Российские традиции гостеприимства

Особенности российского национального гостеприимства

Национальные традиции гостеприимства у разных народов значительно разнятся. И это несмотря на то, что каждый из ритуалов направлен на то, чтобы расположить гостя… Россия – страна, оставшаяся многонациональной даже после распада Советского Союза. Если исколесить ее с севера на юг и с запада на восток – можно изучить весь спектр этнических особенностей населения, так или иначе связанный с приемом гостей.

У нас проживает около 190 народов. 30 из них имеют численность, превышающую 200 000 чел. О некоторых общих обычаях мы и поговорим, объединив людей, связанных схожими элементами культуры, а чтобы лучше понять разные национальные традиции гостеприимства, планируйте свой вояж так, чтобы останавливаться на постой в частном секторе https://edem-v-gosti.ru/rus/

Славяне и балты

Возможно, некоторые наши читатели не знают, но славянские и балтские племена начали отделяться друг от друга довольно поздно – в 5 веке. Очень долго (до 12 столетия) продолжали существовать контактные этносы – поморы, кривичи, бодричи и другие. Предки славяно-балтийских народов первыми принесли в Восточную Европу земледелие. Аграрные культы, связанные с крестьянским календарем (сельскохозяйственными циклами) – «основа основ» нашего менталитета. Разумеется, сейчас люди уже хорошо подзабыли свои корни, но те хорошо «зафиксировались» в обычаях «потомков венетов».

У русских и латышей, к примеру, национальные особенности гостеприимства выражены чуть слабее. Это – вполне естественное следствие того, что в древности разным родственным племенам приходилось сражаться за землю с представителями развитых западных государств и даже друг с другом. Ареал нашего обитания был перенаселен. Гость мог оказаться «засланным казачком». К слову, о казаках. Те вообще могли подвергнуть людей, пересекших зону их сечи, пристрастному допросу или пыткам.

Правда, сейчас они чаще угостят вас салом и борщом с галушками (при этом у донцов национальным блюдом является особая уха). Жители центральных губерний (великороссы) никогда не оставляли дверь открытой и держали собак наготове. Однако, обязательно кормили тех, «кого Бог принес», и угощали какой-нибудь слабоалкогольной настойкой (это – главная «визитка» всех славян). Жители Латвии в наше время переняли европейский «ни к чему не обязывающий» этикет. Сохранили лишь привычку кормить гостя в том случае, если в момент его прихода семья кушает. У русских кроме только что озвученной традиции дожила и еще одна: гостю надобно предложить «вкусного чаю»…

У литовцев и белорусов (народов-соседей, число представителей которых велико в некоторых российских регионах до сих пор) существует «обряд», при котором гостя нельзя перебивать. Но и визитер в ответ должен дослушивать слова хозяев до конца. Оба народа на Западе получили прозвище «джентльменов Восточной Европы». Их представители достаточно пунктуальны, ценя свое и чужое время. В литовском или белорусском доме нельзя мусорить и следует сдержанно себя вести. В ответ его владелец обязуется встретить вас крепким рукопожатием, душевной улыбкой и 2 блюдами. Белорус поставит на стол дранники, а литовец – пироги. В итоге оба «бульбаша» накормят вас картофелем. Никуда не спешите? Почему тогда не отведать белорусской или литовской зубровки. А вот заходить на частную землю у этих ребят совсем не принято.

В среде россиян, являющихся украинцами в нескольких поколениях (а таковые в РФ занимают 2-ю позицию после русских) принято ставить на стол перед гостем борщ с пампушками, чесноком и куском сала. Традицию соблюдали даже очень бедные люди.

Тюрки-земледельцы

Татары и крымские татары, если говорить про национальные традиции гостеприимства, вобрали в себя характерные обычаи рано осевших кочевых тюркских орд – племен Хазарии, печенегов, булгаров и половцев. Жители Татарстана открыто признают себя «правнуками» булгаров. А у тех существовал адат, предписывающий стелить перед гостем яркую скатерть и выставлять на нее лучшие угощения. А став мусульманами, татары прониклись одной из мудростей Корана, гласящей, что гостя следует еще и осыпать подарками. Именно поэтому на сабантуях так много приезжих.

А вот с коренными крымчанами все еще сложнее… Гостеприимство южных народов, которые заселяли Тавриду до прихода сюда первых тюрков (греков, меотов и готов) оказало значительное влияние на культурный склад нынешних крымских татар. Впрочем, во времена Хазарского каганата сильное слово у перечисленных народов Крыма сказал иудаизм… В результате пословица «Мой дом – моя крепость» на полуострове встала на первое место. К тому же данный пятак планеты был лакомым куском для всяческих набегов. Вот и ныне крымско-татарская семья намекает (даже соседу или приезжему родственнику): без спроса не заходи. Но если уж вас ждали, прием будет сказочным как роскошь султана. Население внутреннего Крыма, стучась даже в открытую дверь, всегда ждет ответа. И если пришельцу ответила хозяйка, то он обязан сказать, что мужчина. Восточные женщины обязаны закутываться при представителях противоположного пола. И еще. Если гость – пожилой мужчина, то ему целует руки вся семья (те, кто моложе). Если сам визитер молод, то руку целовать проживающему в доме аксакалу должен уже он. Как и у всех восточных народов, гостью берет на себя хозяйка, а гостя – глава семьи.

Важно: татары и крымские татары по численности являются третьими у нас на Родине.

Бывшие кочевые народности

Жизнь на полностью открытых пространствах – в степи и в полупустыне – накладывает свой отпечаток на быт, а, соответственно, и способ встречать в доме гостя. У казахов, киргизов, калмыков и алтайских народностей (все они составляют большой процент населения России) национальные особенности гостеприимства схожи.

Здесь уважают всех, кто прибыл издалека. 90-летние старцы обязаны были с почтением приветствовать даже 9-летнего ребенка в знак уважения к тем его доблестям, которые сохранили его в пути. Ведь степь не прощала ошибок… Каждый, кто решался на странствия по ней, когда-то очень давно почитался чуть ли не как бог. Этот человек приносил новости, мог указать дорогу к новым ориентирам. Путешественнику отдавали последнее.

Казахский дастархан, к примеру, это «стол», где для вас готовы зарезать последнего барана… Позже в степях и на горных хребтах Алтая и Киргизии, в калмыцкой или заволжской степи не только к гостям, но и к соседям по куреню стали относиться как к родственникам. Правда, у калмыков (как и у остальных монголов) соседей принято не замечать. Двери для них открыты. Они едят хозяйскую пищу, пьют воду или кумыс, даже садятся в общий круг. Просто этот факт ярко иллюстрирует кочевую поговорку «мой дом – твой дом».

Особняком среди бывших кочевников стоят цыгане. Тут они ближе русским – «чайку со сладостями дам, спою, но не забывай, что в гостях, и нечего так пялиться на мою жену»…

Кавказцы

Южное гостеприимство народов России до сих пор воспринимается как эталон патерналистского отношения к странникам, переступающим твой порог. В предгорьях, ущельях и на разных склонах Кавказа появлялись представители мало похожих друг на друга языковых групп и даже иных рас. Позже тут селились адепты разных религий.

Земледельцы соседствовали с охотниками или скотоводами. Тем не менее, названная горная система внесла одну общую черту в уклад всех народов. Как раз имеется в виду южное гостеприимство. В его основу входит понятие «священности очага». В старые времена любой, кто заходил в дом и касался котла, становился предметом защиты.

