Что делать если напряглись связки

Men’s Health. Журнал

1. Инфекционные и воспалительные заболевания горла и гортани

Самый распространенный из подобных недугов — ларингит (воспаление слизистой оболочки гортани). При этом заболевании ты почувствуешь першение в горле, голос станет охриплым, может случиться и полная его потеря. На начальных стадиях заболевания возможен сухой кашель, затем — кашель с мокротой. Обнаружил схожие симптомы? Срочно проконсультируйся со специалистом. Несвоевременное лечение или его отсутствие может привести к тому, что болезнь перейдет в хроническую форму. Кстати, лечение зачастую связано с полным ограничением устных коммуникаций — придется помолчать, чтобы исцелиться. Шепот, кстати, также противопоказан — голосовые связки напрягаются еще больше, чем при обычном разговоре.

2. Перенапряжение голосовых связок

Чаще всего возникает у людей, которые вынуждены много и долго разговаривать, использовать голосовые связки «по максимуму». Как ты уже догадался, это педагоги, экскурсоводы, артисты, певцы. Если ты заметил, что у тебя охрип голос, но горло не болит, нет никаких проявлений простудных заболеваний (температуры, кашля), то у тебя есть веский повод заподозрить случившееся перенапряжение связок. Ниже мы расскажем тебе, как поскорее вернуть голос, но все же лучше не заниматься самолечением и проконсультироваться со специалистом.

3. Нервное перенапряжение

Стресс или сильный испуг также могут стать причиной потери голоса. Зачастую при нервном перенапряжении голос у больного пропадает совсем, кроме того, могут присутствовать и другие признаки неврологических расстройств. В этом случае после осмотра у врача-отоларинголога потребуется своевременная помощь невропатолога и психотерапевта, важно провести лечение до того, как недуг перейдет в хроническую форму.

4. Физиологическая «ломка»

Не стоит удивляться, если твой сын-подросток начал разговаривать с тобой хриплым голосом. В период полового созревания у юношей 12-16 лет, когда наблюдается усиленный рост гортани, происходят изменения, мутация голоса: он становится более низким. У мальчиков голос из дисканта или альта переходит в тенор, баритон или бас. Медицинской помощи твоему сыну не потребуется. Просто поговори с подростком и в доступной форме объясни, что сейчас ему не рекомендуется кричать, напрягать голосовые связки пением.

5. Доброкачественные и злокачественные новообразования

К ним относятся полипы, кисты, фибромы, а также «певческие узелки». При этих недугах голос становится хриплым, иногда может и вовсе пропасть. Если ты не можешь нормально разговаривать длительное время, необходимо обязательно посетить врача, пройти обследование и своевременно выявить причину.

1. Обязательно соблюдай голосовой режим. Не только не говори, но и не шепчи (при шепоте связки напрягаются еще сильнее).

2. Исключи из рациона питания острую, кислую, соленую пищу, газированные напитки, твердую пищу (орехи, сухари и проч.).

3. Откажись от сигарет, так как курение способствует развитию осиплости голоса.

4. Пребывая на улице в холодное время года, старайся дышать не ртом, а носом (тогда воздух попадает внутрь уже теплым и увлажненным).

5. Рекомендуется обильное щелочное питье, годится молоко, подогретая минеральная вода (на ее основе, кстати, можно делать и ингаляции).

Управляем голосом или правильный посыл

Продолжаю маленькими порциями выдавать то, что знаю про скрытые резервы каждого человека.

Часто сталкиваюсь с тем, что люди не умеют управлять голосом. Даже те, кто публично выступает. Выглядит это со стороны довольно уныло: человек со сцены (из-за круглого стола переговоров, в совещательной комнате, в классе) в лучшем случае говорит кому-то одному, близкосидящему, либо вообще в никуда. От этого всем остальным становится неуютно. Они чувствуют себя лишними.

Мало того, говорящий может реально напрягаться, даже почти кричать, а все равно сзади его могут не услышать. От чего это происходит?

Как правило, из-за неумения банально управлять своими связками и глоткой (гусары!) Есть 2 типичные ошибки:

1. Стараясь сказать громко, чтобы все услышали, человек сильно напрягает связки. А что такое связки? Правильно, мышцы, которые буквально сжимают горло! Чтож мы имеем? Сильное напряжение легких, глотки, рта и… сдавленный, визгливый голос. Красиво, правда?

2. Человек старается говорить громко, но все равно посылает звук себе под нос! Как будто надо оглушить какого-то рядомсидящего слушателя. И всем как-то неловко.

Что же с этим можно сделать?

Чтобы избавиться от первой ошибки, необходимо научиться говорить расслабленным горлом. Этому учат всех без исключения певцов и актеров. И не случайно: наиболее громкий, сильный, стабильный и не срывающийся голос получается как раз таким образом.

В качестве упражнения рекомендую: попробуйте поговорить или попеть низким голосом, постепенно его понижая пока можете. Низкий голос — это максимальный резонатор, т.е. все легкие должны быть «распущены» (расслаблены и наполнены), горло расслаблено. Тренируйтесь хотя бы раз в день. Это, кстати, ещё и неплохая тренировка на увеличение объема легких

Дополнительно попробуйте максимально быстро выдохнуть полные легкие воздуха, но при этом издавая звук. Это получится только при незажатых связках. Почувствуйте это состояние.

Ну и наконец закрепите его в подсознании: потренируйтесь говорить (петь, хотя бы один звук А или О) максимально громко, но не «задирая» голос до фальцета (очень высокий, пищащий), при этом сохраняя связки расслабленными. (Лучше в гордом одиночестве, в машине или в душе)

Вы должны почувствовать: резонирующие легкие, большой расход воздуха, «звенящую» голову (шея, небо или макушка в зависимости от высоты звука, можно поэкспериментировать) и реально громкий голос.

Реплика в сторону: У нас был прекрасный преподаватель в театре: Миша Фиглев. Он обладал совершенно чумовым, громким басом. Обычно он говорил мягко, вкратчиво, но если кто-то его доставал, ему достаточно было просто сказать «ТАК!»… Люди замолкали, стекла звенели (кстати, если есть где потренироваться с деревянными окнами — тоже хороший критерий), птицы падали замертво.

Он практически никогда не ругался: не нужно было.

Ну а что делать со второй напастью? Тут все довольно просто: вся штука в гласных. Не секрет, что гласные служат разделителем для согласных. На бумаге можно поудалять часть гласных и при этом можно догадаться, что же написано. Т.е. смысл несут больше согласные. Но слышим мы их благодаря гласным. Так вот, чтобы направить звук дальше, на задние ряды, к дальним слушателям, надо всего навсего больше растягивать гласные. Вспомните, когда вы зовете кого-то в лесу? Это происходит автоматически. И чем дольше тянем гласные, тем «дальше» мы стараемся запулить звук. Можно представить себе параболу, которую описал бы предмет, вылетевший изо рта. Он должен «упасть» на последний ряд. Что это будет за предмет — пусть ваша фантазия и человеколюбие вам подскажут.

