завлечь внутрь Земли заворачивающаяся туда лента-плита? Нет! Материки слишком толсты и легки, они не могут ни утонуть в мантии Земли, ни протиснуться туда вместе с лентой «эскалатора». Они всегда остаются наверху. Как пассажиры метро, они могут переходить с «эскалатора» на «эскалатор». Потому-то они и путешествуют, сталкиваются друг с другом, соединяются и через миллионы лет снова дробятся.
    Так было с Гондваной, распавшейся на пять больших кусков. С древним северным материком Лавразией (разыщи его на рисунке). Так много раз было на Земле. Так и будет!
    Зная, как движутся плиты, можно предсказывать будущее. Двадцать миллионов лет назад, сравнительно недавно, на Земле появилась новая трещина. Там, где начали движение два новых «эскалатора», образовалась щель – возникло Красное море. Его берега и сейчас расходятся – это установлено измерениями. Возможно, узкое маленькое Красное море – будущий огромный океан. С такой же узкой щели начинался когда-то и Атлантический океан! Америка (особенно Северная), увлекаемая своей плитой, медленно, но верно стремится с «эскалатора» Атлантики перейти на огромный Тихоокеанский «эскалатор», который ещё не несет на себе ни одного континента. Если это случится, Америка двинется по Тихоокеанскому «эскалатору» к берегам Азии, к Дальнему Востоку. Древний Тихий океан, и так уже потеснённый, тогда, видимо, закроется, большим станет Атлантический.
    Конечно, во всей этой картине, нарисованной сторонниками одной из самых интересных гипотез, еще много спорного и неясного. Но это и чудесно: значит, продолжается время великих открытий! И если ты станешь геологом или геофизиком, ты тоже будешь участвовать в открытии нашей удивительной и до сих пор еще во многом загадочной планеты.

    Жизнь Земли – не только медленные изменения в течение долгих миллионов лет. Иногда на глазах человека возникают новые острова. На снимках – рождение вулканического исландского острова Суртсей.

    Тема «Планета Земля». Урок №1 «Мы во Вселенной»

    Ковалева Галина Валентиновна

    МКОУ «Нововоронежская СОШ №4»

    Тема и номер урока в теме

    Тема «Планета Земля»

    Урок №1 «Мы во Вселенной»

    А. И. Алексеев и др. География. 5—6 классы

    ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2012 Линия «Полярная звезда»

    Цели и задачи урока:

    обучающие: развить представление о планетах Солнечной системы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике;

    развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.,

    воспитательные: формирование культуры общения при работе, формирование у учащихся основ экологической культуры.

    Оборудование урока: атлас, глобус, компьютер, настенная физическая карта.

    Деятельный компонент урока: обобщить имеющиеся сведения об устройстве Солнечной системы; на основе работы с текстом и рисунками понять, как устроена наша планета, чем различаются материки и части света; доказывать, что Земля – одна из планет Солнечной системы.

    Эмоционально – ценностный компонент урока: понимать, что Земля – часть Солнечной системы и подчинена сложным космическим законам.

    Работа с учебником: работа с текстами и рисунками, терминами.

    Тип урока: комбинированный с презентационной составляющей.

    Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

    Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования,

    Предметные: называть и показывать планеты Солнечной системы;

    устройством нашей планеты (материки, части света)

    Универсальные учебные действия:

    Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

    Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

    Познавательные: извлекать информацию, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

    Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

    Л – личностные, Р – регулятивные, П – познавательные, К – коммуникативные

    Урок « Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли.»

    Идёт приём заявок

    Подать заявку

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

    в 5 классе МБОУСОШ №3

    на тему « Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна.

    Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. »

    Разработал: Стукалова О.Л

    слушатель курсов профессиональной переподготовки « География: теория и методика преподавания в образовательной организации »

    Проверил: Алешина Ю.Л

    Образовательные: сформировать представления о Земле как планета солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней.

    Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся к изучению планеты Земля, умения определять следствия вращения Земли вокруг своей оси и орбитального движения Земли, работать с различными источниками информации;

    Воспитательные: воспитывать осознание себя частью целостности природы

    Личностные УУД: развитие понимания необходимости изучения окружающего мира.

    Регулятивные УУД: принимать и формулировать учебную проблему.

    Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из просмотра материалов ЦОР, определение основной информации, выведение следствия вращения Земли вокруг своей оси.

    Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

    Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты в пространстве и времени:

    Знать – Земля как планета солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки, океаны, части света, полярный круг, тропики, экватор, високосный год ,осевое движение Земли, Орбитальное движение Земли.

    Уметь – Приводить доказательства тому, что Земля – планета солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси», Объяснять сену времен года на основе схемы орбитального движения Земли.

    Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

    Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

    планета, материки, океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли. Что такое глобус, земная ось, географический полюс, экватор, тропики. Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года, високосный год.

    Природеведение, окружающий мир,

    Интернет- ресурсы,учебник 5-6 класс линии «Полярная звезда» под .ред. Профессора А.И. Алексеева, географический атлас 5 класс, доп.материалл, рабочая тетрадь учащегося.

    «Развитие критического мышления»

    Дидактическая структура урока

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

    Приветствие учителя подготовка учебных принадлежностей

    Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

    Высказывают предположения, что объединяет слова.

    Предполагают тему урока.

    Задает проблемный вопрос.

    Как устроина Солнечная планета?

    Найти общее: солнечная система, галактика, вселенная, планета, звезда, созвездие

    Знакомятся с понятиями солнечная система, галактика, вселенная, планета, звезда, созвездие

    2. Изучение нового материала

    3 . Рефлексия Какие утверждения верны?

    Домашнее задание параграф 5, вопросы

    Определяют место планеты в Солнечной системе.

    Предлагает рассмотреть ЦОР

    Определить место нашей планеты в Солнечной системе.

    «Планеты Солнечной системы»

    Определяют, как устроена наша планета

    Отвечают на вопросы устно

    Предлагает рассмотреть рис «Материки и океаны»

    Определить, как устроена планета Земля.

    Находят при помощи карт и учебника различия материков и частей света, находят объекты на к\к знакомятся с оболочками Земли

    Зарисовывают схему «Оболочки Земли»

    Записывают д\з параграф 5 , вопросы

    Т ема урока: « Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты »

    — выяснить, как устроена Солнечная система;

    — формировать знания о Земле как планете Солнечной системы;

    — способствовать формированию у обучающихся понятий о строении Солнечной системы, устройстве нашей планеты. Рассмотреть виды вращения Земли и их следствия.

    — развитие умений учиться: слушать учителя и одновременно делать записи, работать с картами атласа.

    — развитие познавательных интересов и потребностей: внимание и восприятие.

    — развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас учащихся; формировать умения работать с документами и текстом учебника, умения обобщать и делать выводы.

    — повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения

    Оборудование: глобус, атлас, учебник, рабочая тетрадь ,ИКТ .

    Когнитивный компонент урока: Вселенная, Млечный путь, галактика, Солнечная система; материки и части света.

    Деятельностный компонент урока: обобщить имеющиеся сведения из природоведения об устройстве Солнечной системы; на основе работы с текстом и рисунками учебника понять, как устроена наша планета, чем различаются материки и части света; доказывать, что Земля — одна из планет Солнечной системы.

    Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать, что Земля — часть Солнечной системы и подчинена сложным космическим законам.

    Работа с учебником: комментированное чтение; работа с рисунками, терминами.

    Тип урока: комбинированный

    Изучение нового материала.

    Перед учащимися ставится проблемный вопрос: «Как устроен наш мир?», на который они должны ответить в конце урока.

    Формулирование цели урока

    Запись темы и числа в тетрадь.

    Вопрос: А как представляли себе устройство мира древние люди?

    Рассматривают слайд 1. Комментируют изображения опираясь на ранее изученный материал и жизненный опыт .

    А вот как представлял себе устройство нашего мира древнегреческий ученый Птолемей.

    В центе Земля на латыни ГЕО

    ЦЕНТР – геоцентрическая система, система в центре вселенной находится Земля.

    Рассматривают слайд 2.

    Переносят схему в тетрадь и записывают определение геоцентрической системе.

    А вот так позже представлял Николай Коперник. Эта система получила название ГЕЛЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ( ГЕЛИО – солнце)

    Рассматривают слайд 3.

    Переносят схему в тетрадь и записывают определение гелиоцентрической системе.

