Чего нельзя делать в фильмах ужасов

«В фильме ужасов нельзя делать плоскую историю»

Сложности ночных смен, визуальное погружение во тьму, многоуровневая драматургия и судьба хоррора в России — режиссер Олег Асадулин рассказывает о создании картины «Маршрут построен»

Популярное

Не тот человек: 10 худших мискастов в истории кино

Крылья фей, гниющий монстр и городские кварталы: как создавались визуальные эффекты сериала «Карнивал Роу»

Как это снято: «Джентльмены удачи»

От референса к костюму, или Как создаются образы персонажей сериала

Как это снято: «Бойцовский клуб»

— «Маршрут построен» стал вашим вторым обращением к хоррору после «Фобоса». Как изменился подход к жанру по сравнению с предыдущим опытом?

— «Фобос» — это, что называется, грех молодости. Для меня это был скорее ученический опыт, где я наделал много ошибок, о которых потом долго жалел. Но нужно уметь на них учиться.

Олег Асадулин на съемках фильма «Маршрут построен»

Вместо того чтобы выброситься из окна, я провел конструктивную работу и сделал для себя выводы. Кроме того, это совершенно нормально, когда ты остаешься недоволен своим проектом — думаю, любому творческому человеку это знакомо. Ну и, надеюсь, в «Маршрут построен» моя эволюция заметна.

— Поскольку вы работаете в разных жанрах, могли бы выделить какие-то особенности в создании хоррора?

— Фильм ужасов для меня ничем не отличается от других жанров. Главное одно — завладеть интересом зрителя, и не важно, комедия это, драма или хоррор. Меняются лишь инструменты. И основной из них, на мой взгляд, — это драматургия. В фильме ужасов нельзя делать плоскую историю, где есть лишь один уровень. Поэтому, когда я писал «Маршрут построен», делал, с одной стороны, драму отношений или историю любви, если хотите, когда связь двух героев разрушает некая сила. В другой плоскости — это триллер: загадки, саспенс держат напряжение зрителя и развлекают его.

Кадр из фильма «Маршрут построен»

И третий уровень — классический хоррор, ghost movie. У нас есть призрак, которого герои должны победить, чтобы выжить. И со всеми этими элементами мы попытались поиграть. То есть многие вещи строились на том, чтобы сделать то, что зритель не ожидает. В этом самое большое удовольствие для режиссера — взять штампы жанра, а потом их перевернуть с ног на голову.

— По поводу штампов. Большинство фильмов ужасов выстроены в схожей визуальной стилистике. Как формировалось изобразительное решение для «Маршрут построен»?

— Все действие у нас происходит ночью, и это диктовало визуальный ряд и стиль. Как в любом хорошем хорроре, мы целенаправленно старались сделать изобразительное решение атмосферным, темным, плотным.

На съемках фильма «Маршрут построен»

У нас была осознанная концепция визуального ряда — по ходу действия герои погружаются во все более и более темное пространство. Сначала они едут днем, а ближе к концу оказываются в кромешной тьме. Этот концепт мы выверяли и выдерживали.

— Как съемки ночью отразились на работе команды?

— Все двадцать три смены группа жила ночью. Такого количества ночных смен у меня не было никогда, и это оказался не простой, но классный опыт. Ночью мобилизуются какие-то другие силы, особая динамика возникает. Конечно, кому-то в группе это было непривычно, кто-то менее энергично работал, но меня ночной ритм не смущал, так что я всех умудрялся заводить.

На съемках фильма «Маршрут построен»?

— А как в ночных условиях работали со светом?

— Света было мало, и каждое движение, каждый кадр стоили больших перестановок. Это днем ты можешь развернуться в другую сторону с минимальной перестановкой света и сразу снимать. Здесь же каждый кадр нужно было высвечивать, все тщательно продумывать и планировать. Для примера, ты в чистом поле, в пятидесяти километрах от Москвы, и у тебя есть только тот свет, который ты заказал.

На съемках фильма «Маршрут построен»

Поэтому каждое направление мы тщательно планировали — каждый кадр, каждое укрупнение. Ведь если ты поворачиваешься в другую сторону, на другую точку, вся схема меняется. Но это тоже часть приключения, и мне кажется, благодаря таким сложностям, мы многому научились.

— С учетом ночных смен и их небольшого количества, как вы готовились?

— Плотно готовились месяц и не плотно — месяца два с половиной. Задачу упростило то, что у нас было немного локаций и, по сути, всего два актера. Самая сложная часть подготовки состояла в том, чтобы все выдумать, свести вместе, раскадровать, проанализировать сцены, продумать арки героев.

Кадр из фильма «Маршрут построен»

Когда у тебя всего два актера и одна машина, нужно сильно заморочиться, чтобы удержать напряжение зрителя.

— Вы делали раскадровки для весего фильма?

— Нет, только для сложных трюковых сцен. Там это действительно было нужно. А весь фильм, мне кажется, раскадровывать не имеет смысла. По моему опыту, даже если сделать раскадровки всей картины, процентов пятьдесят выйдет по-другому. Когда ты приезжаешь на площадку, тебя часто ждут какие-то совершенно иные обстоятельства, чем ты представлял. Кроме того, наш фильм — актерский. А актерскую игру невозможно раскадровать.

На съемках фильма «Маршрут построен»

Многие вещи мы просто находили на месте: приходили на площадку, репетировали, придумывали мизансцены. Мне кажется, это правильнее. Раскадровывать дома, сидя на диване с чайком под трогательную музыку, это не то же самое, что стоять ночью на площадке в темном лесу. В таких условиях у тебя активизируются совершенно другие творческие ресурсы.

— В основе, прежде всего, конфликт двух героев. Как вы подбирали исполнителей и работали с ними?

— Мы пытались создать сильный харизматичный дуэт. В Светлане Устиновой, которая нашлась быстро, привлекла глубина, эмоциональность, широкий актерский диапазон. Павла Чинарева мы искали долго и нашли буквально в последний момент. Я его увидел во МХАТе на спектакле Богомолова. Он пришел на пробы и сразу все сделал так, как надо — у меня буквально челюсть отвалилась. Думаю, у него большое будущее.

Павел Чинарев, Светлана Устинова и Олег Асадулин на съемках фильма «Маршрут построен»

Еще неожиданно вышло с девочкой Витой Корниенко, играющей дочь главных героев, — я давно таких детей не видел. У меня есть опыт работы с ними, и я понимаю все сложности: дети не могут делать то, что ты хочешь, не могут заплакать или испугаться, когда скажешь. Но Вита это умеет уже в пятилетнем возрасте. Мне даже захотелось написать хоррор исключительно под нее.

— Неожиданный элемент фильма — музыка DJ Грува. Как вы работали с ним?

— С DJ Грувом мы познакомились еще на «Фобосе», потом он работал со мной на «Зеленой карете», где проделал настолько грандиозную работу, что я решил сотрудничать с ним в каждом проекте. Еще на стадии написания сценария «Маршрут построен» я послал ему текст, и он начал сочинять музыку до съемок. Мне кажется, что он очень многогранный музыкант, и жанр хоррора позволил открыть его новые стороны. Надеюсь, и зритель, и кинематографисты после этого фильма увидят его потенциал.

