Галина бедненко младшие арканы таро теория и практика

Галина бедненко младшие арканы таро теория и практика

Ответы на часто задаваемые вопросы по Таро: Вместо введения

1. Как появились и откуда взялись карты Таро?

Происхождение карт Таро многие до сих пор представляют таинственным и загадочным, однако в действительности история их довольно ясна. Известны и время (до десятилетия), и место возникновения общего символического ряда, изображаемого на картонных карточках и использующегося ныне для гадания.

Придворные и числовые карты Младших арканов Таро, несомненно, связаны с игральными картами, которые остаются в ходу и по сей день. Игральные карты появились в Европе где-то около 1375 года – это была новинка, завезенная из исламского мира. Мусульманская Испания играла тогда роль посредника между исламской и христианской культурами. Начиная с 1377 года в официальных документах и духовных проповедях, запрещающих или осуждающих азартные развлечения, появляются упоминания о карточных играх.

Что до символических карт Таро (названных позже Старшими арканами), то о них ничего не известно вплоть до 20-х (к этому времени относятся упоминания о неких символических картах с изображениями животных) или даже, скорее, до 40-х годов XV века. Тогда символические карты становятся излюбленным развлечением при дворах итальянских владык. В 1450 году новоиспеченный миланский герцог Франческо Сфорца написал письмо одному из своих подчиненных, дав ему в качестве особого задания закупить несколько пачек (тогда еще не колод) символических карт. Судя по этому письму, уже тогда различались типы карт: игральные и символические («козырные»): Сфорца распоряжается приобрести простые игральные карты, если найти символические не удастся. Но так или иначе, карты обоих типов использовались в те времена только для одного – для развлечения. (Так и сейчас есть стандартные игральные карты, а есть чисто символические, но также служащие лишь для развлечения, – с покемонами, героинями Silver Moon, царями и царицами, даже колоды для особой игры Magic the Gathering.) Кроме того, это поручение говорит нам о том, что символические карты были обычным товаром, а не предметом искусства, воплощением мистических опытов и достоянием избранных.

Таким образом в конце XIV – начале XV века Европа узнала игральные карты, а в Северной Италии – Милане и Ферраре – появились карты символические. Пытливый исследователь найдет в символах Старших арканов излюбленные образы итальянского Возрождения: Фокусника, Папу, Императора, Колесо Фортуны, Дьявола, Луну и Солнце… И действительно, самые старые символические карты дошли до нас от времени правления герцога Миланского Филиппо Марии Висконти (1412–1447). Это колода Висконти – Сфорцы, датируемая 1428 годом. Она была изготовлена известным художником Бонифацио Бембо ко дню бракосочетания Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорца. На картах этой колоды нет не только букв еврейского алфавита или астрологических символов, но и номеров и названий карт. Это говорит нам о том, что, во-первых, установленного порядка карт в колоде тогда еще не существовало, а во-вторых, что изображения были легкоузнаваемы для человека того времени и социального слоя, так что никаких пояснений не требовалось. Существовали колоды с изображениями античных божеств как аллегорий или астрологических символов, олицетворениями наук и искусств, социальными символами и т. д.

Все дошедшие до нас карты XV века происходят из городов-государств Италии: Милана, Болоньи, Венеции, Феррары и Флоренции. В начале XVI века карты распространились во Франции. Приблизительно в 30-х годах XVI века появляется слово «тарокки». Этим словом, этимология которого так и не выяснена, обозначалась игра с обычными игральными картами (будущими Младшими арканами) и символическими (будущими Старшими арканами). Последним отводилась роль козырей.

Неизвестно, какие еще цели, кроме развлекательных, мог преследовать художник, составивший набор из 22 символических карт. Может быть, он и был тайным мистиком или оккультистом, воплотившим какую-то доктрину в своем произведении. А может быть, и нет. В то время существовали и другие наборы символических карт, но, так или иначе, именно знакомый нам комплект Таро выдержал испытание временем. В наши дни архетипический ряд Старших арканов Таро является сложившейся символической структурой, эффективным инструментом для гаданий, медитаций и даже психоанализа.

2. Правда ли, что карты Таро пришли к нам из Египта или других экзотических стран и культур, но истинное происхождение их покрыто завесой тайны? И правда ли, что само слово «Таро» произошло из древнеегипетского языка, иврита или латыни; что это – анаграмма; что оно содержит в себе тайну самой сути этих карт?

