Творчество глинки интересные факты

Творчество глинки интересные факты

Михаил Иванович Глинка

Если русская наука началась с Михаила Ломоносова, поэзия – с Александра Пушкина, то русская музыка – с Михаила Глинки. Именно его творчество стало отправной точкой и примером для всех последующих русских композиторов. Михаил Иванович Глинка – для нашей отечественной музыкальной культуры это не только выдающаяся, но весьма значимая творческая личность, так как, основываясь на традициях народного искусства и опираясь на достижения европейской музыки, он завершил формирование русской композиторской школы. Глинка, ставший первым в России композитором-классиком, оставил немногочисленное, но впечатляющее творческое наследие. В своих проникнутых патриотизмом прекрасных произведениях, маэстро так воспевал торжество добра и справедливости, что ими и в нынешнее время не перестают восхищаться и открывать в них всё новые совершенства.

Краткую биографию Михаила Ивановича Глинки и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография

Ранним утром 20 мая 1804 года по семейному преданию под трели соловья появился на свет Михаил Иванович Глинка. Малой его родиной стало родительское имение в селе Новоспасское на смоленщине. Там он получил и свои первые музыкальные впечатления, и начальное образование – петербургская гувернантка учила его игре на фортепиано, скрипке и итальянским песням. Согласно биографии Глинки в 1817 году юный Миша поступает в столичный Благородный пансион, где его наставником становится В. Кюхельбекер. Именно там он познакомился с А.С. Пушкиным, часто навещавшим своего младшего брата. Они поддерживали добрые отношения вплоть до кончины поэта. В Санкт-Петербурге Михаил Иванович стал с еще большим усердием заниматься музыкой. Однако по настоянию отца, окончив пансион, он поступил на государственную службу.

С 1828 года Глинка всецело посвятил себя композиторской деятельности. В 1830-33 годах во время путешествия по Европе он знакомится со своими великими современниками — Беллини, Доницетти и Мендельсоном , изучает в Берлине теорию музыки, значительно расширяя композиторскую деятельность. В 1835 году Глинка в церкви Инженерного замка венчается с юной Марией Петровной Ивановой. Это был стремительный роман, случайное знакомство молодых произошло всего полугодом ранее в доме родственников. А уже на следующий год состоялась премьера его дебютной оперы « Жизнь за царя », после которой ему была предложена должность в Императорской придворной капелле.

В творчестве его стали сопровождать успех и признание, но семейная жизнь не удалась. Всего через несколько лет после женитьбы в его жизни появилась другая женщина – Екатерина Керн. По иронии судьбы дочь пушкинской музы Анны Керн стала музой композитора. Глинка покинул жену, а несколько лет спустя начал бракоразводный процесс. Мария Глинка также не испытывала сердечной привязанности к супругу и, будучи еще замужем, тайно обвенчалась с другим. Развод затянулся на несколько лет, в течение которых закончились и отношения с Керн. Больше Михаил Иванович в брак не вступал, детей у него также не было.

После провала « Руслана и Людмилы » музыкант отдалился от российской общественной жизни и стал много путешествовать, живя в Испании, Франции, Польше, Германии. В свои редкие наезды в Санкт-Петербург – преподавал вокал оперным певцам. На закате жизни написал автобиографические «Записки». Умер он скоропостижно 15 февраля 1857 года от воспаления легких через несколько дней после берлинского исполнения отрывков «Жизни за царя». Три месяца спустя стараниями сестры его прах был перевезен в Санкт-Петербург.

Интересные факты

  • М.И. Глинку принято считать отцом русской оперы. Отчасти это так – именно он стал родоначальником национального направления в мировом оперном искусстве, создал приемы типично русского оперного пения. Но говорить о том, что «Жизнь за царя» — первая российская опера, было бы неверно. История сохранила немного свидетельств о жизни и творчестве придворного композитора Екатерины II В.А. Пашкевича, но известны его комические оперы, шедшие на столичных сценах в последней трети 18 века: «Несчастье от кареты», «Скупой» и другие. Две оперы были им написаны на либретто самой императрицы. Три оперы для российского двора создал Д.С. Бортнянский (1786-1787 гг.). Е.И. Фомин в конце 18 века написал несколько опер, в том числе, по либретто Екатерины II и И.А. Крылова. Оперы и оперы-водевили выходили и из-под пера московского композитора А.Н. Верстовского.
  • Опера К. Кавоса «Иван Сусанин» в течение 20 лет шла в театрах наравне с «Жизнью за царя». После революции шедевр Глинки был предан забвению, но в 1939 году, на волне предвоенных настроений, опера вновь вошла в репертуары крупнейших театров страны. Из идеологических соображений либретто было коренным образом переработано, а само произведение получило имя канувшего в лету предшественника – «Иван Сусанин». В первоначальном варианте опера вновь увидела сцену только в 1989 году.
  • Роль Сусанина стала поворотной точкой в карьере Ф.И. Шаляпина. 22-летним юношей он исполнил арию Сусанина на прослушивании в Мариинском театре. Уже на следующий день, 1 февраля 1895 года, певец был зачислен в труппу.
  • «Руслан и Людмила» — опера, сломавшая представления о традиционных вокальных голосах. Так, партия юного витязя Руслана написана не для героического тенора, как требовала бы итальянская оперная модель, а для баса или низкого баритона. Теноровые партии представлены добрым волшебником Финном и сказителем Баяном. Людмила – партия для колоратурного сопрано, в то время как Горислава – для лирического. Поразительно то, что роль князя Ратмира – женская, его поет контральто. Ведьма Наина – комическое меццо-сопрано, а ее протеже Фарлаф – бас-буффо. Героическим басом, которому в «Жизни за царя» отдана роль Сусанина, поет отец Людмилы, князь Светозар.
  • По одной из версий, единственной причиной негативной критики в адрес «Руслана и Людмилы» явился демонстративный уход Николая I с премьеры – официальным изданиям надо было оправдать этот факт некими недостатками творческой части оперы. Возможно, что поступок императора объясняется слишком явными аллюзии на реальные события, приведшие к дуэли А.С. Пушкина, в частности, подозрения о связи его супруги с Николаем.
  • Партия Ивана Сусанина положила начало серии великих басовых ролей русского оперного репертуара, включающей такие мощные фигуры, как Борис Годунов, Досифей и Иван Хованский, Князь Галицкий и Хан Кончак, Иван Грозный и Князь Юрий Всеволодович. Эти роли были исполнены поистине выдающимися певцами. О.А. Петров – первый Сусанин и Руслана, а через тридцать лет – и Варлаам в «Борисе Годунове». Его уникальный голос директор петербургского императорского театра случайно услышал на ярмарке в Курске. Следующее поколение басов представлял Ф.И. Стравинский, отец знаменитого композитора, служивший в Мариинском театре. Затем – Ф.И. Шаляпин, начавший карьеру в частной опере С. Мамонтова и выросший в мировую оперную звезду. В советское время в этих партиях блистали М.О. Рейзен, Е.Е. Нестеренко, А.Ф. Ведерников, Б.Т. Штоколов.
  • Сам Михаил Иванович имел красивый голос, высокий тенор, и исполнял свои романсы под рояль.
  • «Записки» М.И. Глинки стали первыми композиторскими мемуарами.

