Традиция армянской свадьбы

Традиции армянской свадьбы

Одним из наиболее радостных событий армянского быта, отмечаемых особенно торжественно и пышно, является празднество по поводу образования новой семьи – свадьба. Она всегда считалась самым важным моментом человеческой жизни и становилась поводом для выражения нескрываемой радости и исключительной ответственности родителей.
Свадьбе предшествовало сватовство, в котором раньше жених не принимал участие. Сейчас со сватами в дом невесты идет и жених. В качестве сватов приглашаются близкие старшие родственники. Когда в результате переговоров сваты получают согласие, обе стороны обсуждают дату помолвки. Родственники жениха с музыкантами и подарками, оформленными в виде традиционных нарядных подносов приходят в дом к невесте.

Невеста наряжается с помощью подружек в отдельной комнате. Обряд помолвки начинается, когда кавор (крестный в семье жениха) или тамада выводят невесту в сопровождении подружек из комнаты, ведут к столу и усаживают рядом с женихом, место которому отводится во главе стола на самом почетном месте. Если случилось так, что нет кавора у этой семьи, то для новообразуемой семьи выбирают кавора их числа уважаемых людей — друзей, знакомых или родственников. При этом кавор в армянской семье — это и шафер на свадьбе, и крестный на венчании и потом крестный всех будущих детей у молодоженов, т. е. человек, ответственный перед Богом за мир, согласие и благополучие во вновь образующейся семье. После объявления о помолвке старшим по столу(тамада), в данном случае это кавор, жених собственноручно надевает кольцо (желательно с камнем) на безымянный палец правой руки невесты. Обручальное кольцо на безымянный палец левой руки надевается в церкви во время венчания.

День свадьбы также назначается в процессе обсуждения сторонами жениха и невесты. За день до свадьбы в доме жениха и невесты за столом собираются старшие из близких родственников и соседей, под спокойную народную музыку произносят тосты, беседуют, дают наставления, благословляют, танцуют и поют.
На протяжении веков по экономическим причинам было необходимо молодоженам основывать свое собственное хозяйство в составе всего рода в семье, состоящей из трех поколений, где они должны были жить и работать. Все, что заработали молодые, входило в общий семейный бюджет. Молодая семья не имела права предпринимать какие-то новые инициативы без разрешения старших в доме. За невестой давалось приданое – часть имущества ее семьи в денежном и натуральном выражении. Раньше, отдавая дань традиции, размер приданого обсуждался в шутливо-юмористической форме в доме невесты в присутствии отца жениха и местного священника в качестве «мирового судьи». Однако уже, наверное, лет сто, никто не обсуждает размер приданого. Наоборот, проявляя благородство и выказывая свое отношение к невесте, и жених, и его родители говорят: «никакого приданого не нужно, лишь бы твоя нога ступила в наш дом!».

Свадьбы обычно справлялись осенью и вначале зимы, когда были закончены полевые работы и закрома были полны всяческого добра, а карасы – молодого вина. Кроме того есть древние армянские медицинские трактаты, в которых говорится о пользе бракосочетания именно осенью или в начале зимы, когда организм насыщен жизненной силой.
Приготовления к свадебному пиршеству начинались в четверг и продолжался 7 дней. Вообще в дохристианской Армении число 7 имело магическое значение. Самым старинным способом приглашения на свадьбу считается приглашение через музыкантов, когда они поднимались на плоскую крышу дома жениха и играли определенные мелодии, оповещая все село о предстоящей свадьбе в этом доме. Затем, конечно каждого устно приглашали. Особо уважаемых и знатных гостей, в том числе кавора приглашали особой делегацией, посетив его дом и преподнеся красное яблоко — знак особого почтения. Гостей приглашали много, не дай Бог, кого-то забыть. В старину для купцов, путешествующих с караванами и остановившихся на привал в данной местности, посылали угощение, для нищих накрывали стол.

Приглашенные со стороны невесты дарили то, что невесте пригодится в новой семье, что она может взять с собой как приданое. Гости со стороны жениха дарили тоже еще более ценные подарки, то, что пригодится в новой семье, но в основном – золотые украшения невесте. Ведь чем больше золота будет на невесте, тем знатнее и респектабельнее показывает себя род жениха. До недавних пор считалось неправильным дарить золото невесте гостям с ее стороны. За день до свадьбы отец жениха в дом к невесте приводил годовалого бычка, или в крайнем случае (как договорятся) барана, с красной лентой на рогах – «на мясо».

