Приметы сказок мальчик золотой хохолок и девочка золотая коса

Какие сказочные приметы в сказке «Мальчик золотой хохолок и девочка. «?

Какие сказочные приметы встречаются в сказке «Мальчик золотой хохолок и девочка золотая коса»?

Начнем разбираться со сказочными приметами по порядку.

Прежде всего зачин. Зачин в этой литовской сказке простой:

Также в этой сказке можно встретить обычные для сказок речевые клише, постоянные эпитеты: Позеленела от злости, старуха злая, как рыб из воды выудили, как расплавленное золото, чудесный звон.

Особой приметой сказки является троекратный повтор. Есть он и в этой сказке. Мальчик золотой хохолок должен был трижды сходить в заколдованный сад.

И наконец концовка. Сказка как и полагается завершается счастливым концом, родители и их дети воссоединились, и устроили грандиозный пир. В этом месте обычно используется присказка, которая и оказывается концовкой. Вот как это описывается в самой сказке:

Говоря о сказочных приметах, нужно упомянуть, что перед нами — волшебная сказка, поэтому в ней встречаются все привычные для данного жанра черты/приметы:

  • волшебство. Множество волшебных вещей присутствует в сказке: сад, полный чудес, говорящая птица, волшебные помощники.
  • мораль: обязательная во всех сказках — добро не может не победить, поэтому разлученные родители и дети находят друг друга, все счастливы.
  • троекратный повтор: три испытания должен был пройти Золотой Хохолок.
  • Зачин: сказка начинается в традиционной сказочной манере — с зачина: жила. , была.
  • сказочный ритм: дети быстро подросли, повествование развивается стремительно.
  • Олицетворение: птица, говорящая правду олицетворяет истину, которую невозможно нигде спрятать, даже в волшебном саду, она все равно выйдет наружу. И сам волшебный сад — олицетворение зла, которое не вечно.
  • народная лексика, наличие пословиц и поговорок, несущих в себе крупицы народной мудрости:

Мальчик Золотой Хохолок.doc — Разработка урока по литературному чтению, 2 класс УМК Школа 2100 «МАЛЬЧИК ЗОЛОТОЙ ХОХОЛОК И ДЕВОЧКА ЗОЛОТАЯ КОСА» – ЭТО СКАЗКА

«МАЛЬЧИК ЗОЛОТОЙ ХОХОЛОК
И ДЕВОЧКА ЗОЛОТАЯ КОСА» – ЭТО СКАЗКА
П е д а г о г и ч е с к а я ц е л ь :
способствовать развитию умений
формулировать основную мысль текста, пересказывать, выражать свое
отношение к языку произведения и героям сказки, характеризовать сказку как
жанр.
Планируемые результаты образования.
Предметные: относят произведение к жанру сказки и находят в ней
сказочные приметы; отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
пересказывают текст подробно и сжато; относят сказочных героев к одной из
групп (положительные,
нейтральные
персонажи).
герои­помощники,
отрицательные,
Личностные: высказывают свое отношение к героям прочитанных
произведений, к их поступкам; понимают эмоции других людей, сочувствуют,
сопереживают.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД).
Р е г у л я т и в н ы е : удерживают цель деятельности до получения ее
планируют решение учебной задачи – выстраивают
результата;
последовательность необходимых операций.
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – воспроизводят по памяти информацию,
необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят
речевые высказывания в устной форме; логические – умеют осуществлять анализ
объектов с выделением существенных и несущественных признаков; группируют
персонажи.
К о м м у н и к а т и в н ы е : понимают возможность различных позиций других
людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в
общении и взаимодействии.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
– Пожелайте удачи друг другу.
II. Актуализация знаний.
А н а л и з р и с у н к о в . П е р е с к а з отрывка из сказки.

