Традиции рождения ребенка в россии

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ СОБЛЮДАЕМЫЕ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА В БРИТАНСКИХ СЕМЬЯХ

Как все устроено: семейные традиции Британии

Подготовка к появлению в семье малыша в Англии начинается, как только становится известно о беременности. Акушерки сразу же снабжают молодое семейство кипой проспектов, брошюр и книг, из которых можно узнать почти обо всем, от токсикоза до расписания занятий на курсах для беременных и скидках в магазинах детской одежды. Шоппинг – важная часть процесса ожидания рождения ребенка. Будущая мама отправляется за покупками, то с родителями, то с подругами, то с папой ребенка. Каждый такой поход – это почти ритуал: обсуждение, выбор, покупка и снова обсуждение где-нибудь в кафе. Отцы принимают активное участие во всем. Обычно к врачам и на курсы пары ходят вместе. Последнее время популярна традиция устраивать для молодой мамы «Baby Shower Party», которая пришла из США. Обычно это сюрприз для молодой мамы. Его устраивают друзья и родственники. Все дарят подарки будущему ребенку: одежду, игрушки. После родов близкие и друзья навещают маму и малыша прямо в палате. Одна из традиций – приносить в больницу воздушные шары с надписью «Baby Girl» или «Baby Boy». Еще лет 20 назад в Британии были очень распространены домашние роды. Впрочем, некоторые мамы до сих пор предпочитают рожать дома. В былые времена существовало много традиций, связанных с рождением ребенка. Например, для роженицы варили «суп» из лошадиных копыт, рыбьих глаз и кошачьих экскрементов. Считалось, что если женщина на сносях будет вдыхать его запах, то он сообщится матке и роды пройдут быстрее и легче. В Шотландии была традиция давать новорожденному монету. Если он ее бросал, считалось, что станет транжирой, а если наоборот сжимал в ручке – значит, будет скрягой. Даже сегодня, многие шотландцы заглядывая в коляску с ребенком, кладут туда монетку.

Обычай, сохранившийся до наших дней, связан со знаменитым британским свадебным пирогом. Когда слушаешь рассказы об этом чуде кулинарии, складывается впечатление, что он обладает способностью «размножаться». Кусочек свадебного торта посылают друзьям, родственникам и знакомым, которые не могли быть на самой свадьбе, его хранят, и верхний ярус все того же торта подают на крестины первого ребенка. Дело в том, что традиционный свадебный пирог, по способу приготовления схож с британским пудингом и действительно может долго храниться, оставаясь при этом съедобным. В Великобритании существует древняя традиция давать новорожденному несколько личных имен, сегодня их обычно два: «первое» и «среднее», впрочем, «средних» имен может быть сколько угодно. Бывает, что в качестве «среднего» имени выступает географическое название или нарицательное имя. Эта традиция распространилась теперь на все англоязычные страны. «Среднее» имя редко кто использует в повседневной жизни. Да, и знают его обычно только близкие. Говорят, что обычай давать человеку два имени был связан с большим количеством похожих имен и фамилий, а с помощью «среднего» имени было проще отличить одного Джона Смита от другого. Часто среднее имя достается от кого-то из старших членов семьи, или выбирается одно из королевских имен, например, Маргарет или Чарльз.

Воспитание

Методы воспитания, как и вообще жизнь в Британии, сильно изменились за последнее столетие. Каждое десятилетие приносило с собой новые веяния и идеи. Достаточно вспомнить, что многие самые значительные культурные феномены XX столетия появились именно в Британии. Сегодня здесь часто идут разговоры о том, что в молодых семьях родители не знают, как вести себя с детьми. Суровые методы прошлого уже позабыты. Детей не принято сильно наказывать. С другой стороны, справиться с маленькими капризами другими способами умеют далеко не все мамы и папы, в результате ребенок становится семейным «диктатором». Впрочем, эта проблема существует во многих странах. Пожалуй, главные ценности британской системы воспитания – это демократичность и уважение к детям. Одна из основных идей: «Ребенок – это личность». Родители стараются общаться с детьми, решать проблемы словами, а не запретами, объяснять. Даже в общественной жизни, например, в школе часто учитывается мнение ребенка. Считается, что англичане обычно более строги с детьми, а в Шотландии детям позволено больше. Части Соединенного Королевства отличаются друг от друга культурой, традициями, языком. Иностранцы часто именуют всю Великобританию «Англией», чем рискуют очень обидеть валлийцев, шотландцев и ирландцев. Процесс объединения Британских островов под властью англичан был долгим и кровопролитным. Старые «раны» порой болезненно отзываются даже в современной мирной действительности.

Дети Шотландии, Уэльса и Ирландии воспитываются в глубоком уважении к собственной национальной культуре, истории и языку, на котором частично ведется преподавание в школах, есть телеканалы и радиостанции. Своей землей, традициями и героями, причем всеми без исключения, и древними войнами, и современными киноактерами и спортсменами, народы Британии очень гордятся и эту гордость, именно за своих, воспитывают с малых лет.

Народные приметы из Англии

«В понедельник — красен личком,А во вторник — добр сердечком,В среду — будет мыкать горе,А в четверг — ходить за море,В пятницу — с душой широкой,В субботу — век весь за работой,А воскресное дитяБудет жить себе шутя,Всем на радость, всем на дивоМилым будет и счастливым».

Проведи по новорожденному младенцу кроличьей лапкой: это отведет от него любую беду.

Ребенок, который увидит себя в зеркале до достижения четырех месяцев, будет болеть рахитом.