Символические карты – предтечи карт Таро – появились в Северной Италии в XV веке. Первые их экземпляры – раскрашенные вручную листочки плотной бумаги – использовались для развлечения при дворах знати.

Первоначально они обозначались итальянским словом «тарокки» («тарокко»). Так назывались и игра, и сама колода, состоявшая из обычных игральных карт с четырьмя мастями и карт символических. В Германии игру называли тарок, во Франции – тару. Но так или иначе, это название возникло лишь через лет сто после появления самих карт.

Идею египетского происхождения карт Таро первым высказал французский эзотерик Эттейла (около 1788 года). Ему якобы было явлено видение египетских золотых скрижалей с изображениями Старших арканов. Поэтому и свою колоду он постарался нарисовать «под Египет» (отсюда же, кстати, в колодах его последователей на карте «Колесница» появились сфинксы). Поль Кристиан в своей «Истории магии» описывает ритуал посвящения в египетские мистерии, в котором особую роль будто бы играли изображения, схожие с картами Таро: «Эти двадцать две картины располагались попарно, друг против друга. Проходя мимо двадцати двух картин галереи, посвященный получал наставление от жреца». Однако в действительности карты Таро не имеют никакого отношения к Древнему Египту: просто во времена Эттейлы во Франции как раз зарождалась мода на Египет (прерванная Французской революцией, но возобновившаяся с египетским походом Наполеона).

Идрис Шах утверждал, что Старшие арканы Таро заимствованы у мусульманских мудрецов – суфиев – и что на самом деле они хранят тайну Таро, до сих пор неизвестную непосвященным. Это вариант классического оккультного мифа о том, что бытующая магическая традиция неполноценна, а то и вовсе бесполезна и что истина известна лишь древним или избранным.

Слово «Таро» и его анаграммы использовались в традиции Золотой Зари. В частности, это заметно на карте «Колесо Фортуны» в версии Уэйта. Однако это достаточно поздние оккультные «инсайты».

3. Правда ли, что Таро в Европу из Индии или Египта принесли цыгане?

Эта идея была популяризирована в XIX веке Папюсом безо всяких на то исторических оснований. Большинство цыганок традиционно гадали по руке, на обычных игральных картах начали гадать лишь в XX веке, а к Таро вообще отношения не имели.

4. Правда ли, что карты Таро изначально использовались для прорицания, магии, обучения оккультным доктринам и пр.?

Письменные источники говорят нам о том, что Таро чаще всего использовались для игры, схожей с бриджем. Игра была популярна по всей Европе на протяжении нескольких столетий, а во Франции в нее играют и по сей день. Кроме того, поэты использовали названия символических карт для создания приукрашенных стихотворных портретов придворных дам. Этот жанр, существовавший с XVI века, назывался tarocchi appropriati. Не исключено, что эти карты могли использоваться и для других нужд. Так, в 1589 году в Венеции был вынесен приговор по обвинению в колдовстве, где, помимо всего прочего, фигурировали карты Таро. Но, кроме этого, никаких магических ассоциаций с картами Таро не возникало вплоть до XVIII века.

LITMIR.BIZ

Новинки
Популярные
Наши рекомендации
ТОП просматриваемых книг сайта:

Младшие арканы Таро. Теория и практика. Галина Борисовна Бедненко

Год выпуска 2010

богини: Архетипы женственности. М.: Класс, 2005; Она же. Греческая мифодрама: Деяния богов. М.: Добросвет, 2008).

Также Монеты или Пентакли – но мы для удобства в этой книге будем называть их однообразно, Дисками.

Читайте так же:  Flash гадания

Арканы VI («Влюбленные»), X («Колесо Фортуны»), XII («Повешенный»), XX («Суд») и XXI («Мир») мы не можем соотнести ни с одной определенной мастью, поскольку это этапы слишком очевидных перемен и влияния Божественной силы в большей степени, нежели личных проявлений.

