Как выбрать имама

Хвала Аллаху, мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду.
Ассаляму алейкум!
Что касается коллективного намаза: часто бывают между братьями замешательства относительно того, кому быть имамом в молитве, и вообще, насчет критериев выбора имама. Для наглядности, например, отрывок из » Зад аль-мустакъни’ » имама Шараф уд-Дина Мусы аль-Хаджауи (рахимахуЛлах), где разъясняется этот вопрос.
Надо заметить, что здесь в значении самый старший по возрасту используется слово «?????», а в качестве самый старший по хиджре «??????».

?????? ???????? ?????? ?????? ??? ????? ?? ?????? ?? ????? ?? ?????? ?? ?????? ???? ?? ?????? ?? ?? ??? ????? ????? ????? ?????? ??? ??? ?? ?? ????? ??? ????? ?????? ?????? ?????? ??? ?? ???? ???? ?? ????

критерии следующие:
1) лучший в чтении Корана и знающий фикх молитвы, если оба знают Коран хорошо, то предпочтение даётся тому, кто
2) лучше знает фикх, затем если оба хорошо знают, то тот,
3) кто самый старший, затем
4) самый благородный/знатный, затем
5) самый старший со времени хиджры (т.е. больше лет в Исламе), затем
6) самый богобоязненный, и если тут равны, то
7) бросается жребий.

Далее, те, кто живёт в доме, где совершается намаз (хозяева) или имам мечети имеют больше прав нежели остальные (за исключением обладателей власти).

Еще дальше — свободный человек, городской житель, местный, зрячий человек, обрезанный и человек с одеждой, лучше одетый — они лучше, чем остальные, им предпочтение.
А Аллах знает об этом лучше. хвала Ему.

Кто такой имам и кто может им стать?

Лицо, за которым следует как в благих, так и неправедных делах, называют имамом. В Коране повелевается следующее: «Мы их поставили вождями, ведущими (людей) по Нашим повеленьям». (Сура аль-Анбия, 21/73). «И Мы их сделали имамами, зовущими к Огню, и в Судный День им помощи не будет». (Сура аль-Касас, 28/41).
Имамат делится на два вида: «имаматуль кубра» (великий имамат, то есть, правитель исламского государства) и «имаматуль сугра» (руководитель намаза). Великий имам наделен властью и обладает большими полномочиями, которые позволяют ему вершить судьбы людей и государства. Существует другое определение, согласно которому имам – это «халифа» (заместитель, наместник) Мухаммада (саляллаху алейхи ва саллям), и как в религиозных, так и мирских аспектах социальной жизни является правителем государства. Анализируя историю государств, известный историк и социолог аль-Маверди (умер в 450/1058 году) дал следующее определение имама: «Имам – это должность, в обязанности которой, как халифа Пророка (салялаху алейхи ва саллям), вменено охрана религий и управление мирскими делами». (аль-Маверди, аль Ахкамус султания. стр. 3).
Чтобы выполнять эти обязанности, кандидат должен соответствовать следующим требованиям: быть мусульманином, быть здравомыслящим человеком, достичь совершеннолетия, быть представителем мужского пола, обладать знаниями и поступать по справедливости. Управление государством фасыком – лицо, известное своими неприглядными поступками – считается макрухом. И поэтому, если, конечно, это не вызовет смуты и волнений, рекомендовалось снять с поста такого человека. Но так как главной нашей темой является тема имама – руководителя намазом, мы теперь постараемся более подробно осветить этот вопрос.

Качества, которыми необходимо обладать имаму – руководителю намазами

1. Быть мусульманином
Все ученые единодушны, что кафир (неверный) никак не может имамом. Если же духовные взгляды лица, руководившего намазом, проясняться после выполнения намаза, всей общине следует этот намаз совершить заново.
2. Быть здравомыслящим.
Недействителен намаз, совершенный за душевнобольным, так как намаз, выполненный лицом, лишенного рассудка, сам по себе является батылом. Если же потеря контроля над собой случается в виде приступа, то те намазы, которые совершены в здоровом состоянии, являются действительными. При всем этом, выполнение намаза за таким человеком является макрухом. Человек в состоянии алкогольного опьянения похож на сумасшедшего, поэтому недействителен не только его намаз, но и намаз тех, кто выполнял за его спиной.
3. Достичь совершеннолетия
По-мнению большинства ханафитов, запрещается быть имамом взрослых (руководить фард или нафиль намазом взрослых людей) ребенку, еще не достигшему совершеннолетия. В свою очередь, маликиты и ханбалиты утверждают, что запрещается быть имамом только при фард намазах. Несовершеннолетнему мальчику можно быть имамом только при намазах кусуф (кусуф – намаз, совершаемый при солнечном затмении) и таравих. Шафииты считают, что взрослые люди вполне могут совершать намазы за мальчиком, нижний возрастной порог которого отсчитывается с семи лет и, кончается достижением совершеннолетия, ибо известно, что как-то Амр ибн Салляма (радыяллаху анху) сообщил следующее: «Во времена Пророка (салялаху алейхи ва саллям), хотя мне было семь лет, я был имамом при выполнении намаза». (аш-Шавкани, Найлуль автар, 3/165).

