Традиции кемеровского народа

Внеклассное занятие Культурные традиции русского народа и коренного населения Кемеровской области
план-конспект урока (3 класс) по теме

Автор/руководитель туристско-краеведческого объединения, педагог дополнительного образования Коннова Ольга Викторовна, МАОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий», Киселевский городской округ

Культура общения между людьми разных национальностей, этика общения, правила приветствия, дружеские отношения, культурное поведение в общественных местах, семье, быту, культуре внешнего вида — основные требования правил культурного поведения в нашей стране и имиджа российских образовательных учреждений.

На данном занятии при изучении темы традиций народа, используются не только прием «слово педагога», но и сообщения детей с использованием элементов национального фольклора. Ребята самостоятельно, под руководством руководителя обыгрывали традиции народов Кемеровской области: приглашали гостей по старинному русскому обычаю в гости, инсценировали шорскую национальную легенду, что способствовало переключению внимания, интересу остальных детей, а выступавшим позволило почувствовать себя в роли гостеприимных хозяев и шаманов-охотников.

Скачать:

Вложение Размер
dlya_publikacii_v_zhurnale.docx 38.16 КБ

Предварительный просмотр:

Культурные традиции русского народа и

коренного населения Кемеровской области

Автор/руководитель туристско-краеведческого объединения, педагог дополнительного образования Коннова Ольга Викторовна, МАОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий», Киселевский городской округ

А.М. Горький сказал: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Данное изречение мы не редко вспоминаем, когда речь идет об истории любого народа, о его культурных традициях, обрядах, обычаях.

Воспитать культурного человека очень сложно, нужно с детства приобщать его к культуре поведения в обществе, сделать это в современном мире довольно-таки нелегко. Люди разных национальностей часто меняют место жительства, переезжая с места на место, что проявляется в многонациональности народа, проживающего на территории РФ. Проблема воспитания в подрастающем поколении коммуникативных качеств и толерантности, являются актуальными проблемами в педагогической практике.

Этикет, как стандарт поведения видоизменился и на современном уровне целесообразно обращаться к нашим корням и истокам, родоначальниками, которых являлись наши предки.

Занятие входит в раздел «Земляки» второго года обучения программы «Юные туристы-краеведы» для обучающихся младшего школьного возраста. В данном разделе мы изучаем следующие темы: народные обычаи, обряды, народные игры, музыку, характерную для данного региона, фольклор.

Стоит отметить, что использовался не только краеведческий материал, но и затронуты темы православия, так как культурные традиции имеют тесную связь краеведения с православием. Данное занятие заинтересовало детей, об этом свидетельствовала их активность и эмоциональное состояние.

Для активизации мыслительной деятельности использовался словесный, наглядный, практический, индуктивный метод (от частного к общему), а также все коммуникативные, эмоциональные и информативные средства передачи материала.

Цель занятия: Знакомство с культурными традициями русского народа и

коренного населения Кемеровской области.

1. познакомить с некоторыми традиционными русскими праздниками;

2. воспитывать чувство уважения к семейным и народным традициям, толерантность по отношению к окружающим;

3. развивать логическое мышление, формировать понятие традиции нашей области.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к занятию, музыкальное сопровождение для игры «Шаманский бубен» и для хоровода — песня Влада Крутских и детской группы «Волшебники Двора», каравай с солью, ветки тополя, разноцветные атласные ленты, музыкальные инструменты — бубны, стилизованные под шаманские.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с нашим краем, и разговор у нас пойдет о традициях нашего народа. Тема нашего занятия: культурные традиции русского народа и коренного населения Кемеровской области.

2. Основная часть.

Какие народы с давних времен проживают на территории нашей Кемеровской области? (Шорцы, сибирские татары, калмаки, телеуты, русские.) Слайды с изображением представителей русских и коренных народов Кузбасса.

Да, население нашей области многонационально. И мы учимся уважать, принимать и правильно понимать традиции другого народа. Очень важно научиться ценить, то, что дорого другим людям — воспитываем в себе толерантность.

Запишите в свои тетради новое словарное слово «Толерантность».

Слайд с толкованием слова «Толерантность».

Толерантность в советском энциклопедическом словаре (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Сегодня мы рассмотрим некоторые традиции населения Кемеровской области.

Что же такое традиция? Обратимся к словарю, который составил известный ученый С.И. Ожегов. Слайд с толкованием слова «Традиция».

Обратите внимание на слайд. Слово «Традиция» в словаре С.И. Ожегова обозначает:

1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений, например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи.

2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту, например, традиция встречи Нового года в семейном кругу.

Как можно своими словами объяснить данное слово?

Подведем итог ваших ответов, сделайте вывод, что такое традиция.

Слайд с выводом. «Традиция — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения».

Какими могут быть традиции? Традиции могут быть: воинские, национальные, семейные. Приведите свои примеры традиций. (Служба в армии, встреча гостей с хлебом-солью).

Как на Руси в каждом доме встречали гостей? (В праздничном русском костюме подносили хлеб-соль).

Слайд с изображением встречи гостей с хлебом-солью.

Почему же именно хлеб и соль? Хлеб-символ гостеприимства. А соль с давних времен являлась довольно дорогим продуктом, поэтому подавали его в праздник в достаточном количестве, что говорило о желании хозяев встретиться с гостем.

Хлеб с солью символизировали гостеприимство и хлебосольство дома хозяев.

Школа, в которой мы находимся — это второй дом для вас и для меня, потому, что мы проводим в ней большую часть времени. Мы являемся хозяевами и рады, когда к нам приходят гости.

На наше занятие пришли гости. Давайте встретим гостей по старинному русскому обычаю, как радушные хозяева встречали в старину желанных гостей.

(Выходит девочка с хлебом и солью):

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С удовольствием большим!

То гостей таких встречаем

С круглым белым караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

– Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Скажите, как люди встречают гостей в наши дни?

(Угощают, приглашают сесть на самые удобные места в доме).

А чем мы угощаем наших гостей? (Чаем).

С давних времен существовала еще одна мера гостеприимства, насколько крепко заварен чай. В зависимости от его крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько рады встречи с ним.

Я, как хозяйка нашей сегодняшней встречи, приглашаю вас сегодня, после занятия, на чаепитие с караваем.

