Зал для выставок как он называется

Выставочные залы: перезагрузка

Объединение «Выставочные залы Москвы» представляет выставку дизайн-проектов десяти столичных выставочных залов. На примере десяти залов студии: «BCKSTG project» (Алексей Подкидышев), «Поле-Дизайн» (Владимир Кузьмин), «MeL» (Федор Дубинников), «8 линий» (Антон Кочуркин) представляют четыре разных взгляда на то, какими должны стать выставочные залы Москвы.

Во всех районах Москвы существуют общественные пространства, созданные как центры культурной жизни и досуга горожан. Сюда относятся дома культуры, выставочные залы, библиотеки. За последние 20-25 лет жизнь в городе значительно изменилась, однако, инфраструктура общественной и культурной жизни за пределами центра изменилась мало; сейчас можно говорить о ее тотальном устаревании. На примере районных выставочных залов очевидно — лишь единицы проводили достаточно внятную художественную политику, лишь немногие известны жителям прилегающих районов и представляют для них какой-то интерес.

Эта проблема имеет три составные части: наполнение (контент), взаимодействие со средой и населением (политика), и инфраструктура (пригодность и состояние самих залов для решения поставленных задач).

Каков облик современной галереи? Как должны быть устроены офисная и общественная зоны? Где и как должно быть организовано хранилище? Современная ситуация требует изменения облика выставочного зала, включая не только дизайн помещения, но и его техническое оснащение, ориентированность на многофункциональность пространства, наличие профессионального экспозиционного оборудования. Сейчас передовые выставочные залы обязаны предоставлять площадку для самых разных голосов и художественных техник. Мультимедиа, фотография, перформанс, видео, живопись, инсталляция, site-specific искусство, science-art и многое другое. Выставочные залы должны понимать как работать и представлять подобные проекты, иметь для них соответствующие мощности. Добавим сюда необходимость построения диалога с посетителем, проведение мастер-классов и лекций, интерактивность, как в рамках выставок, так и в рамках повседневной подготовительной деятельности.

Команды представят эскизы реорганизации и перестройки десяти московских районных выставочных залов:

Выставочный зал «На Каширке», выставочный зал «Творчество», выставочный зал «Ростокино», выставочный зал «Солнцево», выставочный зал «Арт-холл Юго-Восток», выставочный зал «Богородское», выставочный зал «Галерея на Песчаной», выставочный зал «Ходынка», выставочный зал «Замоскворечье», выставочный зал «Пересветов переулок».

Зал для выставок как он называется

зал — зал, а … Русский орфографический словарь

залёт — залёт, а … Русский орфографический словарь

залізо — [зал’і/зо] за, м. (ў) з і … Орфоепічний словник української мови

зал — зал/ … Морфемно-орфографический словарь

Зал — (зала) большое, как правило крытое помещение. Существует множество разных предназначений для залов. Концертный зал Зал славы Зал славы Казахстана Зал славы рок н ролла Зал хоккейной славы Зал славы английского футбола Вальхалла (Зал Славы)… … Википедия

ЗАЛ — большая комната для приемов, собраний, заседаний и т. д. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ЗАЛ франц. salle, ит., исп. и пров. sala, от древнегерманск. sal, дом. Комната, непосредственно следующая за… … Словарь иностранных слов русского языка

залёт — залёт, залёты, залёта, залётов, залёту, залётам, залёт, залёты, залётом, залётами, залёте, залётах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

зал — См … Словарь синонимов

ЗАЛ — ЗАЛ, зала, муж. (нем. Saal). Большая, просторная, особо обставленная комната в доме (устар.). Пригласить гостей в зал. || Обширная, очень вместительная комната в каком нибудь помещении, оборудованная для каких нибудь многолюдных собраний или… … Толковый словарь Ушакова

ЗАЛЁТ — ЗАЛЁТ, залёта, муж. Действие по гл. залетать2 залететь в 1, 4 и 5 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Залы Эрмитажа: описание и фото

Культовый художественный музей Санкт-Петербурга располагает огромными галереями с парадными интерьерами, уникальными экспозициями и редкими произведениями искусства. Поэтому Эрмитаж входит в список самых популярных художественных музеев в мире, а также признан одной из главных гордостей России.

Музейный комплекс включает 5 филиалов, расположенных на Дворцовой набережной. Это Зимний дворец, Эрмитажный театр, здания Большого, Малого и Нового Эрмитажа. Все перечисленные объекты признаны памятниками русской архитектуры 18-19 века. В них вы найдете более 3 миллионов картин, скульптур, предметов прикладного искусства и археологических находок.

Разумеется, одного посещения, чтобы увидеть все достояния музея, не хватит. Поэтому рекомендуем вам обратить внимание на самые интересные залы музея.

Сколько залов в Эрмитаже

Официально в Эрмитаже насчитывается 365 помещений с экспозициями. Однако их количество может меняться после реставрации или перенесения временных выставок.

Список самых красивых и известных залов Малого Эрмитажа

Павильонный зал

В этом помещении вы не найдете точеных статуй и полотен, однако его интерьер впечатляет своей роскошью и изяществом. Создал такую красоту архитектор Андрей Штакеншнейдер в 19 веке. В оформлении пространства сочетаются античная, мавританская и ренессансная стилистики. Белоснежные колонны, ажурные позолоченные решетки, арки, огромные хрустальные люстры создают здесь атмосферу восточного дворца.

Каждый уголок и элемент Павильонного зала представляет собой отдельную экспозицию. Здесь вы увидите искусно выполненные фонтаны-раковины, копии Бахчисарайского фонтана слез в Крыму, медальоны с расписными вставками. Прогуливаясь по выставке, не забудьте посмотреть вниз. Пол покоев украшен мозаикой, которая была найдена в Риме. На нем изображена голова медузы Горгоны и разные сцены из греческой мифологии. Подчеркивают красоту помещения мраморные статуи и столешницы, задекорированные мозаикой, – творения мастеров 19 века.

Самый драгоценный экспонат Павильонного зала — механические часы «Павлин». Их в свое время князь Потемкин подарил Екатерине Второй. Они изготовлены в виде скульптурной композиции, состоящей из ствола дерева с циферблатом и сидящих на ветвях животных и птиц. Раз в неделю в музее заводят часы, и в это время посетители могут увидеть их в действии.

Лоджии Рафаэля

Великолепный ансамбль , в котором сочетается тонкость архитектуры, богатство живописи и скульптуры. Лоджии представляют собой отдельную галерею, состоящую из 13 корпусов. Источником вдохновения этого места послужили ватиканские росписи, с которых были скопированы фрески.

Каждый уголок лоджии, включая колонны и потолки, расписан картинами с библейскими мотивами. Вся композиция включает в себя 52 полотна, посвященных Ветхому Завету, и 4 – Новому. Благодаря последовательности мастеров вы сможете насладиться красотой картин и прочитать главные библейские мотивы, начинающиеся с истории Адама и Евы. Отдельные рельефы галереи оформлены диковинными рисунками животных и людей, выполненных стиле гротеск.

Основные залы Зимнего дворца

Гербовый зал

Один из самых просторных и величественных залов. Холл был оформлен по задумке Василия Стасова в 1839 году для проведения для торжественных вечеров. Об этом свидетельствуют огромные люстры, золотистые колонны и арочные окна, украшающие покои. Сегодня здесь размещается собрание западно-европейского серебра, в частности работы мастеров Франции, датируемые 18 веком. Наиболее интересным образцом стал сервис Тома Жермена, принадлежавший императрице Елизавете Петровне. В витринах выставки также можно увидеть немецкую посуду из серебра.

