Военные традиции в армии

Военные традиции в армии

Традиции офицеров Российской Армии (адаптированный отрывок из статьи Виниченко)

Военные традиции — это исторически сложившиеся в армии и на флоте передающиеся из поколения в поколения идеи, правила поведения, нравственные качества, обычаи и другие общественные установления военной организации, связанные с выполнением боевых задач, воинской службой и бытом военнослужащих. Боевые традиции русской армии всегда являлись источником мужества. К ним относятся любовь и беззаветная преданность Родине, беспредельное служение своему народу, верность воинскому долгу, патриотизм, постоянная готовность к защите Отечества, верность военной присяге, мужество, войсковое товарищество, уважение командира и защита его в бою. Этот ряд можно продолжать довольно долго. Остановимся на некоторых из них.

Осенью 1700г. Преображенский и Семеновский полки спасли от разгрома русские войска под Нарвой. Русские гвардейцы, несмотря на то, что кровь лилась рекой, не дрогнули. Прославленные драбанты Карла ХII, создавшего сильнейшую армию в Европе, вынуждены были уступить мужеству первых русских гвардейцев. С той поры Петр повелел гвардейцам носить вместо зеленых чулок — красные, в знак того, что они сражались у переправы, стоя по колено в крови. Из действенного характера русского патриотизма вытекают и такие замечательные боевые традиции, как индивидуальный и массовый героизм, стойкость в бою, храбрость и неустрашимость. Выдающийся французский писатель Стендаль писал, что он нашел в России «патриотизм и настоящее величие. — самое удивительное моральное явление в нашем столетии».

Великая Отечественная война показала, что советский воин обладает храбростью, проявляет подлинный героизм на поле боя. Свидетельством тому: битвы под Москвой, Сталинградом, за Берлин и многие другие. За годы войны за мужество и героизм свыше 11,6 тыс. советских солдат, офицеров, генералов были отмечены званием Героя Советского Союза. Есть одна боевая традиция, отличающая российских солдат и офицеров от воинов многих армий мира. Это — готовность умереть. Причем умереть с честью, с чувством выполненного долга.

Фридрих Великий после Цорндорфского сражения про российских солдат и офицеров сказал: «Этих людей можно скорее перебить, чем победить». В годы Великой Отечественной войны более 200 раз был повторен подвиг политрука А.Панкратова и рядового А.Матросова, грудью закрывших амбразуру вражеского дота. Гитлеровская армия не знала ни единого «матросовского» поступка. Свыше 300 раз был повторен подвиг экипажа капитана Н.Гастелло, врезавшегося на горящем самолете в скопление вражеской техники.

Мастерское управление войсками — важнейшая традиция офицерского корпуса. Офицеры всегда были профессионалами своего дела, постоянно совершенствовали свое умение в командовании вверенными им частями. Высокий профессионализм показали офицеры и солдаты в кампании 1770г. в сражении у реки Кагул. У Румянцева было около 17 000 чел. Турки, под командованием визиря Молдаванчи, имея 150 000 чел., были уверены в своей победе и не спешили с наступлением. Румянцев упредил турок и 21 июля атаковал их. В результате русские войска одержали блистательную победу. При этом турки потеряли до 20 000 убитыми и ранеными, свыше 2 000 пленными. Наш урон — 960 чел. После этого Румянцев организовал энергичное преследование. В итоге противник был наголову разбит. Спрятавшись за Дунаем, Молдаванчи смог собрать из своей армии всего 10 000 чел. Вот менее известный, но не менее блистательный пример превосходных действий российских офицеров со своими солдатами в русско-персидскую войну 1804—1813 гг.

В 1812г., когда Наполеон сидел в Кремле, генерал Котляревский решил сразиться с армией Аббаса-Мырзы, насчитывающей 30 000 чел, при 12 орудиях. Он взял с собой 2221 чел. — испытанных соратников — Грузинских гренадер и егерей при 6 орудиях и двинулся на персов. 19 октября 1812г. Котляровский неслыханно дерзкой атакой напал на персидскую армию при укреплении Асландуз. После отчаянной борьбы противник был отброшен в укрепленный лагерь и там, в ночной сокрушительной штыковой атаке наголову разбит. Персидская армия потеряла 9 000 убитыми и 537 пленными. Захвачено 5 знамен, 11 орудий, 35 фальконетов. Наш урон — 127 чел. Так была поддержана традиция русского офицерства воевать не числом, а умением. В годы Великой Отечественной войны появились военные асы видов и родов вооруженных сил: артиллеристы, танкисты, летчики, моряки и т.д. Были и танковые асы. Вот некоторые из них.

Лейтенант Дмитрий Лавриненко из героической 4-й танковой бригады, которой командовал полковник Михаил Катуков — ас номер один в танковых войсках. На счету экипажа Лавриненко 52 уничтоженных немецких танка в 1941г. Экипаж старшего лейтенанта Зиновия Колобанова 19 августа 1941г. за три часа боя в районе совхоза «Войсковицы» Ленинградской области уничтожил 22 танка противника. Командир танка 15-й танковой бригады лейтенант Семен Коновалов со своим экипажем 13 июля 1943г. в районе хутора Нижнемитякин Ростовской области уничтожил 16 танков, 2 бронеавтомобиля, 8 автомашин с гитлеровцами.

Наряду с прогрессивными традициями, среди офицеров существовали и существуют негативные. Если лучшие боевые традиции связаны с такими прославленными военачальниками, как Румянцев, Суворов, Нахимов, то худшие нередко связывают с именами Петра III, Павла I, Аракчеева. Их называют «пруссаческими» или «гатчиновскими».

«Гатчиновщина» — это бездумное и бездушное выполнение всего, что приказано, предписано. Самое страшное то, что «гатчиновщина» предоставляет возможность серым и бездарным, безынициативным личностям большие полномочия. В «пруссаческой» системе легко можно скрыть свою лень и бестолковость, выполняя «циркуляры» и ссылаясь на то, что это приказано свыше. Такие «традиции» были присущи армиям различных стран мира (российской в том числе). Но следует подчеркнуть, что Российская Армия ни разу не выиграла ни одного крупного сражения, готовясь по «прусской» системе.

Проблема заключается в том, что «пруссачество» очень хорошо приживается в мирное время. Оно точит армию изнутри. Нелегко, а нередко уже и некому убрать офицера, живущего по «гатчинской» системе. Он исполнителен, учтив, подобострастен, предугадывает желание начальника, никогда не спорит, не отстаивает свою точку зрения (ее у него нет) — очень удобный офицер-подчиненный. Но это в мирное время. Боевая обстановка требует инициативных, решительных, грамотных командиров на всех постах, особенно на высших. А где их взять? «Пруссачество» уже переродило офицеров. Такая армия обречена на поражение. Это надо помнить.

