Традиции поминок у татар

Поминки у мусульман: на какой день после смерти проходят у татар

Поминки у мусульман – это религиозное мероприятие в исламе, направленной на отдание памяти покойному. Традиции траурного мероприятия у представителей религий часто отличаются друг от друга. К проведению обряда относятся по-разному в зависимости от укладов, сохранившихся в определенных местностях.

На какой день после смерти мусульмане делают поминки

Первая траурная трапеза у мусульман проводится в день похорон. Душа покойного находится на земле и будет страдать, если родные не проявят к ней уважения. За столом не следует произносить речи, пища вкушается молча. Мужчинам принято сидеть отдельно от женщин, дети на поминках не присутствуют. Правила устанавливает Коран, отсчет следующей даты скорботного мероприятия идет со дня смерти.

В каждом регионе, где проживают мусульмане существуют особенности проведения траурных обедов.

В Азербайджане, Киргизии на трапезах требуется накормить гостей, пришедших на похороны и поминки. Режут скот (баранов, овец), разбивают шатры для собравшихся почтить память усопшего. В этих местностях людей не принято приглашать, те, кто действительно помнят об умершем приходят сами.

Поминки у татар проходят скромнее. Весь обряд мусульман данного региона сосредоточен на молитвах. В конце приема пищи проходит раздача подарков «хаер» — жертвуют суммы от 50 до 100 рублей. Уходящим с поминок собирают угощения со стола, чтобы те помолились за душу умершего. Считается, чем больше людей прочитает молитву за покойного татарина, тем больше шансов у него попасть в Рай.

Траурные обеды зачастую делают в кафетериях или ресторанах.

Следующие поминальные дни у мусульман после похорон – 7 и 40 сутки со дня смерти. Мероприятия проводятся по аналогии с первым днем. Следует раздать милостыню, как напоминание об умершем.

На 7 день разрешено посещение кладбища даже женщинам, ведь их присутствие на похоронах строго запрещено. В некоторых регионах, где исповедуют ислам, на столе ставят дополнительный прибор и стул в знак присутствия усопшего на поминках.

В траурные дни приглашают муллу для чтений Корана. Устраивают обеды, с обязательным наличием на столах сладостей.

При организации трапез у мусульман на годовщину существуют особые традиции. Приглашаются родственники, соседи и знакомые. Еда на столе должна быть скромная. Через год после смерти в доме, где был покойный снимается траур.

Чтобы соблюсти все учения Корана следует обратиться в местную мечеть, где дадут советы по проведению поминок.

Правила по Корану

Основные правила траурного мероприятия у мусульман:

  • в Исламе различные застолья с разнообразием блюд запрещены. Поминки следует проводить скромно;
  • трапеза не должна отвлекать от чувства скорби;
  • мероприятие не должно приводить к большим затратам, вызывать финансовые затруднения;
  • первые три дня в доме покойного мусульманина не следует принимать пищу, все время нужно проводить в молитвах и воспоминаниях об умершем;
  • все пришедшие на похороны выражают соболезнование родственникам усопшего;
  • требуется пригласить имама для чтений Корана;
  • за приемом пищи не разговаривают;
  • поминки на деньги умершего не проводятся;
  • на траурном обеде у мусульман не принято плакать. Смерть означает волю Аллаха. Согласно учениям пророка, слезы приводят к мучениям покойного;
  • одежда на присутствующих только белого цвета, на женщинах надеты длинные до щиколоток юбки, на голове платок, у мужчин – тюбетейка;
  • во время трапезы после каждой смены блюд гости читают молитву;
  • каждый пришедший на поминки получает из рук хозяев небольшой подарок — чай, сладости, деньги;
  • прием алкоголя за столом строго запрещен;
  • Согласно писаниям Корана, покойного необходимо похоронить на кладбище, находящимся ближе к дому. Душа усопшего мусульманина не сможет найти упокоения, пока тело не предано земле. Кремация у представителей религии под запретом, она схожа с огнем в аду. Умершего собирают к погребению, омывают его тело, накрывают белым полотном – саваном. К процедуре омовения допускаются только самые близкие люди, родственники, имеющие большой авторитет. Покойника не разрешено оставлять одного, его оберегают от злых духов. После захоронения проводят поминки с близкими родственниками и гостями.

    У мусульман тело не принято класть в гроб для погребения.

    При опускании умершего в могилу, его голову следует наклонить в сторону солнца. Усопшего опускают в могилу вниз ногами, а при похоронах женщины мужчины не должны видеть ее савана. После опускания все присутствующие должны бросить по горсти земли, прочитать молитву.

    Примерное меню на поминки

    Еда на траурном столе не отличается от обычного обеда. Особенные правила мусульманских поминок – отсутствие в меню блюд из свинины, прием в пищу мяса этого животного запрещено Кораном, не разрешается пить алкоголь. По обычаю, подается суп с лапшой домашнего приготовления. На второе блюдо подается плов. В меню могут присутствовать обычные лепешки или приготовленные на тандыре.

    Если на поминках решено готовить мясо, выбирают только халяль, курицу, говядину, баранину. Могут подаваться блюда – гуляш, жареная курица, олма. Разрешены различные каши, рыбные блюда. На столе у мусульман обязательно присутствует халва с миндалем. Сладости символизируют сладкую жизнь после смерти. Из напитков пьют чай, сок, минеральную воду.

    Сколько длится траур

    Траур у мусульман по любому родственнику (мать, отец, дети) составляет не более трех дней. Для мужчин скорбь ограничивается лишь ношением головного убора во время проведения похорон и поминок.

    Что касается женщин, то сроки для них различны:

  • после смерти мужа должны соблюдать траур 4 месяца и 10 дней — срок, в течение которого начинает шевелиться ребенок, если он был зачат до смерти супруга;
  • в течение данного периода запрещено выходить замуж.
  • Вещи, которые находятся у мусульман под запретом для женщины при трауре:

    • окрашивание глаз сурьмой, нельзя украшать себя и делать привлекательной;
    • носить какие-либо украшения — золото, серебро, драгоценные камни, кольца;
    • использовать духи и различные благовония. Масла, содержащие ароматические экстракты в период поминок у мусульман находятся под запретом, разрешено наносить только масла, которые не содержат ароматизаторов;
    • женщина может украшать свое жилище, расчесывать свои волосы, стричь ногти;
    • во время траура жена должна жить в семье покойного мужа;
    • наследники умершего не могут выгнать вдову из родительского дома в течение этого времени;
    • женщина может выходить из жилища только в дневное время, ночевать она должна в комнате мужа.
    • Зачем следует соблюдать траур во время поминок:

    • следование учениям Аллаха;
    • выражение почтения родственникам покойного мусульманина и самому умершему;
    • охрана женщины от различных предложений от других мужчин;
    • пребывание вдовы в доме супруга защищает ее от притязаний родственников усопшего, связанных с разделом наследства;
    • привыкание к жизни без супруга.
    • Есть ли специальные поминальные дни у мусульман

      Основное правило мусульманских поминок является то, что согласно учениям Корана, пятница считается священным днем. На траурные обеды верующие пекут маленькие пирожки с картофелем и мясом. Считается, что аромат вкусной еды поможет умершему обрести покой. На трапезе необходимо чтение молитв, приглашают мула или читает хозяйка дома.