Заранее, до свадьбы стороны обсуждали количество «макаров» (тагворци) (делегатов), которые пойдут за невестой. Макары выбирали из своего состава главного – макарапет или макар-баши. Его слово было законом для всех в течение всей свадьбы, Макарапет организовывал проведение в течение свадьбы различные развлечения и сценки, с переодеваниями и шутливыми состязаниями. Макары окружали как телохранители жениха и охраняли его от всяких неожиданностей. Жених молча и беспрекословно им подчинялся, даже попыткам девушек шуточной кражи его шапки. Макары организовывали обряд купания, бритья и одевания жениха перед свадьбой. В условиях исторического окружения армян турками, курдами и другими враждебными племенами была велика опасность кражи армянских девушек, поэтому Макары – это мужественные вооруженные молодые парни 20-50 чел, задачей которых являлась безопасность всей свадебной процессии. Процессия Макаров приближалась к дому невесты с громкой музыкой, восклицаниями и шумом, молодежь из числа гостей со стороны невесты встречала их тоже с шумным весельем. С танцами перед домом или во дворе женщины из близкой родни или сестры жениха преподносят «сини» — подносы с подарками невесте – в одном свадебный наряд невесты со всеми аксессуарами, в другом подарки отцу, матери и всем остальным членам семьи, а в третьем – изысканные напитки, фрукты и сладости. Они с этими подносами танцуют до тех пор, пока со стороны невесты близкие женщины и девушки не возьмут у них это из рук и не вручат в ответ символические маленькие подарки. Эти сини потом мать невесты наполнит подарками и пошлет обратно матери жениха. Невесту одевают во все, что ей принесли в присутствии ее подружек («цахкаворнер» — девочки с цветочными украшениями, красочно одетые) и каворкин, (жена кавора), т.е. одной представительницы со стороны жениха.

Во время всей свадьбы сторона жениха должна была не уступать первенство в танцах, т.е. показывать большую радость и веселье, ведь они приобретают такую прекрасную девушку. А сторона невесты немного грустит, особенно мать невесты не танцует, а печалится, что ее родное дитя улетает из отчего дома. Для кавора обязательно преподноситься поднос с обильными деликатесами со стороны матери невесты.
Прекрасные народные мелодии играются под определенные тосты, за родителей, за кавора и т.д. В доме невесты почти все мелодии лиричные и немного грустные.

Один раз играется мелодия танец невесты, «Узундара» ( «узин таран» – сосватали и увели), под которую невеста с женихом выходят танцевать, и после которой ее уводят из родного дома. Во время этого танца гости осыпают их деньгами – для будущей семьи, после этого танца подходит отец невесты и руку своей дочери кладет в руку жениха, соединяет их судьбы и благословляет. Ни одна невеста, когда играет та особая мелодия, под которую уводят невест из дома, не может удержаться от слез, видя грусть своих родителей. В доме невесты празднуют недолго – 2-3 часа, чтобы успеть обратно домой, где ждут остальные гости и многодневное веселье. Когда выводят из дома невесту, ее брат или другой близкий родственник, (мальчик –подросток) у ворот перекрывает путь молодым и не хочет отпускать свою сестру. Тогда ему кавор дает символический выкуп. У ворот дома жениха процессию встречает мать – свекровь, кладет на плечи молодым хлеб-лаваш – для благополучия, давая отведать жениху и невесте по ложке меда для счастья и мира в семье, сладкой и полезной любви, осыпают молодых цветами, сладкими сухофруктами и изюмом, чтобы дом их был полной чашей. Музыка здесь уже самая зажигательная – «Кочари», «Шалахо», танец грузинских армян «Кинтаури». Вся родня жениха и определенное количество гостей сопровождающих невесту, веселятся от души. На колени невесте подсаживают маленького мальчика из рода жениха, чтобы первенцем у молодых был мальчик, такой же красивый и здоровый.
В современной жизни армянские свадьбы в своей сути мало изменились, но в деталях они, конечно, впитывают многие нюансы из традиций разных народов, среди которых они живут.