Осталось совместить 2 умения: не зажимать связки и чуть больше, чем в обычном, «коротком» разговоре, тянуть гласные. Не бойтесь, что это может показаться смешным. Не кажется (если слишком не утрировать), зато с лихвой компенсируется благодарностью задних рядов, коих большинство.

И тогда вам не придётся пересказывать по 2-3 раза и разговор будет увереннее и спокойнее. (Кажется, про то, что не надо торопиться, я уже рассказывал 🙂

5 способов сберечь голосовые связки

Оказывается, голосовой аппарат можно лечить и оберегать так же, как и любой другой орган.

Заповедь первая: щадить голос во время простуды

От насморка голос становится глуше, кашель раздражает гортань, а стекающая в нее мокрота вызывает воспаление. Если голос охрип, то самое лучшее для него – молчание: постоянное раздражение слизистой оболочки гортани усиливает воспаление и не дает связкам восстановиться. Поэтому фониатры во многих случаях, когда у пациентов возникают проблемы с голосом, назначают молчание как лечебный режим.

Если же это невозможно, надо постараться максимально снизить голосовые нагрузки. Не разговаривайте шепотом: это заставляет голосовые связки трудиться с большим усилием. Нужно просто говорить тише и спокойнее и все-таки – поменьше и пореже.

Старайтесь в течение дня обеспечить горлу лечение. Даже если пошли на работу, возьмите с собой флакончик с дезинфицирующим раствором, противовоспалительные таблетки и пастилки. Идеально, если каждые час-два вы будете обрабатывать горло антибактериальным (грамицидин, фурациллин, раствор йода и морской соли) и противовоспалительным (настойка прополиса, календулы, сок алоэ) раствором, чередуя их. На ночь хорошо смазать больное горло оливковым или облепиховым маслом, поставить спиртовой компресс и держать в тепле.

А когда горло уже прошло, полезно усвоить себе простое правило: сразу же после пробуждения прополощите горло стаканом кипяченой, чуть теплой воды. Это помогает снять налет со слизистой горла и гортани, но не нарушает здоровую микрофлору, которая присутствует на этой части слизистой и очень важна для нормальной работы связок.

Заповедь вторая: исключить раздражение гортани

На нежные складки гортани неблагоприятно воздействует острая, слишком холодная или горячая пища – она травмирует слизистую. Нежелательно также испытывать резкие перепады температуры воздуха, особенно при переходе из разогретого помещения на холод. Даже при здоровом голосе рекомендуется перед выходом на улицу помолчать минут 15, чтобы связки успокоились и остыли. А если вышли на улицу в холодное время года, то всякие разговоры на открытом воздухе, особенно сыром и влажном или же на морозе, следует исключить. Будьте осторожнее, говоря по телефону. Медики обнаружили, что такая речь утомляет голосовые связки гораздо сильнее, чем непосредственное общение.

Очень существенно влияет на состояние голоса курение – оно значительно повышает вероятность заболеваний гортани, служит причиной появления на связках полипов, что делает голос грубым и хриплым.

Такого же эффекта можно «добиться», если неизменно говорить громко и резко, с напряжением. Со временем на связках появляются мозолистые наросты – узелки. Они становятся существенной помехой для нормального звучания голоса.

Заповедь третья: учиться правильно дышать во время разговора

Чтобы поберечь голосовые связки, начинайте речь всегда на выдохе. Иначе может не хватить воздуха, для того чтобы закончить фразу, а связки перенапрягутся, компенсируя эту нехватку. Когда легкие наполнены воздухом, слова произносятся звучно и плавно. Сила голоса зависит от работы нижних органов дыхания, легких, бронхов и трахеи.

Чтобы при дыхании у вас всегда был запас воздуха, старайтесь при вдохе заполнять им не только грудную клетку, поднимая верхние ребра, но и часть брюшной полости, работая нижними ребрами, стенкой живота и диафрагмой – перегородкой между грудной и брюшной полостями. Если не получается, попробуйте просто «подышать животом», когда при вдохе живот заполняется воздухом, а при выдохе сдувается. Диафрагма регулирует давление под голосовыми связками, чтобы им не приходилось перенапрягаться.

Заповедь четвертая: следить за своей речью

Во время беседы почаще меняйте интонацию. Разнообразные модуляции голоса значительно украшают речь и придают ей выразительность и эмоциональную окраску. А вот монотонное, однообразное повествование, напротив, не слишком хорошо влияет на состояние голоса. А если приходится «повышать громкость», связки все больше напрягаются и голос лишается звучности.

Заповедь пятая: заниматься упражнениями для голоса

Специалисты по лечению голоса – фониатры из Московского НИИ уха, горла и носа – советуют освоить несколько простых упражнений.

После небольшого набора воздуха производится протяжный согласный звук «м» или «н». Его направляют вверх в носовую полость. К обеим сторонам носа прикладывают сложенные вместе пальцы рук. Под ними должна ощущаться вибрация. Попробуйте также повторять в нос слова «дон-н-н» или «бом-м-м». Звук должен отозваться колебаниями в области верхней губы.

Затем, выдыхая воздух, протяжно произносят целые буквосочетания: «ми-ми-ми», «мо-мо-мо» или «ма-ма-ма». Именно так, распеваясь, делают певцы. Можно еще произносить «ни-на-но», «би-ба-бо». В дальнейшем, используя звуки «м» или «н», можно напевать «носом» целые мелодии.

Чтобы улучшить звучание грудных, низких звуков, опустите голову на грудь и, прижав к ней подбородок, вместе с выдохом произносите глубоким голосом: «о-о-о» или «у-у-у». Звук тяните, пока хватает дыхания. На верхнюю часть грудной клетки положите руку. Можно слегка похлопать ладонью. Это увеличит вибрацию голосовых связок и силу их колебаний.

Возможно, у вас не найдется времени для ежедневных фониатрических упражнений. Однако несколько простых действий для укрепления голоса, которыми можно начинать день, выполнить вполне реально.

Оториноларинголог-гомеопат Владимир Орехов советует каждое утро начинать с фразы: «говорить надо не горлом, а носом». Попробуйте протяжно произносить эти слова, медленно выпуская воздух через нос, так чтобы голос звучал чуть гнусаво. Упражнение можно повторять и в течение дня – оно хорошо снимает нагрузку с голосовых связок.