4. Быть представителем мужского пола
Совершение намаза группой женщин без мужчин, пусть это будет даже намаз таравих, нежелательно, то есть, является макрухом. Если же женщины пожелают совершить намаз джамаатом, та, которая руководит намазом (является имамом), должна стоять в строю и ни в коем случае не выходить вперед. Но в любом случае выполнение намаза джамаатом для женщин является макрухом. Но так как намаз джаназа не повторяется, то его женщины могут совершить группой.
Утверждение, что совершение женщинами намаза джамаатом является макрухом, исходит из следующего хадиса: «Лучше всего, если женщина совершает намазы у себя дома, чем вне дома. Совершение намаза во внутренних покоях гораздо лучше, чем в каких-либо других комнатах». (Абу Давуд, Салят, 53, 199).
Также нежелательно чтение женщинами азана, так как азан предназначен для призыва людей к намазу. Если совершение намаза женщинами джамаатом не было бы макрухом, то и чтение азана было бы позволительным. Исходя из всего этого, можно сказать, что если обстановка спокойная и женщины будут чувствовать себя в полной безопасности, можно им позволить постоянное посещение мечети.
Также для мужчины является макрухом руководство намазом в том доме, где нет других мужчин, где нет его сестры или супруги. Но если же в доме будут находиться кто-либо из вышеперечисленных лиц, то руководство намазом женщин для имама не будет являться макрухом. Нежелательность руководства намазом объясняется тем, что Пророк (салялаху алейхи ва саллям) запретил мужчинам оставаться наедине с чужими женщинами. Кроме того, из-за наущения шайтана в подобных собраниях вполне могут возникнуть различные неприглядные случаи. (аль-Майдани, аль-Любаб, 1/82; ибн Абидин, 1/528; Зайлаи, Тыбьянул хакаик, 1/13).
5. Быть в состоянии ритуальной чистоты
Недействительно руководство намазом имамом, который не совершил вуду или же на теле или одежде которого есть наджасат. По-мнению большинства факихов, независимо оттого, знает об этом имам или нет, проблема остается и намаз становиться батылом. Если имам поймет, что руководил намазом без вуду, то есть, после того, как все люди разошлись, ему необходимо по-возможности сообщить это общине. Однако некоторые ученые заявляют, что не стоит сообщать об этом.
6. Имам не должен следовать за другим имамом
После того, как имам, подобно «масбуку» (лицо, которое присоединилось к общине позже), встанет на ноги для восполнения пропущенных ракятов, никто не может следовать за ним, так как по сути этот имам выполняет намаз за другим, то есть, свой такбиру ифтитах прочитал после другого имама. (ибнуль Хумам, Фатхуль кадир, 1/277).
7. Быть физически здоровым
Согласно мнению ханафитов и ханбалитов, у имама не должно быть физических недомоганий, типа: постоянные кровотечения из носа, частые газы, недержание мочи и т.п. Лицо, страдающее такими заболеваниями, может быть имамом только для таких людей, которые подвержены аналогичным заболеваниям. Но необходимо учесть, что как у имама, так и у следующих за ним людей, заболевания должны быть одинаковыми. Однажды Пророк (салялаху алейхи ва саллям) в дождливый день руководил намазом мусульман и при этом выполнял намаз путем иима. (Тирмизи, Мавакит, 176; Ахмад ибн Ханбал, 5/174; ибн Абидин, 1/541).
Если заболевания имама и людей различны, то в этом случае намазы их будут недействительны. Например, имам, страдающий недержанием мочи, может руководить намазом только того лица, которое тоже страдает от такой же напасти. Но если имам еще страдает газами, то человек, который подвержен только одному виду заболевания, никак не может возложить на него свой намаз, так как у имама два недостатка, а у лица, следующего за ним, всего один.
По-мнению шафиитов, если имам страдает таким заболеванием, что после него намазы можно заново не перечитывать, он имеет полное право быть имамом здоровых людей, то есть, руководить их намазами. (Ибн Абидин, 1/541; аз-Зухайли, 2/179).
8. Иметь правильное произношение
Имам должен иметь правильно поставленную речь и четко выговаривать все буквы арабского языка. Например, лицо, страдающее косноязычием, вместо буквы «ра» прочитает «гайн», вместо «син» – «зал» или «зе», он не имеет право быть имамом, так как в этих случаях между имамом и общиной нет целостности и единства.

Читайте так же:  Утягивающее корректирующее белье как выбрать

Самый достойный человек на должность имама

В принципе, самым достойным человеком на должность имама является тот, кто хорошо знает все условия и предписания, касающиеся намаза. Но если кандидаты на эту должность обладают одинаковыми достоинствами, то при выборе нужно учитывать следующие критерии (аль-Касани, 1/157; ибнуль Хумам, 1/245, 248; аль Майдани, аль-Любаб, 1/81; ибн Абидин, 1/520-522):
1. Имам обязан избегать совершения запретных деяний и грубых ошибок (быть праведным). Знать наизусть столько аятов Корана, сколько необходимо для соответствия требованиям для действительности намаза. Наиболее достойным является тот, кто лучше знает все положения фикха, касающиеся намаза.
2. У кандидата должен хороший кираат (чтение), ибо Пророк (салялаху алейхи ва саллям) повелел: «Кто лучше остальных знает книгу Аллаха, тот будет имамом джамаата. Если же (кандидаты) одинаково хорошо читают, то имамом становится тот, кто хорошо знает сунну». (Зайлай, Насбур рае, 2/24).
3. При выборе имама предпочтение отдается самому благочестивому, то есть, тому, кто больше других остерегается сомнительного. Признаки благочестия – это избегание харамом, макрухов и всего того, что вызывает сомнения. Благочестивый человек – этот тот, кто тщательно соблюдает фарды, ваджибы, сунну и мустахабы. В связи с нашей темой Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Если вы желаете, чтобы ваши намазы были угодны Аллаху, пусть вашими имамами будут ваши ученые, ибо они являются вестниками между Аллахом и вами». (Этот хадис приведен в сборнике Табарани «Мугжам» и Имама Хакима. Однако последний передал фразу «Пусть имамом будет самый лучший из вас», однако относительно хадиса промолчал. (Зайлаи, Насбур рае, 2/26).
4. Наиболее достоин на должность имама тот, кто старше по возрасту, так как пожилые люди больше боятся Аллаха и поэтому послужат увеличению количества людей джамаата, так как Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) приказал ибн Абу Мулайку (радыяллаху анху) следующее: «Пусть самый старший из вас будет вашим имамом!» (Бухари, Азан, 17, 18, 49, 140; Джихад, 34, Адаб, 27; Муслим, Манаджид, 292, 293; ибн Маджа, Икама, 46).
5. Предпочтение отдается тому, кто обладает прекрасным характером и легко находит общий язык с людьми. Но если и в этом кандидаты равны между собой, то предпочтение отдается тому, кто обладает более приятной внешностью. Данный критерий объясняется тем, что у того, кто постоянно встает ночью и совершает намаз тахаджуд, светлый лик и благородная внешность.
6. Также предпочтение отдается тому, у кого хорошая родословная, прекрасный голос и тому, кто опрятно и чисто одевается. Но если и здесь кандидаты равны, то после этого между ними бросают жребий.
Если при коллективном намазе присутствует глава исламского государства, руководство намазом передают ему. Если его нет, то руководителю края, затем главному кадию. И так по нисходящей линии доходит до главы дома. Данное правило остается в силе даже в том случае, если хозяин дома арендует его.
Кроме того, если в обществе присутствует хозяин дома или специально назначенный имама мечети, предпочтение отдается им. Причем, даже если они не подходят под вышеизложенные критерии. Лицо, которое пожелало стать имамом в чужом доме, может это сделать только после разрешения хозяина дома. Кто желает один совершить намаз в чужом доме, обязательно должен спросить на это позволения у хозяина дома. Так поступает культурный и воспитанный человек.
Все это свидетельствует о том, насколько огромное значение придается должности имама. И именно поэтому эту почетную обязанность исполняли Хулафаи рашидин (четыре праведных халифа) и праведные правители, правившие исламским государством в последующие времена.

Лица, которым нежелательно выполнять обязанности имама

Нижеследующим лицам макрух (нежелательно) быть имамом:
1. Фасыку, который знает все положения, касающиеся намаза. Человека, который пренебрегает фардами или же совершает харамы, называют фасыком или «асы» (грешник). По-мнению ханафитов, фасык может быть имамом для таких же лиц, каким является он сам. Нежелательность выбирать имамом фасыка исходит из следующего хадиса: «Пусть женщина не руководит намазом мужчины, бедуин – мухаджира, фасык – намазом мумина (верующего). Исключением являются те случаи, когда правитель страны заставит при помощи меча или плети (силой)». (аль-Касани, 1/156; ибн Абидин, 1/522-531; аш-Шурунбуляли, Маракуль фалах, 49; ибнуль Хумам, 1/247-249; ибн Кудама, аль Мугни, 2/193-198, 209, 211; аз-Зухайли, 2/186).
Историки передают, что Абдуллах б. Умар (радыяллаху анху) постоянно выполнял намаз за спиной Хаджаджа (Хаджадж. Его настоящее имя Абу Юсуф ас-Сакафи. Наместник провинции Хиджаз. Правил при Умаидах. Прославился своей жестокостью и свирепостью. Историки пишут, он казнил более 100000 тысяч человек), ибо Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Совершайте намаз за любым человеком. Не имеет значения: это благочестивый человек или грешный». (Зайлаи, Насбур рае, 3/26-27; аш-Шавкани, Найлуль автар, 3/162).
2. Человеку, который совершает «бидаты». Это такое лицо, которого нельзя называть кафиром, но в тоже время известного своими неприглядными действиями. Это человек, который своими взглядами и поступками противоречит положениям сунны и воззрениям «Ахлю сунна ва джамаа». В качестве примера можно называть тех шиитов, которые не моют ноги, а просто протирают их влажными руками, которые также не признают масх поверх обуви. Каждого человека, который молится, повернувшись в стороны Киблы, из-за некоторых ошибок нельзя называть кафиром, но если такое лицо отрицает наиболее важные религиозные положения, его можно называть кафиром. Как, например, считать, что Аллах имеет физическую форму; отрицать дружбу Абу Бакра (радыяллаху анху) с Мухаммадом (саляллаху алейхи ва саллям). Ибо тем самым такое лицо отрицает аят Корана: «И спутнику (Абу Бакру) сказал он (Мухаммад) своему: «Ты не грусти: Аллах ведь с нами». (Сура ат-Тавба, 9/40).
Имамат фасыка или человека, совершающего бидаты, является тахриман макрух, так как такие люди обычно несерьезно относятся к религиозным предписаниям. По-мнению Имама Мухаммада и Имама Малика, следовать за такими лицами в корне неправильно.
3. Незрячему человеку. По-мнению ханафитов, маликитов и ханбалитов, руководство намазом слепым является танзихан макрух, ибо такие люди не могут избежать попадания наджасата на тело или платье. Однако ханафиты делают оговорку, что можно быть имамом в том случае, если незрячий человек является самым знающим в обществе и поэтому лучше всего имамом выбрать его.
Шафииты не видят ничего плохого в имамате незрячего человека и в качестве доказательства приводят историю с Умму Мактум (радыяллаху анху), который был слепым, но, несмотря на это, порой руководил намазом правоверных во времена Пророка (саляллаху алейхи ва саллям).
4. Руководство намазом лицу, которого в общине не желают. Выполнение должности имама в той местности, где его недолюбливают, является тахриман макрух, ибо в хадисе сказано: «Аллах не примет намаз того, кто, став имамом, встал впереди людей, несмотря на то, что общество не желает его». (Абу Давуд, Салят, 62; Тирмизи со слов Абу Умамы передал следующий хадис: «На свете есть три человека, намазы которых не поднимутся выше их ушей. И один из них тот, кто – хотя его не желают видеть – стал имамом». (аш-Шавкани, Найлуль автар, 3/176).
Но если нет другой, более подходящей кандидатуры, недовольство общества не берется во внимание, так как в таких случаях настроение джамаата считается незаконным.
5. Затягивать намаз. Слишком долгое чтение Корана (кираат) по сравнению с тасбихами, зикрами и дуга, то есть, чрезмерное затягивание намаза является макрухом. При этом желание джамаата (касательно быстрого или долгого выполнения намаза) ничего не меняет.
Как сообщил Абу Хурайра (радыяллаху анху), Пророк (салялаху алейхи ва саллям) однажды сказал: «О люди! Поистине, (некоторые из вас) отталкивают (других от религии)! Пусть же проводящий молитву с людьми не затягивает её, ибо, поистине, позади него находятся и старые, и малые, и те, (у кого есть неотложные дела). Но когда выполняете один, совершайте столько, сколько желает ваша душа!» (Бухари, Илим, 28; Азан, 62; Муслим, Салят, 183-186; Тирмизи, Салят, 61; Насаи, Имамат, 35).
Но при всем этом, имам никогда не должен спешить и обязан дать возможность людям выполнять рукуги и сажды, тасбихи и ташаххуды соответственно требованиям сунны. Чрезмерное затягивание рукуга со стороны имама, чтобы дать возможность опоздавшим успеть на намаз, также является макрухом.
6. Имамат лица, читающего Коран с ошибками. Если имам читает с такими ошибками, которые не нарушают намаз, но при этом в обществе есть люди, которые лучше читают Коран, чем он, то выполнение им обязанности имама является макрухом. Например, если имам букву «д» в слове «аль-Хамду» читает с «и»; букву «х» в слове «Лилляхи» читает как «ху»; букву «б» в слове «Раббиль алямин» читать как «бу»; или же имам не может четко произносить буквы «дал», «каф» и другие, то имамат такого лица является макрухом.
7. Макрухом также является имамат лица, который родился в результате противозаконной связи и невольника, так как такие люди в большинстве своем обычно бывают неграмотными. Если же такие лица обладают знаниями, то они имеют полное право исполнять обязанности имама.
8. Хотя это нежелательно, руководство женщиной намазом других женщин действительно. В том случае, если женщины пожелали совершить намаз джамаатом, женщина-имам должна находиться среди общества, не выходя вперед.
9. Макрухом также является, если имам находится выше или ниже одного аршина, чем стоящий за ним джамаат. Исключением является тот случай, если рядом с ним находятся несколько лиц из джамаата.
10. По-мнению Абу Ханифы и Имама Абу Юсуфа, чтение кираата вслух джамаатом при выполнении тех намазов, когда нужно вслух является макрухом. (Читать должен только имам, а следующие за ним люди должны слушать). Также обстоит дело, если джамаат делает кираат в тех случаях, когда намаз необходимо совершать про себя, ибо кираат имама означает кираат джамаата. (см. тему «Кираат»). Однако Имам Мухаммад считал позволительным чтение кираата джамаатом (про себя) при совершении намазов зухр и аср.
Имам Малик и Ахмад ибн Ханбал считали, что при совершении тех намазов, где кираат делают про себя, и люди, следующие за имамом, также могут делать кираат вслед за ним. Кроме того, если даже чтение имама не услышит часть джамаата, то в любом случае будет считаться, что они (люди) сами сделали кираат, так как кираат считается ваджибом. Но если чтение имама слышно, то кираат делать непозволительно. Имам Шафии утверждал, что в тех случаях, при которых кираат делают про себя, люди, следующие за имамом, кроме «аль Фатихи», могут читать и другие аяты, но что касается намазов, где кираат делают открыто, то тут уже «аль Фатиху» нужно читать про себя. Но если существует вероятность пропустить ракят, то можно и не читать.

Читайте так же:  Как выбрать помещение для аптеки

Как выбрать мазхаб?

Вопрос: Как выбрать правильный мазхаб? Ведь многие отвечают на вопросы так мол и так, а откуда мне знать откуда источник ответа? (Кыргызстан)

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Первоисточниками ислама и его правил несомненно являются Коран и хадисы. Следует помнить, что язык Корана – это арабский язык высочайшего уровня, ведь Коран – это речь Аллаха. Даже пророк Мухаммад ? не был способен полностью осмыслить его до тех пор, пока Аллах не дал ему разъяснение (см. суру 75 «Аль-киямат»). Не только у пророка ?, но и у его сподвижников, являвшихся настоящими мастерами арабского языка, были трудности с пониманием некоторых аятов Корана. Чтобы правильно понять Коран, они полагались на хадисы и разъяснения пророка ?.

Следует также помнить о существовании сотен тысяч сообщений о словах и поступках пророка ?, сохраненных сподвижниками и хадисоведами. Речь идет о хадисах пророка ?. Некоторые из них достовернее других. Некоторые появились в самом начале и были впоследствии отменены последующими хадисами. Некоторые применимы к конкретной ситуации в заданных условиях, а некоторые имеют общий характер. Знание того, когда и какой хадис был отменен другим, является ли хадис достоверным, какой из них к каким ситуациям применим и т. д. – все это было известно только пророку ?, его сподвижникам и тем, кто черпал знания непосредственно у них или у их последователей.

Кроме того, чтобы правильно следовать хадисам пророка ? нужно обладать полным, всеобъемлющим знанием арабского языка, коранических наук, хадисов, фикха и акыды. Не располагая такими знаниями, правильно и полностью следовать хадисам пророка ? не представляется возможным. Если, не располагая данными знаниями, человек последовал бы какому-то хадису, он либо действовал бы наперекор другим хадисам, либо последовал бы слабому или отмененному, или даже вымышленному хадису, либо противоречил бы Корану.

Поэтому Аллах создал людей, обладавших потрясающей памятью и невероятным уровнем интеллекта. Эти люди запомнили сотни тысяч хадисов, постигли науки Корана и хадисов и поняли все в правильном контексте, поскольку были обучены сподвижниками и их последователями. Если они выбирали следование тому или иному хадису, они делали это без каких бы то ни было противоречий другим хадисам и аятам Корана. Они также знали, какие из хадисов были впоследствии отменены и не действовали в соответствии с ними. В эту элитарную группу людей Аллах включил имама Абу Ханифу, Суфьяна Саури, Абдуллу бин Мубарака, Хаммада, имама Малика, имама Шафии, имама Ахмада бин Ханбала и многих других. Однако по мудрости Аллаха, а также в связи с тем, что учения перечисленных четырех имамов были чрезвычайно точно и бережно систематизированы, Аллах дал этим четырем мазхабам большее распространение, чем остальным.

Все четыре мазхаба основаны на учениях Корана, хадисов, а также поступках и словах сподвижников. С тех пор люди следовали за данными имамами, полагаясь на их глубочайшие познания, ведь иначе люди бы оказались в тупике, неправильно интерпретируя Коран и Сунну и действуя в соответствии с тем, что было отменено или не является достоверным, ведь такими глубокими знаниями они не располагали. Благодаря искренности имамов и их правильному представлению о Коране и хадисах, Аллах сохранил их учения вплоть до нынешних дней.

Поэтому, придерживаясь мазхабов, человек тем самым следует Корану и хадисам, не опасаясь неправильной их интерпретации, поскольку четыре имама черпали знания напрямую либо от сподвижников, либо от табиинов (последователей сподвижников) или таба-табиинов (следующего после последователей поколения мусульман).

В общем, следование мазхабу важно для защиты от следования слабым, вымышленным и отмененным хадисам, а также для защиты от появления противоречий между хадисами.

Все четыре мазхаба правильны и основаны на учениях Корана и хадисов. Никогда не нужно впадать в заблуждение, считая, что, следуя мазхабам, человек не следует Корану и хадисам. Наоборот, человек тем самым следует Корану и хадисам намного более безопасным образом, защитив себя от вступления в противоречие с различными хадисами. Для краткого ознакомления с четырьмя имамами, Вы можете обратиться к фетве «Что представляют собой четыре мазхаба?».

Хотя в Коране и хадисах нет явного упоминания о необходимости следования конкретному мазхабу, оценить важность следования мазхабу можно из приведенного выше объяснения. И нам нужно помнить следующий аят Корана:

??????????? ?????? ????????? ???? ???????? ??? ??????????

Если вы не знаете, то спросите обладателей знания. (Коран, 16:43)

Алимы разъяснили, что таклид – ваджиб «cиясатан» (т. е. алимы акцентировали важность сохранения шариата от искажений), ведь если бы всем людям, как ученым, так и не являющимися ими, нужно было бы напрямую следовать Корану и хадисам, искажения в шариате (исламском кодексе) достигли бы необратимого уровня.

Человеку нужно следовать тому мазхабу, в котором он больше всего уверен. Нет никакого конкретного правила, вынуждающего человека выбирать тот или иной мазхаб. Однако в качестве ориентира, лучше всего будет, если человек будет следовать мазхабу, которого придерживаются алимы его местности, чтобы легче было узнавать правила и т. д. Выбрав свой мазхаб, следует твердо придерживаться его и избегать выбора из других мазхабов.

Что касается правильности тех или иных сайтов вопросов и ответов, Вам нужно побольше разузнать о тех людях, которые отвечают на вопросы. Посмотрите, обладает ли человек, отвечающий на вопросы, хорошей и качественной подготовкой в области исламских наук, получил ли он образование в авторитетном исламском учебном заведении, кто его учителя и т. д. Не стоит доверяться самозванцам, не имеющим глубокого, полного исламского образования, полученного от авторитетных ученых и авторитетных учебных заведений.

Получив данную информацию и узнав, какому мазхабу следует данный человек, Вы можете принимать его ответы, если Вы придерживаетесь того же мазхаба, что и он.

Читайте так же:  Как выбрать сливки для соуса

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Как выбрать имама

ВОПРОС: Ас салям уа алейкум Мейрам.

Пусть Аллах примет ваш пост, укрепит ваш иман и прибавит вам знании. Так же хочу поздравить по поводу рождения дочки. Дай Аллах ей счастливую праведную жизнь. Если не трудно поделитесь своими знаниями насчёт нескольких интересующих меня вопросов. (вопросы не горящие, но очень интересует)

1. По каким критериям нужно выбирать имама для совершения намаза, если группа мусульман не успела в установленное время совершить фарз намаз за имамом мечети и решили коллективно совершить фарз намаз или такая же группа мусульман мусафиров собралось вместе в придорожной мечети

2. Сколько времени ожидания желательно устоновить между азаном и икъаматом в действующей мечети.

Джазака Ллаху хайран.

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям брат Артур!

Амин! Большое спасибо брат мой за пожелания!

1)В первую очередь запомните пожалуйста, что принадлежность имама к какой-нибудь секте никакой роли не играет, т.к. каждый получит по намерениям, имам за свой намаз, а молящиеся за свой намаз согласно Сунне. Но все же желательно, чтобы имамом не был ваххоббит, который после саляма встанет и уйдет, тогда как другие сидят и ждут коллективного дуъа и зикр. Из всех присутствующих быть имамом имеет право тот человек, который хорошо знает и читает Коран. Потом кто постарше возрастом, знает Сунну и богобоязнен, с хорошим нравом. Если возникнет спор между вами, то лучше проголосовать. Если выберут мусафира, то ему лучше отказаться, объяснив свое положение и уступив местному. А если люди собрались совершать намаз в гостях, то имамом всегда будет хозяин дома или же хозяин может добровольно уступить место имама уважаемому гостью.

2)После азана люди обычно совершают дополнительный намаз. Кто опоздал, еще и намаз приветствия. Поэтому нельзя спешить с икаматом, 15 минут в среднем достаточно. А перед магрибом, наоборот, после азана надо через несколько минут начать намаз, потому что некоторые фанатики совершают дополнительный намаз в 2 ракаата после азана.

Кто достоин, а кому не рекомендуется быть имамом

«Когда кто-нибудь из вас проводит намаз, то пусть читает немного быстрее, потому что в джама’ате также участвуют слабые, старики и те, у кого есть дела»

Кто достоин быть имамом

  1. Тот, у кого больше знаний по религиозным вопросам.
  2. Если все одинаковы в знаниях, тогда тот, кто лучше и правильнее читает Коран.
  3. Если в чтении Корана все одинаковы, то самый благородный и праведный среди них.
  4. Если предыдущие три пункта совпали, то самый старший в годах.
  5. Если возраст у всех одинаковый, то тот, у кого благороднее нрав.
  6. Если нрав у всех одинаков, то благородный внешностью.
  7. Если внешность у всех одинаковая, тогда тот, у кого благороднее род.
  8. Хозяин дома сам становится имамом.

Человек, которому строго не рекомендуется (макрух) быть имамом

  • Невежда, не знающий правила намаза.
  • Грешник (фасик).
  • Человек с неправильным вероубеждением (‘акыдой).
  • Слепой.
  • Женщина.
  • Несовершеннолетний ребёнок.
  • Намаз в джама’ате должен быть среднего темпа, т.к. среди молящихся могут быть старые, больные люди и т.д. Если имам читает с одним мужчиной, мужчина стоит рядом, чуть позади его с правой стороны. Если женщина, то она становится сзади. Если много людей: сначала мужчины, после дети, потом женщины.

    Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Когда кто-нибудь из вас проводит намаз, то пусть читает немного быстрее, потому что в джама’ате также участвуют слабые, старики и те, у кого есть дела». (Бухари)

    (По нормам ханафитского мазхаба)

    Илдус хазрат Файзов, специально для Islam-Today.ru

    Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

    Официальные праздники и выходные дни в Иране

    декабрь-февраль — Ид аль-Ада (Эйд аль-Адха, праздник жертвоприношения);
    январь-февраль — исламский Новый год;
    начало февраля — Страдания имама Джафара Садека.
    февраль-апрель – Ашура;
    11 февраля — День победы Исламской революции 1979 г.;
    декабрь-февраль — День рождения имама Резы;
    19 марта — День национализации нефтяных промыслов;
    27 марта — Эйд Гадир-Хом (день наречения Мухаммедом своего преемника имама Али);
    конец марта — начало апреля — Ноуруз (Навруз, иранский Новый год) и Сизда-бе-Бедар;
    1 апреля — День Исламской Республики;
    17 апреля – Ташуа;
    апрель-май — Арбаин (Страдания имама Хусейна);
    4 июня — годовщина смерти имама Хомени;
    5 июня — годовщина антишахского восстания;
    16 июня — Маулид (день рождения пророка Мухаммеда);
    4 июля — День смерти пророка;
    август-октябрь — День рождения имама Али;
    сентябрь-ноябрь — День рождения имама Махди;
    сентябрь-декабрь — Страдания Имама Али;
    октябрь — Лейлат аль-Мейраж (Восхождение пророка);
    октябрь-ноябрь — Ид аль-Фитр (Эйд аль-Фитр, окончание Рамадана);
    ноябрь — Страдания имама Джафара Садека.

    Иранский календарь базируется на зодиакальных событиях и традиционном исламском лунном календаре, поэтому даты многих событий приблизительные. Эйд аль-Фитр и Эйд аль-Адха могут длится от двух до десяти дней в зависимости от района страны. В 2008 году Рамадан приходится на период с 1 по 29 сентября, в 2009-м — с 21 августа по 20 сентября. Следует учитывать, что все даты религиозных событий в исламском календаре начинаются с заходом солнца и длятся до следующего заката.

    Официальный выходной в стране — пятница, в этот день не работают большинство учреждений и магазинов (также они закрыты в дни национальных и религиозных праздников).

    Отзывы и истории поездок

    В Иране Нового года нет. Точнее есть (иранский новый год — Новруз, который, кстати, празднуется сегодня — 21 марта), но совсем не связанный с нашим, европейским. 31 декабря для каждого иранца такой же день, как и 20 мая. Читать дальше >

    Думали — стоматолог, а оказался экстремист: В Крыму осудили имама, ударившегося в радикальный ислам

    Суд признал виновным в публичных призывах к экстремизму 35-летнего имама из села Штурмовое (Севастопольский регион).

    Напомним, мужчину задержали в апреле этого года сотрудники ФСБ . Мужчина, который в обычной жизни возглавлял стоматологическую клинику и регулярно проводил богослужения в местной мечети, оказался лидером группы радикальных исламистов.

    — Проводил проповеди с использованием запрещенной литературы, в которых призывал к насильственным действиям в отношении граждан, не разделяющих его религиозных убеждений, — сообщили в пресс-службе крымского управления ФСБ.

    В Севастополе задержали радикального исламиста.Оперативное видео ФСБ

    Во время обысков оперативники нашли у севастопольца запрещенную литературу, документы, компьютеры и средства связи.

    ПОГРУЗИЛСЯ В РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМ.

    Поначалу имам-стоматолог исповедовал традиционный ислам, однако позднее увлекся радикальным салафизмом (ваххабизмом), последователи которого считают своим долгом бороться с вероотступниками всеми доступными средствами.

    Севастополец погружался в радикальный ислам все сильнее и даже возглавил салафитский центр на полуострове и привлекал в свою веру всех сотрудников своей клиники.

    — В ходе следствия фигурант дела полностью признал свою вину, дал показания о связях крымских салафитов с проживающим на Украине фундаменталистским теологом Абу Яхъей Крымским, — отметили в ФСБ.

    . И ПОЛУЧИЛ ШТРАФ

    В жизни Абу Яхъя Крымский — Арсен Джелялов, долгое время действительно жил на полуострове. Во времена украинского Крыма вел передачу «Ключ счастья» на телеканале ATR (владелец — бизнесмен Ленур Ислямов, рганизатор блэкаута и продуктовой блокады Крыма, объявлен в федеральный розыск по обвинению в диверсии). После Крымской весны Абу Яхъя Крымский перебрался в Киев и вербует новых сторонников оттуда.

    Первая жена имама-экстремиста подала на развод, отказавшись перенимать религиозные взгляды мужа. Вторая жена супруга все-таки поддержала.

    Балаклавский районный суд признал имама виновным в публичных призывах к осуще ст влению экстремистской деятельности (ч.1 ст.280 УК РФ ). Так как подсудимый полностью раскаялся в своих поступках, его приговорили всего лишь к штрафу, правда — довольно солидному: 100 тысяч рублей.

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

    В Севастополе сотрудники ФСБ задержали стоматолога-экстремиста

    35-летний мужчина возглавил группу радикальных исламистов и активно проповедовал (подробнее)

    Как Украина пригрела экстремистов на территории Крыма

    Журналист «Комсомолки» разбирался, откуда на полуострове так много сторонников запрещенной организации «Хизб ут- Тахрир » (подробнее)

    Спецоперация в Крыму: ФСБ задержала 20 членов террористической организации «Хизб ут-Тахрир»

    Среди задержанных — как рядовые участники, так и главари ячейки (подробнее)

    «Не связывайтесь с сектами, это чревато большими проблемами»: В крымском муфтияте прокомментировали задержания сторонников «Хизб-ут Тахрир»*