— Сейчас говорят о новой волне хоррора в российском кино. На ваш взгляд, в чем причины, и как может сложиться ее судьба?

— Про судьбу мне сказать сложно, но я полагаю, что эта волна будет расти и дальше. Почему она возникла, на мой взгляд, очевидно. Наша индустрия долго поднималась и долбила в одну точку — в комедии. В какой-то момент все ими наелись и захотели чего-то нового. Зато благодаря комедиям индустрия накачала мускулы и набралась опыта.

Павел Чинарев и операто Антон Зенкович на съемках фильма «Маршрут построен»

Сейчас все начинают заниматься другими жанрами, в том числе и хоррорами, нехватка которых очевидна. Так и должно быть — жизнеспособная и конкурентоспособная индустрия должна быть дифференцированной. Поэтому процессу, который происходит, я очень рад. Надеюсь, нашим скромным вкладом мы его поддержим.

Психолог о влиянии фильмов ужасов: «Здоровые люди такое кино не смотрят»

Пощекотать нервы «ужастиками» любят многие. Кто-то смотрит такие фильмы ради порции адреналина в крови, кто-то – за компанию и из любопытства. О том, что детям такое кино смотреть нельзя, знают все. А что со взрослыми? Можно ли им смотреть фильмы ужасов? Как подобные картины влияют на психику и физическое здоровье взрослых людей, корреспондент «АиФ-Тюмень» узнал у кандидата медицинских наук, психотерапевта Тюменского кардиологического научного центра Натальи Юдиной.

«Полезного в этом ничего нет!»

Наталья Третьякова, «АиФ-Тюмень»: Наталья Викторовна, как же так, фильмы ужасов запрещают только для детей, получается, что для взрослых они не опасны?

Наталья Юдина: Влияние ужасов на здоровье как взрослых, так и детей особенно актуально в последнее время из-за неограниченных интернет-ресурсов, на которых можно посмотреть подобные вещи, причем не только фильмы. Подобная информация несет негативные последствия и для детей, и для взрослых. Страх – негативная эмоция, его влияние на организм человека изучено хорошо. Фильмы ужасов повышают тревожность, актуализируют скрытые страхи. Существует мнение: если человек будет периодически смотреть фильмы ужасов, произойдет адаптация организма, и он станет стрессоустойчивым. Это миф. Полезного в этом ничего нет.

— Тем не менее, люди идут на «ужастики», неужели они не задумываются о последствиях?

— В кинотеатр все идут «за своим». Многие хотят получить новые ощущения, но в момент просмотра они понимают, что действие происходит не в реальности. В то время, как при опасности в реальной жизни у человека повышается уровень незащищенности: ситуация не контролируется и не прогнозируется, уровень стресса намного выше, чем в кинозале. На физическом уровне при просмотре ужасов мы испытываем страх, при котором активизируются все системы в организме, начинается активная дыхательная работа, но и это контролируемо. Другое дело – если в жизни человек испугается чего-то, что отложилось в памяти после просмотра фильма.

Здоровым такой вид отдыха неинтересен

— Кто и зачем смотрит фильмы ужасов?

— Причины разные — у некоторых заблокированы отголоски эмоций внутри, а кто-то идет на сеанс ради интереса. И для первого, и для второго просмотр ужасов может закончиться негативно, давать прогнозы для каждого невозможно. Условно говоря, здоровым, психически стабильным людям такой вид отдыха не повредит. Но есть и другая сторона медали – здоровые люди такие фильмы и не смотрят, им такой отдых неинтересен. А вот если у человека есть подавленные эмоции, то просмотр фильмов ужасов может вызвать негативную динамику, возможны нарушения поведения, вплоть до социально опасных действий. Например, известны случаи, когда люди подражали героям фильмов и нарушали социальные нормы.

— А мнительным и тревожным людям, наверное, вовсе нельзя смотреть такие фильмы?

— Если у человека определенный личностный склад — он тревожный, мнительный, с невысокой стрессоустойчивостью, — такие фильмы еще больше могут расшатать его нервную систему. Также это может стать пусковым механизмом усиления и без того высокого уровня тревожности. Например, человек станет бояться чего-то в реальной жизни. Со временем, конечно, он может компенсировать свой страх, но есть вероятность и усугубить скрытые тенденции. Одно из негативных последствий – нарушение сна. Особо впечатлительным людям, смотреть такие фильмы я бы не советовала.

Добро побеждает зло

— На что ориентироваться при выборе фильмов?

— Любому человеку очень важно восполнять эмоциональные ресурсы из-за семейных, социальных проблем, загруженности на работе и прочего. Нужно научиться входить и выходить из этих состояний, накапливая положительные эмоции.

При выборе фильмов для просмотра – у всех свои приоритеты. В любом случае важно, чтобы картина имела позитивный посыл: например, положительные герои, добро побеждает зло. Это необходимо для того, чтобы зритель мог расслабиться, переключиться, а не находиться более часа в состоянии «на грани». Фильмы ужасов не дадут отдохнуть, потому что переполнены очень яркими эмоциями.

Комментарий специалиста

Кардиолог, заведующая физиоотделением Тюменского кардиологического научного центра Наталья Галеева.

«При просмотре фильмов ужасов на фоне неожиданных появлений героев, громкой музыки и других напряженных моментов, вырабатывается адреналин – гормон страха. Страх вызывает стресс, что приводит к увеличению пульса, повышению артериального давления, дополнительной стимуляции надпочечников, запуску воспалительных процессов. Это состояние может сохраняться и после окончания фильма. Будет ли это в будущем иметь какое-то серьезное негативное последствие на сердце – сложно сказать, но здоровья точно не добавит. Я сама эти фильмы не смотрю: радости они не приносят, а стрессов в нашей жизни хватает и без них», — резюмирует кардиолог.

Как правильно:Выжить в фильме ужасов

Библиотека дельных советов
Как правильно
Кладезь мудрости
Вводная часть · Все руководства · Случайное руководство
Найти дельный совет

Дарт Херохито. «Ниндзюцу для домохозяек»

Дарт Херохито. «Лирические хокку (сборник)»

Итак, вы решили выжить в фильме ужасов. Для этого вам понадобятся всего две вещи: стальные нервы и мешок запасных штанов! И, если вы будете следовать приведённым ниже правилам, то у вас есть достаточно много шансов обслюнявить в конце фильма главную героиню/главного героя/главное героино.