Интересно

Всегда считалось, что говорить и жевать одновременно и некрасиво, и опасно, и противоречит правилам хорошего тона. Однако австрийский ученый Фрешельс разработал метод лечения нарушений голоса, который сочетает два этих процесса. Он обратил внимание на то, что во время жевания связки расслабляются, и таким образом легче добиться естественного звучания голоса у тех больных, у которых во время обычного разговора формируется неправильный стереотип речевых движений. Методом Фре­шельса пользуются многие специалисты по лечению голоса, однако отечественная школа фониатрии не считает его эффективным.

Наша справка

Мужские голоса традиционно делятся на высокие (теноры – от 128 до 512 Гц), средние (баритоны – от 196 до 426 Гц) и низкие (басы – от 80 до 300 Гц). У женщин голоса выше, что связано с особенностями строения их голосовых связок (у обладателей высоких голосов они тоньше и короче), а также с уровнем гормонов в крови, благодаря которым девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами.

Читайте так же:  Что делать если у собаки желтеют зубы

Самое новое

Необычный способ восстановить утраченный голос придумали в США. В последнее время здесь вошла в моду хирургическая подтяжка. голосовых связок. Новомодная операция, стоимость которой составляет 17,5 тысяч долларов, особенно популярна у пожилых людей, которым кажется, что огрубевший, потускневший с годами голос выдает их возраст.

Кстати

Чемпионами по голосовым нагрузкам являются оперные певцы. Век вокалиста недолог – 20–25 лет. Впрочем, исключения случаются. Ирина Архипова, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Иосиф Кобзон – яркий тому пример. Их удивительное сценическое долгожительство специалисты связывают не только с «правильной» школой пения, но и с грамотной эксплуатацией голоса. На сей счет у профессионалов сцены есть собственный негласный кодекс. Вокалисту категорически запрещено петь в простуженном состоянии, курить (от этого голос грубеет и теряет свою звучность), переохлаждаться, злоупотреблять алкоголем и громко разговаривать на улице после спектакля, когда разогретые после активного пения связки наиболее уязвимы. Накануне выступления не рекомендуется также чревоугодничать (самое позднее, за 4 часа до спектакля): переполненный желудок давит на диафрагму и не дает возможности удержать нужное для певца дыхание. По сути, все вокалисты выходят на сцену полуголодными.

Самыми сложными (по насыщенности звучания и нагрузке на голосовой аппарат) традиционно считаются драматические партии. У женщин – Турандот и То`ска из одноименных опер Пуччини. У мужчин – Каварадосси из «Тоски» же и Герман из «Пиковой дамы». По объему работы для исполнителей главных партий нет тяжелее спектаклей, чем «Отелло», «Чио-Чио-Сан» и «Борис Годунов».

Что делать если напряглись связки

Честно признаемся, в редакции никто петь не умеет – нечем. Поэтому процесс извлечения такого оперного звука, чтобы дрожали люстры (или, наоборот, от зависти соловьи осоловело падали замертво), для нас неясен. Что-то, конечно, смутно помним из курса анатомии про диафрагму, но как на неё дыхание поставить – для нас тоже загадка. Единственное, рискнем предположить, что мозги в деле вокализирования – точно не помеха. По крайней мере.

Что ж, настала пора что-то порекомендовать и вокалистам. Честно признаемся, в редакции никто петь не умеет – нечем. Поэтому процесс извлечения такого оперного звука, чтобы дрожали люстры (или, наоборот, от зависти соловьи осоловело падали замертво), для нас неясен. Что-то, конечно, смутно помним из курса анатомии про диафрагму, но как на неё дыхание поставить – для нас тоже загадка. Единственное, рискнем предположить, что мозги в деле вокализирования – точно не помеха. По крайней мере, без этого системного компонента личностью не станешь, даже полено выстругивать нужно с умом, не то что работать над голосом…

В общем, логичнее поговорить об этом со специалистами. Тем более что их в нашей alma mater хватает. И они к тому же любезно согласились поделиться накопленным опытом.

Конечно, мы не просили их дать заочные уроки постановки голоса (ибо сие невозможно) – скорее, разговор пойдет об околомузыкальных вещах. А тут вокалисты, к сожалению, – весьма уязвимый народ. Если у скрипача или гитариста в руках есть хотя бы скользкий, как рыба, но заранее кем-то изготовленный инструмент, если перед пианистами вообще стоит почти готовая фонограмма о четырех ножках (знай, жми с наслаждением на клавиши), то певец полностью зависит от непонятного себя и невидимых снаружи процессов. Итак, попробуем выяснить, как жить дальше, если вы – вокалист.

Галина Игумнова: Пение – это чудо

Пение, как считает педагог нашей школы Галина Игумнова, – чудодейственное осмысление реальности, поскольку певческий голос дан человеку только на определенной стадии эволюции, причем дан для того, чтобы homo sapiens еще лучше познал себя и окружающий мир, стал более совершенным. При этом Галина Александровна призывает помнить слова Шаляпина о том, что «разум возвеличивает природу», поэтому разумное пользование голосом является главным условием его нормального развития и длительного сохранения.

Много лет работая с вокалистами, она считает важными следующие правила.

  • Не перетруждать себя физической работой, не допускать больших психологических нагрузок и стрессов (всё, иду в вокалисты, по крайней мере диафрагма у меня имеется! – примеч. Привалова С. Б.)
    • Чаще бывать на природе– свежий воздух поможет восстановить силы и бодрость духа (а Козьма Прутков говорил, что в спертом воздухе при всем старании не надышишься – примеч. ред.). Очень полезно проводить ежегодный отдых у моря или в горах, слушать вечерний шум прибоя, любоваться плывущими по небу облаками, бродить по цветочным лугам – то есть действительно отдыхать, а не только занимать день познавательными экскурсиями.
    • Питаться всегда умеренно –переедание и полный желудок только вредят пению. Наверное, следует напомнить, что мнимая польза от постоянного употребления сырых яиц – всего лишь знаменитый киноанекдот, не более того (вот и славно, заодно удастся избежать куриного гриппа – примеч. ред.). И уж точно ни в коем случае нельзя есть перед концертом орехи, семечки, шоколад, аллергенные продукты (у каждого – свои), лучше ограничить их употребление и в другие дни.
    • Не жалеть голоса, тренировать его ежедневно(этот совет Галины Александровны отличается от рекомендаций других педагогов – она считает, что при правильной постановке петь можно по нескольку часов ежедневно без всякого вреда для голоса! – примеч. ред.). При этом трудные места желательно выучивать задолго до концертов, давая возможность им «устояться» – при повторном обращении к ним голос адаптируется быстрее.
  • Перед концертомследует выспаться (но не чрезмерно, иначе появится вялость), разумно и в меру покушать (это у всех индивидуально). Большое значение имеет психологический настрой – не провоцируйте ненужные страхи! Настраивайтесь не на возможные ошибки, а на удовольствие от исполнения, не тратьте силы на пустые эмоции. К сожалению, для устранения чрезмерного волнения во время выступления есть единственное средство – частые выступления. Транквилизаторы, успокаивающие препараты тут абсолютно бессильны и даже могут нанести вред общему состоянию певца. Лучше настройтесь на то, что легкое творческое волнение даже полезно для выступающего.
  • Во время концерта пойте с артистизмом! – это является необходимым дополнением к технике, помогает избегать излишнего напряжения, а эмоциональная скованность, напротив, ведет к физической скованности, зажатости голосового аппарата.
  • Петь нужно всегда в удобной позиции: основой пения является так называемая «высокая позиция» (знать бы, как ее достичь, наверняка на стул или стремянку вставать бесполезно – примеч. ред.).
  • Ну, и главный совет – любить профессию, которую вы избрали! (Даже если это хобби – примеч. ред.)
  • Надеемся, советы Галины Александровны оказались вам полезны.