  • Композитор, выглядящий внушительно на монументальных памятниках, на самом деле был маленького роста, отчего ходил, вскинув голову, чтобы казаться выше.
  • В течение жизни Глинка страдал различными недугами. Отчасти они были обусловлены бабушкиным воспитанием в ранние годы, когда его изрядно кутали и многие месяцы не выпускали на улицу. Отчасти – тем, что родители приходились друг другу троюродными братом и сестрой, и все мальчики в семье отличались слабым здоровьем. Описаниям собственных болезней и их лечения отведено немалое место в его «Записках».
  • У музыканта было 10 младших братьев и сестер, но его пережили только трое — сестры Мария, Людмила и Ольга.
  • Глинка признавал, что мужскому обществу предпочитает женское, поскольку дамам нравились его музыкальные таланты. Он был влюбчивым и увлекающимся. Мать даже опасалась отпускать его в Испанию, из-за горячих нравов местных ревнивых мужей.
  • Супругу композитора долгое время принято было представлять как недалекую женщину, не понимавшую в музыке и любившую только светские развлечения. Соответствовал ли такой образ действительности? Мария Петровна была женщиной практического склада, чем, вероятно, не оправдала романтических ожиданий своего мужа. Кроме того, на момент свадьбы ей было всего 17 лет (Глинке – 30), она только вступила в период выходов в общество, балов и праздников. Стоит ли ее наказывать за то, что она была увлечена нарядами и своей красотой более чем творческими прожектами мужа?
  • Вторая любовь Глинки Екатерина Керн была полной противоположностью его жене – некрасивая, бледная, но тонко чувствующая, понимающая искусство интеллектуалка. Вероятно, именно в ней композитор увидел те черты, которые тщетно пытался найти в Марии Петровне.
  • Карл Брюллов нарисовал немало карикатур на Глинку, которые задевали композиторское самолюбие.
  • Из биографии Глинки мы знаем, что композитор был настолько привязан к матери Евгении Андреевне, что в течение жизни писал ей каждую неделю. После прочтения известия о ее кончине, у него отнялась рука. Он не был ни на ее похоронах, ни на могиле, поскольку считал, что без матери поездки в Новоспасское потеряли всякий смысл.
  • Композитор, создавший оперу о борьбе с польскими захватчиками, имеет польские корни. Его предки осели под Смоленском, когда тот принадлежал Речи Посполитой. После возвращения земель под власть Российского государства, многие поляки приняли православие и присягнули царю, чтобы остаться жить на своей земле.
  • Михаил Иванович очень любил певчих птиц и держал около 20 у себя дома, где для них была отведена целая комната.
  • «Патриотическую песню» Глинка написал в надежде, что она станет новым российским гимном. Так и случилось, но не в 1833, когда выбрали «Боже, Царя храни!» А.Ф. Львова, а в 1991 году. За 9 лет, пока «Патриотическая песня» была национальным символом, к ней так и не были написаны слова. В том числе и по этой причине в 2000 году гимном России снова стала музыка Государственного гимна СССР А.Б. Александрова.
  • Премьерой «Руслана и Людмилы» в постановке Д. Чернякова Большой театр открылся после реконструкции в 2011 году.
  • Мариинский театр – единственный в мире, где в текущем репертуаре идут обе оперы композитора.
  • Творчество

    Михаил Глинка в равной мере известен и своими операми, и романсами. Именно с камерной музыки началась его композиторская деятельность. В 1825 году он написал романс «Не искушай». Как нечасто бывает, одно из первых его творений оказалось бессмертным. В 1830-е были созданы инструментальные сочинения по мотивам оперной музыки В. Беллини, Соната для альта и фортепиано, Большой секстет для фортепиано и струнного квинтета, «Патетическое трио». В этот же период Глинка пишет свою единственную симфонию, которую так и не закончил.

    Путешествуя по Европе, Глинка все более укоренялся в мысли, что творчество русского композитора должно базироваться на исконной народной культуре. Он стал искать сюжет для оперы. Тему подвига Ивана Сусанина ему подсказал В.А. Жуковский, который принял непосредственное участие в создании текста произведения. Либретто написал Е.Ф. Розен. Событийная структура полностью была предложена композитором, поскольку стихи сочинялись уже на готовую музыку. Мелодически опера построена на противопоставлении двух тем – русской с ее разливной напевностью и польской с ее ритмичными, громкими мазуркой и краковяком. Апофеозом стал хор «Славься» — не имеющий аналогов торжественный эпизод. «Жизнь за царя» была представлена в Большом театре Санкт – Петербурга 27 ноября 1836 года. Примечательно, что постановкой руководил и дирижировал К. Кавос, за 20 лет до этого создавший собственного «Ивана Сусанина» на основе материала народного творчества. Мнение публики разделилось – одних шокировала простая «мужицкая» тема, другие посчитали музыку слишком академичной и сложной для восприятия. Император Николай I отнесся к премьере благосклонно и лично поблагодарил ее автора. Более того, ранее он сам предложил название опере, до этого поименованной «Смерть за царя».