Отдельно стоит отметить неопубликованный перевод «Книги Тота» А. Кроули, сделанный Анной Блейз: в своих цитатах из этой книги и из комментариев Лона Майло Дюкетта мы пользовались именно этим переводом. Он опубликован в сети Интернет: http://annablaze. livejournal.com/106766.html

Подробнее о Старших арканах см.: Бедненко Г.Б. Старшие арканы Таро. Теория и практика. М.: Центрполиграф, 2009.

http://www.lindagailwalters.com/Tarot-Court-Cards.html – MBTI and the Tarot Courts by Linda Gail Walters.

Также об этом можно прочитать здесь: Jean-Michel D. The Court Cards of the Tarot as Personalities // http://www.tarotstudies.org/newsletters/ news41.html

Об этом написано в книге Г.Б. Бедненко «Старшие арканы Таро. Теория и практика» (глава 17 «Колесо Фортуны (Х)»).

Интернет-магазин издательства «Мир Урании»

ПокупательЗаказы Корзина Оформить заказПрайс-листО магазинеИзд.планыФин.астрология
По разделам: По цене: По алфавиту: A H S T Z А Б В Г Д Е Ж З
И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Произвольный поиск:

Временно нет в продаже, вы можете оставить заявку

3954. Бедненко, Галина. Младшие арканы Таро. Теория и практика

287 с., цв.илл., тв.пер.

Книга Галины Бедненко, историка, мифолога, специалиста в области символических систем, посвящена подробному разбору Младших арканов Таро и является логическим продолжением предыдущей книги автора «Старшие арканы Таро».
Автор раскрывает значение всех 56 карт Младших арканов и их положение в структуре системы в соответствии с системой ордена Золотой Зари и его основных последователей. Впервые дается критика этой системы в соответствии с данными других символических систем. Помимо теоретического обоснования каждого принципа, приводятся описательные примеры из нескольких колод и выделяются их иконографические и символические особенности.

Младшие арканы Таро. Теория и практика

Галина Бедненко

Книга Галины Бедненко, историка, мифолога, специалиста в области символических систем, посвящена подробному разбору Младших арканов Таро и является логическим продолжением предыдущей книги автора «Старшие арканы Таро».

Автор раскрывает значение всех 56 карт и их положение в структуре системы Таро.

Галина Бедненко представляет различные расклады: базовые авторские, сезонные и календарные. Раскрывая секреты и правила гадания, автор объясняет, как создать свою индивидуальную колоду и стать участником Тародрамы, которая откроет вам прямой контакт с вашими внутренними ресурсами: творческой энергией, мотивацией, энтузиазмом, верой в себя, целеустремленностью и способностью к быстрой мобилизации ваших лучших качеств.

Читать «Младшие арканы Таро. Теория и практика» онлайн

Комментарии (3)

zxc14570

27 ноября 2020 в 13:00 | #

После «Старших арканов Таро» Галины Бедненко было очень интересно прочитать книгу о Младших арканах этого же автора. Эта книга не обманула моих надежд.

Тот же легкий, живой рассказ, та же приверженность системному подходу. Автор в обоих своих книгах подчеркивает, что Таро – это система, в которой все взаимосвязано.

Как и в первой книге, рассмотрены карты из разных колод, освещен собственный подход автора к нюансам этих колод.

Хочется выразить глубокую благодарность автору за увлекательную книгу, пожелать дальнейших успехов и рекомендовать книгу читателям, интересующимся системой Таро.

Sherl

27 сентября 2020 в 19:12 | #

Познавательная книга для новичков, которые только осваивают карты таро. Написана легко, нет занудного тона преподавателя.

Для продолжающих, которым интересна система таро. Думаю, и профессионалам будет пища для размышления.

Мне понравилась структура книги, спокойная и без спешки. Есть история, которая поможет сложить систему таро в единое логичное звено.

Полезно иметь и в бумаге (но с этим теперь сложно) и в комплекте со «Старшие Арканы Таро» Галины Борисовны.

Светлана

28 января 2020 в 10:31 | #

Интересная книга о младших арканах таро.

Книга написано живо, интересно, очень доступным языком. Она станет отличным открытием для тех, кто только начинает изучать систему карт таро и хочет получить интересную информацию о младших арканах.

