Ассирийские приметы

День пророка Осии: что можно и нельзя делать 30 октября

На Руси в это время было принято проверять телеги на исправность, после этого их ставили в сараи до весны. По неизвестным причинам в день пророка Осии запрещалось мыться

30 октября (17 октября по старому стилю) православные чтут память пророка Осии, жившего в IX веке до Рождества Христова в Израильском царстве. В то время многие поклонялись идолам. Святой пророк Осия обличал беззаконие жителей Израиля и возвещал им великие бедствия от врагов и переселение в плен ассирийский.

Почти за тысячу лет до пришествия Спасителя он говорил, что прекратится ветхозаветное жертвоприношение, а по всей земле распространится истинное богопознание. Осия также предсказал возвращение Христа из Египта, его воскрешение на тридцатый день и победу над смертью.

Про­ро­че­ства свя­то­го вклю­че­ны в чис­ло книг Свя­щен­но­го Пи­са­ния.

На Руси Осию прозвали Колесником, потому что в день его памяти уделяли много внимания колесам. Телеги проверяли на исправность, а затем ставили в сараи до весны. Если было необходимо, транспорт чинили. При этом крестьянам приходилось снимать колеса с осей.

По последнему скрипу колес можно было гадать. Считалось, что если в этот день колеса едут тихо и не скрипят, то это предвещает богатый урожай хлеба и овощей. Также в день Осии детям загадывали загадки о колесах и телегах и вспоминали поговорки об осени.

В день Осии не советовали мыться, однако причины такого запрета в наше время неизвестны.

Колдовство и гадания

Колдовство и гадания

Необходимым составным элементом всякой религии является колдовство, то есть ряд суеверных действий, которые сопровождаются произнесением таинственных слов, якобы воздействующих на сверхъестественные силы и приводящих к полезным (для колдуна и людей, обратившихся к нему за помощью) или вредным (для врагов) результатам. Гадания, знахарство, толкование снов – все это своеобразные формы колдовства.

В Вавилонии и Ассирии магические манипуляции, сопровождавшиеся заклинаниями, широко практиковались наряду с поклонением богам. Если молитвы и жертвы не достигали цели, то люди, испытывающие бедствие, пытались с помощью колдунов воздействовать на сверхъестественные силы.

Из библиотеки Ашшурбанапала до нас дошли целые сборники заклинаний маклу и шурпу («сожжения»). Согласно распространенным верованиям, ведьмы изготовляли фигурки своих врагов из глины, смолы, меда, теста, дерева и т. д. и прокалывали их с целью погубить тех людей, которых они напоминали. Ведьм можно было побить их же оружием. Опытный колдун мастерил их изображения и затем ломал или бросал в огонь. При этом произносилось следующее заклинание:

Кто ты такая, ядовитая ведьма, в сердце которой сокрыто название моего несчастья, на устах которой возникла моя отрава, по следам которой идет смерть?

Ты – ведьма, я схвачу твой рот, схвачу язык твой, схвачу твои сверкающие очи, схвачу твои быстрые ноги, схвачу твои движущиеся колени, схвачу твои размахивающие руки и свяжу их тебе за спиной. Светящийся лунный бог да низвергнет твое тело и да низвергнет тебя в пучину морскую и огненную.

С целью изгнания болезни из тела больного колдун рвал и бросал в огонь клочки шерсти, приговаривая:

Как эта шерсть ощипана и брошена в огонь,

И пылающее пламя ее пожирает,

И ни один ткач не сошьет из нее одежды,

Так и проклятие, мука, болезнь, грех, отлучение,

Находящиеся в моих мускулах, моих членах,

Будут разорваны расщеплены,

Пусть сегодня же пожрет их пылающее пламя.

Ассирийцы и вавилоняне верили, что наряду с добрыми богами, которых можно разжалобить мольбами и умилостивить жертвами, существуют злые духи, которых не задобрить никакими средствами. Такими были семь духов бездны. Они представлялись бесполыми существами

(«не мужчины они и не женщины, они не имеют жен и не производят детей»).

Они не внемлют молитвам и поражают всёх, кто им встретится. Единственный способ защиты от них – колдовство.

К числу свирепых сверхъестественных существ, созданных фантазией шумеров, вавилонян и ассирийцев, относятся также две злые богини: Лилит («Ночная») и Лабарту, Лилит выступает еще в шумерской мифологии как лесная волшебница, гнездящаяся в стволе дерева. Ассирийцы и вавилоняне представляли ее свирепой чародейкой, охотно нападающей на детей. Лабарту, дочь Ану, чудовище с туловищем осла и мордой льва, считалась другим пугалом детей. Ее изображение вместе с фигурой черной собаки ставили на три дня к изголовью заболевшего ребенка, а затем обе статуэтки разбивали, закапывали в землю и заливали мучнистой похлебкой.

Конечно, ассирийцы и вавилоняне уповали на защиту богов, которые могут отразить от них злые силы. Но считалось, что и добрые боги могут разгневаться на грешника, оскорбившего их своим поведением, отдав его на растерзание беспощадным демонам, которые только и ждут случая расправиться с беззащитной жертвой. Вот как говорит об этом один из ассирийских текстов:

Проклятие поднялось из недр морских.

