Что делать если ребенок не желает учиться

Что делать, если ребенок отказывается учиться?

Когда малыш еще совсем маленький, у родителей не возникает даже сомнений, что он станет успешным и умным учеником в школе! Однако с началом школьной жизни у большинства детей появляются сложности с мотивацией учиться.

В разные школьные периоды родители недоумевают, почему их любознательный и способный ребенок оказывается едва ли не последним в классе по успеваемости.

Если ребенок не хочет учиться, советы психолога и получение знаний «из-под палки» не помогут без подробного разбора проблемы.

Все школьники условно делятся на несколько категорий:

  • Одни охотно учатся.
  • Другие относятся к учебе спокойно, но без энтузиазма.
  • Третьим учеба не нравится, но они терпят.
  • И последние — категорически отказываются от учебы.
  • При этом периодически один и тот же ученик может оказываться в одной из перечисленных категорий. И причина таких метаморфоз кроется во внешних факторах и пробелах в воспитании.

    Ошибки родителей

    Некоторые мамы и папы неосознанно вкладывают в ребенка нежелание обучаться еще в раннем возрасте. Желание родителей похвастаться вундеркиндом приводит к тому, что малыша начинают учить слишком рано письму и чтению, лишая его обычных детских игр.

    Зачастую интересы крохи не учитываются совсем. В итоге все труды родителей выливаются в дальнейшем в дополнительных репетиторов, которые также будут подтягивать ребенка к нужным показателям, а не к стремлению учиться.

    Важно, чтобы ребенок 6 лет просто был любознательным и хотел узнавать что-то новое, тогда и желание учиться не заставит себя ждать. Учебный процесс для малыша должен стать веселым приключением и развлекательной игрой, а требования и ограничения должны присутствовать реже, чем награда и похвала.

    Причины плохой учебы и рекомендации по их устранению

    Проще обвинить собственного ребенка, нерадивого учителя или слабое учебное заведение, чем увидеть истинную причину плохой успеваемости.

  • Самой распространенной причиной нежелания учиться является отсутствие интереса к предмету. В этом случае нужно заинтересовать ребенка, превратив в увлекательный процесс выполнение домашнего задания. Скандалы отменяются, а на смену им приходит поощрение и правильное стимулирование. Придется потрудиться, если умение учиться не привилось до школы, а малышовые игрушки заменить более сложными играми.
  • Отсутствие конкретной цели при обучении может стать проблемой после начальных классов, к примеру, в 9 лет. В этом возрасте добавляются новые предметы, которые воспринимаются учеником в качестве дополнительной и бесполезной нагрузки.

    Как помочь ребенку снять усталость и напряжение?

    Не стоит забывать, что детство дается нам не только для учебы и постановки рекордных результатов в спорте и науке! У ребенка обязательно должно оставаться свободное время для игр, прогулок с друзьями и личных интересов.

    1. При физической усталости желательно убрать из ежедневного распорядка спортивные секции и дополнительные занятия, давая возможность отдохнуть и иметь личное время!
    2. При умственной усталости (рассеянность, плохое восприятие материала, отсутствие концентрации внимания) потребуются длительные прогулки и спорт.
    3. Симптомами эмоциональной усталости являются проблемы с ночным сном, когда ребенок подолгу не может уснуть, а днем ходит вялым. В этом случае помогут совместное времяпрепровождение, например, смастерите вместе модель самолета или посмотрите интересный фильм.

    Почему еще нет желания идти в школу?

  • Некоторые проблемы приходят в подростковом возрасте. Уже в 11 лет ребенок может отказываться от учебы из-за плохих отношений с одноклассниками или учителями. Задача в таком случае решается индивидуально с помощью психолога и учителей или же остается сменить школу, чтобы наладить учебный процесс.
  • Нежелание получать знания может вызвать стрессовая ситуация (смерть любимого домашнего питомца, развод родителей, переезд). И если ребенок не хочет учиться, советы психолога в данной ситуации ограничиваются терпением и спокойными разговорами. Обязательно обсуждайте сложные ситуации с ребенком, поддерживайте его и объясняйте происходящее.
  • Болезни также вносят свои коррективы, поскольку после длительного пропуска занятий самостоятельно наверстать упущенное не всегда представляется возможным. Нельзя заставлять ребенка учиться, пока он полностью не окрепнет. Лучше отложить занятия на более благоприятное время и помочь разобраться с новыми заданиями.
    • Сравнения и унижения. Если ученик постоянно слышит от родителей об успехах и талантах Пети Иванова, и при этом получает «комплименты» в виде «тупицы» и «балбеса», то в 12 лет это наверняка отобьет желание учиться. К такому же результату приведут и действия неквалифицированного педагога, который при всем классе унижает кого-то из ребят за плохую учебу. У ребенка вырабатывается поведенческий девиз: «Для чего что-то делать, если ничего не получится, я все равно глупый и плохой».
    • Негативные последствия может иметь и воспитательный процесс в стиле «ты – мне, я – тебе». Если в детстве за каждый поступок вручалась награда, то в школе ситуация перекручивается наоборот. Теперь уже ребенок «воспитывает» маму с папой: нет награды – нет учебы. Что делать в этом случае? Набраться терпения и твердо стоять на своем, поскольку «перелом» характера всегда проходит тяжелее обычного воспитания.
    • Обратите внимание на свои интересы

      Привить желание учиться получится, когда родители обратят внимание на свою ответственность и воспитание, которые оказывают мощное влияние на формирование характера их отпрыска. Ведь если мама с папой большую часть времени проводят перед компьютером или телевизором и ни разу не были замечены с книгой – чего ждать от собственного чада?

      Поэтому во многих случаях прежде, чем решать вопрос, что делать, если ребенок не хочет учиться, придется заполнить пробелы в воспитании, подыскать квалифицированных специалистов и даже пересмотреть свои привычки, подавая личный пример.

      Ребенок не хочет учиться. Что делать?

      Наверное, вряд ли найдется родитель, перед которым так или иначе не вставал бы этот вопрос. Действительно, что же делать?

