Казахские обычай на свадьбу

Особенности казахской свадьбы

Казахская свадьба – это важный шаг в каждой семье Казахстана. Отношение к браку своих детей в Казахстане очень серьезное, поэтому родители жениха выбирают невесту своему сыну задолго до достижения им совершеннолетия. Невеста должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к ней родителями жениха. Она должна быть из знатной и уважаемой семьи, с хорошей наследственностью. Молодожены не должны состоять в родстве до седьмого колена.

По старинному обычаю запрещался брак между мужчиной и женщиной, если они состоят в родстве. Также не позволялось заключать неравный брак. По правилам мужчина не должен был быть старше девушки больше чем на 25 лет, а женщина не должна была быть старше мужчины более чем на 8 лет. Если невесту одобряли, то родители жениха договаривались о встрече с родней невесты чтобы обсудить будущее детей и выразить желание стать сватьями.

Смотрины невесты перед свадьбой

По обычаю смотрин «кыз кору», дети именитых или высокопоставленных людей — жигиты, узнав, что в какой-либо деревне живет хорошая и красивая девушка, брали с собой своих друзей и отправлялись выбирать невесту. Очень четко это выражает старинная казахская пословица: «Как нет запрета пить кумыс, так и можно на девушек смотреть». Таких джигитов всегда старались принять с особыми почестями. В настоящее же время традиция смотрин в Казахстане практически утрачена. Сейчас молодые люди сами принимают решение о выборе своей второй половинки.

Сватовство казахской невесты

Сватовство – это знакомство семьи жениха с семьей невесты. «Женятся на сто лет, а сватаются на тысячу»- так звучит старинная казахская пословица. Быть сватьями у казахов означает поддерживать теплые семейные отношения огромное количество лет.

Для сватовства специально назначался день, который считался одним из самых значимых в подготовке к церемонии бракосочетания. В этот день жених со всей своей семьей отправлялся в родительский дом девушки. До того как зайти в дом невесты молодой жених и его семья должны были заплатить выкуп. Если выкуп устраивал семью девушки, то их приглашали пройти в дом.

После этого самая уважаемая женщина из рода невесты согревала свои руки от домашнего очага, а после этого согревала руками лицо жениха. Данный обычай говорил о том, что жених получал тепло из дома невесты, чтобы в их новом доме было так же тепло и уютно. После данного обряда следовали многочисленные национальные песни. После них семью жениха приглашали пройти в комнату, в которой к тому времени уже собиралась вся семья невесты.

Все это время невеста не выходит к гостям. Она ждет в другой комнате, пока ее семья заключит договор с семьей жениха. Когда же договор был заключен, то традиционно резался баран, из которого готовили блюда для праздничного стола. После того как был накрыт стол, невеста впервые выходила к гостям. Для жениха и невесты это был волнительный момент, так как зачастую бывало, что молодые в тот момент виделись впервые. После того как невеста знакомилась с женихом и его семьей все садились за праздничный стол, где звучали песни, без которых не обходился ни один обряд сватовства.

Традиции казахской свадьбы

Национальные казахские свадебные платья отличаются тем, что в них гармонично сочетаются обычаи, шик и грация. Традиционным цветом свадебного платья невесты считается красный цвет. Но самое большое внимание всегда приковано к «саукеле» — головному убору невесты, который поистине является произведением искусства, так как он выполнен из самых дорогих тканей, расшит узорами из бисера, драгоценных камней, золотых и серебряных монет, отделан мехом и бахромой. То, насколько изыскано, расшит саукеле, говорило в первую очередь о достатке и щедрости сватов.

Платье жениха — «куйеу киими» отличалось от одежды сопровождающих его джигитов. Жених должен был быть одет безукоризненно и шикарно, чтобы свита невесты, встречающая его, смогла легко выделить жениха из толпы гостей. Но, в то же время он вел себя скромно, всем своим видом выражая почтительность дому и семье невесты.
По правилам, обряд бракосочетания проходил в деревне жениха. Поэтому жених вместе со своей свитой (как правило, это 5-7 человек) отправляются за девушкой. Приезжают они вечером и сразу же начинаются игры, дарятся традиционные подарки.

С восходом солнца свита жениха вместе с невестой отправляются в свою деревню. Перед отъездом девушка прощается с провожающими ее родными и друзьями. «Коштасу» — обряд прощания с родительским домом – исполнялся невестой непосредственно перед выездом свадебной процессии из ее аула. Прежде чем переступить порог дома жениха, девушка у себя дома прощается со своими родителями, родными братьями и сестрами и остальными родственниками.

В своем прощальном обращении она сожалеет о том, что родилась девушкой, а не парнем; что вынуждена покинуть родной дом, желает всем крепкого здоровья, когда она в следующий раз приедет навестить их. Традиционно, после свадьбы девушка имеет право приехать в родительский дом только через год. До этого она не должна посещать родной дом.

В деревне жениха все готовятся к приезду. В аул съезжаются родные и близкие, накрывают пышные столы с угощениями, а также всячески развлекаются. Тем не менее, всем не терпится увидеть невестку. После того, как соберутся все гости, невесту, одетую в богатую свадебную одежду торжественно выводят. Лицо ее по традиции закрыто шалью. Обряд показа невесты родственникам жениха и всем собравшимся гостям непременно сопровождается старинной песней — жир. В дом отца жениха, в котором собираются родственники и гости, приводят невесту в свадебном наряде. После этого происходит ее знакомство с родней жениха.

Для казахов брак — это акт верности и любви. Для осуществления обряда призывается мулла, перед которым ставится чашка с водой. Чашку накрывают платком. Все родные жениха и невесты собираются. Мулла читает молитвы, затем при всех собравшихся спрашивает о согласии юноши и девушки на вступление в брак. Если молодожены согласны, то их объявляют мужем и женой. На этом торжественная часть заканчивается, а казахская свадьба продолжается пышным банкетом.

Особенности казахской свадьбы, которые меня удивили больше всего

Казалось бы, свадьба и свадьба, но нет. Традиционная казахская свадьба — это нечто, даже кавказцы в какой-то степени отдыхают.

Например, в Казахстане женщина не должна быть старше мужчины больше, чем на 8 лет, здесь принято дарить особенный подарок «плату за молоко матери», когда муж уводит жену со свадьбы домой и невеста, уходя в дом мужа, может забрать из своего прежнего дома все, что пожелает, хоть все вещи подчистую.

Обычаев такое огромное количество, и они настолько отличаются от обычаев многих других народов, что о них можно читать бесконечно. Вот самые впечатлившие меня:

«Бел Куда» или сватанье до рождения детей

Вы еще не родились, а родители уже договорились с будущими сватьями, за кого вы после достижения совершеннолетия будете выходить замуж или на ком жениться.

Такой обычай, когда семьи договариваются о свадьбе своих детей задолго до их взросления, не нов. Но вот чтобы так, еще когда дети даже не родились — о таком я еще не слышал. Видимо, родителям очень важно объединить семьи или достигнуть каких-то других своих целей, раз они так заранее договариваются о свадьбе. И мнение уже подрастающего парня и девушки никого не интересует: родители договорились и точка.

«Бел Куда» пусть и не очень распространенный в наше время вариант сватанья, но он все еще встречается в традиционных казахских семьях.

Балдыз Калын или калым за сестру невесты

Еще один крайне необычный древний обычай, который, к счастью, встречается еще реже в наше время, чем предыдущий.

Заключается он в том, что если невеста, не успев выйти замуж уходит из этого мира или куда-то сбегает, а калым за нее женихом уже выплачен, он может взять в жены сестру той, на ком планировал жениться.