    Еще при жизни А.С. Пушкина Глинка задумал перенести на музыкальную сцену поэму «Руслан и Людмила». Однако эта работа началась только в скорбный год кончины великого поэта. Композитору пришлось привлечь нескольких либреттистов. Сочинительство заняло пять лет. В опере совершенно иначе расставлены смысловые акценты – сюжет стал более эпичным и философским, но несколько лишенным иронии и фирменного пушкинского юмора. По ходу действия герои развиваются, испытывают глубокие чувства. Премьера «Руслана и Людмилы» прошла в столичном Большом театре 27 ноября 1842 года – спустя ровно 6 лет после «Жизни за царя». Но на дате сходства двух премьер исчерпываются. Встречена опера была неоднозначно, в том числе из-за неудачных замен в артистическом составе. Императорская фамилия демонстративно покинула зал прямо во время последнего действия. Это было поистине скандальное происшествие! Третий спектакль расставил все по своим местам, и публика оказала новому творению Глинки теплый прием. Чего не сделала критика. Композитора обвиняли в рыхлой драматургии, несценичности и затянутости оперы. По этим причинам ее почти сразу же стали сокращать и переделывать – зачастую, неудачно.

    Читайте так же:  Как называется английская династия

    Одновременно с работой над «Русланом и Людмилой» Глинка писал романсы и вокальный цикл «Прощание с Петербургом», «Вальс-фантазию». За рубежом возникли две Испанские увертюры и «Камаринская» . В Париже триумфально прошел первый в истории концерт русской музыки, состоявший из его произведений. Последние годы композитор был полон идей. В свой роковой год оказаться в Берлине его подвигло не только исполнение «Жизни за царя», но и занятия с известным теоретиком музыки З. Деном. Несмотря на свой возраст и опыт, он не переставал учиться, желая идти в ногу с тенденциями времени – в блестящей творческой форме был Дж. Верди , набирал силу Р. Вагнер . Российская музыка заявила о себе на европейских сценах, и нужно было продвигать ее далее.

    К сожалению, планы Глинки прервала судьба. Но благодаря его творчеству, русская музыка получила значительное развитие, в стране появились многие поколения талантливых композиторов, было положено начало российской музыкальной школе.

    Музыка Глинки в кино

    М.И. Глинка мало известен за рубежом, поэтому его музыку использует в основном отечественный кинематограф. Самые известные фильмы:

  • «Русский ковчег» (реж. А. Сокуров, 2002);
  • «Сирота Казанская» (реж. В. Машков, 1997);
  • «Большая перемена» (реж. А. Коренев, 1972).
  • По биографии Глинки в 1940-50 годы вышли два фильма. Первый из них, «Глинка», был создан в 1946 году режиссером Львом Арнштамом, в заглавной роли – Борис Чирков. Образ композитора – живой и достоверный, много внимания уделено его личности и частной жизни. Примечательно, что второй по важности персонаж картины – крепостной человек Ульяныч (в этой роли В.В. Меркурьев), прототипом которого послужил дядька Илья, сопровождавший Михаила Ивановича в течение многих лет. Фильм 1952 года «Композитор Глинка», снятый Г. Александровым с Борисом Смирновым в заглавной роли охватывает более узкий период жизни музыканта, относящийся ко времени создания двух его опер. Картина не избежала влияния времени при изображении событий дореволюционной истории. Одну из последних своих ролей, сестру композитора, здесь сыграла Л. Орлова.

    Как это часто бывает с гениями, значение Михаила Ивановича Глинки для русского искусства стало очевидно только после его смерти. Композитор оставил небольшое по числу, но впечатляющее по размаху, новаторству и мелодичности музыкальное наследие. Его оперы – нечастые гости подмостков, прежде всего потому, что их постановка требует масштабности и качественных разноплановых голосов, которые могут себе позволить только крупнейшие театры. В то же время невозможно представить вокальный вечер романсов без его сочинений. Его именем названы улицы и учебные заведения, память о нем увековечена и на родине, и за рубежом. Это говорит о том, что Глинка получил именно такую славу, о которой мечтал – народное признание и любовь.

    Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

    Видео: смотреть фильм о Глинке

    Интересные факты о Глинке

    Михаил Иванович Глинка (1804-1857) – это великий русский композитор, основоположник русской национальной оперы. Но признание и громкие титулы не всегда сопровождали автора оперы «Жизнь за царя». Иногда его творческие задумки и работы подвергались язвительным критическим замечаниям и насмешкам. Но он не сдавался и продолжал трудиться. Итог – заслуженное почетное место среди классиков мирового музыкального наследия. Но это краткая биография композитора. О том, как жил и работал, чего страшился и чему удивлялся, что любил и что ненавидел Михаил Иванович, расскажут интересные факты о Глинке.

    Факты из жизни Глинки

    • Родиной великого русского композитора является небольшое село Новоспасское в Смоленской губернии. Большое семейство Глинки проживало там с того самого времени, как их прадед – польский дворянин принял присягу на верность русскому царю и продолжил служить в армии России.
    • Родители композитора доводились друг другу дальними родственниками – троюродными братом и сестрой. Для того, чтобы венчание состоялось, отцу Михаила, Ивану Николаевичу пришлось обращаться за одобрением к архиерею.
    • Сразу после войны двенадцатого года Михаил был собран и отправлен на учебу в Петербург. Там он познакомился с такими выдающимися людьми, как Александр Пушкин, Евгений Баратынский, Василий Жуковский, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Одоевский. С последним у Глинки сложились особенно близкие дружественные отношения.
    • Тогда же будущий композитор окончательно убедился в том, что музыка – это не просто интерес, страсть, некая забава, а его жизнь и призвание. Он берет приватные уроки у известных музыкантов того времени, и буквально через некоторое время его первые романсы на стихи Пушкина и Баратынского становятся известными в светских кругах. Сам же Глинка был недоволен своими успехами. Он не признавал свой талант.
    • В 1835 году Глинка со своей молодой женой отправляется в родное имение, где он и приступает к работе над будущей оперой «Жизнь за царя».
    • Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