      Во-первых, следует подумать об этом без лишних эмоций. Наилучшим образом возникшие сложности решаются в спокойном и уравновешенном состоянии. Вы хотите видеть своего ребенка спокойным и уверенным? Здесь все взаимно — ребенку нужен спокойный и уверенный родитель. В первую очередь, родитель, уверенный в успехе своего ребенка.

      Во-вторых, необходимо задать себе вопрос: почему не хочет?

      Обратите внимание на следующие два момента:

      1) не было ли ссоры одноклассниками;

      2) не возникало ли конфликта с кем-либо из педагогов.

      Хотя не исключено, что причина резкого снижения интереса к учебе лежит вне школы – это тоже необходимо прояснить. Однако здесь важно быть тактичным и деликатным. Прямые вопросы типа: «С кем ты поссорился? Ну-ка расскажи!» нежелательны – любая ссора и без того болезненна для ребенка, и рассказать о ней непросто. Здесь лучше выждать момент, когда подросток больше «расположен» к такому рассказу. В беседе не оценивайте его действий и не давайте советов. Просто посочувствуйте ему:

      — А он мне как врежет! Ни за что! Просто так!
      — Ты растерялся — не понял за что так с тобой. «Просто так» — тебе казалось…
      — Да! Именно! Ну я, конечно, тоже …сдачи дал … и обозвал…
      — Ты пытался себя защитить…

      В-третьих, снижение учебной мотивации наверняка распространяется не на все учебные предметы.

      Какой предмет вызывает особенно неприятные чувства? Почему? Из-за учителя? Какой предмет нравится? Почему?

      Не исключено, что этот предмет когда-то нравился (а возможно, и продолжает нравиться) вам. Попробуйте изучать вместе, причем для начала лучше использовать игровую мотивацию — вместе рисуйте, запоминайте (кто больше?), придумывайте – используйте любую игру. Чем больше смеха и удовольствия (особенно для вас) – тем лучше для ребенка. Возможно, через какое-то время вы, к своему удивлению, увлечетесь… Ваша увлеченность и желание – залог успеха. Кстати, ничто не делает семью такой дружной, как совместные занятия, приносящие удовольствие.

      А что делать, если учебный материал сильно запущен, и эта пресловутая учебная мотивация отсутствует уже давно?

      Эта ситуация сложнее – восстанавливать всегда труднее, чем строить с нуля. Горы учебного материала, который предстоит заново освоить, слишком велики, а репетиторы дороги. Делайте ставку на вновь изучаемые (биология, химия, история) и «легкие» (технология, МХК) предметы. И помните – необходимо ваше живое участие. Без вас ребенок с запущенным учебным материалом вряд ли начнет учиться сам.

      Сходите в школу, поговорите с преподавателем. Толковый педагог, возможно, не только увидит у ребенка способности (например, в биологии), но, скорее всего, охотно его поддержит – даст задание подготовить интересный доклад, поддержит, похвалит. А это отличный стимул развить интерес к предмету и не только. Также — почувствовать себя знающим, оцененным, нужным, умным, компетентным, т.е. повысить самооценку. Ребенок с таким ощущением, безусловно, хочет чаще бывать там, где оно, это ощущение, возникает, в данном случае таким местом является школа.

      Кстати, тестирование показывает, что довольно часто подросток с запущенным учебным материалом оценивает себя по позиции «ум» (в его понимании сумма знаний) гораздо ниже своих одноклассников, однако по позиции «способности» — выше. Такая самооценка является ресурсной – ваш ребенок правильно видит, что он способный и талантливый. Сложность в том, что ему хочется сразу, без усилий, в мгновение ока стать таким же «умным», т.е. знающим, как и его сверстники. В этой ситуации родитель должен а) вместе с ребенком составить пошаговый план действий (задача – что делаю – какой получаю результат); б) подтягивать только один выбранный ребенком предмет; в) оказывать помощь и контролировать выполнение; г) поощрять каждый, пусть даже незначительный, успех ребенка. Здесь родителю потребуется все его мужество, силы, терпение – конечно, продвижение может быть медленным, также могут быть срывы, неудачи.

      Главное, не опускайте руки. В вашей жизни бывали и более сложные ситуации, с которыми вы успешно справились (Как вам это удалось? Какие методы вам тогда помогли? Сколько времени вы на это затратили?). Не стоит его, времени, жалеть, и все, что вы вкладываете в детскую душу, воздастся сторицей …

      Ребенок не хочет учиться: 8 причин и советы психолога

      Многие родители сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. Чтобы решить эту проблему, нужно прежде всего понять ее причину.

      Нежелание учиться может иметь совершенно разную природу. Однако родители и педагоги в своих действиях должны отталкиваться от того, из-за чего именно ребенок не хочет ходить в школу, делать домашние задания и вообще получать новые знания. Рассмотрим возможные варианты.

      Учиться слишком сложно

      Возможно, ребенок плохо понимает и усваивает учебный материал. Часто такое случается при переводе в новую школу, после длительного пропуска занятий по болезни или из-за того, что уровень учебного заведения не соответствует уровню подготовки вашего сына или дочери.

      Учиться слишком скучно

      Иногда уровень подготовки ученика оказывается, напротив, слишком высок. Ему может быть просто скучно сидеть на уроках и неинтересно выполнять задания, не требующие от него никаких усилий.

      Конфликт с учителями

      К сожалению, это довольно частая причина отвращения ребенка к школе и к учебе вообще. Если учитель и ученик, что называется «не сошлись характерами», найти выход из этого положения может быть непросто.

      Конфликт с одноклассниками

      Сложные отношения с «коллегами» по классу могут надолго отбить у ребенка желание учиться. Иногда такие конфликты быстро разрешаются сами собой. Но иногда для их решения нужно вмешательство специалистов – педагогов и психологов.

      Отсутствие потребностей в новых знаниях

      Современные дети зациклены на гаджетах. Специалисты утверждают: зависимость от них часто лишает ребенка природной любознательности и тяги к знаниям.

      Излишний контроль родителей

      Иногда из лучших побуждений родители пытаются облегчить ребенку процесс обучения. Мамы и папы берут всю ответственность на себя, контролируя каждый шаг школьника. При этом они упускают из виду то, что тем самым лишают его заинтересованности в процессе и результате учебы.

