Традиции и обычаи дагестан

Обряды и обычаи горцев

Подготовлено Министерством культуры Республики Дагестан
ГБУК «Республиканский Дом народного творчества»
Махачкала, 2020 г.

ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ ГОРЦЕВ

Приветствия и обращение горцев

Традиция приветствовать друг друга при встрече – это древний обычай. В ней отражена заветная мечта о мире и дружбе. «Ассаламу алейкум!» — это означает: «Мир вам!». Издавна существуют приветствия на родных языках. Даргинские сельчане встречают друг друга обращением: «Валх?унри»; аварцы – «Ворч?ами!»; лакцы – «Изров!»; андийцы – «Вуч?ч?чинде!»; рутульцы – «Мид вахт хайп!»; кумыки – «Хошкельды!» и т.д. Все эти приветствия по смыслу означают: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Здравствуйте!» и т.д.

После устного приветствия следует рукопожатие, сопровождаемое добрыми пожеланиями. Первым должен здороваться тот, кто едет верхом. Младший приветствует старшего; спускающийся с горы – поднимающегося; подходящий – сидящих; пришедший – собравшихся, выражая пожелания успехов и благополучия.

Из древних традиций горцев, пожалуй, больше всего поражает впервые посетившего Дагестан человека обычай гостеприимства. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость!»

По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя в любое время дня и ночи.

У дагестанцев существовал обычай, когда садились обедать или ужинать, еду делили поровну между членами семьи и отделяли лишнюю порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость.

Гость ни в чем не должен нуждаться – таков неписаный обычай горцев. Учитывая, что путник мог в дороге промокнуть или простыть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные для гостей. Его одежду освежали, и выстиранную, поглаженную хозяйкой дома, на утро подавали гостю, как и начищенную обувь.

Если горец впервые появлялся в незнакомом ауле, он отправлялся на годекан (а там до глубокой ночи сидели люди) обращался к сидящим с приветствием и затем сообщал, кто он, из какого аула и почему останавливается в этом ауле.

Как только становилось известным, что приезжий не имеет в ауле кунака, сидящие на годекане говорили: «Ты наш гость». Когда на гостя притязало несколько человек, предпочтение принять уго уступалось старшему.

Но в Западной Аварии путник не шел к годекану, а заходил в любой дом и говорил: «Давайте будем братьями». такой гость считался еще более почетным.

Приезжий мог гостить столько времени, сколько ему нужно было. Существовал обычай в течение трех дней не спрашивать у приезжего ни о чем. По истечении трех дней с ним вели разговор, как с равным, как с членом семьи.

По традиции после пребывания в гостях горец произносил благодарственные слова, обращенные к хозяину дома: «да умножится и не уменьшится хлеб в твоем доме». Горец никогда не выпустит гостя из дома с пустыми хурджинами. В них он кладет хлеб, мясо, сыр, какой-нибудь подарок. Перед уходом гостя у крыльца ставили кувшин с родниковой водой, что означало: «Пусть дорога будет счастливой, пусть в пути гость не испытывает жажды».

Горец, отправляющийся в дорогу

Горец, собравшийся в дорогу, если он пеший, брал с собой сумку с пищей и прочими необходимыми вещами, в руки брал палку и четки. Привалы, как правило, он устраивал у родников или на берегу реки. Еду, извлеченную из сумки, он запивал водой. Если наступало время намаза, он здесь же совершал омовение и молился, затем продолжал свой путь.

Встречного в дороге горец приветствовал. Если встречный оказывался другом или родственником, то они обменивались не только рукопожатием, но и расспрашивали о здоровье, семье и других новостях, после чего каждый расходился, следуя своему пути.

Если горец ехал верхом на лошади, то брал с собой хурджины, наполненные едой и гостинцами для места направления. Они привязывались позади седла, а также к седлу привязывались бурка и башлык. Горец брал с собой подковы, гвозди и другие принадлежности для ковки. Согласно обычаю, он приветствовал первым. Если это были его родственники или знакомые, то путешественник должен был сойти с лошади и привет совать рукопожатием.

Приветствие по случаю возвращения в аул

Нет такого аула в Дагестане, в котором соседи не пришли бы приветствовать горцев, когда он возвращался из далекой поездки. Каждый, кто приходил в дом, говорил «салам» и по приглашению хозяев садился. Сначала было принято задать несколько вопросов присутствующим, а потом уступить место другому и перейти к тихой беседе с ближайшим соседом. Так одни приходили, другие уходили. Каждый при выходе из комнаты говорил: «Куда бы не поехал, а возвратишься ты целым и здоровым». Если прощается женщина, то к этому добавляется: «Да исполнятся желания твоей души». По обычаем горцев, если ты приехал в аул, нужно вместе с двумя – тремя ближайшими родственниками посетить все дома, в которых во время твоего отсутствия случилась смерть, болезнь или какое-нибудь другое несчастье.

Расставаясь с тем, кого он посетил, горец произносил: «Да сохранитесь вы здравом уме и благополучии». Пока горец не посетит все эти дома – ни потерпевший несчастье, ни его ближайшие родственники не проведают его и будут считать себя оскорбленными.

Народные традиции и их роль в упрочении дагестанского единства Текст научной статьи по специальности « Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Гаджиев Магомедэмин Магомедрасулович, Гасанов Нариман Набиевич

Данная статья посвящена роли народных традиций в упрочении единства Дагестана. Рассматривается взаимосвязь обычаев с межнациональными отношениями. В ней уделено внимание таким традициям как единство народов Дагестана, гостеприимство, куначество и другим.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Гаджиев Магомедэмин Магомедрасулович, Гасанов Нариман Набиевич,

Folk traditions and their role in consol >This article considers role of national traditions in consolidation of unity of Dagestan. The author discusses correlation of the traditions with international relations. The research pays attention to such traditions as unity of Dagestan people, hospitality, brotherhood (kunachestvo) and other traditions.

Текст научной работы на тему «Народные традиции и их роль в упрочении дагестанского единства»

?УДК 304.444 (470.67)

Гаджиев Магомедэмин Магомедрасулович

кандидат политических наук, доцент кафедры философии и социологии Дагестанского государственного университета [email protected]

Гасанов Нариман Набиевич

кандидат философских наук, профессор кафедры политологии и социологии Дагестанского государственного педагогического университета [email protected]

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ИХ РОЛЬ В УПРОЧЕНИИ ДАГЕСТАНСКОГО ЕДИНСТВА

Gadzhiev Magomedemin Magomedrasulovich

PhD in Political Science, Assistant Professor of the Philosophy and Social Science Department, Dagestan State University [email protected]

Gasanov Nariman Nabiyevich

PhD, Professor of the Political and Social Science Department, Dagestan State Teachers’ Training University [email protected]

FOLK TRADITIONS AND THEIR ROLE IN CONSOLIDATION OF DAGESTAN UNITY

традиция, обычай, согласия, единство, кунак, труд, межнациональное согласие.