Скачать Бедненко Г.Б. — Старшие арканы Таро; Младшие арканы Таро. Теория и практика (2009-2010)

Барин

Старшие арканы Таро

Год: 2009
Автор: Бедненко Галина Борисовна
Жанр: эзотерика (ТАРО)
Издательство: Центрполиграф
ISBN: 978-5-9524-4078-4
Серия: Секреты гадания
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Сфотографированные страницы
Количество страниц: 152 (в бумажном издании — 286)

С помощью книги Галины Бедненко, историка, мифолога, специалиста в области символических систем, вы лучше поймете глубокий смысл Старших арканов Таро, научитесь и давать, и получать советы, поймете, как взаимодействовать с тем или иным принципом Таро в реальной жизни. Это совершенно новый подход к картам Таро — не только как к инструменту гаданий, но и как к символическому языку, способному показать наш индивидуальный духовный путь в этом мире.

Книга представляет собой серьезное исследование, предназначенное для тарологов с некоторым опытом или, по крайней мере, для тех людей, кто «в теме» Таро. Главный акцент книги — на Старшие Арканы, с описанием иконографии, ключевых понятий каждой карты, с отсылкой на определенные колоды. В книге есть вклейка с изображением Старших Арканов колод Таро (Таро Тота, Таро Хайндля, Романтической Викторианы, Пражского Таро, Барочных Богемских Котов и др). В начале книги приведена справочная информация о Таро (истории Таро, структуре колоды, использованию этих карт, рекомендациями для предсказателей), в конце приведены расклады. Я не назвала бы эту книгу «учебником Таро», потому что на отдельной колоде и на процессе предсказания в целом книга не сконцентрирована, но назвала бы ее очень хорошим справочным пособием, особенно полезным тем, у кого есть некоторый опыт в общении с Таро, но кто не может назвать себя Мастером. Возможно, эта книга позволит вам заполнить вашу индивидуальную головоломку недостающим пазлом.
К недостатком книге я бы отнесла очень тонкую бумагу — книга интересная и полезная, но если хозяин будет ее часто использовать, то страницы просто разрушатся. Не отказалась бы иметь такую книгу, но в более долговечном варианте (на более качественной бумаге).

Младшие арканы Таро. Теория и практика

Год: 2010
Автор: Бедненко Галина Борисовна
Жанр: эзотерика (ТАРО)
Издательство: Центрполиграф
ISBN: 978-5-224-02188-5
Серия: Секреты гадания
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Сфотографированные страницы
Количество страниц: 156 (в бумажном издании — 287)

Описание:
Книга Галины Бедненко, историка, мифолога, специалиста в области символических систем, посвящена подробному разбору Младших арканов Таро и является логическим продолжением предыдущей книги автора «Старшие арканы Таро».
Автор раскрывает значение всех 56 карт и их положение в структуре системы Таро.
Галина Бедненко представляет различные расклады: базовые авторские, сезонные и календарные. Раскрывая секреты и правила гадания, автор объясняет, как создать свою индивидуальную колоду и стать участником Тародрамы, которая откроет вам прямой контакт с вашими внутренними ресурсами: творческой энергией, мотивацией, энтузиазмом, верой в себя, целеустремленностью и способностью к быстрой мобилизации ваших лучших качеств.

Галина Бедненко «Младшие арканы Таро. Теория и практика» в Санкт-Петербурге

Карты Таро Райдера Уэйта Rider-Waite Tarot

Младшие Арканы Таро (Бедненко)

Таро Теней Веры Скляровой

Карты Таро Цыганское

Карты таро Любви подарочные 14Х8Х3,5

Учебник Таро. Традиции, Карты Таро, психология и практика гаданий

Карты таро Универсальное (Уайта) подарочные 14Х8Х3,5

Колода Таро Универсальное Уэйта

Карты таро Классическое подарочные 14Х8Х3,5

Карты таро Готическое подарочные 14Х8Х3,5

Колода Таро Цыганское

Колода Оракул Классические руны (карты и книга)

Книга Расклады на картах Таро.Теория и практика

Карты Таро. Младший Аркан и карты Двора

Таро Райдера-Уэйта. 78 карт и простое руководство для гадания, предсказания судьбы.