    Но это еще не всё!

    Наталья Суханова: несколько явных и тайных рекомендаций

    Наталья Евгеньевна – выпускница Московской консерватории и представительница, казалось бы, другой певческой школы (она училась у Зураба Соткилавы). Однако она почти во всем согласна с мнением Галины Александровны, поэтому из её импровизированного интервью мы оставим лишь то, что не повторяет сказанное выше.

  • Итак, Наталья Евгеньевна уточняет, что для нормальной физической формы певцу (и певице тоже – примеч. ред.) нужно спать не менее 8 часов. После пробуждения примерно 2-3 часа голос «приходит в себя», «просыпается» – это следует учитывать, если вам предстоит ранний концерт. Утреннюю трапезу нужно завершить не позднее 1,5 – 2 часов до выступления, иначе переполненный желудок будет давить на диафрагму. Помимо уже упомянутых запретных продуктов, не рекомендуется вкушать острую, слишком горячую или чрезмерно холодную пищу. При любом недомогании, конечно, нужно отказаться от выступления.
  • Если ваш голос «устал», то есть вы были вынуждены до вечернего концерта читать лекцию или вести телепередачу, то лучшее средство для восстановления голоса – отдыхи полное молчание. Если вам к тому же нездоровится – очень вредно не только петь, но и присутствовать на репетиции или даже просто слушать музыку: во время слушания голосовые связки инстинктивно напрягаются помимо вашего желания. Так что, кроме молчания, для выздоровления требуется также тишина. Если у вас сел голос, не говорите шепотом – шепот гораздо сильнее напрягает связки, чем обычная (даже хриплая) речь.
  • Если же вы здоровы и с удовольствием ходите на занятия – желательно не петь долго без перерыва. Начинающие певцы должны отдыхать после каждых 15-20 минут занятий, профессионалы – через 40-45 минут, поскольку чрезмерные регулярные нагрузки ослабляют гортанные мышцы, голос теряет свежесть, звучность и хуже поддается контролю, не говоря уже о вероятности возникновения кровоизлияний. Большой вред могут нанести форсирование звука и многократное, частое повторение трудных упражнений, высоких нот, а также пение не в своей тесситуре (диапазоне).
  • Нельзя петь в прокуренных помещениях, само курение не только ослабляет организм, но и ведет к осиплости голоса.
  • Сразу после пения вредно выходить на улицу в холодную погоду. Если уж это неизбежно и вы куда-то спешите – выпейте перед уходом немного воды комнатной температуры. Нежелательно на холоде разговаривать (не только в дни концертов или уроков).
  • Дышать в любую погоду и в повседневной жизни лучше через нос: это предохраняет дыхательные пути от попадания пыли, инфекции, а также согревает и увлажняет вдыхаемый воздух.
  • Мы рискнули поинтересоваться у Натальи Евгеньевны и о том, что мы хотели узнать, но стеснялись спросить. И она нам по секрету ответила.

    Во-первых, о «личной жизни». Ничто человеческое вокалистам, как известно, тоже не чуждо (тем более что люди они, как правило, почти или уже взрослые), но вот личную жизнь, оказывается, им нужно ограничивать «разумными пределами». Количественных рекомендаций мы давать не станем, единственное, что требует неукоснительного соблюдения – в так называемые «критические дни» петь нельзя вообще.

    Во-вторых, об алкоголе. (Опять же, детей просим во время чтения этого абзаца отвернуться от монитора). Бытует мнение, что перед концертом иной раз не грех пропустить рюмочку для разогрева голоса и заодно для преодоления сценофобии. По очень большому секрету Наталья Евгеньевна шепотом сказала, что для мужских голосов такое допустимо в разумной форме, иногда: под разумностью подразумевается чашка теплого чая, в который добавлена 1-2 столовая ложка коньяка. Но это – скорее исключение для мачо и прочих «сильных натур». Большинству вокалистов алкоголь перед концертом абсолютно противопоказан – он нарушает наработанные во время занятий алгоритмы и к тому же сушит слизистую оболочку, причем легкие спиртные напитки (в особенности шампанское) не менее вредны, чем остальные.

    В-третьих, если вы приболели, но петь все-таки нужно – лучше посоветоваться с врачом-фониатром. Есть препараты, временно снимающие отечность (к примеру, диазолин), но без консультации со специалистом принимать их небезопасно. Нельзя делать перед выступлением и смягчающие масляные или другие ингаляции – они расслабляют связки и могут только ухудшить ваше состояние.

    Судя по тому, что Наталья Евгеньевна находится в прекрасной вокальной форме (ее выступления мы часто слышим на общешкольных концертах), она и сама старается следовать сформулированным для нас принципам.

    Говорят, что…

    Несколько любопытных советов нам удалось извлечь из сетевых источников. Попробуйте испытать их на себе.

    Сила, качество и тембр голоса зависит не только от голосовых, но и от мышц лица, губ и т. д. За эту работу ответственны более чем 200 мускулов, получающих команды из особого речевого центра головного мозга. Очень полезно иногда не просто любоваться на себя в зеркало, но и выполнять такое, например, упражнение:

    Сложите губы трубочкой и посвистите. Заметьте, как изменилось при этом ваше выражение лица. А теперь попробуйте просвистеть или «промычать» какой-нибудь мотивчик с вашим обычным выражением лица. Чередуя обычное и «свистящее» выражение лица несколько раз, вы почувствуете, как прочистилась гортань и как изменяется звук голоса.

    Хорошо влияют на связки всевозможные жужжащие звуки. При этом неплохо еще совершать челюстями жевательные движения. Это упражнение применяется для расслабления артикуляционной мускулатуры.

    Напротив, для укрепления мышц гортани полезно следующее упражнение: сильно надуть щеки, а потом резко выпустить воздух наружу.

    Перед выступлением, когда начинается «мандраж», попробуйте заставить себя успокоиться, то есть постепенно начать дышать спокойно, медленно и глубоко (но внутренне не расслабляясь), и мыслями полностью сконцентрироваться на этом процессе. После нескольких попыток вы заметите, что вам удается контролировать себя! (Есть, конечно, и более кардинальные способы избежать волнения во время концерта: держать скрещенными пальцы, или петь спиной к залу – примеч. ред.)

