Запорожская сечь обычаи нравы

законы запорожской сечи в рассказе тарас бульба

У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. Руководили ими выборные кошевые атаманы, которые избирались Большим советом «из своих же запорожских казаков» . Все важные вопросы решали вместе на общем собрании. Был и свой запас провизии, и кашевар.

Запорожский казак был не только пехотинцем, конником, артиллеристом, а еще и моряком. Ведь Запорожское Войско делало походы по Черному морю против своих врагов – турок. В ходе боевых действий против турецкого военного флота запорожские казаки разработали специальные средства борьбы с кораблями врага. Чайка была малозаметной среди морских волн, быстроходной, а также сильной в ведении огня в ближнем бою. Находясь за зоной наблюдения из галеры, казаки быстро ее настигали и атаковали. Бесспорно, казацкая тактика морского боя основывалась на бесшабашной храбрости, смелости и сообразительности. Не последнюю роль в поведении запорожцев играла и особая философия оценки жизни и смерти, которую они высказывали одной фразой: “Смерти не надо бояться, так как от нее все равно не убережешься”.

Наверное, именно поэтому казачество было да и остается для Украины святыней, синонимом свободы, человеческого и национального достоинства. В тягчайшие времена наш народ верил в свое освобождение, в возрождение казацкой республики, а при первой возможности стремился воплотить свою мечту в жизнь, доказывая, что казацкому роду нет перевода. Казаки принимали к себе всех, кто верил в Святую Троицу. Новобранец, которого называли джурой, попадал под опеку шалашного атамана. Джура три года проходил “испытательный срок”: чистил оружие, учился стрелять и владеть саблей, следил за казацкими конями. Под умелой опекой старика запорожца он учился выносливости, храбрости и становился хорошим рыцарем; если же джура убегал с поля боя, его наказывали смертью. Казаки придерживались своих порядков и обычаев. Главнейшая казацкая твердыня – Сечь – принимала только неженатых. Женская нога никогда не ступала на ее территорию – таков был закон. Если бы кто-то нарушил его и привел на Сечь женщину, того приговорили бы к смерти. Семейные же казаки жили на хуторах и в селах.

* «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки ходили на службу, хотя никогда не постились.

Законов на Сечи было мало, но были они жестокими. Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю. Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование. На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки. Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества» .

Прийти на Сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. Если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. Прием в Сечь был прост: надо было сказать:

Расскажите о нравах и обычаях Запорожской Сечи

Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы:

1. Уважительное отношение к старшим.

2. Безмерное почитание гостя.

3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене) .

Казак и родители

Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.

Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду.

На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня. Артист-певец с мировым именем Шахматов рассказывает, что у его 90-летнего отца 8 сынов, которые начинают свой рабочий день с получения родительского благословения.

Непочитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением. .

Нравы и обычаи Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Нравы и обычаи Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 7 класс.Урок направлен на ознакомление сбуроной, шумной разнообразной толпой запорожцев

Просмотр содержимого документа
«Нравы и обычаи Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»»

Войковская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней

Донецкой Народной Республики

«НРАВЫ И ОБЫЧАИ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ

В ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ

Подготовила Павленко С.Н,

учитель русского языка и литературы

Тема . Нравы и обычаи Запорожской Сечи в повести Н. В .Гоголя

Цель: познакомить с бурной, шумной, разнообразной толпой запорожцев; показать традиции и обычаи Запорожской Сечи; обратить внимание на роль Тараса и его сыновей среди запорожцев; развивать критическое мышление; совершенствовать навыки текстологического анализа текста; воспитывать уважение к личности художника слова, его творчества, любовь к Родине

Оборудование: иллюстрации к повести, репродукция картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», портрет Н. В. Гоголя, презентация «Запорожская Сечь»,бейджи.

Читайте так же:  Россия нравы и традиции

Тип урока : урок изучения нового с элементами исследования, ролевой игры

В каком народе живешь,

того и обычая держись.

І Организационный момент

Сегодня на уроке мы будем работать коллективно. Каждому из вас я хочу пожелать, чтобы вы на уроке были : У – успешными;

Другими словами, я желаю вам успеха. А что является составляющей успеха? ( сотворчество, взаимопомощь, внимание, самоконтроль)

Предлагаю вам составить сенкан со словом «Тарас Бульба»

учит, защищает, отстаивает.