      Второй особенностью проведения ритуала у мусульман считается поминовение усопшего на 51 день после смерти. Согласно учениям, душа заканчивает все тяжелые испытания, происходит отделение тела от костей, покойного мучают сильные боли. Чтобы облегчить страдания, родным полагается придерживаться следующих правил:

    • на 51 день в дом приходят только приглашенные, блюда и напитки на поминках должны быть качественные, дорогие;
    • молитву читают только гости того же пола, что был покойный;
    • принято вспоминать умершего и всех ранее упокоенных.
    • Как помянуть мусульманина христианину

      Что касается поминовения мусульман христианами, то в православной церкви провести такой обряд невозможно, но личная молитва дома не запрещается. Церковь разрешает зажечь свечу, произнести доброе слово в память о покойном, сделать добрые дела, раздать милостыню.

      Многие люди считают, что проведение поминок по правилам — сложная и часто невыполнимая процедура: далеко живущие родственники, неотложные дела, отсутствие возможности похоронить на определенном кладбище. Вне зависимости от происходящих событий, трудностей, которые возникают – поминки — обязательный обряд у мусульман для сохранения светлой памяти о близком и любимом человеке.

      В последний путь по-татарски

      Христианину еще и сейчас не просто попасть на поминальный обед к татарам. На днях отмечали сороковой день смерти имама-хатыба Закабанной мечети Исхака хазрата Лотфуллина, с которым мы много лет сотрудничали. И я была приглашена его вдовой Галией на поминки.

      У мусульман похоронно-поминальный обряд – это интимный, закрытый от постороннего глаза процесс. Даже муж не имеет права взглянуть на умершую жену, подойти к ней до тех пор, пока женщины не обмоют и не уберут покойную в саван. Обмывают усопшую опять же только женщины, но и они не должны видеть наготу покойницы, поэтому над умершей четыре женщины (иногда две) держат покрывало. А несут на кладбище и хоронят только мужчины. Вот так все строго.

      Поминки на сороковой день у мусульман гораздо значимее, чем на третий, седьмой день, через полгода и год. Знаменитый исследователь культуры и быта казанских татар этнограф Карл Фукс сообщает, что поминовения и раздачи милостыни продолжаются шесть недель: «К богатым покойникам мулла несколько раз в день ходит на могилу и читает назначенные для этого суры из Алкорана». Сороковым днем и заканчиваются эти скорбные шесть недель. В былые времена, отмечая сороковой день, совершали жертвоприношения, забивали барана, курицу и добывали к столу рыбу. А татары-мишары забивали («пускали кровь») телку. Вот как этот обряд описан доктором исторических наук, профессором Казанского госуниверситета Уразмановой: «Перед началом поминального обеда несколько человек шли на кладбище и приглашали умершего словами: «Идем с нами, проводим твой праздник». За столом оставляли место, ставили тарелку, стакан, клали ложку, повернув ее черенком в обратную сторону. Завершив обед, «провожали покойника». Обряд назывался «проводы костей»: с «места покойника» брали еду, водку, собирали все кости со стола (их нельзя было ни ломать, ни грызть), пищу клали на столб забора, водку выливали под столб, кости закапывали, приговаривая: «Простите, не причиняйте вреда». Вернувшись в дом, сообщали: «Проводили его». Все присутствующие говорили: «Пусть земля будет легкой». Затем приступали к раздаче вещей покойного».

      Сегодня все уже не так. Во всяком случае, «проводы костей» теперь редко где встретишь.

      В столовой при Закабанной мечети, где проходил поминальный обед по Исхаку хазрату, к приходу самых близких родных, друзей и соратников покойного уже были накрыты столы. На них – большие блюда с салатами, закусками из копченой конины и конской же колбасы, большими кусками нарезанная отварная курица. Все мясное, разумеется, – халяль, когда животное забивают с молитвой, согласно шариату. На столе много фруктов и сладостей: сладкие пироги, конфеты, сдобное печенье. Каждый пришедший что-то несет для стола – фрукты, мед, варенье, конфеты. Традиция приносить пищу с собой – отзвук советских атеистических времен – это часть тех самых значительных изменений в поминальном обряде. Раньше пришедших помянуть покойного обносили традиционными блюдами: лапшой на мясном бульоне, отварным картофелем с куском жирной говядины и чаем со сладкими пирогами – только после того, как мулла прочтет намаз.

      Молитву мулла завершает «посвящением», в котором наряду с Пророком и святыми упоминаются имя покойного, а также имена всех умерших родственников. Звуки намаза производят магическое действие на собравшихся: все затихают, опустив взор и положив руки на колени. Пришедшие помянуть покойного молятся и просят Аллаха, чтобы душа, которая на сороковой день покидает тело, попала в рай. Мулла читает молитву. И его скорбный и строгий голос уже невозможно слушать без слез. Но Коран запрещает мусульманину плакать по покойному, ибо считается, что тот в это время мучается. Однако у многих по щекам все равно текут слезы.

      После молитвы принято раздавать садака. У этого слова много значений. Прежде всего – это подаяние, но в данном конкретном случае это, как сказали бы русские, «поминок». Женщинам раздали небольшие махровые полотенца. Мужчинам – то же самое, но размером побольше. Мне тоже дали вначале небольшое полотенце для рук, потом 10 рублей и еще 10 рублей дала сестра покойного. Садака раздают члены семьи покойного и близкие родственники – братья и сестры. Сестра Исхака хазрата сидела недалеко от меня, и я видела пачку десяти- и сторублевок, которые она быстро раздала, пуская деньги по женским рядам.

      Затем, расстелив полотенца на колени, собравшиеся приступили к закускам и салатам, после которых подают жирные горячие блюда: картофельный суп с куском говядины, потом просто отварной картофель с той же говядиной и плов. Вторые блюда можно выбирать без принуждения. У татар принято, чтобы гости сами забирали с собой часть угощений в салфетку или в мешочек. При этом принято ничего не оставлять на столе. Отобедав, гости не расходятся – тот, кто желает, может сказать что-то хорошее о покойном, и только после этого поминки официально заканчиваются.

      Поминки у татар

      Особенности поминок у татар

      В исламе после похорон разрешено совершать поминки. Главное блюдо поминальной трапезы – это традиционные сладости, как правило, халву. Их употребляют как за столом, так и каждый четверг до «сороковин». Ещё одна отличительная особенность заключается в рассаживании представителей мужского и женского пола за разные столы. Спиртные напитки во время трапезы категорически запрещены.
      Первые три дня после смерти близкого человека в доме, где он жил нельзя готовить и кушать. На кырыгы приглашается большое количество родственников и друзей умершего, сама трапеза должна быть кратковременной. Поминки по мусульманским обычаям начинаются с произношения специальной молитвы, которая называется тэхлил эйтэлэр. Делают это абсолютно все и про себя. Затем тот, кто умеет читать аяты из Корана, обычно это мулла, посвящает усопшему несколько определенных глав. Хозяин дома после этого должен раздать всем присутствующим садака. Непосредственно сама поминальная трапеза начинается с общей молитвы – дога кылу. Первое блюдо за столом – суп-лапша, второе – мясо с картофелем, обязательно вареные. При чем мясной бульон раздаётся индивидуально каждому, а вот мясо в тарелках на 3-4 человека. Затем устраивают небольшое чаепитие, произносят молитвы в благодарность за приготовление трапезы.