    Лечиться нужно вдумчиво! Советы фониатра

    Если вы простыли и у вас серьезно заболело горло – конечно, никакого пения! Нужно лечиться, лечиться и еще раз лечиться.

    Читайте так же:  Что значит если болит правый бок живота

    С лечебной целью рекомендуется частое теплое питье чая (лучше зеленого), чая с молоком, отвара шиповника, травяных чаёв (мята, липовый цвет, душица, ромашка, шалфей в изобилии имеются в аптеке в удобной упаковке «пакетиками»), теплого молока со сливочным маслом и медом. Разумеется, можно горло чем-нибудь пополоскать – настоями трав (календулы, эвкалипта), раствором соды с солью и каплей йода, раствором фурациллина, яблочным уксусом (чайная ложка на стакан теплой воды). Хорошо принимать микстуру с алтейным корнем, термопсисом.

    Но, как правило, во время лечения для голоса безопаснее ингаляции, чем полоскания (например, вдыхание картофельного отвара), но это в зависимости от степени заболевания. Нынче выпускается и множество аэрозолей для горла – они нередко достаточно эффективны, тем более что есть множество их разновидностей: и с травами, и с маслами, и с мёдом. При средней тяжести простуды или катара бывает вполне достаточно соблюдения постельного режима и использования таких вот полудомашних средств лечения.

    Однако серьезные врачи знают много секретов. Например, они считают, что важно не столько, чем полоскать, но и как полоскать. Ведь чересчур интенсивное полоскание превращается в массаж миндалин, а воспаленный орган массировать ни в коем случае не следует. При ангине в складках миндалин может скапливаться гной, и энергичное давление жидкости не смывает, а, наоборот, вдавливает его глубже. От этого болезнь может затянуться, повысится риск воспаления соседних тканей, лимфатических узлов. Так что в этом случае полоскать нужно нежно, осторожно, почаще выплевывая результат процедуры. Слишком часто полоскать горло тоже нет необходимости – достаточно четырех-пяти раз в день, в промежутках же следует побольше пить, и не залпом, а спокойными медленными глотками.

    Издавна известно, что боль в горле хорошо смягчает молоко. Его целебные свойства усилятся (правда, вкус не станет приятнее), если на стакан молока добавить примерно половину чайной ложки пищевой соды. Можно разбавлять молоко минеральной водой «Боржоми» (без газа), пить любые ягодные морсы, отвары сухих фруктов. Обильное питье назначают при многих инфекционных заболеваниях как средство, «промывающее» организм, помогающее быстрее выводить токсины – продукты жизнедеятельности зловредных микробов и вирусов. На начальной стадии заболевания взрослым можно выпить чашечку не слишком горячего глинтвейна.

    Во время заболеваний горла полезно его согревание компрессом, который ставят не более, чем на два часа. Традиционный компресс – полуспиртовой, но можно сделать масляный (кусок ткани, лучше льняной, смачивают подогретым растительным маслом) и просто водный компресс (вода, разумеется, должна быть теплой). Обернув шею увлажненной и отжатой тканью, поверх ее кладут вощеную бумагу, далее слой ваты или мягкий шерстяной шарфик и закрепляют бинтом или косынкой. Не забывайте, что после снятия компресса недопустимо охлаждение – нужно обернуть шею на некоторое время чистым сухим платком.

    Главное – без лекарств! Советы знахарей и знахарок

    Множество рецептов лечения заболеваний горла предлагает народная медицина. Если вы склонны к экспериментам над собой, можете некоторые из них испытать на практике.

    Например, чесночные ингаляции: возьмите бинт или марлю размером 10х40 см, натрите на терке несколько долек чеснока и быстро, пока не улетучились фитонциды, смажьте кашицей поверхность бинта, сверните в рулончик и быстро опустите его на дно пустого чайника, закрыв крышкой. Возьмите носик чайника в рот, зажмите нос пальцами и медленно вдыхайте чесночный аромат в течение 8-10 минут. Выдохи делайте через нос, в чайник выдыхаемый воздух попадать не должен.

    Для лечения ангины используют также сухой инжир (перед сном 4-6 ягод поварить в стакане молока, инжир съесть, а молоко выпить), ежевику (2 столовые ложки листьев залить двумя стаканами кипятка, настоять в течение часа и пить по 2 столовые ложки 4 раза в день перед едой).

    Одно из лучших средств против катаральных заболеваний горла – подогретая морская вода (ей, разумеется, полощут горло, пить ее решительно не рекомендуется).

    Специальный народный рецепт для вокалистов, заболевших ларингитом и «потерей голоса»: в кастрюлю влить стакан горячей воды и полстакана анисовых семян, кипятить в течение 15 минут; слегка остывший отвар процедить, смешать с четвертью стакана липового меда и еще раз прокипятить, затем снять с огня и добавить столовую ложку коньяка. Принимать по одной столовой ложке каждые полчаса. Знахари утверждают, что это средство способно восстановить голос за сутки!

    Немало неудобств певцу доставляют не только заболевания горла, но и насморк. Одно из первых ограничений питания при насморке, особенно хроническом – отмена употребления в пищу молока и молочных продуктов (надо же! – примеч. ред.).

    Народные целители утверждают, что от насморка помогает смесь меда с соком красной свеклы (интересно, а бывает еще свекла других цветов? – примеч. ред.), для ее приготовления смешивают чайную ложку меда и 3 ложки свекольного сока. Смесь закапывают в нос по несколько капель 3-4 раза в день.

    Хотеть – значит мочь! Прочие советы

    Если у вас аллергия на все лекарства и все существующие продукты – вы большой подарок для семьи, органов соцобеспечения и правительства. Но если вы при этом еще и кашляете – не остается ничего больше, как взывать к потусторонним силам. Для вас у нас в арсенале есть парочка экстремальных рецептов.

    Первый – заговор против болезней горла. Любопытно, что заговаривать нужно не зубы больному, а воду, разведенную с медом (заговоренную воду опять же нужно дать больному выпить): «На океане, на море, на острове, на бережку вырастала трость из земли до неба. Кто ту трость вырвет? А вырвет ту трость Михаил-архангел, Петр и Павел. И не я помогаю, не я пособлю, подсобляет сам господь бог, сам Иисус Христос. Аминь.» (Не знаем, действует ли этот рецепт на мусульман и индусов – примеч. ред.).