Ребенок, рожденный в воскресенье, будет очень удачлив и защищен от злых духов. (Шотландия).

Ребенок, рожденный в полночь, будет наделен способностью видеть души умерших. (Йоркшир).

Чтобы принести ребенку удачу, натри его смальцем сразу же после рождения, пока его еще не обмыли.

Чтобы ребенку сопутствовала удача, его следует внести по лестнице на самую высокую точку дома, прежде чем его будут нести вниз по лестнице или выносить из дома. Даже подняться с ним на пару ступенек вверх все же лучше, чем спускаться просто так. (Повсеместно).

Хотя строки вышеприведенного стихотворения часто цитируются на Юге и Западе Англии, оно распространено, главным образом, в шести северных графствах. Очевидно, это суеверие зародилось именно здесь. Его распространение на юг и на запад объясняется, скорей всего, миграциями северян. В Девоншире, однако, «субботу» заменяют «Рождеством», а вместо «милым и счастливым» говорят «мудрым и красивым».В Кенте старые повитухи имели обыкновение перед родами готовить две ночных сорочки: для мальчика и для девочки. Если рождалась девочка, ее клали на ночную сорочку для мальчика,если мальчик- на ночную сорочку для девочки. Считалось, что в этом случае мальчику будет суждено очаровывать всех женщин, а девочке — иметь множество поклонников, из которых она сможет выбрать себе хорошего мужа. Сэр Чарльз Игглсден цитирует высказывание одной повитухи: «Если я этого не сделаю, мне нельзя будет взглянуть в лицо ребенку, пока он не вырастет. Зачем же ему страдать, если я могу принести ему счастье?»В северных и пограничных графствах и кое-где в Шотландии перед родами готовили пироги и молодой сыр и, кроме того, чай с добавлением бренди или виски. Считалось неудачным предзнаменованием, если кто-то покидал дом роженицы, не вкусив этих даров.В связи с этим обычаем появился «shooten (groaning) cheese» («кричащий (стонущий) сыр»), от которого счастливый отец должен был отрезать кусок «на счастье» для каждой девушки, участвовавшей в чаепитии. Но при этом он должен был соблюдать осторожность: случись ему порезать палец — и его ребенок не доживет до совершеннолетия. Кусок «на счастье» отрезался от края молодого сыра и делился на порции. Затем каждую порцию вручали какой-нибудь незамужней девице, которая, спрятав его под подушку, могла добиться того же эффекта, что и со свадебным пирогом, то есть увидеть во сне суженого. Это суеверие было распространено в пограничных графствах.На севере Англии хлеб и сыр для всех присутствующих должен был нарезать врач, принявший роды.

Статуя в Великобритании

В Великобритании в курортном городке Ильфракомб на побережье установили 20-метровую статую беременной женщины, автором которой является скандальный британский художник Дэмиен Херст.

25-тонная скульптура из стали и бронзы получила название Верити, что в переводе с английского означает Истина. По словам Херста, она является “современной аллегорией истины и справедливости”.

В левой руке голая беременная женщина держит меч, в правой – весы правосудия, а стоит она на постаменте из книг по юриспруденции.

Если посмотреть на скульптуру с левой стороны — то это обычный силуэт обнаженной женщины в положении, с правой же она скорее похожа на анатомическое учебное пособие, поскольку автор снял с нее кожу. Поэтому можно разглядеть все внутренности и плод в утробе матери.

Список литературы

Кертман Л. Е. География, история и культура Англии: Учебное пособие 2 издание, переработанное — М.: Высшая школа, 1979,384 с.

Колуфман К.И. «Страницы Британской истории» изд. «Титул» г. Обнинск, 2005г.

Польская Н. М. Великобритания. М.: Мысль, 2009. с. 38-65.

Токарев С. А. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев., Наука, М.. 1983,218 с.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ СОБЛЮДАЕМЫЕ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА В УКРАИНСКОЙ СЕМЬЕ

Едва ли не самым большим счастьем для каждой украинской семьи как в былые времена, так и сегодня, было есть и остается рождение ребенка. Ведь каждый новорожденный ребенок — это символ продолжения жизни. Издавна появление младенца в украинской семье сопровождалось определенными обрядами и обычаями, на которые так щедра украинская земля. Рассмотрим предродовой, родильный и послеродовой периоды в жизни женщины, которая забеременела и собирается родить ребенка. На протяжении всего этого времени, вплоть до появления ребенка, украинская женщина следовала предродовым народным обрядам, традициям и обычаям, чтобы ее ребенок родился здоровым и счастливым.

Тема актуальна тем, что во времена возрождения этноса традиций народной культуры, прослеживается много белых пятен в изучении традиций, обрядов и обычаев при рождении ребенка.

Поднятый вопрос раскрывает суть главных периодов структуры родильной обрядности, а именно: предродовой, родильный и послеродовой периоды.

Главным аспектом предродовых, родовых и послеродовых обычаев является поверья и обрядовые действия, которые помогают сохранить беременность и успешно завершить роды. Эти обычаи и обряды были направлены на сохранение хорошего самочувствия беременной женщины, обеспечение физической, умственной и нравственной полноценности новорожденного.

Так, беременной женщине запрещалось употреблять определенные продукты, смотреть на некоторых животных, калек, слепых и других больных людей. Чтобы негативные действия и недостатки окружающих людей не перешли на роженицу, женщину охраняли от нервных потрясений, испуга, ссор. Сама женщина, как правило, скрывала свою беременность как можно дольше, чтобы никто не сглазил ее и ее будущего ребенка, и чтобы роды не были тяжелыми. По народным поверьям, беременная женщина не должна была ссориться, гневаться, поддерживать сплетни, заниматься воровством и т.д., Потому что все эти черты могли передаться ребенку.