Коренные народы, которые населяли нашу область в давние времена, так же, как и русские встречали гостей, но по своим традициям. Они угощали национальными блюдами, пели гостям легенды. Фрагмент встречи гостей представлен на слайде.

Слайды с изображением встречи гостей в Кузбассе и «Угощение и фольклор».

У всех народов свои интересные традиции приветствия и прощания. В языке телеутов, коренных жителей Кемеровской области, например, нет слова «до свидания». Вместо этого они говорят: «Приходите в гости!». И так скажут они любому, кому доведется заглянуть в их селения.

Вы приходите ко мне на занятия уже на протяжении нескольких лет. Можем ли мы назвать это традицией?

Скажите, а когда мы с вами встречаемся, как обычно проходят наши встречи? С чего встречи начинаются и чем заканчиваются? (Приветствуем друг друга, занимаемся на занятии и говорим друг другу до свидания).

Ребята, в нашей туристской группе сложились свои определенные традиции. И одна из них – приветствие.

Давайте поприветствуем друг друга! Предлагаю вам поиграть в игру «Привет».

Я буду говорить строчку, а вы отвечать словом «Привет».

Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…? (Привет!)

С улыбкой солнце дарит свет, нам, посылая свой…? (Привет!)

При встрече через много лет, вы крикните друзьям…? (Привет!)

И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…? (Привет!)

И вы запомните совет: дарите всем друзьям…? (Привет!)

Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы…? (Привет!)

В семьях всех народов с малых лет человека приучают здороваться и приветствовать друг друга и гостей.

Какие еще семейные традиции вы можете мне назвать? (Оформление дома перед празднованием Нового года, Рождества, покраска яиц, приготовление выпечки перед празднованием Светлой Пасхи, празднование Дней рождения).

Скажите, как в ваших семьях отмечаются дни рождения?

А в старину, отмечали именины.

Слайд с изображением празднования именин.

Дело в том, что при рождении человеку присваивали имя святого, в день которого он родился. Святой, как считалось, являлся небесным покровителем человека.

Например, мои именины 24 июля, потому, что в этот день — день имени равноапостольной княгини Ольги, и она является моей небесной покровительницей.

Слайд с изображением равноапостольной княгини Ольги.

Времена изменились. Теперь не всегда люди называют детей именами святых, в день которых они родились.

Празднование именин было доброй традицией в каждой семье. Некоторые люди старшего поколения и сейчас отмечают именины, считая их днём более значимым, чем день рождения. В настоящее время это прекрасная традиция возвращается и все больше людей стали отмечать свои именины.

В России именины стали праздновать очень давно, еще в 17 веке. В этот день с утра рассылали гостям именинные пироги.

Слайд с изображением традиционных именинных пирогов.

На слайде показано, как выглядело это угощение: именинные пироги выпекали с соленой рыбой, картофелем, мясом, грибами. Самым главным угощением считался пирог с соленой рыбой. Пирог считался своеобразным приглашением. Во время праздничного ужина гости подносили имениннику подарки: отрезы материи, деньги, бумажных ангелочков.

Был и такой обычай: за столом над головой именинника разламывали пирог с кашей. Считалось, что жизнь в течение года будет счастливее, если просыплется больше каши. Чтобы удача не оставляла именинника, нужно было разбить нарочно, специально какую-нибудь посуду.

Все члены семьи создавали праздничную атмосферу в этот особенный день. Именинник пребывал в приподнятом настроении. Отмечали праздник весело. После застолья гости плясали, играли в разные игры, пели, водили хороводы. В завершение праздника именинник от себя дарил ответные подарки гостям за то, что они пришли его поздравить.

В наше время в семьях отмечают этот же праздник. Только называется он не именины, а день рождения.

А как вы отмечаете свой день рождения? (Приглашаем гостей, готовим угощение, веселимся, танцуем).

Давайте отдохнем и поиграем.

Давайте поиграем в игру “Дом на горе».

Выйдите из-за столов.

1. На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”).

2. Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками).

3. Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты).

4. Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)

5. Окружает все забор (изобразите забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию).

6. За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух).

7. Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота).

8. К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу).

9. В дверь стучимся тук-тук-тук: (кулаками по столу).

10. Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь).

11. В гости к другу мы пришли.

12. И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете).

Спасибо за игру, садитесь на свои места.

Коренные жители нашей области тоже ходили, друг другу в гости и на дни рождения и развлекались. Как вы думаете, чем занимались коренные жители Кемеровской области с древних времен, кроме развлечений? (Ловили рыбу, охотились на дикого зверя и птицу, собирали коренья съедобных растений и лечебных трав).

Шорцы – коренные жители области занимались охотой, рыболовством, земледелием, собирательством.

Приведу пример традиции на охоте. Традиционным на охоте было то, что шорцы брали с собой в тайгу сказителя, который днем готовил пищу, а вечером в балагане у костра «пел» сказки, чтобы духи охоты помогли поймать таежного зверя. Слайд с изображением шамана в момент выполнения обряда камлания.

Посмотрите на слайд с изображением шорского шамана и послушайте одну шорскую легенду «Ульгень и журавль». (Легенду рассказывают двое детей, одетые в национальные костюмы с шорскими элементами. В руках у них бубны, стилизованными под шаманские).

/Первый рассказчик/. Охотники Горной Шории никогда не убивают журавлей и не готовят из этих птиц еду. Запрет этот имеет древние корни. А все потому, что это мудрая птица помогла человеку добыть огонь, так гласит шорская Легенда.

. Давно это было. Бог неба Ульгень создал землю и все живое на земле, а огня людям не дал. Звери и птицы в тайге хорошо жили. Птицам в гнездах было тепло — их грели перья. Зверям в берлогах было тепло — их грели шкуры. Человеку было плохо — огня нет, в доме холодно, пищу приготовить не на чем.

/Второй рассказчик/. Обратились люди к птицам: «Вы вокруг всей земли летаете, к небу поднимаетесь, моря и горы пролетаете. С высоты вам все видно. Помогите нам огонь найти». Полетели птицы в разные земли — не смогли найти огня. Только птица журавль никуда не полетела. Пришла она к человеку и сказала: «Разве нет на березе гриба, разве нет в скале камня, а у человека силы? Подсказала птица им, если взять два камня и ударить друг о друга — огонь будет!» Взяли люди два камня, ударили друг о друга, посыпались искры. Так древние люди научились добывать огонь.