  • Не разделяйтесь! Обычно, оказываясь в доме с привидениями или на корабле, заполненном пришельцами, или в пещере, где обитает сексуально неудовлетворённый сасквоч, множество людей решают, что лучше будет разделиться на мелкие группки и поодиночке нарваться на то, что за ними гоняется. Это ошибка. Старайтесь держаться вместе — это наилучший способ не быть атакованным сзади.
  • Не раздевайтесь! Помните индейца из «Хищника» или сцену в ванной из «Зеркал»? Вот так-то.
  • Не занимайтесь сексом — плохо кончите! Причём в течение получаса после… А если уж невтерпёж, то не говорите: «Я пойду, отолью» или «Пойду, поищу на кухне что-нибудь перекусить». Этот секс будет для вас последним.
  • Почаще оборачивайтесь! Особенно если слышите страшную скрипичную музыку — обычно это значит, что сзади Вас кто-то стоит! Однако, если вы уже обернулись, а сзади никого нет — оно обязательно окажется спереди! Так что, как бы вы ни крутились, то, что за вами гонится с намерением убить, по-любому окажется сзади. Поэтому единственно правильным решением в данной ситуации будет надеть специальный велосипедный шлем с зеркальцем: во-первых, можно будет видеть то, что стоит сзади, а во-вторых, есть шанс выжить даже после достаточно сильного удара по голове.
  • Не дайте себя заманить! Если ваша кошка/собака/хомячок куда-то сбежали, ни в коем случае не отправляйтесь на их поиски. Животные являются замаскированными сообщниками отрицательных персонажей и заманивают вас в засаду. Особенно актуально для находящихся на космическом корабле.
  • Вооружайтесь! Если вы решили сунуться на кладбище в три часа ночи, лучше всё-таки взять с собой хотя бы газовый баллончик или бейсбольную биту. Даже если на вас не нападут зомби или вурдалаки, то есть вполне реальный шанс встретиться с гопниками — а баллончик или бита в такой ситуации очень даже пригодятся! Если дело происходит в космическом фильме ужасов, то не стоит высаживаться на незнакомую планету без хотя бы монтировки.
  • Бейте по глазам, если монстр вас уже схватил. Без глаз ему будет значительно труднее орудовать бензопилой.
  • Убивайте монстра насмерть! — Если вы уверены, что он мёртв, вы ошибаетесь. Найдите способ совершить контрольное отсечение головы. Иначе, обнявшись в радостном припадке от того, что всё позади, и полностью выпустив монстра из вида, при следующем взгляде вы не увидите никакого монстра там где он лежал.
  • Будьте белыми! Если вы — негр, то вам не позавидуешь. Есть только два или три фильма ужасов, где негры доживали до финальных титров.
  • Не кричите «Я не умру!» — как правило, после этого вы точно умрёте. Также не говорите «Я сейчас вернусь» — не вернётесь, и «Всё будет в порядке» — не будет.
  • Не отвечайте на телефонные звонки! Если это мама — перезвонит, когда фильм закончится. А если это Дохлая Японская Девочка или маньяк из подворотни?! То-то!
  • Не смотрите с друзьями ужастиков и не обсуждайте с ними отсутствие реалистичности на экране. Иначе скоро вам захочется, чтобы реалистичности было поменьше!
  • Не злите смерть! — если вам надо погибнуть в авиакатастрофе/автокатастрофе/американско-горковой катастрофе/гонкатрибунной катастрофе/мосторушащейся катастрофе, так будьте любезны, сдохните вовремя! Поверьте, последствия вашего чудесного спасения придутся вам не по душе. Смерть будет мстить, и мстя её будет ужасной.
  • «Не выходите из дома — не вернётесь, не спите — не проснётесь, не ходите в душ — захлебнётесь, не подходите к унитазу — засосёт!» Это ещё Винокур говорил.
  • Не ходите «туда»! — не ищите ключ от загадочной запертой двери, её запирали не просто так! Если вы на улице играли с мячиком (ну мало ли, всякое бывает), и он закатился в открытые ворота заброшенного особняка, не ходите, чёрт с ним — купите новый! Не проверяйте, что за странные звуки издаются с чердака, лучше заройтесь поглубже в одеяло и продолжайте мирно посапывать! Помните, хождение туда, куда не надо, в большинстве случаев является фатальной ошибкой номер «раз»! Избегайте любых незнакомых зданий и инженерных сооружений, как то: заброшенные коллекторы, колодцы, шахты и т. д. Приятных знакомств там ждать не стоит.
  • Не делайте совсем полных глупостей — Если вашей маленькой дочке снятся кошмары, не надо возить её в заброшенный шахтёрский посёлок, стоящий на вечногорящих угольных шахтах. Просто отведите её к психиатру, и сами заодно проверьтесь, раз в голову лезут подобные идеи.
  • Не отдыхайте на природе — Природа это главное зло! В реке пираньи, в лесу мутанты, и даже у холмов есть глаза! А рядом с вашей палаткой обязательно окажется группа полных отморозков, способных убить ради прикола. На худой конец рядом окажется чупакабра.
  • Не живите в последнем доме слева — На улице вязов тоже нежелательно. Оговорите это с вашим риэлтором.
  • Не стройте на старом индейском кладбище — эти индейцы… может, испанские колонисты были правы, и у них нет души, коль нечистая сила так за них стоит?
  • Не катайтесь на тачке куда попало — особенно ночью. Особенно если вы — компания тупых обкурившихся выпускников американской старшей школы, решивших, затоварившись бухлом и тёлками, поколесить по дорогам Америки. То же касается влюблённых парочек в поисках романтических приключений (их вы получите сполна!). Держитесь крупных магистралей, избегайте дорог местного значения, грунтовок, особенно тех, что не нанесены на карту. Не заезжайте в лесополосы. НИКОГДА[1] . не заезжайте в маленькие захолустные городки, особенно если при въезде под знаком с названием городка указана численность населения в 10, 20, 30 человек или около того. Все эти 30 человек будут рады прийти на ужин из вашей печёнки.
    • Изучите маршрут пути заранее, чтобы не возиться с картой по мере езды — тупая блондинка, тупо пялясь через стекло вашего Бьюика обязательно произнесёт фразу «Кажется, мы заблудились». После этого шансы на спасение близки к нулю. Купите уже навигатор [2] . Если написано «Проезд закрыт. Объезд» — сразу готовьтесь бегать от монстра, так как любое решение будет фатальным: поедете туда — попадёте в логово зла, значит знак поставили правильно; а поедете в объезд — значит знак поставило само зло и вы опять таки попадёте в его логово. Какого чёрта вы свернули с шоссе?!
    • Проверьте машину перед выездом — полная компьютерная диагностика и полный бак бензина, плюс две канистры с ним, плюс желательно 4 запасных колеса. Помните! Перед лицом смерти машина будет вашим единственным другом и шансом удрать от неё! А заглохший посреди пустыни мотор или проколотое колесо будут стоить вам гораздо дороже этих мер.
    • Никогда не останавливайтесь на дороге — если только вы уже не добрались до своего Вегаса. Не сажайте голосующих. Если вы сбили человека, который невесть откуда выскочил на дорогу из прилегающей лесополосы (какого чёрта вы там оказались?! вам кажется уже сказали про эти лесополосы!), даже не думайте о том, чтобы ему помочь — это был Джипперс Крипперс. И сейчас он расправит крылья! По газам! И на шоссе! Не сбрасывайте сбитый труп в озеро, если не хотите через год получать письма (см. также «Убивайте насмерть!»).
    • Ведите аккуратно — после случайной аварии кто-то из вашей тусовки обязательно начнёт истекать кровью, и в поисках помощи вам придётся нарушить сразу несколько предыдущих правил:

    1. Разделиться; 2. Идти за помощью вам придётся в ту самую глухую деревушку, около которой вы чисто случайно и разбились; 3. Дать заманить себя.