Таро Уэйта (Руководство и карты)

Таро Мастера (Руководство и карты) последние экземпляры

Подарочный набор Таро Уэйта и книга

Таро и психология. Психология и Таро. Теория, практика, практичность

Таро Третьего Тысячелетия

Таро Универсальное Уэйта (Руководство и карты)

Карты Таро классическое гадальные 78 карт 6*9

Магические карты таро (Русское Таро)

Таро РМР (Psychology-Magic Professional)

Таро Божественного Наследия

Мешочек для карт Таро «Таро Райдера-Уэйта. Маг»

Магические карты Таро для гадания и целительства, для духовного саморазвития (колода 78 карт + инструкция)

Бедненко Г. Б. Младшие арканы Таро. Теория и практика.

Книга Галины Бедненко, историка, мифолога, специалиста в области символических систем, посвящена подробному разбору Младших арканом Таро и является логическим продолжением предыдущей книги автора «Старшие арканы Tapo».
Автор раскрывает значение всех 56 карт и их положение в структуре системы Tapo.
Галина Бедненко представляет различные расклады: базовые авторские, сезонные и календар-ные. Раскрывая секреты и правила гадания, автор объясняет, как создать свою индивидуальную колоду и стать участником Тародрамы, которая откроет вам прямой контакт с вашими внутренни-ми ресурсами: творческой энергией, мотивацией, энтузиазмом, верой в себя, целеустремленно-стью и способностью к быстрой мобилизации ваших лучших качеств.

МЛАДШИЕ АРКАНЫ В СТРУКТУРЕ СИСТЕМЫ ТАРО

Младшие арканы системы Таро – придворные и числовые карты – визуально сходны с обычной игральной колодой, разве что фигурных карт здесь больше, кроме валетов (Пажей) присутствуют и Рыцари. Функция игры для младших карт, безусловно, была первичной. Пола-гают, что предшественниками европейских игральных карт были китайские «денежные карты», имевшие четыре масти (или степени): монеты, шнуры монет, тысячи шнуров монет и десятки тысяч шнуров монет, а кроме того – три портретные карты «Старая тысяча», «Красный цветок» и «Белый цветок». Дальнейшее развитие игральных карт исследователями связывается с существованием государства тюрков-сельджуков и Монгольской империи, откуда они были занесены в Индию, Персию и даже Египет.
Известно, что в XIV–XV веках в исламской среде Египта и Испании использовалась иг-ральная колода из пятидесяти двух карт с мастями мечей, клюшек для поло, чаш и монет, до-стоинством от единицы до десятки и тремя придворными картами: маликом («владыкой»), наибом («наместником» или «заместителем») и тани-наибом («вторым наместником» или «младшим наместником»). Все эти карты, в соответствии с религиозными запретами, не имели изображений человека. Слово «наиб» постепенно стало ассоциироваться с игральными картами в целом. Первоначально так и назывались карты в Испании (naipes) и в Италии (naibbe или naibi). В христианскую Европу игральные карты попали через мавританскую (исламскую) Испанию или, как полагают, в результате Крестовых походов. В 1377–1379 годах записи об игре в карты внезапно появились в летописях многих городов Западной Европы, где они описывались как «недавно завезенная» или «новая» игра (М. Грир). Европейцы видоизменили дизайн и смысл заимствованных карт. Придворные обзавелись портретами представителей феодальной иерархии: появился король на троне, рыцарь на коне и пеший солдат или слуга. Королев тогда еще не существовало: чуть позже, во Франции, они пришли в игральные карты на смену Рыцарям. Другими стали названия мастей: «клюшки для поло», «спорт царей» превратились в жезлы, символ легитимной чиновничьей власти или «дубинки» (палицы).
Итальянская традиция игральных карт отметилась появлением старших, или символиче-ских, карт – триумфов. Триумфы (или trionfi) – аллегорические изображения добродетелей, божественных или дьявольских сил, иных значимых персонажей для мировоззрения эпохи Возрождения . Карты также использовались для игры. До нас дошли правила игры в тарок.

