Презентация русская литература 18 века и ее традиции

Русская литература 18 века

В русской литературе 18 века начинает складываться первое самостоятельно направление – классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы и искусства эпохи Возрождения. На развитие русской литературы в 18 веке, большое влияние оказали петровские реформы, а также школа европейского просвещения.

Значительный вклад в развитие литературы 18 века, внес Василий Кириллович Тредиаковский. Это был замечательный поэт и филолог своего времени. Он сформулировал основные принципы стихосложения в русском языке.

Его принцип силлабо-тонического стихосложения заключался в чередовании ударных и безударных слогов в строке. Силлабо-тонический принцип стихосложения, сформулированный еще в 18 веке, до сих пор является основным способом стихосложения в русском языке.

Тредиаковский был большим знатоком европейской поэзии, переводил иностранных авторов. Благодаря ему, в России появился первый художественный роман, исключительно светской тематики. Это был перевод произведения «Езда в город любви», французского автора Поля Тальмана.

Большим человеком 18 века был и А. П. Сумароков. В его творчестве получили развитие жанры трагедии и комедии. Драматургия Сумарокова, способствовала пробуждению в людях человеческого достоинства и высших нравственных идеалов. В сатирических произведениях русской литературы 18 века отметился Антиох Кантемир. Он был замечательным сатириком, высмеивал дворян, пьянство и корысть. Во второй половине 18 века, начался поиск новых форм. Классицизм переставал отвечать потребностям общества.

Крупнейшим поэтом в русской литературе 18 века стал Гаврила Романович Державин. Его творчество разрушало рамки классицизма, и вносило живую разговорную речь в литературный слог. Державин был замечательным поэтом, мыслящим человеком, поэтом – философом.

В конце 18 века, складывается такое литературное направление, как сентиментализм. Сентиментализм – направлен на исследование внутреннего мира человека, психологии личности, переживаний и эмоций. Расцветом русского сентиментализма в русской литературе 18 века стали произведения Радищева и Карамзина. Карамзин, в повести «Бедная Лиза» высказал интересные вещи, ставшие смелым откровением для русского общества 18 века.

Литература 18 века
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
russkaya_literatura_18_veka.ppt 471 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Русская литература 18 века Обзор тематики и жанровых особенностей. Основные представители русской литературы 18 века.

В русской литературе 18 века исследователи выделяют 4 периода: Литература петровского времени. 1730-1750гг. 1760-е – первая половина 70-ых годов. Последняя четверть века.

Литература петровского времени Она ещё носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс «обмирщения» (т.е. замены литературы религиозной литературой светской). В этот период разрабатывается новое решение проблемы личности. Жанровые особенности: ораторская проза, повесть, политические трактаты, учебники, стихотворство.

Феофан Прокопович Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей этого периода был Ф.Прокопович («Поэтика», «Риторика»), ясно сформировавший свои художественно- эстетические взгляды. Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей.

Второй период (1730-1750гг.) Данный период характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка. Основой классицизма явилась ориентация на высокие образцы античного искусства как эталон художественного творчества. Жанровые особенности: трагедия, опера, эпопея (высокие жанры) комедия, басня, сатира (низкие жанры)

Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744) Автор сатир, в которых отмечается национальный колорит, связь с устным народным творчеством, в их основе современная ему русская действительность («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных» и др.). По словам В.Г.Белинского, он «первым свёл поэзию с жизнью».

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) Выступил подлинным новатором в искусстве слова. В своём трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» он подготовил почву для дальнейшего развития русской поэзии. Кроме того, Тредиаковский ввёл новые литературные жанры: оду, элегию, басню, эпиграмму.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Один из первых теоретиков классицизма, учёный-экспериментатор, художник-автор мозаичной картины о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трёх штилей.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразилась и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была основной в главном жанре его поэзии – одах.

Александр Петрович Сумароков (1717-1777) Также вошёл в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма, как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), как автор трагедий (9 трагедий, в которых главное – борьба страсти и разума, долга и личных чувств), автор комедий, басен (им написано 400 басен).

Третий период (1760-е – первая половина 70-х гг.) В данный период в обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. В литературе активно развиваются пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В.И.Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздражённый Вакх»), в жанре повести выступил М.Д.Чулков, издаются литературные журналы М.Д.Чулкова («И то, и сё»), В.В.Тузова («Смесь»), Н.И.Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»). В это же время творил М.М.Херасков , создатель «Россияды» – русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.).

Четвёртый период Литература последней четверти 18 века развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвёртый период расцветает комическая опера, творчество Д.И.Фонвизина (1745-1792) – автора многих басен («Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль».

Гаврила Романович Державин (1743-1816) Его перу принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды («Ода на день рождения Её Величества…», «Фелица»). Державин первым ввёл в поэзию разговорную лексику, просторечие, он укреплял демократические основы литературного языка.

Писатель, философ, поэт. Автор знаменитого «Путе- шествия из Петербурга в Москву». Протест против рабства, духовного порабощения составляет главный пафос этого произведения. Прославленный баснописец, среди произведений которого есть также трагедии («Филомела», «Клеопатра») и комедии («Модная лавка» и др.)

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) Н.М.Карамзин возглавил сентиментально-романтическую линию в литературе. Он положил начало журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике. Ему принадлежат переводы Шекспира, такие значительные произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана .

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме «Древнерусская литература и литература XVIII века» в форме литературной игры.

Представлены направления современной русской литературы, их временные рамки, «опознавательные знаки» и представители. Указаны ведущие темы современной литературы.

Контрольная работа по литературе .7 класс.

Тест по теме «Литература второй половины XIX века и XX»Выявить усвоение темы.

Уровень образования: среднее (полное) общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): Литература Краткое о.

Презентация содержит тезисы к лекции по теме «Русская литература первой половины XIX века. Романтизм-ведущее направление русской литературы первой половины XIXвека».

Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра I.

XVIII век – это время почти безраздельного владения эпохи классицизма в литературе. Лишь в конце столетия на смену классицизму пришёл сентиментализм.

Презентация «Русская литература 18 века» содержит обзор тематики и жанровых особенностей. В ней представлены основные представители русской литературы 18 века.

Просмотр содержимого документа
«Русская литература 18 века »

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Подготовила Борисова Алёна Хасановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Алгасовской СОШ

Русская литература XV III века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра I.

С начала XV I II века старая Московская Русь превращается в Российскую империю. Пётр I вводил то новое, что он считал необходимым для государства.

Литература этого времени ещё носит на себе печаток старины: литературные произведения XVIII века существуют и распространяются чаще всего не в печатном, а в рукописном виде, как это было и раньше; их авторы остаются неизвестными, так как не подписывают под ними своего имени, жанры наследуются в основном от XVII века —это бытовые повести, драма, виршевая поэзия. Но в эти старые формы, постепенно изменяя их, вливается новое содержание, внесённое в жизнь петровскими преобразованиями.

Вторая треть XVIII века — важный период в развитии русской литературы

Появились выдающиеся деятели русской художественной литературы (теоретики и писатели); зарождается и оформляется целое литературное направление, т. е. в творчестве ряда писателей обнаруживаются единые, общие для всех их идейно – художественные черты.

Литературные направления XVIII века

Основным направлением стал классицизм

(от лат. classicus — образцовый).

Представители этого направления провозгласили высшим образом художественного творчества Древней Греции и Рима.

Эти произведения были признаны классическими, т.е образцовыми, и писателям предлагалось подражать

им, чтобы самим создавать истинно художественные произведения .

Художник, по мысли

постигает действительность, чтобы

затем отобразить в своем творчестве

не конкретного человека с его

страстями, а тип человека – миф.

Если это герой — то без недостатков,

если персонаж сатирический — то до конца смешной.

Классицизм не допускал смешения «высокого» и «низкого», а потому между жанрами (например, трагедией и комедией) устанавливались границы, которые не нарушались.

Особенности русского классицизма

  • Русский классицизм зародился и развивался на самобытной почве. Он отличался сатирической направленностью и выбором национальной и исторической темы.
    • Русский классицизм придавал особое значение «высоким» жанрам: эпической поэме, трагедии, торжественной оде.
    • Создателем жанра оды в русской литературе стал М. В. Ломоносов, трагедии — А. П. Сумароков. В одах соединялись лирика и публицистика, позволявшая не только восхвалять царей, но и как бы «учить» их. Русские трагедии, как правило, писались не на античном материале — их героями были деятели отечественной истории.

      С 70-х годов XVIII в. в литературе возникает новое направление — сентиментализм

    • В центре изображения поставили повседневную жизнь простого человека. Его личные душевные переживания. Его чувства и настроения.
    • С ним появляются новые жанры: путешествие и чувствительная повесть. Особая заслуга в развитии этого жанра принадлежит Н. М. Карамзину (повесть«Бедная Лиза», «Письма русского путешественника» ) . В литературу вторгался новый взгляд на жизнь, возникала новая структура повествования: писатель внимательнее всматривался в действительность, изображал ее более правдиво.
    • Писатели XVIII века

      Антиох Камтемир (1708—1744)

      Русский писатель Антиох Кантемир был младшим сыном молдавского князя Дмитрия Константиновича, приехавшего в Россию в 1711 г. По матери А. Кантемир был потомком византийских императоров. Недолгое время он учился в Славяно-греко-латинской академии. Увлеченный преобразованиями Петра I , Антиох Кантемир возлагал все надежды на монархическую власть. В своих сатирах он высмеивал «злонравных» дворян и церковников. В этом жанре им было написано девять произведений («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных. » , «О воспитании», «На человеческие злонравия вообще. » и др.) .

      1 января 1732 г. А. Кантемир был назначен русским послом в Лондоне. Именно в это время расцветает его литературный талант. Он много пишет и переводит.

      А. Кантемир написал также религиозно- философское произведение

      «Письма о природе и человеке» .

      Умер он молодым 31 марта 1744 г. в Париже и был погребен в московском Никольском

      В. К. Тредиаковский (1703—1768)

      Поэт и филолог Василий Кириллович Тредиаковский родился в Астрахани, в семье священника. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии. В 1726 г. бежал за границу, в Голландию, позднее перебрался во Францию. В Сорбонне изучал богословие, математику и философию. В 1730 г. он вернулся в Россию, став одним из самых образованных людей своего времени и первым русским академиком. В том же году издал первое печатное произведение— «Езда в остров любви» , перевод старинной книги французского автора. Были там и стихи самого Тредиаковского. Издание сразу сделало его знаменитым, модным поэтом.

      Искренне преданный русской словесности В. К. Тредиаковский был автором десятков томов переводов и блестящим знатоком теории европейской поэзии.

      В 13 лет А. П. Сумароков был отдан в «рыцарскую академию» — Сухопутный шляхетский корпус. Здесь оказалось так много любителей русской словесности, что было даже организовано «общество»: в свободное время кадеты читали друг другу свои произведения. Открылся талант и у Сумарокова, он увлекся французскими песенками, по их образцу стал сочинять русские.

      В кадетском корпусе впервые разыгрывали трагедии А. П. Сумарокова «Хореев», «Пустынник» (1757); «Ярополк и Димиза» (1758) и комедии. Одна из лучших — «Опекун», поставленная в 1768 г.

      Сумароков дослужился до чина действительного статского советника и стал популярнейшим поэтом своей эпохи. Его перу принадлежали также философские и математические труды.

      Ломоносов был гениальным сыном русского народа, горячо любящим свою страну. В нём воплотились лучшие черты, свойственные русскому народ

      Поразительны были широта, глубина и разнообразие его научных интересов. Он поистине был отцом новой русской науки и культуры. Самым замечательным было в нём сочетание учёного, общественного деятеля и поэта.

      Он писал оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Произвел реформу стихосложения, изложил теорию о трех «штилях»

      Гаврила Романович Державин родился в

      Казани в семье армейского офицера. В детстве

      он был хилым, слабым, но зато отличался

      «чрезвычайной к наукам склонностью».

      В 1759 г. Державин все же поступил в Казани в

      гимназию. В 1762 г. Г. Р. Державин поступает

      на военную службу.

      После десятилетней солдатской службы Г. Р.

      Державин был произведен в офицеры.

      В 1784 г. Г. Р. Державин был назначен олонецким

      губернатором. Не ужившись с наместником края, он был

      переведен губернатором в Тамбов.

      Написал оды «Фелица», «Памятник» и множество стихотворений.

      Д. И. Фонвизин родился в Москве 3 апреля 1745 г. В 1762 г. Фонвизин закончил дворянскую гимназию при Московском университете и поступил на службу в коллегию Иностранных дел.

      С 1769 г. он — один из секретарей графа Н. И. Панина.

      В середине 60-х годов XVIII в. Фонвизин становится известным писателем. Славу ему принесла комедия «Бригадир». Одно из самых значительных произведений Д. И. Фонвизина— комедия «Недоросль».

      1782 году он выходит в отставку и решает полностью посветит себя литературе.

      В последние годы жизни Д. И. Фонвизин напряженно думал о высоких обязанностях русского дворянства.

      Александр Николаевич Радищев родился в Москве, детство провел в саратовском имении. Богатейшим помещикам Радищевым принадлежали тысячи крепостных душ.

      Во время восстания Пугачева крестьяне их не выдали, спрятали по дворам, измазав сажей и грязью, — помнили, что хозяева добрые.

      В юности А. Н. Радищев был пажом Екатерины II. Вместе с другими образованными юношами его отправляют в Лейпциг учиться, а в 1771 г. 22-летний Радищев возвращается в Россию и становится протоколистом Сената. По долгу службы ему приходилось иметь дело со множеством судебных документов.

      На основе полученных сведений пишет свое знаменитое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву»

      Итоги развития литературы XVIII века

      На протяжении XVII века русская

      художественная литература достигла значительных успехов.

      Появляются литературные направления, развивается драматургия, эпос, лирика

      Презентация «Классицизм в русском и мировом искусстве. Литература 18 века»

      Презентация содержит таблицы и иллюстрации по теме. Разобраны основные принципы направления в русской литературе.

      Просмотр содержимого документа
      «Презентация «Классицизм в русском и мировом искусстве. Литература 18 века»»

      Классицизм в русском и мировом искусстве. Литература XVIII века.

      Учитель русского языка и литературы

      СОШ №15 ст. Лысогорской

      Оганисян Гермине Амаяковна

      Большой каменный театр.

      г.Пушкин. Павильон Концертный зал.

      г.Пушкин. Камеронова галерея

      Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1785

      А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773

      Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II . 1763

      И.Н.Никитин. Портрет канцлера графа Г.И.Головкина. 1720-е

      А.П.Антропов. Портрет статс-дамы М.А.Румянцевой. 1764

      Неизвестный художник. Портрет Е.Р.Дашковой.

      А.П.Лосенко Портрет актёра Ф.Волкова.

      Понятие о классицизме

      • Классицизм
      • Русская литература XVIII века

        4. Последняя четверть века

        1. Литература Петровского времени

        Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы

        Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

        Формирование классицизма. Расцвет жанра оды.

        В.И. Майков, М.Д. Чулков, Н.И. Новиков, В.В. Тузо, М.М. Херасков

        Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций

        Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, А.Н. Радищев, И.А. Крылов, Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев

        Писать отточенно, изящно, вдохновенно, Порою глубоко, порою дерзновенно, И шлифовать стихи, чтобы в уме свой след Они оставили на много дней и лет, Вот в чем Трагедии высокая идея. Коль вы прославиться в Комедии хотите, Себе в наставницы природу изберите.

        Никола Буало. Поэтическое искусство.

      • Принцип «подражания природе».
      • Ориентация на античное искусство.
      • Простота, стройность, логичность композиции произведения.
      • Общественная, гражданская проблематика.
      • Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели.
      • Строгая иерархия жанров.
      • Теория «трёх штилей».
      • Чёткое деление героев на положительных и отрицательных.
      • Выделение одной ведущей черты в характере героя.
      • «Система амплуа».
      • Правило «трёх единств».
      • Русская литература XVIII века. Историческая эпоха. — презентация

        Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемrgpl.narod.ru

        Похожие презентации

        Презентация на тему: » Русская литература XVIII века. Историческая эпоха.» — Транскрипт:

        1 Русская литература XVIII века

        3 В начале XVIII века, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Укрепилась независимость России. Возросла её военная мощь. Произошло культурное сближение со странами Европы.