Дикие звери и природные катаклизмы, свойственные горной местности – все это в любой момент становилось причиной смерти горца и его семьи, когда те прятались, к примеру, от набегов. Торговец, проходящий через горный участок караванного пути, кроме этих напастей опасался еще и разбойников. А обычай «око за око» (во всех аулах) мог заставить целый род скрываться от кровников. И одна «овца» нередко портила сразу все «стадо». Так родилась потребность взаимовыгодного адата гостеприимства, описанного выше. Со временем хозяин жилья стал даже гордиться тем фактом, что кто-то доверяет ему свою жизнь. А христианство и ислам позже закрепили традицию, так как гостеприимство во всех авраамических религиях стоит в списке основных добродетелей.

Помимо обеспечения вашей безопасности южное гостеприимство обязывает относиться к вам как к близкому родственнику. Пожилая леди становится «матерью», молодая – «сестрой». Постояльцы-мужчины на время превращаются в «сыновей», «отцов» или «братьев». Гостеприимство южных народов заканчивалось, когда вы покидали саклю. Если ее владелец до этого являлся врагом, то борьба могла продолжиться тут же. Но сегодня кавказское радушие подразумевает отсутствие всякой вражды, развивает туризм.

В адыгских поселках у лиц, входящих в чужую усадьбу, были и кое-какие обязанности. Каждый должен был качнуть ногой лежащий бурдюк с прокисающим молоком. Именно благодаря большому количеству гостей быстрее получались лучшие на Земле кефир, масло и сыр. У карачаев вы должны попробовать барана и сказать «этот – самый лучший».

Из закавказских народов в нашем Отечестве больше всего армян. О них стоит поговорить особо, так как они сильнее отличаются от других кавказцев России. Дело в том, что у нас есть целые армянские деревни или огромные армянские диаспоры в городах. Любой, побывавший здесь скажет, что его кормили «самым настоящим» шашлыком (блюдо называют хоровац) и кололаком (наваристым бульоном с фрикадельками). Взрослые должны будут также испробовать домашнего коньяка. Если не поели и не выпили – значит, так и не пожелали счастья встретившей вас семье. При этом соглашаться на трапезу по местному этикету следует только на третий раз. Первые два предложения хозяин сделал лишь «для галочки» – ради приличия. Не факт, что у него есть для вас еда.

Финно-язычные народы Северо-Западного округа и Поволжья

Некоторые традиции гостеприимства народов России происходят из массива верований и ментальных установок, связанных с обитанием в дремучих лесах. А именно в них мы до сих пор и встречаем карелов, вепсов, удмуртов, мордву и марийцев – потомков охотников, рыболовов и собирателей. Кем являлся гость для финно-угра? Человеком, который может затеряться в пути – в чаще или на болоте. Поэтому на территории многих нынешних автономий РФ было принято встречать гостя не у дверей, а далеко за воротами. Сейчас – просто за воротами. Позже здешние порядки впитали также предки чувашей и башкиров. В поселках, населенных этими этносами смешанного происхождения, хозяева далеко провожают тех, кто у них гостил. А еще в Башкирии и Чувашии принято выставлять перед гостем все самое ценное. Лесные поселения не боялись воров. Тут все знали друг друга.

Этносы и культурные группы Севера и Сибири

Холодный климат «создавал» свое северное гостеприимство. Арктическая пустошь, тундра и северная тайга до сих пор почти не населены. Следовательно, гость порой становится настолько долгожданным событием, что его яркая встреча воспринимается уже не как обязанность, а как естественный человеческий позыв. Коми, накормив гостя, и, уложив его в постель, на следующий день даже благодарили его за визит. А ведь у большинства землян принято благодарить, наоборот – хозяина. За приют и внимание.

Восхищение гостем тут также сильно как желание пить или есть… Кстати, о еде. Пермяки-охотники (как и рыболовы) до сих пор скрывают свою добычу от гостей. Если показать им – удача отвернется от добытчика. Однако попавшему в чужой двор прохожему (по приглашению он прибыл или без) полагались абсолютно любые инструменты промысла. Пермяки даже оставляли сарайчики для их хранения открытыми.

Северное гостеприимство, как особый пласт общей российской культуры, хорошо прослеживается в населенных пунктах якутов – самого многочисленного народа холодных регионов Сибири (следует напомнить, что Якутия вообще самое морозное место Земли). Якуты, странствующие по чужим улусам, не брали с собой провизию. Их обязаны были накормить в любой яранге. Также как предоставить место для ночлега, а если надо – одежду или даже оленя. Ведь в зоне вечной мерзлоты особо развита взаимопомощь.

То гостеприимство северных народов, благодаря которому ходят анекдоты про чукчу, его жену и геолога, до сих пор имеет место быть на территории некоторых традиционных кочевий. Однако не стоит приписывать этот феномен только чукчам. Схожие обычаи есть у некоторых народов Центральной Азии и даже исчезающих этносов Южного Китая. Дабы предотвратить вырождение сильно изолированного племени (где все друг для друга уже давно родственники) пришельцы всегда использовались как спасители-осеменители.

Закончить главу, описывающую гостеприимство северных народов, будет уместнее ознакомлением с интересным обычаем все тех же славян, но на этот раз – сибирских староверов. Они никогда не съедят то, что принесли люди из «цивилизации» и даже не сядут с вами за одним столом (чтобы не оскверниться). Однако с большим удовольствием предложат вам своей (самодельной) еды – хлеб из печи, выращенные в тайге овощи, ягоды… Вместо спасибо скажут гостю: «Спаси, Христос». У гостей тут попросят удалить из дома все предметы с цифрами (стикеры со штрих-кодами, какие-то документы, ценники, распечатки с какой-нибудь статистикой). Цифра считается символом Беса…

Разное гостеприимство народов России – феномен, соединяющий этносы далеко не по родственному признаку. Народности постоянно разделялись. Странствующие этнокультурные группы одного народа могли со временем стать частью соседней или даже отдаленно проживающей нации, переняв ее традиции. Более значительную роль играл хозяйственный уклад, принадлежность к одной из мировых религий и геополитика. В эпоху сталинизма для борьбы с «заговорами землячеств» и национальными конфликтами создавались уже квазинациональные объединения. Их ярким примером являются нынешние Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия или Еврейская автономная область. Народы переселялись насильно, браки между представителями разных культур в СССР поощрялись. Но вносимый в духовную сферу интернационализм не смог сделать современного россиянина национально безликой, унитарной личностью. Гостеприимство народов России до сих пор представляет собой яркий колорит бытовых особенностей.

В гости по-русски: 8 особенностей гостеприимства в России, которые подметили иностранцы

Иностранцы в шутку говорят, что если русский человек приглашает кого-либо к себе в гости, то на то может быть целое множество причин, но по меньшей мере это означает, что ты ему понравился (а понравиться русскому человеку, как известно, — это задачка не из легких 🙂 Заморские гости отмечают, что у русских существуют особые традиции гостеприимства, а также правила, которые нужно соблюдать, чтобы не ударить в грязь в лицом.

Как же ходят в гости по-русски? Читайте и смейтесь вместе с нами! ??

1. Не вздумайте являться с пустыми руками

Любой приличный гость в нашей стране знает, что перед тем, как звонить в звонок, неплохо бы прикупить бутылочку вина или коробку пирожных к чаю: у нас никто не ходит в гости с пустыми руками. Никто не ждет от вас дорогого подарка — это же не вечеринка в честь дня рождения.

А еще у русских есть такое правило: все принесенное гостями подается к столу. Включите смекалку: покупайте то, что нравится вам самим 🙂

2. Тапочки!