    • 1. Андрей Леденев 708
    • 2. Alex Samin 316
    • 3. Maria Hovhannisyan 256
    • 4. Дарья Барановская 177
    • 5. Ла Леди 169
    • 6. Влад Кузнецов 167
    • 7. Дмитрий Аравин 129
    • 8. Василиса Варавкина 110
    • 9. Анастасия Кондратьева 105
    • 10. Валерий Жмышенко 101
      1. 1. Мария Николаевна 12,690
      2. 2. Лариса Самодурова 11,985
      3. 3. Liza 11,515
      4. 4. TorkMen 10,591
      5. 5. Кристина Волосочева 10,540
      6. 6. Ekaterina 10,416
      7. 7. Лиса 10,385
      8. 8. Влад Лубенков 10,290
      9. 9. Юлия Бронникова 10,280
      10. 10. Вячеслав 10,185
      11. Самые активные участники недели:

      12. 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
      13. 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
      14. 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
      15. Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

      16. 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
      17. 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
      18. 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
      19. Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

        20 интересных фактов о Глинке

        Знаменитый русский композитор Михаил Глинка широко известен во всём мире. Этот гениальный человек чувствовал музыку так, как мало кто может, и ещё при жизни он пользовался громкой славой как в Российской Империи, так и далеко за её пределами. В биографии М. И. Глинки есть немало интересных моментов, которые позволяют составить картину его личности, что он был за человек.

        Интересные факты из жизни Глинки

      20. Великий композитор происходил из дворянского рода, причём у него были как русские, так и польские корни.
      21. Властная бабушка Михаила Глинки первые шесть лет его жизни воспитывала его сама, не допуская вмешательства в этот процесс даже его родной матери.
      22. Впервые обучаться музыке Глинка начал в 10 лет. Его учили играть на фортепиано и скрипке.
      23. Творчество Глинки оказало влияние на таких знаменитых композиторов, как Римский-Корсаков, Бородин и Мусоргский (см. интересные факты о Мусоргском).
      24. Будучи ещё совсем юным, он уже иногда руководил оркестром своего дяди, и сам пытался сочинять музыку.
      25. Создавая много музыкальных произведений, Глинка всё время чувствовал, что это не то, и что он может больше, чем перекладывать на музыку стихи известных поэтов. Этот факт отражён в биографии композитора.
      26. Он свободно владел шестью иностранными языками.
      27. Михаил Глинка в молодости немало попутешествовал по Европе, посетив Италию, Германию, Австрию и много других стран. В своём путешествии он знакомился с музыкой разных народов, впитывал её и учился.
      28. На протяжении всей жизни Михаил Иванович Глинка дружил с Александром Сергеевичем Пушкиным (см. интересные факты о Пушкине).
      29. В 32 года он написал свою первую оперу. Она была поставлена в Большом театре Петербурга. Не стоит путать его с тем, что в Москве — петербургский театр был закрыт давным-давно, и до наших дней не сохранился.
      30. Одно время Глинка состоял в отношениях с Екатериной Керн, дочерью Анны Керн, которую Пушкин называл своей музой.
      31. В числу малоизвестных фактов о Глинке относится и тот, что он был великолепным певцом, особенно в молодости. Правда, певческий талант он впоследствии не развивал, и сам на публике не выступал.
      32. Женат композитор был однажды. Его жена тайно обвенчалась с другим мужчиной, и начался долгий, растянувшийся на годы бракоразводный процесс. Впоследствии Михаил Иванович более не женился.
      33. Несмотря на успех, творчество Глинки нередко критиковалось. Это, как отражено в его биографии, мотивировало композитора постоянно покорять новые вершины, путешествовать и совершенствовать своё мастерство.
      34. Одним из ближайших друзей Глинки был знаменитый Одоевский (см. интересные факты об Одоевском).
      35. На протяжении всей жизни композитор отличался слабым здоровьем.
      36. Долгое время Глинка работал над симфонией “Тарас Бульба”, но так и не закончил её.
      37. Супруга Михаила Ивановича приходилась ему дальней родственницей.
      38. Знаменитая опера Глинки “Руслан и Людмила” была прохладно встречена публикой. Император Николай I так и вовсе ушёл из зала, не дослушав её до конца, что нанесло чувствительный удар по самолюбию Глинки.
      39. Скончался великий композитор в Берлине, где и был похоронен. Позднее по настоянию родственников его прах был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен повторно. Сейчас на месте первой могилы Глинки в Берлине стоит посвящённый ему памятник.

      Михаил Глинка

      Михаил Глинка – русский композитор, основоположник русской национальной оперы, автор всемирно известных опер «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила».

      Глинка Михаил Иванович родился в родовом имении своей семьи в Смоленской области 20 мая (1 июня) 1804 года. Его отец был потомком обрусевшего польского шляхтича. Родители будущего композитора приходились друг другу дальними родственниками. Мать Михаила Евгения Андреевна Глинка-Земелька была троюродной сестрой его отца — Ивана Николаевича Глинки.

      Михаил Глинка в последние годы

      Мальчик рос болезненным и слабым ребенком. Воспитанием Михаил первые десять лет его жизни занималась мать отца Фёкла Александровна. Бабушка была бескомпромиссной и строгой женщиной, культивировала в ребенке мнительность и нервозность. Обучался внук Фёклы Александровны на дому. Первый интерес к музыке проявился у мальчика в раннем детстве, когда он пытался имитировать колокольный звон с помощью медной домашней утвари.

      После смерти бабушки воспитанием Михаила занялась его мать. Она устроила сына в петербургский пансион, в котором учились только избранные дворянские дети. Там Михаил познакомился со Львом Пушкиным и его старшим братом. Александр Сергеевич навещал родственника и знал его близких друзей, одним из которых был Михаил Глинка.

      Михаил Глинка в молодости

      В пансионе будущий композитор начал брать уроки музыки. Его любимым учителем был пианист Карл Майер. Глинка вспоминал, что именно этот преподаватель повлиял на формирование его музыкального вкуса. В 1822 году Михаил окончил обучение в пансионе. В день выпуска он вместе с преподавателем Майером публично исполнил концерт Гуммеля для фортепиано. Выступление имело успех.

      Начало карьеры

      Первые сочинения Глинки относятся к периоду выпуска из пансиона. В 1822 году Михаил Иванович стал автором нескольких романсов. Один из них «Не пой, красавица, при мне» был написан на стихи Александра Пушкина. Знакомство музыканта с поэтом произошло во время учебы, но через несколько лет после выпуска Глинки из пансиона молодые люди стали друзьями на почве общих интересов.