      Поминальные обряды мусульман

      Мусульманские поминки отличаются большой скромностью. Родственники и знакомые приходят в первую очередь для совершения молитв, а не для приёма пищи, поэтому готовить в этот день не обязательно. Возле мечети приветствуется раздавать единоверцам милостыню.
      В некоторых отдельных поселениях существуют отдельные обряды. Например, после похорон сохраняют большой кусок ткани от саваны и тарелочку с солью. Все это прячется в укромное место и достается только в дни помина. Материю необходимо расстелить вместо скатерти. После годовщины смерти она отдается мулле. Если усопший прожил долгую и счастливую жизнь, то ткань разрывают на небольшие полоски и раздают гостям в знак пожелания им долголетия.

      Из нескольких предложенных вариантов вы сами сможет выбрать более подходящий, в каждом из них будут обязательно присутствовать бесплатно главные ритуальные блюда: кутья, блины и кисель. Имея огромный опыт, мы сможем не только подготовить поминальный обед в соответствии со всеми канонами, но и в значительной степени сберечь ваши деньги и время.

      Бесплатный трансфер до зала «Поминальная Трапеза»

      Ни для кого не секрет, что поминки требуют больших расходов и транспорт – эта одна из наиболее ощутимых затрат.
      Мы готовы поддержать вас в трагическую минуту жизни! Для вашего удобства мы предоставляем «бесплатный автобусный трансфер» — это одна из услуг для обратившихся к нам за помощью в организации поминального обеда. Нет необходимости переживать о том, как и на чем доехать от кладбища или крематория вам и всем тем, кто пришел разделить ваше горе. Мы предоставим удобное и надежное транспортное средство, доставим вас до зала «Поминальная трапеза» бесплатно.

      Доставка поминальных обедов

      Осуществляем бесплатную доставку поминальных обедов на дом, в офис, на предприятие.

      Как мы работаем:

      Вы выбираете вариант Поминального меню на нашем сайте

      Сообщаете нам по телефону: 8-921-918-18-19 или в форме обратной связи о времени и адресе доставки поминального обеда

      Производите предоплату, любым удобным для Вас способом

      И точно в назначенный срок мы привезем Ваш заказ

      Что входит в заказ поминального обеда?

      Выбранный Вами вариант Поминального меню ( все будет упаковано в одноразовые пищевые контейнеры)

      Комплект одноразовой посуды на заказанное количество персон (тарелки, вилки, ножи, два комплекта стаканчиков, салфетки, по желанию одноразовая скатерть)

      Особенности поминального стола у мусульман: приметы, обычаи, традиции, обязательные блюда

      У моего сына есть друг Рамиш, он по национальности азербайджанец. Мальчишки учатся в одном классе, вместе ходят в шахматную школу и на секцию дзюдо. Мы с родителями Рамиша по очереди забираем их по вечерам и из Дома детского творчества, и из спортивной школы. Поэтому, можно сказать, тоже уже дружим.

      Месяц с небольшим назад погиб в аварии член их семьи, младший брат Мурада – отца Рамиша. Он был еще очень молодой, не женатый и жил в их доме. Поэтому похороны, а потом и поминки устраивали именно Мурад и его жена Севда. Так я первый раз в жизни побывала на мусульманских поминках (в самих похоронах не участвовала, потому что по исламским канонам женщинам, а тем более иной веры, это запрещено).

      Горе у Векиловых случилось неожиданно, но я все-таки успела найти некоторую информацию о том, как обычно проводятся мусульманские поминки . Очень уж не хотелось попасть впросак из-за собственного неправильного поведения. Все-таки культуры у нас достаточно разные. И я не пожалела, что это сделала, иначе обязательно где-нибудь бы опростоволосилась. Например, могла бы заговорить за столом во время трапезы или еще что-нибудь не то совершить. А к сороковинам я уже прочитала достаточно много литературы о мусульманах и их отношении к смерти, о том, как проводят в последний путь и вспоминают покойных согласно Шариату.

      Как мусульмане поминают своих умерших

      Прежде всего я поняла, что мусульманские поминальные мероприятия во многом походят на наши, христианские. Ведь причина в обоих случаях одна и та же: смерть близкого. И чувство она вызывает и в мусульманине , и в том же христианине тоже одно – горе. К тому же обе религии одинаково трактуют уход человека. Обе утверждают, что жизнь души вечна, что после смерти душа отвечает перед Всевышним за земные деяния человека и т.д. Поэтому то, что делают живые во имя ушедших (в том числе и поминки ), у представителей ислама и христианства отличается не в принципе, а лишь по ряду обычаев.

      И действительно, не могу сказать, что исламский вариант поминовения показался мне очень экзотичным. Многое было таким же, как у нас. Вначале также читались молитвы (только мусульманские, конечно). В конце так же раздавали пришедшим поминальные дары (это были платочки и чай). Новым для меня было то, что женщины сидели отдельно от мужчин, а во время ритуальной еды все молчали. Заговорили о бедном погибшем Назире только после того, как встали из-за стола . Однако в общем и целом, мусульманские поминальные традиции имеют массу нюансов. Одни объясняются требованиями Шариата, другие вытекают из национальных обычаев. Из своих разговоров с Севдой и из разных книг я поняла, что в разных местах канон видоизменяют по-своему. Остаются лишь некоторые незыблемые правила , которые никто из мусульман не смеет нарушать.

      Все мусульмане обязательно поминают своих умерших

      на 3-й, 7-й, 40-й дни после кончины и через год. После этого посещать кладбище и вспоминать ушедшего молитвой и милостыней положено каждый год в день смерти и в некоторые исламские праздники (Рамазан-Байрам, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам и Навруз). При этом, как я поняла, ни Священный Коран, ни какие-либо хадисы не объясняют, почему поминают умерших именно в эти дни. Пророк Мухаммед, наоборот, говорил о том, что вспоминать своих мертвых, посещать их могилы хорошо буквально в любое время. Это сунна (путь, традиция). Видимо, конкретные сроки поминок были установлены согласно каким-то давним обычаям, а после Шариат их просто не стал объявлять грехом – харамом.

      При этом часто мусульмане даже увеличивают количество поминальных мероприятий. Например, во многих семьях принято после кончины близкого держать двери дома открытыми каждый четверг до 40-го дня. В этот день всех пришедших угощают чаем со сладостями. У некоторых народов есть правило «жечь четверговую свечу» в течение всего первого посмертного года. В начале 2000-х я бывала в Абхазии у знакомых и сама была участницей таких еженедельных четверговых встреч в соседском доме. Там зажигали свечу для души умершей тетушки хозяина семейства и накрывали для нее же стол . Этот обычай кормления покойного для абхазов очень важен. Огонь должен был гореть с заката до 12-ти часов ночи. За это время на чай и синий инжир (тетушка при жизни его сильно любила) успевали заглянуть практически все ближние соседки, а иногда и мужчины приходили.

      У некоторых правоверных (преимущественно у шиитов) особые поминки организуют и на 52-й день после смерти. Считается, что это – срок полного разложения тела, когда кости освобождаются от плоти. Этот процесс описывают как очень трудный и болезненный для покойника, поэтому умершего надо поддержать совместными молитвой и трапезой. Азербайджанцы тоже придерживаются подобного обычая. У них на 52-й день (как и на 1-й и 3-й) принято подавать на стол халву и другие сладости. И соседям, знакомым разносят ту же халву, завернутую в тонкий лаваш.

      Каковы же правила поминок по Шариату?

      1. Прежде всего, надо помнить, что по канону 3 дня в доме умершего вообще нельзя вкушать какую-либо пищу. Эта установка, вероятно, была связана с призывом как можно больше молиться об усопшем и думать о нем. Ведь именно благочестивыми воспоминаниями и молениями можно облегчить посмертную судьбу близкому. А заботы о том, как кого-то накормить, только отвлекают от духовного.
      2. В дом, где произошла смерть, семья должна позвать всех родственников. Те, в свою очередь, могут отказаться от участия в похоронах и поминках только в крайнем случае.
      3. Важным правилом считается выражение соболезнования членам семьи усопшего, этого требует Коран. Но дважды соболезновать по поводу одной и той же смерти нельзя.
      4. Обязательно в дом на поминки нужно постараться пригласить имама. Он скажет проповедь, даст нужные наставления.
      5. Не менее важным считается чтение Корана. Это может делать имам, а при его отсутствии – старший в семье мужчина. Вначале обычно читается сура «Ясин», которую иногда называют сердцем Корана. Она помогает при любых тяжелых обстоятельствах, облегчает сердца и преобразует трудности.
      6. Поминальнаятрапеза должна быть скромная. Блюда предпочтительны обычные, из тех, которые характерны для повседневного стола . Роскошные яства считаются харамом (грехом).
      7. Мужчины и женщины должны поминать покойного не только за разнымистолами , но и вообще в разных помещениях.
      8. За поминальной едой нельзя разговаривать.
      9. После поминок требуется вознести молитвы Всевышнему о душе умершего, вспомнитьушедшего человека добрыми словами.
      10. Помимо воздаяния словом и пищей, по канону следует во имя усопшего раздавать садаку (иди хаер) – милостыню. Раньше ей одаривали нищих и убогих, а часть средств и вещей полагались имаму и мечети. Теперь садакой наделяют по кругу всех, сидящих за столом , а также передают ее отсутствующим родственникам и соседям.
      11. Нельзя организовывать поминки на средства покойного или на заемные деньги.
      12. На поминках нельзя плакать, а тем более причитать или как-то еще сильно выражать горе. Ведь смерть для мусульманина – это проявление воли Аллаха и даже своего рода радость. Она позволяет правоверному вознестись ко Всевышнему.

      Как я уже говорила, Шариат Шариатом, однако везде существуют и национальные тонкости и обычаи организации поминок . Особенно сильно они проявляются у народов, в культуре которых ислам тесно переплелся с древними языческими верованиями. Это можно сказать, например, о некоторых этносах нашего Кавказа. Но даже в исконно мусульманских странах можно встретить всякие собственные особенности проводов души в Сады Аллаха.

      Вот в Турции, например, поминки пищей проводят только спустя 40 дней после смерти и еще в годины. В некоторых районах страны вместо годовщины отмечают полгода. Поминальная пища обычно бывает крайне скудной. Обязательным блюдом считается ореховая халва, и иногда кроме нее вообще ничего не подают. Но в турецких деревнях до сих пор правильным считается приготовить еще и плов. А вот в том же Азербайджане на поминки готовят столько всего, что недоеденные яства после приходится раздавать всем желающим. А сами поминальные дни изрядно разоряют семьи умерших, так что даже власти страны хотят законодательно запретить многолюдные и изобильные поминки .

      Поминальный стол

      в разных мусульманских странах (и даже в районах этих стран) редко бывает одинаковым. Но есть и блюда, считающиеся обязательными практически везде. Например, почти всегда на исламские поминки готовят различного рода сладости. Как говорят, для того, чтобы умершему было сладко жить у Всевышнего. Обычно с такого десерта и чая помины всегда и начинаются. В большинстве случаев подают горячее, в основном бульон с домашней лапшой (без картошки). Считается, что пар от такого супа помогает душе вознестись в Небеса.

      Все мясное, конечно, должно быть халяль, то есть разрешенным по канону. Оно делается из курицы, говядины, баранины, но ни в коем случае не из свинины. Мясные блюда обычно в разных местах варьируются. Это может быть долма, гуляш, жареные цыплята и так далее. Во многих местах на поминки готовится плов из мяса или с сухофруктами, сладкий. Не возбраняются и разные каши, блюда из рыбы и всяческих морепродуктов. Все это запивается водой с медом, соками, минеральной водой. Но, конечно, ни в коем случае не спиртным! Оно Шариатом категорически запрещено.

      Кстати, я узнала и о том, что нынче многие кафе и рестораны предлагают клиентам организацию мусульманских поминок со строгим следованием всем должным канонам. На такие мероприятия закупаются только те продукты, халяльность которых подтверждается специальными сертификатами. И готовят из них, как правило, повара мусульмане .

      Национальные обычаи

      организации поминок тоже неодинаковые. Например, в той же Турции женщины и мужчины собираются и все время остаются в разных помещениях. В Азербайджане они просто находятся за своими столами – мужским и женским. А в странах Средней Азии и женщины, и мужчины, и дети часто поминают все вместе. Для таких массовых мероприятиях даже во дворах многоквартирных домов предусмотрены особые строения в виде каменных периметров, над которыми легко натягивается тент. Там и собираются люди. Плов и тандырные лепешки для поминок можно приготовить здесь же в казанах и печи. Пока все это поспевает, из дома выносятся чай и халва, с которых и начинается трапеза. После угощения и молитвы все идут на кладбище.

      В Азербайджане всем участникам поминок необходимо омыть свои руки розовой водой. Считается, что эта процедура поможет душе покойного попасть в Рай. Еще этому способствует особое поминальное кушанье, которое подается в некоторых районах страны – сэмэни. Это пророщенные зерна пшеницы, символизирующие возрождение, бессмертие.

      Самые необычные для себя поминки я видела в Абхазии. Правда, только со стороны, сама на них не была. Я как раз гостила у своих знакомых, когда у их ближайших соседей умер сын. Так что все происходящее наблюдала непосредственно из беседки во дворе своих хозяев.

      Эти поминки , которые проводили на 3-й день после похорон, считаются у абхазов не слишком многолюдными. Вот на сороковины и годовщину собираются обычно от 250 до 500 человек. В тот раз я очень приблизительно насчитала порядка 95-ти. Говорили, что могло бы быть и больше, но там ситуация сложилась щекотливая. Тело парня привезли из российской зоны для уголовников, куда он попал из-за наркоты. А до того, как туда загреметь, он в Гудаутах (дело именно там происходило) со многими перессорился. Отсюда и так мало было людей, в основном близкие родственники и соседи (члены общины), немного друзей.