    • Не зовите на помощь! — только полные кретины станут звать на помощь, находясь в дремучем лесу. На помощь придут только те, от кого вы спасаетесь. Если вы, «свернув не туда», попали в захолустную деревушку со странными домами, то криками о помощи вы только разбудите нечисть, живущую в этих домах. Но даже если к вам на помощь и прибежит какой-нибудь другой заблудший придурок или простак-полицейский, он будет эпизодником, и через несколько метров киноплёнки его же кишки будут намотаны на цепь бензопилы. Его смерть будет на вашей совести!
    • Прячьтесь! — Вспомните совет Терри Бенедикта из Друзей Оушена: «Беги и прячься!» Убегая от монстра по лесу, попробуйте спрятаться и переждать. Хоть в грязь заройтесь. Но пока вы бежите — вас видно и слышно!
      • Если убегаете по полю с высокой травой или кукурузой, то просто отбежав на приличное расстояние, сверните на 90 градусов и далее ползком не менее 100 метров по непрямой траектории. Потом прижмитесь к земле и, не двигаясь, ждите рассвета.
      • Не тормозите машину! — выбежав на дорогу… Вообще не надо выбегать на дорогу. Лучше сразу идите к монстру и скажите: «Убей меня, кожаное лицо!» Выход на дорогу противоречит правилу «Прячься». В такое время по этой дороге может ехать только пикап с тем же красавцем за рулём, от которого вы бежали.
      • Имейте при себе ампулу с ядом — воспользуйтесь примером профессора Плейшнера. Уверяю вас, быстрая смерть от цианистого калия гораздо лучше чем… всё, что для вас приготовили сценаристы.
      • Будьте добряком — Ведите здоровый образ жизни, помогайте больным, занимайтесь благотворительностью, отстреливайте негров. В общем, делайте только добро, иначе рискуете проснуться не в мягкой уютненькой постельке, а привязанным к креслу, с медвежьим капканом на голове, перед телевизором, транслирующим Дом-2.
      • Как выжить в фильмах ужасов.Свод правил для персонажей