      Проблемы со здоровьем

      У ребенка плохой сон и аппетит, он с трудом просыпается и быстро теряет силы даже после несложной работы? Стоит обратить пристальное внимание на состояние его здоровья, обратившись к педиатру.

      Потеря мотивации

      Порой в процессе учебы у ребенка пропадает мотивация. В переходном возрасте дети начинают бунтовать против нагрузок учебной программы, а порой – и самой идеи получения школьного аттестата. Этот период нужно пережить, постаравшись объяснить ребенку важность школьного образования. Если проблема стоит остро, посоветуйтесь с детским психологом.

      Комментарий психолога Марии Буртман:

      Один из важнейших факторов, влияющих на уровень учебной мотивации – возраст ребенка. Самый высокий уровень мотивации обычно бывает в начальной школе, особенно у первоклассников: тут и долгожданный новый статус, и новизна ситуации, и присущее возрасту любопытство.

      Если ребенок отказывается учиться в начальной школе, особенно в первом классе, то причины, как правило, бывают двух типов. Это либо недостаточная психологическая и физиологическая готовность к школе (ранний возраст, особенности ребенка), либо проблема социальной адаптации в коллективе.

      Обычно уровень учебной мотивации снижается на этапе средней школы. Самым низким он бывает в 8-9 классах, а вот в старшей школе, как правило, снова повышается.

      Что можно сделать, чтобы помочь ребенку не потерять интерес к учебе? Общие рекомендации для всех возрастов: пересмотреть и скорректировать нагрузку, увеличить длительность сна, обязательно включить в расписание ребенка спорт и ежедневные прогулки на свежем воздухе. Важно разговаривать с ребенком об отношениях с одноклассниками и учителями. Выслушивать и обдумывать подчас путанные и не всегда интересные для нас, взрослых, рассказы – иногда они помогают понять истинные причины проблемы.

      Не снижать интерес к учебе помогает участие в мероприятиях – фестивалях науки, олимпиадах. Сейчас их огромное количество – как очных, так и онлайн. Есть масса каналов и ресурсов в интернете, где задачи – нестандартные, а обучение – нескучное.

      Наконец, всем детям хочется родительского одобрения. Даже подросткам, хотя они тщательно это скрывают.

      Младшеклассникам важна похвала родителей и отношения с учителем – то есть ищем «своего» учителя и интересуемся достижениями ребенка.

      В средней школе доминируют отношения с ровесниками, поэтому огромную роль играет среда. К концу средней школы многие дети перестают учиться, бросают дополнительные занятия – спорт, музыку. В таких случаях может помочь кардинальная смена внешкольных занятий. Часто удачный выбор нового увлечения помогает подростку пережить сложный возраст с минимальными потерями.

      В старших классах большое значение имеет наличие четких целей. Профориентация, выбор вуза и набора экзаменов – все это помогает ребенку вернуть мотивацию к учебе.

      Желаем вашим детям сильной мотивации и живого интереса к новым знаниям!

      (с)

      Перелистывая фото октября)

      Доброе воскресное утро!

      В этот в четверг (который был), я была на консультации психолога в детском саду. Хотела поначалу задать вопросы, но потом поняла,что в принципе у меня еще ребёнок-ромашка, со своими конечно закидонами, хотелками и баловством, конечно и истериками (без этого никуда). После этой консультации, подошли (мамы которые были) к воспитателю и спросили, как они (дети) себя ведут в группе. И вот про мою сказал воспитатель: «Конечно хулиганит, куда же без этого. Упрямится. Но она как та девочка на видео, если ее будут бить, то скорее она ляжет и будет лежать, любит жалеть детей,тех кто плачет». В принципе я порадовалась за дочку. Но, есть небольшое «но», разве это правильно, ее будут бить, а она лежать. Конечно я бы не хотела, чтобы она сама била и участвовала в драках, но и не хочу, чтобы она лежала, а её били. Это можно, как то исправить или не стоит, может зря я это беспокоюсь? Чтобы пускай не сдачу сдавала, а отпор. Вот теперь переживаю, а ведь жизнь то длинная. Конечно в будущем планирую отдать в какой-нибудь кружок, чтобы знала приёмы (на всякий пожарный).

      Почему ребенок не хочет учиться

      6?7 лет

      К школе готов!

      Конечно, никто не скажет вам заранее, станет ли ваш первоклассник в дальнейшем отличником или троечником, но выяснить, как он справится с учебными нагрузками, можно. Самый главный параметр, на который стоит обратить внимание — физическое развитие дошкольника. Тут важно все — и то, насколько развиты его координация и мелкая моторика, и состояние нервной системы, и даже количество постоянных зубов. Попросту говоря, важно понять, насколько ребенок созрел для школы физически. Между прочим, всего 100 лет назад дети шли учиться только в 9 лет, до этого они считались «малышами»! Поведите простой тест: ребенок, у которого уже прошел скачок роста, должен накрывать ладошкой руки ухо с противоположной стороны, через голову: это подтверждает, что пропорции тела у него уже не младенческие, а ближе к подростковым. Зубы тоже начинают меняться: хотя бы две дырки должны светиться в улыбке первоклассника.

      Хотя родители мальчиков зачастую не хотят прислушиваться к рекомендациям оставить его еще на год в детском саду, все же торопиться в школу не стоит: этот последний подготовительный год может оказаться решающим. Разница будет очень заметна: когда ребенок действительно готов к школе, он учится с удовольствием и без напряжения, сам делает домашнюю работу, практически не болеет. А малыш, который вроде бы и читать уже умеет, и считать, но психологически мал и слаб для целого дня в стрессовой обстановке, быстро «сойдет с трассы», начнутся бесконечные ОРЗ и слезы по утрам (особенно зимой).