Как известно, русские с большим пренебрежением относятся к американской традиции расхаживать по дому в обуви и предпочитают носить удобные тапочки. Эта традиция не обходит и гостей: по прибытию вам обязательно будет предложена пара тапочек огромного размера (или, наоборот, слишком маленьких) с цветочным узором или принтом леопарда. Отвергнуть гостевые тапочки значит проявить неуважение, поэтому лучше не рисковать и смиренно надеть их — вам же будет лучше 🙂

3. Экскурсия по дому

Даже если вы оказались в крошечной квартирке одной из русских хрущевок, будьте уверены, что любой уважающий себя гостеприимный русский человек проведет вам увлекательную экскурсию по дому. Вы сразу же узнаете, где вы можете помыть руки, кто изображен вон на той старой фотографии на стене и когда (и за сколько) была приобретена эта новенькая плазма. Это своеобразный ритуал, который у русских в крови. Приличный гость проявит интерес и отвесит пару комплиментов красивым обоям или дорогим карнизам, что непременно согреет душу любого хозяина.

Читайте так же:  Симоронтапочковый ритуал

4. Не спешите вытирать руки о первое попавшееся полотенце в ванной

Если в ванной комнате вы обнаружили несколько полотенец, не спешите вытирать руки о любое из них. Дело в том, что некоторые русские вполне спокойно отнесутся к этому, но для других, особенно щепетильных, это все равно что делить зубную щетку. В теории, русский хозяин покажет вам полотенце для гостей в ходе вышеупомянутого тура по дому, но если этого не произошло, то лучше уточните этот момент, чтобы не расстраивать своего русского друга.

5. Предложите свою помощь

Не беспокойтесь, в «русских» гостях вас никогда не заставят нарезать салаты или мыть жирные сковородки после ужина. Однако будет не лишним просто предложить помочь накрыть на стол или, к примеру, открыть напитки — хозяева обязательно оценят этот жест. А грязная работа обычно достается самым близким друзьям семьи, так что расслабьтесь.

6. Пить или не пить? Вот в чем вопрос!

Стоит или не стоит нажимать на спиртное в русских гостях? Решайте сами, но держите в голове две вещи: во-первых, репутация русских говорит сама за себя — эти ребята умеют выпивать с умом; во-вторых, почти в любой русской компании есть товарищ, который считает своим долгом напоить всех вокруг себя, и если вы вступите с ним в схватку, будьте уверены, что его опыт победит, а вы останетесь с носом и жутким похмельем на следующее утро. В любом случае, даже если вы не любите спиртное, поднимите бокал с хозяином «за встречу», а то он может и обидеться 🙂

7. Не опускайте бокал во время тоста

Русские тосты могут быть длинными и философскими, и даже если чья-то пламенная речь затянулась, ни в коем случае не ставьте свой бокал на стол — это может не на шутку оскорбить выступающего. А еще у русских принято отпить из бокала перед тем, как его опустить, — уважаемые иностранцы, вы записываете? 🙂

8. Когда уходить домой?

Это довольно деликатный вопрос. В «русских» гостях вас никогда не попросят уйти, поэтому вам придется самостоятельно догадаться, когда пора «убираться восвояси». Русские люди имеют обычай предлагать гостям все, что есть в доме, но это не значит, что вам нужно злоупотреблять гостеприимством, засидеться до полуночи и съесть все до последнего маринованного огурца. Как только тарелки опустели, а чай с тортом был выпит, собирайтесь домой и не забудьте поблагодарить вашего русского друга за отличный вечер: мы это ой как любим! 🙂

Традиции гостеприимства русского народа

Во время урока ученики знакомятся с традициями гостеприимства русского народа. Урок может использоваться на уроках ОРКСЭ или на классном часе.

Просмотр содержимого документа
«Традиции гостеприимства русского народа»

Тема: Традиции гостеприимства русского народа (урок по ОРКСЭ) 4 класс
Цель
: знакомство с традициями приема гостей

Задачи:
— познакомить с традициями гостеприимства русского народа
— формировать умение применять знания, полученные на уроках ОРКСЭ, литературы

-воспитывать интерес и уважение к традициям и обычаям русского народа, патриотизм, толерантность;

-развивать умения самостоятельно оценивать результат своей деятельности, своих одноклассников.

Тип урока: изучение нового материала.
Метапредметные связи: русский язык, окружающий мир? kbnthfnehf

Методы: наглядный, практический, частично-поисковый, ИКТ

Формы: фронтальная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска; карточки-задания, фонотека (физминутка)

Организационная часть.
Приветствие. Готовность к уроку.

Самоопределение к деятельности

Давным-давно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу.

Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал:

– Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите весь мой скот на четыре равных стада, возьмите себе по стаду, и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей.

Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:

– Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?

· Как вы думаете, для кого предназначалась четвертая часть скота? (Ответы учащихся).

Отец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля… Помните, дети мои, как говорил старый мудрец: «Добро содеял – добро извлек!» Вместе с гостем в дом входят свет и радость общения…

· Как вы думаете, в чем проявилась мудрость отца? (Ответы учащихся).

— О чем мы с вами будем беседовать сегодня на уроке?

III. Работа по теме урока

— Вы никогда не задумывались, зачем люди ходят в гости? (Ответы детей)
Учитель: Во время общения узнают новости, обсуждают события, советуются, делятся друг с другом радостью и горем.

Миновали века. Многое переменилось с тех пор. Но народ сохранил традиции гостеприимства. И сегодня мы с вами познакомимся с обычаями приёма гостей русского народа, с правилами гостеприимства по этикету.
— Как можно по-другому назвать прием гостей…(гостеприимство).
— Как вы понимаете слово «гостеприимство»?
— Ритуал гостеприимства, по существу, — это общение двух сторон,— хозяина и гостя.
2) Словарная работа.
— В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование значения слова “гость” — тот, кто посещает, навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время.

От слова гость образовано много однокоренных слов. Назовите их. Выставить слова на доске- карточки
Гостить – жить у кого-нибудь в качестве гостя.
Гостинец – подарок иди деньги гостя хозяину.
Гостеприимство – радушие к гостям

— Мы с вами проживаем в стране, где 160 национальностей живут в мире и согласии. У каждого народа свои традиции и обычаи: «Сколько народов — столько традиций и обрядов». Однако каждый человек должен осознавать, что он представитель своего народа и должен уважать как свой народ, так и другие народы.

— Перечислите национальности, которые вы знаете. Вот с традициями гостеприимства русского народа мы сегодня и познакомимся.

3) Работа по теме урока

Русское гостеприимство

Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.

Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, переступавший порог дома, был всегда в радость. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте. На Руси дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью, а приезжего человека было принято обогреть, накормить. Наши предки с радостью принимали гостя – не скупились, ставили на стол все, что имели. Потому и возникла поговорка: «Всё на стол мечи, что есть в печи». Хозяева даже обижались, когда гость мало ел и пил.

4) Практическая часть

Задание 1. (Приложение №1)
Работа в группах. Каждая группа получает информацию о гостеприимстве башкирского, русского, татарского народов. Учащиеся должны на листе бумаги отметить правила гостеприимства русского народа и представить краткую информацию.(каждая группа зачитывает)
— Оцените свою работу. (учитель оценивает кружочком)
— Гостеприимство это, целое искусство — умение сделать так, чтобы гости остались довольными. В народе говорят: «Гость доволен — хозяин рад».

— Прием гостей в своем доме – это большая ответственность, ведь вы должны все сделать так, чтобы гости приятно провели время. Поэтому принимать гостей нужно правильно.
— Как же это сделать? С чего начать?

