Пожар в церкви примета

Примета о пожаре

Из интернета.
«У моих соседей по даче две недели назад произошла беда — сгорел дом. Сгорел полностью, дотла, сгорел еще до приезда пожарных. Я в это время была на своем участке, сперва услышала какой-то шелест, потом в небо взвился огромный столб дыма, и уже потом появился огромный столб пламени, уходящий в небо. Грустное зрелище, скажу я вам. Даже у меня, здоровой, молодой женщины, в этот момент заболело сердце и очень захотелось разрыдаться. Со всех концов поселка стал сбегаться и съезжаться народ. Близко никто подойти не рискнул — начали взрываться газовые баллоны. Всего их было четыре. А до моего участка всего метров 50. Вы спросите, и чего тут странного и непонятного? Ну, сгорели, беда, с кем не бывает? А я вот что думаю по этому поводу.

Я никогда не верила в эту примету. Все говорят, что нельзя строить дом или что-то другое на месте пожара. Нельзя! Не будет дом стоять, снова сгорит, все равно сгорит. Примета верная, проверена веками. А вот я не верила! Что за чушь? Причем тут старый пожар и новый дом? Старый, это старый, а новый, это новый. Соблюдай правила противопожарной безопасности и все будет ОК. Так, да не так! Оказывается. И рассказали мне вот что.

Дело в том, что у этих соседей-погорельцев уже был пожар. Это было лет 30 назад, меня тогда еще на свете не было. Дом их старый стоял на этом же самом месте. Сын хозяев, тогда еще совсем юный мальчишка, привел домой компанию, выпили, закурили. Ну и. Со всеми вытекающими. Дом сгорел. Новый решили строить на старом фундаменте. Все соседи уговаривали хозяев этого не делать, мол, приметы и все такое. Но они не слушали никого. Все эти 30 лет они отстраивались вновь. И последние штрихи были доделаны именно в начале этого лета. Хозяйка заняла деньги у знакомых и вставила во всем доме пластиковые окна. Весной они провели водопровод и установили много разных удобств. Это душевую кабину, машинку стиральную, водогрей. Простояло все это богатство совсем недолго.

Теперь о причинах. Причин пожара дознаватели объяснить не смогли. Основных могло быть три: это электричество, газ и водка с сигаретами. Не подходит ни одна! Хозяин был дома один, он был трезвый, не курящий. Газовые баллоны у них находятся на летней кухне, а это отдельное помещение, причем с другой стороны дома, не там где вспыхнуло первоначально. А электричества в деревне в тот день не было совсем, у нас уже второй месяц идет реконструкция сетей и свет дают только на выходных, потому как провода и столбы во всем поселке сняты. Живем как до революции, чуть не при лучине. А пожар произошел днем, было светло и никаких керосинок и прочего хозяин не зажигал. А самое главное, это то, что весь дом, — и пол и стены и потолок у них были пропитаны каким-то противопожарным составом. Это они профилактику пытались наладить. Не помогло.

Еще надо сказать, что загорелся второй этаж, а там у них даже проводки не было — просто комната без приборов. Мужик сидел, читал газету и вдруг горит чердак. Он выскочил, в чем был, даже деньги и документы схватить не смог — все сгорело. Единственное что спас — это машину, она стояла около дома. Так-то! Но самое главное не это. Хозяин собирается снова дом строить, и опять на том же месте и на том же фундаменте. Вся деревня его уговаривает хоть на другом конце огорода отстроиться, а он всех посылает и уже чистит место под новый дом. К ним даже сама председательша сельсовета приходила и уговаривала, себя в пример ставила. У нее вообще жесть! Каждый год горела баня. Они ее упрямо снова отстраивали на том же самом месте, а она снова горела. Им это надоело, и они ее перенесли в другое место. Баня стоит уже пятый год и ничего с ней не делается. Так вот!

Так что, примета, связанная со строительством на пожарище, верная, это я теперь знаю точно. Если у кого есть что рассказать по этому поводу, то я буду рада. Спасибо за внимание.»

Приметы, в которые стоит верить

В прошлом выпуске еженедельника «Комсомольская правда» (см. номер от 22 февраля сего года) мы попытались разобраться, почему многие люди панически боятся разбить зеркало или, не отдавая себе отчета, стучат по дереву. И с помощью ученых доказали, что эти действия действительно нелепы. Но, как выяснилось, есть и полезные суеверия, которые стали результатом многовековых наблюдений за здоровьем человека и его психическим состоянием. Секреты их появления и механизм «работы» нам раскрыл кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения человека Олег ПОМЕРАНЦЕВ.

РАЗУМНЫЕ ПРИМЕТЫ

СВАДЕБНЫЕ

Удача ждет невесту, которая выходит замуж в старой обуви.

Вполне разумная примета: зачем новобрачной, которой придется долго быть на ногах, встречая гостей и потом танцуя до ночи, кровавые мозоли? Просто разносите новую обувь перед свадьбой.

Если жених увидит платье невесты до свадьбы, брак будет неудачным.

Во многих странах этот запрет возлагался не только на жениха. До церемонии платье невесты могли видеть только сама брачующаяся и швеи, чтобы его не сглазили и. не украли, ведь платье давалось в приданое и его старались сделать как можно богаче. А кому нужна невеста без платья и без приданого — конечно, семья не сложится. Сегодня же эта примета скорее связана с тем, что мужчины не любят сопровождать женщину в походах по магазинам.

Если перед загсом жених и невеста съедят шоколад или конфету, разломив их пополам, то жизнь будет сладкой.

Хорошая примета, потому что сладкое помогает расслабиться и перестать волноваться перед церемонией.

К ССОРЕ

Здороваться и прощаться на пороге — к ссоре.

Смысл этого поверья восходит к особой роли порога в доме — мистической границы между внешним миром и жилищем. Но и бытовой смысл достаточно ясен: нельзя начинать приветствия, еще не пригласив человека войти, или продолжать разговор, когда гость уже уходит. То есть речь идет о правилах приличия, вежливости.

ПРО ДЕТЕЙ

Нельзя никому показывать ребенка шесть недель. А то его могут сглазить.

Эта примета связана с обрядом сорокового дня, или воцерковления. Согласно православной религии после родов женщина на сорок дней отлучена от храма, а значит, она не может «защитить» своего младенца. На сороковой день женщина приносит ребенка в храм, и сама снова получает возможность причаститься. На самом деле в этот период чужой человек может принести в дом инфекцию, а малыш после рождения еще очень ослаблен.

ДЕНЕЖНЫЕ

Нужно поставить веник метлой вверх в доме, и тогда у вас заведутся деньги.

Когда вы вопреки здравому смыслу так и поступите, то вы будете связывать это положение веника с наличием у вас достатка. И когда ваш взгляд волей-неволей будет цепляться за этот неправильно поставленный предмет, вы будете все время думать: хватит ли заработанного на месяц, возможно ли скопить на новый автомобиль? То есть веник помогает вам почаще вспоминать о том, что неплохо бы побольше работать, чтобы разбогатеть. Психологи советуют: если нет веника, нарисовать хоть бы и на обоях красное пятно — главное, чтобы нечто необычное постоянно маячило у вас перед глазами, толкая на трудовые подвиги.

Не подбирайте на улице мелочь, особенно на перекрестках — она может быть заговоренной.

Вообще любые найденные «шальные» деньги — вещь довольно опасная. Например, в Японии никто никогда не поднимает потерянный кошелек, считая, что за такой нежданный подарок судьба вскоре спросит очень строго, отняв у тебя что-то более ценное. Наши мудрые предки советовали с умом распорядиться найденными деньгами, потратив их на добрые дела: раздать нуждающимся, помочь больным, поддержать сирот. Тогда потраченные деньги вернутся сторицей.