      7?10 лет

      Он невнимательный

      Еще одно важное условие готовности к школе: учебная мотивация должна преобладать над игровой. На практике это означает, что ребенок уже предпочитает читать (100 книг, которые должен прочитать ребенок до 7 лет), слушать, разглядывать, а не возить машинки по ковру, играть в куклы и строить башни из конструктора. И если в 6 лет учебная мотивация встречается очень редко, то к полным 7 годам должна (в идеале) быть почти у всех. На деле же в подготовительной группе детского сада скорее можно увидеть очень усидчивых, спокойных, внимательных девочек, которые играют «в школу», и крайне подвижных, «разболтанных», энергичных мальчиков, для которых проблема — посидеть смирно хотя бы 15 минут. И никакие занятия по подготовке к школе не могут эту ситуацию изменить, поскольку речь идет о состоянии нервной системы, а вовсе не о поведении и «правильных привычках».

      Иногда гиперактивность и невнимательность достигают таких угрожающих масштабов, что родители начинают подозревать какой-то неврологический диагноз. Обратите внимание, определить наличие СВДГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) имеет право ставить только детский психоневролог или нейропсихолог с большим опытом работы, и только после специального обследования. Ни психолог в садике, ни учитель ставить такой диагноз не могут!

      В общем, даже если у вашего подготовишки нет диагноза СДВГ, в целом детей с гиперактивностью, с незрелостью центральной нервной системы в последние лет 15 стало значительно больше, чем раньше. И чтобы ребенку было комфортно в школе, чтобы он мог полностью реализовать свой потенциал, родителям придется приложить дополнительные усилия.

      Найти причину

      Чрезвычайно редко учебные проблемы в начальной школе связаны с неправильным поведением, воспитанием или чем-то еще. Чаще всего причина неудач — неврологический статус ребенка, незрелость или повреждение нервной системы, органические неполадки, которые необходимо обнаружить и исправить (если возможно).

      Мешать ребенку хорошо учиться могут и неврологические проблемы — дислексия, дисграфия и дискалькулия, , соответственно, невозможность читать, считать и писать. Обратите внимание, это именно невозможность, причина которой — крайняя затрудненность распознавания символов, а не лень, капризы и нежелание учиться.

      Отличить одно от другого можно, но лучше, если это сделает специалист. Все вышеперечисленные дисфункции вполне успешно исправляются занятиями с нейропсихологом, в частности, специальными упражнениями.

      Ну а если доктора ничего не находят? Тогда стоит подумать, а достаточно ли безопасно психологически ребенку в школе, в семье, нет ли каких-то постоянно действующих источников напряжения? Возможно, кто-то из близких слишком строг к ребенку, родители регулярно ссорятся или прямо сейчас проходят через развод, член семьи серьезно болен или родился новый ребенок. Ведь дети сами не могут связать, например, недосып из-за плачущего по ночам младенца и плохое запоминание на уроках. Это не новость, но режим сна и питания оказывает гораздо более сильное влияние на работу мозга, чем мы обычно полагаем.

      Почему ребенок не хочет учиться в 10?12 лет

      10?12 лет

      Совсем разленился!

      К 10?11 годам дети переходят в предподростковый возраст, и на первое место в их внутреннем мире выходят отношения со сверстниками (а не внутрисемейные, как было раньше). Теперь школьнику важно учиться, чтобы быть не хуже других — или, наоборот, перестать учиться, чтобы не сочли «ботаником». На самом деле так было раньше, а в списке приоритетов современных детей учеба стоит на сто пятнадцатом, примерно, месте, сразу после «слушаться старших». К сожалению, многие дети сейчас учатся только в каких-то совсем уж экстремальных случаях, и мотивировать обычным «учись, а то в ПТУ пойдешь» никого не удается. И этому есть биологические объяснения!

      С точки зрения биологии, подростковый возраст — самое неудачное во всей жизни время для учебы. Префронтальная кора головного мозга школьника залита «сиропом» из половых гормонов, что делает крайне затруднительным любое целенаправленное действие, запоминание, концентрацию на абстрактных предметах.

      Фактически единственное, чем занят организм в этот период, — поиск подходящего полового партнера, так что с точки зрения физиологии следовало бы подростков срочно женить/выдавать замуж в хорошую семью, пристраивать к любой физической работе, учить вести дом и ходить на охоту.

      Получается, то, что учителя называют «ленью» или «совсем распустился», всего лишь сложная и чрезвычайно энергозатратная операция по перестройке всего организма из детского во взрослый. Это требует колоссальных усилий, калорий, «строительных материалов». И, разумеется, с точки зрения эволюции, физика, обществоведение и русская литература — совершенно не нужные вещи!

      Главный совет родителям подростков — это снизить требования. Вы сэкономите себе кучу нервов, если просто на время перестанете ждать от своего внезапно выросшего чада прежнего усердия и сметливости. Конечно, требовать, чтобы домашнее задание было сделано вовремя и в надлежащем объеме — обязательно. Но вот ожидать, что это будет сделано добровольно, не стоит. Ваше дело — контролировать, заставлять, проверять, а его дело — отлынивать, морочить вам голову и увиливать от поручений.

      Пора за уроки!

      А что делать, если ребенок не вступил еще в фазу преображения, не прибавил резко в росте и весе, не появились вторичные половые признаки, нет резких колебаний настроения, а учеба все равно «съехала»? Тогда, вероятно, он просто пропустил что-то важное, пока болел. Проверить это очень просто (хотя и не слишком приятно для ребенка): берем учебник, открываем параграф и просим ответить на вопросы в конце — все сразу становится понятно. Дальше вы можете или сами нагонять пропущенные темы, или кого-нибудь пригласить в помощь. Не обязательно профессионального репетитора: соседка, старшеклассник, дедушка-инженер вполне справятся с программой примерно до 8-го класса.

      Если вы обнаружили, что ребенок в предмете разбирается, но в дневнике, тем не менее, преобладают двойки, стоит сходить к детскому психологу: иногда ребенку достаточно того, что кто-то его внимательно выслушает, не перебивая и не оценивая, и просто поддержит. Ведь, строго говоря, на учебе может сказаться все что угодно: и запутанная история отношений с одноклассниками, и травля, и конфликт с учителем. Если вы абсолютно уверены, что со стороны психологии все в порядке, сходите к врачу, сдайте анализы: даже понижение уровня гемоглобина может влиять на память, а что уж говорить о проблемах со зрением или слухом?