This article considers role of national traditions in consolidation of unity of Dagestan. The author discusses correlation of the traditions with international relations. The research pays attention to such traditions as unity of Dagestan people, hospitality, brotherhood (kunachestvo) and other traditions.

tradition, custom, consent, unity, friend, work, kounak, international consent.

Проблема традиций обширна и многопланова. В последнее время она присутствует в выступлениях первых лиц государства и его субъектов, в средствах массовой информации. Об актуальности рассматриваемого вопроса свидетельствует и то, что в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» вопрос о традициях значится среди основных принципов государственной национальной политики РФ.

Традиции народные являются активными социальными регуляторами многих сторон общественной и личной жизни людей. Они представляют собой своего рода кладовые, в которых оседает и хранится социальный опыт поколений, отражены и закреплены в специфической форме их взгляды, нормы и правила жизни [1]. Вот почему руководство республики указывает на необходимость возрождения положительных народных традиций и обычаев, обобщения опыта их использования в решении задач консолидации общества.

Следует отметить, что все области духовной жизни социума (наука, образование, искусство и другое) влияют на формирование традиций, и они, в свою очередь, оказывают воздействие на них.

Изучение литературы по этой проблеме показывает разнообразие взглядов относительно традиций, их место в системе социальных норм и роль в жизни общества.

Приведем несколько определений понятия «традиция». В философском словаре отмечается, что «традиция — исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т.п.; элементы социокультурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных социальных группах в течение длительного времени» [2].

В толковом словаре русского языка говорится, что «традиция — это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений» [3].

А в словаре по этике мы читаем: «Традиция — разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения» [4].

Как известно, традиции изучаются в различных аспектах — историко-этнографическом, философском, педагогическом, социально-политическом и др. В советский период в этом плане

были достигнуты определенные результаты. К сожалению, в 90-е гг. внимание исследователей к этой жизненно важной проблеме было ослаблено. Причины общеизвестны. Отрадно отметить, что в последние годы вновь оживилась работа исследователей в этом направлении.

Определенный вклад в изучение традиций внесли и такие дагестанские ученые, как М.А. Абдуллаев, Р.Г. Абдулатипов, А.Г. Агаев, А.К. Алиев, Б.Г. Алиев, С.Ш. Гаджиева, Р.М. Магомедов, А. Магомедов, С.Ш. Муслимов, Х.М. Халилов и другие. В их трудах обстоятельно исследуются: социальная сущность, механизм и закономерности возникновения и развития народных традиций и обычаев, выясняется роль положительных традиций прошлого и новых современных традиций и обычаев в формировании духовного облика дагестанцев. Большое внимание уделено вопросам дагестанского единства, укреплению дружбы между народами Дагестана и России в целом.

Сегодня в Дагестане идут глубокие процессы обновления. Это отвечает требованию сегодняшнего дня: поднять уровень воспитательной работы в республике в соответствии с теми сложными задачами, которые ныне решает руководство Дагестана по очищению дагестанского общества от коррупции, невежества, бандитизма и т.д. Эта работа оживилась с приходом к руководству республики Р.Г. Абдулатипова. Практика убеждает, что новые традиции являются важным звеном в духовной преемственности между старшим и младшим поколениями дагестанцев. И не только дагестанцев, но и других народов страны. Мы не имеем права быть оторванными от своих национальных корней, ибо, как справедливо подчеркивает Президент РД Р.Г. Абдулатипов, «людям, оторванным от своих родовых, национальных корней, трудно выступать носителями духовно-нравственных ценностей и социально-политических традиций, а также быть полноценными гражданами государства» [5].

Традиции выполняют ряд важнейших социальных функций. Это утверждение гуманистических отношений в обществе между людьми в разных сферах жизнедеятельности, в межличностных отношениях, передача положительных ценностей прошлого новым поколениям, укрепление общественных отношений, закрепление и развитие новых духовно-нравственных ценностей.

Необходимо отметить, что часть современных традиций имеет многовековую историю, выработана народным опытом предшествующих поколений. Сохраняя национальный характер и региональную специфику, традиции прошли проверку историей, наполнились и обогатились новым содержанием, соответствующим требованиям времени.

Мы далеки от мысли абсолютизировать роль и значение традиций. В статье речь идет лишь о положительных традициях, способствующих прогрессу, сближению народов, их устойчивому развитию, укреплению общественной морали и т.д.

За многовековую историю развития Дагестана среди его народов утвердились замечательные гуманистические традиции, в которых закреплен богатейший исторический опыт борьбы и созидания. О таких традициях обстоятельно пишет профессор М.А. Абдуллаев в статье «Нравственные традиции горцев и современная молодежь»: «У народов Дагестана есть глубоко гуманные и ни при каких общественных переменах не устаревающее традиции. Это уважение к старым, женщинам, детям, бедным и нуждающимся, иммигрантам и т.д. Осознанное чувство высокой ответственности за свои слова, поведение и действия, обостренное чувство справедливости, готовность откликнуться на чужую беду и далее пожертвовать собой ради несправедливо обиженных и обижаемых, верность словам и долгу, бескорыстная дружба, душевная привязанность к семье, родным, друзьям, соседям, коллективизм, взаимопомощь, трудолюбие, любовь к родине и своему очагу, интернационализм, умеренность в быту и довольство тем, что есть и т.д. Эти традиции складывались со времени родового строя, укреплялись по мере развития общества. Определяющую роль в их формировании и функционировании играли адаты и немалую роль со времени своего утверждения в Дагестане сыграл ислам» [6].

Дагестанские ученые дают высокую оценку роли и значению общедагестанских традиций, которые воплотили в себе духовное наследие народа, его мудрость. В основе всех указанных традиций лежала глубоко запавшая в душу и ставшая почти образом мысли идея равенства всех людей независимо от национального и социального положения.

Как известно, утверждение идей справедливости в сознании людей происходит не на пустом месте. Оно опирается на принципы гуманизма. Богатейшие гуманистические традиции, накопленные дагестанцами в течение многих веков развития взаимоотношений, играют важную роль в формировании коллективизма и солидарности в сознании и поведении людей, в закреплении чувства дружбы и взаимной поддержки народов. Актуальность гуманистических традиций прошлого подчеркивается тем, что, опираясь на них, воспитание в целом, в частности, нравственное воспитание, усиливает свое воздействие, что весьма важно в современной непростой ситуации развития общества. Ибо без учета истории предшествующих отношений с другими народами невозможно преодоление в полной мере предубеждений в отношении людей к тому или иному народу, которые порождены негативными сторонами истории национальных отношений прошлого.