Александровский зал

Этот просторный холл посвящен памяти Александра Первого и комбинирует в себе элементы готики с классицизмом. Высокие белоснежно-голубые потолки, арки, украшенные лепниной, люстры, массивные колонны вместе напоминают атмосферу храма. В северной части покоев вы увидите величественный портрет императора.

На стенах Александровского зала размещаются 24 медальона, рассказывающих о важных этапах Отечественной войны. В темно-синих витринах представлена экспозиция западноевропейского серебра, датируемого 17-18 веком.

Малахитовая гостиная

Еще одно творение Александра Брюллова, созданное в 1837 году на месте Яшмовой гостиной. Благодаря оформлению из драгоценных камней это небольшое помещение признано самым ценным в корпусе.

Основные акценты в оформлении принадлежат малахитовым колоннам, пилястрам и двум каминам. Из камня также выполнены многие другие экспонаты: столешницы, тумбочки, вазы. Стены отделаны мрамором, потолок украшен позолоченным узором, который копирует рисунок на полу. Контраста и торжественности залу придают малиновые шторы, а также ткань на стульях. Среди экспонатов самыми старинными считаются высокий вазон из малахита и мебель, сохранившаяся после пожара.

Гостиная Марии Александровны

Совсем небольшая по площади комната отличается роскошью убранства. Ее оформление было спроектировано архитектором Гаральдом Боссе, а стиль определяется как рококо. Отличительной чертой покоев являются тонкие витиеватые орнаменты. Они украшают каждый уголок пространства. Они выполнены из позолоченного резного дерева и металла, а их обилие и тонкость изгибов делают пространство живым и очень нарядным. Особой торжественности придает шелковая отделка красного цвета, украшающая стены, стулья, окна и двери. Зеркала на стенах и потолке создают необычную световую игру. А завершают роскошную композицию скульптурные элементы и картины.

Этот холл занимает первые места в списке самых роскошных уголков музея. Еще одно название помещения — личная гостиная Марии Александровны, жены императора Александра Второго. Его интерьер создавал известный архитектор Александр Брюллов.

Атмосфера комнаты полностью соответствует своему названию. Стены, пол и поток буквально блистают позолотой. По периметру покоев располагаются небольшие витрины в форме пирамид. Здесь можно посмотреть французские и итальянские ювелирные изделия. Стены и потолок холла украшены тонкой узорчатой резьбой и расписными орнаментами. Дополняют композицию тяжелые шторы, хрустальные люстры и золотистые двери.

От экскурсовода вы узнаете, что Золотая гостиная стала местом, где император Александр Третий впервые принял важные решения о государственных реформах.

Концертный зал

За историю существования он был трижды изменен и свой окончательный вид приобрел в 1837 году. В богатстве скульптурной отделки этому залу нет равных. Вторые ярусы его стен украшены статуями богинь и античных муз. Скульптурные композиции плавно соединяются с потолком, что придает пространству дополнительного объема. Кроме роскошного оформления здесь можно увидеть богатую коллекцию русского серебра 17 – 20 века. Самым ценным экспонатом считается серебряная рака Александра Невского, изготовленная из 1, 5 тонн благородного металла.

Белый зал

Располагается в юго-западной части Зимнего дворца. Холл был создан из трех гостиных и должен был стать местом празднования свадьбы Александра Второго. Своим оформлением зал ничуть не расходится с названием. Его белые стены задекорированы колоннами, которые венчают скульптуры женских фигур. Они символизируют различные виды искусства. Ампирную стилистику зала подчеркивают барельефные фигуры, изображающие богов Олимпа, а также изящные арочные проемы.

Сегодня в Белом зале выставлена экспозиция французской живописи 18 века, коллекция фарфора и предметы мебели в стиле классицизма.

Залы Нового Эрмитажа

Залы, посвященные Древнему Египту

Любителям египетской культуры точно стоит заглянуть на выставку Зимнего дворца, а также посетить холл № 100, расположенный на первом этаже Нового Эрмитажа. Именно здесь вы найдете экспонаты, принадлежащее разным историческим периодам Древнего Египта.

На экспозиции вы увидите, как развивалась культура в Египте от возникновения до исчезновения Среднего царства. В одном помещении собрана крупная коллекция скульптуры, саркофагов и предметов быта. В другом вы найдете папирусы, тексты из Книги Мертвых, амулеты со скарабеями, украшения, различные произведения художественного ремесла.

В список самых ценных предметов Египетских залов входит статуя Аменемхета Третьего, изображающая сидящего на троне фараона. Еще один великолепный экспонат — скульптура богини Сехмет. Это гранитная фигура женщины с львиной головой, являющаяся одним их самых древних египетских памятников.

Вокруг гранитной статуи Сехмет не один год ходят поверья. Работники музея сообщают, что время от времени на ее коленях видно кровь, а точнее красно-оранжевый влажный налет. Чаще всего он появляется перед катастрофами или трагическими событиями.

Залы с памятниками Греции и Рима

Огромная часть Нового Эрмитажа, 100-131 помещения, посвящена культуре античности. Здесь вы увидите не только экспонаты, принадлежащие римской и греческой культуре, но и стильный античный интерьер, добавляющий яркости атмосфере.

Каждое помещение заслуживает отдельного просмотра и представляет художественную коллекцию, принадлежащую к конкретному периоду истории. Например, в холле № 128 вы увидите большую Колыванскую вазу, достигающую 5 метров в высоту и 3 метров в ширину. Выставка № 130 впечатляет посетителей огромными росписями в греческо-египетском стиле, собранием амфор, ваз, статуй.

В помещениях № 107- 110 располагается собрание скульптур богов и атлантов. Самыми грандиозными считаются огромная статуя Юпитера, «Венера Таврическая», «Амур и Психея», «гибель Адониса», скульптура «Муза трагедии». 109 холл посвящен богу вина Дионису. Его стены окрашены в виноградные тона, контрастно подчеркивающие белоснежные скульптуры. Также рекомендуем посетить помещения № 111 – 114. В них размещаются античные вазы всевозможных форм и размеров. Доминантой выставки считается статуя «Отдыхающего Сатира» — копия известного шедевра Праксителя. Еще одно интересное помещение — № 121, где находится коллекция камней.

Рыцарский зал

Располагает огромной коллекцией оружия, охватывающей более 15 тысяч предметов. Здесь можно увидеть турнирные доспехи, мечи, шпаги, охотничье, а также огнестрельное вооружение.

Главным украшением зала считается выставка фигур рыцарей в доспехах на конях. Эффектность экспонатов подчеркнута огромными картинами с изображением военных действий.

Малый и Большой Итальянский просветы

Галерея Малого просвета охватывает 29 залов, в которых выставляются картины итальянских художников с 13 по 18 век. В Большом просвете основной акцент сделан на предметах мебели и декора. Здесь вы увидите малахитовые вазы, стулья, фойе. Все комнаты с произведениями искусства задекорированы лепниной и позолоченной росписью.

Залы Большого Эрмитажа

Зал Тициана

Находится помещение, которое предназначалось для знатных императорских гостей, на втором этаже. Его роскошный интерьер дополнен работами Тициана, известного творца эпохи Возрождения. Среди самых известных картин вы найдете «Святой Себастьян», «Кающаяся Магдалина» и «Даная».