III. Постановка проблемы.
– Прочитаем авторский текст на с. 80 до конца. (Читают.)
– Давайте определим план нашего урока исходя из вопросов и заданий
учебника и запишем его на доске.
П л а н :
1) найти «сказочные приметы»;
2) перечитать концовки сказок;
3) самим сочинить сказку.
IV. Открытие детьми нового знания.
– Почему брат и сестра оказались сильнее чар злой старухи?
Отвечаем на вопрос, выполняя задание 6 в тетради на с. 11.
– Почему «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» – сказка?
Запишите ее сказочные приметы.
С л о в а р н а я р а б о т а .
Чары – волшебство, колдовство.
Примета – отличительное свойство, признак, по которому можно узнать
кого­либо, что­либо.
V. Первичное закрепление.
– Прочитаем концовки сказок из учебника:
? «Иван – крестьянский сын и чудо­юдо» (с. 18);
? «Мороз Иванович» Одоевского (с. 51);
? «Серебряное копытце» Бажова (с. 64).
– У сказок разные концовки, вы это услышали. Попробуйте их разделить на
группы.
1 ­ я г р у п п а . В нее входят сказки, у которых в концовке как­либо
подводится итог, эти концовки заставляют задуматься.
2 ­ я г р у п п а . Шутливые, комичные концовки.
3 ­ я г р у п п а. В концовке объясняется, откуда появился какой­либо
предмет, почему произошло какое­либо событие.
МЯЧ ПОДСКАКИВАЕТ ВВЕРХ…
Мяч подскакивает вверх.

Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Тише, тише, мяч устал,
Прыгать мячик перестал
И под парту закатился.
(Ходьба на месте.)
Ну и мы за стол садимся.
(Садятся за парты.)
УПРАЖНЕНИЕ «ШАРИК»
Учитель предлагает детям представить, что они – воздушные шарики. На счет
1–4 дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет
1–8 медленно выдыхают.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
– Перечислите героев сказки. Распределите героев сказки по группам
(тетрадь, з а д а н и е 5, с. 11).
– Кто вам понравился больше других? За что? Расскажите.
– Как было наказано зло в сказке?
VII. Повторение пройденного.
– Прочитайте з а д а н и е 4 в учебнике на с. 81.
– Какие сказочные герои будут в сказке?
– С каких слов начнется сказка?
– Чем закончится?
VIII. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового вы узнали о сказках?
О ц е н к а своей работы на уроке.
Домашнее задание: выучить концовку сказки наизусть от слов: «Надел я на
ноги…» и до конца (с. 80).

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» (литовская сказка) 3 урок.

Цели:

  1. 1. Повторить жанр литературы: сказка, ее виды, признаки.
  2. 2. Учить давать характеристику персонажам сказки.
  3. 3. Учить строить предложения.
  4. 4. Учить читать по ролям, передавая характер героев интонацией.
  5. 5. Развивать творческие способности обучающихся.
  6. 6. Воспитывать любовь к чтению, уважение и почтение к родителям и другим людям.

Оборудование: Карта Литвы, карточки со словами, рисунки детей.

— На уроках литературного чтения с каким жанром литературы мы познакомились?

— Прочитайте фразы из сказок про себя. Догадайтесь, кто говорит эти слова и из какой сказки герой. А теперь закройте глаза, представьте этого героя мысленно. Попробуйте прочитать слова выразительно, как говорит персонаж сказки. /Сказки: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», Одоевский «Мороз Иванович»/

2. Подготовительный этап.

— Какие это все сказки?

— А с какой сказкой знакомились на последних уроках?

— Кто же написал эту сказку? ( литовский народ)

— Для кого написана сказка?

— Давайте посмотрим на карту и узнаем где живет литовский народ, где живут дети и , возможно, брат Золотой Хохолок и сестра Золотая Коса.

— Возле Балтийского моря расположены страны: Латвия, Эстония, Литва. Все вместе – Прибалтийские государства. Как называется народ, который проживает здесь?