Держи в кошельке «неразменную», или заговоренную, монетку или банкноту, которую даже при тяжелой нужде нельзя потратить, иначе деньги обидятся на тебя и не будут идти в руки.

Полезность этой приметы чисто психологическая. Каждый раз, когда вы открываете кошелек, вы вспоминаете о ней: не потерялась ли? И если она с вами, то это дает вам силы и уверенность успешно и продуктивно работать. А значит, и прилично зарабатывать.

ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

Во время беременности нельзя шить, резать, латать, не то у ребенка будет «заплатка» — родимое пятно.

С медицинской точки зрения, рукоделие не принесет будущей маме ничего плохого. Единственное, на что нужно обращать внимание, — удобная поза. Ведь статическая нагрузка и длительное пребывание в сидячем положении могут затруднить циркуляцию крови.

Нельзя сидеть на пороге — ребенок родится мертвым.

Наши предки воспринимали порог как черту между своим миром и чужим, и как раз на линии перехода труднее всего защититься от злых сил. Но на самом деле за этим поверьем стоит лишь реальная забота о здоровье будущей мамы. Ведь сидеть на пороге, а значит, на сквозняке, — не лучшее место для беременной.

Нужно как можно дольше скрывать беременность, иначе сглазят.

Если сейчас с проблемами выкидышей научились бороться, то несколько столетий назад дело обстояло намного хуже. И любые осложнения воспринимались как результат сглаза. Но и сегодня психологи сами рекомендуют мамам: если есть угроза прерывания, то первое время надо держать беременность в секрете. Конечно, дело тут не в «дурном глазе», а в том, что если такое несчастье случится, то расспросы окружающих будут дополнительно травмировать женщину.

УХОДЯЩИЕ ПРИМЕТЫ

В мае жениться — весь век маяться.

У наших предков считалось, что крепкой майская семья не будет потому, что в этом месяце начинаются полевые работы, которые завершаются только осенью. К тому же зимние запасы уже заканчивались, а летней пищи еще не было. Сегодня же сеть супермаркетов и ларьков, работающих 24 часа в сутки во все сезоны, отменила это грозное суеверие.

Свадебную упряжку лошадей украшали колокольчиками, чтобы их звук отгонял от влюбленных все злые чары и завистливые мысли.

Сегодня мелодичные «дин-дон» с успехом заменяют звуки клаксона автомобиля.

Тараканы и муравьи в доме — к богатству.

Эти насекомые появляются там, где не убирают за собой остатки пищи, значит, в этом доме живут достаточно обеспеченные люди. Но в наше время, несмотря на хорошую примету, с тараканами и муравьями активно борются.

Выпавший у ребенка зуб надо бросить в угол — мышке, а взамен она даст крошке новый крепкий зубик.

Это поверье придумали для детей, чтобы им не было жалко расставаться с выпавшим зубом.

КСТАТИ

Профессии и приметы

У ВРАЧЕЙ считается, что сидеть на столе в больнице — к покойнику. А самая распространенная плохая примета — лечить больного медика. Даже лучший хирург никогда не будет оперировать своего родственника.

Если у АКТЕРА пьеса или текст роли упадет на пол, то он должен обязательно сесть на него и с ним подняться. В театре нельзя свистеть, материться и ходить в грязной обуви. Иначе театр обидится.

ЛЕТЧИКИ никогда не фотографируются перед полетом.

Для МОРЯКОВ дурная примета — показывать пальцем на небо. Это грозит штормом или штилем.

ПОЖАРНЫЕ говорят, что если во время дежурства почистить ботинки, то обязательно поступит вызов на пожар.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Кандидат психологических наук, сотрудник РГУ Олег ВАСИЛЬЕВ:

— В глубокие дохристианские времена человек, сталкиваясь с необычными явлениями, создал целую систему правил и запретов, которые, по его мнению, оберегали от худа. А повторявшиеся раз за разом события фиксировались в народной памяти, со временем превратившись в устойчивые приметы и поверья. Перед многими из них оказывается бессильно даже время.

Но замечено, что приметы сбываются, как правило, у тех, кто безоговорочно верит в них. В этом нет никакой мистики. Все дело в психологии человека. Именно верой он программирует себя на те или иные поступки, которые воспринимаются потом как сбывшаяся примета — хорошая или плохая, не важно. Но самыми живучими остаются те суеверия, которые по-настоящему работают. А работают они потому, что стали результатом скопившегося за века опыта наблюдений за жизнью и природой нескольких поколений наших предков.

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

В следующем выпуске еженедельника мы расскажем о самых новых суевериях, родившихся в век компьютеров, мобильных телефонов и кругосветных путешествий.

Как относится к приметам Церковь?

Из представителей разных профессий самыми суеверными считаются те, чья работа связана с повышенным риском и опасностью: космонавты, летчики, военные, пожарные, врачи. Актеры и студенты тоже выполняют свои ритуалы для привлечения удачи. Есть приметы и общечеловеческие, как, например, боязнь черной кошки. Почему они имеют свойство сбываться?

Среди пожарных, военных, летчиков и прочих представителей героических профессий не принято употреблять слово «последний». За выражение типа «последний полет» можно и схлопотать. Принято говорить «крайний», чтобы не навлечь беду.

Врачи не любят меняться между собой дежурствами. Считается, что выменянное дежурство обязательно будет тяжелым. Врачи «скорой помощи» большое значение придают первому за смену пациенту — считается, что если дорога к нему или его случай был тяжелым, так же тяжело бригаде придется и на протяжении всего дня. Сотрудники роддомов радуются, если в открывшемся после мойки роддоме первым рождается мальчик — это к счастью. Среди хирургов считается плохой приметой оперировать человека, который носит такие же имя и отчество, как и врач.

Пожарные верят, что если во время дежурства почистить сапоги, то обязательно поступит вызов на пожар. То же самое происходит, когда в расчете появляется новенький. А когда пожарные возвращаются из отпуска, их поливают водой. Считается, что иначе и им, и их товарищам в этот же день придется выезжать на пожар.

Чемпионы по разработке сложных ритуалов — космонавты. Всем хорошо известно, что перед стартом обязательно нужно посмотреть фильм «Белое солнце пустыни», а по дороге на космодром — справить малую нужду на колесо автобуса. Также запуски ракет не производятся по понедельникам.

У актеров, музыкантов и спортсменов есть свои ритуалы, призванные не спугнуть удачу. «Я свято верю в несколько артистических примет. Нельзя класть на стол гостиничные ключи — можно остаться без концертного костюма. У меня так уже два платья пропали. Еще нельзя уверенно рассказывать о предстоящей работе, подобная болтовня может привести к отмене концертов. Нельзя в дороге грызть орехи — обязательно «кинут на деньги». А если дают предоплату, то я ее ни за что не потрачу, иначе отменят концерт и придется возвращать уже свои деньги», — рассказала в интервью газете «Аргументы и Факты» певица Марина Хлебникова.

О том, как относится к приметам Церковь, «Правде.Ру» рассказал иеромонах Макарий (Маркиш), преподаватель Ивановской духовной семинарии:

— Я думаю, что эти приметы нужно разделить на две части. Одни действительно отражают некий жизненный практический опыт. Про актеров мне трудно сказать. Военный человек — это человек очень наблюдательный, очень внимательный. Человек, от наблюдательности и внимательности которого зависит очень многое. Сами понимаете, о чем идет речь. Ну и тут есть, конечно, какие-то важные аспекты жизненные, особенно в боевой обстановке, когда это обостренное внимание может давать некоторый перехлест. И это простительно в связи со спецификой их работы.

То же самое у летчиков. Мы видим авиакатастрофы, видим разного рода неприятности, которые вызываются недостатком внимания, недостатком реакции человека на внешние факторы.