Зал Леонардо да Винчи

Одно из самых популярных мест Большого Эрмитажа. Здесь вы найдете два легендарных шедевра знаменитого художника. Это «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Лита». Значимость произведений искусства подчеркнута яшмовыми колоннами, вставками из лазурита, живописными панно и плафонами.

Читайте так же:  Скопление змей как называется

Если вы желаете посетить Эрмитаж и не потратить время на очереди, рекомендуем заказать входной билет на сайте «Спутник». На выбор также представлены и экскурсии разных форматов по Санкт-Петербургу.

(Малый зал)

Открытие 13 сентября в 16-00 часов

Член Союза художников России, член Международной Ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, заслуженный работник культуры России, преподаватель высшей квалификационной категории представляет свою юбилейную выставку, на которой зрители смогут увидеть свыше сорока работ, выполненных в технике линогравюры, монотипии, акварели, гуаши. Нина Ивановна предпочитает работать в жанре пейзажа и натюрморта. Считает, что истинный художник сможет рассмотреть необыкновенную притягательность даже в обычном, «многократновиденном», чтобы поделиться своими открытиями со зрителем. Именно поэтому, ее выставка называется «Остановленные мгновения».

Постоянный участник всероссийских, межрегиональных и областных выставок.

Работы художницы хранятся в частных коллекциях и галереях России.

Нина Ивановна — художник — педагог. Четверть века возглавляла детскую художественную школу № 1 им. В. С. Сорокина. Неоднократный дипломант и обладатель Гран-при городского конкурса «Лучший по профессии».Статья о Нине Ивановне внесена в энциклопедию «Лучшие люди России» — в номинации «Учитель».

Выставка будет работать до 6 октября.

  • Фотовыставка «В поисках гармонии»

    Выставка приурочена к 65 – летию образования Липецкой области.

    Открытие 11 сентября в 16-00

    Известный липецкий фотограф Юрий Викторович Сорокин предоставит на своей персональной выставке свыше ста фоторабот, сделанных во время путешествий по родному краю, Алтаю, Кавказу. Своими работами автор хочет рассказать зрителям о красоте и хрупкости окружающего мира.

    Офицер запаса, Юрий Сорокин оставил военную службу в 1998 году. И с этого периода его простое занятие фотографией переросло в привязанность.

    С 2011 года принимает активное участие в различных российских и международных конкурсах. Первые успехи пришли в 2012 году. Во всероссийском конкурсе «Дикая природа России», организованным Русским географическим обществом и журналом «National Geographic Россия” его работа «Большая вода» стала победительницей. Юрий Викторович – дважды финалист международного фотоконкурса «Золотая черепаха». В 2020 году состоялась церемония награждения победителей конкурса Русского географического общества «Самая красивая страна», в числе которых был Юрий Сорокин. Его работа «В стране березового ситца» признала лучшей в номинации «Черно-белая природа». В этом же году другая его работа «Марсианский» пейзаж средней полосы» победила в номинации «Энергия жизни» во всероссийском фотоконкурсе «Дикая природа России -2020».

    Выставка будет работать до 29 сентября 2020 года.

  • Выставка творческих работ по итогам молодежного пленэра «Горизонты-VII»

    В 2020 году традиционный молодежный пленэр прошел в новом формате, охватив пейзажное пространство Елецкого, Лебедянского, Задонского и Чаплыгинского районов. Временные рамки от ранней весны до начала осени расширили пленэрные возможности художников, что помогло создать в произведениях более эмоциональный образ Липецкого края.

    В пленэре принимали участие студенты и выпускники художественных отделений Липецкого областного колледжа искусств им. К.Н. Игумнова, Елецкого государственного колледжа искусств им. Т.Н. Хренникова, института культуры и искусства ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-шанского, а также опытные живописцы, члены Союза художников России и претенденты на вступление.

    По итогам пленэра 40 участников предоставили более 140 работ в жанре пейзажной живописи. Из них члены выставкома выбрали на выставку 40 живописных и графических самых удачных и выразительных произведений.

    (Малый зал)

    Открытие 20 августа в 16-00 часов

    Выставка будет работать до 10 сентября.

    Выставка «Трансформации»

    Открытие 21 августа в 16-00

    Выставка приурочена к 60 – летию со дня рождения известного липецкого живописца Владимира Басинского.

    На выставке будет представлено свыше 80 работ практически всех жанров, в которых работает художник: натюрморт, жанр ню, фигуративная живопись. Происхождение названия данной выставки становится понятным только после осмотра представленных картин. С первого взгляда зритель отмечает отточенную технику и виртуозную работу с цветом. И лишь потом, из глубины полотен проступают лица, образы, символы, мысли.

    Владимир Басинский член Союза художников России с 2001 года. Участник областных, региональных и международных выставок. В начале девяностых у него успешно прошли выставки в Португалии, Швейцарии и Швеции. Работы художника находятся в частных коллекциях в Москве, Санкт-Петербурге, в Бельгии, Англии, Германии, Италии, странах Прибалтики.

    Выставка будет работать до 8 сентября 2020 года.

  • Выставка «Шелковый путь: Ташкент – Липецк»

    Открытие 31 июля в 16-00

    Выставка приурочена к 90 – летию со дня рождения Ренана Емельяновича Вико.

    Имя Ренана Емельяновича известно не только в России, но и за рубежом. Его произведения находятся в Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, музеях Узбекистана, частных коллекциях в Великобритании, Италии, Бангладеш, США, Турции, Японии, Швейцарии. Его творчество отмечено многочисленными наградами.

    В 2000 году Ренан Емельянович стал членом Академии художеств Республики Узбекистан. В 2020 году Ренану Емельяновичу был вручен общественный орден «Польза. Честь и Слава». В 2020 году имя художника было включено в Международный художественный рейтинг мастеров XVIII–XXI веков, формирующих мировое художественное наследие.

    Ренан Емельянович – член Союза художников России, заслуженный работник культуры Узбекистана. На свою юбилейную выставку художник предоставит свыше 150 живописных и графических работ, охватывающий период его творчества в Узбекистане и в России. Ренан Емельянович – приверженец старой классической школы живописи, у него удивительно широкая творческая палитра. Он одинаково хорошо работает во всех жанрах – и в пейзаже, и в портрете, и в натюрморте, и в сюжетных картинах. У него свой стиль и выработанный колорит.

    Выставка будет работать до 18 августа 2020 года.

  • Из цикла «Молодые художники»: выставка Александра Каверина «Предчувствие»

    (Малый зал)
    Открытие 30 июля в 16-00 часов

    Молодой художник из Ельца представляет на суд зрителей свыше 30 живописных работ, выполненных в разных жанрах: пейзаже, натюрморте, портрете.

    Александр с отличием закончил Елецкий государственный колледж искусств им. Т. Н. Хренникова.

    Победитель и участник многих городских, областных, межрегиональных и всероссийских выставок.

    Его работы находятся в собраниях художественного отдела Елецкого краеведческого музея, в частных коллекциях в России, а также в странах Ближнего и Дальнего Зарубежья.

    Сам о себе он пишет так: «Живопись — неотъемлемая часть моей жизни. Это часть моего сознания и восприятия действительности. Моя цель — приумножить то, что я уже нашел, и найти то, что еще предстоит».

    Выставка будет работать до 18 августа.