Читайте так же:  Ведьмак 2 ритуал некромантии

В украинских селах, и в городах, почти к каждой женщине при родах приглашали старуху повитуху. Обряд приглашения начинался с того, что в дом бабы-повитухи шел муж роженицы с хлебом и возвещал о приближении родов. Придя в дом роженицы, баба-повитуха открывала все окна, двери, открывала замки, развязывала все узелки, чтобы ребенку было легче появиться на свет, а также окропляли святой водой помещения, в котором находилась будущая мама. На столе, как обычно, обязательно лежал хлеб. Перед родами женщину окуривали зельем. Народ верил, что эти магические действия должны дать сверхъестественную силу и полезны для матери и новорожденного. Магические действия подчас сопровождались присказками. Например, баба давала роженице пить воду из пригоршни, оставшуюся воду сливала над женщиной со словами: «Как эта вода легко сходит, так этот ребенок легко с тебя выйдет».

После успешного завершения родов для очистки и охраны матери и новорожденного в действие вступали послеродовые обряды и обычаи. Особым разнообразием отличался обряд связанный с отрезанием пуповины у новорожденного. На всей территории Украины существовало поверье: если ее отрезать на кудели, то в будущем будут рождаться девочки, на топоре — ребята. На Гуцульщине (историко-этнографическая земля гуцулов, расположенная на юго-западе Украинских Карпат) придерживались обычая сохранять перевязанную пуповину до тех пор, пока ребенок сам ее не решит отрезать. Верили, что таким образом ребенок «решит сам всю работу», и будет расти хозяйственным и разумным.

Значительное место занимали обряды, связанные с первой купелью. Существовало поверье, выполненные в первый день рождения ребенка магические действия, повлияет на его дальнейшую жизнь. Чтобы ребенок рос здоровым, к первой купели добавляли освященное зелье или святую воду. Кроме того, мальчику в купель клали девясила («чтобы сильным был»), а девочке добавляли меда, цветов, молока («чтобы красивой была»). Каждый, кто приходил в дом во время первой купели, должен бросить в нее монету «на счастье». Искупанного ребенка обсушивали у печки. Это делали не только из гигиенических соображений, но и с целью приобщения новорожденного к домашнему очагу. О чествовании огня и домашнего очага, и веры в их очистительную и охранную силу свидетельствует обычай гуцулов привязывать на правую ручку младенца вместе с другими оберегами (например, чесноком) мешочек с куском глины из печи.

В послеродовой период здоровье матери и ребенка охранялось от всего злого рядом — оберегом. Наиболее распространенным в Украине был обычай привязывать ребенку на ручку красную нить. После родов роженица, ребенок и бабушка-повитуха по церковным поверьям считались нечистыми и должны были пройти церковный обряд «вывода», который характеризовал их очистку. И только после совершения этого обряда разрешалось посещать церковь. Долго в народе сохранялся обычай очищения роженицы, который вместе с ней осуществляла баба-повитуха. Выходя из дома, женщина переступала нож, которым баба отрезала пуповину, трижды поливала бабе руки водой, чтобы все нечистое сошло с водой в землю. Этот обряд под названием «слить на руки» был распространен почти на всей Правобережной Украине.

По христианскому обычаю, как в прошлых веках, так и сейчас, в Украине новорожденного окрещивают. Крестины раньше пытались сделать в день рождения, поскольку, до этого матери нельзя кормить ребенка. Но этого придерживались редко и крещения происходило через месяц, два, а то позже. Перед тем как нести ребенка к кресту, его заворачивали в белое полотно, которое называется «крыжмой». Оно должно быть чистое, беленькое, «только не с цветочками, иначе будет лицо с крапинками». Баба-повитуха, искупав ребенка, пеленала его и клала туда кусочек хлеба, соль, уголь, глину, из печи — печину, и небольшую железную вещь. При этом учит куму делать то же, и когда кто-то с дурным глазом на пути встречается, следует приговаривать: «Соль тебе в глаза, печина тебе в зубы, железяка на грудь!» В углу баба стелет кожух и кладет на него ребенка. Кума в настоящее время берет со стола горбушку от хлеба, кладет за пазуху и будто к себе говорит: «Чтобы на все хорошее». После этого кожух с ребенком кладут на вышитую подушку и с четырех концов родители и кумовья поднимают его трижды приговаривая: «На счастью, на здоровье, на многая лета!». Наконец баба-повитуха передает ребенка куму, говоря (трижды): «Даю вам рожденное, принесите крещенное». Далее кум отдает ребенка куме (если мальчик, то на пороге, если девочка через гребень) и несут его так же-в соответствии со статьей ступая с правой ноги. Во время крещения крестные мама и папа держат ребенка на «крыжме» и батюшка по христианскому обычаю в купели крестит новорожденного. После крещения считается, что младенец находится под охраной Бога от всевозможных болезней и зла.

Церковный обряд крещения в каждой украинской семье отличался особой торжественностью. Почетными лицами этого обряда является крестные родители (кумовья), которых награждают этим почетным званием родные мама и папа новорожденного. Крестные родители считались как родственники для семьи, а для крестника вторыми родителями. Если в семье случались какие-то проблемы, то в трудную минуту крестные родители помогали заниматься ребенком. В случае, когда с родными родителями случалось несчастье, то крестные родители заменяли родных. По обычаю, в кумовья выбирали людей, которые имели своих детей. Считалось доброй приметой, когда кума была беременной. В разных этнографических районах Украины существовали разные обычаи избрания крестных родителей. Преимущественно за кумовьев звали кого-то из далекой семьи или односельчан. На Лемковщине существовал интересный обычай звать для своих детей одних и тех же кумовьев. Первый раз человек был за крестного, а в следующий раз — его жена за крестную и наоборот. Разным было и количество пар крестных: от одной до пяти. Присутствие родных родителей на обряде было необязательным. Крестные родители должны быть христианами, т.е. крещеными в церкви, и находиться в законном церковном браке. Во время крещения в церкви ребенку давалось имя. Среди украинцев бытовало мнение, что хорошо выбранное имя должно способствовать счастью и благосостоянию младенца. В разных регионах Украины были разные обычаи избрания имени: на Полесье ребенка называла баба-повитуха, на Полтавщине она делала это вместе с кумовьями, на днепрянщине и Юге Украины — выбирали имя кумовья. А уже в конце XIX — начале XX вв. родители сами стали называть своего ребенка, ориентируясь в основном по церковному календарю, или делали это в честь отца или деда. Иногда бывали случаи, когда внебрачному ребенку давали некрасивое имя в знак незаконного его рождения. Очень редко встречались такие ситуации: священник, находясь в не совсем хороших отношениях с семьей новорожденного, нехорошо называл его по своему усмотрению. Понятие «некрасивое имя» было специфическим для каждого села или региона, поскольку в основном ассоциировалось с конкретными людьми: пьяницами, ворами и т.д.

Крещение ребенка считалось и сегодня считается одним из самых торжественных событий в жизни человека. Поэтому на празднование после крещения ребенка сходилось много гостей: родственники, соседи, знакомые. Чтобы жизнь новорожденного ребенка был веселой и счастливой, гости произносили много пожеланий и по традиции крестные отец, мать и все приглашенные дарили подарки. Интересными, на наш взгляд, является заговоры по поводу крестин: «Ой мы вчера на семьях были, а сегодня на крестины пришли. А мы пришли из дома Божия, принесли ребенка домой. Ребенок крещеный, кумовьями принесенный «. Украинский народ всегда славился своим веселым нравом, певучестью и остроумием на шутки и пословицы, поэтому праздник был веселым и шумным.

Таким образом, освещена тема родильной обрядности, которая может использоваться как руководство для молодой брачной пары перед рождением ребенка.

Ивентопедия

Статьи по теме:

Детский праздник

Чек-лист детского дня рождения

Казахские традиции рождения ребенка

Узбекские традиции рождения ребенка

Корейские традиции рождения ребенка

Башкирские традиции рождения ребенка

Уйгурские традиции рождения ребенка

Татарские традиции рождения ребенка

Русские традиции рождения ребенка

Турецкие традиции рождения ребенка

Детский праздник в произведениях музея Кастеева

Русские традиции рождения ребенка

Рождение

Рождение ребенка в любой стране, в любые времена являлось самым важным событием и самым большим счастьем для каждой семьи. Ведь ребенок — это символ продолжения жизни, носитель фамилии, продолжатель семейной трудовой традиции, наследник накопленных знаний, умений и имущества.

В традиционном русском обществе наличие у человека семьи считалось первым необходимым условием и признаком правильной жизни. Семья без детей не мыслилась. Рождение детей было истинным предназначением брака. Появление детей в семье, по мнению церкви, знаменовало благочестивость брака.

У русского народа, как и у любого друго существовали свои традиционные обряды, связанные с этим важным событием. Испокон веков старались оградить будущих матерей от всевозможных опасностей , сохранить хорошее самочувствие беременной для рождения здорового и крепкого малыша.

Так, беременную женщину освобождали, по возможности, от трудной работы и пытались удовлетворить ее запросы в пище и питье. Неисполнение ее желаний считалось грехом. Ей запрещалось употреблять определенные продукты, смотреть на некоторых животных, калек, слепых и других больных людей.

Беременная должна была больше употреблять молока, тогда, по поверьям, кожа ребенка будет белой, как молоко; она должна есть красные ягоды ( бруснику, клюкву),чтобы младенец был румяным. Чтобы негативные действия и недостатки окружающих людей не перешли на роженицу, женщину охраняли от нервных потрясений, испуга, ссор. Сама женщина, как правило, скрывала свою беременность как можно дольше, чтобы никто не сглазил ее и ее будущего ребенка, и чтобы роды не были тяжелыми.

Также, беременная женщина не должна была ссориться, гневаться, поддерживать сплетни, заниматься воровством и т.д., чтобы все эти действия по жизни не сопровождали ребенка, не передались ему. Если муж был в отъезде, молодой женщине советовали подпоясываться его поясом и на ночь укрываться чем-нибудь из его одежды, чтобы «сила» мужа охраняла, оберегала жену. В последний месяц перед родами беременной не рекомендовалось выходить со двора, а лучше из дома, чтобы домовой и священный огнь очага всегда могли прийти на помощь ей.

Для охраны беременной женщины существовала особая молитва, которую нужно было читать на ночь, чтобы греховные дела совершенные даже в течение дня, не отразились на вынашиваемом ребенке. К постели роженицы и младенца подвешивались охранительные амулеты и ладанки с заговорами и молитвами.