Отлучение спустилось с неба, злые духи покрыли землю, как трава.

Они помчались туда, где тяготеет гнев богов, с громким криком.

Они напали на человека, которого покинул его бог и его богиня,

Они облегли его тело, как одежда,

Они выплюнули из него ядовитую слюну,

Они связали ему руки и сковали ноги,

Проклятием и отлучением было стиснуто его тело,

Удушьем и кашлем ослаблена его грудь,

Слюной и пеной был наполнен его рот,

От боли не мог он успокоиться.

Убеждение в результативности магических действий породило в религии вавилонян и ассирийцев веру в возможность предсказывать будущее по различным предметам.

Ворожбой занимались в основном жрецы. Они гадали по полету птиц (подобно римским авгурам), по колебанию пламени свечи, по печени овцы (как греки и римляне), по различным отклонениям у новорожденных животных (например, у теленка с двумя головами или с шишкой на лбу).

Верили, что перебегающая дорогу гиена предвещает несчастье, рыжие тараканы – счастье, а черные – неудачу. Трудно даже перечислить бесконечные примеры, поражающие своей нелепостью, которые заботливо регистрировались и заносились в длинные списки.

Большую роль в предсказаниях играли звезды. В сохранившихся записях мы находим, например, такие объяснения влияния небесных светил:

«Если в день рождения человека Иштар (т. е. Венера) восходит, а Мардук (Юпитер) заходит, то жена этого человека будет сильнее, чем он сам».

Составлялись гороскопы для ребенка на основании расположения светил в момент его рождения. Делались попытки предсказать погоду и наступление урожайного года (или неурожая), опять-таки исходя из наблюдений звездного неба.

«Если в течение месяца сивана (май – июнь), – говорилось в ассирийском тексте, – с первого по двадцатый день наступит затмение солнца, то рост злаков в стране приостановится».

Во времена Нововавилонского царства жрецы и маги (которых греки называли халдеями) развили предсказания по звездам в целую науку, точнее, лженауку, используя наблюдения для самых фантастических выводов.

Демон бури. Бронзовая фигурка. Париж. Лувр

Победители Времени

Об авторе: Семен Яковлевич Козлов — этнолог.

Барельеф из дворца в Дур-Шаррукине, VIII век до н.э.

Царство Шумера и Аккада

В V тыс. до н.э. в долинах рек Тигр и Евфрат (Месопотамия, греч., Междуречье), в южной части этого региона появились шумеры (племена неизвестного происхождения) и принялись осваивать эти плодородные земли. В IV тыс. они создали здесь первые города-государства. Впечатляют своей монументальностью и размерами дворцы и храмы, фортификационные сооружения, которые возводили шумеры. Но, может быть, самым значительным достижением сформировавшейся здесь высокой цивилизации, одной из древнейших в мире, была изобретенная шумерами письменность, которую принято называть клинописью. Шумерский период истории Месопотамии завершился в конце III – начале II тыс. до н. э.

Соседями шумеров на севере были семитские племена – вавилоняне и ассирийцы, или аккадцы (по названию их главного города – Аккада). В XXIV веке до н.э. правитель Аккада Саргон I объединил под своей властью почти всю Месопотамию, создав «царство Шумера и Аккада». Во II тыс. до н.э. страна стала называться Вавилонией (начало II тыс. – 539 год до н.э.; ее главным городом был г. Вавилон, к юго-западу от современного Багдада).

Постепенно, в течение многих веков шел процесс взаимовлияния, интеграции шумеров и аккадцев, синтез культур этих народов, шумерский язык был постепенно вытеснен аккадским (вавилоно-ассирийским). На рубеже III и II тысячелетий произошло разделение аккадского языка на два диалекта – ассирийский (на севере) и вавилонский (на юге).

Название «Ассирия» (оно пришло к нам от греков) – от имени Ашшура (Ассура), главного бога города Ашшура (названного в его честь), центрального божества ассирийского пантеона. Город этот на реке Тигр возник не позднее середины III тыс. до н.э.

Ассирийское царство (XIX век – 605 год до н.э.) образовалось в процессе заселения семитскими племенами земель в северной Месопотамии и прилегающих районах. С конца XII века до н.э. большое влияние и на государство, и на ассирийцев как народ стали оказывать семиты – арамейцы, пришедшие из сирийской степи. Во время борьбы с ними столицу из Ашшура перенесли в Ниневию. Ассирийцы усвоили язык и алфавит пришельцев; в то же время древняя культура ассирийцев воздействовала на арамейцев. Происходила взаимная ассимиляция, объединение ассирийцев и арамейцев в один народ, называвший себя ассирийцами; язык его был «смесью» ассиро-вавилонского и арамейского.