    А вот еще более оригинальный (и, говорят, очень быстрый) способ лечения ангины: ко рту больного близко подносят большую лягушку и заставляют больного дышать прямо на неё. От этого сердце лягушки начинает учащенно биться, и больному почти мгновенно становится лучше. Считается, что такое лечение полезно тяжелым больным, которые не только не могут пить или есть, но и говорить – через 8-10 минут болезнь полностью проходит. Лягушка должна быть непременно большая – серая, зеленая или жаба. (Думаем, что дело не в лягушке: больной скорее всего решает, что лучше мгновенно поправиться, чем лечиться таким непрезентабельным способом – примеч. ред.).

    Пение – это…

    Очень хочется верить, что все вокалисты ощутили целительное благолепие уже от чтения нашей статьи, а после внедрения в жизнь всех описанных правил и советов и вовсе станут новыми Чечилиями Бартоли или Энрико Карузо… Главное – мечтать и прилагать все усилия для реализации вашей мечты. Тогда когда-нибудь вы обнаружите цитату из своих интервью в списке ниже.

    А пока ознакомьтесь с мыслями тех, кто уже состоялся как профессионал.

    • Вокалист – каскадерская профессия, мы ходим по лезвию бритвы. Не дай бог, что-то случилось: кто-то обругал или живот заболел – ты вышел на сцену и пустил «петуха». Это провал. Это стыдно. И находиться 30 лет на лезвии бритвы – это очень тяжело. Это изматывающая, калечащая профессия. (Анатолий Пономаренко, народный артист России, солист Самарского театра оперы и балета)
    • Пение – это прежде всего свобода. Не стоит целиком полагаться на исторические описания пения, потому что большинство из них ничего не говорят об анатомии. Все они не используют и технические термины – только поэтические. (Эмма Керкби, английская барочная певица)
    • Пение – это тяжелый физический труд, который требует, как и профессиональный спорт, ежедневных многочасовых тренировок. Просто так не выйдешь и не споёшь! (Анна Нетребко, солистка Мариинского театра)
    • Пение – не просто отрада для слуха, но еще и сильнодействующее средство, укрепляющее иммунную систему. (Франц Шрайдер, профессор Института психологии Франкфуртского университета)
    • Пение – это лучшее обезболивающее. В нашей «Школе счастливых родителей» беременных женщин учат во время родов петь песни. (Ирина Долгих, врач-гинеколог женской консультации №1 г. Оренбурга)
    • Пение – это симфония правильного дыхания, правильного координирования духовных начал человека, это путь собирания себя в светоносную целостность. Пение – это процесс одухотворения, это осмысленное слово, пропущенное через сердце. (Дмитрий Болгарский, регент Свято-Троицкого Ионинского монастыря, Киев)
    • Техника, разумеется, значит многое. Но далеко не всё. Пение – это состояние души. И если в душе пусто, то как бы технично человек ни пел, никого это не тронет. Мечты, идеалы, устремления – все это слышно в пении. А коли ничего этого нет, так и искусства тоже нет! (Галина Вишневская, народная артистка СССР)
    • Пение – это не безделица для меня и не забава, это священное дело моей жизни. (Федор Шаляпин)
    • При перепечатке статьи гиперссылка на сайт обязательна.

      Как восстановить сорванный голос

      Увы, с потерей голоса рано или поздно сталкивается каждый вокалист. Очень часто причиной сорванного голоса становятся не интенсивные занятия вокалом, а крик, особенно в состоянии сильного гнева или аффекта. Сорванный голос пропадает не так, как во время простудного заболевания, а внезапно сразу после крика или даже во время него. Он тут же становится хриплым и потом исчезает вообще. Вокалист может говорить только шёпотом, испытывая боль. Вот какие меры нужно принять сразу после того, как вы сорвали голос.

      Первая помощь при сорванном голосе

      Чтобы избежать опасных последствий травмы голоса, в первую очередь нужно принять сразу, как только вы почувствовали сип и внезапную охриплость.

    • Сразу замолчать.В первые минуты можно объясняться только жестами, потому что, в зависимости от степени поражения связок, может открыться кровотечение. Чтобы этого не случилось, нужно замолчать и в течение первых двух часов не разговаривать вообще. Особенно если вам больно говорить или голос стал слабым и хриплым.
    • Замотать область шеи тёплым шарфом или мягкими шерстяными тканями, например, воротником свитера или мехового жакета.Это в первое время смягчит неприятное ощущение и позволит расслабить мышцы гортани. Шея должна быть в тепле постоянно, даже летом. Если вы сорвали голос, область горла необходимо замотать мягким шарфом или просто натуральными тканями.
    • Незамедлительно обратиться к врачу.Если в вашем городе нет фониатра, помощь сможет оказать и обычный отоларинголог. С помощью специального зеркала он осмотрит ваши связки и скажет, что нужно делать в конкретном случае, в зависимости от области поражения и характера травмы. Случается, что повреждение связок может быть незначительным и они быстро восстанавливаются. Но в некоторых случаях голос можно вообще потерять безвозвратно, поэтому чем раньше врач назначит вам лечение, тем быстрее восстановится голос и тем меньше вероятность необратимых последствий травмы. Но если это невозможно, лучшее лекарство для сорванного голоса – молчание.В это время нужно прекратить даже мысленное пение, так как оно напрягает связки и может затянуть лечение последствий травмы.
    • Выпить мягкий согревающий напиток.Чай с молоком, травные отвары с мёдом комнатной температуры помогут снять напряжение и ослабить последствие травмы. Но лечение у специалиста и его профессиональный осмотр ничто заменить не может. Поэтому не стоит заниматься самолечением: без квалифицированной помощи голос может не восстановиться.
    • Что делать, если вы сорвали голос во время концерта прямо на сцене? Если вы пели в хоре или в ансамбле просто отведите микрофон в сторону и улыбнитесь зрителям. Радиооператоры или специалисты по звуку понимают этот жест и могут следующие номера пустить уже под фонограмму. Вот почему многие исполнители на большой сцене поют под запись своего голоса, чтобы усталость, хрип или сорванный голос не заставили отменить выступление, за которое заплачены деньги.

      Что делать, если вдруг осип, пропал голос? Как максимально безболезненно пережить периоды обострения ларингита – профессионального заболевания преподавателей, певцов, дикторов? Сегодня с такими его проявлениями, как болезненность при дыхании и глотании, сухой кашель, отечность слизистых и другими хорошо справляется комплексный гомеопатический препарат ГОМЕОВОКС. Лекарство начинает действовать быстро и мягко, устраняя, прежде всего причину заболевания.

      Поэтому, даже если вы поёте без записи голоса, вам лучше всего предоставить записи специалисту по звуку заранее, чтобы при такой экстремальной ситуации, как сорванный голос во время выступления, вы смогли продолжить концерт и просто двигаться на сцене, делая вид, что поёте.

      Иногда организаторы концерта могут отменить номера и выпустить других артистов на сцену. В оперных театрах принято учить двойные партии, чтобы при потере голоса в следующем действии выпустить дублёра на сцену. Но такая возможность существует только в профессиональных оперных коллективах, и обычным исполнителям на полноценную замену актёра рассчитывать не приходится. В опере дублёр может незаметно проникнуть на сцену и продолжить работать после вас.

      Если вы сорвали голос в хоре или в ансамбле, вам нужно просто открывать рот и произносить слова про себя. Это поможет вам избежать конфуза и достойно продержаться до закрытия занавеса. Когда его опустят, вы сможете покинуть состав коллектива и идти домой. Обычно в хоре имеются дублёры солистов, которые смогут вас заменить в коллективе, или организаторы просто уберут сольные номера.

      Как восстановить сорванный голос

      В первую очередь нужно как можно больше молчать и принимать препараты, которые назначит вам доктор. Даже простые разговоры на время восстановления придётся заменить жестами или ответами, сформулированными короткими словами. Хорошим средством для лечения сорванного голоса является препарат фалиминт. Его формула позволяет быстро восстановить эластичность голосовых связок и вернуться в работу. Но основные рекомендации, как восстановить сорванный голос, может дать только врач. Поэтому нужно делать то, что он посоветует в первую очередь.

      Во время лечения занятия вокалом отменяют, в зависимости от степени травмы. Чаще всего этот срок составляет 2 недели. В период лечения нужно как можно больше молчать, стараться не петь даже про себя, потому что в это время травмированные связки начинают колебаться и тереться друг о друга. Это может способствовать затягиванию срока восстановления.

      Вспомогательным средством для восстановления эластичности голосовых связок становится молоко с мёдом. Лучше взять магазинное молоко без пенок, нагреть его до комнатной температуры, добавить в него столовую ложку жидкого мёда, размешать и пить медленно большими глотками. В некоторых случаях это средство помогает восстановить голос за несколько дней. Вот ещё один способ, как восстановить сорванный голос быстро, если травма небольшая. Нужно взять анисовые семечки, заварить их, как чай, и пить с молоком большими глотками. Настой должен быть не горячим, а очень тёплым, чтобы его легко было пить. Анисовые семечки обладают уникальными возможностями, и их употребляли для восстановления голоса ещё во времена Гиппократа.

      Но даже если вы восстановили голос, нужно проанализировать причину произошедшего и стараться избегать повтора ситуации. Не стоит приступать к интенсивным нагрузкам в это время, так как полностью голос восстанавливается в течение месяца после травмы.

      Как не сорвать голос

      Несколько простых мер позволят вам избегать травм голоса в дальнейшем. Вот несколько правил, как не сорвать голос.

      1. Научитесь доказывать свою точку зрения без крика.Чаще всего вокалисты срывают голос не во время пения сложных произведений, а в бытовых конфликтах, особенно если они случаются после пения. Так что профессиональным певцам стоит научиться доказывать свою правоту, избегая повышенных тонов.
      2. Не стоит форсировать звук во время пения.Некоторые преподаватели, стремясь к тому, чтобы голос ученика стал сильным, используют упражнения для форсирования звука. Если вам после занятий трудно и неудобно петь, то стоит подумать о смене преподавателя или даже музыкального направления, которое вы избрали. Занимаясь с терпеливым преподавателем, вы будете точно знать, как не сорвать голос во время ответственного выступления, так как он использует мягкую атаку звука и учит петь в тихих нюансах. Помните, что громкий, форсированный звук, сформированный связками без дыхательной опоры, вреден для пения и может привести не только к раннему изнашиванию голоса, но и к опасным травмам.
      3. Не стоит петь на морозе или в холодном помещении, тем более громко.Холод – провокатор травм голоса, в частности, если пение на морозе сопровождается распитием алкогольных напитков или поеданием мороженого. После того как вы поели мороженое, нужно петь не раньше чем через 2 часа.А ледяные напитки вообще перед пением употреблять не рекомендуется.

      Не форсируйте звук и не пойте на связках. Характерный связочный звук легко распознать по визгливому тембру и невозможности управлять громкостью звука. Этот звук очень вреден для связок и тоже может привести к осиплости и потере голоса.

      ЗдоровьеВопрос эксперту: Почему даже профессиональные певцы теряют голос

      Разбираемся с врачом и педагогом по вокалу, как устроены голосовые связки

      Текст: Гаяна Демурина

      ОТВЕТЫ НА БОЛЬШИНСТВО ВОЛНУЮЩИХ НАС ВОПРОСОВ мы все привыкли искать онлайн. В этой серии материалов задаём именно такие вопросы — животрепещущие, неожиданные или распространённые — профессионалам в самых разных сферах.

      Вернуться с концерта любимой группы без голоса или охрипнуть из-за сезонной простуды — для большинства из нас просто досадный пустяк. Но для профессиональных артистов любая проблема с голосом — серьёзный удар и возможная угроза карьере; в этом году Адель именно по этой причине отменила концерты, оставив разочарованными и даже разгневанными двести тысяч поклонников. Звёзды — и российские, и зарубежные — страхуют свои голоса на миллионы долларов. Как же получается, что голосовые связки подводят опытных певцов, которые, казалось бы, прекрасно ими владеют? Почему иногда пропадает голос, как этого избежать и что делать, если момент упущен? Мы попросили специалистов ответить на эти вопросы.

      Ольга Леви

      педагог по голосу и вокалу

      Красивый голос на 90 % зависит от внутреннего спокойствия и лишь на 10 % — от вокальной техники. Если связки работают нормально, то любой может научиться владеть голосом, хотя для этого требуется время. Но даже натренированному человеку бывает трудно справиться с волнением. Во время стресса гортань приподнимается, голос перестаёт слушаться, начинает срываться. Существуют методики, которые позволяют преодолеть это состояние, а специальные упражнения учат даже правильно кричать, не навредив при этом голосу. Если человек усердно занимается вокалом, а запеть не может — вероятно, у него остались какие-то непроработанные психологические зажимы. В этом случае нужно найти корень проблем, которые не позволяют расслабиться.

      Певцы срывают голос по той же причине. При психологическом напряжении происходит спазм голосовых связок. Вообще, если в организме хоть что-то спазмировано, нет полного расслабления — голос уже не будет усиливаться, он становится тише. Человек волнуется, напрягает голосовые связки сильнее, старается усилить ослабший голос — и срывает его. Это не означает, что нельзя, например, петь очень громко. Можно значительно развить свой диапазон, брать очень высокие и очень низкие звуки, чтобы сформировать рабочую зону, определить тональность. Рабочая зона — это и есть тембр, по которому оценивают музыканта. Но чтобы определить её, необходимо всё же знать вокальные техники, делать упражнения и понимать, как устроен голос.

      К сожалению, даже при работе с профессионалом есть риск научиться петь «неправильно». Но всё же стоит найти проверенного вокального педагога. Люди, которые обладают природными задатками, часто не знают о масштабе своих способностей, а преподаватель при помощи разных методик сможет привить человеку правильные механические ощущения; это поможет максимально развить собственный голос и собственный тембр.