      Михаил Иванович с детства отличался слабым здоровьем. В 1923 году он отправился на Кавказ, чтобы пройти лечение минеральными водами. Там он любовался пейзажами, изучал местные легенды и народное творчество, занимался здоровьем. После возвращения с Кавказа Михаил Иванович почти год не покидал свое родовое имение, создавая музыкальные композиции.

      Михаил Глинка на Кавказе

      В 1924 году он уехал в столицу, где устроился на службу в Министерство путей и сообщения. Не прослужив и пяти лет, Глинка вышел в отставку. Причиной ухода со службы стал недостаток свободного времени для занятий музыкой. Жизнь в Петербурге подарила Михаилу Ивановичу знакомства с выдающимися творческими людьми его времени. Окружение разжигало у композитора потребность в творчестве.

      В 1830 году состояние здоровья Глинки ухудшилось, музыкант был вынужден сменить Петербургскую сырость на более теплый климат. Композитор отправился на лечение в Европу. Оздоровительную поездку в Италию Глинка совместил с профессиональным обучением. В Милане композитор познакомился с Доницетти и Беллини, изучал оперу и бельканто. Через четыре года своего пребывания в Италии Глинка уехал в Германию. Там он брал уроки у Зигфрида Дена. Прервать обучение Михаилу Ивановичу пришлось из-за неожиданной кончины отца. Композитор спешно вернулся в Россию.

      Расцвет карьеры

      Музыка занимала все мысли Глинки. В 1834 году композитор начал работать над своей первой оперой «Иван Сусанин», которая позднее была переименована в «Жизнь за царя». Первое название сочинению вернули в советское время. Действие оперы происходит в 1612 году, но на выбор сюжета повлияла война 1812 года, случившаяся во времена детства автора. Когда она началась, Глинке было всего восемь лет, но ее влияние на сознание музыканта сохранилось на несколько десятилетий.

      В 1842 году композитор окончил работу над своей второй оперой. Произведение «Руслан и Людмила» было представлено в тот же день, что и «Иван Сусанин», но с разницей в шесть лет.

      Михаил Глинка

      Глинка писал свою вторую оперу долго. Ему потребовалось около шести лет, чтобы окончить эту работу. Разочарованию композитора не было предела, когда произведение не возымело должного успеха. Волна критики раздавила музыканта. Также в 1842 году у композитора наметился кризис в личной жизни, что повлияло на эмоциональное и физическое здоровье Глинки.

      Неудовлетворенность жизнью подтолкнула Михаила Ивановича предпринять новое долгосрочное путешествие в Европу. Композитор посетил несколько городов Испании и Франции. Постепенно он вернул себе творческое вдохновение. Результатом его поездки стали новые произведения: «Арагонская хота» и «Воспоминание о Кастилии». Жизнь в Европе помогла Глинке восстановить уверенность в себе. Композитор снова отправился в Россию.

      Некоторое время Глинка провел в родовом имении, потом жил в Петербурге, но светская жизнь утомляла музыканта. В 1848 году он оказался в Варшаве. Там музыкант прожил два года. Этот период жизни композитора ознаменован созданием симфонической фантазии «Камаринская».

      Последние пять лет жизни Михаил Иванович провел в разъездах. В 1852 году композитор отправился в Испанию. Состояние здоровья музыканта было слабым, и, когда Глинка добрался до Франции, он решил остаться там. Париж ему благоволил. Ощутив подъем жизненных сил, композитор начал работу над симфонией «Тарас Бульба». Прожив около двух лет в Париже, музыкант со всеми своими творческими начинаниями отправился на родину. Причиной для такого решения послужило начало Крымской войны. Симфония «Тарас Бульба» так и не была окончена.

      Вернувшись в Россию в 1854 году, музыкант написал мемуары, которые были изданы спустя 16 лет под названием «Записки». В 1855 году Михаил Иванович сочинил романс «В минуту жизни трудную» на стихи Михаила Лермонтова. Через год композитор отправился в Берлин.

      Личная жизнь

      Биография Глинки — это история любви человека к музыке, но была у композитора и более обыденная личная жизнь. Во время своих путешествий по Европе Михаил стал героем нескольких амурных приключений. Вернувшись в Россию, композитор решил жениться. По примеру отца он выбрал в спутницы жизни свою дальнюю родственницу. Женой композитора стала Мария (Марья) Петровна Иванова.

      Михаил Глинка с женой

      У супругов была четырнадцатилетняя разница в возрасте, но композитора это не остановило. Брак оказался несчастливым. Михаил Иванович быстро понял, что ошибся с выбором. Брачные узы связывали музыканта с нелюбимой супругой, а сердце было отдано другой женщине. Новой любовью композитора стала Екатерина Керн. Девушка была дочерью музы Пушкина, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

      Знаменитая Анна Керн

      Отношения Глинки с возлюбленной длились почти 10 лет. Большую часть этого времени музыкант официально был женат. Его законная супруга Мария Иванова, не прожив и года в законном браке, начала искать амурные приключения на стороне. Глинка знал о ее похождениях. Супруга упрекала музыканта в расточительстве, скандалила и изменяла. Композитор был очень подавлен.

      Михаил Глинка и Екатерина Керн

      Через шесть лет брака с Глинкой Мария Иванова тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда это обстоятельство открылось, Глинка получил надежду на развод. Все это время композитор состоял в отношениях с Екатериной Керн. В 1844 году музыкант понял, что накал любовных страстей угас. Еще через два года он получил развод, но на Екатерине так и не женился.

      Глинка и Пушкин

      Михаил Иванович и Александр Сергеевич были современниками. Пушкин был старше Глинки всего на пять лет. После того, как Михаил Иванович перешагнул рубеж в двадцать лет, у них с Александром Сергеевичем появилось много общих интересов. Дружба молодых людей продолжалась до трагической гибели поэта.

      Картина «Пушкин и Жуковский у Глинки». Художник Виктор Артамонов

      Глинка задумал оперу «Руслан и Людмила» для того, чтобы иметь возможность поработать с Пушкиным. Смерть поэта сильно замедлила процесс создания оперы. В итоге ее постановка почти провалилась. Глинку называют “Пушкиным от музыки”, ведь он внес такой же посильный вклад в становление русской национальной оперной школы, как его друг в развитие русской литературы.

      Смерть

      В Германии Глинка занимался изучением творчества Иоганна Себастьяна Баха и его современников. Не прожив в Берлине и года, композитор скончался. Смерть настигла его в феврале 1857 года.

      Памятник на могиле Михаила Глинки

      Композитора скромно похоронили на небольшом лютеранском кладбище. Через несколько месяцев младшая сестра Глинки Людмила приехала в Берлин, чтобы устроить перевозку праха брата на родину. Гроб с телом композитора из Берлина в Санкт-Петербург перевозили в картонной коробке с надписью «ФАРФОР».

      Перезахоронили Глинку в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище. Аутентичная надгробная плита с первой могилы композитора до сих пор находится в Берлине на территории русского православного кладбища. В 1947 году там также был установлен памятник Глинке.

      20 фактов из жизни великого русского композитора Михаила Глинки

      Для русской музыки Михаил Иванович Глинка (1804 — 1857) был примерно тем же, кем был для литературы Пушкин. Русская музыка, безусловно, существовала и до Глинки, но лишь после появления его произведений «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Камаринская», песен и романсов музыка вырвалась из светских салонов и стала действительно народной. Глинка стал первым национальным русским композитором, а его творчество оказало влияние на большое количество последователей. Кроме того, Глинка, обладавший хорошим голосом, основал в Санкт-Петербурге первую в России вокальную школу.

      Жизнь М. И. Глинки трудно назвать лёгкой и беззаботной. Не испытывая, как многие его собратья по цеху, серьёзных материальных лишений, он был очень несчастен в браке. Жена изменяла ему, он изменял жене, но по тогдашним правилам разводов они долгое время не могли расстаться. Новаторские приёмы в творчестве Глинки не всеми воспринимались хорошо, а часто и вызывали критику. К чести композитора, он не опускал рук и шёл своей дорогой, не сворачивая с неё ни после оглушительных успехов, как с оперой «Жизнь за царя», ни после премьер, близких к провалу («Руслан и Людмила»)

      1. Мать Глинки Евгения Андреевна происходила из очень богатой помещичьей семьи, а отец был помещиком весьма и весьма средней руки. Поэтому когда Иван Николаевич Глинка решал посвататься к Евгении Андреевне, братья девушки (их отец и мать к тому времени умерли) ему отказали, не забыв упомянуть, что несостоявшиеся молодые ещё и являются троюродными братом и сестрой. Недолго думая, молодые люди сговорились бежать. Побег удался благодаря вовремя разобранному мосту. Пока погоня добралась до церкви, венчание уже состоялось.

      2. По родовой легенде, Михаил Глинка появился на свет в тот час, когда утром только-только начинали петь соловьи — сразу и хорошая примета, и указание на будущие способности новорожденного. Было это 20 мая 1804 года.

      3. Под опекой бабушки мальчик рос изнеженным, и отец ласково прозвал его «мимозой». Впоследствии Глинка и сам называл себя этим словом.

      4. Село Новоспасское, в котором жили Глинки, во время Отечественной войны 1812 года было одним из центров партизанского движения. Сами Глинки эвакуировались в Орёл, но их домовой священник отец Иван был одним из руководителей партизан. Французы однажды попытались захватить село, но были отброшены. Маленький Миша обожал слушать рассказы партизан.

      5. Музыку любили все члены семьи (у дядей так даже был собственный крепостной оркестр), но к систематическим занятиям музыкой Мишу приучила гувернантка Варвара Фёдоровна. Она была педантична, но юному музыканту это было необходимо — нужно было понять, что музыка — это труд.

      6. Регулярное образование Михаил начал получать в Благородном пансионе — младшей школе знаменитого Царскосельского Лицея. Глинка учился в одном классе с Львом Пушкиным — младшим братом Александра, в это же время учившегося в Лицее. Однако в пансионе Михаил пробыл всего год — несмотря на высокий статус, условия в учебном заведении были плохими, за год мальчик дважды тяжело болел и отец решил перевести его в петербургский пансион при педагогическом университете.

      7. В новом пансионе Глинка оказался под крылом Вильгельма Кюхельбекера, того самого, что на Сенатской площади стрелял в великого князя Михаила Павловича и пытался стрелять в двух генералов. Но это было в 1825 году, а пока Кюхельбекер числился в благонадёжных.

      8. Вообще, увлечение музыкой сыграло свою роль в том, что восстание декабристов прошло как бы мимо Глинки. Он был знаком со многими его участниками и, безусловно, слышал какие-то разговоры. Однако дальше дело не пошло, и Михаил благополучно избежал участи повешенных или сосланных в Сибирь.

      9. Пансион Глинка закончил вторым по успеваемости, а на выпускном вечере произвёл фурор великолепной игрой на рояле.

      10. Известная песня «Не пой, красавица, при мне…» появилась достаточно необычным образом. Однажды Глинка и два Александра — Пушкин и Грибоедов — проводили лето в имении своих друзей. Грибоедов как-то наиграл на рояле песню, слышанную им в бытность по службе в Тифлисе. Пушкин тут же сочинил слова к мелодии. А Глинка счёл, что музыку можно сделать и получше, и на следующий день написал новую мелодию.

      11. Когда Глинка захотел поехать за границу, отец не дал согласие — и здоровье у сына была слабовато, и денег не хватало… Михаил пригласил знакомого врача, который, обследовав пациента, заявил, что у того много опасных заболеваний, но поездка в страны с тёплым климатом исцелит его без всяких лекарств.

      12. Живя в Милане, Глинка имел обыкновение играть услышанные накануне вечером в Ла Скала отрывки опер. У окна дома, где жил русский композитор, ежедневно собирались толпы местных жителей. А исполнение серенады, сочинённой Глинкой на тему из оперы «Анна Болейль», состоявшееся на большой веранде дома известного миланского адвоката, вызвало уличный затор.

      13. Поднимаясь в Италии на Везувий, Глинка ухитрился попасть в настоящую русскую метель. Восхождение удалось совершить только на следующий день.

      14. Концерт Глинки в Париже собрал полный концертный зал Герца (одна из крупнейших аудиторий французской столицы) и получил восторженные отзывы зрителей и прессы.

      15. Со своей будущей супругой Марией Ивановой Глинка познакомился, когда приехал в Петербург к тяжело больному брату. К брату композитор не успел, а спутницу жизни обрёл. Супруга хранила верность мужу лишь несколько лет, а потом пустилась во все тяжкие. Бракоразводный процесс отнял у Глинки немало сил и нервов.

      16. Тему оперы «Жизнь за царя» композитору подсказал В. Жуковский, произведение на эту тему — «Думы» К. Рылеева — посоветовал В. Одоевский, а название придумал директор Большого театра А. Гедеонов, когда одну из репетиций посетил Николай I.

      Сцена из оперы «Жизнь за царя»

      17. Также коллективно рождалась и идея «Руслана и Людмилы»: тема была подсказана В. Шаховским, идея обсуждалась с Пушкиным, а пару татарских напевов сыграл на скрипке художник Иван Айвазовский.

      18. Именно Глинка, проводя, выражаясь современным языком, кастинг певцов и певиц для императорской капеллы, которой он руководил, открыл талант выдающегося оперного певца и композитора Г. Гулак-Артемовского.

      19. М. И. Глинка положил на музыку стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». Пушкин посвятил его Анне Керн, а композитор — Екатерине Керн, дочери Анны Петровны, в которую был влюблён. У Глинки и Екатерины Керн должен был быть ребёнок, но вне брака Екатерина рожать его не захотела, а развод всё затягивался.

      20. Великий композитор умер в Берлине. Глинка простудился, возвращаясь с концерта, на котором исполнялись и его произведения. Простуда оказалась смертельной. Сначала композитора похоронили в Берлине, но затем его прах перезахоронили в Александро-Невской Лавре.

      Глинка Михаил Иванович — известный русский композитор.

      Биография

      Детство

      Отец, Иван Николаевич, был отставным капитаном, родом из шляхтичей. Мать, Евгения Андреевна, с самого рождения сына была отстранена от его воспитания своей властной свекровью, Фёклой Александровной. Бабушка слишком тщательно заботилась о внуке, сделав его к 6 годам болезненным недотрогой. В 1810 году Фёкла Александровна умирает, и Миша возвращается на воспитание в отчий дом.

      Образование

      Игре на скрипке и на фортепиано Михаил начал учиться с детских лет. Этому его обучала гувернантка, выписанная из Санкт-Петербурга, Варвара Фёдоровна Кламмер. Затем мальчика отдают в Санкт-Петербургский Благородный пансион при педагогическом институте. Здесь его гувернёром становится Вильгельм Кюхельбекер. Глинка берет уроки у прекрасных музыкальных педагогов — Джона Филда, Карла Цейнера. Здесь же происходит знакомство Глинки с А. С. Пушкиным, которое перерастает в дружбу до конца дней поэта.

      Творческий путь

      Музыка становится для Глинки призванием сразу после окончания пансиона: он активно изучает историю западноевропейской музыки, выступает в салонах. Он сочиняет свои первые удачные произведения: вариации для фортепиано и арфы, романсы, струнный септет, рондо для оркестра, оркестровые увертюры. В круг его знакомых входят Жуковский, Грибоедов, Мицкевич, Дельвиг, Одоевский.

      Он отдыхает на Кавказе. А с 1824 года устраивается работать в Главное управление путей сообщения на должность помощника секретаря. К концу 20-х годов вместе с Павлищевым издаёт «Лирический альбом», куда вошли и его собственные сочинения.

      С 1830 года в жизни и творчестве Глинки начинается итальянский период, которому предшествует небольшое летнее путешествие по Германии. Милан на тот период времени был центром мировой музыкальной культуры. Здесь Михаил Иванович знакомится с Г. Доницетти и В. Беллини, изучает бельканто и начинает сам сочинять в «итальянском духе».

      С 1833 года Глинка поселяется в Германии, где продолжает оттачивать свой музыкальный талант у Зигфрида Дена. Его занятия в 1834 году прерывает известие о смерти отца, и Глинка возвращается в Россию.

      Он мечтает создать русскую национальную оперу, а в качестве сюжета выбирает исторический момент — подвиг Ивана Сусанина. Почти три года композитор работает над ней, и наконец в 1836 году была закончена грандиозная опера, получившая название «Жизнь за царя». Её постановка на сцене Петербургского Большого театра была успешна: оперу приняли в обществе с восторгом. Глинку после этого успеха даже назначили капельмейстером Придворной капеллы. В 1838 году Глинка отдыхает и работает на Украине.

      В 1842 году свет увидела новая опера Глинки, «Руслан и Людмила», которая вызвала в обществе горячие обсуждения.

      В 1844 году Глинка отправляется в новое заграничное путешествие: сначала во Францию, а затем — в Испанию. В Париже сам Берлиоз исполняет его произведения. В 1845 году Глинка даёт большой благотворительный концерт в Париже, после чего он отправляется в Испанию. Здесь он создаёт симфонические увертюры на испанские народные темы, а также увертюру «Арагонская хота».

      В 1847 году Глинка возвращается в Россию, потом едет в Варшаву, где создаёт свою знаменитую «Камаринскую», ставшую совершенно новым типом симфонической музыки, в которой сочетаются различные ритмы, характеры и настроения. В 1848 году появляется «Ночь в Мадриде».

      С 1851 года Глинка живёт в Санкт-Петербурге, даёт уроки пения, пишет новые оперные партии. Под его влиянием здесь складывается русская вокальная школа.

      В 1852 году Глинка хотел отправиться в путешествие в Испанию, но дорога утомила его, и он на целых два года останавливается в Париже. Здесь он работает над симфонией «Тарас Бульба», которая осталась незаконченной.

      В 1854 году Глинка возвращается в Россию и начинает писать «Записки», мемуары.

      В 1856 году Глинка уехал в Берлин.

      Личная жизнь

      В 1835 году Глинка женился на своей дальней родственнице, Марии Петровне Ивановой, с которой брак совершенно не удался.