И в селах, и в городах, почти к каждой женщине при родах приглашали повивальную бабу. Привести ее надо было тайно, потому что считалось, что чем больше людей знает о родах, тем дольше будет мучиться роженица. Придя в дом роженицы, баба-повитуха открывала все окна, двери, открывала замки, развязывала все узелки, чтобы ребенку было легче появиться на свет, а также окропляли святой водой помещения, в котором находилась будущая мама. Женщина и повитуха отправлялись в баню — самое чистое и самое теплое место. Сразу после рождения ребенка повитуха перерезала пуповину, совершала необходимые действия и обряд первого купания. В воду для очистки опускали серебряные монетки , желая малышу богатства в будущем, в лечебных целях добавляли череду и соль.

Читайте так же:  Чай англия традиция

Принося новорожденного в первый раз в избу, бабка передавала его на руку отцу , который сам клал его в люльку и тем как бы официально признавал его своим детищем. Для того чтобы ребенок был здоров и спокоен, его люльку кропили святой водой, окуривали ладаном и клали внутрь нее крестик.

Последним обрядом, в котором участвовала повитуха, являлся обряд подпоясывания младенца накануне сорокового дня. Пояс , которым она повязывала ребенка, рассматривался одновременно и как магический оберег от злых сил, и как знак долголетия и здоровья. Таким образом, современный обычай обвязывать новорожденного, спеленатого в одеяльце, при выписке из роддома лентой-мальчика синей (голубой), а девочку красной (розовой) имеет объяснение. У царского дома Романовых существовал обычай награждать новорожденного мальчика орденом Святого Андрея Первозванного (синяя орденская лента), а девочку – орденом Святой Екатерины (красная лента).

Почитали повитух в особый день — «бабины», или «бабьи каши», который отмечался на следующий день после Рождества Христова. В церковной традиции этот праздник называется Собором Пресвятой Богородицы и отмечается по сей день.

Придавалось большое значение и послеродовому периоду. Это был период сорокодневной изоляции родильницы от общественной жизни, от некоторых домашних дел. Существует масса народных примет, связанных с этим периодом жизни, например, при выходе из дома ей нужно было взять какой–нибудь оберег и т.п. Вообще, все ритуалы этого периода были направлены на скорейшее восстановление здоровья роженицы. Кроме того, это необходимый адаптационный период и для новорожденного, поскольку из-за отстутствия широкого круга контактов снижается опасность возможного заражения инфекциями и минимизируется стрессорное воздействие окружающей среды. Матери предписывалось все эти сорок дней думать только о ребенке, молиться о его защите .

Родины

Появление на свет ребенка сопровождалось двумя семейными торжествами: справлялись родины и крестины.

В первые послеродовые дни устраивались родины: женщины-родственницы, соседки, в основном детородного возраста,- приходили проведать роженицу и приносили ее семье различную еду- хлеб, булку, пироги, печенье . Пришедших приглашали в дом и угощали. Родильница,приняв подарки и поблагодарив, уходила к ребенку, застольем распоряжалась свекровь – потчевала гостей пирогами и чаем. Мужчины, как правило, в родинах не принимали участия.Позднее, особенно в городах этот обычай преобразился в подношение новорожденному денег «на зубок», «на обмывание ножек». Сохранился он и поныне, чаще в форме подарков новорожденному от родственников и близких в виде игрушек, детской одежды

Крестины

Крещение было строго обязательно для каждого рожденного в православной семье

До совершения обряда крещения на семейном совете обсуждалось имя, которым может быть наречен младенец. При этом, конечно руководствовались святцами. Но, как правило, наречение имени предоставлялось священнику. Он выбирал имя по святцам в соответствии с чествованием того или иного православного святого, совпадающим с днем крещения или рождения ребенка или близким к этому днем. Нельзя было выбирать имя святого, чей день памяти уже миновал, ибо такой святой не мог защитить ребенка.

Важным моментом был и остается выбор крестных родителей для ребенка или восприемников. Они считались вторыми родителями ребенка, его опекунами, покровителями и духовными наставниками. Приглашение в крестные было почетным, расценивалось как проявление большого уважения и доверия. Лучше выбирать крестных из числа близких людей – родственников или друзей.

Если в семье случались какие-то проблемы, то в трудную минуту крестные родители помогали заниматься ребенком. В случае, когда с родными родителями случалось несчастье, крестные родители заменяли родных. Крестный отец – кум, крестная мать – кума. В разных регионах к выбору восприемников подходили по-разному: возраст крестных, пол, один или двое. По мнению церкви, крестный должен быть один, мужчина у мальчика, соответственно женщина у девочки. После крещения считается, что младенец находится под охраной Бога от всевозможных болезней и зла.

Крещение ребенка считалось и сегодня считается одним из самых торжественных событий в жизни человека. Поэтому на празднование после крещения ребенка собиралось много гостей: родственники, соседи, знакомые. Какими бы разнообразными не были блюда на крестильном обеде, обязательно подавали кашу (гречневая или пшенная). Крестильную кашу готовили на молоке, даже крупу замачивали в молоке. В кашу клали много масла. Могли запекать в ней курицу или петуха (в зависимости от пола ребенка). Чтобы жизнь новорожденного ребенка была веселой и счастливой, гости произносили много пожеланий и по традиции крестные отец, мать и все приглашенные дарили подарки.

Обряды жизненного цикла. Рождение ребенка

В ожидании малыша, в процессе его рождения и до 40-го дня жизни ребенка мама и младенец особенно уязвимы. Чтобы облегчить жизнь роженице и чаду, придать сил, привлечь здоровье и удачу, на Руси проводилось огромное количество обрядов, ритуалов, заговоров. Мы расскажем вам о наиболее удивительных и интересных.