    В последствии эта система получила название СОЛНЕЧНАЯ, все безграничное пространство космоса называют ВСЕЛЕННОЙ. Вселенная это весь существующий мир. Вселенная состоит из ГАЛАКТИК, галактика в которой мы живем МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ.

    Слушают рассказ учителя.

    Записывают основные определения

    Выполняют задания 1 в своих т етрадях в виде таблицы

    Нам предстоит совершить путешествие по солнечной системе и узнать из чего она состоит. Каждая группа получает стихотворение из которого нужно составить рассказ 3-5 предложений о каждой планете.

    Наша Солнечная система
    Солнце-светило клокочет вулканом,
    Бурлит, как кипящий котел, непрестанно,
    Протуберанцы взлетают фонтаном,
    Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

    Солнце-звезда преогромнейший шар
    Свет излучает, как будто пожар.
    Ну а планеты тот свет отражают,
    Солнце-светило они обожают!

    Много планет вокруг Солнца летают.
    Может быть, люди на них обитают?
    Давай-ка, в ракету мы сядем с тобой,
    Помчимся от Солнца во тьме голубой!

    Может, Меркурий порадует нас?
    И приведет нам друзей целый класс!

    Работа в группе. Составляют рассказ о своей планете.

    Начинаем путешествие 1 от солнца планета Меркурий.

    Планета Меркурий
    Меркурий —Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
    Повернута к Солнцу одной стороной,
    С другой — страшный холод и мертвый покой.
    В честь бога торговли имеет названье,
    Да нет атмосферы — вот наказанье!
    Поверхность избили метеориты,
    И жизни там нет — все были убиты!
    Что же, дружок, в жизни много дорог!
    Летим на Венеру! Хоть путь наш далек.

    Слушают рассказ первой группы.

    Примерный рассказ: ближайшая к Солнцу планета. Нет атмосферы. Огромные перепады температур.

    2 планета Венера. Планета Венера

    Венера прекрасна! За тонкой вуалью
    Богиню любви различите едва ли!
    Закрыта она пеленой облаков.
    А что же под ними? Климат каков?
    Климат имеет огромный дефект.
    Причиной тому парниковый эффект.
    Газ ядовит в атмосфере Венеры.
    Дышать невозможно! Жарища без меры!
    Солнца не видно сквозь облака.
    Жизнь невозможна! Но, может, пока?
    Мерцает по курсу ракеты Земля!
    На ней мы живем. И, как видно, не зр

    Слушают рассказ второй группы.

    Есть ядовитая атмосфера. Парниковый эффект. Очень жаркая планета.

    Планета Земля — родимый наш дом.
    Но много ли, дети, мы знаем о нем?
    Загадки ее постоянно решаем.
    Но форму Земли до конца мы не знаем.
    А форма Земли без рек и морей
    Зовется геоид! Учи и умней!
    А что там внутри? Принимаем на веру.
    Не видно ядро. Летим в атмосферу!
    Мы ей благодарны, что можем дышать
    И много проблем с нею можем решать.
    Прекрасно, что мы атмосферой закрыты
    От злых и коварных метеоритов.
    От трения в воздухе камни сгорают
    И звездным, красивым дождем выпадают.
    Озоновый слой, без всяких сомнений,
    Нас защищает от плохих излучений.
    Земля несравненная! Чудо природы!
    Ее населяют зверье и народы.

    Слушаем рассказ 3 группы

    Примерный рассказ: форма Земли – геоид. Имеет ядро и атмосферу, которая защищает от космических тел. Есть озоновый защитный слой. На планете есть вода и жизнь.

    А что же у нас на пути Единственный спутник земли… Естественный спутник Земли — Луна
    Ну а спутница Луна
    Круглолица и бледна.
    Но, пока с Землей вращается,
    Она ведь не просто на небе сияет,
    Луна всей водой на Земле управляет.
    Приливы, отливы морей ей подвластны,
    Ее же сухие пейзажи ужасны.
    В лунных «морях» нет ни капли воды,
    Всюду видны разрушенья следы,
    Кратеры, цирки — огромные ямы,
    И атмосферы она не имеет.
    Жизни там нет! Все об этом жалеют!