Эстония эстонцы кто живёт в государствах?

Читайте так же:  Подавилась народная примета

— У каждого государства, как в России, свои традиции, культура, язык, песни, национальные костюмы, сказки.

— Мы прочитали одну сказку, но вы можете доказать, что это сказка?

— Раз есть зачин, прочитайте с чего она начинается? (жили..)

— А в русской сказке, обычно, какой зачин?

— Какие признаки сказки еще увидели? (сказочные герои, сказочные предметы)

— Почему детей так назвали?

— Какие признаки сказки еще выделить можете? (события трижды повторяются)

— В этой сказке есть борьба, каких сил? (добро и зло)

— Что в сказке еще является доказательством ее признаков? (концовка)

— Прочитайте концовку вслух (назовите страницу, абзац)

— А как заканчиваются русские сказки?

3. Этап усвоения новых знаний.

— Кто из персонажей является в сказке добрыми силами?

— В какой семье воспитывались дети?

— Какими они были?

смелые бесстрашные послушные почтительные

добрые к людям внимательные заботливые

— Как вы думаете, какой Закон Божий дети всегда помнили? (почитай отца твоего и мать твою)

— Кто в сказке олицетворяет зло? (старуха)

— С чего началось, что старуха стала злиться? Найдите в тексте объяснения.

— Да, верно. Невзлюбила она невестку, т. к. та была бедной девушкой, а сын – знатного роду.

— Кем ей приходились дети? (внуки)

— За что же она невзлюбила их и решила извести? (мстила невестке)

— Какую Божью Заповедь она забыла? (не навреди, не убей)

— Как старуха решила отомстить? (посылала на гору…за…)

— Как она разговаривала с братом и сестрой, чтобы они ничего не заподозрили? (ласково, заискивающе)

— Что бы вы могли посоветовать бабушке, чтобы она забыла свой гнев, злобу? ( помолиться, покаяться, помириться с внуками, попросить у них прощение, т.д.)

— Какой мы видим старуху?

злая жадная мстительная коварная лгунья

— Найдите часть в тексте, где старуха пришла к детям и завела с ними беседу. Читать будем по ролям. Не забывайте характер детей, а значит как нужно читать слова брата и сестры? А как разговаривает бабушка с ними?

— Характеристика на доске поможет вам при чтении.

— Три раза хотела злая старуха извести и погубить внуков, но ничего у нее не получилось. Кто победил? Как отблагодарили Добро? ( дети нашли родителей)

— Что со злом произошло? ( наказано)

— Как? ( почернела старуха от злости)

— Чему учит сказка? ( не злись, не навреди другим, т.д.)

— Сказка ложь, да в ней намек…

— В жизни пригодится знание этой сказки.

5. Этап закрепления знаний

— У вас на партах лежат карточки с пословицами. Прочитаем их и попробуем объяснить их смысл.

1. Кто родителей почитает, того Бог не забывает.

2. Кто добро творит, тому зло не вредит.

3. Тот не унывает, кто на Бога уповает.

4. Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом.

— А сейчас посмотрим выставку рисунков ваших. В рисунках видно, что победило Добро? Молодцы, все постарались.

6. Этап объяснения выполнения домашнего задания

— Научитесь пересказывать сказку. Творческое задание: придумайте свою сказку о мудрости, о теплоте взаимоотношений в семье, взаимовыручке.

— В сказках всегда так говорится: «По делам и награда будет». Хозяйка Медной горы гостинец вам выслала в шкатулочке за вашу работу, ответственность, рассудительность, активность.

урок литературного чтения «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая коса»
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
eto_skazka.pptx 1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

СКАЗОЧНЫЕ ПРИМЕТЫ: 2. Наличие волшебных героев, предметов 3. Троекратный повтор 4. Волшебные события 5. Особые слова, выражения 1. Сказочный зачин

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация рассчитана на учащихся 1 класса. Она знакомит с автором русской версии сказки и итальянской. В презентации представлены портреты авторов. Разбирается лексическое значение слов.