— Составьте структуру приема гостей
(приглашение, встреча, угощение, развлечение, прощание— появляются постепенно на доске).
1 этап «Приглашение» (работа в группах)
Вопрос: — С каких слов мы чаще всего начинаем приглашение в гости?
Каждая группа говорит вариант приглашения.
— Приходите ко мне завтра…
— Я приглашаю вас к себе на…
— Я буду очень рад, если вы придете ко мне…
Вопрос: — Каким может быть повод для приглашения в гости? (ответы детей)

« В зависимости от вида торжества, на которое Вы приглашаете гостей, лично при встрече, по телефону или, выслав приглашение почтой, укажите дату, время и место проведения торжества, при необходимости, вид одежды. Приглашая гостей, необходимо помнить, что приглашенные должны иметь достаточный запас времени на подготовку к торжеству, ведь каждый гость должен выбрать подарок хозяевам вечера, подобрать соответствующий наряд. Как правило, на свадьбу или значительный юбилей принято приглашать за месяц до торжества, на домашние праздники – не менее чем за неделю».
Вопрос: — Как вы думаете, можно ли ходить в гости без приглашения? (Ответы учеников).
2 этап «Встреча«. Гостя при встрече у русского народа обязательно встречали земным поклоном. К собравшимся гостям выходила наряженная хозяйка, обязательно кланялась в пояс. Гости тоже отвечали ей земным поклоном и начинался обряд «целования». Гости подходили и по очереди целовали хозяйку. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, то это служило сигналом стартовать и рассаживаться по столам. Церемониальный стол обязательно стоял в «красном углу», возле неподвижно стоявших лавок. Это было почетнее, чем сидеть на приставных лавках, так как считалось что гость находится под покровительством святых.
3 этап «Угощение»

Начало трапезы было ознаменовано тем, что хозяин дома каждому приглашенному гостю подавал кусок хлеба с солью. Так как соль была очень дорогим продуктом в то время, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки стояли поближе к хозяину и важным гостям. Поэтому соль была одним из самых важным продуктов. Еще одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко заваривался чай. В зависимости от крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны. Традиции подачи блюд сильно изменились с того времени. Для начала подавались пироги, затем блюда из мяса, птицы и рыбы (это называлось жаркое), а затем в конце обеда -супы («ушное»). Отдохнув после супов, на десерт кушали различные сладкие заедки.


— И мы с вами давайте накроем праздничный стол. Класс делится на группы.

составить коллаж из иллюстраций на тему: «Праздничный стол»

составить меню «Русская кухня» из определенных продуктов.

Выписать только блюда русской кухни:

Бешбармак, сибирские пельмени, плов, окрошка, холодец, борщ, уха, манты, курник, чак-чак.

Обсуждение. самооценивание и оценка других групп. Учитель оценивает кружочками

4 этап «Развлечение»Игры, танцы. (физминутка «Колобок»)

— Я предлагаю сейчас отдохнуть.
С учащимися проводится музыкальная физминутка (включить видео).

— Ребята, еще одна традиция гостеприимства — это умение правильно попрощаться. Вам нужно подобрать слова, выражения, которые мы произносим, когда прощаемся с гостями.

Гостя провожали и желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». Кроме этого, обычаем было налить на посошок и посидеть на дорожку. В те времена это означало, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была гладкая, как скатерть.

— Как должны вести себя хозяева и гости во время прощания?
Например: — Спасибо, гости дорогие, что зашли к нам, проведали.
— Приходите к нам еще, мы всегда рады встрече с вами.
— Слова благодарности или прощания.

5) Закрепление темы урока

1) Работа по слайдам

Мы с вами познакомились с некоторыми правилами гостеприимства и давайте оценим некоторых сказочных героев со стороны гостеприимства.(сказки « Лиса и журавль», «Муха- цокотуха», «Каша из топора», «Винни – пух в гостях у Кролика»)

2)Работа с пословицами

Русское гостеприимство славится по всему миру, это считается проявлением русской широкой души. Русского хлебосольства не бывает наполовину, а только на широкую ногу.

Мне показалось важным…..

7.) Домашнее задание

– Расспросите взрослых о семейных традициях приема гостей; найдите и запишите в тетрадь пословицы и поговорки о гостеприимстве.

Самоценивание – Наше настроение, наше впечатление мы покажем при помощи кругов. Составим цветок – середина уже есть, это моё впечатление от сегоднешенго урока . А вы приклейте лепестки – ваше настроение .

Российские традиции гостеприимства

Современное русское гостеприимство отражает древнейшие обычаи предков, которые сформировали менталитет народа и прочно «срослись» с его представлениями о радушии, хлебосольстве. Обычаи гостеприимства нашли свое выражение в фольклоре, всевозможных пословицах и поговорках, прекрасно отображающих отношение русских людей к гостям.

Как на Руси звали в гости

В старину на Руси деревни и города находились на большом удалении друг от друга. Поездка в соседний населенный пункт представляла собой грандиозное событие и могла занимать до нескольких недель. По этим причинам любой пришлый человек являлся желанным гостем. Он приносил с собой новости, мог рассказать что-то интересное или предупредить о надвигающейся опасности. Встречали гостя с искренней радостью и старались угодить ему во всем.

В условиях существования без телевидения, радио, интернета и других технических развлечений живое общение представляло собой особенную ценность. Но русичи не скучали в ожидании далеких, «заморских» гостей. Скрасить однообразные будни помогали гости из ближайшего круга: соседи, дальние родственники и кумовья, проживающие в другой части деревни. Для таких случаев требовалось приглашение.

В гости звали уважительно, с особым почтением и радушием. «Милости прошу к нашему шалашу», «Милости просим!» — такие фразы сопровождались обычно поклонами. Желанных гостей буквально зазывали к себе в дом. Это обращение подразумевало и то, что человеку будет оказан очень почтительный прием.

Как встречали гостей

Известная русская традиция встречать гостей караваем хлеба и солонкой, доверху заполненной солью, берет начало в глубочайшей древности. Изначально она символизировала готовность отдать гостю самое дорогое и истинно ценное, что есть в доме, — хлеб. Человек, переживший хоть один неурожайный год и голод, прекрасно понимал значение этой традиции.

Поднесение каравая хлеба с солью означало очень многое. Оно символизировало установление мира и добрососедских отношений. В Московском и некоторых других княжествах жители считали, что само словосочетание «хлеба да соль» отвращает от дома и людей любое зло. Обычай встречать долгожданных, дорогих гостей хлебом-солью сохранилась до сих пор. Она повсеместно используется на свадьбах, высокопоставленных приемах иностранных делегаций и пр.

Хлеб-соль гостям подносила хозяйка дома. Она кланялась пришлым в пояс и приветствовала их самыми ласковыми и уважительными словами: «Заходите, дорогие гости! Просим!» Гость должен был съесть кусочек хлеба, обмакнув его слегка в солонку. Затем он приветствовал и целовал радушную хозяюшку. Гость также должен был выпить рюмку водки, после чего участники церемонии снова обменивались поклонами. Так выглядел обряд целования, после которого гостей приглашали в дом.

Как угощали на Руси

На Руси гостям не только оказывалось огромное почтение. Их старались угостить всем самым лучшим, что только есть в доме. Выражение «Закатить пир горой» относится как раз к истинно русскому способу принимать гостей. Переступив порог дома, пришлые крестились на иконы в Красном углу и ждали особого сигнала от хозяйки. Приглашением к столу служило обычное действие хозяйки дома: женщина просто отправлялась к так называемому своему, «женскому» столу. После этого все рассаживались.