        Как выжить в фильмах ужасов

        Свод правил для персонажей

        1. Если вы думаете, что уже убили чудовище, никогда не подходите поближе, чтобы убедиться в этом.
        2. Если вы обнаружили, что ваш дом построен на месте бывшего кладбища или около него, что он когда-то был церковью, где служили черные мессы, что прежние жильцы сошли с ума, покончили с собой, умерли страшной смертью (неважно какой), занимались некрофилией или сатанизмом в вашем доме, немедленно переезжайте.
        3. Никогда не читайте вслух заклинаний, призывающих демонов, даже в шутку.
        4. Не спускайтесь в подвал, особенно если вдруг отключили свет.
        5. Если ваши дети обращаются к вам на латыни или любом другом языке, которого не должны знать, или их голоса не похожи на их собственные, немедленно застрелите их. В конце концов это принесет вам намного меньше расстройства. Примечание: Возможно, одной пули будет недостаточно; будьте к этому готовы.
        6. Если вас много, никогда не отходите в сторону, вдвоем или поодиночке.
        7. Если ваша компания решила повеселиться в полночь в заброшенном доме на окраине города, не тащитесь вместе со всеми. Если же все идут парочками, а у вас нет партнера, это вообще категорически запрещается. Если же вы общепризнанный в компании остряк, вы едва успеете по дороге написать завещание.
        8. Общее правило: никогда не решайте головоломок, открывающих врата Ада.
        9. Никогда не приближайтесь к могиле, гробнице, склепу, мавзолею, или любому другому месту упокоения.
        10. Если вы услышали какой-то шум, и обнаружили, что это просто ваша кошка, немедленно бегите прочь, если вам дорога ваша жизнь.
        11. Если бытовая техника, включая кухонный комбайн, включается сама по себе, переезжайте, бросив все.
        12. Ничего не берите (даже взаймы) у мертвецов.
        13. Если вы приехали в незнакомый город, и не видите ни одного человека на улицах, возможно, что это не просто так. Поймите намек и не останавливайтесь здесь.
        14. Не занимайтесь генной инженерией, если не знаете точно, что хотите получить в конечном итоге.
        15. Если вы убегаете от чудовища, будьте готовы к тому, что наверняка споткнетесь и упадете хотя бы два раза (больше, если вы принадлежите к слабому полу). Также имейте в виду, что, несмотря на то, что вы бежите изо всех сил, а чудовище медленно ковыляет за вами, оно все равно движется достаточно быстро, чтобы догнать вас.
        16. Если ваши друзья начинают вести себя необычно, например, шипеть, жаждать крови, сверкать глазами, обрастать шерстью и т.д., убирайтесь с максимально возможной скоростью.
        17. Держитесь подальше от определенных географических точек, некоторые из которых перечислены здесь: Аркхэм, Улица Вязов, Трансильвания, Нильбог (да поможет вам Бог вовремя узнать его), Бермудский треугольник, и любой маленький городок в штате Мэн.
        18. Если у вас кончился бензин ночью в глухом незнакомом месте, не стучитесь в ближайший заброшенный дом в надежде найти телефон.
        19. Опасайтесь незнакомцев, если они держат в руках: цепную пилу, отбойный молоток, садовые ножницы, электрические ножи, комбайны, газонокосилки, газосварку, паяльник, циркулярную пилу, или любое устройство, сооруженное из компонентов, извлеченных из покойных друзей.
        20. Если вы женщина, не снимайте одежду. Вы в безопасности, пока не начнете раздеваться; маньяки убивают только голых или полуодетых молоденьких девушек.
        21. Никогда, никогда, НИКОГДА не общайтесь ни с чем и ни с кем странным и непонятным, ссылаясь на то, что «мы так много можем от них узнать».
        22. Не смейтесь над мертвыми, и вообще не трогайте их.
        23. Если поблизость падает метеор, уезжайте из города.
        24. Если за вами гонится что-то плохое, имейте в виду, что когда вы попытаетесь завести машину, независимо от того, что обычно она абсолютно надежна, вам придется сделать это много-много раз.
        25. Если вы зашли в местную церквушку в поисках помощи или убежища, и видите, что распятие повешено вверх ногами, осторожно повернитесь, и выйдите как можно тише.
        26. Если вам повезло, и вы один из тех, кому действительно удалось остаться в живых после окончания фильма, никогда, НИКОГДА не принимайте участие в продолжении. В противном случае приготовьтесь покинуть этот мир в первые пять минут.
        27. Никогда не занимайтесь любовью на койке в только что отремонтированном летнем лагере.
        28. Странные огоньки редко предвещают радостные события.
        29. На тех, кто прибудет вам на помощь, обычно сразу набрасывается чудовище, так что не стоит особенно расчитывать на них. Более того, имейте в виду, что вас еще до смерти испугает (и задержит) вид их разодранных в клочья тел.
        30. Никогда НИЧЕГО не делайте «на слабо».
        31. Если вы вдруг чувствуете, что люди в вашем городе/округе одержимы некой чужеродной силой, инопланетянами и т.п.: НЕ ЗВОНИТЕ в полицию, потому что они А) уже сами одержимы этой силой и вы только попадете прямо к ним в лапы, или Б) они вам не поверят, и будут над вами смеяться. И в том и в другом случае вам придется справляться одному.
        32. Если небольшая группа детей вдруг покажется вам значительно более сообразительными, чем взрослые вокруг, будьте осторожны. Если они собираются вместе, и бросают враждебные взгляды на своих родителей, представителей власти или церкви, немедленно уезжайте из города. Если вы решите остаться, старайтесь быть по возможности добры с детьми, но все равно приготовьтесь к смерти, потому что они стоят на более высокой ступени развития.
        33. Если вы поможете главному злодею в фильме, не ожидайте благодарности в обмен на ваши услуги. Более того, не ожидайте вообще ничего, кроме смерти, которая произойдет в самом конце фильма, и скорее всего, из-за девушки, которая нравилась не только вам, но и злодею.
        34. Если любые существа, например, Птица, Пираньи, Пауки, и т.д. начинают вести себя чуточку обозленно по отношению к человечеству в целом, немедленно звоните правительству, уезжайте из города, и не пытайтесь обратиться к ученым, специализирующимся по этим животным (орнитологам и т.п.): они вам все равно не поверят.
        35. Чем бы вы ни занимались, НЕ ЗАВОДИТЕ домашних животных: кошек, собак, хомячков, или любых прочих безобидных созданий. Если же вам все же пришлось сделать это, ни на минуту не выпускайте их из виду.
        36. Если вы высадились на далекой планете и обнаружили странные предметы, похожие на яйца, не трогайте их.
        37. Если один из ваших товарищей по звездолету обнаружил на своем теле ужасного паразита (в результате нарушения предыдущего правила), не пускайте его обратно на корабль. Все равно сожрут.
        38. Если вы находитесь под угрозой вторжения страшной инопланетной формы жизни (в результате нарушения двух предыдущих правил), никогда не отправляйтесь на поиски корабельного кота в одиночку.
        39. Никогда, НИКОГДА туда не ходите («туда» означает чердак, кладовку, амбар, подвал, темную аллею, темное что угодно, всепоглощающую тень, лес или рощу).
        40. Если кто-то, мнению кого вы склонны доверять, просит вас что-то сделать или НЕ делать (к примеру, НЕ засыпать, НЕ уходить, НЕ отправляться в одиночку на поиски маньяка-убийцы с цепной пилой), ради Бога прислушайтесь к его просьбе, или оборвете еще одну сюжетную линию.
        41. Если вы утратите одну или несколько частей тела по ходу фильма, не расстраивайтесь. Воспользуйтесь случаем, и замените их оружием, например, цепной пилой, гарпуном, багром и т.п.