      Как смотивировать подростка на учебу

      13?17 лет

      Думать о будущем

      Иногда учителя отмечают, что по своим интеллектуальным данным ребенок мог бы учиться на отлично, но что-то мешает. Причиной может быть поиск себя, сомнения на тему того, что делать дальше. Старшеклассник мечется, не понимая еще как следует, чего от него ожидают, чего он хочет сам. Тут поможет развернутая консультация по профориентации — с тестированием, с подробным обсуждением, что ребенок ждет от своего будущего, с посещением вузов по разным специальностям.

      Кстати, есть исследования, которые доказывают, что наиболее успешными становятся люди, воплощающие мечту раннего детства! Так что вспоминайте, о чем грезил ваш малыш в возрасте между 3 и 6 годами, и пытайтесь приложить это к сегодняшней реальности.

      Еще одна причина отсутствия успехов — это завышенные ожидания родителей. Как ни печально, но не всем детям необходимо высшее образование, не всем оно «по зубам». Но, благодаря все тем же половым гормонам, а также исходным генетическим данным, есть дети, которым было бы полезнее уйти из школы после 9-го класса и начать получать профессию. Ведь случается, что родители буквально «за шкирку» втаскивают ребенка в институт, а он бросает учебу, потому что просто «не тянет» ее. И наоборот, есть множество очень и очень благополучных историй, когда уже в 18 лет человек начинает работать и делает это успешно и с удовольствием, потому что «нашел себя».

      Ребенок не хочет учиться в школе что делать?

      «Не хочу учиться!» – глобальная проблема современной школы, с которой сталкивается не один родитель. Как с ней бороться, самостоятельно или следует обратиться к помощи профессионалов?

      Советуем Вам потратить немного времени и ознакомиться с решением этой сложной проблемы и найти возможные причины нежелания вашего ребенка учиться и идти в школу с точки зрения психологии.

      Неохота к образованию и нежелание что-либо делать всегда говорит о внутреннем ступоре человека, низкой мотивации, конфликтности или двойственности решений вне зависимости от возраста.

      Советы, что делать родителям, если дети забрасывают учебники и не хотят учиться в школе:

    • Наберитесь терпения. Любой психологический кризис заканчивается и начинается новый виток развития личности. Пройдет и гормональная перестройка и агрессия, созреет кора головного мозга, легче станет учиться.
    • Но останавливайте любые проявления неуважительного отношения в свой адрес. Это чревато укоренением.
    • Ежедневно показывайте свою любовь к дочке или сыну. Даже если они вели себя плохо, говорите им «Я люблю тебя всегда, даже когда ты сердишься, злой или грубишь». Постоянное чувство любви придает уверенности любому человеку.
    • Показывайте, что вы не махнули рукой на ситуацию, а скорее хотите найти выход из нее.
    • Чаще говорите по душам, без угроз, критики и обвинений.
    • Что делать если ребенок не хочет учиться в школе

      Если Вы выявили данную проблему у вашего школьника смело и оперативно старайтесь найти причину этого явления. Как говорится: «Обнаруженная проблема – это половина ее решения».

      Поговорите с учителем, сходите на родительское собрание. Побеседуйте с вашим малышом открыто, спросите, почему он не хочет учиться в школе. Расскажите про свою юность, детство, пусть он почувствует вашу открытость.

      Если ребенок ощущает страх, то это чувство должно будет уйти, так как придет осознание незначительности проблемы. Чтобы поддержать душевное равновесие, используйте прием «изменение видения».

      Программируйте себя на позитивные мысли и результат. Визуализируйте. Методика заключается в том, что вы наполняете свое подсознание позитивными образами с детальными прорисовками. Они «начинают жить» в вашей голове. Подсознательно подталкивая Вас на их осуществление.

      Почему ребенок не хочет учиться причины

      Причин, по которым Ваш ребенок не хочет идти в школу за знаниями и учиться может быть уйма. Все зависит от того, сколько лет вашему школьнику. В каком психологическом возрасте он находится, какой период переживает.

      Подросток, находясь на пике эмоционального развития, может отказываться от учебы в связи с проблемами, возникшими в классе на уровне учителя или одноклассников. Первоклассник же может отказываться по причине низкого уровня сформировавшегося интереса к процессу учебы.

      Как помочь ребенку если он не хочет учиться

      Как можно помочь ребенку перебороть нежелание учиться?

      Несколько психологических советов от наших психологов:

    • Сохраняйте спокойствие в любой ситуации. Существует такой термин «большая мама». Не паникуйте, будьте гарантом и поддержкой вашего дитя.
    • Приводите детям различные доводы, примеры из жизни более и менее успешных людей.
    • Сыграйте на контрастах: расскажите историю из жизни глупого и необразованного персонажа из фильма или книги, пусть параллели проведет он горе-ученик.
    • Что делать если ребенок не хочет учиться 1 классе и каковы причины нежелания учиться?

      Причинами такого отношения к знаниям могут стать:

    • низкий уровень адаптация в школьной среде и коллективе;
    • низкий уровень мотивации к учебному процессу;
    • закомплексованность;
    Читайте так же:  Что делать если тебя оскорбляют в школе

    Во втором семестре в учебных заведениях обязательно проводится тест на адаптацию, вы можете побеседовать о его результатах со специалистом.

    Вам, как родителю, необходимо в срочном порядке выявить причину низкого уровня заинтересованности вашего школьника, чтобы не упустить момент и нежелание не переросло в привычку.

    Как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться

    Простые советы родителям, чтобы школьник захотел учиться:

  • использовать метод поощрения;
  • принцип конкурентности (например, клеить кружочки на общий стенд за проделанную работу, чтение вслух или письмо);
  • использовать рассказы об успехах и достижения умных и талантливых людей, желательно современных, пусть возникнет образ для подражания;
  • использование игрового метода (идеален для начальной и средней школы);
  • включение в учебный процесс инновационных технологии: проектора, презентации, фильмов, телефонов.
  • Что делать если дети не хотят учиться

    Каждый родитель в душе мечтает, чтобы у его детей не было проблем с учебой. Как же быть если такой горе-ученик завелся в Вашей семье?

    Хотим дать несколько дельных советов для родителей как ребенка заставить учиться в школе:

  • Старайтесь давать больше отдыха мозгу вашего школьника. Современная система образования имеет плотно набитую программу по каждому школьному предмету. Мозг просто может включить режим сна, для восстановления ресурсов.
  • Разгружайте, следите, чтобы отпрыск проводил меньше времени за компьютером и социальными сетями, которые влияют на мозг, вырабатывают зависимость. Установите регламент проведения за экраном.
  • Если у Вашей дочки или сына проблемы по одному предмету, то причиной может стать отставание или непонимание программы. В таком случае найдите репетитора.
  • Старайтесь мотивировать ребенка к учебе. Зачастую многие школьники просто не осознают необходимость в получаемых знаниях. Обязательно понаблюдайте за своим ребенком, данный психологический метод дает хорошие результаты в выявлении проблемы.
  • Читайте так же:  Айфон 4 если не работает экран что делать

    Дети — наше будущее, и то, каким оно станет, зависит от нас. А для себя дайте установку «Мой малыш – открытый и уверенный в себе». Поверьте, подействует на все 100%, все неприятности как рукой снимет. Подсознание творит чудеса!

    Что делать если ребенок в 8 лет не хочет учиться

    Если у Вас возникла ситуация в которой Ваше восьмилетнее чадо не «грызет гранит науки» и совсем не хочет учиться, то во-первых, обратите внимание на микроклимат внутри семьи, существуют ли у вас проблемы.

    Может учебный протест это крик о помощи. Во-вторых, в этом возрасте остро воспринимается любая критика, часто возникает конфликт родитель-дитя (в позиции возраста). Необходимо также рассматривать ситуации в индивидуальном порядке.

    Используйте рисуночный тест, на определение мотивации к учебному процессу. Зачастую школьники отдают предпочтение школьному общению, нежели познанию. Это специфика возраста.

    Рекомендовано в общих целях развивать дисциплину, усидчивость. Отдайте его в центр детского творчества, секцию, займите полезным трудом. Станет меньше свободного времени, и как следствие – появится чувство ответственности. Кстати, это также поднимет самооценку ребенка.

    Если ребенок не хочет учиться в 12 лет что делать — мнение психолога

    Одним из факторов неохоты к знаниям в возрасте 12 могут стать:

    • страх;
    • неуверенность в себе;
    • комплексы;
    • заниженная самооценка;
    • апатия.
    • Такое поведение проявляется в 11 – 14 лет.

      В наше время распространена проблема издевательского отношения детей-звезд над детьми-аутсайдерами и отвергнутыми. Определить позицию в коллективе вашего чада можно с помощью социометрики, которую в обязательном порядке проводит каждый классный руководитель.

      В любом случае необходимо обратиться за помощь к профессионалу, чтобы провести диагностику, а в дальнейшем коррекционную или индивидуальную работу и разобраться в сложившейся ситуации.

      Если ребенок не хочет учиться

      «Точнее, он вообще ничего не хочет», — часто жалуются родители.

      Большинство родителей, обращающихся с этой проблемой, очень вовлечены в процесс учебы ребенка. Они практически учатся за него. Отслеживают все его домашние задания, проверяют или укладывают портфель. Иногда даже делают домашнее задание вместе с ребенком, или напряженно глядя через детское плечо.

      С одной стороны, многим родителям кажется, что насколько успешно учится ребенок в школе, настолько счастливым и обеспеченным потом будет его будущее. В этом есть доля правды, но не вся. Ведь важно не только то, какие оценки у него будут по предметам, но и какие навыки, умения и чувства у него останутся после того, как он закончит школу.

      Если ребенок, учась в школе, в основном пребывает в напряжении, стрессе, страхе, если там он часто ощущает себя неуспешным, раскритикованным, неуверенным, плохим, если у него останется ощущение, что учеба — это то, что он ненавидит, то он постарается побыстрее закончить этот процесс обучения в своей жизни, и не возвращаться к нему никогда. Очень многие дети больше никогда не открывают крышку пианино после окончания музыкальной школы, ненавидят читать, потому что их заставляли.

      Учеба в наших школах — непростое, но посильное занятие, с которым ваши дети способны справиться самостоятельно. Если только вы не ждете того, что ребенок прыгнет выше своей головы, реализуя ваши когда-то несбывшиеся мечты или мечты ваших родителей. А также если амбиции учителя не превышают детских способностей, и учитель не возложил на родителя обязанность привести оценки вашего конкретного ребенка к его завышенным ожиданиям, дабы «не портить картину успеваемости в классе».

      У многих, особенно у сверхконтролирующих родителей, есть твердое убеждение, что все дети от природы ленивы, безответственны, только и думают, как бы развлечься, набедокурить, отмазаться от работы, найти приключений на свою голову. Их убежденность небезосновательна, но применима только к тем детям, которые на полчаса, на день вырвались из-под удушающего родительского контроля. Вот этим, конечно, хочется «оторваться» и сделать все то, что им категорически запрещали.

      Дети легче и быстрее откликаются на ту деятельность, которую они сами могут организовать, на результат которой могут повлиять, в которой сами могут распределять свое время и свои усилия.

      Большинство детей невнимательны, расторможены, не собраны потому, что за свое дошкольное время так и не научились управлять собой. Скорее всего, потому, что многое делалось и решалось за них, потому, что им не ставили границ, либо ограждали от всего, и у него не было возможности сделать дело самому сначала и до конца. В любом случае, начало было положено до того, как он пошел в школу. Школа, скорее всего, проявила проблемы, и по большей части — проблемы даже не ребенка, а семейной системы, в которой он рос.

      И как на возникшие проблемы в школе реагирует семья? Она как правило усиливаета свои прежние воздействия. Если его гиперопекали, стали опекать еще больше, если контролировали, то усилили контроль. И как будто не хотят замечать, что от всех этих мер проблема не решается, наоборот, усиливается, закрепляется. Тогда сила воздействия повышается еще больше… его начинают наказывать, не добившись уговорами, начинают делать что-то за него. И он перестает учиться, или, во всяком случае, хотеть учиться.

