Шокирующие традиции и ритуалы

10 самых ужасающих традиций разных народов мира

Многие ритуалы очень безобидны и есть традиции, которые популярны в целом мире, но есть и такие, которые могут повергнуть вас в шок. Очень странные ритуалы, порой болезненные и насильственные, можно встретить в разных частях планеты. Некоторые из них мы поведаем вам в этой статье и напомним, что при путешествиях надо быть очень бдительным и аккуратным.

Танец Солнца

Как известно, коренные жители Америки делали в честь духов земли многие ритуалы. Эти все ритуалы нужны для того, чтобы связываться с великими духами, также они часто приносят себя в жертву и это для того, чтобы сохранить прямой контакт с Древом Жизни. Прямой контакт с Древом происходит таким образом: вертелом, прикрепленный к столбу, пронзается кожа на груди. Все участники начинаются двигаться то вперед, то назад и стараются вырваться, а в это время их кожа по-прежнему связана со столбом. Этот танец может продолжаться несколько часов.

Каннибализм

В Индии в городе Варанаси проживают агхори Бабы которые известны тем, что едят умерших людей. Многих из них думают, что больше всего в жизни человек боится своей смерти, и что этот страх мешает ему духовно просветляться. Агхори Бабы верят, что если они съедят мертвого человека, то этот страх исчезает, и они начинают просветляться. По законам индуизма 5 типов людей не могут быть кремированы: беременные женщины, дети, святые, незамужние женщины и люди, которые умерли вследствие укуса змеи или от проказы. Людей этих сначала придают реке Ганг, а потом агхори их оттуда достают и начинают потреблять.

Прыжки с лозы

Гкол – ритуал, который проводится в селе Бунлап. Этот ритуал напоминает банджи-джампинг. В тот момент, когда мужчины готовятся к прыжкам, все остальные жители поют и танцуют. Прыгуны вокруг лодыжек завязывают лозу и после этого прыгают с башен из дерева, которые сделаны специально для этого ритуала. Судя по всему, мужчины не обеспокоены чем это им может грозить, они просто считают, что чем выше точка прыжка, тем больше будет благословение богов.

Самобичевание

Во время священного месяца Мухаррам, каждый год последователями шиитского ислама проводится массовое самобичевание. Таким образом, они почитают память смерти Хусейна, а также внука Мухаммеда. Во время ритуала мужчины свое тело истязают лезвиями, которые прикреплены к цепям. Мужчины не чувствуют боли, так как они все находятся в состоянии транса.

Небесные погребения

Священный ритуал, который называется небесные захоронения, есть в Тибете. Буддисты считают, что нет никакой надобности сохранять тело после смерти, так как существует круг перерождения. Тела мертвых людей передают воздушным хищникам. Чтобы тело исчезло как можно быстрее, его разрезают на куски и в округе отдают на съедение.

Вуду и духовные владения

Западная Африка популярна последователями Вуду. Один из обрядов славится тем, что человек в себя принимает духа либо другу душу, как в сосуд. Хоть человек и в сознании, но считается, что дух телом овладевает полностью, и по завершению ритуала дух находится в человеке еще 3 дня.

Танцы с мертвыми

В Мадагаскаре проходит фестиваль «поворот кости». Жители считают, чтоб дух быстрее добрался до загробной жизни, нужно чтобы тело как можно быстрее разложилось. Поэтому раз в 2 года на протяжении 7 лет они раскапывают своих близких, танцуют с ними вокруг могилы и потом их нужно перезахоронить в другом месте.

Огненные прогулки

В Малайзии считают, что чтобы оттолкнуть злые воздействия от себя или усилить мужскую силу и избавиться от плохих мыслей, нужно пройти ритуал очистки и пройти по горящим углям босиком. В это верят сотни людей и поэтому принимают участие в этом фестивале.

Смертные обряды

Племя Яномами считается одним из примитивных в мире. Как считают жители, смерть — это не естественное явление. После смерти тело кремируют и смешивают его с бананами и начинают потреблять. По их мнению, таким образом, член племени не покидает их, а продолжает жить вместе с ними.

Накалывание

Очень опасный ритуал ежегодно проводится на Пхукете в Таиланде. Участники свои щеки протыкают мечами, копьями, ножами или даже оружием. Все это проводится, потому что жители верят, что боги вводят их в транс во время этого действа, а это помогает защититься от зла и приносит удачу в будущем.

Скарификация

Духовная связь между племенем очень важна в Пауле (Новая Гвинея), поэтому у них существует необычный ритуал. Одна из церемоний проводится в «Доме Духа». Ритуал заключается в том, что подростки проживают уединенно в Доме Духа на протяжении двух месяцев. По истечению изоляции, все готовятся к посвящению, после которого признается их переход к зрелости. Во время ритуала осколками из бамбука наносят проколы. Все эти зазубрины очень похожи на крокодиловую кожу. Племенные жители верят, что люди произошли от крокодилов. По поверью, крокодил проглотил мальчика и оставил вместо него взрослого мужчину и из-за этого все знаки на теле напоминают следы от зубов крокодила.

Шокирующие традиции, обычаи, обряды народов мира.

Каждый народ имеет свои обычаи, традиции и обряды, которые дошли до нас из глубины веков. Иногда они видоизменяются, а иногда остаются в неизменном виде и продолжаются в наше время, что для цивилизованного, современного человека, кажутся иногда удивительными, а иногда варварскими.

Этих традиций нескончаемое множество, сколько народов, столько и их. Но я выделила несколько, которые меня удивили и шокировали.

Если гостю понравилась жена хозяина, то ее с удовольствием предлагали на ночь.

До начала XX века считалось большой честью, если гость переспит с женой хозяина, а если она еще и родит от гостя, то праздновали это событие всем селением.

В племени Нинг-ба наследство переходит по женской линии. Наличие земли, считается огромным богатством. И чтобы не было деления земли, пятнадцатилетнюю девушку выдавали замуж за мужчин — братьев. Возраст, мог варьироваться от 6 до 26 лет. Это мужья и заодно бесплатная рабочая сила, кто сегодня остается в спальне с женой, выставляет свою обувь на порог.

После свадьбы, мужчина в течение месяца должен носить женскую одежду и выполнять женские обязанности. Считается, что так он может понять, что значит быть женщиной и ценить ее труд.

Аборигены-воины, показывают свое дружелюбие и приветствие, прикасаясь к члену собеседника.

На похороны заказывают стриптизерш, они танцуют для покойника и присутствующих.

Одна из версий появления этой традиции заключается в том, что если на похоронах много людей, то это считается признаком почтения к покойному. А чтобы завлечь людей, начали приглашать стриптизерш.

На похороны приносят нечетное количество цветов, а на праздники четное.

На праздник плодородия, мужчины надевают костюмы с большими пенисами и с весельем бегают на улицах за женщинами.

А на «фестивале влагалищ» на параде, везут большой макет влагалища, которое раскрывается и из него сидящая девочка выбрасывает рисовые лепешки.

Ирак и некоторые страны Востока.

Большой палец вверх, считается оскорблением.

Левой рукой принято выполнять деликатные гигиенические процедуры, поэтому она считается грязной.

Рукопожатие делается только правой рукой, левой — это оскорбление.

Девушек на выданье откармливают в отдельной хижине, куда допускается только мать.

Полная женщина, считается эталоном красоты и имеет больший шанс выйти замуж.

Лишать невинность у девушки, имеет право только жрец с помощью деревянного ножа.

А жених предлагает свою женщину всем мужчинам селения. Только после того, как мужчины « переспали» с невестой, играют свадьбу. А вот в браке, жена должна быть верной.

В некоторых племенах, девочкам зашивали влагалища и перед свадьбой, по разрешению старейшин — расшивали.

Считалось позором быть девственницей. Если об этом узнавали, то могли выгнать из деревни.

Поэтому мамы приказывали дочерям переспать большим количеством мужчин. Не менее 20 мужчин. Но мужу об этом не этично было говорить.

На Маркизских островах, на свадьбе, мужчины вставали в очередь по старшинству и совершали с невестой половой акт.

Гуам — остров в Тихом океане.

Невинной девушке запрещалось выходить замуж. Ждали, когда приедет специалист и за плату лишит ее девственности.

Мангайя — остров в Тихом океане.

Мамы приветствуют наличие у дочерей многочисленных половых партнеров. Если девушка до 18 лет не имела мужчины, то через нее «пропускают» 30 мужчин.

Я не ханжа, но меня такие обычаи шокируют. А вас?

Шокирующие любовные ритуалы (ФОТО)

Любовные традиции народов, живущих в разных уголках планеты, порой изумляют и шокируют. Священная проституция, богоугодные супружеские измены по праздникам – мы и не подозреваем, какие хитросплетения свободы нравов и всевозможных правил и табу властвуют в тех странах, куда мы с вами ездим в отпуск.

Сакральная проституция

Представьте: храм на юге Индии, множество паломников собрались на индуистское празднество. Перед дверями одного из залов выстроилась длинная очередь богомольцев. Перед входом в покои они произносят мантру, оставляют пожертвования храму и богам и скрываются за тяжелой драпировкой. Через некоторое время они, «очищенные и просветленные» выходят из дверцы с противоположной стороны зала…

Смотрите фотогалерею Шокирующая Индия

Такая картинка наблюдается несколько раз в год в храме Саундатти, где процветает традиция сакральной проституции. В дни праздников и большого течения паломников «джогамма» и «джогаппа» – молодые женщины и юноши – совокупляются с богомольцами в обмен на их пожертвования храму. Оставьте похотливые мысли! Эти любовные акты посвящены «матери мира» богине Йеллама, ее супругу Йамадагни и их сыну Паразурама, который, как повествует миф, отрубил матери голову.

Что же происходит в таинственном зале? Верующие и служительницы культа Йеллама впадают в транс и в полузабытьи совершают обряд «маитуна» — «спасительного соития». Считается, что паломников высших каст оно приближает к святости, а самих жриц любви, которые, как правило, принадлежат к касте неприкасаемых, утверждает в завидном статусе супруг божества. При этом сами «супруги» имеют вид весьма экзотичный – в знак благочестия они никогда не ухаживают за своими волосами, которые от этого сваливаются, как войлок.

Недостатка в прихожанах у храма практически не бывает. Впрочем, некоторые исследователи индийской культуры убеждены, что празднества в Саундатти в наши дни используются как прикрытие для заурядной проституции.

Брак по-судански

У народа Нуба, посещение племен которого – гвоздь программы сафари по Судану, главным днем в году считается «праздник выбора мужей». С восходом солнца потенциальные новобрачные начинают свои любовные танцы и пляшут до тех пор, пока все невесты не положат глаз на кого-нибудь из соплеменников. Причем, когда в знак своего расположения женщина опускает руку на плечо избранника, польщенный, он не смеет даже поднять глаза на будущую супругу. Может быть потому, что невеста, украшая себя накануне ночью, слегка переусердствовала с ритуальными ранами и надрезами?

Впрочем, будущая семейная жизнь – это еще отнюдь не решенный факт. Даже после публичных эротических игр будущее брака остается под большим вопросом. Даже если молодой воин сумел ублажить свою красавицу, пока он не построит для нее дом, он будет жить среди скота и сможет навещать любимую только по ночам, тайком пробираясь в дом будущих родственников…

Словесные оргии на страже целомудрия

Настоящий культурный шок ожидает того путешественника, который в день зимнего солнцестояния окажется в местечке Гиндукуш на севере Пакитсана. Племя Калаш, живущее там, называют «каплей язычества в море ислама». В канун праздника, посвященного восхвалению любви и плодородия, местные деревенские девушки соревнуются в… ритуальном сквернословии. Считается, что злые духи, услышав «всю правду» о местных жительницах потеряют к ним интерес и не будут строить козней. Поэтому в ход идут такие изощренные словесные конструкции, что у любого стороннего наблюдателя буквально «вянут уши». Если, конечно, он понимает местный диалект.

При этом «словесные оргии» состоят из нескольких этапов, между которыми мужчины и женщины меняются одеждами. Таким образом они подогревают желание, хотя любые телесные контакты в этот период строго запрещены. Только после того, как наступит день жертвоприношения и всеобщего кутежа, и в храме Саджигор за один час зарежут сто овец, Калаш могут с чистой совестью предаваться любви.

Супружеская неверность по праздникам

Прежде чем начать соревнования по крикету, молодежь островов Тробриан в Новой Гвинее восхваляет любовь. Мужчины недаром наносят на лица военную раскраску: крикет – игра, которой в начале века их обучили миссионеры, заменяет теперь древние племенные войны.

Но самое интересное то, что проведение турнира совпадает с моментом созревания ямса, которому туземцы приписывают сильнейшие эротические свойства. Поэтому

Мужчины красятся — женщины оценивают

По случаю Ворсо, ежегодного праздника, знаменующего конец сезона дождей и пробуждение природы, юноши из племени Бороро в Нигере усиленно красятся и наряжаются. Гримирование является важной частью церемонии, которая может длиться шесть дней и шесть ночей. На лицо наносят густой слой охры, а потом натирают жиром для блеска.

Во время самого праздника юноши, с массивными масками (слой макияжа порой достигает 3-5 сантиметров) на лицах участвуют в конкурсе красоты, жюри которого состоит из 10 самых прекрасных девушек племени. Причем лица танцующих должны быть раскрашены одинаково, чтобы виртуозное владение искусством макияжа не мешало девушкам беспристрастно оценивать мужские достоинства. Жутковатая улыбка, застывшая на их лицах, нужна для того, чтобы показать белизну зубов, а вытаращенные глаза – чтобы похвастаться яркостью белков.

Лишь 10 из 40 молодых людей получают право отправиться с молодой красавицей в ближайший лес и стать настоящим мужчиной.

Одна жена на всех братьев

Представьте свадебную процессию: у алтаря пятнадцатилетняя невеста и пять женихов-братьев, от шести до двадцати шести лет. У тибетского племени Нинг-ба на северо-западе Непала землю – главное местное сокровище – наследует женщина. Выдавая одну из дочерей замуж за нескольких мужей, Нинг-ба фактически нанимают рабочую силу и избегают дробления земли. Остальным же уготована участь послушниц в монастыре. Мужья же делят между собой супруг очень просто: тот, кому выпало провести ночь в супружеской спальне, оставляет у входа обувь, предупреждая тем самым остальных, что «место занято».

Читайте так же:  Ислам в индии традиции

Читайте также

Шокирующая Индия — 7 странных ритуалов

  • Кеш Лочан — ритуал монахов Индии

    Мади Снана — ритуал, связанный с едой

    Джалликатту — индийская коррида

    Обычай, посвященный богине Кали

    Тайпусам — древняя индийская традиция

    Странные обычаи агхори

    Ритуал сати — страшное проявление любви

    Индия не перестает удивлять как опытных путешественников, так и впервые открывающих для себя ее удивительные обычаи. Контраст между сверкающими современными городами и бедными деревнями, пестрой одеждой жителей и обилием мусора на улицах. Кажется, эта страна состоит из противоречий. А некоторые ритуалы Индии способны удивить и шокировать неподготовленного зрителя.

    Сколько точно в Индии праздников и фестивалей подсчитать не удалось

    Кеш Лочан — ритуал монахов Индии

    Самый распространенный вариант этой традиции заключается в подношении богу собственных остриженных волос. Во многих религиозных традициях, в том числе и индийских, волосы считаются вместилищем жизненной энергии.

    Странный ритуал распространен и за пределами Индии

    Поэтому, подношение в качестве жертвы такой важной части тела, говорит об истинной преданности верующего. Адепты джайнизма идут дальше и в рамках ритуала не просто стригут, а выдергивают волоски по одному. Этот обычай символизирует полное отречение монаха от мирских удовольствий и смиренное принятие всех будущих событий.

    Богам преподносят детские волосы

    Мади Снана — ритуал, связанный с едой

    Этот древний ритуал Индии современному человеку может показаться унизительным, но не стоит забывать, что Индия живет по своим правилам. Мади Снана тесно связан с кастовой системой, которая сегодня все еще применяется в отдаленных регионах страны.

    Вполне безобидный обычай планируют запретить

    В соответствии с древним ритуалом, представители каст шудра , вайшья и кшатрии купаются в остатках пищи брахманов. Согласитесь, мало кто из нас согласится добровольно покататься в объедках. Но в традиции Индии считается, что такой ритуал помогает вылечить болезни кожи.

    Джалликатту — индийская коррида

    С помощью этого обычая юноши и мужчины могут похвастаться своей силой и отвагой. В отличие от корриды, во время ритуала джалликатту не допускается использование оружия. А перед боем быка кормят забродившими фруктами и засыпают в глаза красный перец, чтобы он опьянел и разозлился еще больше.

    Опасный ритуал несколько раз запрещали из-за смертей участников и животных Первым свидетельствам о Джалликатту 1500 лет

    Цель ритуала в том, чтобы успокоить быка или удерживать его максимально долго. Не сложно догадаться, что попытки удержать разъяренное животное часто заканчивается травмами или даже гибелью смельчаков.

    Обычай, посвященный богине Кали

    Богиня Кали в мифологии Индии считается одной из ипостасей Шивы . Она одновременно богиня смерти и дарующая жизнь, ее вид внушает страх и обожание. По легенде, однажды Вишну отправил своего слугу получеловека-полуптицу Гарудана утолить голод Кали, и тот накормил ее собственной кровью.

    Равнодушных нет — все или в шоке, или в восторге Все для кровожадной Кали

    Фестиваль Гарудан Токкам ежегодно проводится на юге Индии. В память о поступке Гарудана адепты пронзают кожу на спине крючьями и подвешивают себя за них на специальной платформе. Таким образом, во время этого странного ритуала, последователи Кали жертвуют богине свою кровь.

    Тайпусам — древняя индийская традиция

    В начале года отмечается традиционный индуистский праздник, каждый год привлекающий множество туристов. Это событие посвящено передаче богиней Парвати богу войны Муругану священного копья, которым он смог победить демона Сурападмана.

    Традиция пошла со времен битвы асов и дэвов Тайпусам — национальный праздник в Индии, Малайзии, Шри-Ланке и Фиджи

    Во время празднования Тайпусама принято проводить странный ритуал, во время которого деревянной или металлической спицей, символизирующей копье Парвати, пронзается язык испытуемого. Спица длинная настолько, что на оба ее конца дополнительно насаживают фрукты и ягоды. Кроме того, желающий совершить ритуал должен заранее поститься и медитировать, а накануне весь день носить на шее венок из цветов.

    Странные обычаи агхори

    Агхори — это индуистское учение, адепты которого поклоняются Шиве-разрушителю, и почти все их традиции так или иначе связаны с человеческими останками и смертью. Агхори считают, что весь материальный мир, а вместе с ним плотская оболочка это иллюзия, не имеющая большого значения. Настоящее значение имеет только душа, в традиции агхори считающаяся воплощением Шивы, связанным чувственными удовольствиями, гневом, жадностью и прочими духовными путами.

    Умершие при жизни — так называют адептов агхоры

    Ритуалы членов агхори призваны освободить человека от всех лишних материальных и духовных привязанностей, в том числе и от страха перед смертью и мертвецами. Поэтому в их традициях использование человеческих костей в быту и осыпание себя пеплом, оставшимся после кремации, обычное дело. Кроме того, есть информация о том, что последователи учения не брезгуют каннибализмом.

    Ритуал сати — страшное проявление любви

    Самый пугающий и странный обычай Индии из сегодняшнего списка — сати. Суть древней традиции в самосожжении женщины вместе с телом погибшего мужа. До сих пор не ясно насколько искренним было желание вдов совершить самоубийство настолько болезненным способом, ведь не стоит сбрасывать со счетов давление социума и родственников, а также незавидную судьбу одиноких женщин в древности, особенно бездетных.

    Судя по древней картине, не очень добровольный ритуал Отпечатки рук вдов королевских кровей, совершивших сати

    Правители Индии в разное время официально запрещали этот жестокий обычай, но без особого успеха. В современной Индии страшный сати под запретом. Также предусмотрено наказание для тех, кто не пытался спасти вдову в случае действительно добровольной попытки самосожжения.

    Некоторые традиции и обычаи кажутся страшными, опасными, смешными или бессмысленными. Однако совсем отказаться от них не получится. У каждого есть собственные ритуалы, например, утренний. Если хотите в своей жизни чего-то больше — добра, радости, здоровья или счастья, можно осознанно создать ритуал. Что это будет — желать всему миру счастья по утрам или благодарить Вселенную и конкретных людей перед сном — решать вам.

    Если понравилась эта статья, поделитесь ею с друзьями. Кстати, в рубрике «Путешествия» найдете много интересной и полезной информации. Подпишитесь сейчас и не упустите ничего нового.

    Шокирующие традиции и ритуалы

    Работа шахтера всегда была опасной. Неудивительно, что у представителей этой профессии имеется множество примет, суеверий и ритуалов, которые порой могут показаться странными и шокирующими.

    Самые популярные шахтерские суеверия

    Авторы статьи «Культурное наследие горного дела: мифология и религиозные традиции горняков» Н.К. Гринько, В.Д. Грунь и В.Г. Лунев пишут: «В культурном наследии горного дела свое место занимают мифология и религиозные

    традиции. Недра Земли всегда были связаны с суевериями…»

    Например, нельзя желать шахтеру удачи, если он идет на работу. Вместо этого следует сказать: «С Богом!» Удача может и подвести, а вот Бог будет охранять человека.

    К примете о том, что нельзя возвращаться с полпути, шахтеры относятся очень серьезно. Шахтер ни за что не вернется с полдороги, даже если забыл что-то важное, например, тормозок с едой. Лучше он весь день проработает голодным.

    Зато если шахтер по дороге на работу встретит женщину в белом платье, то он имеет полное право взять отгул. Дело в том, что женщина в белом ассоциируется со смертью, а в забое и так смерть всегда ходит рядом.

    Не стоит также выходить на смену в новой спецодежде – это к аварии. Чтобы ничего не случилось, следует перед сменой макнуть одежду в канавку.

    Не рекомендуется приходить на смену слишком рано: по поговорке, чем раньше спустишься, тем позже выедешь.

    В книге нарядов нельзя расписываться красными чернилами. Видимо, потому что они ассоциируются с кровью.

    Современные российские шахтеры никогда не говорят: «последняя смена» — только «крайняя». Иначе смена и впрямь может оказаться последней в жизни.

    Шахтеры никогда не садятся, а тем более не ложатся на носилки – считается, что тогда что-то случится и человека на этих носилках и вынесут из забоя.

    Шахтеры на смене стараются без особой надобности не отвечать на телефонные звонки. Это может вызвать неприятные последствия. «Послушаешь ушами — потопаешь ногами», — говорят работники горного дела.

    Считается, что нельзя спускаться в шахту накануне отпуска. Поэтому, если даже у шахтера в этот день смена, он на нее не выходит. Об этой традиции знают все.

    Если шахтер пережил три профессиональные травмы, ему следует перейти на другую работу (наверху) или совсем уволиться. По поверью, четвертого раза никому не пережить.

    Святые и духи — покровители горняков

    «Свойственные горному делу опасности с глубокой древности порождали не только суеверные страхи, но и набожность горнорабочих, почитавших особых святых

    покровителей – защитников их жизни и здоровья, — сообщают Гринько, Грунь и Лунев. — Горняки нередко мечтали о вмешательстве сверхъестественных сил, способных отвести от природных опасностей, указать на рудоносную жилу, спасти от произвола хозяина рудника».

    В России покровителями горняков считаются Святой Николай Чудотворец, Святой Макарий Египетский, Святой Прокопий Устюжский (в честь него назван Кузбасский город Прокопьевск), а также Святая Великомученица Екатерина.

    «Немало литературных произведений, множество горняцких легенд связано с такими мифическими персонажами, как горные духи, — комментируют Гринько, Грунь и Лунев в своей статье. — Перед горняком они предстают в разном обличье в виде антропоморфных (человекоподобных), зооморфных и гибридных существ».

    А вот что сообщает на эту тему М. Власова в «Энциклопедии русских суеверий»:

    «Представления о горном “хозяине”… распространены там, где ведутся горные, подземные разработки, в шахтерских районах, на Урале, Алтае, в Западной и Южной Сибири… По мнению горняков-угольщиков, Горный маленького роста, с седой короткой бородой, черным лицом и красными глазами; одет в черную или темно-серую рубашку… Иногда он походит на черта… Горный, по поверьям, собирает богатства земли в одно место и ограждает их заклятием. Он допускает или не допускает к сокровищам подземных недр, преследует не уважающих его, прогоняет не понравившихся ему людей».

    Шахтер никогда не поставит в шахте крестик, если необходимо что-то пометить. Считается, что горные духи терпеть не могут христианской символики. Поэтому вместо креста ставят галочку.

    У донбасских шахтеров целый ряд ритуальных суеверий связан с Шубиным. Легенды о нем записали собиратели фольклора Борис Горбатов и Леонид Жариков.

    Шубин – это не фамилия. В старину существовала профессия с таким названием. Шубины ходили по штрекам со свечой или факелом, выжигая метан для предотвращения его накопления и взрывов. При этом, чтобы самим не опалиться, они надевали на себя шубу изнаночным мехом наружу и периодически обливали ее водой.

    Позднее с той же целью шахтеры стали брать с собой в забой клетку с канарейкой. Чувствительная птица падала в обморок, если в помещении накапливалось даже небольшое количество метана. Это был знак, что нужно подниматься наверх. Сейчас эту функцию выполняют газоанализаторы.

    По преданию, однажды во время смены в забое взорвался метан, и погибла вся бригада. В живых остался только молодой парень — шубин, и люди обвинили его в трагедии. Тогда он спрятался в забое, и больше его никто никогда не видел. А после смерти он превратился в духа, обитающего в шахтах. Является Шубин людям почему-то в облике седого старого шахтера «с крючком в руках, каким таскают вагонетки». Иногда в штольнях слышен его стариковский кашель. Характерной приметой Шубина, отличающей его от обычного человека, являются ярко горящие глаза и ноги «с волосатыми копытами».

    Шубин помогает своим «коллегам», предупреждая их о грядущих авариях и обвалах. За это шахтеры делятся с ним своим «тормозком». Но кроме того, чтобы завоевать благосклонность Шубина, необходимо соблюдать некоторые правила. Например, придя на смену в забой, следует первым делом с ним поздороваться. Если в процессе работы часто обваливается порода, значит, Шубину не по душе, чтобы сегодня добывали уголь, и лучше закончить работу в этом забое.

    Самые необычные суеверия и традиции народов мира

    Свои традиции, обычаи и обряды есть у каждого народа, существующего в нашем мире. И сколько этих народов, столько и традиций — самых разных, необычных, смешных, шокирующих, романтичных. Но какими бы они не были, их чтут и передают из поколения в поколение.

    Как уже мог догадаться наш читатель, сегодня мы будем знакомить с самыми необычными приветствиями народов мира, а также их традициями и обычаями.

    Обычаи

    Самоа

    Самоанцы при встрече обнюхивают друг друга. Для них это скорей дань предкам, чем серьезный ритуал. Когда-то таким образом самоанцы пытались выяснить, откуда тот человек, с которым они здороваются. Запах мог рассказать, сколько человек шел по джунглям или когда последний раз ел. Но чаще всего по запаху определяли чужестранца.

    Новая Зеландия

    В Новой Зеландии представители коренного населения, маори, при встрече друг с другом касаются носами. Такая традиция уходит в далекие века. Называется она «хонги» и символизирует дыхание жизни — «ха», восходящее к самим богам. После этого маори воспринимают человека как своего друга, а не просто как приезжего. Эта традиция соблюдается даже при встречах на «высшем уровне», поэтому не удивляйтесь, если увидите по телевизору, как президент какой-то страны трется носом с представителем Новой Зеландии. Это этикет и его нарушать нельзя.

    Андаманские острова

    Коренной житель Андаманских островов садится к другому на колени, обнимает за шею и плачет. И не думайте, что он жалуется на свою судьбу или хочет рассказать какой-нибудь трагический эпизод из своей жизни. Таким образом он радуется встречи со своим другом, а слезы — это та искренность, с которой он встречает своего соплеменника.

    Кения

    Племя масаи — самое древнее в Кении, оно знаменито своими древними и необычными обрядами. Один из таких обрядов — приветственный танец адаму. Его исполняют только мужчины племени, как правило это войны. Танцующие становятся в круг и начинают высоко прыгать. Чем выше прыгнет — тем ярче он покажет свою храбрость и мужество. Поскольку масаи ведут натуральное хозяйство, им часто приходится так прыгать при охоте на львов и других животных.

    Читайте так же:  Легкий магический ритуал

    Тибет

    На Тибете при встрече показывают друг другу язык. Такой обычай идет еще с IX, когда Тибетом правил царь-тиран Ландарма. У него был черный язык. Так тибетцы боялись, что царь после своей смерти может поселиться в кого-то еще и поэтому решили показывать язык, чтобы обезопасить себя от зла. Если вы хотите также последовать этому обычаю — убедитесь, что не ели ничего красящего ваш язык в темный цвет, иначе может произойти недоразумение. Руки при этом, обычно, держат скрещенными на груди.

    Традиции

    В Японии

    Да и не только в Японии, а повсюду на востоке вы должны быть готовы к одной из главных традиций народов востока — немедленно снять обувь. В Японии вам предложат тапочки, чтобы преодолеть расстояние между входной дверью и гостиной, где вам снова придется снять тапочки, прежде чем вступить на татами (камышовую циновку). Конечно, вы должны быть уверены, что ваши носки безупречно чистые. А покидая гостиную, будьте внимательны и не наденьте чужие тапочки.

    Китай или Япония

    Палочки должны быть прислонены к блюду и подняты вверх на две трети. Никогда не следует насаживать пишу на палочки как на копье, перекрещивать их друг с другом на тарелке, складывать по разные стороны блюда, указывать палочками на людей, использовать палочки, чтобы подтянуть себе блюдо поближе или, что хуже всего, втыкать их в рис. Именно так поступают японцы на похоронах, оставляя рис с вертикально воткнутыми в него палочками около усопшего. Традиции народа Японии не позволяют легкомысленного отношения к смерти.

    Таиланд

    В тех странах, где большая часть населения исповедует буддизм, голова человека считается священным хранилищем души, и прикасание к ней считается серьезным оскорблением даже для малыша. Еще один широко известный жест в традиции этих народов, — указывание на какой-то предмет пальцем — это считается грубым в Малайзии, в этих целях малазийцы используют сжатый кулак с оттопыренным большим пальцем, указывающим направление. Филиппинцы еще более сдержаны и скромны в указаниях на предмет или направление движения, они скорее укажут вам направление движением губ или глаз.

    Забавные свадебные традиции народов мира

    Необычной и даже смешной может показаться для нас также и свадебная традиция некоторых районов Индии. Дело в том, что есть в Индии места (например, штат Пенджаб), где существует запрет на третий брак. Два раза выбирать себе жену можно, четыре — тоже не возбраняется, а вот три — никак нельзя. Однако запрет распространяется только на брак с живым человеком, и потому те мужчины, которые вторым браком не ограничились, женятся на… дереве. Да, на обычном дереве, но со всеми необходимыми церемониями и почестями (может быть, разве что, немного скромнее). После того, как свадебное торжество завершено, гости помогают счастливому жениху «овдоветь», попросту срубая это самое дерево. И вот уже нет препятствий к третьему браку!

    Сходный обычай используют и в тех случаях, когда младший брат решает жениться до того, как это сделает старший. В этой ситуации старший брат выбирает себе в жены дерево, и после так же легко освобождается от брачных уз.

    В Греции молодая жена вовсе не боится показаться неумехой, наступив мужу на ногу во время танца. Напротив, именно это она и старается сделать на протяжении всего праздника. Если новобрачной удается этот маневр — считается, что у нее есть все шансы стать главой в семье.

    А еще в Греции в первую брачную ночь появляются дети. Без шуток! Существует обычай — чтобы в семье было все благополучно, нужно обязательно перед молодоженами запустить в их постель деток. Пусть побегают, попрыгают по кровати — и тогда у молодых уже точно все сложится, как надо.

    В Кении принято состоявшегося мужа наряжать в женскую одежду, в которой мужчина должен ходить минимум в течение месяца. Считается, что таким образом муж сможет в полной мере прочувствовать сложную и тяжкую женскую долю и с большей любовью относиться в будущем к своей молодой жене. К слову сказать, этот свадебный обычай соблюдается в Кении достаточно строго и никто не возражает. Особенно жена, которая с удовольствием делает фото своего мужа и сохраняет полученные фотографии в семейном альбоме.

    В Норвегии обязательным угощением свадебного торжества с древних времен была невестина каша — готовилась из пшеницы со сливками. Кашу подавали после того, как невеста снимала свой свадебный наряд и переодевалась в костюм замужней женщины. С кашей всегда в Норвегии было связано много шуток и забав, котел с ней могли даже украсть и потребовать выкуп.

    На Никобарских островах, например, если парень изъявил желание жениться на девушке, он должен стать «рабом» в доме девушки, и длиться это может от 6-ти месяцев до года. За это время избранница определяется, хочет она такого мужа или нет. Если девушка соглашается, деревенский совет объявляет их мужем и женой. Ну а если нет — парень возвращается домой.

    В Центральной Нигерии девушек на выданье помещают в отдельные хижины для откорма. К ним допускаются только их матери, которые многие месяцы, а то и целый год (в зависимости от успехов) приносят дочуркам огромное количество мучной пищи, дабы те располнели. Полнота в их племени высоко ценится и является гарантией удачного замужества.

    Индия

    Начнем с приветствия. Можно поздороваться, просто пожав руку, как мы привыкли. Но есть некоторые тонкости. Считается дурным тоном пожимать руку человеку, с которым ранее не был знаком. Кроме того, женщинам не следует здороваться за руку с индусами, так как это могут посчитать за оскорбление. Самое уважительное приветствие у индийцев — намасте — это соединенные ладони на уровне груди.

    При знакомстве с индусом надо помнить, что их имена состоят из нескольких частей. Вначале стоит его собственное имя, затем имя его отца, затем название касты, в которую он входит и название населенного пункта его проживания. Для женщин имя содержит ее собственное имя и имя ее супруга.

    При прощании индийцы поднимают ладонь и машут только пальцами. Мы тоже иногда пользуемся подобным жестом, только в Индии так прощаются с девушкой. Если Вы прощаетесь с мужчиной — просто подымите ладонь.

    Не следует применять следующие жесты:

    * так же как и у нас, считается невежливым указывать куда-либо указательным пальцем;

    * не следует подмигивать симпатичной девушке. Этот жест является неприличным и говорит о конкретном предложении. Если мужчине нужна представительница древнейшей профессии, необходимо указательным пальцем показать на ноздрю;

    * не нужно щелкать пальцами, чтобы привлечь чье — то внимание. Это воспринимается как вызов;

    * вибрирование пальцами, сжатыми в пучок-знак собеседнику, что тот боится;

    * двойной хлопок ладонями — это намек на другую ориентацию.

    В Индии существует культ животного. Некоторые представители животного мира возведены в ранг священных. Специально для обезьян возводят храмы. Например, знаменитый Дворец Ветров, где обезьяны обитают в таком количестве и так агрессивны, что туристам не рекомендуют туда даже заходить! По улицам населенных пунктов расхаживают другие священные животные — коровы. Они живут собственной жизнью и умирают своей смертью, так как их запрещено принимать в пищу.

    Еще одно животное — павлин. Живут в буквальном смысле припеваючи — поют свои крикливые песни повсюду: в храмах, на улицах и во дворах частных домов.

    Посещая храм, необходимо снимать обувь при входе и заходить босиком. Изделия из натуральной кожи лучше вообще исключить из своего гардероба. Это считается кощунством.

    Япония

    * Когда вы преподносите подарок, хорошо опять проявить скромность, сказав что-либо вроде: «Извините, что это такой пустяк» или: «Возможно, подарок вам не понравится».

    * Когда приходят гости, им обязательно предлагают какое-либо угощение. Даже если человек явился неожиданно, ему обычно предложат перекусить, пусть даже это будет всего лишь чашка риса с маринованными овощами и чай. Если вас пригласили в ресторан японского типа, могут возникнуть непредвиденные ситуации, из которых пригласивший с удовольствием поможет вам найти достойный выход. Например, расскажет, когда и где нужно снимать обувь.

    Совсем не обязательно сидеть в японской манере, поджав под себя ноги. Большинство японцев, так же как и европейцы, быстро устают от этого. Мужчинам разрешается скрещивать ноги, к женщинам же проявляют более жесткие требования: они должны сидеть, поджав ноги под себя, или же, для удобства, сдвинув их набок. Иногда гостю могут предложить низкий стульчик со спинкой. Вытягивать ноги вперед не принято.

    * Когда вам предлагают какой-нибудь напиток, нужно приподнять стакан и дождаться, пока его не наполнят. Рекомендуется оказывать ответную услугу своим соседям.

    * И в японском доме, и в конференц-зале почетное место, как правило, находится подальше от двери рядом с токонома (стенной нишей со свитком и другими украшениями). Гость может из скромности отказаться сесть на почетное место. Даже если из-за этого возникнет небольшая заминка, лучше поступить так, чтобы потом о вас не говорили как о нескромном человеке. Прежде чем сесть, надо подождать пока сядет почетный гость. Если же он задерживается, то все встают по его прибытии.

    * Перед началом еды подают осибори — горячее влажное полотенце, им вытирают лицо и руки. Еду начинают со слова «Итадакимас!» и слегка кланяются, говорят это все, кто сидит за столом и принимает участие в трапезе. Слово это многозначно, в данном случае означает: «Приступаю к еде с Вашего позволения!». Первым начинает трапезу хозяин или тот, кто, скажем, приглашает в ресторан. Как правило, первым подается суп и рис. Рис вообще подается ко всем блюдам. Если требуется самостоятельно переставить чашки или тарелки, переставляйте их двумя руками.

    Вьетнам

    Вьетнамцы никогда не смотрят в глаза при разговоре. Возможно, из-за присущей им внутренней застенчивости. Но главная причина в том, что, следуя традиции, они не смотрят в глаза тем, кого уважают, или имеющим более высокий ранг.

    Улыбки вьетнамцев часто могут вызывать непонимание иностранцев и даже приводить к неловким ситуациям. Дело в том, что во многих восточных странах улыбка это так же знак скорби, беспокойства или неловкости. Улыбка во Вьетнаме часто выражение вежливости, но может быть и знаком скептического отношения, непонимания или непризнания неверного суждения.

    Громкие споры и жаркие дискуссии не одобряются, и редко бывают среди вьетнамцев. Хорошо образованные вьетнамцы хорошо обучены и в плане самодисциплины. Потому громкие голоса европейцев часто воспринимаются с неодобрением.

    В разговоре вьетнамцы очень редко идут прямо к цели. Сделать это означает проявить отсутствие такта и деликатности. Прямота высоко ценится в западном мире, но никак не во Вьетнаме. Вьетнамцы не любят говорить «нет» и часто отвечают «да», когда ответ должен быть негативным.

    В повседневной жизни вьетнамцев много разных табу. Например, следующие:

    * Не хвалите новорожденного ребенка, так как злые духи рядом и могут украсть дитя по причине его ценности.

    * Идя на работу или по делу, избегайте увидеть первой женщину. Если выйдя из дверей, первое, что вы увидите, будет женщина, вернитесь и отложите мероприятие.

    * На входные двери часто вешают зеркала снаружи. Если дракон захочет попасть в дом, он увидит свое отражение и подумает, что там уже есть другой дракон.

    * Нельзя ставить на стол одну чашу с рисом и одну пару палочек для еды. Обязательно поставьте как минимум для двоих. Одна чаша — для мертвых.

    * Не позволяйте своим палочкам для еды прикасаться к другим палочкам и не шумите ими без необходимости. Не оставляйте палочки в еде.

    * Не протягивайте никому зубочистку.

    * Никогда не покупайте одну подушку и один матрас, всегда покупайте два. * Не пользуйтесь полотенцами своих родственников.

    * Не переворачивайте музыкальные инструменты и не стучите по обоим сторонам барабана одновременно.

    * Не стригите ногти на ночь.

    * В ресторане с вьетнамцем не принято платить «пополам». Позвольте заплатить ему, или же оплатите счет сами. Платит всегда человек более высокого ранга.

    Подарки жениху и невесте всегда дарят парой. Один подарок символизирует скорое окончание брака. Два дешевых подарка всегда предпочтительнее одному дорогому.

    * Образованные люди и все, кто не относятся к крестьянам, не занимаются ручным трудом. Сделать это, означает отобрать работу у бедного крестьянина и считается недостойным.

    Голова любого человека в Таиланде в независимости от возраста, пола и социального положения считается священной. По многовековому тайскому поверью, дух человека, который охраняет его жизнь, находится именно в голове. Поэтому погладить по голове, взъерошить волосы или просто прикоснуться к голове человека воспринимается как настоящее оскорбление.

    К тайским женщинам в принципе не стоит прикасаться без их согласия, поскольку большинство из них придерживаются консервативных взглядов, и может также воспринять этот жест как оскорбление.

    Не стоит указывать на что-либо и уж тем более на кого-либо ногой, нижней частью тела, которая считается здесь «презренной».

    По этой же причине ни в коем случае нельзя сидеть «нога на ногу», направив ступни в сторону статуи Будды. Тайцы чтят каждое его изображение, поэтому остерегайтесь взбираться на статуи или опираться на них для того, чтобы сфотографироваться.

    По традициям в Таиланде, прежде чем войти в храм или тайское жилище, следует снять обувь, даже если хозяева гостеприимно уверяют, что вы можете не разуваться.

    В общении приветствуется сдержанный, спокойный доброжелательный тон и неизменная улыбка. Не допускайте фамильярностей и повышения голоса.

    Читайте так же:  Традиции кемеровского народа

    Суеверия

    Лунные затмения — особые дни, когда злой дух Рахукин-тян («Раху — пожирающий Луну») поедает луну. Спать в такую ночь не рекомендуется, а нужно выйти на улицу и сильно шуметь, чтобы отогнать мерзавца от жилища. При этом призывают на помощь добрых духов, которые должны сразиться с Рахукин-тян. Беременные должны обязательно воткнуть иголку в сорочку, чтобы уберечь еще неродившегося ребенка от беды.

    Страх перед падающими звездами обусловлен легендой о духе пхипхунгтай, который таким образом пытается вернуться в наш мир. Этот дух собирательный образ всех умерших, которые пытаются вернуться через еще неродившихся детей. Беременным нельзя смотреть на падающие звезды и даже нельзя говорить об этом.

    Среда наиболее опасный день, когда злые духи выходят в наш мир. Нельзя начинать дела, нельзя путешествовать и даже ходить к парикмахеру. Вдали от крупных городов в среду многие не работают, чтобы не навлечь беды.

    Нельзя вгонять гвозди в домашний пол, будет болеть живот.

    Тайцы не любят сов, считая их предвестниками несчастий. Ну а если сова как-то уже пролетела мимо жилища, то отвести беду могут лишь монахи, которых следует пригласить в дом и хорошо угостить.

    Нечаянно обнаруженный в доме песок приносит удачу.

    Нельзя в доме играть на дудке, это раздражает злых духов.

    Через порог дома следует переступать, чтобы не обидеть добрых духов.

    Танзания

    Одно из важнейших правил поведения для приезжих — запрет на курение в общественных местах. Курить можно только в гостиничных номерах и в ряде ресторанов в специальной зоне. На улице, в клубах, кинотеатрах, пляжах курение строго запрещено, вплоть до нескольких часов ареста.

    Остров Занзибар известен своим строжайшим законом о сохранении природы, одним из пунктов этого закона является запрет на использование полиэтиленовых пакетов. Все товары здесь выдаются в бумажных.

    Не рекомендуется пить воду из-под крана. Лучше запастись минеральной бутилированной водой, тогда не придётся обращаться в медицинские учреждения с острым отравлением.

    В большинстве отелей, даже в самых дорогих в номерах будут стоять керосиновые лампы — перебои в энергоснабжении — самая главная неприятность современной Танзании.

    Несмотря на иногда даже слишком учтивое обращение с иностранцами у местного населения негласная традиция подшучивать над ними. Не стоит спрашивать дорогу у первого встречного, мило улыбаясь, он укажет вам совершенно неверную дорогу. Бывалые туристы рекомендуют в таких ситуациях представиться журналистом, английский язык здесь хорошо понимают, тогда шанс обмана уменьшается.

    Очень важное значение имеет этикет приветствий. Тип приветствия зависит от статуса человека и его возраста. Обычное среди племен суахили приветствие в кругу хорошо знакомых людей — «Худжамбо, хабари гани» («Как дела?», «Какие новости?») или просто «Джамбо!». Группу людей приветствуют словом «хатуджамбо». Слово «шикаму» используется для приветствия уважаемых людей. Маленьких детей учат приветствовать старших, целуя им руки или вставая перед ними на колени. Друзья, которые встречаются после долгой разлуки, обычно обмениваются рукопожатием и целуют друг друга в обе щеки. В общении с иностранцами часто используют рукопожатие и традиционное английское «хэлло».

    В Танзании, как и во многих других регионах Африки, правая рука считается «чистой», а левая — «грязной». Поэтому правая рука используется для приема пищи или для обмена подарками. Вежливый способ приема подарка заключается в том, чтобы сначала коснуться правой рукой подарка, а потом правой руки дарящего.

    Поведение за столом также обуславливается множеством норм. Обычно традиционная трапеза проходит на циновках на полу, пища ставится на невысокие столики. Но во многих континентальных семьях трапеза проходит по-европейски — за столом. Можно брать пищу с общей тарелки руками и класть на свою тарелку, а можно есть и из общего блюда. Главное — следить за тем, чтобы крошки пищи не падали в общее блюдо и на чужие тарелки. На Занзибаре принято давать гостям свежие побеги гвоздики для ароматизации рта перед едой. Последовательность блюд традиционна для восточноафриканских стран — сначала подается суп, а потом закуски и горячее. Заканчивается обед кофе и сладостями. Легкие закуски и зелень обычно весь обед стоят на столе.

    Нельзя обходить молящихся спереди. При входе в мечети и дома следует снимать обувь.

    Общий стиль жизни танзанийцев можно охарактеризовать двумя фразами — «акуна матата» («нет проблем») и «поле-поле» («спокойно», «не торопясь»). Этими фразами можно описать отношение танзанийцев ко всему окружающему. Обслуживание в ресторане или турбюро крайне неспешное. Если танзаниец сказал «одну секунду», то это может значить и 15 минут, и полчаса. При этом на все попытки поторопить их местные жители лучезарно улыбаются и продолжают действовать в неторопливом ритме. Как-то влиять на это бесполезно, нужно просто смириться и попробовать самому жить в этом ритме.

    Обычаи Испании

    Чтобы выразить свое восхищение, жители Испании складывают три пальца, прижимают их к губам и воспроизводят звук поцелуя.

    Знак пренебрежения испанцы выражают кистью руки, которой помахивают в сторону от себя на уровне груди.

    Прикосновение к мочке уха испанец расценивает как оскорбление.

    Чтобы указать кому-то на дверь, испанцы используют жест, довольно похожий на наш щелчок пальцами.

    Обращение на «ты» употребляется ими в большинстве ситуаций, даже ученики в школах часто обращаются так к своим педагогам. Это рядовая история. А вот обращение на «Вы» может время от времени даже обидеть человека.

    Встречаясь, они шумно и весело здороваются. Самое распространенное приветствие — «Hola» -«Привет». При встрече и при расставании они прижимаются щекой к щеке, имитируя поцелуй и обнимаются. Для испанцев короткое расстояние при общении означает, что вы для него являетесь приятным собеседником. Но если вы, например как в Германии, при разговоре будете сохранять дистанцию вытянутой руки, то испанец поймет это как знак пренебрежения.

    Все постоянно происходит позднее запланированного срока. Не существует фиксированного времени для завтрака, все зависит от того, когда испанец придет на работу. У их нет привычки завтракать дома, разве что испить чашечку кофе, потому 2-ая чашечка совместно с бутербродом, будет выпита сначала рабочего дня. Скоро подойдет и время обеда.

    Тут нужно особо отметить таковой парадокс, как испанская сиеста. Начинается она с часу дня и длится до 5 часов вечера. В это время все магазины закрываются, сотрудники кабинетов расползаются по домам на обед и послеобеденный сон. Не всякий турист способен понять такое, стоя перед закрытыми дверьми сувенирного магазина. Он удивлен, расстроен и даже рассержен, но…Сиеста!

    Для испанцев есть определенные темы — табу. Они предпочитают не говорить о погибели, не спрашивать у людей их возраст. Не принято также говорить о деньгах, в особенности, когда они есть. Никто не говорит: «Я много зарабатываю» либо «Я довольно получаю». Вместо этого вы услышите: «Не могу пожаловаться» либо «Живу помаленечку». На другие темы испанцы молвят много и, как отмечают иностранцы, чересчур громко.

    Для их совершенно не обязательно отлично знать человека для того, чтоб болтать с ним часами. А время от времени бывает так, что долгая беседа закончилась, а имя собеседника так и осталось неизвестным…Это испанцы.

    СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ОБРЯДОВ

    Обычаи. Традиции. Обряды

    Странные обычаи, устои, традиции других народов могут подчас казаться нам чудовищными и противоречащими принятым нормам морали; шокирующее поведение или жестокие ритуалы — немыслимыми. Дело не в том, что одни народы кровожаднее других, что некоторые склонны к каннибализму, другие к самопожертвованию. Самые невероятные поступки, если они становятся обрядами (то есть, обретают коллективную значимость), свидетельствуют о многообразии человеческой природы. Антрополог Б. Малиновский писал: «Такие явления, как охота за головами, экстравагантные ритуалы шерти и способы погребения, или магические практики, могут быть лучше поняты как местное преломление тенденций и идей, присущих человеку вообще, только особым образом гипертрофированных» [1] . Культура изобретает такие механизмы, с помощью которых человек максимально эффективным способом приспосабливается к среде и обеспечивает себе выживание. Если где-то возникают странные, на наш взгляд, обычаи, то необходимо искать какие-то рациональные, целесообразные основания, ускользающие от понимания, потому что мы не видим первоначального практического смысла. К примеру, Б. Малиновский объясняет существовавший в древности у многих народов обычай умыкания невест биологической необходимостью. В небольших по численности общинах внутренние браки с течением времени приводили к неизбежности кровнородственных отношений. Похищение женщин из другого племени обеспечивало приток новой крови. Обычай позволял избежать инцестуальных связей и отвратить вырождение племени.

    Антрополог нашел функциональное объяснение обычаю, бытующему у жителей Меланезии, поощряющему склонность некоторых мужчин к многоженству. Европейских жителей удивляло, что общество аборигенов благосклонно относилось к тому, чтобы мужчины переходили из одного дома в другой, несколько месяцев пребывая с одной семьей, потом отправляясь в другую. То, что в Европе расценивалось как преступление, отнюдь не порицалось островными культурами Меланезии. По мнению Б. Малиновского, такое отношение сложилось в результате значительного перевеса численности женского населения. Чтобы поддержать необходимый уровень рождаемости, культура установила именно такие нормы поведения, при которых мужчине иметь несколько женщин, несколько семей не только не зазорно, но даже желательно. В основе обычаев, по мнению ученого, лежат первичные биологические потребности, то есть те, что связаны с инстинктами и направлены на выживание человека как вида. Соответственно, появление обычаев связано с естественными биологическими реакциями организма на окружающие условия, и лишь позднее обычаи превращаются в культурные механизмы, регулирующие поведение членов общества.

    Из инстинктивных импульсов выводит обычаи 3. Фрейд. Более того, истоки обычая он видит в индивидуальной привычке. Индивид предпринимает какие-либо необычные действия и совершает необъяснимые поступки согласно формуле: «Если я сейчас этого не сделаю, то произойдет несчастье», или «Если я совершу это, то мне повезет». 3. Фрейд напоминает, что у каждого из нас в арсенале имеется набор ритуальных действий, обязательных в какой-то тревожной ситуации или в ответственный момент. Например, человек, которого ожидает важное дело, заламывает веточку на одном и том же дереве, и поступает так всякий раз, когда предстоит трудный день. Студент, отправляющийся на экзамен, проглатывает счастливый автобусный билет. Даже не будучи уверенным в эффективности действия, человек склонен к его периодическому повторению. По мнению венского психоаналитика, делается это с целью самоуспокоения. Так, импульсивное бессознательное действие становится обычаем, то есть повторяющейся схемой поведения, которой придается значение.

    Остается найти ответ на вопрос, как стереотипы индивидуального поведения становятся основой коллективного ритуала. Автор считает, что обычай поступать определенным образом перенимается другими представителями сообщества в случае, если он срабатывает, и освобождает индивида от невротической напряженности. Социологи и антропологи, не разделяющие взгляды Фрейда на счет индивидуального происхождения обычаев, все же соглашаются с их биологическим обоснованием. Социальное возникает на базе органического, природного, как оформление инстинктивных реакций, ставших групповыми стереотипными формами поведения. Обряды как повторяющиеся, воспроизводимые из поколения в поколение схемы действий, традиции как надбиологические стратегии поведения, воспроизводящие принятые обычаи, закрепляют социализацию индивидов и их связи в обществе.

    Чтобы обычай превратился в традицию, необходимо его длительное существование в культуре и воспроизведение на протяжении нескольких поколений. Когда из стереотипных форм поведения обычай превращается в строго канонизированную последовательность действий, наделенных особым сакральным значением, он становится обрядом, ритуалом. Освященность ритуалов придает им особый статус закона. Они выполняли функции неписаных правил управления обществом, регулируя взаимоотношения между его членами. Ритуалы предлагали методы обнаружения виновного и способы наказания за всевозможные нарушения, заменяя юридическое право. Так, у бушменов Африки, когда необходимо было выяснить, кто совершил кражу, вождь собирал всех на главной площади селения. Всем соплеменниками предлагалось перешагнуть через ритуальный жезл властителя. Считалось, что невиновный легко переступит шест, но виноватый не сумеет этого сделать физически. Обычай приобрел силу закона, вера в который была столь сильна, что правонарушители, действительно, подходя к жезлу, приходили в оцепенение и выдавали себя.

    Психологическая убежденность в магическом воздействии ритуала заставляла людей соблюдать табу и запреты. Таким образом, обряды служат стабилизации жизни, поддерживают порядок и способствуют консолидации общества, так как в обрядовом действе люди ощущают свое единство, сплоченность. Каждый мыслит себя частичкой большого организма, растворяется во всеобщем МЫ. По мнению Юнга, в толпе индивид легко становится жертвой собственной внушаемости, кроме того не чувствует своей личной ответственности, перекладывая ее на всех. Поэтому в древности, как впрочем и в современности, привлекая массы к участию в коллективных обрядах, властители могли эффективно управлять и подчинять народ своей воле.

    Кембриджский этнолог А.Э. Рэдклифф-Браун выдвинул идею, что обряды призваны порождать тревогу и чувство опасности, чтобы затем с помощью санкций держать поведение индивидов под контролем. Простейшая форма ритуальной санкции — вера в то, что если правила ритуала не соблюдены, то, вероятно, произойдет какое-то несчастье. Так, по сообщению этнографов, индейцы киче, наследники культуры майя, свято соблюдали обычай встречать ежедневно восход солнца, торжественно обращаясь в сторону востока с высоко воздетыми руками. Они полагали, что если однажды пропустят свой ритуал, солнце перестанет двигаться и мир рухнет. Конечно, осознание того, что ты наряду со всеми участвуешь в таком важном мероприятии, сближало людей и превращало в крепкий сплоченный коллектив.

    Большинство антропологов считает, что обряды оказывают успокоительное психологическое воздействие. Культовые действия снимают эмоциональное напряжение, осуществляют разрядку возбуждения и преобразование отрицательных эмоций в положительные. В психоаналитической версии обряды способствуют снятию напряжения агрессивных или сексуальных побуждений. Ритуалы создают условия и возможности для символической реализации влечений, обеспечивают иллюзорное исполнение желаний. Вспомним, по Фрейду, если нет возможности реального удовлетворения инстинктивных влечений, их иллюзорная реализация возможна в фантазии и воображении, которые находят выход в обрядовых действах. Действительно, многие обряды, связанные с поло-возрастными посвящениями, направлены на усмирение инстинктов. Этого не скажешь об обрядах плодородия, практикующих ритуальный секс, использующих гипертрофированную эротическую символику. Однако в любом случае достигается эффект эмоциональной разрядки.