    • Выставка «Романовские узоры»

      Открытие 6 июня в 12:00

      На выставке будут представлены работы ведущих мастеров Областного Центра событийного туризма:

      — народного мастера РФ, члена Союза художников РФ, обладателя премии Правительства РФ «Душа России» Маркина Виктора Васильевича;

      — мастера художественного текстиля, лауреата всероссийских и международных конкурсов народного творчества, заслуженного работника культуры Липецкой области Люрис Людмилы Юрьевны;

      — художника по авторскому и традиционному костюму, костюмированной текстильной кукле, обладателя Гран-при межрегионального конкурса «Нет живописней русского наряда» в 2020 и 2020 гг. Зининой Елены Дмитриевны;

      — мастера художественного текстиля, лауреата всероссийских конкурсов и фестивалей народного творчества Гришиной Светланы Анатольевны.

      Выставка рассказывает о художественном богатстве романовской (бывшего города Романова, ныне села Ленино) культуры — традиционном промысле романовской глиняной игрушки, вышитых тамбурным швом полотенцах, столешницах, традиционном женском романовском наряде, текстильной кукле и лоскутном шитье.

      Мастера бережно хранят традиции, приемы, технологию изготовления работ, которые получили от мастеров, живших уже в прошлом веке. Своими работами они прославляют родной край на разных уровнях — областном, всероссийском и даже международном.

      В рамках выставки пройдут два мастер-класса для детей. Виктор Маркин проведет мастер-класс по лепке глиняного петуха. Елена Зинина и Людмила Люрис научат ребят шить лоскутные мячики и украшать их нарядной вышивкой

      Выставка будет работать в большом и малом залах до 23 июня 2020 года.

      Великоустюгский музей-заповедник

      Информация о музее

      Р асположен в памятнике архитектуры XVII века — церкви Власьевской (Богоявленской). В течение года здесь организуются временные выставки различной тематики. Ежегодно в декабре-январе проводится интерактивное мероприятие «Звезды рождественской сиянье»

      Адрес: ул. Набережная, д. 55.
      Часы работы: с 10.00 до 18.00 (касса прекращает работу в 17.00), обед с 12.00 до 13.00.
      Выходные дни: воскресенье, понедельник.
      В период новогодних каникул режим работы может меняться в зависимости от предварительных заявок, которые можно сделать по телефону +7 (81738) 2-35-76 или по электронной почте Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

      Цена билетов для самостоятельного осмотра:
      — 120
      рублей (граждане РФ, иностранные граждане)
      90 рублей (пенсионеры, студенты ВУЗов очной формы обучения)
      — 60 рублей (учащиеся, дошкольники)
      Цены на экскурсионное обслуживание, мастер-классы и др.
      Цены на билеты и экскурсионное обслуживание: перейти

      Найти на карте

      Выставка «Творение души и рук»

      В выставочном зале Великоустюгского музея-заповедника открылась выставка творческих работ ветеранов Великого Устюга и Великоустюгского района «Творение души и рук», на которой представлено более 300 экспонатов, созданных в различных техниках.

      Это картины, написанные не только красками, но и вышитые крестом, гладью, бисером, выполненные в технике алмазной мозаики.

      Это народные и интерьерные куклы, это изделия из дерева и бересты – резные, расписные, плетеные.

      Восточные пейзажи искусно вышиты гладью Э. И. Стариковой. Её же произведение – подушечка, исполненная в технике сложнейшей якобинской вышивки.

      Сберегая традиции, выткала яркие, красочные дорожки-половики А. Я. Дернова. О. Р. Прахова написала гуашью летний «Город на Неве» и солнечные одуванчики.

      К выставке готовились целыми семьями. По-осеннему очень актуальна и радостна кукольная композиция «Мы картошки накопали» семьи Старковских из поселка Кузино.

      В. А. Тропова передаёт секреты мастерства своим внучкам Ирине и Анне, поэтому у них и получилось славно поработать всем вместе, создавая свою кружевную сказку.

      В пополнении экспозиции активно участвовали ветеранские организации работников образования, медицинских учреждений, ООО «Устюгхлеб», ООО «Новаторский ЛПК», сельских поселений района, в том числе самых отдалённых – Ломоватского и Сусоловского.

      Выставка рабоает с 3 по 25 октября 2020 года. Вход свободный.
      Возрастная категория 0+

      «Звезды Рождественской сияние»
      • Рождественское вертепное действо.

      В храме Богоявления Господня разворачивается увлекательный рассказ о великом празднике Рождества Христова.

      Расписные куклы ждут в своём вертепе, готовые ожить в руках рассказчиков. Красочное вертепное представление повествует о событиях первой Рождественской ночи, случившихся более двух тысяч лет назад.

      Затем действие переносится на Русь. Гостеприимные хозяева рассказывают о традициях празднования Рождества: вместе с хозяйкой крестьянской избы её гости готовят дом для великого праздника, помогают накрыть стол для праздничной трапезы.

      Красавица-ёлка раскрывает особый смысл своего убранства. Она была долгожданной радостью для детей в святые дни. С помощью особых украшений Рождественская ёлка превращалась в целую систему мироздания и служила выражением любви старших членов семьи к младшим.

      В конце представления, с помощью зрителей, под сводами храма зажигается Рождественская звезда, а на память о встрече каждый уносит рождественскую звёздочку с напутственными пожеланиями. Всё представление сопровождается трогательными песнопениями и колядками.

      Представление рекомендовано как детям в возрасте от 6 лет, так и взрослым.

      Обращаем Ваше внимание: представление проводится только в зимний сезон с 1 декабря 2020 по 19 января 2020 года.

      Выставка «Мир авторской игрушки»

      В выставочном зале Великоустюгского музея-заповедника открывается выставка, которая знакомит с творчеством местных мастеров, создающих авторскую игрушку. Это самые разнообразные работы, сшитые по оригинальным выкройкам и в единственных экземплярах. Среди них сказочные персонажи и нарядные барышни, представители земного животного мира и иных фантастических миров.

      Из знойной Африки, вероятно, пожаловали на выставку изысканные жирафы Ольги Иосифовны Драневич, вдохновлённой на их создание мастер-классом Елены Войнатовской. Вязаные куклы Елены Ивановны Букало словно только что сошли со страниц книг, о них написанных: это и Буратино с друзьями, бравые мушкетёр и гвардеец.

      Не чувствуют себя чужими в такой компании и четыре игрушки «Времена года», связанные Натальей Николаевной Хохловой, и длинноухие зайчата, которых «вырастила» Наталья Ильинична Кокошкина. Трогательно нежны и глазасты авторские куклы Любови Викторовны Букало. Свои сказочные игрушки из полимерной глины представляют на выставке две сестры – Лариса Владимировна Березина (г. Великий Устюг) и Марина Владимировна Прокопьева (г. Вологда).

      Посетители выставки увидят и коллекцию мастерицы Марины Алексеевны Голышевой: её кукол в народных костюмах, характерных для разных областей и районов Русского Севера, а ещё персонажей сказочных, среди которых Госпожа Северная Чернь, Хозяйка Медной горы и кукла-перевёртыш Царевна-лягушка. Народную игрушку представляет и семейная мастерская «Параскева» Великоустюгского культурно-досугового центра (руководитель мастерской – Надежда Владимировна Соболева).

      Домик для кукол и его интерьер, созданные заботливыми и творческими родителями Романом Михайловичем и Маргаритой Валерьяновной Вепрёвыми, восхитят всех юных посетительниц выставки, а увиденные игрушки подскажут, как можно своими руками творить неповторимые и сказочные кукольные миры.