        42. Если в борьбе со всепожирающим злом вы используете огнестрельное оружие, неплохо обзавестись каким-нибудь другим средством защиты, потому что, независимо от того, сколько у вас зарядов, они кончатся как раз перед тем, как вам удастся убить чудовище (если, конечно, вас зовут не Арнольд: тогда вам вообще не обязательно перезаряжаться).
        43. Если вас ранил плотоядный зомби, у вас нет никакой надежды, потому что рано или поздно, сколько бы антибиотиков вы ни приняли, вы станете одним из них.
        44. Если вы единственный из главных персонажей, оставшийся в живых, а за чудовищем все еще охотятся, НЕ ВЫХОДИТЕ к преследователям в открытую, потому что они непременно примут вас за чудовище — свое или чужое.
        45. Не открывайте запертую дверь, особенно если вы слышите как кто-то царапается в нее, тяжело дышит, или издает другие странные звуки.
        46. Если вы мужчина, как можно скорее уносите ноги! Выживают только женщины.
        47. Пока вы в фильме, никогда не мойтесь, особенно если в доме, кроме вас, никого нет.
        48. С точки зрения оружия и оборудования для борьбы с чудовищами следует сказать, что не следует рассчитывать на что-либо более сложное, чем заостренная палка. Генератор обязательно выйдет из строя, когда какой-нибудь космический овощ вскарабкается на него и замкнет контакты, а как раз, когда вы прицелитесь для решающего выстрела, патрон заклинит в стволе.
        49. Если вы женщина, никогда не обнажайте грудь. Без легкодоступных женщин легче обойтись.
        50. Никогда не разбивайте лагерь и не стройте дом на индейских кладбищах.
        51. Спросите, почему этот дом продается так дешево.
        52. Если телефон не работает, и вы слышите шаги на верхнем этаже, когда в доме, кроме вас, никого не должно быть, не поднимайтесь, чтобы выяснить, кто к вам заглянул. НЕМЕДЛЕННО СМАТЫВАЙТЕСЬ. Если, конечно, вы не самоубийца.
        53. Никогда не хватайтесь за телефон, чтобы позвать на помощь. Скорее всего, телефон уже не работает, а в следующую секунду на вас набросится чудовище с каким-нибудь острым предметом наперевес.
        54. Если вы сразили чудовище, оглянитесь на камеру. Если она по непонятной причине смотрит не на вас, а куда-то в сторону, сматывайтесь сразу же.
        55. Ваш пес может сам позаботиться о себе.
        56. . как и ваш/а супруг/а.
        57. . или ваши дети.
        58. Самопожертвование ни к чему не приводит: тот, кого вы спасли, обычно все равно умирает.
        59. Неверующие всегда оказываются неправы, причем самым ужасным, отвратительным и болезненным способом. Лучше верить.
        60. Если вы не главный персонаж, самоубийство — более быстрый и легкий выход.
        61. Ваш план предусматривает все возможные варианты того, что случится — за исключением того, что произойдет на самом деле.
        62. Когда вам в конце концов удалось положить чудовище на обе лопатки, применив ружье, немедленно выпустите всю обойму ему в голову.
        63. Никогда не присутствуйте до, во время, или после удачного ритуала вызывания дьявола/демона/чудовища.
        64. Люди, жаждущие мщения, обычно погибают.
        65. Стоит вам упомянуть, чего вы хотите достичь в жизни, начать строить планы, вспомнить о любимых — и вы обречены.
        66. Никогда, ни при каких обстоятельствах, не ездите в летние лагеря.
        67. Не так-то просто решить головоломку — и не без причины!
        68. Не чувствуйте вины.
        69. Если вы выбросили что-то, что принадлежит лично вам (особенно это относится к старинным куклам и манекенам чревовещателей), и это что-то снова обнаруживается в доме/машине/кармане, НЕМЕДЛЕННО уезжайте из страны! Разумеется, при этом оно окажется в вашей машине.
        70. Если вы решили сбежать, поезжайте только на автобусе. В вашей машине сидит злонамеренный инопланетянин. Таксисты одержимы дьяволом. Чудовища уничтожат любой самолет/корабль, на который вы сядете. А чтобы ехать на метро, надо спуститься в темное подземелье.
        71. Если вы ребенок, не поддавайтесь панике! Чудовища нападают только на сексуально озабоченных подростков. Дети в кино НЕ убивают, они могут быть только одержимыми, захваченными в плен, или временно проглоченными. Выше голову!
        72. Если вы встретили любимое существо, о котором точно знаете, что оно умерло, БЕГИТЕ ПРОЧЬ! Многие отметут это правило как смехотворное, но помните: вы всегда сможете завести себе нового кота, новых детей, и, конечно, нового супруга(супругу).
        73. Если за вами гонится чудовище, и вы думаете, что оно сзади вас, скорее всего оно окажется прямо перед вами (если вы девушка, это случится как раз после того как вы оступитесь, упадете, подниметесь и оглянетесь назад).
        74. Если вы превратили чудовище в лужу крови и кучу костей и уверены, что оно умерло, при первой же возможности раслените, сожгите, взорвите, сЪешьте или любым другим способом уничтожьте труп.
        75. Если за вами гонится чудовище, а вам навстречу попадается один из ваших друзей и спрашивает: «Что случилось?», не останавливайтесь. Просто скажите, чтобы бежал за вами. Если он вам на самом деле друг, он присоединится к вам. Если нет — ну, не повезло.
        76. Если вы легко попали в дом, из которого слышались крики, или если в доме нет признаков жизни, хотя должны бы быть, не удивляйтесь, если любые выходы из дома (т.е. двери, окна, печные трубы и т.п.) окажутся запертыми, и монстр с легкость доберется до вас.
        77. Если вы остановились перед выходом (см. предыдущее правило), сделанным из стекла, НЕ ТРАТЬТЕ время, пытаясь открыть его. Его надо просто разбить. (Порезанные стеклом руки все равно лучше, чем распоротый живот).
        78. Если вы хорошая собачка, ваши шансы на выживание — пятьдесят на пятьдесят. Хорошие собаки умирают только если нападают на чудовище, пытаясь защитить хозяина. Укуси руку, кормящую тебя, и БЕГИ!
        79. Если вы плохая собака, вы ВСЕ РАВНО не доживете до конца фильма. Отсюда вывод: убивай всех, кто тебе встретиться, за исключением бывшего хозяина, которого ты избегаешь по непонятной тебе самому причине.
        80. Если вы кот, отползите в сторонку, и молитесь, чтобы вас не сЪело чудовище, не сожгли инквизиторы за пособничество ведьмам, и не сбросили со скалы сексуально озабоченные подростки, чтобы посмотреть, действительно ли вы приземлитесь на все четыре лапы.
        81. Если вы птичка, ПРИМИТЕ НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ! В конце фильма останетесь только вы и ваши сородичи (или, по крайней мере, вы получите возможность выбраться из этой $#^%$^ клетки!
        82. Если вы хоть немного религиозны, немедленно СТАНОВИТЕСЬ АТЕИСТОМ! Если же нет, чудовища найдут вас, обвинят в недостатке веры и сожрут, и скажут какую-нибудь гадость о том боге, в которого вы верите.
        83. Если в кадре появляется странное оружие (гарпунное ружье, огнемет, консервный нож, и т.п.), ВОЗЬМИТЕ ЕГО! Не возьмете вы, возьмет чудовище, и рано или поздно использует его. Гораздо лучше, если использовать его сможете вы.
        84. Если вы столкнулись с толпой мертвецов, превращающих живых в зомби, НЕМЕДЛЕННО убейте себя! Какой смысл быть сЪеденным заживо?
        85. Убить единственное в фильме чудовище невозможно. Полностью вывести многих невозможно. Значит, нужно напустить одних на других.
        86. При охоте на чудовище используйте огонь, электричество или кислоту при первой возможности. Лучше все вместе. И атомную бомбу.
        87. ВСЕ виды атомного оружия превращают нормальных существ в плотоядных великанов. Как, впрочем, химического и бактериологического.
        88. Результатом ВСЕХ генетических экспериментов бывают человекообразные мутанты (даже если используется нечеловеческая ДНК) с ОГРОМНЫМИ клыками и когтями, и пуленепробиваемым панцирем. НИКОГДА не воображайте себя Богом и не пытайтесь жонглировать генами!
