Матрона говорила гадание

Матрона Московская

Жители глухой деревушки Себино Наталья и Дмитрий Никоновы ожидали прибавления семейства. Но это событие их совсем не радовало: ведь у них, бедняков, и так было трое малолетних детей, вот и решено было оставить новорожденного в приюте для бедных. Так и не было бы всеми любимой святой Матроны, если бы не сон Натальи.

Во сне женщине явилась необычайно красивая, но слепая птица, которая села ей на грудь. Супруги посчитали это знамением Свыше и оставили мысль о приюте. 22 ноября 1885 года родилась слепая девочка, которую назвали Матрёной.

С 8 лет она могла предсказывать будущее и лечить людей. Любимым местом девочки была церковь, находящая как раз напротив дома. Она простаивала все службы, тихонько подпевая хору, а ночью, когда все уходили, наощупь «знакомилась» с иконами.

В 16 лет Матрона Московская лишилась и возможности ходить – отказали ноги. Но все жизненные невзгоды она переносила стойко и никогда не роптала: на всё воля Божья. Жители не только Себино, но и соседних деревень приходили к ней за помощью, в основном, спросить о здоровье или о решении хозяйственных проблем. Ни тогда, ни в последующие годы она не брала денег за врачевание, а продукты, которые приносили благодарные посетители, раздавала бедным, особенно тем, у кого были дети.

Сама блаженная Матрона Московская питалась очень скудно и превыше материальных благ считала стойкость духа и близость к Богу. Помогала людям она с помощью не колдовских обрядов, а молитв, святой воды и духовного провидения. «Не я вам помогаю, а Господь, его и благодарите», — часто говорила Матрона.

После революции она с подругой перебралась в Москву, и здесь судьба тоже не баловала врачевательницу. Ей приходилось скитаться по углам, жить в холоде, спать на полу, но она, как и прежде, не жаловалась и продолжала исцелять хвори, разыскивала пропавших, предостерегала от беды. Прослышав о чудесах, которые совершала Матрона Московская, уже не только из Москвы, но и всех концов России стали стекаться к ней страждущие, и никто не уходил разочарованным. Еще при жизни её почитали как святую.

В 20-х годах позапрошлого века, когда религиозность не только не поощрялась, но и преследовалась, она не боялась принимать людей, опасаясь даже не за свою жизнь, а за жизнь родных, которые остались в деревне.

Матронушка предсказала и начало Великой Отечественной войны, и её исход: много народу погибнет, но русские победят. Война коснулась буквально всех, и в эти тяжёлые годы к ней обращалось особенно много народу: по нескольку десятков в день. Спрашивали, жив ли воин, вернётся ли домой здоровым? Одних она успокаивала: мол, не волнуйтесь, всё будет хорошо, других же утешала и советовала молиться и собраться с силами… Общавшиеся с ней подчас не верили, что перед ними незрячий обездвиженный человек – настолько велика была её сила духа и здравы рассуждения.

2 мая 1952 года святая Матрона ушла из жизни, но до последнего дня она продолжала исполнять своё предназначение: приносить пользу людям. Похоронили её на Даниловском кладбище – такова была её воля. На похороны пришли тысячи исцелённых и даже просто тех, кто прослышал о чудесной старице.

В самом конце прошлого века по просьбам множества мирян Матронушка была причислена к Лику святых. Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй дал указание на перезахоронение её праха. Сейчас мощи находится в Свято-Покровском монастыре. Люди по-прежнему молятся Матроне, и она дарует им здоровье и удачу.

Святая Матрона Московская

«Я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам»

Наставления матушки Матроны

Фотография блаженной старицы Матроны.

Люди как дети в саночках

Подбадривая в тяжелой ситуации, Матушка Матрона говорила, что не надо ничего бояться, как бы ни было страшно. «Возят дитя в саночках, и нет никакой заботы. Господь Сам все управит!»

О венчании

Живущих в гражданском браке она благословляет обязательно венчаться в Церкви. А о незамужних девицах говорила, «кто себя обрекает не выходить замуж, та должна держаться до конца. Господь за это венец даст».

Матушка учила не осуждать ближних

Часто Матушка повторяла: «Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?»

О главенстве в семье

Однажды к святой Матроне пришла женщина и рассказала, что её замуж выдали не по любви, и с мужем она плохо живет. Матрона ей отвечает: «А кто виноват? Виновата ты. Потому что у нас Господь глава, а Господь в мужском образе, и мужчине мы, женщины, должны подчиняться».

Стоит ли верить снам?

О необходимости лечения

Людям лечиться надо обязательно, тело — домик, Богом данный, его надо ремонтировать. Бог создал мир, травы лечебные, и пренебрегать этим нельзя. Матушка также говорила: психических заболеваний нет, есть духовные — немощь, расслабление, беснование, одержимость разными духами злобы.

О терпимости к старым и больным

Если старые, больные, или кто из ума выжил, будут вам что-то неприятное или обидное говорить, то не слушайте, а просто им помогите, говорила Матронушка. Помогать больным надо со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали, ни сделали. — «Матушка, нервы» — говорили ей. «Какие нервы, вот ведь на войне и в тюрьме нет нервов… Надо владеть собой, терпеть».

Матушка Матрона учила предавать себя на волю Божию

Матронушка учила жить с молитвой. Всем обязательно носить нательный крест. Часто налагать на себя и окружающие предметы крестное знамение, ограждаясь тем самым от злой силы. Советовала чаще причащаться Святых Христовых тайн. «Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым… Перед иконами пусть горят лампады».

О молитве и крестном знамении

О колдунах

О «старцах» и «прозорливцах»

Матрона предостерегала не бегать по духовникам в поисках «старцев» или «прозорливцев». Бегая по разным отцам, говорила она, можно потерять духовную силу и правильное направление жизни. Вот её слова: «Мир лежит во зле и прелести, и прелесть — прельщение душ — будет явная, остерегайся». «Если идёте к старцу или священнику за советом, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет».

О верующих

Желающим христианского совершенства советовала не выделяться внешне среди людей (чёрной одеждой и т.д.). Она учила терпению скорбей. З.В. Ждановой она говорила: «Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-нибудь образ, икону». Подобное наставление есть также у преподобного Серафима Саровского и других святых отцов. Вообще в наставлениях Матроны не было ничего, что шло бы вразрез со святоотеческим учением.

О России

Матронушка часто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»

О крещенской воде

О поминовении усопших

Зинаида Владимировна Жданова (у которой проживала Матронушка с 1941 по 1949 годы) вспоминает: прибегает Анна Георгиевна к Матушке и рассказывает, что умерла её сестра Наталья, она её похоронила, а на сороковой день увидела сестру в сне и та ей сказала: «Вот, ты меня всегда ругала, что я много трачу времени, без конца записываю умерших, записываю знакомых и незнакомых. А когда я проходила мытарства, я прошла их как стрела. Отовсюду неслись вопли: «Господи, помилуй Наталью, она нас поминала!».

О ходатайстве к Богу

Ещё матушка Матрона говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою её ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».