    Выписывают информацию про Луну. 4

    Примерный рассказ: Управляет приливами и отливами. Меняет фазы. Нет воды и атмосферы.

    Четвертая планета от солнца — Планета Марс .

    «Каналы» на Марсе — пропасти, рвы.
    Если упасть, не сносить головы!
    Может, то русло высохших рек?
    Вряд ли их создал простой человек!

    Климат на Марсе засушлив, суров.
    Трудно дышать, хоть зови докторов!
    Слишком его атмосфера легка.
    Жизни на нем не нашли мы пока.

    Выступление 5 группы.

    Примерный рассказ: красная планета. Имеет два спутника – астероида . Нет воды. Имеет ледники из сухого льда. Легкая атмосфера.

    Планета Юпитер
    Юпитер — царь планет!
    В тельняшке облаков
    Двенадцать на Земле,
    А здесь лишь год пройдет!
    Уж очень он тяжел
    И медленно плывет.
    А на груди его
    Есть «красное пятно».
    Откуда появилось?
    Пока не решено!
    А если б мы с тобой
    Вдруг оказались там,
    То весил бы ты там
    Полсотни килограмм!
    А наступить ногой
    Так просто невозможно,
    Ведь жидкая планета,
    И утонуть в ней можно!

    Может, с Сатурном нам повезет?
    «Ау! Где вы, люди?» Летим мы вперед!

    Выступление 6 группы.

    Примерный рассказ: Самая большая планета. Сильное притяжение. Жидкая поверхность

    Там в ожерелье жемчужных колец
    Тускло мерцает Сатурн молодец.
    Назван он так в честь бога судьбы,
    Только не слышит людской он мольбы.
    Нет атмосферы и вечно зима.
    Жизни там нет. Ведь кромешная тьма!

    Колечко Сатурна — загадка природы —
    Серебряный свет восхищает народы.
    А это кусочки, покрытые льдом,
    И всевозможных размеров при том.
    А ширина у кольца — боже мой!
    Может катиться наш шарик Земной!

    Опять неудача, и снова в полет!
    К холодным мирам наш летит звездолет.

    Выступление 7 группы.

    Примерный рассказ: Имеет кольца. Нет атмосферы. На планете вечно темно.

    Уран, Нептун, Плутон

    Здесь холодные миры.
    Света нет и нет жары.
    Вечная зима и ночь.
    Захотелось сразу прочь.

    Скован льдом Уран, Нептун,
    И на Плутоне колотун!
    Без атмосферы, по всему,
    Жить невозможно никому!

    Планеты прекрасны, но жизни там нет.
    А что же там дальше? Царство комет!

    Выступление 8 группы.

    Примерный рассказ: Нет атмосферы на планетах. Вечный холод и темнота.

    Древние люди боялись комету.
    Хвостатой звездою прозвали за это.
    Ей приписали большие грехи:
    Болезни и войны — целый пуд чепухи!
    Однако комета об этом не знает
    И, хвост распустив, вокруг Солнца летает.
    Хвост у кометы огромной длины,
    Может достать от Земли до Луны.
    Он ведь прозрачный, воздушный такой,
    Вряд ли он чей-то нарушит покой.
    А голова тяжела у комет.
    И, полетав свои тысячи лет,
    Комета стареет и умирает,
    И красочным, звездным дождем выпадает.

    Слушают рассказ учителя. Выполняют в тетради рисунок кометы.

    Раз – подняться, потянуться.
    Два – согнуться, разогнуться.
    Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
    Четыре – руки шире.
    Пять – руками помахать.
    Шесть – за парты тихо сесть.

    Повторяют за учителем.

    Рассмотрим строение планет земной группы.

    СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. Рассказывая об устройстве нашей планеты, учитель объясняет, что Земля имеет форму не правильного шара, а особую, слегка сплюснутую шарообразную форму — геоид (подобный Земле). Говоря об устройстве плане- ты, учитель рассказывает о взаимосвязанных оболочках Земли — атмосфере, литосфере, гидросфере, биосфере, географической оболочке, которые будут изучаться в дальнейшем.

    Слушают учителя. Зарисовывают схему в тетрадь.

    Используя физическую карту полушарий и рис. 12 учебника, учащиеся определяют материки и океаны на планете, выясняют, какой материк самый большой по площади, какой — самый маленький. Выясняют различия между материками и частями света, на каком материке и в какой части света находится Россия.