Допекание ребенка в Судогодском районе Владимирской области

В этих краях будущие родители старались совершить ряд ритуальных действий, направленных на привлечение к ребенку красивой внешности и хорошего характера. Чтобы младенец был чист лицом, повитуха благословляла беременную женщину мести пол, мол, чем чище она метет, тем меньше изъянов будет на коже ребенка. Будущей маме рекомендовалось употреблять в пищу «правильные» продукты: чтобы дети были белокожими, рекомендовалось есть капусту и пить молоко, чтобы были румяными — есть красные ягоды.

Чтобы избежать появления на свет лентяя, женщине запрещали много спать.

Масса ритуальных действий была направлена на облегчение родов: в доме открывали все двери, роженице распускали волосы и развязывали все узлы на ее одежде.

Заговоры осуществлялись с помощью воды или теста. В случае тяжелых родов повитуха месила тесто и обмазывала им живот роженицы, произнося заклинание. Женщину могли поить святой или настоянной на чистотеле водой.

Если родившийся младенец не подавал признаков жизни, то повивальная бабка проводила ритуалы, имитирующие повторное рождение. Так, она могла протащить его через родительскую одежду: мальчика — через отцовскую, а девочку — через материнскую. И даже, обмазав ребенка тестом, могла поместить его на время в остывающую печь, имитируя допекание или перепекание, то есть доделывание или переделывание ребенка.

Для нормализации дыхания ребенка повитуха либо просто хлопала дитя по спине, либо подбрасывала ребенка, читая молитвы или заговоры.

Привязывание к воронцу в Нюксенском районе Вологодской области

Беременным женщинам в этих местах строго-настрого запрещалось ходить на похороны. По мнению исследователей, «контакт со смертью мог пагубно отразиться на зарождающейся жизни и затруднить процесс родов».

Существовали народные приметы, связанные с определением пола будущего ребенка: если живот широкий — к девочке, а как животик остренький — будет мальчишка.

В народной практике существовали способы, которые якобы облегчали женщине процесс родов. Например, роженица должны была перешагнуть через хомут. Расстегивание пуговиц на одежде у присутствующих в доме во время родов людей также должно было ей помочь: «Чтобы нигде не связывало». Среди довольно странных способов облегчения трудных родов можно назвать привязывание роженицы к воронцу (брусу от печи до стены) и ее встряхивание за ноги.

Записана примета, по которой определяли продолжительность жизни («долговекость») ребенка: «Если пятки длинные — долговекий будет».

Повитухи омского Прииртышья

Роды в этом районе обычно происходили дома, к рожающей женщине приглашали бабку-повитуху. В одной деревне их могло быть до десятка. Обычно приглашали ту же повитуху, которая принимала у женщины первого ребенка. Помогать могли свекровь или мать роженицы. Мужчин и детей в это время удаляли из дома. Однако если роды затягивались, то в дом приглашали мужа родихи, заставляли его снимать брюки и бросать у порога, а родиху — трижды перешагивать через эти брюки. Также роженицу водили вокруг стола, распускали ей волосы, освобождали одежду от узелков. При благополучном исходе родов ребенка заворачивали «у пoлку»: мальчика — изготовленную из отцовской старой рубахи, а девочку — из материнской юбки. При этом бабка перевязывала новорожденному пуповину суровой ниткой или материнским волосом

Заранее готовить вещи для новорожденного не полагалось.

Долгое время роды здесь проходили без участия врачей, и даже когда приезжал фельдшер, процессом руководила все равно повитуха. Примечательно, что медперсонал не противился сложившимся обрядам, а, наоборот, принимал в них активное участие. Так, в 1963 году был совершен обряд перепекания ребенка в семье Матюковых с участием медицинского работника.

Магия можжевельника у кубанских ногайцев

В семьях ногайцев особое значение придается факту рождения ребенка. Родильные обряды открывают жизненный цикл человека — наследника и продолжателя рода. В первую же неделю стараются дать младенцу имя и определить его место в доме.

Родители отца ребенка в определенный день приглашали родственников и соседей. В комнату, где находились гости, бабушка или тетя (также по отцовской линии) вносили младенца, обернутого тканью белого цвета. Дед, прочитав специальную молитву, правой рукой брал младенца и произносил его имя три раза поочередно в каждое ухо. Родители ребенка не могли находиться при совершении обряда старшими, считалось также неэтичным на людях называть своих детей по имени.

Высохшую пуповину заворачивали в белый платочек и хранили в сундуке. Обряд, посвященный первому укладыванию в колыбель, проводили через несколько дней после заживления пуповины. До этого времени ребенок находился во временной люльке. Веря в магические свойства можжевельника, ногайцы старались хоть одну деталь колыбели сделать именно из него.

Купание в соленой воде ногайцев — карагашей

Первые 40 дней жизни младенца здесь самые значимые, главный этап «очеловечевания». Тело только что появившегося ребеночка ногайцы считали сырым, и чтобы оно поскорее «затвердело», младенца 40 дней купали в подсоленной воде. Существует специальный термин, обозначающий ребенка, которому уже больше 40 дней, — кыркынан шыккан бала («из сорока вышедший ребенок»). У ногайцев, как и у многих народов, число сорок имеет сакральное значение. До 40-го дня ребенка должны одеть в рубашку, дать имя, уложить в колыбель и сбрить волосы. Обряд сбривания волос проводили дедушка или дядя со стороны матери, к которому привозят ребенка. Первые волосы называются карын шаш («утробные волосы»). В народе говорят, что, если их не сбрить, ребенок будет болезненным и у него будет плохой глаз, его проклятия будут сбываться. Волосы мальчика заворачивали в кусок ткани или платочек и привязывали к хвосту лошади. Верили, что это сделает ребенка сильным, выносливым, быстрым, как лошадь. Волосы же девочки хранили дома в сундуке, чтобы она стала хранительницей домашнего очага, была хозяйственной и трудолюбивой.

Читайте так же:  Традиции беларуси презентация

Обряды, связанные с рождением ребенка

«Чилл» и бритье головы – обряды, связанные с рождением ребенка (видео)

No media source currently available

Рождение ребенка – всегда долгожданное и радостное событие. У крымских татар существуют свои традиции, связанные с появлением младенца. Некоторые из них тесно связаны с исламом, а некоторые сохранились еще с доисламских времен.

Одна из таких традиций – скрывать малыша от посторонних глаз в течение 40 дней. Этот период в народе получил название «чилле» (сорокадневье). Однако мудрость этой традиции еще и в том, что в течение сорока дней организм матери ребенка восстанавливался. По прошествии «чилле» женщина снова могла появляться на людях.

Сразу после рождения ребенка в правое ухо ему читают эзан, а в левое – икаму. Это две составные части призыва к молитве. Родители выбирают малышу имя с хорошим значением.

Еще один обряд, который желательно совершить на седьмой день после рождения, – это бритье головы. По традиции, первые волосы малыша взвешиваются, и эквивалентно их весу родители раздают милостыню золотом или серебром.

Обязателен для всех крымскотатарских мужчин и обряд суннет – обрезание. Его также стараются сделать как можно раньше, часто на седьмой день, когда ребенок не так остро ощущает боль и быстро восстанавливается. Среди возрождающихся обрядов – акика – приношение в жертву животного в честь рождения ребенка. За девочку приносят в жертву одного барана, за мальчика – двух.

Увлекательные страницы истории Крымского ханства и истории Крыма – в новом проекте Крым.Реалии «Tugra».

Тугра – ханская печать, символ крымскотатарской государственности, своеобразный ключ к пониманию нынешних проблем Крыма.

Режиссер – Фатима Османова, оператор и режиссер монтажа – Эльдар Халилов.

Традиции рождения ребенка в россии

Рождение ребенка в русской традиции

Рождение ребенка сегодня – особая область знания медицины, которую изучают специально, но в России вплоть до X века не было никаких пособий ни по родам, ни по тому, что делать после. В деревнях было одно средство: предоставить все самой природе и здоровью женщины, которая, бывало, рожала прямо в поле, а через три дня уже ходила.

Ни о каких акушерских тонкостях, приспособлениях или специальных креслах, существовавших у других народов для родовспоможения, омовения и повивания новорожденных, русские деревенские бабы не знали. И рожали они не сидя на корточках, как было принято, например, в Египте, а лежа или полусидя.

Роды на корточках практиковались и в других странах (в Индии, например), потому что в таком положении таз хорошо открывается и легко пропускает ребенка. Помню, когда рожала в первый раз, соседки по палате рассказывали о случаях, когда женщина рожала, сидя на унитазе, ребенка едва успевали подхватить. Не верила, но сейчас верю, т.к. физиологически вполне объяснимо.

В России, да и в Европе вообще, этот способ не прижился. Интересно, что если посмотреть на иконы «Рождества Богородицы» и «Рождества Христова», видно, что в том и другом случае роженица лежит. У всех народов существовало особое сословие пожилых женщин, называвшееся бабками-повитухами.

Об этом известно, например, из Библии, в которой рассказывается, как египетский фараон повелел повитухам, принимавшим роды у евреек, убивать всех младенцев мужеского пола, чтобы евреи не плодились так быстро.

Под этот указ фараона попал, в частности, Моисей. Его мать уговорила повитуху оставить ребенка в живых, а через несколько дней положила младенца в корзинку и пустила ее по реке. Корзинку заметила дочь фараона, забрала мальчика к себе во дворец и научила его египетской мудрости.

Повитухи не только помогали в родах, но и умели диагностировать беременность, определять пол будущего младенца, прерывать беременность и даже лечить некоторые женские болезни. Россия в этом смысле не была исключением, почти в каждой деревне и городе были такие бабки-повитухи, а если не было, то всегда можно было найти опытную в этих делах женщину.

Акушерство в России появилось только в XVIII веке, когда стали открываться специальные курсы и школы. В них сначала обучались девушки-сиротки из воспитательных домов, потом — все желающие. Особенно много в этом отношении было сделано вдовствующей императрицей Марией Федоровной (женой Павла I) и ее дочерью Еленой Павловной.

Их усилиями количество таких школ увеличилось, в них преподавали основы медицины и девушки могли не только принять роды, но и, в крайнем случае, оказать первую врачебную помощь. Выпускники определялись в казенные заведения или начинали заниматься частной практикой. Таким «бабкам-повитухам» было уже не шестьдесят-семьдесят, а восемнадцать-двадцать.

Рождение ребенка в семье было событием и обставлялось многими ритуалами, обрядами и церковными Таинствами, важнейшими из которых были крещение и миропомазание, которые пришли в Россию после принятия христианства. Роды в деревнях проходили, как правило, в банях, самом чистом месте, где всегда была вода и печка, а стены настолько продезинфицировались дымом, что более чистого места в хозяйстве было не найти.

Борис Григорьев. Мать

Как только наступало время потуг, женщина удалялась с бабкой-повитухой и еще несколькими женщинами в баню, а когда становилось известно, что родился ребенок, священник читал над женщиной очистительную молитву (роды делали женщину нечистой), а также над бабкой-повитухой и остальным присутствующим, даже если они не прикасались к роженице.

«Владыко Господи Вседержителю, исцеляяй всякий недуг и всякую язю, Сам и сию днесь родившую рабу Твою (имярек) Ю исцели, и восстави ю от одра, на нем же лежит; зане, по пророка Давида словеси, в беззакониих зачахомся, и сквернави вси есмы пред Тобою. Сохрани сию, и сего младенца, егоже роди; покрый ю под кровом крилу Твоею, от днешнего дне даже до последнего ея скончания, молитвами Пречистыя Богородицы и всех святых, яко благословен еси во веки веков. Аминь.»

Читалась молитва и над младенцем. Как только он появлялся на свет, пуповина перевязывалась в двух местах, между которыми ее отрезали. Младенца выправляли, намыливая, встряхивая и обмывая водой. Потом ребеночка осторожно заворачивали в пеленку и клали в люльку.

Новорожденный (Рождество Христово?). Фрагмент. Головка младенца. 1645-1648

В соответствии с Ветхим Заветом считается, что женщина при рождении сына остается нечистой сорок дней, девочки – восемьдесят. И до сих пор в православии сохраняется традиция: мать, как нечистая, не имеет права присутствовать при крещении своего ребенка, хотя нередко младенца крестят не через восемь дней, и не через сорок, и даже не через восемьдесят, а через год-два-три и более лет.

Присутствуя как уставщица на многих крещениях, заметила, что, как правило, дети очень болезненно реагируют на отсутствие матери, а восприемники не всегда могут успокоить ребенка, который надрывается от крика и слез. Многие священники признают, что Ветхий Завет в этой части давно устарел, но… такова традиция.

В древности день крещения не был определен однозначно. Если дитя рождалось слабеньким и немощным, и была высока вероятность его смерти, то никто не ждал никакого специального дня. Его крестили особым укороченным чином «в час воньже родися; токмо омыти его и абие крестити, да не скончается не просвещен (т.е. не крещенным)».

Аким Карнеев. Крестины

На восьмой день принято было давать новорожденному христианское имя. Оно отличалось от имени, которым он нарекался при рождении, поэтому у ребенка было два имени, например, одно Владимир, а другое Болислав или Сергий, одно Людмила, второе — Надежда. Прижился обычай называть ребенка именем святого, которого поминали на восьмой день после рождения младенца.

На сороковой день в храме читалась молитва об очищении роженицы. Чин Просвещения (Крещения) и Миропомазания существует отдельно от молитв, читаемых в первый и восьмой день. Этим обычаям следовали все.

Потом начинались поздравления и подарки. Особенно пышно обставлялось рождение ребенка в царской семье. Устраивались пиры и обеды, раздавалась богатая милостыня, освобождались из тюрьмы не особо важные заключенные, в храмах и монастырях проходили молебны в честь рождения царевича или царевны.

З.Серебрякова. Кормилица с ребенком

Особенно тщательно подбиралась для младенца кормилица. Через год, если она была из дворянского рода, ее муж становился воеводой или ему даровалась вотчина. Если из других чинов – следовало повышение и награждение денежным жалованьем. Если кто-то чужой при кормилице хвалил ребеночка, она должна была от сглаза трижды сплюнуть на землю.

В простонародье все происходило проще, но более сильными были поверья и приметы. Так, когда начинались родовые мучения, принято было это скрывать (считалось, что это облегчает муки), а роженице давали пить воду, в которой предварительно растворяли написанную молитву о благополучном разрешении.

Этот обычай в несколько измененном виде продолжает существовать и сегодня: многие матери, бабушки, знакомые заказывают молебен о благополучном разрешении от родов и молятся перед специальной иконой «Помощница в родах» дома.

Икона Божьей Матери «Помощница в родах»

В некоторых деревнях было принято водить роженицу в избе или в бане по кругу, не давая ей садиться или лежать, что физиологически тоже понятно. Когда женщина разрешалась от бремени, ей давали чарку вина и кусочек хлеба; потом ее поили толокном, разбавленным пивом и потчивали всякой пищей.

А что отец? Сначала он ел гречневую кашу, потом его отправляли из избы и готовили для него специальную кашу из пшена. В нее клали по столовой ложке уксуса, перца, горчицы, хрена, соли и посыпали все это сверху сахаром. Он должен был эту кашу съесть, такая она олицетворяла мучения роженицы.

В других местах было принято подавать отцу новорожденного ложку соли, сверху покрытую кашей. Кумовья в это время поднимали высоко пирог и приговаривали: «Расти, крестник, так высок, как мы подняли пирог».

Интересно, что в Грузии был другой обычай: когда приходило время родов, роженицу усаживали посреди избы на ковер и мужчины начинали размахивать над ее головой саблями. Считалось, что от страха она быстрее родит.

Существовали особые родильные подарки, которые принято подносили роженице. Обычно после родов родственники и знакомые посылали в дар кусок материи на рубашку младенцу, муку и крупу. Если приходили сами, то приносили пироги и другую снедь, а также скрытно клали под подушку золотую монетку.

Сегодня эти и многие другие обычаи, связанные с рождением ребенка, забыты и мало кто знает о них, а жаль.