От Ирана до Урарту

Период наивысшего могущества Ассирийского царства – вторая половина VIII – первая половина VII веков до н.э. Ассирийская армия, великолепно вооруженная и организованная, обеспечивала распространение власти своих царей на огромную территорию – от Ирана на востоке до Средиземноморья на западе, от Урарту и южной Анатолии (Малой Азии) на севере до Египта на юге. В стране развивались науки и ремесла, строительное дело, военная техника. Тиглатпалассар III (745–727 до н. э.) после многочисленных победных походов и завоеваний принял в 729 году до н.э. титул «царя Ашшура, царя Вавилона, царя Шумера и Аккада».

Читайте так же:  Что нельзя делать дома и в школе

Однако бесконечные войны в конце концов истощили страну. В 626–605 гг. Ассирия пала под ударами коалиции Мидии и Вавилонии и перестала существовать как самостоятельное государство. Ассирийцы частично были уничтожены победителями, частично – уведены в плен и «растворились» среди иноземцев. Однако весь ассирийский народ не был истреблен. Многие нашли спасение и убежище в горной Ассирии; другие уцелели в своих городах и селениях. Конечно, за последующие века они вобрали в себя многие этнические элементы: персов, арабов, тюрок, курдов, армян и др.; впитали в свою культуру многое из культуры соседних народов. Но почти полторы тысячи лет этнокультурного развития в качестве державного народа сформировали такой запас внутренней, глубинной прочности, такой уровень его самосознания, как особой общности, которые обусловили дальнейшее сохранение ассирийцев как народа.

Между ассирийцами древности, ассирийцами («сирийцами») Средневековья и современными ассирийцами существует историческая, культурная, языковая преемственность. Под владычеством Мидии, Вавилонии, Персии, Рима, Византии, Арабского халифата, монголов, Османской империи ассирийцы из поколения в поколение передавали память о своем историческом прошлом, хранили обычаи, легенды, сказания, накопленные за минувшие тысячелетия знания. Будучи в рамках различных государств угнетаемым, а нередко и жестоко преследуемым меньшинством, они, как могли, стремились выжить не только физически, как некая группа людей, но и как народ.

История в глиняных табличках

Сами себя они называют: ассирийцы, атурая, сурая, халдеи. В России их нередко называли айсорами (этноним, пришедший от армян). Есть еще такие наименования: сиро-халдеи, сирийцы.

Современный ассирийский язык (другие его названия – сирийский, новосирийский, новоарамейский) относится лингвистами к северо-восточной ветви семитских языков. В его основе – два семитских языка: ассиро-вавилонский и древнеарамейский. Письменность – на основе сирийского письма.

Ассиро-вавилонский язык – один из древнейших письменных языков: самые старые из клинописных глиняных табличек на нем датируются XXVIII веком до н.э. Всего же их найдено археологами более полумиллиона! Это тексты исторические, медицинские, астрологические, математические, религиозные, мифы, легенды и так далее. Больше всего их обнаружено в храмах и дворцах правителей; крупнейшая из найденных библиотек принадлежала царю Ассирии Ашшурбанипалу (VII век до н.э.), в ней было более 30 тыс. таких табличек.

В первой половине XIX века окончательно сформировался нынешний литературный ассирийский язык (на базе диалектов ассирийцев, проживавших в северной Месопотамии, в восточных районах Турции и в Иране). Некоторые специалисты считают, что современный ассирийский язык восходит непосредственно к древнеассирийскому. Это богатый по лексическому составу, с развитой грамматической структурой, очень своеобразный язык, в котором сохранилось много форм, слов и словосочетаний из языка древних ассирийцев.

На ассирийском языке издаются книги, журналы и газеты в странах, где ныне живут ассирийцы: «Ассириец» (Англия), «Ассирия» (Аргентина), «Ассирийская звезда», «Ассирийский страж», «Вавилон», «Ниневия» (США) и другие.

В XVIII–XIX веках преобладающая часть ассирийцев проживала в Османской империи и Иране. По различным подсчетам, к началу XX века их общая численность составляла около 1 млн. человек, из которых приблизительно 0,8 млн. жили в Османской Турции. В наше время они живут в Ираке, Сирии, Иране, Турции, в ОАЭ, в США, в Латинской Америке, в Австралии, в разных странах Европы, в России, в Закавказье. Это дисперсно расселенный народ, знающий свою историческую родину, но не имеющий своей государственности. Общая их численность в конце XX века составляла, по разным подсчетам, от 0,3–0,5 млн. до 2,5 млн. человек.

На территории России ассирийцы впервые стали селиться после русско-персидской войны 1826–1828 годов, во время которой они оказывали помощь русской армии (еще раньше, в конце XVIII – начале XIX века, отдельные группы их поселились в Грузии и Армении). Затем новые группы переселились в Россию из Турецкого Курдистана после русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Но, в общем, всех ассирийцев в России перед Первой мировой войной числилось немногим более 5 тысяч человек. Во время Первой мировой войны ассирийцы Турции выступили на стороне России, подняв антиосманское восстание. Оно было жестоко подавлено турецкими войсками. Почти полмиллиона ассирийцев были убиты; около 50 тыс. человек ушли в Россию, десятки тысяч погибли в пути. В России они расселились в разных регионах, в основном в крупных городах. По данным последней (в 1989 году) советской переписи населения, в России проживало 9,6 тыс. ассирийцев, в Грузии – 6,2 тыс., в Армении – 6 тыс., на Украине – 2,8 тыс., в Азербайджане – 0,6 тыс. Общероссийская перепись 2002 года зафиксировала в России 13,6 тыс. ассирийцев.

В советское время не обошли ассирийцев репрессии тоталитарного режима – и в довоенные десятилетия, и в 1950-е годы, когда ассирийцев Грузии, Азербайджана и Северного Кавказа выселили в Сибирь и Казахстан. Уничтожалась ассирийская культура – книги и люди.

В годы Великой Отечественной войны многие ассирийцы сражались на фронтах. Л.Ш. Давыдов и С.А. Сархошев стали Героями Советского Союза; трое – генералами. После войны в СССР появилась заметная группа ассирийской интеллигенции (научные работники, вузовские и школьные преподаватели, инженеры, врачи). Особо хочу отметить страстного энтузиаста изучения истории своего народа доктора философских наук К.П. Матвеева (Бар-Маттая). По его инициативе в 1988 году была создана ассоциация ассирийцев в СССР, президентом которой стала известная целительница, поэтесса и художник Джуна Давиташвили – да, да, та самая таинственная Джуна.

В США ассирийцы появились в середине XIX века; город Турлок в Калифорнии – почти целиком ассирийский по населению. Их много среди рабочих «Дженерал моторс», «Дженерал электрик» и других гигантов американской индустрии. Но есть немало врачей, инженеров, научных работников, журналистов, писателей, актеров. Все они, как правило, входят в различные ассоциации, которые объединяет Союз ассирийцев Америки. У него есть свои радиостанции, периодические издания, школы, фонды и гуманитарные структуры; союз издает разнообразную литературу для своих соплеменников, включая учебники, научные и художественные издания на ассирийском языке.

Христос был ассирийцем?

Ассирийцы – из первых народов, принявших христианство. Среди них живет даже предание, что и сам Христос, и первые его ученики были ассирийцами! И никому при этом нет никакого дела до того, что во всех Евангелиях (а их, кроме четырех канонических, известно еще не менее 25) говорится нечто иное- Впрочем, к «усыновлению» апостолов ассирийцы (лучше, видимо, сказать, первоавторы этой легенды) подошли весьма избирательно. Одному из них, Иуде Искариоту, в «ассирийстве» было отказано. И в самом деле, зачем родниться с предателем?

Став христианами, ассирийцы, однако, довольно скоро (разумеется, по историческим меркам скоро) выделились из общей массы ортодоксальных последователей этой религии. В 428 году ассириец-монах Несторий был избран константинопольским патриархом. Однако вопреки всем догматам он стал утверждать, что Христос был не сыном Божьим, а человеком, в которого вселился Бог; соответственно, и его мать, Деву Марию, следует считать не Богородицей, а Христородицей. Высказывал Несторий и другие «нестандартные» мысли. В 431 году собравшийся в Эфесе III Вселенский собор осудил эти взгляды как ересь и низложил Нестория. Он был сослан в Ливию, затем в Египет (там и умер в 453 году).

Однако у него оказалось немало сторонников – как среди ассирийцев, так и в других народах; их стали называть несторианами. Несторианство дожило до наших дней, являясь одним из основных пяти направлений христианства, хотя и самым малочисленным (четыре других – православие, католицизм, протестантизм, монофизитство). Официально несторианская церковь именуется Ассирийской церковью Востока (с патриархом – католикосом во главе). Большинство современных несториан (их общая численность приблизительно 200–300 тыс. человек) – ассирийцы.

Время расцвета несторианской церкви – Средние века. В XIII веке она объединяла 25 митрополий и 130 епископий, от Средиземного моря до Тихого океана. Ее миссионеры распространяли учение Нестория в Средней Азии, Индии, на Цейлоне, в Китае, Маньчжурии, Монголии, в Эфиопии и других краях. Итальянский путешественник Марко Поло (XIII век) встречал христиан-несториан во многих городах Китая; фламандский монах Виллем Рубрук столкнулся с ними во время своих странствий по Монголии (1253–1255 гг.). Именно ассирийцы – два несторианских монаха – в середине VI века вынесли в своих посохах грены тутового шелкопряда из Китая (что суровейше было запрещено законами Поднебесной империи) и доставили их в Константинополь, положив тем самым начало разведению шелкопряда в Византии, что означало конец монополии китайцев на производство шелка.

Несториане активно контактировали с основателем ислама – пророком Мохаммедом и его преемниками. В священной книге мусульман – Коране прослеживается влияние некоторых идей несторианства, связанных, в частности, с философией пантеизма.

Важно отметить, что в условиях отсутствия своей государственности несторианская церковь была и остается очень существенным фактором объединения ассирийцев, их этнокультурной консолидации, сохранения их как особого этноса.

Вернемся, однако, в V век. Вскоре после «отпадения» от византийской церкви сторонников несторианства из нее вышла («отпала») еще одна значительная группа ассирийцев (проживавших в Сирии). Они были «соблазнены» идеями константинопольского архимандрита Евтихия. Его учение осудил как раскольническое в 451 году Вселенский Халкедонский собор. Взгляды Евтихия продолжал активно распространять епископ г. Урфы (Эдессы) Яков Барадая Занзала. Его сторонников стали называть яковитами, а основанную им Сирийскую православную церковь (с патриархом во главе) – яковитской. Она относится к монофизитскому направлению христианства. Как и другие монофизиты, яковиты считают, что природа Христа лишь одна – божественная; однако у них есть свои особенности культа. Последователей яковитства в наши дни – около 200 тысяч человек; кроме ассирийцев это арабы Ближнего Востока и малаяли в Индии (штат Керала).

Читайте так же:  Приметы что бы жить с мужем

В XVI веке у ассирийцев возникла еще одна церковь. Часть несториан, проживавших в Османской Турции, под давлением католических миссионеров перешли в «латинство», создав отдельную церковь, глава которой, патриарх Ю. Сулака, подписал унию с Ватиканом (сохранив, однако, определенную внутреннюю автономию). Ее стали называть Ассиро-халдейской церковью.

-В 1988 г. в подмосковном Загорске, во время празднования 1000-летия Русской православной церкви, среди прочих событий произошло и такое: впервые после отделения яковитов в середине VI в., т.е. через 14 (с лишним) столетий, встретились патриархи двух церквей: несторианской – Мар-Дынха IV и яковитской – Мар-Закка I и переговорили о развитии контактов.

Нет, не неудачники в человечестве, а победители Времени! Да, превратности исторической судьбы лишили ассирийцев, один из древнейших народов Земли, своей государственности, у очень многих из них отняли родину, разметали по всему свету. И тем не менее – вопреки всему, несмотря на многовековые гонения и множество попыток тотального геноцида в разные эпохи, есть, живут в нашем мире люди с древним и гордым именем: атурая, сурая, ассирийцы. Не счесть племен и народов, которые за эти тысячелетия полностью исчезли, ушли с исторической сцены, и лишь имена их сохранились на страницах ученых фолиантов, а ассирийцы – есть, их можно увидеть, можно «потрогать», как говорится.

И потому, если где-нибудь вам доведется встретиться с человеком, о котором вам скажут: «это – ассириец» (или сам он, может быть, представившись, так назовет себя) – не делая удивленно-округленных глаз, почтительно приподнимите шляпу. Вы встретились с Историей.

Ассирийцы

Факты:

Численность в РФ — 11084 человека

Основной регион — Краснодарский край

Родной язык — ассирийский

Владение родным языком — .

Истоки — Передняя Азия

АССИРИЙЦЫ, атурая, сурая (самоназвание), халдеи, айсоры (армянское), сиро-халдеи, сирийцы, народ. Наиболее компактно проживают в Северном Ираке, Иране, Турции, Сирии, Грузии, Армении, Ливане, США, Швеции, Великобритании, Германии и других странах.

По данным Переписи населения 2002 года, в России проживает 11084 ассирийца.

Язык — ассирийский (новосирийский, новоарамейский, сирийский) западно-семитской группы афразийской семьи.

Большинство верующих ассирийцев — христиане.

Основное традиционное занятие ассирийцев — земледелие (главным образом пшеница, ячмень, хлопок, табак, бахчевые, огородные культуры), были развиты садоводство и виноградарство. Ассирийцы (особенно в Иране) занимались также скотоводством (козы, овцы, крупный рогатый скот). Были развиты торговля, ремёсла (гончарное, кузнечное и др.), отходничество, в Урмийской долине Ирана — рыболовство.

На протяжении веков ассирийцы сохраняли родо-племенную структуру. Во главе племенных объединений стояли князья (малики), во главе деревенских общин — старосты (ришмата). Современные ассирийцы сохраняют представления о традиционной родо-племенной организации и общине. Традиционные семейные отношения патриархальные.

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

Методы ведения войны ассирийцев

В многочисленных войнах ассирийцы вырабатывали приемы ведения боя. Боевой порядок ассирийской армии состоял из лучников, копейщиков, боевых колесниц и всадников. Основой боевого порядка были боевые колесницы, позади которых размещались всадники. Пехота строилась обычно в три шеренги. Лучники сражались или впереди, под прикрытием щитоносцев, или же в задней шеренге. В последнем случае первые две шеренги копьеносцев (бойцы, вооруженные копьем) нагибались или становитесь на колено, чтобы лучники могли через них стрелять.

Всадники вели нападение беспорядочными группами, атаки которых легко отражались стойкой пехотой, но они были грозной силой для приведенного в расстройство или разбитого войска. С целью достижения тактической внезапности все начальники ассирийского войска широко применяли ночные нападения.