    Откройте учебник на стр. 2 0 рис.1 2 «Материки и части света» Посмотрите внимательно на эти два рисунка. Сушу земного шара с давних времён делят не только на материки, но и на части света. Определите в чём разница

    Частей света тоже шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия и Антарктида. Материки Северная Америка и Южная Америка образуют часть света Америку, а на одном материке Евразия находятся две части света – Европа и Азия.

    Учитель предлагает рассмотреть рис «Материки и океаны».Обучающиеся находят при помощи карт и учебника различия материков и частей света, находят объекты на к\к знакомятся с оболочками Земли Зарисовывают схему «Оболочки Земли»

    3.Рефлексия Какие утверждения верны?

    Земля вращается вокруг Солнца.

    Солнце – центр Солнечной системы.

    Оболочки Земли существуют обособленно друг от друга.

    Земля имеет шарообразную форму.

    Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.

    Вселенная – часть Галактики.

    Орбита – путь Земли вокруг Солнца..

    Солнце – раскаленная звезда.

    4.Домашнее задание параграф 5, вопросы 1-4 .

    Самоанализ урока по географии

    учителя МБОУСОШ №3 г.Лебедянь

    по теме: « « Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты » проведенного в 5-в классе

    5- класс. В классе 28 учащихся. Географию в этом классе веду с 2020 учебного года. Большинство обучающихся имеют отличные и хорошие знания, умения и навыки. Обучающиеся отличаются высокой работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией. Они умеют работать в парах, в малых группах; умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и взаимооценивать друг друга. В общении наблюдались как соперничество, так и сотрудничество, включенность детей в учебную деятельность. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся, активно использовалась подача материала с помощью мультимедиа. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для обучающихся 5 класса.

    Данный урок является седьмым в курсе географии 5 класса.

    Тип урока – Тип урока: комбинированный

    Цели деятельности учителя — способствовать формированию представлений обучающихся о планетах Солнечной системы (планетах земной группы и планетах-гигантах); создать условия для формирования умений работать с текстом учебника, контурные карты, атласы.

    Образовательные ресурсы, используемые на уроке — электронное приложение к учебнику: планеты земной группы и планеты-гиганты. Учебник, рабочая тетрадь.

    1. Солнечная система.

    2. Планеты земной группы.

    3. Планеты – гиганты.

    Методы и формы обучения, реализуемые на уроке:

    — методы : наглядны, частично-поисковый, практический, контроля

    — формы: индивидуальные, фронтальные

    Основные понятия: Солнечная система, планета, планеты земной группы, планеты-гиганты.

    Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

    личностные УУД: формирование познавательного интереса к предмету изучения; навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя;

    метапредметные УУД: коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; регулятивные : самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; познавательные : объяснять главное отличие Земли от других планет; и что общего у всех планет-гигантов;

    предметные : научатся составлять характеристику планет по плану; объяснять значения понятий «Солнечная система», «планета», «планеты земной группы», «планеты-гиганты».

    Технологии, реализованные на уроке: здоровьесбережения, продуктивного чтения.

    Виды деятельности: работа с текстом учебника и электронным приложением, работа в тетради (заполнение таблицы «Планеты земной группы» и «Планеты-гиганты»).

    Цель и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле. Поставленная цель была достигнута, ребята вели самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, самостоятельно приобретали новые знания и практические умения; делали выводы, строили логически обоснованные рассуждения, излагали свое мнение, оценивали результаты своей деятельности.

    Выбранная структура урока рациональна для реализации планируемых результатов. Оптимально подобрано время для каждого этапа урока. Была обеспечена логическая связь между ними. Основные формы обучения – фронтальная, групповая и индивидуальная.

    В ходе урока развивались навыки работы с различными источниками информации. Основной задачей на уроке являлось создание условий обучающимся для самостоятельной работы и помощь обучающимся при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулировала учебно-познавательную деятельность, занимала большую часть урока, что является высоким показателем урока. Для повышения интереса к уроку использовалась групповая форма организации работы, что повысило учебную и познавательную мотивацию у обучающихся. Такая форма работы значительно снизила уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходило взаимообучение.

    Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Электронное приложение к учебнику содержало весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.

    Цель и планируемые результаты урока были достигнуты. На уроке происходило формирование личностных качеств обучающихся, развивалось творческое мышление, закреплялись рациональные приемы учебной деятельности.

    Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности.

    Эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока, о чем свидетельствуют результаты рефлексии.

    Урок получился инновационным, интересным, познавательным. Результативность урока высокая, так как все обучающиеся работали; все обучающиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.

    Наша планета Земля

    Мы живем на одной планете, называется она — Земля! Тысячи лет человек дышит земным воздухом, вспахивает земли и питается их дарами, строит города, прокладывает торговые пути, объединяющие страны мира.

    Планета Земля позволяет нам многое: жить, эволюционировать и развиваться, решать межнациональные проблемы и объединяться в попытках защиты нашей общей планеты. Как устроена Земля по которой мы ходим, воздух которым дышим и природные ресурсы, которые делают нашу жизнь комфортной.

    Какие чудеса и секреты хранит голубая планета — Наша Земля!

    Строение и физика Земли

    Физическими процессами, проходящими в недрах и на поверхности Земли занимается целый комплекс наук, объединенных научным определением геофизика. В зависимости от характера области изучения геофизика включает в себя разделы: земной магнетизм, гравиметрия, сейсмология, геотермика, физика атмосферы и другие области науки.
    В раздел.

    Физические процессы Земли:

    Природные процессы на Земле:

    Смена времен года и суток на Земле:

    Объекты природы. Живая и неживая природа

    Объекты живой и неживой природы, находясь в тесной взаимосвязи друг с другом, составляют единую структуру окружающей среды, являются основными компонентами жизни на Земле.
    В раздел.

    Объекты живой и неживой природы:

    Объекты неживой природы необходимые для жизни на земле:

    Объекты живой природы необходимые для жизни на земле:

    Химические элементы в природе

    Из всех известных химических элементов на Земле обнаружено 88 таких элементов, при этом состав элементов Земной коры отличается от мантии и ядра Земли, которое состоит преимущественно из железа и никеля.

    Самые распространенные же элементы Земной оболочки это Кислород (49,4%), Кремний (25,8%), Алюминий (7,5%), Железо, Калий и другие химические элементы, встречаемые в природе Земли.
    В раздел.

    Погода и климат Земли

    Погоду формируют разнообразные процессы, происходящие в атмосфере Земли: атмосферные теплые и холодные фронты, циркуляция вихревых потоков, атмосферные осадки и другие явления.

    Разные участки Земного шара имеют отличающийся друг от друга климат, за счет неравномерности распределения тепла на поверхности Земли, различия в атмосферных осадках, географического расположения местности и других факторов.

    Для измерения и наблюдения погодных явлений используются различные наземные и метеорологические приборы, а также метеозонды в атмосфере и метеорологические спутники.
    В раздел.

    Природный ландшафт. Географические объекты Земли

    Земля имеет уникальный разнообразный рельеф поверхности земной коры, который представляет собой созданный природой ландшафт, структура которого состоит из основных компонентов, созданных без вмешательства человека: равнины, горы, пещеры, реки, озера, водопады, моря, ледники и другие географические компоненты.
    В раздел.

    Природа, растения и животные стран мира

    Наша планета Земля имеет уникальную природу и фауну, которая богата огромным растительным и животным миром. На поверхности Земли, в глубинах морей и океанов, на суше материков растут самые разные растения и проживают многочисленные виды насекомых, животных и птиц. В разных уголках планеты растительность и мир животных имеет отличия связанные с географическим, ландшафтным местоположением и климатом.
    В раздел.

    Экосистема. Виды и характеристика экосистем

    Экосистема это связь объектов живой и неживой природы, между которыми происходит тесная взаимосвязь, благодаря чему создаются условия, необходимые для развития и поддержания жизнедеятельности организмов на Земле.
    В раздел.

    Земля. Географические сведения:

    • Диаметр планеты: 12 765 км
    • Поверхность: 510,072 млн км?
    • Суша: 148,94 млн км? (29,1% всей поверхности Земли)
    • Вода: 361,132 млн км? (70,9% всей поверхности Земли)
    • Температура поверхности: средняя +12°C (Самая холодная точка в Антарктиде до -85°C; самая горячая точка в пустыне Сахара до +70°C)

    Планета Земля самая пригодная для существования жизни планета и единственная, из известных планет во Вселенной, где есть жизнь!