      В 1838 году Глинка знакомится с Екатериной Ермолаевной Керн, которую любит до конца своих дней, посвящая ей свои лучшие сочинения.

      Смерть

      Умер Глинка в Берлине 15 февраля 1857 года. Был похоронен там же, на лютеранском кладбище, но через несколько месяцев его прах был перевезён в Россию и перезахоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище.

      Основные достижения Глинки

    • Глинка стал основоположником русской национальной композиторской школы.
    • Его сочинения оказали сильное влияние на дальнейшее развитие русской музыки и на таких композиторов, как А. С. Даргомыжский, члены «Могучей кучки», П. И. Чайковский, развивавших в своих музыкальных произведениях его идеи.
    • Первый создатель русской национальной оперы («Жизнь за царя»).
    • Под влиянием Глинки в Петербурге сложилась русская вокальная школа.
    • Краткая биография Глинки самое главное

      Один из великих русских композиторов Глинка Михаил Иванович. Человек, который смог своей музыкой и своими произведениями завоевать сердца многих людей, причем не только в нашей стране.

      Михаил Иванович был рожден в небольшой деревни, в семье помещика. С ранних лет он проявлял интерес к музыке и всему, что с ней связано. Так же маленький мальчик тянулся к различным знаниям, именно поэтому был отдан на учебу в местный пансион, который имел статус весьма уважаемого и порядочного заведения. Именно там он начинает писать свои первые музыкальные произведения. Там же он с легкостью, сам того не подозревая завоевывает звание и популярность как автор удивительных романсов, и других музыкальных произведений.

      Всего данным композитором было создано на этот свет около восьмидесяти произведений, которые все как один моментально становились любимыми и практически народными.

      Самой заветной мечтой данного человека было написание настоящей русской оперы, и нужно сказать, что он по прошествии нескольких лет смог осуществить мечту.

      Творчество данного композитора очень высоко ценилось во все времена, да и цениться до сих пор.

      Каждое произведение было наполнено красками и яркими моментами. Не менее красочно и насыщенно в своих произведениях он показывал свою любовь к родной стране, к своей родине, к русским людям и так далее.

      Решив, что пора он отправляется в Берлин, с одной простой целью отобразить в своём творчестве настоящие древнерусские мотивы, которые по каким-то причинам практически забылись в нашей стране. К сожалению осуществить свою мечту он просто не успел, так как повстречал свою смерть совсем ещё рано, в возрасте пятидесяти двух лет, что по сути своей совсем ещё не много.

      Но, несмотря ни на что его творчество любят и ценят до сегодняшних дней, а сам он является очень уважаемым человеком — композитором нашей страны.

      3 класс, 4, 6 класс для детей

      Биография по датам и интересные факты творчество

      Биография Композитора Михаила Глинки о жизни

      Родился в Смоленской губернии в 1804 году. Его семья была дворянского происхождения и жила в поместье в селе Новоспасское. С раннего возраста получал домашнее образование, с ним занимались отец и мать, пытаясь дать сыну все необходимые знания. В окрестностях села очень часто были слышны звоны колоколов и песнопения священников, поэтому Глинка рано начал увлекаться музыкой. Но играть на музыкальных инструментах Михаил Иванович начал уже в подростковом возрасте, когда понял, что музыка – его призвание. Всё время посвящал занятиям и разучиванием новых композиций, не замечая ничего вокруг.

      В возрасте 14 лет решает поступать в петербургский пансион и там знакомиться со Львом Пушкиным – младшим братом известного поэта, а через некоторое время встретился и с самим Александром Сергеевичем, который часто навещал своего брата. Помимо учебной деятельности в пансионе, Глинка берет уроки игры на фортепиано и совершенствует свои навыки. А на выпускном вечере сыграл известный концерт австрийского композитора Гуммеля, где его талант оценили все знакомые и преподаватели.

      В это время Глинка заболевает и едет лечиться на Кавказ. Там он понимает, что нельзя бросать музыку и по возвращению, пишет несколько концертов для оркестра, которым управлял его дядя. Несмотря на это, композитору больше нравилось сочинять романсы и небольшие номера.

      Глинка всю жизнь мечтал посетить Европу и в 1830 году отправляется в долгожданное путешествие. Посетив несколько стран, он познакомился со многими композиторами и музыкантами, в результате чего приобрел бесценный опыт. Он исследовал зарубежные традиции, культуру народа и быт, изучал современные тенденции и делал себе заметки. Стоит отметить, что Михаил Юрьевич замечательно играл на фортепиано и других инструментах, но плохо владел музыкальной теорией, что мешало ему развивать свое творчество. Для того, чтобы совершенствовать свои знания, он отправляется в Германию, где берет уроки по теории у известных педагогов. В то время у композитора уже были идеи для создания больших произведений – опер.

      Через 4 года Глинка возвращается домой и останавливается в Петербурге. Его стали приглашать на поэтические вечера, под руководством Жуковского, и там он знакомится ос многими писателями и поэтами того времени. Его посещает мысль написать оперу «Иван Сусанин», и это принесло композитору огромный успех. Первая русская большое произведение, написанное Михаилом Ивановичем Глинкой – стало основным этапом зарождения русской оперы.

      В 1835 году он узаконил свои отношения с Марией Петровной Ивановой – родственницей семьи Глинки. Но этот союз не оправдал надежд Михаила Ивановича, и брак распался.

      В 1837 году Глинка хорошо общается с А.С. Пушкиным, и он предлагает поэту написать оперу на его известное произведение «Руслан и Людмила». Через 5 лет вся работа была окончена и состоялась премьера на которую приехал уважаемый и известный композитор Ф. Лист. Он был приятно удивлен таланту русского музыканта и бесконечно восхищался оперой.

      Также Михаил Иванович прославился и за рубежом. В 1844 году он отправляется во Францию, где дает концерты. Публика встретила его почетно, а слава после этого прошла о нем по всей Европе.

      Вернувшись домой, он становится желанным гостем многих собраний и вечеров, которые проводили деятели культуры. Там знакомится с уважаемыми людьми, а затем возглавляет «Могучую кучку», куда входили известные писатели и композиторы.

      В 1856 году решает уехать в Германию. Там он провел последние месяцы жизни.

      Скончался великий русский композитор в 1857 году.