В ассирийском войске весьма искусно проводились осада и штурм крепостей. Одна из основных задач штурма заключалась в устройстве пролома в стене или в разрушении ворот. Для этой цели применялись тараны — толстые бревна с широкими или острыми наконечниками. Таран подвешивался на цепях к деревянному каркасу, установленному на четырех- или шестиколесной повозке. Каркас обычно покрывался щитами из тростника или кожи и защищал находившихся внутри каркаса воинов. В передней части каркаса устраивалась башенка, в которой помещались лучники, оборонявшие таран.

При осаде одной горной крепости ассирийцы применили одновременно семь таранов. Оборонявшиеся вели борьбу с таранами при помощи цепей, которые набрасывались на головную часть тарана и подтягивали ее кверху, или при помощи метательных снарядов (сосудов) с горючим веществом, которым зажигались перекрытия каркаса.

Кроме того, ассирийцы применяли при осадах подвижные башни и подкопы, а также земляные приметы с тем, чтобы господствовать над стенами осажденного города и метать в осажденных факелы и зажигательные стрелы. Для прикрытия лучников от обстрела со стен осажденного города вкапывались в землю щиты.

При штурме крепости действовали следующим образом: таранами пробивали бреши; затем легкая пехота через брешь или по штурмовым лестницам шла на штурм; тяжелые пехотинцы громадными щитами прикрывали лучников и пращников, которые метанием стрел и камней обеспечивали движение штурмовых колонн.

Ассирийское войско, осаждавшее крепость, располагалось обычно в лагере, обнесенном круговым валом. Внутри лагеря имелись крестообразные улицы, а для выхода войск из лагеря устраивались ворота. Это были предшественники римских лагерей.
Командование ассирийского войска обычно имело подробные данные о внутреннем и внешнем политическом положении противника. Эти данные доставлялись шпионами, которые наводняли территорию соседних племен и народностей. В своих донесениях шпионы сообщали об обострении тех или иных внутренних противоречий, о военных мероприятиях, оборонительных сооружениях, продовольственных запасах, боеспособности войска, о дорогах, переправах через реки и т. д. С системой организации агентурной разведки мы впервые встречаемся в ассирийском государстве.
Дошедшие до нас надписи ассирийских царей XIV-VIII веков до н. э. сообщают о многочисленных походах ассирийского войска с целью порабощения соседних племен и народностей.

Так, в надписи середины XIII века до н. э. сообщается о походе ассирийского войска, состоявшего из 28 800 хеттских воинов. Эго войско преодолело высокие горы, труднопроходимую лесистую местность, проложив тропы в горах и прорубив бронзовыми топорами просеки в лесах. В бою ‘с 43 царями стран Наири’, т. е. с войском союзных племен страны Наири, расположенной в районе ‘моря Наири’ (озера Ван), ассирийцы нанесли им поражение. В надписях XII-XI веков до н. э. сообщается о шести больших походах ассирийского войска в районы верхнего течения реки Тигр к ‘морю Наири’. Судя по надписям, в этих походах важную роль играли боевые колесницы, количество которых исчислялось десятками. Ассирийское войско много раз форсировало реки Тигр и Евфрат, проходило через труднодоступные горы. Там, где не могли пройти колесницы, боевые задачи решала пехота. Укрепленные города ассирийцы брали штурмом или осадой. Численность противника, согласно надписям, не превышала 20 тысяч человек. В качестве трофеев дважды отмечаются 120 боевых колесниц.

Что касается тактики ассирийской армии, то некоторое представление о ней дают сведения о бое в 655 году до н. э. у Туллиза, который находился вблизи города Шушан (Сузы). Около 656 года до н. э. эламиты объявили войну ассирийцам. Эта была борьба за господство в Двуречье. Ассирийское войско вторглось в Элам. Эламиты заняли оборонительную позицию за рекой Улам (приток реки Карун). В тылу у них находился густой лес. Правый фланг был прикрыт изгибом реки Улам, левый — обеспечивался укреплениями города Шушан, а в центре находился населенный пункт Туллиз. Ассирийцы располагали численным превосходством, а наличие конницы давало им значительные преимущества. Обстановка для эламитов еще более ухудшилась, когда им изменили два племенных вождя, перешедшие со своими воинами на сторону ассирийцев. Пехота эламитов не выдержала атаки ассирийского войска и бросилась бежать, преследуемая всадниками противника. Часть пехоты искала спасения в лесу, другая, прижатая к реке, спаслась вплавь. Эламиты были разбиты. Этот бой интересен использованием местности оборонявшейся стороной и применением ассирийцами конницы при преследовании отступающего противника.

На примере Ассирии можно проследить рост политической активности войска. В 668 году до н. э., опираясь на войско, Ассурбанипал захватил власть вопреки завещанию его отца, назначившего своим преемником другого сына. В период правления Ассурбанипала Ассирия достигла своего наивысшего внешнего могущества, основой которого было сильное войско, хорошие пути сообщения и упорядоченное административное устройство.

Хорошие военные дороги соединяли политический центр государства с его окраинами и завоеванными территориями. На дорогах были устроены почтовые станции и оборудована сигнализация, что обеспечивало надежную связь. Пути сообщения и связь предназначались, в первую очередь, для обеспечения боевой готовности войска с тем, чтобы оно могло быстро подавлять любое восстание, направленное против ассирийскою господства, и быстро сосредоточиваться в любом пункте для нападения на соседей.
Военно-паразитическому государству требовалось большое войско, но ресурсы его комплектования были ограничены. К тому же правящая верхушка с целью упрочения своей власти постепенно освобождала господствующий класс: от ‘налога кровью’. Все это вело к росту удельного веса в ассирийском поиске контингентов зависимых и полузависимых племен. Число воинов, набранных в покоренных племенах, резко возросло при Ассурбанипале, и вскоре они стали составлять большую часть ассирийского войска. Боеспособность такого войска в обстановке победоносных войн была высокой. Но когда Ассирия была ослаблена внутренними восстаниями рабов и порабощенных племен и начала терпеть поражения, ассирийское войско быстро стало терять боеспособность. В 605 году до н. э. под ударами вавилонян и мидян ассирийское государство распалось.

Читайте так же:  Примета 2 июня

Ассирия была первым известным нам крупным военно-паразитическим государством, жившим за счет покоренных народов. Ассирийцы жестоко расправлялись со своими противниками: города грабили, сжигали и разрушались до основания, всех сопротивляющихся уничтожали, пленных превращали в рабов.

Новым в военном искусстве по сравнению с Древним Египтом является наличие в Ассирии большого постоянного войска в несколько десятков тысяч воинов: войско имело более сложную структуру и более совершенные организационные формы, что, несомненно, способствовало развитию тактики. В тактике пехоты, по словам Энгельса, были достигнуты, по-видимому, некоторые успехи в смысле правильности движения и построения рядов.
Ассирийская конница к этому времени начинала играть существенную роль в бою, постепенно вытесняя боевые колесницы. Развитие техники способствовало изобретению осадных машин, переправочных средств и улучшению техники дорожного строительства. В ассирийском государстве впервые встречается развитая сеть военных дорог и связи, впервые осуществляется централизованное снабжение войска оружием и снаряжением.

Ассирия: культ и пантеон

К северу от Вавилонии находился город Ашшур, давший имя целому государству, которое больше известно по его греческому названию — Ассирия. Эта страна прославилась своими завоеваниями, результатом которых стало создание огромной империи. В период 900 — 612 гг. до н. э. Ассирия была наиболее могущественным государством Передней Азии.

Ассирийцы были великими воинами. Им не было равных в искусстве осады крепостей, скорости передвижения и ведении разведки. Но еще больше отличались ассирийцы своей жестокостью. Об этом мы можем судить по многочисленным надписям правителей Ассирии. Вот только некоторые из них:

«Воинов его я заколол 4 раза по 3 600 человек; тех, кто остался в живых, я, выколов им глаза, взял в плен».

«Жители города Хиримм, моего заклятого врага, были зарезаны, ни один из них не остался в живых. Трупы их, повешенные на столбах, стеной окружали город».

«34 сильных города, а также небольшие города, которым и числа нет, я осадил, захватил, опустошил, разрушил, сравнял с землей, предал огню. Дымом от пожаров, как страшным ураганом, покрыл я свод широкого неба».

«Я засыпал вражеских воинов дождем стрел, превратив их тела в решето… Я перерезал им глотки, как баранам. Как нить, перерезал я их драгоценную жизнь. Как бурный поток, разлившийся от дождей в пору созревания, так текла по широкой земле их кровь, пролитая мной. Горячие кони моей упряжки шли в потоке их крови, как по реке. Колеса моей боевой колесницы, давящей все злое и плохое, купались в их крови и испражнениях. Трупы их воинов, как трава, завалили поле. Срезав, как огурцы, их детородные члены, в ничто превратил я их детородную силу. Руки им я отрезал» .

Когда ассирийцы завоевывали другие страны, они, как правило, не вмешивались в местные религии. Если население захваченных стран было покорным, ему позволяли следовать своим традициям и соблюдать свои обычаи. Если же порабощенные народы поднимали восстания, то ассирийцы могли забрать в плен их богов и установить в своих храмах. К этим богам они чаще всего относились с уважением и иногда даже возвращали их после подавления восстания.

Ассирийские цари старались брать за образец Вавилонию, которая обладала более древней культурой. Ассирийцы заимствовали у покоренного вавилонского населения его высокую культуру, письменность и религию.

В эпоху ассирийского владычества в Месопотамии господствовали те же шумеро-вавилонские боги. Вавилонские священные места оставались священными и для ассирийцев, а город Мардука являлся местом паломничества ассирийских царей. Могущественное вавилонское жречество сохранило свои позиции. Завоеватели-ассирийцы учились у него мудрости и накопленным знаниям, переписывали религиозные тексты, мифы, заклинания. Значительная часть шумеро-вавилонских религиозно-мифологических текстов дошла до нас как раз в ассирийской редакции, они хранились в знаменитой библиотеке Ашшурбанапала.