Отличительной особенностью офицера на протяжении веков оставалась офицерская честь. Она всегда считалась главным его моральным качеством, непреходящей нравственной ценностью. С понятием офицерской чести неразрывно связана неприкосновенность личности офицера. Никто и никогда, несмотря ни на какие заслуги, не мог быть произведен в офицеры, если он когда-либо подвергся телесным наказаниям. Более того, офицер, подвергшийся оскорблению действием, т.е. побоям, должен был уходить со службы.

С самого зарождения офицерского корпуса вопросы чести мундира, как правило, решались на дуэлях. Первые поединки состоялись в конце ХVII в. Однако с введением регулярного войска отношение к поединкам изменилось. «Краткий Артикул» (1706г.) и «Устав воинский» (1715г.) Петра I предусматривали смертную казнь и конфискацию имущества не только дуэлянтов, но и секундантов, присутствующих при поединках. Дела об оскорблении призван был решать военный суд. «Манифест о поединках» (1787г.) Екатерины II предусматривал пожизненную ссылку в Сибирь всякого, обнажившего шпагу, и смертную казнь, если поединок завершился ранениями, увечьями, смертью. Но, несмотря на это 1840—1860 гг. стали эпохой расцвета дуэлей в России.

В конце ХIХ в. рассмотрение вопросов чести мундира офицера проводилось в основном судами чести. 20 мая 1894г. приказом по военному ведомству № 118 были введены в действие «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», нашедшие затем свое закрепление в 4-й главе Дисциплинарного устава. Судам чести в случае возникновения ссор предоставлялось право признания возможности примирения или необходимости поединка. В случаях, когда судом чести принималось решение о необходимости поединка, а кто-либо из поссорившихся офицеров уклонялся от дуэли и в то же время не подавал прошения об отставке, командир части обязан был по истечении 2-х недельного срока выйти с ходатайством об увольнении данного офицера. С 1894 по 1910г. в русской армии состоялось 322 поединка (дуэли), из них 256 — по постановлению судов чести, 19 — помимо них, 47 — с разрешения командира части. В 315 поединках использовалось огнестрельное оружие (с дистанции от 12 до 50 шагов). В остальных случаях — холодное оружие.

В поединках за этот период приняли участие: 4 генерала, 14 штаб-офицеров, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 поручиков, подпоручиков и прапорщиков, 72 гражданских лица. Смертью или тяжелым ранением закончилось 30 поединков. Остальные были бескровны или закончились легкими ранениями одного или обоих участников. Ни одно дело об офицерских поединках не было доведено до судебного разбирательства. В полку, кроме суда чести, существовало иное наказание: провинившемуся офицеру товарищи переставали подавать руку. И если дело доходило до этого, то данный офицер должен был, либо перевестись в другой полк, либо подать в отставку.

Женитьба офицера также была «под прицелом» его товарищей, следивших за пристойностью брака. Интересным был порядок вступления офицеров в брак. Существовал целый ряд ограничений. Согласно Закону об офицерских браках, запрещалось жениться до 23 лет, а в возрасте 23—28 лет — при наличии имущественного обеспечения, приносящего не менее 250 руб. годового дохода и при наличии пристойного брака.

Юнкерам, подпрапорщикам и портупей-поручикам женитьба была запрещена. Разрешение на брак испрашивалось рапортом на имя полкового командира, а также требовалось согласие офицерского общества полка. Не разрешался брак на особе предосудительного поведения, разведенной, на дочери человека неблаговидной профессии (например, ростовщик), танцовщице, цыганке.

Ни бедность невесты, ни незначительность ее общественного положения не влияли на решение общества офицеров полка. Но на девушке малограмотной, невоспитанной, аморальной офицер не смел жениться. Если офицер вступал в брак без разрешения начальства, то за это он подвергался дисциплинарному взысканию или увольнялся со службы. Сегодня наше общество переживает не лучший этап своего развития.

Продолжается кризис в экономике. Растет преступность. Девальвируются такие ценности, как патриотизм, долг, честь, служение Отечеству. Нынешний период наследования традиций характеризуется глубоким нравственным кризисом, постепенной утратой вчерашних приоритетов, отсутствием социальных механизмов для возрождения прогрессивных традиций офицерского корпуса. В связи с этим хотелось бы напомнить, что все трагедии России начинались с развала армии, ее офицерского корпуса. Решение возникающих проблем должно быть направлено на утверждение государственности, материальной и социальной защите офицеров, на реальную законность в обществе, на повышение роли и престижности профессии офицера, на возрождении и развитии прогрессивных традиций, ритуалов в Вооруженных Силах Российской Федерации. Анализ истории становления, развития офицерского корпуса Отечества и его традиций позволяет извлечь некоторые исторические уроки.

Первый урок вытекает из исторического решения проблем духовно-нравственного обеспечения национальной безопасности страны. Он заключается в том, что наиболее верным духовным основанием воинской службы выступают идеи служения Родине и защите национальных интересов, национальной идеи, очищенной от всяких националистических извращений. В этом направлении должна строиться вся воспитательная работа и морально-психологическая подготовка личного состава в современных условиях.

Второй урок состоит в том, что во время крутых перемен в политической жизни страны бездумность и неосторожность государственного руководства в отношении традиционных устоев армии может привести к самым печальным последствиям. Невозможно реформирование военной организации страны без опоры на старые, испытанные традиции.

Третий урок заключается в том, что полноценное использование идей развития вооруженных сил иностранных государств возможно только в том случае, если они сообразуются с местными условиями, с характером и национальным духом российских солдат и офицеров. Есть ли будущее у офицерского корпуса? Несомненно, есть. Это подтверждает логика исторического развития общества в целом и российского в частности. Необходимость в офицерах существует, как существует необходимость выживания России, становления ее как мощного, свободного государства

Боевые традиции Вооруженных Сил России

Боевые традиции российских Вооруженных сил – это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих.

Многие государства мира имеют свои боевые традиции, содержание которых складывается в каждой стране с учетом своих исторических особенностей.

Боевые традиции определяются общественным и государственным строем, а также характером национальных особенностей и предназначением вооруженных сил.

Свои неповторимые традиции есть у каждого вида и рода войск, у пехотинцев и танкистов, у летчиков и моряков, у каждой части и у каждого подразделения. Как правило, эти традиции связаны с историей данного коллектива или рода войск, его профессиональными особенностями, героическими или другими событиями.