      Выставка работает с 7 июня по 20 июля 2020 года.

      «Л. В. Остроумова. Радость творчества»

      В выставочном зале Великоустюгского музея-заповедника (ул. Набережная, 55) 10 мая начинала работу выставка «Л. В. Остроумова. Радость творчества».

      На юбилейной выставке Любовь Васильевна Остроумова – художник и педагог Великоустюгской детской художественной школы – представляет свои картины и работы учеников.

      Любовь Остроумова делится радостью творчества, которую находит в будничном и в праздничном, в великом и малом. Здесь и «Осенняя тональность за окном» (2020), и «Вербное воскресенье» (2020), величественный мыс Бык на реке Сухоне и россыпи осенних ягод – клюквы и брусники. Вдохновляют художника древние храмы, виды из окна, белая зима. А более всего дарят силы ученики и их успехи.

      «Извечной любви исток» – так называется посвящённая родному городу работа Алины Маклаковой. Для юных художников класса Л. В. Остроумовой Великий Устюг, его настоящее и прошлое – главный источник, утоляющий жажду творчества. Дмитрий Матчанов рисует «Вечерний город», Диана Буракова – пароходы в затоне, Екатерина Касаткина – легендарное плавание Семёна Дежнёва. Работы «Михайловские мастерские» Алёны Букало и «Затон судостроительно-судоремонтного завода» Дианы Бураковой созданы на основе фотоматериалов из фондов Великоустюгского музея-заповедника.

      Ученики Л. В. Остроумовой регулярно становятся победителями международных, всероссийских и межрегиональных конкурсах. Среди выпускников художественной школы, которых учила Любовь Васильевна, много художников и архитекторов, дизайнеров и преподавателей. Работы самой Любови Остроумовой находятся в частных коллекциях Великого Устюга, Вологды, Москвы, Германии, в фондах Волгоградской областной детской художественной галереи и Великоустюгского музея-заповедника.

      Год за годом педагог и её ученики участвуют в реализации выставочного проекта музея «Учитель и ученики», в рамках которого и открывается новая выставка.

      В выставочном зале Великоустюгского музея-заповедника открылась выставка, знакомящая с творчеством Даниила Зинченко.

      Молодой и талантливый фотожурналист Даниил Зинченко, посвящающий свободное время природным съёмкам, уже снискал заслуженное уважение своими работами. Даниил лёгок на подъём и внимателен к малейшим переменам в природе. Восхищают сделанные им уникальные кадры северного сияния, взявшего в сказочную оправу Соборное дворище спящего, ночного Великого Устюга.

      Фотоработы Д. Зинченко украшают книгу «Великий Устюг: путешествие во времени», вышедшую в 2020 году в известном вологодском издательстве «Древности Севера». В течение 2020 года Даниил готовил фотографии для книги, посвященной храмам Великоустюжской епархии.

      На выставке представлены фотоработы, на которых прежде всего родной город фотохудожника, а ещё зимние и летние речные пейзажи – виды, открывающиеся с живописных берегов Сухоны и Северной Двины.

      Даниил Зинченко щедро делится своими фотовпечатлениями от многочисленных поездок по Русскому Северу. За последние годы он побывал в Кенозерье, Карелии, в Кировской области, объехал самые значимые места Вологодчины.

      Зеркальная гладь воды, зыбкая прелесть отражений, волшебство световых эффектов, храм Симеона Столпника в радужных ореолах ликующей после грозы природы – всё это на фотокартинах Даниила Зинченко, представленных в экспозиции.

      Сейчас молодого фотохудожника более всего увлекают фоторепортажи, дающие возможность запечатлеть суть события при помощи выразительных деталей, передать атмосферу и настроение людей, их живые эмоции. По мнению Даниила, жанр фоторепортажа обладает одним важным преимуществом: «Можно переснять все пейзажи мира, но людей и событий гораздо больше!»

      И очередная выставка в Великоустюгском музее-заповеднике – это тоже событие!

      Выставка работает с 18 апреля по 5 мая 2020 года.

      Вход на выставку свободный.

      П редставители Вологодского областного театра кукол «Теремок» прибыли в Великий Устюг. Это более пятидесяти кукол, в том числе планшетные и тростевые, из папье-маше и ткани, пластика, дерева и картона. Персонажи спектаклей «Белые сказки», «Волшебная лампа Аладдина», «Кот и Лиса», «Пастушка и трубочист», «Красная шапочка», «Неточка Незванова» принимают участие в выставке «За кулисами театра», открытие которой состоялось 8 февраля в выставочном зале Великоустюгского музея-заповедника (Набережная, 55).

      Куклы из Вологды предстают перед устюжанами на фоне театральных афиш и реквизита, элементов декораций и эскизов к спектаклям, которые шли на сцене театра, начиная с 1961 года. Великолепны тростевые куклы Султан и царевна Будур из спектакля «Волшебная лампа Аладдина», Примадонна и Герой из сказки Ганса Христиана Андерсена «Пастушка и трубочист». Отдельно в выставочной витрине – две пронзительные сцены из спектакля для взрослых «Неточка Незванова», созданного по мотивам одноименной повести Ф. М. Достоевского.

      В экспозиции, развёрнутой в выставочном зале музея, поэтапно и подробно представлен процесс рождения спектакля, начиная с работы над сценарием, создания эскизов и кукол.

      На выставке также можно увидеть театральные программки и буклеты, номера газеты «Теремоша» и даже режиссерский экземпляр текста к спектаклю «Белые сказки».

      Пришедшие на экскурсию дети могут и сами поучаствовать в постановке мини-спектакля по мотивам русской народной сказки «Теремок» с использованием перчаточных кукол бибабо.

      Совместный проект Великоустюгского музея-заповедника и Вологодского областного театра кукол «Теремок» посвящён Году театра в России.

      Выставка работает с 8 февраля по 9 марта.

      «Возвращаясь к былой красоте»

      В выставочном зале Великоустюгского музея-заповедника открылась выставка, знакомящая с творчеством М. А. Голышевой.

      Сфера творческих интересов устюжанки Марины Алексеевны Голышевой – создание костюмов по мотивам характерных для Русского Севера традиционных изделий декоративно-прикладного искусства.

      Глубокое личностное восприятие темы, яркая индивидуальность, романтичность создаваемых образов – то, что привлекает в творчестве Марины Голышевой, многие годы увлечённо создающей коллекции авторского костюма, головных уборов и кукол.

      М. А. Голышева являлась активной участницей районной комплексной программы «Сохранение, восстановление и популяризация самобытной культуры Великоустюгского района 2009–2020 гг.», которая осуществлялась в рамках областной долгосрочной программы «Традиционная народная культура как основа сохранения культурной самобытности Вологодской области 20009–2020 гг.». Мариной Алексеевной создана коллекция костюмов для ансамбля русской песни «Солнцеворот» Вологодской областной государственной филармонии им. В. А. Гаврилина. За подготовку коллекции одежды, представленной на областном фестивале детских студий костюма и театров моды «Россия, Родина – источник вдохновения» Марина Алексеевна была удостоена благодарственного письма Департамента образования Вологодской области.

      На выставке представлены народные, исторические и сценические костюмы, головные уборы, кукольные композиции «Приплывухи», «Ярмарка», «Горожане».

      Для изделий М. А. Голышевой характерна тщательная, профессиональная проработка деталей. И в то же время мастер рождает Сказку, воплощая в изделиях из ткани былую красоту. Именно таким видится Марине Алексеевне утраченный золотой век северного русского костюма.