Тарас Бульба – настоящий казак

ІІ. Актуализация опорных знаний

1.Объявление темы урока

Учитель. Для достижения успеха нам необходимо сформулировать цель работы. Какие задачи необходимо решить при изучении данной темы, каких результатов ожидаете?

— вдумчиво и выразительно читать;

— исследовать и анализировать;

-комментировать нравы и обычаи Запорожской Сечи;

— формировать в себе активную жизненную позицию.

2. Литературный диктант «Лови ошибку » ( с взаимопроверкой)

— сыновей Тараса отдали в 15 лет в киевскую академию (в 12 лет );

— Андрей был одним из лучших товарищей (Остап );

— Андрей познакомился с красивой дочкой украинского помещика

— Тарас ехал с сыновьями пшеничным полем ( степью);

— Пять дней добирался Тарас с сыновьями на Сечь (три );

— Сорок куреней были похожи на отдельные государства ( 60);

— Можно было увидеть на Сечи несколько женщин (ни одной );

— Вновь избранному куренному атаману Кирдюгу дважды подносили палицу ( трижды );

— Различные казацкие собрания проходили в курене кошевого (на площади );

— Войсковая казна, закопанная в землю, сохранялась на площади ( под водой и в камышах).

ІІІ.Восприятие и усвоение нового материала

Учитель. Много посвящено описанию Запорожской Сечи в повести. В изображении массовых сцен осуществилась мечта Гоголя о вольной жизни, основанной на товариществе, братстве, равноправии. По мнению писателя, только такой уклад жизни, такие обстоятельства могут создать сильных и могучих людей, какими были Тарас, Остап, Бовдюг и много других. Они по первому призыву Отчизны брались за оружие.

(Зачитывается ): « Пахарь ломал свой плуг, бровары и пивовары кидали свои кадки и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылали к черту ремесло, и лавку, бил горшки в доме. И все, что ни было в доме, садилось на коня…»

Или может быть Гоголь выдумал Запорожскую Сечь? Давайте послушаем группу ребят — «историков», которые подготовили сообщения о существовании Запорожской Сечи.

2. Сообщение группы «историков»(Презентация «Запорожская Сечь»)

1 ученик (слайд №1)

Запорожская Сечь – социально-политическая военная организация украинских казаков в ХУІ – ХУІІ веках за Днепровскими порогами . Для защиты от нападения крымских татар они строили небольшие деревянные укрепления – сечи.

2 ученик (слай №2)

Казацкая республика на острове Хортица просуществовала в Запорожской Сечи до 1654 года. Она состояла из куреней, вела активную борьбу с «нехрестями». Запорожская Сечь сыграла большую роль в формировании национального сознания украинского народа.

В 1709 году по приказу Петра Великого, в связи с восстанием Кондрата Булавина, Запорожская Сечь была ликвидирована. Сами казаки , в значительной мере, переселились в Крымское ханство.

3 ученик (слай №3)

Совет Сечи – общевойсковые сборы, верховный орган Запорожской Сечи, которые выбирали войскового старшину, решали все важне вопросы.

Формально право участия в сечевом совете имел каждый казак, что обеспечивало известную демократичность принятия решений.

Для того,чтобы вы поняли чувства писателя к Сечи и смогли сравнить их с историческими известиями, давайте перечитаем соответствующие места в тексте, чтобы понять причину восхищенного отношения Гоголя к Сечи.

3. Выразительное чтение отрывков в повести:

— «Молодые сыновья тоже оглядели себя с ног до головы, и все вместе въехали в предместье Сечи…»;

— « Уже неделю Тарас Бульба жил со своими сыновьями на Сечи… »;

— « Не прошло и часа, как ударили литавры…».

ІУ.Закрепление изученного материала

В тексте вы встретились с незнакомыми словами. Что обозначают эти слова?

— ляхи — так запорожцы называли поляков;

— литавры – ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной ;

— палица – деревянное или металлическое оружие из крепких и тяжелых сортов дерева.

2. Эвристическая беседа о законах и обрядах Запорожской Сечи

Метод «Волшебный сундучок» ( вопросы на полосках бумаги находятся в сундучке)

За что больше всего наказывали на Сечи ?

-Что можно сказать о законах, которые правили среди запорожцев?

— С какими порядками на Сечи трудно согласиться ?

— Как выбирали кошевого атамана?

— Для чего казакам необходимо было находиться в состоянии войны с иноверцами?

— Что запорожцы ценили больше всего ?

3. Составление опорных утверждений. Метод «Ассоциативный куст»

Законы Сечи: Нравы и обычаи:

( предложен набор ответов, дети распределяют их):

(Новые учились военному ремеслу во время битвы; женщинам не позволялось даже приближаться к Сечи; только что прибывший обязан был сразу же явиться к кошевому; запорожец обязан был верить в Бога, ходить в церковь, уметь креститься; все имущество сохранялось у куренного атамана; казака, который что-то украл, привязывали к столбу, клали рядом палку, которой по очереди били казака; кошевой атаман выбирался при помощи голосовых выкриков.

Все запорожцы наслаждались волей; можно было увидеть людей разных национальностей; казаки носили шаровары из дорогого сукна; любили стрелять в цель, гоняться за зверем по степям и лугам; защищали православную церковь, но не постились; каждый курень по очереди должен был ловить рыбу; вновь выбранный кошевой должен был дважды отказаться от палицы, приняв ее в третий раз.)

4. Работа по картине И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» близка повести Гоголя. Она создает яркие, живые впечатления о казацкой вольнице, славных, храбрых людях. Предлагаю послушать сообщение по картине ученика –«искусствоведа»

В центре картины — фигура кошевого атамана Ивана Сирка. У него мужественное лицо, умный, пронзительный взгляд, орлиный нос. Все в фигуре атамана говорит о его силе и властности. Только такой атаман мог «разгуляться на «чайках» в Черном море, совершать смелые походы в Крым.

Обратите внимание на фигуру казака с поднятой рукой. На что она указывает? Возможно на дым костров, копья; все большое пространство, занятое людьми, которые собрались сюда для защиты родной земли. Храбрые запорожцы оставляли дома ради единственной цели – защиты Родины. В центре картины мы видим небольшую группу казаков, которые смеются. Они мужественны, уверены в своих силах, правоте. Эти гордые люди одинаково дороги и Гоголю, и Репину.

1. Метод «Микрофон»

Обратите внимание на эпиграф. К кому из главных героев его можно отнести в большей степени?

— Определите, насколько полно вы смогли реализовать цели урока. Выберите соответствующий цвет: красный – успешно, желтый – хорошо, синий – недостаточно.

2.Оценивание, аргументирование работы учащихся.

УІ. Домашнее задание:

прочитать У – УІІІ главы повести;

подготовить рассказ «Запорожцы в бою»;

Писатель называет Запорожскую Сечь демократической республикой, а запорожцев вольным и гордым народом. Он писал: « Так вот она Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы ! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»

Желаю и вам, дети, любить Родину, как любили ее герои повести Гоголя.

Нравы и обычаи Запорожской Сечи, по книге «Тарас Бульба»

О национальной кухне адыгов:

Выборный шалашный атаман руководил 150 казаками, а сечевым войском — кошевой атаман, при котором были военный судья, обозный, писарь и старшина. Во главе всего запорожского войска стоял гетман, которого избирали на казацком совете. Признаками гетманской власти были бунчук и булава. Во время военных походов он пользовался неограниченной властью, включая право применения смертного наказания. На Сечи были также церкви и священники. Запорожские казаки были искренними сыновьями Украины и всегда защищали от врагов свою волю и веру.

Читайте так же:  Керастаз ритуал отзывы

Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин — нательная рубаха, бешмет, черкеска, ремённый пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин — шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. В начале XX века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков чел.) . Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т. д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни — героические, лирические, бытовые и др. , танцы.

Обычаи и нравы запорожской сечи в Тарасе Бульбе Развернутый ответ, пожалуйста:)

Ответ

Проверено экспертом

Дух казачества-это дух свободы,вольности.Гоголь описывает традиции казачества,они живут в Сечи,участвуют в военных походах.

Сечь-это братство,равноправие и единство казаков,свободная республика,а не грубое подчинение силе.

Товарищество-это принцип казачества,взаимовыручка и понимание,а не преклонение перед властью.Казаки вместе воюют и вместе гуляют,делят невзгоды и радости.

Готовность умереть за Отчизну-честь для каждого казака.Все знали,на что идут и а каждом бою готовы были погибнуть за правое дело.Сам погибай,но товарища выручай-закон для всех.

Убийство собрата-самый страшный грех.Убийцу казнили,хоронили заживо,вместе с убиенным.

Никогда козаков на выдавали властям,беглые крепостные становились членами братства и перечёркивали прошлую жизнь.

Женщин в Сечи не было,только казаки,которые учились всему на поле боя и собственном опыте.