С другой стороны, есть элементарнейшие суеверия, которые сходятся. Одна достаточно тонкая линия профессионального внимания и другая — широкий поток обычных человеческих суеверий. Эти две струйки сходятся и в жизни перемешиваются.

Читайте так же:  Подушка и приметы

— Отец Макарий, а что вы думаете о специфически церковных приметах, как то: не передавать свечу левой рукой?

— Это не церковные приметы, это антицерковные предрассудки, которые во всех отношениях действуют как яд. Они отравляют церковным, верующим людям религиозную жизнь, и они служат препятствием, барьером в нашей миссионерской работе, в осуществлении нашей задачи открытия церкви народу и миру. Потому что люди приходят в храм, встречаются с идиотскими предрассудками, разворачиваются и уходят. А если не уходят, то еще хуже — они думают, что вот теперь узнали православие.

— Почему приметы иногда сбываются?

— В обычных приметах могут сходиться суеверия, а могут сходиться жизненные факты. Предсказания погоды, когда мороз, когда ветер, когда что к чему. Есть на то физические причины. То же самое, когда касается самочувствия человека. Когда голова болит, когда что-то ломит в ноге, это все имеет определенные физические или, возможно, психологические причины. Кроме того, могут быть какие-то индивидуальные события. У меня есть предчувствие, вот оно и сбылось. То, что относится к личной жизни человека и не подвержено какой-то статистической проверке.

Здесь я не могу исключить воздействие каких-то невидимых сил и факторов, нам неподвластных, факторов, таинственных, причем не всегда благотворных. Это может быть и воздействие злых сил, от которых мы, к сожалению, не всегда закрыты.

Есть у нас так называемые лжестарцы, а если сказать попросту, проходимцы под маской православия, которые работают следующим образом. Приходит к нему женщина (мужчины, конечно, реже). Он говорит такой женщине: если меня не послушаешься, будет тебе очень плохо, тебя ждут большие скорби и неприятности.

Допустим, она не послушалась. Она сказала: «Нет, для меня это все неважно». И пошла своим путем. Что-то в жизни потом произошло, не может быть, чтобы у человека в жизни всегда все было гладко. И когда это происходит — раз, у нее в голове как молния: «Я не послушалась старца! Вот и получилось все». И вот этот удар нужно уметь выдержать. А иногда они после этого возвращаются к проходимцам, становятся их рабами, сектантами и кем угодно. Вот эта система работает. Это я наблюдал своими глазами.

Приметы и суеверия: верить ли в приметы и околоцерковные суеверия?

В повседневности люди привыкли верить в приметы и суеверия. Но угодно ли это Богу? Узнайте ответ на этот вопрос на страницах портала «Православие и мир».

Приметы и суеверия

Должны ли мы верить приметам, которые сопровождают нашу повседневную жизнь? Насколько россияне склонны верить в приметы? Какие существуют околоцерковные приметы и суеверия? Предлагаем Вам избранные статьи по теме «Приметы и суеверия», которые дадут ответы на эти вопросы.

Околоцерковные суеверия и приметы

Диакон Константин Горбунов. Методы изучения и классификации околоцерковных суеверий

Околоцерковные суеверия чрезвычайно вредны, так как они уводят людей от истинного богопознания, а также от благочестивого образа жизни и правильного участия в Православном Богослужении. Следовательно, с суевериями необходимо вести бескомпромиссную борьбу. Для этого, в частности, необходимо изучение существующих суеверий. Всякое изучение группы явлений или фактов требует их классификации. Таким образом, перед нами встает нелегкая задача найти методику классификации суеверий при всей их многочисленности и при этом абсурдности, нелогичности, бессмысленности.

Информацию о суевериях, распространенных среди людей, можно получать следующими способами:

  1. На основании вопросов, которые люди задают священнослужителям.
  2. Путем анализа вопросов, задаваемых сотрудникам службы консультантов в храме (ведется журнал учета вопросов).
  3. Путем опроса образованных постоянных прихожан храма об известных им распространенных в народе суевериях.
  4. Путем критического анализа публикаций и выступлений в околоцерковных и псевдоцерковных средствах массовой информации, а также светских СМИ на церковные темы.

Возможны также и другие методы выявления суеверий.

Предлагаю следующую возможную методику классификации суеверий. В Православном богословии существует положение, согласно которому зло не имеет своей собственной сущности, а является извращением добра. Суеверия, как частный случай зла представляют собой искажения тех или иных положений Православного учения и богослужебной традиции. Таким образом, можно классифицировать суеверия в соответствии с теми пунктами Православного учения, на которых они паразитируют.

Существуют немногочисленные суеверия, связанные с вероучением. Их немногочисленность объясняется тем, что суеверные люди, как правило, не знают Православного вероучения. Пример: “Троица – это Иисус Христос, Божия Матерь и Святитель Николай”.

Суеверия, связанные с особенностями годового круга богослужений.

  • Пасха: благоговейное отношение к скорлупе от пасхальных яиц; в случае пожара нужно перебрасывать пасхальное яйцо через горящий дом и др.
  • Родительские субботы, Радоница: можно поминать самоубийц; на кладбище нужно идти до 12:00 дня т.к. после этого времени души усопших уже не присутствуют на кладбище; продукты, принесенные на парастас, получают усопшие и др.
  • Пятидесятница: в этот день нужно ходить на кладбище.
  • День св. пророка Илии: нельзя купаться после этого дня.
  • Преображение: грехопадение Адама и Евы заключалось в том, что они съели неосвященное яблочко до Преображения; весь смысл праздника люди видят только в освящении плодов.
  • Покров Пресвятой Богородицы: если не заклеить окна до Покрова то в доме не будет тепла.
  • Воздвижение: сдвижение – осень к зиме сдвигается.
  • Богоявление: святая вода, освященная накануне праздника (в сочельник), “сильнее”, чем освященная в сам праздник (или наоборот).
  • Сретение: зима с летом встречается.
  • Суеверия, связанные с церковными Таинствами.

    • Крещение. Суеверные побуждения к Таинству: “чтобы грыжа зажила; чтоб ребенок меньше плакал; чтобы не сглазили”. Просят назвать крещаемого другим именем (тайным), чтобы не сглазили. Если воск с постриженными волосами утонет в купели, то это плохо.
    • Миропомазание. Многие прихожане думают, что елеопомазание на Всенощном Бдении это и есть миропомазание.
    • Исповедь. Люди рассказывают не о грехах, а о проблемах, считая, что проблема должна разрешиться. Люди перечисляют грехи без покаяния. Просят порвать листок со списком грехов, воспринимая это как священнодействие. В продаже появляются нелепые руководства для подготовки к исповеди, например, “1000 и один грех” или “10000 грехов”.
    • Евхаристия. Причащают детей, чтобы животик не болел, взрослые причащаются для поднятия гемоглобина. Некоторые понимают Причащение как “прочищение”, например, организма. Считают, что нельзя после Причастия и запивки целовать никого и ничего, т.к. благодать перейдет на целуемый предмет.
    • Соборование. Люди воспринимают соборование как последнее (предсмертное) помазание, если же человек не умер после Соборования, то ему нельзя есть мясо и вступать в брак, вести супружескую жизнь. Имеет место суеверное отношение к остающимся после таинства рису и елею.
    • Венчание. Просто красивый торжественный обряд. Гарантия того, что муж не уйдет или жена не уйдет.
    • Священство. Многие люди уверены, что священнослужителем человек становится в силу самого факта окончания духовной семинарии. Ввиду редкости таинства хиротонии особых суеверий, связанных с самим совершением таинства не выявлено, но имеет место суеверное отношение к духовенству и монашеству. Примеры: люди обращаются с духовными вопросами к простым монахам, не имеющим священного сана, и зачастую неукоснительно следуют их порой нелепым советам; люди боятся обращаться к священнику с какими-либо вопросами, воспринимая его лишь как колдуна или мага, совершающего ритуалы.
    • Примечание: ряд примеров для данного раздела заимствован из доклада священника Александра Дягилева.