    КЛУБ ДРУЗЕЙ КНИГ

    БЛОГ Кишкуновой Людмилы Фёдоровны

    23 апреля 2020 г.

    «Моя планета — Земля»: книги для детей

    Кто такой Чевостик?

    Чевостик — маленький человечек, который вместе со своим дядей Кузей совершает удивительные путешествия в мир наук: физики, химии, астрономии, анатомии, геологии и других. Он рассказывает детям о великих географических открытиях, покорении космоса и волшебных химических превращениях.
    Для кого эта книга? Для дошкольников и младших школьников.

    Цитаты

    Глобус

    Тихий, но суровый

    Северный и Южный

    Богатое водой

    Круговорот

    Из чего состоит Земля

    Травина Ирина «Моя первая книга о планете Земля». РОСМЭН, 2011.

    В серии издательства «РОСМЭН» «Моя первая книга о…» планете Земля посвящен отдельный том, причем довольно серьезный: ребенку не только рассказывают о строении Земли, но и посвящают в тайны рождения планеты, указывают на место Земли в Солнечной системе, говорят о материках и частях света, о климатических зонах и природных явлениях. В книге почти сто страниц, и, хотя там много картинок, на первых порах юным читателям понадобится помощь родителей.

    Петровская Ольга «О планете Земля. Миллион почему». Азбукварик, 2011

    Издание «Азбукварика», например, рассчитано на детей от трех лет. И неважно, что ребенок еще не умеет читать: эта небольшая картонная книга со звуковым модулем отвечает на вопросы самостоятельно, маленькому читателю надо только нажимать на соответствующие кнопочки и внимательно слушать: какой океан самый глубокий? Что такое вулканы и почему они извергаются? Что находится внутри нашей планеты? Конечно, ответы будут очень простыми, но к чему сложничать при первом знакомстве. Интерактивность же превратит книгу в игрушку — а учиться играючи всегда приятно.

    Научно-познавательная энциклопедия, которая пополнит знания физической географии планеты Земля. Иллюстрации и фотографии, а также подробно описанные опыты и эксперименты помогут юным читателям уяснить для себя процессы, происходящие на нашей планете

    Живой мир. Энциклопедия /Лесли Колвин, Эмма Спиэр. Издательство: «Росмэн-Пресс»,2011.

    Прекрасно иллюстрированная энциклопедия содержит множество интересных фактов из жизни растений и животных. Особое внимание уделяется взаимодействию живых существ друг с другом и с бесконечно меняющимся миром природы. Для детей младшего школьного возраста .

    География. Энциклопедия /Кэрол Варли, Лайза Майлз. Издательство «Росмэн» , 2009.

    География — это наука, которая изучает поверхность Земли и людей, живущих на ней. Энциклопедия рассказывает о том, из чего состоит земля, как составляются карты, как ведутся наблюдения за погодой и чем, например, зоны муссонов отличаются от экваториальных зон. В издании много иллюстраций, карт, схем и диаграмм .

    Тайны живой природы/ Рик Моррис. Издательство: «Росмэн-Издат»,2000.

    Эта книга увлекательно, с интересными подробностями рассказывает о любопытных, удивительных и порой необъяснимых сторонах жизни природы. Книга прекрасно иллюстрирована. В ней излагаются редкие и мало известные факты из жизни растений и животных, обитающихна суше и в морских глубинах. Книга состоит из шести частей: Жизнь океана, Жизнь растений, Мир млекопитающих, Жизнь насекомых, Мир рептилий, Жизнь птиц.

    Томилин А. Голубая планета Земля. — Малыш, 1985.

    В книге показана история исследований и развитие представлений о происхождении нашей планеты, ее форме, размерах, тайнах строения, магнитном поле, земных электрических токах, о возрасте и вращении Земли. Рассказано о поисках месторождений полезных ископаемых и проведении инженерно-геологических работ, о влиянии деятельности человека на изменение облика планеты, об охране и использовании природных богадств.

Читайте так же:  Прокрутка на сайте как называется