      Посетителям выставки «Возвращаясь к былой красоте» предоставляется возможность познакомиться с миром творчества Марины Голышевой, оценить её яркую индивидуальность, выразить признательность мастеру за верность теме, однажды выбранной стезе.

      Выставка работает с 19 марта по 11 апреля 2020 года.

      Вход на выставку свободный.

      2 ноября в выставочном зале Великоустюгского музея-заповедника открылась выставка «Магия бумаги». В экспозиции представлено более двухсот произведений из бумаги, созданных студентами Великоустюгского гуманитарно-педагогического колледжа. Это различные виды аппликации, работы в техниках оригами, рисования по мятой бумаге, монотипии и бумажной вырезки.

      Поразительно хороша аппликация из кальки с бумажной вырезкой «Зимняя сказка» – коллективная работа 3 «А» группы отделения начальных классов. Каждая снежинка на этой картине неповторима: снежные васильки и ягоды, зайчики и домики, сердечки и бабочки можно отыскать среди причудливых узоров.

      Владение техникой бумажной вырезки позволило студентам 4 курса Василине Горлищевой, Ксении Селяниной, Александре Яловой и Ирине Бритвиной создать сундучки, которые напоминают устюжские теремки и подголовники, украшенные просечным металлом.

      Целое лукошко наполнили «грибными дарами» из папье-маше слушатели курсов переподготовки воспитателей детских садов.

      Будущие педагоги создают из бумаги сюжетные картинки с животными и птицами – то, что будет интересно малышам, познающим окружающий мир. Среди таких работ, например, аппликация из полос бумаги выпускницы колледжа нынешнего года Дарьи Марковой «Лесная компания», конструкция из гофрированных трубочек «Птичьи разговоры» Юлии Петровой, аппликация из разных видов бумаги «Наши верные друзья» Натальи Дерновой, Вадима Ягодина и двух Анастасий – Комышевой и Беляевой.

      Посетители выставки, пользуясь понравившимся фотореквизитом, с удовольствием фотографируются у большого панно с весёлым осьминогом или на борту подводной лодки – забавной тантамарески.

      Все произведения из бумаги выполнены под руководством преподавателей С. О. Буторовой и Ж. В. Вологдиной, представившей на выставке и свои аппликации в технике «айрис фолдинг». Из множества разноцветных бумажных полосок под рукой художника рождаются настоящие картины!

      Выставка «Магия бумаги» знакомит с современными техниками прикладного творчества и демонстрирует творческие возможности детей и молодежи.

      «Человек как рамка для ландшафта»: путеводитель по выставке Павла Пепперштейна

      В «Гараже» проходит большая выставка Павла Пепперштейна «Человек как рамка для ландшафта». «Афиша Daily» попросила художника и куратора провести короткую экскурсию по выставке, а директора аукциона Sotheby?s — рассказать, чего стоит (буквально) это искусство.

      Лиственный зал в совхозе «Календарный»

      Иноземцева: «Вопрос про символическую стоимость — вечный, он стал предметом размышления многих художников вроде Бротарса. Что делает надбавку в стоимости искусства после производства? Набор самых разных факторов: коллекционный интерес, интерес музейный. Хочу заметить, что вся наша выставка устроена так, чтобы показать работы, которые в Москве никто не видел, — очень новые и очень старые. У новых работ, конечно же, дорогой продакшен. Например, отлитая в силиконе барышня и Ленин были очень дорогими в производстве частями инсталляции, вся она обошлась примерно в два с лишним миллиона».

      Пепперштейн: «Это очень давняя идея, которая появилась у меня примерно в 1992 году. Тогда я увидел сон, что попадаю в некую глушь, в деревню, которая называется Совхоз Календарный. И живут там просветленные люди, которые мне в какой?то момент говорят, что у них есть особенное пространство, которое называется Лиственный зал совхоза «Календарный». И они приводят меня туда, где действительно стены большой комнаты покрыты листвой насыщенного изумрудного цвета, а в середине на золотых цепях, как в сказке, качается гроб, а в нем лежит Ленин и красавица. И меня сразу охватывает благоговейное ощущение причастности к чему-то сакральному, и сразу захотелось сделать проект.

      Сделать я его тогда хотел в рамках проекта «Медгерменевтики» (важная арт-группа 1990-х, где и состоял Пепперштейн. — Прим. ред.) для Венецианской биеннале — наш проект очень понравился Олегу Кулику, и он предложил вместе подать заявку на биеннале. Наверху павильона должен был находиться Толстой, обосранный птицами, а внизу лежать этот наш Ленин. Но тогда из этого ничего не вышло, хотя я и не лишился желания все осуществить, — и вот наконец появилась возможность реализовать мой давний сон.

      Сейчас работа шла несколько месяцев — и самое сложное было попасть с фигурами в нужный образ. Несколько раз я требовал переделать девушку и даже приглашал гримеров для большего сходства».

      Иноземцева: «У Паши есть одна безусловная любовь: Владимир Ильич Ленин. Забавно, что во время работы над проектом я спрашивала, кто из наших коллег был октябренком, — оказалось, что из 170 человек меньше десяти. Но для меня в детстве Ленин тоже был абсолютным героем, такой первой фигурой, и для Паши это в той же мере важный объект безусловной любви. Наше отравленное марксизмом и ленинизмом сознание даже не способно воспринимать Ленина как недоброго героя. Мы даже специально вызывали гримеров, потому что Паша не был доволен ни тем, как выглядит Ленин, ни тем, как выглядит девушка. Ему хотелось воссоздать ощущение магически заснувших людей, которые пребывают в волшебном сне».

      Cерия «Колобок», 1994-й

      Иноземцева: «Графику 1980-х и 1990-х мы привезли из собрания известного коллекционера Рудольфа Цвирнера, отца теперь страшно значительного галериста Дэвида Цвирнера, дедушки галериста Лукаса Цвирнера. Он приобрел эту серию в то время, когда Паша путешествовал — и купил непосредственно у художника большой блок его вещей. А потом со свойственной ему проницательностью выставил рядом Пепперштейна и Рэймонда Петтибона (американский художник, чья выставка тоже проходила в «Гараже» в 2020 году. — Прим. ред.). Рыночная судьба этих вещей, если они вдруг попадут на рынок, вполне понятна (на аукционах от 1000 до 20 000 долларов) — это блестящая графика эпохи расцвета психоделической революции».

      Пепперштейн: «Эта работа делалась в городе Кельне, наверное, в 1993–1994 годах, когда свежим был след такого грандиозного события, как распад Советского Союза. Меня тогда почему?то очень штырило, то событие вызывало у меня сложные эмоции и психоделические состояния. И я сделал много работ, с этим событием связанных. К ним относится и эта серия. Для внешнего зрителя не так легко понять связь этих событий и колобка — колобок это некий трансформирующийся персонаж советского герба, который предстает как земной шар с зашифрованным серпом, обозначающим его улыбку, а молот представляет собой его лицо. И с ним происходят разные приключения — колобок, например, укатывается…

      Но в данном случае девяностые обозначают для меня время глубокого погружения в эзотерику, создание нескольких эзотерических уровней. Здесь речь идет о зрении, которое содержит с собой незрение. И колобок, обладающий постоянно закрытым глазом, встраивается в сам глаз и становится зрачком внутри постоянно открытого глаза.

      Да, серия огромная, но хоть вы меня зарежьте, не могу сказать, как долго над ней я работал».