Участников может быть от 2 до 6. Старшие карты – это постоянные козыри.
Целью игры является набор как можно большего количества очков. Но очки приносят только некоторые карты.
Карты сдаются против часовой стрелки всем участникам поровну. Если оставшихся карт недостаточно для того, чтобы сдать их поровну всем игрокам, то их забирает себе раздающий и решает, сбросить их или заменить ими какие-то из своих карт. Сбросить нельзя Королей, «Шута» (I), «Мага» (I) и «Мир» (XXI).
Игрок слева от раздающего начинает, выкладывая карту какой-либо масти. Вслед за ним по часовой стрелке каждый из игроков должен дополнить эту же масть; если карты этой масти нет, то он обязан сыграть козырем; если нет козыря, то – картой другой ма-сти.
Выигрывает самая старшая карта масти, если не выкладывались козыри. Если выкла-дывались козыри, то выигрывает старший из козырей. При этом круг нельзя начинать с козыря, он может быть сыгран, только если карт нужной масти у игрока не осталось. При этом тузы кубков и монет (женских стихий Воды и Земли) – старшие карты, а жезлов и мечей (мужских стихий Огня и Воздуха) – младшие. В круге выигрывает старший козырь или старшая карта. Победитель забирает карты себе рубашками вверх и начинает сле-дующий круг.
«Дурак» («Шут», 0) может быть сыграть вместо любой карты, однако не может взять ни одной взятки и в конце круга возвращается к своему игроку (если игрок за игру не взял ни одной взятки, то карта идет к победителю последнего круга). Обычно им играют, чтобы защитить карту более высокого порядка.
Когда игра закончена, выигранные взятки сортируются на кучки по 3 карты, чтобы в каждой кучке была только одна очковая карта. Каждая из этих троек имеет значение очко-вой карты. (Пример: Королева Кубков, Семерка Мечей, «Колесо Фортуны» равны значению Королевы Кубков – 4 очка.) Игрок с самым большим количеством очков выигрывает игру. Либо игра продолжается, пока кто-либо не наберет определенное число очков (например, 300).
Очки:
• 5 очков: Короли; 21, 1 и 0: козыри («Мир», «Маг» и «Дурак»);
• 4 очка: Королевы;
• 3 очка: Рыцари;
• 2 очка: Пажи;
• 0 очков: все остальные карты (включая козыри, кроме указанных выше);
• 10 очков бонуса, если последний круг был выигран «Магом».
Оставшиеся карты: после распределения по тройкам,
как описано выше, происходит сортировка оставшихся карт:
• 3 карты, не имеющие очков = 1 очко (1 или 2 карты – О очков); ‘
• 2–3 карты, в которых 2 карты – очковые = значение очковых карт минус 1 очко;
• 3 карты, все очковые = значение очковых карт минус 2 очка.
Известный исследователь истории Таро Том Литтл пишет: «В игре таро дворцовые карты стоят много, если их взять, но не очень сильны в игре (любой козырь бьет их). В обычном круге игры разыгрывается история особ королевских кровей, пытающихся избежать участи жертвы Любви, Смерти, Папы и прочих опасностей средневековой жизни. Короли получаются трусоватыми задирами, поскольку вступают в игру рано, рассчитывая на то, что захватят младшие карты своей масти, до того как в игру вступят козыри. Если их не сыграть как можно раньше, они останутся в руке игрока – выходить небезопасно – до последнего круга, когда им приходится ложиться на стол, обычно (если у выигравшего игрока есть умение и стиль) чтобы попасть в плен к Магу, самому младшему из козырей, шарлатану и фигляру. Какое унижение и какая назидательная участь для трусливого короля или королевы, у которых нет больше под-чиненных, чтобы безнаказанно задирать их» (Грир М., Литтл Т. Игра в Таро).

Масти Придворных и Числовых карт

Четыре карточные масти соотносились, по мнению Дж. Кемпбелла, с четырьмя сословия-ми: мечи представляли знать, кубки – духовенство (через ассоциацию с чашей для причастия), монеты – купцов и горожан, а посохи – крестьян и слуг. Придворные карты Паж, Рыцарь, Коро-лева и Король условно обозначают четыре ранга аристократии в порядке возрастания власти. В дальнейшем названия мастей стали называться очень по-разному: были розы, желуди, ко-локола и прочие, пока в результате развития гравюрного дела и распространения карточного печатания не утвердились фигурки червей, бубен, пик и треф. Игры в тарок пользовались большой популярностью в Европе, особенно во Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии, Фландрии. С переселенцами карты достигли и Северной Америки, где в какой-то момент ро-дился Джокер, потомок «Шута» Таро.

Символические соответствия (магическая атрибутация)

Младшие карты – наиболее структурированная часть Таро, поэтому именно здесь, по нашему мнению, имеет смысл рассказать о магической атрибутации, или символических соот-ветствиях. Это не будет пересказом мистических сочинений членов ордена Золотой Зари и их современных последователей: существует достаточно источников и литературы о каббалисти-ческих и астрологических соответствиях карт Таро, как осмысленных (в рамках магической или мистической работы), так и совершенно пустых и формальных. Мы возьмем из символических соответствий только то, что будет иметь значение для понимания структуры системы и ее смысла в психологической или социально-философской интерпретации.
Принципиальным будет первичное деление на два начала, мужское и женское. Мужскими стихиями считаются Огонь и Воздух, с которыми связаны масти Жезлов и Мечей. Женскими – Вода и Земля, соответствующие Чашам и Дискам (Пентаклям). При этом Огонь и Вода пола-гаются кардинальными, первичными стихиями, а Воздух и Земля – вторичными. Деление на два начала отражается не только в мастях всех младших карт, но и в степенях Придворных: Короли и Рыцари относятся к мужскому началу, а Королевы и Принцессы – к женскому. В тра-диции Уэйта, вразрез с принципами Золотой Зари, вместо Принцесс изображены Пажи, что нарушает равновесие системы, ослабляя эту степень. Следствием важности этих двух начал в Числовых картах будет то, что четные (женские) карты (2, 4, 6, 8, 10) будут более «естествен-ными» в женских мастях, а нечетные (3, 5, 7, 9) – в мужских.
Вторичное деление – уже на четыре части – также будет значимо для Придворных карт. Четыре масти соответствуют четырем стихиям, с которыми, в свою очередь, соотносятся и че-тыре степени. Так каждая карта этой части будет объединять в себе два стихийных начала в соответствии со своей мастью и со своей степенью. Жезлы дают стихию Огня, Чаши – Воды, Мечи – Воздуха, а Диски (Пентакли) – Земли. Пажи (Принцессы) соответствуют стихии Земли, Рыцари – Воздуха, Королевы – Воды, Короли – Огня.
Следовательно, Паж (Принцесса) Дисков будет представлен в стихийном выражении Зем-лей Земли, Рыцарь Дисков – Воздухом Земли. Королева Дисков – Водой
Земли, Король Дисков – Огнем Земли. Паж Мечей – Землей Воздуха, Рыцарь Мечей – Воздухом Воздуха, Королева Мечей – Водой Воздуха, Король Мечей – Огнем Воздуха. Паж Чаш – Землей Воды, Рыцарь Чаш – Воздухом Воды, Королева Чаш – Водой Воды, Король Чаш – Огнем Воды. Паж Жезлов – Землей Огня, Рыцарь Жезлов – Воздухом Огня, Королева Жез-лов – Водой Огня, Король Жезлов – Огнем Огня.
Здесь также можно учесть дружественность, враждебность или нейтральность стихий между собой: Огонь враждует с Водой, дружествен с Воздухом и нейтрален к Земле. Вода враждует с Огнем, дружественна к Земле и нейтральна к Воздуху. Воздух дружествен с Огнем, нейтрален к Воде и враждует с Землей. Земля дружественна с Водой, враждуете Воздухом и нейтральна к Огню.

