Сословный быт обычаи и нравы конспект урока 7 класс

Конспект открытого урока по теме «Сословный быт XVII века. Традиции и нравы»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: урок-заочная экскурсия.

Цели:

  • Образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия.
  • Развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков групповой работы с текстом учебника и предметным материалом.
  • Воспитательная: эстетическое воспитание через знакомство с картинами известных художников, уважения к традиционным ценностям.
  • Цель использования мультимедийных технологий на уроке: создание яркого, запоминающегося образа эпохи.

    Оснащение: проектор, ноутбук, презентация учителя.

    1. Введение в тему

    Учитель. Перед вами знаменитая картина А.Васнецова «Мясницкие ворота» (Москва XVII век). Столица Российского государства в XVII веке – это большой многолюдный город. Здесь живут люди разного звания и достатка. Все куда то спешат. Богатые горожане, одетые в цветную одежду из дорогих тканей, разъезжают по городу в расписных возках, запряжённых несколькими парами лошадей. Горожане, чьё положение в обществе, ниже одеты попроще, они пешком преодолевают московские расстояния. Каждый день через городские ворота в столицу въезжают сотни подвод с разными припасами и товарами, приходит люд со всех сторон матушки России, да и с иноземных сторон. Здесь можно увидеть и услышать всё самое интересное и невероятное. Именно отсюда мы и начнем наше путешествие. (Приложение, слайд № 1) Тема урока «Сословный быт XVII века. Традиции и обычаи».

    Вопрос к ученикам. Как вы понимает термин быт (варианты)

    Учитель. Быт – зто повседневная жизнь. Это всё то, без чего не мыслимо человеческое существование. Знакомство с повседневной жизнью наших предков, приближает далёкое прошлое, делает Великое более понятным и доступным.

    Учитель. Что бы вы хотели узнать о быте XVII века?

    Варианты интересов учащихся.

    В плане нашей экскурсии знакомство с устройством жилища, модой, питанием и образом жизни разных сословий XVII в. Эпиграфом к нашему уроку будут строки:

    «Слава нашей стороне!
    Слава русской старине!»

    Вы понимаете, ребята, что за 1 урок раскрыть эту обширную тему подробно невозможно. Те, кто захочет узнать больше, я советую прочитать книгу русского историка Ивана Забелина «Домашний быт русских царей».
    XVII век очень от нас далёк, многие постройки, предметы обихода не выдержали испытания временем, поэтому ту далёкую эпоху мы будем изучать с экспозиций русского музея им. А.С.Пушкина в Москве. И так, мы с вами идём в музей. Входные билеты – это ваши знания.
    Слайд музея. Старайтесь! Покажите себя знатоками данной эпохи.

    2. Повторение материала прошлых уроков (фронтальная работа)

    Вопросы каждому ряду

    1. Что такое сословия?
    2. Какие сословия были в России XVII в.?
    3. Назовите имя русского царя, прозвище которого «Тишайший».
    4. Какие памятники архитектуры этого периода вы знаете? (Теремной дворец московского Кремля, Успенская церковь в Угличе, церковь Ильи Пророка в Ярославле). 5. Когда при дворе А.М. появился театр?

    3. Объяснение нового материала

    Учитель. Мы с вами в зале «Русская бытовая культура XVII века» (Приложение, слайд № 2). Укрепление самодержавной власти при Алексее Михайловиче. изменило нравы и быт царского двора. Кроме великолепного Теремного дворца в Кремле появились впервые летние загородные резиденции.

    Ворота с полукруглой аркой,
    Холмы, луга, луга, овин.
    В ограде – мрак и холод парка,
    И дом невиданной красы.

    (Приложение, слайд № 3) Стихи Б Пастернака подходят к описанию дворца в с. Коломенском Этот дворец похож на сказочный (270 комнат, 3 000 окон) Внутреннее убранство царских палат также поражает великолепием. Стены отделывались разноцветным сукном, атласом и кожей. В окнах вставлено стекло. Это большая редкость. По мере усиления западного влияния появлялись голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.
    (Приложение, слайд № 4) Кончено же, знать (бояре, дворяне, богатые купцы) старались подражать царскому быту. Перед вами дом купца. Эта постройка XVII в. (Приложение, слайд № 5)
    Оцените достаток купца по горнице (мебель говорит о достатке)
    (Приложение, слайд № 6) Картина «Московская улица XVII века». Её автор – Рябушкин Андрей Петрович (17.10.1861-27.04.1904), русский живописец XIX века. Мастер красочных жанровых и исторических картин, гл. обр. воссоздающих московский быт XVII в.
    Избрав обычные эпизоды из жизни Москвы XVII века, художник сумел воссоздать далекую старину, он как бы приоткрыл страницу русской истории. Перед вами оживает характерный уголок старой Москвы с низкими деревянными и каменными постройками, непролазной грязью. Большинство москвичей (даже состоятельные) жили в деревянных хоромах: тепло и привычно, особенно зимой. По улице, высоко подобрав полы одежд, идут люди. Молодая женщина в белом платке, красном одеянии осторожно ступает по бревенчатым мосткам, боярин восседает на вороном коне, нищий, сидя перед иконой, просит подаяние. Подобное художник не раз видел во многих провинциальных городах России, поэтому и смог с такой живостью, естественностью представить эту сцену на полотне.
    Если в жизни горожан можно наблюдать изменения, особенно, к концу столетия, то крестьянская жизнь текла медленно, никаких значительных перемен не происходило. (Приложение, cлайд № 7)
    Крестьянский двор – это крытая дранкой или соломой изба, топившаяся по – чёрному, хлев для скота, сарай. Окна затянуты рыбьим пузырём или кусками промасленного холста. (Приложение, cлайд № 8)
    Обстановка довольно скудная: простые столы и лавки. В красном углу обязательно икона, сюда усаживали гостя. Главная часть крестьянской избы это русская печь – зимой здесь спала вся семья, т.к это было самое тёплое место. Посуда деревянная и глиняная. Для освещения жилища использовали светец. Как правило, его вставляли в расщелину печи, а для предотвращения пожара на пол ставили корыто с водой.
    Перед вами ещё ряд картин. Это картины Сурикова и Рябушкина. (Приложение, слайд № 9)

    Учитель. Глядя на эти картины, догадайтесь какой будет следующий зал для посещения?

    Ученики предлагают свои варианты.

    Учитель. Мы переходим в зал «Одежда XVII века». Я передаю слово «экскурсоводу». Она нам расскажет об одежде, которую носили женщины и мужчины в те времена.

    Экскурсовод. Бояре носили платье из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата и парчи. Посадские люди могли купить только дешёвые привозные ткани – кумач, бязь. Они одевались, в основном, в материи, вытканные городскими ремесленниками, а то и как крестьяне в одежду из льняного полотна, домотканого холста, из грубошёрстного сукна – сермяги, армячины. (Приложение, слайд № 10)
    Льняная рубаха – основа женской одежды всех сословий.
    Подол и оплечье рубахи украшались вышивкой. Внизу широкие рукава стягивались манжетом – запястьем.
    Широкий сарафан надевали поверх рубахи. Голову незамужней девушки украшал кокошник, который оставлял открытой косу – девичью красу.
    Летник – вид женской одежды. В зависимости от достатка его шили из разных материалов: от сукна до парчи.
    Опашень с длинными рукавами и прорезями у плеч обычно надевали поверх летника в холодное время. Замужние женщины закрывали голову платком-убрусом, а зимой надевали шапку, напоминающую мужскую.
    Кафтан – ферязь с очень длинными рукавами был основой мужской одежды. Рукава при необходимости подтягивали, собирая на руках в многочисленные складки. Ферязь была одеждой знати и она подчёркивала пренебрежение к физическому труду. Недаром в народе возникла поговорка: «Работать спустя рукава».
    Охабень – верхняя уличная одежда с широкими рукавами. Отличительной чертой боярского костюма была высокая (горлатая) шапка. Такие шапки шились из горлышек куниц или черно-бурых лис и служили знаком высокого боярского достоинства.
    XVII век в истории России занимает пограничное положение между средневековьем и новым временем, которое начинается с Петра I. Поэтому в XVII веке уживаются традиции и те изменения, которые постепенно входят в жизнь людей.

    Учитель. Вопросы к экскуроводу.

    4. Закрепление изученного материала

    Какие элементы новизны встречаем в одежде членов семьи.

    Предполагаемый ответ: у младшей дочери купца платье необычного покроя. Мужчины в XVII веке всё чаще бреют бороду и тоже облачаются в европейское платье, в основном, польского происхождения

    5. Физкультминута. Гимнастика для глаз

    Теперь мы поговорим о том, без чего не обходились ни русские цари, ни бояре, ни крестьяне. Это, конечно же, еда. Царское меню поражало иностранцев своим обилием и разнообразием. На царском обеде подавалось от 70 до 100 блюд. Известен обед Алексея Михайловича, где подали 500 блюд. Хотя он сам был в еде очень скромен, блюда со своего стола посылал как милость многочисленным боярам. Слайд стихотворение о царском обеде
    Я познакомлю вас со стихотворением единственного в России кулинарного поэта В. С.Филимоновым.

    Вопрос ученикам. Какие блюда преобладали на царском столе?

    «..Вот, в жире плавая, большая,
    В чужих не знаема водах.
    Себя собой лишь украшая,
    На блюде – стерлядь: ей
    Не нужны пышные одежды.
    Вот гость далёкий, беломорский,
    Парным упитан молоком,
    Телёнок белый, холмогорский.
    И подле – рябчики кругом,
    Его соседи из Пинеги
    Каких нет лучших на Руси,
    С прудов Бориса – караси.
    Вот из Архангельска – навага,
    Вот жирный стрепет с Чатыр – дага
    С Кавказа красный лакс – форель
    С Ильменя сиг и нельма с Лены
    Из Рима а-ля бешамель.
    Кабан. Вот камбала из Сены,
    Мы, здесь чужим дав блюдам место
    Средь блюд любимых на Руси,
    Запьём свое, чужое тесто
    Иль шамбертеном иль буси…»

    Варианты ответов учеников. Боярам и дворянам пришлась по вкусу появившаяся во 2 пол.XVII в. колбаса, подававшаяся с гречневой кашей. Блюда начали приправлять восточными пряностями – перцем, гвоздикой, корицей и др.
    Основой питания крестьян были зерновые культуры. Из ржаной муки пекли хлеб, пироги. Из пшеничной по праздникам. Из овса готовили кисели, пиво, квас. Употребляли много овощей. Мясо было только по праздникам. Частым продуктом на столе была рыба.

    Сейчас мы будем готовить царский и крестьянский обеды.

    6. Работа в группах

    Задание для группы мальчиков (повара при царском дворе были только мужчины) (5 мин.). Из предложенных блюд составьте меню из 10 блюд ( закуски, первые блюда, вторые, десерт, напитки). Объясните какие блюда не могли быть на царском столе в XVII веке.

    Задание девочкам. Из предложенных продуктов сделайте винегрет. Обоснуйте выбор продуктов.(5 мин.)

    Выступления (5 мин.) Группа ставит оценки наиболее активным!

    Иностранцы, побывавшие в России в XVII в. оставили многочисленные записки о нравах и развлечениях российского народа. Прочитайте отрывок из документа А. Олеария и И.Забелина о быте русских людей Работа с документом стр. 90-92.

    Вопрос по документу. Какие традиции сохранились в нашей жизни из той давней эпохи?

    7. Итог

    Мы с вами совершили путешествие в XVII век. Вы познакомились с повседневной жизнью разных сословий. Из той далёкой эпохи в нашу жизнь пришли 2 пословицы. Кто запомнил из выступления экскурсовода? «Работать спустя рукава» т.е не прилагать усилий ведь длинные рукава ферязя практически не позволяли что – либо делать.2 пословица пришла из крестьянского быта «Проще пареной репы» Что она означает сегодня? Овощи в то время парили в печке. Такой способ приготовления не требовал большого труда.

    8. Рефлексия

    1. Что тебе дал этот урок?
    2. Как оцениваешь свою работу?
    3. Что вызвало наибольший интерес?
    4. Были ли трудности?

    Отметки за урок.

    9. Домашнее задание: параграф 11

    Сословный быт. Обычаи и нравы. Конспект урока по истории.

    Эта работа была подготовлена мною для участия в районном конкурсе «Педагогический дебют». Урок проведен в 7 классе.

    Характеристика урока

    Уровень образования: основное общее

    Целевая аудитория: обучающиеся

    Класс: 7 класс

    Предмет: история

    Тип урока: театрализованный урок XVII века (комбинированный)

    Цель урока: изучение сословного быта, обычаев и нравов

    Используемые пособия:

  • Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. Конец XVI – XVIII век» 7 класс. –М.:Просвещение,2020
  • Методическая литература:

  • Учебник Н.М. Ланковой «Музейная педагогика» 2001
  • Журнал «Преподавание истории в школе» №8 2007
    1. Проектор;
    2. Ноутбук;
    3. Экран;
    4. Презентация учителя;
    5. Тетради учеников;
    6. Раздаточный материал;
    7. Стенд в форме избы XVII века;
    8. Блюдо.

    Просмотр содержимого документа
    «Сословный быт. Обычаи и нравы. Конспект урока по истории. »

    РАЙОННЫЙ КОНКУРС «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ-2020»

    «Сословный быт. Обычаи и нравы».План-конспект урока истории 7 класс

    Данный урок направлен на формирование умения школьников самостоятельно работать на уроке, обобщать материал.

    Просмотр содержимого документа
    «»Сословный быт. Обычаи и нравы».План-конспект урока истории 7 класс»

    Тема урока: «Сословный быт. Обычаи и нравы».

    Учитель Мишина Татьяна Павловна МОБУ «Пермеевская ООШ»

    Цели: воспитывать любовь и уважение к национальным традициям;

    охарактеризовать занятия, условия жизни и быта различных сословий российского государства 17 века, отметить новшества, которые вошли в повседневную жизнь русских людей этого времени; показать сословный характер быта Российского общества;

    развивать творческое мышление, воображение, речь, память; развивать умение проводить поиск необходимой информации в нескольких источниках, сравнивать данные, выявлять сходство и различия , описывать условия и образ жизни, занятия людей в данную историческую эпоху, выделять главное, делать выводы; совершенствовать навыки самостоятельной работы.

    Тип урока: комбинированный

    Форма работы: индивидуальная и в парах

    Основные понятия: сословия, быт, обычаи , нравы, иерархия.

    Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация «Сословный быт. Обычаи и нравы», рабочие листы для учащихся, «Школьная энциклопедия. История России», листы с дополнительной информацией.

    2.Активизация познавательного интереса. Проверка д/з

    3.Работа по теме урока.

    1. Сообщение темы урока, выбор формы работы.

    2.Работа с учебником и документами. Подготовка сообщений.

    Конспект урока по теме: «Сословный быт русского народа в XVII веке»

    Идёт приём заявок

    Подать заявку

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    Урок по теме: «Сословный быт русского народа

    1. Образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия.

    2. Развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков работы с историческим документом и дополнительным материалом, новыми понятиями.

    3. Воспитательная: эстетическое воспитание через знакомство с картинами известных художников, уважения к традиционным ценностям, на основе изученного материала продолжить воспитание интереса учащихся к историческому процессу через ценности, важные для каждого человека.

    Цель использования мультимедийных технологий на уроке: создание яркого, запоминающегося образа эпохи.

    Оборудование: проектор, компьютер, презентация учителя, «дерево мудрости», раздаточный материал.

    Создание эмоционального настроения.

    — Доброе утро. Сегодня у нас необычный урок. Необычный он тем, что к нам пришли гости. Давайте мы улыбнемся им и подарим хорошее настроение.

    Прозвенел веселый звонок

    Мы начинаем наш урок.

    Тут девчонки и мальчишки
    Стихи, игры – всё для вас.
    Пожелаю вам удачи –
    За работу, в добрый час!

    XVII век очень от нас далёк, многие постройки, предметы обихода не выдержали испытания временем, поэтому ту далёкую эпоху мы изучали, и будем изучать с экспозиций русского музея им. А.С.Пушкина в Москве. Итак, мы с вами в музее. Пропуск в следующий зал – это ваши знания.

    Слайд музея. Старайтесь! Покажите себя знатоками данной эпохи.

    Проверка домашнего задания.

    Письменные карточки разных уровней сложности.

    Карточки выполняете на листочках, с началом изучения нового материала, вы карточки откладываете.

    Игра. Историческое лото.

    — На ваших столах лежат карты с определениями понятий. Понятия на большой карте закрываются соответствующими им маленькими карточками.

    Открылся при Алексее Михайловиче впервые в России.

    Жанр литературы, описывающий жизнь человека

    Проверяем, правильно ли вы выполнили задание:

    6 правильных ответов – оценка «5»;

    4,5 правильных ответов – оценка «4»;

    3 правильных ответа – оценка «3»;
    0-2 правильных ответа – оценка «2».

    Молодцы все справились с заданием.

    Игра «Дерево мудрости» . На прошлом уроке после работы с текстом вам было дано задание записать на листочках три разных по уровню сложности вопроса. Наиболее интересные я в виде яблок прикрепила к «Дереву мудрости» (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). Нужно выйти к доске, сорвать яблоко и ответить на вопрос, который соответствует той или иной оценке.

    Подготовка к восприятию нового материала.

    Н а прошлом уроке мы познакомились с новыми веяниями в культуре 17 века , сегодня тема нашего урока : «Сословный быт русского народа в 17 веке».

    Как вы думаете, какие основные вопросы мы должны рассмотреть на уроке?

    Человек меняется и чтобы понять логику поступков людей прошлого, надо представить как они жили; почему они поступали так, а не иначе.

    Л.Н.Толстой считал, что без знания простой жизни, без постижения её мелочей нет понимания истории.

    Очень часто за событиями
    И за сутолокой дней
    Старины своей не помним,
    Забываем мы о ней.
    И хоть более привычны
    Нам полеты на Луну,
    Вспомним русские обычаи
    Вспомним нашу старину.

    Боярский и дворянский быт.

    Жизнь посадского населения.

    Повседневный быт и обычаи крестьян.

    Изучение нового материала.

    Итак, мы продолжаем свое путешествие.

    Мы с вами в зале «Русская бытовая культура XVII века»

    Вопрос к ученикам. Вам на дом было задание вспомнить, что такое быт. Как вы понимаете термин быт?

    Быт – это повседневная жизнь. Это всё то, без чего не мыслимо человеческое существование.

    Вы понимаете, ребята, что за 1 урок раскрыть эту обширную тему подробно невозможно. Те, кто захочет узнать больше, я советую прочитать книгу русского историка Ивана Забелина «Домашний быт русских царей».

    Перед вами знаменитая картина А. Васнецова «Мясницкие ворота» (Москва XVII век). Столица Российского государства в XVII веке – это большой многолюдный город. Здесь живут люди разного звания и достатка. Все куда то спешат. Богатые горожане, одетые в цветную одежду из дорогих тканей, разъезжают по городу в расписных возках, запряжённых несколькими парами лошадей. Горожане, чьё положение в обществе, ниже одеты попроще, они пешком преодолевают московские расстояния. Здесь можно увидеть и услышать всё самое интересное и невероятное. Именно отсюда мы и начнем наше путешествие.

    Города России в это время очень походили друг на друга. У них еще не было своего лица. Это появится позднее. А сейчас они похожи на деревни, только больше. (Звучит колокольный звон).

    Еще рано, но город просыпается, начинает светать. Слышали колокольный звон? Колокольный звон всегда играл большую роль в жизни людей. Он играл роль часов. Будил их, звал к утреннему богослужению, сообщал им об опасности, беде, например, о городском пожаре, набеге врагов, радовал их во время праздников и торжеств.

    Укрепление самодержавной власти при Алексее Михайловиче изменило нравы и быт царского двора. Кроме великолепного Теремного дворца в Кремле появились впервые летние загородные резиденции.

    Ворота с полукруглой аркой,

    Холмы, луга, луга, овин.

    В ограде – мрак и холод парка,

    И дом невиданной красы.

    Стихи Бориса Пастернака подходят к описанию дворца в с. Коломенском . Этот дворец похож на сказочный (270 комнат, 3 000 окон) Внутреннее убранство царских палат также поражает великолепием. Стены отделывались разноцветным сукном, атласом и кожей. В окнах вставлено стекло. Это большая редкость. По мере усиления западного влияния появлялись голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.

    Кончено же, знать (бояре, дворяне, богатые купцы) старались подражать царскому быту. Перед вами дом купца. Эта постройка XVII в.

    Оцените достаток купца по горнице. Что нам говорит о достатке? (мебель говорит о достатке)

    Картина «Московская улица XVII века». Её автор – Рябушкин Андрей Петрович (17.10.1861-27.04.1904), русский живописец XIX века.

    А теперь давайте послушаем экскурсовода, он нам расскажет о том, как жили горожане.

    Горожане строили свои дома из леса, они хорошо держали как тепло, так и прохладу. Простые горожане строили одноэтажные дома, зажиточные – 2-х, 3-х этажные. Дома называли хоромами или теремами. Они имели очень затейливый сказочный вид. Их украшали башенками, фигурками, узорами, особенно кровли. Дома в России от своих европейских собратьев отличались множеством окон – больших и маленьких. Вместо стекол использовали решетки из железа со слюдой. Первый этаж назывался подклетью. Здесь хранили продукты, вещи, что-нибудь ценное. Он всегда строился каменным. Городские потери – обычное явление для городов и подклеть всегда останется целой. Двор обносили забором. Во дворе был сад, огород, амбар, хлев, сарай, мастерские, ледник, мельница, баня (мыльня), поварская, колодец. Таким образом, двор даже небогатого горожанина был достаточно большим.

    Задание: Назовите понятия, означающие названия комнат, прозвучавшие в отрывке из произведения А.С. Пушкина:

    Дверь тихонько отворилась

    И царевна очутилась

    В светлой горнице, кругом

    Лавки крытые ковром,

    Под святыми стол дубовый,

    Печь с лежанкой изразцовой…”

    А теперь давайте послушаем экскурсовода, он нам расскажет о том, как жили крестьяне.

    Крестьянский двор – это крытая дранкой или соломой изба, топившаяся по – чёрному, хлев для скота, сарай. Окна затянуты рыбьим пузырём или кусками промасленного холста.

    Обстановка довольно скудная: простые столы и лавки. В красном углу обязательно икона, сюда усаживали гостя. Главная часть крестьянской избы это русская печь – зимой здесь спала вся семья, т.к это было самое тёплое место. Посуда деревянная и глиняная. Для освещения жилища использовали светец. Как правило, его вставляли в расщелину печи, а для предотвращения пожара на пол ставили корыто с водой.

    Перед вами ещё ряд картин. Это картины Сурикова и Рябушкина Андрея Петровича .

    Глядя на эти картины, догадайтесь какой будет следующий зал для посещения?

    Мы переходим в зал «Одежда XVII века».

    Самостоятельная работа учащихся с историческим документом в учебнике.

    Бояре и посадские люди одевались неодинаково. И разница была не столько в покрое платья, сколько в количестве одежды и в той материи, из которой ее шили.

    Бояре носили платье из роскошных тканей — тонких сукон, шелков, бархата, парчи. Ткани эти проделывали дол­гий путь, пока не попадали в русские города из дале­ких стран Востока и Запада — Средней Азии, Индии, Персии, Китая, Италии, Фландрии, Англии — и были очень дороги.

    Посадские люди могли купить себе только сравнитель­но дешевые привозные ткани — кумач, бязь, миткаль, да и то в небольшом количестве. Они одевались в основ­ном в материи, вытканные городскими ремесленниками или подмосковными крестьянами, а то и у себя дома — льняное полотно, холст и грубошерстные сукна — сер­мягу, армянину. Кроме домотканой одежды, носили и платье из различных окрашенных и узорчатых тканей.

    Вопрос к документу: Выделите общее и особенное в одежде бояр и посадских людей.

    Вам на дом было задание:

    Фронтальная беседа по понятиям:

    Льняная рубаха – основа женской одежды всех сословий.

    Подол и оплечье рубахи украшались вышивкой. Внизу широкие рукава стягивались манжетом – запястьем.

    Широкий сарафан надевали поверх рубахи. Голову незамужней девушки украшал кокошник, который оставлял открытой косу – девичью красу.

    Летник – вид женской одежды. В зависимости от достатка его шили из разных материалов: от сукна до парчи.

    Опашень с длинными рукавами и прорезями у плеч обычно надевали поверх летника в холодное время. Замужние женщины закрывали голову платком-убрусом, а зимой надевали шапку, напоминающую мужскую.

    Кафтан – ферязь с очень длинными рукавами был основой мужской одежды. Рукава при необходимости подтягивали, собирая на руках в многочисленные складки. Ферязь была одеждой знати и она подчёркивала пренебрежение к физическому труду. Недаром в народе возникла поговорка: «Работать спустя рукава».

    Охабень – верхняя уличная одежда с широкими рукавами. Отличительной чертой боярского костюма была высокая (горлатая) шапка.

    Теперь мы поговорим о том, без чего не обходились ни русские цари, ни бояре, ни крестьяне. Это, конечно же, еда. Царское меню поражало иностранцев своим обилием и разнообразием. На царском обеде подавалось от 70 до 100 блюд. Известен обед Алексея Михайловича, где подали 500 блюд. Хотя он сам был в еде очень скромен, блюда со своего стола посылал как милость многочисленным боярам.

    Света познакомит вас со стихотворением единственного в России кулинарного поэта В. С.Филимонова.

    Вопрос ученикам: Какие блюда преобладали на царском столе?

    «..Вот, в жире плавая, большая,

    В чужих не знаема водах.

    Себя собой лишь украшая,

    На блюде – стерлядь: ей

    Не нужны пышные одежды.

    Вот гость далёкий, беломорский,

    Парным упитан молоком,

    Телёнок белый, холмогорский.

    И подле – рябчики кругом,

    Его соседи из Пинеги

    Каких нет лучших на Руси,

    С прудов Бориса – караси.

    Вот из Архангельска – навага,

    Вот жирный стрепет с Чатыр – дага

    С Кавказа красный лакс – форель

    С Ильменя сиг и нельма с Лены

    Из Рима а-ля бешамель.

    Кабан. Вот камбала из Сены,

    Мы, здесь чужим дав блюдам место

    Средь блюд любимых на Руси,

    Запьём свое, чужое тесто

    Иль шамбертеном иль буси…»

    Варианты ответов учеников. Боярам и дворянам пришлась по вкусу появившаяся во 2 пол.XVII в. колбаса, подававшаяся с гречневой кашей. Блюда начали приправлять восточными пряностями – перцем, гвоздикой, корицей и др.

    Основой питания крестьян были зерновые культуры. Из ржаной муки пекли хлеб, пироги. Из пшеничной по праздникам. Из овса готовили кисели, пиво, квас. Употребляли много овощей. Мясо было только по праздникам. Частым продуктом на столе была рыба.

    Закрепление изученного материала.

    А сейчас небольшая самостоятельная работа. Вам предлагается три типа заданий.

    Выберите правильные утверждения:

    1) Изразцы – керамические плитки для облицовки печей, стен.

    2) Посуда была в основном деревянной и глиняной.

    3) Посуда была в основном металлической.

    4) Главными развлечениями горожан была ловчая (псовая) и соколиная охота.

    5) Окончательное оформление самодержавия в России в XVII веке изменило обычаи, нравы и быт царского двора.

    Повседневная жизнь человека:

    Б) традиции;
    В) быт

    2. Ферязь с очень длинными рукавами, основа мужской одежды:

    3. ? – основа женской одежды всех сословий.

    5. Боярам и дворянам пришлась по вкусу появившаяся во 2 половине XVII века:

    А) колбаса с пшенной кашей;

    Б) колбаса с гречневой кашей;

    В) колбаса с гороховой кашей

    Записать в цифрах правильный ход движения по лабиринту.

    Что мы узнали нового на уроке?

    Давайте познакомимся с выводом автора на стр 90.

    Какой вывод можете сделать вы?

    Вывод: Мы с вами совершили путешествие в XVII век. Вы познакомились с повседневной жизнью разных сословий. Из той далёкой эпохи в нашу жизнь пришли 2 пословицы. «Работать спустя рукава», т.е не прилагать усилий ведь длинные рукава ферязя практически не позволяли что – либо делать.2 пословица пришла из крестьянского быта «Проще пареной репы» Что она означает сегодня? Овощи в то время парили в печке. Такой способ приготовления не требовал большого труда.

    Детям предлагается поднять таблички с тем выражением лица, которое подходит к их оценке урока.

    Что у вас получилось на уроке? Что не получилось?

    нарисовать рисунки по теме урока,

    найдите у себя дома элементы быта 17 века, опишите их историю, если это возможно,

    инд. сообщение о Петре Первом.

    Спасибо за урок!

    А. Рябушкин. Семья купца

    Какие элементы новизны встречаем в одежде членов семьи?

    Предполагаемый ответ: у младшей дочери купца платье необычного покроя. Мужчины в XVII веке всё чаще бреют бороду и тоже облачаются в европейское платье, в основном, польского происхождения

    План-конспект урока «Сословный быт XVII века»
    план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

    Разработка урока «Сословный быт XVII века». План-конспект и самоанализ.

    Скачать:

    Вложение Размер
    urok.docx 22.08 КБ
    tablitsa.docx 13.83 КБ
    samoanaliz.docx 19.13 КБ

    План-конспект урока истории в 7 классе «Сословный быт XVII века»

    Цель урока : охарактеризовать особенности быта различных сословий российского обществаXVIIвека

    — познакомить с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий

    — развивать умения анализировать и делать выводы, навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями и текстом учебника

    — формировать эстетическое восприятие к традиционным ценностям

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование : проектор, интерактивная доска, наглядность, схема «Сословия России XVII века»

    Основные понятия: изразцы, парча, тафта

    План изучения новой темы на уроке:

  • Быт царского двора
  • Боярский и дворянский быт
  • Жизнь посадского населения
  • Крестьянство: быт и обычаи
  • 1.Организационный момент (1 мин)

    — здравствуйте, дети! Присаживайтесь. (Проверка отсутствующих). Сегодня с вами мы вновь окунемся в прошлое.

    Настраиваются на работу

    2.Актуализация знаний(5 мин)

    На листах понятия, вы должны назвать понятие и объяснить его. (Барщина, оброк)

    Обучающиеся называют понятие и объясняют его значение

    Скажите, а сколько всего сословий было в российском обществе в XVII веке?

    В российском обществе в XVII веке было 5 сословий

    Дворяне, крестьяне, посадские люди, духовенство и казачество

    Какое из этих сословий было самым малочисленным?

    Самым малочисленным сословием было дворянство

    Какое сословие было самым бедным?

    Самым бедным сословием было крестьянство

    Какое сословие сумело в короткий срок освоить огромные окраинные районы страны, донские земли, а большую часть своих доходов получало в виде государственного жалованья и военной добычи?

    Сумело в короткий срок освоить огромные окраинные районы страны, донские земли, а большую часть своих доходов получало в виде государственного жалованья и военной добычи казачество

    Следовательно, в России XVII века сословия различались как своим финансовым положением и количественным составом, так и положением в государстве

    3.Изучение нового материала (30 мин) 10 мин чтение и запись в таблицу + 5 мин выступление групп

    Так как, различия были в финансовом положении и положением в обществе, то соответственно и жили представители сословий по-разному.

    Посмотрите на доску. На доске термины. Что они означают? (Еда, одежда, жилье, отдых)

    Еда-то, что мы едим.

    Одежда-то, что мы одеваем и носим.

    Жилье-то, где мы живем.

    Отдых-то, как мы развлекаемся.

    Следовательно, сегодня мы будем знакомиться с особенностями повседневной жизни различных сословий

    Работа в группах

    И сейчас, что бы достичь нам цели, мы с вами поработаем по группам. Ваша задача: выделить особенности быта сословия и записать их в таблицу. Выступить с кратким рассказом о повседневной жизни сословия

    Был многолюдным. Охрана царя обеспечивалась двумя тысячами дворян и стрельцов. Дворцы отличались великолепием. Внутренние росписи дворцов поражали воображение. Состояли из трех частей: жилых комнат, парадных залов и хозяйственных помещений. На обед подавали по 500 блюд. Царь увлекался ловчей (псовой) и соколиной охотой. Был создан придворный театр царя Алексея Михайловича

    Боярский и дворянский быт

    Дворы представляли собой подобие царского двора, только меньшего масштаба. Наличники, балконы, крыльцо были украшены богатыми резными украшениями. Дома раскрашивали в разные цвета. Ковры из Персии, Турции, Крыма. Мода на зеркала, картины и библиотеки. Посуда была золотой и серебряной. Появилась мода на стеклянную посуду. Одежда была традиционной. Новые продукты: восточные приправы и пряности (перец, корица, гвоздика, шафран, базилик), лимоны, изюм, миндаль, рис, сахар, колбаса. Появились кареты. Отдыхали на пирах, охоте, наблюдали за кулачными боями.

    Скромный быт, но с большим количеством построек. Домашняя обстановка и утварь (столы и сундуки). Были иконы, украшенные серебряными окладами, самоцветными камнями и речным жемчугом

    В состав двора входили: изба, клеть, хлев, сарай. Избы топились «по-черному». Для освещения использовали лучину. В избе были простые столы и лавки, закрепленные вдоль стен. Зимой спали на печи. Обувью служили лапти. Зажиточные носили поршни (моршни), а порой и сапоги. Из ржи и пшеницы пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисель, пиво и квас. Ели капусту, морковь, свеклу, редьку, огурцы, репу. По праздникам – мясо, а чаще рыбу. Ели грибы и лесные орехи.

    После выступления групп делаем вывод

    Несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в XVII веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное так и западное влияние

    4.Физминутка (1 мин)

    Дети давайте с вами немного отдохнем и выполним небольшие упражнения (вращение головой стоя, вращение кистевым суставом, стряхивание рук, руки поднимаем вверх и опускаем вниз)

    5.Закрепление (2 мин)

    Итак, что же нового появилось в быту у различных сословий?

    Новая еда, стекло, ковры

    Как отдыхали в то время представители богатых сословий?

    Охотились, устраивали пиры, наблюдали за кулачными боями

    Работа с интерактивной доской

    Ребята, сейчас ваша задача соотнести картинки быта крестьянина и дворянина

    Выходят по очереди к доске и выполняют задание

    Все ли согласны? Если нет, то почему?

    6.Домашнее задание (1 мин)

    Дома прочитаете параграф 11 и заполните в своих таблицах пустые колонки по тем сословиям, с которыми вы не работали

    Записывают в дневниках домашнее задание

    7.Рефлексия (1 мин)

    Интересным ли был урок? Прикрепите ваши нотки на струны у гуслей, по вашим ощущениям.

    Прикрепляют нотки и уходят из класса

    Сословия России XVII века

    Феодалы (дворяне и бояре)

    Предварительный просмотр:

    Самоанализ урока истории в 7 классе

    Учителя истории и обществознания

    Долгушина Михаила Валерьевича

    Урок «Сословный быт XVII века» проводился в 7 классе.

    В 7 классе 8 обучающихся. Обучающиеся имеют средний уровень мотивации. Класс к уроку готов: имеются необходимые учебные принадлежности, психологический настрой положительный.

    Цель урока: охарактеризовать особенности быта российского общества XVII века

    — знакомить с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий.

    — развивать умения анализировать и делать выводы, навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями и текстом учебника.

    — формировать эстетического восприятия к традиционным ценностям.

    Оборудование: проектор, интерактивная доска, наглядность, схема «Сословия России».

    Тип урока – комбинированный. На данном уроке использовались различные средства и формы обучения.

    Данный урок восьмой из девяти в теме «Россия в XVII веке». На предыдущем уроке изучались сословия России в XVII веке.

    Для достижения поставленной цели, активизации учебной и познавательной деятельности применялись следующие методы обучения:

    объяснительно-иллюстративный (рассказ учителя, ориентированный на учебник);

    репродуктивный (запись в тетради полученных знаний);

    частично-поисковый (работа с текстом учебника, постановка проблемных вопросов). Эффективность использованных методов и приемов, их соответствие содержанию и цели урока.

    Новый материал излагался по плану:

    1. быт царского двора

    2. боярский и дворянский быт

    3. жизнь посадского населения

    4. крестьянство: быт и обычаи

    Постановка проблемных вопросов, использование цифровых образовательных ресурсов соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Материал представлен в доступной для обучающихся форме, с учетом их возрастных и психологических особенностей.

    На данном занятии использовались:

    • технологии личностно-ориентированного образования,
    • интерактивные технологии.
    • В ходе урока сочетались фронтальная работа и работа в группах.

      Были соблюдены структурные компоненты урока, целесообразно распределено время:

      Этап 1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности. (1 мин).

      Развитие личностных УУД (развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний)

      Этап 2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос (5 мин.)

      Развитие личностных УУД (формирование рефлексивных умений определения границы между знанием и незнанием)

      Этап 3. Изучение нового материала. Работа в группах (30 мин.)

      Развитие познавательных и коммуникативных УУД (формирование навыка расширенного поиска информации, навыка изучающего и поискового чтения, умения выделять главное и второстепенное, коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества, привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса).

      Этап 4. Физминутка. (1 мин)

      Этап 5. Закрепление. Опрос и работа с интерактивной доской(2 мин)

      Развитие личностных УУД (формирование способности к моделированию ситуации на основе имеющихся данных, способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации.)

      Этап 6. Домашнее задание. (1 мин)

      Развитие личностных УУД (развитие способности к самоорганизации и самоконтролю).

      Этап 7. Рефлексия. (1 мин)

      Развитие личностных УУД (развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели, формирование позитивной моральной самооценки)

      План урока выполнен, задачи реализованы. Таким образом, поставленная в начале урока цель была достигнута.

      Сословный быт и картина мира русского человека в XVII веке

      Урок 35. История России 7 класс ФГОС

      Конспект урока «Сословный быт и картина мира русского человека в XVII веке»

      Известно, что многих европейцев, приезжавших в России в XVII–XVIII веках, поражала русская баня. Вот, что писал о ней немецкий путешественник XVII века Ганс Мориц Айрман: «Простые люди, которые сообща строят бани на проточной воде, лишь только они сильнее разогрелись, выходят в холодную проточную воду и усаживаются в неё на долгое время, безразлично, будь то летом или зимою. Летом спускаются в воду подобием лесенки из двух длинных брёвен. А зимой пробивают во льду большие отверстия и так бросаются в ледяную воду. Они считают это очень здоровым. Так как у нас обычай подобным образом мыться неизвестен, а я сам часто участвовал и мне очень понравилось, то захотел рассказать об этом».

      В ходе урока вы узнаете об изменениях в мировоззрении русских людей, общинных традициях, роли православия в повседневной жизни, образе царя в сознании народа, повседневной жизни царей, первого сословия, горожан и крестьян.

      В XVII веке изменилось восприятие русскими людьми окружающего мира. Они чувствовали свою принадлежность к огромной единой стране. Люди пытались осознать бескрайние просторы своей Родины.

      После Смуты стали больше цениться стабильность и порядок в государстве.

      Рост контактов с европейскими и азиатскими государствами помог изучению политического и повседневного опыта других людей, отличий жизненных укладов.

      Изменение церковного ритуала после раскола в Русской православной церкви не поколебало веру большинства населения России.

      Чтение античных трудов и европейской литературы повлияло на появление прогрессивно мыслящих чиновников.

      Новшества проявлялись в культуре, политике, экономике. Для правящего слоя они казались странными и непривычными, соответственно воспринимались с большой осторожностью.

      В 1649 году после принятия Соборного уложения крестьяне лишились свободы передвижения. Однако они сохраняли права на занятие торговлей, распоряжение имуществом и собственностью.

      В то время жизнь крестьян ещё не подчинялась полностью воле помещика. Их быт регулировался правилами общины, которая имела следующие основы: совместное владение землёй; выборность руководителей; решение возникавших вопросов на крестьянском сходе; равноправие всех членов общины.

      Мировоззрение русского человека оправдывало существование общины христианскими заповедями. По убеждению крестьян, земля являлась Божьим достоянием и относится к ней нужно было бережно.

      Основной задачей общины были раздел и перераспределение земель меду крестьянами. Вне общины русский крестьянин не представлял своей жизни.

      Одним из самых устойчивых явлений в жизни крестьян были «помочи». Крестьяне оказывали помощь родственникам или соседям в сельскохозяйственных работах, строительстве и другом. Отказать кому-то в просьбе о помощи было непростительным. Отказ мог быть воспринят как оскорбление.

      Жизнь общины основывалась на идеалах православия. Как правило община одновременно была и церковным приходом. На мирском сходе назначали священников.

      Утро у русского человека начиналось с молитвы. По праздничным дням люди ходили в церковь к заутрене. После вечерней молитвы не разрешалось пить, есть и разговаривать.

      Важное место в жизни русского человека занимали такие церковные обряды, как крещение, венчание и погребение.

      Все слои общества строго соблюдали пост. Самым длительным был Великий. На протяжении семи недель рекомендовалось есть только один раз в день, а по выходным – два раза. При этом в понедельник, среду и пятницу ели холодную пищу, в остальные дни – горячую.

      Монотонность жизни крестьян прерывалась церковными праздниками. В такие дни запрещалось работать. Наиболее почитаемыми праздниками были Пасха и Троица. Начинались они с богослужения в церкви. Затем все жители села собирались на братчину – совместную трапезу членов деревенской общины, устраивавшуюся вскладчину.

      Весь мир русские крестьяне воспринимали как единую общину, главой которой был царь. В нём люди видели опору и защиту.

      Важными обязанностями царя были молитвы за своё государство и совершение паломничества в монастыри. Например, Иван Грозный ходил босиком в Троице-Сергиев монастырь. Алексей Михайлович посещал всенощные – богослужения в церкви, совершаемые накануне воскресных дней и христианских праздников.

      Царь считался помазанником Божьим, поэтому его воля воспринималась как обязательный закон. Любая ошибка государя считалась виной его приближённых. Осуждать царя простые люди не имели права. Он нёс ответственность за свои поступки только перед Богом. А различные стихийные бедствия казались Божьей карой.

      С оформлением самодержавия изменились нравы и обычаи царского двора. В первую очередь увеличилось количество людей, относящихся ко двору. Представьте, что только охраной царя занимались две тысячи стрельцов и дворян.

      По утрам царей одевали спальники.

      Стольники занимались организацией трапезы.

      Казначеи и ключники следили за сохранностью личных вещей царя.

      Великолепными были дворцы первых Романовых. Построили летние резиденции в Измайлове и Коломенском. Самый большой дворец находился в Кремле. Назывался он Теремной.

      Одним из главных украшений государевых дворцов были печи, выложенные изразцами – керамической плиткой для облицовки печей и стен. Во торой половине XVII века появились картины, напольные часы и венецианские зеркала.

      Основным царским развлечением была псовая или соколиная охота. Выезд на охоту сопровождался особенным церемониалом, участие в котором принимало около трёх тысяч человек.

      При Алексее Михайловиче появился придворный театр.

      Изменения в быту коснулись и первого сословия. Дворянские и боярские дворы представляли собой комплекс строений. Это были избы, подклети, сени, соединённые между собой переходами.

      Разнообразием отличалось и внутренне убранство домов. В центре стояла печь, украшенная изразцами и каменными узорами. Наиболее популярными предметами мебели были лавки, столы и большие сундуки. Появились обитые кожей или парчой кресла.

      Парча – это ткань на шёлковой основе с золотым шитьём, имеющая сложные узоры.

      На полу в домах лежали ковры, привезённые из Персии или Крымского ханства.

      В XVII веке из-за границы стали привозить стеклянную посуду. Наравне с драгоценными металлами ценилось венецианское стекло.

      Одежда сохраняла традиционный покрой. Увеличился только выбор тканей. Бояре и дворяне носили суконную и шерстяную одежду. Популярной была тафта – плотная хлопчатобумажная или шёлковая ткань.

      Представители знати в XVII веке стали пользоваться новым средством передвижения – каретами. Они заменили привычные закрытые сани.

      Как и царь, дворяне и бояре проводили свободное время на пирах и охоте.

      Гораздо скромнее была жизнь горожан. В XVII веке дома состоятельных купцов стали делить на «белые избы» и «белые горницы». От «чёрных изб» они отличались тем, что дым из печи выводился через трубу.

      Обстановка в домах горожан была простой. Так как шкафов в то время ещё не было, одежду хранили в сундуках. Для защиты от пожаров сундуки обивали железом.

      Зажиточные жители посада строили каменные дома. Остальные жили в простых деревянных строениях.

      Крестьяне жили в избах, топившихся по-чёрному. Из-за такого способа отопления стены домов становились закопчёнными. Освещались крестьянские избы лучинами.

      Обстановка в домах была очень простой. Здесь можно было увидеть лавки и столы. Зимой вся семья спала на печи – самом тёплом месте в доме.

      Крестьяне носили одежду из домотканых холстов и меха животных. На ноги обували лапти. Зажиточные крестьяне могли позволить себе носить поршни – обувь из двух кусков кожи, собранных вокруг щиколотки ремешком.

      Редкостью для крестьян была металлическая посуда, так как стоила она очень больших денег. Ели крестьяне из деревянных тарелок, а готовили в глиняных горшках.

      В среднем крестьянская семья состояла из десяти человек. Её главой считался старший из мужчин.

      Вступать в брак разрешалось не более трёх раз. Однако даже второй брак был большим грехом, и за него в церкви налагалось наказание. Свадьбы крестьяне праздновали поздней осенью и зимой – когда все были свободны от сельскохозяйственных работ.

      Давайте подведём итоги.

      События XVII века в значительной мере повлияли на изменение картины мира русских людей.

      Изменился быт царя и первого сословия.

      Традиции повседневной жизни простых людей оставались прежними.

      Конспект урока истории, 7 класс «Сословный быт»

      Тема: Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке

      Цели:

    • показать сословный характер быта российского общества, определить общие и отличительные черты в повседневной жизни людей разных сословий.
    • формировать умение сравнивать, систематизировать информацию.
    • В качестве источника информации на уроке используется учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России конец ?V? – ?V?? век. К данному уроку учащиеся повторяют, что такое сословия и какие сословия были в России ?V?? века. Урок проводится в технологии проблемного и технологии развития критического мышления через работу с различными источниками информации. Конспект сопровождает презентация.

      Просмотр содержимого документа
      «Сословный быт»

      Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке

      учитель истории и обществознания

      показать сословный характер быта российского общества, определить общие и отличительные черты в повседневной жизни людей разных сословий.

      формировать умение сравнивать, систематизировать информацию.

      В качестве источника информации на уроке используется учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России конец ?V? – ?V?? век. К данному уроку учащиеся повторяют, что такое сословия и какие сословия были в России ?V?? века. Урок проводится в технологии проблемного и технологии развития критического мышления через работу с различными источниками информации.

      Учитель задаёт вопрос: Как вы думаете, современные люди живут одинаково, или в их жизни есть различия?

      Учащиеся отвечают: Жизнь современных людей может быть разной.

      Учитель задаёт следующий вопрос: Почему люди живут по-разному, с чем связаны различия в жизни людей?

      Учащиеся отвечают: зависит от того, у кого, сколько денег; где живут (в городе или деревне); где и кем работают; …

      Учитель: таким образом, мы видим много причин для различий, но когда-то важнейшей причиной было то, что люди принадлежали к разным сословиям. Давайте вспомним, что такое сословия и какие сословия были в России ?V?? века?

      После ответов учащихся учитель предлагает выяснить, насколько значимы были эти различия и было ли что-то общее в жизни людей разных сословий.

      Для решения задачи учитель предлагает работу со сводной таблицей. Учитель на доске, а ребята в тетради чертят таблицу и записывают названия колонок. В качестве названий колонок учитель предлагает взять названия сословий, добавив к ним царя и его семью, центральная колонка называется «Линии сравнения».

      Царь и его семья

      Бояре и дворяне

      После подготовки таблицы учитель предлагает подумать над линиями сравнения, т.е., что можно сравнить у разных сословий. Предложения учащихся учитель записывает на доске в центральную колонку таблицы. Когда прозвучат все предложения, линии сравнения обсуждаются, чтобы выявить наиболее значимые, при необходимости учитель может добавить недостающие.

      Класс делится на 4 группы: 1) царская семья – стр.85 – 86, 92, 2) бояре и дворяне – стр.86 – 88, 91, 3) посадский люд – стр.88, 91 — 92, 4) крестьянство стр.88 – 90. Каждая группа работает со своим текстом (это не только текст параграфа, но и документы в конце параграфа) – читает и находит информацию для своей колонки в таблице. После завершения работы каждая группа называет найденную информацию и по ходу выступлений заполняется сводная таблица.

      Сводная таблица.(1 вариант)

      Бояре и дворяне

      Традиционная, из восточных и европейских тканей. Много одежды

      Из дешёвых привозных тканей. Мало одежды

      Домотканая, из шкур домашних и диких животных

      Несколько тысяч человек, более 500 блюд.

      Основа – зерновые культуры, много овощей, по праздникам рыба и мясо, ягоды, фрукты

      Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи.

      Несколько различных строени

      Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры.

      Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты

      Традиционная мебель, украшенные иконы

      Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы

      Деревянная и глиняная

      Сводная таблица (2 вариант)

      Царь и его семья

      Из дорогих тканей, украшена драгоценностями

      Традиционная, восточные продукты, колбаса

      Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна.

      Несколько различных строений

      Изба по-чёрному, окна рыбьи или холстяные

      Пиры, охота, кулачные бои

      Золотая и серебряная, стеклянная

      После заполнения таблицы учитель предлагает определить – есть ли общие черты в повседневной жизни у сословий. Учащиеся по таблице определяют, что общих для всех сословий черт нет, но немного похожа жизнь царя, дворян и бояр, а также схожи в повседневной жизни посадский люд и крестьяне.

      Учитель задаёт следующий вопрос: « Что можно сказать о сословиях, учитывая их различия в повседневной жизни?» учащиеся могут предположить, что: 1) по различиям можно определить сословие, 2) по различиям можно определить, кто живёт лучше, а кто хуже и составить рейтинг уровня жизни каждого сословия.

      Следующий вопрос: «В повседневной жизни какого сословия есть черты, схожие с жизнью современных людей?» Просмотрев таблицу, учащиеся решают, что у современных людей много общего с жизнью дворян и бояр: каменные дома, едят колбасу…

      Рефлексия. Оказывается в ?V?? веке … Я понял, что … Современные люди … Несмотря на то, что прошло столько лет … Я думаю, что различия между сословиями …

      Домашнее задание: в.4 на стр. 90.

      Просмотр содержимого презентации
      «Сословный быт, обычаи и нравы в XVII»

      Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке

      Фомина С.В., учитель истории и обществознания