      Вернуть утраченное звучание можно, если работать с фонопедом, специалистом, помогающим восстановить голос после операций и других повреждений. В случае с узлами или рубцами специальным фонофизическим занятиям придётся уделить больше времени, чем при утрате тонуса мышц. Для второго варианта подойдут специальные фонетические приёмы, например пение на вдохе и выдохе. При этом происходит массаж нужных мышц давлением воздуха, и связки постепенно приходят в здоровое состояние.

      Татьяна Черешнева

      врач-оториноларинголог, начальник ЛОР-отделения поликлиники Большого театра

      Чтобы понять, почему пропадает голос, нужно знать, как работают голосовые складки — их чаще называют голосовыми связками, но в действительности они состоят в основном из мышц и покрыты слизистой оболочкой. Звук возникает тогда, когда из-за потоков выдыхаемого воздуха две складки начинают вибрировать. На вдохе они расходятся и пропускают воздух внутрь, а если мы разговариваем или поём, плотно смыкаются, и голос слышится хорошо и отчётливо. Проблемы возникают, как только что-то мешает складкам правильно сойтись.

      Как и любые мышцы, голосовые складки приводятся в действие нервным импульсом. Поэтому очень важно, чтобы нервная система в целом была в порядке. Длительные нагрузки без должного отдыха (чем часто грешат вокалисты) и даже смена климата могут лишить связки тонуса, а слабость не позволит им полностью смыкаться; тогда между ними образуется зазор, из-за чего голос звучит нечисто, возникает охриплость или меняется тон. То же случается, когда мы болеем, только теперь голосу вредят симптомы ларингита: гортань воспаляется, появляются краснота и отёчность.

      Бывают и механические препятствия, например «певческие узелки» — скопления клеток, которые вырастают на связках из-за серьёзных голосовых нагрузок или невылеченных воспалений. Чаще они появляются у певцов, но вообще встречаются у всех, кому приходится много использовать голос. Такие образования ни во что не перерождаются и не опасны, если не относятся к полипам или вирусным папилломам. Но узелки мешают связкам соединиться и портят звучание, что особенно мешает артистам, поэтому их удаляют. После микрооперации край складки вновь становится ровным — проблема уходит, и остаётся только один-два раза в год проверять, всё ли в порядке.

      О механическом воздействии можно ещё говорить, когда мы срываем голос из-за резкого, изо всех сил, крика. Крику необязательно быть долгим, но перенапряжение, которое в этот момент возникает в голосовых мышцах, может повлечь за собой воспаление или даже кровоизлияние. Последнее, кстати, самое опасное — после него на складках может остаться рубец, и мышцы потеряют в эластичности. Соответственно, качество звука тоже изменится. В таком случае необходимо делать операцию, но как будет проходить реабилитация, сложно предугадать. Порой вокалисты больше не могут продолжать карьеру, но бывает, что кровоизлияние удалось вовремя ликвидировать и всё обходится без последствий.

      Если вы охрипли, главное — обеспечить себе полный голосовой покой, то есть перестать разговаривать до выздоровления. Если не соблюдать ограничение, выходить из этого состояния придётся дольше и мучительнее. Поддерживать общение можно (и нужно) только с помощью ручки и бумаги или текстовых сообщений. Если человек сорвал голос, ему ни в коем случае нельзя переходить на шёпот, так как это усилит напряжение мышц и усугубит основную проблему. Читать книги и слушать музыку тоже запрещено, поскольку при этих процессах связки незаметно для нас продолжают вибрировать. Особенно у профессиональных музыкантов.

      Нужно понимать, что на реабилитацию каждому требуется разное время. При соблюдении предписанного режима прийти в форму удаётся быстрее. В среднем запрет на голосовые нагрузки и лечение лекарствами продолжаются около месяца. Пациент получает противовоспалительные и антигистаминные препараты в таблетках, а ещё кальций в инъекциях — он помогает восстановить состояние голосовых связок. Могут применяться и местные средства, которые вводятся прямо в гортань.

      Предупредить проблемы с голосом тоже можно. Профилактика для любого человека сводится к простым правилам здорового образа жизни: стоит равномерно распределять нагрузки и не уходить в работу с головой, не пренебрегать полноценным сном, бороться с последствиями стресса и стараться не болеть. А ещё не лениться поддерживать «гигиену» голоса: полоскания, промывания, ингаляции после консультации со специалистом и при необходимости сделают жизнь немного приятнее.

      10 советов, как сделать свой голос красивым

      Голос, как отпечатки пальцев, неповторим. Мы всегда обращаем внимание на человека с красивым тембром, пусть он даже не поет, а просто разговаривает с нами по телефону. Но голос могут испортить многие вещи — трахеиты и ларингиты, частые громкие выступления (на сцене или в караоке), загрязненный воздух. Вот 10 советов, которым нужно следовать, если хочешь сохранить голос:

      1. Обыкновенный шепот напрягает связки и может «посадить» голос. Так что вместо шепота попробуйте просто тихо говорить.

      2. Если заболели и кашляете или хрипите (ларингит, трахеит, инфекции верхних дыхательных путей), помолчите до выздоровления. Не «пользуйтесь» голосом, пока не поправитесь.

      3. Чтобы прочистить горло, не кашляйте, лучше выпейте воды или просто проглотите слюну. Это увлажнит голосовые связки, а не потревожит, как кашель.

      4. Не кричите без надобности. Лучше не поленитесь и подойдите к человеку поближе или воспользуйтесь микрофоном (если говорите перед большой аудиторией).

      5. По возможности не разговаривайте (или разговаривайте меньше) в местах пыльных, загазованных, с загрязненным воздухом. Это касается и курильщиков. Болтать в курилке — вредно для голоса.

      6. «В горле пересохло»? Не доводите до этого! Голосовые связки должны быть постоянно увлажнены, для этого пейте в течение дня воду или другие жидкости.

      7. Если поете, пойте только в удобной тональности и с удобной для вашего голоса громкостью. Не напрягайте, не срывайте голос! И не пойте в положении, которое вызывает напряжение в шее или спине (например, с запрокинутой головой).

      8. Избегайте продуктов и напитков, которые повышают кислотность в горле. Жареное, жирное, острое, шоколад, орехи. Сладкие газировки и кофе.

      9. Если вы волнуетесь и переживаете стресс, кому-то что-то нервно доказываете, наверняка у вас напряжены не только мышцы, но и голос вырывается с силой. Сконцентрируйтесь и постарайтесь расслабить шею, плечи и голосовые связки.

      10. Избегайте резких выкриков! Голосу, как любому инструменту, нужно сначала разыграться, чтобы взять сильную или высокую ноту.