Дело в том, что по казахским обычаям калым платится семье будущей невесты задолго до свадьбы и … его не принято возвращать. Так что сестра невесты больше всех заинтересована, чтобы с сестрой ничего не случилось. Или наоборот.

Наверняка у вас крутится на языке вопрос: «А почему калым нужно отдавать заранее?». Ответ прост: чтобы будущий жених мог навещать будущую невесту до свадьбы на законных основаниях.

Саукеле кигизу или фантастичсекий наряд невесты

Без всякого, это один из самых красивых традиционных нарядов для невесты, которые я видел у разных народов.

Главный его элемент — головной убор саукеле, который является самой дорогой деталью свадебного платья: его шьют из самого дорогого бархата, вышивают бисером и бахромой, вшивают золотые монеты, драгоценные камни, жемчуг и все, что только может и не может позволить себе семья невесты.

Знаете, почему ему столько внимания? Потому что саукеле считается памятью о прошлой беззаботной жизни невесты. Видимо, это намек, что в замужестве ее жизнь значительным образом изменится: появятся дети, заботы по дому, необходимость начинать искать пару своему еще не родившемуся ребенку и т.д.

Свадьба — все или ничего

Свадьба для многих казахов — самое большое и желанное событие в жизни. Это хорошо видно даже из обычаев сватовства, о которых я говорил в самом начале.

Очень часто к свадьбе готовятся не год, и не два: мужчина собирает немалый калым и скот, который приведет перед свадебным пиршеством, родители невесты — шьют свадебный наряд и собирают приданное (которое часто бывает намного значительнее калыма).

Сама свадьба чаще всего не просто многолюдна, а чрезвычайно многолюдна. В давние времена собирались все окрестные и даже далекие аулы, кроме враждующих, в нынешние — слетается вся многочисленная родня, даже в надцатом колене, все друзья, друзья друзей и, такое впечатление, друзья из соцсетей со всего мира — настолько гигантские залы для торжеств встречаются в Казахстане.

Сколько денег уходит на свадебные торжества, можно только гадать. Но, глядя на кортежи, количество гостей и пиршества, мне почему-то кажется, что традиция брать на свадьбу кредит пошла именно из Казахстана (шутка).

По «самым скромным» оценкам, в наше время свадьба на 500 человек без вертолета и Николая Баскова обойдется в сумму от 12 миллионов тенге (2 млн руб.)

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал , чтобы не пропустить следующие публикации из моего путешествия в Казахстан, а также следить за новыми публикациями.

Как проходит казахская свадьба – традиции и обычаи

Казахский народ как и любой другой всегда имел свои традиции и обычая, обряды, которые устоялись из древних времен, существуют и в нашем времени на свадебной церемонии. Никто нынче не собирается нарушать обычаи своего народа, дело обстоит даже наоборот: все хотят идеально соблюсти все обряды при создании счастливой и молодой семьи. Давайте подробнее рассмотрим, как проходит казахская свадьба и казахские традиции на свадьбе.

‘Саукеле’ – это головной убор на казахской свадьбе, является не только лишь самой дорогой частью образа невесты, еще он является символом основания новой жизни. В некотором роде саукеле также выступает памятью о былой незамужней жизни невесты. Это настоящее произведение искусства! Обычно саукеле расшит жемчугом, рубинами или прочими дорогостоящими камнями, подчеркивающими его пышность. Шьется казахский свадебный головной убор из дорогого велюра или бархата, вышивается мелкими бисеринками, также у него есть красивая бахрома, великолепные орнаменты, составленные из разнообразных маленьких серебряных и золотых монеток, а также фигурных пластин.

Обряд заключения брачного союза называется ‘Неке кияр’. Брак – святой акт преданности и любви в жизни любого человека. Для того чтобы совершить обряд, необходимо призвать муллу: поставить перед ним чашу с водой, накрыть ее платком. Собираются близкие и родные молодых. Мулла должен прочитать молитву, потом при свидетелях, следуя традиционной форме, справляется о том, согласен ли юноши и согласна ли девушка на вступление в брачный союз.

‘Коштасу’ – так называется обряд прощания с родным домом – исполняется невестой перед тем, как выехать из ее аула. Прежде, чем переступить посторонний порог, девушка у себя дома на проводах расстается с ненаглядными родителями, дражайшими, милыми сестрами и братьями, также с прочими родственниками.

‘Келин тусиру’ – приезд невесты в дом суженого. Для казахского народа заветной мечтой, самой большой радостью является именно ‘Келин тусиру’. Весь аул ведет подготовку к данному торжеству. Нареченная не подвозится к порогу. Согласно традициям вместе с ‘женге’ ее покидают на ‘приличной’ дистанции от аула. Молодухи и девушки должны выйти навстречу невесте ввести в дом, не открывая лиц, посадить за ‘шымылдык’ (полог) с прочими девицами.

‘Беташар’ – так называется обряд, когда личико невесты открывается, в обязательном порядке данной традиции сопутствует традиционная песня-жыр. На этом традиции казахской свадьбы заканчиваются, и молодые жених и невеста становятся полноправной ячейкой рода.

КАЗАХСКАЯ СВАДЬБА.
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОЙ СВАДЬБЫ

Издревле традиционно казахская свадьба состояла из нескольких этапов: предварительный сговор (кыз айттыру), сватовство (куда тусу), свидание жениха и невесты (кыз кашар), свадьба в доме невесты, переезд молодой в дом мужа, свадебное празднование в ауле мужа.

Сговор и сватовство (обычай казахской свадьбы)

Существовали различные виды сговора (кыз айттыру) между родителями будущих жениха и невесты . Если семьи , хорошо знающие друг друга, связанные крепко дружбой, договаривались стать сватами еще до рождения детей, то такое сватовство называлось бел куда. Если же сватали детей с колыбели — то бесик куда. Иногда, человек, женивший сына на дочери свата, мог выдать свою дочь за сына своего свата, тогда их так и называли карсы куда, что означает взаимный сват.

Сватовство не ограничивалось только сговором. Проходили, так называемые, смотрины (кыз кору). Собирались дети знатных родителей или прославленные жигиты (выбирать себе пару могли не все молодые люди, а только дети знатных родителей или прославленные жигиты) и устраивали смотрины девушек для женитьбы. Казахская народна пословица «кызды ким кормейди, кымызды ким ишпейди», в переводе означающая «как нет запрета пить кумыз, так нет запрета смотреть на девушек», открывала все дороги для жигитов. Таких жигитов встречали с почетом, им не было запрета на смотрины девушек. Девушки же в свою очередь, высказывали свою волю словами «кыз коретин жигитти биз корелик», что означает «такие смотрины и мы хотим устроить», и устраивали состязания в различных видах искусства, оценивая жигитов и открыто высказывая свое мнение. На подобных встречах часто затевались айтысы между девушками и жигитами. Понравившиеся друг другу девушка и жигит, объяснялись в чувствах, и жигит отправлял сватов.

К отцу девушки приходил доверенный посланец жениха (жаушы), чтобы договориться о свадьбе. После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносили друг другу подарки. Со стороны жениха это был каргыбау (каргы — уздечка, бау — поводья) — на деле скакун, а отец девушки накидывал на плечи жаушы праздничный чапан, называемый шеге шапан. Увидев на жаушы новый чапан, встречающие осыпали его монетами, сладостями и конфетами (шашу).

Читайте так же:  Ритуалы и обычаи в организации

Женитьба взрослых детей осуществлялась после куда тусу (сватовства) — издревле существующей, незабытой и обязательной традицией казахской свадьбы. Процесс сватовства был довольно непростым, но очень интересным. Отец невесты, заранее извещенный о приезде сватов, приглашал родных и близких. Отец юноши с близкими родственниками приезжали в дом невесты. Сватов торжественно принимали. Самого главного представителя сватов называли бас куда. (бас куда по традиции опекал девушку и после свадьбы, будучи невесткой, девушка всю жизнь почитала его). Затем приближенные жениха преподносили невесте и ее родителям подарки, полагающиеся по традиции. Отцов жениха и невесты называли бауыздау куда, то есть самыми близкими. Сватающие стороны ели из одной посуды. Сторона невесты преподносила обрядовое угощение из печени и курдючного сала — киирык бацыр (куйрык бауыр). Это налагало на родителей сторон определенные права и обязанности, уже нельзя было отступать от свадебного договора, в противном случае виновная сторона вынуждена заплатить «неустойку» и возвратить полученный калым.

При отъезде сватов им преподносили подарки (киит): животных, одежду, золотые и серебряные украшения, головные уборы и др. Самый ценный киит получал отец жениха, а другие сваты получали киит по степени родства. Между состоятельными и знатными людьми при сватовстве дарились ценные подарки: бак жаксы — верблюд с верблюжонком, кобыла с жеребенком, слиток золота или серебра, орта жаксы — ценны верблюд или лошадь, аяк жаксы — лошадь, корова, баран.

Окончательный договор между сватами назывался бата аяк ( в некоторых местах сырга тагар или баталасу). Отец жениха ехал к будущему свату и обговаривал срок свадьбы, количество калыма, каде-жора(подарок) Существовало два вида бата — кесимди бата и кесимсиз бата. Кесимди бата — это когда точно назначалась дата свадьбы , объем затрат, количество скота. Кесимсиз бата — это когда назначалась дата свадьбы, а объем затрат и количество скота определялось позднее, с учетом обстоятельств и времени.

Калын мал (обычай казахской свадьбы)

В процедуре уплаты калыма существовали нерушимые правила: одна лошадь вручалась конюхам, что называлось курыкбау, один баран отдавался чабану -косакбау. При благословении также вручался скот — келин тили(язык невестки). Келин тили платился за здоровье невесты, по поверью, если не уплатить келин тили, то будущая сноха может лишиться дара речи.

Если невеста не успев выйти замуж, преждевременно умирала, а калым выплачен, жених мог взять в жены сестру умершей. Если жених устраивал тайные свидания (урын бару), а сестры у покойной нет, то ему возвращалась половина уплаченного калыма. Если же жених ходил к невесте на свидания, а после ее смерти решался взять в жены ее сестру, то он должен был уплатить дополнительный калым,так называемый балдыз калын. Если жених не навещал невесту, то балдыз калын не платился.

Урын келу (кынаменде) (обычай казахской свадьбы)

После сватовства и уплаты калыма жених ехал в первый раз навестить свою невесту. Это торжественное посещение называлось кынаменде или урын келу. До кынаменде жених, согласно обычаям казахской свадьбы, не имел права посещать дом или аул просватанной девушки. Будущий жених, якобы тайком, в сумерках, со свитой торжественно прибывал в аул невесты. Чтобы навестить невесту сторона жениха выполняла ряд положенных обычаев. Например, снохи, ссылаясь на одышку при быстрой ходьбе, приносили ентикпе, а при знакомстве с шурином или младшей сестрой невесты — балдыз коримдик. Относительно девушки обряд кынаменде или урын келу называется кыз кашар.

На следующий день после «кынаменде» устраивалось всеобщее веселье с песнями и танцами, называемое «урын той». Для молодежи этот день — радостный, веселый той, где оживленно снували молодые женге. С жениха брали кол устатар, шаш сипатар, кыз кушактар, арка жатар и другие подарки. Это был день встречи двух влюбленных. Девушка дарила жигиту свой платок в знак девственности и давала подарки его братьям и сестрам.

Если после урын договор сватов нарушался, то, если жених отказывался жениться на девушке, то уплаченный им калым не возвращался и он дополнительно платил штраф, если же договор нарушался со стороны невесты, то калым полностью возвращался и также платился штраф.

Приезд жениха за невестой (обычай казахской свадьбы)

По обычаям казахской свадьбы, невесту одевали в свадебный наряд в доме ее отца. Традиция саукеле кигизу занимала особое место. Это особо торжественный обряд для невесты, когда на голову невесте одевали свадебный головной убор — саукеле с особым покрывалом желек, в котором она должна была приехать в аул жениха.По фольклорным данным другим непременным атрибутом свадебной одежды невесты были перчатки. Саукеле — не только самая дорогая часть убранства невесты, он также служил символом начала новой жизни, память о прежней беззаботной жизни девушки. Саукеле надевала на невесту уважаемая женщина, за что она получала дорого подарок от жениха.

На саукеле кигизу приглашали сватов и свах, осыпали их шашу (конфетами, сладостями, монетами). Давали бата (благословение). Выкуп (байгазы) за саукеле бывал очень значительным, ведь в саукеле невеста смотрелась особенно нарядно, роскошно и неповторимо.За погляд давали соответствующи коримдик (подарок).

В день отъезда невесты сватам показывали приданое- жасау, разбирали свадебную юрту, готовили праздничный караван к отправке и преподносили подарки сватам, жениху и невесте. Жасау (приданное невесты) нередко превышало по стоимости калын мал. Красивые ювелирные украшения, ковры, текеметы (узорные кошмы), саукеле, дорогая одежда, вещи, посуда обязательно входили в жасау. состоятельные родители готовили ак отау (белую юрту) для дочери.

Жених, приезжая за невестой, согласно традиции казахской свадьбы, приводил той малы, то есть скот для свадьбы: лошадей, коров или баранов. Скот резали для пира на этой свадьбе. Также привозили дорогие ткани, вещи, фрукты, сахар, чай. Авторитет зятя в будущем во многом зависел от количества и качества той малы. Если подарки не соответствовали богатству и положению жениха, то жены старших братьев могли высказать по этому поводу едкие упреки.

На свадебном тое устраивались различные игры: байга (скачки), курес (борьба), сайыс (единоборство всадников), борьба наездников за тушу козленка. Свадебный той сопровождался пением хоровых песен (жар-жар), в котором выражались пожелания счастливой жизни молодым. Накануне отъезда, невеста с женой старшего брата или подругой обходила всех родственников и прощалась с ними.Родственники оказывали ей соответствующие почести и одаривали подарками на память.Во время посещения родственников невеста исполняла традиционную песню «Сынсу». В наше время такой обычай стал забываться.

Проводы невесты (обычай казахской свадьбы)

Проводы девушки — кыз узату — важный этап казахской свадьбы. Сваты в количестве 5-7 человек (нечетное число), а то и больше приезжали за невестой. Среди них был «бас куда» — главный сват и кудалар — сваты и друг жениха. Сваты обычно прибывали вечером. С этого момента начинался той с играми, песнями, танцами, дарились подарки.В этот день близике родственники девушки официально приглашали сватов в гости. Девушку по обычаю отправляли вместе со сватами рано утром, с восходом солнца. Перед отъездом девушка песней (коштасу жары) прощалась с родственниками.

Молодежь пела «Жар-жар», «Аушадияр». Сватам по обычаю казахской свадьбы вручался положенный куда аттандырар. После провода сватов девушка с матерью, со старшей снохой, младшими братьями и сестрами садились в повозку. Девушке запрещалось оглядываться назад. сваты ехали впереди, за ними следовала повозка — шанырак туйе. Караван замыкали красиво одетые парни с песнями и шутками. Девушку везли в аул жениха торжественно, сразу после выезда из родного аула шествие называлось «кыз коши» (караван девушки), а через некоторое расстояние — келиншек коши (караван невесты). Жители аулов, мимо которых проезжал келиншек коши могли остановить караван и попросить подарочек (каде), после чего желали доброго пути и счастья. Обычай этот называется туемурындык.