Викторина проводится на уроке литературного чтения во 2 классе по программе «Школа 2100». Применение интерактивной викторины развивает познавательный интерес, умение работать с текстом во время чтения.

Материал предназначен для ознакомления детей со странами Балтики, их городами и костюмами.Вступительный показ к уроку поможет сформировать у ребят представление о жизни и быте народа Литвы и др.стран.

Презентация к уроку литературного чтения по теме: «Сказка о Золотом петушке» А.С. Пушкина поможет повысить познавательный интерес обучающихся.

Дети очень любят сказки.Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина » Сказка о золотой рыбке».

Урок литературного чтения по теме:»«Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» — это сказка.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выбранный для просмотра документ #U041b#U0418#U0422#U0420#U04102.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок литературного чтения.

Выбранный для просмотра документ #U041e#U0442#U043a#U0440#U044b#U0442#U044b#U0439 #U0443#U0440#U043e#U043a #U043f#U043e #U043b#U0438#U0442-#U0440#U0435 2 #U043a#U043b#U0430#U0441#U0441.doc

Тема урока: «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» — это сказка.

Урок по литературному чтению 2 класс

по учебнику Р.Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой

Тема: «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» — это сказка.

1. Учащихся должны

знать содержание сказки «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»;

знать, какое литературное произведение мы считаем сказкой;

знать не менее 4 «сказочных примет»;уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.

устную речь и желание читать;

умение вести наблюдения и выражать свои мысли убедительно, опираясь на доказательства;

самооценку своей деятельности на уроке и всего класса.

навыки групповой и коллективной деятельности.

уважение к народным традициям;

неприятие зла (зло должно быть наказано);

любовь и бережное отношение к членам семьи, желание помочь близкому человеку;

желание походить на положительных героев сказки.

карточки с заданиями;

«волшебные» предметы(колобок, шкатулка

компьютер, интерактивная доска, презентация.

чтение скороговорок, меняя громкость;

чтение скороговорок, меняя темп;

выполнение упражнений для развития моторики рук, вовремя чтения скороговорок.

б) блиц контроль скорости чтения и понимания текста (в двух вариантах)

Японцы берегут свою культуру. В этой стране тщательно сохраняют всё, что связано с её историей. С почтением относятся японцы и к природе. Например, священной считается самая гора Японии Фудзияма. Почестей удостоился и маленький мостик через речушку Нихонбаси. Ведь на этом мостике лежит географический центр Японии.

да нет

в Москве в Токио

«Ёжик в Токио»

«Ёжик в тумане»

«Ёжик в Пензе»

Отметь правильный ответ:

Берегут . Забывают .

Он самый большой

Тут лежит центр страны

II. Актуализация знаний

— Как называется произведение, над которым мы работаем? ( «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса».) Появляется 1 слайд.

-Кто автор? (литовская народная сказка)

-Как ещё называют этот народ? Почему? (Прибалтийский народ, так как живут у Балтийского моря).

— Как называются коренное население ЯНАО? Почему? (Северяне, так как живём на севере).

К какому литературному жанру относится произведение «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»?

По каким признакам мы это узнаем? (У сказок есть приметы)

ІIІ. Постановка учебной задачи

— Кто из вас любит сказки?

— А давайте, превратим наш урок в сказочный? Как?

Построение проекта выхода из затруднения

-С чего начнём? (Вспомним сказочные приметы).

Подбираем волшебные предметы

Около доски качу колобок

Дети: катись, катись колобок,

Мимо острова буяна

Прямо к нашему экрану…(Появляется 3 слайд).

Стоит терем — теремок (Дети: ШКОЛА)

А живут в нем (Дети: ученики )

И отправились они в сказочное путешествие. Зачем? (Дети: вспомнить сказочные приметы. Доказать, что «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» — сказка).