Воровство и должники наказывались физически,воров забивали дубиной,а за должников вносили выкуп товарищи,если нет-то смерть на пушке.

Вера-это главное для казака,защита церкви-святое.Новые казаки доказывали веру в Христа молитвой и перекрестившись.

Одежда казаков тоже свободная,шаровары шириною в море. Коневой-это глава Сечи,его выбирают сами казаки,он заботится о братстве,его уважают и слушают все.Во главе куреней стояли куренные атаманы,их тоже выбирали сами казаки.Дух казачества автор показывает через разговоры,мысли персонажей.Свободолюбие мысли и действий-это черты запорожцев.

Запорожская Сечь.Обычаи и нравы.

Так вот она Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

Просмотр содержимого документа
«Запорожская Сечь.Обычаи и нравы.»

Тема. Н.В.Гоголь повесть «Тарас Бульба». Запорожская Сечь. Её нравы и обычаи.

Эпиграф к уроку:

Так вот она Сечь! Вот то гнездо,
откуда вылетают все те гордые
и крепкие, как львы! Вот откуда
разливается воля и казачество на всю Украйну!

Цель: 1.Деятельностная: создание условий для усвоения темы; создание ситуации успеха;развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности;обучение индивидуальной рефлексии достижения цели;развитие навыков самоконтроля;развитие схематичного мышления.

2. содержательная: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев – обобщать, делать выводы;показать роль Запорожской Сечи в становлении личности, проводя аналитическую работу, сопоставительный анализ;учить работать с текстом повести и дополнительной литературой;учить сжато излагать повествовательный текст.

текст повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»;

репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Подготовительный этап урока: класс разбит на рабочие группы, каждая группа получила название и соответствующие задания:

«Историк» – рассказать об истории возникновения Запорожской Сечи.

«Языковед» – дать толкование лексического значения слов, используя словарь.

«Искусствовед» – представить картину И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

«Литературовед» – аналитическая работа с текстом повести.

Тип урока. Урок открытия нового знания.

1.Мотивация познавательной деятельности

Приветствие. Проверяет готовность учеников к уроку.

Ученики проверяют свою готовность к уроку.

Рассматривают портрет Н.В.Гоголя

2.Актуализация необходимых знаний

Эпиграф к уроку: Так вот она Сечь! Вот то гнездо,
откуда вылетают все те гордые
и крепкие, как львы! Вот откуда
разливается воля и казачество на всю Украйну!

Какая она, Запорожская Сечь, и каковы её законы (правила)? На этот вопрос необходимо найти ответ. Сначала поработаем с текстом. Предлагаю вам восстановить текст, который поможет нам выяснить, что является самым дорогим в жизни запорожских казаков.(проецируется на доску) Восстановите текст. «Ваша нежба – чистое … да добрый … .
Сабля – вот ваша …. ! …. – вот где наука, так наука! Там вам школа».

Читают эпиграф. Анализируют. Обсуждают проблему в форме дебатов. Слушают ответы одноклассников.

Выполняют задание. Проверяют

«Ваша нежба – чистое поле да добрый конь.
Сабля – вот ваша матерь!
Сечь– вот где наука, так наука!
Там вам школа».

3. Мотивация познавательной деятельности.

Технология критического мышления. Информационная технология(презентация); (объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога, личностно-ориентированный подход в обучении, метод проблемного обучения).

Как можно сформулировать тему нашего урока? Сегодняшний урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» мы посвящаем теме «Запорожская Сечь на страницах повести». Запорожская Сечь. Её нравы и обычаи.(Проецируются приложения.)

Языковед по словарю Ожегова

Значение слов Нравы и Обычаи

История появления слова Козак.

Записывают в тетрадь

4.Открытие нового знания

Комментированное чтение Организация познавательной деятельности.

Технология мастерской – работа в группе, обобщение, рефлексия. (особенности технологии- внимание к деталям «деталь» — «вопрос» — «проблема»).

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

А.П.Чехов , вспоминая повесть «Тарас Бульба», назвал Гоголя «царем степи». Подумаем и позже ответим, чем писатель заслужил такую высокую оценку?

Как описывает Гоголь степь? На что обращает внимание, рассказывая о ней? Как помогает увидеть богатство её красок? Прочитайте описание степи.

Ученица читает со слов «Степь чем далее, тем становилась… до «Черт вас возьми, степи, как вы хороши. » ) ( Приложение№4)

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует писатель, чтобы создать эту прекрасную картину?( Приложение№6)

При работе особое внимание обращается на художественную деталь, способную выделить проблему.

Приобретается навык работы с информацией через чтение и письмо.

Исследуя средства языковой художественной выразительности, ученики делают вывод об отношении автора к степи , о важной роли детали, о роли языковых особенностей для правильного восприятия, глубокого эмоционального воздействия на читателя.

5.Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний

Прежде чем начнем работать с текстом повести, необходимо познакомиться с историей Запорожской Сечи, о причинах ее возникновения. Прослушайте сообщение историка и ответьте на вопрос: с какой целью была создана Запорожская Сечь?

Слушают сообщение историка, смотрят презентацию, отвечают на вопрос

6 .Работа с иллюстративным материалом к повести.

Тема героического, могучего плотью и духом народа стала определяющей и в творчестве великого русского художника Ильи Репина, автора картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», создающей яркие, живые впечатления о казачьей вольнице, славных, удалых людях.

Что хотел сказать художник, изображая казаков на этой картине? Каким настроением пронизана картина? В мир репинской картины нас введёт «искусствовед», которая расскажет об исторической основе картины, ее композиции, основных образах (приложение№2)

Как вы думаете, есть ли что-то общее в представлениях Репина и Гоголя о запорожцах? Послушайте фрагменты из писем Репина: «Веселый народ… Недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ! Ни кто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободным, ничему не подчинилось…»(Приложение №5).

Читайте так же:  Свадьба традиции и современность

Слушают выступление искусствоведа, смотрят презентацию.

Отвечают на вопрос, делают вывод.

Работа по схеме.Приложение №5.

7 . Работа с текстом повести.

Нравы и обычаи запорожской Сечи.

1) Какие слова можно использовать при описании этого танца?

(Веселый, задорный, бешеный). Какие ещё правила Запорожской Сечи описаны в повести? Описывая политическое устройство Сечи, Н.В.Гоголь подчёркивает демократизм казачьего общества. Народ сам избирает правителей. Воинская служба – это не принуждение, а добровольное служение своему Отечеству. Это зов сердца. Сечь сурово карает за нарушение её законов, законов свободного народа. Общество, где нет неравенства, рабства, где люди свободны, должно быть нравственным, здесь нет оснований для вражды, здесь высока общественная мораль, именно это общество рождает героические характеры. Считаете ли вы их жестокими? Почему? Аргументируйте свой ответ. Приемлемы ли они сейчас? Почему?

Придумать, описать герб Запорожской Сечи. Герб (польск. herb от нем. Erbeнаследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.

Просматривают фрагменты фильма.

Придумывают, описывают герб З.С.

Отвечают на вопрос. Что меня привлекает в жизни Запорожской Сечи и что отталкивает?

8.Коллективная работа. Составить синквейн.

2.защищает, дружит, убивает

3. Защитник веры, своего народа

Работают вместе над синквейном

9. Рефлексия.Подведение итогов урока .

Закрепление основных понятий урока. Работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Технология «Педагогика сотрудничества».

Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме. Оценки за урок

К чему подводил нас Гоголь, рассказывая о законах и нравах Сечи?

(Для автора главное — святость товарищества, ответственность перед обществом)

Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми, защитниками веры и своего народа.

Письменно ответить на вопрос: Какая же она, Запорожская Сечь? Чему она нас учит? (5-7 предложений с цитатами).

Каждый высказывает своё мнение. Делают вывод по уроку. (Технология личностно-ориентированного подхода) Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что в повести поднимаются проблемы милосердия, любви, верности, преданности.

Совместная развивающая деятельность учителя и учащихся, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом произведения.

Приложение № 1 Никто не знает, откуда пошло слово «козак». Многие ученые считают, что оно тюркского происхождения и означает «свободный человек». Другие полагают, что слово берет свое начало в монгольском языке, где «ко» означает «броня», «панцирь», а слово «зак» – «предел», «граница», «рубеж», то есть «козак» – защитник границ. Первое упоминание этого слова датируется 1444 годом. Появление свободного козачества ученые относят к XV козак – это свободный человек, защитник границ. Именно козаки создали Запорожскую Сечь

Приложение №2 Исторический комментарий Ребята, мы уже говорили, что события, изображённые Н.В.Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине 15-17 веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви (в то время Украина входила в состав Польско-Литовского государства, где была католическая вера).

Приложение №3 Работа со словарями. Объяснить значение слов

Нрав – 1.Характер, совокупность душевных свойств.

2.Обычай, уклад общественной жизни.

Атаман – предводитель войска

Брань – битва, сражение

Гетман – главнокомандующий казацким войском

Курень – шалаш, подразделение войска

Кошевой – предводитель стана Козак – вольный поселенец

Рада- военный совет- Почему старый Тарас отправляет своих сыновей в Запорожье? (Он считает Запорожье школой возмужания.)

Задание. Определите, как автору удается создать образ героя? ( гл 1-2) Ответ запишите в схему.

Задание. Как Гоголь создает образ героя, защитника русской земли и православной веры? Как характеризует Тараса его речь о товариществе?
^ При ответе пользуйтесь схемой и ключевыми слов

Ключевые слова: смел, мужественен, бьётся как лев, защита веры и Отечества, жизнь для людей, а не для себя; беспощаден, не прощает, гордится, уважает, широкая душа, противоречивый, героический, полководческий талант, презрение к смерти, героический характер, черты былинного героя.

Задание. Какие языковые средства выразительности использует Гоголь в повести «Тарас Бульба»?

Проанализируйте использование средств выразительности в IX главе. Запишите свои наблюдения в таблицу.

Сочинение на тему: Запорожская Сечь: её нравы и обычаи в повести Тарас Бульба, Гоголь

Запорожская Сечь: её нравы и обычаи

Повесть «Тарас Бульба», написанная Н. В. Гоголем, описывает события происходящие, в среде запорожских казаков. Запорожская Сечь представляется казацкой республикой со своими порядками и обычаями. Это своеобразное царство свободы и равенства. Автор на протяжении всей повести прославляет законы этой земли. Он называет Сечь «гнездом», откуда появляются гордые и крепкие воины, а также местом, откуда на всю Украину распространяется воля и казачество.

Запорожская Сечь в повести описана как место праздного существования. Здесь все время проходят пиршества и гуляния, но при этом сохраняются строгие и справедливые законы. Казаки считались народом вольным и разгульным, и место, где они могли по-настоящему чувствовать себя как дома, было именно в Запорожье. Сюда со всей Украины приезжали казаки в поисках приюта. Старые казаки приезжали провести время со старыми друзьями. А молодые здесь могли набраться опыта у старшего поколения.

Так поступили и главные герои пьесы – Тарас Бульба с сыновьями Остапом и Андрием. Старый казацкий полковник давно не видел давних боевых товарищей и очень соскучился по ним. Для сыновей же он считал Запорожье лучшей «школой жизни». Сечь встретила их дружелюбно трудовыми буднями. Сразу при въезде они увидели более двадцати кузниц, откуда издавался оглушительный стук кузнечных молотов. Это и понятно. Ведь для того, чтобы обмундировать сотни тысяч казаков требовалась работа многих кузнецов.

Помимо кузнецов на улицах встречались и кожемяки, мывшие своими сильными руками воловьи шкуры. Были и добытчики руды, и торговцы порохом, и строители судов. Сам же город представлял собой суровую крепость, где готовили молодых воинов. Здесь не давалось много времени на обучения. Молодые казаки сразу приступали к сражениям, которые здесь почти не прекращались. В перерывах они не любили браться за учебные дисциплины, только за стрельбу и иногда за лошадиные гонки. К тому же им нужно было овладеть саблей, меткой стрельбой, рукопашным боем и прочими полезными умениями.

Запорожская Сечь отличалась суровыми нравами и законами. Так, например, за кражу казака могли забить насмерть, за долги могли приковать цепями, пока кто-нибудь из товарищей не выкупит или не отдаст долг. Однако самое страшное наказание было предусмотрено за смертоубийство. За это казака могли заживо похоронить с гробом убитого им человека. Считалось, что такие суровые законы учили молодых воинов уважать друг друга, быть мужественными и стойкими. Именно эти качества были необходимы настоящему казаку. Жестокое наказание ждало и изменника веры и родины. По этой причине Тарас Бульба собственноручно убил своего младшего сына Андрия.

В наше время Запорожская Сечь ассоциируется с былинными богатырями, вошедшими в историю своей храбростью и преданностью родине. Всем известно, как героически они проявляли себя в борьбе с захватчиками. В какой-то мере именно казачество повлияло на формирование национального менталитета. Многие казацкие обычаи не мешало бы восстановить, так как они являются достойным примером наследования.