        4 Русское общество достигло в XVIIIвеке огромных результатов в области культуры и литературы г. – «Ведомости» 1708 – замена церковнославянского шрифта светским (гражданским Организация системы образования, упор на естественнонаучные и технические предметы, просвещение как практическая ценность 1725 г. – создание Академии наук 1719 г. – Кунсткамера 1 января 1700 г. – новое летоисчисление Изменения в быту (брадобритие, европейский костюм, курение табака, проведение ассамблей (1718 г.)) 1717 г. – «Юности честное зерцало»

        5 Литература XVIII века была связана с лучшими традициями древнерусской литературы (представление о важной роли литературы в жизни общества, её патриотическая направленность). Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнической системы — всё это нашло отражение в литературе того времени. Ведущим литературным течением 18-го века стал классицизм. С 60-х гг. 18-го века в русской литературе складывается новое литературное направление — сентиментализм.

        6 Классицизм От латинского слова «классикус» — образцовый. Стиль и направление в искусстве XVII- начала XIX в.в., ориентировавшиеся на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец. Классицизму свойственна строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Жанры классицизма: Ода, трагедия, высокая сатира, басня.

        7 Своего расцвета классицизм достиг во Франции во второй половине 17- го века. В произведениях писателей- классицистов нашли отражение идеи сильного независимого государства с абсолютной властью монарха. Основной конфликт в произведениях классицизма — конфликт между долгом и чувством. В центре этих произведений — человек, подчинивший личное общественному. Для него превыше всего долг гражданина, служение интересам родины, государства. Таким гражданином должен быть в первую очередь монарх. Классицисты считали высшим критерием истинного и прекрасного разум.

        8 В русской литературе классицизм был тесно связан с идеями европейского Просвещения, такими как: установление твёрдых и справедливых законов, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение естественного равенства людей всех сословий.

        9 Основной конфликт 18-го века в России — конфликт между помещиками и крепостными крестьянами. Ужесточение крепостного права стало основной причиной Крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачёва. С 60-х гг.XVIII века крестьянская тема станет ведущей в русской литературе. Писатели- классицисты сочувственно относились к судьбам крепостных, осуждали жестокость и паразитизм помещиков. Они призывали к гуманному обращению с крестьянами.

        10 Особенности русского классицизма : Сильная связь с современной действительностью. Образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью. Конфликт(например, долга и страсти) разрешим и может закончиться счастливо для героев. На первое место выходит лирический жанр.

        11 Русские писатели — классицисты В.К.Тредиаковский А.Д.Кантемир

        12 Н.И. Новиков Д. И. Фонвизин

        13 М. В. Ломоносов А. П. Сумароков

        14 И. А. Крылов Г.Р. Державин

        15 Классицизм в архитектуре

        16 Классицизм в живописи Г.Угрюмов. Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыни. А.Лосенко. Смерть Адониса.

        17 А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773

        18 Сентиментализм Sentiment (фр.чувство, чувствительный) Возник в Западной Европе в 20-е гг. 18 века, в России в 70-е гг. 18 века, а в первую треть 19 века занял ведущее положение. Особенности направления: Искренний интерес к личности, характеру человека, его внутреннему миру. Умение чувствовать. – достоинство человеческой личности. Прославление вечных ценностей – любви, дружбы, природы. Жанры – путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия,переписка, «слезная комедия». Место действия – небольшие города, деревни. Много описаний природы. Утешение людей в страданиях и горестях, обращение их к добродетели, гармонии и красоте.

        19 Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи Просвещения о том, что ценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств. Классицисты всё подчиняли разуму, сентименталисты — чувствам, переживаниям и всевозможным оттенкам настроений. Образцы произведений сентиментализма на Западе: «Кларисса» С. Ричардсона, «Страдания юного Вертера» И.В. Гёте. Главой русского сентиментализма принято считать Н.М. Карамзина. В повести «Бедная Лиза» Карамзин впервые открыл мир чувств человека, глубину и силу любви простой крестьянки. Раскрывая мир чувств, литература сентиментализма воспитывала в человеке достоинство и уважение к своим силам, способностям, переживаниям независимо от положения в обществе.

        20 Основоположник русского сентиментализма Н.М.Карамзин

        21 Спасибо за внимание! Учитель русского языка и литературы Рыбакова Г. П.

        Презентация к уроку литературы в 9 классе «Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве»»

        Презентация к уроку литературы в 9 классе «Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве»».

        •общий обзор «Развитие русской литературы в XVIII веке»;

        •введение понятия «классицизм».

        Просмотр содержимого документа
        «Презентация к уроку литературы в 9 классе «Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве»» »

        Литература XVIII века

        в русском и мировом искусстве

        Урок литературы в 9 классе

        Субботина И.К., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга

      • общий обзор «Развитие русской литературы в XVIII веке»;
      • введение понятия «классицизм».
    • государственность;
    • «светская» культура;
    • классицизм;
    • гражданственность.
    • Русская литература XVIII века восприняла опыт европейской литературы (влияние классицизма), но сохранила и лучшие традиции литературы Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.
    • Русская литература XVIII века

      I. Литература Петровского времени

      Становление новой литературы

      Формирование классицизма. Расцвет жанра оды

      III. 1760 – пер. пол. 1770-х годов

      Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма

      IV. Последняя четверть века

      Определение понятия «классицизм» Классицизм в России

      • Классицизм (от лат. сlassicus — образцовый) – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII – начала XVIII века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам античной литературы и искусства как к эстетическому эталону.
        • Истоки мирового классицизма – во Франции XVII в., в воззрениях выдающихся французских драматургов П. Корнеля, Ж.-Б. Мольера и теоретика литературы Н. Буало.
        • Вот фрагмент из трактата Н. Буало «Поэтическое искусство»:

          Какой ни взять сюжет, высокий или забавный,

          Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.

          Напрасно кажется, что с ним в войне она:

          Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.

          Коль тщательно искать, то вскоре острый разум

          Привыкнет находить её легко и разом;

          Рассудка здравого покорствуя ярму,

          Оправу ценную даёт она ему.

          В основе эстетики классицизма

          Основное свойство классицизма

          обращённость к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика

          «подражание природе», где всё, по мнению классицистов, ясно, чётко, подчинено правилам

          Характерные черты классицизма

          Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое

          Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм

          Жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства

          Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно

          Положительные и отрицательные герои противопоставляются

          Идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей

          Подчёркивается объективность повествования

          Активное обращение к общественной, гражданской проблематике

          • Герои классицистических произведений , как правило, обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно на положительных и отрицательных , особенно в произведениях драматических жанров.
          • Вот ещё одно высказывание Н. Буало:

            Герою своему искусно сохраните

            Черты характера среди любых событий.

            Но строгой логики от вас в театре ждут;

            В нём властвует закон, взыскательный и жёсткий.

            Вы новое лицо ведёте на подмостки?

            Пусть будет тщательно продуман ваш герой,

            Пусть остаётся он всегда самим собой.

            • Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Д.И. Фонвизина).
              • Для классицистических пьес характерна «система амплуа».
              • Амплуа – тип характера, который переходит из пьесы в пьесу.
              • Амплуа классицистической комедии

                Второй любовник (неудачник)

                Резонер – герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего

                Субретка – весёлая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге

                В конце классицистической комедии порок всегда наказан,

                а добродетель торжествует

                Принцип трёх единств обусловлен подражанием природе:

                Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:

                Одно событие, вместившееся в сутки,

                В едином месте пусть на сцене протечёт;

                Лишь в этом случае оно нас увлечёт.

                Буало Н. «Поэтическое искусство»

              • Действие развивается не более суток.
              • Автор не должен переносить действие из одного места в другое.
              • Одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10), все действующие лица обязательно связаны сюжетом.
              • Принцип трёх единств

                Требования к классицистической композиции

                В пьесе, как правило, 4 акта: в третьем- кульминация, в четвёртом – развязка.

                Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию.

                Действие замедляется длинными монологами основных персонажей .

                Строгая иерархия жанров

                (в них отражались общественная жизнь, история)

                (в них описывалась повседневная жизнь обычных людей)

                Спасибо за урок!

                Список использованной литературы

              • Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2020.
              • Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2020.
              • Презентация «Литература 18 века»

                Идёт приём заявок

                Подать заявку

                Для учеников 1-11 классов и дошкольников

                Описание презентации по отдельным слайдам:

                Наш XVIII век Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А. С. Пушкин

                План урока Историческая эпоха. Реформы Петра I. Новая русская литература. Понятие о классицизме.

                Цель урока понять…. рассмотреть…. проанализировать…. получить новое знание о… сравнить…. обобщить…. углубить знания о … выявить…. ………..

                Реформы Петра I

                Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А.С.Пушкин Литература XVIII века

                «Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию.» А.Н.Толстой

                Дворянство Кто такой дворянин? Каковы обязанности дворянина? Как вы думаете, почему именно в XVIII веке появилось новое сословие – дворянство?

                Новая русская литература Русская поэзия XVIII века была одушевлена пафосом эпохи – пафосом созидания. О.Проскурин

                Традиции Древнерусская литература Западноевропейская литература Русский фольклор Античная литература Новаторство Обличение пороков Герой – русский, православный человек Новая русская сатира, драма, проза Идеи государственности и просвещения XVIII век

                Писатели XVIII века Д.И.Фонвизин Г.Р.Державин

                Писатели XVIII века Н.М.Карамзин А.Н.Радищев

                Конспект статьи РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

                Домашнее задание 1. стр. 35 – 39 прочитать (до «Классицизма») 2. Закончить таблицу в тетради 3. Выучить конспект «Литература 18 века»

                Понятие о классицизме Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков. Литературное (художественное) направление – единство творчества ряда писателей, возникшее в определённых исторических условиях: единство целей, принципов изображения, выбора форм.

                Классицизм От лат. «classikus» – образцовый Абсолютная монархия Франция – Людовик XIV (XVII в.) Россия – Пётр I (XVIII век) Воспитание человека в духе верности государству Культ разума, рационализм

                Эстетические принципы Принцип «подражания природе». Ориентация на античное искусство. Простота, стройность, логичность композиции произведения. Общественная, гражданская проблематика. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели.

                Эстетические принципы Строгая иерархия жанров. Теория «трёх штилей». Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Выделение одной ведущей черты в характере героя. «Система амплуа». Правило «трёх единств».

                Большой каменный театр. Б.Петерсон. 1806

                г.Пушкин. Павильон Концертный зал. г.Пушкин. Камеронова галерея

                Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1785

                А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773

                Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763

                И.Н.Никитин. Портрет канцлера графа Г.И.Головкина. 1720-е А.П.Антропов. Портрет статс-дамы М.А.Румянцевой. 1764

                Неизвестный художник. Портрет Е.Р.Дашковой. А.П.Лосенко Портрет актёра Ф.Волкова.

                Жанры Высокие Средние Низкие трагедия ода эпопея научная поэзия элегия послание комедия басня сатира

                Писать отточенно, изящно, вдохновенно, Порою глубоко, порою дерзновенно, И шлифовать стихи, чтобы в уме свой след Они оставили на много дней и лет, Вот в чем Трагедии высокая идея. Коль вы прославиться в Комедии хотите, Себе в наставницы природу изберите. Никола Буало. Поэтическое искусство.

                Теория «трёх штилей» М.В.Ломоносова

                Жанры Лексика Высокие Средние Низкие Низкий : разговорные, простонародные слова — + +

                Герои классицизма Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. От недостойных чувств пусть будет он свободен И даже в слабостях могуч и благороден! Великие дела он должен совершать. Никола Буало. Поэтическое искусство.

                Правило «трёх единств» Время – 1 день Место – 1 дом Действие – 1 конфликт

                Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет. Н.Буало. Поэтическое искусство.

                Домашнее задание Письменно ответить на вопросы: Чем для тебя оказался интересен 18-й век? Что тебя удивило, заставило задуматься? Какой вопрос ты, россиянин 21-го века, задал бы М.В.Ломоносову?

                «творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

                Номер материала: ДВ-053368

                ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

                Пройдя курс Вы получите:
                — Удостоверение о повышении квалификации;
                — Подробный план уроков (150 стр.);
                — Задачник для обучающихся (83 стр.);
                — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
                — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
                — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

                Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

                Не нашли то что искали?

                Вам будут интересны эти курсы:

                Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

                Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

                Читайте так же:  Что город то что деревня то обычай