Рамка на иконе как называется

Оформление иконы

Икона в переводе с греческого это «образ». Иконой обычно называют священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. Иконы могут быть живописными, вышитыми, сводчатыми, резными или лепными, но все они требуют достойного оформления.

В каждом доме икона занимает почетное место, ведь это не просто элемент декора или часть интерьера. Именно поэтому наши мастера и дизайнеры с особым трепетом относятся к оформлению икон.

Оформление вышитых икон

Икона созданная своими руками несет особую теплоту и значимость. Сегодня огромную популярность приобрели иконы вышитые бисером. Мастерицы вкладывают в создание такой иконы не только свой кропотливый труд и драгоценное время, но и всю душу и старания. Что накладывает особую ответственность на оформление таких работ. И способы оформления нужны особенные.

При натяжке вышивки ни одна бисеринка не должна скрываться под багет или паспарту, для чего рамку необходимо изготавливать с ювелирной точностью. В случае, если рамка изготавливается со стеклом без дополнительного углубления, необходимо учесть зазор между бисером и стеклом. Лик иконы не должен провисать, а должен быть разглажен и тщательно натянут, во многом это зависит от уровня мастерства и опыта мастера.

За долгое время роста популярности вышивания икон бисером наши специалисты получили большой опыт. Оформляя такие работы наши мастера особенно внимательны и аккуратны, мы с трепетом и любовью подходим к каждой Вашей работе. Благодаря чему количество наших постоянных Клиентов растет с каждым днем.

Рамка для иконы

Подбирая рамку для Вашей иконы, следует знать, что в оформлении икон существуют некоторые каноны. Так, например, стекло не должно касаться лика иконы. Для решения этой задачи мы предусмотрели несколько вариантов.
Наиболее простой вариант – это изготовление двойной рамы. В этом случае стекло устанавливается между основным и дополнительным багетом. Этот способ также является отличным декоративным приемом, что позволяет добиться более интересных и эксклюзивных результатов оформления.

Другим вариантом является изготовление глубокой рамы – дополнительной коробочки, на дно которой и устанавливается икона. Такой способ наиболее близок к старинному оформлению икон в киот. По Вашему желанию мы можем оставить возможность извлечения иконы из рамы, сделав дверцу, что превратит Вашу раму в настоящий киот.

При необходимости мы можем объединить несколько принесенных Вами икон в единую композицию, сделав полноценный сводчатый алтарь.

Багет для иконы

К каждой конкретной иконе, как и к любому другому произведению, следует подходить индивидуально. Но, как правило, для оформления икон принято использовать деревянный багет классического профиля с декоративной лепниной в золотых тонах. Такой багет подчеркнет особое значение изображения и достойно дополнит оклад.
Для более экономичных вариантов в нашем ассортименте есть пластиковый багет с имитацией под дерево. В нашем ассортименте Вы найдете множество вариантов багета для оформления икон. А наши дизайнеры помогут определиться с выбором и посоветуют оптимальное решение.

Рамка на иконе как называется

769

У каждого настоящего православного христианина в доме есть несколько икон, на которых может быть изображен лик Спасителя или кого-либо из святых. В большинстве случаев человек смотрит на образ, а не на то, в какую рамку он помещен. Мало кто из тех людей, которые не посещают храм, знают, как называется такая рамка и в чем ее особенность. Если зайти на сайт интернет-магазина «Аксиос», то тут можно не только больше получить информации о таких обрамлениях для икон, но и заказать их.

Как и многая утварь, которая сегодня продается для храма и для дома, такие обрамления для икон носят греческое название — киоты. Уже не одно столетие иконы вставляются в такие рамки. На славянские земли этот обычай пришел из Византии. Осталось и то название обрамлений образов, которое использовалось в Византийской империи. Раньше киоты изготовлялись только вручную, поэтому приобрести их было не так то и просто. И все дело было как раз в том, что стоили они очень дорого.

Вырезаются такие киоты из дерева. И это не простая рамка для фотографий, потому что под каждую икону надо правильно подобрать узор на ее обрамлении. Киоты впоследствии золотятся или покрываются серебром. Надо знать, для какого образа больше подходит позолота, а какой лик должен быть окружен серебром. Если самостоятельно этот вопрос затруднительно решить, то необходимо обратиться к священнику. Приобрести киоты для икон можно не только в церковной лавке, но есть возможность заказать их в интернет-магазине «Аксиос». Здесь же можно вначале проконсультироваться, какие обрамления для образов лучше заказать.

Следует знать, что вначале надо покупать икону, а потом уже и киот к ней. Но в этом интернет-магазине есть возможность приобрести сразу комплект, поэтому подбирать потом ничего не надо. Исключение составляют только те случаи, когда человеку по наследству достался киот. Это также священная вещь и выбрасывать ее ни в коем случае нельзя. Поэтому под такое обрамление надо отдельно подбирать икону. Это будет сделать намного сложнее, поэтому надо обратиться в церковную лавку, чтобы там помогли подобрать образ.

Необходимо помнить еще об одном очень важном нюансе: куда пойдут деньги за купленный киот? Если его купить в церковной лавке или заказать в православном интернет-магазине, то деньги пойдут на благое дело: на реставрацию или строительство новых храмов, на создание новой церковной утвари и т.д. А если покупать такие обрамления для икон в простой торговой точке, то деньги пойдут неизвестно куда. Не следует забывать и того, что как сами иконы, также и киоты к ним обязательно должны быть освящены.

Сберечь бабушкину икону

Икона в аварийном состоянии

Если вы хотите сохранить старинную икону, необходимо соблюдать несколько несложных правил. В музеях иконы хранятся при температуре воздуха 18-20 градусов Цельсия и влажности 58-60%, кроме того, в помещениях специальная система вентиляции, не допускающая сквозняков. В домашних условиях соблюдать эти параметры очень сложно, но вполне можно создать приемлемые условия, в которых икона не будет разрушаться.

В помещении, где размещаются иконы, не должно быть резких перепадов температуры и влажности. Поэтому рукописные иконы, как старые, так и новые, ни в коем случае нельзя помещать на кухне, где образуется пар, повышается температура, часто приходится проветривать, открывая форточку; кроме того в многоэтажных домах именно кухни «затапливаются» соседями сверху. На первый взгляд, изменения, вызванные нестабильным климатом не заметны, так как происходят очень медленно, год за годом: рассыхается доска, лопается паволока (ткань, наклеенная на доску), а вместе с ней и левкас (слой из мела и клея, на котором пишут красками). Так образуются трещины и осыпается красочный слой. Излишняя влажность ведет к поражению иконы плесенью и грибком. Наши предки прекрасно знали, как сохранить иконы, поэтому всегда помещали их в углу, противоположном печному. На кухне же можно разместить иконы, выполненные печатным способом.

Итак, лучшее место для иконы в доме — комната. Где же поместить икону в комнате? Необходимо выбрать место, где перепады температуры и влажности минимальны, следовательно, стены, на которых расположены отопительные системы (трубы и батареи), не подходят. Также не годятся углы, расположенные рядом с окнами: сквозняки разрушают иконы. Не страшно, если подходящая для икон стена не будет восточной: лучше сохранить святыню на северной стене, чем дать ей рассыпаться за пару лет в восточном углу рядом с батареей. К тому же, традиция ориентировать алтарь храма на Восток возникла не сразу, например, во многих раннехристианских храмах алтарь располагался в западной части. Возможно, чтобы освободить наилучшее место, придется передвинуть комод, перевесить полки. Главное — определить, что важнее: сохранение иконы для будущих поколений или сохранение уютного интерьера, на создание которого, возможно, было потрачено немало сил и средств.

Читайте так же:  Медиана интересные факты

Рукописную икону следует хранить в киоте. В крупных городах есть мастерские, специализирующиеся на изготовлении такой церковной утвари, но киот можно заказать в любой столярной мастерской или даже сделать самостоятельно. Важно знать, что киот не должен быть идеально герметичным, в нем должны быть необходимые для циркуляции воздуха мелкие щелки, которые не следует чем-либо замазывать. Важно, чтобы все деревянные поверхности внутри и снаружи киота были обработаны лаком или масляной краской. Поверхность живописи не должна прикасаться к стеклу. Если икона находится в старом киоте, не спешите его менять. Крепкий, добротный киот можно сохранить, достаточно будет просто, аккуратно вынув икону, удалить пыль и мелкий мусор, который мог скопиться внутри, и протереть стекло.

Старые иконы обычно нуждаются в реставрации. Поэтому следует показать их специалисту-реставратору. Только он может оценить сохранность иконы и предложить необходимые реставрационные мероприятия. Ни в коем случае не следует пытаться «восстановить» или «почистить» икону самостоятельно — это, скорее всего, приведет к ее уничтожению. Не надо доверять никаким советам из журналов, где между рецептом салата и рекламой шампуня вполне могут разместить заметку о «быстром и безопасном способе поновить икону». Ни один специалист никогда не станет давать подобные советы. Ведь чтобы выбрать способ реставрации, нужно учитывать множество факторов: состав левкаса (он может быть совершенно разным), ткань паволоки, состав красок (масляные или темперные) и так далее. Выяснить все это может только специалист, проведя ряд исследований, в том числе и лабораторных. Метод, который спасет одну икону, может погубить другую. Разумеется, нет никаких «общих» способов, позволяющих дилетанту как-либо «подклеить» и «почистить» икону.

Конечно, поиск реставратора — задача не из легких даже в крупном городе. Не следует доверять первому же объявлению в газете. Можно для начала спросить в приходском храме: кто-либо из прихожан или духовенства, возможно, подскажет дальнейшее направление поиска. Если вы нашли специалиста, вполне допустимо поинтересоваться его образованием, опытом работы, посмотреть фотографии (серьезный реставратор проводит фотофиксацию работ). По окончании реставрации надо получить хотя бы краткий письменный отчет о проделанной работе, это поможет следующим поколениям реставраторов, которые будут работать с иконой. Если в вашем городе или поселке специалиста-реставратора нет, не отчаивайтесь: возможно, со временем удастся его найти через знакомых в других городах. Иконы писались на века, и, при условии грамотного хранения, как правило, могут «дождаться» своего реставратора.

Из-за плохой сохранности некоторые иконы не могут выполнять свою богослужебную функцию. Если икона пришла в аварийное состояние: распалась на несколько фрагментов, треснула, красочный слой осыпается или на нем появились вздутия, хранить ее следует с особенными предосторожностями. Такую икону надо очень аккуратно завернуть в кальку и положить лицевой стороной вверх в коробку из плотного картона. Не следует заворачивать икону в ткань. Чтобы икона не двигалась внутри коробки, можно пространство между боковыми стенками коробки и торцами иконы заполнить мятой калькой. Между лицевой поверхностью иконы и крышкой коробки должен оставаться зазор. Осыпавшиеся фрагменты красочного слоя следует сложить в небольшой коробок и хранить вместе с иконой — при реставрации их приклеят на место.

Окислившийся оклад

Часто иконы имеют оклад — металлическую рельефную пластину, закрывающую всю поверхность, кроме ликов и кистей рук. Не стоит снимать оклад — под ним может не оказаться изображения. Многие иконы в XIX веке изначально писались так: красками изображались только лики и кисти рук, а остальное изображение делалось на окладе. Не надо также самостоятельно чистить оклад, для этого его должен снять с иконы специалист. Оклады крепились гвоздиками, которые, заржавев, так «срастаются» с доской, что их нельзя вытащить без ущерба для иконы. По этой же причине не надо вынимать крепежных элементов с тыльной стороны иконы. Часто у икон, хранившихся при повышенной влажности, оклады покрываются зелеными окислами — так окисляется медь и другие металлы. Важно знать, что такой оклад обязательно должен очистить специалист, так как соли меди, входящей в сплавы, ядовиты. Икону с таким окладом лучше поместить в киот или упаковать в коробку до реставрации. Иногда оклад приходит в такое ветхое состояние, что не подлежит восстановлению.

Многие иконы имеют дополнительные скрепляющие элементы — шпонки, узкие дощечки, врезанные в тыльную сторону или в торцы. Доски старых икон часто выгибаются (в реставрации это называется «короблением основы») и шпонки выпадают из пазов. Не надо пытаться как-то закрепить, приклеить, выпавшую шпонку. Доски, из которых состоит икона, склеены между собой по стыкам, поэтому икона может сохраняться без шпонок. Если же доски, составляющие основу, покоробились и «разошлись», то есть между ними есть сквозные трещины, то выпавшая шпонка уже не поможет. Эта икона уже считается «аварийной» и ее необходимо до реставрации хранить в горизонтальном положении в киоте или в коробке.

Тыльная сторона иконы с выпавшей шпонкой

Часто доски старых икон имеют маленькие отверстия — это ходы, проделанные жучком-древоточцем. Как правило, это старые летные отверстия: жуки проели их, выбираясь из доски, и улетели задолго до того, как икона оказалась в городской квартире. Если икона попала к вам недавно или вы живете за городом, то следует понаблюдать, не появляется ли новых отверстий. Их можно отличить по свежему цвету дерева по краям отверстия. В случае обнаружения новых ходов икону следует «изолировать»: завернув в кальку, упаковать в коробку и срочно искать реставратора, который знает как бороться с этой напастью.

Оставленные жуком-древоточцем ходы и отверстия

Жуки, из года в год поедающие древесину, делают ее хрупкой, ломкой, похожей по структуре на пористый шоколад, что очень быстро ведет к полному разрушению иконы. Во избежание заражения жучком-древоточцем не следует вносить в дом старую деревянную мебель и утварь, предварительно тщательно не осмотрев ее.

Не нужно хранить на иконной полке или, тем более, внутри киотов просфоры, сосуды с маслом, вербные веточки и тому подобное. Для этого следует выделить отдельную полочку. Не надо проветривать комнату, где хранятся иконы, в дождливую или туманную погоду — это вызывает в помещении резкий перепад влажности. И уж конечно, не стоит гладить белье или устанавливать обогреватель в той части комнаты, где размещены иконы.

И наконец, если вы хотите сами преподнести в дар кому-либо старинную икону, то лучше предварительно изготовить киот и, если это возможно, провести реставрацию.

Соблюдая нехитрые условия хранения, вы сможете передать икону детям и внукам. Многие поколения смогут молиться перед святыней, сохраненной в том числе и вашими трудами.

Киоты

Все мы глядя на образ кого-либо из святых, изображенных на иконах, замечаем в первую очередь именно этот образ, а на все остальное обращаем значительно меньше внимания. Для нас само собой разумеется, что икона должна быть в соответствующем оформлении, и мало кто знает, как называется рамка в которую вставлена икона. Правильное название таких рам — киоты, и стоит отметить, что иконы с давних пор оформляются в них. Купить киоты для икон раньше было значительно сложнее и дороже, чем сегодня. Поэтому киоты для икон ручной работы особо ценились во все времена.

Сегодня киоты для икон купить недорого можно как в церкви, так и через интернет магазин, главное при этом правильно подобрать размер и узор из имеющихся в продаже киотов. Внимательно относитесь к выбору, ведь вы приобретаете не рамки для фотографий, а освященные вещи, которые призваны быть не только красивым оформлением и дополнением икон, но и усиливать то благоприятное впечатление, которое сама по себе производит икона.

Прежде, чем заказать киоты для икон, необходимо решить, для какой именно иконы они предназначены. Не нужно сначала покупать киоты в Москве или где-либо еще, а затем подбирать под них иконы. Другое дело, если у вас уже имеются киоты, оставшиеся по наследству или еще каким-либо образом попавшие к вам.

Собираясь купить киоты, особое внимание обратите на материал, из которого они выполнены. Традиционным материалом считается древесина, но какому именно материалу отдать предпочтение — решать только вам. Здесь важно другое — продажа киотов ведется не только в церквях, но в простых торговых точках, и многие приобретают киоты в таких местах. Забывая при этом, что тем самым они пополняют не церковную кассу, средства из которой идут на благие цели, а карман торгашей.

Купить хорошие и освященные киоты для икон вы можете и у нас, главное придерживайтесь вышеназванных правил. Также в каталоге есть кронштейны для лампад и многое другое.

Кио?т, киво?т, кио?ть (от греч. ??????? — ящик, ковчег) — небольшой застекленный ящичек или специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы.

Изготовление икон под заказ

Иконы сопровождают верующего человека в течение всей жизни. Икона – священный предмет, изображающий Господа, Пресвятую Богородицу, святого. По учению святых отцов, почитая иконы, мы поклоняемся не вещественному составу образа — доске и краскам, а Первообразу, на ней изображенному.

Икона – лучший подарок

Дарить икону на церковные праздники или к памятным датам – добрая, освященная временем традиция.

Дарить иконы уместно к таким событиям, как:

  • венчание;
  • день крестин;
  • день Ангела или день рождения;
  • Пасха;
  • Рождество Христово;
  • другие церковные праздники;
  • значимый для человека юбилей.
  • Особенно ценным подарком считается рукописная икона, написанная на заказ для близкого вам человека. Заказать икону в Москве несложно, но такие иконы дороги и требуют много времени для написания.

    Заказ именной иконы на нашем иконном производстве

    Мы предлагаем решение! Иконное производство «Символик» изготавливает на заказ иконы любого размера, от миниатюрных домашних до крупномерных храмовых образов. Наши образы внешне ничем не отличаются от рукописных: технология производства точно передает колорит и пропорции оригинала. Иконы на золотом фоне имеют двухслойное лаковое покрытие; по желанию заказчика икона без золотого фона может быть покрыта лаком.

    У нас вы можете заказать икону, цены приведены ниже в таблице. На оптовые заказы мы предлагаем внушительные скидки. Перед тем как заказать именную икону, убедитесь, что нужный вам образ не продается в нашем православном интернет-магазине и не поддерживается в наличии.

    Преимущества заказа икон у нас:

    1. Натуральная основа иконы. Все наши изделия изготавливаются на липовой доске.
    2. Технология прямой печати на дереве и УФ-краски высокого качества позволяют создавать изображения, не выцветающие годами! Точность передачи цвета проверена экспертами.
    3. Изготавливаем от 1 иконы! Наша мастерская изготовит для вас любую икону размером от 14×19 см до 150х160 см. У нас есть опыт изготовления икон для крестных ходов и в иконостас. На оптовые заказы действуют большие скидки.

    Все помещения иконного производства освящены.

    Приглашаем вас заказать у нас домашний иконостас в едином стиле.

    Иконы на заказ

    Наше иконное производство изготавливает следующие виды икон:

  • храмовые иконы;
  • иконы для крестных ходов;
  • венчальные образы;
  • именные иконы;
  • мерные (ростовые) иконы;
  • складни.
  • Купить именную икону вы можете в любой церковной лавке. Но лучше заказать ее у нас: наши специалисты изготовят образ в соответствии с вашими пожеланиями. Редкие образы сложно найти в магазинах, поэтому именная икона в Москве – это сфера ответственности «Символик».

    Оформить заказ можно через наш сайт либо при посещении магазинов, которые находятся в Москве и регионах:

  • г. Москва, гостиница «Севастополь», ул. Большая Юшуньская, дом 1-а, корпус 4, комната 902;
  • г. Санкт-Петербург, Курятная линия, павильон 2;
  • г. Санкт-Петербург, ул. Камская, д. 7-9;
  • г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной армии, д. 4а.
  • Пояснения для заказчиков

    Мы изготавливаем иконы разных размеров. Для того чтобы основа иконы сохраняла прочность и не подверглась короблению, в нее с оборотной стороны вставляются шпонки – поперечные деревянные планки. Икона, усиленная шпонками, долговечнее, но ее будет сложно повесить на стену на стандартное крепление. Такие иконы удобно помещать в киот и вешать на стену в киоте. (Шпонки мы используем только для больших икон, от размера 30х40см и более).

    Мы также изготавливаем иконы с ковчегом и без него. Ковчег – это углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски. Соответственно, выступающие края по периметру иконы называются полями. Иконы с ковчегом изготавливаются в подражание старинным образам Византии и Древней Руси.

    У нас вы можете заказать икону с золочением. Золотой фон символизирует Божественный Свет. Золочение придает образу глубину, делает колорит более насыщенным. Для золочения иконной доски мы используем краску на основе оксида титана. Выполненные по этой технологии изделия не так дороги, как иконы на сусальном золоте или потали. После нанесения красочного слоя готовая икона покрывается двумя слоями лака.

    Цена на иконы

Размер От 1 штуки От 3 штук
19х14см 2500 руб. 900 руб.
19х14см со шпонкой 3200 руб. 1200 руб.
19х14см с ковчегом 3800 руб. 1400 руб.
20х30см 4500 руб. 2100 руб.
30х40см со шпонкой 7800 руб. 4500 руб.
Икона мерная 10500 руб.
Полноцветная печать, на «золоте»
19х14см 4500 руб. 1700 руб.
19х14см с ковчегом 5200 руб. 2200 руб.
20х30см 6800 руб. 2900 руб.
30х40см со шпонкой 10800 руб. 5500 руб.
Икона мерная на «золоте» 13500 руб.

Возможны любые размеры!
Если лик есть у нас в базе готовых макетов, то будет большая скидка с этих цен.

Иконостасы для храмов

Делаем иконостасы для храмов под требуемые размеры на заказ. Используем технологию печати по МДФ или по дереву.

Располагаем базой икон, позволяющей создавать индивидуальный дизайн.

Цена 1м2 на МДФ толщиной 6 мм – 6 360 руб.,

Икона на бумаге

Иконка на бумаге, иконка на странице газеты или журнала, иконка на обложке блокнота, полный иконных изображений календарь. Все это видели. Это привычно и неудивительно. Но возникает вопрос: насколько это нормально? В этом огромном потоке священных изображений, запечатленных на материале легковесном и недолговечном, нет ли чего-то опасного, оскорбительного для святыни? Вопрос может показаться странным, но тем не менее.

Вот цитата из догмата Седьмого Вселенского Собора. Устанавливая связь между образом и Первообразом, Собор затем велит «полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества».

Давайте посмотрим внимательно на перечень мест, достойных для помещения святых изображений. Это стены церквей, священные сосуды, одежды, доски, дома. По материалам это дерево, ткани облачений, оштукатуренный камень и т.п. И если в начале, начиная разговор о современном обилии иконных изображений на бумаге, было отмечено, что материал этот – бумага — легковесный и недолговечный, то материалы упомянутые в тексте догмата тверды, тяжелы и рассчитаны на очень долгий срок служения.

Это может показаться мелочью, но вряд ли это так. Можно попробовать представить, как отнесся бы наш благочестивый предок, тем более святой отец, к необходимости напоминать мелким шрифтом в конце газетного листа: «Газета содержит священные изображения. Просьба не использовать ее в бытовых нуждах». Действительно, газету с иконными ликами может кто-то использовать как оберточный материал, ее просто могут выкинуть, и ветер будет трепать ее у ног прохожих. Да и просто лежащие кипами в типографиях и издательствах газеты с иконами вызвали бы у отцов культурный шок.

Это раньше иконоборец должен был яростно отнимать образ, колоть его копьем, жечь, бить на куски. Сегодня иконоборцем человека может сделать простая невнимательность или халатность. Возьмите хотя бы календарики с ликами. Год прошел, куда девать календари? Засовывать в отделение кошелька? Кстати, известная практика. Священникам на приходах регулярно приходится устраивать странное аутодафе из вышедших из пользования календарей, газет и журналов, и это не может не печалить и не настораживать одновременно.

Именно из страха прогневать Бога, оскорбить Богоматерь или святого, люди нередко вырезают святые изображения из самых разных изданий, и это рождает еще одну странность. А именно – этих разномастных, маленьких иконок становится до абсурда много. Количество икон не должно стремиться к бесконечности. Иногда довольно одного молельного образа, как в келье у святого Серафима, который притягивал бы взор и не давал развлечься. Может быть их и больше. Но так, чтобы иконы висели приклеенными и наколотыми, лежали и пылились повсюду, так быть однозначно не должно. Это не рождает благоговения. Это рождает смущение.

Не все здесь зависит от нас. Икону сегодня можно встретить и в виде наклейки на винной бутылке. Причем самого заурядного или даже гадкого вина, категорически не годного к Литургии. И мы устанем судиться с производителем, если захотим прекратить это, по сути, кощунство. Могут быть и иные прецеденты, от Церкви и христиан напрямую не зависящие. Оставим это до времени. И вернемся к себе, к тому, что от нас зависит.

Увеличение количества всегда угрожает потерей качества. Вырвав написание икон из рук иконописцев, превратив само «написание» в производство, т.е. в штамповку и перепоручив штамповку машинам, мы получаем некую новую реальность, прямо относящуюся к Седьмому Вселенскому Собору. Икона, превратившись в маленькую, изготовленную на типографской машине из материала легковесного и недолговечного, не обличает ли веру нашу, веру современного человека? Может это некое указание на то, что сама вера наша становится утилитарной (помещающейся в кошелек), легковесной, не способной пережить века? Все-таки фрески Рублева смотрят на нас до сих пор, а вот отжившие свой срок календари со святыми ликами ежегодно сжигаются за ненадобностью.

Есть в этом что-то соответствующее эпохе, что-то современное и страшное.

Что такое иконы с клеймами?

Икона часто называется застывшим Евангелием и в этом есть канонический элемент. С самого начала изображения в православной традиции создавались для того, чтобы запечатлевать основные постулаты веры и описания жития самых значимых представителей веры. Для этого часто используются иконы с клеймами — это иконы, которые имеют нечто наподобие рамки около основного изображения. В этой рамке в свою очередь изображаются небольшие сюжеты в определенной последовательности. Таким образом рассказывается некая история.

Основное про иконы с клеймами

По сути, икона с клеймами представляет собой изображение с комментариями. Характерным примером является святой и его житие, то есть в центре изображения располагается сам святой, а по периметру последовательные сюжеты его жития, различные подвиги и подобное.

Таким образом, на одном изображении передается существенное количество сведений, запечатлеваются самые основные факты.

Иногда клеймо на иконе может иметь пояснительную надпись, но такие детали встречаются не часто. По большей части речь идет просто о каноническом иконописном изображении.

Символически подобная икона со святым прославляет подвижника, указывает верующим на его самые высокие духовные достижения и подвиги. Клеймо представляет собой своеобразный венок славы, который как бы венчает самого подвижника. Молитва и созерцания такого образа может приносить существенную духовную пользу.

Такое описание дает понять в целом, что из себя представляют иконы с клеймами. Есть различные варианты таких икон.

Варианты икон

Популярным вариантом является икона Воскресение Господне, которая включает в себя 12 клейм, равных соответственно двунадесятым праздникам, которые описывают житие Богородицы и Христа. Само Воскресение не является частью этих главных календарных церковных праздников, но представляет собой, безусловно, квинтэссенцию всей веры и всего земного пути Христа. Поэтому такой вариант обладает невероятной художественной выразительностью и гармоничной завершенностью.

Как другой пример следует привести икону Святой Троицы в Бытии, где используется 22 клеймы, на которых в свою очередь изображается основное из книги Бытия. Перед зрителем предстает вся история Ветхого Завета, которая включает в себя базовые эпизоды:

  • сотворение мира;
  • падшие ангелы;
  • сотворение человека;
  • изгнание из рая;
  • всемирный потоп;
  • Вавилонская башня;
  • получение Моисеем заповедей.
  • Соответственно, иконы с клеймами — это практически всегда какой-то рассказ, сжатый до масштаба одного изображения. Чаще всего рассказ ведется о различных библейских событиях или житие святых, но могут быть и более интересные варианты.

    К примеру, может быть изображен рассказ о самой иконе, такой тип называется сказание. Если взять подобную икону Владимирской Божией Матери, то там клеймы изображают сюжеты о том какие чудеса творились с использованием этой иконы, как икона помогала людям. Целью подобного набора является дополнительное прославление самой иконы, использование возможности подчеркнуть ценность данного образа.

    Чтение иконы с клеймами

    Для того чтобы верно воспринять изображение следует использовать хронологическую последовательность, то есть читать сюжеты в верном порядке. Начинают читать сверху, а строчки читают слева направо.

    Если вы знаете, что такое иконы с клеймами, то легко поймете, как читать изображение.

    Начало отсчитывается, как правило, от левой верхней части и далее следуют направо, далее по краю изображения и снова оказываются там, где начинали.

    Благодаря крупному размеру даже небольшие изображения по бокам легко рассмотреть.

    Порядок чтения может отличаться в зависимости от возраста самого изображения, так как на протяжении развития иконописи менялся порядок расположения клейм. Существовали разные варианты чтения: по рядам, по столбцам и смешанные. Поэтому целесообразно предварительно узнать подробнее об изображаемом святом или празднике для того чтобы точнее ориентироваться.

    Как правило, многое может дать понять нижняя часть иконы. На житийных иконах чаще всего именно снизу располагаются сцены успения и погребения святого. Исходя из этого, становится понятным как читать изображение.