Пожелаем друг другу удачи. (хлопки в ладоши друг другу с соседом по парте).

Наблюдения над жанровыми особенностями сказки.

Шли они, долго ли мало. Вдруг на их пути возник камень.

Знаешь содержание сказки, иди налево;

Можешь распределить героев сказки по группам, иди прямо;

А если можешь доказать, что «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» — сказка, то иди направо.

1. Выбор задания по желанию. Формирования групп. Работа в группах.

3. Самооценка учебной деятельности.

Упражнение в выразительном чтении.

Мы долго шли, трудились, устали. Давайте отдохнём. А наш колобок находится рядом с дубом, а на нём сова, что это у неё? (волшебный карандаш).

Да она хочет нам помочь. 6 слайд.

Поляна волшебная, уйти можно только тогда, когда выразительно прочитаешь 5 часть сказки.

Подготовка к выразительному чтению:

Откройте страницу 70 учебника. Просмотрите глазами.

— Сколько героев действует в 5 части?(3)

— Кто? (Злая старуха, брат, автор)

— Как вы будете читать слова старухи? ( Скрытая ненависть, фальшь в голосе)

— Почему, обращаясь к детям, старуха всегда ласкова? (скрывает свои чувства, чтобы ей поверили)

— Как автор к ней относится?

— Как должны прозвучать слова мальчика? (Сначала с нетерпением и любопытством, а потом – твёрдо, решительно).

Выразительное чтение 5 части.

Оценка детьми учебной деятельности одноклассников.

Молодцы, справились и с 1 и со 2 заданием.

— Сколько ещё у нас заданий? Почему? (три, троекратный повтор)

А перед нами шкатулка. А в ней пергамент. Кто прочтёт? (Перескажи сказку).

Пересказ сказки.

Мы сегодня будем пересказывать сказку подробно и кратко.

а) перелистайте сказку вспомните, что за чем идет;

б) прочитайте свой план в тетради;

в) какую часть плана можешь подробно пересказать?

3. Пересказ.

4. Оценка учащимися.

а) Определи главную мысль каждой части;

б) краткий пересказ – устное короткое изложение своими словами, самого главного;

в) предложений и слов должно быть немного.

Вывод: как сказку интереснее слушать? (Подробно) Почему? Почувствовать красоту, богатство языка.

Мастера сказочники могли рассказывать одну сказку несколько вечеров, настолько богата была их речь.

— А когда может пригодиться краткий пересказ? (напомнить кому–то сказку, заинтересовать)

Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Сочинить волшебную сказку, нарисовать рисунок к самому главному моменту вашей сказки

-Какую задачу ставили?

— Удалось ли решить задачу?

— Как по- вашему, чем должно закончиться наше путешествие? (ответы учащихся)

Что нового узнали о сказках?

— Над чем ёще надо поработать?

рабочая тетрадь к учебнику « Литературное чтение» 2 класс

учебник «Литературное чтение » 2 класс. Под редакцией Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Москва Баласс 2009г

Методические рекомендации для учителя «Уроки литературного чтения » во 2 классе / Под редакцией Е.В. Бунеева, О.В. Чиндиловой, М.Я. Яковлевой.

Программа курса «Литературное чтение » 2 класс «Маленькая дверь в большой мир » Под редакцией Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронин Москва Баласс 2008г.

«Деятельностный метод обучения 1-4 классы». Авторы И.Н.Корбакова, Л.В. Терешина. Учитель 2010г

«Тренажёр по чтению» для отработки техники чтения и понимания текста М.В. Беденко, А. Н. Савельев., ООО «5 за знания», 2007г.

Выбранный для просмотра документ Знаешь содержание сказки.doc

Знаешь содержание сказки?

Найдите и прочитайте строки, которыми можно подписать иллюстрации к сказке.

Распредели героев сказки по группам.

Рабочая тетрадь страница 11 № 5.

Можешь доказать, что «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» — сказка?

Рабочая тетрадь страница 11 № 6.

Перескажите сказку подробно и кратко.

Выбранный для просмотра документ задания.doc

2. Японцы берегут свою культуру. В этой стране тщательно сохраняют всё, что связано с её историей. С почтением относятся японцы и к природе. Например, священной считается самая гора Японии Фудзияма. Почестей удостоился и маленький мостик через речушку Нихонбаси. Ведь на этом мостике лежит географический центр Японии.

В Пензе, на центральной площади, поставлен памятник герою. Это не человек и даже не настоящее животное. Это – герой мультфильма «Ёжик в тумане» На между- народном фестивале в Токио этот мультфильм был признан «лучшим фильмом всех времён и народов».

2 . Японцы берегут свою культуру. В этой стране тщательно сохраняют всё, что связано с её историей. С почтением относятся японцы и к природе. Например, священной считается самая гора Японии Фудзияма. Почестей удостоился и маленький мостик через речушку Нихонбаси. Ведь на этом мостике лежит географический центр Японии.

В каком городе стоит памятник ёжику?

в Москве в Токио

Герою, какого мультфильма поставлен памятник?

Как Японцы относятся к своей истории?

Берегут . Забывают .

Почему японцы чествуют мостик Нихонбаси?

Отметь верный ответ:

Проводятся ли международные фестивали мультфильмов?

«Ёжик в тумане»

Как Японцы относятся к своей истории?

Берегут . Забывают .

да нет

в Москве в Токио

«Ёжик в Токио»

«Ёжик в Пензе»

Отметь правильный ответ:

гора город мостик

Он самый большой

Тут лежит центр страны

Номер материала: ДВ-101879

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Не нашли то что искали?

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Конспекта урока тема урока: Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ПЛАН – КОНСПЕКТА УРОКА

Тема урока: Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса».

Семинько Ольга Николаевна

Место работы МКОУ Доволенской СОШ №2

Должность – учитель начальных классов

Предмет – литературное чтение.

Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках». Урок 18.

Литературное чтение «Маленькая дверь в большой мир»

Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. «Баласс» 2011 г

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

– Учить составлять план.

Тип урока . Урок работы с текстом.

Форма работы учащихся – фронтальная.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: мультимедийный проектор, компьютер, наглядное пособие- карта

Структура и ход урока.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

?. Актуализация знаний.

— Проверка домашнего задания.

— Упражнение на распознавание народных и авторских сказок

Два учащихся работают, остальные проверяют.

II. Чтение авторского текста на с. 65

Дети читают отрывок по ролям.

Национальные костюмы латвии

Учитель показывает море и страны Балтии на карте. Рассказ о литовцах.

II . Развитие умений.

Работа с текстом литовской сказки.

1. Работа с текстом до чтения .

2. Первичное чтение первых трёх частей .

Сказка читается по абзацам

3. Выявление первичного восприятия.

1-ю и 2-ю части дети читают друг другу (работа в парах), 3-ю часть читают самостоятельно про себя.

4. Работа с текстом после чтения .

Находим признаки сказки.

5. Повторное чтение текста с целью составления плана:

Работу в парах Озаглавливают части и записывают заголовки в «Тетради по литературному чтению» (с. 10, задание 3). .

6. Проверка самостоятельно составленного плана .

Вопросы к ученику, озвучившему план (начало формирования алгоритма самооценки

?V. Домашнее задание.

Пересказ 1–3-й частей сказки с опорой на план.

Приложение к плану-конспекту урока

_ Тема урока: Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса».

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (стр. 8 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2 в класс (2020-2020 учебный год)

Часть 1 Раздел 1. «Там на неведомых дорожках»

Работа с литературо-

ведческими терминами и словарная работа.

Мультимедийные материалы к уроку

Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы.

Б. Заходер «Моя Вообразилия», «Сказочка».