        89. При первой возможности стреляйте чудовищу в глаза: ни одно чудовище не остановят ранения в туловище или конечности. Если же вы попадете в глаза, чудовище ослепнет на некоторое время (может быть. если вам ОЧЕНЬ повезет. и если у него вообще есть глаза. )
        90. Если, выглянув из окна, вы видите чудовище, скорее всего, оно рано или поздно погонится за вами. Найдите себе подходящее убежище: далеко, далеко отсюда.
        91. Если вам удалось поджечь чудовище, или оно загорелось без вашей помощи, оно не умрет, но будет пытаться схватить вас, до тех пор, пока не превратится в кучу золы.
        92. Если вы знакомы с таксидермистом, практикующим свое ремесло на людях, и одновременно являющимся хозяином отеля, НИКОГДА не останавливайтесь в его отеле на ночь.
        93. Никогда не занимайтесь любовью, если в новостях сообщают, что из тюрьмы сбежал маньяк-убийца или в вашем районе обнаружено чудище.
        94. Если собаки, кошки или лошади начинают вести себя необычно в присутствии какого-либо определенного человека, избегайте его как огня (даже если это ваш/а супруг/а или ребенок).
        95. Если вы попали в маленький город, и вас приглашают на городской празник, и при этом говорят что вы «почетный гость», и без вас «не получится настоящего жаркого», НЕМЕДЛЕННО бегите из города.
        96. Не останавливайтесь в маленьких гостиницах. Пользуйтесь только гостиницами знакомых компаний.
        97. Оборачиваться вообще не рекомендуется, поскольку обычно чудовище находится именно там, и только этого и ждет.
        98. Если вы слышите главную музыкальную тему фильма, значит, сейчас вас ожидает самое плохое.
        99. Убедитесь, что средство, которое вы собираетесь использовать для истребления чудовищ, на самом деле яд, а не какой-нибудь препарат для убыстрения роста.
        100. Не выходите на работу в ночные смены.
        101. Никогда не обманывайте себя, предполагая, что сможете удержать в подчинении силы, которые вызвали.
        102. Ни при каких обстоятельствах не вырубайте из ледяных глыб странных предметов (напр., летающие блюдца, чудовище Франкенштейна, Дракулу, женщину-волка, и т.п.).
        103. Если вы вырубили что-то необычное из глыбы льда, не давайте ему оттаять. (Особенно следует избегать согревания льда электрическими одеялами, попадания на лед крови, и перебоев с электропитанием холодильника.)
        104. Если вам удалось заморозить чудовище в глыбе льда (Годзиллу, кракена, и т.п.), убедитесь, что местоположение айсберга неизвестно общественности. Зеваки имеют противную привычку приносить с собой электрические одеяла, поливать лед кровью и взрывать атомные бомбы.)
        105. Если айсберг оказывается радиоактивным, не допускайте того, чтобы ваша подводная лодка врезалась в него.
        106. Не взрывайте атомных бомб в Арктике, южных морях или глубоко под водой. В этих местах полно доисторических чудовищ (не говоря уже о кракене, гигантских осьминогах и т.п.).
        107. Не взрывайте атомных бомб в пустынях, населенных множеством насекомых, только и ждущих того, чтобы мутировать до гигантских размеров. Кроме того, не устрайвайте сахарных и вообще продуктовых складов на краю пустыни, которая служила ядерным полигоном.
        108. Не взрывайте атомных бомб возле мужчин или женщин. Они могут вырасти до гигантских размеров и начать громить казино в Лас Вегасе.
        109. Не сЪезжайте с крупных автомобильных трасс.
        110. Если ваши родители убили маньяка-убийцу до вашего рождения, он, скорее всего, встанет из мертвых чтобы отомстить вам.
        111. Любая посылка, которая неожиданно приходит на ваше имя, должна быть отправлена обратно, особенно если на ней написано, что она принадлежит Вооруженным Силам. И никогда не испытывайте ящик на прочность!
        112. Никогда, НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, не ходите купаться нагишом, особенно ночью.
        113. Всегда носите с собой несколько пистолетов, и побольше коробок патронов со смещенным центром тяжести. Стреляйте во все, что движется. Все время. Потом разберетесь.
        114. Если удастся, избегайте купаний в реках, озерах, и прочих естественных резервуарах. По крайней мере, когда вы купаетесь в бассейне, вы сможете увидеть, что там под водой. Кроме того, никогда не купайтесь ночью, особенно в одиночку.
        115. Если вы женщина, и только что узнали, что один из ваших друзей или подруг только что умер (по какой-бы то ни было причине!), то сейчас, возможно, не самое лучшее время раздеться и принять душ.
        116. Если вы действительно собираетесь бежать по лесу и вопить во всю глотку, предварительно оденьтесь в подходящую одежду. Джинсы и кроссовки дадут сто очков вперед прозрачному пеньюару и высоким каблукам.
        117. Когда маньяк начнет медленно рассказывать, что именно он собирается с вами сделать — именно в этот момент и бегите!
        118. Не трогайте предметов, о которых ничего не знаете. Они или вызовут чудовище, или телепортируют вас в параллельный мир.
        119. Не принимайте еду или питье от незнакомцев или людей, только что приехавших в ваш город.
        120. Не вызывайтесь добровольцем на сеанс гипноза.
        121. Никогда не обижайте тихую, скромную, и самую незаметную девочку в школе.
        122. Не допускайте, чтобы вас заперли в любом помещении после окончания рабочего дня.
        123. Если кто-то, кто никогда не любил или вообще не знал вас, обращается к вам с сексуальными предложениями, НИКОГДА не соглашайтесь.
        124. Если у вас на теле появляются странные шрамы, раны, отметины, татуировки или любые другие знаки — вы покойник.
        125. Если у вас такая же фамилия, как у маньяка-убийца, чудовища, демона или любого гада, убедитесь, что это простое совпадение. В противном случае смените фамилию. В любом случае, вам, возможно, придется стать его реинкарнацией.
        126. НИКОГДА НИКУДА не возвращайтесь, если что-то потеряли.
        127. Никогда никого не дразните. Они либо приобретают сверхЪестественные способности, либо становятся маньяками.
        128. Все мифы и легенды основаны на фактах.
        129. Если вы знаете, что какую-то планету населяют тысячи существ с кислотой вместо крови в жилах, не стоит отправляться на эту планету, чтобы привезти одно из них для зоопарка. Не выйдет.
        130. Если вам ни с того ни с сего вздумалось нарушить предыдущее правило, и ваше следящее устройство показывает, что существа с кислотой вместо крови в жилах движутся в вашем направлении, немедленно, наставив ружье на потолок, нажимайте на курок. Старайтесь не смотреть прямо вверх.
        131. Никогда не перелезайте через колючую проволоку, чтобы добраться до таинственного водоема, принадлежащего правительству, если решили искупаться с друзьями нагишом. ОСОБЕННО если в округе ходят слухи о всякого рода «происшествиях», связанным с ним.
        132. Если вы посылаете мужа выяснить, в чем причина странных звуков в подвале, а он не возвращается больше пяти минут, не ходите за ним. По всей вероятности, он уже мертв.
        133. Если вам дорога ваша жизнь, оставайтесь девственницей (или, соответственно, девственником).
        134. Распятие НИКОГДА не причиняет демонам НИКАКОГО вреда.
        135. Если вам не по себе, и у вас начинают слишком быстро расти волосы, выстрелите себе в голову. Серебряной пулей. Два раза.
        136. Войдя в дом/комнату и т.п., хотя бы ПОПРОБУЙТЕ включить свет.
        137. ИЛИ. Войдя в дом/комнату и т.п., НИКОГДА не пробуйте включить свет, оденьтесь в черное, и ведите себя как можно тише.