      Когда родители все больше берут контроль в свои руки за учебу ребенка, то соответственно, его все меньше остается у самого ребенка. Все больше обучение и его оценки становятся их делом, и тем меньше — его.

      К тому же у него вырабатывается сопротивление к их давлению. Сопротивление может быть пассивным и выглядеть как лень, бесконечные походы в туалет, попить, поиграть, помечтать, забывание домашних заданий, откладывание уроков на потом. Или более активные формы: капризы, возмущения, скандалы, прогулы, конфликты.

      Давайте попробуем примерить «шкуру» такого ребенка на себя.

      Представьте, что вам надо на работу и кто-то из ваших домашних постоянно проверяет вас, взяли ли вы с собой нужные вам документы, написали ли вы отчет. И делал бы это постоянно, из раза в раз. Вас бы это быстро утомило, но со временем вы привыкнете и как-нибудь, когда ваши домашние забудут напомнить вам про отчет, вы, конечно, забудете его дома. И с возмущением: «Ты почему мне не напомнила!» — быстро переложите, например, на жену ответственность за вашу ошибку. А она вам на это: «Я что, обязана думать про твой отчет?» И правда, не обязана. Вот и не надо было раньше лезть не в свое дело. Кто виноват? Оба. Она в свое время взяла ответственность, он отдал.

      А что вы будете чувствовать, если каждый день ваши близкие после того, как вы только что пришли с работы, будут вам говорить: «Садись за свой отчет, делай свои документы. Вот прямо при мне, садись и делай. Что значит, хочу передохнуть, телевизор посмотреть? А кто твой отчет за тебя будет делать? Я ж для тебя стараюсь, чтобы тебе завтра на работе не влетело!» Если бы это делала ваша жена, вы бы уже давно расстались с ней. Если ваша мама, возненавидели бы ее, при всем уважении, и стали искать варианты, как разъехаться. Это естественно — начать ненавидеть того, кто нас принуждает. И вы бы хотели, чтобы ваши дети чувствовали то же самое по отношению к вам?

      А если б они (кто-то из ваших домашних) при этом еще стояли у вас за спиной, крича на вас каждый раз, когда вы в своем отчете допускаете ошибку? Вы бы стали собраннее, внимательнее и энтузиазм бы ваш вырос? А если б заставили все переписывать, «потому что не достаточно аккуратно написано», после того, как вы вымучили первые две страницы? Много злости, возмущения, протеста и никакого желания работать?

      Вам легче, вы же взрослый, вы еще можете возмутиться, всех послать по своим делам и сказать, что ваш отчет — это ваше дело, и нагоняй на работе, если что, тоже ваше дело. Можете накричать даже, стукнуть кулаком, показать, кто в доме хозяин. А ваши дети? Они не могут. Они вынуждены подавлять в себе раздражение на вас, потому что любят, боятся огорчить или, может, просто боятся ослушаться. И страх и энергия на подавление злости тоже отнимает у них силы. Не удивительно, что им не хочется учиться.

      1) Спросите себя: «Что мой ребенок делать в силах сам, что я делаю за него?». Наверняка, ваш ребенок сам в силах сложить портфель или навести будильник в школу. Передайте ему от его же ответственность за его дела. Но делайте это постепенно.

      Вашему ребенку предстоит научиться самоуправлению и самоконтролю. Вы должны дать своему ребенку время, в течение которого, учеба стала бы его, а не вашим делом. В это время он сначала будет ожидать от вас привычного «пинка», потом, не получив его, будет вас провоцировать на него или радостно забросит все, потом поймет, что учиться как-то надо и самым худшим в классе все-таки быть неприятно. Потом будет постепенно учиться уговаривать себя самого, что и начнет у него выходить сначала с переменным успехом, а потом, с получением первых, честно заработанных хороших оценок, все лучше и лучше.

      Если он очень привык делать все с вами и не готов добровольно от этого отказаться, то пробуйте начинать хотя бы с тех уроков, которые всегда давались ему легко. А остальные, более сложные, пусть делает сам, но может обращаться к вам за помощью, если ему что-то непонятно.

      2) Очень важно, чтобы по возможности он сам мог планировать свое время, когда что делать. Чтобы если не успевает что-то сделать, то шел бы в школу со своими не выученными уроками и получал там свои законные «двойки», расстраивался, исправлял. Пусть накопит свой опыт ошибок и неудач.

      3) Вы быстрее достигнете успеха, если будете отмечать каждый шаг все более возрастающего контроля ребенка над собой, его каждый маленький успех. Если на неудачи будете реагировать не упреком «я же говорил, что схлопочешь «двойку»!», а попыткой вместе разобраться, почему это произошло.

      4) Лишение привычных благ. Например, игры на компьютере, просмотр ТВ, игры с друзьями и пр.

      5) Постановка для ребенка краткосрочных целей, т.е. стимулировать ближайшим удовольствием (подарок на день рожденье, игры на комьютере или с друзьями, сладкое, поездка, и т.д.).

      6) Стоит поговорить с ребенком про его планы на будущее, показать, что оно довольно сильно связано с настоящим и многие актуальные проблемы могут негативно повлиять на реализацию планов.

      7) При резкой смене отношения к учебе стоит поговорить с ребенком, что такое произошло, что у него так сильно поменялось отношение к учебе (если ребенок молчит, то поговорить с учителями).

      Задача родителей — быть надежным тылом для своего ребенка,

      помогать в решении сложных проблем,

      но не быть слишком опекающими.

      Почему ребенок не хочет учиться: 5 способов исправить ситуацию

      Почему-то у нас принято, что учиться ребенка необходимо заставлять. А ведь это совершенно противоестественно. Все дети по природе своей очень любознательны и просто обожают учиться чему-то новому.

      Но почему-то часто бывает так, что малыш, который с нетерпением ждал, когда же он пойдет в первый класс, вскоре совершенно теряет интерес к учебе, с неохотой ходит в школу и делает домашние задания. Что это за феномен и как с ним справиться, давайте разберемся.