Однако есть много общих традиций для всех Вооруженных сил России.

В героическом прошлом России и ее военных традициях мы черпаем силу и мудрость.

Важнейшими боевыми традициями российских Вооружённых сил являются:
– преданность Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к ее защите;
– верность Военной присяге, военному долгу, массовый героизм в бою;
– верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;
– товарищество;
– неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля.

Патриотизм, верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основа героизма

Патриотизм

Патриотизм(от греческого patris– родина, отечество) – это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.

Каждый должен уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию.

Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты.

Что ж, и смертной тревогой опутан,
Не мечтая о лучшей судьбе.
Я до самой последней минуты,
Буду верен, Отчизна, тебе.
Из блокнота, найденного в фашистском концлагере Заксенхаузен.

Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами. Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе.

И ты, великодушная на диво,
казни меня забвеньем, коль солгу.
И без меня ты можешь быть счастливой –
я без тебя, Россия, не могу.
С. Викулов

Верность воинскому долгу

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условии жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы. Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны – воинский, к товарищам – товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство.

Читайте так же:  Провести ритуал на любимого

Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят. «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.

Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу.

Долг – это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.

Воинский долг

Воинский долг– это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил.

Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно – с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей.

Каждому важно понять, что воинский долг – не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.

Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.

Просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И. Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу… нанести врагу как можно больший урон».

Испокон веков о человеке судят по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий.

Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998 г.). «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, – отмечается в Законе, – составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу.

Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь.

История войн, которые пришлось вести народам России в защиту Родины, – это история воинской доблести и солдатской славы.

В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, измена Родине всегда не только осуждались, но и жестоко карались.

Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812 г. В этот период на защиту Родины встали все – и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые, и мужчины, и женщины, то есть все, кому дороги свобода и независимость Родины.

Традиции патриотизма и верности Родине в наибольшей мере проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе страны Отечественная война изобилует тысячами примеров самопожертвования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вражеского самолета или направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на виселице, но не становился предателем.

За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.

В настоящее время российские воины, в значительной мере воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают их славные боевые традиции. Так было в 1969 г. на острове Даманский, в 1978–1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике в 1995–1996 гг. и в конце 90-х.

Казалось бы, годы предательства, лжи и равнодушия должны были вытравить в людях, особенно в молодежи, историческую память самопожертвования, но такого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников явил всему миру, что русские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь «за други своя».

Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на безымянной высоте у селения Улус-Керт, в Аргунском ущелье Чечни. Девяносто героев, принявших неравный бой с двумя тысячами вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага Их подвиг можно сравнить с битвой в Фермопильском ущелье трехсот спартанцев против полчищ персов, шедших завоевывать Грецию. Они все погибли, но своим подвигом-примером спасли свою Родину.

Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие, в жизнь вечную. Много было сказано о них красивых слов политиками, маршалами, полами. Но разве могут они сравниться со словами вдовы Героя, Алексея Владимировича Воробьева, Людмилы, прозвучавшие на всю страну: «Я хочу, чтобы Алеша знал, что его сына я воспитаю таким же, как он».

А те, кто любит Россию, всегда будут помнить, что наши ребята гам, на безымянной высоте, стояли насмерть. За нас, за наших детей, за нашу Родину!

Память поколений – дни воинской славы России

Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. В дооктябрьский период Русской Православной Церковью были установлены так называемые викториальные дни, в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, поднимаясь над буднями, по-особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою сопричастность к славным деяниям наших предков.

Возрождая одну из лучших российских военных традиций, 13 марта 1995 г. был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» (№32-ФЗ), в список которых вошли часть викториальных дней и наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периодов.

В соответствии с данным законом установлены дни воинской славы России:

18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.).

21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.).

7 ноября – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.);

10 июля – День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.).

9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.).

24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.).

8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 г.).

1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.).

23 февраля – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) – День защитника Отечества.

5 декабря – День начала контрнаступления советских войск под Москвой (1941 г.).

2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.).

27 января – День снятия блокады города Ленинграда (1944 г.).

9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (1945 г.).

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности войск

В далекие времена славянские воины, следуя решениям, которые принимались по военным вопросам на собрании племени – вече, давали клятву. В клятве обещалось: в бою стоять насмерть за отца, мать, брата и сына, а также за жизнь своих сородичей. Попадание воина в плен считалось величайшим позором. Уже тогда слово чести ценилось очень высоко. Воин в любых условиях обязан был быть верным ратному сообществу. Этот древний обычай взаимовыручки и взаимопомощи в бою стал одним из основных в ратных делах славянских дружин.

Русская армия всегда отличалась внутренней спаянностью, крепким, единым военным организмом. Солдат видел и сознавал свою силу в военном коллективе, в котором он был одним из членов большой и дружной семьи

Солдат всегда дорожит войсковым товариществом и знает, что если он, не щадя своей жизни, выручит товарища, то в опасной ситуации сам получит помощь.

Воинский коллектив – объединенная группа людей, занятых несением военной службы, выполнением задач, вытекающих из функций Вооруженных сил Российской Федерации.

Как правило, это различные по предназначению и численности воинские формирования. Их состав обычно определяется организационной структурой поиск. Воинские коллективы бывают первичные (воинские подразделения) и вторичные (воинские части, военно-учебные заведения).

В первичных воинских коллективах происходит постоянное межличностное общение и взаимодействие.

Коллектив обладает как официальной (формальной), так и социально-психологической (неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Характер отношении между формальной и неформальной структурами существенно влияет на жизнь и деятельность воинского коллектива, на выполнение его членами своего воинского долга.

Через первичный воинский коллектив воин входит в коллектив части, ощущает свою принадлежность к соответствующему соединению, объединению, роду войск и виду Вооруженных сил. Всем укладом армейской жизни воины подразделения поставлены в такие условия, когда на занятиях, в походах, на боевом дежурстве, в казарме и на отдыхе они действуют сообща, чувствуют локоть друг друга, пульс своего коллектива.

Служебная деятельность и поведение военнослужащих, их взаимоотношения регулируются законами, воинскими уставами, инструкциями, наставлениями, приказами и распоряжениями начальников.

Юноша, призванный в Вооруженные силы Российской Федерации, находясь в составе воинского коллектива (отделения, экипажа, взвода, роты, боевой части), обязан выполнять свой конституционный долг. Он должен быть верен Военной присяге, умело, мужественно, не щадя своей жизни защищать Родину.

Во многом этому способствует воинский коллектив, где взаимоотношения строятся на высокой нравственности и взаимном уважении. Гласность, социальная справедливость, взаимное доверие, дружба между воинами различных национальностей, уважение их чувств, религий, традиций (обычаев) – вот норма его жизни и деятельности.

Руководителем воинского коллектива является командир-единоначальник. Он отвечает за сплочение подразделений, воинское воспитание подчиненных, за создание в коллективе товарищеской обстановки и боевого настроения. Командир выступает перед воинами не только как воспитатель, но и как товарищ, член единого воинского коллектива, которому дороги его честь, успехи в учении и бою. Воинский коллектив обладает большими воспитательными возможностями, влияет во многом на поступки воинов, их поведение. Воспитательная роль коллектива определяется силой его воздействия, целенаправленностью практической деятельности, взаимной требовательностью, характером отношений между воинами, сложившимися традициями и т.д.

Сила воинского коллектива – в его моральном воздействии, выраженном в форме общественного мнения. Оценка коллектива – сильный моральный стимул деловой и общественной активности воина, побуждающий к постоянному самосовершенствованию, равнению на передовых, развитию коллективизма. Каждый военнослужащий проникается чувством ответственности не только за свое дело, но и за работу всего воинского коллектива. Важное средство воспитания военнослужащих в коллективе – положительный пример.

Дух товарищества, красота человеческих взаимоотношений всегда способствовали победе.

Возвращавшиеся в строй после лечения в медсанбатах бойцы и командиры стремились попасть в родную часть. Прекрасно об этом сказал в поэме «Василий Теркин» А. Твардовский:

В современных условиях роль дружбы, коллективизма и войскового товарищества еще более возрастает.

Это связано с тем, что выполнение возложенных на войсковые коллективы задач сопряжено с риском, опасностью, особенно при ведении боевых действии и при несении боевого дежурства. В этих условиях чувство коллективизма и взаимная выручка зачастую имеют решающее значение.

Современный бой происходит скоротечно, в высоком темпе. В войсках велико насыщение огневыми средствами, поэтому требуется четкое взаимодействие между всеми частями и подразделениями, ведущими бой.

Воинский коллектив на все время службы по существу становится второй семьей, а корабль – вторым домом. А в хорошем доме всегда складываются добрые и дружеские отношения, царит атмосфера взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.

Хорошо известно, что успех любого подразделения, части (корабля) складывается из достижений каждого воина. Если воин служит небрежно, ленится, отстает в учебе, слабо изучает боевое оружие, то и в бою он может подвести товарищей и сам окажется в сложной ситуации.

1. «Вопросы воинского воспитания», Сборник статей, Москва, Воениздат – 1985 г., – 178 с.

2. «О долге и чести воинской в Российской Армии», Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва – 1990 г.

3. Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке», издательство «Советская школа», Киев – 1983 г. – 346 с.

4. «Проблемы воинского воспитания», Воениздат, Москва-

5. «Основы безопасности жизнедеятельности», изд-во АСТ, М, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, 2006 г.

6. Корсновский А.А. «История русской армии» М. 92 г.

7. Мессюр Вакар «Российские офицеры» М. 95 г.

8. Нравственные основы воинской дисциплины. М. 87 г.

9. Серых В.Д. «Воинские ритуалы» М. 86 г.

10. Гречко А.А. Вооруженные Силы Советского государства. М: Воениздат, 1974

11. «О долге и чести воинской в Российской Армии», Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва – 1990 г.

12. Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе от 28 марта 1998 года №53-ФЗ, Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года

Боевые традиции вооруженных сил РФ

ПЛАН

Проведения боевого информирования

ТЕМА: «БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ — ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ»

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:

Без того ценного, что накоплено предшествующими поколениями во всех сферах жизни и деятельности, новое поколение обойтись не может. Более того, хорошее знание опыта старших, опора на все лучшее, что в нем есть, использование и развитие, обогащение этого лучшего — обязательное условие преемственности поколений, выполнения молодежью своей миссии продолжателей дела дедов и отцов.

Читайте так же:  Ритуалы вручения боевого знамени

Живая связь поколений Во все времена в жизни каждого народа и его армии важную роль играли традиции – установившиеся определенные действия и отношения (обычаи и правила поведения), соблюдение которых стало общественной потребностью. Этот термин, в переводе с латинского означает передачу, предание.

Традиции представляют собой своеобразный способ хранения и передачи социального опыта из поколения в поколение, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, обычаев и убеждений.

Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций и разновидностью профессиональных. Их содержание определяется историческими условиями, государственным строем, спецификой армии.

Воинские традиции далеко не однородны. Одни из них являются общими для всех Вооруженных Сил, другие характерны для определенного рода или вида войск, объединения, соединения, части, корабля, третьи — для определенной воинской профессии. Условия деятельности воинских коллективов также влияют на формирование и проявление воинских традиций.

Обычно, воинские традиции подразделяются:

  • –по степени общности – на общие (характерные для всех Вооруженных Сил) и частные (характерные для определенного вида Вооруженных Сил, рода войск и т. д.);
  • –по степени устойчивости – на устоявшиеся, отмирающие, возрождающиеся;
  • –по степени общественной значимости – на прогрессивные (позитивные) и реакционные (негативные);
  • –по сферам воинской деятельности – на боевые традиции, ратно-трудовые и традиции воинского быта.
  • Наиболее общими и определяющими среди воинских традиций являются боевые, определяющие поведение воинов и воинских коллективов в ходе боевых действий или условиях, приближенных к боевым.

    Боевые традиции — это исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы. Они все время развиваются и обогащаются. Знаменитый педагог А.С. Макаренко называл традиции «социальным клеем». Действительно, боевые традиции «цементируют» воинские коллективы, части, армию и флот в единое целое.

    А образовались они не сразу и не случайно. Эти традиции сложились в ходе многовековой борьбы русского народа с захватчиками. Они выковывались в тяжелом ратном труде, на полях сражений. Какую бы страницу военной истории Отечества мы не открыли, обязательно увидим яркие картины доблести русской армии, примеры верности боевым традициям.

    Важнейшими боевыми традициями Российских Вооруженных Сил являются:

  • –беззаветная преданность своей Родине и постоянная готовность к ее защите;
  • –презрение к предателям, ненависть и непримиримость к врагам Отчизны;
  • –самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;
  • — массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба Отечества;
  • –воинская доблесть, и уверенность в победе;
  • –верность Военной присяге и воинскому долгу, умение стойко переносить трудности военной службы;
  • –любовь к своей части, кораблю, воинской специальности;
  • –верность Боевому Знамени части, Военно-морскому флагу корабля;
  • –войсковое товарищество и коллективизм;
  • –уважение к командиру и защита его в бою;
  • –отдание воинских почестей погибшим в бою;
  • –гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.
  • Рассмотрим эти важнейшие боевые традиции армии и флота подробнее.