      Для поминальных столов мужчины сделали большой навес, который закрыли брезентом, сбили из досок сами столешницы и лавки. Мужчины же в огромных котлах варили мамалыгу на костре. Другие кострища разложили женщины – для приготовления вареной фасоли и харчо из курятины. А девушек приставили к изготовлению особой абхазской закуски из перетертого фундука. Кур для горячего приносили члены общества. С каждой семьи полагалось не менее 2-х тушек, а лучше больше. Еще полагалось брать с собой аджику, помидоры, фрукты, лаваши, зелень и домашний сыр. Так что стол собирался всем коллективом. Мне потом сказали, что на сороковины принято приводить жертвенных животных. Если умерла женщина, то овец и телок, а для мужчин баранов и бычков. Их закалывают и разделывают с особыми заклинаниями, а мясо готовят в общинных котлах.

      Я узнала, что в комнате, где стоял гроб с телом, накрыли отдельный стол для покойного, в основном всякими сладостями. Потом их в начале трапезы вынесли пришедшим. После этого можно было начинать поминать усопшего всей другой пищей. К моему удивлению, делали все это достаточно оживленно, даже весело. Если бы я не знала, что народ собрался по скорбному поводу, то решила бы, что это какой-то праздник. Вокруг навеса бегали и играли нарядные дети, явно флиртовали друг с другом юноши и девушки, судачили женщины и степенно беседовали мужчины. Люди общались вовсю и на разные темы. Поминки явно стали для них хорошим коллективным отдыхом.

      Возможно, это всеобщее оживление отчасти объяснялось и тем, что на абхазских поминках не возбраняется выпивка. Их мусульмане не слишком зацикливаются на запрете ислама употреблять спиртное. На столах стояло и сухое вино, и чача, хотя семья была именно правоверной. И за столами никто не молчал, и тосты тоже, насколько я могла видеть, говорились. Кстати, женщины также принимали участие в общей трапезе, правда не все. Большинство из них подавали еду, чистые бокалы и тарелки, уносили грязную и пустую посуду. После окончания мероприятия они дружно убрали все со столов и сели пить кофе, а мужчины разбрелись по округе, навещали знакомых.

      Молодежь же собралась на большом пустыре неподалеку и организовала национальные танцы. Между прочим, как я после выяснила, во всех этих развлекательных моментах на абхазских поминках не было ничего неуважительного по отношению к покойному или его семье. Просто у абхазов состязания в танцах, скачках, джигитовке и прочем в честь ушедших – это древний обычай. На славянских тризнах ведь тоже не плакали, а провожали душу умершего с достойным весельем.

      Все увиденное, услышанное, прочитанное и обдуманное говорит мне об одном: мы не так уж и отличаемся друг от друга. Наши обычаи и верования доказывают скорее то, что люди очень похожи, какую бы религию они не исповедовали. Особенно заметным это общее становится в их трагические моменты. Вот и поминки правоверных (даже если иметь в виду правила Шариата) практически ничем, кроме незначительных разночтений, не отличаются от христианских, организованных по церковным канонам. Кстати, и уход от строгой религиозной нормы и у тех, и у других ведет к одинаковым излишествам и неприятным моментам.

      tatarkam

      Тенгрианство-прошлое и будущее татар-тюрков

      Поминальный обряд юртовских татар

      автор
      кандидат исторических наук Нейля Руслановна Азизова

      Поминки у юртовских татар являются продолжением проводов и похорон умершего и составляют вместе с ними и другими обрядовыми действиями единый комплекс погребально-поминальной обрядности.
      По исламской традиции, поминки совершаются с целью «искупления грехов» покойного.
      Поминки посвящаются, в основном, одному умершему. Однако иногда они проводятся также и как семейные — с поминанием всех умерших родственников.

      Считается, что посредством поминок устанавливаются тесные связи между живущими и умершими людьми:
      живые обязаны устраивать жертво(даро)приношения в честь умерших, а последние, в свою очередь, должны проявлять неустанную заботу о благе живущих людей.

      Обязанность задабривать (располагать к себе душу) покойника посредством поминок возлагается на всех его родственников.
      Она исчезает только по прошествии года и проведения одних из наиболее важных поминок по умершему – годовщины с момента смерти. Очевидно, строгое исполнение траура по усопшему в течение года можно пытаться объяснять существовавшими ранее представлениями о том, что душа умершего человека окончательно покидает мир живых людей только по истечении года после его смерти.

      Наиболее распространенным у юртовских татар, по моим наблюдениям, мировоззренческим мотивом традиции поминания усопших является их вера в то, что душа умершего человека радуется и успокаивается после устраиваемых по нему поминок.

      «В эти дни, — считает Закия Мухаметгалиевна Ижбирдиева, — душа покойного ходит по земле и находится рядом с родными, наблюдая, как ее поминают. Сам умерший, если не поминать его, будет мучиться, переживать о том, что родные его забыли» [ПМА, 2001].

      У юртовских татар поминки положено устраивать на 3-й (очесе), 7-й (жидесе), 40-й (кырыгы), 51-й (илле бер) и сотый день после смерти человека.

      Поминки отмечают у них также по прошествии шести (полгода) (яртэ ел) и двенадцати (года, ел) месяцев после наступления смерти.

      В селе Килинчи поминки по умершему человеку, кроме указанных выше сроков, отводят также и на 36-й (утэз алтэ) день после смерти.

      Что касается поминок сотого дня, то, по мнению ученых-историков, среди которых Р.К. Уразманова, юртовцы начали их отмечать с 1960-х годов под влиянием живущих в их среде казахов [Уразманова, 1992: 103-104]. Однако данная традиция может, на наш взгляд, являться изначально присущей юртовцам, поскольку проведение поминок сотого дня характерно и для карагашей, а также для других групп татар, в частности, сибирских [Томилов, Шаргородский, 1990: 129].

      Однако еще столетие назад карагаши, кроме перечисленных дней поминок, отмечали в 19 веке поминки 20-ого дня [Мошков, 1894: 61].

      У других мусульманских и поволжских народов сроки поминок отчасти совпадают со сроками поминок юртовских татар, отчасти различны с ними.
      Так, например,
      у калмыков поминки отводятся трижды: в день похорон, на 7-й и 49-й дни [Гучинова, 1989: 144],

      у кряшен – в 3-й, 9-й, 40-й дни, в полгода и год [Татары…, 2001: 367],

      у курдакско-саргатских татар — в день похорон, после возвращения с кладбища [Белич, Богомолов, 1991: 175].

      В селе Три Протока информанты сообщили нам сведения, согласно которым родственники умершего должны оставлять от материи, использованной для изготовления савана, один кусок ткани с тем, чтобы сохранить его вместе с маленьким блюдцем, наполненным солью, в укромном месте дома (например, в шкафу) до годичных поминок.

      В течение года каждые поминки (3, 7, 40 дней) этот кусок ткани должен заменять скатерть, расстилаемую на стол для угощения гостей. На всех поминках на середину стола обязательно выставляют блюдце с солью.

      После окончания поминок и прочтения молитвы скатерть вместе с блюдцем убирают обратно в шкаф. После проведения годичных поминок так называемый поминальный набор – скатерть и блюдце с солью — отдается мулле или человеку, читавшему в течение всего этого срока молитвы. В качестве дара к нему родственники умершего прилагают дополнительно также некоторое количество муки.

      По материалам Р.К. Уразмановой, в случае отведения поминок по человеку, умершему в преклонном возрасте, кусок такой ткани (скатерти) разрывали на маленькие ленточки и раздавали их всем присутствующим с пожеланием того, чтобы каждый дожил до его лет [Уразманова, 1992: 98].

      С этим же пожеланием такие ленточки могли привязывать к ручке маленького ребенка [Там же]. В некоторых группах сибирских татар, в частности, курдакско-саргатских, аналогичные повязки носили до тех пор, пока они не рвались сами [Белич, Богомолов, 1991: 167]. В настоящее время нашими исследованиями бытования подобной традиции у юртовских татар не зафиксировано.

      В то же время, обычай одаривания ленточками из поминальной «скатерти», по нашему мнению, можно сравнить с одариванием (в качестве садака) участников проводов и похорон умершего нитками (жеп), используемыми при шитье савана [ПМА, 2002].

      Примечательно, что аналоги данного ритуала (с нитями либо лентами) можно встретить и в культуре других народов. Так, известно, что башкиры обматывали «нитками умершего» часть ноги у колена и около стопы – на 10 или 30 раз [Фатыхова, 1994: 96]. Обычай раздавать нитки во время выноса покойного из дома бытовал, в частности, у удмуртов и крещенных татар [Христолюбова, 1978: 77; Матвеев, 1899: 11].

      У марийцев мотками ниток закрывали глаза, уши и рот покойника, желая тем самым оградиться от него.

      Размещение ниток вместе с покойником связывается некоторыми исследователями с представлениями о «жизненных нитях», даваемых человеку при рождении и соединяющих его с другими мирами, раздача же ниток живым людям символизирует собой пожелание их долголетия [Федянович, 1997: 128; Попов, 1985: 162-164].

      Обычно на поминки третьего дня у юртовских татар для прочтения молитв приглашается мулла; если таковой не находится – пожилые мужчина или женщина (абыстай), которые могут прочесть молитвы из Корана.
      По исламской традиции, родственники умершего в течение трех дней после его похорон, должны кормить нищих [Хисматуллин, Крюкова, 1997: 103].
      В «третий день» на поминки у юртовских татар собирается небольшое количество гостей — до пяти-десяти, причем среди приглашенных обязательно должны присутствовать кто-либо из «ночных дежурных», копальщиков и обмывальщиков. Обязательно должны присутствовать все самые близкие родственники умершего. Тем, кто участвовал в обмывании покойника, дарят в этот день вещи (рубашки — мужчинам, отрезы на платье – женщинам), носильщику воды отдают (новый) ковш (аяк), задействованный при обмывании [Уразманова, 1992: 103].
      Обязательным поминальным блюдом 3-его дня являются пельмени (пельмэн) с бульоном (шурпа).

      Характерный для некоторых других групп татар обычай кормления души умершего [Томилов, Шаргородский, 1990: 128] у юртовцев не практикуется.
      На 7-й день поминок у юртовцев также принято раздаривать различные вещи (у казанских татар, для сравнения, раздача-раздаривание вещей происходит не на 7-й день, а на 40-й день, см.: Уразманова, 1984: 122). В этот день приглашают в гости кого-либо из участников похорон. Копальщикам и обмывальщикам вновь вручают рубашки и деньги (по 10-15 рублей). Юртовские татары считают, что именно в 7-й день хозяйка может сменить ту одежду, в которой она ходила в течение недели, на новую (другую).

      По представлениям всех астраханских татар, в том числе, юртовцев, души умерших могут посещать свой дом ежедневно в течение всего года.

      С утверждением мусульманства всеобщим поминальным днем повсеместно стала считаться пятница. Исполнением этого правила объясняется то, что каждый четверг в течение года женщины (в домах, где длится годичный траур) с раннего утра готовят тесто для выпечки ритуальных пышек – баурсак или кайнары, пэрэмэч (с мясной или картофельной начинкой). Их жарят на раскаленной сковороде на растительном масле так, чтобы «чувствовался запах», необходимый, по мнению многих мусульман, для успокоения души умершего.

      Иногда в дом в этот день для прочтения молитвы по усопшему приглашаются мулла или пожилая женщина, которых затем обязательно угощают чаем с пышками.

      Знающая молитвы из Корана хозяйка может сама читать их по пятницам, не прибегая к помощи муллы.

      Подобные церемонии с чаепитием находят параллели в традициях других групп татар, а также карачаевцев, ногайцев, некоторых среднеазиатских народов [Калмыков, Керейтов, Сикалиев, 1988: 174; Томилов, Шаргородский, 1991: 128
      Особенно важное значение юртовцами придается поминкам, устраиваемым на сороковой и пятьдесят первый (илле бер) день после смерти человека.

      По свидетельствам наших информантов, 51-й (поминальный) день является самым мучительным днем для умершего человека, поскольку в этот день у него происходит «отделение друг от друга всех костей…».

      Старики считают, что в этот день на кладбище раздаются громкие стоны покойников. Для облегчения мук умерших родственники должны прочесть три-четыре (конкретные) молитвы [ПМА, 2002].

      На эти поминки приходят только приглашенные люди.

      В эти поминальные дни проводятся большие праздничные застолья, причем для мужчин и женщин раздельно; среди приглашенных, как правило, много людей пожилого возраста. Для присутствующих женщин молитву читает женщина – мулла-бикэ, для мужчин — мужчина, чаще, мулла.

      Чтение молитв из Корана завершается упоминанием имени умершего, нередко — всех умерших в конкретной семье родственников. Продолжительность чтения молитв в эти поминальные дни (40-й и 51-й), по нашим наблюдениям, длится около 30-40 минут. На таких поминках хозяйка раздает деньги (садака) всем присутствующим (начиная с муллы), обычно каждому из гостей – по два и более рубля. После завершения ритуала начинается собственно угощение.

      По нашим наблюдениям, стол для проведения поминок хозяйка накрывает заранее, до прихода гостей.

      На столе обязательно должны стоять новые тарелки и ложки.

      Присутствие ножей и вилок исключается.

      Обязательным (как правило, первым) блюдом, которое выставляется на стол, является суп-лапша с мясом говядины или баранины. Его подают, передавая наполненные тарелки по одной.

      По замечанию информантки Фариды Сулеймановны Тугушевой, по две тарелки подавать не принято, так как это может накликать еще одну смерть.

      Завершается угощение чаепитием. За мужским столом первыми угощаются старики, затем молодые мужчины; если стол был накрыт один — женщины и дети угощаются последними (после всех). Остатки угощения хозяева стараются раздать среди приглашенных гостей. Вообще стоит отметить, что обычай вручать фактически каждому из присутствующих на поминках пакет с угощениями (с поминального стола) становится все более распространенным.
      В годовщину смерти (ел кон) приглашаются все родственники умершего, его знакомые и соседи.

      Обмывальщиков в этот день вновь одаривают платьем и деньгами (садака), а также новыми тарелками, заполненными пловом, и ложками.

      Эти поминки проходят относительно скромно, так как символизируют собой окончание траура. В течение всего годичного срока траура родственники не могут веселиться, вступать в брак и др. Однако на сегодняшний день и сельская, и городская молодежь (юртовцы) не соблюдает строго правил траура.

      Траурной одежды у юртовских татар не существует, ношение таковой они не практиковали и в прошлом.

      Проведенные мной в юртовских селах Астраханской области полевые этнографические исследования (в 1998-2003 гг.) позволяют считать, что похоронно-поминальная обрядность юртовских татар являет собой весьма устойчивый механизм воспроизводства не только относящих к конкретной сфере знаний, культовых ритуалов и производственных навыков (шитье савана, копание могил, изготовление погребального оборудования и пр.), но и собственно ее этнической специфики (в том числе, самосознания).

      кандидат исторических наук
      Азизова Нейля Руслановна

      Мусульманские поминки

      Похоронные традиции разных народов и религий сильно разнятся. Различия касаются не только самих похорон, но и поминовения умерших. Так, у православных принято устраивать поминальную трапезу на третий, девятый и сороковой день после кончины человека. Поминки у мусульман – сложная и спорная тема. Хотя мусульманские поминки прямо не запрещены Шариатом, отношение к ним в традиционном исламе иное, нежели у православных.

      Мнения духовных лиц конфессии здесь расходятся. Отношение к поминкам в Исламе и практика поминовения умершего человека по-разному решаются у разных мусульманских народов. Это вопрос не столько религии, сколько местных традиций, обычаев и укладов.

      Общие принципы поминовения в Исламе

    • Застолья в Исламе должны устраиваться по поводу радостных событий, но не горестных. Поэтому поминальная трапеза должна быть скромной.
    • Поминальный обед мусульман не должен отвлекать от скорби в первые дни после кончины и напоминать о ней спустя сорок дней.
    • Мусульманские поминки не должны финансово обременять семью усопшего и вынуждать их к излишним тратам.
    • Дни поминок у мусульман

      Исламские традиции не устанавливают конкретные дни поминок у мусульман. У многих мусульманских народов есть традиция проводить поминки на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Некоторые религиозные авторитеты критикуют подобный обычай, указывая, что он заимствован у соседей-христиан. Несмотря на критику, эти даты поминовения у мусульман распространены. Также есть практика проводить поминальную трапезу в день смерти и спустя год. Однако однозначного ответа на вопрос, на какой день проходят поминки у мусульман, не существует.

      Поминки у мусульман: традиции

      У мусульманских поминок есть ряд важных особенностей. Терпение – это одна из важнейших добродетелей ислама, а потому традиции запрещают причитать по умершему, громко и публично его оплакивать. Поминки у мусульман проходят в тишине и спокойствии, без лишних разговоров.

      Среди мусульманских общин принято собираться для чтения Корана, и поминки не исключение. Поэтому на них принято приглашать муллу для чтения молитв. Ислам утверждает, что для любого верующего необходимо помнить о смерти, а наставления духовного лица помогут правильно воспринять уход близкого человека.

      По сей день в традиционных семьях есть обычай проводить раздельные мусульманские поминки для мужчин и женщин. В не столь консервативных общинах ограничиваются отдельными столами или размещением на разных концах стола.

      Многие духовные лица отмечают, что подготовка к трапезе может быть финансово затратной и отвлечь семью умершего от скорби. Поэтому многие духовные лица наставляют друзей скорбящей семьи брать заботы по организации мусульманских поминок на себя.

      Поминки у мусульман часто сопряжены с раздачей милости (хаир). Нередко мусульманам советуют не тратиться на пышные поминки, а совершить благое дело, накормив и одев нуждающихся. Дары могут быть разными, обычно для хаира используются чай, платки, деньги (фиксированной суммы нет).

      Где проводить поминки у мусульман?

      Согласно традиции, мусульманские поминки принято проводить в доме семьи покойного. Хотя соблюдение этой традиции желательно, ситуации бывают разные – например, когда дома не хватает места для всех приглашенных. В таком случае возможно провести мусульманскую поминальную трапезу в кафе или ресторане.

      Угощения на мусульманских поминках

      На поминки у мусульман принято готовить повседневные традиционные блюда. У татар-мусульман принято готовить суп из баранины или говядины с лапшой, часто также подают плов. У казахских мусульман принято подавать национальные блюда: тары, талкан, жети нан, баурсаки. Разумеется, на мусульманских поминках недопустим алкоголь (употребление спиртного считается в исламе грехом). Часто подают сладости: хурму, сахар, изюм, печенье. Сладкие блюда в поминальной трапезе символизирует сладость загробной жизни для усопшего.

      Возможно, вам будет интересно:

      Дни поминок мусульман

      Существует стойкое мнение, что якобы в Исламе существуют определенные дни поминок мусульман. Шариат не приветствует проведение поминок, но и нет строго запрета. Необходимо учесть то, что мусульмане различных регионов России частично перенимали субкультуру того региона, в котором находятся.

      Происходила ассимиляция с другими национальностями. Культуры народов объединялись и менялись со временем. Естественно так же это не могло не сказаться на религии в целом и отношению разных народов к поминкам, в частности.

      С начала 80х годов и до нашего времени происходит постепенное реформирование в религиозном мире. На смену традициям предков приходят истинные каноны Ислама. По Шариату для траура дается три дня. На 3й день поминальный обед вполне можно заменить садака.

      В отличии от православной религии «садака» не только милостыня для нищих. Это может быть любое богоугодное дело. Общественное деяние, которое принесет пользу многим людям тоже считается садака.

      Если все деньги мусульмане будут вкладывать в помощь нуждающимся, строительство дорог, школ, больниц и т.д., а не в проведение роскошных поминальных обедов, то это будет истинным садака.

      Дни поминок мусульман в 7, 40 и 1 год скоро потеряют свою актуальность. Они не являются сунной (деянием, рекомендованным религией), ни фарзом (обязательным требованием религии). Поэтому по значению не должны отличаться от дней других.

      Неужели об умерших нужно вспоминать только в эти дни? Поминальный обед разве сможет заменить искренние молитвы и облегчит участь душе в Судный день? Ценить людей нужно при жизни. После смерти за них можно только молиться.

      В день похорон для близких усопшего нужна помощь если не материальная, то хотя бы моральная. Многие народности в Исламе в этот день приходят помочь с погребением. Не грешно их накормить, если не считать это именно поминками в прямом понимании.

      Но и сами люди должны осознавать, что в этот день не стоит своим присутствием создавать дополнительные проблемы с поминками. Если искренне решили помочь, то участие в погребение и молитвы за покойного будет достаточно. После похорон у многих народов в Исламе сразу расходятся по своим домам.

      Соседям или родственникам желательно на 3 дня пригласить близких покойного к себе. В дни траура нужно, чтобы с ними кто-то был рядом. Бытовые проблемы в любом случае для скорбящих отойдут на второй план. А вот нахождение в доме, в котором совсем недавно умер близкий человек, способно увеличить скорбь и ухудшить без того нелегкие душевные муки.

      У мусульман не принято выражать скорбь больше положенного. Слезы не запрещены, но вот громкие рыдания и стенания уже под запретом. Человеку проще сдержать свои эмоции вне стен своего дома. Тем самым не совершить греха. Смерть только этап для того, чтобы обрести жизнь вечную. Можете узнать более подробно об отношении к смерти в Исламе.

      До сих пор традиции, которые достались от предков еще с советских времен, главенствуют в проведении похоронных обрядов и поминок. Дни поминок мусульман в 3,7,40 и год, а также в 52 дня еще принято отмечать у народностей на территории бывшего советского союза.

      Этот атавизм прежнего периода порицается религиозными деятелями Ислама. Можно рассматривать поминальные обряды разных народов мусульманского мира только, как культурное наследие. Истоки этих обрядов следует искать в далеком прошлом.

      Похоронные и поминальные традиции могут различаться у одного народа, проживающих в разных регионах. Поэтому не стоит удивляться, если от приезжей родни услышите про обязательную традицию при поминовении, про которую не приходилось слышать до этого. Также это касается и проведения похорон.

      Небольшое отступление. К примеру, у астраханских татар в начале IX века существовало несколько похоронных обычаев, которые могли несколько удивить поволжских татар. Единый народ, единая вера, но разное отношение к похоронам. После того, как могила покойного засыпана, все участники похорон расходятся по домам. Поминки в этот день не проводятся.

      На могиле остается только один из близких умершего и могильщики, с которыми он должен рассчитаться за копку могилы. С ними он рассчитывается отрезом куска ситца. Учитывая то, что данная традиция имело место быть в начале прошлого века, кусок ткани может и имел какую-то ценность. Могильщики же ссорились при дележе ткани вплоть до драки.

      Согласно поверью астраханских татар после того, как могила засыпана, к покойному приходит сатана. Если он видит ссору, то стремиться разжечь еще большую вражду между спорящими и сразу летит к ним. В этот момент душа покойного сможет ответить правильно на вопрос двух ангелов о том, кто его Бог. Сатана же не успевает его запутать в тот момент. С этой целью могильщики и заводят ссору.

      Поверья и обычаи играют в поминках немаловажную роль. Родня и близкие покойного, естественно, опираются на те традиции, которые велись испокон веков. Нередко такие обычаи превалируют над основами религии.

      Одно из правил Шариата- поминки делаются не для того, чтобы объедать близких покойного, а помочь им в трудную минуту. В свою очередь близкие выражают свою скорбь и почтение к умершему, давая садака нуждающимся и неимущим. Казалось можно этим и ограничиться. Опять же необходимо учитывать обычаи того народа, где проводятся поминки.

      В Азербайджане будет считаться позором для семьи, если покойного не проводить достойно. Поэтому только скудное угощение и садака нищим – не для азербайджанцев. Исстари повелось так, что их поминальные обеды подразумевало наличие обильных угощений. Количество народа не ограничивалось приглашенными. Там не принято приглашать. Каждый имеет право прийти на поминки, если считает своим долгом проститься с умершим.

      Поэтому на поминки в отдаленных населенных пунктах приходили со всех соседних поселков, а в городе целые кварталы. Количество народа набирается великое множество. Гостеприимство азербайджанцев не позволяет уйти гостям голодными. Затраты на поминальные обеды нередко превышает свадебные.

      Обычно частные поминки у мусульман проводят на 3-й, 7-ой и 40-ой день и годовщину. Так же на 52 день принято считать, что тело полностью разлагается. Поминальным днем принято считать каждый четверг до 40-го дня. Сложно подсчитать, сколько за это время приходится родне умершего встречать различных гостей и каких все это стоит финансовых затрат.

      Киргизы тоже не сторонники аскетических поминальных обедов. Обычаи их предков настоятельно рекомендуют разнообразить меню с угощениями и накормить большое количество народа. Это должно умилостивить дух умершего. Обязательно режут скот для угощения. Является своего рода жертвоприношением.

      Не каждый содержит свою скотину, приходится покупать. Гостей много. Меню в соответствии с поминальными обрядами предков требует так же не малых затрат. Совсем неудивительно, что родственникам умершего приходятся занимать немалые деньги, чтобы соответствовать традициям.

      Чечня и Ингушетия. Не придерживаются столь расточительных обычаев, как в Азербайджане. Но также поминки проводятся с массой народа, которые явились помочь в похоронах. Все вопросы, связанные с похоронами; омовением тела, подготовкой к погребению, копкой могилы — они берут на себя.

      Следовательно, необходимо их всех накормить, разместить приезжих, найти дополнительные столы и стулья. Все эти житейские хлопоты могут на некоторое время отвлечь близких умершего. Уважить гостя-это основное правило для этих народов. Свои горести уходят на второй план. Может в этом то и заключен скрытый смысл поминок у чеченцев и ингушей?

      Поволжские татары и башкиры. Традиции не отличаются столь разительно от всех других мусульман России. Дни поминовения те же: 3, 7, 40 и год. 52 дня не является обязательным днем для поминок, но рекомендуется в этот день читать молитвы. Считается, что мясо отделяется от кости и покойный мучается от этого.

      Поминки у татар проходят скромно, с молитвами и обязательной раздачей подарков и садака «хаер». На поминальном столе поволжских татар не увидите экзотических блюд. Обычно это повседневная еда: суп из баранины, лапша с картошкой и мясом, много фруктов выпечки и сладостей. Женщины и мужчины обычно едят раздельно, за отдельными столами или в разное время.

      Поминки у татар и башкир-это в первую очередь возможность собравшимся почитать молитву за упокой. При этом можно почитать не только за одного, а за всех умерших родственников. Раздавая хаер собравшимся-это скорее не садака, а традиция от предков. Каждому обычно дают небольшую сумму, в 2020 году это не более 50-100 руб.

      В обязательном порядке деньги дают деньги и маленьким детям. Хаер раздаю не только деньгами, но и носовыми платками и т.д. Уходящим гостям собирают с собой угощение, нередко собирая в пакет дополнительно пакеты с чаем и другими гостинцами. Чуть побогаче собирают пакет для того, кто читал молитву или рассчитываются с ним деньгами.

      Как видно из вышесказанного, что поминки у татар не отличаются излишними затратами. Если каждый из собравшихся мусульман прочитает молитву за душу покойного, то тем самым увеличит шансы его душе попасть в Рай. Так же, придя домой и кушая подарки с поминок он будет поминать покойного добрым словом и молитвами. В этом цель у поминок среди мусульман татар и башкир.

      Традиции пришедшие из глубины веков со временем теряют свой первоначальный статус. Похоронные обряды и поминальные обеды обретают новые формы. Ранее упоминали, что детали в проведении обрядов поминовения могут сильно отличаться даже в соседних городах.

      Чтобы соблюсти все каноны Ислама в этом деле лучшим вариантом будет позвонить в местную мечеть. Там помогут советом и делом. Если же запланировать проведение поминок заранее, то вполне можете воспользоваться услугами нашего сайта. Необходимо только разместить запрос и специалисты кейтеринговых компаний, ресторанов сами сделают Вам предложения и Вы сможете выбрать наиболее подходящее для Вас.

      Читайте так же:  Национальные обычаи и традиции удмуртов