      Суеверия, связанные с обрядами.

    • Погребение. Отпевать можно даже неверующего, лишь бы был крещеным. Родственникам нельзя нести гроб с телом усопшего. Кладут в гроб различные посторонние бытовые предметы (деньги, мобильные телефоны). На могиле устраивается языческая тризна.
    • Освящение автомобилей. Считается, что дается гарантия безопасности.
    • Суеверия, связанные со святынями.

    • Магическое отношение к святыням.
    • Использование святынь для колдовства.
    • Неправильное почитание икон. (Какая икона лучше Казанская или Владимирская?)
    • Неправильное отношение к Св. Кресту. (Дарить крестик это не грех? Боязнь подобрать найденный на улице крестик)
    • Многочисленные заблуждения связаны со свечами и правилами их постановки перед иконами. Люди, загадав желание, ждут пока свеча догорит, для того чтобы оно исполнилось.
    • Суеверное отношение к святой воде (смешивают св. воду, взятую в разных храмах, считая, что смесь “сильнее”, чем вода, взятая в одном храме)
    • Известны также многочисленные суеверия, связанные с пасхальным артосом и просфорами.
    • Суеверия, связанные с поминальными записками.

    • Магическое отношение к сорокоустам.
    • Вопросы: какая записка лучше (проскомидийная, обеденная, заказная, молебен?)
    • Указание в записках лиц, поминовение которых запрещено церковными канонами, в полной уверенности, что данное поминовение поможет этим лицам.
    • Поминовение живых за упокой, с целью навредить этим лицам.

    Вот далеко не полный перечень суеверий, распространенных в церковной и околоцерковной среде. Можно заметить, что значительная часть суеверных методик выражает стремление людей к достижению телесного здоровья и земного благополучия. В стремлении к чисто земным благам люди зачастую обращаются к колдунам, экстрасенсам, целителям и от них получают различные указания суеверного характера.

    Важным методом борьбы со всякими суевериями является духовное просвещение мирян через церковно-приходские школы, различные богословские курсы, через церковные СМИ. Также необходима катехизация людей, желающих принять Таинство Святого Крещения и лиц, готовящихся стать крестными.

    а не приимеши слуха суетна,
    да не приложишися с неправедным
    быти свидетель неправеден.
    Исход XXIII, 1

    Что говорят о приметах и суевериях отцы Церкви? Почему верить в приметы — значит показать свое недоверие Богу? Есть ли приметы, которые «действительно работают»? Предлагаем вашему вниманию Святоотеческие наставления о приметах и суевериях.

    Святоотеческие наставления, предостерегающие от суеверий

    Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие, или суетная вера, вера ни на чем не основанная, недостойная истинных христиан.

    Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их предостережения можно подразделить на три вида:

    1) предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни;

    2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,

    3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.

    Стоит ли бояться примет? Действительно ли с точки зрения Церкви приметы так опасны? Почему приметы и суеверия не стоят вашего внимания?

    Предостережения от примет

    «Многим из христиан, – говорит святой Василий Великий, – кажется делом безвредным слушать истолкователей примет. Чихнул кто на слове, говорят: и это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда – все это помеха. И люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей пагубный порок.

    Но слушай: отвержен народ, предавшийся сему. Еще древле, по закону Моисееву, очарования, волхвования, ворожба, птицегадания отринуты как изобретения демонов. Сказано: Не вражите, и ни сряща смотрите от птиц (Лев. XIX, 26); языцы бо, которых потребит… Господь Бог от лица твоего… сии чарований и волхвований послушают: тебе же не тако даде Господь Бог твой (Втор. XVIII, 12, 14).

    Кто может советоваться с оправданиями Божиими, тому при рассуждении, чего не должно делать, не прилично брать себе в советники, даже не в советники, но в учители и законодатели, существу неразумные. Птица не знает собственной своей опасности, которая уже перед глазами; а тебе предвещает она будущее. Вылетев из гнезда, чтобы принести птенцам пищу, нередко возвращалась она ни с чем; а для тебя стала она нелживым предвещанием, и напрасное движение птицы обратилось в откровение будущего! Ежели по действию демонов птицы летают для твоего обольщения; то не сиди и не смотри с отверстым ртом на демонские обаяния, и не отдавай себя под влияние диавола. Он, если однажды уловит душу, легко увлекаемую в погибель, не выпустит ее из рук, а употребит ее на всякое злое дело. Но и каркающий ворон, и кружащийся орел по недостатку лова приводят в страх суеверное сердце. Враг до того издевается над человеком, что, если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит, отворотится, не раз зажмурит глаза. Что бедственнее такой жизни – все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?»
    В одном из огласительных слов святого Иоанна Златоустого мы читаем: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

    Что говорил о приметах, гаданиях и суевериях святой Иоанн Златоуст? Можно ли верить в приметы?

    Предостережения от гаданий

    В слове на новолетие святой Златоуст говорит: «Более всего огорчают меня игры, которые сегодня происходят… и которые преисполнены распутства и нечестия, потому что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день года удастся им провести в веселии и удовольствии, то и во весь год будет совершенно то же. Но год будет для тебя счастлив во всем не тогда, когда ты напьешься пьян в первый день, но когда и в первый и в прочие дни будешь делать то, что угодно Богу. Если же, вознерадев о добродетели, будешь ожидать себе счастья от начала месяца и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго. Замечать дни не сообразно с христианскою мудростию. Это дело еллинского заблуждения».


    Обличая суеверие, по которому некоторые дни считают счастливыми, а другие несчастными, святой Иоанн Златоуст говорит: «Диавол, стараясь пресечь наши подвиги добродетели и погасить в нас доброе произволение души, внушает нам приписывать успехи и неудачи в делах дням. Если кто верит, что день бывает счастлив или несчастлив, тот в несчастливый день не будет стараться о добрых делах, думая, что по неблагоприятности дня напрасно станет трудиться и ни в чем не успеет. Так, напротив, и в счастливый день он ничего не будет делать, надеясь, что по причине счастливого дня ему не повредит собственное его нерадение. Таким образом, то и другое вредит его спасению. Иногда безрассудно, а иногда как бы безнадежно поступая, он проводит жизнь свою в праздности и зле. Итак, мы должны избегать козней диавола, отбросить сокрушение духа и не наблюдать дней, ненавидя один и любя другой».


    Блаженный Августин также строго осуждает гадания. «Последствия их, – говорит он, – большей частью сообразны с мыслями и предубеждениями каждого. Ибо злые духи, желая содержать человека в обмане, льстят ему показом того, что, как они видят, сообразно с его ожиданием и желанием». «Вообще, – замечает он, – на мнения людей о важности некоторых гадательных знаков, установленных предубеждением человеческим, не иначе надобно смотреть, как на некоторый договор и условие с злыми духами. Люди, пристрастившиеся к пагубной науке гадать, которая, собственно, есть только наука издеваться над другими и обманывать их, за такое пристрастие свое, по некоему тайному суду Божию, подпадают нередко влиянию падших ангелов, которым попускается иногда иметь некоторое влияние на низшую часть мира. От этих насмешек и обманов злых духов происходит то, что суеверное и гибельное искусство прорицания иногда действительно открывает прорицателям нечто из прошедшего и будущего и говорит им немало такого, что впоследствии отчасти оправдывается событиями. Такие небольшие удачи возбуждают и питают любопытство, из-за чего они все более и более запутываются и запутывают других в сети зловредного заблуждения… Даже верность подобных предсказаний нисколько не оправдывает науки предсказывать. Поэтому святотатственное искусство, при помощи которого вызвана была тень умершего Самуила, достойно всякого отвращения и проклятия, хотя тень эта, будучи показана царю Саулу, и предрекла ему истину».