        Список авторов (тех, кто известен):

        Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

        Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

        Полезны ли фильмы ужасов для психики?

        И да, и нет. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо конкретизировать: кто смотрит фильмы ужасов и в каких условиях. Существует большое количество авторов, которые считают, что фильмы ужасов вредны для всех, особенно для детей и юношей, могут иметь длительные последствия в виде повышенной тревожности, нарушений сна и аппетита, тошноты, разного рода болей в теле (Harrison C., Cantor J. Tales from the screen: Enduring fright reactions to scary media. Media Psychology 1 (2): 97-116). Но на самом деле все не так просто.

        1. С точки зрения психологии, при взаимодействии с любым произведением искусства, человек переживает различные эмоции. Как правило, фильмы ужасов активно включают эмоции страха и отвращения. При этом человек реагирует так, будто бы угроза для него реальна: наблюдается учащение сердцебиения, повышение артериального давления, потливость рук и т.д. Сами по себе эти проявления не являются ни вредными, ни полезными. Кому-то такой тонус помогает более активно включиться в жизнь. Для кого-то является чрезмерной стимуляцией, может вызвать состояние повышенной тревоги, временное нарушение сна и даже приступ панической атаки.

        Есть данные о том, как меняется поведение людей после просмотра фильмов ужасов. Например, если в фильме ужасов есть сцены курения, то курильщик выйдет из зала с большим желанием курить, чем если бы он увидел курение в фильме без насилия и пугающих моментов (Sargent J.D., Maruska K., Morgenstern M., Isensee B., Hanewinkel R. Movie smoking, movie horror, and urge to smoke. Przegl Lek. 2009; 66(10): 545–547). После просмотра ужасов и фильмов со сценами насилия людям больше хочется съесть сладенького (Mattar L., Zeeni N., Bassil M.Effect of movie violence on mood, stress, appetite perception and food preferences in a random population. European journal of clinical nutrition. 2020 Dec 10. doi: 10.1038/ejcn.2020.262).

        2. Интересно, что негативные эффекты от просмотра фильмов ужасов чаще проявляются у людей, которые не любят фильмы ужасов. Все известные мне исследования корреляционного типа, поэтому нельзя сказать с уверенностью, что является причиной, что следствием: то ли нелюбители ужасов стали такими, в результате отрицательных эффектов от просмотра; то ли просмотр нелюбимых фильмов приводит к усилению негативных эффектов от ужасов. Как правило, нелюбители ужасов обладают высокой эмпатией и меньшей агрессивностью в сравнении с теми, кто получает от фильмов ужасов удовольствие (Hoffner C.A., Levine K.J. Enjoyment of Mediated Fright and Violence: A Meta-Analysis. MEDIA PSYCHOLOGY, 7, 207–237).

        А что же с любителями ужасов? Выделен ряд их психологических особенностей и особенностей реакции мозга на нейтральные и пугающие отрывки фильмов (Straube T., Preissler S., Lipka J., Hewig J., Mentzel H.J., Miltner W.H. Neural representation of anxiety and personality during exposure to anxiety-provoking and neutral scenes from scary movies. Human Brain Mapping. 2010 Jan;31(1):36-47). Их передняя поясная кора и островковая доля мозга — структуры связанные с субъективным ощущением возбуждения — менее активны при просмотре нейтральных сцен. Так же им более свойственен поиск острых ощущений, который, вероятно, компенсирует недостаток возбуждения в обычных условиях. При этом просмотр фильмов ужасов — один из немногих социально приемлемых и безопасных для жизни способов компенсации (в отличие от экстремальных видов спорта или азартных игр, например). Полезно это или нет — оцените сами.

        3. Если посмотреть на фильмы ужасов с точки зрения психотерапевта, легко заметить, что режиссеры фильмов ужасов используют наиболее эффективные и традиционные триггеры страха. То есть такие явления, которые пугают многих людей. Поэтому зрителю легко идентифицироваться с персонажем, который тоже испуган. При этом ситуация просмотра фильма в кинотеатре или дома с друзьями является безопасной. Это похоже на метод экспозиции триггера фобии, который используется когнитивно-бихевиоральными психотерапевтами для того, чтобы снизить реакцию клиента на пугающие стимулы, например, пауков, змей и т.д. При регулярном наблюдении пугающих явлений в безопасной обстановке человек может стать «более смелым» в отношении них.

        Однако просмотр фильмов ужасов все-таки отличается от психотерапии наличием большого количества неконтролируемых факторов. Для людей, переживших психологическую травму, просмотр фильма с похожей ситуацией может привести к повторному травмированию и ухудшению состояния. При этом, поскольку люди, пережившие психологическую травму, сами нередко стремятся к повторению травмирующих событий, они могут бессознательно подбирать для просмотра соответствующие фильмы.

        4. С точки зрения нейронаук, мозговая активность человека, просматривающего фильм ужасов похожа на мозговую активность человека, переживающего страх, но с одним отличием (Straube, T., Preissler, S., Lipka, J. et al. (2010). Neural representation of anxiety and personality during exposure to anxiety-provoking and neutral scenes from scary movies. Human Brain Mapping, 31, 36–47). Важную роль в реализации реакции страха человека играет структура, которая называется миндалина. Однако в исследованиях Страуба и ряда других авторов, миндалина при просмотре страшных сцен активируется не больше, чем при просмотре нейтральных. Переживание страха при просмотре кино связано с активацией дорзомедиальной префронтальной коры, которую относят к «медленной системе эмоций». Они реагируют не на внезапную и сиюминутную угрозу, как миндалина, а на потенциально ожидаемые последствия ситуации. В этом смысле ситуация просмотра фильма ужасов не сильно отличается от напряженных размышлений о том, какую оценку преподаватель поставит на экзамене, заметит ли начальник вашу оплошность в отчете и т.д. То есть польза или вред снова будут определяться тем, насколько ваш уровень возбуждения соответствует актуальным задачам.

        Психологи описывают взаимосвязь возбуждения и эффективности решения задач куполообразной кривой (закон Йеркса-Додсона). При повышении активации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение после достижения плато приводит к снижению продуктивности. При этом при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень активации.

        5. А как же дети? Существует теория, которая частично подтверждается данными, что возможность получать удовольствие от фильмов ужасов, а также фильмов со сценами насилия, развивается с возрастом (Hoffner C.A., Levine K.J. Enjoyment of Mediated Fright and Violence: A Meta-Analysis. MEDIA PSYCHOLOGY, 7, 207–237). И если мы посмотрим на исследования младшей и средней школы, то увидим корреляцию между удовольствием от просмотра ужасов и возрастом. Но если обратиться ко взрослым выборкам, то там такой корреляции наблюдаться не будет. Можно предположить, что к старшим классам дети научаются получать удовольствие от подобных фильмов. Затем, видимо, у части людей берет верх стремление к острым ощущениям, а у других избегание неприятных переживаний.

        Малышам бывает сложно отличить реальность и вымышленный мир на экране. Поэтому страшные сцены в кино могут стать травмирующим фактором. Однако с момента освоения ролевой игры, дети научаются отличать сказки от реальных историй. В раннем школьном возрасте они будто бы становятся одержимы страшными историями. Есть теории, которые предполагают, что как раз в этом возрасте они овладевают способами обращения со неприятными эмоциями, в том числе страхом. Поэтому в поддерживающей обстановке страшное кино может стать материалом для воспитания смелости и развития чувства реальности. Когда человек может сказать: «То, что происходит на экране происходит не со мной», а также «Я сейчас очень боюсь, но в любой момент могу выключить телевизор». Подобные способы защиты от негативного эмоционального воздействия просматриваемых фрагментов фильмов предлагал Ричард Лазарус.

        Итак: фильмы ужасов могут быть полезны для снижения чувствительности к пугающим обстоятельствам (десентизации); для повышения уровня активации (если вам это зачем-то нужно); для формирования и развития стратегий обращения со страхом и отвращением. Однако они могут быть вредны и вызвать ряд неприятных симптомов, в том числе иметь длительные последствия для людей с повышенной возбудимостью и высокой личностной тревожностью; склонных сильно отождествляться к персонажами на кране; маленьких детей, еще не различающих вымысел и реальность; людей переживающих посттравматическое стрессовое расстройство. Как правило негативные эффекты меньше проявляются у людей, которые любят фильмы ужасов.

        Читайте так же:  Почему нельзя делать пилинг при месячных

        Добавить комментарий

        Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *