Традиции россии крещение

Все о празднике Крещения

Праздник Крещение Господне – один из главных в православной традиции, входит в число двенадцати важнейших после Пасхи.

Празднуется христианами в воспоминание крещения Иисуса Христа в реке Иордан.

Дата праздника – какого числа Крещение в 2020 году

Многие интересуются – какого числа Крещение в 2020 году? Дата праздника не меняется, она непереходящая — постоянная из года в год.

19 января в 2020 году приходится на субботу.

История из Библии

История, описываемая в Библии, такова. Иоанн Предтеча совершал омовение (крещение) 30-летнего Иисуса Христа в водах священной реки Иордан по иудейскому обычаю. Во время обряда произошли чудесные события: разверзлись небеса, на Христа сошел Святой дух в образе белого голубя, а с небес раздался голос Бога:

«Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!»

В православии праздник имеет еще одно название – Богоявление в честь явления Бога в этот день у реки Иордан в трех лицах: Отца – в виде гласа небесного, Сына – в виде Христа и Святого Духа в виде голубя.

Людям, ставшим свидетелями Крещения и Богоявления, открылись тайна Пресвятой Троицы и Божественное происхождение Иисуса, они услышали, что Бог-отец благословляет своего Сына Христа на начало служения и на подвиг во имя спасения человечества.

Служба и водосвятие

19 января во всех православных храмах проходят особо торжественные богослужения – всенощное бдение и литургия.

После литургии в церкви совершается великое освящение воды, а затем – крестный ход с иконами к проруби. У проруби священник служит водосвятный молебен и трижды опускает в воду крест, прося Божьего благословения. После чина освящения вода становится крещенской.

Святая вода

Торжественный крестный ход, молебен водосвятия и освящение воды в проруби-иордани, вырубленной во льду в виде креста, – важные традиции в Русской православной церкви.

Народная традиция предписывала освященную в проруби воду принести домой и хранить год – до следующего праздника Крещения. Ей можно умываться, лечить больных, отгонять нечистых духов, окроплять дом, хлев, скот, огород.

Пить святую воду нужно с молитвой натощак утром в небольшом количестве.

Крещенские купания

Массовые купания в крещенский сочельник в ледяной воде – российский обычай нового времени. Считается, что окунание в освященную полынью очищает от грехов и болезней на весь год. Для верности окунаться надо три раза с головой и столько же раз перекреститься.

До революции массовых купаний в проруби не было, совершались только крестные ходы и освящение воды. Купались те, кто особенно грешил — гадал и ходил ряженым на Святки.

В наше время народная традиция купания на Крещение в России крепнет, а число желающих погрузиться в ледяную воду растет с каждым годом.

Крещенский Сочельник

18 января, накануне Крещения, — время Сочельника.

В этот день заканчиваются Святки, и церковью устанавливается строгий однодневный пост. Есть, как и на Рождество, можно только сочиво – сваренные на воде пшеничные, ячменные или рисовые зерна с орехами, маком и сухофруктами, политые медом.

Народные традиции и приметы на Крещение

19 января (6 января по старому стилю) в народе называли Водокрещи, а канун Водокрещей – Сочельник – назывался Крещенским вечером.

Было поверье, что «в богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается, о чём открытому небу помолишься, то сбудется». Однако, открытое небо дано увидеть не всем, а только самым благочестивым. Тем не менее, и у не очень благочестивых людей сбудутся их самые сокровенные желания, если хорошо помолиться в эту ночь.

Также существовала народная традиция в Крещенский вечер рисовать с мелом кресты на дверях и окнах, чтобы защититься от оборотней, которые могут войти в дом.

Погодные приметы

Посмотрите на небо для прогноза погоды на весь год по народным приметам:

  • Если ясно и нет облаков, то весна будет ранней, а лето и осень — теплыми.
  • Если пасмурно, идет снег хлопьями – мор и болезни обойдут стороной, урожай будет хорошим.
  • Сильные крещенские морозы – к засушливому лету
  • Если на Крещение оттепель – до конца зимы морозов не будет
  • Если в этот день метель – значит, снег будет идти еще три месяца
  • Было распространено поверье, что на Водокрещи «играет» солнце – так же, как на Пасху и Рождество.

    Гадание и свадьбы

    На Крещение на Руси начинали готовиться к зимнему свадебному сезону, который продолжался до Масленицы. Устраивали смотр невест: девушки выстраивались около проруби, а парни выбирали себе суженую.

    О скорой свадьбе девушки гадали так: нужно было выйти за ворота и ждать первого встречного. Если им будет старик – сидеть в девках, а если молодой парень – выйдешь в этом году замуж.

    Можно увидеть будущего жениха во сне. Надо было на ночь выпить соленой воды и сказать: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, подай мне пить!». Кто приснится и даст напиться воды – за того и замуж выходить.

    Крещение Господне 2020: традиции и приметы, как правильно встретить праздник

    Великий праздник Крещения Господня окутан множеством народных примет и поверий – некоторые из них уже мало что значат для современного человека, а другие не теряют значимости веками. Правильно встретить Крещение Господне вам помогут советы и приметы, собранные в справке Sputnik

    Про Крещение Господне

    Крещение Господне – это один из основных христианских праздников, который входит в число так называемых «двунадесятых». Этим термином обозначаются двенадцать важнейших после Пасхи событий в христианстве, посвященных жизни Христа и Богородицы на земле.

    В Крещение православные вспоминают важнейшее событие, запечатленное в святом Евангелии, а именно обряд крещения, совершенный Христом в реке Иордан.

    Евангельская история гласит, что к Иоанну Крестителю, который долгие годы проповедовал о пришествии Христа, пришел сам мессия. В этот день Иоанн находился у реки Иордан. Иисус Христос, которому на тот момент исполнилось 30 лет, принял крещение от Иоанна. После того, как в Иордане крестился Иисус, в этой реке приняли крещение многие люди.

    Совершив крещение, Христос, ведомый Святым Духом, удалился в пустыню, где голодал сорок дней и сопротивлялся искушениям дьявола, который пытался соблазнить его на грех голодом, гордыней и верой.

    Какого числа Крещение в 2020 году

    Крещение исторически связано с другим ключевым событием в христианской истории – с праздником Богоявления – и отмечается с ним в один и тот же день, 8 января. Тем не менее, в некоторых церквях дата праздника разнится из-за особенностей летоисчисления.

    Так, в русской православной церкви, которая использует юлианский календарь, Крещение отмечается 19 января из-за разницы с григорианским календарем, который повсеместно используется в наше время.

    В 2020 году Крещение отмечается в субботу, 19 января.

    Где крестился Иисус

    Большинство рукописей указывают местом крещения Иисуса Вифанию Заиорданскую, однако эти данные расходятся с другими источниками, которые указывают на Иерихон или Бейт-Аваре.

    Достоверно известно, что из-за изменений в течении реки Иордан изначальное место крещения Христа теперь уже находится на суше.

    Что можно делать в Крещение

    Особенность православных праздников такова, что с течением времени они обрастают народными ритуалами, которые мало общего имеют с оригинальной историей. Так и Крещение невозможно представить без купаний в ледяной проруби, хотя эта древняя традиция является исконно русской и не связана напрямую с крещением Христа в водах Иордана.

    Тем не менее, традиция устоялась, и русская православная церковь рекомендует окунаться в прорубь каждому православному, если позволяет здоровье. Главное правило, без которого купание в проруби теряет всяческий смысл, заключается в том, чтобы заранее исповедоваться и раскаяться у священника.

    Другими словами, нырять в крещенскую воду нужно уже очищенным и с добрыми мыслями, поскольку обливания ледяной водой сами по себе благодати не принесут.

    Окунаясь в воду, необходимо трижды перекреститься со словами «Во имя отца, сына и святого Духа».

    В морозной воде, однако, задерживаться дольше десяти секунд рискованно. Холодные обливания — это серьезный стресс для организма, не стоит переоценивать свои возможности и пытаться ставить рекорды, рискуя собственным здоровьем.

    Ведь Господь оценивает нашу веру не секундами, проведенными в купели, а добрыми мыслями и искренностью намерений, которые мы вкладываем в наши дела.

    В то же время, если вы не можете искупаться в проруби на Крещение, православные традиции не воспрещают провести тот же ритуал в домашних условиях, в бане или ванной.

    В Крещение следует освящать свой дом святой водой, окропив каждый угол, проветривать жилище и поддерживать его в чистоте.

    Также в Крещение можно делать предложение своим любимым – браки, которые складываются в это время, будут счастливые и крепкие.

    В Крещение даже снег приобретает чудодейственные свойства, поэтому наши предки имели обычай обтирать детей крещенским снегом, чтобы укрепить здоровье ребенка.

    Креститься в этот день не просто можно, а даже нужно, особенно, если это касается новорожденных.

    Что нельзя делать в Крещение

    В Крещение, как и в другие двунадесятые праздники, следует избегать ссор, плохих мыслей и поступков. Запрещается сердиться на близких людей, ругаться, жаловаться и сплетничать, независимо от обстоятельств.

    Все гнусное и недоброе, что вы совершите в этот день против другого человека, обернется против вас же, с тройной силой.

    В то же время, в праздник Крещения у всех будет хорошая возможность простить старые обиды и помириться с дорогими людьми.

    Другой запрет касается работы – в Крещение, равно как и в остальные великие христианские праздники, воспрещен любой физический труд, помимо легкой уборки. В частности, нельзя вышивать, вязать, делать что-либо по дому.

    Строго порицается в Крещение употребление алкоголя и других дурманящих напитков. Запрет распространяется и на крещенские купания. В последнем случае выпивать не просто неправильно, но и опасно для здоровья, поскольку алкоголь усугубляет риски, связанные с купаниями в ледяной воде.

    За день до Крещения, 18 января, нельзя употреблять какую-либо пищу вплоть до восхода первой вечерней звезды. В этот праздник не следует готовить мясные блюда, а ограничиться постной едой: вареники, блины, кутья, овощи.

    Гадать в Крещение недопустимо, хотя наши предки издавна этим грешили, считая, что в Крещенские праздники открывается некая «дверь» с потусторонним миром. Тем не менее, любые мистические ритуалы в христианстве – в особенности, в праздничные дни – считаются «дьявольскими и нечистыми» и приравниваются к тяжелому греху.

    О Крещенской воде

    Крещенская вода – это вода, которую освятили в Крещенский сочельник или же в Крещение Господне, 19 января. Крещенскую воду принято набирать в сосуды и хранить дома вплоть до следующего праздника крещения.

    Многие задаются вопросом, где найти святую воду и как ее распознать. Вопрос справедливый, поскольку крещенская вода не обладает никакими внешними особенностями. Хорошая новость в том, что в Крещение любая вода считается священной – в этот день освящается вся водная стихия на Земле.

    Что же делать с крещенской водой? Православная традиция советует пить крещенскую воду в течение всего дня 18 и 19 января, а в остальные дни ее можно принимать утром натощак. Не существует никаких ограничений насчет того, как часто можно пить святую воду – в действительности, ее следует употреблять как можно чаще.

    Что делать, если крещенская вода заканчивается? Если ее осталось совсем мало, можно разбавить обычной чистой водой, и от этого святая вода не потеряет своих качеств.

    Многие не знают, что нужно делать с прошлогодней крещенской водой. В этом случае есть несколько вариантов. На самом деле, святую воду можно продолжать пить без страха, даже если она стоит годами.

    В случае, если вы хотите ее обновить, то старую воду стоит вылить в такое место, которое закрыто от грязи и куда вы случайно не наступите. К примеру, прошлогоднюю святую воду можно вылить в горшок с цветами или в реку, но ни в коем случае не стоит сливать ее в раковину и другие нечистые места.

    Приметы на Крещение Господне

    Если небо в Крещение чистое и звездное, то весна наступит рано, а погода летом будет сухая и жаркая. В то же время, звездное небо на Крещение говорит о том, что год будет спокойный, без особых потрясений.

    Если Крещение совпадает с фазой новой луны, то морозы будут суровые и долгие, а весна хмурой и дождливой.

    Много снега в Крещение – хороший знак, ведь любая вода в этот день обладает исцеляющей силой. Так что, если на Крещение за окном валит снег, это к хорошему здоровью.

    Если на Крещение слышно собачий лай, значит, будет в вашем доме достаток.

    У славян на Крещение была примета. Незамужняя девушка в канун Крещения выходила во двор, и если ей на пути попадался молодой парень, то считалось, что свадьба будет скоро.

    Главные темы

    Ранее КГБ объявило о прекращении пропуска лиц и транспортных средств в местах пересечения госграницы в упрощенном порядке

    Глава государства провел встречу с югоосетинским дизайнером и оценил его успехи на международных конкурсах

    Об обнаружении тела женщины в квартире на улице Миротворцев стало известно днем в пятницу. Согласно заключению судмедэксперта, смерть наступила в результате геморрагического отека легких

    Орбита Sputnik

    Новости
    • 18:15 Пара-армрестлер Малхаз Догузов стал призером первенства мира
    • 17:21 Президент Южной Осетии обсудил с дизайнером Хохом Бекоевым Дни национальной одежды
    • 17:01 Штрафы и выдворение: в КГБ Южной Осетии рассказали о нарушителях госграницы
    • 16:34 Дональд Трамп дал специфический совет Меган Маркл
    • 16:01 Музыканты из Южной Осетии познакомят жителей города в Италии с осетинской классикой

    Все новости

    Колумнисты

    Диана Уалион

    Александр Хроленко

    Иван Данилов

    Геворг Мирзаян

    Удивительные люди Осетии

    Мультимедиа

    Соцсети

    Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

    Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

    Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

    Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
  • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

    Ночь святой воды

    К рещение — один из 12 главных христианских праздников. Согласно Евангелию, в этот день Иисус Христос крестился в реке Иордан. В народных традициях в Крещение завершаются Святки.

    «Крещение» с греческого — «погружение в воду». В первом столетии в водах реки Иордан совершал это таинство Иоанн Креститель. Проповедник призывал людей к покаянию и смывал грехи, очищая от скверны. Пришел на берег священной реки и Иисус Христос. Во время таинства на Спасителя снизошел Святой Дух в виде голубя. Как повествует Евангелие, небесный голос провозгласил: этот человек — Сын Господа, который несет миру Его волю. Поэтому праздник Крещения еще называют Богоявлением и связывают с водой — освящением в храмах и погружением в купели.

    Вечер накануне праздника — Крещенский сочельник — собирал вместе всю семью. По русским традициям после постной трапезы ложки складывали в общую миску и накрывали хлебом в надежде на богатый урожай. Не обходилась подготовка к празднику и без суеверий. В народе повелось над дверью, окнами и даже печной заслонкой рисовать кресты, дабы оградить свой дом от нечистой силы.

    Девушки в крещенскую ночь ворожили на суженого, хоть гадать накануне такого большого праздника было и грешно. А вот утро непременно встречали молитвой. По преданиям, Небо в предрассветные часы открывалось самым сокровенным просьбам.

    Главный символ этого праздника — вода. Считается, что вся вода в ночь на Крещение становится чудодейственной: будь то речка в проруби или снег в чистом поле. Еще в 387 году о свойствах освященной в Крещение воды писал константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст:

    Крещенское утро принято начинать с питья освященной воды, а первое утреннее блюдо — это крестцы. Обрядовое печенье в каждой губернии пекли по своему. Где-то это лепешки с нанесенным крестом, но в основном — две полоски теста, которые образовывали крест.

    Накануне Крещения крестцы выпекали матери семейства — как правило, загадывая на благополучие домочадцев. Ровное печенье без изъянов обещало год легкий и благополучный, трещины сулили трудности. Не пропечется или подгорит крест — быть болезни. Неудавшиеся печенья крошили птицам, отгоняя беду.

    С птицами связана еще одна традиция Крещения. В день праздника после богослужения отпускают в небо белых голубей как символ Святого Духа, что явился на землю в обличье этой птицы, и в знак окончания рождественских праздников.

    19 января — Крещение Господне. История, традиции и обычаи праздника

    18 янв, 11:36 День в истории 21 710

    Крещение Господне— один из главных праздников христианства. Это не только важнейшее таинство верующих, но и множество интересных обычаев, некоторые из которых даже запрещены церковью.

    Фото: РИА Новости / Александр Кондратюк

    Один из самых древних церковных праздников в 2020 году отмечается в субботу, 19 января. Крещение Господне или Богоявление относится к двунадесятым праздникам: это события, которые догматически тесно связаны с земной жизнью Иисуса Христа.

    Этот религиозный праздник установлен в честь одного из главных событий евангельской истории — крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время обряда на Иисуса сошел святой дух в виде голубя, а глас с небес произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». После таинства Иисус Христос на 40 дней ушел в пустыню, где дьявол пытался его искусить. Иисус крестился в 30 лет и с этого момента началась его миссия не земле.

    Подобно Иисусу христиане теперь проходят через обряд крещения. Это очищает душу и приближает к Богу.

    Два дня в году — накануне (Крещенский сочельник) и в день Крещения священники освящают воду. Святая вода, по приданию Церкви, способна исцелять больных, также ею окропляют дома.

    Купание в купелях

    Неверно иногда Крещение связывают с моржеванием — купанием в морозной воде. Однако крещенские купания — это одно из православных церковных таинств. Крещенские морозы слывут самыми суровыми, однако, как отмечают верующие, это сакральное действие не может навредить. Наоборот, у прошедших этот обряд уходят болезни и очищается дух. Сама же церковь не считает купание в купелях обязательным. Куда важнее присутствовать на службах 18 и 19 января.

    Запретные гадания

    На Руси испокон веков в канун Крещения практиковались гадания. Самое популярное — на замужество. Девушки вырезали на яблоках имена своих кавалеров, складывали их в миску и гасили свет. Вслепую откусывали от каждого и выбирали самое сладкое — чье имя нацарапано, тот и будущий жених.

    Чтобы узнать, каким будет будущий муж, девочки также ходили и к гадалке. Та брала четыре тарелки, в одну наливала воду, в другую сыпала зерно, в третью клала зеркало, а в последнюю — фигурку курицы. В комнату запускали петуха и тот, клюнув в одну из посудин, «определял» — будет будущий супруг пьяницей, богачом, красавцем или бабником.

    Было распространено и гадание на сон. Перед тем, как лечь в постель, девушки приговаривали «святой Самсон, покажи вещий сон». После чего им должен был обязательно присниться будущий муж или хотя бы то, чего стоит ждать в будущем году.

    Гадания в наше время вновь вошли в моду. Как и прежде, они запрещены в православии и приравнены к колдовству. В Древней Руси же после гаданий верующие обливались святой водой или шли в купель, чтобы «смыть» грех.

    19 января 2020: Крещение Господне, Богоявление

    Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Мы расскажем об истории, традициях и смысле праздника.

    Что такое Крещение Господне

    Когда празднуется Крещение Господне

    События Крещения Господня

    Что можно есть на Крещение Господне

    Крещение Господне – история праздника

    Иконография Крещения Господня

    Особенности богослужения Крещения Господня

    Молитвы Крещения Господня

    Богоявленский кафедральный собор в Елохово

    Народные традиции Крещения Господня

    Евангелие о Крещении Господнем

    Святая крещенская вода

    Когда набирать крещенскую воду?

    Вся ли вода на Крещение святая?

    Крещенские морозы

    Купание в проруби (Иордани) на Крещение

    Крещенский сочельник

    Стихи о Крещении Господнем

    Митрополит Антоний Сурожский: проповедь на Крещение Господне

    Святитель Феофан Затворник, мысли на каждый день года – Крещение Господне

    Что такое Крещение Господне

    Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

    Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

    Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.

    Когда празднуется Крещение Господне

    Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).
    Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

    Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

    События Крещения Господня

    После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

    Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

    Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

    В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

    Что можно есть на Крещение Господне

    Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

    Крещение Господне — история праздника

    Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

    Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

    В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

    Подробнее здесь

    Иконография Крещения Господня

    На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

    С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов — чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света — символ Святого Духа.

    Центральные фигуры на всех иконах праздника — Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

    Особенности богослужения Крещения Господня

    Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения — это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.

    Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

    Молитвы Крещения Господня

    Тропарь Крещения Господня

    глас 1-й

    Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

    Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!


    Кондак Крещения Господня

    глас 4-й

    Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

    Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

    Величание Крещения Господня

    Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

    Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

    Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

    Богоявленский Кафедральный Собор находится в Москве, на Спартаковской улице, 15, недалеко от метро «Бауманская». В XIV-XVII веках здесь располагалось село Елох.

    Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой — Василий Блаженный.

    В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году.

    В конце XVIII века прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

    Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил прославленный московский архитектор Евграф Тюрин. Обновленный собор освятили в 1853-ем.

    В годы советской власти храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. В 1935-ом Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе большой кинотеатр, но решение вскоре отменили.

    И еще несколько фактов из истории храма. В Богоявленском соборе покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского, и погребены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году Богоявленский собор стал кафедральным.

    Святыни собора: Чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи святителя Алексия, митрополита Московского, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

    Народные традиции Крещения Господня

    Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения — чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

    На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

    На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый — в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения — в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа.

    В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

    Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

    «Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».

    Святая Крещенская вода

    Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

    По традиции, Крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

    Когда набирать крещенскую воду?

    Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

    Вся ли вода на Крещение святая?

    Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

    Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню — с благоговением.

    В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды — это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

    Крещенские морозы

    Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

    Купание в проруби (иордани) на Крещение

    На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань — прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди. А купание – это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне – крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно – с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

    Крещенский сочельник

    Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

    Сочиво

    Для приготовления сочива вам понадобится:

    – пшеница (зерно) – 200 г
    – очищенные орехи – 30 г
    – мак – 150 г
    – изюм – 50 г
    – фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
    – ванильный сахар – по вкусу
    – мед и сахар – по вкусу.

    Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

    Стихотворение о Крещении

    Крещенская ночь
    Темный ельник снегами, как мехом,
    Опушили седые морозы,
    В блестках инея, точно в алмазах,
    Задремали, склонившись березы.

    Неподвижно застыли их ветки,
    А меж ними на снежное лоно,
    Точно сквозь серебро кружевное,
    Полный месяц глядит с небосклона.

    Высоко он поднялся над лесом,
    В ярком свете своем цепенея,
    И причудливо стелются тени,
    На снегу под ветвями чернея.

    Замело чаши леса метелью, –
    Только вьются следы и дорожки,
    Убегая меж сосен и елок,
    Меж березок до ветхой сторожки.

    Убаюкала вьюга седая
    Дикой песнею лес опустелый,
    И заснул он, засыпанный вьюгой,
    Весь сквозной, неподвижный и белый.

    Спят таинственно стройные чащи,
    Спят, одетые снегом глубоким,
    И поляны, и луг, и овраги,
    Где когда-то шумели потоки.

    Тишина, – даже ветка не хрустнет!
    А, быть может, за этим оврагом
    Пробирается волк по сугробам
    Осторожным и вкрадчивым шагом.

    Тишина, – а, быть может, он близко…
    И стою я, исполнен тревоги,
    И гляжу напряженно на чащи,
    На следы и кусты вдоль дороги.

    В дальних чащах, где ветви как тени
    В лунном свете узоры сплетают,
    Все мне чудится что-то живое,
    Все как будто зверьки пробегают.

    Огонек из лесной караулки
    Осторожно и робко мерцает,
    Точно он притаился под лесом
    И чего-то в тиши поджидает.

    Бриллиантом лучистым и ярким,
    То зеленым, то синим играя,
    На востоке, у трона Господня,
    Тихо блещет звезда, как живая.

    А над лесом все выше и выше
    Всходит месяц, – и в дивном покое
    Замирает морозная полночь
    И хрустальное царство лесное!

    19 января 1973 г.

    Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

    Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…

    И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.

    Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

    Крещение Господне , в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

    Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

    Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

    Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня , великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

    Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

    19 января 1979 г.

    С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении : как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения , стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

    Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

    И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

    Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

    Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года — Крещение Господне

    Богоявление (Тит 2, 11-14; З, 4-7; Мф З, 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын – воплотившийся – крещением. Бог Дух Святый – нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе , и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, – спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

    12 вопросов о празднике Богоявления

    Обязательно ли окунаться в прорубь на Крещение?

    Святитель Игнатий (Брянчанинов): праздник Богоявления

    Мамины бутылки

    Комментарии

    “После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи”. Автор не комментирует такую точку зрения. А разве это – не языческое суеверие?

    Волгоград. 1 час 19 января 2020 года. Знаменательно, что олимпийский огонь, зажженный 29 сентября в Греции по дохристианскому ритуалу Бога Солнца, завтра в православный праздник Богоявления Сына Бога Отца (Солнца Мира) вносится в Волгоградскую область через общепризнанную «сельскую столицу России» – Урюпинск – город, с которого многие грехи сняты явлением здесь Урюпинской чудотворной иконы Богоматери (лично я убедился в её чудодейственности на положительном примере – А.З.) А в Волгоград, находящийся в тяжелом психическом состоянии после терактов, огонь Бога Солнца прибывает в понедельник – день тяжелый, как, видимо, и положено для «города греха». Не помог ему и недавний облёт на вертолете с другой чудотворной иконой Богоматери – «Семистрельной», которая в разные годы дважды возле моего дома подолгу пребывала, и в чудодейственности которой я тоже убедился, но уже на отрицательном примере. Главная суть нынешнего темного состояния Волгограда в том, что у нас нет массового антитеррористического сознания людей. Это сознание может появиться только на определенной нравственной основе, например, христианской. Нет такого сознания и в России в целом. 29 декабря на железнодорожном вокзале Волгограда постовые первыми приняли смерть от бомбы неизвестного пока террориста, а через пять дней в городе Железнодорожном под Москвой уже всем там известный пожилой житель Фролов взорвал гранатой других постовых. А после Рождества православного один молодой волгоградец поехал на Солдатское поле и запросто украл там национальную святыню для сдачи в металлоприемку. Это однорядные примеры нашего массового темного сознания, порождающего «террор среды» и его крайние проявления в нынешней молодежи, как, например, поголовную матерщину. Доматерились до того, что всех демонов в Волгоград притянули! Включая московский байк-клуб «Ночные волки». Его мотоциклисты, «украшенные» оскаленными волчьими пастями, скелетами с косами (символы Смерти), вампирами и вурдулаками в одном ряду с портретами Сталина и иконами Христа, открыли здесь на железнодорожном вокзале 23 августа 2020 года фонтан со скульптурой «Детский хоровод», всемирно известной по историям Сталинградской битвы. И вся планета это открытие видела. Но игра с демонами дорого обходится людям. Через четыре месяца страны ООН увидели в том же ракурсе и на том же месте взрыв, потрясший и ж.д.вокзал, и весь Волгоград. И связь между этими событиями, хотя и метафизическая, но прямая. Агрессивная психическая среда порождает ответную агрессию. Тот тихий марийский юноша, который не то на вокзале, не то потом в троллейбусе №15 себя взорвал, судя по материалам Интернета, почему ислам принял? Потому что не хотел жить в нашем «терроре среды» с его обязательными выпивками и матерщиной. Но по молодости своей этот юноша не понял, что к Богу Единому его повели не люди, а демоны в приветливом человечьем обличии. Потому что Бог Истины людей не убивает, чтобы их просветить, а, напротив, Себя Самого дал людям убить в Сыне Человеческом, чтобы людям Истину высветить смертью Своей и воскрешением. Разница диаметрально противоположная! Но откуда её было знать родителям юноши, простым советским людям, выросшим, как и все мы, в советском богоборчестве. В России массовое сознание народа – почитайте, хотя бы, отклики в Интернете – до сих пор наследует большевистское сознание диктатуры пролетариата.
    Что это такое, приведу цитату об одном молодом русском рабочем: «Он был куском динамита, готовым взорваться, но до взрыва не проявлять никакой жизни. Если ему сказать, что надо надеть динамитные пояса и самому взорваться, взорвав собой кучу офицеров, он, не задумываясь, сделает это. Это был мститель народный, заряженный на всю жизнь ненавистью к эксплуататорам».
    Цитата взята из воспоминаний о своем «подельнике» уральского рабочего Г.И.Мясникова «Философия убийства, или почему и как я убил Михаила Романова» о террористическом похищении из гостиницы и расправе над последним русским царем и его английским верным слугою Джонсоном, совершенными пятью русскими рабочими в Перми в июне 1918 года. (стр. 160. «Скорбный путь Михаила Романова: от престола до Голгофы», Пермь, Из-во «Пушка», 1996)
    Разве покаялась Пермь в массе своей за это чудовищное преступление, за тех террористов, которых взрастила в своей народной среде, хотя бы сейчас – через 95 лет? И не думает каяться, она олимпийский огонь Сочи-2020 встречала, как ни в чем не бывало, когда в Волгограде всё население впало в мрачный траур. Теперь поставьте в воспоминания пермского героя вместо слова «офицеры» – «милиционеры» и вот вам идеология нынешнего российского террориста-«мстителя».
    Повторяется петербургско-урало-кавказская террористическая эстафета рубежа прошлых веков: Перовская, Желябов, Засулич, Ульянов, Джугашвили-Коба, Камо, Маяковский, Землячка, Дыбенко и многое множество вплоть до «героев гражданской войны». Взять волгоградскую площадь Павших Борцов! С кем борцов? Со своими соотечественниками борцов! И ведь почти 70 лет весь гигантский СССР, включая Кавказ и Среднюю Азию, в школах учил, что это – народные мстители, герои, настоящие люди! Вот за что три поколения «диктатуры пролетариата» боролись, на то и снова напоролись, когда в России снова дикими – необольшевистскими – способами началась борьба за передел и захват гигантской общинно-государственной собственности.
    Не покаемся в своих большевистских грехах, которые от поколения к поколению переходят – не изменим своего массового народного сознания – не создадим той духовной среды, в которой только и сгинет бактерия терроризма как плесень на свету. Об этом я уже много писал в Волгограде. Но до сих пор не видно, ни в управляющей элите Волгоградской области, ни в многоконфессиональной её среде каких-либо подвижек в эту сторону. Поэтому вся сакральная благодать, которая добавиться огню Бога Солнца Отца от праздника Бога Сына в Урюпинске – вся не только исчезнет по мере приближения к Террограду (новое название города в местной газете) мимо Солдатского поля с порушенной на нем недавно национальной святыней, но ещё обрастет у Мамаева кургана демоническими энергиями околокремлевских пиарщиков, которые из всех ими организованных массовых действ извлекают только личную прибыль. Но, все равно, братцы, унывать не будем! С Богоявлением вас всех!

    Читайте так же:  Традиции встреча с караваем