    Традиции живут в делах В тяжелых испытаниях родилась и крепла замечательная, основополагающая боевая традиция – любовь к земле предков, к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту.

    На эти отличительные черты русского человека неоднократно указывали наши великие полководцы и военачальники. В частности, известный военный теоретик и педагог генерал М. Драгомиров отмечал, что «русский народ, из среды которого взята главная масса нашей армии, издревле отличается преданностью России». Благодаря этому российская армия всегда имела подготовленные резервы и надежный тыл, а с объявлением войны быстро превращалась в массовую. Широкое добровольческое движение обеспечивало формирование новых частей регулярной армии и позволяло создать многочисленное ополчение.

    С Родиной в сердце, с ее именем на устах наши соотечественники шли на подвиг. Вот, фрагмент одного из миллионов солдатских писем времен Великой Отечественной войны. Его написал в октябре 1942 г. рядовой Юрий Казьмин. Ответа из дома он получить не успел… «Не листай, мама, знакомые листы древних книг, – писал Юрий, – не ходи к деду Архипу Найденову. Не ищи вместе с ним святого чуда. Послушай меня: мы побеждаем смерть не потому, что мы неуязвимы, мы побеждаем ее потому, что мы сражаемся не только за свою жизнь… Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святая святых – Родину. Когда я произношу это слово, мне хочется встать на колени.

    Дорогая мама! Я готов умереть в бою во имя жизни Отечества и не дрогну даже тогда, когда вспомню, что тебе придется остаться одинокой, без сына. Целую тебя крепко. Твой сын Юрий». Эти слова вряд ли могут оставить равнодушным.

    На Руси исстари ненавидели захватчиков, врагов Отечества, презирали изменников и предателей. Закономерно, что когда просторы Родины топчут сапоги иностранных завоевателей, то их шаги болью и ненавистью отдаются в сердце каждого патриота. Поэтому понятны строки Михаила Светлова, написанные в суровом 1943 году:

    Я не дам свою Родину вывезти

    За простор чужеземных морей!

    Я стреляю – и нет справедливости

    Справедливее пули моей!

    Любить Родину — значит быть непримиримым к ее врагам. Эта истина пронесена через века. Измена Родине — преступление, которое никогда не может быть искуплено. В людской памяти навсегда остается презрение к предателю. А его родные и близкие, даже если и не виноваты, покрываются позором этого преступления.

    Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется, прежде всего, в верности присяге и своему воинскому долгу, в храбрости и массовом героизме в бою. Эти явления стали знаменательными боевыми традициями. Обширные территории Руси, суровый климат, агрессивно настроенные соседние племена и народы выковали лучшие боевые качества русского воина — храбрость, стойкость и решительность. Стоять насмерть перед напавшим врагом, защищать свой дом, свою территорию было нравственной нормой, неписанным правилом. Каждый воин знал – лучше потерять жизнь, чем уронить свою честь, отдав Отечество на поругание врагам. Никогда русский народ не вставал на колени, никогда не была сломлена его воля.

    Так, навеки прославились своей доблестью и стойкостью в борьбе с ордами Батыя жители небольшого городка Козельска. На семь недель они остановили продвижение врагов. Защитники города пали все до одного, но врагу так и не удалось победить их. Через века аналогичный подвиг совершили защитники Брестской крепости… Великая Отечественная война убедительно показала всему миру, что советские воины остались верны боевым традициям предков. Вот характерный пример.

    В одном из воздушных боев летчик-североморец Захар Сорокин сбил вражеский самолет, второй таранил. Но из-за повреждения совершил вынужденную посадку. И тут на него напали два фашиста со сбитого им самолета. Сорокину удалось уничтожить врагов, но и сам он был тяжело ранен в ногу, лицо, потерял много крови. Отважный пилот не пал духом. Превозмогая боль, он отправился в долгий путь, в свою часть. Более шести суток шел и полз глухой полярной тундрой и все же добрался к своим. У Сорокина оказались отмороженными ноги, в госпитале ему ампутировали ступни. Однако верный своему воинскому долгу, он снова вернулся в строй и сбил еще несколько вражеских самолетов, доведя свой боевой счет до 11. Родина по праву удостоила З. Сорокина звания Героя Советского Союза. Подобных примеров можно привести множество, ведь героизм воинов носил массовый характер.

    А вот пример того, как действовали в Афганистане два наших российских героя. Душманы настойчиво атаковали господствующую высоту, стремясь сбросить оттуда десантников. Гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели уничтожающий огонь из пулеметов на флангах. В короткие минуты затишья десантники дали клятву: высоту не сдавать, сражаться до последнего патрона. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников, после того как заклинило пулемет успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном.

    Традиция любви к своей части, кораблю, воинской специальности имеет давнюю историю. В начале XVI в. утвердилась система поселенных, или поместных, войск, называвшихся строго по пунктам их формирования – «туляне», «смоляне», «володимирцы» и т. д. С петровской эпохи принцип наименования полков по месту их формирования или длительной дислокации становится твердым правилом. Эти названия, освященные огнем боев, со временем стали символами воинской славы и чести. Воины гордились принадлежностью к прославленному подразделению. Они были верны закону – умрем, но не уроним чести своего полка.

    Новейшая история знает массу примеров, когда военнослужащие после ранения, госпиталя, стремились вернуться в свою часть (корабль), в свою боевую семью. Это не случайно, ведь в части ждала встреча с боевыми товарищами и друзьями.

    Исключительно важными традициями армии и флота являются войсковое товарищество и коллективизм. Еще со времен Суворова заповедью русского солдата стало крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай». Трудно переоценить значение фронтовой дружбы – она самая крепкая. В этом сумело убедиться не одно поколение российских солдат и матросов.

    Вот пример наших дней. В Чечне, в бою на одной из городских улиц была подбита БМП-3, где наводчиком-оператором был сержант Михаил Аппаков. Десант покинул боевую машину и оказался под прицельным огнем противника. Но в тот же момент ожили пушка и пулемет Аппакова. Шквал смертоносного металла обрушился на боевиков. Михаил вызвал огонь на себя, тем самым спас своих боевых товарищей, сумевших выйти невредимыми из-под обстрела. Когда же подошло подкрепление и дудаевцы бежали, тело мужественного сержанта извлекли из подбитой машины. Он дрался до последнего снаряда, до последнего патрона — боекомплект был весь израсходован.

    Защита командира в бою всегда считалась высшим проявлением войскового товарищества. История свидетельствует – русские воины всегда стремились спасти командира в тяжелой обстановке. Так, в 1787 г. в сражении под Кинбурном гренадер Степан Новиков спас жизнь А.В. Суворову, прикрыв его своим телом. А сколько таких случаев было в период Великой Отечественной войны, в Афганистане, Чечне…

    Так, в Афганистане взвод под командованием лейтенанта М. Иваненко действовал в отрыве от главных сил батальона. Гвардии рядовой М. Ладейщиков заметил, как из-за камня приподнялся душман и прицелился в командира. Лишь мгновение было дано воину для принятия решения, и он бросился наперерез трассе пуль. Ценой своей жизни М. Ладейщиков спас командира, товарищей, обеспечил разгром опасного гнезда противника.

    В ходе боя с дудаевцами в Чечне тяжело ранило командира батальона майора А. Кумова, и тот остался лежать на открытом пространстве. Одним из первых заметил случившееся младший сержант Алексей Хабаров. Он тут же бросился офицеру на помощь и спас ему жизнь. А вот сам А. Хабаров на следующий день погиб. Его имя и подвиг живут в нашей благодарной памяти.

    Но не только подчиненные, защищая командира, погибали в бою. Офицеры также в критическую минуту сознательно жертвовали собой, чтобы спасти вверенных им подчиненных. Так, гвардии старший лейтенант Владимир Задорожный во время атаки, когда душманская граната упала среди солдат, не раздумывая накрыл ее своим телом. За этот подвиг мужественному офицеру присвоено звание Героя Советского Союза.

    К числу наиболее давних традиций русской армии и флота относится почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою. Знамя издавна олицетворяло собой веру, преданность царю и Отечеству. Оно объединяло и вдохновляло воинов, придавало им организованность и силу.

    В старой воинской памятке было сказано: «Знамя есть священная хоругвь, под которой соединяются верные своему долгу воины. Знамя – слава, честь и жизнь служащих под ним. Честный, храбрый солдат умрет со знаменем в руках, а не отдаст его на поругание неприятелю».

    История дает немало примеров, когда воины во имя спасения чести полка, сохранения знамени жертвовали своей жизнью. В период первой мировой войны в русских войсках была популярной песня с такими словами:

    Вот прапорщик юный со взводом пехоты

    Старается знамя полка отстоять.

    Остался один он от всей полуроты,

    Но нет, он не будет назад отступать.

    Бой кончен. От крови земля покраснела,

    Врага мы прогнали к далекой реке.

    И только наутро нашли его тело,

    И знамя держал он в застывшей руке.

    Традицию поклонения и верности Боевому Знамени русские воины свято пронесли через века. Сегодня новое поколение защитников Отечества остается верно ей.

    Еще в старой русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о ее героях. О них писались книги, слагались стихи и песни. А, начиная с 1840 г., воины, совершавшие наиболее яркие подвиги, стали навечно заноситься в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгинского полка Архип Осипов, подорвавший пороховой погреб и себя в Михайловском укреплении во время войны на Кавказе. За этот подвиг приказом военного министра А. Осипов был навечно зачислен в списки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним рядовой отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении».

    Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 г. подвига Александра Матросова, его имя было навечно зачислено в списки части. И вновь над строем зазвучали слова: «Пал смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины». Эта прекрасная традиция продолжается и в Российских Вооруженных Силах. В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны.

    Боевые традиции имеют огромное значение для духа армии и морально-психологического климата каждого коллектива. Поэтому не случайно, что многие нравственные нормы, лежащие в их основе, закреплены в Военной присяге и воинских уставах. В результате они становятся не только морально необходимыми, но и юридически обязательными.

    Что же означает для каждого солдата и матроса быть верным славным боевым традициям? Это прежде всего:

  • –точно соблюдать требования законов, Военной присяги, уставов, приказов и распоряжений;
  • –быть всегда готовым вступить в бой и выполнить свой долг;
  • –настойчиво совершенствовать свое боевое мастерство, умело владеть оружием и боевой техникой;
  • –по-боевому действовать на учениях и маневрах, полетах, морских и океанских походах, не допуская упрощенчества и послаблений;
  • –строго хранить военную и государственную тайну, проявлять бдительность;
  • –дорожить дружбой и войсковым товариществом;
  • –помогать командирам в укреплении воинской дисциплины, поддержании организованности и порядка, в сплочении воинского коллектива.
  • Проходят годы и десятилетия, сменяются поколения воинов, меняются оружие и боевая техника, но неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу и славным боевым традициям.

    Your browser is out of date, please update your browser by going to www.microsoft.com/download

    • Военная история
      • От Руси до Московии
      • Войны Российской империи
      • Русская Императорская армия
      • Забытые страницы Великой войны
        • Календарь Великой войны
      • Вторая мировая война
        • Календарь Второй мировой войны
        • Великая Отечественная Война
        • Советское время
        • Солдаты Первой мировой войны

          Боевые традиции русской армии — это элементы ее боевого наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющие свою актуальность для нужд боевой практики и образцового выполнения воинского долга в течение длительного времени. Боевые традиции армии – сердцевина системы воинских традиций, ее главная составная часть.

          В основе воинской деятельности и боевых традиций русской армии лежали три основополагающих нравственных понятия — «патриотизм», «воинская честь» и «воинский долг». Их цементирующей морально-этической основой традиционно являлась православная вера. Русская армия жила и действовала как единый организм, пока существовали в ее рядах носители этих понятий.

          К основным боевым традициям русской армии относятся: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-морскому флагу; героизм, стойкость и мужество; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; личный пример командира в бою, забота о сохранении жизни подчиненных при ведении боевых действий; взаимная выручка, боевое братство и войсковое товарищество; уважение к командиру и его защита в бою; презрение к трусам и предателям, предпочтение достойной смерти пленению; верность союзническому долгу в рамках заключенных договоренностей в борьбе против общего врага; признание заслуг отличившихся в бою, пропаганда их боевого опыта; своевременное отдание воинских почестей погибшим в бою; гуманное отношение к поверженному врагу, населению стран противника и пленным.

          Присяга молодых солдат

          Верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-морскому флагу — славная боевая традиция, пронесенная русской армией через столетия великих побед. Основным требованием, предъявляемым к русским воинам в отношении верности присяге, было и остается безусловное выполнение воинского долга в любых ситуациях боя. Как бы ни был неравен бой, нет прощения для уклонившихся от него. Безнадежность борьбы не может служить оправданием капитуляции; бессмысленность сопротивления — не причина для того, чтобы не довести бой до достойного конца.

          Верность Боевому Знамени была издревле присуща русскому воинству. Боевые знамена на Руси существовали с незапамятных времен. Испокон веку в нашей армии стяг служил не только средством управления войсками, но и символом чести и славы. Дружина, вступавшая в бой, защищала знамя до последнего человека. Подрубленный стяг означал гибель военачальника или поражение. Знамена врагов являлись самой дорогой военной добычей, в них была слава и гордость победителей. Требования к чести Боевого Знамени и Военно-морского флага были лаконичны и емко сформулированы Петром I: «Ни при каких обстоятельствах не спускать флаг перед неприятелем. ». В одном из воинских уставов прямо говорилось: «Кто знамя свое или штандарт до последнего часу своей жизни не оборонит, оный не достоин, есть, чтоб он имя солдата носил». Полк, утративший знамя, подлежал расформированию, а офицеры и солдаты лишались в дальнейшем права носить форму русской армии.

          Неизменной традицией русской армии являются стойкость в бою, массовые героизм и мужество. Издревле добровольная сдача крепости на Руси считалась величайшим позором. «Этих людей легче перебить, чем победить», — с досадой отзывался Фридрих II о русских. До Семилетней войны 1756—1763 гг. он считал прусскую армию непобедимой. Но после сражений с нашими полками был вынужден признать, что, ни один солдат в мире не может сравниться с русским гренадером.

          Начальник Генерального штаба царской армии генерал Н.П. Михневич приводит интересные факты о стойкости («моральной упругости») русских войск, несмотря на понесенные в бою потери. В европейских странах XVIII—XIX вв. армия считалась не сломленной морально, если потери в сражении не превышали 20 %. Русская армия намного превосходила по этому показателю зарубежные войска. «Стоило только когда-либо, какой-нибудь европейской армии претендовать на звание «первой в мире», как всякий раз на своем победном пути она встречала неунывающие русские полки — и становилась «второй в мире».

          После поражения русской армии под Нарвой Петр I отдал приказ по войскам: «Я приказываю всем стрелять во всякого, кто отныне бежать будет, и даже убить меня самого, ежели я буду столь малодушен, что стану ретироваться от неприятеля». Он также решительно пресекал панику: «Ежели, в которой роте или полку случится крик, то без всякого милосердия тех рот офицеры будут повешены. Позднее фельдмаршал П.А. Румянцев требовал, чтобы «те офицеры, которые от сражения в бегство обратились, попадали под лишение всех прежних чинов». Трусость в бою он расценивал как величайший позор и требовал, «сию заразу» с самого начала «искоренять».

          При ведении боевых действий русские войска неизменно отличались самоотверженностью. Это было связано с тем, что с самого начала формирования регулярной армии и флота Петр I стремился создать костяк офицерского корпуса не из наемников, а из представителей тех национальностей, которые являлись коренными жителями России. «Патриотом, истинным героем и защитником Отечества может быть только тот, кто родился и воспитывался в его недрах», — подчеркивал известный ученый того времени Г. Покровский. Если к лету 1700 года в новообразованных Петром I полках русскими были 62 % офицеров, то к 1703 году — уже 73,8 %5. В 1720 году путь в русскую армию для иностранцев был закрыт. И хотя в 1722 году они были вновь временно допущены, Петр I приказал, однако «. оных против российских рангом унизить».

          Будучи национальной по составу, воспитанная на принципах верности долгу и любви к Отечеству русская армия XVIII в. по праву считалась сильнейшей в мире. В 1792 году журнал «Зритель» писал по этому поводу: «Петр Великий занял у иностранцев строй воинский, но сообразовал его со свойствами воинов своих. и оттого превзошел своих учителей». Именно в XVIII веке русская армия одержала блестящие победы под Полтавой, при Кагуле, Фокшанах, Рымнике, Измаиле, совершила под командованием А.В. Суворова удивительные по воинской доблести Итальянский и Швейцарский походы. Это были поистине золотые годы русской военной славы.

          Неизменной боевой традицией русской армии был и остается личный пример командира (начальника). Он всегда был очень важен для солдат и младших командиров. Как подчеркивал генерал А.А. Брусилов, «подчиненные гораздо энергичнее, охотнее и правильнее работают, если видят соответствующий пример в своем начальнике». Эту точку зрения разделял и замечательный русский военачальник и педагог М.И. Драгомиров, считавший личный пример начальника, готового «в тяжелые минуты с солдатами поделить последний сухарь», «могучим средством, побуждающим подчиненных безропотно переносить лишения». У русских офицеров в бою не возникал вопрос: кому вести в атаку солдат? «В офицерском сознании идти в атаку на пулеметы или батарею, стреляющую картечью, было делом совершенно естественным, от офицерского долга проистекающим», — подчеркнуто в «Традициях лейб-гвардии Семеновского полка». Именно этим положением руководствовался 11 июля 1812 года в бою у Салтановки генерал Н. Раевский. Когда русские войска дрогнули под натиском французских драгун, он повел пехоту в атаку вместе со своими сыновьями. 17-летний Александр нес знамя Смоленского полка, а 11-летний Николай шел с отцом, держась за руку.

          Подвиг Раевского вдохновил всех: в штыковой атаке противник был отброшен. Исключительное мужество и личный героизм проявил в ходе первой мировой войны командир 4-го батальона 1-й гвардейской дивизии русской армии лейб-гренадер полковник Судравский. Во время сражения при Тарнавке смертельно раненный, он приказал нести себя впереди шедших в контратаку рот, затянул полковую песню, подхваченную гренадерами, и скончался с этой песней на устах на бруствере немецкого окопа.

          Храбрость и героизм командира в русской армии, как правило, сочетались с заботой о сохранении жизней подчинённых. Эта традиция берет свое начало еще с древних времен. Особым уважением у дружинников пользовался тот князь, который одерживал победы не за счет бездумного кровопролития, а посредством воинской хитрости, мудрости и мастерства.

          Ярким примером такого отношения к своим подчиненным является гениальный русский полководец генералиссимус А.В. Суворов. Лично пройдя все ступеньки нелегкого солдатского труда, он с огромным уважением относился к солдатам и часто говорил своим командирам: «Мне солдат дороже себя». «Уступленный неприятелю пост можно снова занять, — учил он, — а потеря людей невозвратима, человек. дороже поста». Огромное влияние на подчинённых во многом объясняется именно этой доступностью людям и душевной потребностью постоянного общения с ними. Когда во время Итальянского похода 1799 года австрийский генерал Крейбц поинтересовался у Суворова о причинах его необычайной популярности в войсках, великий русский полководец ответил очень просто: «Помни, что ты — человек, подчиненные твои — тоже люди. Люби солдата, и он будет любить тебя. Вот и вся тайна».