Спасибо ребята за интересную легенду. Мне известно, что вы приготовили подвижную игру для всех ребят нашей группы, которая называется «Шаманский бубен» и хотите сами провести ее. Познакомьте нас с правилами игры.

/ Первый рассказчик/. Ребята, становитесь в круг. Задание заключается в том, что нужно под музыку быстро передавать друг другу по кругу в разных направлениях два шаманских бубна, они не должны задерживаться ни у кого в руках.

/ Второй рассказчик/. Дети, у которых оказались оба инструмента, выбывают из игры и садятся на свои места, остальные остаются для продолжения игры. Выигрывают двое, которые остаются последними с бубнами и получают сладкие призы.

Спасибо за игру, ребята, садитесь на свои места.

Продолжим разговор о традициях. Давайте вспомним традиционные праздники, которые проходят у нас в городе. (Праздники: Масленица, День Города, День Шахтера).

Назовите, какие майские праздники вам известны? (День Победы, День всех трудящихся).

Друзья, кому из вас известен праздник Семик или как его называли по-другому – Зеленые Святки?

Слайд с изображением празднования Семика (Зеленых Святок).

Это славянский народный праздник, который обозначает, что весна заканчивается и наступает долгожданное лето. Отмечается в четверг перед Троицей (седьмой четверг после Пасхи, откуда и название), а позже — Троица (в воскресенье) на седьмой неделе после Пасхи. В этом году Семик выпадает на 31 мая, а Троица на 3 июня.

Слайд с названиями славянских праздников: Семик (Зеленые Святки), Троица и дат их проведения.

Семик был посвящён началу расцвета природных сил и отмечался в период появления зелёной растительности, созревания трав, посадки овощей. Многие обряды на Троицу были связаны с ритуальной берёзкой, которая у славян считалась одним из наиболее почитаемых деревьев.

На Троицу было принято украшать жилище берёзовыми ветвями. В Семик девушки ходили в лес, собирали цветы, лентами украшали берёзу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, плели венки из берёзовых ветвей, и бросали венки в реку, гадая о своей будущей жизни.

Слайд с изображением традиционного хоровода вокруг березы, украшенной разноцветными лентами.

У людей существует такая традиция: для того, чтобы вернуться в какое-то место обратно, следует повязать ленточку на ветку специального дерева, т. е. оставить о себе памятку, предлагаю сейчас вам последовать этой доброй традиции для, того, чтобы нам вновь встретиться.

Для вас приготовлены разноцветные ленточки и ветки тополя. Эти ветки каждый год специально срезают сотрудники службы охраны зеленых насаждений для того, чтобы дерево омолаживалось и лучше росло. Кому из вас занятие понравилось, тот пусть завяжет ленточку любого яркого цвета, а кому что-то не понравилось на занятии или было скучно, пусть завяжет ленточку темно синего цвета.

А теперь давайте под музыку вокруг украшенного нами дерева все вместе заведем дружный хоровод, как это происходило традиционно, в Семик, вокруг наряженной лентами березы.

Звучит фонограмма Влада Крутских и детская группа «Волшебники Двора» с песней «Весну звали».

Ребята, давайте на следующем занятии придумаем свой праздник и, каждый год будем отмечать его традиционно в нашем объединении.

3. Подведение итогов.

Подведем итог нашему занятию. Что нового узнали? Чему научились?

Что такое толерантность? Что такое традиции? Какие традиции вам известны? Что такое Именины? Что такое Семик и Троица?

Обратите внимание на наше дерево, каким нарядным оно стало и ни одной темно синей ленточки, значит, занятие всем понравилось и прошло успешно!

До свидания или, как говорят телеуты: «Приходите в гости»!

Фольклорные традиции народов Кемеровской области

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Фольклорные традиции коренных народов кемеровской области

Коренные народы Кемеровской области – это шорцы и телеуты

Коренные народы — это народы, которые обитали на своих землях до формирования существующих государственных границ, исконное население.

В пределах Кемеровской области принято выделять четыре коренные народности .Это — шорцы, телеуты, калмаки и сибирские татары.

Расселение коренных национальностей Кузбасса

Одним из самых многочисленных коренных народов Кузбасса являются шорцы

Вторым тюркоязычным некогда многочисленным народом Кузбасса являются телеуты.

Калмаки — тюркоязычный народ проживающий на северо-западе Кемеровской области. Предположительно в происхождении этого народа приняли участие телеуты с юга Сибири, татары из Казани, узбеки из Бухары и возможно черкесы. Происхождение слова «калмак» восходит к тюркскому существительному «оставшийся». Т.е. кочевые племена, прибыв на место нынешнего проживания решили там остаться.

На территории нашей области созданы все условия, для того , чтобы каждая нация сохраняла свою самобытность. Коренным народам Кузбасса удаётся не только сохранять свои обычаи, культуру, язык, среди них есть известные в области и России люди. В городе Таштаголе работает единственный в своем роде музей этнографии и природы Горной Шории. В поселке Беково Беловского района работает экомузей «Чолкой», где представлены экспонаты отражающие быт и культуру телеутского народа.

Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. – 256 стр. Мультимедийная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». – российский издатель: КиМ «Кирилл и Мефодий» Фольклор народов России. В 2 томах. : т. 1.– М.: Дрофа: Вече, 2002. – 320 стр. Сайты Интернета Используемые источники

Номер материала: ДБ-714613

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Не нашли то что искали?

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Легенды и были телеутов. Всего две тысячи человек – целый народ

Телеуты ведут своё происхождение от тюркоязычного населения. Своё название они получили от слова «тёль», что в переводе означает «семя». Для этого народа огромное значение имела семья, род, предки.

Хотелось бы верить, что на улицах Беково до сих пор можно встретить женщину в длинном цветастом платье, выходящую из юрты, или удалого телеута, летящего на коне. Но современный быт этого народа теперь практически не отличается от «нашего» — от быта пришлых людей.