Читайте так же:  Проект народные традиции в старшей группе

Отсюда настоятельная необходимость в ходе воспитания обращения к историческому нравственному опыту народов, к традициям национального дружелюбия, гостеприимства.

Из истории известно, что народы Дагестана никогда не воевали друг против друга. В течение веков здесь стихийно складывались гибкие механизмы саморегулирования межнациональных отношений, утверждались дух терпимости, гуманистические по своей сущности принципы и институты межнационального общения. Так, любой путник, попав в горный аул, не оставался без еды, крова, заботы. Причем на годекане и не спрашивали у него, какой он национальности. Такой вопрос считался нравственно недопустимым. В горах Дагестана случайное знакомство могло перерасти в постоянную дружбу — куначество. Кунаками становились люди независимо от кровнородственных связей, этнической принадлежности. Разумеется, в наше время горские традиции гостеприимства, куначества претерпели изменения, но суть их осталась прежней: на первом месте — человек, а не его национальность. О традициях дагестанского гостеприимства и куначества обстоятельно пишут в своих работах многие известные ученые.

Народы Дагестана всегда доверяли друг другу, уважали друг друга, учились друг у друга, заимствовали друг у друга лучшие качества. Чувство единства никогда не покидало дагестанцев, хотя были силы, стремящиеся помешать этому. Идеи единства дагестанцев превратились в общедагестанскую традицию единства. Передаваясь из поколения в поколение, она приобрела особую значимость и актуальность в наше время.

Третий съезд народов Дагестана, состоявшийся в декабре 2010 г., установил День единства народов Дагестана, отмечаемый 15 сентября.

В общедагестанскую традицию вошло также представление о территориальной целостности и единстве Дагестана, его «самости». Вышеизложенное говорит о том, что народами Дагестана накоплен богатый опыт межнационального общения, позволяющий обеспечить межэтническое согласие и стабильность в республике. На наш взгляд, опыт этот может быть полезным и для других регионов страны.

«В этой связи важнейшей нашей задачей, — как подчеркивает Президент РД Р.Г. Абдулатипов, — является довести до россиян на территории всей Российской Федерации, что Дагестан — это страна древнейшей цивилизации, сообщество талантливых и достойных народов с многообразием культур, языков, традиций, с развитым чувством собственного и национального, дагестанского достоинства, доброжелательности, солидарности с русским и со всеми народами России» [7].

В обеспечении дагестанского единства велика роль России, русского народа, русского языка, ставшего для нас языком межнационального общения. Русский народ подавал и ныне продолжает подавать дагестанцам свою руку. Он был и остается прочной опорой и ведущей силой единства и дружбы народов Дагестана.

Не случайно Расул Гамзатов в стихотворении «Слово о старшем брате» писал:

«Ты достигал вершин хребтов огромных,

Мы тоже шли туда по склонам скал.

И для того, чтобы облегчить нам подъем,

Ты нам по-братски руку подавал» [8].

Одной из примечательных традиций является маслиат, который своим содержанием направлен на укрепление дружбы и взаимопонимания, мирного сосуществования, взаимопомощи, воспитания в людях высоких моральных качеств: высокой нравственности, дисциплины, поведения в быту и на производстве.

Маслиат является универсальным механизмом согласования интересов и достижения мира, одна из давних горских традиций погашения конфликта, примирения враждующих сторон.

Этноконфессиональная толерантность — иными словами традиция веротерпимости, уважения к иным религиозным взглядам, присущая Дагестану веками, имеет место и сегодня. Как справедливо отмечает профессор Л.Х. Авшалумова, она является одним из существенных факторов формирования единства. Духовные лица всех религий ориентируют верующих на мирные, толерантные отношения, на защиту своей малой и большей Родины, уважение всех народов, независимо от их вероисповедания.

Ислам, христианство, иудаизм стали, по мнению Л.Х. Авшалумовой, интегрирующей силой формирования дагестанских народов, имеющих более полуторатысячелетний опыт мирового, взаимоуважительного проживания [9].

В современном обществе все еще витает дух центробежных сил. К сожалению, то же самое наблюдается и в Дагестане. Здесь некоторые политические и общественные деятели стараются нарушить устоявшееся единство дагестанских народов, ведя к национальной ограниченности и розни. Но единство народов Дагестана обусловлено их внутренней духовной и ма-

териальной общностью, их единой исторической судьбой, их особой уникальностью. И это хорошо понимают все народы нашей республики.

И в наши дни Дагестану, который продолжает традиции своих дедов и прадедов, несмотря на трудный период своего общественного развития, осложненный проявлениями экстремизма и терроризма, удается сохранить межнациональное согласие, мир и единство. Республика возрождается, живет, верит в будущее и видит свою историческую судьбу в составе России -России обновленной и могучей.

«Межэтнонациональное общедагестанское единство, построенное на взаимном уважении и сотворчестве, на чести и достоинстве человека, на традиционной культуре является стержневой линией развития народов Дагестана и сегодня, как и на всех этапах исторического прогресса» [10].

По мнению профессора Р.М. Магомедова, традиции и обычаи — «наше наследие, в них заложены нравственные и гуманистические основы устройства общественной жизни». Он справедливо отмечал, что адаты [11] — это своего рода моральный кодекс горцев. Дагестанские адаты, даже когда это касается интересов каких-либо народностей, предусматривают пределы, нарушать которые не следует. Адаты, сохранившиеся в сфере быта, обрядности, проповедуют честность и справедливость, простоту и скромность, трудолюбие и прямодушие, откровенность и сыновний долг, оказание помощи, отправление исламских обрядов и т.д.

В то же время намус осуждает сепаратизм, национальное чванство, неприязнь к другим народам, безделье и праздность, вероломство, бесчинство, жестокость, слабоволие, трусость, легкомыслие и т.д. [12].

Особого внимания требует вопрос формирования и утверждения сознательного отношения к труду.

Трудовые традиции — это не просто накопление и передача от одного поколения к другому производственного опыта, приемов труда, профессионального мастерства, а прежде всего формирование и воспроизводство передовых мотивов отношения человека к труду, имеющих исключительно важное значение для формирования самого человека, воспитания культуры общения в трудовых ассоциациях.

Совместная работа в трудовых ассоциациях способствует формированию общедагестанских традиций и обрядов, которые отвечают трудовым потребностям всех граждан республики.

Испокон веков народы Дагестана торжественно отмечали такие земледельческие традиции, как проводы зимы, встреча весны, такие ответственные моменты хозяйственного цикла, как праздники первой борозды, сбора урожая, проводы и встречи животноводов. Они способствовали формированию коллективизма, патриотизма, воспитанию любви и уважения к труду, лучших качеств общечеловеческой нравственности.

Как правило, на праздники приглашали гостей из соседних районов для налаживания широких контактов между хозяйствами, районами как самого Дагестана, так и соседних республик.

В заключение хотелось бы отметить, что обеспечение устойчивого развития общества -сложная задача. Это дело, требующее объединения усилий народов для достижения высокого уровня экономики на основе новейшей технологии, повышения качества жизни, улучшения социальной и нравственно-духовной сфер, утверждения подлинных гуманистических отношений в обществе. Для этого требуется большая, целенаправленная работа всех звеньев общества, в том числе и работа по возрождению, обновлению и использованию положительных традиций народов Российской Федерации.

Ссылки и примечания:

1. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. Махачкала, 1993. С.

2. Философский словарь. М., 1986. С. 487.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 807.

4. Словарь по этике. М., 1989. С. 354.

5. Абдулатипов Р. Мой дагестанский народ. М.; Махачкала, 2011. С. 8.

6. Абдуллаев М.А. Нравственные традиции горцев и современная молодежь // Наше культурное наследие.

Информационный бюллетень. № 2. Махачкала, 2005. С. 5.

7. Абдулатипов Р. Указ. соч. С. 30.

8. Абдуллаев М.А. Актуальные проблемы национальных отношений. Махачкала, 2020. С. 258.

9. Авшалумова Л.Х. Традиции дагестанских народов как фактор воспитания молодежи // Наше культурное насле-

дие. Информационный бюллетень. № 2. Махачкала, 2005. С. 16-17.

10. Абдулатипов Р. Указ. соч. С. 39.

11. Адат — обычай.

12. Магомедов Р.М. Мы — не щепки в потоке жизни // Дагестанская правда. 1988. 2 декабря.

Традиции и обычаи народов Дагестана в системе мер предупреждения преступности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.08, кандидат юридических наук Курбанова, Джанетта Айнудиновна

  • Специальность ВАК РФ 12.00.08
  • Количество страниц 218
    • Скачать автореферат
    • Читать автореферат

    Оглавление диссертации кандидат юридических наук Курбанова, Джанетта Айнудиновна

    ГЛАВА 1. ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

    1.1. Понятие и история развития традиций и обычаев народов Дагестана.

    1.2. Основные направления национальной политики борьбы с преступностью с учетом традиций и обычаев народов Дагестана.

    ГЛАВА 2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

    ПРЕСТУПНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

    2.1. Общая криминологическая оценка и особенности преступности в Республике Дагестан.58

    2.2. Криминологический анализ факторов, детерминирующих преступность в Республике Дагестан.

    ГЛАВА 3. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

    3.1 Место традиций и обычаев народов Дагестана в системе мер предупреждения преступности.

    3.2 Роль обычаев и традиций в профилактике терроризма и экстремизма.

    3.3 Роль обычаев и традиций в профилактике насильственных преступлений против личности.

    3.4 Традиции и обычаи народов Дагестана в организации примирительного правосудия.

    Рекомендованный список диссертаций по специальности «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», 12.00.08 шифр ВАК

    Основы противодействия организованным формам преступной деятельности в условиях традиционно-национального и религиозного возрождения в Республике Дагестан 2009 год, доктор юридических наук Сайгитов, Умалат Темирсултанович

    Предупреждение организованной преступной деятельности в Республике Дагестан 2006 год, доктор юридических наук Сайгитов, Умалат Темирсултанович

    Криминологические особенности преступности в Северо-Кавказском федеральном округе: на материалах Республики Дагестан 2011 год, кандидат юридических наук Тупалиев, Омар Магомедович

    Проблемы преступности в Республике Дагестан: Теория и практика 2001 год, доктор юридических наук Рамазанов, Тажутдин Бурганович

    Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение средствами семейного и религиозного воспитания (по материалам Республики Бурятия) 2003 год, кандидат юридических наук Рыжаков, Сергей Семенович

    Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции и обычаи народов Дагестана в системе мер предупреждения преступности»

    Актуальность темы диссертационного исследования. Анализ современного состояния преступности* в Дагестане* свидетельствует о негативных изменениях ее основных характеристик. В этих условиях противодействие преступности- становится приоритетным направлением^, социальной политики не только в конкретной республике, но и в Российской Федерации в целом. Возникает необходимость создания новой’ системьь предупреждения преступности, поиска новых путей’ и* средств профилактического, воздействия на население. В11 качестве одного из таких средств можно рассматривать национальные традиции и обычаи народов Российской* Федерации. Складывавшиеся веками, они несут в себе огромный нравственный потенциал и служат основой формирования общественного и правового сознания населения.

    Сегодня нельзя-отрицать возможностей влияния традиций и обычаев, а . также религии на^ процессы предупреждения преступности. В’ связи с этим-тысячелетний.положительный опыт мирного сосуществования-в Российской Федерации различных народов, конфессий, сохраняющих свои культурные особенности, традиции, обычаи, образцы толерантного поведения,, в, современных условиях нуждается в углубленном изучении, и осмыслении в целях позитивного его использования в системе мер противодействия преступности.

    В Республике Дагестан исторически сложилась самобытная- и устойчивая система социально-правовых институтов, в формировании которых огромную роль играют обычаи и традиции народов, имеющие большое значение для реальной практики предупреждения преступлений. На протяжении многих веков мирно сосуществуют и активно взаимодействуют различные этнические группы. Народы Дагестана в тяжелых природно-климатических и исторических условиях сумели сохранить свою территориально-политическую целостность и этнокультурную самобытность.

    Способствовали этому, в первую очередь, высокая нравственность, социальное сплочение, трудолюбие, а также межнациональное согласие и солидарность дагестанцев. Все эти ценные качества своими корнями уходят в глубь обычаев и традиций дагестанских народов.

    В то же время, надо констатировать, что профилактические аспекты традиций и обычаев и их использование в предупреждении преступлений описаны в криминологии весьма фрагментарно. Исследование обычного права Дагестана позволяет выявить закономерности правового развития, восполнить пробелы в освещении потенциала национальных традиций и обычаев в сфере профилактики преступности в стране и в конкретном регионе.

    Кроме того, учет общих и специфических местных особенностей при раскрытии закономерностей регионального проявления преступности расширяет концептуальную базу стратегии и тактики противодействия преступности, позволяет строить ее, сочетая специальные криминологические меры с общесоциальными, предметно нацеливаясь на криминогенные факторы региональной преступности.

    Степень научной разработанности темы. Глубокое исследование традиций и обычаев дагестанских народов и выявление их роли в различных сферах современной жизни проводили такие известные дагестанские ученые, как А.К.Алиев, У.Б.Далгат, М.А.Дибиров, Р.М.Магомедов, А.Ф.Назаревич, З.М.Магомедов, Ш.А.Мирзоев, Г.Ц.Омарова, Р.М.Пашаев, Т.С.Саидов, З.Л.Якубов и другие. В более поздний период проблему разрабатывали такие ученые, как З.А.Астемиров, Т.Б.Рамазанов, А.М.Халилов, С.М.Шапиев, М.А.Исмаилов, М.О.Омаров. Однако, при всем многообразии подходов к изучению традиций и обычаев, они анализируются в основном в историко-культурологическом и этнографическом аспектах, как историческое наследие и культурное достояние народов, тогда как в правовом отношении, и в частности, в сфере предупреждения преступности, традиции и обычаи рассматриваются в качестве исторически ценного, но практически мало используемого в современных условиях явления.

    Читайте так же:  Российские традиции гостеприимства

    В последние годы наметились серьезные сдвиги в области изучения обычного права народов Дагестана. На юридическом факультете Дагестанского государственного университета создана и функционирует лаборатория обычного права, где анализируется правовое наследие народов Дагестана и Северного Кавказа. Изучению обычного права народов Северного Кавказа и Дагестана посвящены работы В.О.Бобровникова, Л.Г.Свечниковой, И.Л.Бабич, З.Х.Мисрокова, Д.Х.Сайдумова, П.А.Абдуллаевой и другие.

    Вместе с тем, проблема использования нормативно-правовой культуры в целях повышения эффективности борьбы с преступностью и ее профилактики в Республике Дагестан пока еще не стала объектом специального криминологического исследования, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования.

    Целью работы является оценка возможностей и определение средств использования традиций и обычаев народов Дагестана в противодействии преступности.

    Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

    — раскрытие понятия, природы, содержания, особенностей национальных традиций и обычаев народов Дагестана;

    — анализ и криминологическая оценка их основных социальных функций в современных условиях развития общества;

    — определение места и роли национальных традиций и обычаев в современной системе мер предупреждения преступлений;

    — изучение криминологических особенностей преступности в Республике Дагестан;

    — анализ факторов и особенностей региональной преступности;

    — выявление и анализ возможностей, средств и способов влияния традиций и обычаев народов Дагестана на формирование у населения навыков правомерного: поведениями» нейтрализации^ криминогенных качеств, в целях профилактики преступности;

    — разработка предложений и рекомендаций по использованию народных традиций1 и обычаев в профилактике; некоторых, наиболее тесно с ними связанных.преступлений:, . . негативное: влияние событий в Чечне и вокруг нее; в) негативные социально-экономические последствия-, агрессии бандформирований; г) ухудшение религиозно-политической: обстановки, связанной с экстремистски настроенной частью верующих. — ваххабитов; д) влияние стародавних межнациональных и межличностных противоречий и др.

    4. Основными направлениями профилактической: деятельности на современном: этапе: развития Республики Дагестан должны* стать: а) социально-экономические меры предупреждения преступности; б) меры по оздоровлению политической ситуации, нейтрализации: межнациональных конфликтов; в) меры, по противодействию» религиозному и политическому экстремизму; г) меры, направленные на совершенствование межличностных отношений, способствующие развитию« нравственного и правового сознания населения. Реализация данных мер предполагает умелое использование национальных традиций и обычаев в противодействии преступности в Республике Дагестан, так как сплав традиций, обычаев и религии составляет духовно-нравственный потенциал дагестанских народов, влияющий на идеологию и правосознание населения.

    5. Для эффективного функционирования системы предупреждения преступлений необходимо определиться с идеологией этой системы, что позволит обеспечить единство целей и задач предупредительной деятельности, а также наполнить особым содержанием проводимые в этих целях мероприятия. Прежде всего, надлежит дать нравственно-правовую оценку традициям и обычаям народов Российской Федерации, выдвинуть в их содержании на первый план общегуманистические идеи. Следует пристально взглянуть на проблему толкования традиций, обычаев и их сущности, учитывая при этом не только национально-установившиеся обычные нормы, но и их современное звучание. Государство должно побеспокоиться о становлении идей традиционализма в лучшем их качестве, -направив их в положительное русло и таким образом обратить их из фактора криминогенности в мобилизующую силу позитивных преобразований в регионах Российской Федерации.

    6. Традиции и обычаи народа, утверждающие подлинно гуманистические ценности, идеи добра и справедливости, законы высокой нравственности, устраняющие проявления моральной деградации, относятся к воспитательным мерам общесоциальной профилактики. Поэтому нейтрализовать криминогенные факторы на региональном уровне нужно путем использования таких инструментов, как семья, ближайшее окружение, религия, культура, средства массовой информации. Это определяет необходимость создания более организованного просветительного процесса с включением в учебные программы общеобразовательных учреждений специального курса «Национальные традиции и обычаи народов Дагестана», целесообразность которого признается, как показало исследование, большинством опрошенных. Наряду с этим большое профилактическое значение имеет религиозное воспитание населения Республики Дагестан, его религиозно-духовный потенциал — сплав традиций, обычаев и религии. Религия-предусматривает суровые наказания» за убийство, причинение вреда здоровью, наркоманию, распространение- наркотиков и других одурманивающих средств, пьянство, развратные действия, похищение людей, содержание притонов, сводничество,1 злословие, оскорбление, клевету, разжигание национальной, расовой или^ религиозной розни и т.д. Поэтому возрождение у исповедующих ислам народов религиозного подхода к перечисленным негативным явлениям способно укрепить, общественный правопорядок в стране.

    7. Поиски новой модели предупреждения преступности должны привести» к возобновлению связей правовой системы с ее-общественным началом, механизмами саморегулирования, заложенными’ в характере и , структуре общественных отношений. Правовое управление сверху (закон) должно объединиться с правовым саморегулированием общества и социальных групп (правовой обычай), создать целостную и гармоничную нормативно-регулятивную систему, в которой закон, безусловно, будет выражать не только волю законодателя, но и право, созданное людьми в естественной форме обычая. С учетом исторического многообразия культур, самобытности и- духовности дагестанских народов, их вековых традиций и. обычаев, важнейшим шагом в. возрождении системы профилактики преступности может стать институционализация превентивных обычаев, традиционных институтов социального контроля, мобилизация традиционных обществ. Возникает необходимость принятия Закона «О примирительной комиссии в Республике Дагестан». Традиционная форма примирительного правосудия должна быть институализирована и реализована в практике разрешения конфликтов, что будет иметь огромный профилактический потенциал и в других регионах Российской Федерации.

    Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно в определенной мере восполняет имеющийся в науке пробел, касающийся роли традиций и обычаев народов в сфере социального контроля за правомерностью поведения членов общества, а также возможностей использования этих традиций и обычаев в системе мер предупреждения преступности. Результаты исследования могут внести определенный вклад в теорию предупреждения преступности на региональном уровне, учитывающем национальные, религиозные и иные особенности населения, его исторически сложившиеся традиции и обычаи.

    Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по использованию традиций и обычаев в формировании правомерного поведения и профилактике преступлений. Рекомендации могут быть использованы при разработке региональных программ профилактики преступлений в Республике Дагестан, в учебном процессе при преподавании криминологии и истории государства и права -Дагестана, спецкурсов в ДГУ и иных высших учебных заведениях юридического профиля.

    Имеющиеся в диссертации предложения могут быть также использованы в процессе совершенствования законодательства, в решении практических вопросов профилактики преступлений.

    Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Диссертация выполнена на кафедре криминологии и уголовно-исполнительного права Московской государственной юридической академии имени O.E. Кутафина. Основные положения работы нашли свое отражение в 10 опубликованных научных статьях, в том числе и в изданиях, рекомендованных ВАК, а также монографии по теме исследования.

    Отдельные положения диссертации были изложены на международной конференции «Проблемы терроризма на Северном Кавказе» (6-7 июня 2007 г. Махачкала); научно-практической конференции «Правовое воспитание молодежи в современных условиях» (10 декабря 2008 г., г. Махачкала); 4 международной научно-практической конференции «Теоретико-правовые проблемы укрепления российской государственности» (12 ноября’ 2010 года, Филиал МГОУ в г. Махачкале); научно-практической конференции «Проблемы этноконфессиональных отношений в Республике Дагестан» (2022 декабря 2010 года, г. Махачкала).

    Материалы диссертационного исследования нашли отражение в разработанном автором спецкурсе «Народные традиции и обычаи в профилактике преступлений», используются при преподавании курса «Криминология», спецкурсов «Обычное право» на юридическом факультете’ Дагестанского государственного университета; спецкурсов «Роль традиций и обычаев в правовом воспитании молодежи», «Проблемы профилактики преступлений, безнадзорности среди несовершеннолетних» на факультете правоведения Дагестанского государственного педагогического университета.

    Результаты исследования внедрены также в учебный процесс Центра профессиональной подготовки Министерства внутренних дел РД, использованы при разработке «Памятки для работников правоохранительных органов, выезжающих в горячие точки».

    Структура и объем диссертации обусловлены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

    Мой Дагестан

    Статьи / Традиции и обычаи дагестанцев

    Идёт приём заявок

    Подать заявку

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    « Знаете, что Дагестан прекрасная страна,

    благословенная для своих обитателей,

    грозная для других,

    и изобилующая богатствами,

    благодаря справедливости народа»

    На протяжении многих веков обычай наших предков – адаты — имели силу закона и представляли огромный нравственный потенциал, объединяя и консолидируя все живущие в Дагестане народы. С таким множеством адатов самого разнообразного характера редко где встретишься. Ведь у нас, что ни аул, то свои обычаи. Однако они, не смотря на своеобразие и различие, воплощают в себе самобытность и национальный характер всех дагестанских народов, отражают их общие интересы, исходят из одного корня. Особая их ценность в том, что в них заключен обобщенный, испытанный временем многовековой опыт.

    Хотя каждый дагестанский народ имеет свои обычаи и традиции, но вместе они составляют общее наследие. Возродить его – насущная задача времени. Почему это необходимо сделать, вряд ли надо доказывать. Обычаи, сохранившиеся в сфере быта, морали, гражданской обрядности, проповедуют честность и справедливость, простоту и скромность, трудолюбие и прямодушие, откровенность и сыновний долг, оказание помощи, дружбу людям. Адат регламентирует поведение человека, служит средством приобщения его к высокой культуре, овладения производственными навыками, пропаганды и отправление религиозных и гражданских праздников.

    1. Приветствия и обращения горцев

    « Ассаламу алейкум, дорогие друзья»

    У дагестанских народов существует строго выработанные правила поведения в общественных местах, обращение и приветствие друг друга – вплоть до жестов с учетом возраста, пола, положения и т.д. Все направлены на то чтобы не задеть достоинства человека, не навязчиво удержать около себя, не нарушить права на свободу действия, права каждого, включая иноязычного чужельца. В этом плане заслуживают внимания приветствия и обращения, принятые среди народов Дагестана.

    Традиция приветствовать друг друга при встрече – это древний обычай. Известный он народам всех стран и, на первый взгляд, везде одинаков. Всюду в этом обычае отражена самая заветная мечта о мире и дружбе. Не даром у нас говорят «Ассаламу алейкум» что означает: « Мир вам!»

    Из древних традиций горцев, больше всего поражает первые появившегося, а Дагестане человека, обычай гостеприимства. Дагестанские пословицы гласят « Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость!»

    По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя. Гостей принимали любое время ночи и дня. У дагестанцев существовал даже обычай – когда садились ужинать, все делили между членами семьи и отделяли порцию, если вдруг придет запоздалый гость.

    3. Уважение старших

    «У народа, не уважающего старость, нет будущего»

    У всех народов в обычаях и традициях утверждалось незыблемое правило: уважать старшего. В Дагестане после обычая гостеприимства он считается вторым и боле значительным. Каждый житель страны гор считал своим долгом чтить старшего по возрасту. Это не слепое, а глубокое признание авторитета человека, много прожившего много испытавшего. И в то же время оно предполагало уважение и национального достоинства народа.

    Читайте так же:  Все ритуалы некромантии

    Справедливость, равенство прав и учет интересов людей, независимо от занимаемого положения, доверие, чуткость, вежливость, деликатность, скромность – все это соединялось простой, казалось бы, традиции – уважение старости.

    Для горцев старшее поколение всегда было живой памятью народа. В народе говорили: «Умирает старый – в доме пусто, умирает малый – в сердце пусто» Поэтому считали их людьми большого самообладания и мудрости, и в трудное, критическое время обращались к ним за советом.

    Общественная роль старшего поколения в Дагестане всегда была велика. По обычаю ни одно значительное мероприятие в аулах не проходила без участия аксакалов самых почетных и уважаемых людей. Их считали хранителями народных традиций, обычаев, правов, обрядов. Их авторитет и слова были непререкаемы.

    Дагестанский джамаат – это сложный социально-политический организм с общинными традициями и держался он благодаря стараниям старшего поколения. Итак, по дагестанскому адату уважение – одно из важнейших требований во взаимоотношениях. Повиновение родителям и почтение к старшим — закон гор.

    4. Гуманистические начала намуса

    Старое и новое в намусе.

    За понятием намус скрывается целый моральный кодекс жителей гор.

    Намус – это, по существу, своеобразное обобщение обычаев, традиций, их квинтэссенция. Он когда-то пропитывал все поры горской жизни – и честь, и совесть, и благородство.

    Намус учит, прежде всего, сохранению нравственных и гуманистических начал в отношениях между всеми дагестанскими народами и в отдельности каждого горца.

    5. Исламские традиции в Дагестане.

    Дагестанцы всегда оставались большими поклонниками мусульманской религии. Вся их жизнь была окрашена исламскими традициями. За годы Советской власти было сделано невероятно много для организованного вытравления системы культов и обрядов ислама, разрушение мечетей и отстранение от общественной деятельности духовенства. Этим был нанесен огромный нравственный вред Дагестану.

    Сейчас наступило время, когда каждый без оглядки может следовать предписаниям ислама.

    Ислам – носитель мусульманской культуры в Дагестане.

    6. Джамаат – коллективный разум.

    Джамаат, состоящий из тухумов, в понятии горцев – это самоуправляющая община. При таком укладе жизни в течение многих веков проходило общественно-экономическое и политическое развитие большинства дагестанского населения и там, где отсутствовали феодальные порядки. Это – один из самобытных черт Дагестана.

    Джамаат выступал как единое юридическое лицо, обладающее правами на свою землю, вплоть до отсуждения или передачи в условное пользование любой ее части.

    Сила джамаата держалась в единстве его людей. Отсюда главной заботой его становилось поддержание мира и порядка на своей территории.

    В джамаате существовали свои органы власти. Все внутренние дела решали самостоятельно.

    7. Формы дагестанского родства.

    Тухум — родословное дерево горцев.

    В горах трудно найти аул, где бы люди не группировались по тухумам. По традициям каждый горец принадлежал к определенному тухуму. Как говорится: «Дерево держится корнями, а человек – тухумом». Так было даже тогда, когда горец не жил в родном ауле, а находился на чужбине. Он твердо сохранял в сознании свою общность с тухумом. Узы тухумного родства являются мощным фактором взаимной поддержки и помощи друг другу. По дагестанскому понятию, чем больше людей в тухуме, тем выше его влияние в обществе.

    Аталычество — древнедагестанский обычай, существовавший и у других кавказских народов. Перевод с тюркского — отцовство. В Дагестане этот обычай приобрел разные формы. В одном случае детей отдавали на воспитание в семью родственника из своего тухума в своем же ауле в другом, напротив, передавали родственнику в семью чужеродного тухума и тем самым закреплялось родство между двумя тухумами.

    Аталык — воспитатель, о своем питомце должен был заботиться как о родном сыне. Прежде всего, заботиться, чтобы ребенок рос здоровым и трудолюбивым, умел ездить на лошади, владеть оружием, знал Коран, был воспитан в духе горской этики и порядочности.

    Возращение сына в семью обставлялось с особой торжественностью, где узы родственных отношений между семьей и аталыком становились домовечными.

    Обычай побратимства – одна из высших форм проявления дружбы между людьми. Он хорошо был знаком всем дагестанским народам и не был связан ни с тухумным родством, ни с национальной принадлежностью. Как правило, обычай этот возникает среди людей, испытавших какую- либо критическую жизненную ситуацию.

    Это могло случиться на войне, во время стихийных бедствий, острой нужды. В такой обстановке совершались взаимные подвиги и иные действия, которые помогали преодолеть трудности, выйти с честью из самых опасных положений. После таких испытаний они становились друзьями и дружба, возникшая таким образом в последствии перерастал в побратимство.

    Побратимы – люди большого мужества, воли и высокой морали. Заканчивались дружеские отношения совершением обряда побратимства. В одном случае это могло быть в виде устной клятвы, быть верным другом, пока не покинет мужество. В другом случае обряд побратимства совершался путем смешения крови друзей. Делалось это так: капли крови из надрезанных пальцев, друзья смешивали с напитком, налитым в чашу. Затем напиток выпивался обоими друзьями, считалось, что смешивание крови придавало им силу братских отношений.

    Заметное место в общественной жизни дагестанцев занимает молочное братство. Молочными братьями становились дети, неродные между собой, вскормленные молоком одной матери. Принято было считать, что материнское молоко, пройдя через кровь потреблявшего, делало его как бы родным сыном. Отсюда идет и само название – молочный брат.

    Становление молочного братства сопутствовали, в первом случае, временное вскармливание грудью ребенка родственницей или соседкой при отлучке родной матери. Этот обычай был и остается довольно распространенным в нашем горном крае.

    Бытовало и постоянное вскармливание грудного ребенка, приглашенными женщинами за вознаграждение. Могло быть несколько кормилиц. К такому роду вскармливания, как правило, прибегали состоятельные семьи.

    Куначество – один из древних институтов народов Кавказа, и занимает важное место в их жизни. Путь к куначеству лежал через традиции гостеприимства. Нередко знакомство, начавшееся с гостеприимства, превращалось в дружбу, т. е. гость и хозяин становились кунаками.

    Слово «кунак» означает «друг», своего рода побратим. Если кунаки по-настоящему сближались, они готовы были жертвовать всем своим имуществом и жизнью ради укрепления своих связей. Отношения между кунаками были настолько близкими, что в случае смерти родителей кунак брал детей умершего к себе в семью.

    Дагестан знает несколько особенностей куначества. Традиционным считается кунак, доставшийся семье по наследству от деда отца. Здесь близкие и дружеские отношения сохранились священно навсегда и потомственно. Другой вид, когда по каким-то обстоятельствам или по рекомендациям кого- нибудь пришел в дом в качестве гостя и пользовался хлебосольством хозяина. И третий вид – это кунак очередник, т.е. гость, приведенный в дом горца представителем сельской администрации. Предоставление крова «дорожному человеку». В аулах самой уважаемой семьей считалось та, у которой больше кунаков.

    8. Древние верования, поверья и приметы

    Языческий обряд кубачинцев

    Один из древних обрядов кубачинцев напоминает старинные похоронные обычаи в Тибете. Когда умирает у них человек, если он мужчина, то передают его мужчинам, находящимся под землей, которые расчленяют кости покойника, очищают от мяса и собирают мясо, его которое дают на съедение черным воронам. А если женщина, то они передают ее мужчинам над землей, которые притягивают ее кости, и дают ее мясо коршунам. И стоят они со стрелами, чтобы помешать другим птицам приближаться к ее мясу.

    Языческий обряд южнодагестанцев

    Умерших они не хоронили, их выставляли на открытое место, пока не слетятся духи и не возьмут их.

    Обряды при затмении.

    Поклонение огню и весеннее равноденствие.

    9. Трудовые традиции горцев.

    Самое главное в жизни людей – труд. По сути дела, история человечества – это история труда и трудовых взаимоотношений. Трудом создано все материальное, чем пользовала и пользуется человек.

    Трудолюбы – важнейшая черта горца. Трудился горец не только для удовлетворения своих нужд, потребностей, но и для потомства.

    Любовь к труду – замечательная народная традиция, это – самое драгоценное из нашего далекого прошлого.

    Трудовые обряды и праздники.

    Праздник первой борозды.

    Это коренной праздник, чисто дагестанский, когда предки перешли к плужному земледелию. Когда-то давно все дагестанцы праздновали праздник , затем он был вытеснен наврузом. Женщины готовили еду, выбирали главного пахаря. Главный пахарь должен был быть богатым, высоким, везучим, с густой бородой. Выбирали место для обрядовой запашки, туда шли мужики, дети.

    Пахарь одевал наизнанку шубу, шапку. Дети обливали его водой, осыпали землей. На рога быков завязывали платки, ленты, вешали бублики, сладости.

    Заранее пекли огромный хлеб. В разгар праздника хлеб катили под гору. К вечеру проводились спортивные состязания, бег, скачки на конях. Красивые. стройные горянки в белых платках, национальных костюмах одаривали победителя платками, тканями.

    Праздник «Навруз» — 21-22 марта – дни весеннего равноденствия.

    Навруз празднуется в среднеазиатских республиках, в Азербайджане, наиболее пышно в Южном Дагестане.

    Разжигание костров – главный элемент праздника, на крыши поднимались женщины с факелами.

    Перепрыгивание через костер – они как бы говорили «мол, болезнь огню, силы огня передаются мне». Прыгали в основном взрослые дети.

    9 мая наиболее торжественно проходил у лезгин.

    Забираются на гору, выбирают королеву цветов, плетут венки из цветов. Звучит музыка – национальная, танцуют, веселятся. В этот день парни, как бы делают предложение – дарят любимой девушке цветы.

    К вечеру накрывают на столы, готовят различные сладости, еще какие – нибудь национальные блюда. Проводится конкурс, у кого лучший венок, победителя одаривают цветами.

    Это самый всеми любимый праздник. К нему готовятся очень долго. Этот праздник отмечают после месячного поста. Рано утром идут на кладбище, там раздают сладости.

    Детям покупают новую одежду. На Ураза Байрам все покупают сладости, красят яйца, пекут, готовят. В это день все ходят друг к другу, всех угощают. Дети стараются собрать побольше сладостей.

    В этот день отпускаются грехи, кто был в ссоре, обязательно должен мириться. Браки, совершаемые в этот день считаются самыми счастливыми.

    У нас в районе празднуют свои местные праздники,

    Этот праздник уже стал традиционным у нас в районе. Его проводят осенью, в центре района, в с. Дылым. В этот день сюда приезжают со всех селений: труженики сельского хозяйства, интеллигенция, работники домов культур и другие.

    Привозят они на этот праздник и свой урожай на выставку и на распродажу. День района проходит как ярмарка. Все представляют свой лучший товар, продают, обменивают, оценивают.

    К вечеру работники домов культуры показывают свои номера, веселятся, танцуют. Проводятся разные конкурсы, победителям вручают разные сувениры, которые приготовили сами участники этого торжества.

    В это день оцениваются еще приусадебные участки, дворы, улицы нашего села. Победителям вручают подарки.

    У нас встречаются местные обряды и обычаи.

    Обряды вызывания дождя.

    Во время засухи собираются пожилые женщины для вызывания дождя.

    Мугь бай – гьеб ккола рак1арун ч1ах1иял руччабигун, лъола к1удиял х1агал ц1аялда т1ад. Гьенибе бала мугь, ролъ, баг1аргьоло. Белъун хадуб гьеб бикьула щибаб рокъобе, гьеб Кванала ва гьарула ц1ад кьеян Аллагьасде.

    Хасалихъе рук1уна г1емер гваял. Гваял ккола рак1арун г1емерал г1адамалгун, цоязе кумек гьаби. Гьел гваял гьарула рац1аризе, къот1аризе, ц1оросаролъ, баг1аргьоло ч1уч1ине ва гьединго рукъ балеб бак1алда.

    Обряды и поверья при рождении ребенка.

    Рождение ребенка, самое радостное и торжественное событие для каждой дагестанской семьи. В аулах все сельчане горячо откликаются на это. Так, первому известившему отца о рождении ребенка дается подарок.

    После рождения исполняется обряд присвоения имени и обряд укладки в люльку новорожденного.

    Церемония присвоения имени.

    По обычаю в горах, когда дают новорожденному имя, полагалось резать двух баранов, если ребенок мужского пола, и одного барана, если ребенок женского пола. Приглашаются родственники, соседи, а также человек, который должен дать имя ребенку, будь это кадий или кто-то другой.

    Дающий имя произносит в правое ухо – «азан» (означает приобщение ребенка к мусульманству), а в левое – «именат». После этого произносится «дуа» с пожеланиями счастья и удачи. По деснам ребенка проводили фиником, сахаром или другой сладостью, чтобы жизнь была сладкой.

    11. Горские свадебные обычаи

    Горские свадьбы многокрасочные, веселые, неповторимые – одна лучше другой. У каждой свои обычаи, свои обряды и особенности. Горская свадьба – это не только место всенародного празднования новобрачных, но и своего рода острот, шуток, соревнования в танцах. В некоторых свадьбах давались театрализованные представления.

    Сложился традиционный цикл обряда: предсвадебный, свадебный, послесвадебный. Предсвадебный – самый ответственный. Вопрос о женитьбе сына или о замужестве дочери решался на высоком уровне. Сперва отец и мать, затем на совете тухума ближайшие родственники сговаривались между собой.