    Приметы, как средство исцеления от болезней. Работают ли они?

    Предостережения от употребления суеверных средств для исцеления болезней

    Резкие обличения против амулетов и суеверных действий для предохранения от болезней и несчастий мы встречаем в беседах святого Иоанна Златоуста на Первое послание к Коринфянам: «После брака, – говорит он, если родится дитя, мы видим множество символических действий, достойных смеха: говорить ли о перевязках, о погремушках, о красной пряже и многом другом, доказывающем великое безумие, тогда как не следует возлагать на младенца ничего другого, кроме спасительного креста. Между тем ныне крест, обративший всю вселенную, поразивший диавола и ниспровергший всю силу его, остается в пренебрежении; а ткани, пряже и другим подобным привескам вверяется безопасность младенца. Не стыдно ли вам? Скажите мне: поймете ли вы когда-нибудь, как диавол с раннего возраста человека мало-помалу раскидывает свои сети и употребляет свои хитрые меры? Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но геенне подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно, а когда поклоняющиеся кресту, приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, – это достойно многих слез». «Что сказать, – говорит в другом месте святой Златоуст, – о тех, которые привязывают к ногам и голове медные монеты Александра Македонского? Скажи мне: это ли наши надежды? Как после креста и смерти Господней ты возлагаешь надежду спасения на изображения языческого царя?»

    После тех обличений суеверия, которые находятся в писаниях древних святых отцов и учителей Церкви, напомним, что в книге «Православное исповедание веры» в ответе на вопрос: «Кто грешит против Первой заповеди и каким образом» – читается следующее: «Против сей заповеди грешат волшебники и подражающие их делам, например, те, которые носят привески и значки для предохранения себя от вреда; те, которые прилепляются к суеверным обычаям и им верят; равно и те, которые в болезнях пользуются нашептыванием старух и других суеверий держатся; наконец, те, которые из всякого случая выводят предзнаменования».

    О природе суеверия, о том, что такое «суета прогресса» и как узнать, какая вера подлинная, — беседа епископа Василия (Родзянко).

    Читайте так же:  Болит правое ухо примета

    Недействительная вера

    Приметы и суеверия как недействительная вера

    Существует мнение, что всякая вера – это суеверие. Даже есть выражение – «религиозные суеверия». И под это определение подходит буквально всё! Любая религиозная мысль, любая церковь, любое исповедание – все это, как иногда люди говорят, «суеверие».

    Но так ли это, объективно говоря? Русский язык это очень определённо объясняет. Слово «всуе» значит «по-пустому», то есть – «нет этого вообще». Если есть приставка «суе» – то вера недействительная. Но отрицательное обозначение говорит о том, что есть что-то положительное, правда? Суеверие – это пустая вера, стало быть, есть и не пустая вера.

    Это надо помнить, когда мы вообще говорим о вере. Вера тогда не пустая, когда она полна любви, когда исходит из человеческой интуиции, а не просто из фантазии блуждающего ума. Потому что вот это и есть опасность – блуждающий ум. Он и создаёт в человеке разные фантазии. Человек эти фантазии принимает за реальность, не проверяет вообще ничего, и начинает верить в них.

    Много сейчас таких есть разных, пустых вер, много есть разных суеверий – когда люди фантазируют, не учитывая того, что всякого рода мысли человеческие, если они не имеют в себе конкретной связи с божественной реальностью и с реальностью божественного творения, как Господь его сотворил, является плодом того, что НЕ ЕСТЬ.

    Суета сует

    Источник: photosight.ru. Автор фото — buroma

    Приметы и суеверия — ненужная суета

    Слово суеверие или «всуе» связано с другим словом от того же корня – суета, или суетность.

    Об этом очень хорошо говорит апостол Павел: природа покорилась суете не добровольно, не сама по себе, а по воле человека. Именно человек вверг всю природу в суету.

    Что же апостол подразумевает под словом «суета»?

    Суета – это значит отсутствие стабильности, гармонии. Хаотическое состояние, в котором идет борьба частей друг с другом и всех частей с целым.

    В человеческой жизни, мы знаем, есть очень много суетного. Когда человек старается и туда, и сюда успеть, и нет у него концентрации, и он в этом теряет себя – разбрасывается, раскидывается. И вот это разбрасывание и раскидывание – состояние, которого не было в творении по Божьему замыслу. Вот что такое суета!

    В этом смысле суеверие – это вера в то, что мечется. В то, что не является действительно существенным, подлинным, гармоничным, красивым, истинным и полным любви.

    Это я говорю, конечно, с точки зрения Христианской веры. Потому что говорить о вере вообще нет смысла, веры есть на земле разные. Но я сейчас говорю о той вере, которая определяет нашу жизнь в Боге, нашу жизнь в Богоообщении, нашу жизнь друг с другом. Она не суетна и не смеет быть суетной, потому что суетность – это и есть греховность, которая отвлекает нас от подлинного.

    Христианство — вера определенная, установившаяся, спокойная. Говоря опять словами Апостола Павла, это вера, действующая любовью и базирующаяся на надежде. Она стабильна, конкретна, чиста. В ней нет этой суетной грязи – пыли, которая мечется во все стороны и застит свет, облаком заходит в душу.

    И, что самое главное, вера осуществляется только тогда, когда есть с одной стороны молитва, как сказал Христос, а с другой стороны – пост. Как раз суетность, которая тесно связана со всякого рода беснованием, изгоняется только молитвой и постом. Почему именно так? Потому что молитва нас соединяет с источником истины, с источником жизни, с подлинной реальностью, с основной вечности. А пост ограничивает нас самих в том, что является слишком большим соблазном, – в жадности, эгоизме, всякого рода себялюбии.

    Другими словами, суеверие — это то, что базируется на грехе человеческом, и этот грех человеческий таким образом затемняет истину, что истина становится непонятной. А вера, наоборот, – очищает и освящает, потому что она ведёт к источнику, который есть чистота, святость и любовь.

    Суеверие прогресса

    Как отличить приметы и суеверия от истиной веры?

    Как же нам все-таки различить веру и суеверие в жизни? Потому что одно дело – в теории, а другое дело – на практике.

    Источник: photosight.ru. Автор фото — Таша Чканова.

    Знаете, очень просто. Посмотрите на хороший храм, посмотрите на другие плоды культуры и человеческой истории, на многое из того, что дали нам наши предки, которые строили верой глубокой, ясной, чистой, утверждённой и совершенно определённой. Результаты их труда видны нам и сейчас, они ценятся во всем человечестве.

    А вот плоды суеверия выглядят иначе. Они — результат суетности нашей современной жизни.

    Может быть, в некотором отношении, достижения цивилизации дают нам возможность существовать легче, чем нашим предкам. Тем не менее именно эта цивилизация подарила нам невероятную спешку во всех отношениях, безостановочность, иногда даже и какую-то беззастенчивость. И, как следствие, — сумасбродство и отход от целеустремлённости человеческой жизни.

    У нас в Америке особенно ясно видна ненужная суета, которая, как ни печально, – результат огромных достижений. Технический прогресс, который многими воспринимается однозначно положительно, — это ядерная бомба, которая разрывает цельность ядра для того, чтобы уничтожить все вокруг. Как в своё время один из философов русских сказал – «суеверие прогресса». Очень хорошее выражение, которое говорит нам: если поверить в прогресс как в нечто самобытное или самоопределяющееся, этот прогресс превратится в суеверие. Почему? Потому что он бесцельный, он идёт без всякой серьёзной цели. Когда есть цель, и хорошая цель – тогда другое дело.

    Когда я оцениваю историю России и её культуры, то совершенно ясно вижу, что та культура, которая и доныне ценится, основана на цельности, а не на суетности. Её главное устремление было – именно побороть суетность, и дать смысл жизни. И потому она достигла таких огромных исторических результатов и создала такое целостное государство. А сейчас что мы видим? Распад, развал. И это есть плод суеты, плод самого настоящего суеверия, если хотите – суеверия прогресса.

    Дай Бог нам всем от этого избавиться. И укрепиться, и углубиться в то, что нам дали наши предки. Дай Господь всем вам всего доброго и хорошего, и да хранит Он вас в этой цельности!

    – Что же такое суеверие?

    Иерей Алексий Колосов: – Суеверие можно охарактеризовать как веру в пустое, суетное, сиюминутное – как доверие тому, что недостойно доверия.

    Иерей Михаил Михайлов:— Суеверие – это суррогат, эрзац веры. Одно из распространенных суеверий – если вам встретился священник – это к несчастью. Это очень показательное суеверие, проливающее свет и на саму природу суеверий. Это отголосок язычества: священника боялись, потому что он приводил людей к вере, разрушая идолов. Вторая причина таких суеверий – это стыд человека, забывшего дорогу в храм. Грешащий человек стремится спрятаться от Бога, избегает встречи с тем, что может ему напомнить о необходимости покаяния. Именно поэтому это суеверие настолько сильно в сельской местности, где священник намного лучше знает своих прихожан. Когда я служил на селе, у нас в храме был один прихожанин, который одну неделю пил, вторую неделю выходил из запоя, а затем усиленно работал, чтобы выработать нужное количество трудодней. Поэтому в храм он не ходил месяцами, а когда мы встречались на улице, то стыдился. От суеверия рождается безверие. Суеверия уводят человека с пути спасения. Человек верит не в Промысл Божий, а в приметы. Отсюда идет вера в предсказания, в гадания, в астрологию.

    – Почему православный человек не должен быть суеверным?

    Иерей Алексий Колосов:– Суть нашей веры – доверие Богу: открывая Ему свои сердца, мы твердо веруем, что Он ведет нас прямым путем, путем свободным от какой-либо двойственности, от механистических, магических закономерностей. «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3, 17) – эту свободу нам и дает вера, суеверие же лишает нас ее, порабощая «стихиям мира» (Кол.2,8), порабощая праху. Поэтому вера и суеверие несовместимы – нельзя служить двум господам, свободе и рабству. Эта проблема шире, чем «черная кошка» или «пустые ведра»: речь о том, что каждый из нас стоит перед выбором: либо жизнь по Евангелию, либо по закону греха, возмездие за который – смерть(Рим.6, 23). Третьего не дано.

    — Но ведь нередко суеверия сбываются, не случайно же они возникли?

    Иерей Алексий Колосов:– Факты сами по себе мало что значат – важна их трактовка: «чистому все чисто» (Тит. 1,15), а пораженный грехом и не имеющий доверия Богу обманывается своим «Я» и видит «закономерности» там, где их нет. Беда в том, что эти закономерности востребованы – человеку страшна Библейская картина миробытия: Сотворение мира, долгий путь к спасению, Благовестие, Искупление, Церковь, Второе Пришествие и Страшный Суд – все это пугает. Мы боимся ответственности за свою вечную жизнь, той ответственности, что идет рука об руку с Евангелием. Нам хочется чего-нибудь попроще, такого, что щадило бы греховное «Я». Проще уцепиться за эти «закономерности», нежели жить по Христу.

    Иерей Михаил Михайлов:— Тут все очень просто: вероятность совпадения велика – либо сбудется, либо нет. Вот кошка перебежала дорогу. Кто знает, что случится за этот день. Но при чем тут кошка? А если бы она не перебежала дорогу, что, не случилось бы? Человек от безверия находит объяснения своим несчастиям, своим неприятностям и своим удачам и неудачам. Важно и то, что если мы посмотрим на приметы разных народов, то увидим, что одни и те же явления имеют абсолютно разный смысл! Например, во Франции влетевшая в окно птица – предвестник счастья!

    – С чем, на Ваш взгляд, связано большое количество околоцерковных суеверий?

    Иерей Алексий Колосов:– Человек не приходит в Церковь зрелым христианином. У человека множество вопросов, нешуточная внутренняя борьба. Даже войдя в Церковь, он не становится совершенным в мгновение – это лишь начало долгого пути к Небу. Пока же реальностью является борьба ветхого и нового начал: ветхое, греховное не умирает в Крещении совершенно – оно лишается власти над человеком. Это дает возможность семени новой жизни, посеянному в Крещении прорасти, укорениться и принести «плод мног» (Мк.4, 1-9).

    Но повторюсь: это долгий процесс, который часто охватывает весь отпущенный нам срок земной жизни, и пока ветхое еще живо, оно будет стремиться давать свои ответы на те вопросы, с которыми человек приходит к Церкви. Эти ответы приятнее, проще для человека – духовное еще слишком «заумно», в какие-то моменты соблазнительно… Страшно, в конце-концов, – а ну как в останешься в дураках?! Никто не хочет обмануться, каждому хочется чего-то твердого, доказуемого, очевидного: для «обыкновенного» человека этими качествами как раз и обладают механистические «закономерности», которые мы называем суевериями.

    Поэтому именно «околоцерковная» среда, состоящая из едва начавших воцерковление или «всегда учащихся, но не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3,7) и является благоприятной почвой для суеверий. Те, кто имеет решимость веровать, имеет решимость последовать Господу, тот преодолевает этот опасный период легко. Тот же, кто стремиться и с Бога получить нечто и мирского не потерять, легко может завязнуть в этой тине – почему и говорит нам Спаситель: «не можете служить Богу и мамоне!» (Лк.16,13).

    – Мы знаем, что гадать грешно, особенно если гадать на Библии. Но во многих жизнеописаниях именно так тянули жребий – открывали наугад главу из Священного писания….

    Иерей Алексий Колосов: – Почему грешно любое гадание? Потому что за ним стоит не решимость последовать откровению, а интерес, пытливость – «а вот как оно там?» Гадание – это попытка заглянуть в «зазеркалье», этакий духовный кураж, за которым скрывается слабость. Ну, покуражится человек перед грядущим, а потом все равно поступит так, как подсказывает мелочное «Я». Святые же, прибегая в крайних случаях к такому методу познания воли Божией, имели твердую решимость поступать по откровенному несмотря ни на что – даже на смерть.

    – Как отличить благочестивую традицию от суеверия? Например, когда священник выходит на полиелей, нельзя проходить между ним и царскими вратами?

    Иерей Михаил Михайлов:— Священник стоит всегда перед престолом. В алтаре никто не пройдет между священником и престолом Господним. Никогда, ни при каких обстоятельствах. Это не примета, а устроение церковное, которое нельзя нарушать и которое можно объяснить.

    Иерей Алексий Колосов:– Благочестивая традиция разумна, в некотором смысле даже рациональна – она имеет твердое богословское и историческое обоснование. Ее начало можно проследить в истории, она открыта и динамична в том смысле, что здесь нет никакой нерушимой магической зависимости. Она всегда учитывает внутренний духовный мир человека, не нависая над ним «дамокловым мечем», но давая духовный простор.