Читайте так же:  Традиции армянской культуры

Для ответственной церемонии сватовства выбирают сваху (миджнорд кин), знакомую семье будущей невесты, но из семьи юноши. До дня сватовства сваха посещает дом родителей невесты и старается уговорить их отдать замуж дочку. После утвердительного ответа в дом девушки приходят родственники будущего жениха (сваты). Только после этого невеста может пойти выбирать свадебное платье.

Приходят на серьезный разговор только мужчины и тот, кому родители юноши доверяют кавор, это может быть уважаемый родственник. В ходе сватовства оговаривается повод торжественного прихода и звучит просьба о руке невесты. Традиционно родители невесты сразу не соглашаются на брак, сватам придется прийти вновь и получить одобрение на следующую весьма важную церемонию — обручение.

Свадебное торжество не обходится без обряда обручения, или как в народе говорят «помолвка». В оговоренный заранее день в доме жениха собираются родные с многочисленными дарами для невесты, часто ювелирные золотые, заранее подготовленные украшения. Накрывается торжественный стол, родные произносят пожелания счастья и крепкой семейной жизни молодоженам. Позже непродолжительного застолья у жениха, они идут в семью невесты, их ждут за празднично накрытым столом.

Церемония помолвки начнется с выведения кавором невесты с подругами за стол к жениху. В ходе застолья у невесты ее одаривают золотыми и серебряными украшениями. Кавор объявляет о состоявшейся помолвке, жених надевает в знак этого кольцо с камнем на безымянный палец невесты. Именно с обручения, как считали издавна, между семьями будущих молодоженов начнутся родственные доверительные отношения.

На церемонии обручения оговаривается день будущей свадьбы и выбирается свадебное платье вместе с другими атрибутами этого праздника. В это время в доме невесты звучат грустные мелодии, один раз звучит музыкальная композиция «Узундара», после танца под которую, будущую жену уводят от отчего дома. В конце церемонии отец невесты отдает руку дочери жениху, как бы соединяет их судьбы и таким образом благословляет.

Приметы на армянскую свадьбу

В традиционных патриархальных армянских семьях остается и соблюдается обряд подтверждения невинности будущей жены. После первой брачной ночи в родной дом честной и ответственной невесты отправляется гонец с хвалебным для родителей красным яблоком.

За невестой всегда давалось приданое деньгами и необходимыми в хозяйстве вещами. Размер приданого традиционно обсуждали в полушутливых разговорах при сватовстве и обручении. Родители жениха могут отказываться, что никакого приданого им не нужно, только бы состоялась армянская свадьба. Как у многих народов свадьбу справляют осенью после уборки урожая или вначале зимы, закрома в это время заполнены, созревают молодые вина. Пользу осенних бракосочетаний подтверждали это древние трактаты по медицине, написанные на армянском языке, организм насыщен в это время жизненными силами.

Традиции сватовства в Армении

Согласно древним поверьям подвенечное платье дарят традиционно родители будущего мужа. Уважаемый кавор, родные жениха, его друзья в назначенный день забирают девушку из дома. Торжественная делегация подходит к дому будущей жены с громкой зажигательной музыкой и неподдельным веселым шумом. С песнями и танцами они преподносят родным невесты «сини», это блюда с горой подарков для невесты и ее родных, свадебное платье и украшения, восточные сладкие лакомства, эксклюзивные вина и фруктовые плоды. Невеста облачается, помогают ей подруги, происходит действо при жене кавора каворкин.

В ходе церемонии венчания жених надевает обручальное кольцо на безымянный палец левой руки невесты. В то же время в доме жениха уже готов шикарный праздничный стол, он должен быть великолепным и переполненным деликатесами и напитками, это долг чести. На праздничном застолье в родные и друзья произносят тосты за здоровье молодых, желают им совместной безоблачной жизни и дарят подарки, чаще всего это деньги и золотые ювелирные украшения.

На пороге дома жениха свадебную делегацию встречает с радостью свекровь, она к плечам молодоженов для благополучия кладет лаваш, дает для мира в семье молодым мед, желая сладкой жизни в дальнейшем, осыпая их цветами и изюмом для достатка. Зажигательные музыкальные композиции «Кочари», «Шалахо» и мелодия грузинской диаспоры армян «Кинтаури» сопровождают церемонию.