Жизнь и наставления матушки Матроны

С вятая блаженная Матрона Московская — одна из самых известных и почитаемых православных святых. Имевшая от рождения дар чудотворения, она ещё до кончины своей стала известна, как молитвенница и подвижница во славу Божью. Вся её жизнь стала примером великого духовного подвига любви, терпения, самоотречения и сострадания.

При жизни Матронушки у ее дома всегда были паломники. Люди приезжали за помощью к матушке за десятки километров со своими болезнями, тревогами, скорбями. И Матронушка помогала, исцеляла, наставляла.

Блаженная Матрона не требовала от людей многого, но всегда требовала — верить в Бога. Так же учила не отчаиваться и по мере сил пытаться исправлять свою жизнь от грехов и пороков с помощью Божией.

Поток паломников, чтобы приложиться к ее святых мощам, не иссякает и сегодня: с раннего утра до поздней ночи к Абельмановской заставе, где расположен Покровский ставропигиальный женский монастырь, идут люди с цветами. Чаще всего это белые розы и хризантемы — их Матрона любила более всех и не любила цветов искусственных. К Матронушке — так ласково называют ее люди — приходят семьями, идут женщины, мужчины.

Современники запомнили ее очень светлой, ласковой, с тихим голосом. Никогда не жаловалась, принимая все, выпавшее на ее долю, как даваемое от Бога.

Блаженная предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет. Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу». Еще перед смертью она сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

А еще матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».

Краткое житие


Село Себино Тульской области, где родилась блаженная Матрона

Матрона Московская (урождённая Матрона Дмитриевна Никонова) (22 ноября 1881 года — 2 мая 1952, Москва) — святая Русской православной церкви.

Матрона Дмитриевна Никонова родилась в 1881 году в деревне Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии, она была четвёртым ребёнком в семье. Согласно житию святой Матроны, родители, Наталья и Дмитрий Никоновы, сначала хотели оставить слепую дочь в приюте, но мать передумала после того, как ей приснился необыкновенный сон: белая птица необычайной красоты, но слепая, села на её груди. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное».

Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца — на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Позже, когда ей было уже лет шесть мать как-то стала ругать ее: «Зачем ты крестик с себя снимаешь?» «Мамочка, у меня свой крестик на груди», — отвечала девочка.


Сретение св. блж. Матроны со св. прав. Иоанном Кронштадтским

Житие сообщает, что уже с семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее главной кормилицей.

Много людей приезжало за помощью к Матроне. В четырех километрах от Себино жил мужчина, у которого не ходили ноги. Матрона сказала: «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет». Он полз эти четыре километра, а от нее пошел на своих ногах, исцеленный.

До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена — восьмой столп России».
Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.

На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. Как говорила сама Матронушка «такова была воля Божия». До конца дней своих она была «сидячей». Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест.


Фотография блаженной Матроны

В 1925 году Матрона перебирается в Москву, в которой так и прожила до конца своих дней. Жила где придётся — у друзей и знакомых. В день Матрона принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи.

Матрона предсказала свою смерть за три дня, продолжая принимать людей в свои последние дни. Скончалась 2 мая 1952 года. Похоронена на Даниловском кладбище в Москве; могила позже стала местом неофициального паломничества.

8 марта 1998 года останки были эксгумированы; мощи доставлены в московский Данилов монастырь, затем перенесены в храм на территории Покровского женского монастыря и помещены в специальную гробницу (раку).

2 мая 1999 года Матрона канонизирована как местночтимая московская святая; определение Священного Синода от 17 августа 2004 года гласило: «Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении святой блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881–1952)». В октябре того же года состоялась общецерковная канонизация.

Наставления матушки Матроны

Матушка Матрона наставляла: «Умру, ставьте на канон за меня свечки, самые дешевые, ходите ко мне на могилку, я всегда буду там, не ищите никого другого. Все поверяйте мне, а я буду вкладывать вам мысли, что вам делать и как поступать. Наступает время прелести, не ищите никого, иначе обманетесь».

Люди — как дети в саночках

Подбадривая в тяжелой ситуации Матушка Матрона говорила, что не надо ничего бояться, как бы ни было страшно. «Возят дитя в саночках, и нет никакой заботы. Господь Сам все управит!»

О венчании

Живущих в гражданском браке она благословляет обязательно венчаться в Церкви.

Стоит ли верить снам?

О снах Матронушка говорила: «Не обращай на них внимания; сны бывают от лукавого — расстроить человека, опутать мыслями».

Об неосуждении ближних

О России

О необходимости лечения

О терпимости к старым и больным

Если старые, больные, или кто из ума выжил, будут вам что-то неприятное или обидное говорить, то не слушайте, а просто им помогите, говорила Матронушка Помогать больным надо со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали с ни сделали. — «Матушка, нервы» — говорили ей. «Какие нервы, вот ведь на войне и в тюрьме нет нервов. Надо владеть собой, терпеть».

О предании себя на волю Божию

Матронушка учила жить с молитвой. Всем обязательно носить нательный крест. Часто налагать на себя и окружающие предметы крестное знамение, ограждаясь тем самым от злой силы. Советовала чаще причащаться Святых Христовых тайн. «Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым. Перед иконами пусть горят лампады».

Читайте так же:  Таро теней линды фалорио

О молитве и крестном знамении

Матронушка любила повторять: «Враг подступает — надо обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас на левом плече сидит, а на правом — ангел, и у каждого своя книга: в одну записываются наши грехи, а в другую — добрые дела. Чаще креститесь! Крест — такой же замок, как на двери». Она наставляла не забывать крестить еду. «Силою Честнаго и Животворящего Креста спасайтесь и защищайтесь!»

О колдунах

О колдунах Матушка Матрона высказывалась так: «Для того, кто вошел добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет. Нельзя обращаться к бабкам, они одно вылечат, а душе повредят». Матушка часто говорила близким, что сражается с колдунами, со злой силой, невидимо воюет с ними.

О «старцах» и «прозорливцах»

Матрона предостерегала не бегать по духовникам в поисках «старцев» или «прозорливцев». Бегая по разным отцам, говорила она, можно потерять духовную силу и правильное направление жизни. Вот ее слова: «Мир лежит во зле и прелести, и прелесть — прельщение душ — будет явная, остерегайся». «Если идете к старцу или священнику за советом, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет».

О верующих

Желающим христианского совершенства советовала не выделяться внешне среди людей (черной одеждой и т.д.). Она учила терпению скорбей. З.В. Ждановой она говорила: «Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-нибудь образ, икону». Подобное наставление есть также у преподобного Серафима Саровского и других святых отцов. Вообще в наставлениях Матроны не было ничего, что шло бы вразрез со святоотеческим учением.

О крещенской воде

Матушка Матрона говорила об особой силе святой богоявленской воды. Она учила: «Омывайтесь святой богоявленской водою, начиная с головы, чтобы она стекала вниз, до конца ног, омывая все тело. Святой воды надо налить немного в кружку и дополнить до верха обычной водой».

Матушка говорила, что эта вода освящает храм, Церковь, человека и дома той водой пользоваться надо очень осторожно — она как причастие, а в день второго великого освящения (19 января) освящается вся природа, земля, источники, трава, деревья и вся тварь, живущая на земле.

О поминовении усопших

Зинаида Владимировна Жданова (у которой проживала Матронушка с 1941 по 1949 годы) вспоминает: прибегает Анна Георгиевна к Матушке и рассказывает, что умерла ее сестра Наталья, она ее похоронила, а на сороковой день увидела сестру в сне и та ей сказала: «Вот, ты меня всегда ругала, что я много трачу времени, без конца записываю умерших, записываю знакомых и незнакомых. А когда я проходила мытарства, я прошла их как стрела. Отовсюду неслись вопли: «Господи, помилуй Наталью, она нас поминала!».

Казалось бы, малое дело подать записочку об упокоении усопших, а душа спаслась любовью к ближним.

Дни памяти

2 мая — День Памяти святой Матроны Московской установлен Православной Церковью в День её кончины (02.05.1952 года);

22 ноября — День Ангела. День, в который родилась святая Матрона (22.11.1881 года);

8 марта — День обретения святых мощей блаженной Матроны (08.03.1998 года).

Вспоминается святая блаженная Матрона также в дни Собора Московских святых — 20 августа/2 сентября и Собора Тульских святых — 22 сентября/5 октября.

Новые чудеса блаженной Матроны Анемнясевской

Из книги «Матронушка. Рассказы об Анемнясевской блаженной»

В Рязани, в издательстве «Зёрна» вышла новая книга Игоря Евсина «Матронушка. Рассказы об Анемнясевской блаженной». Эта книга четвёртая в серии книг о рязанских, как прославленных, так и местночтимых старицах (ранее вышли книг о Любушке Рязанской, Полюшке Захаровской и Феодосии Скопинской). Как известно блаженная Матрона Анемнясевская (Матрона Григорьевна Белякова 1864-1963 гг.) — с 8 лет была парализовала, перестала расти и передвигаться. Находясь в таком положении, девочка беспрестанно молилась Богу и Божией Матери. За смиренное несение своего мученического креста Господь даровал ей дар молитвы по которой происходили чудеса, а главное — дар утешать унывающих, ободрять малодушных, укреплять в людях веру в Бога.

Сила материнской молитвы

Матронушка часто говорила о тяжести жизни, о страданиях и о том, что необходимо терпеть всё, что посылает Господь. А крест, данный Богом каждому человеку, надо нести с благодарностью и терпением. При этом Анемнясевская блаженная учила народ теми же словами, которые сам народ возвёл в поговорку: «Бог терпел и нам велел».

За терпение, смирение, за безропотное несение своего креста Матронушка уже при жизни удостоилась от Господа благодатных даров — дерзновенной молитвы, прозорливости и дара чудотворений. Да и в наши дни святая блаженная Матрона Анемнясевская в ответ на молитвы к ней подаёт нам свою благодатную помощь. Она помогает бездетным обрести детей, помогает молодым людям знакомиться и создавать семью, исцеляет от болезней, вызволяет из самых бедственных обстоятельств. Матронушка помогает всем, кто с верою и любовью молитвенно обращается к ней.

Интересен случай, рассказанный рабой Божией Евгенией.

— Мне Матрона помогла в очень тяжёлой семейной ситуации, — рассказывала Евгения Дмитриевна. — Это было в 1990-х годах. Так случилось, что мой сын попал под суд. И мне кто-то посоветовал молиться Матронушке Касимовской. Так тогда называли в народе Матрону Анемнясевскую. В то время она ещё не была прославлена во святых, и я тогда ещё ничего не знала о ней, но всем сердцем приняла совет. Что-то мне подсказало, что именно Матронушке, пусть и непрославленной, надо мне помолиться.

Когда я стала молиться, то суд над моим сыном был отложен. А когда был день второго суда, то я подумала, что мне надо пойти не на суд, а в храм, помолиться о сыне. Подумать-то подумала, а на сердце как-то тяжело было. Как так — на суд не пойти, родного сына не поддержать? И все-таки я пошла в храм. Помолилась Матронушке и пошла на суд. И вот — чудо. Я пришла к началу процесса. Оказалось, суд перенесли на более позднее время, и я как раз успела к его началу.

Сына всё-таки осудили, но дали срок в два раза меньший, чем хотели дать. Я ещё подумала, что если бы я не пошла тогда в храм помолиться о сыне, то он точно получил бы гораздо больший срок.

Но самое интересное произошло дальше. Когда мой сын вернулся из заключения, то к нему стали приходить бывшие заключённые и требовать участвовать в каких-то их воровских делах. И тогда я в своей комнате всем своим сердцем прямо как кричала: «Матронушка, помоги! Матронушка, убереги моего сына от злых дел!» И сын действительно стал отказываться от соучастия в воровских делах. Тогда ему стали угрожать: «Ты от нас отколоться хочешь? Знаешь, что с такими бывает? Такие на нож попадают». И ведь, действительно, встречали его с ножом, угрожали, даже избивали, но, в конце концов, по молитвам Матронушки всё обошлось. Мой сын вернулся к нормальной жизни».

Вот что значит сердечная материнская молитва! Настоящую молитву, по словам настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерея Сергия Правдолюбова, «можно видеть, как бы осязать». Как священник, как служитель Церкви Божией отец Сергий утверждает, что от молитвы «некие волны, подобно клубам облаков, идут от молящегося и наполняют пространство вокруг. »

Новые чудеса

В изданном протоиереем Сергием Правдолюбовым житии блаженной Матроны Анемнясевской приводятся и другие современные случаи чудес по молитвам к ней. Так, в городе Касимове одна пожилая женщина, страдающая радикулитом, скорбела из-за того, что была не в силах встать и пойти на службу. Она горячо молила о помощи блаженную Матрону. Вдруг всё её тело охватил жар, а когда он прошёл, женщина почувствовала себя здоровой, встала и пошла в храм.

Другой случай был связан с дарованием чада бездетным супругам. Служащие храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве Анатолий и Иоанна не имели детей, состоя в браке 8 лет. Они усердно просили блаженную о даровании чада, и в ответ на молитву у них родилась дочь.

В храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве находится одна из самых почитаемых святынь — икона святой блаженной Матроны Анемнясевской, обладающая чудотворной силой. Настоятель храма протоиерей Сергий Правдолюбов свидетельствует: «В храме было явлено множество чудес по молитвам блаженной Матроны. Многие прежде бездетные семьи, вымолили себе с её помощью деток, были и исцеления. К иконе святой постоянно приносят изображения бабочек, ювелирные, вышитые, бисерные. Это в благодарность за помощь и чудотворения. Почему бабочек? В детстве, ещё до того, как ослепнуть, святая любила ловить бабочек: «посажу их на окошко и не пускаю — этим только и грешна была. »

Матрона Анемнясевская была канонизирована как местночтимая святая Рязанской епархии в 1999 году, а на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году была причислена к лику всероссийских святых с прибавлением именования чина святости «исповедница». Вместе с блаженной Матроной в том же 2000 году к лику новомучеников и исповедников российских были причислены и составители её жития — священник Николай и Владимир Правдолюбовы. Таким образом, житие блаженной Матроны Анемнясевской приобретает особое значение: оно является свидетельством мучеников об исповеднице.