    Благочестивая традиция не подавляет человека, не карает его – она помогает ему удерживаться на пути спасения. Суеверие же, как правило, «вещь в себе» – это закономерность, не зависящая ни от духовного состояния, ни от Евангелия. Это данность: «так положено», «так делается». Почему? Никто не в состоянии объяснить – просто если поступишь так, то будет хорошо, а если нет, то плохо. Хочешь «плохо»? Нет? Тогда делай как все – поступай по принципу «то Евангелие, а то – жизнь»! Но ведь душу-то свою так не спасешь – об этом забывается напрочь… – Какие самые распространенные церковные суеверия? Опасны ли они?

    Читайте так же:  Приметы юрьев день

    Большая часть церковных суеверий связана с церковной свечой, со святыней и погребением. В разных областях господствуют разные суеверия. Приведу лишь то, с чем приходилось встречаться лично. К примеру, некоторые считают опасным зажигать свечу от другой свечи – можно взять на себя чужие грехи: так и будет ходить человек по храму, тыкая свечой во все лампадки и гася их одну за другой (по этой же причине боятся и найденных нательных крестиков: поднимешь чужую беду!). Другие боятся передавать свечу через левое плечо.

    Люди молятся за обидчиков, «чтобы Господь им отомстил». Иногда задают вопрос: можно ли до сорокового дня наводить порядок в доме? Про бросание в могилу денег я уже и не говорю – это чистейшее язычество, исходящее из того, что за гробом покойный будет вести жизнь, подобную этой (другой пример такого рода – втыкание в могилы сигарет: «любил покойничек подымить!»).

    Впрочем, как-то слышал, что этими монетками покойный, якобы, поделится на входе в Царство Небесное. До истерик и скандала доходит, если вдруг вспомнят, что у покойного связаны ноги – как же он пойдет на Небо?! Слышал, что нельзя ставить на могилах каменные памятники – после общего Воскресения покойному будет не под силу идти с этим камнем на Страшный Суд (очевидно, предполагается, что на этот Суд усопшие будут отправляться со сборных пунктов, куда надо будет явиться с «удостоверением личности»).

    Очень много страхов «потерять благодать после Причастия» – и никого не интересует вопрос: а зачем вообще нужна такая немощная благодать, которая улетучится, если ты поцелуешь икону? По совету «бабушек и тетушек» освящают квартиры свечкой. Сколько суеверий вокруг Богоявленской воды… Опасно ли все это? Это добровольное отравление своей души! Другой большой пласт суеверий связан с так называемыми «порчей» и «сглазом». Люди разных возрастов и образования бегут в храм со словами «мне/моей дочери/ внуку сделали. Как быть?!»

    Я умолчу о том, что верующий Богу православный христианин не должен бояться этих «бабьих басен» – это должен понимать каждый! «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо в этом все для человека» (Эккл.12,13) – не колдуна, а Бога бойся и Ему, а не своему страху служи! Удивительно другое – нежелание видеть корень проблемы в себе.

    Конечно, тяжело признать, что ты мало внимания уделяла дочери и пропустила развитие заболевания. Или признать, что дала ей такое воспитание, которое не позволяет найти покой в семье, не привила ей нравственных ценностей, сама не хотела и дочку не научила терпеть. Нелегко признать, что и твоя вина в том, что дети находят утешение в водке или наркотиках. Гораздо проще объяснить взвинченный характер внука сглазом, нежели избалованностью – ведь кто баловал-то? Боишься соседки? А кто обострил отношения хуже некуда? «Порча» и «сглаз» очень легко нас извиняют: мы ведь хорошие, добрые, это ближние наши плохи – вот, хотят нас со свету сжить… Где здесь вера?! Где благочестие?! Нет и в помине.

    – Как оградиться от суеверий?

    Иерей Алексий Колосов: — Суеверия – тьма. Тьма есть недостаток света. Соответственно, свет рассеивает тьму – подобно этому и суеверия разрушаются истинной верой, которая есть доверие Богу, и настоящим благочестием. Если мы Ему доверяем, то мало того, что нам ничто не вредит – наоборот: «любящим Бога, призванным по Его произволению, все способствует ко благу» (Рим.8,28).

    Все – и радости и скорби, и прибыток и лишения, и здоровье и болезнь. Все! Это доверие свидетельствует о любви к Богу, а «совершенная любовь изгоняет страх»(1Ин.4,18). Не надо «ограждаться» от суеверий – не надо бороться с тьмой: надо просто «включить» евангельский свет и тьма суеверий исчезнет сама собой. Однако, это труд…

    Что касается силы Креста, то от начала Церковь ограждается ей: Крест – хранитель всей Вселенной.

    – Острая январская тема – Крещенская и Богоявленская вода…

    Иерей Михаил Михайлов:-– Да, это больной вопрос! Вода – это вообще больной вопрос: например, у нас в храме сейчас небольшой бак для воды и ее хватает на день-два. Приходят люди и стараются набрать как можно больше. Мы забываем, что капля святой воды освящает любое количество воды: «капля море освящает».

    Помню, когда я служил в сельской местности, на молебен мы принесли 10 бидонов воды. А израсходовали только один бидон: люди брали воды понемногу и дома уже доливали святую воду в большие емкости. Крещенская и Богоявленская вода…

    В чем отличие? Вернемся во времена патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского Патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее.

    А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы. Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.

    – Как не обращать внимания на суеверия? Умом понимаешь, а внутри–то, в душе, все равно страшно…

    Иерей Алексий Колосов:– Повторю еще раз – «совершенная любовь изгоняет страх»(1Ин.4,18): надо стремиться к совершенству в вере, учиться доверять Богу и тогда все встанет на свои места. Благодать и вера – лучшее лекарство от болезни страха.

    Иерей Михаил Михайлов:— Как относиться к суевериям? А как относиться к язычеству? Если мы верим суевериям, то мы – язычники. Мы, христиане, должны помнить о силе Креста Господня – Хранителя Вселенной, чтобы не было так, что крестное знамение для нас второстепенно, а вот кошка черная имеет большое значение. Если мы христиане, то должны помнить, что христианину не страшны вещи и намного более опасные, чем просыпанная соль или черная кошка: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19)

    Беседовала Анна Любимова

    Опубликовано в газете «У Соломенной Сторожки» и «Проповедник» (ЭПЦ МП)

    Статистика о приметах и суевериях

    Верим ли мы в приметы и суеверия? Как много суеверных людей в России?

    Только каждый четвертый россиянин не суеверен, в то время как остальные могут быть отнесены к суеверным или среднесуеверным. К таким выводам пришла социологическая служба Среда в результате всероссийского опроса. 14% россиян являются суеверными, 24% — несуеверны, 63% — среднесуеверны.

    Чаще всех суеверными оказываются россияне, которые верят в Бога, но конкретной религии не исповедуют. Христиане, принадлежащие к РПЦ, так же как и мусульмане, чаще попадают в число среднесуеверных.

    Результаты опроса комментирует кандидат исторических наук, заведующий Отделом этнографии русского народа Российского Этнографического музея Дмитрий Баранов.

    Большая часть этнографов выступает против термина «суеверие», «пережитки». Какие же это пережитки, если они существуют десятилетиями, столетиями, и даже тысячелетиями? Если они все время переживаются, существуют, значит – имеют свою прагматику. Просто она для нас не всегда очевидна. А прагматика имеется, в том числе в психологическом плане. Что такое суеверие, вера в приметы? В обычной спокойной ситуации мы не вспомним ни о каких-то приметах, но как только предстоит какое-то важное, решающее событие в нашей жизни, мы все начинаем по-другому к этому относиться, воспринимать окружающий мир, как текст. Мы пытаемся считать некую информацию и действовать согласно правилам, которые мы знаем от бабушек, от дедушек, из книг. Вероятно, это помогает. Не в магическом, естественно, плане, а в чисто психологическом. Психологи говорят, что если человек уверен в своих силах, это передается и окружающим.