Келин тусиру (обычай казахской свадьбы)

После исполнения песни свекровь подходила к невесте и целуя ее, желая счастья и благополучия, снимала шаль. Шаль передавалась присутствующим женщинам, делилась между ними поровну. Потом женщины дома обвязывали этой тканью сосуд для взбалтывания и хранения кумыса и шубата. Буквальное значение обряда «бие кысырамас» — пусть кобыла не останется яловой, даст приплод.

После свадебного пира с невесты снимался саукеле и одевался платок. Замена головных уборов, означала, что она теперь относится к группе замужних женщин.

Обряд бракосочетания(обычай казахской свадьбы)

Жолдык (обычай казахской свадьбы)

Послесвадебные обряды

После свадьбы и провода сватов взрослые девушки из аула жигита приходили в дом свекра с поздравлениями и специальными угощениями, прося «куттык» — украшения, кольца, серьги, предметы домашнего обихода.

После свадьбы родственники мужа и соседи по очереди приглашали невестку к себе в гости для знакомства и сближения, чтобы она быстрее адаптировалась на новом месте. Невестка на такое приглашение шла не с пустыми руками,по обычаю полагался «илу» (ковер, украшения или отрез на платье в знак признательности). Этот обычай носил название уй корсету. При знакомстве хозяева испытывали молодую невестку, проверяя насколько она воспитана и учтива.

Первый визит зятя в дом тестя и тещи после свадебного тоя назывался есик ашар. Девушка после свадьбы год не могла навещать свой родной аул и родителей. Этот обычай действовал с целью более быстрого привыкания молодой невестки к жизни в новой семье. По традиции зять привозил положенные в этом случае подарки, соблюдая все приличия. Для жителей аула приезд зятя был веселым развлечением.

В настоящее время традиционная обряд казахской свадьбы сохранился с незначительными изменениями. Они заключаются в том, что жених с невестой перестали надевать национальную одежду, хотя саукеле часто встречается и в современном свадебном наряде невесты. По прежнему с головы невесты снимается фата и завязывается платок. Изменению также подвергся свадебный той. Перестали проводить национальные игры, которые раньше имели большой размах.

Казахская свадьба. Традиции и обычаи казахского народа

Смотрины

Кыз айттыру

Женитьба сына всегда волновала родителей. Будущую невесту высматривали раньше, чем сын достигнет совершеннолетия. Искали подходящую семью хороших, знатных, уважаемых людей. Если узнавали, что в роду девушки были больные от плохой наследственности, то ее не сватали. К людям достоянным, на их взгляд, специально ездили поговорить о будущем своих детей, выражая желание стать сватами.

Существуют различные виды «кыз айттыру». Если дети (мальчик или девочка) маленькие, или даже еще не родились, а семьи договариваются в будущем стать сватами, значит они очень хорошо знают друг друга, давно дружат. До рождения малышей, если, конечно, позже у одних будет мальчик, а у других – девочка, договариваются стать сватами (атастыру). Вышеназванное сватанье называется «бел куда» (до рождения детей). Ну, а если сватают детей с колыбели – «бесик куда» (бесик — колыбель). Иногда человек, женивший сына на дочери свата, сам выдает свою дочь за сына своего свата; их так и называют «карсы куда» — «взаимный сват». Люди, продолжившие свое сватовство, то есть ставшие дважды сватами, называют «суйек жангырту». Женитьба взрослых детей осуществляется после «куда тусу» (сватовства).

Родственные отношения у казахов учитывались в основном до седьмого колена. Об этом свидетельствует древний обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода. По правилам бракосочетания, женщина не должна быть старше мужчины больше, чем на 8 лет, а мужчина – старше женщины на 25 лет. На неравный брак разрешение не дается.

«Кыз айттыру» служит своеобразной основой крепкой и примерной семьи.

Кыз кору

Смотрины. «Кыз кору» иногда называли и «кыз тандау». По обычаю дети знаменитых родителей или просто искусные жигиты устраивали смотрины девушек для женитьбы. Прослышав, что в дальнем ауле есть хорошая, красива девушка на выданье, жигиты со своими друзьями отправлялись выбирать суженую. Казахская народная пословица «кызды ким кормейди, кымызды ким ишпейди» — «Как нет запрета пить кумыс, так и на девушек смотреть» открывает все дороги для жигитов.

Таким жигитам не было запрета на смотрины девушек. Их старались встретить с почетом. Гордые, свободолюбивые девушки аула выражали свою волю словами «кыз коретин жигитти биз корелик» — «такие смотрины и мы хотим устроить» и начинали состязания в разных видах искусства. Они смотрели на жигитов оценивающе и высказывали свое мнение открыто. На подобных встречах часто затевались айтысы между девушками и жигитами. Понравившиеся друг другу девушка и жигит, объяснялись в чувствах, и жигит отправлял сватов. Выбор оставался за влюбленными.

Но не всегда молодым людям разрешалось выбирать себе пару. Это могли делать лишь дети влиятельных людей или прославленных жигиты.

Шеге шапан

«Шеге шапан» — особый подарок. После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносят друг другу подарки. Со стороны жигита – это «каргыбау» (буквально каргы – уздечка, бау — поводья), на деле скакун или иноходец. А отец девушки на плечи доверенному посланцу жениха (жаушы) накидывает праздничны шапан – «шеге шапан» (шеге гвоздь). Увидев на жаушы новый чапан встречающие осыпают его «шашу» — конфетами, сладостями и денежками.

Сватовство

Куда тусу

Сватовство. Издревле существующая, незабытая, обязательная традиция казахского народа.

Отец юноши с близкими родственниками едут (иногда и без отца юноши) сватать девушку. Процесс сватовства был довольно непростым и интересным. Приезд сватов носит название «куда тусер».

Отец девушки, извещенный заранее о приезде сватов, приглашает своих родных и близких. Сватов торжественно принимают. После того, как отец дает «добро», обе стороны преподносят друг другу презенты, полагающиеся по традиции: куда аттанар, куда тарту, ат байлар, куйрык-бауыр и т.д. самого главного представителя сватов называют «бас куда» (бас – главный), отцов жениха и невесты – бауыздау куда, т.е. самыми близкими.

Бас куда (главный сват) по традиции опекает девушку и после свадьбы. Она будет звать его «агаеке» (дядя), а он будет обязан всегда заботиться о ней. Будучи невесткой, она всю жизнь почитает его.

«Куда тусу» — самый высокочтимый, значительный той, несущий в себе особый национальный колорит.

Бата аяк

Окончательный договор между сватами. Получив согласие стать сватом, отец жениха едет в аул девушки и окончательно обговаривает срок свадьбы, количество калыма, каде-жора (подарок). Эта часть сватовства называется «бата аяк», а в некоторых местах – «сырга тагар» или «баталасу». Есть два вида бата.

Кесимди бата – окончательное решение – конкретно назначают дату проведения свадьбы, объем затрат, количество скота.

Кесимсиз бата – точное количество скота объем затрат не обсуждается, а определяются позднее, с учетом обстоятельств и времени.

Между состоятельными, знатными людьми при сватовстве дарились ценные подарки: «бак жаксы» — верблюд с верблюжонком, кобыла с жеребенком, ценная вещь либо слиток золота или серебра; «орта жаксы» — лучший верблюд или лошадь, «аяк жаксы» — лошадь, корова, баран и т.п.

Читайте так же:  Адам невилл ритуал аудиокнига торрент

Куда тартар

Как было отмечено, традиций и обычаев, касающихся сватовства, очень много. Во время увеселений встречается порой интересный обычай, называемый «куда тартар» (букв. Теребить сватов). Заключается он в том, что аульные женщины (среди них могут быть и молодые парни) устраивают различные проделки над сватами. Когда сваты после угощения наслаждаются беседой, женщины вбегают и требуют «куда тартар», бросаются на сватов и начинает проделывать с ними разные каверзы: сажают задом наперед на быка и возят по аулу или же укладывают на большой ковер и, ухватившись за края, подбрасывают вверх, бывает и так: ноги свата связывают арканом, другой конец аркана забрасывают через шанырак, и поднимают свата вверх ногами, и при этом теребят; или же его одежду незаметно пришивают к кошме, и, когда сват встает, кошма тянется за ним; тащат обливать водой или же наряжают в женское платье. Сваты должны откупаться от женщин небольшими подарками, но в свою очередь могут позволять себе разные вольности по отношению к женщинам. Сваты не должны обижаться. Таким образом свадебный обряд превращается в веселое и удивительное представление, в своего рода театр, где на суд зрителей выставляются изобретательность и изворотливость как одной, так и другой стороны, которым вскоре волею судеб предстоит стать родственниками.

Калын мал

Калым. После официальной части сватовства, по обычаю казахов, сторона жениха должна была уплатить «калын мал», который выплачивается в основном скотом. Его размеры зависели от достатка и состояния сватающихся. Если среди бедных сватов калым ограничивался 5-6 головами скота, то между крупными баями он составлял от 200-500 до тысячи лошадей.

Помимо этого, учитывался скот для угощения на свадьбе, дары за молоко матери невесты (сут акы), усопшим и живым (оли-тири), «каде» со стороны жениха и множество других даров по обычаю. В годы советской власти как могли чернили эти традиции и обычаи, говоря, что девушек меняют на скот. А ведь приданое (жасау) девушки обычно не уступало по своим размерам калыму.

Объем калыма зависит от состоятельности сватов. Если калым состоит из 10 голов рогатого скота, он называется «донгелек калын», то есть «округленный калым», если мелкая живность заменяется на 1-2 лошадей – «балама калын» — «замененный калым». Если вместо умершей невесты жених женится на балдыз (сестре невесты), он платит «27» «олкы калын», что означает столько же рогатого скота дополнительно.

В процедуре уплаты калыма есть свои нерушимые правила. Одна лошадь вручается конюхам, что называется «курыкбау», один баран отдается чабану – «косакбау». При благословении также вручается скот – «келин тили» (язык невестки). «Келин тили» платиться за здоровье дочери по поверью, если «келин тили» не сделать, то будущая сноха может потерять дар речи.

Балдыз калын

Калым за сестру невесту. Если невеста, не успев выйти замуж, преждевременно умирает, а калым выплачен (обычно его выплачивают заранее), жених может взять в жены сестру умершей. Если жених устраивал тайные свидания (урын бару), а сестры у покойной нет, то половина уплаченного калыма возвращается. Если же он ходил к невесте на свидания, а после ее смерти женится на ее сестре (балдыз), то жених обязан уплатить за дополнительный калым, называемый «балдыз калын». Если жених не навещал невесту, то «балдыз калын» не платится.

Киим тигу

Прибывшие сваты и свахи не должны ложиться спать, пока не отведают угощения, приготовленного к их приезду. Если кто-то из прибывших, не выдержав, засыпает, то одежду уснувшего свата тут же пришивают к подушке, к одеялу, ковру, кошме и т.п., за что заснувший должен уплатить штраф (айып). Сваты проходят все испытания на выдержку.

Киит

Перед отъездом сватов отец девушки наделяет их по традиции «киитами» — подарками. Самый ценный «киит» получает отец жениха, даже в том случае, если его нет в числе сватов. Другие сваты получают «киит» по степени родства. В зажиточных семьях «киит» отцу жениха – это целый табун лошадей, большое количество чапанов и в обязательном порядке верховая лошадь; соответственно одаривались и другие сваты. Приехавшие со стороны невесты сваты тоже в свою очередь, получают «киит», однако он несколько меньше, чем «киит» представителям отца невесты, что обуславливается необходимостью выплаты доли калыма.

В наше время «калын мал» не платится, но обычай давать «киит» и прочие традиции сватовства сохранились.

Куйрык-бауыр

«Куйрык-бауыр» — обрядовое угощение из печени и курдючного сала. Это ритуальное блюдо подтверждает факт сватовства и принимается в случае споров как вещественное доказательство состоявшегося сватовства. Оно налагает на родителей сторон известные обстоятельства. После этого обряда уже нельзя отступать, в противном случае виновная сторона платит «неустойку» и возвращает полученный калым.

«Куйрык-бауыр» — залог верности и нерушимости договора.

Оли-тири

После договора о свадьбе сватам со стороны жениха во главе со сведущим человеком отправляют по традициям подарок «оли-тири». Это символ признательности не только живым. После этого подарка жених может тайком навещать невесту (урын келу).

Кынаменде

«Кынамедне, урын келу» — визит жениха. После сватовства и уплаты калыма жених в первый раз едет навестить свою невесту. Это торжественное посещение называется «кынаменде» или «урын келу». В Восточно-Казахстанской области «кынаменде» отмечают после того, как становится очевидным, что честь девушки не запятнана. На следующий день устраивается всеобщее веселье с песнями и танцами. «Кынаменде» называют в разных местах по-разному – «урын келу», «калындык ойнау».

«Кынаменде» для молодежи и женге – той. Будущий жених, якобы тайком, в сумерках, со своей свитой торжественно прибывает в аул невесты. Называется этот обычай «есик кору» (букв. есик – дверь, кору — смотреть) или «урын келу» (смысл – тайный приход). Чтобы навестить невесту, сторона жениха выполняет ряд положенных обычаев. К примеру, снохи, ссылаясь на одышку при быстрой ходьбе, приносят «ентикпе», а при знакомстве с шурином или младшей сестрой невесты – «балдыз коримдик». После «урын той» жениха и его друзей торжественно провожают, вручив подарки.

До «кынаменде» жених не имеет права посещать дом или аул просватанной девушки. В противном случае братья девушки за нарушение этой традиции наказывали жениха. Традиции и обычаи всегда требуют соблюдения приличия и установленного порядка.

Кыз кашар

«Кыз кашар» — знакомство невесты с женихом. Первый приезд к невесте называется «урын келу». Эти обряды происходят в тот же день, что и «урын той». Однако относительно девушки обряд называется «кыз кашар». Для молодежи этот день – радостный, веселый той, где оживленно снуют молодые женге. С жениха берут «кол устатар», «шаш сипатар», «кыз кушактар», «арка жатар» и пр. подарки. Это день встречи двух молодых. Девушка дарит жигиту свой платок – знак девственности и дает подарки для его братьев и сестер.

Если уговор сватов нарушается после «урын», это имеет очень серьезные последствия. Если жених без причины отказывается от девушки, то уплаченный калым не возвращается, и он еще платит штраф. Если же договор нарушается со стороны невесты, то калым полностью возвращается и также платится штраф.

Свадьба

Саукеле кигизу

«Саукеле кигизу» (букв.саукеле – головной убор невесты, кигизу – одевать). У казахского народа есть много традиций и обычаев. Традиция «саукеле кигизу» занимает особое место. «Саукеле» не только самая дорогая часть убранства невесты, он также служит символом начала новой жизни. Это память о прежней беззаботной жизни девушки. «Саукеле кигизу» — особо торжественный обряд для невесты. На обряд приглашают сватов и свах. Их осыпают «шашу». Дают бата (благословение). «Байгазы» (выкуп) за «саукеле» бывает значительным. В «саукеле» невеста смотрится особенной нарядной, роскошной, неповторимой. Всем хочется увидеть «саукеле» на невесте. За «погляд»дают соответствующий «коримдик» (подарок). Создание нового очага, невеста в «саукеле», игра, смех – все это предзнаменование новой жизни.

Нескольк о слов о «саукеле». «Саукеле» является не только головным убором невесты, но и произведением искусства. Его расшивают рубинами, жемчугом, кораллами или другими драгоценными камнями, которые подчеркивают его богатство. Шьют «саукеле» из дорогого бархата или велюра, вышивают мелким бисером, отделывают бахромой, орнаменты составляют из различных мелких золотых и серебряных монет и фигурных пластинок. Верх «саукеле» неизменно венчает «укы» (пушистый пучок из перьев филина). Края украшают мехом норки, собыля или лисицы. Красота такого убора пленяет взор, является украшением невесты и демонстрирует состоятельность сватов.

Куйеу киими

Куйеу киими – одежда жениха. Жених, отправляющийся за невестой, обязательно должен одеться особенно нарядно, чтобы встречающие женщины и девушки могли безошибочно его определить. По обычаю одежда жениха отличается от одежды жигитов, сопровождающих его. На головной убор «борик» он прикрепляет «укы» (перья филина), сапоги одевает на высоких каблуках, на плечи накидывает красный чапан. Жених надвигает «борик» на глаза и ведет себя очень скромно, всем своим видом показывая почтительность, а в противном случае ему придется платить штраф, или его поднимут на смех. Оказавшись в таком виде среди женщин, жених терпеливо переносит их насмешки и колкости. Конь жениха превращается в объект забавы для детей – они вдоволь могут на нем покататься. Это традиция аула.

Той малы

Скот для свадьбы. Жених, приезжая за невестой, приводит «той малы», то есть скот для свадьбы. Его режут для пира на этой свадьбе. В зависимости от состоятельности сваты приводят на «той малы» несколько лошадей, коров или баранов. А также привозят дорогие ткани, вещи, фрукты, сахар, чай и т.п. авторитет зятя в будущем может зависеть от количества и качества подарков «той малы». Если они не соответствуют богатству и положению семьи жениха, то «кыздын женгелери» (жены старших братьев девушки) могут высказывать едкие упреки колкости по этому поводу.

Капка салар

Подарок зятю. После тоя, когда в назначенный день жених со своей свитой, вручив всем положенные подарки, увозит невесту в свой аул, отец невесты дарит всем сватам по традиции «киит» (от слова «кию» — одевать). Новоиспеченному зятю тоже преподносится в подарок одежда. Подарок называется «капка салар»

Жигит туйе

Подарок отцу девушки. В числе свадебных обрядов жених преподносит за хорошее воспитание девушки своей теще (ене) «сут акы», а отцу девушки – положенный «жигит туйе». Этим подарком может быть дорогая одежда, верблюд, лошадь, конская сбруя и т.д. затем тесть (ата) благословляет своего зятя.

Сут акы

Плата за молоко матери. Дата проводов девушки после свадьбы устанавливается сообща отцом невесты и сватами со стороны жениха. На этот той жених приезжает во главе со старшим сватом, а также с близкими, талантливыми друзьями. Подарков во время сватовства по традиции очень много. Среди прочих самый особенный, обращающий на себя внимание – это «сут акы» — плата за молоко матери. Торжественно, с трогательными словами он преподносится матери девушки.

Кыз тынасу

Кыз тынасу – прощальный визит. Девушка перед замужеством в сопровождении (жены старшего брата) женге обходит своих родственников и близких, чтобы попрощаться. Родственники и близкие оказывают ей почести, одаривают на память, напутствуют, желая счастья и радости. Это одна из древних народных традиций и один из примеров воспитания этики.

Сынсу

Так называлась традиционная песня, исполняемая девушкой во время «кыз тынасу» — посещения вместе с денге своих родственников. В песне поется о незаметно пролетевших годах, проведенных в родном доме; о своих любимых родителях; о том, как ее лелеяли и берегли; в песне высказывались сожаление, что пришло время покинуть родной дом и просьба, чтобы ее навещали, не забывали. Это красивая, трогательная песня. К сожалению, в наше время такой обычай стал забываться.

Кыз узату

«Кыз узату» — проводы девушки. В этот день родители и грустят, и радуются. Радуются, что вырастили красивую, умную, достойную дочь, за которую не надо краснеть, грустят, потому что жаль расставаться с дочерью, им кажется, что она еще не ребенок.

Сваты в количестве 5-7 человек (нечетное число), а то и больше приезжают за девушкой. Среди них «бас куда» (главный сват), «кудалар» (сваты) и друг жениха (здесь как советник, очевидец). В северных и центральных областях Казахстана за девушкой едут только мужчины. Сваты обычно прибывают вечером. С момента их прибытия начинатеся той: игры, песни, танцы; дарятся положенные по традициям «каде» (подарки). В этот день близкие родственники девушки официально приглашают сватов в гости.

Девушку по обычаю отправляют вместе со сватами рано утром, с восходом солнца. Ведь восход солнца – символ нового дня, новой жизни. Перед отъездом девушка песней прощается (коштасу жары) с провожающими ее родственниками. Молодежь поет «жар-жар», «аушадияр». Сватам вручается положенный по обычаю «куда аттандырар» (куда – сват, аттандырар – отправлять, провожать).

Неке кияр

«Неке кияр» — обряд бракосочетания. Брак – святое акт верности и любви в жизни каждого человека. Для совершения обряда призывают муллу, ставят перед ним чашку с водой, накрытую платком. Собираются родные и близкие невесты и жениха. Мулла читает молитвы, затем при свидетелях, следую традиционной форме, спрашивает о согласии юноши и девушки на вступление в брак.

По шариату (мусульманские законы), если невеста беременна, обряд бракосочетания откладывается, и проводится только после рождения ребенка. Этот обряд не проводится также, между молодыми людьми, имеющими родство в одном из семи поколений, т.к. казахи до седьмого колена считаются родственниками.

Жар-жар

Традиционная песня, исполняемая молодежью на прощальном вечере проводов девушки. «Жар-жар» исполняется в виде «айтыса» между девушками и жигитами. Жигиты в песне советуют девушки не сожалеть, что оставляет отца, — хороший свекор заменит его. Девушки отвечают, что свекор вряд ли заменит любимого отца. «Жар-жар» носит, прежде всего, обрядовый характер и исполняется в шутливой форме.

Не грусти, красавица, жизнь прекрасна, погляди. Не вздыхай и не плачь, счастья желаем всласть. Не скучай по отцу – будет свекор у тебя.

Разве свекор, жар-жар, заменит мне отца? Как не плакать, жар-жар, ухожу ведь навсегда… и т.д.

«Аушадияр» — свадебная песня (жыр). Традиционная свадебная песня (жыр) поется на определенный мотив и имеет особое воспитательное значение. «Аушадияр» является украшением и особо торжественным моментом тоя. Это как правило, образец искусства.

«Аушадияр» посвящается молодой чете, которая переступает порог новой жизни. «Аушадияр» несет в себе добрые советы, примеры воспитания в национальных традициях. К примеру:

Аушадияр – скажем раз,
Нечестивец не радует нас.
Уважающего предков,
Ждет почет потомков.
Аушадияр – скажем два,
У возлюбленных воля своя,
У красавицы такой
Стройный стан, коса длинной…
Аушадияр – четыре,
Молодежь красива в паре,
Быть им верным данной клятве.
Ау-жар

Благодаря обилию песен прощальный вечер девушки превращался в удивительное представление. Всегда грустно расставаться с родным домом и переступать порог чужого дома. На проводах невесты свой нажитый опыт в виде назидания выражали в стихах «ау-жар». Ведь слезы девушки не от горя, а от грусти при расставании с родным аулом и близкими.

Читайте так же:  Крем суфле спа ритуал удовольствия эйвон отзывы

Ей сочувствуют девушки и жигиты ее аула. После обрядовых песен «жар-жар» они исполняют «ау-жар» в виде айтыса, где желают молодым счастья, радости, взаимного понимания, благ семейной жизни. Слова и мотив «ау-жар» звучат шутливо и игриво:

Разве ты опоясалась бы цепью, ау-жар-ау,
Если бы твой отец
Не привел бы твою мать, ау-жар-ау?
Разве тебе эту радость видать, ау-жар-ау?
И хочу я тебе
Большой любви пожелать, ау-жар-ау?

Коштасу

«Коштасу» — прощание с родным домом – исполнялось невестой перед выездом свадебной процессии из ее аула. Перед тем, как переступить чужой порог, девушка у себя дома на проводах прощается с дорогими родителями, милыми, родными братьями и сестрами, с родственниками. В своей прощальной песни она сожалеет о том, что родилась девочкой, а не мальчиком; что вынуждена покинуть родной очаг, желает всем быть в здравии, когда она приедет навестить их. По традиции после свадьбы молодая сможет приехать в родной дом только через год. До этого она не имеет права посещать родных (чтобы скорее привыкнуть к новой семье). После прощальной песни женге успокаивают девушку (тоже песней), желают ей счастья.

Жасау

Так называется приданое девушки. Казахи уделяли большое внимание подготовке приданого. Красивые ювелирные украшения, ковры, текеметы (узорные кошмы), «саукеле» (головной убор невесты), дорогая одежда, вещи, посуда обязательно входили в «жасау». Состоятельные родители специально готовили «ак отау» (белую юрту) для дочери. Жасау нередко превышало по стоимости «калын мал». Девушка забирала все, что пожелает.

Кыз коши

«Кыз коши» — караван невесты. После выполнения обряда «куда аттандырар» (проводы сватов) девушка с матерью, со старшей снохой, младшими братьями и сестрами садятся в специальную повозку. Девушке запрещается оглядывается назад. Сваты едут впереди, за ними следует повозка – «шанырак туйе». Караван замыкают красиво одетые парни – с песнями, шутками. Девушку везут в аул жениха торжественною после выезда девушки из аула шествие называется «кыз коши». Через некоторое расстояние – «келиншек коши» (келиншек — невеста). Жители аулов, мимо которых проезжает «келиншек коши», молодежь, невестки, девушки останавливают «кош» и просят по обычаю «туйемурындык» (подарочки), после чего желают доброго пути и счастья. Вручение подарков «туйемурындык» — повод остановиться для приема добрых пожеланий.

Туйемурындык

Проезжающую свадебную процессию молодежь, женщины имели право задержать и разрешали ей ехать дальше лишь после получения «каде» (положенный подарок по обычаю). Когда мать девушки вручает «каде», получившие подарок благословляют процессию, и она продолжает путь в аул жениха.

Шанырак туйе

Шанырак туйе – повозка для передвижения невесты с ее свитой в аул жениха. В «шанырак туйе» могут садиться мать, сестры, женге невесты. Случайные попутчики или другие люди обычно не садятся, так как над ними потом будут насмехаться. С незапамятных времен во время переезда на первого верблюда водружали шанырак – символ нового дома.

Келин тусиру

«Келин тусиру» — приезд невесты в дом жениха (келин — невестка, тусиру – здесь: ввести в дом). Для казахского народа заветная мечта, самая большая радость и большой той — «Келин тусиру». Весь аул готовится к этому торжеству. Невесту не подвозят к порогу. По традиции вместе с «женге» ее оставляют на некотором (приличном) расстоянии от аула. Девушки и молодухи выходят навстречу невесте и, не открывая лица, вводят в дом и сажают за «шымылдык» (ширма, полог) с другими девушками. Порог всегда переступают правой ногой. Встречающие осыпают всех «шашу», поздравляют. Невесту сопровождают родная мать, сестры, женге. В аул съезжаются родственники и знакомые, устраивают пир с угощениями и различными увеселениями (состязание певцов, игры и т.д.). однако, всем не терпится увидеть будущую «келин» (невестку). После того, как соберутся все приглашенные, невесту в богатой свадебной одежде торжественно выводят. Лицо ее закрыто покрывалом (шалью), и певец-импровизатор начинает петь «беташар».

Беташар

Беташар – обряд открывания лица невесты (показа невесты родственникам жениха и гостям) обязательно сопровождается традиционной песней-жыр. В юрту отца жениха, где собираются гости, приводят невесту в свадебном наряде. По обе стороны невесты, взяв ее под руки, стоят учтивые, благовоспитанные снохи. В «беташар» входит знакомство невесты с родственниками мужа, их добрые советы и пожелания на будущее в семейной жизни. Певец-импровизатор, характеризуя в стихах почтенных родственников, призывает невесту поклониться каждому; в ответ на это близкие родственники мужа дают «коримдик» (подарок «за погляд»). «Беташар» заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами.

Бие кысырамыс

После традиционного «беташар» к невесте подходит свекровь (ене), целует свою сноху и высказывает ей самые наилучшие пожелания; затем подает присутствующим женщинам белую ткань. Женщины делят между собой ткань поровну и дома обвязывают этой тканью «саба» — сосуд (бурдюк) для взбалтывания и хранения кумыса и шубата. Буквальное значение обяда «Бие кысырамас» — пусть кобыла не останется яловой, даст приплод. Вместе с тем этот обычай несет в себе еще и глубокий смысл.

Жолдык

Жолдык (обряд). В первую брачную ночь жена старшего брата (женге) готовит постель для молодоженов, в шутливой форме дает советы для первой брачной ночи и желает счастья молодым. Такую миссию поручают примерной, уважаемой, воспитанной, многодетной снохе. Очень важно, чтобы у молодоженов эта ночь была незабываемой. Выполнив свои обязанности, сноха с нетерпением ждет, когда проснутся молодые, чтобы попросить у них подарок. Жених должен отблагодарить сноху сполна и встретить первое утро совместной жизни с улыбкой. «Жолдык» особый обряд, поэтому и подарок для женге должен быть ценным.

Отау котеру

Создание нового очага. У казахского народа есть понятие «отау котеру», что означает женитьбу, создание новой семьи. По обычаю родители как для сына, так и для дочери, готовят дом. В приданое девушки «жасау» входит юрта – «отау». Новый дом должен принести счастье молодой семье, поэтому юрту украшали, старались, чтобы в ней было уютно. В этом принимали участие родные и близкие, родственники со стороны матери (нагашы), соседи. Аулчане принимают активное участие в интересном и обязательном обряде «отау котеру». Шанырак (купол юрты) поднимают, обвязав бакан (шест) белой тканью. Шанырак поручают поднимать уважаемому человеку. Первым входят в отау почитаемые женщины, вливают масло в огонь очага, порог и косяки двери обмазывают маслом. Накрывается первый дастархан с богатым угощением. Входящие в отау осыпают все вокруг «шашу», высказывают свои пожелания молодым. Родные и близкие приносят «коримдик» за отау, дарят скот, ценные подарки.

Куттык

Куттык (от слова куттыктау — поздравлять). После свадьбы и проводов сватов взрослые девушки из аула жигита приходят в дом свекра с поздравлениями специальными угощениями и просят «куттык», то есть украшения, кольца, серьги и симпатичные предметы домашнего обихода. Иногда специально приезжали поздравить издалека. Приезжих обязательно одаривали дорогими вещами, одеждой, а то и скотом. Конечно, богатые подарки поздравляющим могли делать только состоятельные люди. Но в любом случае этот обычай – показатель щедрости казахов.

Уй корсету

Знакомство невесты с родственниками мужа. После свадьбы родственники мужа и соседи по очереди приглашают невестку к себе в гости для знакомства и сближения, чтобы она быстрее адаптировалась на новом месте. Невестка на такое приглашение идет не с пустыми руками. В этом случае по обычаю полагается «илу» (от глагола – «вешать»). Свекровь должна определить размеры подарка в соответствии со своим положением и возможностями. При знакомстве хозяева испытывают молодую невестку (характер, манеры поведения) насколько она воспитана и учтива. Об этом должны помнить все девушки, так как этот обычай существует и в наше время.

Есик-ашар

Зять вместе с молодой женой и близкими друзьями в назначенное время едут навестить родителей жены – тестя и тещу. Первый визит зятя в дом родителей жены называется «есик ашар» (есик – дверь, ашар — открывать). В этот день зятя в первый раз видят после свадебного тоя. Зять привозит положенные по обычаю подарки, соблюдает все приличия и проходит испытания: терпит колкости со стороны снох, однако, и сам не молчит. Для жителей аула, любящих праздники, смех и веселье, приезд зятя является веселым развлечением.

Онир салу

Наряду с обычаями «уй корсету», «есик ашар» или «отка шакыру» (приглашение на огонек) исполняется еще один обычай «каде» по отношению к молодой невестке – «салу». Обряд исполняется женщинами почтенного возраста. Они осыпают келин (невестку) «шашу», вручают ей свои подарки. Обычно это «онир» — одежда и предметы хозяйственного обихода.

«Онир салу» — проявление заботы и уважения к молодоженам и способ оказать небольшую материальную помощь.

Илу

Илу (букв. вешать). Когда молодую невестку приглашают для знакомства родственники мужа, она по традиции в знак признательности дарит им ковер, украшения или отрез на платье, прислушиваясь к советам свекрови. Невестка поклонившись, проходит в дом и у порога вешает принесенный «илу». Зять тоже оставляет «илу» в доме родственников своей жены.

Казахская свадьба: традиции и обычаи

Казахская свадьба является особенным событием в жизни молодой пары и их родни. Потому родители договаривались о свадьбе задолго до взросления детей и уделяли много внимания подготовке парня в роли мужа и девушки в роли жены.

Весь процесс соединения двух семей, а именно так представляли свадьбу казахи, проводился в течение нескольких дней и состоял из таких этапов:

  • Предварительный сговор и сватовство.
  • Знакомство будущих супругов.
  • Свадьба в доме новобрачной.
  • Праздник в доме мужа.

Каждый из этих этапов имел свои особенности, уникальные казахские свадебные традиции и обычаи, о которых вам расскажет портал Свадебка.ws.

Предварительный сговор и сватовство

Пару своему ребенку родители выбирали задолго до самой свадьбы, подбирая самую лучшую жену/мужа из числа «хороших» семей. Таковыми считались семьи без наследственных заболеваний, знатные и богатые, с хорошей репутацией и т.п. Причем, искать невесту для сына родители могли еще тогда, когда она не родилась, а была в утробе матери. Также существовал обычай сватовства с колыбели, когда подбирали пару малышам, возраст которых еще не достигал года.

Выбор второй половинки в Казахстане ограничивался жесткими рамками: женщина не должна быть старше своего будущего мужа на 8 лет, а мужчина жену – на 25 лет. Иначе пара не получала разрешение на брак. Искали себе пару чаще всего в своем селе, поближе к дому. Это сейчас регистрация брака с иностранцем является обычным делом, в то время подобные союзы были запрещены.

Кроме предварительного сговора в Казахстане существовал такой интересный обычай, как смотрины, во время которого джигиты (дети знатных родителей) выбирали себе невесту из числа присутствующих. Весь этот процесс сопровождался состязаниями в различных видах искусства, где парни показывали, на что они способны.

Обряд сватовства заканчивался тем, что в дом невесты приходил сват, который окончательно договаривался с отцом невесты о заключении брака, а затем приезжала семья жениха, чтобы договориться о дате свадьбы, количестве калыма и т.п. В знак обоюдного согласия семьи обменивались подарками.

Знакомство будущих супругов

После сватовства и уплаты калыма жених мог тайком навещать невесту. После первой ночи, когда молодые встретились, устраивали гуляния, а молодая дарила жениху свой платок в знак девственности, а его сестрам и братьям – дорогие подарки.

Свадьба в доме новобрачной

По казахским традициям сама свадьба начиналась с приезда жениха в дом невесты. Надевался молодой ярко и эффектно, чтобы его сразу могли узнать из толпы джигитов: на голове красовался головной убор с перьями филина, на ногах – сапоги на высоких каблуках, а на плечах – национальный чапан (сейчас казахские женихи ограничиваются только эффектным чапаном). Жених должен был выполнить ряд заданий, как и на старорусской свадьбе. Если же у него что-то не получалось, приходилось платить штраф.

Созданию красивого образа невесты также придавали особое значение: на ее голову надевали казахский головной убор (саукеле) с уникальным покрывалом (желек) наверх свадебного платья. Эти элементы были самыми дорогими в образе новобрачной! На сборах невесты присутствовало много людей, в том числе сваты, которые проверяли ее приданое.

Согласно казахским свадебным традициям, приезжая за невестой, жених привозил своеобразный выкуп: скот для пира, дорогие ткани, сахар, фрукты и т.п. Авторитет зятя напрямую зависел от количества привезенного.

На данном этапе торжества устраивали разные соревнования и игры: борьба, скачки, единоборство всадников и т.п. Также пели хоровые песни, поздравляя молодоженов. Многие гости старались заранее подобрать красивые тосты, чтобы оригинально поздравить молодых.

Накануне отъезда невеста с подругой или старшим братом жениха обходила своих родственников, прощаясь с ними, они же в свою очередь преподносили подарки на память, а невеста пела им свадебную песню. Увозили девушку рано на восходе, на прощание она также пела традиционную песню своим родителям и родственникам. По пути к аулу мужа свадебный караван могли встретить жители села, попросив угощений у будущих супругов.

Праздник в доме мужа

По старинной традиции на свадьбе у казахов невесту не подвозили прямо к дому жениха, а останавливали караван заранее. Ее встречали молодые девушки и провожали в дом жениха, прикрывая большим платком; там сажали за ширму, т.к. до официального представления невесты никто не должен был видеть ее лица. При этом порог обязательно надо было переступить правой ногой. Во время этого невесту осыпали конфетами и монетами.

После того, как все приглашенные гости были в сборе, невесту выводили из-за ширмы, представляя родственникам жениха. Невеста кланялась каждому члену семьи, получая от него подарок.

Свекровь подходила к невестке и желала ей счастья и здоровья, а в конце пира – снимала саукеле и надевала ей платок. Это означало, что теперь девушка входит в список замужних женщин.

На следующий день проводился сам обряд бракосочетания в мечети, где согласно традициям казахской свадьбы молодые пили воду из священной пиалы. После чего брак считался официально заключенным.

Первая брачная ночь у казахов

Перед первой брачной ночью постель супругов застилала сестра мужа, которая с нетерпением ждала утра, ведь у казахов существовал обычай одаривать подарками сноху после соединения тел супругов.

После проведения всех свадебных обрядов родители жениха и невесты устраивали пир для всех снох, а родственники жениха по очереди приглашали в гости невесту, чтобы она быстрее адаптировались в новой семье. А вот дом своих родителей по старинной традиции невеста не могла посещать целый год, жених же на следующий день после окончания многодневной казахской свадьбы приезжал в ее дом для того, чтобы отблагодарить родителей и вручить им подарки. На этом и заканчивалась грандиозная свадьба!