Читайте так же:  Чай англия традиция

Угощение на Руси готовилось богатое, разнообразное и обильное. Например, на княжеских пирах могло быть до 500 перемен блюд. Хозяева старались, чтобы столы чуть ли не ломились под тяжестью угощения. Это был еще один способ показать гостю свое почтение. Подавали пироги с разной начинкой, мясные блюда и запеченную птицу («жаркое»). Затем следовала перемена блюд. Хозяйка угощала «ушным». Так назывались на Руси супы.

После ушного следовал небольшой перерыв. Гости отдыхали от обильной трапезы, общались, выпивали, обменивались шутками-прибаутками. Затем следовал десерт: всевозможные сладости, выпечка, мед и пр. Во время таких пиров много пили, шутили, пели и плясали. Радушный и зажиточный хозяин в знак особого уважения мог даже одарить почтенного гостя шубой или какой-то другой ценной вещью.

Как гостей провожали

Пиры по случаю прихода гостей могли продолжаться много часов. Гостей нередко оставляли на ночевку, предлагали попариться в бане. Когда приходило время прощаться, обязательно следовало выпить рюмку на посошок и посидеть немного «на дорожку». Когда гости, сильно захмелев, наконец собирались в путь, хозяева говорили известное и сейчас пожелание: «Скатертью дорога!»

Это в наше время оно имеет негативную окраску. На Руси так желали легкого пути, чтобы дорога была ровной, гладкой и чистой, как скатерть. Беспокойство о том, чтобы дорогие гости без проблем добрались домой, являлось естественной составляющей традиционного русского гостеприимства.

Старая Сарепта

Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник

ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА У РАЗНЫХ НАРОДОВ

Гостеприимство имеет большое воспитательное значение, оно развивает чувство дружбы и товарищества. Гостеприимство оценивается как одно из главных условий связи между людьми, как источник симпатии, взаимного уважения, понимания и поддержки.

«Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех славянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…».
Н.М. Карамзин
Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте, а память о славных народных застольях, царских, дворянских и купеческих гастрономических пиршествах жива и поныне.
Великий князь Владимир Мономах в своих знаменитых «Поучениях» говорил, что русские всегда с уважением относятся к чужаку-иноземцу, так как он много путешествовал и много видел. А если он будет хорошо принят в гостях, то хорошая репутация о хозяине дома, а по нему и всей страны, распространится далеко за ее пределы.
И действительно, гостя встречали с земным поклоном, старались окружить лаской и заботой, относились к нему с особым почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. Когда гостя провожали, то желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». В те времена эти слова означали, что хозяин дома желает гостю, чтобы его дорога была такая же гладкая, как скатерть.
В старые времена трапеза начиналась с того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома. Так как соль тогда была довольно дорогим продуктом, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки на столе стояли ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства.

Гостеприимство по-грузински
«Гость – посланник Бога», — гласит грузинская пословица. На протяжении веков грузинский народ слагал свои традиции гостеприимства. Из поколения в поколение передавались любовь и безграничное уважение к гостю, преданность обязанностям хозяина, традиционному застолью. В итоге в грузинской культуре сформировалась высокая культура гостеприимства. Для гостя принято не жалеть самого лучшего. Согласно грузинской народной поэзии, гостеприимство ценится больше, чем храбрость, смелость и умелое владение оружием. Грузинский фольклор идеализирует радушного, щедрого хозяина, порицает скупого. В то же время огромное значение придается и нравственности гостя.

Казах может зарезать последнего барана, остаться без средств к существованию, но традиции гостеприимства соблюсти. С таким трепетным благоговением относились всегда в Казахстане к гостю.
Закон гостеприимства: нельзя ничего жалеть, все для гостя. И только после того как гость отдохнет и поест, ему можно задавать вопросы – кто он и откуда.
Любой гость для казаха – это событие. Не зря народная пословица гласит: «Даже 9-летнего ребенка, прибывшего издалека, спешит приветствовать 90-летний старец». Издревле сохранился до наших дней обычай, когда односельчане, родственники, соседи поочередно приглашают к себе в дом отведать угощение прибывшего издалека гостя, невзирая на то, что он прибыл к кому-то одному.
Гость находится под защитой хозяина. Даже самый лютый враг, являясь гостем, имеет право на защиту.

Казаки и гости
Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной песне-частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы ни был он среды, хотя бы в рубашке убогой – ала-верды, ала-верды». Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений.

Гостеприимный дух Сабантуя
Веселый, мудрый Сабантуй — непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем. Сабантуй дорог и ценен прежде всего как демократичный, народный праздник, в котором или при помощи которого мы соприкасаемся с народными традициями общения и веселья. Есть традиции — есть народ, нет традиций — нет и народа. Это аксиома!
Особо надо сказать о традициях гостеприимства и застолья. И по сей день на Сабантуе можно встретить семейные застолья со своими самоварами и угощениями на разостланной прямо на траве скатерти, с песнями под тальянку.
Сабантуйский дух состязательности, однажды вселившись в сердце человека в детском возрасте, будет ему помогать всю жизнь. В этом смысле Сабантуй — это начальная школа жизни.

Гость — посланник Аллаха
Многие народы славятся своим гостеприимством, особенно на Кавказе. Но в Дагестане существует культ Гостя. Кем бы он ни был, откуда бы ни пожаловал, какую бы веру ни исповедовал… Он — Гость…
Гостеприимство как традиционная форма взаимного общения людей имело и имеет до сих пор широкое распространение у всех народов Кавказа. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы к вам не пришел гость!».
«Гость — посланник Аллаха», — говорят горцы. Так относятся к каждому вошедшему в дом, кто бы он ни был, к какой бы нации и вероисповеданию не принадлежал. Особым почетом бывает окружен представитель другой народности.
Гость в горах не бывает неожиданным. Горец всегда ждет его. Гость ни в чем не должен нуждаться — такой неписаный обычай горцев.

Культура гостеприимства у якутов (традиции и современность) Текст научной статьи по специальности « История. Исторические науки»

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Матвеева Вера Семеновна

В статье рассматриваются особенности традиций гостеприимства у народа саха, дается общая и сравнительная характеристика основных его элементов, как в прошлом, так и в современных условиях.We consider the traditions of the hospitality of Sakha people in this article. Authors give general description of basic elements of these traditions and compare today and early traditions.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Матвеева Вера Семеновна,

Текст научной работы на тему «Культура гостеприимства у якутов (традиции и современность)»

?УДК 379.85 (571.56)

КУЛЬТУРА ГОСТЕПРИИМСТВА У ЯКУТОВ (ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ)

CULTURE OF HOSPITALITY OF THE YAKUT (TRADITION AND MODERNITY)

В статье рассматриваются особенности традиций гостеприимства у народа саха, дается общая и сравнительная характеристика основных его элементов, как в прошлом, так и в современных условиях.

Ключевые слова: гость, гостеприимство, гостинцы, культура, народ, обычаи, традиции

We consider the traditions of the hospitality of Sakha people in this article. Authors give general description of basic elements of these traditions and compare today and early traditions.

Гостеприимство — это социальный обычай, в разной степени свойственный всем народам. Культуру гостеприимства или буквально традицию принимать гостей можно рассматривать в разных аспектах жизнедеятельности человека. Но в основном эта часть культуры в основном изучалась в рамках этнографии, где особую роль отодвигали в традиционной стороне этого обычая. Трансформация

* Вера Семеновна Матвеева, старший преподаватель кафедры фольклора и культуры Института языков и культуры народов Северо-востока Российской Федерации СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. E-mail: [email protected] Vera Matveeva, Senior Lecturer, Folklore and Culture Department, Institute of Languages and Culture of the Peoples of the North-East of the Russian Federation, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

гостеприимства в современном мире, его статистические элементы и внутренняя динамичность в культуре жизнедеятельности этноса, выявление культурных идентичностей начинают рассматриваться в трудах исследователей с конца XX — го столетия. Следует отметить, что традиции гостеприимства развиты в самых разных культурных обществах. Они осуществлялись на неинституционализированном уровне, а в рамках повседневной жизни человека. С развитием современных индустриальных и постиндустриальных обществ (включая цивилизационный подход) выделяется еще одна его внутренняя суть — поддержание тесных связей между странами и народами, т.к. оно способно оказывать нравственное влияние, которое создается на почве дружественных отношений между народами. Кроме того, оно определяется социально — сословными нормами, регулируются поведенчески практической стороной людей и морально

В каждом народе существуют присущие только ему обряды гостеприимства, правила приема гостей и посещения друзей. С одной стороны прием гостей — это типичная как бы этикетная ситуация, т.к. она сформирована веками в самых разных формах, свойственных только тому или иному народу, а с другой — квинтэссенцию социального общества, то есть принципиальные нормы поведения, касающиеся в отношениях между принимающей стороной и гостем. Несколько интересных пояснений дал педагог В. Ф. Афанасьев, «гостеприимство

— не только высокое моральное качество, но и показатель внутренней культуры. Гостеприимство развивает чувство дружбы и товарищества. Не будь этого качества, откуда бы сохранялась, развивалась общность территории, нрава, языка и др. Гостеприимство нельзя рассматривать как простой акт мимолетной вежливости, оно одно из главных условий материальной связи между родами, племенами, народами, источник симпатии и взаимного понимания и поддержки» [1,181].

Слово «гостеприимство» происходит французского слова «Ио8р1-

talite», что обозначило практику приема паломников и беженцев. Как верно отмечает доктор исторических наук, профессор Е.Н. Романова: «гостеприимство в своей окончательной сути не поддается понятийной формулировке» [8, 242 с.].

В данной статье из всего социально-культурного феномена гостеприимства у якутов, мы будем рассматривать те стороны, которые относятся в аспекте культуры повседневности. Как мы уже отметили выше, одним из главных элементов гостеприимства является межличностное общение. После изучения этнокультурных процессов у народа Саха в 90-е годы ХХ столетия Д.Г. Брагина отметила, что «гостеприимство у якутов было вызвано жизненной необходимостью развития социально-экономических связей между территориально разобщенными народами и фамилиями.Гость был почти единственным информатором обо всех происшествиях и новостях края. Для якутов в те времена, когда они жили по аласам олонхосуты, певцы и сказители считались почетными гостями. И их встречали по всем канонам якутского гостеприимства и дарили разные подарки» [2, 87]. Даже в свадебных алгысах (букв. «благопожеланиях») благословляли молодых: Ыалдьыт сылдьар, хоноьо хонор ыала буолун; тонмуту ириэрэр, аччыктаабыты аьатар утуе — мааны дьон дэтин (Пусть ваш дом будет всегда полон гостями, пусть гость у вас оставался с ночлегом легкой душой; всегда помогайте тем, кто нуждается в вашей помощи). В старину дом, где останавливался путник, приходили мужчины всего села, получить информацию о внешнем мире. Женщины в таких «гостевых сборах» не ходили. Интерес гостю повышался, если он был представителем другого этноса. В этом случае объем информации намного расширялся, давая возможность познакомиться с явлениями и событиями иной культуры и иного жизненного уклада [2, 87]. К этому можно добавить заметки из «Юридических обычаев якутов» М. Вруцевича: «Обычай гостеприимства,свойственный только первобытным племенам,у якутов пользуется полным правом гражданства, чем часто злоупотребляют

русские поселенцы. Случается, что якуты не только кормят бездельных поселенцев, но и снабжают их на дорогу довольно значительными деньгами или продуктами, несмотря на то, что поселенец, прокутив деньги где-нибудь в городе,снова возвращается к тем же якутам, которые его накормили, напоили и дали денег, они повторяют это по несколько раз. В отношении гостеприимства мне приходилось слышать от якутов такую речь: «Нуча (русский, говорят якуты, дома кусагам» (худой); если якут к нему придет голодный, когда русский сидит за столом и обедает, то русский ни пить, ни есть не даст, а когда русский придет к якуту, не дать ему пить и есть не хорошо, потому что якут знает, каково быть голодному; в этом случае мы судим по себе». Я знаю еще случай, что один старшина изрядно поколотил якута за то, что тот плохо накормил проезжего путешественника из поселенцев» [3].

Традиционные элементы якутского гостеприимства, особенное почитание гостя и вежливое отношение к нему, подчеркнуты во многих этнографических материалах. Известно, что во время визита гостя не только обменивались новостями, но и одалживали разные предметы быта»

В своем фундаментальном труде о вилюйских якутов Р.К. Маак заприметил, что: «При встрече двух якутов, давно не видевших друг друга, разговор между ними обыкновенно начинается словами: рассказывай, друг. Эта фраза служит у якутов общепринятою формою приветствия. [6, 256]. Когда приходит гость, они его приглашают к накрытому столу. И за столом они обмениваются своими новостями. Со стороны кажется, что они старые знакомые [4,189]. В этом слов «кэпсээ» (рассказывай), кроется несколько значимых функций: приветствие -предъявление уважения — предрасположенность (или начало) беседы. Здесь мы замечаем психологические проявления, как душевность, простота, доступность, открытость, доброжелательность

Еще в своем труде И.А. Худяков отметил, что: «истинные якуты никогда не здороваются друг с другом пожатием руки и не знают слова

«Здравствуй». Приезжая гость входит, не кивая головой, снимает шапку, вешает ее на кол и греется у разведенного огня. Погревшись, он садится на лавку, и тогда только хозяин проговорит: «Рассказывай, Друг!» [11, 164]. Тут не только оказывают честь и уважение гостю, но кроется какая -то семантическая нагрузка.

Читайте так же:  Традиции сша википедия

В сборнике «Эллэйада» Г.В. Ксенофонтова можно подробно узнать про приветствие якутов. Например: «. Эллэй по обычаю того времени приветствовал ее, став на левое колено и подперев левой рукой щеку, три раза сделал перед ней земные поклоны» [5,18].

Встреча гостей обычно начинался с усадьбы. Встреча гостя внутри дома также имеет свои особенности. Об этом можно узнать в работе В.Л. Серошевского «Якуты». В этой книге автор достоверно описывает якутский балаган и почетные места для гостя. Якуты обычно в летнее время встречали гостей обязательно с кумысом [10, 253]. В основном кумысом почитали уважаемого гостя.

Якуты ходили в гости со своего родного аласа в отдаленные аласы для того, чтобы обменяться новостями и всегда брали с собой подарки для хозяев дома. А когда гость собирался уходить, хозяева дома дарили ему подарок и продукты на дорогу. Известно, что у якутов существовала два вида подарка: подарок (Бэлэх) и гостинцы (КэИии):

— «Подарок (Бэлэх), дар в особенности свадебный, который обязательно должен быть возвращен в виде отдарков. Существовало также понятие «тэннубэт бэлэх», означавшее подарок, который делали в знак благодарности за какие-нибудь благодеяния или услуги , который не требовал ответного дарения» [6, 428] и предназначался к главе семейства.

— КэИиилэнии — когда берешь подарки для своих знакомых и родственников и взамен получаешь подарок от них;

— Соболон — это один из видов подарка. Его дарят гостю за то, что он поделился новостями. [2, 87]

Иногда в знак дружбы подарки делают в виде денег, скота, средств

быта и пушнины. Человек, получивший подарок должен был пригласить его домой в гости и взамен подарить подарок. Это называется взаимообменом подарками. После вручения «кэИии» гость больше не дотрагивался к нему руками и недолжен был кушать из привезенного в подарок (если он принес масло, мясо и т.д.).

По материалам В.Л. Серошевского, что хозяйка дома без разрешения родных не должна была принимать и дарить подарки. Когда забивали скот, они делились с соседями. Этот обычай преподнесения подарков существует испокон веков. Если они нарушат обычай, то мир между соседями будет разрушен. [10, 427]

Как мы видим из этнографических материалов, якуты всегда радовались гостинцам. Когда приносят гостинцы, ими воспринималось как знак уважения. Этот обычай имел глубокие корни. Из словаря Э.К. Пекарского,слово «кэИии» (гостинец) происходит из монгольского слова. «КэИии — маленький подарок, гостинец, не требующий обязательного отдаривания». [7, 1061]

Как писал исследователь И.А. Худяков, гостю, который пришел хоть с маленькими гостинцами, хозяева дарили ему подарки, которые он бы смог увезти на упряжке. После этого человек, который подарил подарки через 2-3 года шел к нему в гости и получал подарки. [11, 127]

Почти полное описание традиций гостеприимства описал в своем труде известный якутский этнограф А.А. Саввин: «Люди, выезжавшие на длительное время в другие улусы, в большинстве случаев провизию с собой не брали. Пользуясь обычаем своей страны — гостеприимством в пути — они ночевали в качестве гостей часто у совершенно незнакомых людей» [9]. При этом,он опирался на труды исследователей,и на записки путешественников: «. что путешественник, проезжающий по якутским пустыням, найдет в каждом жилище радушное гостеприимство и готовность поделиться с ним, чем только богаты хозяева Якутии у зажиточных и хлебосольных хозяев гости не переводились ни днем, ни ночью, зато у бедняков их бывало мало. Во множестве они

гостили у окрестных жителей в периоды общественных собраний и неводьбы» [9]. Особое внимание он обращает на количество гостей у зажиточных людей: «. не столь зажиточных лиц оставалось ночевать 10-15 человек, которых кормили хозяева. У наиболее богатых людей нередко ночевало по 20—30 человек, большинство из них по знакомству, некоторые по делу, а часть — как родственники. Среди них имелись и незнакомые лица, которые ехали в какой-нибудь наслег или улус, а иногда и должностные лица, разъезжающие по своим делам»[9]. Он первым отмечает влияние социально — экономических и культурных изменений в повседневной жизни людей того времени: «С открытием Ленских приисков, возникновением товарного хозяйства и денежного обращения среди богатых улусных якутов можно было встретить много лиц, добивавшихся получения кредита или производства расчета по долговым обязательствам — хабала. Приехав по делам, они пользовались правами гостей, иногда останавливались на ночь у самого кредитора. Все приезжие, даже будучи совершенно незнакомыми, хозяевам, пользовались правами гостя и ночевали без всякой платы за ночлег. Вообще о плате за стол и ночевку не могло быть и речи, так как это в корне противоречило национальному обычаю гостеприимства. В этом отношении некоторое исключение представляли только бедняки, проживающие у больших дорог,юрта которых служила как бы постоялым двором. Они частично питались подачками проезжающих, которые давали им мясо, масло и прочие продукты, что фактически было платой за ночевку и корм для лошадей»[9]. Он далее указал и отрицательные стороны обычая гостеприимства: «Обычай гостеприимства у якутов имел и отрицательные стороны. Пользуясь неограниченным радушием своих хлебосольных соседей,некоторая часть населения злоупотребляла обычаем старины и занималась частым хождением «в гости» . Даже у не очень зажиточных лиц, имевших только 20—30 голов скота, можно было часто встретить 3—4 посетителя, часть которых оставалась ждать ужина. Благодаря такому обилию гостей во второй половине зимы у

значительной части середняков продукты питания иногда иссякали, что ставило их в крайне затруднительное положение. Поэтому нередко можно было встретить хозяев, которые не любили большого стечения незваных гостей. Таких недовольные соседи называли кубэ ыал, т. е. скупые, нехлебосольные хозяева. Кубэ ыал варили свой ужин только поздно вечером, когда назойливые гости расходились» [9].

Особенной была встреча богатого почетного гостя: «хозяева устраивали в его честь настоящий пир: забивали скот, угощали вином, кумысом и более изысканными блюдами. В сущности, такое угощение являлось аИылыком,т.е.поставкой обязательного провианта для важного лица и его свиты, — настоящим пережитком обычаев минувших эпох. Гости имели право на другой день увезти с собой часть мяса зарезанного для них скота. На следующий день перед отъездом собравшихся гостей хозяева одаривали помимо обязательного провианта другими ценностями: маслом, серебряными украшениями, монетами, мехами, а самого тойона — нередко хорошей лошадью» [9].

Зажиточные хозяева, когда приезжал к ним почетный гость, то устраивали пышную встречу в прямом понимании этого слова. Этот сюжет гостеприимства описывается в Олонхо. Мы тут увидим детально разработанный этикетом традиционную встречу гостей, представляющую собой целый комплекс церемониальных жестов, имеющих общее значение, почитание и уважение. Он выступает в эпосе в виде развернутой формулы, которая в принципе сохраняет постоянную структуру: Тут же

Девять подобных журавлям Холостых парней К ней с двух сторон подошли, Бережно под руки взяли, По совершенно гладкому огромному двору, Такому, что и пуночка

Поскользнулась бы, проводили, Войдя в сверкающие деревянные Сени, такие, что захудалого коня Пот прошибет, Пока он до их конца доберется, Через них провели.

Восемь девушек, подобно белым гоголям, перед ней появившись, Широкую дверь распахнули настежь, Дверь с погремушками вмиг открыли, В почетный высокий дом,

Издали заметный, сверкающий, заботливо под руки ввели, За золотисто-желтый стол-сандалы, из восьми слоев бересты Крепко сбитый,

На прочную жестяночную медную лавку Бережно усадили. . Девушки, подобные белым гоголям, Почетный узорчатый чорон С кумысом, сдобренным маслом, до края наполнив, Ей поднесли, и она все выпила. [12,156] Нужно отметит, что часто встречающиеся в эпических формулах, описывающих традиционную встречу гостей, девять прислужников-юношей в восемь прислужниц-девушек наделены постоянными эпитетами: «девять подобных журавлям холостых парней» и «восемь подобных белым стерхам незамужних девушек или девственниц». Во многих эпосах показано участие этих помощников в повседневной жизни, когда они выполняют ставшими традиционными церемониальные жесты при встрече почетных гостей. Однако и в повседневной жизни, видимо, обряд традиционной встречи требовал, чтобы эти прислужники были ритуально чистыми, и их держали специально для таких случаев. Как видно из приведенного отрывка, парни и девушки при встрече выполняют разные функции, которые не

только строго ритуализованы, но и распределены между ними. Парни должны обслуживать гостей во дворе, а девушки — в доме.

В другом сюжете Олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур», при традиционной встрече почетных гостей в Верхнем мире к обслуживанию привлекаются богатыри и удаганки, сыновья и дочери высокопоставленных лиц, входящих в свиту из 44 тойонов. Эти два богатыря и удаганки Верховного мира из аристократического окружения при ставке или дворе главного тойона (в данном сюжете Юрюнг Айыы Тойона) находятся в услужении, несмотря на их высокий статус. Они выполняют разнообразные поручения (раздеть, усадить, угостить почетных гостей, посадить в темницу), в том числе и посольские.

Как уже отметил Савин А. А.: «у более зажиточных, хлебосольных якутов, отличающихся неограниченным гостеприимством, посетители не переводились ни зимой, ни летом, что иногда приводило к полному их разорению. Про таких людей говорили «хоноИо, ыалдьыт сиэн кээспит дьоно», т. е. люди, которых разорили, «съели» гости. Если гость собирался ночевать, его постель заносили в юрту сами хозяева или их слуги и готовили для него мягкое ложе. Коня его кормили хорошим сеном. Если приезжий представлял собой почетное лицо ехал издалека, то он мог отдыхать у гостеприимных хозяев даже несколько суток. Если знакомый проезжал мимо, не заехав, якуты обижались, видя причину этого в недоброжелательстве. [9].

Как мы уже заметили гостеприимство — это один из древнейших и универсальных обычаев, вписанных в самобытную культуру всех народов мира, в том числе и у якутов. Якуты различают гостя по его пребыванию: «ыалдьыт» — букв. «гость», «хоноьо» — гость, который остается ночевать, «ааьан иьэр киьи или дьон» — проезжий человек или проезжающие люди. К ним отношения могут быть разными, исходя из его (их) социального положения,как уже отмечалось выше приведенных примеров из труда А.А. Саввина.

До сих наша республика (не только народ Саха) славиться своим

гостеприимством. В современное время «якутское гостеприимство» претерпевает кое, какие изменения. Наряду с традиционным гостеприимством, унаследованным от прошлого, в гостеприимстве современных якутов есть и новые элементы, связанные с изменениями в их быту и культуре. Церемонию приема гостя в том виде, каким он был в старину, мы видим во время празднования традиционного праздника ЫИыах, при встрече зарубежных гостей, политических деятелей, звезд эстрады и кино и т.д. Однако делается это не путем радикальной замены устаревших образцов социального поведения, а путем регулятивных отношений во время процессиональных церемоний.

Теперь мы живем в другое время, более технически и информационно развитом мире. В такое время некоторые человеческие ценности переосмысляются, даже в личностном отношении люди в какой то мере постепенно начинают отдаляться друг от друга. Такова особенность влияния культуры глобализационной эпохи. Здесь можно привести пример, что сегодня, вряд ли кто-нибудь впустит в свой дом как в старину совершенно незнакомого человека. Такое понятие, как гость в семье — почетный, уважаемый, дорогой человек, к сожалению, во многих семьях начинает утрачивать исконный смысл.

Заметна роль влияния культур других народов и его воздействие на современный уклад жизни. Особенно четко прослеживаются следы европейской модели гостеприимства: договоренность о предстоящем визите; если гость хочет остаться несколько дней, то заранее предупреждает, даже может договориться о цене своего пребывания и т.д. В связи с развитием новых технологических достижений и информационных связей, значение гостя, как носителя свежих информаций и т.д. уже изменился. Современный человек сильно нагружен, иногда даже не хватает ему времени, чтоб спокойно поесть, поспать. Даже можно выявить какие — то ракурсные границы при встрече гостя, между жителями села и города. Житель города в силу малогабаритности своей квартиры, не имеет возможности располагать

большего количества гостей.

90-е годы ХХ — го столетия превознес сильные изменения в культуре многих народов, населяющих Россию. Экономический распад страны сильно отразились в традициях гостеприимства. Раньше, даже когда ребенок зашел поиграть с их детьми, то ему радовались, как к дорогому гостю. Говорили, что дом с детьми полон счастья. Начали готовить всякие сладости или накрывали стол с всякими сладостями. В сельской местности люди часто ходили, друг другу в гости без предупреждения, или просто захаживали по нескольку раз в день и обменивались с разными новостями, знаниями и т.д. И при этом каждый раз хозяйка накрывала стол или просто наливала чай. До недавнего времени сохранялась традиция «обмен гостинцами». Если гость пришел с гостинцем, то обязательно этому человеку чем-нибудь одаривали, не отпускали с пустыми руками. В настоящее время это традиция как бы незаметно исчезает. После забоя скота, удачной охоты, улова до сих пор угощают соседей, родственников. Это конвенциональные нормы следуют по усмотрению каждого человека.

В современном глобальном мире мы многое начинаем утрачивать, но эталоны культуры гостеприимства остаются, хотя претерпевает кое-какие изменения. Например, сегодня стало компетентным, ходить в гости к своим близким родственникам или друзьям заранее предупредив. Гостеприимство стало не только приемом друзей или близких,но и показателем вежливости,уровня культуры,воспитанности и прочее. В городской среде встречать гостя уже стало традицией (модным) по событийным дням: дням рождения, по случаю рождения ребенка, свадьбы, юбилея, новоселья и т.д. Традиции гостеприимства в большей степени проявляется в сельской местности, чем в городской среде. Раньше гостеприимство было одной из форм установления деловых контактов, дружеских отношений, что служило интересам общего дела, то, в данный момент такие встречи в основном пытаются организовать в ресторанах, разного рода клубах и т.д.

Таким образом, на примере традиций гостеприимства якутов в культуре повседневности можно делать вывод о том,что гостеприимство как традиция и обычай сохранились отчасти. Некоторые функции достаточно устойчивы и жизнеспособны, в том плане, что они сохранились в обрядовой культуре якутов. Традиционная культура, пусть даже, когда-то она была обыденной, в данное время претерпевает изменения на фоне повседневной культуры современного человека. Радует то, что отличительные этнические особенности нашего традиционного гостеприимства в рамках обрядовой культуры до сих пор не утратили свой смысл. Однако сама этнокультурная диффузия направляет этот обычай гостеприимства в сторону его унификации, универсализации при сохранении наиболее значимых ее элементов.

1. Афанасьев, В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн. изд-во, 1979.

2. Брагина, Д. Г. Современные этнокультурные процессы у народа Саха: Учебное пособие. — Якутск: Издательство якутского университета, 1996

3. Вруцевич, М. Юридические обычаи якутов. Койданава. «Кальвша». 2020. http://acarajj-kut.blogspot.ru/2020/03/2020_51.html

4. Гоголев, А.И. Историческая этнография якутов: Учебное пособие для студентов. — Якутск, 1980.

5. Ксенофонтов, Г.В. Эллэйада: материалы по мифологии и легендарной истории Якутии. — М.: Просвещение

6. Маак, Р.К. Вилюйский округ якутской области. — СПб., 1997.

7. Пекарский, Э. К. Словарь якутского языка. — М.,1959. Т.1-3

8. Романова, Е.Н. Традиционный этикет якутов: Материалы конференции. «Этнос и традиции». — Якутск, 1994

9. Саввин, А А. Пища без «души» не насыщает // Наука из первых рук. Выпуск № 6 (30). 2009.

10. Серошевский, В.Л. Якуты: опыт этнографического исследования. М., 1993.

11. Худяков, И. А. Краткое описание Верхоянского округа». — М., 1969

12. Ядрихинский, П. П. Дьырыбына дьырылыатта кыыс бухатыыр. Дьокуускай, 1998