Особенности армянских свадеб

Выйти замуж за армянина – это значит следовать всем армянским традициям. Нет ничего красивее, хлебосольнее и веселее армянских свадеб. Сотнями лет, какие бы события не происходили на этой земле, народ бережно сохраняет обычаи и традиционное поведение на большом многочисленном празднике, где приглашают на торжество всех ближних и дальних родственников, друзей, друзей родственников и просто мало знакомых людей. Армянская свадьба отмечается с большим размахом в течение нескольких дней. Масштабный и самый главный праздник рождения новой семьи требует тщательной подготовки, в ней участвуют все родные и близкие.

Обручение армянских новобрачных

Старинный способ созвать всех на свадебное торжество, приглашение проводилось музыкантами, они с крыши дома жениха исполняли музыкальные композиции, оповещающие село о торжестве. Приглашали каждого и устно, кавора, уважаемых гостей приглашали целой делегацией. Гостей всегда приглашали много. В древние времена для проезжающих купцов посылали праздничное угощение, отдельно накрывались достойные столы неимущим односельчанам. От родных невесты дарили практичные вещи, которые пригодятся как часть приданого. Гости от семьи жениха дарили золотые ювелирные украшения для невесты, чтобы показать родных жениха обеспеченными людьми и знатными.

До свадьбы обсуждались кандидатуры родных и друзей, отправляющихся за невестой. Они выбирали макарапета, главенствующего в праздничной делегации. Каждое его слово было непререкаемо для всех гостей в течение свадебного торжества, макарапет был в числе организаторов свадьбы, развлечений с массой переодеваний и шуточными состязаниями. Макары-делегаты выступали в роли охранников жениха от всех неожиданностей. Жених в течение торжества подчинялся им.

Во время торжества родственники жениха не уступали лидерства в веселых песнях, танцах и развлечениях, показывая свою большую радость в приобретении невесты. Родственники же ее слегка грустили, особенно ее мать, она не танцует, понимая, что дочь уходит от них навсегда. Кавору дарят от матери девушки большое блюдо с традиционными угощениями, молодым дарят символ вечного древа продолжающейся жизни. Великолепные традиционные песни звучат под тосты, все поздравляют друг друга.

В храме готово все и начинается таинство, священник с молитвами повязывает к рукам молодоженов нити зеленого и красного цветов, сплетенными вдвое, по возвращении к дому, говорят старые легенды, они отгонят злых духов от молодых.

Традиция подтверждения невинности будущей жены

Особенности празднования армянской свадьбы

Макарами проводилась церемония омовения, бритья и облачения жениха перед торжеством. В разные исторические времена армяне жили во враждебном окружении племен турок и курдов, всегда существовала опасность кражи армянских невест даже из-под венца, поэтому Макары всегда были мужественными вооруженными защитниками, они обеспечивали безопасность церемонии. Тогда выйти замуж за армянина считалось престижно.

Армянская свадьба: традиции и обычаи

Обычаи и традиции армянской свадьбы весьма интересны. Ведь если праздновать создание новой семейной пары, то с размахом, который свойственен армянскому народу. Каждая народность имеет свои особенности, которые показывают их историю и бытность.

Традиции армянской свадьбы

Соблюдение исторических традиций имеет важное значение для армянского народа. Конечно, современный век вносит свои коррективы, и многие обряды позабылись, но все равно большинство ритуалов все также актуальны.

Вот основные ритуалы необходимые для счастливой будущей семейной жизни:

  • Сватовство невесты. Очень важная традиция, без выполнения которой дальнейший разговор о свадьбе не идет.
  • Помолвочное обручение или ншанадрутюн.
  • Церковное венчание.
  • Выполнение всех необходимых обрядов важный момент, потому что старшее поколение обращает внимание, что было сделано, а что нет.

    Раньше выбор невесты был привилегией матери жениха. Ведь она брала в дом не только жену своему сыну, но и будущую хозяйку, мать своих внуков. Поэтому внешность при выборе снохи играла последнюю роль, главными качествами служили:

  • Трудолюбие;
  • Хозяйственность;
  • Умение готовить;
  • Ответственность;
  • Высокая нравственность;
  • Скромность;
  • Целомудренность.
  • Теперь же молодые могут сами выбирать себе спутника жизни.

    В армянской семье главой всегда является мужчина и его слово закон. Поэтому в старину, когда о браке договаривались родители, мнение и желание невесты вообще не принималось в расчет. Собственно и сейчас благословение родителей и близких родственников играет весомую роль.

    Читайте так же:  Традиции япония википедия

    Одним из важнейших пунктов в предсвадебных традициях является выбор свахи, она всегда избирается из родных жениха. Сваху должна знать невеста и ее родственники, она представляет интересы жениха. Ее иначе называют «миджнорд кин».

    Когда жених определился с выбором, то сваха регулярно посещает дом невесты, пытаясь получить от родных согласие на союз. Как только взаимопонимание достигнуто, жених может засылать сватов.

    Сватовство

    Сватовство тоже важный ритуал, который также требует соблюдения определенных правил:

  • В первую очередь договариваться о браке в дом невесты приходят только мужчины. Среди родственников жениха выбирается главный, который будет вести беседу.
  • Родители невесты должны накрыть хороший стол для сватов.
  • Давать согласие на союз не принято с первого раза, поэтому сваты несколько раз должны прибыть в дом невесты.
  • Разговаривать о причине визита также нельзя с порога, прежде нужно поговорить об иных вещах: погоде, быте и др. Только потом вскользь упомянуть о сватанье невесты, при этом всячески расхваливая будущего жениха.
  • Как только девушка засватана, можно назначить дату помолвки и обговорить все нужные приготовления.

    Церемония помолвки

    Помолвка является следующим этапом армянской свадьбы. Богатый стол накрывается не только в доме невесты, но и жениха. Перед тем как поехать к дому будущих родственников, родители жениха должны созвать близких и дальних родных, чтобы те преподнесли дары невесте.

    Непродолжительное застолье, на котором будут звучать дружеские пожелания и поздравления, плавно перетекает в поездку к невесте, чтобы уже там продолжить празднество. В старые времена в честь радостного события отец жениха посылал родителям невестки мясо теленка или барана.

    На современную помолвку родители невесты за свой счет накрывают на стол. В качестве подарков для невесты преподносят:

  • Деньги;
  • Украшения;
  • Другие ценные вещи, которые пригодятся в хозяйстве.
  • Чем дороже дары, тем в более выгодном свете выглядит будущий жених.

    Встречать гостей принято родителям невесты, сама же новобрачная ожидает в отдельной комнате, пока ее не пригласят. Выводит к гостям невесту главный представитель жениха «кавор», ее сопровождают подруги. Девушку усаживают за стол к жениху, и начинается веселье.

    Кавор торжественно объявляет, что помолвка состоялась, и жених надевает будущей супруге на безымянный палец заранее приготовленное кольцо. Мать жениха в качестве дара вручает золотые часы.

    Звучат поздравления, и дарятся подарки от родных. Звучат традиционные песни, обычно исполняются грустные мелодии, как бы напоминая, что невеста скоро покинет отчий дом:

    • Узундара. Исполняется в конце застолья, после чего невеста передается жениху и покидает родительский дом.
    • Во время церемонии обручения обсуждаются между родителями обеих сторон все нюансы будущей свадьбы, а также дата ее проведения. Еще обговаривается приданое, хотя и не прямым текстом, выясняется, что невестка возьмет с собой в дом мужа.

      В старину молодые не присутствовали на свадьбе, это традиция изменилась совсем недавно, но и сейчас новобрачные недолго задерживаются за столом и покидают празднество. А потом разворачивается настоящее веселье.

      Обряд венчания

      Особенным у армян считается выбор наряда для невесты, традиционно его преподносят родные жениха. После того как помолвка состоялась, назначается день, когда уважаемый представитель жениха кавор приезжает с другими родственниками и друзьями, чтобы забрать невесту для примерки или подбора платья.

      Такое событие также сопровождается музыкой и танцами еще до подъезда к дому невесты. Родные девушки щедро одариваются специальными подносами, на которых находятся горы сладостей и иных подарков, «сини». Примерка свадебного наряда проходит под наблюдением жены кавора, а подруги девушки помогают ей облачиться.