          Одной из наиболее характерных боевых традиций русской армии являются взаимная выручка, боевое братство и войсковое товарищество. Она обусловлена с самого своего зарождения общинным укладом жизни российского крестьянства, которое традиционно составляло основу воинских формирований России. Ф. Энгельс, изучая военные системы различных стран Европы, подчеркивал сплоченность русских батальонов: «. русских почти невозможно разорвать; чем серьезнее опасность, тем плотнее смыкаются они в единое компактное целое. Адмирал российского флота Г.И. Бутаков подчеркивал, что это единство основано на «братстве опасностей и лишений».

          В XVIII веке., когда в западноевропейских армиях насаждалась палочная дисциплина и внедрялся принцип «Солдат должен больше всего бояться палки капрала», русская система воспитания войска основывалась на формировании высоких нравственных качеств: мужества, взаимной выручки, храбрости. «Всякий. солдат должен и обязан товарища своего от неприятеля выручать», — говорилось в «Воинских статьях» Петра I. «Сам погибай, а товарища выручай», — требовал от своих подчиненных А.В. Суворов. Этот девиз был основой боевого братства русских войск.

          Из вышеуказанной традиции органически вытекала традиция уважения к командиру и защиты его в бою. У русского воинства издавна существовало незыблемое правило: в какой бы ситуации боя ни оказался военачальник — необходимо приложить все усилия для спасения его жизни. Так, во время одного из походов князя Святослава, когда русское войско оказалось в безвыходной ситуации, окруженное со всех сторон врагами, князь собрал товарищей, чтобы держать совет: как быть дальше? Ответ дружинников был краток: «Где ляжет твоя голова, там и все мы головы свои сложим». Эта боевая традиция устойчиво проявлялась на протяжении всей истории русской армии: в петровскую эпоху, в Отечественную войну 1812 года, в ходе русско-турецких войн, в русско-японскую 1904—1905 гг. и первую мировую войну.

          Союзники и противники русской армии неизменно отмечали воинскую доблесть, презрение к трусам и предателям, предпочтение достойной смерти пленению наших солдат как интегрированную форму проявления мужества, стойкости, героизма и самоотверженности в бою. Еще в эпоху древнерусских племен греческий историк Маврикий Стратег писал о русских воинах: «Племена славян. сходны по своему образу жизни, по своим правам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению».

          Перед угрозой военного нападения и в бою воинская доблесть считалась неотъемлемым качеством воина. Стоять насмерть за брата и отца, за Отечество — являлось неписаным правилом русских ратников. «Прославим жизнь свою миру на диво, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили! Не пощадим жизни своей за землю русскую!» — говорил князь Игорь, обращаясь к своей дружине, выступавшей в поход против половцев.

          Подобного рода призывы к проявлению воинской доблести звучали из уст многих русских полководцев и флотоводцев на протяжении последующей истории России. Историческое проявление доблести русской армией законодательно закреплено в перечне Дней воинской славы России, где нашли свое отражение героизм и мужество наших воинов. Эти дни определены федеральным Законом Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России», принятым Государственной Думой 10 февраля 1995 года и утвержденным Президентом Российской Федерации 13 марта 1995 года.

          Верность союзническому долгу в рамках заключенных договоренностей в борьбе против общего врага — заключая с политическим руководством России договоры о совместных боевых действиях против общего врага, наши союзники были уверены в устойчивости традиций наших войск: русская армия не изменит союзническому долгу, находясь в самых неблагоприятных ситуациях военных кампаний. Так, в ходе Итальянского и Швейцарского походов 1799 года русская армия под руководством А.В. Суворова, идя на выручку австрийским войскам в заведомо невыгодный в военном отношении район через перевал Паникс, оказалась окруженной со всех сторон неприятелем. Соотношение войск было настолько невыгодным для нашей армии, что по всем правилам военной науки необходимо было отказаться от сражения и сдаться на милость врагу. В этой ситуации Суворов, верный союзническому долгу и своей «Науке побеждать», собрал Георгиевских кавалеров, прошедших с ним вместе многие годы военных дорог, и произнес такую пламенную речь для «чудо-богатырей», наполненную духом патриотизма, что воодушевленные солдаты подхватили его на плечи и принесли в штаб для отдачи приказа выступить в атаку. Как известно, битва была выиграна, неприятель бежал, союзники трепетно благодарили победителя, принося извинения за свое поспешное отступление.

          Признание заслуг отличившихся в бою, пропаганда их боевого опыта. Эта традиция может быть рассмотрена последней при наличии времени, т.к. подробнее эта проблема может быть рассмотрена на занятии в Государственном историческом музее по теме «Наградная система и символика русской армии».

          Своевременное отдание воинских почестей погибшим в бою. Эта традиция свято соблюдалась русскими воинами на протяжении всей истории существования русской армии.

          Вместе с тем, беспощадные к врагу в бою, наши войска проявляли гуманное отношение к пленным и населению противника. Кровожадность и жестокость чужды национальной природе русских. Петровский устав 1716 года под страхом смертной казни запрещал заниматься грабежом, «портить и ломать имущество». В нем подчеркивалось, что «чести получить не можно, ежели убивать тех, которые оборониться не могут». Зачастую пленных на Руси содержали даже лучше, чем соотечественников. А.В. Суворов, беспощадный к врагам в бою, требовал «с покорившимися наблюдать полное человеколюбие», «щадить неприятеля, если он будет сдаваться». Осенью 1799 года в ходе Швейцарского похода он вел с собой и никому не давал в обиду более 1 тысячи французских пленных, напоминая своим войскам, что русский солдат должен «поражать противника человеколюбием не меньше, чем оружием».

          Другой известный русский полководец генерал М.Д. Скобелев воспитывал у своих солдат и офицеров гуманное, уважительное отношение к побежденному противнику и мирному населению. После подписания Сан-Стефанского мирного договора с Турцией Михаил Дмитриевич был, назначен губернатором города Адрианополя, в одном из своих приказов он писал: «Отныне мы стоим здесь в стране дружественной. Отношения наши к побежденному народу должны быть не только законно-правильными, но и великодушными, ибо храброе русское войско исконно не умело бить лежачего врага».

          Таким образом, существовавшие в русской армии боевые традиции формировали в воинах лучшие качества патриота и гражданина своей Родины, готовых приумножить воинскую доблесть России.