Подвиг новомучеников и исповедников Российских крайне поучителен и для нас, для современного поколения. Приведём только один пример из жизни блаженной Матроны Анемнясевской исповедницы. Известно, что тяжелобольная, парализованная старица брала на себя строгие посты и часто перебирала, перекладывала камни, принесённые её почитателями из разных святых мест. А ведь камни эти были довольно тяжёлые. И вот она своими маленькими немощными ручками перебирала их, а некоторые даже клала на свою слабенькую больную грудь.

Как рассказывала Мария Путилина:

«Видела я на кровати у Матрёши мешок с этими камнями, весом около пуда. Среди этих камней были и довольно большие. Однажды она стала их перебирать и сказала:

— Мне ведь трудиться надо. А ты возьми этот камень и положи мне на грудь.

Камень был очень большой, и я испугалась.

— Что ты, Матрёша? Он ведь тебя придавит!

— Нет, этот камень лёгкий. Приляг сама, да положи на себя.

Я послушалась блаженную и сделала так, как она сказала. И вот — чудо, очень большой, тяжеленный камень было легко держать на груди».

Очень поучительная история. Представьте себе больная, практически парализованная Матронушка постилась строгим постом и трудилась, перебирая тяжёлые камни. А мы в своей здоровой жизни порой грядку на огороде вскопаем и уже воздыхаем о том, как нам тяжело. А уж пост для нас — это целый духовный подвиг, понести которой нам мешает то одно, то другое, то третье. И вот трудимся мы (неважно на каком поприще), трудимся, обременяем себя чем-то, а успокоения в душе не имеем. Может быть, потому что наши труды, как телесные, так и духовные, не ради Христа делаются? А ведь Он сказал прямо: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко».

Ах, если бы мы молились, трудились и постились, как и блаженная Матрона, с кротким и смиренным сердцем! Быть может, тогда мы смогли брать в руки самый тяжёлый камень из всех камней, выпавших на нашу судьбу, и прижимать его к груди, как лёгкое бремя Христово.

Житие блаженной Матроны Анемнясевской даёт нам пример того, как можно приобретать кротость и смирение, дабы в конечном счёте бремя Христово, Христов крест, возложенный на нас, стал для нас лёгким. Да, мы не праведники и достигнуть праведности, как её достигла Матронушка, мы не можем, но сверять свою жизнь с жизнью Христа для нас возможно, как возможно и достойное несение жизненного креста.

Священноисповедник Сергий Касимовский, говоря о том, что несение жизненного креста есть иго, которое легко нести, сказал примечательные, вдохновляющие нас слова, которыми мы и заканчиваем сию книгу: «. как только мы начнём свой крестный путь, немедленно, тотчас же нам готова помощь. Невидимо и неслышно подойдёт к нам наш Господь и Учитель, и подставит Своё плечо под наш крест, и пойдёт вместе с нами — и таким лёгким покажется нам крест наш, и так радостно будет нести его!»

Игорь ЕВСИН, православный писатель, г. Рязань

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Предсказания Матроны Московской на 2020 год для России, Украины, Европы, Америки

В конце года многие традиционно интересуются гороскопами и предсказаниями событий которые должны произойти. Тема нашего сегодняшнего материала — предсказания Матроны Московской на 2020 год о России, Украине, Европе, США.

Эта христианская святая пользовалась большой популярностью еще при жизни. Она была слепой уже с рождения, однако это не мешало ей давать людям ценные советы и предсказания. Часть ее пророчеств дошла до нашего времени, некоторые из них мы и рассмотрим.

Предсказания святой Матроны Московской на 2020 год для России, Европы, Украины, Америки.

Биография Святой Матроны

  • Детство. Святая Матрона родилась в 1881 г. в селе Себино. Родители девочки были глубоко верующими людьми, и маленькая Матрона была четвертым ребенком. Так как семья имела очень ограниченные средства, мать девочки не планировала растить ребенка самостоятельно, её ждал приют. Однако после принятия этого решения она увидела сон, в котором ей явилась Матрона в виде слепой птицы. Проснувшись мать сразу же передумала лишать девочку своего материнского внимания и оставила дочь.
  • Первое предсказания. Самое первое свое предсказание было сделано ей еще в детском возрасте. В 1894 году девочка взяла птичье перо, ощипала его и сказала, что то же ждет царя. Действительно, в 1917 году его свергли и убили.
  • Известность. За годы своей жизни Матрона сделала множество других предсказаний, которые с рано или поздно сбывались. Люди приходили к ней за полезными и ценными советами, которые впоследствии использовали в жизни. Кроме того святая Матрона обладала целительными способностями.
  • Факт. Святая Матрона Московская могла видеть будущее на долгие годы вперед, причем всё сбывалось с большой точностью. Наверняка вас интересует, что она предсказывала на предстоящий 2020 год для России, Европы, Украины и Америки.

    Пророчества Матроны Московской на 2020 год

    Что предсказала Матрона Московская России в 2020 году для России?

    Предсказания для России

    Перейдем к дословным предсказаниям, которые непосредственно касаются России в 2020 году:

    «Предсказание Матроны: Велика будет Россия Матушка, и духом и лицом и силой…. а на запад смотреть царю не след, сила мира лежит на востоке… войсками прирастать нужно да с державами соседними дружбу крепить… »

    Попытаемся разобраться что это может значить:

  • Экономическая свобода. Россия не захочет иметь общих экономических проектов с Европой, а развернет вектор развития в сторону Азии и Китая, благодаря чему сможет выйти на передовое место на мировой арене. Российская федерация будет налаживать тесное сотрудничество со странами, которые подверглись дестабилизации и пагубному влиянию Европы и США. Скорее всего речь идет о странах СНГ возможно о Бразилии, Венесуэле, Мексике.
  • Внешняя политика. Приблизительно в 2020 — 2020 г. Россия должна будет вести очень мудрую внешнюю политику, военная мощь страны должна непрерывно расти, в результате центр силы должен перейти из США в РФ. Российская федерация будет помогать странам-изгоям, и они смогут выйти из конфликтных ситуаций, созданных Штатами.
  • Предсказания для Украины

    Последние несколько лет для Украины, были просто ужасающими. Мы все сожалеем, что наши соотечественники, коих в этой стране проживает огромное количество, вынуждены пребывать в таком сложном положении. Это государство буквально за несколько лет с невероятной скоростью ухудшила все экономические, политические и культурные показатели. Но и об этом знала святая Матрона Московская:

    « Предсказание Матроны: … и когда перестанут признавать себя русскими, да Христианами Добрыми — падет на них голод и холод, война и смута народная… »

    Вот несколько комментариев:

  • Русская природа. Матрона говорила, что весь корень проблем страны Украины в том, что она не хочет признать свою природу, славянскую природу и традиционные христианские ценности. Все трудности и проблемы, которые процветают в стране, идут именно отсюда.
  • Отношения с РФ. Очевидно что для прекращения смуты и экономических бедствий Украине придется налаживать отношения с Россией. Впрямую Матрона этого конечно не предсказывала, но вывод такой вполне можно сделать.
  • Предсказания для Европы

    Как вы знаете, Европа (Германия, Франция, Италия), уже давно находятся под давлением и частичным управлением Соединенных Штатов. Это вылилось в существенном ухудшении во взаимоотношениях с Россией, Востоком и Азией. Мы уже видим плачевную ситуацию в Украине. Предсказания Матроны на 2020 год сходятся на том, что европейские страны также будут терпеть неудачи и провалы.

    « Предсказание Матроны: … придет волна из Палестны и накроет Австрияков, Франков, Англов с головой и растворятся они в ней без остатка… »

    • Германия и Англия. Проблемы начнутся в первую очередь у Германии и Великобритании. Экономика будет идти на спад, дополнительным катализатором к этому будет приток мигрантов. Бюджет этих стран также пострадает из-за влияния Соединенных Штатов. Вполне возможно, что ситуация будет настолько критична, что дойдет до банкротства некоторых государств.
    • Остальная Европа. Остальные европейские страны также ждет неминуемый спад. Он уже начинает себя проявлять, но в ближайшем будущем именно Россия придет на помощь европейцам, которые оказались под властью Соединенных Штатов и многое потеряли из-за своего выбора. Вроятнее всего, произойдет это в 2020 — 2020 гг.
    • Предсказания для Америки

      В рассказах Матроны Московской говорится и о положении Соединенных Штатов Америки в 2020 году. По ее пророчествам, Америка больше не будет страной, способной угрожать остальному мировому сообществу. В силу неясных причин эта страна будет изолирована от других.

    • В середине 21 века Америка будет разрознена, разделена на несколько государств по текущим границам штатов;
    • Позднее начнется их возрождение, они начнут вливаться в общую мировую экономику, но цели их будут совсем иные, нежели в современных Штатах;
    • В Америке начнутся многочисленные природные проблемы и катаклизмы, после которых она не сможет оправиться еще долгое время.

    Заключение

    Что же ждет нас в будущем 2020 году, если опираться на предсказания Матроны и других популярных ясновидящих: Ванги, Нострадамуса, Эдгара Кейси? Рассмотрим их мнение по поводу будущего состояния наиболее крупных государств:

  • Америка — будет постепенно сдавать свои позиции. Её позиция лидера будет угасать, как, впрочем, как и положение дел внутри страны. Вполне вероятно, что в скором будущем её ждут различные внутренние конфликты и раздоры, а также природные катаклизмы.
  • Европа — также будет терпеть неудачи на мировом уровне. Ситуация внутри европейских государств также будет неблагоприятна.
  • Россию — же ждет мощный подъем, расцвет внешней и внутренней экономики, культуры, благосостояния её жителей.
  • Правда ли всё перечисленное – мы узнаем уже в новом 2020 году Желтой Свиньи, вам же мы посоветуем верить в лучшее, несмотря ни на какие прогнозы! Помолитесь святой Матроне — за мир, и благодать на всей нашей земле!

    Блаженная Матрона: житие без мифов и домыслов

    “Я понимаю тяжесть подвига юродства, но народная гипертрофизация определенных святых, фамильярное их наименование — Ксеньюшка, Матронушка — мне непонятны… Экзальтация православных при почитании блаженной Матроны мне представляется чуждой православию и больше свойственной католической практике». Такое мнение можно встретить, и нередко. Некоторые сведения о блаженной Матроне Московской, «народные жития», апокрифы и ажиотаж вокруг мощей, находящихся в Покровском монастыре в Москве, действительно зачастую выглядят странными, а порой и отталкивающими. Однако блаженная Матрона — это удивительный человек, проживший жизнь веры, и плоды этой жизни очевидны для Церкви, прославившей старицу в лике святых в 2004 году.

    Наш текст — попытка представить историю блаженной Матроны без мифов и домыслов, которые распространены сегодня и, к сожалению, иногда создают несовместимый с христианством образ святой. Итак, какой же была почитаемая сегодня миллионами старица, чья жизнь пришлась на тяжелые годы гонений и войны?

    Нежеланный ребенок

    Юрий Александрович Олсуфьев. Фотография из следственного дела. 1937

    В психологии, популярной в наши дни как среди светских людей, так и среди верующих, небезосновательно принято искать корни многих жизненных проблем человека в его детстве и даже во внутриутробном развитии. Согласно такому подходу, маленькая Матрюша должна была бы вырасти с серьезными претензиями и к жизни, и к Богу: ее рождения не хотел никто. Мать Матроны, Наталья Никонова, забеременела ею в зрелом возрасте. В бедной крестьянской семье уже было трое детей: дочка Мария и два сына — Михаил и Иван. Никоновы жили в селе Себино Тульской губернии, недалеко от знаменитого Куликова поля, а на небольшом удалении от них местный помещик, граф Юрий Александрович Олсуфьев, организовал приют для сирот на 40 мест. Туда и было решено отдать еще не родившегося четвертого ребенка — из-за банальной невозможности прокормить малышку…

    Матрона родилась в 1885 (по другим данным — в 1881) году. Незадолго до появления

    Софья Олсуфьева. Фото 1930-х гг.

    дочери на свет Наталье Никоновой приснился сон: ей на плечо садится белая птица с человеческим лицом и плотно сомкнутыми веками. Женщина, вспомнив этот сон, сочла его за знак и передумала отдавать дитя. И тем больше утвердилась во мнении, что сон не пустой, когда увидела новорожденную дочь: девочка появилась на свет с пороком развития, анофтальмией: глазные яблоки отсутствовали или были крайне недоразвиты, веки — сомкнуты.
    В жизни многое причудливо переплетено, и стоит упомянуть о приюте, который чуть не стал будущей блаженной домом. Этот приют организовали граф Юрий Александрович Олсуфьев и его жена, Софья Владимировна. Богобоязненный и деятельный человек, чьим духовником был оптинский старец Анатолий (Потапов), Юрий Александрович руководил и строительством храма-памятника в честь Сергия Радонежского тут же, на Куликовом поле, а в годы советской власти спасал от разграбления Троице-Сергиеву лавру. В 1938 году его жизнь оборвалась на расстрельном Бутовском полигоне, а жена Юрия Александровича, Софья Владимировна, скончалась пятью годами позднее в заключении, в Свияжском монастыре…

    Первые чудеса

    Материал по теме

    Святая Матрона в Москве

    В Москве есть несколько мест, связанных с блаженной Матроной. Самое известное — Покровский монастырь, где находятся мощи святой, но есть и другие места, связанные с ее именем — где жила Матрона Московская, где ее отпевали.

    Окружающие все больше замечают, что подрастающую девочку выделяет среди сверстников не только врожденное увечье, но какая-то нездешняя мудрость и… прозорливость. Нет, это еще обычный ребенок, который тянется к играм и с радостью бегал бы босиком по деревенским улицам. Но на этих улицах — другие крестьянские детишки с их детской еще жестокостью. Возьмут крапиву, окружат Матрону и бьют ее, обжигают то с одной стороны, то с другой: отгадай, кто тебя лупанул, ну, отгадай, ты же особенная! Однажды дети посадили Матрону в яму и потешались, наблюдая, как слепая девочка пытается выбраться на ощупь.

    Видя переживания своей маленькой прихожанки, отец Василий утешал ее, говоря: игры не то, к чему ты призвана, у тебя есть нечто большее, чем у этих детей.

    Так с ранних лет незрячая ушла туда, где не нужны глаза, — во внутреннюю жизнь души. Сама добиралась до храма, где отстаивала службы в уголке. А ночью еще в очень малом возрасте пробиралась в красный угол, неизвестно как, но снимала иконы — и они были ее первыми «игрушками».

    Было множество случаев, которые не оставили сомнений в том, что девочке открыто гораздо больше, чем взрослым. Одним из них стало предсказание смерти отца Василия: однажды ночью Матрона перебудила всех, сказав, что батюшка умер. Кинулись к нему в дом и действительно нашли священника только что скончавшимся. В другой раз девочка предсказала пожар, который произошел на следующую же ночь.

    Родственница Никоновых рассказала и такой случай: «Однажды Матрюшенька говорит: “Мама, сходи к батюшке, у него в архиве на таком-то ряду, от низу четвертый, лежит книга, а в ней изображена икона Царицы Небесной «Взыскание погибших». У нас в храме нет такой иконы. Сходи и скажи батюшке, чтобы он ее принес”. Книгу с изображением действительно нашли, икону для храма написали, а список с нее Матрона впоследствии везде возила с собой, когда начались ее скитания.

    Был и такой случай. Однажды отец Матроны, Дмитрий Никонов, не захотел идти в храм вмес­те с женой, и она пошла одна. Отец молился дома, читал службу, а мать, по-видимому, больше переживала из-за мужа и отвлекалась на свои мысли, чем молилась. Когда она вернулась, Матрюша сказала: “Отец был в храме, а тебя там не было”. — “Как это? Откуда же я только сейчас вернулась?” А девочка говорила о внимательной молитве, а не о фактичес­ком присутствии в стенах церкви».

    Узнав о необычной маленькой крестьянке, в Себино потянулись люди. И просили: пусть помолится. Так ребенок, который грозил стать «лишним ртом» и обузой семье, стал ее кормить.

    Первое путешествие и переезд в Москву

    В 14 лет Матрона уехала за пределы своей деревни: в первое и единственное большое путешествие в жизни ее взяла дочь помещика, жившая по соседству, Лидия Янькова. Паломницы побывали в Киево-Печерской лавре, в Троице-Сергиевой лавре и, по преданию, в Кронштадте, где маленького слепого подростка подозвал к себе сам праведный Иоанн Кронштадтский: «Иди, иди ко мне, Матронушка. Смена моя идет…».

    А в 17 лет у девочки отнялись ноги. С этих пор блаженная принимала людей сидя. И тогда впервые стала говорить о грядущих страшных днях: «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать»… Но, казалось, никто не принимал ее слова за близкое пророчество: будет, может, но — вряд ли с нами.

    Село Себино, родина блаженной Матроны

    Для нее гонения начались с ее дома: оба брата, вступившие в партию, не могли терпеть рядом с собой блаженную сестрицу, к которой вереницей шли люди. В 1925 году Матрона перебралась в Москву и жила там уже до конца своих дней. «Жила» не всегда повернется язык сказать — скиталась по подвалам, сараям, по квартирам, где нельзя было долго задерживаться, чтобы не подставить хозяев. На Ульяновской улице, на Пятницкой, в Сокольниках, в Вишняковском переулке, у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, в Царицыне, наконец, в Староконюшенном переулке. И еще не раз умудрялась возвращаться в родное село, навещать своих престарелых родителей.
    Много раз чудом избегала ареста: уезжала за считанные минуты до приезда милиции. Однажды «служитель порядка» все же выследил слепую старицу, победоносно пришел забирать и услышал от нее: «Беги скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушался, уехал домой и обнаружил там обгоревшую от полыхнувшего керогаза жену — успел отвезти ее в больницу, все закончилось благополучно. Слепая действительно никуда не делась, но на следующий день, придя на работу, милиционер наотрез отказался ее забирать.

    Как ребенок…

    Годы идут, и перед нами уже зрелая женщина. Мы знаем ее по редким фотографиям, на самой известной из которых Матрона сидит на кровати, положив маленькие пухлые ручки на коленки, сидит с совершенно неподдельной бесхитростной улыбкой на лице. Какая она теперь?

    Есть один рассказ, который может это передать.

    Из деревни Тульской области, соседней с Себино, шли брат с сестрой — продавать корову в Жаворонках, под Москвой. А по дороге потеряли документы: и свои личные, и на корову… Брат запаниковал: «Найдут без документов, подумают, что корову украли! Сейчас не забалуешь, кругом вооруженный патруль. Всё, позору не оберешься! Удавлюсь я! Удавлюсь!» — «Эх, дурак ты, дурак! Как тебе не стыдно такое говорить! Давай просить Матронушку — авось поможет», — сказала сестра. «Да как поможет, если сама сидит на койке где-то в Москве, слепая от рождения?»

    Но все-таки попросили…

    Икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная по просьбе блаженной Матроны

    До Москвы добирались 10 дней и везде находили ночлег, хотя кому интересно в лихое время пускать домой чужих, да еще без документов, да еще с коровой на привязи. Однажды в избу, где брат с сестрой остановились, приехал патруль. Но хозяева как-то неожиданно стали гостей выгораживать: «У нас все свои». Те благополучно добрались до места, продали корову и, возвращаясь, решили заехать к Матроне. Блаженная им предстала такой: сидит на высокой кровати, в синем платье, волосы расчесаны на две стороны, ножки свесила, как малый ребенок, а сама смеется. Пришедшие и рта не успели открыть, а она им:

    — Ну и задали вы мне работку! Всю дорогу вела их корову за хвост! Вот, веди им корову, а еще показывай, где живут хорошие люди, где на ночлег пустят.
    А когда прощались, Матрона повернулась к брату и сама едва смех сдерживает.
    — Как так вышло, Ваня, что сестра, которая тебя моложе, обозвала тебя дураком? Ай-яй-яй! — И продолжала, пока бедный Ваня замер с открытым от удивления ртом: — Паспорт можно выправить за десять рублей… «Удавлюсь! Удавлюсь!» — уже по-доброму передразнивает парня. — Больше таких глупостей не говори! — И погрозила маленьким пальчиком.

    Пожалуй, вот и портрет. Пожалуй, потому и «Матронушка»: маленькая женщина, с маленькими пухлыми ручками, как у младенца, и трогательной улыбкой на лице — нет ни одного фото, где бы она не улыбалась.

    Страшные годы

    Жизнь Матроны в Москве пришлась на самое страшное время: конец Гражданской войны, нищета, голод, «ежовщина» — страшные 1937-1938 годы, когда пропадали люди, повсюду царила атмосфера страха и доносительства, а потом — пришла война. Огромное море человеческого горя. И люди тянулись за утешением и надеждой, за исцелением души и тела. Свидетельствуют, что нередко Матроне Бог открывал судьбы воюющих на фронте, по ее молитвам возвращались те, кого считали без вести пропавшими. Одной женщине, которой трижды приходила «похоронка» на мужа, блаженная сказала: «Жив, придет на Казанскую, постучит в окошко», и действительно, муж вернулся в 1947 году.

    Москва. Староконюшенный переулок д.30. 1929 г. Здесь, в семье Ждановых, блаженная Матрона жила с 1942 по 1949 гг.

    Она говорила людям слова, ни в коей мере не противоречащие христианству: верьте, что Бог есть и Его силой все уладится; носите крест, молитесь, чаще причащайтесь, не верьте снам, не теряйте никогда надежду, учитесь владеть собой. Она не учительствовала, жалела людей, гладила их по голове, давала конкретные советы в конкретных ситуациях, часто — с юмором, всегда — с радостью. Болеющим советовала причащаться чаще, и болезнь — даже серьезная, будь то туберкулез или эпилепсия — отступала. «Надо владеть собой, терпеть»; «Господь сам все управит!»; «Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу».

    И совершались чудесные вещи — эти истории можно рассказывать бесконечно — а поток посетителей не иссякал.
    Сохранилось множество свидетельств помощи святой, но о ней самой, о подробностях ее жизни в столице известно меньше, чем о ее делах. По сути вся ее жизнь сводилась к молитве и помощи людям. Знавшие ее при жизни вспоминали, что у Матроны на лбу даже образовалась ямка от постоянного крестного знамения: старица молилась и ночами.

    Могила блаженной Матроны на Даниловском кладбище. 1952 г.

    Блаженная прожила трудную жизнь и тихо скончалась 2 мая 1952 года. О грядущей смерти она знала и переживала: как правильно сложить ручки в гробу. Когда пришедший исповедать и причастить ее священник, удивившись этому, спросил: «Неужели и вы боитесь смерти?» — «Боюсь», — бесхитростно ответила блаженная. И просила похоронить ее на Даниловском кладбище, близ храма — «чтоб слышать службу». Отпевал ее в церкви Положения Ризы Господней на Донской улице священник Николай Голубцов. 4 мая, на день Жен Мироносиц, при большом стечении народа блаженная была похоронена на Даниловском кладбище, рядом с одним из не­многих действовавших тогда храмов.

    1 мая 1998 года, по благословению Патриарха Алексия II, честные останки старицы были перенесены в Покровский ставропигиальный женский монастырь на Таганской улице, где они находятся и по сей день. Блаженная Матрона была причислена к лику местночтимых, московских, святых в 1999 году, а пятью годами позднее состоялась ее общецерковная канонизация. В 2020 году Священный Синод установил дополнительный (помимо 2 мая) день памяти блаженной, в память об обретении ее честных мощей —8 марта (по н. ст.).

    «Бабьи басни»

    К сожалению, в сложившемся почитании блаженной Матроны есть вещи, частично или полностью противоречащие православному мировоззрению.

    Матрона Димитриевна Никонова. Фото 1930-1940 гг.

    Открыв первое неофициальное житие Матроны — «Сказание о Матроне» Зинаиды Ждановой, — мы услышим режущие слух христианина истории, например, о кощунственном совете, согласно которому рвота после Причастия — это хорошо: бесы, дескать, так выходят, а «проникают они в человека с воздухом при дыхании, живут в крови». О том, что народ просил блаженную «почитать над ними молитвы», «почитать над водой», что перекликается с практикой, используемой колдунами. О том, что блаженная якобы просила закрывать окна и форточки в дни демонстраций, чтобы полчища бесов не проникали в комнату… Наконец, о том, как возвеличивала сама себя, якобы открывая Зинаиде Ждановой, автору жития, во сне, что имеет регалии и награды от Господа.

    «Книга Ждановой содержит слишком много оскорбительных для христианского слуха высказываний, которые звучат от имени Матроны. И пока не доказано, что сама Матрона этих слов не говорила, — я буду проходить мимо ее икон…» — пишет участник одной из интернет-дискуссий. И как его упрекнуть? Как удивляться, что в народном сознании после таких историй имя блаженной Матроны тесно переплетено с именем болгарской колдуньи Ванги?

    Во-первых, книга Зинаиды Ждановой — первое неофициальное житие блаженной Матроны, имевшее в свое время колоссальный успех, — была рассмотрена Синодальной комиссией по канонизации святых и подвергнута жесткой критике. Церковь не рекомендовала ее как источник сведений о святой Матроне, несмотря на то, что Жданова лично знала старицу. Впоследствии и сама автор призналась, что в этой книге очень много придуманного ею…

    Комиссия ориентировалась на другую версию жития — «Житие праведной Матроны, блаженной Московской старицы». И в частности, в этом тексте можно найти следующие слова: «Помощь, которую подавала Матрона болящим, не только не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями, при совершении которых “целитель“ входит в связь с темной силой, но имела принципиально отличную, христианскую природу. Именно поэтому праведную Матрону так ненавидели колдуны и различные оккультисты (об этом свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни). Прежде всего, Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим. История Православной Церкви знает много таких примеров Матрона читала молитву над водой Содержание этих молитв мы не знаем, но, конечно, тут не могло быть и речи об освящении воды по установленному Церковью чину, на что имеют каноническое право лишь священнослужители. Но также известно, что благодатными целительными свойствами обладает вода некоторых водоемов, источников, колодцев, ознаменованных пребыванием и молитвенной жизнью близ них святых людей».

    Во-вторых, увы, нельзя откреститься от времени, в которое жила блаженная. Ни для кого не секрет, что в деревнях процветали и колдовство, и обрядоверие. Один пожилой житель Ижевска, перебравшийся в город из деревни, рассказывал, как не могла умереть его родственница, старуха-колдунья, чей ведовской «дар» не приняли ни дочь, ни внучка — а, не передав свои знания, согласно народному поверью, ведьма не может умереть. Как разбирали деревенские жители крышу и совершали другие действия, чтобы душа несчастной старухи могла освободиться от тела. Такие истории — казалось бы, в атеистическое время — были почти обыденностью в деревнях и вместе с жителями перекочевали в советские города. В сознании непросвещенных людей до сих пор перемешаны гадания на святки и святой праздник Рождества Христова, «Битва экстрасенсов» и телетрансляция пасхального богослужения, молитвы и гороскопы — все это так!

    Поэтому некоторые почти оккультные моменты, которые можно найти в первом «житии» Матроны, до сих пор многими воспринимаются в порядке вещей.

    Слева – святая Матрона

    Так, безусловно, одобрение рвоты после причащения для христианина немыслимо. Даже если священник случайно прольет Причастие на пол, богослужение останавливается, и это место в полу выжигается огнем или вырубается — настолько серьезно Церковь относится к пре­творенным в Тело и Кровь Господни хлебу и вину. Когда оптинского старца Иосифа (Литовкина) спрашивали, как поступать, если у больной, причастившейся в 6 часов вечера, после полуночи была рвота, он отвечал: «От Причастия прошло много, и тут укорного ничего нет. А впрочем, нелишне было бы сорванное отнести в проточную воду или там к стороне, где не было бы нечистоты». Это благоговейное отношение, не в пример описываемому З. Ждановой.

    Цитаты о бесах — тоже иллюстрация совершенно нехристианского отношения к темным силам. Преподобный Антоний Великий говорил о бесах: «Если бы демоны обложены были бы такими же телами, как и мы, то могли бы они сказать: людей укрывающихся мы, мол, не находим, а найденным причиним вред. Тогда и мы могли бы укрыться и утаиться от них, заперев двери. Но они не таковы; могут входить и в запертые двери».
    Приписанные блаженной Матроне слова о наградах от Господа — еще одно противоречащее духу христианства свидетельство. Оптинский старец Макарий писал о подобном: «Из одного этого, что странник говорит вам , что “весь град его молитвами держится”, нельзя поверить его святости; нигде не видим в житиях, чтобы святые или праведные сами о себе так проповедовали, а напротив, считали себя прах и пепел и недостойными, а благодать Божия действовала чрез них».

    Вот еще один не согласующийся с православным мировидением рассказ, якобы записанный со слов блаженной Матроны Зинаидой Ждановой. Будто накануне блокады Ленинграда солдаты пытались вскрыть гробницу святого праведного Иоанна Кронштадтского, за что он, восстав, грозил «утопить в крови и уморить голодом» Петербург… «Рассказ об “утоплении в крови”, — пишет церковный историк Андрей Зайцев, — полностью противоречит как образу почитаемого святого, так и всей христианской традиции, зато поразительно напоминает апокрифические Евангелия (отвергнутые Церковью и не вошедшие в новозаветный канон). Например, в “Евангелии детства Христа” есть рассказ о том, как маленький Иисус с помощью чуда убивает мальчика, насмехавшегося над ним». Безусловно, человек, хорошо знакомый с Евангелием, способен вычленить нечто несродное ему из «народных житий». Если же знакомство поверхностное — возникают такие печальные заблуждения и мифы. Как заметил возглавлявший с 1989 по 2011 год Комиссию по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, «канонизация праведника не означает канонизации каждой строчки, им написанной». Если такова осторожность даже к словам самих святых, то тем более — к словам о них других людей…

    Очередь

    Покровский женский монастырь, 15-летняя годовщина канонизации Матроны Московской. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. 2020

    Еще проповедник XIII века епископ Серапион Владимирский обличал некоторых верующих (или называющих себя таковыми) в том, что они стремятся больше к чудесам, колдунам и исцелениям с помощью «водички», «землички», чем к Причастию и молитве… И современные священники с болью говорят: «На Крещение, на “медовый“ Спас, в Вербное воскресенье — храм битком, яблоку негде упасть. Люди толкаются, спешат освятить мёд, яблоки, вербы, набрать побольше святой воды , тогда как Христос предлагает каждый день на литургии нечто несоизмеримо большее — Самого Себя. А нам подавай мёд и водичку!…»

    Потому бывает, что человеку, подкованному в вопросах церковного учения, и нелегко дается очередь в Покровском монастыре, где столько разговоров можно услышать и о том, с какой ноги правильно к мощам блаженной подступать, и о снятии сглаза при помощи иконы, и еще много «удивительных» вещей.

    Но достойно ли порицать людей, которые в любое время года стоят здесь? Не берут ли и они на себя интуитивно подвиг, без которого трудно помыслить христианство? Малую лепту, оформленную в труд, — приехать сюда, мерзнуть в очереди или, наоборот, задыхаться от жары, рядом с теми, кого Бог пошлет… Эта вереница, эта очередь человеческого горя тянется веками, тысячелетиями. И какими бы мы ни казались себе просвещенными, знающими, что христианство прежде всего — о Христе, разве вправе мы насмехаться над теми, кто в отчаянии и ужасе перед ударами жизни стоит вот тут?

    «Ледяной дождь, пронизывающий ветер, очередь людей огибает храм… Я одета в легкие демисезонные туфли, на плечах плащик. И таких — раздетых, как я — много… Топчусь, молюсь, прошу подарить здоровье моей мамочке. Прошло два часа. От холода с колен пошла жгучая боль по всему телу. И тут я понимаю, все… больше не могу. “Господи, смилостивись, дай сил!“ Еще час прошел, холод сковал диафрагму, чувство, что легкие перестают дышать. Звоню родной сестре, плачу, жалуюсь, прошу поддержать меня в решении уйти, сил больше нет. Сестра слушает, ей очень жалко любимую сестренку, всхлипывает вместе со мной, но молчит. Она понимает, это ради мамы… ради мамочки…» Это рассказ Елены Александровой (Елена Александрова. Мама и матушка. — Сайт «Православие.ру»), одной из женщин в очереди, одной из тысяч. И здоровье мамы, кстати, пошло на поправку…

    Какими словами можно было бы описать трудную и праведную жизнь блаженной Матроны, и эту очередь, и сотни и сотни рассказов-благодарностей людей за помощь, полученную по молитвам святой? Быть может, этими? Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф 11:28).

    Встреча блаженной Матроны со Сталиным: было или нет?

    Один из мифов гласит, что осенью 1941 года к блаженной Матроне тайно приезжал сам «отец народов», Иосиф Сталин. Якобы блаженная предсказала ему победу русского народа в войне и сказала, что он один из всего правительства не уедет из Москвы. Упоминание об этом мы находим все в той же книге З. В. Ждановой, о достоверности сведений в которой уже немало сказано в нашей статье. Историки Московской духовной академии специально изучали эту гипотезу и пришли к однозначному выводу: такого события не было. К такому же заключению пришла Синодальная комиссия по канонизации святых, подчеркнув, что ни в одном историческом документе или свидетельстве нет даже намека на «встречу», и все это — не более чем выдумки.

    Тем не менее миф был подхвачен в определенных кругах и до сих пор имеет своих сторонников. Так в 2008 году в петербургском храме появилась икона художника И. И. Пивника «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина», что вызвало, в основном, протест прихожан: «икону» потребовали убрать из храма. Так комментировал это событие на пике дискуссии протоиерей Владимир Вигилянский: «Разговоры о святости Сталина — кощунство над памятью мучеников, которые погибли во время сталинского режима, ведь при Сталине никто так не пострадал, как духовенство, которое было истреблено почти на сто процентов». Вот слова на эту тему уважаемого пастыря и богослова, насельника Сретенского монастыря в Москве иеромонаха Иова (Гумерова): «Бытует миф о том, что И. Сталин приезжал к блаженной старице Матроне. Это совершенно невозможно предположить из того, что мы знаем о жизни этой дивной угодницы Божией. В 1997 году священноначалие поручило мне подготовить материалы к канонизации Матроны Никоновой. Приходилось по крупинкам собирать о ней сведения. Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина. Она была гонимой. В любой день была готова к аресту. Такое положение сохранилось до самой ее смерти 2 мая 1952 года. Попытка представить жестокого гонителя Церкви верующим христианином и благодетелем Церкви опасна и может принести только духовный вред. Так размываются границы добра и зла».

    На заставке: Матрона Московская. Фото 1952 г.

    Редакция благодарит за помощь в подготовке материала игумена Дамаскина (Орловского), а также священников, лично знавших З. В. Жданову

    Читайте другие публикации о блаженной Матроне