    С одной стороны суеверие делает людей несвободными, с другой – есть такое понятие – мифологическое программирование жизни. Его употребляют этнографы и фольклористы в отношении, например, русской культуры. Оно характеризует жизнь человека и не является предметом рефлексии. Ряд действий, вроде бы магического значения, производились людьми прошлого механически, по привычке. И это позволяло им чувствовать себя комфортно, делало любую ситуацию знакомой, давало возможность освоить новый неожиданный поворот жизни. Другое дело, что сейчас традиционная культура разрушена, как система и иногда, конечно, странное впечатление производит современный человек, когда вдруг у него пробивается мифологическое мышление.

    Согласно результатам опроса немало суеверных людей среди медицинских работников и людей, занимающихся торговлей. Это те области, которые связанны с неопределенностью, с непредсказуемостью результатов, когда человек прибегает к дополнительным ресурсам, чтобы добиться желаемого результата. И здесь опять возможна психологическая помощь от суеверий.

    Суеверность молодых людей, я думаю, связана и с каким-то моментом моды и с отсутствием материалистической идеологии, кризисом позитивизма, когда человек все чаще видит, что в мире много непонятного.

    Результаты опроса прокомментировал писатель, публицист, телеведущий Александр Архангельский.

    Чем больше люди вовлечены в активную социально — экономическую деятельность, тем меньше у них времени остается на размышление о всякого рода случайностях, страхах и совпадениях. С другой стороны, чем человек глубже погружен в ответственную религиозную жизнь (в данном случае неважно, к какой конфессии он принадлежит), тем меньше шансов, что он будет придавать серьезное значение бытовым и природным «знакам» и «предзнаменованиям» — он должен быть духовно трезв, и скорее «пропустит» реальное чудо, чем будет уповать на мнимое. Но здесь нужно говорить и о связи религиозности и образовательного уровня. Встречая в церковной среде суеверных, мы видим, что по большей части их суеверность связана с недостатком образования, а не с религиозностью как таковой. Религия наоборот, как раз старается вывести человека из этого состояния. Я помню, как в редакцию, где я работал, пришел в гости покойный патриарх Алексий Второй и поздравил нашего главного редактора с завтрашним днем рождения, добавив: «мы же не суеверные, чтобы бояться поздравлений накануне».

    То, что среди суеверных больше сторонников Путина и «Единой России» — вовсе не говорит о какой-либо «суеверности» Путина и его партии. Их странная демократия – суверенная, а не суеверная; хотя среди так называемых элит приходится слышать суеверное «Путин – фартовый». Просто слой, на который он сознательно опирается – это пассивное большинство, люди, полностью не готовые отвечать за свою судьбу, всегда нуждающиеся в умном, усталом, но ласковом, в конечно счете, лидере. А среди такой аудитории суеверия цветут пышным цветом. Идеи Медведева перекликаются с идеями Путина, но разница в ориентирах все-таки есть. Потому и суеверных среди его приверженцев чуть меньше.

    То, что несуеверные чаще желают смены лидеров, связано с их активностью и самостоятельностью. Активность и самостоятельность исключают чрезмерное внимание к суеверию. Человек выбирает либо судьбу, либо знаки судьбы. То есть либо сам пытается строить эту судьбу, либо считает, что судьба строится кем-то – не важно, внешними природными силами или мудрыми политиками. Повторяю, настоящая религиозность не имеет к этому никакого отношения: религиозный человек убежден, что он строит свою судьбу вместе с Богом, как бы в соавторстве. И поэтому он сознает свою личную ответственность за совершенный жизненный выбор.

    Что касается большей суеверности молодежи, я бы все таки хотел понять – какая это молодежь, как накладываются друг на друга характеристики возраста, социального положения, географического местоположения. Мне кажется, что «низовая» молодежь часто отвечает «по приколу», а не по существу. И как раз молодежные опросы менее достоверны в этом смысле. Я не думаю, что на самом деле уровень суеверность молодежи принципиально отличается от уровня суеверности среднего и старшего поколений. Образованные и верующие – менее суеверны, необразованные и (или) неверующие – более. Так было всегда, так и будет.

    Результаты опроса комментирует кандидат филологических наук, редактор и издатель журнала «Альфа и Омега» Марина Журинская.

    Опрос не показывает, насколько суеверны люди в нашей стране, поскольку в нем заужено само понятие «суеверие», ограниченное лишь тремя показателями. И если бы опрос был выстроен более грамотно и подробно, то цифры были бы гораздо катастрофичнее.
    Надо понимать, что суеверие – это анимизм, неверно называемый первобытным. Он никогда не умирал и вполне комфортно чувствует себя в наше время, и многие продолжают воспринимать окружающий мир как пространство, населенное злыми духами. Даже те люди, которые ходят в церковь. Другой вопрос – для чего они это делают? Сколько людей приходит в храм, потому что гадалки посоветовали им какой-то ритуал, для которого, скажем, нужна освященная свеча. И всевозможных магических ритуалов множество. Назвать таких людей православными нельзя, как бы они себя сами ни определяли. Православные – это люди, которые правильно славят Бога. Нельзя одновременно верить в Бога и еще во что-то магическое.
    Подавляющее большинство «православных» считает, что им нужно регулярно совершать определенные механические действия, и все у них будет хорошо. А это и есть яркий показатель суеверия. Я писала, что у нас все духовные глаголы заменены глаголами физического действия — в церковь ходят, на службе стоят, вместо того, чтобы молиться, — вычитывают правило. При этом люди уверены, если все делается – совершается хождение, стояние и вычитывание, — то вне этого можно себя вести как угодно.
    Коммунистическая религия старательно готовила народ к тому языческому состоянию, в котором он сейчас по большей части находится. Борьбы с суевериями не было, была борьба с христианством. А на фоне отсутствия христианства, естественно, суеверия разгорались пышным цветом. В результате мы имеем то, что имеем. В том числе академиков, которые выступают против религии, но не знают, что такое религия, не видят разницы между религией и суевериями. И мы, христиане, им эту разницу не показываем. Православное просвещение сейчас практически отсутствует.
    Несмотря на коммунистическую идеологию, в советское время в школах и в вузах давалось более приличное образование, что и объясняет большое число несуеверных людей среди россиян старше 65 лет. Тем более что во времена их детства не было на каждом шагу магических салонов. Современная суеверная молодежь взрослела среди этих салонов, среди реклам чуть ли не в каждой газете, призывающих снять порчу и сглаз, среди телевизионных программ, посвященных экстрасенсам, астрологии…

    Приметам, гороскопам и гаданию доверяют около 40% россиян

    Вера в сверхъестественное свойственна 40% россиян, свидетельствуют данные Всероссийского центра изучения общественного мнения, опубликованные сегодня.

    В особенности респонденты склонны, как и прежде, доверять приметам (22%) и гороскопам (21%).

    Меньше тех, кто верит в гадание по руке, привороты (по 8%), инопланетян (6%) и зомби (2%). 57% опрошенных, по собственному признанию, ни во что из перечисленного не верят.

    Женщины в целом более склонны верить в сверхъестественное. Так, приметам доверяют 30% женщин и 14% мужчин, гороскопам — 29 и 12% соответственно.

    Последователи религиозных течений верят в приметы, гороскопы и пр. чаще, чем атеисты. Среди православных и тех, кто исповедует другие религии, астропрогнозам доверяют 21-22%, среди тех, кто считает себя неверующим — только 7%.

    Вера в приметы особенно характерна для православных россиян (26%), в то время как среди последователей других религий на них обращают внимание 13%, а среди атеистов — лишь 7%.

    Вы прочитали статью Приметы и суеверия. Обратите внимание на следующие материалы: