Как выбрать кисти для рисования акварелью

Как выбрать кисти для рисования акварелью

Нам часто задают вопросы про художественные материалы: какие нужны, как выбрать, где лучше купить. Будем рассказывать обо всем по порядку!

Начнем с кистей для акварели, и это будет разговор в несколько этапов. Перед человеком, решившим освоить эту технику, встает проблема выбора. Мы расскажем, какие кисти должны быть в базовом наборе акварелиста, и сначала разберемся, в чем качественное отличие белки, колонка, синтетики и других материалов, из которых изготавливаются художественные кисти.

БЕЛКА

Мягкие кисти, которые лучше всего вбирают в себя воду, поэтому как минимум одна беличья кисть, для заливок, у вас должна быть обязательно. Также беличьи кисти незаменимы, если вы работаете по-сырому. При желании белку можно заменить козой или пони, их волос не такой мягкий, но также отлично справится с заливками.

Беличьи кисти быстрее всего выходят из строя, поэтому стоит уделить внимание качеству: если намочить хорошую беличью кисть, то она сойдется в тонкий кончик. При необходимости ей можно рисовать и довольно мелкие детали.

В последнее время все большую популярность завоевывают кисти с французским креплением: они позволяют набирать еще больше воды/краски.

КОЛОНОК

Колонковые кисти не набирают столько воды, они более сухие и упругие. Вам не обойтись без колонка, если вы планируете много внимания уделять деталям, например, он незаменим в подробной ботанической иллюстрации.

Колонок – дорогая, но долговечная кисть, поэтому нет смысла на ней экономить.

Как выбрать кисти для рисования акварелью?

Чувствуете в глубине души непередаваемо сильную тягу к изобразительному искусству? Любой клочок бумаги, подвернувшийся ненароком вам под руку, вскоре становится холстом для рисования? Внутри вас живет художник, способности и таланты которого, следует непременно реализовать, причем как можно скорее!

Одни предпочитают творить при помощи гуаши, другие пишут масляными красками. Акварель пользуется популярностью у начинающих изобразителей, у детей. Опытные художники, творящие в этом жанре, обычно имеют целый набор кистей для акварели. Об особенностях инструментов с разным ворсом и поговорим сегодня.

Акварель – прекрасный жанр, в котором творят как начинающие художники,
так и профессиональные

Кисти из белки

Материалом, как вы поняли, исходя из названия, является беличий ворс. Такая кисть необычайно мягкая и нежная, не подвержена деформации и не теряет форму довольно продолжительное время. Для рисования акварелью это один из самых лучших вариантов. Она прекрасно наносит краску на такие поверхности, как фарфор, дерево, различные тонкие металлы. Однако длительность жизни такой кисти будет крайне ограничена, если эксплуатировать ее не по назначению. В таком случае ворсинки начнут выпадать и целостность мазков кисточки нарушится, что приведет к неаккуратным рисункам на холсте, а самим инструментом станет неудобно работать. Тщательный и щепетильный уход за кистью из белки (не пересушивать, содержать в чистоте) обеспечит ее долговечность. Существуют круглые (3, 6), плоские (8, 10) и для батика (3).

Профессиональные кисти из белки

Кисти из пони

Одной из лучших кистей для акварели является кисть из пони. Наиболее часто в таких инструментах применяется волос пони с территории Дальнего Востока (Китая, Японии). Эти кисти обладают удобной обтекаемой цилиндрической формой. Очень часто используются в различных художественных школах как инструмент для начинающих.

Кисть из колонка

Материал для изготовления – хвост колонка. Различают плоские и круглые разновидности кистей. Как инструменты, они универсальны: обладают непревзойденной упругостью, эластичностью, а также мягкостью. Спектр применения необычайно широк, практические все поверхности могут прекрасно взаимодействовать с ней. Данный тип кисточек не сильно вбирает в себя влагу, к тому же очень упругий. В частности применяется для выведения тонких мазков на картине, поскольку не способен создавать большие водяные разводы. Используется как вспомогательное средство при щепетильной и скрупулезной отработке каких-либо деталей на холсте. Разновидности – для тонких деталей (1, 3, 4), для смачивания бумаги (7).

Кисти для акварели из колонка

Синтетическая кисть

При помощи современных синтетических материалов (полиэстерные, нейлоновые волокна) создаются искусственные кисти, необычайно схожие по своей структуре с натуральными. Искусственный волос создается из сложных полиэфиров, что дает возможность регулировать степень эластичности. Синтетические материалы не позволяют достичь очень высокого результата: картина получается не столь яркой и колоритной, поскольку качество мазков значительно ниже. Подходит для разнообразной работы с акварелью, ввиду того, что кончик кисти создан из пучков различного диаметра, создающих капиллярный эффект. Разновидности: флейц, веерная кисть, кошачий язык, такелажная кисть.

Синтетические кисти менее склонны к разрушению под воздействием разбавителей, красок, прямых солнечных лучей, насекомых. Но вот от механического воздействия ворсинки таких кистей быстро изнашиваются и становятся мягкими. Стоят они недорого, поэтому художники предпочитают покупать синтетику в большом количестве.

Синтетические кисти из нейлона

Кисть из щетины

Отличной вводной кистью для акварели является щетина. Материал, применяемый для изготовления, – волос восточного борова. Крепкая щетина при производстве тщательно обрабатывается и вываривается. Это профессиональная кисть, применяемая уже опытными художниками. Данный тип инструмента наиболее жесткий, что позволяет широко использовать ее при работе с густыми красками: масляными и акриловыми. Характерной особенностью кисти является расщепленный кончик, благодаря которому она равномерно вбирает краску и очень аккуратно мажет по холсту.

Профессиональные кисти из щетины

Кисть из козы

Материал, используемый для изготовления, – мех козы. Она довольно мягкая, упругая и непревзойденно удерживает внутри краску. Является лучшей кистью для акварели: широко применяется в работе с керамикой, металлом. Кисти из волоса козы отлично выдерживают температуру горячего воска, что обуславливает их широкое применение для мастеров горячего батика. Нередко такие экземпляры кистей снабжают бамбуковыми ручками.

Кисти для акварели: основные виды и предназначение

Sean Foreman

Слово «Акварель» не просто так начинается с «аква», что означает – вода. Вода это именно то, на что в первую очередь надо обращаться внимание, когда мы говорим об акварели. Именно из-за особенной водянистости, растворимости, прозрачности при работе с акварельными красками более всего используются методы лессировки, тонких заливок. Эти методы практически не возможно осуществить жёсткими кистями. Для работы с акварелью традиционно, и совершенно обоснованно, используются мягкие натуральные кисти. Преимущественно беличьи, но не только.

Очень хороши для акварели так же колонковые, и часто используются кисти из бычьего волоса. Кроме того сейчас в наступление идут синтетические кисти, становясь всё более и более популярными. Промышленность научилась делать кисти с мягким синтетических волосом, которые обладают характеристиками, сходными с натуральными. Но при этом по цене заметно дешевле. Но чаще синтетическим кисти изготавливаются из полиэстровых моноволокон, которые не обладают специфической «чешуйчатой» структурой, как колонок, и поэтому впитывают меньше краски и высвобождают её гораздо быстрее колонковых кистей. А волоски колонка из-за такого строения обеспечивает кисти отличные характеристики: способность набирать и удерживать большой объём краски.

Более жесткие щетинные кисти не пригодны для работы в акварельной технике, потому что царапают мокрую бумагу, и краска ложится неровно, подчёркивая испорченные места. Но это свойство можно использовать для создания специальных эффектов.

Кисти для акварели: основные виды и предназначение

Беличьи кисти

Свои особенности имеют так же и кисти из белки. Кончик беличьего волоска из хвоста, а именно из них делаются беличьи кисти, настолько тонок, что его невозможно разглядеть даже в лупу. Максимальная толщина отдельного волоска не превышает 0,07 мм, но при этом длина его достигает до 9 см. Это делает кисти из белки идеальными для работы с акварелью. Они позволяют рисовать очень плавно, без неравномерных полос краски и размытых пятен. Эти достоинства особенно ценятся при работе лессировками. При этом беличий хвостик хорошо сохраняет форму, не распушается, благодаря своей тонкости способен создавать чёткий контур.


Беличьи кисти больших номеров используется, главным образом, для создания заливок. Они обладают великолепной способностью покрывать участки краской однородного тона, поскольку у них отличная впитываемость влаги (так же хорошо они отдают эту влагу), а мягкие и упругие волоски беличьих хвостиков легко скользят по поверхности бумаги.

  • Беличья кисть (имитация) № 14b.

  • Кисть-имитация создавалась специально для заливок. Она обладает мягким пучком синтетических волосков, напоминающим беличий волос, или состоит из смеси синтетики и белки. Она очень эффективна при нанесении широких мазков краски на больших участках работы.

    Читайте так же:  Как выбирать цвета буквами

    Круглые колонковые кисти

    Особенность колонка, которая делает кисти из него такими популярными, в том, что шерстинки имеют «чешуйчатую» структуру. Это придаёт пучку способность удерживать большой объём краски и отдавать его медленно и равномерно. Колонковые кисти упруги и эластичны из-за чего получаются хорошие мазки. Круглые кисти из колонка легко образуют хороший острый кончик и очень хороши для выполнения контуров, тонкой проработки деталей в акварельной (и не только) живописи.

  • Круглая колонковая кисть № 3:
    • Круглая колонковая кисть №6:
    • Круглая смешанная колонковая/синтетическая кисть № 12.
    • Кисти из чистого колонкового волоса больших размеров, вплоть до № 14, дают хорошие результаты в работе на крупных участках и в нанесении заливок. Но такие большие колонковые кисти весьма недёшевы, поэтому художники часто используют более доступные по цене кисти, изготовленные из смеси синтетических и колонковых волосков.

      Плоская кисть для заливок, из колонкового и синтетического волоса

    • Плоская кисть, 25 мм, — «в один приём» — для заливок из колонкового и синтетического волоса
    • Эта и подобные ей кисти используются в основном для нанесения полос однородного тона по всей рабочей поверхности. Ими создают ровную и однородную тональную заливку. Если наполнить кисть красками различных цветов, то можно делать сразу двухцветные заливки, как показано на иллюстрации.

    • Синтетический флейц для заливок (50 мм)

    • Флейц это весьма эффективный инструмент для покрытия акварелью крупных пространств и нанесения широких мазков. Этот флейц для заливок имеет в составе синтетические волокна, которые хорошо держат краску и обладают достаточной мягкостью для работы с акварелью.

      Японская кисть


      Японская кисть создавалась для создания всего диапазона мазков,какой только может понадобиться. Ею рисуют тушью, это искусство делается без правок, одним точным движением. В итоге она хороша и для работы над тонкими, деликатными деталями, и для широких мощных мазков .

      Войти

      Кисти для акварели

      Я давно писала эту серию постов, но руки не доходили выложить.

      Наконец-то все проверила и готова рассказывать:)

      Кисти
      Для акварели используют разные материалы: белка, колонок, синтетика. Есть множество мнений какие кисти идеальны, но все очень сильно зависит от качества кистей, самого рисующего и привычки.

      Беличьи кисти очень мягкие и больше всех набирают воду. Это значит, что и отдавать они ее будут дольше и охотней. Еще одна особенность: если намочить даже очень толстую круглую беличью кисть, она должна сойтись в тонкий кончик. Такой кистью можно рисовать и крупно, и мелко. Моя самая популярная на этот момент кисть белка шестерка.
      Круглые кисти самые распространенные, с ними все понятно. Плоские дают характерный угловатый мазок, иногда их очень удобно использовать для архитектуры и, как ни странно, неба.
      Кисть для батика берет невероятное количество воды и пигмента, и делает смачные мазки, иногда даже слишком. Она была бы хороша для большого формата, к примеру А3. На А4 я долго использовала ее для смачивания бумаги, а сейчас ее успешно заменяет толстая колонковая кисточка №7.

      Колонок более “сухой” в сравнении с белкой, воды набирает меньше, но более упругий. С ним можно не беспокоиться, что мазок может оказаться слишком мокрый и переполненный водой. Очень долго рисовала только колонковыми кистями, но сейчас в постоянном использовании осталась семерка колонок для смачивания бумаги и тонкая единица для мелких деталей. Для “мелочи” колонок просто идеален.

      Синтетические кисти у меня не слишком прижились. Покупала их из-за экзотичности, на пробу, но использую только Кошачий язык — им удобно «выбирать» краску с листа.

      Синтетика еще более “сухая” чем колонок и самая упругая.

      Кисточки делают из шерсти разных животных, например японские из козы — они не дадут в намоченном состоянии ровынй тонкий кончик, но ими хорошо делать «лохматый» штрих. Конечно это не кисть первой необходимости.

      Пони не соберется даже в подобие острия, им хорошо мочить бумагу.

      Какие же кисти нужны и как их выбрать?

      Если нет возможности попробовать какой материал для кистей вам больше люб, я бы посоветовала купить такой набор:
      Круглая шестерка белка и круглая тройка белка.
      Круглая четверка и единица колонок.
      Не обязательно покупать очень дорогие кисти. Смотрите, что бы в сухом состоянии у них был равномерный пучок без торчащих в разные стороны волосинок. Хороший производитель защищает свои кисти специальными колпачками.

      Как выбрать беличью кисть.

      Круглые беличьи кисти должны обязательно сходится в тонкий кончик. Нужно внимательно смотреть, что бы это была кисть из волос хвоста, а не надерганных со шкурки. Вот пример хорошей и плохой беличей кисти. С серебристым держателем хорошая, в намоченном состоянии сходится в острый кончик (производство: «живописные кисти», белка, серия мастер). С золотистым имеет жесткий блестящий ворс, сходящийся в овал (производство «Гамма»). Кончик выделить можно, но надо постараться, а это не есть хорошо. (С Гаммой у меня сложные отношения, их кисти как рабочие я вообще бы не советовала покупать. Вечно у них в разные стороны торчат волоски и вид неказистый.)

      Именно так и проверяют кисти в магазинах. Имейте ввиду, что производители обычно проклеивают ворс и при проверке этот клей надо как следует смыть. Не только в воде поболтать, но и пальцами проверить, что клей полностью сошел.

      Кисти для акварели

      • «Необходимая» упругость
      • Белка или колонок?
      • Синтетика для акварели – не может быть?
      • Размер и форма акварельной кисти
      • Гуашь, темпера, акрил – чем писать?
      • и не быть слишком «вялой», т.к. «вялый волос» плохо переносит краску на бумагу и плохо управляется
      • и не быть слишком упругой, т.к. упругий волос хуже наполняется водой и краской. Достаточная упругость позволит полноценно управлять акварельной кистью для создания нужной формы мазка.

      ИЗ КАКОГО ВОЛОСА ДОЛЖНА БЫТЬ КИСТЬ ДЛЯ АКВАРЕЛИ?

      Существуют два расхожих мнения: одни акварелисты утверждают, что самые лучшие кисти для акварели из белки, другие – из колонка. Те и другие приводят убедительные аргументы, подтверждают свои слова прекрасными работами, и все они, по-своему, правы. Но только по-своему, так как личный выбор не может быть единственно верным для всех, особенно в искусстве, где, как известно, строем не ходят.

      Но кисть из белки

      Художникам, которые предпочитают работать в лессировочной (многослойной) технике или желающим использовать большее многообразие приёмов, можно порекомендовать кисти из белки, а художникам, предпочитающим метод alla prima (быстрое письмо) — кисти из колонка.

      Кисть из синтетической имитации белки по своим свойствам представляет

      Такая кисть становится все более востребована художниками, они признали ее несомненные достоинства. Как кисть из белки, она подвижна, но много прочнее, легче моется и лучше собирается в точку (при больших размерах это особенно заметно). Как колонковая, позволяет чувствовать опору на лист и точно рисовать, но много мягче колонка и лессировать ею легче.

      Казалось бы, очевидно, что размер кисти всегда будет определяться форматом листа. Чем больше лист, тем большего размера потребуется кисть. Но в маленьких работах всегда есть фон, а в крупных работах всегда есть мелкие детали. Вот и получается, что набор кистей должен включать в себя и маленькие, и средние, и большие кисти. Более того, удобно иметь не только кисти разных размеров, но и разных форм.

      Для начала можно приобрести простейший минимум из круглых кистей (белка или колонок) № 3, 8, 12, и плоскую (синтетика или колонок) №12. Но позднее у Вас просто обязан появиться свой расширенный вариант набора кистей, логику которого определит только Ваша манера письма и ничья другая.

      АКВАРЕЛЬНЫЕ КИСТИ ДЛЯ ГУАШИ И ТЕМПЕРЫ

      Гуашь допускает использование акварельных кистей, особенно малых номеров для написания мелких деталей. Такие же кисточки могут использоваться в темпере и акриле. Но особого смысла это не имеет, так как такую работу можно выполнить или колонком, или синтетикой. Но вот при получении тонких пастозных мазков, например при написании веточек, дело обстоит иначе.

      Статья написана по заказу компании Живописные кисти, крупнейшего производителя российских кистей. Полностью презентацию статьи Вы можете посмотреть на странице Живописных кистей.

      Акварельные кисти: узнайте больше о своих принадлежностях!

      Из статьи вы узнаете всю информацию об акварельных кистях. Вас ждет подробный обзор видов и форм, а также производителей. Узнайте, как выбрать и хранить акварельные кисти, что они прослужили вам долго.

      У каждой кисти — своя история

      Традиционно акварельные кисти изготавливались из собольего меха, заимствованного у маленьких ценных зверьков, прославившихся благодаря шубам. Веками художники искали самый лучший материал для своих принадлежностей. И по всеобщей договоренности было определено, что самые качественные кисти получаются из ворса, взятого с кончиков меха самцов сибирского колонка. Этот особенный ворс завоевал популярность благодаря своей способности удерживать большой объем краски, и сохранять упругий, острый, долговечный кончик, который никогда не растрепывается.

      Русская меховая промышленность утратила свое звание первоклассного источника норки и соболя в 1980-х, с трудом просуществовав до 2002. Политические факторы и их влияние на экономику привели к упадку некогда процветающей отрасли, сократив количество звероферм с 400 до 40.

      Поэтому настоящий качественный сибирский колонок невообразимо дорогой. Импорт и экспорт подчиняются строгому международному законодательству, и тщательно контролируются. Поэтому хороший мех всегда в дефиците. «Менее качественные» собольи кисти изготавливаются из меха с хвостов как самцов, так и самок. Большинство из них прекрасно показывают себя в работе, но не все. Более дешевые модели применяют «смешанный соболий ворс», что может подразумевать применение самого низкосортного меха.

      Почти любая кисть из смешанного собольего волоса замечательно подойдет для ремесленничества или покраски лакированных металлических поверхностей. Отправляйтесь на поиски в местный магазин рукоделия или художественных принадлежностей, и тщательно изучайте товар перед покупкой.

      В самом низу шкалы находятся кисти из синтетических волокон. Они продолжают совершенствоваться, будучи более практичными, и представляют собой отличный бюджетный вариант для покупки больших круглых и размывочных акварельных кистей с плоской щетиной шириной 1-3 дюйма.

      Кисти моп из беличьего ворса и бамбуковые кисти из козьей шерсти для монохромной живописи суми-э, круглые и плоские – все они обеспечивают получение уникальных эффектов линий и мазков, которые невозможно воспроизвести никаким другим способом.

      Формы акварельных кисточек, входящих в стандартный художественный арсенал, представлены круглыми, плоскими, моп и риггер.

      Как мыть акварельные кисточки?

      После завершения работы очень легко забыть о должном уходе за кисточками. Но он необходим в случае использования красок со стойким связующим веществом, например масляных или акриловых. Забыв вымыть кисть после применения, можете с ней попрощаться.

      Акварельная краска более лояльна в этом отношении. Однако постепенно отложения пигмента, грязи и связующего вещества будут накапливаться в основании патрона. Из-за этого волосяной пучок начнет понемногу растрепываться, и с течением времени кончик или край кисти перестанут быть пригодными для использования. Теперь перейдем к процедуре мытья кисточек. Она довольно проста.

      Возьмите следующее:

    • Грязные, все еще влажные кисти.
    • Кусок мыла: я предпочитаю марку Ivory, но подойдет любой мягкий и органический тип. Вы имеете дело с мехом, поэтому избегайте увлажняющих моющих средств. В настоящее время существует множество специализированных растворов для мытья художественных кистей. Не следует применять мыло с абразивными частичками, к примеру с пемзой.
    • Бумажные или «рабочие» полотенца.

    Пошаговая инструкция по мытью акварельной кисти:

    1. Сложите все загрязненные кисти в мойку, и откройте кран с теплой водой.
    2. Подставьте ладонь под воду, и аккуратно трите ворс об руку, пока краска не смоется.
    3. Намочите кусок мыла.
    4. Намыльте ворс влажной кисти, водя по мылу нежными вращательными движениями.
    5. Снова смочите руку, и теми же аккуратными движениями потрите намыленным ворсом об ладонь.
    6. Ополосните кисть, и повторите процедуру, пока пена не станет белой, и ворс не вычистится.
    7. В завершение еще раз сполосните кисть, удаляя остатки мыла.
    8. Деликатно стряхните, выжмите или промокните влагу с волосков полотенцем.
    9. Пальцами придайте мокрому ворсу первоначальную форму, и положите кисточки на горизонтальную плоскую поверхность для высыхания, например на сухое махровое полотенце для рук.

    Постукивание кистью по методу Александра-Росса

    Постукивая кисточкой о край раковины или палец быстрыми вертикальными движениями, можно легко избавиться от избытка жидкости. Данная техника идеально подходит для широких плоских и больших круглых кистей. Это старый трюк художников и маляров, внедренный в мир масляной живописи с легкой руки Билла Александра и Боба Росса. Я не раз проделывал это со своими акриловыми, масляными (и, конечно же, малярными) кистями. Но от одной только мысли, чтобы я поступил так со своими лучшими акварельными кистями, меня пробирает дрожь.

    Новые кисти

    Волоски новых акварельных кистей из соболя смазаны раствором гуммиарабика, и собранны в остроконечной форме. Такое покрытие фиксирует конечную форму кисти и защищает ее волоски во время транспортировки и хранения на складе до момента покупки. Чтобы правильно подготовить новую кисть к работе, необходимо опустить ее в контейнер с водой, и слегка поболтыхать ею, пока раствор не размякнет и не смоется. Не сгибайте волоски, пока они все еще твердые. В противном случае вы рискуете сломать их, если использовался крутой раствор. После тщательного споласкивания промокните лишнюю влагу бумажным полотенцем, и верните ворсу изначальную форму. Просушите на плоской поверхности, покрытой полотенцем.

    Исключительно для акварели

    Рекомендую выделить отдельные кисточки для работы с разными видами краски. Я окончательно и бесповоротно угробил мою лучшую кисть № 12 Winsor and Newton Series 7 в колледже, когда писал ею индийской тушью на лаковой основе, и не промывал ее должным образом. Вскоре после этого я обзавелся своими первыми бамбуковыми кистями.

    Акриловые пигменты моментально засыхают, и становятся водонепроницаемыми. Одноразового использования акриловых красок достаточно, чтобы кисть стала непригодной для работы акварелью, если краски начнут засыхать у основания патрона во время работы. Мыть ворс придется интенсивней, поэтому в процессе его легко повредить.

    Многие туши включают лаки или стойкие красящие пигменты. Одни из них способны обесцвечивать ворс по аналогии с краской для волос. Большинство тушей на лаковой основе будут быстро накапливаться у патрона, разрушая силуэт волосяного пучка и его кончика.

    В состав жидкой маски входит жидкий латексный каучук. Отмыть от нее кисти, не испортив при этом ворс, по меньшей мере, сложно. А если маска и вовсе засохла на кисти, можете смело списывать ее в качестве горького опыта. Перед началом работы с жидкой маской всегда предварительно смачивайте кисть легким мыльным раствором, даже если это синтетическая кисть или специальный инструмент.

    Как уже стало понятно, высыхание любого из этих веществ на кисти после использования станет смертным приговором для нее. Я советую применять другие собольи или синтетические модели, предназначенные для туши, акриловой краски или жидкой маски.

    Проблемы с контейнером для воды

    Не оставляйте кисточки ворсом вниз в банке с водой надолго.

    Если кисть будет слишком долго киснуть в таком состоянии, ворс «застынет» в этом положении, вследствие чего кисть будет похожа на хоккейную клюшку. Это может навсегда испортить силуэт кисти и сделать ее непригодной.

    Жидкость проникнет в сухое дерево сердцевины рукоятки кисти, и впитается в него. Влажная древесина начнет расширяться, оказывая давление на металлический патрон. В результате он расширится, отойдет от рукоятки, и начнет расшатываться.

    Со временем на разболтанном патроне появятся трещины и сколы. Видите обмотанный скотчем крайний слева патрон? Эта кисть распалась на части во время работы. Ее слишком часто замачивали в воде.

    Да, это правда. Моль может поесть ваши кисти. На моем веку такое происходило лишь пару раз с кистями, хранящимися на протяжении нескольких месяцев в подвале, в ящике для инструментов. В том же ящике я нашел куколки личинок, а половина ворса моей собольей кисти № 4 (с которой у меня связаны приятные воспоминания) была изжевана. Какой выход? Просто храните кисти в чистом сухом помещении. Если вы не сталкиваетесь с такими проблемами, то нафталиновые шарики вам ни к чему. Но если вы проживаете в местности, кишащей этими мелкими пакостниками, от греха подальше приобретите ящик для хранения кистей из можжевельника.

    Обобщенные рекомендации по уходу за кистями

    • Не давайте краске засыхать на кисточках.
    • В перерывах между использованием кисти должны быть чистыми и сухими.
    • Храните высохшие кисти в банках ворсом вверх.
    • Пишите акварельными кистями исключительно акварелью или гуашью.
    • Наносите жидкую маску только кистями из синтетического собольего ворса или специальными приспособлениями.
    • Формы кистей

      Выпускают следующие формы художественных кистей: круглую, плоскую, брайт (плоскую с коротким ворсом), моп, филберт и веерную.

      Круглые

      Имеют круглое сечение. Хорошо держат большое количество пигмента, и формируют острый (собольи) или почти острый (синтетические) кончик.

      Плоские

      Ими можно набрать много краски, и удобно закрашивать обширные области.

      Такие кисти снабжены роскошным пучком мягкого ворса для распределения большого количества краски по бумаге в свободной манере, и смешивания влажных областей. Лучше всего подходят для смачивания листа и получения размашистых, мягких, динамичных переходов, как при изображении неба.

      Филберт

      Лишены заостренного кончика. Идеальны для прорисовки листвы благодаря своим продолговатым плавным краям.

      Веерные

      Представляют собой плоские кисти расходящейся клиновидной формы. Используются в масляной и акриловой живописи для смешивания цветов. При работе с акварелью ими удобно снимать краску линейными мазками.

      Риггеры

      Примечательны большой длиной ворса с острым кончиком. Могут удерживать много краски. Применяются при прорисовке деталей и создании экспрессивных линейных работ. Изначально эта кисть была разработана для изображения снастей на кораблях в морской живописи.

      Споттеры

      Короткие заостренные кисти. Предназначаясь первоначально для ретуширования фотографий, они незаменимы для прописывания деталей и создания миниатюр.

      Виды ворса

      Соболь

      Лучший колонковый ворс берется с хвоста сибирского соболя из семейства норковых. Соболий волос позволяет четко контролировать мазки благодаря своей высокой впитывающей способности и пружинистости (возможности принимать первоначальную остроконечную форму). Самые высококачественные кисти изготавливаются вручную из кончиков шерсти с хвоста сибирского колонка. Они отличаются исключительной упругостью и долговечностью, и могут быть довольно дорогостоящими. При должном уходе, мытье и хранении покупка кистей высшей пробы окажется выгодной долгосрочной инвестицией.

      Беличий ворс

      Этот тонкий, мелкий ворс был приоритетным материалом для изготовления кистей знаменитых художников. Благодаря своей тонкости он может удерживать больше жидкости по сравнению с прочими видами. Беличьим волоскам недостает пружинистости и упругости собольих, но из них получаются замечательные размывочные, кисти моп, а также лайнеры и риггеры.

      Бычий ворс

      Волос из бычьего уха хорошо набирает пигмент. Он толще и боле упругий, чем беличий. Но в отличие от собольих, эти кисти не такие пружинистые и остроконечные.

      Козий ворс

      Широко применяется в кистях для макияжа в силу своей мягкости и прочности. Из него также делают большие размывочные кисти.

      Сабелин

      Другой термин для определения крашеного, более тонкого бычьего ворса.

      Верблюжий ворс

      Это общий термин, используемый производителями бюджетных кистей из мягкого недорогого лошадиного, козьего или ворса пони. Обычно такие кисти можно найти в детских наборах акварельных красок, но модели более правильной формы сгодятся на крайний случай и более опытным художникам. Верблюжьи кисти моп помогут быстро нанести на бумагу большое количество жидкости, но их волоски, как правило, не восстанавливают свой первоначальный силуэт. При наложении размашистого мазка через весь лист по мере высыхания кисти ворс обычно «застывает» под углом 45 градусов к патрону.

      Щетина

      Щетина — грубый, жесткий белый ворс, традиционно применяемый в масляной живописи — изготавливается из свиной шерсти. Она характеризуется высокой упругостью, но ей недостает остроты кончика. Применяйте ее для снятия краски в акварельной живописи, а также для получения текстуры. Золтан Сзэбо (Zoltan Szabo) разработал такой неповторимый стиль живописи срезанной под тупым углом щетиной, что теперь он занимается продажей кистей и палитр собственного уникального дизайна.

      Барсучий и хорьковый ворс

      Изначально применяемые художниками для работы по маслу, эти гладкие виды ворса тоньше щетины и прочнее собольего волоса. Как правило, они упруги, и способны сохранять остроту края или кончика. Хорьковый ворс средней жесткости берут у хорьков или мангустов. Барсучий волос жестче и пружинистее. Применяется для смешивания цветов в масляной живописи. Кисти квил именитых художников часто изготавливаются именно из этого типа волоса.

      Синтетические

      Синтетические нейлоновые и таклоновые кисти незаменимы для акриловой живописи в силу своей уникальной чувствительности, бюджетности и долговечности. Золотисто-желтые или белые волоски сохраняют острый кончик, будучи более гибкими по сравнению со щетиной. Более тонкие и мягкие синтетические кисти «собольего» разряда подойдут в роли экономичных акварельных кистей. Однако по качеству и универсальности синтетика не сравнится с колонком. Вам придется чередовать техники работы при использовании синтетических и собольих кистей в рамках одной картины. Например, я применяю кисть Winsor & Newton № 2 University bright для снятия и высветления деталей рисунка и полторадюймовую кисть Winsor and Newton series 965 (смесь нейлоновых и натуральных волокон) для нанесения больших размывок. С жидкой маской я работаю дешевыми кистями, например круглой Liquitex Series 690 Basic Round, которую я нашел на сайте Office Max.

      Кисти для акварели

      Для того, чтобы рисовать, используя акварельные краски, можно пользоваться кистями из разных материалов. В качестве таковых могут выступать колонок или белка ; кисть может быть изготовлена из синтетических материалов. Существует огромное количество суждений о том, какая рисовальная кисть является идеальной. Однако это зависит от нескольких факторов: качество самой кисти, качества человека, который занимается рисованием, а также его привычки.

      Беличьи кисти
      Беличьи кисти отличает особенная мягкость и способность впитывать огромное количество воды. Это означает, что отдавать влагу такие кисти будут дольше.

      Особенность кисточки из белки состоит в том, что если её намочить — пускай, даже, это самая крупная кисть — она неминуемо сойдется в очень тонкий кончик.Используя такую кисть можно наносить как крупные штрихи, так и рисовать мелкими и филигранными мазками.

      Есть ещё плоские кисти. Одно их качество — угловатость мазка. С их помощью удобно рисовать различные архитектурные сооружения и небо.

      Кисть для батика берет огромное количество воды. С её помощью получаются сочные и жирные мазки. Она идеально подойдет для большого формата, например А2.

      Колонок
      Кисть из колонка. Если сравнивать его с беличьей кистью, колонок более «сухой». Он набирает меньше воды, однако белка значительно уступает ему в упругости. Незаменимая кисть для прорисовки мелких деталей.

      Синтетические кисти
      Про синтетические кисти можно сказать очень немного. Являясь достаточно экзотическим продуктом, они ещё более упруги по сравнению с колонком, и самые сухие.

      Козья шерсть
      Для изготовления кистей используется шерсть разных животных. К примеру, в Японии кисти делают из козьей шерсти. Намоченные, они не будут иметь ровный и тонкий кончик, однако такие кисти отлично подходят для создания некоего «лохматого» штриха. Само собой разумеется, что такая кисть не является инструментом первостепенной важности в работе художника.

      Пони
      Кисть, сделанная из шерсти пони, вообще не соберется в кончик. Такая кисточка совершенно незаменима чтобы смачивать водой бумагу.

      Как выбрать кисти для акварели?
      Если вы не можете попробовать разные кисти и оценить, кисточкой из какого материала вам удобнее всего работать, воспользуйтесь моим советом и приобретите следующий набор:
      • Кисти из белки: размер 3 и 6 круглые
      • Кисти из колонка: размер 1 и 4 круглые

      Когда будете приобретать кисти, смотрите их в сухом состоянии: у них должен быть равномерный пучок, из которого не должны в разные стороны торчать отдельные волосинки. Если кисть от хорошего производителя, она будет защищена специальным колпачком.

      Для того, чтобы приобрести беличью кисть отличного качества, посмотрите на её кончик: он обязательно должен быть тонким. Настоящая кисточка из белки должна состоять из волос хвоста, а не из тех, которые надергали со шкурки животного.

      Посмотрите на кисточку с серебристым держателем. Она хорошая, так как её кончик, будучи в намоченном состоянии, станет острым и тонким. В противовес ей, кончик кисти с золотистым держателем сходится в овал. Конечно его тоже можно выделить, но для этого нужно постараться — а это уже признак не очень хорошей кисти.

      Таким образом осуществляется проверка кистей в магазине перед покупкой. Следует иметь в виду, что производитель кисти проклеивает ворс. Перед началом работы этот клей надо смыть — тщательно и полностью.