      «Америка», 2005-й

      Пепперштейн: «Писал эту серию я не то чтобы быстро — но нужно иметь в виду, что одновременно я начинаю сразу несколько работ. Мне кажется, работал я над ней не меньше, чем месяц. Для меня очень важно, что в этой серии я впервые вернулся к маслу, — до того долго придерживался акрила, но масло меня манило, и все время хотелось к нему вернуться. И вот это наконец произошло, чему я дико и несказанно рад. В масле что?то есть, хотя зрителю, как мне кажется, все по барабану — зритель не замечает разницы между акрилом и маслом. Это какая?то внутренняя разница, которая видна только художнику самому. Писать маслом — процесс более сложный и длительный, происходящий иначе».

      Иноземцева: «Серия «Флаги» — большая живопись, которая была создана для инсталляции «Саммит». Мне кажется, это чуть ли не лучшее, что Паша сделал, и эта орнаментальная живопись лично мне дико нравится. Я думаю, в этом случае мы понимаем прекрасно, сколько это может стоить в общей логике его работ, — 100–150 тыс. долларов».

      «Детские рисунки»

      Иноземцева: «Ради этой выставки мы специально летали в Прагу, чтобы забрать его детские рисунки. Мне искренне интересно, что с ними может произойти, когда они попадут на рынок. Потому что его любимые темы начинаются с раннего детства и подросткового возраста и продолжаются всю жизнь. Мне нравится думать о Пашиных работах как орнаментах, которые начинаются в детстве и распространяются на все его поздние работы. И первый модуль этого орнамента — то, что было в детстве. Здесь есть и гангстерские сюжеты, все пиктограммы и тот же Ленин, все это появляется там — более того, графический стиль Паши с детства поменялся не сильно.

      А свой альбом он делал, как говорит, одновременно с Кабаковым и Пивоваровым — и это правда. У нас выставлено несколько альбомов, и это абсолютно настоящие живые концептуалистские альбомы, не хуже отцов-основателей, но исполненные, как говорит Паша, в духе детского подражания. И вдруг эти работы появляются из небытия. Мы первые их показываем, и очень интересно, что с ними будет дальше: исходя из рыночной логики, мне как коллекционеру было бы очень интересно их иметь среди взрослых вещей. Тем более, что у этих работ уже будет музейная история».

      Пепперштейн: «Я крайне непедантичен, мне очень сложно давать ответы на вопросы, структура которых предполагает точность. Я знаю, что есть художники, и их немало, которые прямо очень точно все знают, — но я живу в очень галлюцинаторном состоянии. Про детские рисунки знаю, что они прорисованы очень тщательно и кропотливо, но это отнюдь не значит, что я был крайне аккуратным ребенком. Я всегда был неряшлив и таким остаюсь, всегда создаю бардак, за что в детстве меня ругали родители, а теперь иногда моя подруга. Вот мой папа (Виктор Пивоваров. — Прим. ред) очень аккуратен, у него все абсолютно идеально, а я не унаследовал этого».

      «Астронавт как рама для ландшафта», 2020-й

      Пепперштейн: «Над всей серией я работал сразу. Думаю, заняла она у меня пару месяцев. Обычно я как работаю: сначала делаю, потом заканчиваю, потом начинаю что?то менять — очень часто на уровне детализации. Мне часто кажется, что я нахожу что?то лишнее, что что?то нужно убрать, обычно это могут быть какие?то микроскопические детали, которые тоже никому не видны. Так что эти изменения относятся скорее к каким?то психическим процессам.

      А сколько краски на работы уходит, я тоже не могу сказать. Часто бывает, что краска во время работы заканчивается, и я срочно прошу ассистентов купить определенный цвет. Так и пишу по телефону: « ОХРА НУЖНА СРОЧНО ».

      Иноземцева: «Для выставки Пепперштейн сделал серию, которая называется, как и сама выставка, — «Человек как рама для ландшафта». Это новая живопись, большие холсты, которые будут стоить в той же логике, что и его остальные работы.

      В них примечательна инверсия европейских схем живописи. Как устроена обычно пейзажная живопись? Есть некая природа, неважно, райский организованный сад она или Версаль, или дикая, необузданная романтическая живопись. Но точка входа в нее — это человек: на нем сходятся все линии перспективы. По отношению к нему пейзаж выстраивается. А Паша делает следующее: фрагменты морских или обычных пейзажей становятся частью человеческого тела, которое выкручивается или закручивается. Но на самом деле впервые происходит следующая интересная вещь: человек не противопоставлен ландшафту, а с ним слит, он стал его частью».

      Генеральный директор «Сотбис Россия»

      «Павел Пепперштейн, безусловно, международно известный и любимый коллекционерами художник. И, хотя он заявляет, что как художник больше известен на Западе, а как писатель — в России, русских коллекционеров, желающих купить его работы, было всегда достаточно.

      У Пепперштейна письмо и рисование неразрывны, даже когда в работах отсутствуют прямые высказывания. Тонкий графический, я бы даже сказала каллиграфический, стиль узнаваем вне зависимости от техники исполнения: будь то акварель, акрил или масло. Это особенно заметно проявилось на выставке в «Гараже». Именно такие работы востребованы и после выставки будут востребованы еще больше.

      Если говорить о рынке, то, на мой взгляд, стоит отделять музейные проекты со сложным подтекстом и не менее сложными инсталляциями, такими как «Ленин и девушка», от работ коммерчески привлекательных — тех, которые хотелось бы иметь в коллекции и жить с ними. Трудно себе представить частную коллекцию, в которую бы гармонично вписалась инсталляция «Ленин и девушка». Это — музейная работа, и именно в контексте музейной выставки она производит такое ошеломляющее воздействие.

      Коллекционеры хотят иметь произведения мастера в своих собраниях — и его графические работы, стоящие на аукционах от 1000 до 20 000 долларов (в зависимости от размера), и работы на холсте с оценками от 30 000 до 70 000 долларов. Конечно, в галереях цены могут быть намного выше аукционных».

      Государственный музей А. С. Пушкина – память о великом поэте

      Адрес: Москва, ул. Пречистенка, 12/2
      Дата основания: 1957 год
      Дата открытия: 6 июня 1961 год
      Основатель: Александр Зиновьевич Крейн
      Координаты: 55°44’36.8″N 37°35’51.6″E

      Пушкин всегда остается с нами. Его имя так же вечно, как и знаменитые стихи. Музей, посвященный творчеству поэта, появился в городе в 1961 году. За годы работы он стал одним из самых известных музеев Москвы. Музейные экспозиции находятся в центре российской столицы в прекрасно сохранившемся усадебном доме дворян Хрущевых-Селезневых.

      Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых в котором разместился государственный музей А. С. Пушкина

      Как создавался музей

      Идея создать в Москве новый литературный музей появилась еще в довоенное время. В столице неоднократно проходили выставки, посвященные поэту.

      Инициатором создания первых экспозиций был Александр Зиновьевич Крейн – историк музеевед, который более 40 лет жизни посвятил увековечиванию памяти Пушкина. Именно он заложил главный принцип пушкинского музея: его коллекции основываются исключительно на дарах.

      Постановление о создании музея было принято в 1957 году. Сбор мемориальных, исторических реликвий и оформление залов заняли несколько лет. Наконец, в начале лета 1961 года новые экспозиции были открыты для публики.

      Памятник А.С. Пушкину

      Музей в наши дни

      Сегодня в музейных фондах тщательно хранят тысячи уникальных предметов – старинную стеклянную и фарфоровую посуду, картины, рисунки, литографии, книжные издания, одежду и предметы мебели, которыми пользовались в первой половине XIX века. В залах представлены постоянные выставки — «Пушкин и его эпоха» и «Сказки Пушкина». Кроме того, в особняке находится просторный читальный зал, помещения для выставок, зал для проведения концертов и кабинет бывшего директора музея А. З. Крейна.

      Мемориальная экспозиция – детство и лицей

      Залы, посвященные пушкинской эпохе, рассказывают обо всех этапах жизни поэта, начиная с его рождения. Первая коллекция, с которой знакомятся туристы, называется «Пролог». В ней представлены гравюры русских и зарубежных художников XVIII века. Здесь же можно увидеть книги, написанные великими русскими писателями и поэтами – М. В. Ломоносовым, Д. И. Фонвизиным, А. П. Сумароковым, Г. Р. Державиным и Н. М. Карамзиным.

      Зал № 7. Бальный зал

      Зал № 2 охватывает цепь событий, которые происходили в начале XIX столетия.В нем экспонируются памятники русско-французской войны 1812 года и документы о восстании и судьбе декабристов. Отдельное место занимают книги и автографы товарищей молодого поэта.

      В зале играет музыка того времени и можно увидеть скульптурный портрет А.С. Пушкина, автором которого является талантливый русский скульптор Александр Иванович Теребенёв. Его Атланты в Новом Эрмитаже известны многим, но о выразительной статуе поэта со скрещенными руками известно не всем. Рядом экспонируется портрет поэта, который был литографирован художником Густавом Адольфовичем Гиппиусом. А под ним находится едва ли ни самый ценный музейный объект музея – подлинный пушкинский автограф.

      Целых три зала занимает экспозиция, посвященная московскому детству Пушкина. Детально воссоздана обстановка дома, где проходили его детские годы. Выставлены виды города той эпохи и различные вещи, которыми пользовались члены семьи Пушкиных. В частности, книги, изданные в начале XIX столетия, резная мебель и изящная фарфоровая посуда. На стенах висят портреты отца и матери поэта.

      Зал № 9. Малый зал. Возвращение Пушкина в Москву

      «Бальный зал» старинного усадебного дома рассказывает о времени учебы Пушкина в Царском Селеи периоду его жизни в городе на Неве с 1817 по 1820 годы. Здесь также размещены материалы о двух ссылках — в Южное и Михайловское.

      Литературное творчество

      Зал № 8 или «Большая гостиная» посвящен истории создания «Евгения Онегина». Знаменитый стихотворный роман поэт писал, будучи убежденным в фатальности существования и предопределенности бытия. Что ни делай — все придет к одному и тому же финалу… Он сочинял свое произведение в разных местах в течение нескольких лет. В музее собраны свидетельства современников Пушкина и бесценные рукописные страницы романа.

      Переходя в следующий зал, туристы могут увидеть экспонаты, касающиеся возвращения поэта в московское общество и годам, проведенным в странствиях. Это поездки поэта в Азрум, Тверскую губернию и жизнь в Б.Болдино.

      Зал № 10. Боскетная. «Пиковая дама»

      «Боскетную» усадебного дома обычно называют залом «Пиковой дамы». Известную всем со школьных лет повесть в стихах поэт сочинил в 1833 году, когда жил в Болдино. Одна половина экспозиции посвящена графине и представляет богатую аристократию Российской империи екатерининских времен. Другая половина рассказывает о Германе — новом герое, которого выдвинуло буржуазное окружение поэта.

      Три следующих зала представляют посетителям музея пушкинскую поэму «Медный всадник» и путешествие поэта по местам пугачевского восстания. Во время поездки 1833 года он побывал в Заволжье, Казани, Оренбурге и Симбирске. На стенах висят картины художников — потомков поэта. А рядом с ними–колоритные портреты Пугачева, которые были написаны в последней половине XVIII — в начале XIX века.

      В зале № 14 раскрывается судьба исторического романа «Капитанская дочка» — главного труда Пушкина середины 1830-х годов. Предметы, выставленные здесь, отражают мир крестьян и разночинцев, которые стали вольными и невольными участниками кровопролитного пугачевского восстания.

      Зал № 8. Большая гостиная. «Евгений Онегин»

      Прощание с поэтом

      В зале № 15 можно познакомиться с завершающими годами жизни поэта. В его стенах экспонируются пушкинские рукописи, книги, личные вещи и документы последних лет. Здесь висят портреты людей из ближнего окружения, рукописные копии последних стихов и трагическая посмертная маска.

      Величественный «Аванзал» завершает экскурсию по пушкинской эпохе и посвящен памяти рано ушедшего поэта. В нем возвышаются красивые напольные часы, изготовленные в XIX веке, а рядом находится копия памятника поэту работы Александра Михайловича Опекушина.

      Сказочный мир

      Еще одна постоянная выставка носит название «Сказки Пушкина». Она совсем небольшая и занимает всего две комнаты первого этажа. Сюда водят экскурсии для дошкольников и учеников начальной школы, и с удовольствием приходят родители с детьми.

      Зал № 11. «Медный всадник»

      В первой комнате размещены орудия труда, предметы крестьянского обхода и старинные картины. Здесь же можно увидеть иллюстрации к пушкинским сказкам, сделанные известными российскими художниками — Владимиром Михайловичем Конашевичем, Владимиром Алексеевичем Милашевским и Татьяной Алексеевной Мавриной. Другая комната представляет волшебный «остров Буян» — сказочный мир, предназначенный для детских игр.

      О филиалах музея

      Пушкин – подлинная история нашей страны, поэтому в Москве стараются бережно сохранять все места, связанные с поэтом и его ближайшими родственниками. Статус филиала литературного музея имеют выставочные залы и мемориальная квартира, расположенные на Старом Арбате.

      Между станциями метро «Красные ворота» и «Бауманская», на улице Старая Басманная, стоит старинный деревянный особняк. В нем разместился дом-музей, рассказывающий о дяде поэта – В.Л. Пушкине. Кроме того, филиалами считаются дом-музей известного русского писателя Ивана Тургенева и мемориальная квартира поэта-символиста Андрея Белого.

      Зал № 2. Эпоха Пушкина

      Полезная информация для посетителей

      Двери главного здания музея открыты для гостей во все дни, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. По четвергам экспозиции открываются в 12:00 и заканчивают прием посетителей в 21:00. Вход в музей стоит 200 рублей (2020). Детей до 7 лет пускают бесплатно. Туристам нужно иметь в виду, что кассы прекращают продавать билеты за полчаса до закрытия.

      По музейным залам можно пройти самому или в сопровождении опытного экскурсовода. Сотрудники музея проводят обзорные и тематические экскурсии, посвященные литературному творчеству поэта и московскому периоду его жизни.

      Дошкольники могут поучаствовать в игровых экскурсиях и занятиях по пушкинским сказкам. Для учащихся школ в музее проводят уроки литературы и тематические экскурсии по отдельным романам и повестям. Взрослые посетители участвуют в пешеходных экскурсиях по историческим местам столицы и архитектуре Москвы первой половины XIX века.

      Клавикорд в одном их залов посвящённых детству Пушкина в Москве

      Как добраться

      Музейное здание расположено на улице Пречистенка, 12/2, в центральной части города. До него за пять минут нетрудно дойти пешком от станции метро «Кропоткинская».

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *