Традиции и обычаи челябинско области

Культура

Челябинская область – обладает огромным культурным потенциалом. В Челябинской области работают 16 профессиональных театров, 45 музеев, 807 учреждений культурно-досугового типа, 77 киноустановок и 836 библиотек.

Трудно представить себе палитру отечественного искусства без имен земляков: писателей, поэтов, литературоведов – Б. Ручьева, Л. Татьяничевой, Л. Шмакова, Л. Гальцевой, К. Скворцова, Р. Дышаленковой; скульпто­ров – Л. Головницкого, М. Цепелева, Егоровых Бориса и Валентины; художников – Н. Аникина, В. Дьякова, Б. Чернышова, А. Кудрявцева, фотохудожника С. Васильева; композиторов и исполнителей – М. Смирнова, Е. Гудкова, А. Кривошея, Т. Шкербиной, В. Лебедева, Г. Зайцевой; театральных деятелей – Н. Орлова, В. Милосердова, Г. Миллера и многих других. Это лишь малая часть имен, поистине составляющих гор­дость русской культуры.

В настоящее время в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации включено 777 объектов культурного наследия Челябинской области – это историко-культурное наследие региона, представляющее уникальную значимость для России и являющееся составной частью Российского культурного наследия. По категории значимости – 278 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) имеют статус федерального значения, 491 – регионального значения и 8 – муниципального. 2212 – выявленные объекты культурного наследия, представляющие историческую и культурную ценность.

Театры

Челябинский театр драмы имени Наума Орлова

Челябинский театр оперы и балета имени М. И. Глинки

Челябинский государственный театр кукол

Челябинский государственный драматический молодежный театр

Наиболее известен в России Челябинский государственный академический театр драмы имени Н. Орлова, созданный в 1921 г. и носящий имя главного режиссера, народного артиста РСФСР, заслуженного деятеля искусств РСФСР Наума Орлова, чье имя называется в ряду наиболее крупных режиссеров российской провинции. Вот уже без малого век Челябинский театр драмы – крупнейший на Южном Урале, культурный центр Челябинска и области, его работу которого обеспечивают признанные мастера сценического искусства. Театр много гастролирует, участвует в областных и всероссийских фестивалях. В 1999 г. в рамках всероссийского конкурса «Окно в Россию» театр драмы был удостоен звания «Лучший театр года». В 1996 г. был открыт музей истории театра, его экспозиция постоянно пополняется новыми материалами.

Видное место в театральной жизни города принадлежит Челябинскому театру оперы и балета имени М. И. Глинки. За свою многолетнюю историю (открыт в 1956 г.) оперный театр воспитал не одно поколение талантливых артистов. Больше 20 мастеров театра имеют звание народных и заслуженных артистов России. Многие постановки театра получали призы, награды и звания. Труппа посетила с гастролями более 70 городов России, побывала в Австрии, Голландии, Франции, Германии, Испании, Италии, Сирии, Иордании, Кувейте, Турции, Китае, нескольких городах США. Челябинский оперный театр обладает столь обширным репертуаром, что здесь всегда можно найти ту музыкальную постановку, которая по вкусу именно Вам. Выступления гастролирующих артистов, благотворительные концерты и премьеры.

Известен за пределами области и Челябинский государственный областной театр кукол (открыт в 1935 г.) – один из старейших на Урале. Он был образован актерами драматического театра. Его труппа по праву считается одной из лучших в России. Главное ее достоинство – ансамблевость. И, конечно же, высокая техника кукловождения, музыкальная и пластическая культура актеров. Сегодняшний театр кукол полон новых замыслов и творческих планов в освоении сложного языка древнего и вечно молодого искусства театра кукол. В 2012 театр получил национальную театральную премию «Золотая маска» за спектакль режиссера Александра Борока «Удивительное путешествие кролика Эдварда».

Театр Манекен был основан как студенческий театр эстрадных миниатюр Челябинского политехнического института. Будучи труппой любителей, «Манекен» с самого начала стремился к профессионализму. В 1992 г. решением городского Совета и администрации города театру был присвоен статус муниципального театра, а в 2000 г. предоставлена новая сцена в центре искусств «Театр плюс кино». «От самоигрального юмора – к философской публицистике, от игры в театр к осмыслению театра. Таков их путь. Сегодня они неотъемлемая часть умственного пейзажа Челябинска, но, более того, они, конечно же, одни из лидеров студенческого театрального движения страны», – так писала о «Манекене» центральная пресса. «Манекен» является организатором и базовым коллективом международного театрального фестиваля «Театральные опыты». В Челябинске проводятся театральные фестивали – «Камерата», «Театральные опыты». Неоднократным их участником и организатором был театр «Манекен».

Новый художественный театр

Государственный драматический камерный театр

Магнитогорский драматический театр имени А. С. Пушкина

За годы существования Челябинского государственного молодежного театра (с 1966 по 2011 г.г. – Челябинский театр юных зрителей) все поколения его режиссеров и актеров создали ему интереснейшую творческую биографию. Имея солидный послужной список и завидную зрительскую известность, сегодня театр – один из ведущих центров Челябинска по воспитанию детей и подростков. Труппа театра работает под девизом «Современный театр для всей семьи». На сцене с успехом идут и ставятся новые спектакли для детей, молодежи и их родителей. Театр уделяет внимание, как классическим произведениям, так и пьесам современных авторов. Челябинский молодежный театр неоднократно становился победителем престижных театральных смотров и фестивалей.

Одним из самых молодых театров в Челябинске является Государственный драматический камерный театр. Идея его создания родилась в 1988 г. у группы актеров ТЮЗа во главе с Евгением Фалевичем и Людмилой Барад. Все годы своего существования театр активно принимает участие у фестивальном движении в стране и за рубежом («Театр без границ» — Магниготорск, «Гостиный двор» — Оренбург, Международный фестиваль «Театральные конфронтации» в польском городе Люблин и др.).В сезон 1992-1993 гг. театр сам явился зачинателем Международного театрального фестиваля «Камерата». Фестиваль прошел десять раз, обрел стабильность, стал известен далеко за пределами страны, к нему привлечено внимание широкого зрителя, местной и столичной прессы.

Новый художественный театр (г. Челябинск) начал свой творческий путь в 1993 г. Стилевое направление театра – новое искусство (new art). За время своего существования театр сменил несколько помещений, режиссеров, актерских составов. Творческий коллектив пополняют выпускники местных театральных ВУЗов, театр сотрудничал с актерами Челябинского академического театра драмы, Областного театра кукол. В настоящее время Новый художественный театр совместно с кинотеатром «Спартак» образуют Молодежный кино-театральный центр.

Яркую и самобытную историю имеет Магнитогорский драматический театр имени А. С. Пушкина. История рождения уходит корнями в далёкие 30-е годы. В 1932 году на базе агитбригады решением городского комитета ВЛКСМ был создан Магнитогорский театр рабочей молодёжи — ТРАМ, первый профессиональный театр в городе. В 1935 году ТРАМ был преобразован в драматический театр, а в 1937 году решением горисполкома театру было присвоено имя А.С.Пушкина. В последние годы развивается творческое сотрудничество театра со многими театрами региона и России. За время своего существования театр провел пять международных театральных фестиваля «Театр без границ» (1993, 1995, 1997, 1999, 2001).В 2011-м году влиятельный журнал «Forbes» опубликовал список 10 самых интересных провинциальных театров России, которые журнал рекомендует непременно посетить всем иностранцам, приезжающим в нашу страну. Среди них – и Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина.

Магнитогорский театр оперы и балета

Магнитогорский театр куклы и актера «Буратино»

Златоустовский государственный драматический театр «Омнибус»

Озерский театр драмы и комедии «Наш дом»

Магнитогорский театр куклы и актера «Буратино» один из четырёх профессиональных театров Челябинской области, единственный профессиональный детский театр в Магнитогорске (создан в 1973). Основная деятельность учреждения — создание высокохудожественных спектаклей, концертов, организация гастролей, выездных спектаклей, проведение творческих вечеров. Театр ежегодно подтверждает свой высокий профессионализм на крупнейших театральных фестивалях Урала и Сибири.

Магнитогорский театр оперы и балета был открыт в 1996 г. Рождение подобного театра в городе, не имеющего областного статуса, стало уникальной ситуацией и открыло новую страницу в развитии музыкальной культуры Магнитогорска. Знаковым событием в культурной жизни города является ежегодный Международный фестиваль оперного искусства «Вива опера!», проводимый театром оперы и балета с 2007 года. Сегодня в условиях тотальной экспансии шоу-развлекательных программ, оперный театр является центром культурной жизни города, школой профессионализма для молодых исполнителей, в том числе студентов консерватории.

Златоустовский государственный драматический театр «Омнибус» старейший на Южном Урале. 31 октября 1920 года комедией А. Н. Островского «Лес» театр открыл свой первый сезон. Эта дата и считается официальной датой рождения театра в г. Златоусте. Театр «Омнибус» принимает активное участие в фестивалях различных уровней – от региональных до международных и был удостоен многих дипломов, в том числе и высших Гран – при. В 2011 г. Златоустовский государственный драматический театр «Омнибус» был удостоен премии Правительства России имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации.

История Озерского драматического театра (в настоящее время Озерский театр драмы и комедии «Наш дом») началась в первые годы строительства города. Открыт театр 28.10.1948, в 1949 году строится здание театра. Долгое время единственными зрителями были жители закрытого города. Но с конца 60-х, когда требования секретности стали несколько мягче, театр смог выезжать на гастроли и зрительская аудитория стала намного шире. Вскоре о нем узнали далеко за пределами города Челябинска-65 (так в те годы назывался Озерск). В настоящее время в репертуаре театра спектакли всех жанров и на все возраста, каждый сезон выпускает 7-8 премьер.

Концертные организации

Челябинское государственное концертное объединение

Челябинское государственное концертное объединение (ЧКО), имеющее концертный зал, детскую филармонию и зал камерно-органной музыки, занимает свою нишу в культурной жизни города и области. За 70 лет существования учреждения, известного в России и за ее пределами, несколько раз менялись формы и методы управления им, но во все времена челябинцы неизменно называли его красивым словом «филармония». Объединение проводит работу во многих городах и районах области, в 2006 г. открыты филиалы в городах: Магнитогорске, Троицке, Кыштыме, Аше и Миассе. Коллектив ЧКО в нынешнее сложное время перемен, ищет новые формы и методы работы. И как всегда филармония радует горожан и жителей области выступлениями мастеров искусств Челябинской области, России и мира.

Музыкальные традиции Урала развивает Челябинский государственный русский народный оркестр «Малахит» (руководитель Народный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ, действительный член Петровской академии наук и искусств, Лауреат премии Фонда Ирины Архиповой, профессор В. Лебедев). Оркестр был создан в 1987 году. Основу коллектива составили выпускники Челябинской академии культуры и искусств. «Малахит» принимает участие во всех крупных культурных мероприятиях города и области, Всероссийских и Международных фестивалях: «Ирина Архипова представляет. », «Играй и пой, моя Россия» и др.

Магнитогорская академическая хоровая капелла им. С. Г. Эйдинова была создана в 1944 при филиале Челябинской областной государственной филармонии. Основателем, художественным руководителем и главным дирижером капеллы в 1944-83 был народный артист РФ С. Г. Эйдинов. В 1994 г. коллективу присвоено звание «Академическая». Капелла выступала с концертами на гастролях более чем в 300 городах бывшего Союза и России. В 1982 г. капелла стала лауреатом Всесоюзного смотра-конкурса профессиональных хоров и удостоена диплома II степени.

Среди постоянных коллективов концертных организаций – камерный оркестр «Классика», инструментальный ансамбль «Маэстро аккордеон», джазовый ансамбль «Уральский диксиленд» , ансамбль «Яхонтовый ларь» и др. Визитной карточкой Челябинской области и России можно по праву считать ансамбль танца «Урал» Неповторимые по колориту и зрелищные хореографические картинки снискали заслуженную славу в России и за рубежом. Также в 70-е гг. XX в. в филармонии был создан всесоюзно известный ансамбль «Ариэль».

Музеи

Государственный исторический музей Южного Урала

Челябинский государственный музей искусств

Уникальная сокровищница историко-культурного и духовного наследия края – Челябинский государственный краеведческий музей. Его фонды насчитывают около 300 тысяч единиц хранения, среди которых немало предметов, имеющих общероссийское значение. Музей собирает, хранит и показывает исторические, художественные и естественно-научные коллекции. Это один из старейших и самый крупный музей в регионе. Здание музея расположено на том месте, где в первой половине XVIII в. находилась Челябинская крепость, поэтому внешне его очертания напоминают крепостные башни и стены.

Еще один музей – Челябинский государственный музей изобразительных искусств – создан в 2005 г. в результате объединения Челябинской областной картинной галереи и Музея декоративно-прикладного искусства Урала. Его собрание насчитывает более 11 тысяч произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, в том числе и домовой архитектурной деревянной резьбы старого Челябинска. Это коллекции искусства Европы и Востока, отечественного искусства средневековья, нового и новейшего времени, современного искусства. Своеобразие собрания представляют коллекции иконописи, старопечатных и рукописных книг, меднолитой пластики и деревянной скульптуры, в основном собранные на Урале, отражающие многообразие традиций Древней Руси: псковской, новгородской и северных школ, Украины, Поволжья, Урала и Сибири, и конечно, столичного искусства рублевской традиции, начиная с XVI по XX вв.

Музей-квартира Леонида Леонидовича Оболенского открыт в 1999 г. в Челябинске. Музей находится в квартире знаменитого актёра, где он прожил большую часть жизни. Здесь собрана уникальная экспозиция, которая состоит из личных вещей Оболенского, фотографий и предметов интерьера. Посетители смогут погрузиться в атмосферу быта Леонида Леонидовича, узнать интересные факты его жизни от детства до вершины творчества.

Музей-квартира Бориса Ручьева является мемориальным музеем магнитогорского поэта. Этот музей считается литературным отделом магнитогорского краеведческого музея. В фондах музея хранится около 12 тысяч экспонатов, среди которых — предметы из кабинета Ручьева, его рукописи, личная библиотека, дневники, записные книжки. Также помимо его вещей, в музее хранятся личные вещи, рукописи и книги писателей Магнитогорска и других литературных деятелей, связанных с городом металлургов.

В 2004 году в с. Кундравы Челябинской области был открыт музей имени кинорежиссера Сергея Аполлинариевича Герасимова. Музей состоит из зала и комнаты, расположенных на втором этаже. В большом зале главное место принадлежит работам Герасимова. Здесь представлены кадры из фильмов, которые он снял. Есть и большая экспозиция личных вещей мастера — от мелких бытовых вещей до наград, среди которых имеется трость, подаренная великим Чарли Чаплином, а также призы с разных кинофестивалей, полученные им за созданные фильмы.

Дом-музей камня. Единственный в Челябинской области частный музей такого уровня. Житель поселка Фершампенуаз Нагайбакского района Челябинской области, известный краевед и геолог Александр Максимович Матора отвел для собранной коллекции камней и минералов первый этаж своего коттеджа и приусадебный участок. В саду под открытым небом находятся минералы в первозданном виде, в каком они встречаются в природе, а в помещении -мелкие камни и поделки из камней. Здесь представлены тысячи камней и минералов, собранных по всему Уралу. Среди экспонатов значатся «кристаллы хрусталя, яшма, малахиты, лазуриты, опалы и просто камни, найденные у дорог».

Библиотеки

Челябинская областная универсальная научная библиотека является одной из старейших на Урале, самое крупное в области книгохранилище, центр информационной и методической работы. Имеет статус центральной государственной библиотеки Челябинской области. Её история началась в 1898 г.: она открылась как бесплатная городская библиотека-читальня, а в 1934 г., в связи с образованием Челябинской области, была преобразована в областную. В собрании библиотеки – более 2 млн. единиц хранения по всем отраслям знаний. Ежегодно фонд пополняется на 26–28 тыс. единиц. В библиотеке имеются уникальные собрания, в частности, более 13 тыс. редких рукописных и печатных книг, среди которых – Острожская библия Ивана Федорова (1581), «Диоптра» (1612), «Грамматика» Мелентия Смотрицкого (1648). В коллекциях редкого фонда – «Прижизненные издания русских писателей», «Из библиотеки братьев Покровских». Фонды ЧОУНБ – часть общенационального культурного наследия.

Челябинская областная юношеская библиотека была открыта в 1968 г. и является специализированной библиотекой для молодежи. Ее фонды и услуги рассчитаны, в первую очередь, на тех, кто учится – старшеклассников и студентов. Библиотека осуществляет информационную поддержку образования, методическое сопровождение работы с молодежью библиотек Челябинской области; занимается культурно-досуговой и просветительской деятельностью, организует чтение подростков и молодежи.

Челябинская областная детская библиотека им. В. Маяковского формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное собрание отечественной и зарубежной литературы для детей; является исследовательским, научно-методическим и информационным центром по проблемам детского чтения и библиотечного обслуживания детей в Челябинской области. Основана в 1919 г., а в 1954 г. она получила статус областной детской библиотеки.

Челябинская областная специальная библиотека для слабовидящих и слепых была открыта в 1954 г. Библиотека организует бесплатное библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание на территории Челябинской области инвалидов по зрению всех возрастных групп, членов их семей, инвалидов, заболевание которых препятствует пользованию общедоступными библиотеками и чтению печатных документов, физических и юридических лиц, профессионально занимающихся проблемами инвалидов и инвалидности.

Читайте так же:  Казахские обычай на свадьбу

Другие организации

Центральный парк культуры и отдыха имени Ю. А. Гагарина

Парки – самые популярные места отдыха всей семьей. И, конечно же, самый красивый парк Челябинска – парк культуры и отдыха им. Ю. А. Гагарина. Который образован в 1936 г. в лесопарковой зоне Челябинска и занимает площадь 1200 га. Здесь уже восьмой десяток лет проходят общегородские праздники и спортивные соревнования, концерты, лекции, беседы, шахматные и шашечные турниры, областные фестивали народного творчества. В 2007 г. парку им. Ю. А. Гагарина присвоен статус «Особо охраняемая природная территория».

Городской сад имени А. С. Пушкина – один из старейших парков культуры и отдыха на Южном Урале. Расположен в центре Челябинска и занимает территорию 20 га. Идея устроить парк появилась в среде купечества и чиновничьей интеллигенции. В 1908 при строительстве шоссе между городом и железнодорожной станцией начала благоустраиваться берёзовая роща. В 1937 г., в 100-летнюю годовщину гибели великого поэта, парку было присвоено имя А. С. Пушкина. Удобное месторасположение, возможность хорошо провести время всей семьей, привлекают сюда ежедневно сотни челябинцев и гостей города.

Цирк в Челябинске был основан еще в начале двадцатого века. За это время он повидал многое, и снос, и переезд, и пожар, и длительный ремонт. Но, не смотря ни на что, цирк продолжает работать и сегодня, удивляя и радуя своих посетителей все новыми и новыми программами, которые интересны как детям, так и взрослым. Челябинский государственный цирк принадлежит Российской государственной цирковой компании. Ежегодно в цирке проходят гастроли многих известнейших цирковых артистов, как России, так и других стран мира.

Челябинский Зоопарк является уникальным культурно-просветительским учреждением, в котором содержатся животные местной фауны и экзотические животные из разных уголков земли. МУК «Зоопарк» было открыто 13 сентября 1996 года. В коллекции учреждения насчитывается 114 видов животных, 84 вида внесены в Международную Красную Книгу, 13 видов — в Красную Книгу РФ, 11 видов — в Красную Книгу Челябинской области. Зоопарк участвует в международных программах по сохранению исчезающих видов животных: «Программа по сохранению амурского тигра», «Программа по сохранению дальневосточного леопарда».

Национально-культурные центры

В Челябинске живут люди разных национальностей. Чтобы сохранить свою культуру и язык, национальные общины создают культурные центры. Их двери открыты для всех желающих.

Для семей Южного Урала объявлен конкурс семейных ценностей и традиций

Правительство Челябинской области дало старт конкурсу семейных ценностей и традиций, который будет посвящен укреплению связей между поколениями. Про обычаи южноуральских семей будет снят фильм.

Конкурс, направленный на поддержку семейного воспитания и сохранение традиций в семьях региона, стартует по инициативе губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. «Семейные традиции Южного Урала» — это раскрытие творческого, спортивного и социального потенциала семей, которые готовы поделиться с областью самым сокровенным.

85-летие — хороший повод вспомнить о традициях, которыми издавна славится наш регион. Но традиции — это не только профессиональное мастерство, это еще и семья. А семейные традиции могут быть очень разными. Можно всей семьей заниматься спортом, творчеством, собираться вместе за круглым столом. Неважно, что вы выбираете, когда проводите время вместе со своими близкими. Главное, что это время — счастливое. — отметил Борис Дубровский.

Для сохранения памяти о традициях и передачи их дальнейшим поколениям, о самых крепких семьях Южного Урала снимут фильм для трансляции на ОТВ. Кроме того, участники будут награждены памятными сувенирами за успехи в обучении и воспитании детей, за сохранение и развитие традиций и профессиональных династий, за социальную, спортивную и творческую активность. Для участия необходимо оставить заявку на сайте традициисемьи74.рф в срок до 1 июня 2020 года и в предложенной форме полно изложить особенности семьи.

Национальная культура народов Южного Урала

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

С давних пор на уральской земле селились народы, у каждого были свои обычаи и традиции! Мы познакомимся с бытом и традициями русского, украинского, башкирского и татарского народов.

Традиции и обычаи русского народа.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа.

Основные народные праздники:

Рождество 7 января

Святки 6 — 9 января

Крещение 19 января

Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста)

Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе)

Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта)

Красная горка (первое воскресенье после Пасхи)

Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы — 50-й день после Пасхи)

Иван Купала 7 июля

День Петра и Февронии 8 июля

Ильин день 2 августа

Медовый Спас 14 августа

Яблочный Спас 19 августа

Третий (Хлебный) Спас 29 августа

Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица – традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки!

Рождество Христово – не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды. Рождество (7 января) — семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки , раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.

В стародавние времена у каждого человека был дом.

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Строили дома из лиственницы, хвойной породы деревьев. Потому что лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Священным местом в доме считалась печь. Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Например, самовар.

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Зимними долгими вечерами хозяйка на прялке пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник-ухват. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал». Горшок был мужской и женский.

Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу. Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи. Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

По диагонали от печи располагалась обрядовая зона – Красный угол. Именно он встречал каждого, входящего в избу. В красный угол приглашали сесть самых почетных гостей. Украшали его по-особенному. Здесь находились иконы – сосредоточие духовной жизни человека. Их могло быть несколько и располагались они симметрично: большая – посередине и повыше, меньшие – по бокам и пониже.

Зажиточные крестьяне могли позволить себе роспись внутренних стен дома. Основу росписи стен, дверей, простенков составлял растительный орнамент (куст, дерево, букет в вазе), а также изображение зверей, птиц; в более позднее время – человека.

Сабантуй-2020 в Челябинской области: старые обычаи и новые традиции

Сабантуй-2020 в Челябинской области, на озере Чебакуль в Кунашакском районе, собрал более 10 тыс. человек, в том числе из соседних регионов – добрый старинный праздник, во время которого можно познакомиться с культурой татарского и башкирского народов, постепенно обрастает новыми традициями. Одну из них заложил в этом году Конгресс татар Челябинской области. Все подробности и фото – в материале Агентства новостей «Доступ».

С праздником гостей поздравил исполняющий обязанности губернатора Борис Дубровский, который отметил объединяющую силу этого праздника.

«Мне очень приятно поздравить вас сразу с двумя праздниками: с Днем России и Сабантуем. Символично, что эти праздники мы сегодня встречаем вместе. Их объединяет одно большое чувство – чувство любви к Родине, земле предков. Я знаю, что у татарского и башкирского народов любовь к земле сравнивается с любовью к матери. Россия – наша общая мать. Мы – люди разных народов, разных возрастов – низко кланяемся своей земле, потому что она и есть наша Родина. Я уверен, что за нашу любовь земля ответит нам богатым урожаем», – сказал, в частности, Дубровский.

А в завершение своего приветствия врио губернатора неожиданно заговорил по-татарски: «Я вместе с организаторами говорю вам традиционное поздравление – я его прочитаю, конечно: Рэхим итегез, дуслар! – Добро пожаловать, дорогие друзья!»

Председатель Конгресса татар области Лена Колесникова вручила главе региона символ Сабантуя – настоящий плуг, чтобы он передал его лучшему землепашцу.

Борис Дубровский решил подарить его главе Кунашакского района Вадиму Закирову:

«Пусть плуг пока отдохнет – он же сейчас отдыхать должен, да? Ну, все: ему отдыхать – нам с тобой работать. Давай, поехали», – сказал глава региона и вместе с Вадимом Закировым вынес агрегат со сцены.

Кроме того, гостей Сабантуя приветствовали представители Татарстана и Башкортостана, зачитавшие приветствия президентов обеих республик.

«Зародившись в глубине веков как праздник плуга, сегодня Сабантуй превратился для нашего народа в неиссякаемый живой источник, который питает национальную культуру, обеспечивает духовную преемственность поколений. В Сабантуе нашли свое воплощение самые лучшие качества татарского народа: его трудолюбие, воля к победе, добрососедство и гостеприимство. Традиционно Сабантуй объединяет представителей всех национальностей и вероисповеданий, прибавляет своим участникам множество положительных эмоций и сил, служит благородному делу популяризации татарской культуры, укреплению мира и согласия», – говорилось в обращении президента РТ Рустама Минниханова.

Читайте так же:  Обычай как источник гражданского права в россии

Постоянный представитель Республики Татарстан в УрФО Ринат Садриев также выразил от имени президента благодарность представителям органов государственной и муниципальной власти стран и регионов компактного проживания татар, которые делают возможным проведение столь яркого увлекательного торжества: «Убежден, что благодаря неутомимым подвижникам татарской национальной культуры, организаторам, энтузиастам, а также простым гражданам, принимающим участие в празднике, он впишет много славных страниц в историческую летопись нашего народа. Пусть неутомимый дух Сабантуя надолго зарядит вас радостью и жизненным оптимизмом!»

БОЛЬШЕ ФОТО – В РУБРИКЕ ФОТОДОСТУП

«Сабантуй издревле входит в календарь важнейших событий многих тюркских народов. Сегодня он носит не только изначальный смысл – окончания весенней страды, но и стремление к сохранению богатства культуры наших народов, родного языка, радушия и гостеприимства, способствует объединению людей различных национальностей. Сабантуй дорог тем, кого объединяет любовь к родной земле. В этот день мы отдаем должное мудрости наших ветеранов, силе и удали молодежи, делимся планами добрых дел на будущее», – говорилось в приветствии президента РБ Рустэма Хамитова.

Кстати, силы и удали на празднике было хоть ложкой ешь. Были и традиционные скачки – задачу жокеям и лошадям усложняла влажная после дождя земля.

Одно из самых зрелищных соревнований – покорение 19-метрового столба, причем на время. Как рассказал руководитель управления спорта Кунашакского района Вадим Ахметов, в этом году рискнуть решились 13 участников. Самым ловким и быстрым – пятый раз подряд (!) – оказался житель Аргаяшского района Ильсур Нургалиев. Используя необычную технику, он буквально взлетел на столб за 22,29 секунды.

Впрочем, сам Ильсур сказал, что это для него не рекорд: «Был результат и 21 секунда, и 20. Где научился? Да в деревне – с детства по деревьям лазил».

Борьба куреш – впервые Челябинская область приняла Всероссийский юношеский турнир по национальной борьбе. За звание сильнейшего боролись ребята 13-15 лет из шести регионов: Татарстана, Башкирии, Курганской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей.

За участников соревнований поболел врио губернатора – о правилах ему рассказал председатель исполкома Башкирского курултая Челябинской области Морис Юсупов.

Затем Дубровского повели на подворья. Одно из самых больших представил Конгресс татар Челябинской области. Из уважения к принимающей стороне врио губернатора, прежде чем войти, надел тюбетейку.

А дальше – традиционно: чак-чак, радушные песни, улыбки, осмотр юрты, где татарские красавицы – участницы конкурса «Татарочка-2020» – занимаются обычными женскими делами: качают люльку, вышивают, перебирают травы, играют на музыкальных инструментах…

Приветствовали главу региона и гости из Татарстана – они пели так заразительно, что Борис Дубровский не удержался и пустился в пляс.

А глава города Азнакаево Расых Шакуров подарил Дубровскому «царскую» тюбетейку, выразив уверенность, что тому удастся избавиться от приставки «врио», а также удивительной красоты куклу, одну из тех, что делают в Татарстане.

«Я была очень рада сегодня приветствовать всех на нашем самом замечательном, любимом, самом запоминающемся празднике лета. Несмотря на то, что он корнями уходит в давние-давние времена, это не мешает ему становиться все современнее по духу, ярче, щедрее, мгноголюднее», – подытожила председатель Конгресса татар Челябинской области Лена Колесникова, добавив, что ей очень хочется, чтобы нынешний Сабантуй принес в каждый дом, в каждую семью добро, любовь, здоровье, благополучие и мир.

Объединяющие традиции праздника плуга

Сабантуй-2020 стал самым многолюдным из областных форматов последних лет, по численности его превзошел только федеральный праздник: более тридцати тысяч гостей и участников собрались на берегу озера Чебакуль в Кунашакском районе, чтобы отметить праздник плуга по окончанию посевной.

Число посетивших Сабантуй подсчитали при помощи беспилотника. Два десятка разноцветных юрт и шатров, люди в национальных костюмах, несколько концертных и спортивных площадок — все это создавало атмосферу любимого народного торжества, где каждый гость мог погрузиться в быт, культуру, обычаи татар и башкир, отведать традиционные угощения восточной кухни.

Красавицы в национальных костюмах встречали на подворьях медовым чак-чаком и добрыми пожеланиями, ведь, по народным поверьям, энергия Сабантуя заряжает на весь год.

Исполняющий обязанности губернатора Челябинской области Борис Дубровский приветствовал гостей Сабантуя на русском и татарском языках. Традиционное поздравление на языке оригинала вызвало одобрение многочисленных гостей.

«Мне приятно поздравить вас сразу с двумя праздниками — Днем России и Сабантуем. Это символично, что они проходят одновременно, поскольку их объединяет глубокое чувство любви к родине, к земле предков. Я знаю, что у татар и башкир любовь к земле сравнивается с любовью к матери, у нас общая мать — Россия, и чувства к ней общие. Я всем желаю добра, благополучия. Рахим итегез, дуслар!» — сказал глава региона.

Председатель исполкома Конгресса татар Челябинской области, депутат Законодательного собрания Лена Колесникова в своем приветствии добавила:

— Именно единством всех наций, всех народностей сильна наша страна. И эти общенациональные ценности мы бережем, мы ими дорожим. Сабантуй — ежегодный праздник окончания посевной. В этом году к древним традициям праздника добавилась ещё одна — современная. Мы вручаем настоящий плуг. А Борис Александрович заложит новую традицию: и этот плуг каждый год будет передаваться лучшему сельскохозяйственному району.

«Я думаю, выражу общее мнение, — ответил глава области, принимая подарок, — и передам плуг главе Кунашакского района. Надеюсь, что плуг пока отдохнёт, он же сейчас отдыхать должен. Но ему отдыхать, а нам работать!»

Отличительной особенностью Сабантуя-2020 стал Всероссийский юношеский турнир по национальной борьбе куреш. Подростки 13-15 лет из 6 регионов страны: Челябинской, Свердловской, Курганской, Тюменской областей и республик Татарстан и Башкортастан приняли участие в соревнованиях по традиционно взрослому виду спорта.

«Зрелищно было очень, — прокомментировал бои председатель исполкома Башкирского курултая Челябинской области Морис Юсупов. — Юные борцы видели соревнования такого уровня в первый раз, им всё было интересно: схватки, захваты, броски, опыт мастеров — это очень их завораживало, и они шли на ковёр бороться».

Какой Сабантуй без скачек? И здесь развернулась увлекательная борьба. Круг длиной в тысячу триста метров размыло утренним дождём, многие сходили с дистанции, потому что кони уставали скакать по размытой дорожке. Но это не помешало Виталию Мизонову, он финишировал первым, обогнав своего давнего конкурента. По мнению Виталия, главное для победы — подготовить коня нужным образом. Сложные условия, в которых пришлось бороться наездникам, только усилили вкус победы.

Особую атмосферу праздника создавал народный колорит. Конгресс татар Челябинской области представил национальные традиции на особом подворье из нескольких шатров. В них разместили под открытым небом музей татарского быта. Тридцать полуфиналисток популярного конкурса «Татарочка -2020» демонстрировали народную одежду, показывали утварь и ремёсла.

Внутри шатра татарочек было налажено живое старинное производство. Девушки мололи муку, пряли и ткали, украшали одежду, сравнивали ее с аналогами из прабабушкиных сундуков. Уже несколько лет проект «Татарочка-2020» и сабантуи поддерживает крупнейшая в регионе сеть аптек «Классика», ведь, как считают в компании, здоровье физическое начинается с духовного здоровья.

«Истиные татарочки вышивали узоры «на ходу» — без заготовок, не нанося при этом предварительный рисунок, то есть сразу шла вышивка — это очень красиво и талантливо, — отметила участница конкурса «Татарочка-2020» Регина Тулубаева. — Таким образом старались выделиться и украсить свой наряд, девушки показывали себя, свою душу».

Рядом с шатрами проекта «Татарочка-2020» разместились юрты Азнакаевского района Республики Татарстан. Азнакаевцы специально приехали поздравить челябинцев с главным праздником начала лета. На импровизированной концертной площадке вместе с номерами самодеятельных артистов прозвучали популярные песни известной группы «Казанские парни». Усилили впечатления от яркого народного торжества выступления солистов Учалинской филармонии. Особенно запомнились зрителям выступления с использованием древнего народного инструмента курая. Наполненная глубокой философией, воздушная музыка курая создала особое настроение Сабантуя.

«Хотя Сабантуй корнями уходит в давние времена, это не мешает ему становиться с каждым годом современнее, ярче, многолюднее и многонациональнее, — отметила председатель исполкома областного Конгресса татар Лена Колесникова. — Сабантуй в Челябинской области превратился в настоящий полиэтнический фестиваль. Это наш общий праздник. Хочу поздравить с ним южноуральцев! Желаю всем, в каждый дом здоровья, благополучия, счастья, мира и добра!»

«Сабантуй прошел на хорошем эмоциональном подъеме. Этот праздник пользуется неизменной любовью жителей области. Кстати, те, кто не смог приехать в Кунашак, смогут побывать на Сабантуе в парке Победы 21 июня», — подвел итоги министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин.

Традиционный русский свадебно-обрядовый комплекс Южного Урала: структура и сущность Текст научной статьи по специальности « Культура. Культурология»

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Сафонова Н. А.

На основе материалов фольклорно-этнографических экспедиций выявляется структура и сущность традиционного русского свадебно-обрядового комплекса Южного Урала. Раскрывается соотношение следующих дефиниций: традиция , обычай , обряд , ритуал , традиционный свадебно-обрядовый комплекс

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Сафонова Н.А.,

TRADITIONAL RUSSIAN WEDDING-CEREMONIAL COMPLEX OFF THE SOUTHERN URALS: THE STRUCTURE AND ESSENCE

On the basis of folklore and ethnographic expeditions revealed the structure and essence of the traditional Russian wedding-ritual complex of the Southern Urals. Disclosed ratio following definition: tradition, custom, ritual, traditional wedding-ceremonial complex

Текст научной работы на тему «Традиционный русский свадебно-обрядовый комплекс Южного Урала: структура и сущность»

ТРАДИЦИОННЫЙ РУССКИЙ СВАДЕБНО-ОБРЯДОВЫЙ КОМПЛЕКС ЮЖНОГО УРАЛА: СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ

На основе материалов фольклорно-этнографических экспедиций выявляется структура и сущность традиционного русского свадебно-обрядового комплекса Южного Урала. Раскрывается соотношение следующих дефиниций: традиция, обычай, обряд, ритуал, традиционный свадебно-обрядовый комплекс.

Ключевые слова: традиция, обычай, обряд, ритуал, традиционный свадебно-обрядовый комплекс.

N.A.SAFONOVA. TRADITIONAL RUSSIAN WEDDING-CEREMONIAL COMPLEX OFF THE SOUTHERN URALS: THE STRUCTURE AND ESSENCE.

On the basis of folklore and ethnographic expeditions revealed the structure and essence of the traditional Russian weddingritual complex of the Southern Urals. Disclosed ratio following definition: tradition, custom, ritual, traditional wedding-ceremonial complex.

Keywords: tradition, custom, ceremony, ritual, traditional wedding-ceremonial complex.

Традиции прошлого предаются забвению, что приводит к осложнению процесса их изучения, в связи с чем проблема сохранения культурной самобытности регионов приобретает особую значимость. Реконструкция и анализ свадебно-обрядового комплекса связаны с проявлением традиций в культуре, что привело к необходимости исследования данного термина. Проблема изучения данного понятия находится на стыке важных областей современной науки: философии, истории, этнографии, культурологии, социологии и др.. В исследованиях по проблемам традиций наблюдается диаметрально противоположное понимание изучаемого явления. Зачастую понятие «традиция» отождествляют с понятием «обычай». Но существует и другая противоположная позиция в этом вопросе. Э.С.Маркарян, А.А.Плахов, И.В.Суханов и др. исследователи различают содержание этих двух понятий, прежде всего, социальным их назначением. «Социальное назначение традиций заключается в формировании и передаче новым поколениям тех духовных качеств, которые необходимы для нормального функционирования сложных общественных отношений. В традициях заложен смысл совершаемых поступков. Они отвечают на вопрос, почему мы так поступаем, т. е. в их смысле раскрывается причинно-следственная связь между совершаемыми действиями и формируемыми этими действиями духовными качествами» [См.: 13].

Обычаи же подробно регламентируют действия путем детального предписания поведения в конкретной ситуации, это простые привычки, сложившиеся стереотипы, правила, нормы поведения.

По мнению Э.С. Маркаряна, «традиция — это интегральное явление, включающее в себя и обычай, и ритуал, и целый ряд других стереотипизированных форм человеческой деятельности» [9, с. 79]. Следовательно, традиция, вбирающая в себя такие формы, как обычай, обряд, ритуал является дефиницией более широкого порядка, основополагающей функцией которой выступает формирование и передача духовных качеств, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.

С понятиями «традиция» и «обычай» тесно связан «обряд». Обряды и обычаи имеют общие черты: это всегда регламентированное поведение, это те пути, через которые происходит функ-ционирование традиций. «Обряд — традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человека. Это художественное осмысление важного события в жизни человека или природы. Для обряда как минимум необходимы: событие, коллектив людей, связанных с этим событием, «сопереживающих» ему, и особая знаковая система» [6, с. 16]. Главной отличительной чертой обряда является массовость. Для него характерны повтор, цикличность, постоянство. Как правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в новую сферу деятельности, переходом в другую возрастную группу, смертью. Посредством совершения обрядов укреплялись и регулировались усвоенные от предшествующих поколений социальные установки и порядки, производственная деятельность людей, их досуг и развлечения. В обрядовых действиях осуществлялась связь человека с общим ритмом социальной и природной жизни, достигалось психическое равновесие между членами общества.

Понятие обряд по своему содержанию близко, хотя и не абсолютно тождественно, понятию ритуал. Нередко эти термины используются как синонимы, однако предпринимались много-численные попытки их разграничить. Понимание ритуала в работах исследователей складывается неоднозначно, его трактуют, во-первых, как вид обряда; во-вторых, отождествляют с термином «обряд», в-третьих, определяют как систему обрядовых действий. На наш взгляд, эти термины близки по своей содержательной направленности, у них одна «природа», но все же они имеют определенные различия. Мы определяем ритуал как наиболее важное, строго регламентированное, кульминационное по своей внутренней смысловой наполняемости действие целостного обрядового комплекса.

Раскрывая дефиниции, которые входят в комплексное понятие традиционного свадебно-об-рядового

комплекса, мы подошли к определению самого феномена. Традиционный свадебно-обрядовый комплекс -явление сложное и многоаспектное, представляя собой культурный текст, включает в себя органический синтез словесных форм, фольклорных текстов, последовательность определенных обрядовых действий, исполнителей свадебного представления, атрибутов, обрядовой пищи и одежды, на основе комплексного исследования которых возможна реконструкция архаичной картины мира.

Свадебный обряд занимал особое место в жизни и быту каждого народа, являясь наиболее ярким отражением его духовной и нравственной силы, его социального единства и самобытного творчества. Свадебные обряды, как и обряды в целом, напрямую зависят от социально-эконо-мических условий жизни. «Они изменяются во времени, осуществляя «соединение» исторического прошлого с настоящим, являясь одним из механизмов, обеспечивающих преемственность в социальном развитии» [7, с. 115]. Обряды, в том числе и свадебные, выступают одной из характеристик этноса и служат в той или иной степени показателем этнического своеобразия.

К изучению южноуральской свадьбы на протяжении XIX — XXI вв. обращалось немало исследователей. Публикации, подготовленные ими, позволяют лишь отчасти проследить динамику развития отдельных элементов свадебного обряда, в разное время фиксировавшегося на Южном Урале. Материалы, используемые в данном исследовании — результат фольклорно-этнографических экспедиций, проходивших с 1998 по 2011 гг. в различных районах Челябинской области. В роли информантов в основном выступали люди старшего поколения, что дало возможность судить о состоянии традиций в 1920-х-1960-х гг.. В ходе экспедиций были обследованы следующие районы: Катав-Ивановский (с. Серпиевка, с. Орловка); Ашинский (г. Миньяр, с. Биянка); Пластовский (г. Пласт, д. Михайловка, с. Новый Кумляк, с. Демарино, с. Кочкарь); Брединский (п. Андреевский, п. Мариинский, п. Наседницкий).

Традиционный свадебно-обрядовый комплекс является важным структурным компонентом любой региональной культуры. Являясь сложным историко-культурным феноменом, региональная культура формируется под воздействием множества разнообразных факторов, которые необходимо учитывать при ее изучении и реконструкции. Среди них можно выделить: исторические, социально-экономические преобразования, климатические и географические условия и т. д..

Месторасположение Южного Урала, лежащего между Европой и Азией, «выступает самым ранним и основным признаком этнической и региональной идентификакции» [4, с. 66]. С глубокой древности Урал был местом взаимопроникновения двух культурных потоков — Востока и Запада, что в первую очередь, сказывалось на этническом смешении. В процессе освоения и заселения края с развитием горной и металлургической промышленности в рамках сравнительно замкнутой местности оказывались выходцы из самых различных уголков страны. Сюда бежали, спасаясь от расправы, участники антифеодальных волнений и восстаний. Значительный процент в числе беглых составляли так называемые «раскольники», «староверы». Поселяясь припущенниками (пришлые крестьяне) на башкирских землях, они становились со временем самой дешёвой для заводчиков рабочей силой. В результате миграционных процессов происходит складывание трех социокультурных общностей (крестьянства, горнозаводского населения и казачества). «Особый быт» (по А. И. Лазареву) — полукрестьянский, полузаводской в соседстве с казачьими поселениями и исконно местными жителями — башкирами выступает специфической чертой как культурного региона Южного Урала.

Читайте так же:  Вербное воскресенье и обычаи

Исследуемая территория разнородна по своему составу, здесь проживают выходцы из различных уголков России, Украины, Белоруссии. Территория Южного Урала представляет собой полиэтничный, поликонфессиональный регион, где уже несколько столетий происходит интенсивное взаимодействие самых различных культурных традиций — тюркских, финно-угорских, восточнославянских. Взаимовлияние различных языковых общностей (финно-угорской, индоевропейской и тюркской), этносов, проживающих на одной территории, способствовало формированию своих специфических традиций в данном регионе.

Вышеизложенные факторы способствовали формированию специфического облика Южно-уральского свадебно-обрядового комплекса. В целом, по результатам фольклорно-этнографических экспедиций и научных источников традиционный свадебно-обрядовый комплекс можно разделить на основные три периода: предсвадебный период, собственно свадебный и послесвадебный.

Предсвадебный период открывают обряды: сватовства, «запоя», «свадебных посиделок». Девушки и парни чаще всего вступали в брак по обоюдному согласию, но все же, последнее слово оставалось за родителями. Порядки были строгие, и родительское решение не обговаривалось. Зачастую для выбора невесты или жениха родители приглашали родственников на обсуждение будущей снохи или зятя, а точнее их родственников. Невеста должна была соответствовать требованиям родителей жениха и наоборот. Несмотря на основные качества, предъявляемые молодым людям — трудолюбие, доброта, скромность, ловкость и т. д., все же материальная сторона играла весомую роль. Замуж отдавали в возрасте 15-17 лет, а женили примерно в 22 года. Чаще всего свадьбы справлялись в осеннюю и зимнюю пору, «в мясоед».

Свадьба начиналась с предварительной договорённости между семьями — сватовства. После советов с родителями жених засылал сватов в дом невесты, которую «обсоветуют». Родители жениха, до того как

пойти сватать «обговоренную» невесту, назначали сваху. Сваха обычно не состояла в родстве с семьями, а исполняла роль посредника и выполняла свою «работу» за вознаграждение. В роли сватов выступали сами родители, а также близкие родственники. Сватовство начиналось с определённых символических действий. Зайдя в дом, сваты садились под «матку» (местное название матицы). По этому знаку родители невесты понимали — их дочь пришли сватать. При сватовстве вели иносказательный диалог, стараясь завуалировать истинную причину прихода.

Благополучным завершением намеченной сделки, был «запой» («пирушка», «лад»), после которого девушка считалась просватанной, т. е. безоговорочно обещанной новой семье. Запой происходил через несколько дней после сватовства. На «запое» решали вопросы, касающиеся непосредственно самой свадьбы: договаривались о сроках свадьбы, о том, кого и сколько пригласить в качестве гостей и т. д..

Время от «просватки» до свадьбы занимало от одной, двух недель и до одного месяца. Традиционно на свадебных посиделках невеста с подругами занималась сбором приданого и подарков для родственников жениха. Во время свадебных посиделок жених с друзьями навещал невесту, по приходу которых, начиналась вечёрка с песнями и плясками.

После просватанья невеста меняет свой образ жизни. Вводятся ограничения на её передвижения. Не случайно период от сватовства до первого дня свадьбы, по словам информантов, носит название «сидеть в невестах». Невеста прощается с домом, подругами, родителями, со своей прежней жизнью. Она частично отстраняется от домашних дел, переходит на другой, ритуальный способ общения. На вопрос о поведении невесты, информанты говорили следующее: «невеста плачет, печалится», начинает «выть», «привывать», «голосить».

Весомая роль в предсвадебный период и собственно свадебный вплоть до выкупа невесты отводилась ее подругам. Они сопровождали ее всюду: помогали готовить ей приданое, оставались ночевать у невесты в течение «свадебных посиделок» («свадебных вечёрок») вплоть до утра свадебного дня. Особо роль подруг активизируется в преддверии свадебного дня.

Собственно свадебный день максимально насыщен разнообразными обрядовыми действиями, такими как: пробуждение и сборы невесты, подруги «идут за мылом» («несут рубаху»), обход дворов, «девишник», свадебный поезд «с повестью», благословение жениха и невесты, снаряжение свадебного поезда, встреча свадебного поезда, выкуп невестиного места и косы, «разделка хлеба», венчание, перевоз приданого, встреча молодых после венчания, «окручивание» невесты, «гарны», «дары», провожание молодых на подклет.

Важное место в свадебно-обрядовом комплексе занимали «сборы невесты». Кроме того, на «девишнике» происходили наиболее значимые обрядовые действия, знаменующие прощание с девичеством: выплетение ленты из косы («девичьей красы», «девичьей красоты»), передача лент подружкам, пение обрядовых песен, причитание. Девичья коса являлась основным знаком принадлежности к социально-возрастной группе девушек. Перевод девушки в группу женщин возможен был только путём изъятия ленты и расплетения косы. Во время девишника «женихова сродня» посылала «поезд с повестью» («с сообщением»), чтобы узнать, готова ли невеста? Иногда приходилось посылать по несколько раз, т. к. невеста была не готова.

Невеста, полностью одетая, просила у родителей благословения. Параллельно, в доме жениха родители благословляли сына. Перед тем, как жених отправлялся за невестой, мать благословляла его. После общей молитвы следовал обряд благословения жениха ехать за невестой, а затем и к венцу. Полностью снаряженная «свадебная поезжанина» отправлялась за невестой. По приезду девушки-подружки величали «поезжан». После происходил выкуп невестиного места и косы.

После выкупа невесты происходил «обмен хлеба, мяса и соли. Симметрично тому, как на первом этапе свадьбы «девья красота» делится между подругами (представителями младшей группы), на втором этапе делится хлеб (каравай) между представителями старшей группы, в котором принимают участие теперь и жених и невеста. «Если красота — символ девичьей воли, то хлеб — символ новой воли» [См.: 1]. В данном случае актуализируется значение каравая, как воплощения счастья, доли. С караваем связаны также идеи плодородия, достатка, изобилия [См.: 8]. Эти действия, как и многие другие, направлены на сближение жениха и невесты, на соединение двух родов.

После выкупа и обмена хлеба следовало венчание, но оно было не всегда. Далее, свадебный поезд и все гости отправлялись в дом жениха на «гарны» (свадебный пир). По приезду домой, начинался один из основных кульминационных эпизодов свадебного обряда — «окручивание» («обвязывание») невесты, происходивший в чулане, либо за столом.

Смена девичьего головного убора и прически на женский — символизировала переход невесты из категории девушек-невест в категорию замужних женщин. Зачастую последовательность действий в процессе «окручивания» невесты сохранялась, вариативность наблюдалась в названии определенных деталей и элементов прически. Ритуальное оформление причёски имело обрядово-магическую суть. Закрывание волос замужней женщины головным убором имеет глубокие исторические корни. Это действие было связано с верой в магическую силу женских волос. Истоки таких представлений и происхождение

самого ритуала окончательно не выяснены, и единого мнения в этом вопросе не существует. Чаще всего, закрывание волос, головы невесты исследователи связывают с предохранением ее от злых сил, «дурного глаза», т. е. с оберегательной функцией. Обрядовое отношение к волосам — следствие мифологических представлений о волосах «как носителях жизненной силы, части души, специального энергетического заряда части тела» [См.: 11]. Сакральная сила волос особенно отчётливо фиксируется в эпизодах переходного значения.

Женские головные уборы отражали социально-возрастную принадлежность женщин, несли большую обрядовую и символическую нагрузку. В XX в. свадебный головной убор женщины изменяется. Он приближается к повседневному головному убору замужней женщины — платку.

В свадебном обряде Челябинской области платок имел широкое распространение. Его обрядовая роль не ограничивалась лишь «окручиванием» невесты. Платки и шали использовались для укрытия невесты на запое, при показе жениху и его родственникам, а также в качестве своеобразных ширм, которыми закрывали невесту в момент «окручивания» за столом.

Второй день свадьбы был не менее насыщен; он состоял из следующих обрядовых действий: бужение молодых, приход «нарядих», осведомление чести молодой, «гарны» в доме невесты.

На второй день после первой брачной ночи происходили обряды узнавания (осведомления) чести невесты. С утра в дом жениха, где и ночевали молодые, приходили «нарядихи» (ряженые). В пассивной памяти информантов сохранилось упоминание о самом волнительном и для самой невесты и для ее родителей моменте свадебного обряда — проверка чести молодой. Демонстрация рубахи (простыни) молодой после первой брачной ночи являлась обязательным действием, влияющим на дальнейшую жизнь молодых, а особенно молодой.

По словам информантов, существовало множество способов осведомления и демонстрации чести молодой. После проверки простыни, рубахи молодой и демонстрации их всем присутствующим происходили следующие действия. При положительном желаемом результате — «нарядихи» повязывали веники красными лентами, либо наоборот, не повязывали; жених «починал яишни» (яишницу), либо нет; переворачивал крынку, лежащую поверх блинов, и разбивал ее, либо просто снимал и ставил на стол. А также в случае нежелательного результата, в зависимости от района: обмазывали дегтем ворота невесты, одевали в хомуты родителей и водили с позором по деревне и т. д. Девственность в прошлом имела плодородную языческую символику. Традиции соблюдения девственности связаны с верованиями в то, что только девственно-чистая невеста могла принести благополучие роду.

Послесвадебный период включал небольшое количество обрядовых действий, которые совершались в течение года после свадьбы. Обязательными обрядами по случаю свершения брака были: угощения молодых родственниками жениха и невесты, приглашение молодых на главные календарные праздники (Масленица, Пасха и т. д.), посещения и осведомления об их семейной жизни и многое другое.

Значительная роль в свадебном обряде русского населения Южного Урала принадлежала одежде. Использование одежды отражало характер внутрисемейных отношений, имущественное положение супругов, особенности половозрастного распределения труда в хозяйстве.

Подготовка приданого составляла важную часть свадебных обрядов и обычаев. В конце XIX — начале XX вв. приданое невесты у русских на Южном Урале считалось необходимым условием для заключения брака. Состав приданого определялся и закреплялся локальными традициями.

Русская одежда Южного Урала характеризовалась довольно значительным разнообразием. Это было связано с переселением людей из разных областей России и усилением влияния городской культуры. В результате чего, в Челябинской области одновременно использовалось несколько комплексов традиционной женской одежды, среди которых можно выделить: сарафанный комплекс, «парочки», юбка с кофтой (рубахой). Каких-либо существенных конструктивных отличий между одеждой девушек и замужних женщин не было. Следует отметить, что праздничность свадебного наряда достигалась качеством материала, его расцветкой, отделкой, вышивкой, а также количеством вложенного в него материала. На свадьбу, как невесте, так и жениху обычно шилась новая одежда. Изготовлением её занималась сама невеста и её подруги. Иногда ткань на наряд невесты приобреталась женихом.

Мужская свадебная одежда, по имеющимся весьма скудным данным, почти ничем не отличалась от одежды, надевавшейся по другим праздникам. Среди обрядовых действий с мужской одеждой можно отметить следующее: изготовление невестой и её подругами одежды для жениха; передачу изготовленной одежды жениху; одевание жениха перед его отправлением за невестой. Обряды, связанные с изготовлением одежды и передачей ее жениху, имели соединительное значение. Они символизировали обязанности женщины в новой семье.

В свадебном обряде Южного Урала широко использовались различного рода атрибуты. К примеру, атрибутами, символизирующими невесту, выступали следующие предметы: ленты, «венчик», (венок), цветы, которыми украшали голову невесты, срубленное деревце (береза), березовый веник. Ритуальное функционирование того или иного атрибута отличалось большим разнообразием.

В середине XX века семейно-бытовые обряды русского населения Южного Урала во многом сохраняли традиционный характер. Оформление обряда определённым, а именно традиционным образом, считалось обязательным для утверждения социальной полноценности новой молодой семьи, в кругу ближайшего окружения родственников и односельчан.

Трансформация традиций, изменение первичной сферы бытования обрядов привели к потере многих обрядовых действий и компонентов, появилась тенденция к упрощению, сокращению, сворачиванию многих обрядовых действий. К примеру, отказ от традиционного оформления заключаемого брака, от определенных обрядовых действий, перестающих удовлетворять интересы современной молодежи ввиду их явного несоответствия складывающемуся образу жизни; изменение роли родителей, принимающих активное участие, главным образом, в решении экономических вопросов проведения свадьбы; выбор супруга (супруги) стал зависеть от самих вступающих в брак. Из многочисленных функций обряда в настоящее время сохранились немногие. На сегодняшний день наиболее актуальными являются эстетическая, игровая и развлекательная функции. Во многих случаях именно с ними связано использование традиционных фольклорных элементов в современном свадебном обряде.

Несмотря на благотворное влияние традиционной культуры, сегодня невозможно в полной мере вернуть семейную обрядность в том виде, в котором она некогда бытовала. Нереально воссоздать старинные обряды, придать им первоначальный смысл, так как сейчас иное время, иной уклад жизни. Но все же, сохранить отдельные элементы, фольклорные тексты, песни, органически включить их в контекст современного действа возможно. Так постепенно в общенародный обиход и в практику учреждений культуры фольклорный материал входит в адаптированном виде. Необходимо внимательно и бережно относиться к использованию подлинных живых традиций в современной художественной практике.

Традиционный свадебно-обрядовый комплекс русского населения Южного Урала представляют собой пеструю неоднозначную картину, которая формировалась под влиянием целого ряда факторов, основные черты которой сложились относительно поздно. Историей заселения Южного Урала, миграционными процессами, природно-географическими факторами, различиями в социальной, национальной и конфессиональной принадлежности населения обусловлено своеобразие традиции, стилевое и жанровое многообразие, неоднородность ее исходных составляющих, пестрота «обрядовой карты» локальных вариантов внутри региона. Обряды жизненного цикла — родильно-крестильные, свадебные, похоронно-поминальные являются важной частью традиционной культуры, организующей различные сферы общественной жизни. Представляя собой огромное информационное поле, на сегодняшний день она занимает важное место в межкультурном пространстве, ибо ее сфера бытия оказывает воздействие на мировую культуру. Знание основ, этапов развития, раскрытие природы (содержание, структура, функции, сущность), исторической роли изучаемого явления способствуют рассмотрению современных вариаций, прогнозированию дальнейших судеб этого явления, помогает изучению истории народа, лучшему пониманию специфики и путей дальнейшего развития национальной культуры народа.

1. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов [Текст] / АКБайбурин. — СПб.: Наука, 1993, с. 240.

2. Головлева, Е.Л. Обрядовая культура как источник формирования странового имиджа [Текст] / Е.Л.Головлева // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» — Культурология. — 2009. — № 4, -Ы1р://www.zpu-journal.ru/ е^ри/2009/4/.

3. Демина, Л.В. Свадебный обряд русского населения Западно-Сибирского Зауралья: монография [Текст] / Л.В.Демина. — Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2011. — 268 с.: нот.

4. Казакова, Г.М. Культура Южного Урала: локальный вариант регионального измерения: монография [Текст] / Г.М.Казакова. — СПб., 2007. — 254 с.

5. Лазарев, А.И. Поэтическая летопись заводов Урала [Текст] / А.И.Лазарев. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1972. — 310, [1] с.: ил., рис., портр.

6. Лазарева, Л.Н. История и теория праздников: учеб. пособие [Текст] / Л.Н.Лазарева. — ЧГАКИ. — 2-е изд., испр. — Челябинск, 2007. — С. 16.

7. Левкович, В.П. Обычаи и обряды и их роль в совершенствовании семейных отношений [Текст] / В.П.Левкович // Социальные исследования. — Вып. 4, М., 1970. — С. 115.

1. Bajburin, A.K. Ritual v tradicionnoj kul’ture. Strukturno-semanticheskij analiz vostochnoslavjanskih obrjadov [Tekst] / A.K.Bajburin. — SPb.: Nauka, 1993, s. 240.

2. Golovleva, E.L. Obrjadovaja kul’tura kak istochnik formirovanija stranovogo imidzha [Tekst] / E.L.Golovleva // Informacionnyj gumanitarnyj portal «Znanie. Ponimanie. Umenie» — Kul’turologija. — 2009. — № 4, — http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/.

3. Demina, L.V. Svadebnyj obrjad russkogo naselenija Zapadno-Sibirskogo Zaural’ja: monografja [Tekst] / L.V.Demina. — Tjumen’: RIC TGAKIST, 2011. — 268 s.: not.

4. Kazakova, G.M. Kul’tura Juzhnogo Urala: lokal’nyj variant regional’nogo izmerenija: monografja [Tekst] / G.M.Kazakova. — SPb., 2007. — 254 s.

5. Lazarev, A.I. Pojeticheskaja letopis’ zavodov Urala [Tekst] / A.I.Lazarev. — Cheljabinsk: Juzhno-Ural’skoe knizhnoe izdatel’stvo, 1972. — 310, [1] s.: il., ris., portr.

6. Lazareva, L.N. Istorija i teorija prazdnikov: ucheb. posobie [Tekst] / L.N.Lazareva. — ChGAKI. — 2-e izd., ispr. -Cheljabinsk, 2007. — S. 16.

7. Levkovich, V.P. Obychai i obrjady i ih rol’ v sovershenstvovanii semejnyh otnoshenij [Tekst] / V.P.Levkovich // Social’nye issledovanija. — Vyp. 4, M., 1970. — S. 115.

8. Маковский, М.М. Язык — миф — культура. Символы жизни и жизнь символов [Текст] / М.М.Маковский. — М.: Русские словаки, 1996. — 329, [1] с.

9. Маркарян, Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции [Текст] / Э.С.Маркарян / / Советская этнография. — 1981. — № 2. — С. 78 — 96.

10. Сафонова, Н.А Методы изучения семейно-бытовых обрядов [Текст] / Н.АСафонова // Культура -искусство — образование: сохранение традиций и новаторство: матер. XXXII науч.-практ. конф. проф.-преподават. состава акад.: в 2 ч. / ЧГАКИ. — Челябинск, 2011. -Ч. 2. — С. 11-16.

11. Султангареева, РА Жизнь человека в обряде [Текст] / РАСултангареева. — Уфа: Гилем, 2006. — 343 с., илл.

12. Суханов, И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления [Текст] / И.В.Суханов. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1973. — 256 с.