Уметь ориентироваться в учебной книге, находить произведения близкие по жанру, пробудить фантазию, создать условия для эмоционального восприятия

Работа над выразительным чтением с элемента-

Обеспечить восприятие произведений через выразительное чтение вслух.

Вообразилия, салочки, кудесник.

Заходер «Моя вообразилия», «Сказочка» — клип

Нарисовать свою страну Вообразилию, придумать о ней небольшой рассказ

Мир сказок нашего детства.

М. Цветаева «В субботу»,

Уметь сравнивать настроения и чувства поэтов, открывать для себя многообразие мира.

Литературное чтение с элементами анализа

Обеспечить понимание смысла прочитанного. Учить определять чувства и настроение в стихотворении

Лирическое настроение, лирический герой.

Пересказ отрывка из любимой народной сказки

Мы читаем сказку.

Русская народная сказка

Сравнительная характеристика героев. Герои положительные, отрицательные, нейтральные.

Обеспечить целостное восприятие сказки и понимание прочитанного.

Сказка – жанр устного народного творчества. Устаревшие слова.

Государство, купец, дядька, названый, якорь, ставить паруса, кручина, наречённый, именины, обвенчаться.

Выписать и объяснить устаревшие слова

Законы волшебной сказки «Царь-девица»

Литературное чтение с элемента-

ми анализа текста.

Обеспечить глубокое понимание смысла сказки через сравни-

ку героев. Изменить

4-ю часть сказки.

Персонаж. Нейтральные персонажи.

Фразеологический оборот «За тридевять земель»

Нарисовать иллюстрацию к сказке, прочитанной летом

Книги, прочитанные летом. Внеклассное чтение.

Формирование потребности общения с книгой; в чтении книг для себя, желания обсудить прочитанное.

Прививать интерес к чтению. Развивать устную речь учащихся.

Обложка, титульный лист, содержание, автор, жанр произведения.

Мы читаем сказку. П. Ершов «Конёк-горбунок».

Нахождение слов, выражений, которые используют авторы для изображения действующих лиц; умение подбирать синонимы к устаревшим словам-архаизмам.

Объяснительное чтение 1 части сказки

Обеспечить восприятие сказки. Работа над пониманием значения каждого отдельного слова; семантизация незнакомых слов.

Авторская сказка. «Сказочные приметы»: присказка, зачин, концовка, волшебные герои, волшебные события, троекратный повтор

Выразительное чтение строфы из 2 части (по вариантам)

Сказочный мир Ершова (сказка «Конёк-горбунок»)

Выучить отрывок наизусть.

Объяснительное чтение 2 части сказки.

Обеспечить восприятие сказки.

Дозор, сенник, краюшка, хребет, вершок, рогожа, проказа, мирянин, косогор, верста.

П. Ершов «Конёк-горбунок» Приметы волшебной сказки.

Подробный пересказ сказки.

Объяснительное чтение с элементами рассказывания.

Осмыслить идею сказки через характеристику героев.

Положительные и отрицательные герои. Герои-помощники. Нейтральные персонажи.

Вопрос № 3 после сказки в учебнике

«Добрым молодцам урок» «Сказка о рыбаке и рыбке»

Развивать умение составлять рассказ об одном из героев по плану; определять идею сказки.

Обеспечить целостное восприятие и понимание текста.

Устаревшие слова. Идея сказки.

Дочитать сказку до конца

Герои сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»

Эвристическая беседа с элементами пересказа и рассказа.

Обеспечить понимание авторского замысла.

Характеристика героев. Жанровые особенности.

Сделать золотую рыбку (из любых материалов), загадать желание, оформить

Авторская сказка «Сказка о рыбаке и рыбке»

Уметь сознательно выбирать и читать наизусть понравившийся отрывок.

Творческая работа «Чтобы я попросил у рыбки»

Обеспечить условия для творческого переосмысления прочитанного.

План, творческая работа.

Фразеологические обороты: «Садиться не в свои сани», «Быть на посылках».

Выучить наизусть любой отрывок из сказки

В мире сказки. Просмотр и обсуждение мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

Расширить представление детей о литературных героях.

Образ сказочного героя.

м/ф Сказка о рыбаке и рыбке

От сказки народной к сказке авторской. В. Одоевский «Мороз Иванович».

Уметь сравнивать художественные образы через их отношение к окружающим, характеры, абстрагировать наблюдения и заносить в таблицу. Уметь создавать свой вариант сюжета.

Развивать умения делить текст на части, учиться самостоятельно озаглавливать части.

Познакомить с содержанием сказок авторской и народной.

Сравнительная характеристика сюжетов, героев.

Придумать 2 вопроса по сказке

В. Одоевский «Мороз Иванович»

«Какова работа – такова и награда»

Литературное чтение с элементами эвристической беседы»

Обеспечить понимание смысла прочитанного.

Фразеологический оборот «Совесть зазрит»

Образы девочек в сказке.

Обучать составлению плана из цитат и развивать речь учащихся.

Цитата. Цитатный план. Подробный пересказ.

Просмотр и обсуждение м/ф «Мороз Иванович»

Учить составлять высказывания по увиденному

м/ф Мороз Иванович

Жил-был мастер сказки сказывать. П. Бажов «Серебряное копытце»

Уметь составлять план к одной из частей сказки и составлять сжатый пересказ с использованием устного рисования.

Обеспечить целостное восприятие текста. Учить высказывать свое отношение к прочитанному

Найти и подчеркнуть слова и выражения, доказывающие, что Бажов хорошо знал язык народа и умело использовал его

Кому открываются сокровища земли. П. Бажов «Серебряное копытце»

Учиться находить отличия между сказкой и сказом.

Эвристическая беседа с элементами пересказа.

Освоить смысл сказки. Развивать умение формулировать основную мысль текста.

Контраст. Особенности речи героев.

м/ф «Серебряное копытце»

Мы читаем сказку. Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»

Уметь предвидеть ход событий в произведении, составлять план.

Учить пересказывать сказку подробно и сжато.

Озаглавливание 1-3 частей, пересказ.

Развивать навыки самостоятельного формулирования вопросов.

Пересказ 1-3 части (по вариантам)

Добро побеждает зло. Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса». Характеристика героев.

Объяснительное чтение 5, 6, 7. 8 частей.

Обеспечить понимание прочитанного.

Герои, их характеры. Чтение по ролям.

Р. т. стр. 10 № III. 4

«Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»- это сказка

Уметь находить сказочные приметы и подтверждать примерами из текста.

Обеспечить понимание жанровых особенностей сказки.

Элементы сказки. Жанр.

Найти другие варианты сказочной концовки

Всех скороговорок не перескороговоришь

Уметь отличать скороговорку от других жанров У. Н. Т.

Урок-практикум. Произносим, сочиняем скороговорки.

Обеспечить освоение материала через практическую деятельность.

Р. К. костромские скороговорки.

Выучить 3 скороговорки

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1по теме «Там, на неведомых дорожках»

Уметь находить общее в сказках раздела. Уметь строить высказывания.

Уметь выполнять несложные тестовые задания самостоятельно.

Обобщение проверка знаний по разделу. Игра-путешествие.

Актуализация изученного, углубление и проверка знаний и представлений по теме.

Уточнение понятий, жанры У. Н. Т., жанровые особенности.

Обобщающий урок «Там на неведомых дорожках» 2 класс

Принести на урок сказки Ш. Перро, Андерсена, Гримм и др. Пересказ самого интересного эпизода.

Мир волшебных сказок.

Урок внеклассного чтения.

Уметь ориентироваться в книге, строить высказывания.

Урок внеклассного чтения. Свободная беседа. Пересказ.