Вавилонский пантеон был принят ассирийцами почти без изменения, но был пополнен их собственными племенными и национальными божествами. Главным богом был племенной бог Ашшур (Ассур), соответствовавший вавилонскому Энлилю. Он — типичный бог-воитель — превратился в официального покровителя государства, что нисколько, правда, не помешало сохранению культа всех прежних богов. Ашшур был покровителем древней ассирийской столицы, носившей его имя. Он олицетворял целостность и единство ассирийского государства. Царь из его руки принимал свой венец и к его ногам слагал трофеи своих побед. Эмблематический знак бога Ашшура вышивался на царских одеждах; он же находился на царской печати и на статуях, изображающих царя. Именно по воле бога ассирийцы выступали на войну. Они сражались за то, чтобы защитить и расширить границы его владений, во славу Ашшура покоряя другие земли. Широкому распространению его культа мешало то, что ассирийские жрецы никогда не пользовались таким могуществом, как вавилонские. Культ Ашшура был чисто государственный. Среди ассирийцев был популярен также и культ бога грозы Раммана (он же Адад). Имя этого бога входило в состав царских имен древнейшего времени. Значение его в Ассирии обусловливалось разрушительной стороной его деятельности, которая наводила страх и которую старались направить на жизнь врага, на его дом и страну.

Интересно, что ассирийцы пытались придать некоторым вавилонским божествам черты, более соответствующие воинственному характеру ассирийского народа. Так, богиня плодородия и любви Иштар превратилась у них в грозную воительницу. В одной ассирийской молитве она изображалась в одежде из пламени. Она распространяла вокруг себя ужасающий блеск и при случае готова была обрушить огненный дождь на неприятельскую страну.

Ассирию постигла судьба всех империй. Частые войны, восстания покоренных народов и усиление соседних государств привели ее к упадку В 612 г. до н. э. объединенные войска Вавилонии и Мидии разгромили Ассирию и разрушили ее столицу Ниневию — «логовище львов». С падением Ассирии очень скоро исчезли те незначительные особенности, которые отличали ассирийскую религию.

Что такое ассирийская медицина?

«Если человек соблюдает чистоту и свет, он может оказаться среди злых или больных людей и не пострадать». (Из ассирийских легенд).

Народная медицина у современных ассирийцев восходит к временам глубокой древности. С незначительными модификациями она сохранилась до наших дней. Исследовательница ассирийских обычаев и традиций Сурьма Д’бейт Маршимун писала в книге о традициях ассирийской церкви (Лондон, 1920), что современное магическое искусство и медицинские формулы ассирийцев практически совпадают с соответствующими текстами клинописных глиняных табличек из библиотеки древнеассирийского царя Ассурбанипала.

Например, чтобы уберечься от «злого глаза», ассирийцы с раннего детства носят обереги и талисманы с цитатами из Ветхого и Нового Заветов, которые пришли на смену древнеассирийским талисманам. Как правило, обереги представляют собой голубые бусинки, надетые на прочную нитку. Чтобы предупредить болезнь или остановить ее, используют буквы, которые входят в имя данного человека. У ассирийцев каждая буква алфавита имеет числовое и мистическое значение, которое связано и с болезнями человека, с продолжительностью его жизни.

К числу, безусловно, магических приемов следует отнести способ лечения острого радикулита. Больной, которому не помогают никакие другие меры, ожидает, когда где-нибудь в округе родятся двойняшки. Он идет в этот дом и ложится за порогом с внешней стороны дома. Мать близнецов должна наступить на больное место голыми ступнями и немного потоптаться. Затем больной должен уйти и никогда об этом никому не рассказывать.

Некоторые медицинские рецепты выглядят достаточно естественно. Так, при сильном кровотечении из носа человеку дают курить табак (суживающий сосуды). Если это не помогает, то берут очень холодную воду и льют ее на второй и третий шейные позвонки. А при головных болях на эти позвонки льют горячую воду, расширяющую сосуды.

При повышении кровяного давления ассирийская народная медицина рекомендует осторожно расцарапать маленький кровеносный сосуд в носу — вариант кровопускания.
Если у человека золотуха (цдра), то берут медный купорос (шабун мильта), толкут его в мелкий порошок, смешивают с простоквашей (маста), обмазывают этой смесью голову и так держат три дня. Затем подсохшую массу снимают вместе с волосами, которые отделяются от кожи легко и безболезненно. Золотуха проходит, а волосы постепенно вырастают.

Если на теле появился нарыв (зарькикта), то делают мальгам (воск с медом — шамма д’душа), накладывают на нарыв и перевязывают на несколько дней. Нарыв прорывается или безболезненно исчезает.
Одна из древнейших форм народной медицины — диета, или пост. Сейчас ассирийцы соблюдают общецерковные христианские посты. В эти дни едят только овощи, фрукты, рыбу и хлеб, покрошенный в подсолнечное или оливковое масло.

Если посты знакомы многим народам, то этого не скажешь о лечении легким прикосновением рук или бесконтактным массажем. Между тем, в древней Ассирии существовала целая категория целителей, лечивших больных только этим способом. У этих врачей была даже своя покровительница — богиня Бау. Древние методы лечения передаются из поколения в поколение.