ТАРО И АСТРОЛОГИЯ: ЧЕРЕЗ КАББАЛУ И ГРИМУАРЫ

В магическом ордене Золотой Зари была разработана астрологическая атрибутация карт Таро. Это не единственная теория подобного соответствия, по самая популярная и известная, главным образом благодаря системе «Таро Тота Кроули». Важно учесть то, что астрологиче-ская атрибутация Старших арканов системы ориентирована на древнееврейские буквы и уже их последовательную атрибутацию с тремя стихиями знаками зодиака, известную со времен каббалистического труда Сефер Йецира. При этом данный каббалистический труд относится к временам до развития европейской астрологии, хотя, возможно, и к периоду астрологии Пто-лемея. Соотнесение в нем смысла букв с планетами и знаками зодиака основывается совсем не на дальнейшем их значении в астрологии. Таким образом, происходит подмена: символи-ческий язык Таро объясняется языком кабалистики, однако планетарно-зодиакальные услов-ные знаки последней не идентичны знакам астрологическим, на которые откровенно указыва-ется выпускниками ордена, авторами книг и колод. Астрологическая атрибутация Золотой За-ри не имеет отношения к арабо-европейской астрологии, которая широко распространена в настоящее время. Именно поэтому нет особого смысла искать в Старшем аркане «Отшель-ник» качества зодиакального знака Девы, потому что связаны два этих символа разных систем только через букву Йод, вне привычной арабо-европейской интерпретации смысла зодиакаль-ного знака.
Подобная коллизия произошла потому, что оккультисты Золотой Зари, в соответствии с характерным европейским универсалистским подходом, полагали, что существует некая об-щая символическая система, являющаяся корнем для всех остальных, роль, которой отвели каббале. (Универсалистский подход сдал свои позиции в начале XX века в гуманитарных науках, затем в социальных, а ныне мы наблюдаем его падение в социально-политических ожиданиях масс, с утратой веры в существование единой и лучшей цивилизации для всех.) Это способно запутать современного исследователя и практика, честно полагающего, что знак Девы или планета Марс обозначают именно то, с чем он привык иметь дело в современной или традиционной арабо-европейской астрологии. Эклектичность же представлений Золотой Зари, опирающаяся на универсалистские идеи, не видела в этом проблемы, наоборот, допол-няя исходные символы ассоциациями, которые могли возникнуть. Это сделало систему гораз-до более «личной», «субъективной» и менее системно-универсальной, но при этом достаточно «практичной» для церемониальных ритуалов, в которых через многочисленные образы появлялось большее количество смысловых акцентов.
Если обратиться к астрологической атрибутации Младших арканов в Золотой Заре, то следует исходить из влияния средневековых гримуаров по церемониальной магии на оккульт-ную астрологию. Числовые карты имеют соответствие в астрологических деканатах (делениях тридцатиградусного знака зодиака на три части по десять градусов), посвященных планете – управителю деканата. Идея, появившаяся еще у Э. Лсви (французского оккультиста, очаро-ванного каббалой и взявшего себе еврейское имя), основана на представлениях о древнееги-петской дозодиакальной астрологии, в которой различными участками неба заведовали те или иные духи и божества. Деканы (или деканаты) были описаны в ряде гримуаров, например «Гептамероне».
Принципиально важно понимать, что при ориентации на «управителя деканата», который в данном случае воспринимается как планета в знаке зодиака, вновь происходит смешение двух систем: астрологических представлений арабо-европейской астрологии с теорией об «оккультных фигурах», Владыках. Одна символическая система воспринимается тождественной другой без проверки через их интерпретацию. Рискуя навлечь на себя недовольство адептов системы, мы полагаем такой подход ошибочным. Подтверждением наших слов мы видим несоответствие смысла планеты в знаке, каким оно видится в традиционной птолемсевской, арабо-европейской и даже современной астрологии, смыслу самой карты.
В системе астрологической атрибутации Золотой Зари учитывается достаточно зрелое в развитии астрологии, классическое деление знаков на кардинальные (принципиальные свой-ства, зарождение качеств стихии), фиксированные (зрелость развития свойств стихии) и мутабельные (изменчивость распада качеств стихии). Кардинальными в астрологии считаются Овен (Огонь), Рак (Вода), Весы (Воздух) и Козерог (Земля); фиксированными – Телец (Земля), Лев (Огонь), Скорпион (Вода) и Водолей (Воздух); а мутабельными – Близнецы (Воздух), Дева (Земля), Стрелец (Огонь) и Рыбы (Вода). Двойки, Тройки и Четверки соотносятся с кардинальными знаками. Пятерки, Шестерки и Семерки – с фиксированными, а Восьмерки, Девятки и Десятки – с мутабельными знаками. Данная система атрибутации имеет некоторый смысл в традиции «Таро Тота» и малоприменима в сценарных картах традиции Уэйта и свободных от системы колод. Таким образом, астрологические соответствия, не ввиду незнания тарологами принципов астрологии, а из-за очевидного несоответствия современных представлений с эклектическим смешением теорий различных эпох и функций, на современном этапе развития системы Таро уже практически утеряны. Обозначения планет и знаков зодиака все еще присутствуют в «материнской» колоде Тота, но уже могут быть опущены в колодах ее традиции. Неудивительно, что астрологическая атрибу-тация системы Таро ордена Золотой Зари сейчас, как правило, не приветствуется астрологами, практикующими работу с Таро.

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *