Обычаи и традиции кабардинцев и балкарцев презентация

Презентация «Обычаи и традиции Адыгов»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Проект «Обычаи и традиции в Адыгее» Проект подготовила Аташукова Анжелика.

Адыги – один из коренных народов Северного Кавказа. На территории современной Адыгеи они живут уже несколько тысячелетий, являясь прямыми потомками древнейшего населения этих мест. Родину покидают неохотно: подавляющее большинство адыгов (чуть больше 95 тыс. человек из 125 тыс.) живет в Адыгее, еще чуть больше 20 тыс. – на территории соседнего Краснодарского края. И только несколько тысяч человек переселились в Турцию и на Ближний Восток. Впрочем, адыги хранят верность не только земле предков, но и традициям, соблюдение которых – одно из требований к достойному человеку.

Древними адыгами восхищались их соседи за военную доблесть, искусство верховой езды и красивую одежду. Они увлекались верховой ездой и держали лучшие породы лошадей. Для них не составляло труда на полном скаку вскочить на лошадь или соскочить с нее, подобрать кольцо или монету с земли. Черкесы были также чрезвычайно искусны в стрельбе из лука по мишеням. До сегодняшнего дня наши мужчины, молодые и старые, неравнодушны к оружию. Тот, кому достанется хорошая сабля или ружье, считает себя счастливым. Говорят, наши деды верили, что умение обращаться с оружием было среди первых обязанностей мужчины и что ношение оружия вырабатывало у человека отличную осанку, грацию в движениях и скорость в беге.

Главные черты характера адыгов, которыми они славились и за пределами своей земли, – храбрость и воинское умение. Их в юных черкесах воспитывали с детства. Над колыбелью новорожденного мальчика бабушка пела песни о том, каким смелым и ловким он будет. Подросшего малыша сажали на коня, учили метать нож, управляться с кинжалом, потом стрелять из лука.

Женщины носили длинное одеяние из хлопка или кисеи и короткое шелковое платье, которое называлось «бешмет», а также и другую одежду. Голову невесты украшала вышитая шапочка, отороченная мехом; она носила эту шапочку до рождения своего первого ребенка. Снять ее имел право только дядя ее мужа, дядя с отцовской стороны, но только при условии, что он одаривал новорожденного щедрыми подарками, включая деньги и скот, после чего мать ребенка снимала шапочку и повязывала голову шелковым платком. Пожилые женщины покрывали головы белыми хлопчатобумажными платками.

Одежда мужчин была похожа на наш современный наряд, который называется «черкеска», на голове мужчины носили «келпак» из мягкого меха и башлык, а на плечах «бурку» из войлока. Они также носили длинные и короткие сапоги, мех, сандалии и плотную хлопчатобумажную одежду.

На национальных праздниках молодые люди соревновались в езде, так как они очень любили спорт, особенно борьбу и верховую езду. Их любимым развлечением была игра, в которой участвуют всадник и пешие. Последние, вооруженные палками и кнутами, становились в круг, а всадник должен был напасть на них и прорваться внутрь круга. Пешие же мешали ему сделать это, нанося тяжелые удары. Это продолжалось до тех пор, пока какая-либо из сторон не добивалась успеха.

Свадебные церемонии проходили согласно особым правилам и обрядам. Они продолжались несколько дней и дорого стоили. Но подарки, преподнесенные жениху его родственниками и друзьями, несколько облегчали его затраты.

С самых ранних времен адыги имели обыкновение строить прямоугольные дома. Обычно четыре семьи получали квадратный участок земли, с тем чтобы построить на нем четыре дома, по одному в каждом углу.

Номер материала: ДБ-1506361

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

prezentatsiya.obychai_i_traditsii_adygov (1).ppt — Презентация ко дню адыгов. (3 Кл)

Численность и расселение кабардинцев

Численность и расселение кабардинцев
• Общая численность в России — 520 тыс. человек , из них в
Кабардино­Балкарии — 499 тыс., что составляет 55 % населения
республики.
• Живут также в Турции, Сирии, Иордании, в странах Европы,
Африки и Америки, где являются потомками вынужденных
переселенцев, покинувших Кавказ в ходе Русско­Черкесской войны
1763—1864 гг. Черкесская диаспора насчитывает от 5 до 7 млн
человек.

Символы Кабардино­Балкарии
Кабардино­Балкарии
90­летие государственности Кабардино­Балкарской Республики мы отметили
1.09.11г.
Истинное содержание Дня государственности заключается в умении жить в
дружбе, согласии и взаимоуважении, не забывая о традициях своего народа.
Флаг адыгов
Герб
Флаг
Эльбрус –седьмое чудо
России.
«Гора счастья» — гордость
жителей КБР

Традиционная одежда кабардинцев
Традиционная одежда кабардинцев
Кабардинский мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаху,
сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда — бурка, овчинная шуба. Комплекс мужской одежды
сложившийся в Кабарде в период её политического расцвета 16­18 вв. был перенят] аристократией многих соседних
народов Северного и Южного Кавказа, а также казаками Терека и Кубани.
Кабардинская женская одежда включала в себя шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное
платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

Традиционные занятия кабардинцев
Пашенное земледелие, садоводство и отгонное скотоводство. Скотоводство представлено главным образом
коневодством, всемирную известность получила кабардинская порода лошадей. Так же кабардинцы
разводили крупный, мелкий рогатый скот и домашнюю птицу. Развиты были промыслы и ремесла:
мужские — кузнечное, оружейное, ювелирное, женские — сукновальное, войлочное, золотошвейное.

Традиционная пища
Кабардинская кухня
Традиционная пища кабардинцев — варёная и
жареная баранина, говядина, индюшатина,
курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог.
Распространена сушёная и копчёная баранина, из
которой делается шашлык. К мясным блюдам
подаётся паста (круто сваренная пшённая каша).
Традиционный праздничный напиток с умеренным
содержанием алкоголя — махсыма, изготовляется
из пшённой муки с солодом.

О Б Р А З О В А Н И Е

О Б Р А З О В А Н И Е
• В январе 1851 г. в Нальчике открылась кабардинская школа с
контингентом в 25 человек. Там учились и кабардинцы, и балкарцы, и
русские, и осетины. Она просуществовала всего 10 лет, но сыграла
определенную роль в приобщении горцев к развитию просвещения,
содействовало формированию национальной интеллегенции. В 1906 г. в
Кабарде было 38 школ. В 1923 году а Нальчике был открыт
педагогический техникум , а потом в 1957 году и КБГУ. Это был первый
университет на Северном­Кавказе.

Они в горах живут высоко,
С времен Пророка ли, Бог
весть.
А выше всех вершин
Востока
Р. Гамзатов
Считают собственную
Эти строки дагестанский поэт
честь!
посвятил людям преклонного возраста.
Старшим по возрасту уделяется
особое внимание у всех кавказских
народов, не исключение и
кабардинский народ.

Национальные
танцы
«Удж
хэш»
«Лезгинка»
«Къафэ»
«УЖД»

Религия
Религия
Древняя религия Черкесов (Адыгов) представляет собой монотеизм (единобожие) со
стройной системой поклонения Единому Богу — Великому ТХА (ТХЬЭ, ТХЬЭШХО).
ТХА не вмешивается в повседневную жизнь человека. Он — творец Законов Вселенной.
Большинство адыгов исповедуют ИСЛАМ.
Мусульманская мечеть в г. Нальчике

Семейно бытовые обряды адыгов
Семейно бытовые обряды адыгов
Адыгские семейно-
бытовые обряды условно
можно подразделить на:
• обряды детского цикла;
•свадебные обряды ;
• обряды, связанные с
печальными событиями в
жизни семьи.
В связи с этим
адыги говорили: «Люди ради
человека собираются три раза:
когда рождается, когда
обзаводится семьёй и когда
уходит в мир иной».

И в самом деле,
согласно адыгэ хабзэ, каждое
из этих событий отмечают
торжественно.

Адыгэ хабзэ – это народное, коллективное творение. Его
объектом является вся бытовая жизнь адыгов в деталях. В наше
время адыгэ хабзэ следует каждый уважающий себя адыг, стремясь
соблюсти все его нормы и правила.
Семейная обрядовая поэзия адыгов богата обычаями и
традициями. К сожалению, часть из них на сегодняшний день
утрачена. Но, как мне кажется, в скором времени возродятся
забытые традиции адыгов, а также появятся новые. Ведь в этих
традициях – наша история. И в наших силах её сохранить.

Презентация по Адыгейскому языку на тему «Традиции адыгов» (6 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация на тему: «Традиции и обычаи адыгов» МБОУ «СШ №15 Учитель адыгейского языка Ачмиз Эмма Казбековна

Республика Адыгея 25 лет — все только начинается.

Адыгея -Родина моя ! Уголок страны привольной нашей, Глянешь-вся в цвету твоя земля, Кажется,что нет на свете краше.

Краткий обзор истории современной Адыгеи -27 июля 1922 была образована Черкесская(Адыгейская)автономная область,с центром в Краснодаре -С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года-Адыгейская (Черкесская )автономная область. -Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года в составе Северо-Кавказского края. -Затем до 13 сентября 1937 года Азово-Черноморского края,затем- в составе Краснодарского края. -10 апреля 1936 года центр перенесен в г.Майкоп, который также включен в состав Адыгеи. -28 апреля 1962 года присоединен Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края. -5 октября 1990 года Президент РФ подписал указ о преобразовании АО в Республику Адыгея. -С 24 марта 1992 года- Республика Адыгея.

Президенты Республики Адыгея Джаримов А.А. Совмен Х.М. Тхакушинов А.К.

Адыгея – это удивительный край, где воедино переплелись неповторимая природная красота, легенды седой старины и яркая колоритная культура.

Обычаи адыгов Почитание старших. Старинная черкесская пословица гласит: «Кто не уважает старшего, тот сам в старости не получит уважения». Значение этой пословицы было просто для понимания. Черкесы никогда не считались с мнением тех людей, которые не уважали пожилого человека.

Обычаи адыгов К мнению старшего человека следовало прислушиваться всегда и во всем. Считалось, что очень повезло той семье, где жил старый и мудрый человек, так как с его присутствием в доме всегда царил мир, взаимопонимание и воспитание.

Обычаи адыгов Куначество- дружба между представителями разных племен и народов Куначество старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным отношениям, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и защиту.

Гостеприимство Обычай гостеприимства распространяется на всех адыгов, независимо от их состояния. Долг каждого адыга пригласить к себе в дом тех, кто, возможно, нуждается в пище и ночлеге. Правом гостеприимства пользуются стар и млад, богатый и бедный, мужчина и женщина, враг и друг

Гостеприимство Для гостей отводили специальную комнату, которая называлась кунацкой, или даже строили целый дом. Любой человек обязан был предоставить гостю сытный стол, хороший огонь. Угощали гостя вкусной и разнообразной пищей. Будучи хлебосольными, адыги недоброжелательно воспринимали отказ гостя от пищи. Это могло их обидеть. На человека, отведавшего их хлеб-соль, они смотрели как на своего, родного, близкого человека и оказывали ему всяческую помощь.

Национальная одежда адыгов

Национальная одежда адыгов Живописной была одежда адыгов. Женщины носили длинные, до пят — платья и шаровары. Платье украшалось золотым или иным шитьем и затягивалось на талии красивым поясом. Женская одежда создавалась таким образом, чтобы подчеркнуть стройность и достоинство фигуры.

Национальная одежда адыгов Еще более экзотичен был мужской костюм. Верхнюю его часть составляли штаны, бешмет (полукафтан типа рубахи), черкеска (узкий длинный кафтан, без ворота и с вырезом на груди), башлык (суконный капюшон с большими концами), бурка, папаха. На черкеске по обеим сторонам груди пришивались гнезда для патронов, которые помещались в специальных гильзах (газырях). Знатные адыги носили белые черкески, остальные – черные.

Народный адыгейский танец Адыгейские танцы – часть культуры народов Кавказа, оставшаяся практически нетронутой и дошедшая до наших дней в своем неизменном виде.

Народный адыгейский танец

Народный адыгейский танец У адыгов много танцев, которые требуют мастерства и совершенства. Среди них исламей, кафа, удж, лезгинка, хешт, зафак, которые одновременно чинны и красивы. Большие танцевальные вечера проходили на открытом воздухе, где появлялись и всадники, которые пытались помешать танцам, и тогда им давали простые подарки: шелковые флаги и платки, шкуру овцы и мех. Всадники удалялись и устраивали соревнования, на которых эти вещи разыгрывались как призы.

Народный адыгейский танец Известно, что танец отражает душу народа, и это особенно чувствовалось при исполнении горских народных танцев, то спокойных и величавых, как снежные вершины кавказских гор, то стремительных и искрометных, как бурные горные реки

Традиции адыгов Свадебные церемонии проходили согласно особым правилам и обрядам. Они продолжались несколько дней и дорого стоили. Но подарки, преподнесенные жениху его родственниками и друзьями, несколько облегчали его затраты.

Традиции адыгов Музыка занимала важнейшее место на национальных праздниках, свадьбах или торжествах по поводу рождения ребенка. Среди черкесов были популярны такие музыкальные инструменты, как арфа, гитара и флейта, но впоследствии они были вытеснены гармоникой.

Традиции адыгов Большой популярностью у адыгов пользовались исторические, свадебные, колыбельные песни, которые сочиняли народные поэты и музыканты.

Культура Адыгеи является связующей нитью между прошлым и будущим, обогащает каждого человека, приобщая его своим корням, истокам, пробуждая любовь к себе и ближнему, воспитывая взаимоуважение и терпимость.

Спасибо за внимание

Номер материала: ДБ-1108186

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

КАБАРДИНЦЫ и БАЛКАРЦЫ чтут народные традиции

    Людмила Станкевич 2 лет назад Просмотров:

1 КАБАРДИНЦЫ и БАЛКАРЦЫ чтут народные традиции Родной язык, ничем незаменимый, Он дорог всем. Все отразилось в нем: Земля и небо, осени и зимы. Понятен вздох на языке родном. Т. Зумакулова У подножия величайшей вершины Большого Кавказского хребта Эльбруса располагается Кабардино-Балкарская автономная Республика Российской Федерации, население свыше 688 тыс. человек. Из них кабардинцев 304 тыс., балкарцев 60 тыс. Стилизованное изображение вершины на национальном флаге республики как символ Родины, величия духа народа. Небольшие диаспоры кабардинцев и балкарцев проживают в Кыргызстане, Казахстане, Турции, Сирии и некоторых других странах. История кабардинцев и балкарцев. Земли на северном склоне Большого Кавказского хребта были заселены в XIII XV вв. кабардинцами и балкарцами, разместившимися, в основном, в ее горных и предгорных районах в верховьях рек Хазнидон, Черек- Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы), Чегем (чегемцы), Баксан (баксанцы или в прошлом урусбиевцы) и Малка. Балкарцы относятся к кавкасионскому антропологическому типу европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке половецко-кыпчакской группы тюркской семьи. Диалектные различия незначительны. Кабардинцы (адыги) говорят на кабардино-черкесском языке, относящемуся к абхазо-адыгской группе кавказских языков. Письменность возникла только в середине XIX века. Балкарский народ сформировался на территории Центрального Кавказа в результате длительного исторического развития трех основополагающих этнических компонентов: потомков древнейшего автохтонно-кавказского населения медно-каменного, бронзового и раннежелезного веков IV I тыс. до н. э. (особенно племен кобанской культуры XII IV вв. до н. э.); аланасов или овсов (II I вв. до н. э. XIII в. н. э); булгар (I тыс. н. э.) и половцевкыпчаков и куманов (XI XIV вв.). Новейшая история кабардинцев и балкарцев драматична и

Читайте так же:  Керастаз ритуал отзывы

2 тесно связана с завоеванием Кавказа царской Россией. В русских документах наиболее ранние упоминания балкарцев встречаются в 1629 г. В среде балкарцев сохраняется и этноним «алан» как повседневное обращение друг к другу. Издавна балкарцы имели разносторонние экономические, политические и культурные связи с соседями, особенно с кабардинцами, осетинами-дигорцами, сванами, грузинамирачинцами и др., поддерживают с ними родственные, аталыческие и куначеские отношения. В начале XVII в. стали устанавливаться торговые, дипломатические, экономические отношения с Россией. В состав России балкарцы официально вошли в 1827 г., когда делегация от всех их обществ подала прошение в Ставрополе о принятии в русское подданство с условием сохранения у них сословной структуры, древних обычаев (адата), шариатского суда, мусульманского вероисповедания. Этот акт, ставший началом крутого поворота в историческом развитии балкарцев, существенно расширил и обогатил их взаимосвязи с внешним миром. Они стали возвращать своих аманатов (заложников) в русские крепости, служили в царской армии, участвовали в русско-турецкой ( гг.), русско-японской ( гг.) и Первой мировой ( гг.) войнах, в революционном движении и 1917 годов. Впервые единым государственным образованием кабардинцы и балкарцы выступили в 1918 г., когда в Пятигорске была провозглашена победа Советской власти на северном Кавказе и образование Терской народной республики в составе РСФСР. Делегаты Кабарды и Балкарии выступили единой фракцией на учредительной конференции. В 1922 г. была образована Кабардино- Балкарская автономная область, в 1936 г. она была преобразована в автономную республику (КБАССР) в составе РСФСР. Республика достигла значительных успехов в экономике, культуре, народном образовании. Однако преступные перегибы в коллективизации вызвали упорное сопротивление крестьян (выступление в Чегемском ущелье в 1930 г.). Непоправимый урон причинили массовые репрессии, которые начались в конце х гг. по отношению к крестьянству в связи с коллективизацией. Были арестованы и уничтожены в застенках ГУЛАГА многие авторитетные партийные и советские работники, среди которых Х. Зокаев, К. Ульбашев, К. Чеченов,

3 талантливые писатели А. Ульбашев, Х. Теммоев, С. Отаров. В годы Великой Отечественной войны ( ) балкарцы подверглись беспрецедентному террору. В 1942 г. частями НКВД под предлогом борьбы с бандитизмом в Черекском ущелье были расстреляны сотни мирных жителей стариков, женщин, детей, сожжены несколько сел (Сауту, Глашево и др.). 8 марта 1944 г., по обвинению в пособничестве фашистским войскам, весь балкарский народ был принудительно депортирован из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию и Казахстан. Во время депортации от голода, холода и болезней погибли десятки тысяч переселенцев. В то же время, тысячи балкарцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны в составе 115й кабардино-балкарской кавалерийской дивизии, в партизанских отрядах Украины, в рядах антифашистского сопротивления Европы. Почти все они были награждены орденами и медалями за храбрость и мужество, хотя после геноцида балкарского народа в 1944 г. их явно ограничивали в получении офицерских званий и наград. На основании Указов Президиума Верховного Совета СССР гг. репрессии против балкарцев были признаны ошибочными и противозаконными. 28 марта 1957 г. сессия Верховного Совета Кабардинской АССР приняла Постановление о восстановлении государственности балкарцев и возвращении прежнего названия республики Кабардино-Балкария, а балкарцам было разрешено вернуться на прежнее место жительства Кавказ. Но многие семьи балкарцев остались жить и трудиться в Кыргызстане, ставшем для них второй Родиной. Они активно участвовали в развитии экономики, науки, культуры суверенной Кыргызской Республики. В гг. в Кыргызстане жил и трудился народный поэт Кабардино-Балкарии, лауреат Государственной премии СССР Кайсын Шуваевич Кулиев ( гг.). Прославили балкарский народ Мечиев Казим Беккиевич ( гг.) философ-гуманист, патриарх балкарской литературы, Уммаев Мухажир Магомедович ( гг.) боевой командир Герой Советского Союза и многие другие. Судьба кабардинцев не менее драматична. Кабардинцы страдали от опустошительных набегов крымских ханов, поэтому стали искать пути сближения с набиравшим силу Московским княжеством, вынужденным после похода крымчаков на Москву

4 (1521 г.) платить дань татарам. В процессе сближения Кабарды и Московского княжества большую роль сыграл валий Кабарды Темрюк Идаров, возглавивший коалицию прорусски ориентированных князей. В ноябре 1552 г. в Москву прибыло первое посольство представителей некоторых адыгских племен, что было как нельзя кстати для Ивана Грозного, планы которого были направлены на захват территории в низовьях Волги и выход к Каспийскому морю. Союз с Кабардой был выгоден Москве в ее борьбе с Крымским ханством. Уже в 1552 г. кабардинцы вместе с русскими войсками участвовали во взятии Казани. В 1556 г. адыги осуществили ряд смелых военных операций, в результате которых были захвачены османско-татарские военные базы Темрюк и Тамань. Эта акция адыгов во многом помогла россиянам покорить Астраханское ханство в том же году. В 1561 г. Иван Грозный заключил династический брак женился на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова Гошаней Темрюковне, которая после крещения взяла имя Мария. Темрюк, опираясь теперь на своего могущественного зятя, усилил власть не только по отношению к кабардинскому народу, но и к соседним горским народам: ингушам, осетинам и другим. В конце концов, сам крымский хан Давлет-Гирей в 1570 г. напал на Темрюка. В сражении на левом притоке Кубани князь Ахуже был смертельно ранен, а два его сына попали в плен. В период феодальной раздробленности XVI XVIII вв. Кабарда сегментировалась на ряд феодальных уделов, получивших в русских источниках название Большая Кабарда и Малая Кабарда. В 1708 г. кабардинцы разбили в Канжальской битве войска крымцев. В 1722 г. во время персидского похода Петра I кабардинцы, несмотря на угрозы крымского хана, стояли на стороне России, которая усердно заботилась о сохранении дружественных отношений с кабардинцами, которые держали в зависимости все соседние горские племена: ингушей, осетин, абазинцев, горских татар. В 1739 г. по Белградскому мирному договору Россия объявила Кабарду свободной (вольной, независимой) страной и должна была служить буфером между Россией и Турцией. В 1763 г. Российская империя начала строительство в Большой Кабарде крепости Моздок; кабардинское посольство, принятое императрицей Екатериной II в 1764 г., требовало прекратить строительство крепости, но получило отказ. Это привело к войне России с Черкесией, длившейся в общей сложности около 101 года, в результате которой территория

5 Черкесии вошла в состав Российской империи. Кабардинцы продолжали отчаянно сопротивляться русским войскам даже после завоевания Кабарды, они организовали в Закубанье Хажретову Кабарду (Беглую Кабарду) и продолжали сопротивление до 1864 г. После поражения в Русско-Кавказской войне (1864 г.), большая часть адыгов, в том числе кабардинцы, не пожелала подчиниться российской администрации и переселилась в Османскую империю. Кабарда, после включения в состав Российской империи, вошла в Нальчикский округ Терской области, а в титуле российских императоров появилась строка: «Государь Кабардинской земли». Балкарцы и кабардинцы Кыргызстана. В 1944 г. в связи с депортацией из родного края кабардинцы и балкарцы оказались в Кыргызстане. Схожие с Кавказом климатические условия и языковое сходство способствовали их сближению с кыргызами, более тесному контакту с местным населением помогло быстро приспособиться к жизни в новых условиях. В настоящее время в Кыргызстане проживает около 1,5 тысяч балкарцев и кабардинцев. Местами их компактного проживания являются: села Новопокровка, Дмитриевка, Ленинское Иссык- Атинского района, Иссык-Кульская область, г. Бишкек. Двадцать лет работает судьей Свердловского района г. Бишкека Ж.Х. Байсулова, кафедру Кыргызско-Российского Славянского университета возглавляет кандидат экономических наук К.М. Мичукова, директором международного Образовательного центра в городе Кант работает заслуженная учительница Кыргызской Республики М.К. Бабаева, много лет директором школы 2 в Иссык-Атинском р-не трудится заслуженный учитель КР Л.Б. Жеттеева, 4-ю поликлинику в г. Бишкеке возглавляет главврач, кандидат медицинских наук Т.Х. Теппеева, председателем поселкового кенеша трудится Н.М. Акаев. Прекрасные стихи посвятила Кыргызстану балкарская поэтесса Джаухар Биттирова. Через поэзию она стремится выразить свое видение мира, свои чувства и переживания. Ее стихи искренни, в них неподдельный интерес к жизни, ко всему, что окружает человека. А затем по железной дороге До Киргизии долго везли, Чтоб подальше с родного порога, Чтоб вернуться назад не смогли.

6 Я иду по горам Алатау, Где Разбитое Сердце скала. Джеты-Огуз ущелье чудес. Этот край я душой приняла. Яркой звездой заблистала на кыргызском небосклоне дочь балкарского народа, поэтесса Танзиля Зумакулова. Ее творчество окрашено в драматичные тона. Она думающий и нежный поэт. Своим добрым словом проникает в сердце человека. Поэтесса славит любовь и уважение к добрым отцовским заветам, ненавидит темные пережитки, жестокие предрассудки прошлого. В поэме «Чужбина» она взволнованно и горячо раскрывает красоту любви человека к своему родному краю. Киргизия, земля моя, Ты приняла меня как дочку. Здесь первый сноп связала я И первую сложила строчку. Тебя я славлю всю, как есть От имени юнцов и старцев, От имени рожденных здесь И погребенных здесь балкарцев. Традиции и обычаи. Семья преимущественно малая, браки экзогамны. Обязательно соблюдались сословные ограничения. В семейной жизни характерны патриархальные традиции, различные запреты избегания. Были распространены древние обычаи: гостеприимства, куначества, побратимства, аталычества, а также кровной мести. Процесс исламизации балкарцев начался в XVII в., однако еще в XIX в. их верования представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских языческих традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья, камни, божествпокровителей. В настоящее время абсолютное большинство балкарцев мусульмане-сунниты. Традиционные занятия кабардинцев пашенное земледелие, садоводство и отгонное скотоводство. Скотоводство представлено главным образом коневодством, всемирную известность получила кабардинская порода лошадей. Также кабардинцы разводили

7 крупный, мелкий рогатый скот и домашнюю птицу. Развиты были промыслы и ремесла: мужские кузнечное, оружейное, ювелирное, женские сукновальное, войлочное, золотошвейное. У кабардинцев всегда высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуальный, даже сакральный характер, а также куначество. В высших сословиях было широко распространено аталычество (аксакальство). Большое внимание уделялось «адыгэхабзэ» совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Национальная кухня. Основа питания балкарцев мясомолочная и растительная пища. Традиционные блюда вареное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира (жерме), заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), йогурт (жуўурт айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепешки (гыржын) и жареные или выпеченные пироги (хычын) с разнообразной начинкой, супы на мясном бульоне (шорпа), среди лакомств различные варианты халвы. Напитки: молочные кефир и айран; праздничные буза и пиво (сыра); повседневные чай из кавказского рододендрона. Традиционная пища кабардинцев вареная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушеная и копченая баранина, из которой делают шашлык. К мясным блюдам подается паста (круто сваренная пшенная каша). Традиционный праздничный напиток с умеренным содержанием алкоголя махсыма изготавливается из пшенной муки с солодом. Общественное объединение кабардинцев и балкарцев «Минги-Тау». 8 июня 2001 г. в Министерстве юстиции КР зарегистрировано общественное объединение кабардинцев и балканцев «Минги-Тау» («Большая гора»). Возглавил объединение Султан Давудович Миссиров строитель по специальности, более 30 лет проработал в ПМК МВД, пройдя путь от мастера до начальника ПМК. Объединение «Минги-Тау» оказывает помощь пенсионерам и детям в виде продуктов питания, одежды и обуви. Спонсорскую помощь объединению длительное время оказывал председатель колхоза им. Калинина Кантского р-на Хусейн Солтанович Атабиев. С 2012 г. ОО «Минги-Тау» возглавляет Башир Магаметович Акаев. Кабардинцы и балкарцы активно участвуют в жизни

8 Кыргызстана, Ассамблеи народа Кыргызстана. Всеобщей популярностью пользуется Народный самодеятельный коллектив танца «Къууанч» («Радость»), художественный руководитель Назби Бапинаев. С момента создания в 2001 г. ансамбль подготовил более 40 концертных программ, участвовал в свыше 300 концертных выступлениях на лучших сценических площадках страны. В 2007 г. за высокое исполнительское мастерство, возрождение традиционной культуры кавказских народов на кыргызской земле, активное содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами Кыргызстана, ансамбль «Къууанч» был удостоен почетного звания Народного. Этот самобытный творческий коллектив инициатор проведения ежегодного танцевального фестиваля «Лезгинка танец длиною в жизнь», участник многих концертных программ, среди которых лекция-концерт, посвященная музыкальной культуре народов Кавказа из цикла «Музыка душа народа», проводимого совместно фондом «Инициатива Розы Отунбаевой» и Ассамблеей народа Кыргызстана. Кабардинский и балкарский народы, попавшие в жернова сталинского молоха насилия, пережили трагедию выселения, разлуку с Родиной. Но, несмотря на огромные людские потери, они сумели воссоздать себя и обогатить национальную культуру. Это и есть подвиг. Это сама жизнь.

Смелые, как в песне

Традиции и обычаи адыгов

Адыги – один из коренных народов Северного Кавказа. На территории современной Адыгеи они живут уже несколько тысячелетий, являясь прямыми потомками древнейшего населения этих мест. Родину покидают неохотно: подавляющее большинство адыгов (чуть больше 95 тыс. человек из 125 тыс.) живет в Адыгее, еще чуть больше 20 тыс. – на территории соседнего Краснодарского края. И только несколько тысяч человек переселились в Турцию и на Ближний Восток. Впрочем, адыги хранят верность не только земле предков, но и традициям, соблюдение которых – одно из требований к достойному человеку.

Как строилось общество у адыгов

В старину адыги делились на множество субэтнических групп. К ХХ веку эти различия практически стерлись, и теперь говорят о едином адыгском народе, иногда употребляя синоним «черкесы». Сами адыги называют себя «адыгэ». Одной из крупнейших групп внутри адыгов являются адыгейцы (наряду с кабардинцами или шапсугами).

При всей общности традиций и культуры племена адыгов в старину отличались по способу управления. Некоторым из них удалось ввести зачатки демократии и ограничить власть знати. В этих, так называемых демократических племенах, всем управляли выборные старейшины. А вот в племенах аристократических руководили князья. Однако общим было то, что жизнь адыгских племен основывалась на строгой сословной иерархии. Князья управляли, дворяне воевали, захватывая чужие земли и защищая свои, крестьяне и домашние рабы трудились. Мезальянсы не допускались: князь не мог жениться на простолюдинке.

Человек каждого сословия должен был исполнять предписанные ему правила. Например, у высокородных адыгов практиковалось аталычество: еще малышами княжеских детей отправляли в семью знатного человека. Там они воспитывались, знакомились со своими правами и обязанностями (кодекс правил поведения адыгов назывался «Хабза»). В доме своего отца юный князь появлялся только после достижения 16-летия, а дочь – почти перед замужеством. Правильное воспитание ценится у адыгов до сих пор. Человек должен быть культурным, нравственным, уважительным и храбрым. Для того, кто не умеет вести себя должным образом, у адыгов и сейчас сохранилась присказка: «Разве ты не адыгеец?».

Воспитание воинской доблести

Главные черты характера адыгов, которыми они славились и за пределами своей земли, – храбрость и воинское умение. Их в юных черкесах воспитывали с детства. Над колыбелью новорожденного мальчика бабушка пела песни о том, каким смелым и ловким он будет. Подросшего малыша сажали на коня, учили метать нож, управляться с кинжалом, потом стрелять из лука. Адыги были искусными наездниками и меткими стрелками. Того, кто проявил трусость в бою или страх перед смертью, подвергали унизительной процедуре: надевали грязную шапку, сажали на больную лошадь и в таком виде выводили напоказ. Смеяться над таким человеком не только не запрещалось, но и приветствовалось. Трус становился изгоем, отверженным.

Пожалуй, только своей смелостью настоящий адыг и мог привлекать к себе внимание. Скромность считалась достоинством. Адыги говорят: в центре внимания человек может быть только три раза в жизни — в момент появления на свет, в день свадьбы и в день смерти. Каждый из них сопровождается своими традициями и церемониями.

Читайте так же:  Моральные традиции культуры

Рождение ребенка: все по правилам

О том, что в доме появился ребенок, сигнализировал флаг, вывешенный на крышу дома. Пестрый флаг – знак рождения девочки, однотонный свидетельствовал о рождении сына. Пока малышу не исполнится год, во дворе его дома дедушка по отцу должен посадить дерево. Ухаживать за ним позже будет сам новый член семьи. Как растет это дерево, так и ребенок набирается разума и воспитания.

Все необходимое для ухода за малышом адыги готовят только после его рождения. Делать это заранее не принято. По традиции все постельные принадлежности приносят родственники со стороны матери. Считается, что спать на белье, которое подготовили родственники отца, — дурной знак (в будущем это принесет малышу несчастье в браке). А вот в колыбельку ребенка укладывает его бабушка по отцу.

Свадьба у адыгов: главное — желание

Удивительно, но именно в вопросе заключения брака строгие к соблюдению традиций адыги демонстрируют уважение к свободе и рациональность.

Девушке самой разрешается выбрать себе жениха по сердцу. Объяснение этому простое: семья должна быть крепкой и счастливой, разводы не приветствуются. А лучшая основа крепкой семьи – любовь и взаимоуважение.

Процесс выбора невесты или жениха может быть довольно продолжительным. Молодые парни и девушки приглядываются друг к другу на праздниках и гуляньях. Потом девушка отправляется домой и принимает молодых людей в своей комнате. Они знакомятся, разговаривают. При этом обладают довольно большой свободой: парень может посещать несколько девушек, а девушка может принимать нескольких парней. Сделав выбор, мужчина приходит к приглянувшейся ему и делает предложение. Если она согласна, назначается день свадьбы. Правда, и в этот день она может забрать назад свое слово – до тех пор, пока гости не вошли в ее дом. Обижаться на отказ не принято, ведь делается это в деликатной форме, без объяснения причин.

Как и у многих других кавказских народов, родители невесты и жених на свадьбе не присутствуют. Молодые находятся в разных домах, в компании своих друзей. Родственники жениха привозят в дом невесты некую символическую сумму – в знак уважения, а не как выкуп. В свою очередь, ее родители передают в новый дом дочери приданое. В доме новоиспеченного зятя родственникам невесты не полагается находиться долго, максимум – пару часов.

Вместе тем, адыгская свадьба веселая и радостная. Невесту обсыпают сладостями, зерном и монетами, а к дому она проходит по шелку. При входе в дом ее берут на руки: чтобы она случайно не наступила на порог, под которым живут души предков. Все дарят друг другу подарки. Есть и другие обычаи — шуточные.

Например, бабушка жениха уходит из дома: мол, новая молодая хозяйка выгонит меня из родных стен. Невеста, в свою очередь, уговаривает ее вернуться, дарит сладости и уверяет, что все будут уважать и любить бабушку. «Переговоры» заканчиваются объятьями и возвращением домой.

В адыгской семье женщина занимала довольно высокое место. Да, она подчинялась мужу беспрекословно, но ее не разрешалось бить и наказывать, она считалась хозяйкой в доме. И хотя еще с конца XVIII века адыги были мусульманами, многоженство у них не приветствовалось и было редкостью.

Как провожают в последний путь

Похоронные обряды также сложились довольно давно. Их основу составляют мусульманские обычаи. Над умершим читают молитвы и заворачивают в белую ткань, после похорон раздают близким его одежду. Однако есть в этих обрядах и старые, доисламские черты. Например, в первые три дня после похорон в доме умершего нельзя готовить: еду приносят соседи и родственники. В доме умершего завешивают зеркала, женщины его семьи надевают черное. И хотя ислам обычно предписывает не плакать над покойником, адыги эту рекомендацию не соблюдают. Дети на похороны не допускаются: их уводят из дома, в котором случилось несчастье.

Традиции в современности

Многие древние обычаи современные адыги чтут и сейчас. Не принято много есть, много говорить и выражать свои чувства на людях. Не зазорным считается попросить помощи у соседей и родных, которые обязаны прийти на выручку. Чтутся и традиции гостеприимства: гостю готовят лучшие блюда, отдают лучшее место и делают все, чтобы обеспечить его безопасность даже по дороге домой.

Обычаи и традиции кабардинцев и балкарцев презентация

Если обратиться к легендам и преданиям, которые дошли до нас с древнейших времен, то обнаружится, что адыги обладали многими добродетелями и исключительными качествами, включая рыцарство, чувство собственного достоинства, мудрость и интеллект. Они также славились своей храбростью и искусством верховой езды. Национальное воспитание облагораживало их души, закаляло их моральный дух и приучало переносить усталость и трудности войн и долгих путешествий. Сыновья черкесской знати были обязаны уметь занимать гостей, разводить лошадей, спать на открытом воздухе, где подушкой им служило седло. Они жили простой, поистине суровой жизнью, воздерживаясь от всякой чувствительнности. Благодаря такому воспитанию, они приобретали моральный иммунитет и стойкость и могли переносить суровые морозы и жару спокойно. В результате, они стали народом, который обладал лучшими человеческими качествами.

Наши деды славились своей стойкостью и упорством, но после того, как они подвергались нападениям таких диких народов, как монголы, татары, гунны, калмыки и другие, они утратили эти качества и вынуждены были оставлять свои земли и скрываться в горах и глубоких ущельях. Иногда им приходилось проводить месяцы или даже годы в пустынных местах, что в конце концов вело к их деградации. К тому же у них не было ни времени, ни необходимой спокойной обстановки, чтобы заниматься полезной мирной деятельностью и пользоваться плодами современной цивилизации.

Таково было их положение в мрачные годы, отмеченные тиранией и непрочностью положения. Борьба против варваров ослабила их и привела к тому, что были забыты их добродетели. Они прозябали в нищете, растратив все навыки в ремеслах, которым научились у греков, когда еще были христианами.

Древними адыгами восхищались их соседи за военную доблесть, искусство верховой езды и красивую одежду. Они увлекались верховой ездой и держали лучшие породы лошадей. Для них не составляло труда на полном скаку вскочить на лошадь или соскочить с нее, подобрать кольцо или монету с земли. Черкесы были также чрезвычайно искусны в стрельбе из лука по мишеням. До сегодняшнего дня наши мужчины, молодые и старые, неравнодушны к оружию. Тот, кому достанется хорошая сабля или ружье, считает себя счастливым. Говорят, наши деды верили, что умение обращаться с оружием было среди первых обязанностей мужчины и что ношение оружия вырабатывало у человека отличную осанку, грацию в движениях и скорость в беге.

Когда адыги собирались на войну, они выбирали из своих рядов предводителей и возлагали на них командование войском, согласно их традициям. В большинстве случаев они сражались верхом на лошадях и не имели какого-либо заранее разработанного плана, которому надо было следовать. Командир действовал экспромтом, согласно обстоятельствам и в зависимости от быстроты собственной реакции в решительные моменты. Это были способные, смелые люди, которые не боялись опасности.

Адыги славились не только воинской отвагой, они гордились своими личными качествами, своим оружием и мужеством. Всякий, кто выказывал трусость или робость, или страх смерти на поле битвы, подвергался всеобщему презрению, и к нему относились как к отверженному. В этом случае его заставляли одеть длинную грязную шапку, сажали верхом на прокаженную лошадь и выстав­ляли напоказ людям, которые встречали его злыми насмешками. Самые храбрые воины оспаривали право занимать передние линии позиций. Они внезапно нападали на своих врагов, рассеивая их и проникая в их ряды.

Помимо исключительной храбрости, черкесы обладали и другими боевыми качествами. Они отличались способностью сражаться на больших высотах в горах и на узких перешейках, маневренностью и скоростью в местах, где другие испытывали бы серьезные затруднения, а также умели выбрать позицию в глубоких ущельях и густых лесах.

В качестве оружия в те далекие времена в своих наступательных и оборонительных сражениях они использовали мечи, длинные копья, стрелы, дубинки, тяжелые доспехи, щиты и т. д. Тщеславие порождало отвагу, бесстрашие и готовность к риску, а их чрезвычайная уверенность в себе и чувство собственного достоинства давали им безграничную личную свободу. Тем не менее, они были скромны, далеки от похотливости и низменных желаний. Предметом их гордости были лишь отвага и военные победы. Судя по нашим традициям, можно заключить, что ложь и вероломство были чужды нашим праотцам. Они шли на любую жертву, чтобы сдержать клятвы, обещания и верность дружбе. В силу своей бесхитростности они придавали этим вещам столь важное значение, какое вряд ли где еще встретишь. Среди их добродетелей были и такие, как гостеприимство и чувство ответственности за жизнь и имущество гостя.

Эти благородные обычаи оставались неизменными, несмотря на бедствия и трудности, которые выпали на долю последующих поколений. Гость все так же считается священным, и принимают его все так же как почетного члена семьи. Хозяин должен встречать своего гостя с величайшим уважением и угощать его лучшими блюдами и напитками, а когда гость покидает дом, хозяин обязан сопровождать его и оберегать от беды. Кроме того, всякий был готов оказать помощь тем, кто в ней нуждался, ибо это считалось долгом каждого человека. Обращение за помощью к другим не считалось позором или унижением, взаимопомощь была обычным явлением в таких видах деятельности, как постройка домов и уборка урожая. Если какой-либо нуждающийся странник находил у них пристанище, то ему позволялось добыть деньги незаконны­ми путями, с тем чтобы он мог улучшить свое положение. Но такая терпимость продолжалась лишь короткий промежуток времени, после чего ему предлагали прекра­тить подобные поступки.

Адыги отличались также застенчивостью. После свадебной церемонии жених не вел невесту прямо к себе в дом, а оставлял ее на некоторое время в доме одного из своих друзей, который и провожал ее в дом мужа с многочисленными подарками. И когда она отправлялась в дом мужа, ее отец обычно посылал с ней доверенного человека, который возвращался к нему через год с соответствующими подарками. Голова невесты была покрыта тонкой вышитой вуалью, которую спустя положенное время, снимал человек, прозванный «тот, кто поднимает вуаль»: проделывал он это ловко и быстро с помощью острой стрелы.

Женщина имела в обществе прекрасное социальное положение, так как она была владелицей и хозяйкой дома, и хотя черкесы в конце 19 века приняли ислам, случаи полигамии и разводов были редки.

Несмотря на то, что муж имел право требовать полного послушания своей жены, не разрешал перечить себе и покидать дом без его разрешения, все же у нее были свои личные права, и она пользовалась безграничным уважени­ем мужа и сыновей. Благодаря взаимоуважению между ними, муж не имел права бить или ругать ее. При встрече с женщиной всадник обычно спешивался и почтительно следовал за ней, он должен был оказать ей помощь или услужить ей, если она в том нуждалась.

Женщина обычно воспитывала своих детей до шестилетнего возраста, после. чего они переходили в руки мужчин, которые обучали их искусству верховой езды и стрельбы из лука. Сначала ребенку давали нож, которым он учился поражать мишень, затем ему давали кинжал, потом лук и стрелы.

Когда умирал муж, жена, согласно обычаю, в течение сорока дней каждый день посещала его могилу и проводила там какое-то время. Этот обычай назывался «обычай сидеть у могилы», но впоследствии он был забыт.

Сыновья князей обычно сразу же после рождения отправлялись на воспитание в знатные дома, знатный человек, которому оказана была честь воспитывать сына своего князя и господина, считал, что ему повезло. В доме, где он воспитывался, сына князя все звали «кан», и он оставался там в течение семи лет. Когда ему исполнялось шестнадцать лет, его облачали в лучшие одежды, сажали на лучшего коня, давали лучшее оружие и возвращали в дом отца, в котором он до этого ни разу не бывал.

Возвращение молодого князя в отцовский дом было большим событием, сопряженным со многими формальностями и условностями, так как князь должен был одарить человека, воспитавшего его сына. Он посылал ему слуг, лошадей и скот, соответственно своему положению и щедрости. Таким образом, отношения между князем и его доверенным вассалом были очень тесными, и первый без колебаний выполнял любые просьбы последнего.

Все это напоминает нам о человеке, воспитавшем нашего легендарного национального героя Андемиркана, который пал от руки князя Беслана, и о вероломном слуге, по вине которого он безоружным попал в ловушку. Князь

Беслан, прославившийся своей находчивостью, стал опасаться молодого героя, который начал соперничать с ним, угрожая его жизни и трону. Так как никто не мог выступить против него в открытом поединке, Беслан вероломно убил его. Согласно легенде, однажды князь отправился на охоту в повозке, которую катили его слуги, так как из-за своих громадных размеров он не мог ни ехать на лошади, ни идти пешком. Во время охоты Андемиркан, горя желанием показать свои способности, выгнал несколько кабанов из леса и пригнал их прямо к повозке князя, чтобы ему было легче охотиться. Затем он погнал к повозке громадного кабана, и когда тот был совсем рядом с повозкой, послал в него смертельную стрелу, которая пригвоздила кабана к одному из колес. Князь увидел в этом поступке дерзость и вызов. Он решил убить Андемиркана, вступив в заговор со своим вассалом. Они убили его, когда тот был безоружным.

Что касается дочерей князя, которые также воспитывались в знатных домах, то они входили в отцовские дома только как гостьи, а когда они выходили замуж, их калым /уаса/ отдавался тем, кто их воспитывал.

Таким образом, княжеские дети воспитывались в знатных домах, где они познавали основные нормы поведения, обычаи и традиции. Они знакомились с правилами «Хабза» — неписаным сводом моральных и социальных правил, которые соблюдались при всех обстоятельствах. Именно эти правила определяли права и обязанности каждого человека, группы или класса людей. Все, независимо от положения, должны были придерживаться их, так как любое отклонение от них считалось позорным и непозволительным.

Однако эти правила дополнялись или изменялись согласно обстоятельствам. Здесь мне хотелось бы отметить, что известный национальный мыслитель Казаноко Жабаги, воспитавший великого князя Кайтуко Асланбека, современника Петра Великого, был последним, кто внес поправки в этот свод правил.

До недавнего времени каждый черкес обычно придерживался этих правил, тщательно соблюдая их, относился к ним с уважением и не нарушал их. Именно они лежат в основе секрета героизма черкесов, так как учат мужеству, терпению, бесстрашию и другим добродетелям. И хотя их очень много, и они нигде не записаны, их знали и соблюда­ли все. Ради них молодые люди, особенно из знати, рисковали своей жизнью, лишали себя сна и довольствова­лись самым ничтожным количеством еды и питья. Они никогда не садились и не курили в присутствии старших, никогда не начинали разговор первыми. Черкесы никогда не ссорились с женщиной, не произносили бранных слов, не беспокоили соседей. Без соблюдения этих правил не мыслилась сама жизнь. Всякое неповиновение им счита­лось позорным /хейнапе/. Человек не должен был быть жадным в еде, не имел права не сдержать обещания, присваивать деньги, ему не принадлежавшие, или выказывать трусость на поле битвы. Он не должен был бежать от врага, пренебрегать своими обязанностями по отношению к родителям, оставлять себе добычу, захваченную на войне, или дичь, убитую на охоте. Черкес не должен был быть болтливым и позволять себе непристойные шутки. Таким образом, эти правила были направлены на то, чтобы сделать человека бесстрашным, вежливым, галантным, смелым и щедрым, то есть освободить его от всех человеческих недостатков.

Читайте так же:  Традиция народов кубани

Считалось также позором для мужчины в чьем-либо присутствии целовать своего сына, произносить имя своей жены, а для женщины — произносить имя своего мужа. Она должна была дать ему имя или прозвище, показывающее ее уважение к нему. Эти законы требовали быть выше низменной чувственности, суровости и строгости к детям. Именно по этой причине многие князья не знали своих сыновей и не видели их, пока последние не достигали зрелого возраста.

Считалось также позорным сидеть, курить или пить в присутствии отца, а также есть с ним за одним столом. Этот свод правил учил каждого, как есть, как вести разговор, как сидеть, как здороваться и определял место, права и обязанности каждого человека в обществе. Не соблюдая их, нельзя было быть настоящим джентльменом. Слово адыге буквально значит джентльмен, на национальном языке оно также обозначает название нашего народа.

Однако этот свод правил разрешал — мужчинам вступать в контакт с женщинами, а юноши с девушками могли танцевать в соответствии с правилами этикета. Точно так же не считалось позорным для юноши сопровождать девуш­ку из одного села в другое на одной лошади, чтобы попасть на свадебную церемонию или скачки. Женщины пользовались всеми правами и занимали почетное место в обществе, и хотя ислам разрешает полигамию, эта практика среди черкесов была очень редка.

Правила (Хабза). соблюдали и барды, которые были обычно простыми людьми без образования, но которые обладали поэтическим талантом и большими способностя­ми в риторике и ораторским искусством. Они перебирались верхом с места на место, чтобы читать свои стихи и принимать участие в войнах и дальних путешествиях. Бар­ды обычно произносили речи и читали экспромтом стихи перед началом битвы, чтобы воодушевить бойцов и напом­нить им о долге и славных делах их дедов.

После распространения ислама среди адыгов, число «трубадуров» постоянно уменьшалось, и вскоре они исчезли совсем, оставив лишь добрую память о себе, да несколько художественных произведений. Их песни и стихи отличались истинными художественными достоинствами и не только развлекали людей, но и помогали воспитывать их. Мы должны выразить им благодарность за наше знание событий, традиций и примеров удали ушедших в прошлое веков, и факт их исчезновения вызывает истинное сожаление.

Согласно правилам (Хабза), юноши должны были разводить породистых лошадей. Этот род деятельности и был основным занятием молодых людей, особенно княжеских сыновей, которые проводили долгие зимние ночи в седлах на открытом воздухе на выпасах, одетых в бурки. Больше других коневодством увлекались кабардинцы, и их породы лошадей были лучшими в России и на Востоке, уступая лишь арабским лошадям. До недавнего времени кабардинцы поставляли русской армии большое число отличных лошадей, так как у России было около двухсот кавалерийских дивизий.

На национальных праздниках молодые люди соревновались в езде, так как они очень любили спорт, особенно борьбу и верховую езду. Их любимым развлечением была игра, в которой участвуют всадник и пешие. Последние, вооруженные палками и кнутами, становились в круг, а всадник должен был напасть на них и прорваться внутрь круга. Пешие же мешали ему сделать это, нанося тяжелые удары. Это продолжалось до тех пор, пока какая-либо из сторон не добивалась успеха.

Свадебные церемонии проходили согласно особым правилам и обрядам. Они продолжались несколько дней и дорого стоили. Но подарки, преподнесенные жениху его родственниками и друзьями, несколько облегчали его затраты.

Танцевальные вечера носили название «джегу» и проводились лицами, которые имели на это право согласно обычаям и традициям. Они имели право прогнать с танцев любого, кто вел себя недостойным образом. Зажиточные люди одаривали их подарками. На вечерах • юноши и девушки почтительно стояли, образуя круг, в то время как другие хлопали в ладони. Внутри этого круга танцевали парами, не больше одной пары каждый раз, а девушки играли на музыкальных инструментах.

Юноша выбирал девушек, с которыми хотел танцевать. Таким образом, эти вечера давали юношам и девушкам возможность лучше узнать друг друга, укрепить узы дружбы и любви, что служило первым шагом к женитьбе. В разгар танцев мужчины стреляли из пистолетов в воздух в знак радости и уважения к танцующей паре.

У нас много танцев, которые требуют мастерства и совершенства. Среди них кафа, удж, лезгинка, хешт и ло-куаже, которые одновременно чинны и красивы. Большие танцевальные вечера проходили на открытом воздухе, где появлялись и всадники, которые пытались помешать танцам, и тогда им давали простые подарки: шелковые флаги и платки, шкуру овцы и мех. Всадники удалялись и устраивали соревнования, на которых эти вещи разыгрывались как призы.

Музыка занимала важнейшее место на национальных праздниках или торжествах по поводу рождения ребенка. Среди черкесов были популярны такие музыкальные инструменты, как арфа, гитара и флейта, но впоследствии они были вытеснены гармоникой,

Молодые девушки увлекались игрой на музыкальных инструментах, слагали стихи, читали их экспромтом, обращались к юношам с рифмованными куплетами. Они свободно общались с мужчинами, несмотря на неодобрение служителей мусульманской религии, но после замужества они уже не посещали танцы, а оставались дома. До недавнего времени молодые женщины выполняли домашнюю работу, принимали гостей и прислуживали им, вышивали и делали другую подобную работу, но эти занятия были вытеснены более обычной каждодневной домашней работой и умственным трудом, потому что современные бытовые приборы привели к отмиранию тех прекрасных традиций.

Черкесы /то есть адыги/ занимались земледелием с древних времен: они сеяли зерновые, например кукурузу, ячмень, пшеницу, просо, а также сажали овощи. В нашем языке есть названия всех зерновых, кроме риса. После жатвы, перед тем как распорядиться новым урожаем, они совершали определенные обряды, так как необходимо было произнести молитвы и заклинания, после чего готовился пир из нового урожая, на который приглашались родственники и друзья. После этого можно было распоряжаться этим урожаем; выделялись пожертвования для бедных и нуждающихся, излишки продавались. Помимо земледелия наши праотцы разводили крупный рогатый скот и лошадей, и так как в древние времена не было денег, то они вели меновую торговлю и выменивали на зерно скот, ткани, одежду и другие товары.

Одежда их была похожа на наш современный наряд, который называется «черкеска», на голове мужчины носили «келпак» из мягкого меха и башлык, а на плечах «бурку» из войлока. Они также носили длинные и короткие сапоги, мех, сандалии и плотную хлопчатобумажную одежду.

Женщины носили длинное одеяние из хлопка или кисеи и короткое шелковое платье, которое называлось «бешмет», а также и другую одежду. Голову невесты украшала вышитая шапочка, отороченная мехом; она носила эту шапочку до рождения своего первого ребенка. Снять ее имел право только дядя ее мужа, дядя с отцовской стороны, но только при условии, что он одаривал новорожденного щедрыми подарками, включая деньги и скот, после чего мать ребенка снимала шапочку и повязывала голову шелковым платком. Пожилые женщины покрывали головы белыми хлопчатобумажными платками.

С самых ранних времен адыги имели обыкновение строить прямоугольные дома. Обычно четыре семьи получали квадратный участок земли, с тем чтобы построить на нем четыре дома, по одному в каждом углу.

Пространство в центре отводилось для повозок и скота. Эти строения напоминали некоторые старинные крепости в стране адыгов. Дома для гостей строились в отдалении от домов знати и на определенном расстоянии от княжеских домов. Руины старых строений и те дома, которые сейчас строят у нас на родине, убеждают, что наши праотцы строили крепости и замки для военных целей с большим мастерством и изобретательностью.

Чрезмерная гордость адыгов вызывалась их сильно развитым чувством собственного достоинства. Поэтому им трудно было стерпеть оскорбление, и они делали все возможное, чтобы отомстить за себя. Если случалось убийство, то мишенью для отмщения становился не только убийца, но и вся его семья и его родственники.

Смерть отца нельзя было оставить без отмщения. И если убийца хотел избежать ее, он должен был сам или с помощью своих друзей усыновить мальчика из семьи погибшего и воспитать его как своего сына. Впоследствии он возвращал юношу в дом отца с почестями, снабдив его лучшей одеждой, оружием и лошадьми.

Наказанием за убийство была смерть, приговор обычно выносился самим народом, убийцу бросали в реку, предварительно привязав к нему несколько камней 14.

Адыги подразделялись на несколько социальных классов, самым важным из которых был класс князей /пши/. Другими классами были класс знати /уорки/ и класс простых людей.

Представители знати /уздени или уорки/ отличались от других сословий своей культурой, привлекательной внешностью и строгой приверженностью принципам хорошего воспитания. Молодежь чрезвычайно уважала старших.

Князья занимали самое высокое положение и осуществ­ляли исполнительную власть. С помощью знати они выполняли решения и предписания, принятые большин­ством голосов на народном совете. На князя смотрели, как на святого, которому каждый человек, независимо от своего положения, должен был служить и добиваться его расположения. Каждый без колебаний мог пожертвовать собой ради князя, так как с самых ранних времен было известно, что князья — защитники народа /таково значе­ние слова пши в нашем языке/. У них было много сторонников и последователей во всех прослойках общества. Народная песня подтверждает это, заявляя: «В не­счастье наши князья — это наши крепости». Несмотря на высокое положение, святость и тот факт* что они владели всеми землями и тем, что было на них, князья были чрезвычайно скромны. Они обращались с представителями других классов как с равными, не выказывая ни гордости, ни хвастовства. Именно поэтому народ обожествлял и любил их. Князья, несмотря на свое могущество и величие, жили в скромных жилищах и довольствовались простой пищей. В большинстве случаев князь удовлетворялся куском вареного мяса и овсяным хлебом, питьем же ему служила знаменитая буза.

Таким образом, могущественный правитель ничем не владел для себя, а состояние его было таково, что люди обычно говорили: «Пищу для князя приносит сала­мандра», имея в виду, что он сам не знал, откуда она бралась.

Однако он получал все, что ему было необходимо, у своих сторонников и последователей. В ответ он должен был выполнять просьбы своих подданных и защищать их от нападений. Любой из его подданных или сторонников имел право прийти к нему в любое время посидеть с ним и разделить его пищу и питье. Князь не должен был ничего утаивать от своих подданных и должен был щедро их одаривать. Если какая-либо вещь понравилась, его подданному, например оружие, и он просил ее, князь никогда не отказывал в этом. Из-за своей’ щедрости в раздаривании личной одежды князья редко были так нарядны, как их подданные. Им приходилось носить простую обычную одежду.

Страна черкесов не имела административных делений, и ее люди не подчинялись строгим законам. В большинстве случаев люди должны были сами отстаивать свою свободу и ненавидели всякое проявление строгой власти и деспотических правителей. Народ инстинктивно питал отвращение к подчинению строгим приказам, ибо полагал, что абсолютная, неограниченная личная свобода была величайшим даром бога человечеству и, следовательно, каждый имел на нее право.

И все же в семье и в обществе царила дисциплина и спокойствие. Авторитет в семье определялся по возрасту и полу. Так, дети подчинялись отцу, жена — мужу, а сестра — брату и т. д..Каждый был волен выбирать себе родину и строить себе дом, где и когда он пожелает. Традиции имели силу закона, им подчинялись во всех гражданских делах, и неповиновение им считалось преступлением.

Старшие созывали народные собрания, когда возника­ла необходимость обдумать и обсудить серьезные вопросы. Их решения считались непререкаемыми, и им беспреко­словно подчинялись.

Что касается законодательства, то здесь князья представляли проекты законов и предписаний совету старейшин, который созывался для обсуждения предло­женных проектов. Если совет одобрял предложение, оно передавалось в совет знати, который, как и совет старейшин, изучал и рассматривал эти предложения, чтобы убедиться в их полезности.

Еще в древние времена наш народ приобщился к прогрессу и цивилизации. Черкесы вооружали крепости и замки, строили стены вокруг своих городов, чтобы отбивать атаки диких народов. Кроме того, они занимались ремеслами, в том числе производством железа, которое они добывали на своей земле и из которого изготовляли домашнюю утварь, например, кружки, чашки и бочки, а также военное оружие: мечи, щиты и т.д.

Памятники, которые еще стоят на старых кладбищах и изображают героев, всадников и знатных людей с щитами, шлемами, мечами и прочими доспехами, а также надписи и резные изображения (рук, мечей, доспехов, сапог и т. д.), которые мы находим на скалах, убедительно показывают нам, как преуспели наши деды в резьбе, скульптуре, рисунке и других видах изобразительного искусства.

Много древних скульптур было обнаружено на берегах реки Лескен в Кабарде. Большинство их них — это произведения искусства в память о героях и князьях. Имена, высеченные на этих скульптурах, совпадают с именами героев, упоминаемых в наших преданиях и легендах.

Что касается древних строений, все еще существующих в стране адыгов, они были сооружены, когда народ находился под влиянием греческой цивилизации, мы и теперь находим остатки церквей, которые были построе­ны в греческом стиле. Одна из таких церквей расположена на берегу реки Кубань, а две другие лежат между реками Кубань и Теберда. Первая из них известна под названием «шууне», что означает «дом всадника», а одна из двух других известна как «хаса мива», что означает «камень судьи». Говорят, что в ней находится скала с изображени­ем ноги собаки и конской подковы, и что в скале было узкое отверстие, с помощью которого определялась виновность или невиновность обвиняемого. Каждого подозреваемого заставляли пройти через это отверстие, и утверждалось, что невиновные свободно проходили через него, как бы тучны они ни были, в то время как виновные не могли пройти независимо от своих размеров.

Адыги обычно посещали замок Джулат вблизи реки Малка, где они давали клятвы, просили прощения у бога, приносили жертвы во имя примирения враждующих братьев или друзей, когда между ними вспыхивала ссора. Если двое братьев в ссоре и хотели помириться, каждый из них отправлялся к этому замку, беря с собой лук и стрелы. И на этом священном месте они брались за разные концы стрелы, и каждый давал клятву не обманывать, не причинять вред и не ссориться с другим. Затем они ломали стрелу и возвращались как два верных друга. Известно, что после того, как это место некоторое время было оккупировано татарским князем Коджа Бердиханом, кабардинцы стали называть его Татартуп.

Одним из самых интересных мест Кабарды является Нарт-Сано, которое находится в городе Кисловодске, и где берет начало источник минеральных вод.

Это место играет значительную роль в древних народных песнях и преданиях. Древние черкесы обожествляли это место и пили из его источника. Они называли его «водой героев» или «источником нартов», о котором мы уже говорили. Когда нарты хотели напиться из этого источника, они собирались в доме своего предводителя, который был самым старшим и самым знатным из них, а к двери дома для гостей привязывали желтого быка, которого должны были принести в жертву. Затем они зажигали шесть факелов, произносили молитвы и заклинания, пели песни, в которых восхваляли источник героев: «Время пришло. Пойдемте пить из источника героев!»