Живут они в обычных домах, ухаживают за огородами, работают трактористами, инженерами, музыкантами – всё почти как у нас. Но всё же современные телеуты стараются не забывать своих традиционных промыслов. Пытаются возродить валяние из шерсти и пошив национальных кукол. Это работа не только взрослых, но и детей, которые с удовольствием посещают кружки в доме культуры: «Золотые ручки», «Рукодельницы», кружки изобразительного искусства.

И хотя национальный костюм теперь по большей части – наряд для праздников и выступлений со сцены, некоторые бабушки носят его и в повседневной жизни. «После моего поколения вряд ли кто-то наденет кунек (платье), кроме как на праздник. Поэтому я чувствую ответственность. Ведь должна же наша молодёжь знать, что носили их предки!», — говорит жительница Беково пенсионерка Валентина Егоровна Шадеева.

Сила рода

По древней телеутской традиции, гостей встречать нужно песней. С её помощью ты открываешь своё сердце. И гость в ответ должен тоже спеть – сердце своё тебе открыть. Тогда вы оба – гость и хозяин – обязательно найдёте общий язык. Но из обихода песенная традиция уже давно вышла. Сохранилась лишь чайная церемония – горячий чай на травах и национальные блюда.

Многие традиции уже забыты. Вряд ли встретишь традиционную телеутскую семью, которая живёт по строгим правилам домостроя. Как и русские, телеуты давно отошли от них. Оно и понятно – время другое, условия жизни другие. Раньше телеуты вели бесконечные войны, поэтому безусловным хозяином дома был мужчина, он занимался воспитанием сына, готовил его к битвам, тяжёлому труду. Воспитанием дочери занималась мать: учила девочку вести хозяйство и заботиться о муже. С изменением условий жизни потребность в домострое исчезла. Хотя некоторые видят в этом плохой знак, мол, слабеет род.

Раньше его силу защищали небольшие деревянные куклы-обереги, но теперь их нет. А вообще телеутские куклы особенные. В отличие от других народов, телеуты оживляли своих хранительниц, вырезая им лица. Занимались этим исключительно люди посвящённые, обладающие сильной энергией. С куклами проводились целые обряды. Старший в роду раз в год кормил их саламатом из муки и масла при помощи огня, арчины и молока. Куклы передавались из поколения в поколение, оберегая род. Телеуты верят, что работать с энергиями – опасно, ведь можно попасть и к злым духам, поэтому-то сейчас вряд ли кто-то вырезает такие куклы.

Прошлое перед глазами

Иногда в Беково на площади дома культуры появляется хан со своей свитой, князь, вернувшийся с охоты, шаман, проводящий обряды с огнём. Так встречает своих гостей телеутский музей «Чолкой». Основал его Владимир Ильич Челухоев. Благодаря его стараниям, история народа и многовековые традиции не канут в Лету, а будут передаваться из поколения в поколение.

«Мы не имеем права забывать традиции своих предков, их законы чести и совести. Наши дети всегда с удовольствием приходят на экскурсии, разглядывают экспонаты, задают вопросы о традициях, анализируют свои поступки и оценивают их, оглядываясь на далёкое прошлое. Некоторые, увидев юрту, воодушевлённо восклицают: «Если наши предки так жили, то и мы сможем!» В такие моменты я понимаю, что всё было не зря!», – говорит Владимир Ильич.

«Чолкой» – музей необыкновенный. Кроме нескольких залов на втором этаже дома культуры у него есть площадка под открытым небом, где стоят традиционные чадыр (в котором жили телеуты в тёплое время года), обо (каменная куча, украшенная ленточками) и другие строения XVII-XX вв., убранные внутри по всем правилам.

Экскурсия по музею превращается в увлекательнейшее путешествие! Хранители демонстрируют традиционный обряд очищения огнём. По поверью телеутов, он очищает душу. Посетители за считанные часы могут познакомиться с историей и традициями телеутского народа, увидеть, чем они ежедневно пользовались. На улице расположен целый посёлок. Можно войти в бревенчатую шестиугольную юрту, в которой телеут выживал в сибирские морозы.

Гостей у музеев всегда много. Отправиться в путешествие желают не только кузбассовцы, но и туристы из соседних Томской и Новосибирской областей и даже иностранцы. Свои традиции телеуты хранят и в коллективном творчестве. Беково и Шанда славятся своими коллективами: фольклорный ансамбль «Солоны», который отметил своё семидесятилетие, танцевальные коллективы «Телекей» и «Аяс» и многие другие. Ежегодно они участвуют в районных и областных конкурсах. В мае 2011 года Шандинский дом культуры занял I место в номинации «Тяраен кыс» и II место в номинации «Лучший телеутский стан» в областном национальном празднике «Святой Никола».

Помогают хранить культурные традиции ежегодные национальные праздники: зимний «Колодо», весенний «Табыр» и летний «Пайрам». «В моей семье праздники отмечаются традиционно. Мы поём национальные песни, готовим национальные блюда. Например, есть у нас праздник «Пельменей». К этому дню мы всей семьей лепим много-много пельменей в форме полумесяца. Пельмешки не простые, а с сюрпризом – с монеткой внутри. Монетка как символ удачи большой.

По традиции в этот день мы принимаем гостей и сами ходим в гости. Правда, сейчас больше ребятишки в гости бегают, а мы – взрослые – их встречаем. Сами в гости приходим только к родственникам. Я с молоком матери впитала и традиции, и родной язык и детям передала. Сейчас пытаюсь внуков научить. Они хоть и не могут говорить на родном языке пока, но многое понимают», — говорит жительница Шанды пенсионерка, постоянная участница праздничных выступлений Зоя Ивановна Торзунова.

Без языка нет народа

На фестивалях и праздниках всегда звучат телеутские песни, смысл слов которых сегодня ясен далеко не всем. Ведь в основном только старшее поколение свободно общается на родном языке. «Главная задача любого народа – сохранить свой язык. Ведь пока он жив, есть надежда, что будет жить и народ. Поэтому мне больно видеть, когда дети не могут изъясняться по-телеутски. Конечно, в большинстве своём они знают некоторые слова и фразы, но нет целостного знания», — говорит Владимир Сатин, директор дома культуры в Шанде.

Но старшее поколение не позволяет мальчишкам и девчонкам совсем забыть свой язык. В школе и библиотеке есть книжки на телеутском, телеутские буквари. Да и сами дети не потеряли интерес к родному языку и к своей культуре, они с радостью участвуют в праздниках, разучивая национальные стихотворения. «Языка, к сожалению, не знаю, — говорит смущенно семнадцатилетний Владимир Тен. – Лишь несколько слов, услышанных на улице. И в традициях плохо разбираюсь, хотя считаю, что знать их нужно. В будущем обязательно выучу язык и изучу свою историю. Ведь от нас самих зависит возрождение национальной культуры!»

Звенящая гора

Есть у телеутов священное место — гора Шаанту в Шанде, или Звенящая гора. В 70-е годы прошлого века на ней поставили памятник матери, ждущей сыновей с войны. По легендам, здесь живут духи предков. Телеуты верят, что на горе сосредоточена сильнейшая энергия. «Здесь бывают не только пожилые люди, но и молодёжь. Правда, молодые ещё не совсем осознают великое значение этого места и частенько устраивают здесь свои гуляния. Но всё же и они гордятся своей горой. Это важно. Быть может, со временем мы вернёмся к предкам и будем все без исключения чтить это место», — надеется Владимир Сатин.

Телеутский народ приходит сюда молиться и медитировать. Они верят, что гора – это место их силы. Верят, что если вести себя на ней правильно, не шуметь и облагораживать её, наступит благодать. А если вести себя кощунственно, то гора заплачет. И не будет будущего у народа.

На Шаанту есть небольшая впадина. По поверью, если в неё встать и загадать желание, то можно услышать звон, означающий, что боги тебя услышали. Владимир Сатин говорит, что не раз слышал его, но некоторые слышат и гром.

Традиции кемеровского народа

На территории Кемеровской области проживают представители более 150 народов (наций, народностей, этнических групп).

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года:

Большинство населения Кемеровской области составляют русские (2536646 человек).

Другими наиболее многочисленными этническими группами являются — татарская (40229 человек), немецкая (23125 человек), украинская (22156 человек), армянская (10669 человек), чувашская (9301 человек).

В Кемеровской области проживают народы, внесённые согласно Постановлению Правительства РФ от 24.03.2000 г. № 255 в единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации-шорцы (10672) и телеуты (2520).

В регионе активно развиваются различные формы этнокультурного развития и самоорганизации: национальные общественные объединения, национально-культурные центры, автономии, ассоциации, центры встреч, творческие национальные коллективы и т. д.

По данным Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области на 15.01.2020г. на территории Кемеровской области зарегистрировано 42 национальных общественных объединения, которые ставят своей задачей сохранение родного языка, национальной культуры, традиций и обычаев, активно участвуют в социально-экономической, общественной, культурной и спортивной жизни области, оказывают благотворительную помощь пожилым гражданам и ветеранам, малообеспеченным семьям, детям сиротам, работают с детьми и молодежью.

С 2002 года действует Координационный совет национальных общественных объединений Кемеровской области, который является объединяющим центром всех национальных организаций, диаспор и общин области. В состав КС входят лидеры наиболее крупных и активнодействующих организаций региона.

Главной задачей Координационного совета является оказание содействия в создании новых национальных общественных организаций на территории области, взаимодействие с органами власти, межнациональное культурное сотрудничество.

Состав Координационного совета национальных общественных объединений Кемеровской области:

  • Ибрагимов Радомир Закирович, Председатель Координационного совета, Председатель Кемеровской региональной общественной организации «Центр татарской культуры «Дуслык», г. Кемерово»
  • Симонян Аргишти Булоевич, Председатель Кемеровской областной общественной организации Армянская община «Урарту», г. Кемерово
  • Рукман Леонид Самойлович, Председатель городской общественной благотворительной организации «Кемеровское общество еврейской культуры», г. Кемерово
  • Мастонов Ошурбек Алибекович, Председатель Кемеровской региональной общественной организации Таджикский национальный культурный центр «Авиценна», г.Кемерово
  • Касумов Фикрет Шовкет оглы, Председатель Кемеровской региональной общественной организации «Азербайджанская община «Содружество», г. Мыски
  • Пугоев Багаудин Абдрахманович, Председатель Кемеровской областной общественной организации Ингушская община «Вайнах», г. Киселевск
  • Шулбаев Никита Макарович, Президент Кемеровской общественной организации «Ассоциация шорского народа «Шория»
  • Павловская Елена Анатольевна, Председатель Кемеровской региональной национально-культурной общественной организации «Славянское вече»
  • Симакова Софья Александровна, Председатель общественной организации «Яшкинская местная национально-культурная автономия немцев»
  • Максименко Ольга Юрьевна, Председатель Кемеровской региональной общественной организации Центр украинской культуры «Лелека»
  • Самые многочисленные группы:

    • Татары — 40 229 чел.
    • Украинцы — 22 156 чел.
    • Армяне — 10 669 чел.
    • Чуваши — 9 301 чел.
    • Белорусы — 6 049 чел.
    • Азербайджанцы — 6 057 чел.

    по данным переписи населения 2010г.

    Елена ТРУХАН. ТЕЛЕУТСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

    № 2020 / 22, 16.06.2020

    Давным-давно на горе Аарча, что в переводе означает «можжевеловая», размещалось стойбище Хозяина горных вершин – Духа Алтая. Здесь он жил со своей семьёй: женой – Богиней Природы Умай – и детьми: шестью дочерями и двумя сыновьями. Крепкая и дружная это была семья. Но прознал однажды Злой дух Земли Дьер-Дютпа, что не простые дети растут у Духа Алтая: когда они повзрослеют, уничтожат его, а их дети и дети их детей положат конец всему чёрному, плохому и злому на свете. Заволновался Дьер-Дютпа и решил убить детей Духа Алтая. Но мудрый Хозяин горных вершин укрыл души своих чад в камнях. Старших дочерей превратил в каменные изваяния и поставил на запад от себя на расстоянии своей левой руки. Любимых сыновей спрятал в памятниках, которые ставят в святилищах, на могилах умерших, ведь никто не имеет права их разрушать, даже Злой Дух. Двух же младших дочерей спасла Умай, жена Хозяина Алтая. Более 100 народностей Сибири ведут свой род от спасённых детей Хозяина Гор, но самыми известными являются те, что рождены были от первых четырёх сестёр. Теле-уут (в переводе – «основание») – первая в этом ряду. От неё и пошёл народ телеуты…

    В Кузбассе на сегодняшний день, по данным переписи населения 2010 года, проживают порядка 2,5 тысячи телеутов, представляющих коренные этносы Земли Кузнецкой. Это один из самых малочисленных народов юга Западной Сибири.

    Географически их поселения располагаются в населённых пунктах и городах Беловского, Гурьевского и Новокузнецкого районов Кемеровской области, таких как: Беково (Кресту), Челухоево (Ары Байат), Верховская (Сас), Шанда (Шаанды), Новобачаты (Таш КOмир), Черта, Большой Улус. Телеуты продолжают жить и в черте городов Белово и Новокузнецка, а также в санитарной зоне Запсиба – в посёлке Телеут (Том).

    По сей день этот удивительный и талантливый народ сберегает часть своих уникальных традиций, в числе которых – проведение общенациональных коллективных праздников.

    Чадыр – летнее традиционное жилище телеутов – коническая юрта, расположенная в селе Беково

    (телеутское название – Кресту) Беловского района Кемеровской области.

    Экспонат музея «Чолкой»

    Живущие родо-племенными отношениями, телеуты до сих пор считают праздник одной из самых органичных форм самовыражения. Их национальное сознание, издревле устремлённое к коллективным обрядовым действиям, воспринимает его как эффективный способ сохранения народных традиций и ритуалов. Празднества не только собирают вместе представителей этого небольшого, географически разбросанного этноса, но и, как много веков назад, раскрывают грани телеутского характера, своеобразие мышления и мировосприятия народа, особенности его культуры. Во время коллективного торжества телеуты испытывают радость возвращения к своим истокам, получают редкую возможность поговорить на родном языке, насладиться самобытностью танцев, звучанием этнических мелодий.

    В Кемеровской области сегодня разработаны специальные программы поддержки для малых коренных народностей, регулярно проводятся массовые культурно-образовательные мероприятия и спортивные праздники. Это помогает телеутам сохранять свой язык, обычаи, обряды, национальные виды спорта, а также возрождать почти утраченные традиции.

    Национальный телеутский праздник был и остаётся частью духовного наследия малой народности, её сложных верований, сочетающих в себе древний родовой менталитет, шаманизм, бурханизм и православие. Например, старинный языческий обычай осеннего забоя скота и коллективных праздничных угощений по этому случаю сохранялся у телеутов вплоть до середины ХХ века. При этом с конца XIX века в их общественный быт прочно вошли христианские праздники.

    В настоящее время языческие, православные и светские элементы празднеств оформились в единое целое, и, как правило, разные знаменательные события отмечаются телеутами теперь в один день, как единое общественное торжество.

    Условно все телеутские праздники можно представить в виде нескольких групп. По бытованию в национальной среде их можно разделить на утраченные и сохранившиеся (восстанавливаемые). По вероисповеданию – на православные («Ильин день», «Святой Никола», «Масленица») и древне-родовые языческие. По присутствию в празднествах национального компонента можно выделить собственно телеутские («Табыр», «Тутмаш байрам», «Пардакай», «Сомо», «Пайрам», «Пельменек») и заимствованные, перенятые у других народов (Международный день коренных народов мира, День военно-морского флота, Спартакиада по национальным видам спорта, Фестиваль национальных культур, Конкурс красоты и другие).

    Расскажем о некоторых телеутских праздниках.

    Сомо

    Вся обрядовая ритуальная часть многих телеутских народных торжеств зародилась задолго до христианства, в период язычества. Шаманисты отмечали в течение года три праздника: вешний, летний и осенний. Вешний – новогодний праздник, когда коренные народы просят у богов благополучия на весь год и приносят в жертву первую траву, первое молоко, первенцев скота.

    Шаман и телеутки в праздничных национальных одеждах

    Исследователь культуры телеутского народа Д.В. Кацюба утверждает, что у телеутов от шаманизма наиболее сохранился весенний праздник «Сомо», носивший некогда массовый характер и, вероятно, претерпевший влияние христианства. Об этом свидетельствует тот факт, что время его проведения совпадает с православной Троицей. Некоторые элементы «Сомо», в частности – украшение родовой берёзы, можно увидеть сегодня в других праздниках телеутов – «Девятая пятница после Пасхи» и «Теле-Каан». Но в чистом виде «Сомо» как коллективный праздник в настоящее время утрачен.

    Известно, что в весенний праздник «Сомо» телеуты одевались в нарядную одежду, собирались на поляне у берёзовых колок возле кама (шамана), который молился и по ходу молитвы в разные стороны брызгал молоком, абырткой (алкогольным напитком, брагой) и раскидывал курмач – телеутское национальное блюдо быстрого приготовления, представляющее собой толчёную в ступе и жареную пшеницу с молоком. После этого кам ел и пил сам и угощал присутствующих. Напоследок бросал молочную чашку прочь. Если она падала стоймя, то считалось, что жертва богам оказалась угодной, а если опрокидывалась вверх дном – неугодной. Праздник заканчивался распитием остальной абыртки и молока.

    Своё название – «Сомо» – праздник получил по наименованию берёзок – покровителей семейного очага. Во время коллективного торжества каждая семья в укромном месте своего двора ставила берёзки. Для этой цели забивали два столбика, к ним привязывали молодые, с зелёными листьями деревца двух-трёхметровой высоты. Эти берёзки и называют «сомо». Ставили их с восточной стороны дома. Затем берёзки освящал шаман, но сейчас эта традиция ушла в прошлое. Когда в телеутской семье женился и отделялся от родителей сын, то возле его дома также ставили берёзки. Количество берёзок в сомо зависит от того, камлали или нет божеству. Если камлали один раз, то добавляли одну берёзку, если два раза – то две.

    Участники праздника «Теле-Каан» повязывают ленточки на сомо

    На каждую берёзку, по традиции, привязывают белую и красную тряпочку в виде ленточки. В туесок насыпают поджаренный ячмень или пшеницу, отруби, муку и сверху завязывают. Это пища для злых духов. Когда кто-нибудь в семье заболевает или что-то не ладится в быту, хозяйка дома до восхода солнца или после его захода, должна сбрызнуть сомо парным молоком. Очень важно, чтобы это молоко до этого никто не пил. Если такой ритуал не помогает, то следует брызгать на сомо аракой, водкой или вином. Это уж действует безотказно!

    Каждая берёзка посвящалась определённому божеству. Первая – Эй хану, вторая – Мурдук хану, третья – Темир хану (железному), четвёртая – Эркен хану, пятая – Парчи хану – самому высокому богу, находившемуся на пятнадцатом слое, где и Ульгень. Шестая берёзка была вдовья. Эта последняя берёзка всегда была расположена на небольшом расстоянии от остальных. Она ставилась тогда, когда в семье появлялся представитель другого рода, чаще всего – невестка. Синяя ленточка на этой берёзке и означала, что в семье есть человек из другой династии. К вдовьей берёзке для задабривания злых духов всегда привязан туесок с пищей. Невестке следовало окружить эту берёзку повышенной заботой, потому что судьба вдовы никого не радует…

    Для телеутов сомо – практически то же самое, что для православных людей – иконы. Только сомо подлежат периодической замене: старые берёзки сжигают или сплавляют по реке, а на их место ставят новые. Осуществлять эту ежегодную замену могли только мужчины.

    Сомо имеется у большинства телеутских семей и в наше время, но многие жители чаще всего уже не знают, что это такое, и соблюдают красивый обряд по традиции, не вникая в его историю.

    Тутмаш байрам

    Телеутский праздник «Тутмаш байрам» посвящён наступлению весны, пробуждению природы. Он называется так в честь национального блюда, приготовляемого из конины с тестом и залитого «шурпой» – бульоном, в котором варилось мясо. В этот день гостеприимно открыты двери во всех домах, и на каждом столе – главное угощение: сваренный по старинным национальным рецептам суп.

    Если вы задумаете приготовить национальное телеутское блюдо «тутмаш», то сделать это не так уж и сложно. Отварите отдельно конину, ливер и лепёшки из пельменного теста. Остудите всё и мелко нарежьте. Добавьте нарезанный, тоже мелко, репчатый лук, поперчите и залейте мясным бульоном! Приятного вам аппетита и праздничного настроения!

    Праздник «Тутмаш байрам» проводят в сельских домах культуры на территории Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области. Как правило, сюда съезжаются гости: радость пробуждения природы разделяют с тюркским народом представители всех национальностей, проживающих в Кузбассе.

    По традиции, в начале праздника князь с шаманом приносят главному всевышнему богу – Ульгеню – просьбы и дары. Просят, чтобы лето было хорошее, сенокос – обильным, стада откармливались на сочных лугах, а в семьях царили мир и благополучие.

    «Тутмаш байрам» – повод для молодёжи посостязаться в силе и ловкости, поиграть в национальные игры. Те же, кто постарше, отдают предпочтение песням.

    Похожим на «Тутмаш байрам» телеутским национальным праздником пробуждения природы, воспевания родного края является «Табыр». В старину в «Табыр» телеуты поднимались на определённое возвышенное место, которое считалось священным, в окрестностях селения. С помощью шамана они совершали жертвоприношение богам в виде белого барана или коня.

    В одном древнем телеутском предании сказано, что первым шаманом или, как ещё говорили в народе, камом, была женщина. Однажды Богдо-хан приказал стрелять в неё, чтобы проверить, насколько сильны её магические способности. Женщина-кам не только осталась жива и здорова, но даже стала камлать сильнее прежнего. А когда у неё родился ребёнок, от него и пошли все последующие телеутские камы…

    Пардакай

    Летний областной национальный телеутский праздник «Окончание посевной на новую луну» называется «Пардакай». По традиции, ежегодно в начале июня на берегу беловской речки Бачаты его организует управление культуры и кино администрации города Белово при поддержке департамента культуры и национальной политики Кемеровской области и Кемеровской региональной общественной организации «Ассоциация телеутского народа».

    В старину «Пардакай» отмечался как съезжий праздник деревни Телеут, расположенной в черте города Белово. Сегодня для участия в нём в этот микрорайон приглашаются представители телеутского этноса из Новокузнецка и Белово, а также из посёлков и деревень Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области. В состав делегаций входят творческие фольклорные коллективы, сборные команды спортсменов, активисты и члены общественных национальных объединений – всего более 250 человек. И немудрено: «Пардакай» – торжество особенное. Хоть и телеутское, но объединяющее самые разные национальности, проживающие в Кузбассе. Поэтому на «Пардакае», кроме телеутской речи звучит русская, татарская, армянская. Это придаёт особый колорит празднику, шагнувшему в день сегодняшний из глубокой старины.

    Согласно древней традиции «Пардакай» начинается с обряда. Его участники вкушают напиток из чаши, которую держит в руках шаман, тем самым получая благословение духов на проведение праздника. Есть и ещё одна незыблемая традиция. Именно на Пардакай обновляется и освящается хранящийся в каждой телеутской семье сондор (оберег – берёзка). Повязать на неё, священное для телеутов дерево, ленточку в день Пардакая – значит защитить себя от всех бед и несчастий.

    Цели организаторов праздничного действа многогранны: возрождение традиций и обычаев телеутского народа, сохранение национальных видов спорта, пропаганда здорового образа жизни и духовно-нравственное воспитание молодёжи. Именно поэтому во время «Пардакая» проходят спортивные соревнования и национальные игры, конкурсы, выставки. Наряду с широко известными состязаниями по футболу и волейболу между командами молодёжи и ветеранами, поднятием гири и беговой эстафетой в спортивную часть праздника включают игры и состязания по телеутским видам спорта: борьба куреш, стрельба из лука, «тебек», перетягивание палки, кидание камня.

    Молодёжь играет в национальную игру «оионок». Она начинается с распределения роли водящего и игроков. Водящий садится в центр круга с завязанными глазами, а игроки по очереди задевают его. Смысл этой игры заключается в том, что водящий должен узнать человека, который его задел.

    Этнический праздник невозможно представить без конкурсов. Жюри выявляет лучших в декоративно-прикладном творчестве, оформлении юрты, приготовлении национальных блюд («Табак курсагы»), плетении кос («Тяраш кыс»), инсценировке старинных преданий, исполнении песен на национальном языке о родном крае («Тулган мен терим»).

    Представители телеутов среди участников Фестиваля национальных культур

    в селе Малая Салаирка Гурьевского района Кемеровской области. 2012 год

    …Искренние улыбки, звуки бубна, таинственное звучание древних легенд, пение национальных песен, котёл с ароматным мясом над костром, воздушные шары и парящие в небе разноцветные змеи – это и есть «Пардакай»!

    Праздничное настроение создают танцевальные и концертные номера художественной самодеятельности, инсценировки национальных сказок, преданий и обрядов. Участниками концертной программы становятся творческие силы клуба «Телеут»: образцовый хореографический коллектив «Кунучек», группы «Весёлые нотки», «Аяс», «Пацаны». С удовольствием присоединяются к шоу и гости праздника – вокальная группа «Рябинушка» из села Беково и ансамбль «Телекей» из деревни Шанда.

    По результатам конкурсов и спортивных состязаний всем победителям вручаются специальные дипломы, подарки, переходящие кубки и денежные премии. Но это не главное. По словам старожилов, предназначение этого поистине семейного торжества в том, чтобы коренные народы смогли встретиться друг с другом и передать культурные традиции своим детям.

    Теле-Каан

    «Теле-Каан» – областной телеутский национальный праздник единства. Он достаточно молод по сравнению с другими праздниками. Отмечается в начале июля в деревне Шанда Гурьевского района Кемеровской области.

    Впервые «Теле-Каан» состоялся 12 июля 2020 года и был посвящён завершению второго Международного десятилетия коренных народов мира.

    Семьи телеутов на областном национальном празднике «Теле-Каан»

    Коллективное торжество открыл традиционный обряд поклонения огню: старейшина деревни кропила огонь и всех собравшихся молоком, а затем присутствующие троекратно обошли по кругу ритуальный костёр.

    Очень зрелищны спортивные состязания по национальным видам спорта телеутского народа. Некоторые из этих коллективных телеутских игр находятся на грани утраты, поэтому так важно, особенно – для молодого поколения, восстанавливать, фиксировать и закреплять не только на бумаге, но и на практике, во время всенародного праздника, богатые традиции и обычаи предков.

    В этом смысле обращает на себя внимание национальная телеутская игра «тебек». Название ей было дано по главному игровому атрибуту: «тебек» – это круглый обрезок длинноворсового меха диаметром около 8 см с прикреплённым к нему кусочком свинца. Лоскуток меха отрезался от овчинной или другой шкурки, обладающей длинным ворсом; свинец крепился в его центр. Получалось нечто похожее на воланчик для игры в бадминтон: при подбрасывании ногой длинный ворс придавал «тебек» свойство парить в воздухе. Нынешнее поколение телеутов заменяет мех натуральной кожей, а свинец – мелкими камешками или песком. Поэтому «тебек» сегодня – это специальный мешочек, наполненный разными по размеру частицами твёрдых и плотных горных пород.

    Но если время внесло изменения в главный атрибут игры «тебек», то её правила остались неизменны: каждый игрок по очереди набивает внутренней поверхностью стопы «тебек», считая удары – очки. Если «тебек» падает на землю, в игру вступает следующий игрок и т. д. Победителем считается тот, кто больше всех набил ударов и заработал максимальное количество очков.

    По подсчётам, более 500 человек стали участниками первого «Теле-Каана».

    Пайрам

    Национальный телеутский праздник «Пайрам» отмечается в июле в деревне Шанда Гурьевского района Кемеровской области при поддержке департамента культуры и национальной политики.

    Уже много лет гостеприимная шандинская земля встречает своих гостей на летнем празднике «Пайрам» у священной горы Тялбак-туу, чем продолжает традиции, заложенные предками телеутского народа.

    В «Пайрам» включены конкурсы национальных блюд, танца, частушек, а также спортивные состязания.

    В праздничном концерте, завершающемся ярким праздничным салютом, принимают участие творческие народные ансамбли Гурьевского и Беловского района: «Телекей», «Айас», «Кунучек», «Солоны» и «Рябинушки».

    Телеутки в праздничных национальных костюмах

    День Томи

    В последний день июля отмечают языческий праздник тюльберов и телеутов – День Томи.

    История его уходит далеко вглубь столетий, когда на широких просторах Кузнецкого края находились поселения тюльберов, калмыков, телеутов. В то время в жизни коренных народов, особенно – занимающихся хлебопашеством, огромную роль играла природа. Река Томь считалась кормилицей народа, поэтому ей поклонялись, ей приносили жертвы. Было важно, чтобы по весне она не выходила из берегов, а летом была полноводной и богатой рыбой. Именно поэтому специально для реки-кормилицы в конце июля устраивали праздник. Точную дату его проведения установить, к сожалению, не удалось.

    В наше время традиции коренных народов возрождаются, и важную роль в этом играют культурные учреждения. Так, в экомузее-заповеднике «Тюльберский городок» Кемеровского района устраивают телеутский праздник – День Томи.

    По словам научного сотрудника этого учреждения Владислава Терентьева, «проведение языческих праздников и в наши дни важно. Поскольку главная функция экомузея – связать прошлое с настоящим и транслировать это в будущее».

    Сегодня языческий праздник День Томи отмечают вместе со светским – Днём Военно-морского флота. Торжества начинаются с традиционного костюмированного представления и поднятия морского флага. Шаман с бубном исполняет ритуальный танец вокруг костра, а тюльберский князь бороздит реку на фрегате «Ермак».

    Во время Дня Томи поют обрядовые песни, танцуют на берегу, катаются по реке на лодках и катерах, участвуют в состязаниях по ловле рыбы, «задабривают» реку, разбрасывая в воде кусочки хлеба.

    Завершает народные гулянья выступление ансамблей танца, с удовольствием демонстрирующих своё мастерство. Частые гости праздника – ансамбль «Казачья тройка» и национальный татарский танцевальный коллектив «Дуслык».

    Слово «тёль», от которого происходит название народности «телеуты», в переводе означает «семя». Оно словно через века доносит мысль о том, что для этого народа огромное значение имела семья, род, предки, коллективное действо, «хоровое» сознание. А национальные праздники как ничто другое помогают телеутам возвратиться к своему «семени», почувствовать своё национальное «я» и передать традиции потомкам.

    Читайте так же:  Денежные ритуалы на хэллоуин