      Уже после того как все приготовления выполнены, сваты во главе с кавором сопровождают невесту в храм на церемонию венчания. Кавор выполняет роль посаженного отца, и следит за тем, чтобы никто не преграждал путь молодым и не разделял их. Для этого у груди невесты держат свисающий конец от пояса жениха.

      Особенной чертой в обряде венчания у армян является, повязывание на руки молодых специальных нитей или шнура. Он связывался из зеленой и красной нитей.

      У армян есть традиция, если после свадьбы в дом невесты послан представитель жениха с красным яблоком, значит, новобрачная целомудренна. Это до сих пор является важным ритуалом, который приносит уважение семье невесты.

      Современные армянские свадьбы

      Издавна армяне праздновали свадьбу в осенний или зимний периоды. Соблюдение этой традиции актуально и сейчас, ведь осенью после сбора урожая столы ломятся от праздничных блюд. А молодые полны сил и энергии, что гарантирует здоровое потомство.

      Сохранение старинных традиций в таких важных моментах жизни, помогает помнить о предках, их укладе жизни. Свадебные приметы также являются неотъемлемой частью жизни, помогая добиться счастья и благополучия в будущей семье.

      Заключение

      Армяне одни из немногих в наше время остаются непреклонными в вопросах выполнения всех положенных предсвадебных обрядов.

      Один размах празднества чего стоит, если вам посчастливится побывать на такой свадьбе, вы ее никогда не забудете. На пиршество приглашаются не только близкие и дальние родственники, но и совершенно посторонние люди. Подобный обычай говорит о щедрости и гостеприимстве армян.

      Каждое свадебное пиршество длится не менее трех дней, а бывает дольше, и все это время не умолкает музыка и песни. Стоит особо выделить народные песни, которые традиционно исполняются на свадьбах. Это красивые мелодии, исполняемые на традиционных музыкальных инструментах, а смысл вложенный в текст песни полностью соответствует атмосфере праздника.

      Армянские свадебные традиции

      Памятка туристу, Культура, Мифы, легенды, истории в Армения, Ехегнадзор; Армения, Армавир

      В связи с тем, что я сама недавно была в роли невесты на армяно-русской свадьбе, и на деле знакома с традициями и обычаями проведения традиционных армянских свадеб, то взяла на себя смелость описать все, что мне известно по этому вопросу в данной заметке.

      Хотелось бы отметить, что официальное рождение нашей семьи происходило в два этапа. Первый – регистрация брака перед государственными органами в ЗАГСе города Москвы. Вторая – венчание в армянской церкви города Армавир и торжественное застолье с приглашенными гостями в ресторане.

      Поскольку супруг мой русский, то в нашем праздновании присутствовали помимо армянских еще и русские обычаи. Такие как встреча молодоженов караваем с солью, разбивание тарелок перед входом в помещение и т.п. Но многие из армянских обрядов схожи с русскими.

      Так, например, в России традиционно мать жениха встречает молодоженов хлебом с солью и с напутствующими словами, а после молодых, остальные гости перед тем, как войти в дом, обязаны отломить краюшку хлеба, макнуть ее в соль и съесть. Согласно армянской традиции мать невесты на обе плечи каждого из молодых укладывает по лавашу. Кроме того, у армян принято угощать молодых ложкой меда в качестве пожелания сладкой жизни. Таким образом, обе хлебные процедуры символизируют пожелания родителей достатка и благополучия молодой семье. Нас же встречали родители со стороны жениха – караваем с солью, со стороны невесты – лавашем и медом.

      За столом молодоженов обычно усаживают крестных отца (кавор) и мать (кавор кин) по правую сторону, и незамужнюю девушку (харснакуйр) и неженатого парня (азаббаши) по левую сторону от молодой пары. Нередко кавора назначают тамадой. При этом кавор в армянской семье — это и шафер на свадьбе, и крестный на венчании и потом крестный всех будущих детей у молодоженов. Но, в отличие от русских православных традиций, где крестный и крестная не должны состоять в официальном браке, в армянской церкви это разрешается. Так, нашими крестными на свадьбе были супруги, которые были крестными при моем крещении.

      В старых армянских традициях, стороны до свадьбы обсуждали количество «макаров» (делегатов), которые пойдут за невестой. Макары окружали как телохранители жениха и охраняли его от всяких неожиданностей. В условиях исторического окружения армян турками, курдами и другими враждебными племенами была велика опасность кражи армянских девушек, поэтому макары – это скорее мужественные вооруженные молодые парни (20-50 чел), задачей которых являлась безопасность всей свадебной процессии.

      Процессия Макаров приближалась к дому невесты с громкой музыкой, восклицаниями и шумом, молодежь из числа гостей со стороны невесты встречала их тоже с шумным весельем. С течением времени потребность в вооруженных сильных макарах отпала, но традиция шумного шествия к дому невесты осталась.

      В день торжества перед домом или во дворе невесты шумной толпой танцуют женщины из близкой родни жениха. Они преподносят «сини» — подносы с подарками невесте. В одном подносе — свадебный наряд невесты со всеми аксессуарами, в другом — подарки отцу, матери и всем остальным членам семьи, а в третьем – изысканные напитки, фрукты и сладости. Они с этими подносами танцуют до тех пор, пока со стороны невесты близкие женщины и девушки не возьмут у них это из рук и не вручат в ответ символические маленькие подарки. Эти сини потом мать невесты наполнит подарками и пошлет обратно матери жениха.

      Согласно древним поверьям подвенечное платье дарят традиционно родители будущего мужа. Невесту одевают во все, что ей принесли на подносах — сини. Когда выводят из дома невесту, ее брат или другой близкий родственник, (мальчик –подросток) у ворот перекрывает путь молодым и не хочет отпускать свою сестру. Тогда ему кавор дает символический выкуп. На нашем торжестве первая часть песен и плясок была опущена, но двоюродный брат школьного возраста настоял на выкупе, придерживая дверь кинжалом, и отпустил всех из дома только после щедрого денежного вознаграждения со стороны крестного.

      Армянская свадьба отмечается с большим размахом, и в ней участвуют все родные и близкие. Обычно на свадьбу приглашают всех ближних и дальних родственников, друзей, друзей родственников и просто мало знакомых людей. В некоторых селах в торжестве могут принять участие абсолютно все жители села. Так, самая скромная по-армянским меркам свадьба состоит из 50-100 человек. На свадьбе моих родителей принимали участие около 300 гостей и размещали их в шатрах, протянутых прямо на проезжей части улиц. Наша свадьба была совсем скромной, поскольку на нее были приглашены лишь 50 человек из числа родственников.

      Таинство Венчания совершается Церковью и это теснейший союз из когда-либо заключаемых, который вообще могут установить два человека. В России венчание воспринимается в качестве серьезного шага, и не каждый готов пойти на него. В то время как в Армении ЗАГСу отводят второстепенное место и брак считается заключенным только после венчания в церкви.

      Сама процедура венчания очень схожа с православной. Таинство венчания начинается с моментам, когда жених с невестой заходят в храм и становятся в центре зала. Перед ними обычно стоят с зажженными свечами харснакуйр и азаббаши, позади пары встает крестный со своей супругой. Справа от священника должен стоять жених с крестными, а по левую руку – невеста с харснакуйрем и азаббаши.

      Обычно церемония венчания начинается с чтения молитвы «Отче наш» на армянском языке. После этого уже сам священник вместе с хором поет ряд молитв, по канону соответствующих обряду венчания. После этого наступает момент повторного обмена кольцами, но уже при участии священника. Для этого он забирает кольца у молодых, освящает их, а затем помогает им надеть. Следует также учесть, что как обручальные, так и венчальные кольца молодожены надевают на указательный палец левой руки (в России – правой). Поэтому после ЗАГСа мы носили кольца на правой руке, после венчания – на левой, а в Грузии уже вернули на правую руку (как и в России, в Грузии кольца носят на правой руке).

      Когда кольца надеты, батюшка соединяет руки новобрачных, вкладывая правую ладонь невесты в правую ладонь жениха. Далее следует кульминация свадьбы. Священнослужитель задает жениху вопрос: «Сын мой, готов ли ты до конца жизни быть главой семьи и заботиться о своей жене?» Вопрос к невесте звучит несколько по-другому: «Дочь моя, готова ли ты до конца жизни быть покорной твоему мужу?». Если и жених, и невеста дают положительные ответы, то брачный союз состоялся.

      Разница в вопросах к жениху и невесте отражает традиционные, патриархальные представления армянской семьи. Мужчина является главой семьи, что и подчеркивает церемония венчания. Сейчас мужчина и женщина в армянской семье полностью равноправны и многие современные армянские женщины успешно работают, занимаются бизнесом, но все-таки традиционные представления о семейной гармонии у армян сохраняются.

      После заключения брачного союза священник и хор исполняют духовное песнопение «Ура Лер Сурб егехеци»(Радуйся, Святая Церковь). Далее читается молитва, в которой батюшка просит Господа благословить новый брачный союз. Священник читает благословляет молодых и передает крест в руки крестного отца, который должен держать его над головами молодых. Затем священник надевает на головы жениха и невесты золотые короны, которыми они, склонив головы, должны соприкоснуться. Все эти действия символизируют снисхождение благодати на молодых и получение ими благословения на всю будущую совместную жизнь.

      В конце церемонии молодым преподносится бокал вина. Они пьют вино из одного бокала. Наступает самая трогательная процедура венчального обряда: молодая пара, стоя на амвоне, у алтаря, принимает поздравления родных и близких. После завершения венчания молодожены обычно ставят свечи около какой-либо иконы и вместе с родственниками и друзьями покидают храм, чтобы отпраздновать свадьбу.

      После выпускания голубей и небольшой фотосессии, проведенной в центральном парке города рядом с церковью, мы направились в ресторан, расположенный в непосредственной близости от церкви и парка, где нас уже ждали гости. Абсолютно весь сценарий ресторанного торжества с совместным дуэтом молодых, свадебным вальсом и прочим составлялся мной в соответствии с принятыми в Армении и России практиками празднования. Среди отличительных армянских особенностей можно выделить кражу туфли невесты и таросики.

      Армянские таросики представляют собой небольшие красивые сувениры – корзиночки, мешочки, коробочки с конфетами и драже. Смысл заключается в том, что в таросике спрятана частичка любовной сладости брачующихся. Что характерно, в таросиках должно находиться нечетное количество конфет, поскольку оно ассоциируется с единым неделимым целым вновь образованной семьи.

      Слово таросик сформировалось как уменьшительно-ласкательное от армянского слова «тарос». Обычно говорят: «тароса кез», что переводится как «передаю тебе». Таросики используются на свадьбах и крестинах, а эти праздники являются одними из самых важных и счастливых событий в жизни каждого человека. Армянский народ очень добрый и гостеприимный, вот и было решено в далеком прошлом, передавать частичку своего счастья гостям, разделяющим с Вами радостное событие, в виде таросика.

      Чаще всего, таросики вручают незамужним девушкам после бросания букета невесты. Девушка, получившая таросик, должна перед сном съесть конфеты, а сам таросик подложить под подушку. Согласно поверью, в первую брачную ночь молодоженов совершившая указанное девушка увидит во сне своего суженного.

      Кроме того, на армянской свадьбе принято щедро благодарить музыкантов, поскольку ни одна свадьба не проходит без зажигательных танцев до упаду. Гости вручают деньги, предназначенные для музыкантов, не им самим, а танцующей паре. Пока длится танец, танцующим (в данном случае жениху с невестой и обычно даже только одной невесте) в руку между пальцами закладывают денежные купюры. Эти купюры она по окончании танца должна отдать музыкантам. Кстати сказать, такая форма благодарности музыкантам существует и по сей день. В нашем случае, да и во многих городах, уже не играет живая музыка, с диджеем договариваются на определенную сумму, а собранные на свадьбе деньги молодожены оставляют себе.

      В старину мать невесты должна была оставаться у себя дома и не принимать участия в свадебном пиршестве, но сейчас эта традиция уже изжила себя. Свадебное пиршество продолжается до поздней ночи, после чего гости расходятся и остаются только близкие родственники.

      В традиционных патриархальных армянских семьях остается и соблюдается обряд подтверждения невинности будущей жены. После первой брачной ночи в родной дом честной и ответственной невесты отправляется гонец с хвалебным для родителей красным яблоком. Но сейчас эта традиция уже изжила себя, не смотря на то, что в Армении все еще действует культ девственности.