      Самостоятельность. Очень часто бывает, что мамы жалуются на то, что они делают с ребенком уроки и стоит им отвлечься на пару минут, как ребенок тоже отвлекается и делает множество ошибок. И они вырывают страницы и стоят у ребенка над душой, переписывая все вновь и вновь. Как результат – рыдающий кроха и издерганная и без того уставшая после работы мама мечтает лишь о том, чтобы все это прекратилось. Так что же делать?

      Если речь идет о первокласснике, конечно, с уроками помогать ему надо, но не делать их за ребенка. Вы можете подсказать, посоветовать, объяснить и отойти в сторону. Постепенно ослабляя контроль, и со временем вмешиваясь в процесс выполнения домашних заданий, лишь, когда ребенок просит ему что-то объяснить и проверяя готовые работы. Но ведь если он сделает что-то неправильно, ему поставят плохую оценку? Ребенок ходит в школу, чтобы учиться, а не демонстрировать свои знания. И получать плохие оценки – это нормально, это часть учебного процесса. Пусть он получает свои двойки и сам их исправляет. Это лучше, чем учиться за него. Школа должна развивать в ребенке умение думать и понимание того, что это его зона ответственности.

      Родительские амбиции. Мы все стремимся дать ребенку наилучшее образование. И стараемся загрузить его по максимуму, выбирая «сильную» школу, часто не ориентируясь на объективные способности ребенка. А потом оказывается, что он просто «не тянет». Ребенок, который понимает, что у него не получается, перестает слышать похвалу от родителей, просто опускает руки и теряет интерес к учебе. Если это произошло, нужно постараться устранить пробел в знаниях, лучше если ребенок позанимается с профессиональным педагогом. Или если школа ему действительно не по силам, к примеру, у него склонность к языкам, а вы решили отдать его в математический лицей, обсудите это с ребенком, возможно, лучшим выходом будет отправить его учиться в заведение соответствующее его способностям.

      И главное: не ругайте ребенка за плохие оценки, поддерживайте его и подбадривайте. Высказывайте уверенность, что у него обязательно все получиться. Хорошо если у ребенка есть внешкольные увлечения, хобби, в которых он достигает результатов, к примеру, занятия спортом, или творческие кружки. Они дадут ему чувство уверенности в своих силах.

      Что делать при отсутствии у ребенка интереса к определенным предметам? Бывает так, что ребенок в целом учиться хорошо, но по некоторым предметам серьезно отстает. Нужно выяснить, в чем причина. Может быть в преподавателе, который подает материал скучно и неинтересно, а может быть ребенок что-то упустил и сейчас все пошли дальше, а он не может усвоить новую тему без упущенной предыдущей. После того, как причина найдена, ее нужно устранить.

      Чтобы пробудить у ребенка интерес к предмету нужно помочь ему взглянуть на него с другой стороны, показать его практическую сторону, которая пригодиться ему в жизни. Возможно посмотреть вместе научно-популярные фильмы, поискать нечто увлекательное, чего нет в учебниках, в Интернете. Например, чтобы пробудить интерес к физике или химии, можно понаблюдать за природными процессами, поставить вместе простейшие опыты. Не нравиться математика? Поищите игры в сети, связанные с решением задач и т.д. Поддерживайте естественный интерес ребенка к окружающему миру, поощряйте его любовь к тому, чтобы задавать вопросы. Не бойтесь продемонстрировать свое незнание в той или иной сфере, совместный поиск ответов на вопросы пойдет на пользу и интересу ребенка к учебе и вашим взаимоотношениям.

      Отношения с одноклассниками. Одной из причин снижения интереса к учебе и нежелания ходить в школу может стать конфликт с одноклассниками. Поговорите с ребенком и постарайтесь узнать, есть ли у него в классе друзья, как складываются отношения с другими ребятами, и если существует конфликт, в чем его причина. Внимательно выслушайте ребенка, не критикуйте, покажите, что вы на его стороне и постарайтесь найти эффективное решение выхода из конфликтной ситуации.

      Мотивация. Ребенок должен четко понимать, зачем ему учиться. Разговоры в семье о том, что «учись не учись, а без связей и денег ничего не достигнешь» не станут хорошей мотивацией. А вот понимание, что при должных знаниях, он сможет найти не ту работу, которая подвернется, а ту, которой он действительно захочет заниматься, что он сможет стать тем, кем пожелает, действительно могут стать хорошим стимулом трудиться. Никогда в присутствии ребенка не говорите, что «он все равно не сможет», этим вы убиваете в нем всякое желание развиваться. Моральная поддержка родителей очень важна для достижений ребенка в учебе.

      Итак, подведем итоги, чтобы ребенок не потерял интерес к учебе:

      1. Не давите на ребенка, а наладьте контакт и спокойно обсуждайте школьные задачи. Ребенку важно понимать, что вы замечаете и цените его достижения, а не только ругаете за неудачи. Используйте такие фразы: «Я тебя понимаю, у меня тоже так было в школе», «Вижу у тебя пока не получается, но. », «Я знаю, что ты можешь».

      2. Поощряйте естественную любознательность ребенка и познавательный интерес к миру. Разговаривайте с ним на различные темы, отвечайте на вопросы, обращайте его внимание на то, что может быть ребенку интересно.

      3. Хвалите ребенка правильно. «Ты это здорово придумал!», «А как ты это делаешь? Покажи, я тоже хочу научиться».

      4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, а лишь с ним самим вчерашним. «Молодец, сегодня ты выполнил задание лучше, чем вчера», «Что-то ты сегодня не стараешься, вчера ты решил задачу быстрее».

      5. Не используйте ложную мотивацию, внушая ребенку, что ваше счастье и хорошее настроение зависят от его успехов в школе. Ребенок учится для себя, а не для вас, а сделать взрослого счастливым — задача непосильная для ребенка. Не формируйте в нем чувство вины: «маме плохо от того, что я не постарался». Используйте мотивацию, которая относится к жизни ребенка, а не к вашей.